Лучшие асы люфтваффе германии. Самолеты люфтваффе
Люфтваффе добились значительных успехов в первые годы войны. Очень эффективной оказалась тактика непосредственной поддержки бронетехники самолетами Ju-87 «Штукас» - пикирующими бомбардировшиками, которые называли «летающей артиллерией».
«Штукас» могла уничтожать отдельные укрепления так хорошо, что сеяла страх среди войск противника и мирного населения.
Здания имперского министерства авиации, наблюдают за поднятием праздничного венка на торжественной церемонии открытия
Как то все это не совсем вяжется, с культивирующейся легендой о великолепной организации и слаженности всех родов войск.
"Люфтваффе потерпели крах, оказались не в состоянии задержать продвижение союзников ни на один час, не говоря уже о дне".
Адольф Гитлер, 1945 г
Структура организации люфтваффе. Схема составлена для ориентира, на самом деле численность структур имела прямую зависимость от ресурсов (как людских так и сырьевых) имеющихся в распоряжении Германии, определяющих развертывание сил.
В боях с русскими пилотами, не имевшими опыта боевых действий и летавшими в основной массе на устаревших самолетах, пилоты люфтваффе добивались огромных счетов по сбитым самолетам.
, отвечая за боевые и транспортные операции, люфтваффе отвечали за противовоздушную оборону и воздушно-десантные части. 7-я авиадесантная дивизия, выросшая из парашютно-десантного батальона. Огромные по численности силы находились в ", почти под корень уничтоженные в 1941-42 году у нас на восточном фронте.
В структуру люфтваффе входила и танковая элитная дивизия «Герман Геринг».
В 1939 г. две трети сил люфтваффе - около 800 000 человек - служили в зенитной артиллерии (ПВО), численность которой выросла к 1944 г. до 1 250 000 человек. Она применялась для решения двух основных задач. Батареи орудий постоянной дислокации использовались для зашиты территории Германии и основных баз люфтваффе, в то время как мобильные подразделения обеспечивалиали ПВО воюющей армии, так же вели огонь и по наземным целям.
Тяжелое вооружение состояло из ряда пушек от 128-мм FlaK 40 и 105-мм FlaK 38 до бесчисленных 88-мм пушек FlaK 18, 37 и 41.
Для атак по низколетящим целям и защиты мобильных войск использовались скорострельные орудия малого калибра - 20 и 37 мм.
В системе безопасности рейха были поля радаров, прожекторов и зенитных батарей, вытянувшихся от Парижа до юга Дании. Армия зенитчиков по численности - самая значительная часть люфтваффе. Единовременно в структурах ПВО находилось более 1 млн. человек.
Для защиты воздушного пространства в это же время круглосуточно дежурили истребители. Впоследствии перехватчики оснастили бортовыми радарами.
С увеличением потребности в людях в течение войны люфтваффе стали полагаться все в большей степени на членов "Гитлерюгенда". Мальчики в возрасте 16-18 лет использовались в качестве артиллеристов и минометчиков.
В 1945 г. детей начали призывать на службу начиная с 14 лет.
ВВС Германии использовали больше женщин, чем вермахт, ВМФ или «ваффен сс». В других войсках женщины служили медсестрами и связистками, но в ВВС числилось около 13О 000 женщин летчиков (номинально). Хотя большинство работало в подразделениях связи, раннего оповещения и в администрации. В 1943 г. они вошли в боевые подразделения. Это началось в связи с все увеличивающимися потребностями в людях на Восточном фронте.
В люфтваффе мобилизовали помощниц зенитчиков (Flakwaffenhelfererinnen). К концу войны значительная часть расчетов немецких зенитных батарей
состояла из женщин.
Что такое Люфтваффе? Значение и толкование слова ljuftvaffe, определение термина
Люфтваффе - (Luftwaffe), военно-воздушные силы Германии в период Третьего рейха. По условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь военную и гражданскую авиацию (в 1922 запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями). При содействии генерала рейхсвера Ханса фон Зеекта, немецкая гражданская авиация оказалась в значительной степени контролируема военными. Широкое распространение получили планерные и авиационные клубы, в которых проходили подготовку на самолетах коммерческих авиалиний многие пилоты. середине 20-х годов в Германии была создана высоко эффективная авиационная промышленность (заводы "Фоккевульф" в Бремене, "Дорнье" в Фридрихшафене, " Хейнкель " в Варнемюнде, " Юнкерс " в Дессау, " Мессершмитт " в Аугсбурге). В то время как победившие союзники все еще летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разработали современные металлические монопланы со свободнонесущим крылом, убирающимися шасси и лопастными винтами. Реорганизованная авиакомпания " Люфтганза ", получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырех летных школах "Люфтганзы", приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях. Когда Гитлер стал канцлером в 1933, он уже имел серьезную базу для создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для строительства Люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг, бывший во время 1-й мировой войны высококлассным летчиком. Именно ему Гитлер поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в свое министерство бывшего директора "Люфтганзы" Эрхарда Мильха, оказавшегося именно тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Однако возникли определенные трудности, когда стало известно, что предки Мильха были евреями, что, по мнению Гитлера, являлось тягчайшим грехом. С помощью ловкого трюка Герингу, который