Кто такая нефертити. Нефертити египетская царица

Царица Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) (конец XV столетия до н. э. - 1354 год до н. э.), главная жена древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (Аменхотепа IV), при правлении которого была проведена крупнейшая в египетской истории религиозная реформа.

«Описывать бессмысленно. - Смотреть!»

…Пыль стала осыпаться с небольшого обломка камня… и археологи замерли, не в силах пошевелиться или сказать хотя бы слово… На них, чуть улыбаясь, смотрела прекрасная женщина… Грациозная длинная шея, совершенные линии скул, изысканный очерк ноздрей, полные губы, которые, казалось, еще немного и приоткроются в улыбке…

В небольшой арабской деревушке Эль-Амарне, в скульптурной мастерской древнеегипетского художника Тутмоса, была найдена невыразимо прекрасная женская головка: высокий парик обвит золотой повязкой, на лбу урей (змейка) - символ царской власти, правый глаз, с голубой радужной оболочкой из горного хрусталя и зрачком из черного дерева, такое чувство, смотрит прямо на тебя… Тем же днем археолог Борхардт в дневнике написал: «Описывать бессмысленно. - Смотреть!».

Для того чтобы вывезти эту скульптуру, с которой они уже не могли расстаться, в Берлин, ученым пришлось пойти на мошенничество. Они обернули бюст фольгой, а потом замазав гипсом, «состарили», превратив его в побитый временем каменный блок, на который ни таможенники, ни египетские инспекторы не обратили внимания. (Это изображение царицы Египта Нефертити по сей день хранится в собрании Египетского музея в Берлине. В Египте ее не выставляли никогда.)

Когда обман раскрыли, вспыхнул ужасный международный скандал, конец которому положила лишь Вторая мировая война. Однако еще на протяжении многих лет немецким ученым-археологам был закрыт путь в Египет…

Открытие, которое было сделано в 1912 г. немецким археологом Л.Борхардтом, облетело весь мир - красота женщины, жившей так давно, что это было трудно себе представить, покорила всех. Она стала «звездой» XX столетия, доказав, что истинная красота - вечна.

…Она искренне любила и была любима. В ее жизни был один мужчина, одна любовь, очень много счастья, но и много страдания.

Вероятно, она поражала всех своей миловидностью, так как ее назвали «Красавица грядет», или - Нефертити. Согласно одной версии, ее родители были из касты жрецов города Коптоса. Отца, придворного вельможу, звали Эйе, а мать, Тии, была троюродная сестра матери Эхнатона - Тейе. Однако в официальных документах Тии почему-то называется только «кормилицей Нефертити, великой супруги царя». Может быть, это сделали потому, чтобы скрыть «небожественное» происхождение Нефертити или ее кровную связь с кастой жрецов.

Во всяком случае, семья ее была богатой и жила в самом блестящем городе мира - в Фивах, столице Египта, во времена его расцвета. С детства Нефертити окружали огромные храмы и роскошные дворцы, величественные статуи и аллеи сфинксов. Слоновая кость, самые дорогие благовония, золото, черное дерево - все самое ценное и роскошное, что могло быть в мире, везли в Фивы. У нее было счастливое детство, и из рук любящих родителей она сразу попала в объятия любимого мужа.

Эта верность была неприлична для фараона

…С первого мига, с первого взгляда, который Аменхотеп IV бросил на свою юную супругу, он понял, что теперь для него существует лишь одна женщина. Ничего более прекрасного он не видел в жизни, и она стала для него Единственной на долгих 12 лет.
Такая верность была удивительной и даже неприличной для фараона, это чувство поражало всех вокруг - придворных, знать, недругов-жрецов.

У фараона был большой гарем, и чтобы уменьшить влияние царицы Нефертити, ему начали присылать самых красивых наложниц со всего мира.

Однако Эхнатон видел лишь красоту своей Нефертити. Больше того, она оказалась замечательным другом, мудрым советчиком, хорошо понимавшим людскую природу, но при этом была чиста душой и приветлива ко всем без исключения.

Нет, вы только посмотрите, - перешептывались во дворце, - как такое может быть?! Ну ладно, сделал главной женой, но он ведь ВООБЩЕ не смотрит на других женщин. Он хранит ей верность, хотя может обладать тысячами красавиц, стоит ему только захотеть!!!

Никогда еще до этого древнеегипетские художники не изображали в своих произведениях - скульптурах, барельефах - настолько явное чувство любви царственной четы. Они всегда изображены вместе, рядом, будто никогда не расставались.

…Вот они сидят рядом за праздничным столом, который накрыт в честь приезда матери Эхнатона - Тейе, а рядом три их дочки, музыканты. Вокруг суетятся слуги.

…Вот сцена парадного выезда: фараон и его супруга так увлеклись беседой, что не замечают, как их младшая дочь подгоняет шестом мчащуюся во весь опор упряжку.

…А вот почти эротический момент - супругов запечатлел скульптор во время страстного любовного поцелуя.

