Кто такие мавры. Мавр - кто это? Варвар или представитель развитой культуры? Что строили мавры

Северная Африка и Иберийский полуостров представляли собой средиземноморское захолустье, когда в начале VIII века сюда пришел ислам. Здесь до сих пор пользовались дорогами, проложенными еще римлянами. Судоходство на Средиземном море носило ограниченный характер и шло от острова к острову. Эти острова в период с VIII по XI в.в. подпали под влияние мусульман. Исламские пограничные районы (тугур) часто имели свои культурные особенности, но в отличие от европейских мавров редко добивались политической независимости. Исламская Андалузия долгое время была самой северной областью мусульманского ареала. Относительно малозаселенная мавританская Андалузия в конечном итоге не смогла сопротивляться демографическому нажиму городского христианского населения.

Арест св. Авентина, резное украшение церковных дверей, XII в. Согласно легенде, Авентин был казнен в 732 г. маврами, вторгшимися в Андалузию. Село, где находилась эта церковь, располагалась всего в нескольких километрах от того места, где погиб св. Авентин. Мы можем считать это изображение достаточно близким к оригиналу. Особенно точны здесь изображения воинов-мавров. У центральной фигуры имеется накидка-литам, войлочные доспехи и меч без перекрестья. Другой воин показан с круглым щитом и на деревянной ноге.

В военной истории мусульманского Запада заметную роль сыграло несколько народов. В Северной Африке и Сахаре доминировали берберы. Могущественное берберское племя джарава, например, господствовало на территории современного Туниса и Восточного Алжира, окончательно похоронив даже память о романо-византийской цивилизации. В военном отношении берберские племена могли выставить многочисленные армии, хотя и крайне оснащенные. Берберская пехота и конница вооружались в основном дротиками, пехотинцы также могли иметь на вооружении пращи.

Далее к югу лежала огромная пустыня Сахара, которую населяли различные племена, берберы по языку, но негры по происхождению. В раннее средневековье здесь появились верблюды, в результате чего удалось установить связь между Северной и тропической Африкой. Эта связь дала возможность исламу проникнуть глубоко на запад и юг черного континента, а чернокожим африканцам сыграть заметную роль в истории южной Европы.

Первыми встретили мусульманских пришельцев византийцы. Другим народом, имевшим в регионе крепкие позиции, были местные иудеи. Североафриканские иудеи представляли собой берберов, принявших иудаизм, иногда целыми племенами. Эти племена жили в окружении марокканских язычников. Иудеи-берберы уже пережили нашествие вестготов. Позиции иудеев были достаточно сильны на юге Испании.

Германские вестготские короли Иберийского полуострова сумели полностью изгнать с полуострова византийцев, которые продолжали цепляться за Балеарские острова. На севере полуострова независимость сохраняли язычники-баски, которые постоянно угрожали вестготским государствам. К северу от Пиринеев лежало государство франков. Мало известно об вестготских армиях VIII века, которые послужили основой для андалузских мусульманских армий.

По-видимому, на Иберийском полуострове сохранялась римско-византийская традиция тяжелой конницы. С организационной точки зрения, вестготская армия состояла из элитного отряда короля – cominatus, а также отрядов ополченцев, собираемых местной знатью. Похожая организация с трудом интегрировалась в мусульманскую традицию. С аналогичной проблемой мусульмане столкнулись и перевалив через Пиринеи, где старая гало-романская аристократия сохраняла прежние аспекты римской цивилизации.

Хронология
643-702 Завоевание Северной Африки мусульманами.
700 Появление языческой империи в Гане, Западная Африка.
711-721 Завоевание Испании мусульманами.
750 Аббасиды свергают в Дамаске правящую династию Умайядов.
755 Умайядская династия основывается в Кордове.
827 Начало покорения мусульманами Сицилии.
909 Возникновение на севере Африки халифата Фатимидов.
X в . Война между Умайядами из Андалузии и Фатимидами за господство в Марокко.
972 Халифат Фатимидов закрепляется в Египте.
1031 Падение династии Умайядов. Начало периода тайфа – «Маленьких царств».
1040-е г.г. Возникновение в Мавритании движения мурабитов.
1076 Мурабиты приходят к власти в Гане.
1085 Кастильцы занимают Толедо.
1086-1090 Мурабиты покоряют Андалузию.
1120-е г.г. Возникновение в Марокко движения муваххидов.
1145-1147 Муваххиды побеждают мурабитов в Марокко. Второй период тайфа в Андалузии.
1172 Муваххиды покоряют почти всю Андалузию.
1200 Возникновение исламской империи Мали в Западной Африке.
1212 Муваххиды терпят поражение от объединенной христианской армии при Лас-Навас-де-Толоса.
12227-1230 Распад и фрагментация государства муваххидов.
1236-1248 Христиане возвращают себе всю Андалузию за исключением Гранады.
1250 В Фесе воцаряется династия Маринидов.
1299-1358 Война между марокканскими Маринидами и алжирскими Зиянидами.
1415 Португальцы занимают Сеуту.
1450 Расцвет мусульманской империи Сонгхай в Западной Африке.
1492 Испанцы возвращают себе Гранаду и вторгаются в Северную Африку.

«Марш Титанов: история белой расы», в которой рассказывается о завоевании маврами Испании и Португалии и последующей белой Реконкисте.

Перевод выполнен единомышленником, который пожелал остаться неизвестным.

Цветные мавры вторгаются в Европу и вытесняются Белыми войсками;
еврейское сотрудничество с цветными маврами.

НАШЕСТВИЕ на Западную Европу небелых мусульманских орд после 711 года почти уничтожило Европу. Угроза была никак не меньше, чем при вторжении гуннов (Аттилы и его потомков), которые тогда посеяли жуткий хаос.

В то время как гунны были азиатами, мавры, также известные как сарацины, являлись расовой смесью арабов и чёрных с остатками европейцев, с древности живших к югу от Средиземного моря. У некоторых маврских вождей были рыжие волосы, остатки генетики либо неолитического прошлого Северной Африки, либо вандалов, обосновавшихся в этой части мира во времена позднего Рима.

Объединившись, эта смешанная группировка завоевала почти всю Испанию, и оккупацию всей Западной Европы отвратило лишь отчаянное белое контрнаступление во Франции. Эта расовая война длилась семьсот лет и была без сомнения одной из самых тяжёлых войн, которые когда-либо вели белые, обороняя свой континент.

711 год: мавры захватывают Белую Испанию

К 709 году мусульманские войска захватили всю Северную Африку и добрались до Гибралтарского пролива. Только вестготская крепость Сеута, расположенная на африканской стороне пролива, оставалась в руках белых. В 711 году форт Сеута пал под натиском мавров, и вскоре после этого маврский флот пересёк пролив и захватил береговые плацдармы в Андалусии в Испании – первые земли на европейском материке. Испанский король Родерих спешно повёл своё войско на юг, и у Хереса вступил в трёхдневную битву с маврами. Мавры победили, а испанцы были вынуждены отступить, дав маврам время высадить неисчислимую армию, набранную из населения Северной Африки.

700-ЛЕТНЯЯ РАСОВАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ

Захваченные сарацинами в плен белые перед обезглавливанием. Примечательно, что испанцы изображены блондинами, что отражает расовый состав Испании тех времен. Из библиотеки Дю Гранта Каама, 14 в .