не столь щепетильно относился к вопросам расовой чистоты, удалось обойти возникшее препятствие и "ариезировать" Мильха. Геринг и Мильх обеспечили организацию Люфтваффе. Основной тактической единицей новых ВВС стала авиагруппа (Geschwader), насчитывавшая около 120 самолетов. Она подразделялась на три авиакрыла (Gruppen) - около 40 самолетов в каждом (некоторые бомбардировочные подразделения состояли из 6 и более авиакрыльев). Каждое крыло, в свою очередь, состояло из трех эскадрилий (Staffeln) - от 12 до 16 самолетов. Во время 2-й мировой войны Люфтваффе несла тяжелые потери, поэтому фактическое количество самолетов в каждом подразделении постоянно менялось. Военно-воздушные силы включали: истребительную авиацию (Jagdgeschwader; JG), бомбардировочную авиацию (Kampfgeschwader; KG), ночную истребительную авиацию (Nachtjagdgeschwader; NJG), скоростную бомбардировочную авиацию (Schnellkampfgeschwader; SKG), авиацию пикирующих бомбардировщиков (Stukageschwader; StG), транспортную авиацию (Transportgeschwader; TG) и авиацию специального назначения (zur besonderen Verwendung; zbV). Подчиненным Мильха являлся генерал Вальтер Вефер, начальник штаба ВВС, в прошлом пехотинец, ярый сторонник национал-социализма. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени Люфтваффе насчитывала 1888 самолетов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава. Бывшие планерные и летные клубы один за другим поглощались новыми ВВС. Сообщения о мощности гитлеровской авиации вызвали панику за пределами Третьего рейха. В мае 1936 генерал Вефер погиб в авиационной катастрофе. Его заменил генерал Альберт Кессельринг. В августе 1936 германские военно-воздушные силы впервые приступили к боевым действиям, оказав поддержку войскам генерала Франсиско Франко во время Гражданской войны в Испании. Вначале около 20-ти транспортных самолетов Ю-52 перебросили из Марокко в Испанию верный Франко 10-тысячный корпус. К ноябрю 1936 контингент Люфтваффе в Испании вырос до 200 самолетов и был переименован в легион " Кондор ". Боевые действия в Испании явились генеральной репетицией для Люфтваффе накануне 2-й мировой войны. Вместо устаревшей тактики плотных боевых порядков "винт к винту", стало применяться новое построение "по четыре", совмещавшее концентрированную огневую мощь и свободу боевых действий. Весь мир облетело известие об уничтожении германскими ВВС испанского городка Герника. Во время аншлюса и чехословацкого кризиса Люфтваффе находилась в состоянии боевой готовности, однако каких-либо действий не вела. К началу 2-й мировой войны воздушный флот Германии вырос с 36 самолетов в 1932 до 5 тыс. в 1936 и более 9 тыс. в 1939. 1 сентября 1939 около 1600 боевых самолетов I и IV воздушных флотов вторглись в воздушное пространство Польши, начав 2-ю мировую войну. Польские аэродромы подверглись массированным бомбардировкам. Лишь немногим польским летчикам удалось подняться в воздух, где они становились легкой добычей мощных скоростных "Мессершмиттов". Немецкие самолеты постоянно атаковали польские войска с воздуха, помогая своим сухопутным войскам, сокрушая опорные пункты и артиллерийские батареи. Затем на весь период " зитцкрига " (см. " Сидячая война ") боевые соединения Люфтваффе отправились на отдых и ремонт. Авиация вновь приступила к действию лишь 9 апреля 1940 при нападении на Данию и Норвегию, а затем при вторжении в Нидерланды, Бельгию и Францию. Не сумев предотвратить эвакуацию Дюнкерка (см. Дюнкеркская операция 1940), Люфтваффе переключила свое внимание на поддержку танковых соединений, наступавших на Париж. Здесь немецкая авиация столкнулась с ожесточенным сопротивлением противника, и уставшие, перенапряженные пилоты стали терпеть первые поражения. После капитуляции Франции, Гитлер обратил взор на Великобританию. Перед Люфтваффе была поставлена задача уничтожить английские Королевские военно- воздушные силы (RAF), препятствовавшие высадке сухопутных войск на Британские острова. Для выполнения этой насущной задачи в составе II и III воздушных флотов, дислоцировавшихся на берегу Ла-Манша, было сконцентрировано около 2600 самолетов. В середине июля 1940 Люфтваффе приступила к пробным боевым вылетам, одновременно устанавливая с воздуха минные поля. 13 августа 1940 началась битва за Англию. В этот день немецкая авиация совершила 1000 самолето - вылетов и осуществила 485 бомбардировок наземных объектов противника, потеряв при этом 45 самолетов. Через 2 дня - 1266 самолето-вылетов и 520 бомбардировок, потеряв 75 самолетов. Почти сразу же стало ясно, что Люфтваффе столкнулась с серьезным противником. Создавая военно-воздушные силы, Гитлер рассчитывал на быстрые результаты, соответствующие тактике блицкрига, поэтому основное внимание уделялось высокоскоростным истребителям в ущерб тяжелым бомбардировщикам. Легкие германские бомбардировщики, не оснащенные для выполнения таких задач, как покорение Великобритании, неожиданно для себя столкнулись с яростным сопротивлением английской авиации. Конец августа и начало сентября 1940 Люфтваффе продолжала боевые действия, неся все большие потери. Только 15 сентября 1940, во время самого крупного дневного налета на Лондон, немецкая авиация потеряла свыше 60 самолетов. С этого момента активность действий Люфтваффе начала падать. Все очевидней становилась неспособность гитлеровской авиации эффективно сражаться с противником и даже защищать собственную территорию от ночных массированных бомбардировок