И во всех этих сценах обязательно присутствует Атон - новое главное божество - солнечный диск с множеством рук, которые оберегают чету, обещая им вечную жизнь…

Может быть, Эхнатон был и прав, выбрав себе и своему народу новое божество, - ведь его имя и имя его жены в действительности сохранились в веках…

Существует предположение, что Аменхотепа считали довольно странным правителем - гуманным, добрым и провозглашавшим какие-то «немыслимые» принципы - равенства и любви между людьми и мира между народами. Фараон Египта, живший 3 000 лет назад, исповедовал прямо-таки христианские ценности. Однако, несмотря на это, именно Аменхотеп IV сделал то, на что до него не решился НИ ОДИН из 350 правителей, занимавших египетский престол. Он восстал против языческого многобожия, заявив, что главный бог - один. И это Атон, солнечный диск, несущий жизнь всему земному.

Во имя этой религии он принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону», а Нефертити, со всей страстью души поддержавшая мужа, взяла себе имя «Нефер-Нефер-Атон» - «прекрасная красотой Атона», или «солнцеликая».

Конечно, кроме гуманистических мотивов и религиозных идеалов, у фараона и его супруги были и свои политические цели. Довольно сильным стало к тому времени влияние жрецов разных культов. Верховные жрецы (в особенности Амона) обладали самыми лучшими землями, прекрасными зданиями и очень сильным влиянием на народ и придворных, порой могли посоперничать с влиянием самого фараона. Так что, «отменяя» их религии и провозглашая себя и жену верховными жрецами нового культа, Эхнатон «убил двух зайцев».

Это было опасно, и ему были необходимы надежные союзники - царица Нефертити стала самым преданным его другом, преданным фанатически, безраздельно.

Они стали строить для нового божества новую столицу - город Ахетатон. В красивой и плодородной долине между Фивами и Мемфисом, где белоснежные скалы, вплотную подходя к реке, а потом отступая, образуют почти правильный полукруг, и началось это грандиозное строительство.

Множество рабов одновременно возводили белоснежные храмы, дворцы для фараона и придворных, жилье для ремесленников, склады, административные здания, мастерские… Сюда привозили огромные деревья и сажали их в ямы, выдолбленные в скальном грунте и наполненные водой, - слишком долго было ждать, пока на этой земле проклюнется зелень…

И, будто в сказке, посреди пустыни вырос прекрасный город с озерами и дворцами, сверкавшими позолотой и инкрустациями из полудрагоценных камней, в которых полы были расписаны как пруды с плавающими в них рыбками.

Этот город принадлежал им двоим - фараону Эхнатону и царице Египта Нефертити.

Великая супруга царская, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, супруга Бога сама была божественным воплощением на земле. Как верховная жрица, она принимала участие вместе с фараоном в самых важных храмовых ритуалах, умиротворяя верховное божество красотой своего голоса и очарованием своего лица. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса ее ликуют» - эти слова, заключенные в иероглифы, были высечены при ее жизни. Огромные скульптуры Нефертити в образе дочери Солнца украшали дворцовые стены. Дворец был возведен в столице для празднования шестой годовщины правления Эхнатона.

Иероглифы, которые расшифровали египтологи, убеждают нас в том, что красота «владычицы радости, полной восхвалений…» была не только внешней, но и внутренней. У нее была красивая душа - «владычица приятностей», писали о ней современники, «умиротворяющая Небо и Землю сладостным голосом и своей добротой».

Нефертити была прекрасной и знала это, но ей повезло - несмотря на это знание, разбивавшее судьбы множества женщин, несмотря на ее обожествление, она смогла остаться сама собой.

Возможно, потому Вечность ее пощадила?

Она любила носить белые полупрозрачные платья из тончайшего гофрированного льна.

«Услада моего сердца», - называл ее Эхнатон и исписывал свитки папируса словами о том, какое идеальное семейное счастье выпало на его долю. «Любовь наша будет длиться вечно», - считал романтичный фараон.

Но его предсказание не сбылось. После 12 лет счастливого брака у Нефертити появилась соперница.

Атон отвернул от нее свой лик

Что могло стать тому причиной? Угасшая любовь, неумолимое время?

То, что царица Нефертити, родив 6 девочек, так и не подарила фараону наследника?.. Ее ускользающая красота?

А возможно, сама Нефертити полюбила другого?

Есть красивая легенда, что скульптор Тутмес, увековечивший ее красоту, безнадежно влюбился в «жену Бога» в день восхождения фараона на престол. И, запечатлев в памяти прекрасное лицо, много недель вытесывал его из простого песчаника, так как был бедным, и у него не было денег на мрамор (эта незаконченная головка вовсе юной Нефертити также сохранилась до наших дней).

Тутмес был автором и второго, самого известного бюста Нефертити. Когда его мастерскую раскопали, среди его вещей нашли ларец с надписью: «хвалимый фараоном скульптор Тутмес», - значит, он уже был представленным при дворе, и существует версия, что он помогал Нефертити в проектировании и возведении усыпальницы для ее дочери.

