Moodle дистанционное обучение. Полное имя курса

Эта система предназначена для организации обучения он-лайн в сетевой среде с использованием технологий Интернета. Система обеспечивает многообразие процедур обучения он-лайн, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в учебном заведении. Moodle позволяет инсталляции образовательных ресурсов (учебных материалов) и обеспечивает средствами доступа к ресурсам и управления ими; обеспечивает коммуникационную взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемого в форме интернет-конференций, форумов, дискуссий, а также обмена посланиями, содержащими, в частности, задания для учащихся, выполнение задач и комментарии. В системе предусмотрена возможность спецификации категорий (Category) учебных курсов, например, таких, как Office work,

Teaching and Learning, и группировка курсов по категориям. Учебные курсы могут включать такие материалы, как аннотации курсов, ресурсы, задачи, темы обсуждений. Ресурсы курсов могут представляться многообразием организационных компонентов, среди которых текстовые страницы, веб-страницы, файлы различных форматов, веб-сайты, директории (text page, web page, file, web site, directories). В курсах устанавливаются следующие параметры: дата начала курса (Course start date), срок подачи заявок (Enrollment period), количество уроков (тем, занятий) (Number of weeks / topics), выраженных в количестве недель или темах уроков, темах форумов. Кроме того, курсы могут иметь специальные ключи (Enrollment key), обеспечивающие доступ к учебным материалам курса зарегистрированных и принятых на курс слушателей. В Moodle предоставляются сведения о курсах, их тьюторов и сроки их проведения.

Авторы курсов формируют соответствующие учебные материалы, а тьюторы проводят зачисление студентов и организуют учебный процесс. Для обучения Moodle имеет следующие возможности: использует педагогику социального конструкционизма, которая включает взаимодействие, активное обучение, критическую рефлексию и тому подобное; имеет простой, эффективный, совместимый для разных браузеров веб-интерфейс; список курсов содержит описание каждого курса на сервере курсы разбиваются на категории, механизм поиска курсов; большинство текстовых элементов (ресурсов, форумов, задач и т.д.) могут быть отредактированы с помощью внедренного WYSIWYG HTML редактора; предлагается широкий спектр активностей для построения учебного процесса; для коммуникации и социализации в курсе преподаватель может использовать такие инструменты, как форумы, чаты, wiki, систему обмена сообщениями, блоги и т.

Moodle включает следующие наиболее используемые модули: Сертификация - модуль создает PDF сертификаты / дипломы для студентов курса и полностью настраиваемым. Можно разработать собственный дизайн печатного сертификата: добавить рамки, водяные знаки, печати и даже показать степень / уровень изучения информации. Благодаря Elluminate Live! Meeting - Moodle становится частью виртуального веб-видео класса, включая двустороннее аудио-общения, интерактивные доски, мгновенный обмен сообщениями и модератор инструментов. Это нестандартный модуль и блок, который требует покупки 3rd Party службы. Галерея - позволяет использовать встроенные галереи изображений.

LAMS - основа системы управления учебной деятельностью (Learning Activity Managment System) и используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн- материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материала в визуальном учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав этого типа курса входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной, так и на коммуникативной компоненте.

SCORM / AICC - это один из элементов курса, который позволяет преподавателю опубликовать любой пакет формата SCORM или АИСС в составе материалов курса. Пакет SCORM - это набор веб-контента, соответствует международному стандарту объектов учебного назначения SCORM. Этот набор может включать web-страницы, графику, программы на JavaScript, Flash-презентации и другие составляющие, работающих в веб браузере. Этот модуль помогает интегрировать в учебный курс любой пакет, соответствующий стандарту SCORM.

Wiki - это средство для совместного создания документов несколькими людьми, который имеет собственную простой язык разметки, используемый просто в окне браузера. Модуль Wiki позволяет студентам работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержание страницы. Предыдущие версии документа не изымаются и могут быть восстановлены в любой момент.

Анкета - модуль содержит несколько готовых анкет, которые помогают преподавателю выяснить психологические особенности студентов, имеющих отношение к дистанционному обучению. База данных позволяет преподавателям и / или студентам создавать, показывать и осуществлять поиск среди введенных записей базы. Формат и структура записей могут быть почти неограниченными, включать картинки, поля, Интернет - адреса, числа или простой текст.

Глоссарий - толковый словарь, содержащий статьи по определению определенных сроков. Студентам предоставляются удобные средства поиска нужного термина в глоссариях. Преподаватель также может не только давать определения терминов, но и привлекать к этой работе субъектов обучения, контролируя корректность предлагаемых ими определений. Задача (ответ несколькими файлами, файлом, текстом, вне сайта) - модуль, позволяющий организовать выполнение задач студентами. С его помощью можно: передавать содержание задания студентам; устанавливать сроки его выполнения; устанавливать максимальную оценку, которую может получить студент задачу; задавать форму предоставления ответа преподавателю (файл загружается на сайт, личная беседа с преподавателем, сообщение по электронной почте); давать комментарии к выполненной работы; позволять студенту менять свой ответ с повторным тестированием.

