Летописание XVI века. Общерусские летописные своды к

В XVI в. общерусское летописание стало централизованным: летописание это велось в Москве (вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии); летописцы в других городах и в монастырях при изложении событий близкого к ним времени вынуждены были почти буквально передавать официальное великокняжеское (с середины XVI в. —царское) летописание.

Единое общерусское летописание XVI в. было представлено рядом сменявших друг друга сводов. Таковы свод 1508 г. (заключительная часть которого отразилась в Софийской первой летописи по списку Царского), свод 1518 г. (текст за конец XV — начало XVI в. в Софийской второй, Львовской и Уваровской летописях), свод 1534 г. (окончание Воскресенского списка Софийской второй летописи).

В 20-х гг. XVI в. была составлена летопись, охватывавшая, в отличие от большинства сводов, не всю русскую историю с древнейших времен, а лишь время трех московских великих князей (Василия II, Ивана III и Василия III) — Иоасафовская летопись.

В 20-х гг. начинается также составление самой обширной по размеру русской летописи, получившей у историков наименование Никоновской; первоначальная редакция этой летописи (список Оболенского) была создана, по-видимому, при дворе известного церковного деятеля (с 1526 г. — митрополита) Даниила, но стала основой официального великокняжеского летописания.

В 1542 г., в период малолетства Ивана IV и «боярского правления», был составлен новый летописный свод — Воскресенская летопись. Следующие этапы истории летописания относились уже ко времени политического могущества Ивана IV.

Около 1555 г. был составлен «Летописец начала царства», охватывавший время от смерти Василия III до казанской победы 1552 г., составление этого памятника может быть, по-видимому, связано с деятельностью сподвижника Грозного — Алексея Адашева.

В середине XVI в. «Летописец начала царства» был переработан и включен в состав второй редакции Никоновской летописи (Патриарший и другие списки), доведенной до 1558 г.

В 60-х гг. была создана наиболее официальная, многотомная, богато иллюстрированная редакция Никоновской летописи — Лицевой свод; изложение этого грандиозного свода (включавшего не только летописное повествование, но, в своей начальной части, также и библейские и хронологические тексты) было внезапно прервано на 1567 г.

Следами какой-то срочной и ответственнойпереработки Лицевого свода была особая, не доведенная до конца (текст ее обрывается на 1553 г.) редакция его последнего тома, дошедшая до нас в составе «Царственной книги». Причиной этого прекращения ведения Лицевого свода, а вместе с тем и всего царского летописания, были, очевидно, какие-то резкие политические перемены в период опричнины, делавшие невозможным сколько-нибудь последовательное и стабильное объяснение политической истории последнего периода.

Наряду с общерусским летописанием, унифицированным с начала XVI в. и прекратившимся в 60-х гг., на Руси продолжало существовать летописание местное — в Новгороде и особенно в Пскове (Псковская первая летопись — свод 1547 г. и Псковская третья летопись — свод 1567 г.).

Псковское летописание XVI в. заслуживает внимания не только как исторический источник, но и как литературное явление. Как и в летописях XV в., живые детали и публицистические выпады вторгаются здесь в традиционное повествование.

Так, рассказ о присоединении Пскова в 1510 г. начинается в Псковской первой летописи (своде 1547 г.) с плача по Пскову: «О славнейший в градех великий Пскове, почто бо сетуеши, почто бо плачеши? И отвеща град Псков: Како ми не сетовати, како ми не плакати? Прилетел на мене многокрильный орел... и землю нашу пусту сотвориша».

Но далее этот лирический плач переходит в сатирическое описание деятельности московских воевод и ее последствий: «И у намесников и у их тиунов и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начаша в них ходити... И тые намесники, их тиуны и люди пиша изо пскович крови много; а кои иноземцы жили во Пскове, и те разыдошася во своя земля..., только одны псковичи осташа, ано земля не раступитца, а уверх не взлететь».

Еще более откровенным был публицистический характер рассказа о событиях 1510 г. в Псковской третьей летописи (своде 1567 г.);пародируя слова своего земляка, сторонника Москвы Филофея, о Москве как «третьем Риме», которому предстоит «расти и младети и разширятися до окончания века», летописец писал о новом Московском государстве: «Сему бо царству рашширятися и злодейству умножитися».

В официальном московском летописании XVI в. мы не найдем таких сатирических элементов, какие обнаруживаются в летописях предшествующего времени; основной тон повествования — хроникально-деловой или торжественно панегирический.