Возможно, это его любовь сделала ее облик настолько совершенным? Но была ли она взаимной?..

А может быть, супругов разлучила смерть их дочери, Макетатон, которую каждый переживал в одиночку.

Нам никогда не узнать ответа на этот вопрос.

Но имя разлучницы известно - Кийа. Согласно одной из версий, новая главная жена не была египтянкой - эту принцессу прислали к Эхнатону в знак дружбы между двумя государствами. Кийя подарила фараону долгожданных сыновей Сменхкара и Тутанхатона. И новые фрески, выходившие из-под резцов мастеров, изображали ее даже в короне фараона как соправителя Эхнатона. С барельефов на нас смотрит широкоскулое лицо с жестким выражением глаз и рта, грубоватое и красивое только дерзостью молодости.

А Нефертити, вчера полубогиню, а сегодня покинутую и брошенную мужем женщину, «ссылают» в один из замков на северной окраине города, фактически переведя в статус простой наложницы.

Великий Атон отвернул от нее свой лик!.. Как жить ей без любви?..

На последней прижизненной скульптуре Нефертити изображена утомленной, с усталым лицом, во всем ее облике присутствует некая надломленность, а фигура после шести родов уже утратила совершенство линий.

Спустя четыре года Эхнатону надоела новая жена, и он отсылает ее прочь. Однако возвратить Нефертити уже невозможно - слишком искренней была ее любовь и слишком сильным разочарование…

И тогда Эхнатон берет в жены их старшую дочь Меритатон (которая родила ему дочь).

А потом и еще одну из младших - Ахесенпаатон. В Древнем Египте такие браки между кровными родственниками были обычным делом. Но, возможно, Эхнатон хотел повернуть время вспять, пытаясь разглядеть в лицах дочерей отблеск красоты их матери Нефертити?

Кстати, Меритатон, мстя за разбитое сердце своей матери, стала уничтожать все изображения и упоминания о Кийа, будто стирая с лица земли любое упоминание о ней из памяти потомков. Даже после своей смерти Кийа было не суждено обрести покой - ее мумию (вероятно, по приказанию одной из дочерей Нефертити) выкинули из склепа, посмертная маска была изуродована, а надписи с ее именем вырезаны. Только по надписям на сосудах, в которых египтяне отдельно хоронили внутренности, восстановили имя той, кого лишили успокоения после смерти. А в саркофаге погребли ее старшего сына.

Жестокая месть…

Когда Эхнатон умер, его последнюю жену и дочь Ахесенпаатон выдали замуж за ее сводного брата Тутанхатона. Жрецы убедили молодого фараона вернуться к прежней вере и сменить имя на Тутанхамон. Столица была возвращена в Фивы, храмы и статуи, посвященные Атону, были разрушены, всякое упоминание о нем вымарывалось из свитков и уничтожалось на барельефах, люди начали покидать Ахенатон, уезжая в старую столицу.

Город-мираж умирает вместе со своей королевой

Нефертити старела, и вместе с ней старел и разрушался прекрасный город-мираж, возведенный ее мужем, - из них обоих по капле жизнь уходила в песок окружавшей их пустыни. Ей суждено было пережить и любимого супруга, и разрушение их веры, и гибель города, который они строили вместе. Она обладала всем миром - и она всего лишилась.

Какими были ее последние часы? Чье лицо она вспоминала, чье имя было на ее устах?

По преданию ее, по ее просьбе, похоронили в скромном саркофаге рядом с Эхнатоном (а не в золотом, как ее соперницу Кийа), в гробнице среди скал, которые окружали их город.

Но имя и судьба царицы Египта Нефертити не потерялись в песках Вечности.

Через тысячи лет в мире, изменившемся до неузнаваемости, ее прекрасные черты, которые светятся настоящей любовью и счастьем, по-прежнему восхищают людей своим совершенством, даря им радость соприкосновения с истинной красотой.

Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити , др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty , «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370-1330 до н. э.) - «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династииНового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351-1334 до н. э.). Время правления Эхнатона и Нефертити, известное как «Амарнский период», ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой - переходом к монотеистическому культу Атона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

Происхождение

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Иноземная принцесса

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому, согласно одной из версий, супруга Эхнатона не была египтянкой. У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити - это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III. У тогдашнего хурритского царя Митанни Тушратты (ок. 1370 - ок. 1350 гг. до н. э.) было две дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

  • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
  • Младшая сестра Тадухепа прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона. В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити - «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица - одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити - принцессы Мутнеджмет (Бенре-Мут).

В современной египтологии распространено предположение, что Нефертити - дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии - фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги, а значит, также была родом из Ахмима. Соответственно, Нефертити могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону. Тия, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью, а кроме того она стала впоследствии свекровью Нефертити. В пользу египетского происхождения Нефертити свидетельствуют упоминания о её сестре Мутнеджмет, занимавшей высокое положение при дворе фараона и ставшей впоследствии супругой фараона Хоремхеба.

