Нападение акул на экипаж индианаполиса. Основатель Microsoft нашел погибший крейсер, перевозивший атомную бомбу

Капитан «Индианаполиса» получил секретное задание - доставить нечто на звездно-полосатую базу Тиниан в Тихом океане. Командир, как и команда, не знали, что они везли. Впоследствии выяснилось, что «Инди» доставил необходимые компоненты для атомной бомбы. Когда самолеты сбросили ее на Хиросиму, крейсер уже лежал на дне. А несколько сотен моряков погибли. Одни не пережили японской атаки, другие - встречи с акулами. Такая вот расплата…

Звездно-полосатый «подарок»

Как известно, атомная бомба с циничным названием «Малыш» была сброшена на японский город Хиросима шестого августа 1945 года. Взрыв унес жизни множества людей, по подсчетам - от девяноста до ста шестидесяти шести тысяч стали жертвами американского «Малыша». Но это была лишь первая часть. Спустя три дня плутониевый «Толстяк» накрыл Нигасаки. Погибло еще несколько десятков тысяч японцев. Ну а болезни, вызванные облучением, перешли по наследству и к тем, кому посчастливилось выжить в том кошмаре.

Крейсер «Индианаполис», хоть и косвенно, но поучаствовал в атаке на Хиросиму. Именно этот крейсер доставил необходимые для бомбы компоненты. Это боевое судно было зачислено в американский флот в 1932 году и являлось представителем проекта «Портленд». Для своего времени «Инди» представлял собой грозную силу. Он впечатлял и размерами, и мощностью вооружения.

Когда началась Вторая Мировая война «Индианаполис» принял участие в нескольких крупных спецоперациях против войск Страны восходящего солнца. Причем боевые действия для крейсера проходили очень удачно. Боевое судно выполняло поставленные задачи, обходясь малой кровью.

Ситуация начала меняться в 1945 году, когда отчаявшиеся японцы пошли на крайние меры - стали задействовать летчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками. Пострадал от этого и крейсер. Тридцать первого марта 1945 года камикадзе атаковали «Индианаполис». И одному все-таки удалось прорваться сквозь оборону. Смертник протаранил переднюю часть огромного крейсера. Тогда погибло несколько моряков, а судну пришлось отправиться для ремонта на базу в Сан-Франциско.

К тому времени стало понятно, что война неотвратимо приближалась к своему завершению. По всем фронтам Германия и ее союзники терпели поражения, сдавали позиции. До капитуляции оставалось совсем немного. И команда «Индианаполиса», как и капитан судна, посчитали, что для них боевые действия уже остались в прошлом. Но неожиданно, когда крейсер был отремонтирован, к капитану пришли два высокопоставленных военных - генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл. Они сообщили Чарльзу Батлеру Маквею, что на крейсер возложена секретная миссия - доставить важный и не менее секретный груз «кое-куда». Причем сделать это было необходимо быстро и незаметно. Что именно надлежало доставить «Индианаполису» капитану, естественно, не сообщили.

Вскоре на крейсер поднялись два человека с небольшими коробками. Уже в пути Маквей узнал, что судно должно подойти к военной базе на острове Тиниан. Два пассажира практически не покидали свою каюту и ни с кем не разговаривали. Капитан, глядя на них, сделал вывод о содержании коробок. Однажды он даже сказал: «Не думал, что мы докатимся до бактериальной войны!» Но пассажиры никак не отреагировали на эти слова. Но Чарльз Маквей все же ошибся. Правда, догадаться об истинном содержании коробок он и не мог. Поскольку разработки нового страшного оружия держались в строжайшей тайне. А сам Лесли Гровс, который посещал «Индианаполис», как раз и являлся руководителем «Манхэттенского проекта». Под его началом на звездно-полосатом берегу шло создание атомной бомбы. А молчаливые пассажиры доставляли на базу на острове Тиниан необходимую начинку. А именно сердечники атомных бомб, которые предназначалось сбросить на города Хиросиму и Нагасаки.

«Индианаполис» достиг конечной цели. Пассажиры сошли на берег. Маквей почувствовал облегчение. Он был уверен, что теперь война для него закончена и можно вернуться к привычной жизни. Капитан и представить не мог, что его, как и всю команду крейсера ждет жестокая расправа за совершенный поступок.

Маквей получил приказ направиться сначала к Гуаму, а затем двигаться на филиппинский остров Лейте. По инструкции от капитана требовалось пройти этот маршрут не по прямой линии Гуам - Лейте, а проводить зигзагообразные маневры. Это было необходимо сделать для того, чтобы подводные лодки противника не смогли обнаружить американское боевое судно. Но Маквей пренебрег инструкцией. По факту, он имел на это право по двум причинам. Во-первых, о наличии японских субмарин в том секторе не было сведений. Во-вторых, данная зигзагообразная методика уже являлась морально устаревшей. Военные Страны восходящего солнца подстроились под нее. В общем, «Индианаполис» шел прямо и уверенно. И хотя данных о подлодках противника не поступало, одна субмарина уже на протяжении нескольких дней вела охоту за американцами в том секторе. Это была подводная лодка «I-58», которой командовал капитан третьего ранга Матицура Хасимото. В его арсенале кроме привычных торпед, находились еще и мини-подлодки «Кайтэн». То есть, те же торпеды, только под управлением смертников.

Двадцать девятого июля 1945 года около одиннадцати вечера акустик «I-58» обнаружил одиночное судно. Хасимото, не раздумывая, приказал атаковать врага. Интересно вот что: до сих пор точно не установлено, с помощью какого оружия японская подводная лодка смогла уничтожить «Индианаполис». Капитан «I-58» утверждал, что использовал обычные торпеды. Но многие эксперты склонялись к версии со смертниками. Так или иначе, но подлодка атаковала крейсер с расстояния четырех миль. И уже через одну минуту десять секунд прогремел взрыв. Удостоверившись, что цель поражена, «I-58» быстро покинула район атаки, поскольку опасалась возможного преследования. Любопытно, что ни Хасимото, ни его команда сами тогда не знали, что за корабль они потопили. Соответственно, не получили они и никаких сведений о судьбе экипажа судна.

Хасимото потом вспоминал: «Наблюдая в перископ, я видел несколько вспышек на борту корабля, однако он, казалось, еще не собирался тонуть, поэтому я приготовился дать по нему второй залп. От водителей торпед послышались просьбы: «Поскольку корабль не тонет, пошлите нас!» Противник, конечно, представлял для них легкую цель, даже несмотря на темноту. А что если корабль потонет еще до того, как они достигнут цели? Однажды выпущенные, они уходили уже навсегда, поэтому не хотелось рисковать, жаль было губить их напрасно. Взвесив факты, я решил не выпускать на этот раз человеко-торпеды… Опустив перископ, я приказал вести дальнейшее наблюдение за противником при помощи шумопеленгатора и гидролокатора. Как мы слышали уже после войны, корабль в тот момент находился на грани гибели, но в то время у нас были сомнения на этот счет, так как хотя 3 наших торпеды и попали в цель, они не смогли потопить корабль».

Но они смогли. Торпеды угодила в машинное отделение. Взрыв был такой силы, что все члены экипажа, которые там находились, мгновенно погибли. Повреждения же оказались настолько серьезными, что на плаву крейсер продержался лишь несколько минут. Маквей распорядился покинуть, идущий ко дну «Индианаполис».

Добро пожаловать в ад

Крейсер утонул через двенадцать минут. Судьбу погибшего судна разделили порядка трехсот из тысячи ста девяноста шести членов экипажа. Остальные выжили. Кто-то оказался в воде, кому-то посчастливилось взобраться на спасательные плоты. Климатические условия и жилеты давали морякам надежду на спасение. Поскольку несколько дней они бы кое-как смогли протянуть. Как мог подбадривал команду и выживший Маквей. Он утверждал, что в данном секторе постоянно курсируют американские корабли. А значит спасение - дело времени.


До сих пор неясной остается ситуация с сигналом «SOS». Мнения на этот счет разнятся. По одним сведениям, радиопередатчик «Индианаполиса» вышел из строя сразу же после попадания в крейсер торпеды. Соответственно, сигнал о помощи подать было просто невозможно. По другим данным, «SOS» все-таки был подан. Более того, его даже приняли на трех американских станциях. Но… никто на сигнал не среагировал. По одной из версий, на первой станции командир находился в состоянии алкогольного опьянения, начальник второй приказал подчиненным не беспокоить его. Что же касается третьей, то там сигнал о бедствии восприняли как японскую уловку. Поэтому тоже не предприняли никаких действий. Есть также сведения, что морская разведка США перехватила сигнал с «I-58» о потоплении судна как раз в районе пути «Индианаполиса». Это сообщение было передано в штаб, но осталось без внимания. В общем, на крейсер все махнули рукой. И это, конечно, удивляет.

Многие из выживших моряков получили серьезные ранения, переломы и ожоги. Причем не все успели надеть спасательные жилеты или найти себе место на плотах. Кстати, плоты представляли собой прямоугольные рамы из бальсового дерева с веревочной сеткой, сверху накрытые дощатым полом.