Книга - способ представления многостраничных документов, содержащий перечень разделов книги в виде ссылок, нажимая на которые, можно быстро переходить от одного раздела к другому.

Опрос - преподаватель задает вопросы и определяет несколько вариантов ответов. Один из возможных вариантов - проведение голосования между пользователями. Это может быть полезным для стимулирования мышления, для выяснения общего мнения в процессе исследования проблемы.

Рабочая тетрадь - преподаватель просит письменное высказывание студентов на определенную тему, с возможностью редактирования и улучшения своего ответа позже. Ответ является частной и доступна только для преподавателя, что может сделать комментарий и поставить оценку для каждой записи. Конечно одной тетради в неделю достаточно.

Семинар - вид занятий, где каждый участник не только выполняет свою работу, но и оценивает результаты работы других участников семинара. Для этого преподаватель может предусмотреть применение различных стратегий оценивания.

Управление Семинары (сбор работ, направление их на проверку, отображения результатов и т.п.) осуществляется автоматически.

Тест - набор задач для оценки знаний студентов. Все тестовые задания сохраняются в базе данных и могут быть использованы заново. Тест в Hot Potatoes - позволяет преподавателю управлять через Moodle тестами, разработанные во внешней программе Hot Potatoes.

Урок (практикум) - модуль, с помощью которого создается комплект взаимосвязанных страниц. Каждая из страниц имеет информационный раздел и раздел контроля его усвоения.

Форум - место, где происходят все обсуждения. Форумы могут иметь различную структуру и содержать оценки для сообщений. Сообщение форумов можно увидеть в четырех различных форматах, и они могут содержать дополнительные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии новых сообщений на e-mail.

Чат - это средство для проведения синхронных дискуссий в реальном времени. Чат имеет существенное отличие от форума - средства асинхронного общения, поскольку форум не предусматривает одновременности подключения его участников.

Дистанционные обучение (ДО) устроено таким образом, что преподавателю и ученику нет необходимости вступать в непосредственный контакт, а обучение проходит с помощью передачи учебного материала слушателям и обратной связи с преподавателем.

Дистанционное обучение основано на новом способе представления учебного материала в электронном виде (веб страницы с гипертекстовой разметкой, встроенными звуком и видео, интерактивность при работе с данными) и использовании интернет-технологий для доставки электронных учебных материалов студентам.

Технологии дистанционного обучения успешно применяются и в учебных заведениях разного уровня, а также в корпоративном обучении.

Одним из самых надежных вариантов использования интернет-технологий в обучении является СДО (система дистанционного обучения) Moodle - модулярная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда. Moodle представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Система Moodle бесплатна.

С помощью данной СДО можно решить несколько разноплановых задач, ее использование будет выгодно как учебным организациям и преподавателям, так и студентам.

Решаемые задачи


Для учебных заведений


популяризация и косвенная реклама в глобальной сети
повышение престижа учебного заведения
количество учеников может гораздо большим, чем при традиционных видах обучения
привлечение высококвалифицированных преподавателей вне зависимости от их места проживания
экономия средств на проведении учебного процесса с применением современных дорогих мультимедийных проекторов, камер и другого оборудования.
участие в инфраструктуре образовательного комплекса на всей территории нашей страны и интеграция в мировое образовательное пространство

Для администрации


отслеживание работы преподавателей и слушателей, автоматическое создание электронных отчетов о деятельности
мониторинг активности слушателей на сайте (формирование логов ученика, группы учеников по всему курсу, по определенному заданию)
доступ к учебным материалам сайта и работам студентов
установка различных степеней доступа, их широкое варьирование
оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений

Для преподавателей


вероятность свободного графика, потому что аудиторные занятия сведены до минимума или отсутствуют
автоматизация системы оценки знаний, применение широкого спектра шкал оценивания
использование современных мультимедийных технологий, что не всегда возможно при очных занятиях в аудитории, включение дополнительных учебных материалов из интернета
широкие возможности в подаче информации и варьирование типов заданий
оперативный доступ к работам учеников
возможность индивидуализации обучения, отслеживания прогресса каждого учащегося
асинхронное общение студентов между собой и с преподавателем. Так сохраняется взаимодействие преподавателя с аудиторией студентов курса

Для студентов и слушателей


доступность обучения для огромного числа желающих учиться, но территориально далеко проживающих от места учебного заведения
легкий доступ к учебным материалам и пособиям в электронном виде непосредственно из обучающей среды
система оценки знаний (электронные тесты) объективна и независима от преподавателя
повышается творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и освоения новейших информационных технологий
своевременный доступ к отзывам преподавателей и отчетам о своей успеваемости

Участники образовательного процесса


  1. слушатели дистанционных курсов
  2. преподаватели-тьюторы или сетевые преподаватели
  3. авторы дистанционных курсов или преподаватели-эксперты
  4. разработчики учебных курсов
  5. администратор(ы)

Для каждой роли предусмотрен свой порог доступности. Как можно видеть из таблицы, в системе moodle самые широкие права принадлежат администраторам, наименьшие - слушателям.

