Кто автор баллады светлана. Жанр литературной баллады

Отрасль романтизма достаточно развита в русской литературе. Множество авторов писали свои стихотворения, баллады и элегии в стиле романтизма. К ним относится и всем известный В.А. Жуковский. Автора можно отнести к людям – мечтателям и романтикам. Поэтому, мотивы сна очень популярны в его творениях.

Одной из таких творческих работ является баллада «Светлана». Ее смысл скрывает в себе двоемирие – мир настоящий и мир сна. Так как большинство баллад отражает особый интерес к фантастике и мистики, «Светлана» также наделена таким интересным подтекстом.

Начало стихотворения достаточно светлое, как и само название баллады. Начиная перечитывать первые строки баллады, мы сразу же окунаемся в мир ворожбы, волшебства и гаданий.

Действие разворачивается в крещенский вечер, когда большинство молодых девушек проводят обряды гадания и пытаются увидеть лица своих возлюбленных. И тут, мы переносимся в мир сна, что собственно и свойственно для баллад.

Мы, вместе с главной героиней попадаем в мертвый мир. Светлана находится в поисках своего жениха, она ждет с ним встречи. Но, как выясняется дальше, он мертв и престает перед ней именно в этом облике.

В это время нас переполняют чувства ужаса, тревоги и страха. А как подробно автор пытается описать жуткую скачку с женихом. Просто мурашки по коже. Читатель не сразу понимает, что вокруг него происходит.

Кто-то невидимый окликает девицу в путь, кто-то бродит рядом с «яркими глазами». Далее, сцена меняется. Мертвый жених пропадает, а Светлана оказывается перед избушкой, внутри которой стоит гроб. Единственное, что помогло и спало Светлану – это душевная молитва. Именно вера указывает главной героине правильный путь, и она спасается.

Девушка просыпается и понимает, что это был сон про один из ее самых сильных страхов. Она возвращается к свету и теплу, она встречает своего жениха – целого, здорового и невредимого.

Мир стихотворений Жуковского настолько интересен и непредсказуем. В основном, его работы наполнены добром и светом. Даже, если он и погружает читателей в страх и ужас, у нас всегда есть возможность выбраться к свету.

Василий Жуковский
Светлана
(отрывок)

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.............

Читает В.Коршунов

В. А. Жуковский считается одним из отцов русского романтизма.
Благодаря его замечательным переводам, отечественным читателям
стали известны творения европейских романтиков. В 1808 году
Жуковский перевел балладу немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора»,
переименовав главную героиню в Людмилу. Перевод имел успех,
но Жуковский продолжал разрабатывать немецкий сюжет, все больше
приближая его к русской действительности. В 1812 году поэт
закончил одну из самых знаменитых своих баллад - «Светлана».
Созданная по мотивам произведения Бюргера, «Светлана», безусловно,
может считаться оригинальным творением Жуковского.
В «Светлане» используется традиционный для романтической
поэзии сюжет. К одинокой невесте после долгой разлуки возвращается
жених. Он приглашает деву в дальний путь, и она пускается
в странное путешествие. Темная ночь, свет луны, пустынное кладбище,
зловещие слова жениха - все предвещает какой-то страшный
конец. В финале выясняется, что жених - это оживший, чтобы забрать
с собой в могилу невесту, мертвец, и дева погибает вместе
с ним. В отличие от «Людмилы», в которой Жуковский точно воплотил
страшный и безнадежный сюжет, «Светлана» - произведение
радостное, несмотря на присутствие в нем загробной жизни. Героиня
баллады оказывается наедине с женихом-мертвецом, но вдруг...
просыпается и встречает при свете дня благополучно вернувшегося
возлюбленного. Если в «Людмиле» мистика пронизывает все содержание,
то «Светлана» достаточно реалистична, и страшное в мире
этой баллады может только присниться.
Жуковский максимально приближает содержание «Светланы»
к русской жизни. Обратим внимание на типичное русское имя героини.
Сейчас им никого не удивишь, но оказывается, придумал его Жуковский.
Придумал настолько удачно, что из литературы имя пришло
в жизнь. Первые же строчки баллады напоминают нам о русской
народной традиции гадать накануне Крещения. Жуковский
перечисляет национальные способы гадания: бросание за ворота
башмачка, «прополку» снега, кормление курицы «счетным» зерном,
«подблюдные» песни, заглядывание в зеркало в полночь. Эти подробности
сближают романтический сюжет с русским фольклором.
Баллада - это повествование о чем-то «чудесном». Жуковский
мастерски создает волшебную атмосферу, хотя в финале иронично
замечает о своей балладе:
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Но в начале повествования мы не знаем, что происходящее - лишь
сон героини. Светлана молится о том, чтобы вернулся ее возлюбленный.
В полночь, во время гадания, жених неожиданно появляется
и зовет Светлану венчаться. Она соглашается, и начинается страшное
путешествие. Кони несут сани с женихом и невестой по ночным
заснеженным просторам, возлюбленный Светланы молчит и «глядит
на лунный свет, бледен и унылый». Кони проносятся мимо одинокого
храма, в котором идет отпевание. Начинается метель:
Снег валит клоками,
Черный ворон, свистя крылом,
Вьется над санями...