Первые сутки прошли относительно спокойно. Более того, решилась и проблема с нехваткой спасательных жилетов. Выжившие моряки снимали их со своих погибших от ранений товарищей. Но на вторые сутки ситуация стала ухудшаться. Некоторые моряки умирали, наглотавшись дизельного топлива, разлитого по водной поверхности. Другие не выдерживали палящих солнечных лучей и жары. А третьи не пережили холодной ночи. Но эти факторы были губительными только для тяжело раненых. Остальные же мужественно продолжали бороться за свои жизни и ждали помощи. Но затем появился новый фактор, актуальный для всех. Появились акулы.

Поначалу погибшие, как бы цинично это не было, приняли удар на себя. Хищники атаковали именно их. Выжившие вспоминали, что тело неожиданно резко уходило под воду. А через какое-то время всплывал либо один жилет, либо кусок плоти. Началась паника. Моряки начали сбиваться в группы, прижимали ноги к животам. А кровь привлекала все новых и новых хищников. На третьи сутки акулы принялись нападать уже на живых. Паника достигла своего апогея. У некоторых из-за ужаса начинались галлюцинации. Люди кричали, что видят корабль и пытались до него доплыть. Но стоило им отсоединиться от группы, как мгновенно из воды показывались плавники.

Постепенно хищные рыбы взяли несчастных и замученных людей в плотное кольцо. Из воды постоянно торчали острые плавники. Наиболее тесным оно стало ночью. Моряки даже не пытались сопротивляться, они смирились со своей участью и ждали неминуемой смерти. Дэвид Хэрелл, один из выживших, вспоминал, что он оказался в группе из восьмидесяти сослуживцев. Наутро четвертого дня в ней осталось лишь семнадцать человек. Другой выживший - Шерман Бут - рассказывал: «На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Больше его не видели».

На четвертый день стали подводить спасательные жилеты, их запас прочности неумолимо подходил к концу. Они и так продержались долго, поскольку были рассчитаны на сорок восемь часов. То, что произошло потом, почти никто из моряков не помнил. Они лишились сил и просто дрейфовали, ожидая смерти.

Но чудо все-таки произошло. Случилось это второго августа. Экипаж патрульного самолета PV-1 Ventura вдруг заметил людей, разбросанных на большой территории. Эта находка вызвала удивление, поскольку не было ни единого сигнала о бедствии в данном секторе. Еще сильнее удивился экипаж, когда выяснилось, что люди - американские моряки. PV-1 Ventura тут же доложил о своей находке в штаб. В район трагедии был отправлен гидросамолет. А вслед за ним отправились и несколько военных кораблей.

Сколько точно погибло моряков от атак акул - неизвестно. В общей сложности удалось спасти лишь триста двадцать одного человека. Но пятеро из них находились в тяжелом состоянии и вскоре умерли. Гибель «Индианаполиса» стала самой крупной по количеству жертв в истории флота США.

Кто виноват?
Новость о крушении крейсера стала шоковой для всей Америки. Война уже почти завершена и вдруг такое известие. Естественно был поднят вопрос: кто виноват? На свою беду капитан Маквей был в числе выживших. И, конечно, всех собак было решено повесить именно на него. Чарльза Маквея отдали под трибунал. Главное обвинение заключалось в нарушении инструкции. Мол, если бы крейсер шел зигзагами, трагедия не произошла бы. На судебное разбирательство доставили и японского капитана Матицуру Хасимото, которого удалось взять в плен. Его обвиняли в том, что он потопил крейсер при помощи смертника. Это считалось военным преступлением (про ядерные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, дипломатично умолчали).

Девятнадцатого декабря все того же 1945 года капитан Маквей был признан виновным в «преступной халатности» (хотя Хасимото утверждал, что сумел бы потопить крейсер даже если бы тот перемещался зигзагообразным маршрутом). Его разжаловали и уволили из Военно-Морского флота. Жесткое решение было вполне оправдано, поскольку всем нужен был «козел отпущения». Но уже спустя несколько месяцев Маквея восстановили. Он даже сумел дослужиться до звания контр-адмирала. А в отставку ушел в 1949 году. Что же касается Хасимото, то суду так и не удалось доказать применение им смертника. Поэтому вскоре его отправили в Японию. И он продолжил службу. Правда, стал капитаном торгового судна. Затем, после отставки, Хасимото принял монашество и написал книгу воспоминаний.

А Маквей так и не смог смириться с тем, что произошло. Он еще долго получал письма с грозами от семей погибших моряков. Чарльз считал себя виновным в трагедии. Контр-адмирал не выдержал в 1968 году и покончил с собой на лужайке перед собственным домом.

Интересно вот что: в 2001 году ВМС США официально сняли все обвинения с Маквея. А совсем недавно, в августе 2017 год были обнаружены обломки «Индианаполиса».

В июле 1945 года американский крейсер "Индианаполис" доставил на филиппинский остров Тиниан компоненты трех атомных бомб, две из которых впоследствии были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки. Словно в наказание за участие в этой варварской акции крейсер был потоплен в Филиппинском море японской субмариной под командованием капитана 3-го ранга Мотиюки Хасимото. После войны в США состоялся суд над командиром "Индианаполиса" капитаном 1-го ранга Чарльзом Батлером Маквеем, однако некоторые обстоятельства гибели крейсера так и оставались невыясненными. Наш специальный корреспондент, известный писатель-японовед Виталий Гузанов побывал в святая святых японских ВМС - зале камикадзе морского кадетского корпуса, где ему удалось поставить последнюю точку в разгадке тайны гибели "Индианаполиса".