Сто белых дев в качестве ежегодной дани

Мавры собрали огромное войско и за несколько месяцев завоевали бо льшую часть Испании, в которой продолжали держаться лишь изолированные очаги белого сопротивления. На севере такой анклав сохранил своё существование только благодаря вынужденному договору с маврами, согласно которому испанцы должны были каждый год отдавать маврам сотню белых девственниц, которых забирали в свои гаремы маврские вожди. Эта позорная дань выплачивалась до 791 года, когда испанцы почувствовали себя достаточно сильными и нарушили условия соглашения.

МОЛОДЫЕ БЕЛЫЕ ДЕВЫ В КАЧЕСТВЕ ЕЖЕГОДНОЙ ДАНИ МАВРАМ, 711-791

Драматическая картина показывает, как мавры празднуют падение испанского городка, и белых женщин, которых заберут в сексуальное рабство. На протяжении нескольких лет после крупной победы мавров в 711 году они требовали – и получали по условиям договора – ежегодную дань молодыми белыми девушками для своих гаремов. Эта ежегодная дань выплачивалась до 791 года, когда белые достаточно окрепли для нарушения условий соглашения с небелыми.

722 и 732 годы: мавры нападают на Францию

Мавры не остановились на завоевании Испании. Их священная война «джихад» продолжилась, и в 722 году они перешли Пиренеи и завоевали Галлию (Франция), захватив несколько городов на юге страны. Десятью годами позже, в 732 году, они предприняли попытку окончательно покорить всю Западную Европу, и мощное войско под командованием маврского правителя Испании Абд ар-Рахмана начало опустошать обширные земли франкской и готской Франции.

Готы Аквитании под предводительством своего предводителя Эда совершили контратаку, но были разбиты маврами у реки Гаронны. Белых оттеснили в центральную Францию, куда они принесли весть об ужасном, безжалостном нашествии мавров.

732 год: Карл Мартелл спасает Европу

Франция образовалась после распада Римской империи и была объединена сильным кельтским племенем, называемым франками, которое проживало в окрестностях современного Парижа. Французский аристократ Карл Мартелл (Карл Молот), который был влиятелен во время нашествия мавров, незамедлительно мобилизовал белых для контратаки. В октябре 732 года армии Карла Мартелла и Абд ар-Рахмана сошлись в битве между городами Туром и Пуатье в центральной Франции. Это была одна из наиболее важных битв в истории белой расы. Поражение означало бы подчинение всей Западной Европы исламу, и смешанные расы Ближнего Востока хлынули бы в Европу. Произошла эпическая семидневная битва за Европу. Одна средневековая хроника утверждает, что было убито 375.000 мавров. Хотя, по-видимому, это преувеличение, оно отображает исход сражения, в котором небелое войско понесло полное поражение.

В первые шесть дней сражения лучники и конница мавров имели преимущество, но на седьмой день битва в целом перешла в ближний бой. Здесь крупное телосложение европейцев обеспечило им перевес. В этой битве Карл заслужил прозвище «Молот» в знак признания своего могущества за те смертельные удары, которыми он лично убил десятки, если не сотни мавров.

Не сумев прорвать ряды белых в ближнем бою, союз мавров отступил. Их мультирасовое и мультиэтническое происхождение подорвало их сплочённость. Подразделения мавров, составленные из жителей Аравии, Африки и некоторых азиатских земель, были ошеломлены своим первым крупным поражением и рассеялись в беспорядке, обвиняя в этом друг друга и уступив победу франкам, которые, кстати, так и не прорвали ряды мавров.

Мавры бежали на юг Пиренеев, обратно в Испанию, где стали готовиться к наступлению франков, которое могло бы вытеснить их обратно в Африку. Но натиска не последовало. Карл Мартелл истратил богатства Франкской империи, собирая армию, которая была достаточно многочисленна для сокрушения мавров. Он был вынужден захватить часть богатств церкви, за что был сурово ею осужден, хотя, если бы он потерпел неудачу, христианство было бы заменено исламом. Величайшая заслуга Карла Мартелла в том, что он сокрушил мусульманское вторжение во Францию. Одно это уберегло Западную Европу от проникновения в неё расово-смешанных арабов и северных африканцев и от превращения её в новый Ближний Восток. Карл Мартелл воистину заслуживает почитания за то, что на данном историческом этапе спас белое население Западной Европы от уничтожения.

КАРЛ «МОЛОТ» МАРТЕЛЛ СПАСАЕТ ЕВРОПУ ОТ МАВРОВ В 732 ГОДУ

Продвижение небелых мавров по Европе казалось неудержимым до их массированного вторжения на территорию современной Франции в 732 году. Король франков, самого сильного племени этой страны (их ставка находилась на месте современного Парижа), Карл Мартелл, организовал контрнаступление. В октябре 732 года между городами Туром и Пуатье в центральной Франции развернулась великая битва. Эта битва была одной из наиболее важных в истории белой расы. Поражение в ней привело бы к подчинению всей Западной Европы исламу, и в Европу хлынули бы смешанные расы Ближнего Востока. Согласно подсчётам, было убито 375.000 мавров – белое войско одержало полную победу над небелым, и нашествие мавров было остановлено. В этой битве Карл Мартелл заслужил своё прозвище (martel значит “молот”).

Франкские кампании против мавров

В 755 году франкское войско перешло в наступление и освободило от мавров город Нарбон. Спустя шесть лет с территории нынешней Франции были изгнаны последние мавры. В 778 году Карл Великий (также известный как Шарлемань, внук Карла Мартелла) развернул военную кампанию на севере Испании, отвоевав значительную территорию к северу от реки Эбро. Именно по успешном завершении этой кампании во время отхода франкского войска арьергард франков под командованием Роланда (племянника Карла) попал в засаду и был уничтожен басками (которые с одинаковым упорством сопротивлялись и арабам, и готам, и франкам). Этот отчаянный смертельный бой вошёл во французский фольклор и сегодня отражён в знаменитой “Песни о Роланде”.

Белая Реконкиста

Во время мусульманского владычества в Испании Барселона и несколько северных регионов сумели удержаться против мавров. Эти княжества впоследствии объединились в крупный антимусульманский альянс и начали продвигаться на юг, медленно но верно оттесняя мусульман восвояси. На протяжении этого медленного процесса, который длился сотни лет, происходило некоторое смешение части белого населения с маврскими властителями. Это способствовало появлению “смуглой” испанской внешности, которую сегодня можно наблюдать у значительной части испанского населения.

Процесс смешения в Испании не был таким повальным, как в регионах Северной Африки или Ближнего Востока, и множество белых на европейском побережье Средиземного моря остались им незатронуты.

Однако достаточно арабской крови примешалось к обитателям самых южных областей Европы, отличающихся “смуглой” внешностью, которую сегодня ошибочно называют “средиземноморской” и которая поныне напоминает о мусульманском вторжении. В июле 1212 мавры ещё раз были наголову разбиты в крупной битве на равнинах Толедо. После этого им пришлось довольствоваться южными частями Испании, что дало северу время сплотиться, отдохнуть и восстановить силы.

Изабелла и Фердинанд

Лишь с возвышением двух великих вождей – рыжеволосой Изабеллы I (1451-1504), королевы Кастилии, и Фердинанда V, короля Арагона, мавры были окончательно изгнаны из Европы. Кастилия была одной из областей, которые мавры так и не завоевали, а Арагон был освобождён в ходе локальной войны между вестготами и маврами. Изабелла прославилась не только освобождением Испании от мавров, но и тем, что была среди главных покровителей колумбовых плаваний. Она была плодом брака испанской и португальской знати, которая, как и многие испанцы, избежала расового смешения, происходившего в течение сотен лет маврского владычества.