Финал стихотворения приподнят и торжествен. Солнечный свет,
крик петуха, звон колокольчика - все резко контрастирует с мрачным
сном. Автор прямо обращается с пожеланием ей счастья:
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
Композиция баллады позволяет Жуковскому добиться реалистического
эффекта. Страшный сон находится в «жизненной» рамке,
полной достоверных подробностей. Светлые и мрачные образы поэт
создает при помощи таких художественных средств, как эпитет,
олицетворение, параллелизм. В реалистической части баллады эпитеты
в основном радостные: «звонкий», «статный», «сладостный», «милый
». Мрачное настроение сна передается эпитетами: «унылый»,
«одинокий», «черный», «страшный». Природа предстает в произведении
одухотворенной: жалобно кричит сверчок, зловеще каркает ворон,
радуется дню петух. Прием параллелизма помогает автору ярче
отобразить состояние героини: душевное смятение Светланы подчеркивается
снежной бурей, ее радость - солнечным светом.
В основе содержания «Светланы» лежит немецкая баллада.
Однако можно смело читать произведение Жуковского самостоятельным.
Используя романтический сюжет, автор создает глубоко национальное
творение, близкое к фольклору. Безнадежная мистика превращается
в страшный сон, и на первое место выходит жизнеутверждающее
начало. Наверное, Жуковский так долго перерабатывал
немецкую балладу, потому что обладал светлым взглядом на мир
и хотел передать его своим читателям.

А. А. Воейковой

В. Жуковский. Светлана

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Тёмно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися... и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться – следу нет...
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло... вьюги нет...
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится...
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье...
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье...
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом...
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь – на лбу венец,
Затворёны очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко... но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами...
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась...
Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг ее – мертвец!
Ax!... и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он –
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!

---------------–

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо – бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Малогрибановская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района

Воронежской области

Конспект урока

по литературе по теме:

« Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МКОУ Малогрибановская СОШ

Черниговская О.А.

Класс: 6

2015 год

Тема. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Цель :

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Литература. 6 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях автора-составителя Г.С.Меркина (М.: «Русское слово», 2015)

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт, которого литературоведы называют отцом русского романтизма. Известность пришла к автору вначале как к переводчику известных произведений европейских романтиков. В 1808 г. Жуковским была переведена баллада немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», только главная героиня получила имя Людмила. Перевод имел большой успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.

Над написанием баллады «Светлана» Жуковский задумался в 1808 году и только в 1812 году она была закончена.

2. Беседа с учащимися.

Вспомним, что такое баллада? (Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера ).

Перечислите виды баллад. (Виды баллад: героические; бытовые; любовные).

III. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана».

    Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Слово учителя.

Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады «Ленора».

«Светлана» - самое задушевное произведение Жуковского. Оно было посвящено Саше Протасовой. Автор при создании баллады «Светлана» использовал романтический сюжет. В результате появилось национальное произведение, близкое к фольклору.

Жуковский, обладая светлым взглядом на мир, хотел передать его своим читателям в своей балладе.

3.Проверка домашнего задания.

Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя?

Светлана – русское имя, означает «светлая» и создает соответственное настроение. Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «свет».

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

Назовите антоним слову «свет». Какие ассоциации связаны со словом «тьма»?

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

4.Лексическая работа.

В тексте баллады встречаются слова, которые вышли из нашего употребления. Как они называются? (устаревшие слова)

Назовите устаревшие слова, которые встретились в произведении и объясните их значение.

(учащиеся называют слова «запона», «Зиждитель», «лоно», «паникадила», «перси», «провиденье», «тесовы», «фамиам», «ярый» и др.)

5. Беседа.

Когда происходит действие баллады? О чем мы узнает в самом начале произведения? Что это за народная традиция и что вы о ней можете рассказать?

