Направления развития социального предпринимательства. Поддержка социального предпринимательства фондами, консалтинговыми компаниями, крупным бизнесом

Темы, которые касаются социального предпринимательства, сегодня становятся с каждым днем все популярнее. Однако дать однозначное определение данному понятию весьма затруднительно. Что такое , соответствующие данному направлению, к каким категориям имеют отношение в первую очередь? Почему? Данные и иные не менее волнующие общество вопросы рассмотрены в данной статье.

Понятие социального предпринимательства

Что такое социальное предпринимательство? Виды деятельности , его характеризующие, определяются весьма интересным образом. Так, под социальным предпринимательством следует понимать предпринимательскую деятельность, в первоочередном плане нацеленную на смягчение или разрешение социальных проблем.

Важно отметить, что социальные предприниматели формируют бизнес-модель с уникальными характеристиками. Ее прибыль состоит в увеличении социального блага. Необходимо дополнить, что социальное предпринимательство, виды деятельности , ему соответствующие, отличаются от бизнеса с корпоративным социальным типом ответственности (КСО). Дело в том, что во втором случае на разрешение проблем социальной природы направлена лишь часть прибыли, а не вся ее сумма.

Сопутствующие определения

Развитие социального предпринимательства тесно связано со следующими определениями:

  • Социальное воздействие - не что иное, как целевая направленность на смягчение или решение актуальных проблем социального плана; устойчивые социальные результаты позитивного характера, которые можно измерить.
  • Инновации - это использование новых методик, которые позволяют увеличить степень социального воздействия на общество.
  • Финансовая устойчивости и самоокупаемость - не что иное, как способность социально направленной структуры решать проблемы социального характера до той поры, пока в этом есть необходимость, и за счет тех доходов, которые приходят от собственной экономической деятельности.
  • Тиражируемость и масштабируемость - некоторое увеличение масштаба хозяйственной деятельности социальной структуры (как на национальном, так и на международном уровне) и распространение модели (опыта) для того, чтобы увеличить степень социального воздействия.
  • Предпринимательский подход - способность предпринимателя, входящего в , лицезреть рыночные провалы, аккумулировать ресурсы, находить возможности, формировать новые решения, которые способны позитивным образом на долгосрочной основе влиять как на отдельные общественные группы, так и на общество в целом.

Социальное предпринимательство: управление и модели

Посредством произведения анализа актуальных на сегодняшний день видов деятельности можно выделить следующие модели социального предпринимательства:

  • Благотворительные продажи. Обычно сюда относятся магазины услуг или товарной продукции. Как правило, их выручка перечисляется напрямую в благотворительный фонд. Яркими примерами подобных структур являются следующие магазины: «БлагоБутик», «Спасибо», галерея искусства «Белая лошадь» и так далее.
  • Решение вопроса с трудоустройством матерей с детьми до трех лет, инвалидов, а также индивидов, которые пребывают в тяжелой жизненной ситуации. К примеру, в магазине «Наивно? Очень!» формирование сувениров осуществляется людьми с психическими расстройствами, а ресторан «В темноте» принимает на работу исключительно незрячих людей.

Дополнительные направления

Как выяснилось, характеризующие социальное предпринимательство виды деятельности не имеют четких рамок. Поэтому в литературе, как правило, даются лишь приблизительные модели (направления) соответствующей деятельности. Приведенные в предыдущей главе варианты являются на сегодняшний день самыми распространенными. Однако в минимальной степени им уступают следующие пункты:

  • Организации социального предпринимательства по созданию услуг, которые не представляются в полном объеме со стороны государства. Ярким примером данной ситуации может послужить детский сад «Василек», расположенный в Москве.
  • Предоставление услуг уникальной направленности, к примеру, служба такси «Инватакси» реализует транспортную услугу исключительно в отношении инвалидов.
  • Социально ориентированное предпринимательство , направленное на развитие территории и местного социума. К примеру, музей «Коломенская пастила», размещающий экспонаты исчезнувшего вкуса, и формирование городского бренда вокруг пастилы, а также проект доставки экологически чистой продукции LavkaLavka, реализованный для поддержки сельских производителей, проживающих в Подмосковье.