В 1469 году Изабелла вышла замуж за Фердинанда. Переплетение королевских семейных линий и собственные завоевания сделали Фердинанда не только королём Арагона, но также Сицилии (1468-1516) и Неаполя (1504-1516). Когда умер брат Изабеллы, она и её муж совместно унаследовали трон Кастилии. Ей было двадцать три года. Едва она стала королевой Кастилии, как в её королевство вторгся Альфонсо V, король Португалии, который рассчитывал воспользоваться слабостью испанцев, которую вызвала неразбериха, последовавшеая за маврским завоеванием.

Кастилия была почти захвачена, и лишь путём почти сверхчеловеческих усилий Изабелле и Фердинанду удалось собрать достаточно сильную армию и в 1475 г победить Альфонсо. Отразив португальскую угрозу, Изабелла и Фердинанд сосредоточились на своих истинных врагах – маврах.

ФЕРДИНАНД И ИЗАБЕЛЛА СПАСАЮТ ИСПАНИЮ

Рыжеволосые готы Фердинанд и Изабелла, чья свадебная церемония здесь изображена, изгнали из Испании остатки небелых мусульман, выслали из страны евреев и начали освоение Америки, обеспечив денежными средствами Христофора Колумба – и всё это в 1492 году.

Мусульмане захватывают другие части Европы

Тем временем мусульмане возобновили наступление на Европу. В 1479 году Мехмед II Завоеватель напал на остров Родос у берегов Греции, и был отбит только белым контрнаступлением 1480 года под началом рыцарей святого Иоанна. Мехмеда II это не обескуражило, и он вторгся в Италию, завладев городом Отранто в Неаполитанском королевстве.

Из двадцати двух тысяч захваченных мусульманами жителей двенадцать тысяч были связаны верёвками и замучены до смерти под городскими стенами.

Мусульмане также убивали всех христианских священников, которые им попадались. На холме рядом с городом, известном по сей день как Холм Мучеников, они убили множество пленных, которые отказались принимать ислам. Их кости можно сегодня увидеть в городском соборе.

1482-1492 годы: Гранадская война – Изабелла продаёт свои драгоценности.

Незадолго до мусульманской контратаки на Испанию, 25 декабря 1482 года мусульмане из Гранады захватили город Саару, находившуюся всего в 15 милях от Севильи, начав тем самым “Гранадскую войну ”, как она называется в испанской истории.

Затем Изабелла и Фердинанд пустили в ход огромное количество денег и богатств, которые изъяли у еврейского населения (из которого многие мнимо перешли в христианство, чтобы уберечься от растущих антиеврейских настроений, возникших в итоге маврской оккупации) и закупили у Франции, Германии и Северной Италии множество новых пушек и оружия.

Но даже этого было недостаточно. В конце концов, Изабелла продала всё своё личное королевское золото, серебро, жемчуг и украшения, чтобы собрать деньги для освобождения страны от небелых. С помощью нового вооружения, приобретённого в других странах Европы, Изабелла и Фердинанд начали тяжёлую и чрезвычайно дорогостоящую (что касается человеческих жизней и ресурсов) войну, чтобы раз и навсегда изгнать мавров из Европы.

ШЕСТИВЕКОВАЯ БЕЛАЯ РЕКОНКИСТА ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ

Чтобы изгнать мавров из Испании и Португалии, белым потребовалось почти шестьсот лет. Тёмные области показывают территории, занятые маврами в тот или иной год, и обозначают длительность маврского владычества в Испании.

Освобождение Испании от мавров началось с захвата Аламы в 1482 году, которое очевидец событий кастилец Диего де Валера описывает так:

“Когда граф Родриго Понсе де Леон , маркиз де Кадис, был в Марчене, к нему пришли несколько предводителей и сказали, что если маркиз желает, они расскажут, каким образом можно взять город Аламу без всякого риска… дело в том, что мавры были совершенно уверены в своей безопасности, поскольку их город был очень силён и располагался в сердце их королевства, на высокой горной вершине, со всех сторон окружённой рекой, и достичь его можно было единственным путём – поднявшись на очень неровный и крутой холм.

Во вторник 10 февраля 1482 года, перед рассветом, войска маркиза подошли к городу Алама. Те, кто нёс приспособления для подъёма, незаметно их установили. Они пробрались внутрь города незамеченными. С восходом солнца началась суматоха, и христиане, жившие в городе, как и другие жители, поспешили к ним присоединиться.

Когда мавры услышали об этом… они собрались на площади и распределили между собой места, откуда можно было наилучшим образом защищать городские стены. Маркиз де Кадис и другие рыцари вошли в город через задние ворота, чтобы принудить мавров выйти на бой. Поскольку улица была очень тесной, через ворота невозможно было пройти более чем по двое в ряд, тогда как площадь, на которой стояли мавры, была очень широкой.

Итак, когда люди маркиза по двое входили на площадь, мавры убивали их, так густо осыпая ядрами, стрелами и камнями, что никто больше не осмеливался войти на площадь по узкой улице.

Хотя христиане и понесли большие потери в тесных переулках, они всё же по милости Господа нашего сумели обратить мавров в бегство, оттеснив их с площади к гранадским воротам: там стояла сильно укреплённая мечеть, в которой мавры были окружены; многие были убиты и ранены.

Затем маркиз де Кадис распорядился открыть городские ворота; его люди вошли, убивая и пленяя всех врагов, которых встречали. Они взяли в плен множество мавров… один солдат пленил тридцать.

Всю среду мавры удерживали мечеть, храбро защищаясь. Они оставались в ней и в четверг, поэтому маркиз приказал своим людям её поджечь.

Столь много мавров было ранено, что, наконец, они испугались и сказали маркизу, что сделают так, как он пожелает; маркиз затем разделил их между своими рыцарями (в качестве пленников).

На утро следующего дня, 13 февраля 1482 года, мусульманский король Гранады Абуль-Хасан подошёл к Аламе с мощным войском из семи тысяч всадников и ста тысяч пеших воинов и окружил город.

Осада длилась несколько дней, и так как она началась в великий пост, христиане не ели ничего, кроме варёной пшеницы, нута и бобов.

Когда мавры увидели, что христиане не слабеют, они отвели от города воду; несколько раз маркиз заходил по колено в реку, рубя и сжигая поставленные маврами запруды.

Когда мавры увидели, с каким упорством христиане защищают город, они решили сняться с лагеря (и оставить город за маркизом)”.

Между 1483 и 1486 годами Испания изгнала мавров из западной половины королевства Гранады. После завоевания в 1487 году Малаги, вслед за которой в кампаниях 1488-1489 годов один за другим пали города Баса, Альмерия и Гуадикс, белая петля затянулась вокруг последней небелой крепости – Гранады.

Поворотный момент для Европы – падение Гранады

Белые войска набрались сил для последнего мощного наступления на мавров. Изабелла на собственные средства наняла сорок тысяч мулов для доставки провизии, в которой нуждалось войско, собранное ею вместе с Фердинандом. Наконец, в июле 1491 года, огромная армия подошла к воротам Гранады. Мавры укрылись в крепости под названием Альгамбра. Фердинанд и Изабелла лично приняли командование войском во время осады. Миновали июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, и декабрь. Осаждённые мавры дошли до отчаяния: запасы еды иссякли, в стенах крепости распространялись болезни. Наконец, 30 декабря 1491 года король мавров Абу Абд-Аллах начал переговоры о капитуляции.

1492 ГОД: ГРАНАДА КАПИТУЛИРУЕТ – МАВРЫ ИЗГНАНЫ ИЗ ИСПАНИИ

Понедельник, 2 января 1492 г.: последний небелый оплот в Испании, крепость Гранада сдаётся победоносной армии белых под личным командованием короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Впервые с 770 года во всей Испании установилась власть белых.

