Мир после 2 мировой войны кратко. Ссср и мировое сообщество после второй мировой войны (1945-сер.1960-х гг.)

Первые послевоенные годы стали временем возрождения мирной жизни. В пострадавших от войны странах вновь отстраивались города, промышленные предприятия, памятники культуры. Известны примеры, когда жители восстанавливали свои города буквально из руин и пепла. Среди таких воскресших из небытия городов были Сталинград, Варшава и другие. В большинстве стран жизнь людей после недавно закончившейся войны проходила в напряжённом труде, тяготах и лишениях. В городах существовала карточная система распределения продуктов. Не хватало одежды, других товаров широкого потребления. Но с возобновлением работы транспорта, деятельности школ, больниц и бытовых учреждений у людей росла надежда на лучшее будущее.

От войны к миру

Утверждение мирной жизни не означало возврата к старому. После войны произошли значительные перемены в разных областях общественных отношений. Одновременно с устранением остатков фашистских, реакционных режимов расширялись демократические устои общества. Закреплялись новые права и свободы граждан, избирательные процедуры, принципы деятельности органов власти, политических и общественных организаций. Во многих европейских странах возросли общественные функции государства, усилилась его ответственность за решение социальных задач. В ряде случаев государство взяло на себя управление отдельными отраслями хозяйства, предприятиями (в том числе предприятиями, отнятыми у военных преступников и коллаборационистов). Всё это нашло отражение в новых конституциях, которые были приняты во многих странах во второй половине 1940-х годов и закрепили демократические завоевания народов.

На международном уровне идеалы послевоенного мира декларировались в документах созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Её учредительная конференция состоялась в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Официальной датой образования ООН считается 24 октября 1945 г., когда был ратифицирован её Устав.

В преамбуле (вводной части) Устава ООН сказано:

«Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооружённые силы применялись не иначе как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей».

С ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. в городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал над немецкими военными преступниками. Перед ним предстали главные подсудимые, в их числе Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель и другие. Обвинители от СССР, США, Великобритании и Франции и сотни свидетелей раскрыли страшные факты преступлений нацистов против мира и человечества. По приговору Международного трибунала 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 7 - к разным срокам заключения, 3 - оправданы. В 1946-1948 гг. в Токио состоялся суд Международного трибунала над японскими военными преступниками. Так именем народов были осуждены те, кто развязал войну и руководил уничтожением миллионов людей.

Память о гибели миллионов людей в годы войны вызвала стремление установить и защитить как особую ценность права и свободы человека. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она открывалась положением о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Далее определялись гражданские, политические, экономические и культурные права человека. Первые документы ООН имели особое значение потому, что в них учитывались уроки прошлого, предлагалось усовершенствовать будущую жизнь людей, предотвратить угрозу существованию человека и общества. Однако воплощение намеченных целей оказалось делом непростым. Реальные события последующих десятилетий далеко не всегда развивались в соответствии с предначертанными идеалами.

Изменения на политической карте. Начало «холодной войны»

Развернувшаяся в годы войны освободительная борьба народов Европы и Азии против оккупантов и их пособников не ограничивалась задачей восстановления довоенных порядков. В странах Восточной Европы и ряде стран Азии в ходе освобождения к власти пришли правительства Национального (Народного) фронта. В то время они чаще всего представляли коалиции антифашистских, антимилитаристских партий и организаций. Активную роль в них уже тогда играли коммунисты и социал-демократы.

К концу 1940-х годов в большинстве названных стран коммунисты сумели сосредоточить в своих руках всю полноту власти. В одних случаях, например в Югославии, Румынии, устанавливались однопартийные системы, в других - в Польше, Чехословакии и других странах - допускалось существование других партий. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, Чехословакия во главе с Советским Союзом составили особый блок. К ним примкнуло несколько государств Азии: Монголия, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай, а в 1960-е годы - Куба. Это сообщество называлось сначала «социалистический лагерь», затем - «социалистическая система» и, наконец, «социалистическое содружество». Послевоенный мир оказался разделённым на «западный» и «восточный» блоки, или, как их тогда называли в советской общественно-политической литературе, «капиталистическую» и «социалистическую» системы. Это был биполярный (имевший два полюса, олицетворяемые США и СССР) мир. Как же складывались отношения между государствами Запада и Востока?

Ещё до того как разделение оформилось окончательно, У. Черчилль, отличавшийся известной дальновидностью, сказал, выступая перед слушателями Вестминстерского колледжа в Фултоне (в США) в марте 1946 г.:

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы...

Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...»

Случилось так, что слова британского политика о предотвращении угрозы войны оказались незамеченными, зато понятие «железный занавес» прочно и надолго вошло в историю международных отношений.

В 1947 г. президент США Г. Трумэн провозгласил, что политика его страны должна предусматривать помощь «свободным народам, которые не хотят подчиняться вооружённым меньшинствам или внешнему давлению» (под вооружёнными меньшинствами подразумевались коммунисты, а под силой, оказывавшей внешнее давление, - Советский Союз). В «доктрине Трумэна» определялось отношение к странам, избравшим разные «жизненные пути». С ней был связан план Дж. Маршалла (в годы войны известного военачальника, а в тот момент государственного секретаря США), предусматривавший оказание экономической помощи европейским государствам.

По замыслу авторов плана помощь должна была стабилизировать экономическое положение и тем самым предотвратить социальные выступления в европейских странах. Её предоставление оговаривалось тем, что в правительствах получающих помощь стран не должно быть коммунистов. Трумэн впоследствии писал в своих воспоминаниях: «...без плана Маршалла Западной Европе было бы трудно остаться свободной от коммунизма». План Маршалла подписали руководители 17 западноевропейских стран (включая образованную позже ФРГ). Государства Восточной Европы отказались принять помощь (в ряде случаев не без давления со стороны СССР).

Результатом возраставших противоречий между недавними союзниками стал произошедший в 1949 г. раскол Германии на два государства - Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику.

Шагами на пути к расколу оказались следующие действия:

  • объединение сначала американской и британской (в январе 1947 г.), а затем и французской оккупационных зон в одну зону, создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти;
  • принятие в западной зоне помощи по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута;
  • проведение в западной зоне 20 июня 1948 г. сепаратной (отдельной) денежной реформы;
  • установление с 24 июня 1948 г. советскими войсками блокады Западного Берлина, все наземные дороги в который были закрыты для западных союзников. В течение нескольких месяцев существовал «воздушный мост»: американские самолёты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий и т. д. (блокада была снята в мае 1949 г.);
  • принятие 8 мая 1949 г. западногерманской конституции, выборы в бундестаг (август), провозглашение Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 г.;
  • провозглашение 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики.

Многие жители Германии стремились предотвратить раскол своей страны. В 1947 - начале 1949 г. движение борьбы за единство Германии и заключение мирного договора организовало три общенемецких конгресса. Но в обострявшейся внутриполитической и международной обстановке их голос не был услышан.


К концу 1940-х годов противоречия между западными державами и СССР переросли в политическое и экономическое противостояние и соперничество. 25 сентября 1949 г. советское телеграфное агентство (ТАСС) сообщило о том, что в СССР проведено испытание атомного оружия. В начале 1950 г. Г. Трумэн заявил о развёртывании работ по созданию в США водородной бомбы. «Холодная война» набрала полную силу.

Противостояние двух блоков было закреплено созданием их военнополитических и экономических организаций. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португалия создали Организацию Североатлантического договора - НАТО. 9 мая 1955 г. в работе сессии НАТО впервые приняла участие делегация Федеративной Республики Германии (решение о вступлении ФРГ в НАТО принято осенью 1954 г.).

14 мая 1955 г. было объявлено о создании Организации Варшавского договора (ОВД), куда вошли СССР, Албания (в 1961 г. она вышла из состава ОВД), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Органами экономического сотрудничества двух групп государств стали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), образованный СССР и восточноевропейскими странами в январе 1949 г., и Европейское экономическое сообществозападноевропейских государств (основано в марте 1957 г. шестью странами, затем состав его участников расширялся).

Разделение стран на государства и территории с различными политическими системами, подобное происшедшему в Германии, имело место и в Азии. Такая судьба постигла народы Вьетнама, Китая, Кореи. Внутренние противоречия при этом усиливались вмешательством внешних сил. Так, в Корейской войне (1950-1953) противоборствовавшим армиям Северной и Южной Кореи помогали, с одной стороны, Китай и СССР, а с другой - США и ещё несколько государств. Последние участвовали в событиях как силы ООН. Таким образом, в «холодной войне» возникали «горячие точки», очаги вооружённых конфликтов, а соперничество Запада и Востока, США и СССР в различных частях света становилось предметом жёстких политических споров и борьбы в рамках ООН.