Субъекты малого предпринимательства


Социально ориентированные проекты, представленные в предыдущих главах, организуются посредством приложения усилий субъектов социального предпринимательства. Так, в роли последних могут выступать следующие структуры и граждане:

  • Организации коммерческого типа.
  • Организации некоммерческого типа.
  • Индивидуальные предприниматели.

Признаки социального предпринимательства

Субъекты социального предпринимательства занимаются организацией и продвижением деятельности, которой соответствуют следующие признаки:

  • Социальное воздействие. Иными словами, деятельность структуры, так или иначе, направляется на смягчение в отношении актуальных проблем социального характера.
  • Социальное предпринимательство (примеры представлены выше) определяется таким признаком, как инновационность. Таким образом, в процессе собственной деятельности компания должна использовать новые уникальные методики работы.
  • Признак финансовой устойчивости. Иными словами, предприятие обязано разрешать проблемы социального плана за счет доходов, которые оно получает от своей же экономической деятельности.
  • И, наконец, носит масштабируемый характер. То есть структура, так или иначе, имеет возможность передать ранее полученные навыки иным предприятиям, рынкам и даже другим странам.

Что же из этого следует?

В полной мере проанализировав представленные в предыдущей главе признаки, можно судить о том, что по причине столь интересного предпринимательского подхода рассматриваемая в статье категория существенно отличается от обычной традиционной благотворительности. Почему? Дело в том, что кроме социального эффекта, деятельность социальных компаний направлена на получение прибыли, что очень важно для хозяйствующих структур на сегодняшний день.

Развитие в разных странах

На сегодняшний день социальное предпринимательство в Российской Федерации не получило столь широкого распространения, как в других странах. Стратегический директор российской Лаборатории инноваций социальной направленности Clouswatcher высказал свою точку зрения по этому поводу. Он изъяснился, что социальное предпринимательство является недавно образованным экономическим сектором, поэтому многие моменты в данном случае носят дискуссионный характер.

Таким образом, социальное предпринимательство, как правило, относят либо к некоммерческой, либо к коммерческой области деятельности. Специалисты же Лаборатории социальных инноваций полагают, что рассматриваемое в статье направление существует и развивается в соответствии с собственными законами. Значит, социальным предпринимателем можно считать абсолютно любого предпринимателя, которые имеет оформленные официальным образом обязательства по регулярному осуществлению определенного набора действий социальной природы для решения общественно значимых задач.

Страницы истории

В 1980-х рассматриваемое в статье понятие стало популярным в обществе благодаря деятельности Билла Дрейтона, который основал компанию Ashoka. Однако направление появилось в действительности задолго да этого момента. Таким образом, в Российской Федерации социальное предпринимательство появилось на рубеже девятнадцатого и двадцатого века.

Ярким примером подобного предпринимательства может послужить Дом трудолюбия, который основал отец Иоанн Кронштадтский. Впоследствии такого рода сооружения начали стремительно набирать популярность в обществе. В соответствии со своим смыслом они реализовывали функцию трудовых бирж, где каждый нуждающийся человек имел возможность отыскать себе работу.

Тем не менее, социальное предпринимательство получило настоящую популярность лишь на рубеже двадцатого и двадцать первого века. Неслучайно за рассматриваемое направление в 2006 году в первый раз была присуждена мировая Нобелевская премия. Важно дополнить, что получил ее основатель организации Grameen Bank, носящей микрофинансовый характер, Мухаммад Юнус.

Точка зрения экспертов

В соответствии с мнением экспертов, категория социального предпринимательства значительно увеличивает показатели экономической эффективности. Почему? Дело в том, что она вводит в оборот те ресурсы, которые раньше в подобных количествах не применялись. Более того, приведенное положение касается не только неиспользуемых материальных (к примеру, производственных отходов), но и исключающих применение человеческих ресурсов. Так, к последним можно отнести социально запрещенные группы, в которых состоят бедняки, этнические диаспоры и так далее.

Так, Коимбатур Прахалад в собственных работах сформулировал весьма интересный подход к социальному предпринимательству. В соответствии с данным положением, можно заметить следующее: если не рассматривать бедняков как бремя или жертву, а увидеть в них потребителей и предпринимателей, то механическим образом открывается большое количество возможностей не только для бедных слоев населения, но и для бизнеса.