Степени доступа участников



администратор
разработчик
преподаватель-
эксперт
преподаватель-
тьютор
слушатель
доступ к тем курсам, на которых он зарегистрирован, теории и практическим работам




сопровождение учебного процесса на основе уже подготовленных учебных материалов, просмотр результатов тестов своего курса и успеваемости слушателей курса





создание и редактирование учебных курсов и тестов




обработка всех материалов, подготовленные автором курса, верстка всех материалов, размещение материалов на сайте




регистрация слушателей, групп, тьюторов, экспертов, других администраторов, контроль и анализ статистики




Виды ресурсов теоретической части курса в moodle


Пояснение – краткая заметка. Пояснение немного отличается от других ресурсов, оно представляет собой текст и изображение, которые отображаются непосредственно на главной странице курса прямо среди других ресурсов и элементов курса.

Текстовая страница – самый простой способ представления материала, в котором отсутствует возможность вставлять в текст картинки, изменять размер текста и стиль шрифта. Вы можете использовать несколько доступных видов форматирования, позволяющих вам сделать из простого текста прекрасно оформленную web-страницу. Целесообразность использования текстовой страницы мне не совсем понятна, когда есть возможность добавить веб страницу или ссылку на нее.

Веб страница – учебный материал представляется в виде отдельной веб страницы в пределах moodle. Такие страницы имеют возможность подробного форматирования текста (в том числе таблицы, списки), добавления рисунков, встроенного звука или видео или ссылок на них (как на сторонних веб ресурсах, так и на файловую область в самой системе moodle). Есть функция embed - отражение видео из youtube, яндекс видео и других сайтов такого вида без скачивания. Имеется встроенный HTML-редактор. Кроме того, вы можете использовать любые возможности HTML, включая и JavaScript. Все страницы могут открываться и во всплывающем окне, в зависимости от настроек.

Ссылка на файл – ссылка на существующий учебный материал в виде файла, который можно сохранить на персональном компьютере. Последующая работа с этим документом не требует подключения к сети Интернет. Обычно это презентации, документы в текстовых форматах или pdf, архивы. Фактически это может быть что угодно: картинки, звук, видео, флеш-анимация. Однако нужно учитывать максимальное ограничение по размеру загруженных файлов в систему moodle - 8 Mb. Для каждого курса устанавливаются свои ограничения. Естественно, ссылки могут вести и на сторонние ресурсы.

Словарь терминов , содержащий поиск слов по алфавиту, категории, автору, дате обновления. Делать записи могут и студенты, если позволяют настройки.

Виды ресурсов практической части курса в moodle


Задание. В moodle существует три типа заданий:
  • Ученик отвечает на вопрос в специальном окошке для ответа, ему не приходится сохранять какие-либо файлы на своем компьютере. Это задание в виде текста.
  • Ответ в виде файла, который студент формирует и отправляет для проверки преподавателю (прикрепляет к заданию на сайте), учитель скачивает файл для проверки на свой компьютер.
  • Задание с ответом вне сайта. Это означает, что студент предоставил свой ответ каким-либо другим путем (по e-mail, Skype, лично, по телефону, да мало ли как еще). Проверяющему нужно только зафиксировать оценку в ведомости соответствующего курса moodle.
Количество попыток (для первых двух видов) устанавливается в настройках учителем.

Лекция. Состоит из теоретического материала и практической части. В Лекции используются различные типы вопросов: с выбором одного или нескольких верных ответов, на соответствие, с коротким или числовым ответом. В некоторых Лекциях может встретиться вопрос типа Эссе. Ответ-эссе пишется в свободной форме, после сохранения его должен проверить учитель. Чтобы результаты Лекции отобразились в отчетах, нужно пройти ее до конца, нельзя оставлять ее незавершенной. Завершает Лекцию всегда страница с поздравлениями. В дальнейшем оценки за Лекцию Вы можете просматривать через блок "Элементы курса – Лекции".

Тест. Каждый преподаватель имеет возможность создавать свой набор тестовых вопросов. Все вопросы хранятся в базе данных и затем могут быть снова использованы в этом же курсе moodle (или в других). Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды. Ученикам разрешается проходить тест несколько раз. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку, которая выставляется в автоматическом режиме.