УЗНИК ТОКИЙСКОЙ ТЮРЬМЫ
В токийской тюрьме Сугами, где после капитуляции Японии содержались военные преступники, декабрьским днем 1945 года появились двое американцев с сержантскими нашивками на рукавах и с помощью местных надзирателей отыскали в переполненной камере бывшего командира подводной лодки "I-58" Мотиюки Хасимото. За воротами тюрьмы они бесцеремонно втолкнули японца в "джип", который сразу же набрал скорость.
Хасимото пытался определить, куда его везут. И даже спросил об этом на сносном английском языке у конвоиров, но те cделали вид, что не поняли. Никаких объяснений, никаких ответов на вопросы. В какой-то момент Хасимото предположил, что его везут в Иокогаму, где в то время проходил первый процесс над японскими военными преступниками. Но "джип", покинув разрушенные кварталы столицы, по узкой извилистой дороге доставил узника на военный аэродром Ацуги в нескольких километрах от Токио.
В транспортном самолете, куда Хасимото препроводили и сдали под расписку пилотам, с ним тоже никто не обмолвился ни словом. Только на Гавайях, где машина приземлилась на дозаправку, из случайно дошедшего до японца разговора между пилотами и новыми пассажирами, прихваченными с военно-морской базы, Хасимото узнал, что его этапируют в Вашингтон по решению военного трибунала, который слушает дело бывшего командира тяжелого крейсера "Индианаполис".
МЕСТЬ САМУРАЕВ
Подводная лодка "I-58" вышла в боевой поход из базы Курэ 18 июля 1945 года, имея на борту, кроме обычных, шесть торпед, управляемых водителями "Кайтен" (морской аналог камикадзе). Одну торпеду израсходовали 28 июля, атаковав большой транспорт. Судно затонуло сразу же. Хасимото сообщил по трансляции своему экипажу, что почин сделан и он благодарит всех. На следующий день в Филиппинском море корабельные акустики обнаружили крупную одиночную цель. Хасимото приказал всплыть. Отдраив люк, на мостик поднялись штурман и сигнальщик, сам же Хасимото остался в центральном посту и продолжал наблюдать в перископ за горизонтом.
Вскоре штурман увидел неприятельский корабль. Затем последовал доклад радиометриста о метке на экране локатора. Этого было достаточно для какого-нибудь другого командира, но не для Хасимото, который отличался решительностью, однако доверял только самому себе. Он поднялся наверх, взял из рук штурмана бинокль и стал разглядывать появившуюся на горизонте черную точку. Стало ясно, что это корабль, идущий навстречу подлодке. Дальнейшее наблюдение Хасимото уже вел через окуляры перископа. Когда корабль-цель был еще на большом расстоянии, командир распорядился приготовить не только обычные торпедные аппараты, но и приказал водителям-камикадзе, у которых не было имен, а только порядковые номера, тоже проверить свои торпеды. Установив курс и скорость вражеского корабля, командир начал сближение. Примерно на дистанции десяти кабельтовых Хасимото мог определить высоту мачт. Что это давало опытному подводнику? Если фок- и грот-мачты более тридцати метров, то это наверняка крупная цель: либо линейный корабль, либо тяжелый крейсер. И выпущенные торпеды нужно нацеливать под фок- и грот-мачты, в район мидельшпангоута. Этому учили и водителей "Кайтен". Но если встречалось судно вспомогательного флота, например, танкер, то ориентиром для поражения служила дымовая труба. Хасимото понял, что имеет дело с очень крупным кораблем. У него было два варианта действий: послать три - пять торпед из носовых аппаратов или дать поучаствовать в бою водителям-камикадзе, тем более что они, будучи готовыми к самопожертвованию, сами просили об этом командира лодки.
Какое решение принял командир "I-58"? Над этим вопросом до сих пор ломают головы военные историки. На судебном процессе над Маквеем японский офицер утверждал, что выпустил обычные торпеды. Оспорить это или доказать иное не смог никто.
Судебное разбирательство освещало множество журналистов, которые были возмущены тем, что за две недели до окончания войны на Тихом океане так бездарно погиб мощный крейсер. Из 1199 моряков команды "Индианаполиса" в живых осталось только 316. Многие журналисты знали, что перед тем, как экипажу крейсера было поручено задание государственной важности - доставить на остров Тиниан компоненты трех атомных бомб, - "Индианаполис" в составе авианосного соединения вице-адмирала Марка Митчера принимал участие в рейдах на Токио и Хачидзо. Несмотря на очень скверную погоду, американцам удалось тогда уничтожить 158 японских самолетов и пять судов вспомогательного флота. Как же мог такой опытный и заслуженный вояка Чарльз Батлер Маквей, проворонить японскую субмарину?
В Вашингтоне справедливо считали, что чрезвычайно важным источником информации об обстоятельствах гибели крейсера может стать командир "I-58". У судей военного трибунала был рапорт штабного офицера ВМС США Гарри Барка от ноября 1945 года, который утверждал, что, обследуя трофейные японские подлодки, он услышал от инженер-механика субмарины "I-58", участвовавшего в последнем боевом походе, что по "Индианаполису" были выпущены торпеды, управляемые камикадзе. Если было бы доказано в суде, что японцы применили камикадзе, то командир "Индианаполиса" был бы выведен из-под уголовной ответственности.
Газетные материалы той поры свидетельствуют, что американцев, особенно родственников погибших моряков "Индианаполиса", не покидало чувство, что от них что-то скрывают, не говорят всей правды. Обращаясь через газеты к руководству страны, они требовали сурово наказать капитана 1 ранга Чарльза Батлера Маквея как должностное лицо, виновное в этой трагедии. Однако адвокаты командира крейсера склоняли судей к тому, что вину следует переложить на японского подводника Хасимото, который, атакуя одинокий корабль, якобы использовал человеко-торпеды.
У капитана 3-го ранга Хасимото не было адвоката, показания он давал через переводчиков на японском языке, ибо считал, что английским владеет недостаточно хорошо. Японец утверждал, что он выпустил по "Индианаполису" шесть обычных торпед веером и сам видел в перископ три попадания в цель. Это могло быть и неправдой, ибо Хасимото наверняка знал, что его объявят военным преступником, если он признается, что потопил американский крейсер человеко-торпедами.
В конце концов суд военного трибунала обвинил капитана 1-го ранга Маквея "в преступной халатности", приговорив его к разжалованию и увольнению из рядов военно-морских сил. Позднее приговор был пересмотрен. Министр ВМС Джеймс Форестол вернул Чарльза Батлера Маквея на службу, назначив начальником штаба командующего 8-м военно-морским районом. Спустя четыре года тот был уволен в отставку в чине контр-адмирала, и вел у себя на ферме холостяцкий образ жизни. 6 ноября 1968 года Чарльз Батлер Маквей покончил жизнь самоубийством. Что толкнуло его на это? Чувство вины за жертвы Хиросимы и Нагасаки или за погибших подчиненных? Скорее всего, и то, и другое.
ПОДВИГ КАМИКАДЗЕ
Что касается Хасимото, то возвратившись из Вашингтона, он некоторое время находился в лагере военнопленных. Освободившись, стал капитаном торгового флота, ходил на судне тем же маршрутом, что и на субмарине "I-58": Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось швартоваться и на Гавайях, и в Сан-Франциско.
Уйдя в отставку, Мотиюки Хасимото стал бонзой в одном из синтоитских храмов в Киото. Написал книгу "Потопление", в которой придерживался прежней версии: американский крейсер "Индианаполис" потоплен обычными торпедами.
Но вот мне представилась возможность посетить морской кадетский корпус - кузницу офицерских кадров японского императорского флота, расположенный на уединенном острове Этадзима. Надо отметить, что туристов из Европы сюда не допускают. На КПП ко мне подошел крепкосложенный японец в цивильном костюме, с зеленой повязкой на левом рукаве и отрывисто произнес: "Меня зовут Яамаса Исама. Я покажу вам территорию морского корпуса и основные здания. Фотографировать - с моего разрешения. Следуйте за мной!"
У кромки морского берега, одетого в гранит, оборудована экспозиция корабельного оружия времен второй мировой войны. У здания музея морского корпуса, по каким-то причинам названного учебно-справочной библиотекой, стоят в кильблоках подводные лодки-"малютки" для камикадзе. Одна - с командным отсеком для двух смертников, другая - для одиночки. Тут же рядом торпеда, управляемая "Кайтеном", таким же смертником, как и камикадзе. Около торпеды толпились шесть-семь пожилых японцев. Когда я нацелил камеру, они оглянулись и были весьма недовольны, что их фотографируют. Я спросил у Яамаса Исама: "Кто такие?" Он, улыбнувшись, ответил: "Кайтен"... Им не пришлось сражаться. Война закончилась".
Потом мы попали в зал, посвященный погибшим в боях камикадзе и водителям "Кайтен". Их портреты занимали снизу доверху всю стену, а рядом на мраморной доске были выбиты имена. И вдруг, что это? В огромном списке значились и "Кайтены" с подводной лодки "I-58", которые "геройски погибли" в ночь с 29 на 30 июля 1945 года при атаке американского тяжелого крейсера "Индианаполис". Из шести "Кайтен" не вернулся ни один на базу Курэ.

USS Indianapolis (CA-35)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Авиагруппа (после модернизации)

  • 2 гидросамолёта OS2U Kingfisher .

Артиллерия главного калибра

  • 3 × 3 - 203-мм орудия Mark 9.

Зенитная артиллерия

  • 8 × 1 - 127-мм орудия;
  • 8 × 1 - 12,7-мм M2 Browning.

Однотипные корабли

USS Indianapolis (CA-35) (рус. «Индианаполис» ) - корабль серии тяжелых крейсеров типа Portland , второй в серии. Назван в честь американского города Индианаполис, столицы штата Индиана. Принимал участие во Второй мировой войне. Погиб вследствие торпедирования японской подводной лодкой в 1945 году. Корабль за службу во время войны получил 10 боевых звезд.

Общие сведения

Тяжелый крейсер USS Indianapolis был флагманским кораблем адмирала военно-морских сил США Рэймонда Спрюэнса, который командовал во время Второй Мировой войны 5-ым флотом в боях в центральной части Тихого океана. Затопление корабля в 1945 году привело к наибольшей одиночной потери личного состава в истории морского флота США. 30 июля 1945 года после доставки частей для создания первой атомной бомбы на военно-воздушную базу в Тиниане, крейсер был торпедирован японской подводной лодкой I-58, и по истечении 12 минут полностью затонул. Из 1196 человек экипажа на борту, около 300 утонуло вместе с кораблем.

Спасшиеся 900 человек, которые оказались в морской воде, остались фактически без воды, пищи и подверглись изнурительному голоданию, обезвоживанию, отравлению соленой водой, имея в своем распоряжении всего несколько плавательных средств. И лишь через 4 дня экипаж патрульного самолета PV-1 Ventura во время дежурного облета акватории заметил находившийся в воде экипаж USS Indianapolis . Выжило всего лишь 317 человек.

История создания

USS Indianapolis был вторым и последним кораблем в серии тяжелых крейсеров типа Portland . Это был третий по счету тип тяжелых крейсеров ВМС США, которые проектировались согласно Вашингтонским морским соглашениям 1922 года. Им предшествовали два крейсера типа Pensacola , которые были заказаны в 1926 году, и шесть крейсеров типа Northampton , заказанных в 1927 году. Будучи заказанным для флота США в 1930 году, крейсер Indianapolis проектировался как легкий, с обозначением CL-35. Но 1 июля 1931 года в соответствие с Лондонским Морским Соглашением был переклассифицирован в тяжелые со сменой номера на СА-35.

Проектирование

Вся серия из 8-ми кораблей проектировалась в качестве легких крейсеров как развитие крейсеров типа Northampton . Но достроенны были всего два корабля (USS Portland и USS Indianapolis ). Остальные шесть вместе с полученными наработками во время строительства были закончены как новый тип крейсеров - New Orleans .

Постройка и испытания

Пять кораблей были заказаны в 1930 году и их постройка была поручена трем судостроительным компаниям. В 1931 году крейсера с индексами CA-32 , CA-34 , и CA-36 были заказаны компании Westinghouse Мachinery и в процессе постройки были переклассифицированы в тип New Orleans . USS Portland был заложен компанией Bethlehem Steel 17 февраля 1930 года, а USS Indianapolis компанией New York Shipbuilding Corporation 31 марта 1930 года. Причем будучи заложенным вторым в серии, USS Indianapolis был спущен на воду раньше головного корабля серии - 7 ноября 1931 года против 21 мая 1932 года у USS Portland . Принят на службу 15 ноября 1932 года.