авиацией союзников. Было несколько локальных успехов, таких как налет на Крит 20 мая 1941, но в целом Люфтваффе, особенно после вступления в войну Советского Союза, значительно уступала авиации союзников. К лету 1944 превосходство советской и английской авиации стало абсолютным. Последним усилием Люфтваффе явилась поддержка Арденнской операции 1944-45. К концу февраля 1945 Люфтваффе стала полностью небоеспособной. Хотя у Германии еще имелось свыше 3000 самолетов, но большая их часть оставалась на земле ввиду отсутствия топлива и слабой подготовленности летчиков. По официальной статистике, за время 2-й мировой войны гитлеровские военно-воздушные силы потеряли убитыми или пропавшими без вести 44065 человек из летного состава, 28200 ранеными и 27610 попавшими в плен. По официальным немецким данным, значительно отличающимся от данных союзников, 94 немецких аса сбили в воздушных боях 13997 самолетов противника, большая часть которых приходится на Восточный фронт. Мартин Калдэн (Martin Caldin) в книге " Ме-109 " (Лондон, 1973) приводит список германских летчиков, сбивших каждый свыше 150 самолетов противника: Эрих Хартман 352 Эрих Герхард Баркхорн 301 Гюнтер Ралль 275 Отто Киттель 267 Вальтер Новотный 258 Вильгельм Батц 242 Тео Вайзенбергер 238 Эрих Рудорфер 222 Генрих Бэр 220 Хайнц Эрлер 220 Ханс Филипп 213 Вальтер Шук 206 Антон Хафнер 204 Хельмут Липперт 203 Герман Граф 202 Вальтер Крупинский 197 Антон Хакль 190 Иоахим Брендле 189 Макс Штоц 189 Иоахим Киршнер 185 Вернер Брандле 180 Гюнтер Йостен 178 Иоганн Штейнхоф 176 Гюнтер Шак 174 Хайнц Шмидт 173 Эмиль Ланг 173 Э.В. Рейнерт 169 Хорст Адамайт 166 Вольф Д. Вильке 161 Гордон Голлоб 160 Ханс-Иоахим Марсель 158 Герхард Тюбен 157 Ханс Бейсшвенгер 152 Петер Дутман 152
Люфтваффе
(Luftwaffe), военно-воздушные силы Германии в период Третьего рейха. По условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь военную и гражданскую авиацию (в 1922 запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями). При содействии генерала рейхсвера Ханса фон Зеекта, немецкая гражданская авиация оказалась в значительной степени контролируема военными. Широкое распространение получили планерные и авиационные клубы, в которых проходили подготовку на самолетах коммерческих авиалиний многие пилоты. середине 20-х годов в Германии была создана высоко эффективная авиационная промышленность (заводы "Фоккевульф" в Бремене, "Дорнье" в Фридрихшафене, " Хейнкель " в Варнемюнде, " Юнкерс " в Дессау, " Мессершмитт " в Аугсбурге). В то время как победившие союзники все еще летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разработали современные металлические монопланы со свободнонесущим крылом, убирающимися шасси и лопастными винтами. Реорганизованная авиакомпания " Люфтганза ", получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырех летных школах "Люфтганзы", приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях. Когда Гитлер стал канцлером в 1933, он уже имел серьезную базу для создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для строительства Люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг, бывший во время 1-й мировой войны высококлассным летчиком. Именно ему Гитлер поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в свое министерство бывшего директора "Люфтганзы" Эрхарда Мильха, оказавшегося именно тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Однако возникли определенные трудности, когда стало известно, что предки Мильха были евреями, что, по мнению Гитлера, являлось тягчайшим грехом. С помощью ловкого трюка Герингу, который не столь щепетильно относился к вопросам расовой чистоты, удалось обойти возникшее препятствие и "ариезировать" Мильха. Геринг и Мильх обеспечили организацию Люфтваффе. Основной тактической единицей новых ВВС стала авиагруппа (Geschwader), насчитывавшая около 120 самолетов. Она подразделялась на три авиакрыла (Gruppen) - около 40 самолетов в каждом (некоторые бомбардировочные подразделения состояли из 6 и более авиакрыльев). Каждое крыло, в свою очередь, состояло из трех эскадрилий (Staffeln) - от 12 до 16 самолетов. Во время 2-й мировой войны Люфтваффе несла тяжелые потери, поэтому фактическое количество самолетов в каждом подразделении постоянно менялось. Военно-воздушные силы включали: истребительную авиацию (Jagdgeschwader; JG), бомбардировочную авиацию (Kampfgeschwader; KG), ночную истребительную авиацию (Nachtjagdgeschwader; NJG), скоростную бомбардировочную авиацию (Schnellkampfgeschwader; SKG), авиацию пикирующих бомбардировщиков (Stukageschwader; StG), транспортную авиацию (Transportgeschwader; TG) и авиацию специального назначения (zur besonderen Verwendung; zbV). Подчиненным Мильха являлся генерал Вальтер Вефер, начальник штаба ВВС, в прошлом пехотинец, ярый сторонник национал-социализма. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени Люфтваффе насчитывала 1888 самолетов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава. Бывшие планерные и летные клубы один за другим поглощались новыми ВВС. Сообщения о мощности гитлеровской авиации вызвали панику за пределами Третьего рейха. В мае 1936 генерал Вефер погиб в авиационной катастрофе. Его заменил генерал Альберт Кессельринг. В августе 1936 германские военно-воздушные силы впервые приступили к боевым действиям, оказав поддержку войскам генерала Франсиско Франко во время Гражданской войны в Испании. Вначале около 20-ти транспортных самолетов Ю-52 перебросили из Марокко в Испанию верный Франко 10-тысячный корпус. К ноябрю 1936 контингент Люфтваффе в Испании вырос до 200 самолетов и был переименован в легион " Кондор ". Боевые действия в Испании явились генеральной репетицией для Люфтваффе накануне 2-й мировой войны. Вместо устаревшей тактики плотных боевых порядков "винт к винту", стало применяться новое построение "по четыре", совмещавшее концентрированную огневую мощь и свободу боевых действий. Весь мир облетело известие об уничтожении германскими ВВС испанского городка Герника. Во время аншлюса и чехословацкого кризиса Люфтваффе находилась в состоянии боевой готовности, однако каких-либо действий не вела. К началу 2-й мировой войны воздушный флот Германии вырос с 36 самолетов в 1932 до 5 тыс. в 1936 и более 9 тыс. в 1939. 1 сентября 1939 около 1600 боевых самолетов I и IV воздушных флотов вторглись в воздушное пространство Польши, начав 2-ю мировую войну. Польские аэродромы подверглись массированным бомбардировкам. Лишь немногим польским летчикам удалось подняться в воздух, где они становились легкой добычей мощных скоростных "Мессершмиттов". Немецкие самолеты постоянно атаковали польские войска с воздуха, помогая своим сухопутным войскам, сокрушая опорные пункты и артиллерийские батареи. Затем на весь период " зитцкрига " (см. " Сидячая война ") боевые соединения Люфтваффе отправились на отдых и ремонт. Авиация вновь приступила к действию лишь 9 апреля 1940 при нападении на Данию и Норвегию, а затем при вторжении в Нидерланды, Бельгию и Францию. Не сумев предотвратить эвакуацию Дюнкерка (см. Дюнкеркская операция 1940), Люфтваффе переключила свое внимание на поддержку танковых соединений, наступавших на Париж. Здесь немецкая авиация столкнулась с ожесточенным сопротивлением противника, и уставшие, перенапряженные пилоты стали терпеть первые поражения. После капитуляции Франции, Гитлер обратил взор на Великобританию. Перед Люфтваффе была поставлена задача уничтожить английские Королевские военно- воздушные силы (RAF), препятствовавшие высадке сухопутных войск на Британские острова. Для выполнения этой насущной задачи в составе II и III воздушных флотов, дислоцировавшихся на берегу Ла-Манша, было сконцентрировано около 2600 самолетов. В середине июля 1940 Люфтваффе приступила к пробным боевым вылетам, одновременно устанавливая с воздуха минные поля. 13 августа 1940 началась битва за Англию. В этот день немецкая авиация совершила 1000 самолето - вылетов и осуществила 485 бомбардировок наземных объектов противника, потеряв при этом 45 самолетов. Через 2 дня - 1266 самолето-вылетов и 520 бомбардировок, потеряв 75 самолетов. Почти сразу же стало ясно, что Люфтваффе столкнулась с серьезным противником. Создавая военно-воздушные силы, Гитлер рассчитывал на быстрые результаты, соответствующие тактике блицкрига, поэтому основное внимание уделялось высокоскоростным истребителям в ущерб тяжелым бомбардировщикам. Легкие германские бомбардировщики, не оснащенные для выполнения таких задач, как покорение Великобритании, неожиданно для себя столкнулись с яростным сопротивлением английской авиации. Конец августа и начало сентября 1940 Люфтваффе продолжала боевые действия, неся все большие потери. Только 15 сентября 1940, во время самого крупного дневного налета на Лондон, немецкая авиация потеряла свыше 60 самолетов. С этого момента активность действий Люфтваффе начала падать. Все очевидней становилась неспособность гитлеровской авиации эффективно сражаться с противником и даже защищать собственную территорию от ночных массированных бомбардировок авиацией союзников. Было несколько локальных успехов, таких как налет на Крит 20 мая 1941, но в целом Люфтваффе, особенно после вступления в войну Советского Союза, значительно уступала авиации союзников. К лету 1944 превосходство советской и английской авиации стало абсолютным. Последним усилием Люфтваффе явилась поддержка Арденнской операции 1944-45. К концу февраля 1945 Люфтваффе стала полностью небоеспособной. Хотя у Германии еще имелось свыше 3000 самолетов, но большая их часть оставалась на земле ввиду отсутствия топлива и слабой подготовленности летчиков. По официальной статистике, за время 2-й мировой войны гитлеровские военно-воздушные силы потеряли убитыми или пропавшими без вести 44065 человек из летного состава, 28200 ранеными и 27610 попавшими в плен. По официальным немецким данным, значительно отличающимся от данных союзников, 94 немецких аса сбили в воздушных боях 13997 самолетов противника, большая часть которых приходится на Восточный фронт. Мартин Калдэн (Martin Caldin) в книге " Ме-109 " (Лондон, 1973) приводит список германских летчиков, сбивших каждый свыше 150 самолетов противника: Эрих Хартман 352 Эрих Герхард Баркхорн 301 Гюнтер Ралль 275 Отто Киттель 267 Вальтер Новотный 258 Вильгельм Батц 242 Тео Вайзенбергер 238 Эрих Рудорфер 222 Генрих Бэр 220 Хайнц Эрлер 220 Ханс Филипп 213 Вальтер Шук 206 Антон Хафнер 204 Хельмут Липперт 203 Герман Граф 202 Вальтер Крупинский 197 Антон Хакль 190 Иоахим Брендле 189 Макс Штоц 189 Иоахим Киршнер 185 Вернер Брандле 180 Гюнтер Йостен 178 Иоганн Штейнхоф 176 Гюнтер Шак 174 Хайнц Шмидт 173 Эмиль Ланг 173 Э.В. Рейнерт 169 Хорст Адамайт 166 Вольф Д. Вильке 161 Гордон Голлоб 160 Ханс-Иоахим Марсель 158 Герхард Тюбен 157 Ханс Бейсшвенгер 152 Петер Дутман 152
Вооруженными силами Германии (нем. Luftwaffe der deutschen Wehrmacht
и в 1935—1945 годах).
