Кто не похоронен в петропавловской крепости. Из истории собора

Все лето на острове работные люди и солдаты осушали болото, вбивали сваи, насыпали вал, ставили укрепления и дома. Работа шла в неимоверно тяжелых условиях, спешили, ведь рядом находился грозный сосед — Швеция. Не все выдерживали каторжный труд и жизнь впроголодь. Сначала умерших хоронили где придется, затем появилось небольшое кладбище. Вскоре поставили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла. Пожалуй, в этот период чаще других служб в ней шли отпевания.

Несмотря на все трудности, город строился. Следуя грозному повелению молодого царя, в него потянулись из Москвы бояре и дворяне с семьями. Появились первые улицы, стали возводиться каменные дома. После Полтавской победы, когда опасность с севера практически миновала, город стал стремительно расти. же, получившая название по расположенному в ней собору, на Заячьем острове сохранилась, став форпостом Санкт-Петербурга со стороны Невы и местом заключения государственных преступников.

Трудно сказать, когда у Петра родилась идея поставить вместо ветшающей деревянной церквушки каменный собор, придав ему особую роль в жизни императорской фамилии. В мае 1712 года Петр, окруженный своими сподвижниками, заложил на месте снесенной деревянной церкви камень в основание нового собора. К строительству царь подошел основательно, выписал из Швейцарии архитектора Доменико Трезини, обеспечил его лучшими мастерами, да и денег не жалел.

Основные строительные работы были закончены за 8 лет. На собор установили часы-куранты, приобретенные за огромные деньги (около 45 тыс. рублей) в Голландии. А в 1723 году над собором взметнулся ввысь знаменитый позолоченный шпиль, ставший самым высоким архитектурным сооружением города (122,5 метра). Внутреннее оформление собора и создание иконостаса продолжилось после смерти Петра, завершившись в 1733 году, когда собор был освящен.

Петропавловский собор поражал современников размерами и богатством внутреннего убранства. Оформленные под мрамор пилоны, увенчанные капителями с золочеными херувимами, делят собор на три нефа, которые перекрывают крестовые своды. Их украшают расписные плафоны с фигурами ангелов. На сводах размещены 18 больших картин на сюжеты Нового Завета. У одного из пилонов оформлено царское место, которое во время богослужений занимал монарх.

Любопытно, что по распоряжению Петра в соборе были выставлены взятые в боях трофейные знамена и штандарты. Эта традиция была сохранена и после смерти Петра I. Кстати, флаг с адмиральского турецкого корабля, захваченный в Чесменской битве, Екатерина II в 1772 году торжественно возложила на гробницу создателя российского военного флота. Со временем в соборе накопилось значительное количество знамен, и в 1855 году архитектор Монферран создал специальные позолоченные деревянные тумбы, в которых трофейные штандарты разместили на стенах и колоннах собора.

Первое время собор был кафедральным, но уже четко обозначилось главное его предназначение — быть усыпальницей императорской фамилии. Первые похороны прошли еще летом 1708 года в старой деревянной церкви, когда в ней обрела вечный покой полуторагодовалая Екатерина, дочь Петра I. Эта могила была сохранена, а в 1715 году к ней добавились еще четыре. Сначала похоронили дочерей Петра Наталью и Маргариту, затем царицу Марфу, вдову царя Федора Алексеевича. Затем в строящемся соборе похоронили принцессу Шарлотту-Христиану Софию, супругу царевича Алексея.

С этого времени стало окончательно ясно, что теперь всех Романовых будут хоронить только здесь — в Петропавловском соборе. Раньше всех великих московских князей (начиная с Юрия Данииловича), а затем и царей (до Алексея Михайловича Романова) традиционно хоронили в Москве в Архангельском соборе. Правда, в послепетровские времена было одно исключение, в Архангельском соборе похоронили скончавшегося в Москве молодого императора Петра II.

При жизни Петра I в соборе прошло еще несколько похорон. В январе 1717 года был похоронен сын императора Павел. Летом 1718 года здесь же похоронили царевича Алексея Петровича, казненного по решению императора за подготовку государственного переворота.