Описание конструкции и вооружение

Схема тяжелого крейсера USS Indianapolis (СА-35)

Подробные сведения о конструкции, бронировании и вооружении крейсеров приведены в статье о тяжёлых крейсерах типа Portland.

Энергетическая установка и ходовые качества

Корабль имел 4 гребных вала, которые вращались четырьмя турбинами Парсонса, с 8-ю котлами производства фирмы «Yarrow» . Проектируемая мощность энергетической установки в 107 000 л.с. должна была обеспечивать скорость хода корабля в 32 узла (59 км/час). Дальность плавания корабля составляла 10 000 морских миль (19 000 тыс. км) при скорости хода в 15 узлов (28 км/час). Корабль имел плохую управляемость, пока позже не был установлен киль под днищем.

Емкость цистерн для топлива составлял 2125 (1928 метрических) тонн. Дальность хода корабля на скорости 15 узлов составляла 8640 морских миль, на скорости 25 узлов - 4500 морских миль. На испытаниях в 1932 году крейсер USS Indianapolis показал скорость в 32,65 узла при водоизмещении в 11 092 т и мощности 108 317 л.с.

Вооружение

Вспомогательная/зенитная артиллерия

По проекту зенитное вооружение корабля состояло из

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На кораблях данного типа имелось две катапульты для 4-х гидросамолетов , 2 из которых хранилось на ангарной палубе под открытым небом. Но на крейсере USS Indianapolis базировалось 5 самолетов, пятый представлял собой самолет флагмана крейсерских сил. В начале 30-х годов на корабле базировались гидропланы типа Vought O2U/O3U Corsair , в годы войны - Curtiss SOC Seagull , Vought OS2U Kingfisher , Curtiss SC Seahawk .

На корабле присутствовала система управления огнем Мк.27, основой которой являлись два небольших цилиндрических директора с 12,7 мм противоосколочной броней, вместо больших застекленных площадок предыдущих крейсеров. Для управления зенитной стрельбой сохранились посты Mk.19.

Модернизации и переоборудования

После вступления США во Вторую Мировую войну, крейсер получил шесть счетверенных 28-мм автоматических пушек. Уже в 1945 году корабль в качестве зенитного вооружения получил 24 40-мм Бофорса в виде шести счетверенных турелей, также 4 спаренных 40-мм Бофорса, и 16 одиночных 20-мм Эрликонов .

В начале 1942 года посты управления зенитной артиллерией Мk.19 были заменены на модификацию Mark 33 . Причем на USS Indianapolis они были размещены на носовой и кормовой надстройках, в то время как на USS Portland они размещались на крыльях носового мостика. Тогда же были установлены радары SC , FC Mk.3 и FD Mk.4 .

В 1943 году корабль прошел модернизацию, в ходе которой конструкция мостика была упрощена, а грот-мачта заменена на более легкую решетчатую, установленную перед второй дымовой трубой. Были установлены радиолокационные системы SК и SG.

Во время Второй Мировой войны, 203-мм орудия главного калибра корабля модификации Mark 9 были заменены на модификацию Mark 14 , которые отличались от предшественников хромированными отверстиями под орудия и уменьшенными размерами самой орудийной башни.

История службы

Междувоенный период

Аэроснимок Разведывательного Соединения в зоне Панамского канала. Флот состоит из эсминцев, легких крейсеров и флагмана USS Indianapolis (СА-35) (на снимке он находится в центральной группе крайний справа). 23 апреля 1934 года

Во время командования первого капитана Джона М. Смели, крейсер USS Indianapolis совершил импровизированный круиз через Атлантику в залив Гуантанамо, куда прибыл 23 февраля 1932 года. После этого, корабль последовал через Панамский Канал для проведения учений возле чилийского побережья. После капитального ремонта в Филадельфийской верфи военно-морского флота, корабль отбыл в Мэйн для транспортировки президента Франклина Д. Рузвельта до острова Кампобелло в Нью Брунсвике, куда прибыл 1 июля 1933 года. Отбыв того же дня, USS Indianapolis 3 июля прибыл в Аннаполис, штат Мэриленд. Во время пребывания в Аннаполисе, на корабле жили 6 членов правительства вместе с президентом Рузвельтом. После высадки президента, 4 июля корабль вышел из Аннаполиса и отправился в Филадельфийскую верфь.

6 сентября крейсер USS Indianapolis подобрал на борт Главного Секретаря военно-морского флота США Клода А. Свенсона, для инспектирования флота в Тихом океане. Корабль побывал в Панамской зоне, Гавайях, а также в Сан-Педро и Сан-Диего. Главный Секретарь покинул корабль 27 октября.

1 ноября 1933 года крейсер USS Indianapolis получил статус флагманского корабля Разведывательных Сил 1, и совершал активное патрулирование возле Калифорнии. 9 апреля 1934 года корабль отбыл из города Лонг Бич, штат Калифорния, в город Нью-Йорк, куда прибыл для приема на борт президента Рузвельта во второй раз для осмотра флота. В Лонг Бич корабль вернулся 9 ноября 1934 года, где продолжил тренировки в составе Разведывательных Сил 1 в качестве флагмана флота до 1941 года. 18 ноября 1936 года корабль третий раз подобрал на борт Рузвельта в Чарльстоне, штат Южная Каролина, и совершил с ним круиз в Южную Америку. Корабль посетил Рио-де-Жанейро в Бразилии, Буэнос-Айрес в Аргентине и Монтевидео в Уругвае по государственным делам президента. 15 декабря крейсер вернулся в Чарльстон и высадил команду Президента на берег.

Период Второй Мировой войны

7 декабря 1941 года тяжелый крейсер USS Indianapolis совершил бомбардировку атолла Джонстона во время атаки Японии на Перл-Харбор. Позже корабль присоединился к Оперативному Соединению 12 для поиска авианосной группы японского флота, ответственной за нападение на Перл-Харбор . Но найти ее не удалось. 13 декабря корабль вернулся в Перл-Харбор и стал частью Оперативного Соединения 11.

Новогвинейская кампания

В составе Оперативного Соединения 11 корабль отправился в Южную часть Тихого Океана, на позицию в 560 км от Рабаула, островов Новой Британии, в качестве сопровождения авианосца USS Lexington . 20 февраля 1942 года в второй половине дня американские корабли были атакованы 18-ю японскими самолетами. 16 из них были сбиты авиагруппой с USS Lexington , остальных два были сбиты средствами ПВО соединения.

10 марта Оперативное Соединение 11 усиленное соединением во главе с авианосцем USS Yorktown , атаковало Лае и Саламауа в Новой Гвинее, где дислоцировались большие силы японцев. Проведя атаку с юга, со стороны горного кряжа Стэнли, воздушные силы США застали японский флот врасплох и нанесли сокрушающие потери врагу, сильно повредив военные и транспортные корабли, потеряв всего несколько самолетов. USS Indianapolis вернулся к острову Мэйр для переоборудования перед эскортированием конвоя в Австралию.

Алеутская кампания

Вскоре после этого крейсер отправился на север для поддержки американских войск в битве за Алеутские острова. 7 августа USS Indianapolis в составе Оперативного Соединения 11 атаковал остров Киска с размещенными на ней строениями японцев. Поскольку туман препятствовал нормальному обзору, USS Indianapolis вместе с другими кораблями провели массированный обстрел бухты. Позже разведчики флота доложили о потопленных японских кораблях в бухте и поврежденных береговых строениях. Через 15 мин береговые орудия японцев открыли ответный огонь, но вскоре были уничтожены орудия главного калибра корабля. Японские подлодки , которые в это время приближались к флоту, были атакованы глубинными бомбами с эсминцев и были вынуждены отойти. Пикирующие бомбардировщики японцев также совершили крайне неудачную атаку. Не взирая на недостаток разведданных о японских силах, операция оказалось очень успешной.

USS Indianapolis во время Второй Мировой войны. Место неизвестно.

Позже силы союзников оккупировали остров Адак, тем самым обеспечив развертывание военно-морской базы в заливе Датч, на острове Уналяска. В январе 1943 года "USS Indianapolis поддержал высадку десанта и захват Амчитки, части Алеутских островов.

19 февраля во главе двух эсминцев USS Indianapolis патрулировал юго-западную часть острова Атту, выискивая японские корабли, которые снабжали острова Киска и Атту. Вскоре был перехвачен транспортный корабль японцев «Акагане Мару». Транспорт пытался радировать об атаке американцев, но был обстрелян крейсером. Вскоре он взорвался и был потоплен со всем грузом и экипажем.

В середине 1943 года крейсер USS Indianapolis продолжил эскортирование американских конвоев возле Алеутских островов. Также принимал участие в обстреле приоритетных береговых целей. В мае силы союзников захватили остров Атту, после чего выдвинулись к острову Киска - к последнему форпосту японцев на Алеутских островах. 15 августа началась высадка десанта на последний остров, но как оказалось, японцы уже покинули Алеутские острова полностью.