Люфтва́ффе
(нем. Luftwaffe
— воздушные силы
) — название германских военно-воздушных сил в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта (1933-1945).
Фактически, становление этого вида вооруженных сил началось в1933. В марте 1935 года люфтваффе насчитывало 1888 боевых машин
и 20 тыс. человек персонала
Главнокомандующим силами люфтваффе вермахта являлся Герман Геринг (9 марта 1935 года - 23 апреля 1945 года), впоследствии генерал-фельдмаршал и рейсхмаршал, который одновременно возглавлял и Рейхминистерство авиации. Последнее осуществляло руководство авиационной промышленностью, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями
Следует отметить, что термин Luftwaffe
или Druckluftwaffe
в немецком языке также обозначает пневматическое оружие.
Лучшим пилотом Luftwaffe
является Эрих Хартманн
Э́рих А́льфред «Буби» Ха́ртманн (нем. Erich Alfred Hartmann ; родился 19 сентября 1922 года; умер 20 сентября 1993 года) — немецкий лётчик ас, считается наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации. В ходе Второй мировой войны он совершил 1525 боевых вылетов, одержав 352 воздушные победы (из них 345 над советскими самолётами) в 825 воздушных боях. За небольшой рост и моложавый вид получил прозвище Bubi — малыш. Белокурый рыцарь (по другим данным "Белокурая бестия")
Будучи в довоенное время пилотом планера, Хартманн вступил в ряды люфтваффе в 1940 году, а в 1942 году закончил курсы подготовки пилотов. Вскоре он был направлен в 52-ю истребительную эскадру (нем.
Jagdgeschwader 52
) на восточный фронт, где попал под опеку опытных пилотов-истребителей люфтваффе Под их руководством Хартман развивал свои навыки и тактику, что в конце концов 25 августа 1944 года принесло ему Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами , за 301-ю подтверждённую воздушную победу.
Свою 352-ю и последнюю победу в воздухе Эрих Хартман совершил 8 мая 1945 года. Хартман и оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам, но были переданы Красной армии. Обвинённый формально в военных преступлениях, а по фактам — за уничтожение военной техники противника в особо крупных размерах, в военное время, приговорённый к 25 годам заключения в лагерях строгого режима, Хартман проведёт в них 10 с половиной лет, до 1955 года. В 1956 году он присоединился к перестроенным люфтваффе Западной Германии, и стал первым командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен». В 1970 году он ушёл из армии, во многом из-за неприятия им американского истребителя Lockheed F-104 Starfighter , которым тогда укомплектовывались войска ФРГ, и постоянных конфликтов с вышестоящими начальниками.
Умер Эрих Хартман в 1993 году.
Парашютисты Luftwaffe
немного парашютного...
Послушайте их марши. Звучат очень патриотично.
*
*
*
*
*
Знак Luftwaffe
Памятник на кладбище 2-й парашютной дивизии «Они летали чтобы Германия жила»
. Италия, 1943 год
Война глазами немецких летчиков
Ганс-У́льрих Ру́дель
(нем. Hans-Ulrich Rudel
;2 июдя 1916 -18 декабря 1982 г.) — самый знаменитый и результативный пилот пикирующего бомбардировщика
Организационная структура Люфтваффе
Для того чтобы легче было ориентироваться в последующих разделах, следует сказать несколько слов об организационной структуре германской военной авиации, ее частях и соединениях, а также о применявшихся в ней воинских званиях.
Главнокомандующим военно-воздушных сил Германии (Oberbefehlshaber der Luftwaffe ) являлся Г. Геринг, который одновременно возглавлял и Рейхсминистерство авиации. Последнее осуществляло руководство авиационной промышленностью, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями. Первоначально в Люфтваффе были созданы два руководящих штаба: генеральный штаб (Generalstabes der Luft waffe ) и главный штаб (Luftwaffenfuhrungsstabes ). Весной 1942 г. их объединили в главное командование Люфтваффе (Oberkommando der Luftwaffe - OKL ).
В довоенные годы Германия была разделена на воздушные округа (Luftkreiskommando ), командующим которыми подчинялись все соединения ВВС на их территории. С 1939 г. высшим оперативным соединением в Люфтваффе стал воздушный флот (Luftflotte ). К этому времени сложилась организационная структура, сохранявшаяся в течение всей Второй мировой войны. Флот состоял из корпусов (Fliegerkorps ) и дивизий (Flieger -division ). Основными же боевыми единицами в Люфтваффе являлись эскадра (Geschwader ), группа (Gruppe ) и эскадрилья (Staffel ). Каждая эскадра включала штабное звено и три или более группы (всего от 100 до 120 самолетов). Ей присваивался номер из арабских цифр, например, JG 51 - Jagdgeschwader (истребительная эскадра) 51. Командовал эскадрой Geschwaderkommodore (сокращенное обозначение - Kdre .).