Об окончательной капитуляции писал очевидец событий священник Бернальдес, бывший капелланом архиепископа Севильи:

“В понедельник 2 января (1492 г.) они (Изабелла и Фердинанд) вышли из лагеря со своим войском, выстроенным в надлежащем порядке. Когда они подошли к Альгамбре, к ним выехал Абу Абд-Аллах в сопровождении множества своих рыцарей и с ключами от города в руках. Он хотел спешиться, чтобы поцеловать руку короля, но король ему не позволил. Мавр, поцеловав плечо Фердинанда и отдав ему ключи, сказал: “Прими ключи от твоего города, ибо я сам и те, кто внутри, – твои вассалы”. Король Фердинанд взял ключи и отдал их королеве…”

С капитуляцией Гранады в 1492 году белые впервые за 770 лет восстановили полную власть над всей Испанией. Эту победу праздновали по всей Европе, поскольку она ознаменовала поворотный момент в европейской истории.

Дальнейшие кампании против мусульман

Вскоре после падения Гранады Фердинанд принял участие во внутреннем конфликте в Италии. Он отправился туда с большой армией и в 1508 году завоевал Венецианскую республику. Затем это войско в 1509 г покорило Оран и Триполи на североафриканском побережье, отвоевав их у мавров. Наконец, в 1512 году Фердинанд присоединил королевство Наварру. Все эти завоевания расширили границы Испании до Гибралтарского пролива, и эти границы она сохраняет до сих пор.

Однако на том испанские войны с исламом не закончились. Испанский король Карл V организовал походы против мусульманских Туниса в 1535 году и Алжира в 1541 году, тем самым предотвратив новое вторжение мусульман из Северной Африки в Европу. В 1571 году Испания сыграла ведущую роль в создании мощного белого флота, который нанёс поражение флоту небелых осман в битве при Лепанто , навсегда подорвав военно-морскую мощь Турции.

РЕЗНЯ ХРИСТИАН, УСТРОЕННАЯ МАВРАМИ В ОТРАНТО В 1480 г.

В 1480 году мусульманское войско под командованием Мухаммеда II захватило город Отранто на юге Италии. Из двадцати двух тысяч жителей, пленённых мусульманами, двенадцать тысяч были связаны верёвками и замучены до смерти под стенами города. Мусульмане убили и всех христианских священников, которые им попались. На холме за городом, известном как Холм Мучеников, они обезглавили по меньшей мере восемьсот горожан, отказавшихся принять ислам, в том числе епископа города. Прошёл год, прежде чем мусульманских захватчиков изгнали из Отранто, и когда христианские освободители нашли на холме за городом обезглавленные тела, они погребли их за стеклянными стенами в городском соборе, где их можно увидеть и по сей день.

Высылка 250.000 расово-смешанных мавров

Наконец, в 1609 году испанский король Филипп III приказал изгнать из южной Испании примерно 250.000 “морисков”, иначе говоря, христианизированных мавров. Мориски были расовой смесью белых и мавров. Это уберегло Испанию от более серьёзного расового ущерба, поскольку приостановило рост расово-смешанного населения.

1492 год: Изгнание иудеев

Испанские евреи одними из первых в полной мере ощутили утрату маврами власти в Испании. В 1492 году Изабелла и Фердинанд официально выслали из страны всех евреев в наказание за их активное сотрудничество с маврами в течение 780 лет оккупации. Мавры в силу общего семитского происхождения и плохих отношений между евреями и готами, назначали испанских евреев на очень высокие должности в администрации Испании.

Испанцы пришли в ярость, узнав, что премьер-министр маврского короля в Гранаде и большинство его главных советников были евреями. За этим открытием последовала резня евреев в городе. Союзнические отношения между множеством испанских евреев и маврами ещё сильнее разожгли антисемитские настроения среди испанцев, и эта неприязнь позже породила испанскую инквизицию.

Когда Испания окончательно освободилась от небелых мавров, долго сдерживаемые антисемитские настроения вспыхнули в полную силу. В том году все некрещёные евреи были скопом высланы из Испании, а печально известная испанская инквизиция, созданная для защиты христианства от ереси, начала преследовать евреев, которые из-за своего сотрудничества с маврами считались заклятыми врагами Испании.

Ранее Изабелла получила от Папы Римского разрешение на учреждение в Испании инквизиции, которая вскоре развернулась в полноценную антиеврейскую кампанию под знаменем христианства (имеется в виду кампания именно против евреев и мавров, независимо от того, перешли они в христианство или нет – прим. перев. ). Первые слушания против конверсо (евреев-выкрестов) состоялись в феврале 1481 года в Кастилии и совпали со вспышкой “Чёрного мора” (бубонной чумы). Многие фанатики связали эту вспышку с началом процессов против конверсо, и на евреев возложили вину ещё и за чуму. Среди более обоснованных было обвинение в том, что группа евреев предала город Толедо маврским захватчикам, в решающий момент осады открыв перед ними городские ворота.

Восстание евреев подавлено

Главы выкрестов на секретном совещании решили оказать инквизиции вооруженное сопротивление. Шпионы Изабеллы узнали о замышляемом восстании и арестовали зачинщиков, самым видным из которых был раввин по имени Диего де Сузан. Его и ещё шестерых евреев обвинили в заговоре, признали виновными и в конце 1481 года казнили через сожжение на костре. После чего выкресты в панике рассеялись и массово бежали из Испании. Некоторые отправились в Италию, а многие другие в мусульманскую Турцию, где снова получили привилегированное положение. Значительное имущество, принадлежавшее крещёным евреям, которые по некоторым оценкам до инквизиции составляли не менее 20 процентов населения Испании, было конфисковано испанским правительством.

После изгнания мавров в Испании наступает Золотой век

После изгнания мавров и евреев в Испании начался Золотой Век. Она создаёт огромную Империю и вместе с Португалией становится одной из сильнейших стран Европы. Освобождение Испании спасло Западную Европу от исламского владычества.

ЕВРЕИ В МАВРСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Иудей, иллюстрация из европейской рукописи 13 века. Он носит круглую эмблему, так как в Средние века ношение такой метки евреями предписывал папский эдикт. Появление антисемитизма в Европе было вызвано тем, что в Испании огромное количество евреев участвовали в оккупационном правительстве мавров. (Звезда Давида в качестве еврейского символа была принята сионистским движением лишь в конце девятнадцатого столетия).

Мусульмане идут на священную войну - джихад (миниатюра XI в.). В символическом смысле джихадом называется не просто война с неверными, но преодоление человеком мирских искушений.

Карта арабских завоеваний и распространения ислама в VII–VIII вв.

Кого называли маврами?

Маврами в средневековой Европе называли мусульман, которые в VIII в. пришли из Северной Африки на Пиренейский полуостров и основали там свое государство Андалус.

Само слово мавр гораздо древнее.

Там, где сейчас располагаются Испания и Португалия, тысячи лет жили финикийцы, иберы, кельты и греки.

У финикийцев, знаменитых мореходов с Ближнего Востока, было слово махур или маур . Оно обозначало один народ Северной Африки - предков берберов . Отсюда и названия современных государств Марокко и Мавритании.

Во II в. до н. э. Пиренейский полуостров покорили римляне. Маврами они называли всех пришельцев из Африки. А так как Пиренейский полуостров от Африки отделяет Гибралтарский пролив шириной всего 14 км, то пришельцев всегда было много, в том числе и негров (чернокожий Отелло у Шекспира - тоже мавр).

Но самый яркий след в истории оставили именно средневековые мавры , то есть арабы и берберы , принесшие с собой в Европу ислам.