Однако и официальные летописцы XVI в. могли быть художниками — особенно в тех случаях, когда им приходилось описывать живые и по-настоящему драматические события. К числу наиболее живых сцен в летописании XVI в. могут быть отнесены рассказы о смерти Василия III в 1533 г. и о болезни Ивана IV в 1553 г.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Русское летописание 16-17 веков.

Воскресенская летопись (Воскресенский монастырь, ок. 1531. позднейшие редакции – до 1541, затем до 1580). Идеи сильной княжеской власти; поздняя редакция 1540-х составлена сторонниками Шуйских. /Официальная летопись Русского государства, кроме великокняжеского летописания использовался ростовский свод и «Сказание о князьях Владимирских»/

Никоновская (Один из списков принадлежал патриарху Никону. 1520 или 1539-42). О благости Московского центра. /Подготовка к собору 1531 и осуждению нестяжателей. входят переводы Максима Грека, сборник слов и поучений митрополита Даниила, копийная книга московской митрополичьей кафедры/ Переработка Воскресенской, отличается некоторыми деталями. Никоновская летопись представляет собой громадную компиляцию. Среди источников летописи, близкие к Новгородской пятой, Воскресенской, Иосафской (с 1446 года), Хронограф и др., отдельные повести и сказания о крупных исторических событиях, местные летописи и произведения устного народного творчества. Составители Никоновской летописи подвергли имевшиеся у них исторические материалы обработке и создали концепцию, согласно которой руководящая роль в образовании Русского государства принадлежала московским князьям, действовавшим в союзе с церковью. В 60-70-е был составлен Лицевой летописный свод Никоновской летописи, что свидетельствует о стремлении придать Никоновской летописи характер официального толкования исторических событий.

Новые тенденции в летописании:

История России вписывается в мировую; интерес к мировой истории; поиск места в ней: Филофей с Третьим Римом; Хронограф (1512 - 1522) – Все начинается с Трои, продолжается Августом, потом Византией, затем материалы русских летописей. В подробных примечаниях отходит от погОдного принципа.

Тексты с большим количеством иллюстраций. (Лицевой свод (60-70 гг. 16 в.), возможно, под ред. самого Грозного. 16 тыс. иллюстраций. Первые три – всемирная история, семь - русская)

Расширение круга источников: привлекаются договоры и др. документы (Лихачев: летописание становится «служебным предприятием гос. архива»)

Усиление лит. начала (Алеша Попович то гибнет на Калке, то сражается с половцами; Август и Прус как предки Рюрика)

Подчистка и фальсификация местного летописания - вставки в промосковском духе.

8. Исторические сочинения начала 17 века («Временник», «Словеса дней и царей и святителей московских», «Сказание» А. Палицына).

Смута как ситуация безвластия и безначалия (что невообразимо при персонификации власти) нуждалась в осмыслении

- «Временник» Ивана Тимофеева . (кон. 1620-х). Повествование по главам-царствованиям, от Грозного до Михаила (не описывает новую династию).

Смута – порождение Грозного, который гневен и яростен; его отравили и правильно сделали (одобрение не особо явное). Федор Иванович – противоположность отцу, единственный грех – передал власть рабу. Годунов неоднозначен – умен, но злобен и льстив; трона по роду недостоин; вместо служения Богу обратился мирской славе. Лжедмитрий – Отрепьев, Антихрист. Все, что далее – Божья кара (причем за конкретные грехи – корысть, пьянство, обжорство, содомию и мат). А еще за неправильное поведение бояр (но их перебил Грозный и поэтому они не смогли противостоять Годунову). Люди изменили традиции, народ перестал подчиняться неправедным владыкам, самовластие простолюдинов и рабов повлекло наказание. Новая династия – неизреченная милость. Итог: не надо нарушать естественный ход вещей.

- Андрей Хворостинин «Словеса дней и царей и святителей московских» . Оправдание кающегося приближенного Лжедмитрия. Начинает с Бориса Годунова, который неоднозначен: вроде и идеал царя (умен, милосерден, пытается помочь, благочестив и пр.), но озлобил подданных, поднял рабов на свободных и много благородных истребил. Наказанием за высокомерие стала гибель царства. Лжедмитрий – самозванец, расстрига осквернитель престола, но умен и образован. Наказание – восстание. Чужеземцы воспользовались ситуацией и напали. Вдохновили народ на освобождение Москвы патриарх Гермоген и Филарет (исполнителем).