В документах эскадры обозначались аббревиатурами:
истребительная (Jagdgeschwader )-JG ;
ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader ) - NJG ;
тяжелых истребителей (Zerstorgeschwader ) - ZG ;
штурмовиков (Schlachtgeschwader ) -SG (с 1943 г.) или Sch .G (до 1943 г.);
ночных штурмовиков (Nachtschlachtgeschwader ) - NSG ;
бомбардировочная (Kampfgeschwader ) -KG ;
скоростных бомбардировщиков (Schnellkampfgeschwader ) - SKG ;
пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader , Stukageschwader )-St .G ;
транспортной авиации (Transport -geschwader ) - KGzbV (до 1943 г.) или TG (с 1943 г.);
учебно-боевая (Lehrgeschwader ) - LG .
Группа, имевшая по штату 40 - 50 самолетов, состояла из штабного звена и трех или более эскадрилий. Ею командовал Gruppenkommandeur (сокращенно -Kdr .). Номер группы писался римской цифрой, через косую черту давалось обозначение эскадры. Если эскадра была смешанной, после номера группы в скобках указывалось ее назначение. Например:
I /JG 27 - I группа 27-й истребительной эскадры;
II /KG 40 - II группа 40-й бомбардировочной эскадры;
I (J )/ LG 2 - I группа легких истребителей 2-й учебно-боевой эскадры;
V (Z )/LG 1 - V группа тяжелых истребителей 1-й учебно-боевой эскадры.
Разведывательная и морская авиация эскадр не имела (там структурных единиц выше группы не было) и делилась непосредственно на группы в соответствии с назначением:
ближних (фронтовых) разведчиков (Nahaufklarungsgruppe ) - IMA .Gr ;
дальних разведчиков (Fernaufklarungs -gruppe ) - FA .Gr ;
морских разведчиков (Seeaufklarungs -gruppe ) - SA .Gr ;
ночных разведчиков (Nachtaufklarungs -gruppe ) - A .Gr .Nacht ;
корабельной авиации (Bordflieger -gruppe ) - B .FI .Gr ;
береговой авиации (Kustenflieger -gruppe ) - Ku .FI .Gr .
Существовали также группы специального назначения:
испытательная (Erprobungsgruppe ) - Er . Gr или Erpr .Gr ;
подготовки пополнений (Erganzungs -gruppe ) - Erg .Gr ;
планерная (Schleppgruppe );
разведывательная главного командования Люфтваффе (стратегической разведки) - Aufkl .Gr . Ob .d .L ;
Эскадрилья имела в своем составе от 12 до 16 самолетов. Номер ее записывался арабскими цифрами. Нумерация эскадрилий в эскадре была непрерывной: в I группу входили 1, 2-я и 3-я эскадрильи, во II - 4, 5-я и 6-я и т.д. За номером через дробь следовало обозначение эскадры или группы (если группа не входила в состав эскадры). В скобках могло уточняться назначение эскадрильи. Например:
1 ./JG 27 - 1-я эскадрилья (в составе I группы) 27-й истребительной эскадры;
7./KG 76 - 7-я эскадрилья (в составе III группы) 76-й бомбардировочной эскадры;
10.(Jabo )/JG 2 - 10-я (истребительно-бомбардировочная) эскадрилья 2-й истребительной эскадры;
5.(H )/Aufkl .Gr 13 - 5-я (ближнеразведывательная) эскадрилья 13-й разведывательной группы; иногда встречается сокращенный вариант написания - 5./(Н) 13;
3.(F )/Aufkl .Gr 22 - 3-я (дальнеразведывательная) эскадрилья 22-й разведывательной группы; сокращенный вариант -3./(F )22;
1./Aufkl .Gr Ob .d .L . - 1-я эскадрилья разведывательной группы, непосредственно подчинявшейся главному командованию Люфтваффе;
1./KGr 106 - 1-я эскадрилья 106-й бомбардировочной группы;
2./Ku .FI .Gr 406 - 2-я эскадрилья 406-й группы береговой авиации;
2./Erpr .Gr 210 - 2-я эскадрилья 210-й испытательной группы.
Эскадрильи, в свою очередь, делились на звенья. В большинстве родов авиации они включали три самолета и именовались по-немецки Kette . В истребительных частях имелись звенья из четырех самолетов (Schwarm ), делившиеся еще на пары (Rotte ).
Состав эскадр, групп и эскадрилий варьировался в зависимости от задач, поставленных перед ними, наличия самолетов и летного состава, условий тылового снабжения и т.д. Особо гибкой организацией отличалась истребительная авиация, в которой обычным явлением было ведение боевых действий группами одной эскадры (или даже эскадрильями), находившимися на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга. Такие подразделения действовали обособленно, в зависимости от сложившейся боевой обстановки на данном участке фронта.