Дети

От Эхнатона родила шесть дочерей:

  • Меритатон («возлюбленная Атона»): до свадьбы или сразу после (1356 до н. э.). После отстранения от власти Нефертити стала главной женой Эхнатона.
  • Макетатон («хранимая Атоном»): год 1-3 (1349 до н. э.).
  • Анхесенпаатон (1345 до н. э.) (позже сменила имя на Анхесенамон), вышла замуж за Тутанхамона, позже стала женой Эйе.
  • Нефернефруатон-ташерит: год 6 (1344 до н. э.).
  • Нефернефрура: год 9 (1341 до н. э.).
  • Сетепенра: год 11 (1339 до н. э.).

Царствование

Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. Невесте было 12-15 лет, жених был её старше на несколько лет. Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, чем Эхнатон. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховного жреца божества Атона и даже соправительницы Эхнатона. В гробнице фараона Эйе одна из надписей посвящена Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют». На так называемых «талататах», песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, супруга Эхнатона изображена чаще самого фараона. Эхнатон всегда появлялся на публике в сопровождении супруги, Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют их многочисленные совместные изображения.

На 12-м году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы - принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона - Кийа, а позже - старшая дочь Нефертити - Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В одной из скульптурных мастерских (O.47.16) была найдена маска, снятая с Нефертити уже на склоне лет. Так как маска подверглась скульптурной обработке, невозможно установить, была ли она снята с мёртвой или живой женщины. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Отсутствие у царицы сына - наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Доказано, что матерью Тутанхамона является сестра Эхнатона. Но все же воспитывался фараон в семье Нефертити. Для продолжения родословной был заключен брак между Тутанхамоном и дочерью Нефертити.

В искусстве её эпохи

Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона - столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами » с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии - поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами , - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса её ликуют ». Стены зала, возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут - богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе - высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчеркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

Бюст

6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом и его ассистентом Германом Ранке в мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своём археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть».

Обнаруженный командой египтолога Борхардта и вывезенный в 1913 году в Германию уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине, хотя с 1924 года звучат требования и ведутся споры насчет необходимости его возвращения. Когда позднее в 1933 году министерство культуры Египта затребовало его обратно, а Германия отказалась его возвращать, египтологам Германии было запрещено вести археологические раскопки в Египте. Вторая мировая война и преследование жены Борхардта из-за её еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Бюст Нефертити, высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен. На нём нет никаких иероглифических надписей. Однако характерная корона, которую Людвиг Борхардт назвал «париком» (на самом деле восходящая к хепрешу или же атеф), помогла исследователям идентифицировать модель, сравнивая скульптуру с другими изображениями Нефертити. Почти идеальная сохранность, яркость красок и живость правого глаза производят поразительное впечатление на зрителя. В то же время левый глаз отсутствует; некоторые египтологи предполагают, что вкладка в него так никогда и не была установлена, хотя портрет Нефертити до настоящего времени является единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока остаётся неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующее вмешательство устранило неточности первоначальной работы. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35, например мумия KV35YL. Эту гипотезу выдвинули в 2001-2003 годах египтологи Сьюзен Джеймс и Джоан Флетчер, указавшие на ряд косвенных признаков, подтверждающих царское происхождение мумии, и объявившие в СМИ, что нашли Нефертити. В 2003 году была сделана реконструкция прижизненного облика мумии; заявлялось, что она очень похожа на бюст Нефертити. Однако другие египтологи, включая доктора Захи Хавасса, подвергли самой резкой критике версию Флетчер, запретили работать британской экспедиции, и объявили найденный возле мумии парик «подброшенной фальшивкой».

Результат экспертизы опроверг эту гипотезу: мумия была идентифицирована как дочь царицы Тии (покоящейся рядом) и Аменхотепа III (из этой же гробницы), жена и сестра Эхнатона, мать Тутанхамона.

28 ноября 2015 года министр по делам древностей Египта объявил, что «с вероятностью в 90 % » за стенами гробницы фараона Тутанхамона находится по крайней мере одно ранее не исследованное помещение. Предположение основано на гипотезе британского египтолога Николаса Ривса, что после внезапной и ранней кончины Тутанхамона жрецам пришлось экстренно перестраивать чужую усыпальницу для похорон молодого царя.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры (Египетский музей Берлина)

Фигура стоящей Нефертити. Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.

  • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М., 1968.
  • Уэллс Эвелин. Нефертити. Повелительница двух земель. - М., 2002.
  • Флетчер Д. В поисках Нефертити. - М.: АСТ, 2008
  • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. - London, 1988
  • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. - Berlin, 1968
  • Arnold D. The royal woman of Amarna. - New York, 1996
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, pp. 189-193
  • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. - Basel, 1988
  • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. - Boston, 1999
  • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. - London, 1985
  • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. - London, 1998
  • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия. - М., 2005.
  • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь. - 2000. - № 3. - С. 12-18.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001
  • Вульф В., Чеботарь С. Женщины-легенды. Они покорили мир - М.: Эксмо, 2011
  • Художественная:

    • Мишель Моран. Нефертити: Роман. - М., 2008
    • Наталья Павлищева. Нефертити и фараон. Красавица и чудовище. - М.: Эксмо, 2011
    • Алина Реник. Нефертити. Красота грядёт. М.: Фолио, 2005

    Разговаривая о женской красоте, редко кто откажется от соблазна привести в пример египетскую правительницу Нефертити. Она родилась более 3000 лет назад, примерно в 1370 г. до н. э., стала главной супругой Аменхотепа IV (будущего Энатона) — и правила рука об руку с ним с 1351 по 1336 гг. до н. э.

    Теории, теории: как Нефертити появилась в жизни фараона?

    В те времена не писали картин, по которым можно было бы достоверно определить внешность женщины, поэтому остается опираться только на знаменитое скульптурное изображение. Выдающиеся скулы, волевой подбородок, четко очерченный контур губ - лицо, которое говорит о властности и способности править людьми.

    Почему она вошла в историю — и не оказалась забыта, как жены других египетских царей? Было ли дело только в ее легендарной, по меркам древних египтян, красоте?

    Видео: Тайна Нефертити

    Одна из главных загадок, которую еще не удалось разгадать египтологам, - откуда взялась эта женщина, покорившая Эхнатона своей красотой.

    Существует несколько версий, каждая из которых имеет право на жизнь.

    Версия 1. Нефертити – беднячка, очаровавшая фараона своей красотой и свежестью

    Ранее историки выдвигали версию, что она была простой египтянкой, не имеющей отношения к знатным особам. И, как в лучших романтических историях, внезапно повстречалась Эхнатону на жизненном пути — и он не смог устоять перед ее женскими чарами.

    Но сейчас эту теорию считают несостоятельной, склоняясь к тому, что, если Нефертити и была коренной жительницей Египта, то принадлежала к богатому роду, приближенному к царскому трону.

    Иначе она просто не имела бы возможности даже познакомиться с будущим супругом, не говоря уже о получении титула «главной жены».

    Версия 2. Нефертити - родственница своего мужа

    Выстраивая версии о знатном египетском происхождении, ученые предполагали, что она могла быть дочерью египетского фараона Аменхотепа III, который был отцом Эхнатона. Ситуация, по нынешним меркам, катастрофичная - кровосмешение налицо.

    Сегодня мы знаем о генетическом вреде подобных браков, но семейство фараонов крайне не желало разбавлять свою священную кровь, и поголовно женилось на своих ближайших родственницах.

    Подобная история вполне имела место быть, но в списке детей царя Аменхотепа III имени Нефертити не было, как и упоминания о ее сестре Мутнеджмет.

    Поэтому более правдоподобной считается версия о том, что Нефертити была дочерью влиятельного вельможи Эйе. Он, скорее всего, был братом царицы Тии, матери Эхнатона.

    Следовательно, Нефертити и будущий муж все-таки могли находиться в довольно близком родстве.

    Версия 3. Нефертити — митаннийская принцесса в подарок фараону

    Существует и другая теория, согласно которой, девушка прибыла из других краев. Ее имя переводится «Красавица пришла», что намекает на иноземное происхождение Нефертити.

    Предполагается, что она была из государства Митанни, расположенного в Северной Месопотамии. Девушку отправили ко двору отца Эхнатона с целью укрепления связей между государствами. Разумеется, Нефертити не была простой крестьянкой из Миттани, отправленной в качестве рабыни фараону. Ее отцом гипотетически был правитель Туштратта, который искренне надеялся на полезный, с политической точки зрения, брак.

    Определившись с местом рождения будущей царицы Египта, ученые спорят по поводу ее личности .

    У Туштратты было две дочери, которых звали Гилухепа и Тадухепа. Они обе были отправлены в Египет к Аменхотепу III, поэтому сложно определить, кто из них стала Нефертити. Но специалисты склоняются к тому, что Тадухепа, младшая дочь, вышла замуж за Эхнатона, поскольку Гилухепа приехала в Египет раньше, и ее возраст не совпадает с имеющимися данными о свадьбе двух монарших особ.

    Став замужней женщиной, Тадухепа сменила имя, как полагалось принцессам из других стран.

    Выход на политическую арену - поддержка мужа…?

    Ранние браки для Древнего Египта были нормой, поэтому Нефертити вышла за Аменхотепа IV, будущего Эхнатона, в возрасте 12-15 лет. Ее супруг был на несколько лет старше.

    Свадьба произошла незадолго до его вступления на престол.

    Видео: Эхнатон и Нефертити — Царственные Боги Египта

    Эхнатон вошел в историю, как неудержимый реформатор. Он вздумал пойти против самого святого, что могло быть у египтян, - политеистической религии, заменив огромный пантеон богов на единственного верховного божества Атона, символизировавшего солнечный диск.

    Эхнатон перенес столицу из Фив в новый город Ахет-Атон, где располагались храмы нового бога и дворцы самого царя.