Летописи

В плоть до 14 века летописи являлись основным источником по истории России. С 14-17 века развитие летописи несколько не однороден Этапы совпадают с развитием русских земель. Бли сильны местные летописные традиции. В рамках этого обозначены тенденции к объядинению общего летописания. 15-16 века это новый этоп в истории летописания в этих рамках стали появляться обще русские летопиные своды это время расцвета летописи. В конце 16-17 веков летописи занимаються ХРАНОГРАФАМИ, они постепенно вытесняют летописи. В Летописи запечетляются события русской итории, а в хранографе историия русских земель вписана в обще мировой, европейский контекст. Сначало в твери зарождаеться обще русское летописание происходит это еще в 14 веккее при князе михаиле ярославовиче, включает не только местные сведенья но и события в новгороде резани смоленске, даже и южно русских земельэ. В тверской летописи можно выделить 3 свода 1305 1318 1327 годы. С этого момента традиция обще русского летописания перемещаеться в москву. Труды твери положены в основу московского летописания. В 14-15 веках были очень сильны атимосковские взгляды и находили отраждение в новгородстких(4) и псковских(3) летописях. Открыто обличались преступления Ивана Грозного. За составлением этих летописей стаяло местное дворянство (Пашнин).

1389 году в Москве создается Летописец Великий Русский. Создаеться на базе Тверских летописей, этот свод положен в дольнейшем в основу для составления троицкой летописи, она важна потому как она была первая общая русская митрополичия летопись. Создавалась под влиянием митрополита Куприяна. Зачатки общерусского летописания которые имели начало в 14-15 веков заложило осново основу для официального летописания 16 века. Ключевую роль сыграло создание Симеоновской летописи. Официальная великокняжеская летопись Ивана 3, на страницах которой этот человек прославлялся. Уваровская летопись 1518 года. Стало основой для написания Никоновской и Воскресеноской летописи. Две эти летописи это важный этап в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы. Они как завершающий этап обще русского летописания.

В 20 годы 16 века в Москве при дворе митрополита Даниила был создана Никоновская летопись, её написание приурочено к церковному собору 1531 года. На этом соборе подвергнуты осуждению взгляды нестижателей. Отличительной особенностью летописи стало то что она являлась наиболее полным сводом по истории русского государства. Включил много ценных и уникальных фактов. Поэтому НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Не смотря на то что она была создана в конце 20х годов 16 века она неоднократно пополнялось. События доведены до 1558 года.

Всокресенская летопись Составлена в середины 16 века. Известно 12 списков и 3 редакции. Это официальная летопись по Русской истории первой половины 16 века. По своему значению занимает лидирующие позиции среди других летописей. Впервые на страницах ее начинает преобладать повествовательный стиль который в последствии стал отличительной особенность всех летописей созданных во воторой половине 16 века. Этот повествовательный стиль отразился в Летописце начала царств.

Две эти летописи уже являются примерами вполне оформившейся единой официальной русской летописной традиции. Их содержание строго регламентировано. В отличии от летопись удельного периода официальные летопись между собой уже не дискутировали все они представляют одну четкую систему взглядом. Они только фиксируют события, и говорят о том что власть монарха это очень хорошо. В таком виде летописание просуществовало до 60 годов, 16 века. Опричнина привела к тому что официальная летописная традиция при терпела серьезные изменения, и была необходимость переработать ту идеализацию которая туда закладывалась и летописная традиция постепенно сошла на нет.

Летописец Начало царств созданный в середине 16 века. Создавался при Адашеве. Много посвящено внешней политики Ивана Грозного, четко проявляется антибоярская направленность. Описывает как единственное средство в борьбе за создания единого государства. Следует отметить что в конце 60 годов создается Степенная книга создана в окружении митрополита Макария, в качестве создателей фигурировал протопоп Андрей. Это своеобразная литературно историческое произведение. Сам факт появления было ярким свидетельство изменений в летописании, в рамках степенной книги были объявление не только летописные тексты но и агиорафические произведения, там еще составной частью её стили устные придания. Степенная книга, от слова ступень, авторы разделили историю на 17 ступеней. Каждая ступень ассациируеться с князем, основая идея четко прослеживается, русская история по своей сути это деяния Московских князей. Это переходное произведение которое отражает внутреннию трансформацию.

Лецивой Летописный Свод Ивана Грозного. Это произведение которое объединяет хронограф и летопись. Занимает по объему 10 томов. В них около 16 тыс. иллюстраций. Из 10 три тома - общая история, а остальное - отечественная. Это историческая энциклопедия 16 века. Его редактировал сам Иван Грозный. Это последний общероссийский летописный свод, после него традиция их создания угасла. Во всех последующих летописях уже нет общей картины истории страны. Место летописей занимают другие исторические произведение и в первую очередь это хронографы.