8 марта 1725 года траурная процессия доставила в собор гроб с телом усопшего Петра Великого. Для погребения императора в соборе соорудили небольшую деревянную церковь, так как еще продолжались оформительские работы. В ней разместили под балдахином катафалк с гробом императора и гробом его дочери Натальи, умершей 4 марта. Летом 1727 года к ним добавился и гроб с телом императрицы Екатерины I, скончавшейся 6 мая. Земле тела Петра и Екатерины были преданы только в мае 1731 года по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. По свидетельству «Ведомостей» торжественное погребение «происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и Адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в преуготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел». Гроб с телом Натальи, видимо, был захоронен раньше.

Сам церемониал императорских похорон был частично разработан еще Петром I. Естественно, что православный чин предания тела земле был оставлен без изменений, а вот светская часть церемониала была во многом заимствованная из европейских традиций монарших погребений. Петр отказался от проведения монашеского пострига умирающего императора, который исполнялся в России веками. Было установлено, что по умершему монарху объявлялся траур на год, а по умершим великим князьям или княгиням — на три месяца. В этот период при дворе дамы должны были носить траурные черные платья, а мужчины — траурные повязки на рукаве.

Вступивший на престол император создавал для похорон своего предшественника «Печальную комиссию» из высших сановников государства, которая составляла роспись подробного церемониала похорон и после её утверждения занималась их подготовкой и проведением. В XVIII веке императоров хоронили на сороковой день после смерти. Этот срок нарушили только при похоронах Екатерины I. В XIX веке этот порядок похорон соблюдать перестали, как и традицию хоронить монарших особ в золотой короне.

По сложившейся традиции в соборе хоронили не только забальзамированные тела в герметично закрытых гробах, но и все, что было изъято из тела при бальзамировании. Причем, сердце и внутренности помещали в отдельные сосуды и захоранивали за день до официального погребения на дне могилы. Как правило, это происходило только в присутствии членов «Печальной комиссии» и духовенства.

Первый этап использования собора как усыпальницы императорской фамилии завершился в 1728 году, когда в нем похоронили дочь Петра I великую княжну Анну. После этого в течение 100 лет в соборе хоронили только коронованных представителей рода Романовых, от императрицы Анны Иоанновны до вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего старшего брата великого князя Константина Павловича. С этого времени в соборе снова стали хоронить близких родственников императора.

Естественно, что предназначение Петропавловского собора отразилось и на его деятельности. В нем совершались не все таинства: никогда не проводились крещения и венчания. Отпевали же только членов императорской семьи, иногда делая исключение для комендантов крепости, которых хоронили на небольшом кладбище рядом с собором.

Петропавловский собор

Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.

Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города - Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.

Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский", был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.

Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной - колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.

Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.

<...>Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты - активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.



Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя"
Картина „Моление Христа о Чаше"

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „...Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты... до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому - как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга..." В событиях мировой - Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.

На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.

Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)



Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.

В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей" того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел". Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.

После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.



В течение XVIII -первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.



Могила Петра I. Современный вид

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.

Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.

На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
<...>
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей - Александра II и Марии Александровны - на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита - орлеца (для Марии Александровны).



Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид

Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.



Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903

В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.

В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.



Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.



Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906

В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.

14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.

В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.



Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.

Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке". Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.



Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902

В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.

В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости". Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.



Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909

По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших".

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых

В последнее время общественность будоражит вопрос перезахоронения предполагаемых царских останков - на сей раз святого цесаревича Алексия и святой великой княжны Марии. Сторонники подлинности и, соответственно, захоронения данных останков в качестве основного аргумента ссылаются на т.н. записку Я. Юровского, согласно которой тела расстрелянных членов не были уничтожены, а захоронены в Поросенковом Логу под Екатеринбургом. У противников идентичности найденных останков также свои аргументы.

Но в связи с этими спорами встает вопрос еще об одной мрачной исторической тайне ХХ века.