    Императрицы в Древнем Египте находились в тени своих мужей, поэтому напрямую править Нефертити не могла. Но она стала самой преданной поклонницей нововведений Эхнатона, всячески его поддерживала — и искренне поклонялась божеству Атону. Ни одна религиозная церемония не обходилась без Нефертити, она всегда шла под руку с мужем и благословляла подданных.

    Она считалась дочерью Солнца, поэтому ей поклонялись с особой преданностью. Об этом говорят многочисленные изображения, оставшиеся с периода процветания царской четы.

    … или утоление собственных амбиций?

    Не менее интересна теория о том, что именно Нефертити была вдохновительницей религиозных перемен, ей принадлежит идея о создании монотеистической религии в Египте. Нонсенс для патриархального Египта!

    Но муж посчитал эту мысль стоящей — и принялся за её воплощение, позволив жене фактически соуправлять страной.

    Эта теория - всего лишь домысел, подтвердить ее невозможно. Но доказанным остается тот факт, что в новой столице женщина была властительницей, вольной управлять так, как ей вздумается.

    Иначе как еще объяснить такое количество изображений Нефертити в храмах и дворцах?

    А была ли Нефертити на самом деле красавицей?

    О внешности царицы ходили легенды. Люди утверждали, что в Египте еще никогда не было женщины, которая сравнилась бы с ней по красоте. Этим обосновано прозвище «Совершенная».

    К сожалению, изображения на стенах храмов не позволяют в полной мере оценить внешность жены фараона. Это связано с особенностями художественной традиции, на которую опирались все художники той эпохи. Поэтому единственная возможность подтвердить легенды - посмотреть на бюсты и скульптуры, которые был изготовлен в те годы, когда царица была молода, свежа и красива.

    Самая знаменитая статуэтка была найдена во время раскопок в Амарне, которая была столицей Египта при Эхнатоне — но после смерти фараона пришла в запустение. Египтолог Людвиг Борхардт нашел бюст 6 декабря 1912 года. Его поразила красота изображенной женщины и качество самого бюста. Рядом с зарисовкой скульптуры, сделанной в дневнике, Борхардт написал, что «описывать бесцельно - надо смотреть».

    Современная наука позволяет восстанавливать внешность египетских мумий, если они находятся в порядочном состоянии. Но проблема — в том, что гробница Нефертити так и не была найдена. В начале 2000-х годов считалось, что мумия KV35YL из Долины Царей — и есть искомая правительница. При помощи специальных технологий была восстановлена внешность женщины, ее черты были немного схожи с лицом главной жены Эхнатона, поэтому египтологи ликовали, уверенные, что теперь смогут сопоставить бюст и компьютерную модель. Но более поздние исследования опровергли этот факт. В гробнице лежала мать Тутанхамона, а Нефертити родила 6 дочерей и — ни одного сына.

    Поиски продолжаются и по сей день, а пока остается верить на слово древнеегипетским легендам — и любоваться прекрасным бюстом.

    Пока не найдена мумия и не сделано восстановление лица по черепу — невозможно определить, приукрашены ли внешние данные царицы.

    Главная супруга = любимая супруга

    О страстной и пылкой любви с мужем свидетельствуют многочисленные изображения, оставшиеся с тех лет. В период правления царственной четы появился особый стиль, названный амарнским. Большую часть художественных произведений составляли изображения повседневной жизни супругов, начиная от игры с детьми, заканчивая более интимными моментами -поцелуями. Обязательный атрибут любого совместного изображения Эхнатона и Нефертити - золотой солнечный диск, символ бога Атона.

    Бесконечное доверие мужа доказывают картины, на которых царица изображена, как фактический правитель Египта. До появления амарнского стиля никто и никогда не изображал жену фараона в военном головном уборе.

    Тот факт, что ее изображение в храме верховного божества встречается гораздо чаще, чем рисунки с ее мужем, говорит о ее чрезвычайно высоком положении и влиянии на царственного супруга.

    Личность, оставляющая след в сердцах

    Жена фараона правила более 3000 лет назад, но до сих пор остается признанным символом женской красоты. Ее образом вдохновляются художники, писатели и режиссеры.

    С момента появления кинематографа, о великой царице было снято 3 полнометражных художественных фильма — и большое количество научно-популярных программ, в которых рассказывается о разных аспектах жизни королевы.

    Кадр из фильма «Нефертити, королева Нила»

    Египтологи пишут диссертации и высказывают теории о личности Нефертити, а авторы художественной литературы черпают вдохновение из ее красоты и ума.

    Царица имела настолько большое влияние на современников, что фразы о ней встречаются в чужих гробницах. У Эйе, гипотетического отца царицы, написано, что «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют».

    И по сей день, спустя несколько тысяч лет, следы существования царственной особы и доказательства ее влияния сохранились на территории Египта. Несмотря на крах монотеизма и попытки забыть о существовании Эхнатона и его правлении, Нефертити навечно осталась в истории, как одна из красивейших и умнейших правительниц Египта.