Они заменяют летопись. Первый хронограф написан 1512 году. Сохранилось около 130 списков хронографав. Расцвет жанра относиться к 17 веку. Помимо исторического характера они вбирали очень много важного.. они были энциклопедиями, информация естественно научного характера, цитаты, перепечатки произведений античных авторов, жития святых. Очень четкая структура. Европейская структура до 1453 годом. Очень много в них нравоучительных сюжетов. Причем в каждом разделе помещаются свои выводы.

Летописи это массовый источник известно более 1000 летописей, так же включены произведения и 18 века, эта тема иследована, Монография Массонова ИСТОРИЯ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ 11-18 ВЕКОВ. В М. 1969 год. Их сменили хранографы важный источник по политической истории.

Про иностранцев

Буссов считается что он имел славянские корни, но утверждать это мы не можем, московская хроника начинаться с Бориса Годунова а заканчивается Освобождением Москвы от польских интервентов. Хорошо осведомлен о жизни и быте русских людей. Определенные сведения о Лжедмитрии втором. За 7 лет смуты

Исска Масса галантский торговец с 1601- 1609 торговал через Архангельск его записки отличались большой точностью. Факты заставляют задумываться о переоценке. Он дал автономическое описание Лжедмитрия на теле нашел 21 рану.

Ян Стрейс два года пробыл в России, он объездил вообще весь мир. В Астрахани был разгар восстания Степана Разина, он написал про это.

Адам Ольштагель (Олеарий)был в России два раза был дипломатом, первый раз был в 1633-35 гг. а второй раз в 1643 году. Его оценили в России, царь предложил перейти на службу. В 17 веке его записки издавались и переиздавались 4 раза. Это были актуальные записки. Россию в это время иностранцы открывали для себя.

14-17 века вошло много интересных событий истории России и в это время произошли количественные и качественные изменения в комплексе исторических источников. Много было достигнуто унификация законодательства, рос товарно-денежных отношений увлечения количества актовых материалов, трансформация источников, появление новых жанров литературы. Культура обретает светский характер.

ТЕМА, Источники по истории России 18 века.

1. Законодательные источники и актовые материалы.

    статистические источники

    экономика-географические

    публицистика

    материалы периодической печати

    источники личного происхождения

    записки иностранцев о России.

законодательные источники.

В 18 веке происходят изменения в отечественном законотворчестве они имеют как качественную сторону так и количественную. В 18 веке в отечественных законах проявляются и формируются свойства законодательства нового времени. Начало складываться имперское законодательство. Распространяется философское законодательство. Думали что с помощью законов можно улучшить жизнь. Расширяется тематика, сферы законов. Законодательство инициатива сильно зависло от нестабильности государственной власти.

Основные разновидности законодательных актов:

манифесты - одни из наиболее важных законодательных актов все важные события находили отражения именно в них. 18 февраля 1762 года появился манифест о вольности дворянской.

Указы - наиболее многочисленная и разнообразная группа законодательных актов. В отличии от первых сфера применения более широкой. Регулировались почти все сферы жизни. Указ о наследовании престола 1722 год.

Уставы - это специальные законодательные акты регулирующие какую либо сферу деятельности, торговые, таможенные. Воинский устав 1716 года направлен на усиление дисциплины. Состоит из 4 частей(общее положение, дисциплинарный артикул, строевая подготовка) 1755, 1765 года эти уставы повторяют друг друга. Устав 1782 года «Примечания для пехотной службы » создатель Голлинищев-Кутузов

1796 год суворовский устав «Наука побеждать». (Общие положение, памятка солдатов) морской устав 1720 года написанный Петром первом идет речи о бытности о распорядке.

Регламенты и учреждения - это законодательные источники, определяющие организацию, состав, компетенции и регулирующие деятельность государственных учреждений. Генеральный регламент 1720 года, создан для того что бы он регламентировал деятельность всех коллегий (56 статей). В 1721 году появился духовный регламент, регламентировал деятельность синода. Регламент главного магистрата 1721 определял порядок жизни в городах(25 глав). Учреждения для управления губернией 1775 год, в нем описаны функции губернского управления.

Жалованные грамоты - Екатерина II две грамоты городам и дворянству.

Наказы и инструкции - в нем зафиксированы пожелания помещика к управляющему имением о том как нужно управлять. Появились в 17 веке. А в 18 веке стали наиболее полными появились части параграфы более дробными. Инструкции князя Щербатова для Ярославских имений 1758-69 годы.