Hot Potatoes. Модуль "HotPot" позволяет управлять этими тестами через систему moodle. Тесты создаются на компьютере разработчика и затем загружаются в курс moodle. После того, как ученики сделали попытку прохождения теста, доступны отчеты, которые показывают, как отвечали ученики по каждому вопросу и сколько времени у них это заняло (через Элементы курса). Сами же студенты видят свои неправильные ответы и автоматически подсчитанные баллы сразу после прохождения теста. Освоить программу JavaHotPotatoes несложно, она бесплатна и требует только регистрации на сайте производителя. Представлены практически все необходимые виды тестов. Внешнее оформление выбираете по своему вкусу. Возможна вставка ссылок (звук, картинки, т. д.). Вообще, программа для создания тестов Hot Potatoes - находка для разработчиков курсов.

Форум. Возможны нескольких видов: новостной, стандартный для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ. Оценивается по произвольной шкале. Может быть ограничен по времени. На каждый форум в moodle записывает администрация или преподаватель курса.

У многих преподавателей, начинающих работать на сайтах с системой moodle, возникает такой технический вопрос:

Как проверить выполненное задание ученика?

После каждого выполненного и проверенного преподавателем задания, появляется оценка и комментарий/рецензия преподавателя, видные ученику. Преподаватель, вернувшийся на страницу с заданием, может видеть в правом верхнем углу надпись с указанием количества попыток выполнения данного задания в виде ссылки. (Это не относится к заданиям в формате Hot Potatoes.) Нажав на эту ссылку, вы попадаете в ведомость оценок по конкретному заданию. Там необходимо найти своего ученика в общем списке и щелкнуть по ссылке Оценка напротив его/ее фамилии. Вы увидите выполненное задание и окошко для написания отзыва/комментария/рецензии преподавателя. Заполните его и выберите оценку в выпадающем меню оценок в правом верхнем углу. Нажмите на кнопку Сохранить. Вы всегда можете вернуться в ведомость оценок по конкретному заданию и редактированию своего отзыва и оценки. Это может понадобиться, если в задании установлена функция, допускающая несколько попыток выполнения задания учеником. При этом сохранится последняя версия работы ученика, а ваш отзыв, оставшись прежним, станет не актуальным.

Если задание приложено в виде файла, следует загрузить его на свой рабочий стол, просмотреть, а затем вернуться на сайт и поставить оценку, написать отзыв также, как было описано выше.

Задания в Hot Potatoes и Тесты проверяются автоматически.

Задания в Лекции проверяются автоматически, кроме заданий в форме Эссе. Его необходимо проверить, нажав на вкладку Оценить Эссе.

Для тьюторов и администрации актуален следующий вопрос:

Как отследить деятельность ученика?

У преподавателя есть возможность следить за результатами учебы слушателей (комментирование ученических работ, формирование ведомости оценок) и мониторить активность учеников на курсе (формирование логов учащегося, группы студентов по всему курсу, по конкретному заданию). Контроль может быть осуществлен несколькими способами. Давайте рассмотрим каждый.

Конечно, преподаватель всегда может пройтись по каждому заданию и оттуда попасть в ведомость оценок по конкретному заданию. Задания в Hot Potatoes, Тесты проверяются автоматически (отчеты в блоке Элементы курса). Лекции проверяются также автоматически (кроме Эссе), отчеты просматриваются по вкладе Отчеты в конкретной Лекции. Но это достаточно трудоемко и не видна общая картина. Поэтому лучше вернуться на страницу учебного курса и в боковом меню (слева или справа) найти блоки Люди, Управление, Элементы курса.

В блоке «Люди» всего одна строка «Участники». Щёлкнув мышью по слову "Участники", вы попадёте на страницу со списком всех, кто работает на курсе. Они записаны на курс с разным правом доступа. Нам нужно выбрать учеников (Студенты). А в этом списке искать того, кто нужен.

Но вы можете облегчить себе поиск нужной фамилии. Щелкните на букве алфавита, с которой начинается имя или фамилия участника. Останется только несколько имен, и вы сможете выбрать из них нужное. Вернуться к полному списку можно, нажав на слово «Все».

Строчки с фамилиями работают как ссылки. Щелкнув по чьей-либо фамилии или фотографии, вы попадете на его/ее личную страницу. Здесь вы можете узнать на каких курсах учится данный ученик, найти контактную информацию, если, конечно, учащийся ее там оставил.

Далее необходимо пройти по вкладке Отчеты о деятельности. Вам станут доступны следующие виды отчетов: Краткий отчет, Полный отчет, Сегодняшние логи, Все логи, Оценка. В зависимости от целей, выбирайте форму отчета.

Так, выбрав вкладку Краткий отчет вы попадете в общую ведомость оценок учащегося с общим списком всех заданий и соответствующих оценок по ним, а также с указанием количества просмотра ресурсов на учебном курсе.

Можно воспользоваться другим блоком - "Управление". Здесь вы можете получить отчет о деятельности слушателя на вашем курсе, проследить все его логи (вкладки Оценки, Отчеты).