Заключение

В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что, работая в отношении обделенных или бедных слоев населения, бизнес имеет возможность не только быть прибыльным, но и существенно расширять рынок, а также привлекать большое множество новых потребителей. Для того чтобы подобное положение дел стало возможным, масштабным компаниям необходимо тесно сотрудничать с государственными организациями местной власти и гражданского общества.

Важно отметить, что зарубежный опыт, связанный с поддержкой социального предпринимательства, весьма широк по своим масштабам. Отдельно стоит отметить деятельность организаций Южной Кореи. Почему? Дело в том, что именно там продвижение социально направленного бизнеса на сегодняшний день является приоритетной задачей государственной важности. Так, все социальные предприниматели Южной Кореи обязательным образом проходят сертификацию. Это дает им существенное преимущество в плане конкуренции с обычными предпринимателями, занимающимися коммерческой деятельностью.

В нашей стране такой вид деятельности пока не получил широкого распространения, но общество развивается, поэтому такой бизнес вскоре станет очень востребованным.

Социальное предпринимательство в России

Продолжаю, как и обещала, тему социального предпринимательства. Теперь о перспективах этого бизнеса в России и о примерах интересных бизнес идей , реально работающих в нашей стране. Мы прекрасно знаем, что цель любого предпринимательства, это извлечение прибыли. Но отличает стремление установить с клиентом долгосрочные партнерские отношения. Здесь самоцель не получение дохода, а решение социальной задачи. И так как капитализм к нам повернулся не человеческим лицом, а звериным оскалом, многие люди ищут, как совместить бизнес и решение, волнующих их, социальных проблем.

Примером первого социального предприятия в России можно назвать Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским в конце XIX века. Здесь каждому нуждающемуся (одиноким матерям, бездомным и.т.д.) помогали найти работу, получить помощь и приют. Позднее дома трудолюбия распространились по всей России.

«Каждому дать соответственно его силам труд, которым бы он мог кормиться и одеваться». Отец Иоанн Кронштадтский

Сейчас социальное предпринимательство в России можно поделить на три категории:

  1. Специализированные предприятия (например, для инвалидов по зрению)
  2. Некоммерческие и благотворительные организации. Они, даже если занимаются коммерческой деятельностью, все равно зависят от денег спонсоров и государства.
  3. Социальные предприятия малого бизнеса.

Так как данный сайт освящает скорее интересные бизнес идеи для малого бизнеса , когда не требуется вкладывать большие деньги , то я подробнее остановлюсь именно на этом виде социального предпринимательства. Возможно, какие-то из этих предприятий и вас натолкнут на открытие собственного бизнеса.

Астраханский центр “Цветное молоко”

Занимается дошкольным развитием детей, их оздоровлением и подготовкой к школе. Несмотря на серьезную конкуренцию, центр не только держит марку, но и оказывает помощь многодетным и малоимущим семьям. Специалисты центра, основываясь на опыте самых прогрессивных педагогов, создали собственные программы и ведут семьи с детьми от беременности до школы. О том как организовать частный детский сад, читайте .

Творческая мастерская «Веселый войлок» в Рыбинске

Прекрасный пример современной интерпретации старинного промысла. Эта интересная бизнес идея принадлежит супругам-художникам Павлу Гаврилову и Лие Виснапу. С помощью старинного народного промысла ярославской области, войлоковаляния, теперь создают разношёрстных зайцев, тигров, котов и человечков. Кроме игрушек делают множество оригинальных аксессуаров, бус, брошек, сумочек, кошельков, чехлов для сотовых телефонов. Еще создают войлочные панно, тапочки и конечно, не забыли про сами валенки, которые теперь тоже стали ярче и наряднее.

Экологически чистые, теплые и нарядные вещи с удовольствием покупают себе и детям, на подарки и сувениры. А работают в мастерской женщины, в том числе многодетные матери. Кому как не им знать, как лучше реальность превратить в сказку. Подробнее о мастерской читайте тут: www.vvoilok.ru.

«Кролиководческая ферма» в Республике Коми

Это фермерское хозяйство показывает, что успешные социальные предприниматели, возможны и в сельском хозяйстве. В настоящее время предприятие приносит хорошую прибыль за счет активных продаж экологически чистого диетического кроличьего мяса, которое врачи давно рекомендуют для здорового питания детей и хронически больных взрослых. Сейчас в модернизацию фермы вкладываются большие деньги , что позволит значительно увеличить производство. Кроме того одно рабочее место в хозяйстве предоставлено инвалиду-надомнику.