Действие баллады происходит в «крещенский вечерок». Это время, когда молодые девушки гадали. Это народная традиция. И поэтому девушки собрались узнать о своем будущем, а именно о женихах и замужестве.

Что вы знаете о гаданиях? Как гадали девушки в балладе?

(ответы учащихся)

(«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»; «Снег пололи»; кормили «счётным курицу зерном»; «Ярый воск топили»).

Однако, интересным, хотя и, наверное, самым страшным являлось гадание с зеркалом и свечой, потому что зеркало ассоциировалось с потусторонним миром: темным и враждебным.

В балладе «Светлана» идет переплетение двух тем: темы «света» (счастья) и темы «тьмы» (несчастья). Сюжет произведения построен по принципу движения от тьмы к свету, от страшного ночного сна к солнечному утру.

Кто является главной героиней баллады? Что мы узнаем о ней?

(Главная героиня Светлана – молодая, романтическая девушка с русской душой. Жуковский стремился в ней изобразить национально-русский женский тип).

6. Выразительное чтение отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель».

О каких чертах характера Светланы мы узнаем из этого отрывка?

(ответы учащихся)

Героиня Жуковского находится в атмосфере народного деревенского быта, с теми праздниками, обычаями, гаданиями, которые существовали в то время. Он считает, что счастье героини зависит не от каких-то вмешательств реальных и нереальных, а от нее самой. Именно нравственные ценности, которые в ней заложены, способности к сопротивлению жизненным невзгодам и вера в благую волю Провидения, сделают ее счастливой.

7. Выразительное чтение от слов «Где ж?... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?»

Вспомните, что такое лейтмотив. Назовите в данном отрывке слова, которые являются лейтмотивом баллады.

Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки.

8. Слово учителя.

В данной балладе светлый мотив беспечной юности, которая радуется жизни, которая заглядывает в будущее, противостоит, противоположный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада носит драматичный характер. Её лейтмотивом является тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»

Какие два цвета преобладают в балладе и почему?

(ответы учащихся)

В произведении читатель оказывается в другом мире – мире мистики. С помощью какого литературного приема это происходит?

(Героиня погружается в сон).

Какие изобразительно-выразительное средства использует автор в своей балладе? Что такое антитеза? Считаете ли вы, что произведение построено на антитезе?

Является ли сон Светланы мистическим?

(ответы учащихся)

9. Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».

Цена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? (Для нагнетания страха) .

Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?

Какие образы помогают Светлане спастись?

(Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух).

Что такое кульминация произведения? Назовитие кульминационный момент баллады «Светлана».

Кульминация – это пробуждение Светланы.

10. Выразительное чтение отрывка «Что же твой, Светлана сон…» до конца баллады.

Стала ли героиня счастливой? Что помогло ей? Ответ найдите в тексе баллады.

(Вера в провидение помогла Светлане стать счастливой. Она искренне верила в счастье и оно пришло к ней).

Баллада Жуковского заканчиваетя оптимистично, а это противоречило всем законам данного жанра. Почему?

(ответы учащихся)

IV. Подведение итогов урока.

Жуковский, работая над балладой «Светлана», пережил разные чувства: и надежду, и разочарование.

И эти чувства проявились в произведении глубоким меланхолическим мотивом, который противостоит оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.

V. Домашнее задание.

2.Письменно ответить на вопрос: « Что сближает балладу Жуковского со сказкой?»

Оценка:____________________

Заместитель директора по УВР Суховерхова Е.В.

Рецензия на проведённый урок по литературе.

Урок разработан и проведён Черниговской Ольгой Александровной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, образование высшее, стаж педагогической деятельности – 15 лет.

Тема: Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана» (6 класс).

Это один из уроков, входящих в систему сценариев, разработанных учителем по разделу «Литература 19 века».

Цели данного урока:

выявить лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини;

развивать логическое мышление, исследовательские навыки;

воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

Урок проведен по четкому алгоритму. Шестиклассники легко воспринимают этот алгоритм. В его основе лежит работа воображения, обращение к ассоциативному – невербальному мышлению ребенка, к эмоциональной сфере его психики. Ученики работали на уроке очень активно, не скрывали своих эмоций, не боялись выражать свои мысли вслух. Ученики 6 класса весь урок занимались поисковой и исследовательской работой.

Учитель на уроке совершенно естественно, в процессе анализа поэтического текста говорил с детьми о важнейших проблемах реальной жизни, о добре и зле.

О высокой эффективности урока говорит эмоциональное выразительное чтение отрывков баллады учениками. Дети демонстрировали понимание поэтического текста и авторского замысла.