В блоке "Элементы курса" можно получить отчет по отдельным видам заданий. Все виды заданий, используемые в учебном курсе, отражены в этом блоке. Другими словами, чтобы в данном блоке появился отчет, этот вид задания, будь то Лекция, Тест, Ответ в виде текста или файла должны присутствовать на этом курсе moodle. Для каждого вида заданий формируется своя ведомость оценок. Так, именно здесь можно получить подробный отчет по заданиям в формате Hot Potatoes, выбрав соответствующую строку в блоке, а затем просматривая отчеты по дате выполнения задания, напротив нужного ученика в общей ведомости оценок заданий в Hot Potatoes.

Итак, надеюсь, вы получили общее представление о СДО Moodle, ее особенностях и преимуществах. Конечно, были рассмотрены не все модули и возможности этой системы дистанционного обучения (например, подключение модуля OpenMeeting, электронного деканата, внутренняя переписка, блоги). К недостаткам можно отнести некоторую запутанность админки, относительно большое потребление ресурсов, небыструю загрузку сайта, проблемы с поисковой оптимизацией для яндекса. Однако на работе тьюторов, преподавателей и разработчиков курсов moodle это никак не сказывается.


Для работы с iSpring Online не требуется специальной подготовки, интерфейс выглядит современно и интуитивно понятен. Система готова к использованию сразу после регистрации на сайте.

iSpring Online используют как крупные компании с развитой сетью филиалов, так и частные бизнес-тренеры, репетиторы. Например, систему применяют РосЕвроБанк, Альфа-Капитал, Unilever Russia, Московская пивоваренная компания, Lamoda, Kari, Biglion и др.

Особенности iSpring Online:

  • Мобильное обучение. Учебный курс можно запустить с любого устройства: ноутбука, планшета и телефона . Специальное мобильное приложение обеспечивает доступ к учебным материалам даже без подключения к интернету , например, в самолете или поезде.
  • . Живые онлайн-трансляции позволяют одновременно обучать сотрудников всех филиалов. Записи всех вебинаров сохраняются, и их можно посмотреть в любое время.
  • Безлимитное облачное хранилище. В СДО можно загрузить любое количество курсов, видео.
  • Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает вам отслеживать, кто действительно учится, а кто нет. С ее помощью удобно контролировать уровень подготовки в каждом подразделении и оценивать успеваемость сотрудников.
  • Контроль качества курсов. Отчеты по учебным материалам покажут, какие темы в курсе слишком легкие для пользователей, а какие вызывают серьезные трудности. Используя эти данные, можно обновить курс и повысить эффективность обучения.

Разработчики учитывают пожелания клиентов и каждые 2-3 месяца выпускают обновления, добавляя в СДО новые возможности.

2. Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением , распространяющаяся по лицензии GNU General Public License.

Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма » и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов , а также поддержки очного обучения.

Moodle переведена на десятки языков, в числе и русский и используется в 197 странах мира.

Moodle - это программа, позволяющая интегрировать обучение в классе целиком в сеть, используя веб-технологии. Ученики смогут по-настоящему учиться, получая доступ к различным ресурсам класса. Moodle позволяет эффективно организовать процесс обучения, используя такие возможности, как проведение семинаров, тестов, заполнение электронных журналов, включение в урок различных объектов и ссылок из интернета, и многие другие.

3. TrainingWare Class: первая российская СДО с открытым кодом

4. Claroline LMS

Платформа для электронного электронного обучения (eLearning) и электронной деятельности (eWorking) , позволяющая учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями на основе веб-технологий. Переведённая на 35 языков, Claroline LMS обладает обширным сообществом пользователей и разработчиков по всему миру.

Claroline LMS выпущена на основе лицензии с Открытым Кодом (Open Source). Она применяется в сотнях организаций 90 стран мира. Она позволяет создавать и администрировать курсы в режиме онлайн. Каждый курс содержит ряд инструментов, позволяющих преподавателю:

  • Указать описание курса
  • Опубликовать документы в любом формате (текст, PDF, HTML, видео...)
  • Администрировать публичные и приватные форумы
  • Разрабатывать пути обучения
  • Объединять студентов в группы
  • Подготавливать для обучающихся онлайн упражнения (задания)
  • Управлять повесткой дня с задачами и сроками выполнения
  • Публиковать анонсы (так же и по эл.почте)
  • Вывешивать онлайн информацию о текущих заданиях
  • Просматривать статистику активности пользователей
  • Использовать технологию wiki для совместного написания документов

Claroline LMS используется не только школами и университетами, но также и тренинговыми центрами, ассоциациями и компаниями. Платформа настраиваемая и предлагает гибкую среду для разработки под конкретный заказ.

5. Dokeos

  • Официальный сайт: www.dokeos.com
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Платформа: PHP , MySQL
  • Демонстрационный сайт:
  • Логин/пароль: admin/demo

Платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении.

Dokeos - результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали:

Изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos, как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия;

Организовать (скорее, выставить на продажу) набор дополнительных сервисов для платформы. Название Dokeos относится как к приложению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, техническая поддержка и т.д.

Dokeos бесплатен, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.

Примером реализации Dokeos можно назвать сайт Университета г. Гент. www.ugent.be/en.