Вот три примера социального предпринимательства в совершенно разных областях экономики. В следующей статье, я также буду описывать российские примеры, в том числе довольно оригинальные и интересные бизнес идеи, но уже связанные с экологией. Так что, подписывайтесь на чтобы их не пропустить.

Напоследок видео о перспективах социального предпринимательства в России:

Сущность социального предпринимательства

В определении понятия «социальное предпринимательство» существует множество мнений, но всех их можно объединить в три группы:

  1. Понятия, определяющие социальное предпринимательство как организацию коммерческих предприятий с целью предоставления социальных услуг. При этом у предприятия может быть любая деятельность, лишь бы доходы направлялись на решение социальных проблем. Социальное предпринимательство отождествляется с такими понятиями, как корпоративная социальная ответственность, благотворительность, филантропия и т.д.
  2. Определения, в основе которых лежит инновационная деятельность предпринимательства результатом которой выступает социальный эффект. Данный подход завышает значимость инновационного аспекта решения социально проблем, не учитывает идею предпринимательства с точки зрения финансовой жизнеспособности. Определения указывают на необходимость мобилизации ресурсов с целью решения социальных проблем, уравнивают деятельность социального предпринимательства и некоммерческих организаций.
  3. Определения, показывающие особенность социального предпринимательства в способах передачи общественной трансформации, ведущей к обширным стратегическим изменениям. Такое понятие отводит внимание с реальной социальной проблемы на трансформации всего общественного уклада.

Замечание 1

Социальное предпринимательство – способ социально-экономической деятельности, аккумулирующий социальное назначение организации или предприятия, предпринимательское новаторство и достижение устойчивой самоокупаемости.

Основу социального предпринимательства составляет деятельность социальных предприятий, созданных для решения конкретных социальных проблем, функционирующих на базе инноваций, принятого в частном секторе порядка ведения дел, финансовой дисциплины. Любое социальное предпринимательство стремится осуществить социальную миссию, и, одновременно, в рамках бизнеса «спасти общество» от глобальных проблем.

Замечание 2

Социальный предприниматель стремится в равной степени удовлетворить как запросы общества, так и собственные интересы.

Формы социального предпринимательства

В разных странах существуют различные формы социального предпринимательства, имеющие собственные особенности и зависящие от доли коммерческой составляющей в их деятельности. Охарактеризуем основные из них.

Некоммерческие организации с коммерческими компонентами. Коммерческая активность может быть ориентирована на покрытие издержек при реализации некоммерческой социальной деятельности (коммерческая деятельность интегрирована в социальную) или направлена на получение дохода.

Социальные предприятия. Организации коммерческого типа, созданные в целях сокращения или смягчения масштабов социальных проблем, а также социальных благ. Для них характерны инновационная активность, финансовая дисциплина, решительность рыночной компании. В своей деятельности социальные предприятия для стимулирования общественной эволюции и создания общественного блага используют рыночный и предпринимательский подходы, стратегическое планирование, инновации, решительность и дисциплину. Предприятия создаются для организации социальных перемен вследствие разрешения социальных проблем и ликвидации провалов рынка. Особый акцент делается на общественном управлении и общественном характере создаваемых благ.

Социально-ответственный бизнес. Выполняет двойные цели: создание общественного блага и получение прибыли. Степень оказанного влияния на принятие решений рыночных стимулов, объемы затрачиваемых на социальные функции средств, могут сильно различаться. Такие организации могут включать в свою деятельность различные социальные компоненты и ради их реализации способны отказаться от прибыли. Иногда социально-ответственное предпринимательство может рассматриваться как социальное предприятие. Например, если является дочерней компанией некоммерческой организации, созданной для реализации целей материнской компании.

Корпоративная социальная ответственность. Это активность коммерческих предприятий, стремящихся к получению прибыли и, одновременно, участвующих в благотворительности. Такая деятельность может приносить прибыль, повышая капитализацию компании. «Стратегическая филантропия» способствует максимизации прибыли, достижению рыночных целей, решает задачи социального развития (спонсорство, волонтерство, запуск грантовых программ). Данная деятельность оказывает позитивное влияние на имидж предприятия, мотивирует персонал, способствует достижению бизнес-результата.