Судебно следственные документы - донесения, доносы, материалы допросов, признания. Можно разделить на две группы на материалы официального следствия и документы из среды восставших, Прелестные письма.

Актовые материалы изучены слабее, изучением занимается дипломатика. Активно развиваются частновладельческие, потому что активность частная собственность набирает правовые отношения все это требует более четкой аргументации и продажи. Виды договоров: Крепость(крепости)- акты фиксирующие сделки с недвижимым имуществом. Дарения, Мена, найма, доверенность, подряда и поставки, займа,

вывод: в 18 веке активно развиваются законодательные источники и актовые материалы. Однако в это время, они приобретают черты характерные для источников нового времени. Законодательство принимает имперский вид, актовые источники становятся более разнообразными.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.

Статистика это новый вид источников, который появился в 18 веке. Она делала первые шаги на пути своего развития. Полноценной картины статистических описаний нет. Часто статистика имеет не точный характер, так как составляют его люди.

Делятся на две категории: 1. первичные(конкретный источник в котором идет учет одной единицы чего-либо(человек, предприятие и т. д.)) и вторичные(создаются на базе первичных источников, уровень выше в них суммируется информация по конкретным единицам)

специальные материалы такие как перепись населения.

Разновидности статистики:

демографическая статистика. Она зародилась в 18 веке. Первая всеобщая перепись населения состоялась в 1897 году в России. А до этого были ревизии - это учет податного населения. Учитывали только мужское население. Первые ревизии все население не охватывали так как это было просто не возможно. Национальные окраины оставались не учетными, так же уклонялись. В 18 веке было 5 ревизий и в первой половине 19 века тоже было 5.

Первая ревизия 1719-1721 годы, вторая 1744 год, третья 1762 год, четвертая 1782, пятая 1795 год. Исходя из дат, можем говорить о том что статистика была не точной. В первых двух не были учтены окраины государства.(Сибирь, Украина, Прибалтика) в последующих они учитывались. Были и те кого пропустили, и большое количество беглых. В рамках первой ревизии беглых было 900 тыс. чел. Мужского пола. На основании ревизий составлялись «Ревизские сказки». Единого формуляра составления их не было он менялся с течением времени. Всегда интересовал возраст, материальное положение. Появлялись дополнения к ревизским сказками окладные книги в которых были уточнены данные и в первую очередь это касалось бедных. Основана на учете податного населения. Подотная единица двор.

Положено начало промышленной статистики. 1724 год дата основания. Две коллегии «Берг» и «Мануфактур» стали осуществлять отчет, как промышленной так и сельскохозяйственной. Разработан специальный формуляр, он с течением времени менялся. Основным показателем являлось количество предприятий. Были и такие отметки как количество изделий, информация о их сбыте.

Сельскохозяйственная статистка, положение дел было еще хуже чем в промышленной, она стала развиваться позже, ей не уделяли большого внимания, с 80х годов 18 века губернаторы были обязаны представлять сведения о посевах хлеба, но вся проблема заключалась в том что не было предусмотрено органов.

Существуют специальные статистические работы, которые основаны на данных. Их существуют всего две в первой половине 18 века это работа Ивана Кирилловича Кириллова «Цветущие состояние Российского Государства» вышла в 1731 году. В ней содержаться сведения о губерниях, городах и монастырях. Михаил Дмитриевич Чулков вторая половина 18 века работа в 7 томах «Историческое описание Российской коммерции». Автор очень известный публицист и этнограф. 1781-1788 годами выходили семь томов, он изложил в них историю развития торговли в России начиная со средневековья. Первый том включает информацию о торговле Русский земель с раннего средневековья по 17 век. Со второго по 5 рассматривается внешняя торговля России в 18 века. В 6 внутренняя торговля 18 века из него можно сделать выводы по специализации районов страны. В 7 томе говорит о категориях товаров, он прослеживает где их продают и по какой цене это происходит. Можно сделать заключение о том в каком состоянии находился внутренний рынок и не смотря на то что работа описательная можно встретить много ценных фактов и статистических сведений.

Вывод: статистические источники предоставляют нам важную информацию по социально-экономической жизни России в 18 веке, они показывают развитие промышленности и сельского хозяйства, а так же позволяют делать выводы о динамике численности населения страны.

Рождаемость была высока, прирост населения до революции был значителен.

географические описания. Рукописи оставленные путешественниками.