5. ATutor

  • Официальный сайт: www.atutor.ca
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Текущая версия: 1.5.2
  • Языки приложения: PHP , JAVA
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://www.atutor.ca/atutor/demo/login. php
  • Логин/пароль: demo/demo

Система создана канадскими разработчиками. Включает в себя весь необходимый e-learning-инструментарий. Есть русскоязычная версия.

6. ILIAS

  • Официальный сайт: www.ilias.de/ios/index-e. html #ilias.
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Текущая версия: 3.8.0
  • Языки приложения: PHP
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

7. SAKAI

  • Официальный сайт: http://www.sakaiproject.org/
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Платформа: JAVA
  • СУБД: MySQL, Oracle, hsqldb
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

8. LAMS

  • Официальный сайт: http://www.lamscommunity.org
  • Текущая версия: 2
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: нет
  • Демонстрационный сайт: http://lamsinternational.com/demo/intro_to_lams. html

Спецификация IMS Learning Design была подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands - OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.

На основе данной спецификации была создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности.

LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.

9. OLAT

  • Официальный сайт: http://www.olat.org
  • Текущая версия: 5.1.3
  • Стандарты : SCORM/IMS (IMS Content Packaging, IMS QTI)
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL, PostgreSQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://demo.olat.org

Разработка системы началась еще в 1999 году в Цюрихском университете (Швейцария) , где она является основной образовательной платформой электронного обучения.

10. OpenACS

  • Официальный сайт: http://openacs.org
  • Текущая версия: 5.3.1
  • СУБД: ORACLE
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

Open Architecture Community System - это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

11. LRN

  • Официальный сайт: http://dotlrn.org
  • Текущая версия: 2.2.1
  • СУБД: ORACLE
  • Скачать LiveCD: http://e-lane.org/pub/knoppix-elane_EN_2005-10-12.iso
  • Поддержка русского языка: есть

На сайте предлагается возможность загрузить LiveCD, чтобы попробовать систему локально на домашнем компьютере.

12. COSE

  • Официальный сайт: http://www.staffs.ac.uk/COSE/
  • Текущая версия: 2.1
  • Языки приложения: PERL , JAVA

13. LON-CAPA

  • Существует возможность установки через репозитарий: для FC6 http://install.loncapa.org/versions/fedora/6/FC6_loncapa_yum.conf
  • Языки приложения: PERL

14. ELEDGE

  • Официальный сайт:
  • Разработчик: University of Utah
  • Текущая версия: 3.1.0
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL

Не обновляется с 2003 г.

15. Colloquia

  • Официальный сайт: http://www.colloquia.net/
  • Текущая версия: 1.4.3
  • Языки приложения: JAVA
  • Поддержка русского языка: нет

Что такое Moodle? Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Так E-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).


Возможности Moodle Сайт администрируется пользователем admin, который определен по умолчанию. Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными web-браузерами интерфейс (модуль "themes" позволяет администратору изменить дизайн сайта, включая цвета, шрифты, разметку и т.д. в соответствии с нуждами). Модули различных видов могут быть добавлены к существующей инсталляции Moodle для расширения возможностей системы (например, модуль языковых пакетов позволяет локализовать Moodle для любого языка, на текущий момент доступно 40 языковых пакетов). Список курсов содержит описание каждого курса на сервере, предоставляя доступ к этой информации, в том числе и гостю. Курсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска курсов по ключевому слову. Moodle может поддерживать тысячи курсов.




Права доступа Пользователь с правами администратора контролирует создание курсов и назначает преподавателей курсов, а так же студентов. Пользователь с правами создателя курса может создавать курс и назначать преподавателей курса. Для преподавателей, работающих неполный день (на полставки), можно отменить право на редактирование курса. Учителя могут добавить "кодовое слово" для доступа к курсу, чтобы ограничить доступ лицам, не являющимся студентами курса. Кодовое слово они могут передать студентам при личной встрече или отправив по электронной почте. Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо.


Права доступа Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо. Если студент не посещает курс в течение определенного периода времени (настраивается администратором), то он автоматически исключается из курса. Студенты могут настраивать свой профиль, включая фотографии и описание. Адрес электронной почты студента другим студентам курса или пользователям системы в целом может не показываться, если это необходимо. Каждый пользователь может указать свою временную зону и каждый день Moodle будет корректировать для этой зоны даты отправки заданий, сдачи тестов и т.д. Каждый пользователь может выбрать язык интерфейса Moodle, если это разрешено администратором системы. Преподаватель может назначить определенный язык для конкретного курса. Пользователи, использующие гостевой вход не имеют возможности проходить тесты, отвечать на задания и т.д.