Однако вспомним прежде дикую кампанию по уничтожению царских монументов, начавшуюся в 1918 году с памятника убитому от руки террориста в Кремле - тогда В.И. Ленин собственноручно накинул веревку на крест, а потом понукал своих товарищей, чтобы они тянули ее концы и скорее низвергли ненавистный ему монумент.

Стараниями большевиков на территории Советского Союза были уничтожены все памятники царю-освободителю Александру ΙΙ. Уцелел лишь тот, который оказался стоящим на уже зарубежной территории - в Финляндии. Что же касается его сына Александра ΙΙΙ, то единственный сохранившийся памятник ему, созданный П. Трубецким, был оставлен скорее в качестве… исторического курьеза.

Был уничтожен даже ряд памятников Петру Великому, в частности монумент, где он изображен как мастер-кораблестроитель. Те памятники царским особам, которые не были снесены (Медный всадник, памятники Николаю I, Екатерине II), сохранились лишь по настоянию наиболее здравомыслящих представителей интеллигенции и по причине их художественной ценности.

Все иконы и лампады были сняты с царских могил, уложены в ящики и отправлены в Москву

К варварским акциям относится и разграбление царских могил в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Но на этом мародерство не закончилось. Документов о вскрытии царских гробниц не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.

Вот слова профессора В.К. Красуского (Колтуши близ Санкт-Петербурга):

“На груди у Петра был большой золотой крест… Производилось изъятие ценностей из царских гробниц”

«Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: “Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц”.

Зная А.А. Красускую как очень серьезного ученого и человека, я не могу допустить мысли, что всё сказанное мне ею было основано только на слухах. Она могла сказать о вскрытии гробниц лишь то, что ей было хорошо известно» .

А вот что пишет доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову:

«У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I» .

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва):

“Гробница Александра I оказалась пустой: гроба нет, тела нет”

«Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова… мне известно следующее. Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой» .

Заслуживает внимания рассказ писательницы Надежды Павлович. Информацию о вскрытии царских гробниц передал ей племянник Урицкого Борис Каплун:

«В тот день Борис был взволнован: он только что с отрядом красноармейцев участвовал во вскрытии царских гробниц. “Зачем?” - спросили мы. - “Чтобы проверить слух, будто в царских гробах спрятаны царские сокровища”. В ту пору были случаи, когда, подражая старинным романтическим повестям, кое-кто устраивал фиктивные похороны, чтобы в нужный час достать “из-под земли” спрятанное богатство.

“Ну и что, нашли?” - “Нет, не нашли. Петр Великий сохранился лучше других - у него на пальце был бриллиантовый перстень, который мы думали снять для музея, но не решились”» .

До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное - встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения.

Описание

Продолжим нашу прогулку по Петропавловской крепости в сторону собора. По правую руку от нас находится одноэтажное здание Артиллерийского цейхгауза, которое было возведено по проекту военного инженера А. М. Брискорна в 1801 – 1802 годах, для хранения оружия и военного снаряжения. В 1865 году здесь было размещено Пожарное депо. В 1887 году в помещении цейхгауза устроили манеж для гарнизонных строевых занятий.
В наше время здание используется для выставок, часть его отведена под служебные помещения.
Напротив, находиться Инженерный дом, построенный в 1748 – 1749 годах на месте деревянных складов для хранения оружия (цейхгауза). Сначала помещения использовали под те же оружейные склады, позже в конце XVIII века здание стало - Инженерным деловым двором с цейхгаузами. В корпусах помещались чертежные мастерские, хранилище инженерных приспособлений, архив, часть была выделена под жилые покои семей низших чинов служащих.
Дальше перед нами предстанет Петропавловский собор с пристроенной к нему Великокняжеской усыпальницей. Но перед тем как выйти на соборную площадь, обратим внимание на камерную статую, восседающего на троне императора Петра Великого.