Одним из наиболее значительных исторических процессов во второй половине XX столетия стало освобождение народов Азии и Африки от колониальной зависимости. Система колониальных империй, складывавшаяся в течение нескольких веков, рухнула за два-три десятилетия. На политической карте мира вместо обширных территорий, окрашенных в цвета держав-метрополий, появились названия и границы десятков новых независимых государств. Если в 1945 г. при создании ООН в неё вошло 51 государство, то в 1984 г. членами этой организации были уже 159 стран. Большую их часть составляли освободившиеся государства Азии и Африки.

Процесс становления новых государств оказался сложным, полным драматических событий. Определение государственных границ, установление монархической или республиканской форм власти, выбор путей развития - всё это часто происходило в острой борьбе. Молодым государствам предстояло определиться в своих отношениях не только к бывшим метрополиям, но и к существовавшим тогда «западному» и «восточному» блокам. Выбор ориентации стал для многих стран Азии и Африки существенной проблемой. А отношения со странами третьего мира, как тогда говорили, оказались полем соперничества великих держав, в первую очередь США и СССР.

Научно-технический прогресс: достижения и проблемы

Понятие «прогресс» в сочетании с эпитетами «научный», «социальный» неслучайно стало одним из наиболее употребляемых во второй половине XX столетия. Во многих сферах науки в это время были совершены крупнейшие открытия, появились новые отрасли знания. Ещё в начале века можно было заметить, что научные идеи значительно быстрее, чем прежде, находят воплощение в технических проектах, новых машинах и т.д. Во второй половине века этот процесс значительно ускорился. Теперь настало время научно-технической, научно-технологической революции, для которой характерны тесное взаимодействие науки и техники, быстрое внедрение научных достижений в различных сферах деятельности, использование новых материалов и технологий, автоматизация производства.

Обратимся к фактам. Начало XX в. ознаменовалось значительными открытиями в области атомной физики. В последовавшие десятилетия актуальной научной и практической задачей стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в США группа учёных под руководством Э. Ферми создала первый ядерный реактор. Полученный в нём обогащённый уран был использован для создания атомного оружия (две из трёх произведённых тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный реактор построили в СССР (руководил работой И. В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире атомная электростанция, в 1957 г. спущен на воду первый атомный ледокол.

Во второй половине XX в. началось освоение человеком космоса. Первые шаги в этом сделали советские учёные и конструкторы во главе с С. П. Королёвым. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся полёт первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1969 г. американские космонавты Н. Армстронг и Б. Олдрин высадились на Луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2 тыс. искусственных спутников, собственные спутники вывели на орбиту также Индия, Китай, Япония. Эти устройства используются для передачи радио-и телесигналов, наблюдения за земной поверхностью, погодой и т.д. Для того чтобы оценить значение названных событий, необходимо представить, что за ними стоят достижения многих современных наук - аэронавтики, астрофизики, атомной физики, квантовой электроники, биологии, медицины и т. д. Они потребовали многолетних творческих поисков, неустанного труда и мужества тысяч людей.

Важной составной частью развития современной науки и техники стала компьютерная революция. Первые электронно-вычислительные машины (компьютеры) были созданы в начале 1940-х годов. Работу над ними вели параллельно немецкие, американские, английские специалисты, но наибольшие успехи были достигнуты в США. Первые ЭВМ занимали целую комнату, для их настройки требовалось значительное время. Применение транзисторов (с 1948 г.) позволило сделать вычислительные машины более компактными и быстродействующими. В начале 1970-х годов появились микропроцессоры, а вслед за ними - персональные компьютеры. Это была уже настоящая революция. Расширились и функции компьютеров. Сегодня они используются не только для хранения и обработки информации, но и для обмена ею, проектирования, обучения и т. д.

Если первая половина XX столетия была веком кино, то вторая стала веком телевидения. Его изобрели ещё до Второй мировой войны. Первые телепередачи состоялись в 1936 г. в Лондоне. Война приостановила развитие нового вида техники. Но уже с 1950-х годов телевидение стало входить в повседневный быт людей. В настоящее время в развитых странах телеприёмники имеются в 98 % домов. Сегодня телевидение является самым мощным, массовым каналом передачи разного рода информации - от политических новостей до развлекательных, зрелищных программ.

Указанные научные и технические достижения в совокупности привели к информационной революции. Она, в свою очередь, изменила основы современного общества, которое называют постиндустриальным или информационным. Обществоведы полагают, что, если в Средние века главным источником богатства и власти являлась земля, в XIX в. - капитал, то в конце XX столетия эта функция перешла к информации. Неслучайно средства массовой информации - газеты, радио, телевидение - рассматривают сегодня как «четвёртую власть».