Фрагмент картины «Поклонение волхвов» нидерландского живописца XV в. Ханса Мемлинга. Поклониться младенцу Христу пришли три волхва - три мудреца с Востока: Гаспар, Баптазар и Мельхиор. Одного из них по традиции изображают чернокожим.

Мусульмане в мечети. Перед входом в мечеть полагается снимать обувь, полы в ней устланы коврами. Мужчины и женщины молятся раздельно. Внутри мечети нет ни скульптур, ни картин, зато много пестрых мозаик, витражей, тонкой резьбы.

С кем мавры воевали в Испании?

В VIII в. на Пиренейском полуострове жило много народов, но все их можно разделить на три группы.

Во II в. до н. э. полуостров завоевали римляне и назвали его Испанией. Местное население за сто-двести лет большей частью смешалось с римлянами. Эти испано-римляне говорили на латинском языке и с IV в. были христианами.

Вторая группа - жители гор на севере, сохранившие свои древние языки. Это были астуры, кантабры, баски и др.

Наконец, третья группа - готы , воинственное племя германского происхождения, которое в V в. захватило почти весь полуостров. До этого готы путешествовали по всей Европе, изрядно досаждая Римской империи, и даже захватили в 410 г. сам Рим.

Готский воин в длинной кольчуге, защищающей все тело (испанская миниатюра XII в.)

В то время, когда это произошло, Рим уже не был столицей империи. Римская империя в 395 г. разделилась на две части, и столицей Западной стала Равенна. Западный и восточный императоры заключили с готами мирный договор, по которому им досталась земля на юге Франции.

Там готы основали свое королевство со столицей в Тулузе, но продолжали считать себя римскими подданными и в Испанию отправились потому, что западно-римский император просил их прогнать оттуда свевов, вандалов и аланов .

Но в 476 г. Западная Римская империя пала окончательно, и готы решили, что вся земля, которую они завоевали для римлян, принадлежит им.

В начале V в., еще до готов, Испанией завладели другие германцы - вандалы и свевы, а также племя иранского происхождения аланы.

Они поделили по жребию всю землю на три части, но уже в 422 г. готы пришли из своего королевства на юге нынешней Франции, и между старыми и новыми пришельцами разгорелась борьба.

Вандалы уже в 427 г сами ушли из Испании в Северную Африку. Они так поразили местных жителей - берберов - своей жестокостью, что их имя запомнилось на долгие века и было присвоено всему Пиренейскому полуострову. Вандалусит Андалус , то есть страна вандалов, - так его называли берберы, а вслед за ними и мусульмане, которые завоевали Северную Африку в VII в.

С аланами готы поладили, и об этом свидетельствует название области Каталония (искаженное Гот-Алания).

Свевов готы оттеснили на северо-запад Пиренейского полуострова и окончательно покорили только в VI в.

Но уже в конце V в. на полуострове сложилось государство готов, которое называли то Готией, то Испанией и столицей которого сначала была Мерида, а потом Толедо. Все самые важные посты в государстве занимали, конечно же, готы.

Именно с ними в начале VIII в. и столкнулись мавры.

Золотая вестготская корона VII в., украшенная драгоценными камнями, из клада, найденного неподалеку от столицы готов Толедо. Она подвешена на цепях, поэтому, скорее всего, король не носил ее, а преподнес в дар церкви.

Почему мавры вторглись в Испанию?

В VIII в., ко времени вторжения мавров, Готия почти развалилась сама по себе из-за внутренних раздоров. Настоящих готов здесь было не много, и смешиваться с испано-римлянами и горцами они не хотели. Готы часто сражались между собой за трон и за 300 лет успели надоесть своим подданным. Кроме династических споров готы затевали и религиозные.

Как и большинство испано-римлян, готы были христианами, правда, исповедовали они арианство, учение, которое христианская церковь признала ересью еще в 325 г. Но в 587 г. король готов Рекаред объявил свою страну католической. В северных частях начались восстания за старую веру. Они продолжались до конца VII в., когда воцарился король Витица, симпатизировавший арианам. В 709 г. Витица умер, и готы-католики объявили королем Родериха (Родриго), графа южной области Бетики.

Но в роду Витицы еще оставались мужчины - два его брата, генерал Сисберт и епископ Севильи Оппас, и четыре сына, один из которых, Агила, должен был унаследовать трон.

Дети Витицы подняли восстание. Король Родерих оказался более удачливым полководцем, и сыновьям Витицы срочно потребовалась военная помощь. По некоторым сведениям, они попросили ее у ариан, живших в Северной Африке, в Магрибе. На просьбу откликнулись не только берберы-ариане, но и мавры, то есть арабы и берберы-мусульмане.

Каталонский пейзаж с похожим на крепость бенедиктинским монастырем XI в. Сант-Пере-де-Рода. Его строители, несомненно, были знакомы с мавританской архитектурой.

Как говорит легенда, у них был еще один повод вторгнуться в Испанию.

Дело в том, что вместе с берберами Магриба мусульманам подчинился правитель маленькой области Сеута по имени Юлиан. Сеута находилась в Северной Африке, но принадлежала готам. И как раз незадолго до того, как сдаться арабам, Юлиан послал ко двору готского короля свою дочь на учебу. Однажды, когда она купалась в реке Тахо, король Родерих выглянул из окна замка, пленился красотой девушки и похитил ее.

Но она не пожелала стать его женой и покончила с собой. Юлиан решил отомстить Родериху и подговорил мусульман свергнуть его с трона.

Испания была завоевана арабами (маврами) в VIII веке. Высадившись на Пиренейском полуострове в 711 году мавры под предводительством Тарика ибн Зияда в течение пяти лет завоевывали вестготскую Испанию, превратив ее в зависимый от халифа Дамаска эмират Аль-Андалус. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

В октябре 711 года арабский полководец Мугит, помощник Тарика ибн Зияда, взял Кордову. А в 716 году эмир Абу-ль-Хаттар основал в Кордове одну из своих резиденций. За свою покорность город был сделан столицей провинции Андалусии. В 756 году в Кордове воцарился Абд ар-Рахман ибн Муавия I, он образовал независимый Кордовский эмират. Перед воротами Кордовы эмир построил дворец Русафу, названный по имени знаменитой резиденции Омейядов около Пальмиры в Сирии. В это время многие местные жители стали принимать ислам (таких называли мувалладами). Первое время в Кордове большинство составляли христиане-мосарабы (буквально «обарабившиеся», свое название они получили за то, что переняли многие традиции и частично язык арабов) и власти относились к ним терпимо. Однако уже в конце VIII века власти стали сносить христианские церкви: так, например, в 786 году храм святого Викентия был разрушен, а на его месте была построена Великая мечеть Кордовы. Это вызвало сопротивление со стороны мосарабов, на что власти ответили репрессиями.

В 888 году началось правление эмира Абд Аллаха. Его власть была ограничена только Кордовой, тогда как округа находилась под управлением не признававших Абд Аллаха мятежных родов. До 891 года шла непрерывная война с Омаром ибн Хафсуном, захватившим часть городов эмирата. В самой Кордове тоже было неспокойно — в городе не прекращалась борьба между различными группировками арабов, берберов и мувалладов. С севера на эмират постепенно наступали христиане. Эмиру удалось достичь временного превосходства над своими противниками, но в 912 году он умер, а его сын был убит. Власть, в результате, досталась внучатому племяннику Абд Аллаха — Абд ар-Рахману III. В 913−914 годах он подавил основные силы Омара ибн-Хафсуфа, захватив 70 его замков, а в 928 году взял штурмом центр мятежников — замок Бобастро. 16 января 929 года Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом — верховным главой всех мусульман. Кордовский эмират стал халифатом. В подтверждение этого статуса в Великой мечети Кордовы была выставлена для поклонения рука пророка Мухаммада, которая привлекла множество мусульманских паломников. Местные богословы даже объявили, что посещение мечети делает необязательным паломничество в Мекку и Медину, приравнивая, таким образом, Кордову к этим двум важнейшим святыням ислама.