Крашенинников путешествовал на Комнчатку. С 1737-1741 года. В 1755 году издал работу «Описание земли Камчатской» издал два тома.

Лепехин путешествие по Поволжью и Уралу. 1768-1774 годы. По итогам свет увидели три тома. Рычков описание Оренбурга.

Публицистика

активно развивается плотно переплетается с политикой. Важна для изучения идеологии, важны для понимания политической борьбы. Феофан Прокопович арихиепископ Новгородский проповеди и послания. Активно пропагандировал Петровские реформы. Торжественная проповедь победы при Полтаве. Правда воли Монаршей. Духовный регламент, определены структура и функции синода.

Посашков Иван Тихонович. «Книга о скудости и богатстве». Выходец из среды зажиточных крестьян. Имел питейный завод. Один экземпляр предназначен для вручения Петру I, в 1724 году. После передачи книги Посашкова арестовали. За мысли изложенные на страницах. В книге 9 глав.

Поленов, щербатов.

Алексендр Николаевич Радищев Путешествие из Питербурга в Москву. Его за эту книгу приговорили к смертной казни. Он обосновал теоретически вред любого самодержавия, сделал выводы. Публицистика представлена 3 направлениями Консерваторы либералы и революционеры.

Переодическая печать.

Газеты и журналы. Первая газета Куранты 2 экземпляра в день доставлялась утром к завтраку Царю.

Выходило 119 различных периодических изданий из них только 3 газеты и 116 журналов.

Значимость газет в том что они появились. Хотя все они были государственными позволяли говорить о том что происходили коренные перемены. Первоначальный все журналы не имели самостоятельного статуса и были приложением к газетам. в 1765 году начал выходить журнал академии наук Ежемесячное сочинение. По различным отраслям науки тут печатались сочинения. Первым был историк Миллер. Просуществовал 10 лет в неизменном виде, после посчитали не целесообразным создавать на такой базе начали публиковать различные журналы по различным сферам науки. Несколько журналов стало публиковать по истории.

«Труды вольного экономического общества» выходил до 1917 года. Анкетные данные по различным направления социально-экономических. Много свединий по развитию экономики по крестьянским промыслам. Ппервый печатны журнал «тродолюбивая пчела» издатель Сумароков. Журнал сатирический. Очерки. Через год журнал был закрыты. Он начал издавать новый частный журнал «Праздное время в пользу потребленное».

Екатерина Вторая она попыталась перехватить инициативу у частных журналов, журнал Всякая всячина, Казельский но он проповедовал «Улыбательную сатиру» суть в том что сатира должна быть мягкой и не трогать суть строя, а затрагивать мелкие недостатки.

Новиков, он начал издавать свои журналы показывал другие проблеммы в 1769 году журнал «Трутень» основной вопрос был вопрос о крепостном праве. В 1770 году журнал закрыт. Начал издавать журнал «Пустамеля», который продолжил работу начатую еще трутнем. Именно в нем в первые появился жанр театральной рецензии. В 1772 начал выходить журнал «Живописец», ярко иллюстрировал тяжелое положение крестьян и их нужды критиковал помещиков, деятельность администрации. Начал издавать первый женский журнал «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета», написано легким стилем.

Журнал «Экономический магазин» под редакцией Болотова 17

800 экзепляров собеседник любителей русского слова за ним стояла Екатерина 2. Ярко выраженная антиновиковская направленность. В этом журнале печатался Державин.

Было две группы журналов проправительственые и журналы Новикова. В 1789 году Крылов начал издовать журнал «Почта духов»

в России в 1786 году появился первый провинциальный журнал «Уединены пошехонец »

источники личного происхождения

воспоминания,мемуары, дневники, письма.

Это совокупность источников. Основная функция установление межличностных комуникаций. Специфика:

Дневники. Фиксация событий человека день за днем.

В XVI в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

В первой половине XVI в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности XVI в.

Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.

Справка

Основными источниками для Воскресенской летописи за древнерусский период (до начала XVI в.) стали список Царского Софийской I летописи, в котором была сделана специальная редакторская правка, и Московский великокняжеский свод 1479 г. Особенно ценны известия Воскресенской летописи для периода с 1522 г., на котором обрывается изложение в Никоновской летописи, до 1541 г. Соответствующий фрагмент Воскресенской летописи в середине XVI в. был включен в древнейшие списки Никоновской летописи – Оболенского и Патриарший, из которых он перешел во все позднейшие списки этой летописи. Таким образом, Никоновская летопись излагает события 1522–1541 гг. по Воскресенской летописи.