Табл. 1. Воинские звания, принятые в Люфтваффе (Для сравнения даны соответствующие звания, принятые в ВВС СССР, Англии и ВВС армии США)
Сокращенное обозначение |
Люфтваффе |
Советские ВВС |
ВВС Англии |
ВВС армии США |
Fig. |
Flieger |
Aircraftsman 2nd Class |
Private |
|
Gefr. |
Gefreiter |
Ефрейтор |
Aircraftsman 1 st Class |
Private 1st Class |
Ogfr. (с 1944 г. Hgfr.) |
Obergefreiter (c 1944 r. Hauptgefreiter) |
Младший сержант |
Leading Aircraftsman |
Нет аналога |
Uffz. |
Unteroffizier |
Corporal |
Corporal |
|
Ufw. |
Unterfeldwebel |
Старший сержант |
Нет аналога |
Sergeant |
Feldwebel |
Старшина |
Sergeant |
Technical Sergeant |
|
Fhr. |
Faehnrich (Fahnenjunker) |
Нет аналога |
Нет аналога |
Officer Candidate |
Obfw. |
Oberfeldwebel |
Нет аналога |
Flight Sergeant |
Master Sergeant |
Obflir. |
Oberfaehnrich |
Нет аналога |
Нет аналога |
Sr. Officer Candidate |
Stabsfw. |
Stabsfeldwebel |
Нет аналога |
Warrant Officer |
Нет аналога |
Leutnant |
Лейтенант |
Pilot Officer |
2nd Lieutenant |
|
Obit. |
Oberleutnant |
Старший лейтенант |
Flying Officer |
Lieutenant |
Hptm. |
Hauptmann |
Flight Lieutenant |
Captain |
|
Maj. |
Major |
Squadron Leader |
Major |
|
Oberstlt. |
Oberstleutnant |
Подполковник |
Wing Commander |
Lt. Colonel |
Oberst |
Oberst |
Полковник |
Group Captain |
Colonel |
Gen. Maj. |
General Major |
Генерал-майор |
Air Commodore |
Brigadier General |
Oen.Lt. |
General leutnant |
Генерал-лейтенант |
Air Vice Marshal |
Major General |
Gen.d.Fl. |
General der Flieger |
Генерал-полковник |
Air Marshal |
Lieutenant General |
Gen.Oberst. |
Generaloberst |
Маршал авиации |
Air Chief Marshal |
4-Star General |
Gen.Feldm. |
Generalfeldmarschall |
Главный маршал авиации |
Marshal of the Royal Air Force |
5-Star General |
Reichsmarschall |
Нет аналога |
Нет аналога |
Нет аналога |
Табл. 2. Звания, которые могли иметь в германской авиации командиры того или иного подразделения, части или соединения
Название |
Звание командира |
Люфтваффе |
Reichsmarschall |
Генеральный штаб Люфтваффе |
General der Flieger, Generaloberst |
Воздушный флот |
Generalfeldmarschall. General der Fliegcr |
Авиационный корпус |
General der Flieger, Generalleutnant |
Авиадивизия |
General der Flieger, Generalleutnant, General Major |
General Major, Oberst, Oberstleutnant, Major |
|
Oberstleutnant, Major, Hauptmann |
|
Эскадрилья |
Hauptmann, Oberleutnant |
Звено (Kette или Schwarm) |
Oberleutnant, Leutnant, Unteroffizier |
Хотя сам по себе грубый подсчет количества сбитых самолетов противника, не может служить мерилом мастерства пилота. Не подвергая сомнению количество сбитых самолетов, в данной статье говорим именно о лучших асах люфтваффе Германии
.
Будут конечно же статьи и о наших русских пилотах, которые не имея столь впечатляющих счетов, несомненно были лучшими асами Второй мировой войны.
Вклад наших дедов в победу гораздо весомее западных союзников.
45 0000
САМОЛЕТОВ противника БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ ИМЕННО НАШИМИ ЛЕТЧИКАМИ, против 25 000
подбитых нашими западными союзниками.И что бы эти цифры не были просто цифрами, небольшое отступление.
Наиболее эффективной воевавшей на восточном фронте, укомплектованная лучшими асами люфтваффе Германии
была авиа группа JG54.
Это элитное подразделение «Зеленое сердце» на начало войны 22 июня 1941 года имело в своем составе 112 летчиков высочайшей летной квалификации. К завершению войны из этих пилотов асов, живыми остались только четверо.
Для справки таблица побед и потерь люфтваффе.
Лучшие немецкие асы | Количество сбитых самолетов | Комментарии | Награды | Название авиасоединения | Восток | Запад | Самолет летчика |
Эрих Хартманн | 352 | Первый сбитый ноябрь 1942, сам был сбит в третьем вылете, 11 сбитых в один день | KCOSD | JG 52 | 352 | - | Bf 109 |
Герхард Barkhorn | 301 | KCOs | JG 52, 6, СП 44 | 301 | - | Bf 109 | |
Гюнтер Rall | 275 | два ранения | KCOs | JG 52, 11, 300 | 272 | 3 | Bf 109 |
Отто Киттель | 267 | 583 самолето-вылетов, сбит и погиб февраль 45 нашим истребителем | KCOs | JG 54 | 267 | - | Fw 190 |
Вальтер Новотны | 258 | погиб ноябрь 44 | KCOSD | JG 54, Kdo.Ноябрь | 255 | 3 | Fw 190 |
Вильгельм Бац | 237 | - | KCOs | JG 52 | 232 | 5 | Bf 109 |
Эрих Rudorffer | 222 | 1000 + вылеты, 16 раз сбит | KCOs | JG 2, 54, 7 | 136 | 86 | Fw 190 |
Хайнц Бэр | 220 | сбит 18 раз | KCOs | различные | 96 | 124 | различный |
Герман Граф | 211 | 830 + самолето-вылетов | KCOSD | различные | 201 | 10 | Fw 190 |
Генрих Ehler | 209 | - | ККО | JG, 5, 7 | 209 | - | Bf 109 |
Теодор Weissenburger | 208 | 500 + вылетов | ККО | JG 77, 5, 7 | 175 | 33 | Bf 109 |
Ханс Филипп | 206 | октябрь 43 го, сбил Роберт С. Джонсон | KCOs | JG 76, 54, 1 | 177 | 29 | Fw 190 |
Вальтер Шук | 206 | - | ККО | JG 5, 7 | 198 | 8 | Bf 109 |