Действия в 1943 году

После переоборудования на острове Мэйр, USS Indianapolis отправился на Гавайи в качестве флагмана вице-адмирала Рэймонда А. Спрюэнса, командовавшим 5-ым Флотом. 10 ноября корабль отбыл из Перл-Харбора в составе основной ударной группировки Южного Атакующего Соединения для участия в операции по вторжению на острова Гилберта. 19 ноября корабль провел обстрел атолла Тарава и следующего дня - остров Макин. После этого корабль вернулся к Тараве в качестве огневого прикрытия высадки десанта, где пребывал на протяжении трех дней, пока десант полностью на обезопасил захваченный остров. Захват Маршалловых островов привел к окончательной победе союзников в захвате островов Гилберта. USS Indianapolis продолжил исполнять роль флагмана 5-го Флота.

Действия в 1944 году

31 января 1944 года USS Indianapolis в составе своего оперативного соединения отправился к атоллу Кважэлейн для его последующей бомбардировки. Во время обстрела крейсер обезвредил две береговые батареи врага. На следующий день корабль уничтожил блокпост и другие постройки японцев, а также поддержал высадку десанта мощным заградительным огнем своих орудий. 4 февраля корабль вошел в бухту Кважэлейна и пребывал там до полного уничтожения сил сопротивления противника.

USS Indianapolis в доках верфи острова Мэйр. 26 ноября 1944 года. Вид левого борта передней части корабля

В марте и апреле USS Indianapolis все еще пребывая в роли флагмана 5-го Флота, произвел атаку на западную часть Каролинских островов. 30-31 марта авианосные соединения потопили возле острова Палау 3 вражеских эсминца , 17 транспортных кораблей, 5 танкеров и повредили 17 других кораблей. Аэродромы подверглись бомбардировке и были окружены водными минами. Острова Яп и Улити были атакованы 31 марта и остров Волеаи 1 апреля. Японские самолеты предприняли попытку атаки, но были вынуждены отступить, так и не повредив американские корабли. USS Indianapolis сбил свой второй самолет, японский торпедоносец. В общем враг потерял 160 самолетов, включая 46 на аэродроме. Эти атаки предотвратили поддержку японских сил с Каролинских островов во время высадки десанта союзников в Новой Гвинее.

На протяжении июня 5-й флот атаковал Марианские острова. 11 июня начались атаки на остров Сайпан силами авианосных соединений. После чего, 13 июня начались береговые обстрелы с кораблей, где тяжелый крейсер USS Indianapolis исполнял главную роль. 15 июня в день высадки адмирал Спрюэнс узнал что линкоры , авианосцы, крейсера и эсминцы врага, шли на юг для освобождения своих гарнизонов на Марианских островах. Поскольку столь амбициозная операция должна была быть защищена любой ценой, адмирал Спрюэнс не мог уходить с своей позиции далеко. В результате, он отправил быстрое соединение авианосцев для перехвата идущих соединений японских военно-морских сил. В то время как другие группировки союзников атаковали авиабазы на Иводзиме и Чичизиме.

19 июля американский флот вступил в битву с японскими силами в Филиппинском море. Авиагруппы с японских авианосцев, которые надеялись использовать аэдромы в Гуаме и Тиниане для дозаправки и пополнения боеприпасов, были встречены самолетами авианосных соединений союзников и средствами ПВО кораблей их прикрытия. В тот день, по отчетам военно-морского флота, было уничтожено 426 самолетов противника, в то время как потеряно всего 29. Тяжелым крейсером USS Indianapolis был сбит один торпедоносец. Этот день воздушных боев вскоре стал известен как «Отстрел Марианских индеек». Поскольку воздушное сопротивление противника было сломлено, авиагруппы союзных авианосцев потопили японский авианосец IJN Hiyō (яп. 飛鷹 - «Летящий ястреб»), два эсминца, один танкер и повредили другие. Два других вражеских авианосца IJN Taihō и IJN Shōkaku были потоплены субмаринами.

23 июня USS Indianapolis вернулся на Сайпан для восстановления огневой поддержки, и спустя шесть дней отправился к острову Тиниан для обстрела береговых построек. Тем временем был взят Гуам, и USS Indianapolis был первым кораблем, вошедшим в гавань Апра со времен войны. Корабль продолжил боевые действие в районе Марианских островов на протяжении следующих нескольких недель. Потом отправился к Западным Каролинским островам, куда вскоре планировалась высадка десанта. С 12 по 29 сентября корабль обстреливал остров Пелелиу из группы островов Палау для подготовки высадки десанта. После этого крейсер отбыл к острову Манус из группы Адмиралтейских островов, где действовал на протяжении 10 дней перед возвращением в военно-морскую верфь острова Мэйр.

Действия в 1945 году

14 февраля 1945 года после капитального ремонта, тяжелый крейсер USS Indianapolis присоединился к Оперативному Соединению быстрых авианосцев вице-адмирала Марка А. Митчера. Двумя днями позднее, группировка вице-адмирала атаковала Токио, обеспечивая огневое прикрытие десанту при высадке на Иводзиму, которое планировалось 19 февраля. Это была первая атака авианосными силами после рейда Дулитла. Целью задания было уничтожение японских производственных мощностей по изготовлению авиации и других структур на родине японцев. Флотом была достигнута тактическая внезапность атаки на японское побережье под прикрытием плохой погоды. Атаки продолжались 2 дня. Силы союзников потеряли 49 самолетов, в то время как японцы понесли огромные потери в количестве 499 самолетов. Также силами оперативного соединения вице-адмирала Марка А. Митчера был потоплен авианосец , 9 судов береговой охраны, 2 эсминца эскорта и транспортник. Было уничтожено большое количество наземных структур как индустриального назначения, так и гражданского.

USS Indianapolis под обстрелом возле острова Сайпан. Июнь 1944 года

Сразу же после атаки, соединение отправилось к острову Бонин для поддержки высадки десанта на Иводзиму, где корабль пребывал до 1 марта проводя береговые обстрелы и обеспечивая десант огнем прикрытия. 25 февраля USS Indianapolis вернулся в состав соединения вице-адмирала Митчера для проведения второй атаки на Токио и Хачийо со стороны южного побережья острова Хонсю на следующий день. Погодные условия были весьма плохими, и силы американцев уничтожили 158 самолетов противника и потопили 5 мелких судов во время обстрелов береговых строений, а также уничтожили несколько железнодорожных составов.

Следующей целью военно-морского флота США была Окинава, которая была досягаема с аэродромов главных японских островов. Быстрому Оперативному Соединению была поставлена задача атаковать аэродромы врага в южной Японии для пресечения обеспечения японским командованием эффективного сопротивления во время вторжения союзников. 14 марта соединение прибыло к берегам Японии из Улити. 18 марта с расстояния в 160 км на юго-запад от острова Кюсю. Целью атаки было уничтожение аэродромов на острове Кюсю, кораблей японского императорского флота в гаванях островов Кобе и Кюре. Японцы обнаружили американские силы 21 марта и выслали 48 самолетов для их перехвата. Но все самолеты японцев были сбиты силами 24 истребителей из группировки авианосцев.

24 марта началась предварительный обстрел Окинавы перед высадкой десанта. USS Indianapolis провел семь дней обстреливая постройки береговой обороны своими 200-мм снарядами главного калибра. На протяжении этого времени японские самолеты периодически атаковали американские корабли. Крейсером всего было сбито 6 штук и повреждено еще 2. 31 марта дозорные корабля USS Indianapolis заметили японский самолет, который летел со стороны восходящего солнца и сразу нацелился на командный мостик в вертикальном пикировании. 20-мм зенитные установки не смогли остановить самолет противника и через 15 секунд он был уже над кораблем. Хотя зенитный огонь и прошелся по нему заставив его все-таки свернуть, пилоту бомбардировщика удалось вывернуть самолет для удачного сброса бомбы на корабль с высоты 7,6 метра. После чего он упал в воду рядом с кормой корабля. Упавшая бомба пробила палубу, пролетела сквозь молитвенный зал экипажа, дальше прошла через причальный отсек, потом сквозь топливные отсеки, и перед тем как взорваться в воде под днищем корабля, прошла также через киль корабля. В следствии взрыва корабль получил две зияющие пробоины в киле, через которые были затоплены соседние отсеки, и в результате погибло 9 членов экипажа. Корабельные переборки предотвратили последующие затопления соседних отсеков. Едва управляемый, USS Indianapolis направился в порт , по дороге радируя ремонтному кораблю для оказания экстренного ремонта. Как показал осмотр, на корабле были повреждены гребные валы, топливный отсек разорван, и также выведено из строя оборудование по очистке воды. Но все же, USS Indianapolis совершил длительный рейс через Тихий океан до острова Мэйр собственным ходом.