Памятник Петру Первому, работы художника и скульптора Михаила Шемякина, был установлен напротив Петропавловского собора 7 июня 1991 года. Интересна история создания памятника. В мастерской художника находилась копия посмертной маски Петра Первого, выполненной в XVIII веке зодчим Б. К. Растрелли. Идею же использовать эту маску в создании скульптуры подал Михаилу Шемякину его друг – Владимир Высоцкий. После смерти Высоцкого, художник в память о своем друге, создал этот оригинальный памятник Петру Первому.


Но вернемся к Петропавловскому собору.
При строительстве крепости, в ее центре, 12 июля (29 июня по старому стилю) 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла, был заложен деревянный храм, который в 1712 - 1733 годах был перестроен придворным архитектором Доменико Трезини, в каменный. Великий зодчий возводит собор, отступив от русских церковных канонов строительства, в европейском стиле, придав строению барочный архитектурный облик. Пристроенную к общему объему колокольню завершает золоченый шпиль с парящим на нем ангелом с крестом; венчает же собор только один купол, а не привычные пять глав.


Впоследствии архитектурный стиль этого времени назвали петровским барокко. Необычны для традиционного русского культового зодчества, как внешний облик собора, так и интерьер. Внутреннее пространство храма разделено на три широких нефа мощными пилонами, расписанными под искусственный мрамор. Своды украшены росписью и позолоченной лепкой, а стены, купол и барабан – картинами на сюжеты из Нового и Ветхого Заветов.


Отличается от канонического и внутреннее убранство собора. Главное украшение собора - резной золоченый иконостас – непревзойденный образец русской резьбы эпохи барокко. Он был создан в 1722-1727 годах в Москве мастерами Оружейной палаты по эскизу Доменико Трезини и под руководством художника и зодчего Ивана Зарудного. В соборе иконостас установили в 1729 году.
Колокольню собора украшают куранты (башенные часы). При строительстве собора специально Петром I были выписаны из Англии башенные часы, которые установили на колокольне. Но судьба курантов оказалась незавидной – они сгорели при пожаре. На восстановление их денег не было, поэтому современные часы на башне лишь внешне схожи с оригиналом.


Интересную историю имеет венчающий шпиль ангел. В XIX веке фигурка ангела накренилась от ветра и грозила обрушиться. Возводить леса, достаточные для проведения работ, дорого и непрактично, а подняться на такую высоту – невозможно без специального снаряжения. В 1830 году вызвался провести ремонтные работы на шпиле собора кровельный мастер Петр Телушкин. С помощью веревок и собственной сноровки он поднялся на вершину шпиля, закрепил веревочную лестницу и провел все работы по восстановлению ангела.
Петропавловский собор с первых лет своего существования (задолго до полного завершения строительства) стал усыпальницей Императорского Дома Романовых; под его сводами покоятся российские императоры от Петра l до Николая II (за исключением Петра II и Иоанна VI) и члены императорской семьи.


Позже к собору была пристроена Великокняжеская усыпальница, ввиду того, что возможности захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В апреле 1897 года по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко начались строительные работы. Всвязи с кончиной архитекторов возведение усыпальницы завершал архитектор Л. Н. Бенуа. По переработанному проекту, в 1906 году здание было достроено. 5 ноября 1908 года некрополь был освящен как Храм св. благоверного князя Александра Невского. Служили в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской семьи.
Великокняжеская усыпальница - яркий образец архитектурных стилизаторских тенденций в русском зодчестве рубежа ХIХ – начала ХХ веков. В архитектурном оформлении здания прослеживаются мотивы французского ренессанса, классицизма и итальянского барокко.
Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы имело богатое оформление - стены были облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором, колонны выполнены из темного лабрадора. В усыпальнице установили небольшой иконостас из белого мрамора с бронзовыми царскими вратами.
Иконостас и другие элементы церковного убранства были утрачены после 1917 года.
С 1908 по 1915 год в усыпальнице были погребены 13 членов императорской семьи, в том числе 8 захоронений перенесли из собора. В течение последующих 76 лет захоронения в усыпальнице не производились. Прерванная традиция была возобновлена в 1992 году, когда здесь захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1995 году в усыпальницу из города Кобурга (Германия) был перевезен прах его родителей: великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны. В 2010 году похоронена супруга великого князя Владимира Кирилловича великая княгиня Леонида Георгиевна.
Обязательно посетите Петропавловский собор, в котором проводят интересные экскурсии. Билеты можно приобрести на площади перед собором, там же продаются билеты и в Великокняжескую усыпальницу.