Особенность Воскресенской летописи еще и в том, что большинство ее списков датируются относительно ранним временем – серединой XVI в. В целом же Воскресенская летопись гораздо традиционнее Никоновской, она в большей степени следует жанру древнерусской летописи. Родственными Воскресенской летописи оказываются официальные исторические сочинения середины XVI в.: "Государев родословец" и "Сказание о князьях владимирских". По-видимому, именно Воскресенскую летопись имеет в виду Даниил Принтц, посетивший Россию в составе посольства германского императора в 1570-е гг. Он пишет, что в русских летописях род Рюриковичей выводится от римских императоров, но эти летописи правительством содержатся в тайне.

В середине XVI в. создается "Летописец начала царства", еще одна официальная летопись светского происхождения. "Летописец начала царства" (таково его самоназвание) достаточно подробно описывает внешнеполитические контакты России, опираясь на посольские документы и материалы Разрядного приказа. Изложение начинается с 1533 г., т.е. непосредственно после смерти Василия III и продолжается в разных списках до 1552, 1556, 1558 и 1560 гг.

"Летописец начала царства", доведенный до 1560 г., был включен в летописную компиляцию, которую в научной литературе назвали Летописным сводом 1560 г. Основными источниками последнего стали тексты Воскресенской и Никоновской летописей. Кроме того, в Свод 1560 г. вошли оригинальные известия за середину XVI в. Этот Свод был привлечен при составлении так называемой Львовской летописи, которая так же, как и ее источник, доводит изложение до 1560 г. Львовской летопись названа по имени ее первого публикатора – известного русского просветителя Н. А. Львова.

Последним памятником общерусского летописания XVI в. стал Лицевой летописный свод, созданный в 1570-х гг. в Александровой слободе – опричной резиденции Ивана Грозного. Лицевой свод – крупнейшая древнерусская иллюстрированная летопись. Она охватывает всю историю человечества от Сотворения мира до середины XVI в., т.е. соединяет хронограф и летопись. По свидетельству историка XVIII в. Μ. М. Щербатова, который ввел Лицевой свод в научный оборот, существовали листы с текстом и миниатюрами, где повествовалось о воцарении Федора Ивановича, т.е. о событиях 1584 г. Почти каждое известие Лицевого летописного свода сопровождается иллюстрацией, причем страница часто представляет собой скорее иллюстрацию с подписью, чем текст с иллюстрацией. Изобразительный ряд здесь явно довлеет над текстом. До настоящего времени сохранилось 10 томов Лицевого свода, которые включают более 16 тыс. миниатюр.

Так называемый Синодальный том, в котором повествуется о царствовании Ивана Грозного, был отредактирован неизвестным, но, без сомнения, высокопоставленным лицом (Д. Н. Алыииц видел в анонимном редакторе Лицевого свода самого Ивана Грозного). Скорописным почерком внесена правка на листы с уже раскрашенными миниатюрами. С учетом этой правки текст был переписан – так появился завершающий том Лицевого свода, известный как Царственная книга. Лицевой свод стал последним памятником общерусского летописания XVI в.

в XVI в. наряду с общерусским существовало и местное летописание: псковское, новгородское, в региональных монастырях.

Наряду с общерусским существовало и местное летописание. В большинстве случаев удается установить конкретное место, где записывались летописные известия. Так, во второй половине XVI в. была составлена Псковская III летопись. Исследователи полагают, что в ее основе лежит Свод 1567 г., составленный на основе Свода 1481 г. (т.е. Псковской I летописи) в Псково-Печерском монастыре игуменом Корнилием или по его инициативе. Сохранился оригинал Псковской I летописи, так называемый Строевский список, датируемый серединой XVI в., в котором основной текст доведен до 1556 г., а далее, до 1567 г., летописные известия приписаны в разное время и разными почерками.

Во время святительства в Новгороде архиепископа Макария (с 1542 г. митрополита Московского) при митрополичьей кафедре на основе Новгородской IV летописи был составлен летописный свод, доводящий изложение до 1539 г. Он впоследствии стал одним из источников Лицевого свода, лег в основу новгородского летописания XVII в., но дошел и в первоначальном виде: его фрагмент читается в гак называемой Архивской летописи, а полный текст – в Новгородской летописи Дубровского. Составление Свода 1539 г. исследователи совершенно справедливо связывают с архиепископом Макарием, а в качестве места его создания называют кафедру новгородских архиереев.