Гибель

Памятный мемориал крейсеру USS Indianapolis (СА-35) в Индианаполисе, штат Индиана

После капитального ремонта USS Indianapolis получил распоряжение проследовать до острова Тиниан. На борту корабль перевозил части, а также обогащенный уран (всего около половины мировых запасов урана-235 за один раз) для атомной бомбы «Малыш» (англ. Little Boy ), которая позже была сброшена на Хиросиму. 16 июля 1945 года крейсер отправился из Сан-Франциско в Перл-Харбор, куда прибыл 19 июля. После чего, корабль в одиночку доставил запчасти атомной бомбы на остров Тиниан 26 июля. Потом USS Indianapolis был отправлен в Гуам, где часть экипажа должна была закончить службу на корабле, и в то же время пополнить экипаж новыми матросами. 28 июля крейсер отбыл из Гуама в залив Лейте, где экипаж должен был пройти учения перед продолжением пути к Окинаве для присоединения к Оперативному Соединению 95 вице-адмирала Джесса Б. Олендорфа. 30 июля в 00.14 часов корабль был торпедирован в правый борт возле носа двумя торпедами Type 95 из 6 выпущенных японской подводной лодкой I-58 под командованием Мохитцуро Хашимото. Взрывами был нанесен колоссальный ущерб кораблю. Вскоре нос корабля ушел под воду, и спустя 12 минут корабль полностью затонул вместе с 300 членами экипажа из общего числа в 1196 человек. Остальные члены экипажа остались в воде всего лишь с несколькими спасательными шлюпками, и многие из которых не имели даже спасательных жилетов.

Морское командование даже понятия не имело что корабль затонул до тех пор, пока через три с половиной дня не были обнаружены выжившие члены экипажа USS Indianapolis . 2 августа в 10.25 пилоты самолета PV-1 Ventura лейтенант Вилбур Гвинн и лейтенант Уоррен Коулвел во время дежурного патрулирования заметили дрейфующих людей. Из 880 человек, которые выжили после гибели корабля, из воды живыми были подняты всего 321 человек, но вскоре 4 из них скончались. За все время проведенное в воде, выжившие столкнулись с обезвоживанием, гипотермией, нехваткой еды, нападениями акул и сильными галлюцинациями. Некоторые поддались суициду.

Перед затоплением USS Indianapolis посылал сигналы бедствия, которые были приняты на трёх станциях. Ни одна из них не среагировала на сообщение: командир первой был пьян, командир второй приказал подчинённым не беспокоить его, а командир третьей решил, что это обман японцев. На слушаниях в Сенате в 1999 году радист корабля подтвердил, что сигнал был передан за несколько минут до затопления. Также вскоре после случившегося морская разведка перехватила сообщение о потопленном в районе маршрута USS Indianapolis крейсере, переданное с I-58 в штаб. Оно также было проигнорировано.

Тяжелый крейсер USS Indianapolis стал последним крупным кораблём ВМС США , потопленным во Второй мировой войне.

Командиры

Ниже представлена таблица со списком командиров тяжелого крейсера "USS Indianapolis за все время его существования.

Список командиров USS Indianapolis
Ф.И.О. Период командования
Смэли, Джон Моррис. (Smeallie, John Morris ) 11/15/1932 - 12/10/1934
МакКлинтик, Уильям С. (McClintic, William S ) 12/10/1934 - 03/16/1936
Хьюит, Генри Кент (Hewitt, Henry Kent ) 03/16/1936 - 06/05/1937
Кинкэйд, Томас Кассин (Kinkaid, Thomas Cassin ) 06/05/1937 - 07/01/1938
Шэфрот мл., Джон Франклин. (Shafroth Jr., John Franklin ) 07/01/1938 -
Хэнсон, Эдвард Уильям (Hanson, Edward William ) 1941 - 07/11/1942
Дейо, Мортон Линдхольм (Deyo, Morton Lyndholm ) 07/11/1942 - 01/12/1943
Витлэсил, Николас (Vytlacil, Nicholas ) 01/12/1943 - 07/30/1943
Джонсон, Эйнар Рэйнольдс (Johnson, Einar Reynolds ) 07/30/1943 - 11/18/1944
МакВэй III, Чарльз Батлер (McVay III, Charles Butler ) 11/18/1944 - 07/30/1945

Последний командир корабля

Последний капитан корабля USS Indianapolis (CA-35) Чарльз Батлер МакВей III

Капитан Чарльз Б. МакВэй III, который командовал кораблем с ноября 1944 года, был одним среди выживших после гибели корабля. В ноябре 1945 года он был привлечен военным трибуналом к ответственности за гибель корабля. Он обвинялся в «подвержении опасности корабля из-за невыполения противоторпедных маневров». С другой стороны были и факты того, что само командование поставило корабль в опасное положение.

Позже, сам капитан атаковавшей японской подлодки I-58 , засвидетельствовал, что даже исполнение кораблем противоторпедных маневров не принесло бы никакого результата, и корабль все равно был бы торпедирован.

Со временем адмирал флота Честер Нимиц отменил приговор МакВэя и восстановил его в должности. МакВэй ушел в отставку в 1949 году в звании контр-адмирала . Многие выжившие с корабля USS Indianapolis утверждали, что вины капитана Чарльза МакВэя в гибели корабля нету, в то же время некоторые члены семей погибших думали совсем наоборот. Вина, возложенная на плечи капитана привела к тому, что он покончил жизнь самоубийством в 1968 году, использовав для этого свой револьвер. На тот момент ему было 70 лет. В день гибели корабля ему как раз исполнилось 47 лет.

В октябре 2000 года, Конгресс США утвердил резолюцию, что в личном деле капитана МакВэя должно быть записано, что он реабилитирован по обвинению в гибели крейсера USS Indianapolis , которая была подписана Президентом США Биллом Клинтоном. В резолюции также было сказано, что не смотря на множественные потери кораблей морским флотом США во время Второй Мировой Войны , только капитан Чарльз Б. МакВэй III был обвинен военным трибуналом в гибели своего корабля. В июле 2001 года, Главный Секретарь Военно-Морских Сил США приказал очистить личное дело капитана МакВэя от каких либо записей о его обвинении в гибели USS Indianapolis .

Последний поход USS Indianapolis

Зобов Павел Геннадьевич

ИСМАРТ 521620_1


Историческая справка . 3

Капитан Чарльз Батлер Маквэй .. 5

Капитан Матицуро Хасимото . 6

Разговор двух капитанов . 7

Экипаж крейсера «Индианаполис» . 7

Поведение трибунала и управления ВМФ США .. 8

Вывод . 8


Историческая справка

USS Indianapolis (далее в тексте «Индианаполис») – тяжелый крейсер ВМС США типа «Портленд» принят на службу 15 ноября 1932 года. Его экипаж, а в особенности капитан Чарльз Батлер Маквэй считались одними из лучших во флоте того времени. За период военных действий крейсер получил 10 боевых звезд и участвовал во многих важных сражениях Второй мировой войны. Во многом по этой причине 31 марта 1945 года крейсер был выбран для доставки конструктивно важных частей ядерных бомб «Толстяк» и «Малыш» позже сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. На тот момент экипаж насчитывал 1196 человек, из которых 9 офицеров были на корабле впервые, а 250 человек – новобранцы. Из-за секретности ядерной программы США Маквэю было приказано идти в поход без сопровождения эсминцев, что делало крейсер беззащитным против подводных лодок. Крейсеры типа «Портленд» не имели нисистем гидроакустического поиска, ни глубинных бомб что бы суметь обнаружить и противостоять им. Командованием были даны указания двигаться, выполняя маневрирование «зигзагом» для защиты от подводной атаки, однако всем было хорошо известно, что Японские подводники давно освоили этот маневр. Для экономии времени капитан Маквэй проигнорировал это указание. Путь до острова Гуам прошел без происшествий, «Индианаполис» доставил сердечники ядерных бомб на базу ВМФ США и отправился в обратный путь.

В этот же момент на линии следования крейсера вела охоту подводная лодка императорского флота Японии «I-58» под командованием капитана третьего ранга Матицуры Хасимото. Особым оружием данных подводныхлодок являлись торпеды «Кайтен» управляемые смертниками. Данные торпеды могли изменять траекторию своего движения выполняя прицеливание на ходу, все стандартные маневры уклонения были бесполезны против них. Незадолго до встречи с «Индианаполисом» подлодка «I-58»выпустила один из «Кайтенов» по торговому судну. У следующих по очереди смертников в Японии оставались семьи и дети. Стоит отметить, что применение торпед типа «Кайтэн» рассматривалось как военное преступление.

29 июля 1945 года акустик «I-58»обнаружил одиночную цель, как выяснилось позже этой целью являлся крейсер «Индианаполис». Крейсер был атакован шестью торпедами с расстояния в четыре мили. Капитан Хасимото выпустил по крейсеру только обычные торпеды. Две из них попали в машинное отделение поразив жизненно важные части корабля. Получив столь серьёзные повреждения «Индианаполис» стал стремительно уходить под воду. Капитан Маквэй отдал приказ покинуть корабль и уже через 12 минут крейсер ушел под воду. Покинуть судно смогли примерно 900 человек. Во время катастрофы с крейсера был передан сигнал «SOS» который был принят тремя радиостанциями ВМС США. Начальник первой станции в тот момент был пьян, начальник второй станции попросил не беспокоить его, а начальник третьей принял тот сигнал за уловку японской подводной лодки. Позже была перехвачена радиограмма с подлодки «I-58»сообщавшая о потопленном крейсере, данное сообщение было полностью проигнорировано. Из-за секретности операции ни один из начальников спасательных станций не знал о прохождении в их водах крейсера «Индианаполис».