Антон Хафнер | 204 | -795 вылетов, погиб октябрь 44 го | ККО | JG 51 | 184 | 20 | - |
Гельмут Lipfert | 203 | - | ККО | JG 52, 53 | 199 | 4 | Bf 109 |
Вальтер Krupinksi | 197 | - | ККО | JG 52 | 177 | 20 | Bf 109 |
Антон Хакл | 192 | - | KCOs | JG 77 | 130 | 62 | Bf 109 |
Йоахим Brendel | 189 | - | ККО | JG 51 | 189 | - | Fw 190 |
Макс Stotz | 189 | -август 43 го сбит под Витебском | ККО | JG 54 | 173 | 16 | Fw 190 |
Йоахим Киршнер | 188 | - | ККО | JG 3 | 167 | 21 | Bf 109 |
Курт Br? ndle | 180 | - | ККО | JG 53, 3 | 160 | 20 | Bf 109 |
Гюнтер Йостен | 178 | - | ККО | JG 51 | 178 | - | - |
Йоханнес «Маки» Steinhoff | 176 | - | KCOs | JG 52 | 148 | 28 | Bf 109 |
Гюнтер Шак | 174 | - | ККО | JG 51 | 174 | - | - |
Хайнц Шмидт | 173 | - | ККО | JG 52 | 173 | - | Bf 109 |
Эмиль «Bully» Ланг | 173 | 18 в один день | ККО | JG 54 | 148 | 25 | Fw 190 |
Ханс-Йоахим Марсель | 158 | 388 боевых вылетов-погиб в сентябре 1942 года | KCOSD | JG 27 | - | 158 | Bf 109 |
Адольф Галланд | 104 | - | KCOSD | JG.26, JG.27, JV.44 | - | 104 | Bf 109, Me 262 |
Рыцарский крест (КС) с дубовыми листьями (O), мечами (S), и брильянтами (D). |
Служило около 2500 асов - пилотов, сбивших пять и более самолетов противника. А самый успешный летчик союзников Иван Никитович Кожедуб сбил 62 немецких самолета, в то время как личный счет восьми немецких пилотов превысил 100 самолетов. Этим отчасти объясняется факт, что пилоты люфтваффе сражались непрерывно годами, в отличие от противников, которых, по обыкновению, сбивали после 30-40 боевых вылетов.
Вальтер Новотны, 1920-1944, Гюнтер Rall, Генрих цу Зайн-Виттгенштейн
Вальтер Новотны стал первым летчиком-истребителем, чей счет достиг 250 сбитых самолетов в ходе 442 вылетов. В феврале 1944 г. его перевели с Восточного фронта руководить летной школой. 3атем ему поручили командование первым в мире подразделением реактивных самолетов. 8 ноября 1944 г. он вылетел на своем Ме-262 против группы бомбардировщиков. Реактивный самолет подбили в бою, парашют Новотны полностью не раскрылся.
Эрих - «Буби» Хартман,
1922-1993 г.г слева, и командир Герхард Barkhorn
Лучший ас люфтваффе
, самый успешный летчик-истребитель в истории, одержал 352 победы за 1425 вылетов. Примечательно, что он одержал большую часть своих побед в последние два года войны.
Его самолет был подбит 16 раз, он дважды выбрасывался с парашютом, но никогда не был ранен сам.
Получив десять лет строгого режима, пocnе освобождения он возвращается в ВВС и становится командиром первого крыла реактивных самолетов в ФРГ.
Ганс Шнауфер, 1922-1950 со своим 126 победами Шнауфер стал самым результативным в мире асом среди ночных летчиков-истребителей. Известный как «Ночной призрак», он летал на Ме-110, и его эскадра сбила около 700 бомбардировщиков союзников. Его истребитель с отметками побед выставили на шоу в Гайд-Парке пocле войны.
Шнауфер погиб в автомобильной аварии недалеко от Биарица.
Йоахим Марсейль, 1920-1942
Наиболее талантливый ас, семь из его 158 побед были в Северной Африке. Его наградили бриллиантами к Рыцарскому Кресту пocле уничтожения 17 (!) британских самолетов в один день. 30 сентября 1942 г., двигатель его Bf-109G-2 загорелся. Марсейль направил самолет в сторону от своей территории. Затем он покинул машину. Ударившись о хвост самолета, в бессознательном состоянии он так и не раскрыл свой парашют.
Адольф Галланд, 1911- 1994 г.г
Галланд отточил свое мастерство в Испании, сделав 280 вылетов в Легионе „Кондор". Он перевелся со штурмовика на истребитель и стал асом в Битве за Британию, добившись 57 побед. Назначен генеральным инспектором истребительной авиации после смерти Вернера Moлдepca в 1941 г. К этому времени он имел 96 побед и продолжал лично вылетать на операции на истребителе, не повинуясь приказам. Он был известен своей склонностью к хорошему бренди, дорогим сигарам и женщинам, которых привлекала его слава. После увольнения его Гитлером в качестве „козла отпущения" за неудачи ПВО Германии, он командовал эскадрильей реактивных истребителей. Их запоздалый успех доказывал, что Галланд был прав, отстаивая в свое время их производство.
Вернер Мёльдерс, 1913- 1941г.г
Вступив в , Мёльдерс стал асом со счетом 14 побед в «Легионе „Кондор". Он так жe первый летчик-истребитель, добившийся 100 побед во время Второй мировой войны. Выдающийся лидер и супер пилот, Мёльдерс создал новую тактику боевого применения истребителя, которая дала люфтваффе отчетливое преимущество перед Королевскими ВВС во время Битвы за Британию. В 1941 году он стал первым человеком, награжденным Бриллиантами к Рыцарскому кресту и Дубовыми Листьями и Мечами. Назначенный инспектором истребительной авиации в 1941 г., погиб в авиакатастрофе, направляясь на похороны генерала Эрнста Удета.