Ресурсы системы Moodle "Текст" "HTML-текст" "Wiki-текст" "Каталог" (список файлов для загрузки) "Web-ссылка" "Программа" (ссылка на загрузку программы) "Ссылка" "Файл"-изображение "Файл" в формате MP3 "Файл" в формате Flash "Файл" в формате Windows Media "Файл" MS Office "Файл" в формате PDF "Файл" в формате Quicktime "Web-страница"


Фильтры системы Moodle В системе Moodle широко применяется система фильтров. Каждый фильтр изменяет входящую информацию и на выходе представляет ее же, но в качественно новом виде. Фильтр Автоссылка Фильтр внедрения мультимедиа файлов Фильтр конструкций TeX Алгебраический фильтр


Фильтр Автоссылка Некоторые модули Moodle поддерживают фильтр Автоссылка. Вы видите автоматическую ссылку на ресурс каждый раз, когда имя этого ресурса упоминается, или на термин из словаря там, где он указывается. Автоссылку можно не создавать, для этого необходимо текст заключить в тег (выполняется в режиме HTML, но не в визуальном редакторе).




Фильтр конструкций TeX Этот фильтр позволяет ввести любой фрагмент текста в формате TeX, используя символы доллар, в любой части Moodle (включая форумы), например, введя: $$\Bigsum_{i=\1}^{n-\1}\frac1{\Del~x} \Bigint_{x_i}^{x_{i+\1}}\{\frac1{\Del~x}\ big[(x_{i+1}-x)y_i^{5$\star}\big]-f(x)\}^\2dx$$ получим:


Алгебраический фильтр Алгебраический фильтр очень похож на предыдущий, позволяет вводить формулы с использованием стандартных функций внутри символов:






Модуль «Чат» Позволяет участникам принять участие в обсуждении в реальном времени. Это хороший способ узнать друг друга и познакомиться с обсуждаемой темой. Режим работы чата отличается от режима работы форума. Данный модуль содержит ряд возможностей для администрирования и просмотра обсуждений чата.


Модуль «Опроса» Учитель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответа. Этот вид задания может быть очень полезен в качестве голосования, чтобы стимулировать размышления над темой, чтобы позволить классу выбрать направление изучения курса или для другого исследования. (Опросы могут проходить анонимно).


Модуль «Форума» Этот модуль может быть достаточно важным, так как, используя его, может проводиться большое число дискуссий. Форумы могут быть разной структуры и могут включать оценку (рейтинг) сообщений. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и могут содержать вложения. Подписавшись на форум, участники будут получать копии сообщений на свой адрес электронной почты. Учитель может подписать всех студентов курса, если это необходимо.




Модуль «Учебная работа» (Семинар). Данный модуль позволяет давать задания студентам в удобной форме. Он состоит из определяемого количества страниц. Каждая страница заканчивается вопросом и определяемым количеством ответов на него. В зависимости от выбора ответа студентом он переходит на следующую страницу (в случае правильного ответа) или на ту же самую (в случае неправильного ответа). Навигация по данному модулю может быть поступательной или смешанной, в зависимости от структуры представляемого материала.


Модуль «Тесты» Этот модуль позволяет учителю создавать тесты, состоящие из вопросов с несколькими ответами, ответами "Да"/"Нет" и кратким ответом. Эти вопросы сохраняются в базе данных по определенным темам и могут быть использованы в нескольких курсах и между курсами. Для сдачи тестов может быть определено несколько попыток. Каждая попытка автоматически отмечается, и учитель может выбрать дать комментарий или показать правильные ответы. Этот модуль включает систему для оценивания. Модуль «Анкетирование» Обеспечивает ряд проверенных вариантов опросников, которые могут быть полезны в оценке качества и стимулировании обучения в онлайновых системах обучения. Учителя могут использовать их, чтобы собрать информацию о своих студентах. Данная информация может быть полезна им, чтобы узнать больше о студентах и влиять на их обучение.


Основные функциональные возможности Автоматический контроль результатов тестирования. Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов. Обеспечение быстрой обратной связью. Анализ учета потребностей обучающихся, основанных на результатах анкет и опросов. Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.


Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) Реализация данного проекта будет осуществляться на базе созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Межшкольных методических центров, Региональных координационных центров и образовательных учреждений, расположенных на территории Ставропольского края, Калужской области и Республики Карелия.

Система дистанционного обучения Moodle

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

    до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;

    существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

    педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педаго­гической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.

I. Дистанционное обучение

1.1. Понятие дистанционного обучения

Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение - это новая , специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения . Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономн ая . Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием , что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны . Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении , но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми .

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этап а педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях .

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения .

1.2. Цели и виды дистанционного обучения.

Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения :

    профессиональная подготовка и переподго­товка кадров ;

    повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

    подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

    подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

    углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

    ликвидация пробелов в знаниях, умениях, на­выках школьников по определенным пред­метам школьного цикла;

    базовый курс школьной программы для уча­щихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в те­чение какого-то отрезка времени;

    дополнительное образование по интересам.