Оставшиеся в живых члены команды попали вводу. В данном районе наблюдалось большое количество акул. Из-за того, что спасательных судов послано небыло экипажу оставалось лишь надеется на то, что их заметят с самолета. Капитан Маквэй подбодрял экипаж убеждая их, что помощь обязательна должна прийти, а лейтенант Томас Конвэй будучи священником проводил служение над умершими не опасаясь акул, от челюстей которых каждый день погибали десятки человек. Позже Конвэй умер от истощения.

2 августа экипаж патрульного самолета PV-1 Venturaзаметил выживших в открытом море. Данный самолет не был оснащен средствами посадки на воду и сообщил о крушении на базу. Вскоре на место прибыл второй самолет под управлением Вилбера Гвина и Эдриана Маркса. Запросив разрешение сесть на воду и помочь выжившим, пилоты получили отказ, начальник станции боялся потерять самолет садить который в открытом море было опасно. Вилбер и Эдриан проигнорировали решение руководства и посадили самолет затопив часть носового отсека. Без возможности взлететь самолет остался на плаву. Вскоре из воды были подняты первые пострадавшие самолет стал и прибежищем до подхода спасательных кораблей.

Всего из воды был поднят 321 человек, пятеро скончались на борту спасательных судов. Всего в крушении крейсера «Индианаполис» погибло 883 моряка. Этот инцидент вошел в историю флота США как самая массовая гибель личного состава в результате одного затопления «Индианаполис» остался последним кораблёмВМС США, потопленным в ходе Второй мировой войны.

Вскоре после трагедии встал вопрос о том, кто станет ответственным за гибель практически 900 человек. Капитан Маквэй оказался среди выживших и 19 декабря 1945 года состоялся военный трибунал. На слушаниях присутствовал плененный капитан Матицуру Хасимото, давший показания о том, что шансов уклонится от торпед у его противников не было. Расстояние от лодки до крейсера было незначительным и никакие маневры не смогли бы предотвратить гибель корабля. Однако трибунал признал Маквэя виновным «в преступной халатности» из-за невыполнения маневра «змейкой» капитана разжаловали. Через несколько месяцев приговор был пересмотрен, Маквэя восстановили на флоте, но через четыре года он все же ушел в отставку.

Несмотря на то, что многие члены экипажа не считали капитана виновным в гибели крейсера, родственники погибших думали иначе. На адрес Маквэя приходили письма с угрозами и проклятиями. Сам Маквэй чувствовал себя виновным в катастрофе и, в 1968 году, после гибели своей жены, капитан Чарльз Батлер Маквэй покончил с собой выстрелом из наградного револьвера.

Группа выживших при крушении требовала снятия обвинений с капитана посмертно. К этой группе примкнул и капитан Матицуру.

В октябре 2000 года президент Билл Клинтон подписал резолюцию о невиновности капитана Маквэя.

Капитан Чарльз Батлер Маквэй

Капитан Маквэй был достаточно опытным моряком. За годы службы погибло лишь девять человек личного состава, но даже такие потери он считал весомыми. Уважение экипажа он предпочитал завоевывать за счет взаимного уважения, старался понять и подбодрить команду. Отдельного упоминания заслуживает его толерантное отношение к афроамериканскому населению США. Многие члены экипажа выполнявшие вспомогательные роли (разносчики, сигнальщики, коки) были афроамериканцами. Капитанодинаково относился ко всем, положительно отзывался о кулинарных способностях своих коков.Высказывался против тактики запугивания экипажа применяемой многими офицерами на флоте того времени. В то время, когда сел спасательный гидросамолет он отказался подниматься на него отправив вперед себя членов экипажа.

После трибунала у Маквэя состоялся личный разговор с капитаном Матициру, о котором будет рассказано ниже. В ходе этого разговора Маквэй проявил уважительное отношение к бывшему врагу, акцентировал внимание на том, что он понимает причину действий Матициру и выказывает ему уважение. Такое отношение является ярким примером толерантности к человеку другой национальности, религии, взглядов и даже являющегося прямым врагом, ответственным за гибель корабля Маквэя.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Японская живая торпеда представляла собой цилиндр диаметром в 1 м, длиной - 14,7 м, весом в 8 т, из которых 1250 кг приходилось на боевую часть. Дальность действия «Кайтен» составляла 78 км при скорости 12 узлов; или 23 км при скорости 30 узлов. Для доставки к месту атаки использовались большие подводные лодки типа «I», на палубе которых размещалось шесть управляемых торпед «Кайтен».

При приближении к цели водитель через специальный люк из лодки перебирался в торпеду, где его запирали. Получив по телефону от командира лодки приказ и сведения о направлении движения, он отделялся от субмарины и включал двигатель. Приближаясь к цели, водитель корректировал курс с помощью перископа. Приблизительно в 500 метрах от атакуемого корабля он включал полный ход и на глубине 4 метра шел на таран. Если водитель не находил цель, то умирал от удушья, т. к. запаса кислорода хватало только на час, а выбраться из торпеды было невозможно. Правда, позже «из гуманных соображений», сделали устройство, позволяющее взорвать себя, чтобы не мучиться.

Первая атака человекоторпеды состоялась 20 ноября 1944 года, когда один из инициаторов создания «Кайтен», мичман Нисина, прорвался к стоянке американских кораблей и подорвал крупный танкер «Миссисипи» (11 300 т), груженный 405 000 галлонами авиабензина. Взрыв, выбросивший столб пламени на высоту нескольких сотен футов, стоил жизни 50 матросам и офицерам. После этого, пытаясь атаковать американские корабли в хорошо защищенных базах, японцы потеряли шесть лодок-носителей из одиннадцати и 55 водителей-смертников, большинство которых так и не достигли цели. Незначительные повреждения от близких взрывов получили транспорты «Манзана» (1 матрос убит, 20 ранено) и «Пондус Г. Росс». Возможно, одна из торпед ответственна за гибель пехотно-десантного судна LCI-600 (246 т). Американские источники туманно утверждают, что оно погибло от подводного взрыва неизвестного происхождения.

Потери были приписаны ошибочной доктрине, которая предусматривала атаковать только защищенные якорные стоянки и корабли возле плацдармов. В Морском Генеральном штабе стали склоняться к мысли перенести атаки на морские коммуникации. По мнению ряда специалистов трудности действия человекоторпед в открытом море должны были компенсироваться более слабым прикрытием транспортов и танкеров. Для «Кайтен» такие атаки представляли колоссальную трудность. Вместо захода на неподвижную цель по спокойной воде, они должны были догонять корабли в море. Пилоту приходилось полагаться только на собственный маленький перископ, а при волнении от него было мало проку. Хотя скорость торпеды достигала 40 узлов, что было выше чем у любой цели, но на такой скорости ее дальность хода была крайне ограничена.

Многие западные историки самой крупной победой человекоторпед считают потопление американского тяжелого крейсера «Индианаполис». Так, в серьезном труде «Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне» сказано: «Крейсер «Индианаполис» (США). Потоплен человекоуправляемыми торпедами». В другом источнике: «Подводная лодка «I-58» потопила человеко-торпедами американский крейсер «Индианаполис». Однако японцы это отрицают. Подводная лодка «I-58» капитан-лейтенанта Хасимото Мотицура (Hashimoto Mochitsura; 1909-1968) вышла из Куре 18 июня 1945 года, имея на борту 6 «Кайтен». Водоизмещение - 1800/2300 т, основные размерения - 100,6 x 8 x 4,8 м, скорость - 20/8 узлов, дальность плавания - 10 000 миль, экипаж - 64 человека, вооружение - восемь 533-мм ТА, 120-мм пушка.

Командир «I-58» капитан-лейтенант Хасимото Мотицура (1909—2000 )

Хасимото был опытным подводником, который проплавал всю войну и привык смотреть в лицо смерти. В этот раз он вывел свой корабль на охоту за американцами, которых предчувствие скорой победы часто лишало элементарной осторожности. 28 июня в 14 час. 00 мин. Хасимото в перископ заметил крупный танкер в сопровождении эсминца. Он выпустил две человекоторпеды и заявил, что потопил оба судна. На самом деле небольшие повреждения при взрыве одного из «Кайтен» получил лишь эсминец «Лоури».

За несколько часов до этой атаки тяжелый крейсер «Индианаполис» (USS Indianapolis, CA-35) под командованием капитана первого ранга МакВея вышел с Гуама на остров Лейте. Крейсер рассекал влажный мрак ночи с 29 на 30 июля 1945 года, неся на борту 1200 человек экипажа. Большинство из них спали, бодрствовали только вахтенные. Да и чего мог опасаться мощный американский военный корабль в этих давно очищенных от японцев водах? Это был мощный современный корабль, спущенный на воду 7 ноября 1931 года и введен в строй 15 ноября 1932 года. Полное водоизмещение 12 755 т, 185,93 м — длина, 20,12 м — ширина, 6,4 м — осадка. Крейсер развивал скорость до 32,5 узлов при мощности турбин 107 000 л.с. Вооружение корабля состояло из девяти 203-мм орудий в трех башнях, восьми 127-мм орудий и 28 зенитных автоматов разных калибров. На корабле были две катапульты и четыре самолета.