Виды социального предпринимательства

Основными видами функционирования социально бизнеса являются производство товаров и предоставление социально значимых работ и услуг. Например, производство социально значимых товаров - детские площадки и реабилитационное оборудование. Производство товаров общего пользования – продукты питания, одежда, мебель, народные промыслы и др.

Предоставление социально-значимых работ и услуг включает:

  • юридическое, социально-педагогическое, социально-психологическое консультирование;
  • обучение и повышение квалификации (прохождение курсов, семинары, тренинги, развитие творческих способностей);
  • медико-социальная помощь;
  • бытовые услуги (прачечные, парикмахерские, ремонт обуви, копировальные услуги и т.д.);
  • услуги в области культуры (художественное оформление, театральные спектакли и др.);
  • развитие экологического туризма;
  • трудоустройство безработных;
  • развитие сельскохозяйственной деятельности.

В настоящее время выделяют актуальны следующие направления социального предпринимательства:

  1. Помощь и поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (одиноких, малообеспеченных лиц, лиц, задолжавших банкам, потерявших работу, пенсионерам и т.д.).
  2. Экологический бизнес. Деятельность, направленная на улучшение экологической обстановки.
  3. Организация занятости для лиц с ограниченными физическими возможностями.
  4. Организация детского развития и досуга (организация детских мероприятий, создание обучающих групп, кружков и т.д.).
  5. Организация здорового и полезного досуга (уборка и озеленение территорий, оборудование детских и спортивных площадок, организация праздников, культурно-массовых мероприятий).
  6. Реабилитация граждан после психотравмирующих ситуаций.
18.07.2017

Какая-то часть высказанных идей может показаться неактуальной для России, но, во-первых, всегда интересно и полезно знать, чем живут коллеги в других странах, во-вторых, даже странная идея может дать толчок для рождения новых идей и эффективных проектов.

1. Социальный супермаркет

Идея состоит в том, чтобы организовать универсальный продуктовый магазин, в котором продукты продавались бы с максимальной скидкой. Такой супермаркет дал бы возможность нуждающимся снизить повседневные расходы на еду и улучшить структуру своего питания.

2. Выучился? Отдай учебник другому!

Многие студенты покупают необходимые учебники за свой счет. После окончания семестра эти книги, как правило, им уже не нужны. Попробуйте организовать бесплатный сбор таких учебников в различных вузах для последующей перепродажи в специальном магазине нуждающимся студентам. Стоимость подержанных учебников предлагается установить на таком уровне, чтобы продажи покрывали расходы по сбору книг и содержанию магазина. Кроме того, для реализации проекта вам потребуются помощники – вы можете нанять студентов, обеспечив их таким образом подработкой.

3. Онлайн-лавка


Еще одна любопытная идея – организовать онлайн-магазин по продаже сделанных вручную сувениров, поделок, ковриков, одежды и других вещей. Такая Интернет-платформа дала бы многим талантливым надомникам возможность наладить каналы сбыта, получать стабильный доход и осваивать роль предпринимателя.

4. Честное микрофинансирование

Конечно, финансовые рынки России и зарубежныхстран во многом отличаются, и само словосочетание «микрозаймы» в нашей стране стяжало, увы, сомнительную репутацию. Однако у предпринимтеля на ниве финансов всегда есть выбор: быть ли добросовестным и социально ответственным кредитором. Суть идеи – в том, чтобы организовать специальную Интернет-платформу, через которую любой желающий мог бы одалживать (под небольшой процент) деньги для предпринимательских стартапов. Нечто вроде краудфандинговой платформы – только в меньшем масштабе. Вы как держатель ресурса могли бы брать небольшую комиссию для его поддержания.

5. Социальная кулинария


Если вы любите и умеете готовить, то этот бизнес – для вас. Попробуйте организовать нечто вроде общественной столовой или кафе, в которой могли бы питаться нуждающиеся или бездомные люди. Снизить издержки можно за счет участия волонтеров и нулевой арендной платы (если вам удастся найти такое помещение).