Петропавловская крепость - усыпальница Русских царей. February 6th, 2014

Сегодня, как и всякий раз при своем посещении Санкт-Петербурга, побывал в Петропавловском соборе, месте упокоения членов династии Романовых.
Считаю, что это святое место для каждого русского человека, ибо тут находится прах тех, кто построил нашу страну, ее города, порты, дороги, создал основу ее промышленности. Прах тех, кто создал Россию в привычном для каждого понимании и представлении. Тех, кто столетиями защищал христианство и православные народы от иноземного порабощения.
Существующая русская смута началась ровно в тот момент, как не стало Российской монархии, а до столетней годовщины этого события осталось ждать совсем немного.
Православные Русские цари веками строили и оберегали наше государство, собирали новые земли, сделав Российскую империю или просто Россию, самой большой страной на свете. В конце концов именно монархическая форма государства, существовала в нашей истории на порядок больше всех иных форм Российской государственности

Гимн Российской империи.

Ворота в крепость.

Петропавловский собор. До позапрошлого года самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Окончательно построен к 1733 году.

Внутренне убранство храма.
Неприятно было то, что при посещении экскурсионных групп, экскурсоводы и смотрители не делают замечания мужчинам не снимающим головной убор, а были и такие, особенно среди иностранцев. К сожалению многие воспринимают собор не как священный храм, а как музейный экспонат.

Екатерининский придел, где покоятся останки семьи последнего Русского царя, которая была зверски убита большевиками в Екатеринбурге в 1918 году.

Русская православная церковь уже в наше время их канонизировала.

Захоронение основателя Российской империи и города Санкт-Петербурга Петра Великого.

Захоронение величайшей Российской императрицы Екатерины Второй, благодаря деяниям которой, в том числе и нынешнее государство Украина владеет третью своей территории.

Фотографии других членов династии, которые жили на рубеже 19 и 20 веков.

Победитель Наполеона Бонапарта царь Александр Первый.

Николай Первый, успешно подавивший первый в истории Российского государства либеральный мятеж - восстание декабристов.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать последнего императора Николая Второго, избежавшая гибели только потому, что в 1917 году находилась в Киеве.
Умерла в Западной Европе, в 2006 году была перезахоронена тут.
В Киеве в ее честь, в 1916 году, был назван в том числе и нынешний Петровский жд мост. Она вообще много полезного сделала для нашего города, искренне любила его и всегда подолгу в нем находилась.
Позже, в Советской России, ее память конечно же была предана забвению.

Ее муж, император Александр Третий, который скоропостижно скончался в Крыму от болезни в 1894 году. После него власть перешла к их сыну Николаю, которому суждено было стать последним Русским царем.

Строитель Киева - государь император Николай Первый. Именно благодаря его личному участию, Киев из города монастырей и паломников, стал превращаться в крупный губернский центр с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой. При нем были заложены большинство улиц центра Киева, какими мы их можем видеть и поныне.

Александр Второй - царь освободитель. Освободил крестьянство от крепостничества и Балканские народы от турецкого ига.
Был убит в 1881 году в Санкт-Петербурге террористами народовольцами. Так в те годы называли себя предшественники нынешних врагов Российского государства, от прозападных либералов до троцкистов и исламских боевиков.

Семья последнего Русского царя.

Троицкий мост Санкт-Петербурга, построенный в 1903 году к 200 летию Санкт-Петербурга. При СССР назывался Кировским.

И замерзшая Нева.

Вид на Петропавловский собор с Троицкого моста.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...