Черниговская О.А. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности учащихся. Урок литературы, проведенный О.А.Черниговской, представляет собой целостную систему.

Данный урок проведен на высоком методическом уровне.

Заместитель директора по УВР

МКОУ Малогрибановская СОШ _______________Суховерхова Е.В.

Сочинение

Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденъе.
В. Жуковский

Идея человечности, которую Василий Андреевич Жуковский пронес через всю жизнь, одухотворила и его лирику. Помня о неотвратимых утратах и ранах сердца, он поет взволнованно и даже патетически о любви к человеку.

При мысли великой, что я человек.
Всегда возвышаюсь душою.

Личность, по мысли Василия Андреевича, должна быть ежеминутно готова к участию и состраданию, потому что- “все в жизни к великому средство...” Гуманность окрыляет человека и поднимает его над низменным и прозаически тусклым существованием, ободряя его и помогая преодолеть жестокие удары судьбы. Многие стихотворения Жуковского увлекают читателя в волнующий мир, прекрасное “далеко”:

Иль Предчувствие сходило
К нам во образе твоем
И понятно говорило
О небесном, о святом?
Часто в жизни так бывало:
Кто-то светлый к нам летит,
Подымает покрывало
И в далекое манит.

Рядом с лирическими жанрами - элегией, посланием, песней и романсом - живет в творчестве поэта баллада.
Баллады Жуковского - это “театр страстей”, где до предела напряжены ситуации, где фантастика непосредственно вмешивается в судьбы персонажей, где чувства и настроения героев изменчивы, а поступки непредсказуемы. Людмила, героиня одноименной баллады, решается на бунт и защищает свою любовь, но неумолимый рок карает ослушницу:

Расступись, моя могила;
Гроб, откройся, полно жить;
Дважды сердцу не любить.

На стороне героини, преданной жениху, сила чувства и жажда счастья, однако судьба уготовила ей гибель:

О Людмила, грех роптанъе;
Скорбь - создателя посланъе;
Зла создатель не творит;
Мертвых стон не воскресит.

Но эта смерть воспринимается и самой героиней, и читателями как освобождение от земных страданий, воссоединение душ любящих, которых на земле разлучил рок. Воспринимается это все, скорее, как сказка, нежели трагедия.

Тихий, страшный хор завыл:
“Смертный ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец”.

Героиня другой одноименной баллады, Светлана, до смерти напугана страшным сном, но рок ее пощадил. В непонятной и вихревой атмосфере “метели и вьюги” героев охватывает душевное смятение, противоречивые переживания:

“Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне судьбина у мереть
В грусти одинокой...”

Герои его произведений стремятся убежать от преследующей их судьбы, противятся карающему их несправедливому року.

Два прибора на столе.
“Загадай, Светлана;
В чистом зеркале стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою...”

За всем этим Жуковскому видится непримиримое противоречие и противостояние вспыхнувшего чувства - общественным устоям, новой личной морали - омертвевшим этическим догмам. В его балладах осуждается корысть, низменные страсти, индивидуализм и эгоизм и воспевается невинность, чистота и душевная щедрость.

“Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышав ропот!”
Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
“Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки...”

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, Создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется...
Будь вся жизнь ее светла.
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Наперекор жестокому веку, Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. По желанию автора соединяются и расстаются влюбленные, страшное превращается в смешное, наказываются виновные - во всем царит принцип высокой человечности.

Отворяйся ж,
Божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты
Черпая сюжеты баллад в народном эпосе, там же, в народной морали он находит свой гуманизм. Для поэта важна была не столько русская основа его произведений, сколько национальное мировосприятие.
Яркое начало баллады “Светлана” стало не просто данью “лубочной” России, а опорой на национальные традиции.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
„За ворота башмачок.
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили...

Современные же читательницы воспринимают эти строки почти как “руководство к действию”.
Жуковский работает не только над “русскими”, но и над античными и средневековыми сюжетами баллад. При этом он стремится отыскать национальное, характерное в самом складе мышления героев и в общей атмосфере действия, не касаясь внешних примет эпохи, отвлекаясь от экзотики и декоративного фона.
Баллады Василия Андреевича познакомили Россию с европейскими народными преданиями. Поэт ввел в национальное художественное сознание множество неизвестных русскому читателю произведений. Это была большая работа, которая расширяла идейный и художественный кругозор русского общества, придавая нашей литературе еще не обжитый ею художественный мир.

Пал великий Ахиллес!
Машут фурии змиями.
Боги мчатся к небесам...
И карающий громами
Грозно смотрит на Пергам.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...