    Кто же был могущественнее, красивее и удачливее — Нефертити, или всё-таки ?

    При рождении ее назвали Нефертити, что означало «пришедшая красавица». Согласитесь, довольно рискованно называть девочку таким именем, а вдруг она вырастет уродиной? Но египетские жрецы по извечному ходу звезд угадывали судьбу новорожденного и в соответствии с этим давали имя. Отец девочки был жрецом, и с именем он не ошибся. В 15 лет Нефертити стала женой Аменхотепа, сына и наследника фараона.

    В 1364 году до нашей эры Аменхотеп взошел на трон. И Нефертити вместе со своим мужем правила Египтом почти 20 лет. Годы эти потрясли весь общественный и религиозный уклад страны.

    Аменхотеп IV, как и многие фараоны до него, считал, что каста жрецов, опиравшаяся на культы древних богов во главе с Амоном, богом-покровителем Фив, захватила слишком много власти в стране. Но он был первым, кто решился изменить порядок вещей. Одним ударом, совершив «переворот на небесах», фараон выбил опору у фиванских узурпаторов. Отныне не просто верховным, а единственным богом стал Атон, божество животворящего солнечного диска. Бог, который не где-то в Фивах, а вот здесь, прямо над твоей головой.

    Это было первое единобожие в истории человечества. И рядом с фараоном, учредившим его, была она, Нефертити. Впрочем, теперь у нее было и второе имя. Его она взяла в честь единого бога. Если Аменхотеп IV стал Эхнатоном – то есть «угодным Атону», то она – Нефернефруатон, что означает «прекрасны красоты солнечного диска».

    Чудо в стране чудес

    Эхнатон приказал закрыть храмы старых богов, уничтожить все их изображения и конфисковать храмовое имущество. В Среднем Египте он заложил новую столицу. Это было удивительно даже для этой страны чудес: среди безжизненных скал и песка, подобно прекрасному миражу, словно в одночасье, вырос город с величественными дворцами, садами, голубыми водоемами, в которых качались огромные лотосы. Город назвали Ахетатон - «небосклон Атона». «Великое очарование, приятное красотой для глаз» - так называли его современники. И среди всего этого великолепия высились, поднимаясь к солнечному диску, стены царского дворца, в котором жила она – «госпожа Верхнего и Нижнего Египта», «супруга бога» и «украшение царя».

    Нежная и могущественная

    Каждое утро с первыми лучами солнца она в сопровождении многочисленных жрецов и жриц выходила в сад и, обратившись лицом на восток, подняв руки к восходящему диску, пела гимны великому Атону, которые слагала сама.

    Но в то же время она, слагавшая умилительные стихи о слабой, только еще зарождающейся жизни, считалась земным воплощением грозной львиноголвой богини Тефнут, дочери солнца, карающей преступивших закон. Не только с прекрасными воздетыми к солнцу руками изображали ее, но и сжимающей грозную палицу. Действительно, эта нежная женщина была непреклонна, когда речь шла о делах государственных, сам фараон не прекословил ей.

    Любимая и счастливая

    Никогда прежде на стелах, стенах, обелисках не изображали частной жизни фараонов. Однако новая религия сбила с искусства оковы тяжелых многовековых канонов. И даже теперь, через три с лишним тысячи лет, мы можем увидеть не только сцены официальных церемоний, но и частную жизнь царей в их семейных покоях. Вот они сидят дома с детьми, царица еще молода, но у нее уже шесть дочек. А вот - неслыханное дело – царица взобралась царю на колени и болтает ногами, придерживая рукой маленькую дочку. А вот барельеф, на котором запечатлен долгий и страстный (это чувствуется!) поцелуй Нефертити и Эхнатона.

    И все-таки она не была счастливой. Такое случалось тысячи раз до Нефертити и тысячи раз после нее. Каждое утро она пела Атону, который «оживляет сына в чреве его матери…», и каждую ночь молила его о сыне. Но шестерых дочек родила царица, и ни разу Атон не «оживил» в ее чреве мальчика.

    Эхнатону же был нужен наследник, который обеспечил бы преемственность власти и завершил дело его жизни - укрепил единобожие. Годы шли, и фараон, охваченный манией иметь наследника, похоже, потихоньку сходил с ума. Надеясь, что родится сын, он женился на одной своей дочери, потом на другой. И что же? Обе дочери родили собственному отцу еще по дочери.

    А вскоре у царицы появилась соперница, звали ее Кэйе. Она-то и стала второй женой фараона, принесла ему двух мальчиков - Сменхкара и Тутанхамона.