Правда, можно было напороться на какую-нибудь шальную субмарину противника, — по данным разведки, какое-то количество этих морских волков-одиночек все еще рыскало в водах Тихого океана в поисках незащищенных объектов для атаки — но для быстроходного боевого корабля вероятность такой встречи очень мала (гораздо меньше, чем риск угодить под колёса автомобиля при переходе улицы в Нью-Йорке). Впрочем, подобные мысли мало кого занимали на борту «Индианаполиса» — пусть голова от этих проблем болит у того, кому это по штату положена - капитана, например.

Командир крейсера кэптен Чарльз Батлер МакВей (Charles B. McVay III; 1898-1968) в свои сорок шесть был опытным моряком, вполне заслуженно оказавшимся на командном мостике тяжелого крейсера. Он встретил войну с Японией в звании коммандера, будучи старшим помощником на крейсере «Кливленд», участвовал во многих боях, в том числе в захвате островов Гуам, Сайпан и Тиниан и в крупнейшем в истории войн на море сражении в заливе Лейте; заслужил «Серебряную Звезду». И в эту ночь, несмотря на поздний час, — одиннадцать вечера — он не спал. В отличие от большинства своих подчиненных, Маквей знал гораздо больше любого из них, и знание это отнюдь не добавляло ему спокойствия.

Всего два дня назад он выполнил сверхсекретную задачу - доставил на остров Тиниан две атомные бомбы, которые В-29 предстояло сбросить на Хиросиму и Нагасаки. От спецгруза освободились быстро — его и было-то всего ничего: несколько ящиков. Люди работали проворно и слаженно, подстёгиваемые строгим приказом и неосознанным желанием поскорее избавиться от этого загадочного барахла вместе с его угрюмыми, не отвечающими на шутки сопровождающими. Тяжелый крейсер еще несколько часов стоял на открытом рейде Тиниана в ожидании дальнейших распоряжений из штаба командующего Тихоокеанским флотом. И ближе к полудню распоряжение поступило: «Следовать на Гуам, а затем на Филиппины». Война заканчивалась, и очередной приказ был воспринят экипажем как приглашение к морской прогулке, не таящей в себе никакой опасности.

Ночью 29 июня крейсер шел без сопровождения, мало того, будто испытывая судьбу, МакВей отказался от применения зигзага. Согласно установленным правилам, в зоне военных действий надводные суда, чтобы не быть атакованными подлодками противника, должны двигаться зигзагами. Именно так и водил свои корабли всю войну капитан МакВей, но царившая вокруг эйфория победы сыграла с ним злую шутку. Поскольку не было никаких сведений о присутствии в этом районе субмарин противника, он пренебрёг обычной предосторожностью.

В 23.00 29 июля поступил доклад гидроакустика «И-58», что зафиксирован шум винтов цели, двигающейся встречным курсом. Командир скомандовал всплытие. Первым вражеский корабль - визуально - обнаружил штурман, и тут же пришел доклад о появлении отметки на экране радара. Поднявшись на верхний ходовой мостик, Хасимото убедился лично: да, на горизонте черная точка; да, она приближается. «И-58» снова нырнула — совсем ни к чему, чтобы радиолокатор американцев тоже обнаружил лодку. Скорость хода у цели приличная, и противник легко сможет уклониться. А если враг их не заметит, то встреча неизбежна - курс корабля ведет прямо на субмарину.

Командир следил через окуляр перископа, как точка увеличивается и превращается в силуэт. Да, крупный корабль — очень крупный! Высота мачт (с двадцати кабельтовых это уже можно определить) более тридцати метров, а это значит, что перед ним либо большой крейсер, либо даже линкор. Заманчивая добыча! Он немедленно приготовил торпедные аппараты, а кроме того приказал одному из пилотов «Кайтен» занять место в торпеде. Когда цель подошла на расстояние 4000 м, командир лодки опознал ее как линкор типа «Айдахо» и решил использовать обычные торпеды. Тем временем смертники стали дружно просить разрешить им атаковать такую заманчивую цель.

Хасимото Мотицура у перископа

Действительно, вариантов атаки два: либо разрядить в американца носовые аппараты шеститорпедным веером, либо использовать «Кайтены». Корабль движется со скоростью не менее двадцати узлов, значит, — с учетом ошибок при расчете залпа — можно надеяться на попадание одной-двух, максимум трех торпед, однако командир лодки выбрал первый вариант. В 23 час. 32 мин. Хасимото дал залп 6 торпедами с дистанции 1200 м и добился двух попаданий в носовую часть крейсера. Не смотря на утверждения многих авторов, он НЕ использовал «Кайтен» в этой атаке. Когда «Индианаполис» сразу не пошел на дно после попаданий торпед, пилоты снова начали уговаривать командира разрешить им нанести последний удар. Но этого не понадобилось: через 15 минут крейсер перевернулся и затонул. Около 350 человек погибло во время взрывов.

Так как взрывом была повреждена корабельная радиостанция и не удалось вовремя послать сигнал бедствия, командование флота даже не подозревало о произошедшем. На острове Гуам, куда следовал крейсер, его отсутствие объяснили возможным изменением курса и не стали поднимать тревогу. В результате прошло четыре дня, прежде чем терпящие бедствие были случайно замечены американским бомбардировщиком, совершавшим в этом районе патрульный полет.

Вскоре к месту трагедии подошли два корабля - эсминец «Бассетт» (USS Bassett) и госпитальное судно «Трангуйлити» (USS Tranquility), которое доставило спасшихся в Гуам, где им была оказана медицинская помощь. Но дожили до этого дня лишь немногие. Кроме жажды, голода и переохлаждения, моряков подстерегала в открытом океане еще одна страшная опасность - акулы. За это время от холода и акул погибло 533 человека. Из 1189 человек, находившихся на борту, выжило лишь 316. Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Любопытно, что донесение Хасимото своему командованию, с указанием координат атакованного корабля, было перехвачено, однако в нем говорилось о потоплении линкора, поэтому американская разведка приняла радиограмму за очередной японский трюк.

Капитан МакВэй, который командовал кораблем с ноября 1944 года, был одним среди выживших после гибели корабля. В ноябре 1945 года он был привлечен военным трибуналом к ответственности за гибель корабля. Он обвинялся в «подвержении опасности корабля из-за невыполнения противоторпедных маневров». Тогда же Хасимото привезли в Вашингтон, чтобы он выступил свидетелем на заседании военно-морского трибунала по делу о гибели «Индианаполиса», его тоже обвиняли в том, что он уничтожил «Индианаполис» с помощью смертника, что трактовалось как военное преступление. Японец честно подтвердил, что МакВей подверг корабль опасности, не используя противолодочный зигзаг. Вместе с тем он утверждал, что исполнение кораблем противоторпедных маневров не принесло бы никакого результата, и он все равно был бы торпедирован. С его слов он выпустил по крейсеру 6 торпед с предельно малой дистанции. У Хасимото не было адвоката, показания он давал через переводчика. Он знал английский, но не в такой степени, чтобы отвечать на замысловатые вопросы судей. Однако он твердо отстаивал свою версию о неприменении «Кайтен». В конце концов, командира крейсера признали виновным, однако, учтя старые заслуги, наказывать не стали, а тихо спровадили на пенсию, а капитан-лейтенанта Хасимото вернули в Японию, так и не доказав факт совершения им военного преступления.

Существует весьма распространенная легенда, что торпеды Хасимото спасли еще какой-то японский город от участи Хиросимы, поскольку на борту «Индианаполиса», якобы, была третья атомная бомба. Однако эта версия не получила документального подтверждения.

После возвращения из Вашингтона в 1946 году Хасимото некоторое время продолжал находиться в тюрьме, затем был переведен в лагерь военнопленных, прошел у американцев фильтрацию. Снова, разумеется, были допросы. Не было отбоя от журналистов, которым хотелось знать, применял Хасимото «Кайтэны» против «Индианаполиса» или нет? Освободившись из лагеря, бывший подводник стал капитаном торгового флота, ходил на судне почти тем же маршрутом, что и на субмаринах «I-24», «PO-31», «I-158», «РО-44», «I-58»: Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось заходить на Гавайи и в Сан-Франциско... Уйдя по выслуге лет на пенсию, Мотицура Хасимото принял монашество в одном из храмов в Киото, а затем написал книгу «Потопленные», в которой продолжал придерживаться версии, что против «Индианаполиса» он применил обычные торпеды.

История крейсера «Индианаполис» вновь стала темой обсуждений в 2000 году, когда Конгресс США вынес резолюцию, на основании которой с МакВея полностью снимались все предъявленные ранее обвинения. Этот документ утвердил своей подписью президент Америки Билл Клинтон, затем была внесена соответствующая запись в личное дело капитана, хранившееся в архиве военно-морского флота. 24 августа 2016 года в США состоялась премьера художественного фильма «Крейсер» о судьбе крейсера и экипажа. 18 августа 2017 года обломки крейсера были обнаружены исследовательской группой на дне Тихого океана на глубине свыше 5400 метров. При этом точное местоположение обломков не разглашается.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...