На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанцион­ного обучения , основанные на: 1 . интер­активном телевидении ;

2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с раз­личными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); 3. сочета­ние технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Преимущество обучения, базирующегося на интерактив­ном телевидении , заключается в его возможности непо­средственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обыч­ное занятие, будь оно построено по тра­диционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методики к , лабораторных опытов, когда преподава­тели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования но­вых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, при­нять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интер­активна и мо­жет считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подго­товки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанцион­ного обучения предпол агает использование компьютерных телекоммуникаций в режи­ме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов регио­нальных сетей и сети Интернет . Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.

Третий способ, предполагает ис­пользование компакт-дисков в качестве базового элек­тронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диск а в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимеди йность , содержит большой объем информации и за счёт этого в значительн ой степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

1.3. Модели дистанционного обучения.

В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения:

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требова­ния и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведе­ния.

Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации . Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных за­ведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного ди­станционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисципли­нам (в любых районах страны и за рубежом ). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образо­вательные учреждения , специально созданные для целей открытого или дис­танционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям . Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых ра­ботают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо - самоанский телевизионный проект.

Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

1.4. Преимущества дистанционного обучения.

    более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравне­нию с вечерней и заочными формами об­учения при более низкой стоимости образователь­ных услуг;

    сокращение сроков об­учения;

    возможности параллель­ного обучения в российском и зарубежном в уз ах;

    независимость студента от географического расположения вуза .

Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в Большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

1.5. Основные проблемы организации дистанционной формы обучения.

Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся . Для его решения

необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

II . Система дистанционного обучения Moodle.

2.1.Сущность системы Moodle .

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого каждому человеку. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми педагогическими технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения мы используем «дистанционную поддержку профильного обучения», что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки нами создаются курсы в условиях Интернет-среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, электронной почты и т.д.

В основе создания и сопровождения таких курсов лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем. Так, программное обеспечение Moodle является:

Интероперабельным, то есть обеспечивает возможность взаимодействия различных систем;
- многократно используемым: поддерживает возможность многократного использования компонентов системы, что повышает ее эффективность;
- адаптивным, то есть включает развивающиеся информационные технологии без перепроектирования системы и имеет встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения;
- долговечным, то есть соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;
- доступным: дает возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома); программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;
- экономически доступным, так как Moodle распространяется бесплатно.

Система дистанционного обучения (СДО) Moodle проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу, активное учение, критическую рефлексию. Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс не требует специальных навыков. Система проста в установке на любую платформу, поддерживающую PHP (требуется наличие СУБД MySQL или PostgreSQL). Курсы могут быть разбиты на категории, по их названиям может проводиться поиск, что дает возможность использования большого количества курсов в системе. Существенное внимание уделено безопасности системы (хранению паролей, обработке данных форм, хранению данных). Двухуровневая подсистема тем позволяет гибко изменять внешний облик системы. Интерфейс системы имеет перевод более чем на 70 различных языков. Код разработан на PHP под лицензией GPL, что позволяет изменять его для своих нужд.

Подсистема управления пользователями разработана с целью минимального привлечения администратора. Поддерживается ряд модулей аутентификации, позволяющих легко интегрировать Moodle с существующими системами, возможна безопасная аутентификация через https. Среди основных модулей можно перечислить e-mail, LDAP, IMAP, POP3, NNTP аутентификации, аутентификация на основе внешней базы данных. На уровне системы пользователю может быть назначена роль администратора, создателя курсов или обычного пользователя. На уровне курсов - роль преподавателя (с возможностью редактирования курса или без) и роль ученика. Регистрация на курсы может быть автоматизирована с помощью различных модулей и средств регистрации (Authorize.net, LDAP, Paypal, внешняя БД, текстовый файл, мета-курсы), может управляться непосредственно преподавателями.

2.2. Структура Moodle .

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса. К таким элементам относятся:

- Wiki , который позволяет создавать документ несколькими людьми сразу с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера, то есть с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
-
Анкеты . Этот элемент предоставляет несколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.
-
Глоссарий . С помощью него создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.
-
Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.
-
Опрос . Одно из его применений - проводить голосование среди учеников. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
-
Пояснение . Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.
-
Тесты . Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).
-
Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую.

2.3. Преимущества системы Moodle.

C истема Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).

Итак, процесс обучения с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные методические принципы:

Огромный мотивационный потенциал;
- конфиденциальность;
- большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории;
- отсутствие «ошибкобоязни»;
- возможность многократных повторений изучаемого материала;
- модульность;
- динамичность доступа к информации;
- доступность;
- наличие постоянно активной справочной системы;
- возможность самоконтроля;
- соответствие принципу развивающего обучения;
- индивидуализация;
- обеспечение наглядности и многовариантность представления информации.

Все перечисленные свойства данной обучающей программы помогают решить одну из основных задач современного образования - формирование у обучаемых коммуникативной компетенции.

Заключение

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Фактоы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

Список литературы

    Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56.

    Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.

    Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С. 7-12.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...