Статус столицы халифата привлекал в город огромное число торговцев и ремесленников, способствовал процветанию Кордовы. Город достиг гигантских по тем временам размеров, оспаривая у Константинополя звание самого большого города Европы: по арабским источникам в 1000 году в Кордове проживал 1 млн. жителей. Современные историки уменьшают эту цифру до 400−550 тыс. человек. Кордова переживала пик строительства, украшалась площадями, садами, банями, мечетями, базарами, дворцами, среди которых была великолепная загородная резиденция халифа Медина Ас-Сахара (или Мадинат Аль-Захра). Двор халифа сделался мощным культурным центром Европы и исламского мира, привлекая поэтов, писателей, врачей, суфиев и ученых, живших на государственные пенсии. В городе было 27 бесплатных школ для бедняков и университет, в который приезжали учиться не только из мусульманских стран, но и из христианской Европы. При университете была библиотека с общим фондом в 400 тыс. книг. В библиотеке располагалась мастерская, в которой перевели с древнееврейского и греческого на арабский язык труды многих античных ученых и философов. Кордова славилась производством керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя, слоновой кости. Золотых, серебряных и медных денег в Кордове ежегодно чеканилось на сумму до 200 000 динаров.

В начале XI века в Кордовском халифате начался период восстаний и частой смены халифов. В 1010 году в Кордову вторглись берберы, выступавшие в поддержку одного из претендентов на престол, город подвергся разграблению, был уничтожен дворец в Медина Ас-Сахара. В 1031 году Кордовский халифат распался на несколько небольших государств-тайфов. В кордовском тайфе правил визирь последнего халифа Хишама III. В 1069 году эмир Севильи Мухаммад II ал-Мутамид из династии Аббадидов завоевал Кордову и присоединил ее к своему государству.

В 1091 году Кордова подпала под власть Альморавидов (североафриканская исламская династия). Они были призваны поддержать мусульман в борьбе с наступающими с севера христианами, но, в конце концов, решили не ограничиваться помощью, а заодно и прибрать к рукам власть в Андалусии. В 1147 году на смену Альморавидам пришла другая североафриканская династия — Альмохады. За годы правления Альморавидов и Альмохадов Кордова стала исключительно мусульманским городом: христиане и евреи либо бежали на север, в Кастилию и Леон, либо приняли ислам под давлением репрессий.

В начале XIII века силы Альмохадов были подорваны, и они потеряли интерес к своим владениям в Андалусии, которая вскоре вышла из-под их власти. В области воцарились междоусобные войны. Воспользовавшись этим, кастильский король Фердинанд III в 1236 году захватил Кордову, а скорее принял ее почетную капитуляцию.

2 Севилья

В 712 году мавры осадили Севилью, которая тогда носила римское название — Испалис. Город выдержал многомесячную осаду, пока, наконец, архиепископ не пошел на соглашение с захватчиками и не открыл ворота города в 713 году. В период 713−716 гг. город был столицей той части Испании, которая была завоевана арабами, и с этого времени стал известен как Ишбилия. За этот короткий период город был основательно приведен в порядок: были отстроены разрушенные здания, порт, крепостные стены. Когда Андалусия стала независимым Кордовским эмиратом, Ишбилия стала столицей одноименной коры (провинции). Город быстро исламизировался, христиане стали составлять меньшинство и проживали, прежде всего, в бедных пригородах.

Прекращение варварских набегов, постоянных войн и междоусобиц прежнего периода благоприятно сказалось на благосостоянии города, Ишбилия стала вторым по значению портом эмирата. Однако богатства Ишбилии привлекли внимание других варваров — викингов. В 844 году они захватили город и подвергли 7 дневному грабежу, а затем сделали его центром набегов на окрестности. Викинги, в конце концов, были разбиты войсками эмира, и частью перебиты, а частью приняли ислам и слились с местным населением. Однако набеги совершались и позднее: в 859, 966, 971 гг., но уже не столь успешно благодаря строительству укреплений вокруг города и эффективным действиям войск эмирата. Но даже в это время город проявлял свой непокорный нрав. В описанный период Ишбилия была расколота противоборством аристократических группировок, которое порой выливалось в кровавые побоища, как например в 889 году. После победы одна из них попыталась создать независимый эмират в 899−902 и 911−913 годах, а в 974 году произошло неудачное народное восстание. За свою непокорность Ишбилия была лишена крепостных стен.

В начале XI века Кордовский халифат стал распадаться. В ходе воцарившегося безвластия один из знатных горожан Абу ль-Касим сумел прославиться и заручиться поддержкой населения отражением набега на Ишбилию отряда взбунтовавшихся солдат и благодаря этому завладеть властью в городе. Образовалось небольшое независимое государство — тайфа Ишбилия. На фоне других оно оказалось наиболее успешным и сумело подчинить себе многих соседей. Это стало причиной подъема Ишбилии, которое отразилось в оживлении строительства, активной культурной жизни, сосредоточенной вокруг дворца эмира. Однако ослабление центральной власти поставило мусульманские земли под удар христианской Кастилии: после нападения 1062 года, Ишбилия вынуждена была платить дань кастильским королям. Дань ложилась тяжким бременем на плечи горожан, которые отвечали массовыми волнениями, а когда правительство в угоду им переставало платить дань, происходили набеги кастильцев. Ввиду этого эмир аль-Мутамид вынужден был призвать на помощь из Африки фанатичных воинов ислама — мурабитов (они дали название династии Альморавидов).

Альморавиды действительно разгромили христианские силы в битве при Залаке в 1086 году, но затем начали завоевание Андалусии, и в 1091 году Ишбилия была покорена ими. Когда Альморавиды ослабли, на смену им в 1147 году в качестве властителей города пришли Альмохады. Время правления Альмохадов стало периодом настоящего расцвета города, особенно в годы царствования эмира Абу Юсуфа (1184−1199). Самым ярким проявлением этого стало широкое строительство в городе: бани, стадион для скачек, сады, площади, дворцы, минарет для Великой Мечети, мост через Гвадалквивир (он переделан из римского акведука), знаменитый Алькасар. Благодаря удобной гавани, Ишбилия стала также и крупной военной базой, откуда войска могли быстро перебрасывать в любую часть державы. В городе был устроен крупный государственный арсенал. Город процветал и как крупный экономический центр, прежде всего завязанный на торговлю с территорией современного Марокко, но также торговля шла с Генуей и Пизой. Ишбилия выросла до огромных по тем временам размеров — 83 тыс. жителей, с которыми на полуострове поспорить могла лишь Кордова. Однако ни Альморавиды, ни Альмохады не смогли по-настоящему обеспечить безопасность города. Его окрестности подвергались набегам христиан.

После разгрома в 1212 году в битве при Лас-Навас-де-Толоса Альмохады совсем ослабели и прекратили заботиться о своих испанских владениях. В 1247 году Ишбилия была осаждена и, выдержав 16-месячную осаду, сдалась в 1248 году лишь потому, что флот кастильцев смог прервать всякое ее сообщение с внешним миром по реке. Город сильно пострадал в ходе осады и штурма: из всех зданий неповрежденным остался лишь минарет Великой мечети. После завоевания город стал зваться своим привычным именем — Севилья.