6. Печи, которые не коптят

В развивающихся странах, где готовят преимущественно на открытом огне, большинство домохозяек из-за постоянно вдыхаемого дыма страдает теми или иными сердечно-легочными заболеваниями. Идея (надо сказать, уже реализованная в ряде стран) состоит в том, чтобы наладить производство недорогих, но безопасных и эффективных (с точки зрения КПД) дровяных печей. Людям с нормальным достатком их можно продавать по обычной цене, субсидируя за счет получаемой прибыли более низкие социальные цены для нуждающихся. От себя добавим, что в России на открытом огне готовят чаще всего шашлыки и проблема, конечно же, не стоит так остро. Но! В странах Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) многие действительно готовят еду на простых уличных печках. Поэтому идея вполне применима у наших ближайших соседей.

7. Инновационные информационные носители

В ряде развивающихся стран все еще актуальна проблема неграмотности, в связи с чем очень сложно доносить до широких слоев населения важную информацию (например, о борьбе с инфекциями, по основам гигиены и т.д.). Как вариант – организовать производство (и продажу по низким ценам), скажем, детских одеял, на которых – в доступной форме, в виде рисунков нанесены инструкции по правильному уходу за детьми или другая важная информация. Наверняка, эту идею можно как-то приспособить и в России. Например, выпускать футболки с какими-то полезными рекомендациями для подростков.

8. Альтернативная энергия


Во многих странах электроэнергия – дорога и недоступна бедным слоям населения. Как насчет того, чтобы наладить альтернативное производство электроэнергии по низким ценам? Например, из навоза, отходов сельскохозяйственного производства и других био-разлагаемых материалов. Производимым таким образом электричеством можно было бы снабжать, например, больницы и школы. То есть речь идет об альтернативной энергетике в небольших масштабах.

9. Социальные гаджеты

Авторы статьи предлагают разработать и производить «дружелюбные пользователю» электронные гаджеты, как написано в оригинале, из «безконфликтных» материалов. Очевидно, речь идет о материалах, произведенных без ущерба для окружающей среды и без эксплуатации дешевого (полу-рабского) труда людей из развивающихся стран. К тому же, авторы предлагают установить на них цены ниже рыночных. Для России идея – довольно смелая, но почему бы не попробовать?

10. Индустрия красоты на благо социума

Вот это, по мнению авторов статьи, дословно - «крутая» идея. Заключается она в том, чтобы убедить производителей косметики поставлять вам продукцию по оптовым ценам, а вы будете ее продавать через Интернет-магазин, направляя прибыль на решение каких-то социальных проблем. Кстати, у нас уже действуют проекты, связаные с социальной косметикой.

11. Цифровой рынок


Создайте виртуальный онлайн-рынок, на котором продавцы могут покупать продукты и товары напрямую у производителей, избегая посреднических цепочек, которые «накручивают» конечную цену. Идея – в том, чтобы обеспечить доступ рядовых покупателей к жизненно важным продуктам и товарам по оптимальным, социальным ценам.

12. Доступный спорт

Идея – в том, чтобы найти (либо производить самим) недорогое спортивное оборудование – как альтернативу дорогостоящему членству в фитнес-клубах. Это помогло бы многим людям приобщиться к здоровому образу жизни.

13. Образовательная туристическая компания

Авторы статьи предлагают создать нечто вроде виртуального просветительского клуба путешественников, в котором люди смогли бы делиться своими впечатлениями и рекомендациями по посещению других регионов и стран и организации путешествий. При этом членство в таком клубе может быть платным (за символическую цену). На наш взгляд, для Рунета идея несколько запоздавшая, поскольку в сети немало абсолютно бесплатных аналогичных сайтов. Но, возможно, в Индии (откуда, предположительно, происходят авторы данной статьи) ощущается недостаток информации о других регионах страны. Кстати, в каком-то смысле это актуально и для России, ведь свою страну, будем честны, мы знаем не очень. Поэтому, может быть, эта идея поможет придумать что-то похожее для русскоязычного Интернета.

14. Микро-пожертвования или «легкая» благотворительность


Фактически, речь идет о некой «десятине» на торговые операции. Насколько бизнес готов к столь крупным пожертвованиям – вопрос, но в предложении, безусловно, есть здравая идея. Заключается она в том, чтобы договориться с коммерческими предприятиями не о разовых (пусть и крупных) пожертвованиях, а о том, что они будут отчислять на оговоренные цели какую-то (пусть и малую) часть от любого дохода. Смысл подобного партнерства в том, что вы получаете от каждого бизнеса пусть и малый, но постоянный денежный ручеек, соединив которые, вы можете обеспечить постоянное и предсказуемое финансирование некоего благотворительного или социального проекта. Впрочем, данная идея, скорее, относится к сфере благотворительности. Но пусть будет.