    Опальная Нефертити жила одиноко в маленьком дворце. Сохранилась ее статуя в полный рост, сделанная в конце жизни. Все те же прекрасные черты лица, но неужели это та, которую называли «владычицей радости»? Усталость, разочарование на лице и в то же время упорство в гордо вскинутой голове, величие во всем облике, столько тихого упорства и достоинства…

    Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити, др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty, «Прекраснейшая [из] красавиц Атона, Красавица Пришла») - главная супруга (др.-егип. химет-уарет (ḥjm.t-wr.t)) древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

    Мнения насчет происхождения Нефертити до сих пор разнятся. Один считаю ее иноземной принцессой, другие – египтянкой. Сложно сказать, какого же происхождения она была. Конечно, египтологи считают, что раз она главная жена фараона, то она должна быть египтянкой и царских кровей. В любом случае, сколько людей – столько и мнений. Нефертити стала главной женой фараона Аменхотепа IV вопреки всем канонам и традициям древнего Египта. Возможно, именно здесь и хранится ответ на вопрос: как за такой небольшой промежуток времени Нефертити завладела сердцем могущественного фараона. Кстати, правление Аменхотепа IV запомнилось как время «религиозных реформ». Фараон не побоялся выступить против одной из самых мощных каст Египта – жрецов. Эта каста держала в страхе почти всех жителей страны, так как обладала «таинственными знаниями». Они пользовались сложными культовыми обрядами многочисленных богов и таким образом захватывали власть в Египте. Аменхотеп IV был далеко не тем человеком, который отдаст свою власть. Поразмыслив, он объявляет жрецам войну.

    Фараон перенес столицу Египта из Фив на новое место. Построил там новые храмы и увенчал их скульптурами нового бога. Он отменил Амона и назначил нового бога – Атона. Фараон даже переименовал себя в Эхнатона, что означает «угодный Атону». Сложно представить, сколько сил потратил фараон на то чтобы переломить и изменить сознание Египта и выиграть войну со жрецами. Разумеется, тут не обошлось без надежного и верного союзника. И кто же им был? Конечно же, его верная жена Нефертити. Никаких сведений о том, как помогала царица мужу - нет, но можно рискнуть и положиться на знание психологии человека.

    После свадьбы с Нефертити фараон напрочь забыл про свой гарем. Он никуда не отпускал свою жену. Вопреки всем правила женщина впервые стала посещать дипломатические встречи, приемы. Эхнатон без стеснения и при людях советовался со своей женой. Когда он просто выезжал проверить заставы города, он брал с собой юную Нефертити. Караул докладывал обо всем не только фараону, но и его жене. Величественные изваяния царицы украшали каждый храм. Поклонение перед женой Эхнатона перешло все границы. Не факт, что только благодаря любви и красоте царица могла так сильно влиять на фараона. Быть может, колдовство? Вряд ли, среди более реалистичных версий есть такая – ее мудрость, невероятная преданность мужу и юность. Вот то, что, скорее всего, действовало на Эхнатона. Конечно, многие строили козни, завидовали и не понимали: как может женщина управлять государством и вертеть фараоном как хочет?
    Как и во все времена вельможи решили не ругаться с царицей и на Нефертити посыпались горы разнообразных даров и прочего. Однако девушка хлопотала лишь за тех, кто по ее мнению мог принести пользу стране и ее мужу.

    Казалось, что все для счастья у Нефертити есть. Увы, беда пришла с той стороны, откуда ее ждали меньше всего. Нефертити родила шесть дочерей, а вот сына не было. Вот тут и обрадовались завистники царицы. Продолжительность жизни египтян в то время была очень коротка. Они жили максимум до тридцати лет. Смерть могла подкрасться к Эхнатону, и тогда прямого наследника не было бы. Нашлись люди, которые познакомили фараона с довольно красивой наложницей по имени Киа. Вроде бы, на этом моменте власти Нефертити должен был прийти конец. Однако не так просто забыть свою прежнюю любовь. Эхнатон бегает туда-сюда, то к наложнице, то к Нефертити. И каждый раз, когда он приходит к Нефертити его ожидает теплый прием. Царица Нефертити оказалась очень самолюбивой и волевой женщиной. Она так и не смогла простить Эхнатона. В один прекрасный день болтовня ни о чем с наложницей Киа вывела из себя фараона. Ее вернули в гарем. Та, разумеется, бесилась и впадала в типичные для женщин истерики. К сожалению, Эхнатон и Нефертити больше не было в таких хороших отношениях. Любовь склеить не удалось.

    Нефертити,как женщина умная, решила проблему отсутствия наследника. Конечно, сейчас нам такие поступки кажутся дикими, но все же это был Древний Египет. Так вот, Нефертити предлагает Эхнатону в жены свою третью дочь. Она обучила ее искусству любви, именно той любви, которая зажигала фараона. Увы, через три года Анхесенамон(третья дочь) овдовела. Ей было только одиннадцать лет, но ее снова выдали замуж. На этот раз за Тутанхамона. Столицу вернули в Фивы. Египет опять вернул культ поклонения Амону-Ра. Нефертити осталась в Ахенатоне, бывшей столице, из которой медленно уходила жизнь. Царица умерла, и город совсем запустел. Нефертити была похоронена рядом с Эхнатоном. Только через тридцать три века ее образ восстал из пепла, словно феникс, и заставил задуматься над тем, что же такое настоящая красота?



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...