Технический прогресс в современном обществе имеет не только положительные стороны. Он порождает и значительные проблемы. Некоторые из них связаны с тем, что «машина заменяет человека». Хорошо, что она облегчает труд людей. Но что делать тем, кто лишился работы, поскольку их заменила машина? (Существуют, например, подсчёты, что один компьютер заменяет труд 35 человек.) Как отнестись к мнению, что машина может научить всему лучше учителя, что она с успехом восполняет человеческое общение? Зачем иметь друзей, если можно играть с компьютером? Зачем ходить в театр, если с большим удобством можно посмотреть спектакль по телевидению? Это вопросы, на которые сегодня приходится искать ответ каждому.

Ряд серьёзных, глобальных проблем связан с последствиями научно-технического прогресса для экологии, среды обитания человека. Уже в 1960-1970-е годы стало ясно, что природа, ресурсы нашей планеты не являются неисчерпаемой кладовой, а безоглядный технократизм (власть техники) приводит к необратимым экологическим потерям и катастрофам. Одним из трагических событий, показавших опасность технологических сбоев на современных предприятиях, явилась авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), в результате которой в зоне радиоактивного заражения оказались миллионы людей. Проблемы сохранения лесов и плодородных земель, чистоты воды и воздуха сегодня актуальны на всех континентах Земли. На защиту окружающей среды, жизни самого человека встали экологические движения и организации («зелёные», «Гринпис» и др.). Так к концу XX в. научно-технический прогресс сделал глобальной проблему сохранения природной, культурной, духовной сфер существования человека и общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен.

Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.

США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию.

Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.

Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее — англо-американскими. Аналогичная разрешение линия — по 38-й параллели — была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею — американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.

Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы.

Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.

Создание ООН

Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.

Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.

Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея — собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей.

Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.

Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.

В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне

Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии — Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946

В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.

В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.

Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции.

Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная — к Югославии).

Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Сан-Францисский договор с Японией

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства.

Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав — США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.

Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства.

На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.

В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.

Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Как результат — Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью — в правовом смысле — восстановлен мир).

Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.

Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений.

Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.

Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками

Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии.

Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения.

Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 — к пожизненному заключению, других — к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии.

Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.

Развитие человечества после Второй мировой войны распадается на два этапа. Первый (1945 — 1991 гг.) характеризовался острым противостоянием двух сверхдержав (США и СССР), начавшимся сразу же после завершения Второй мировой войны .

С лёгкого пера западных журналистов это противостояние получило название «холодной войны », поскольку характеризовалось бескомпромиссной борьбой во всех сферах жизни, но всё-таки не привело к прямому крупному военному столкновению сверхдержав. Противостояние СССР и США несло огромную идеологическую нагрузку, поскольку представлялось лидерами противоборствующих держав как конфликт двух мировоззрений.

Следствием борьбы сверхдержав стал раскол мира на две части, возглавляемые ими. Линия раскола порой проходила даже в пределах одной и той же страны. В послевоенные десятилетия на две части оказались расколотыми такие страны, как Германия, Китай, Корея, Вьетнам. В 1949 году вокруг США возник военно-политический блок НАТО, после присоединения к которому Западной Германии в 1955 году была образована Организация Варшавского Договора, объединившая вокруг СССР страны Восточной Европы, которые в послевоенные годы стали ближайшими союзниками Советского Союза и пошли по пути строительства социалистического общества по советскому образцу.

Ключевым звеном «холодной войны» стала гонка вооружений, исход которой и определил развязку противостояния двух сверхдержав в послевоенном мире. Развернувшись со второй половины 1940-х годов, она продолжалась с переменным успехом до середины 1980-х, когда стало окончательно ясно, что Советский Союз оказался не в состоянии продолжить её. Причины поражения СССР в гонке вооружений следует искать прежде всего в изначальном неравенстве экономических потенциалов сверхдержав, в силу чего задача победить США на этом поприще было едва ли возможно. Длительное соревнование, увенчавшееся к началу 1970-х годов установлением примерного паритета военных потенциалов сверхдержав, было возможным только в силу исключительных возможностей перекачки ресурсов из одной отрасли народного хозяйства в другую, которые давала командно-административная система. Однако и её возможности оказались к середине 1980-х годов полностью исчерпанными.