Ярким примером местного летописания является Соловецкий летописец, созданный в конце XVI в. Повествование в нем начинается с призвания Рюрика, но общерусские события излагаются кратко, зато история Соловецкого монастыря, а также события, происходившие на сервере России, передаются в подробностях.

Во второй половине XVI в. летописный жанр переживает кризис. С одной стороны, составляются объемные летописные своды, максимально подробно повествующие о русской истории. С другой стороны, в самом последнем из этих сводов летопись соединяется с миниатюрой и становится вспомогательным средством исторического повествования. Параллельно появляются исторические произведения нелетописного жанра, например, Степенная книга. В 1570-х гг. официальное летописание по неясным причинам прерывается и возобновляется только в XVII в.

С первых десятилетий XVI в. вновь активизировалось митрополичье летописание.

В 1518 г. появился новый свод, положенный в основу Софийской II и Львовской летописей, а также Уваровского вида Летописца от 72-х язык. Скорее всего, это был официальный свод, полностью лояльный к властям.

В основу свода 1518 г. было положено великокняжеское летописание первых десятилетий XV в. и неофициальный ростовский свод 1489 г., расширенные материалами митрополичьего архива. Наряду с ними одним из важнейших источников свода 1518 г. стал особый церковный свод 80-х годов XV в., оппозиционный великокняжеской власти.

Важным этапом в завершении унификации летописания, под эгидой Москвы Никоновская летопись (составлена в конце 20-х гг. ХV в. в Москве, при дворе митрополита всея Руси Даниила Рязанца (1522-1539). Впоследствии Никоновский свод неоднократно дополнялся заимствованиями из официального летописания был доведен до 1558 г.

Клосс Б.М. Оригинал этой летописи – список Оболенского

Цель создания летописи: подготовка к собору 1531 г., на котором подверглись осуждению взгляды «нестяжателеи» на церковное землевладение.

Основными источниками Никоновского свода (по мнению Б.М. Клосса) были

1. Симеоновская,

2. Особая редакция Новгородской V (так называемая Новгородская Хронографическая)

3. Близкая по времени к Никоновской Иоасафовская летописи

4. Владимирский летописец

5. Устюжский свод и

6. Русский Хронограф.

7. Западнорусский Хронограф (А.А. Шахматов)

8. Ряд литературных произведений: переводы Максима. Грека, сборник слов и поучений митрополита Даниила и др.

Между 1542 и 1544-гг. была составлена Воскресенская летопись - официальная летопись первой половины XVI в следует отметить, что помимо великокняжеского летописания конца XV - начала XVI в. ее создатели пользовались ростовским сводом 80-х годов (отразился в Типографской летописи) и внелетописными памятниками. В частности, в нее было включено Сказание о князьях владимирских (20-е годы XVI в.), объединившее легенды о происхождении русской великокняжеской династии от римского императора Августа через легендарного Пруса (якобы родственника Рюрика) и о мономаховых регалиях, которые будто бы были посланы византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу. В первоначальных несохранившихся - редакциях она доходила до 30-х годов XVI в. Позднейшие редакции были доведены до 1541 г., а затем до 1560 г. В основу Воскресенской летописи.

К концу 50-х годов XVI в. относят появление Летописца начала царств, составленного, видимо, при непосредственном участии А.Ф. Адашева. Он охватывает небольшой период времени - с 1583 по 1556 гг. - и освещает преимущественно две темы: укрепление «самовластья» Ивана IV и присоединение Казани. Основные идеи Летописца близки официальным идеологическим установкам начального периода правления Ивана Грозного. Существенно отредактированные тексты Летописца были использовавший при составлении последних двух томов Лицевого свода.


Никоновская и Воскресенская летописи представляют вполне оформившуюся единую русскую официальную летописную традицию.

В начале 60-х годов XVI в. только что составленный новый список Никоновской летописи (Патриарший) был использован для создания Степенной книги царского родословия - своеобразного литературно-исторического произведения, само появление которого свидетельствовало об определенных изменениях в подходе к историческому материалу и разложении летописного жанра. Составленная в окружении митрополита Макария (возможно, митрополитом Афанасием), Степенная книга объединила летописные и агиографические тексты и дополнила их устными преданиями. Называется книга так потому, что весь ее текст был разбит на 17 «степеней» (ступеней), по которым как бы двигалась история Русской земли. Основная идея - представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков. Цель создания Степенной книги определила отношение ее автора к историческому материалу: он не отличается точностью и достоверностью. Степенная книга оказала большое влияние на последующие исторические и публицистические произведения, хотя источниковедческая ценность приводимых в ней сведений крайне мала.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...