3 Толедо

Толедо, столица вестготских королей, была захвачена маврами в 711 году. Город стал именоваться Тулайтулах. После образования независимого Кордовского эмирата, Толедо стал играть важную роль в новом государстве. Не смирившись с завоеваниями арабов, закрепившиеся на севере полуострова христиане повели войну за освобождение своей земли. Поэтому вдоль северных рубежей эмирата мусульманами была образована особая система пограничных владений. Столицей средней их части, аль-Тагро аль-Аусат (в переводе «средняя граница»), был Толедо. Кроме того, он являлся центром отдельной коры (области). Город сохранил значение крупнейшего в области торгово-ремесленного центра, славясь особенно металлообработкой и изготовлением оружия. Толедо также славился как крупный центр образования и науки.

В городе проживали сразу три религиозные общины: мусульмане, чье положение было привилегированным, евреи и христиане, причём и те, и другие были избавлены от религиозного угнетения при условии уплаты особого налога — джизьи. Христиан, по всей видимости, было большинство. Горожане преуспевающего города не раз поднимались на восстания против центральной власти, и нередко при этом религиозные общины были солидарны, несмотря на различия в вере. Так, например, было во время восстания 797 года, которое наместник подавил так: 400 влиятельных горожан, среди которых были богатые мувалады и даже местный архиепископ Элипандо, были приглашены для переговоров на пир, где их обезглавили, а головы сбросили в ров. Это событие получило название «День рва». Однако восстания продолжались в 811, 829 и 932 гг.

В ходе покорения Испании арабы использовали войска берберов, которым в качестве платы за службу дали земли на севере эмирата. Один из знатных берберских родов Бану-Диль-Нун владел землёй в современной провинции Куэнка. В 887 году Муса, один из представителей рода Бану-Диль-Нун, сумел захватить Толедо и до своей смерти в 908 году править здесь как независимый эмир. После распада Кордовского халифата, усилившиеся Бану-Диль-Нун смогли захватить в свои руки власть в обширной области, основав независимое государство со столицей в Толедо (1035−1085). Однако распад халифата усилил натиск христиан, поэтому эмиры Толедо вынуждены были откупаться от набегов кастильцев. Это стало причиной роста налогов, вызвавшего обнищание и недовольство горожан. Среди них распространилось мнение, что проще стать поданными Кастилии, чем одновременно содержать и своего эмира, и кастильского короля.

В 1085 году после осады Толедо сдался Кастилии на почётных условиях: горожане должны платить те же налоги, что и прежнему правителю, взамен король Альфонсо VI обязался уважать их личные права и неприкосновенность имущества, а также право на свободу вероисповедания.

4 Гранада

До завоевания Испании маврами на месте Гранады стоял небольшой город Илиберри (Ильбира). Существует мнение, что в ходе завоевания город был покинут жителями. С установлением на территории Испании Кордовского эмирата столицей провинции Эльвира стала Мадинат Ильбира, находящаяся в 10 км от прежнего Ильбира, ввиду чего практически все жители переселились из старого города в новый.

Когда в начале XI века Кордовский халифат стал слабеть и распадаться, один наёмник из знатных алжирских берберов, Зави бен Зири, в 1013 году захватил власть в Эльвире и создал небольшое независимое государство. Исходя из требований безопасности, он перенёс свою столицу из Мадинат Ильбира дальше в горы Сьерра-Невада, на место прежнего Ильбира. Новый город получил название Мадинат Гарната, что в переводе с арабского означает «холм паломников». Династия Зиридов правила в городе до 1090 года, и за это время был отстроен его исторический центр, район Альказаба Кадима.

В 1090 году Мадинат Гарната подчинилась Альморавидам, а в 1145 году — династии Альмохадов. Военные неудачи Альмохадов привели к тому, что с 1224 года Андалусия фактически вышла из их подчинения, в ней начались междоусобные войны. Наиболее успешным среди эмиров оказался Мухаммад ибн Наср I (1238−1273), который сумел создать державу Насридов, более известную как Гранадский эмират. Со второй половины XIII века и до конца XV века это было единственное мусульманское государство, которое сумело выстоять под натиском христиан. Одной из главных причин этого было горное расположение эмирата, выгодное для обороны. Исходя из того же принципа Мухаммад ибн Наср в 1238 году сделал своей столицей именно горный Мадинат Гарната. Период правления Насридов стал для города временем расцвета и широкого строительства, приобретенные в то время очертания и разделение на кварталы во многом сохранились до сих пор. В то время были построены знаменитый великолепный дворец-крепость Альгамбра и загородная вилла Хенералифе. Мадинат Гарната стал мощнейшим центром мусульманской культуры во всём Западном Средиземноморье. Не малую роль в этом сыграл приток беженцев из разгромленных христианами эмиратов Андалусии. Город стал одним из самых мощных и процветающих центров ремесла и торговли во всей Европе. В Мадинат Гарната проживало около 165 тыс. жителей — по средневековым меркам это был огромный город. В нем проживали разные этнические и конфессиональные группы: арабская знать, берберы-наёмники, еврейские торговцы, муваллады и христиане.

После тяжёлой гражданской войны в Кастилии в 1474—1479 годах, королева Испании Изабелла I решила сплотить страну успешной завоевательной войной. В ходе войны 1482−1492 годов Гранадский эмират был захвачен, а сам Мадинат Гарната сдался 2 января 1492 года на почётных условиях, среди которых были: неприкосновенность имущества и свобода вероисповедания для горожан.

Завоевание Испании арабами и Реконкиста

Много ли мы знаем об этом драматическом периоде в истории Европы? очень мало. А сегодня можно прочесть в сети версии, которые отражают не христианский, а мусульманский взгляд -- мол, арабское завоевание было благом для отсталого Пиринейского полуострова. Кое-кто даже договорился до того, что просвещенному халифату следовало завоевать и всю Европу...
Считаем принципиально важным дать трезвую оценку многовековой тяжелейшей борьбе европейских народов с мусульманскими захватчиками.
-------------

К 40—60-м годам V в. после падения Римской империи вся Испания оказалась занятой «варварскими» племенами вестготов, свевов и вандалов, перешедшими через Пиренеи. Вандалы переправились далее в Северную Африку, вестготы и свевы остались в Испании, которая была в конце V в. при вестготском короле Эйрихе (466-—485) включена в состав обширного Вестготского государства (Вестготская марка). Оно занимало, кроме Испании, всю Южную Галлию до Луары на севере, Бискайского залива на западе, Средиземного моря и реки Роны на юго-востоке. Память о Вестготской марке осталась в названии провинции Каталония (Готолония).