Определяющее значение для исхода гонки вооружений имели, как это ни может показаться парадоксальным на первый взгляд, 1970-е годы, вошедшие в историю международных отношений послевоенного времени как годы разрядки напряжённости, смягчения остроты противостояния сверхдержав. Как это произошло?

1970-е годы со всей очевидностью продемонстрировали преимущества той модели социально-экономического развития, которая утвердилась во всех странах Запада в послевоенные десятилетия. Социально ориентированная рыночная экономика в полной мере показала свой потенциал уже в 1950 — 1960-е годы, породив понятие «экономического чуда» — длительного бескризисного развития с устойчивыми высокими темпами экономического роста, который был особенно характерен для стран, потерпевших поражение во Второй мировой войне — Западной Германии, Италии, Японии. В рождении «экономического чуда» важную роль сыграли правительства названных стран. Но оно стало возможным ещё и потому, что после Второй мировой войны державы-победительницы и прежде всего США отказались от экономического давления, принципов жёсткого протекционизма, взяв курс на глубокую экономическую интеграцию. К такому решению их в немалой степени подталкивали задачи противостояния с Советским Союзом и объединившимися вокруг него странами мировой системы социализма.


В 1948 — 1952 гг. США предоставили экономическую помощь пострадавшим от войны странам Западной Европы в размере 13 млрд. долларов (так называемый план Маршалла , получивший название по имени госсекретаря США), причём получение помощи было поставлено в зависимость от корректировки внешне- и внутриполитического курса в русле, желательном для Соединённых Штатов.

В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали , в которое вошли предприятия металлургической и горнодобывающей отраслей шести стран (Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), снявшее таможенные барьеры на пути развития тяжёлой промышленности. В 1957 г. эти же страны образовали Европейское экономическое сообщество (Общий рынок), призванное обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Экономическая интеграция позволила создать ёмкий рынок и избежать развала экономических связей, который был одним из негативных факторов развития Западной Европы в 1930-е годы.

Моментом истины в экономическом соревновании двух сверхдержав и двух мировых систем стали 1970-е годы. Их начало было отмечено падением темпов экономического развития стран Запада. В 1974 — 1975 гг. впервые после Второй мировой войны разразился экономический кризис, который повторился в 1980 — 1982 гг. Экономический кризис 1974 — 1975 гг. был во многом связан с энергетическим кризисом. Последний был вызван возникновением организации стран — экспортёров нефти, сумевших преодолеть разногласия и с начала 1970-х годов общими усилиями обеспечивших повышение цен на нефть в 10 раз.

Это подтолкнуло индустриальные страны к ускорению поисков новых энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Решить эту задачу было возможно лишь на принципиально новой научной и технологической основе. Во второй половине 1970-х гг. в связи с развитием электронно-вычислительной техники, гибких производственных систем, генной инженерии и биотехнологий начался новый этап научно-технического прогресса. Этот рубеж принято связывать с важнейшей вехой в истории человечества — переходом наиболее развитых стран от стадии индустриального общества к стадии информационного общества , для которого характерен переход от экстенсивного типа производства к интенсивному. Переход к информационному обществу стал возможен благодаря механизму рыночной экономики, обеспечившему приток капиталовложений в наиболее перспективные области научных исследований и вновь возникающие отрасли промышленного производства.

Экономика СССР, получившая значительный приток финансовых ресурсов в результате повышения мировых цен на нефть, осталась в 1970-е годы в стороне от качественных технологических инноваций. Когда же в середине 1980-х гг. внедрение ресурсосберегающих технологий привело к быстрому падению цен на нефть, а дальнейшее освоение нефтяных месторождений Западной Сибири потребовало значительных затрат, необходимость ускорения научно-технического прогресса в СССР стала настолько очевидной, что породила политику Перестройки.

Попытки проведения экономической реформы в СССР оказались безрезультатными вследствие решительного сопротивления партийно-бюрократического аппарата, опасавшегося потерять привилегированное положение в обществе. Попытка же проведения глубокой политической реформы обернулась распадом СССР (декабрь 1991 г.) и мировой системы социализма.

Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI вв. отмечено нарастанием процессов глобализации. Глобализация распространяется сегодня на самые различные сферы жизни общества, комплексное, растущее единство современного мира обусловлено необходимостью решения глобальных проблем. Она включает в себя прежде всего формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.