В VIII веке, в перод раздоров и ослабления Вестготского государства на Пиренейским полуострове началось мусульманское завоевание. Мусульмане продвигались в общем, успешно, хотя и встречая местами очень упорное сопротивление.
Хотя некоторые графы и покорились, другие продолжали доблестно сражаться. Астуры и готы укрылись в неприступных горах Пикос де Эуропа и, спустя некоторое время, покинув свое убежище, нанесли арабам жестокий удар. Известна такая характерстика, данная испанцам врагами: «Они как львы обороняют свои крепости и подобно орлам кидаются в сечу на боевых конях. Они не упускают ни малейшей возможности, если она для них благоприятна, и, будучи разбиты и рассеяны, они скрываются под защиту неприступных теснин и лесов, чтобы затем еще с большей отвагой ринуться в бой».
Правитель Аль-хурр считал, что завоевание полуострова уже закончено и что сопротивление испанцев преодолено в ходе семилетних боев (712—718 гг.). Поэтому он перешел Пиренеи и вторгся в Галлию. Однако Аль-хурр заблуждался. Именно в это время против арабских завоевателей началась новая и при этом не оборонительная, а наступательная война.
Арабы не очень торопились обращать испанцев в свою веру. Они обложили христиан тяжелыми налогами, им было выгодно грабить местное население.
Но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.
Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г.
Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.
Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине VIII века.
Летом 718 года знатный вестгот Пелайо, предположительно бывший телохранитель короля Родериха, находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии. В 722 году в Астурию эмиром Андалусии был направлен карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум. Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.
Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо. Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.
В 721 году армия аль-Самха двинулась к Тулузе и осадила её. Освобождать её пришлось герцогу Аквитанскому Эду. Герцог не располагал достаточными силами, чтобы встретиться с арабской армией в открытом сражении, однако ему удалось застать арабскую армию врасплох. 9 июня 721 года он разбил противника, причём вали был смертельно ранен, после чего остатки его армии бежали, сняв осаду с города. Остатки арабского войска, осаждавшего Тулузу, укрылись в Нарбонне.
Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В 725 и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали(наместника) — Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, — причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону.
В это время у берегов Испании появились корабли североевропейского народа — норманнов. Норманны, нападая на прибрежные районы, столкнулись с маврами. В конце VIII в. норманны выступают в войне против мавров в качестве вспомогательных войск Альфонса Целомудренного.

Драматичным был захват арабами Пиренееев.
Вали Абд ар-Рахман смог собрать огромную армию, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны, захватив и разграбив Альбижуа, Руэрг, Жеводан и Веле. Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса. Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.
Пройдя Пиренеи через Ронсевальский перевал, он вначале подавил сопротивление баскских горцев, застав их врасплох. Далее он двинулся по старой римской дороге в направлении на Бордо. По дороге он опустошил провинции Бигорр, Комменж и Лабур, разрушил епископские города Олорон и Лескар, а также захватил Байону. Затем были разрушены Ош, Дакс и Эр-сюр-Адур, сожжены аббатства Сен-Север и Сен-Савен.
Армия Абд-аль-Рахмана задержалась возле Бордо, чтобы разграбить близлежащую местность. Сам город был захвачен и разорён, его окрестности полностью опустошены. По франкским хроникам, церкви были сожжены и большая часть жителей истреблена. «Хроника Муассака», «Мосарабская хроника» и арабские историки не говорят ничего подобного, но некоторые из них дают понять, что штурм Бордо был одним из самых кровавых. Неизвестно, какое значительное лицо, неясно обозначенное графом, было убито в числе других, вероятно, бургграф города.

Прибыв в Пуатье, мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье, заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться.
Между тем Эд и Карл Мартелл смогли объединиться и собрать армию. Противники встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены, по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года. Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).
Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали.
Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи. В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции.

Первый этап реконкисты (VIII—XI вв.) закончился при кастильском короле Альфонсе VI завоеванием города Толедо, который до арабского вторжения был столицей вестготского королевства. К этому времени (1085 г.) Леон и Кастилия объединились под властью одного короля и это единое королевство сильно расширило свою территорию, особенно после овладения бассейном реки Тахо. За арабами осталась лишь часть Пиренейского полуострова к югу от течения рек Тахо и Гвадианы. На северо-востоке владения арабов в конце XI в. простирались до границ Арагона.

Немного хронологии:
759 г. — Пипин Короткий берет Нарбонну. Династия Омейядов изгоняется из Франции в аль-Андалус.
791—842 гг. — царствование Альфонсо II Астурийского. Многочисленные стычки христиан и мусульман идут с переменным успехом, однако в конце концов христианам удается закрепиться на берегу реки Дуэро.
874 г. — Вифредо Мохнатый, граф Барселонский, добивается фактической независимости от франков и приступает к активному противодействию маврам, чьи владения располагаются к югу и юго-западу от современной Каталонии. Так возникает новый очаг Реконкисты.
905—925 гг. — баскский король Санчо Гарсéс укрепляет Королевство Памплонское. Это ещё один форпост Реконкисты на северо-востоке полуострова.
1000—1035 гг. — консолидация другой части христианской Иберии. Санчо III Великий, король Наварры, расширяет границы своих владений на юг. Правда, после его смерти многие его достижения вновь утрачены. Начинаются регулярные паломничества христиан к мощам в Сантьяго-де-Компостела.
1031 г. — распад Кóрдовского халифата.
Около 1030 по 1099 г. — жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор, легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде», а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.
Около 1140 г. — появление испанского национального эпоса «Песнь о моём Сиде».
1151 г. — третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») — приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.
1162 г. — Альфонсо II Арагонский становится одновременно графом Барселонским. Таким образом, северо-восточный «угол» Испании также объединен в мощное государство.
1195 г. — последнее тяжелое поражение христиан в ходе Реконкисты — сражение при Аларкосе. Альмохадские войска напали на спящий кастильский лагерь.
16 июля 1212 г. — кульминационный момент Отвоевания. Знаменитая битва при Лас-Нáвас-де-Толóсе. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские, португальские войска громят мусульманскую армию. В бою также принимали участие многие рыцари, прибывшие со всех концов христианского мира.
Во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир. Рыцарские ордены, такие как тамплиеры, были созданы для борьбы с маврами, а Папство призывало европейских рыцарей к борьбе с сарацинами — так в то время в Европе называли арабов — на Пиренейском полуострове.
1309 г. — Фернандо IV Кастильский (1295—1312 гг.) водружает христианское знамя на мысе Гибралтар.
1469 г. — Изабелла I Кастильская и Фернандо (Фердинанд) II Арагонский заключают брачный союз. Фактическое основание Королевства Испании, установление абсолютной монархии.
2 января 1492 г. — падение Гранады и бегство последнего эмира Гранады Боабдиля. Фердинанд и Изабелла отказываются от титула монархов трех религий и провозглашают себя Католическими королями. Мусульмане и евреи, не желающие обращаться в христианскую веру, изгоняются из Испании, a остальным вменяется принять католичество.
------

Во время реконкисты небольшие раннефеодальные государства северо-западной и северо-восточной части Пиренейского полуострова (Астурия, Галисия, Леон, графство Португальское, Кастилия, Арагон, графство Барселонское, княжество Наваррское и др.) стали сливаться и расширяться. В результате этого процесса выросли такие большие государства средневековой Испании, как Кастилия, Арагон и Каталония. В ходе реконкисты закладывались и основы будущих народностей — испанской и португальской.
В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, существенной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости.
Легендарныи героем той эпохи испанцами почтается непобедмый полководец Эль Сид Кампеадор - Родриго Диас де Вивар.
Меч Сида, обладающий, согласно преданиям, мистическй силой, именовался Тисона. После смерти Сида в 1099 году он попал к предкам короля Фердинанда II Арагонского. В 1516 году Фердинанд II пожаловал меч маркизу де Фальсес за преданную службу испанской короне. По легенде, маркиз мог сам выбрать себе дар, однако предпочёл меч землям и дворцам. Считается, что меч являлся в роду маркизов де Фальсес самой ценной семейной реликвией и поэтому сохранился до наших дней. В 1944 году с разрешения владельцев меч был выставлен для экспозиции в Королевском военном музее Мадрида и находился там следующие 63 года. В 2007 году юридический обладатель меча, маркиз Хосе Рамон Суарес продал меч в собственность региона Кастилия и Леон. Власти региона передали меч в собор города Бургос, где он в настоящий момент экспонируется рядом с могилой Сида.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...