Глобализация порождает немало серьёзных проблем. Разрушаются традиционные уклады жизни, приходят в упадок оказавшиеся неэффективными отрасли производства. В этих условиях значительно возрастает роль национального государства, главной задачей которого становится обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики, согласия в обществе, основанного на учёте интересов всех его классов и социальных слоёв.

После Второй мировой войны в международной политике произошли серьезные изменения. Возросла роль ООН. Некоторые решения были воплощены в жизнь, а некоторые не осуществились. Руководители фашистских преступников были наказаны.

С 20 ноября 1945 года по 1 сентября 1946 года заседал международный трибунал, который судил фашистских преступников. 12 человек были приговорены к смертной казни, 7 человек на длительные сроки и пожизненное заключение. Впервые в истории виновники войны были наказаны на международном уровне.

Гонка вооружений и «холодная война»

После войны началась гонка вооружений. В 1945 году американцы испытали в Японии атомную бомбу и стали подумывать о господстве в мире путем применения этого страшного оружия.

После создания США атомной бомбы СССР также решил и предпринял все меры, чтобы не отставать. И в 1949 году атомная бомба была создана и испытана.
США в 1952 году создали еше более страшное оружие массового уничтожения - водородную бомбу. Ее мощность была равна 10 тысячам тонн в тротиловом эквиваленте. СССР обладал подобным же оружием уже через год. В это же время США создали самолеты, способные довести до цели ядерное оружие. СССР же удалось создать межконтинентальную ракету. Были созданы атомные подводные лодки. Таким образом, был создан запас оружия массового поражения, способный несколько раз уничтожить человечество.

Прошло немного времени и началась «холодная война». Ее инициатором был У. Черчилль. Он поставил задачу борьбы с «восточным коммунизмом». Подтверждением этому могут служить принятые 14 марта 1947 года «доктрина Трумэна», рассчитанная на оказание помощи Греции и Турции, а 5 июня 1947 года «план Маршалла» об оказании помощи 16 европейским государствам.

В результате резкого обострения отношений между двумя великими державами было созданы два военно-политических блока.

Разделение мира и Европы на две части

Первым был создан Северо-Атлантический блок (НАТО) 4 апреля 1949 года в Вашингтоне при участии 12 государств (США, Великобритании, Франции, Канады, Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Люксембурга, Голландии, Норвегии, Португалии). Его главнокомандующим был назначен американский генерал Д. Эйзенхауэр.

1 октября 1949 года была создана коммунистическая Китайская Народная Республика. В 1950 году между СССР и Китаем был подписан договор «О дружбе и взаимной помощи*. Эго сильно обеспокоило США. С созданием КНР было закончено формирование «мировой социалистической системы». В 1955 году в состав НАТО вошла ФРГ. (В настоящее время членами НАТО являются такие страны, как Болгария, Венгрия, Греция, Испания, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Чехия, Эстония.) В ответ на это 14 мая 1955 года страны Восточной Европы - Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия, ГДР - создали свой военно-политический союз, который получил название Варшавского Договора. Таким образом, мир разделился на две части.

Корейская война

После Второй мировой войны северную часть Кореи завоевала армия СССР, а южную - США. Как и в Германии здесь образовались два государства и два правительства. В 1949 году СССР и США вывели свои войска из Кореи. 25 июня 1950 года Северная Корея, нарушив границу, начала наступление на Южную Корею. США добились обсуждения этого вопроса в ООН. ООН признала Северную Корею в качестве агрессора и разрешила начать против нее боевые действия.

15 сентября международные силы были брошены на корейский полуостров, они приостановили наступление армии Северной Кореи и выдворили их с территории Южной Кореи. В конце октября вооруженные силы США захватили столицу Северной Кореи г. Пхеньян. После этого Китайская Народная Республика отправила свои вооруженные силы на помощь Северной Корее. Стала очевидным возможность вмешательства в корейскую войну и СССР. Только после этого США вынуждены были приостановить свои военные действия в Северной Корее. В 1953 году был заключен договор о перемирии. В соответствии с ним, границы обеих корейских государств были восстановлены в довоенном положении (т е. на 38 параллели широты). Так закончилась корейская война. Однако страна так и осталась разделенной на две части. Северная Корея установила тесные контакты с СССР, а Южная - с США.

Ближневосточный конфликт

После Второй мировой войны великие державы стали поддерживать идею создания еврейского государства в Палестине.
В это же время 29 ноября 1947 года ООН приняла решение о создании в Палестине двух государств (Израиля и Палестины). Переезд тысяч евреев со всех частей света обострил отношения между евреями и арабами. }

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...