Социальное предпринимательство - это особый вид деятельности, находящийся на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе. Доходы не распределяются между участниками хозяйствующих обществ, а вкладываются в такие сферы, как снижение безработицы, усиление защиты прав граждан, окружающей среды. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет социально-ориентированное предпринимательство.

Общие сведения

Социальное предпринимательство - это сфера, в которой деятельность осуществляется независимо от внешнего финансирования. Вся работа ведется на основе проверенных бизнес-схем. В связи с чем нельзя говорить, что социальное предпринимательство - это такая форма самодеятельности. В этой сфере применяются не только проверенные временем, но и новые, научно обоснованные подходы к решению уже существующих и сравнительно недавно возникших проблем.

Миссия

Субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные организации могут работать в самых разных сферах. Они реализуют общественно-направленные программы в рамках основной деятельности. Это может быть здравоохранение, сельское хозяйство, обслуживание, образование и так далее. В настоящее время точного определения социального предпринимательства нет, поскольку оно затрагивает множество областей жизни человека и имеет огромное количество направлений и граней. Наиболее емко можно описать эту деятельность следующей фразой: "Зарабатывать, оказывая помощь другим". Социальное предпринимательство - это решение осязаемых и конкретных проблем общественной жизни, способствующее позитивным устойчивым изменениям. При этом следует подчеркнуть, что данная работа не является благотворительностью. Помощь оказывается по принципу "дать не рыбу, а удочку".

Историческая справка

Как зародилось социально-ориентированное предпринимательство? В России еще в 19 столетии существовали так называемые дома трудолюбия. Их можно назвать примером отечественной комплексной рабочей помощи. Эти дома были основаны отцом Иоанном Сергиевым в Кронштадте. Его основной идеей стала мысль о том, что зачастую обычная благотворительность, милостыня развращает человека, лишая его стимула к труду. "Дома" представляли собой центры, в которых работа велась по трем направлениям сразу. Здесь занимались благотворительностью, учебно-воспитательной деятельностью и трудоустройством. В середине 19 в. в Великобритании возникли кооперативы. Они являлись источником финансирования общественных нужд населения.

Развитие социального предпринимательства

Стоит отметить, что рассматриваемое явление было замечено за рубежом намного раньше, чем в России. Существует несколько исследований, которые иллюстрируют разнообразие содержания и форм организации социального предпринимательства. Само понятие впервые было введено в 60-х гг. 20-го столетия в Великобритании. Тогда получили распространение тенденции общественной свободы. На этой волне вопросы общественного значения широко освещались англоязычными изданиями. Более устойчивое употребление понятия социального предпринимательства относится к 70-80-м годам. Этому способствовали несколько выдающихся личностей. Так, Грегори Диз указывал в одной из своих статей, что причина возникновения малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций заключается в неэффективности работы отдельных общественных институтов. Здесь стоит отметить, что в передовых странах с довольно прогрессивными структурами рассматриваемая форма бизнеса более распространена. В этой связи для появления социального предпринимательства бывает достаточно появления субъективной оценки действующих институтов как неэффективных у отдельного члена общества.

Специфика

Майкл Янг

Этот человек не только создавал социальные предприятия по всему миру. Майкл Янг всерьез занялся образовательными программами. Благодаря ему возникли Колледж предпринимательства (социального), Университет 3-го тысячелетия, Институт по изучению сообществ и многие другие учреждения. Один из профессоров Гарварда назвал Янга самым успешным бизнесменом в сфере общественных инициатив. Благодаря его деятельности реализовалось множество идей по защите потребителей. Янг выступал и писал книги. Основной мыслью его трудов была идея оценивать людей не только по образованности, заслугам, умственным способностям, роду деятельности, но и по уровню их честности, способности сочувствовать, проявлять доброту и щедрость.

Современные реалии

В настоящее время коммерческие компании активнее участвуют в социальных реформах. При этом общим у всех предприятий является стремление внедрять инновационные подходы в бизнесе. Отмечается возрастающий интерес к социальному предпринимательству со стороны академического сообщества. В Гарвардской бизнес-школе в 1989 г. был открыт специальный курс. Обучение шло непосредственно по программе социального предпринимательства. С того времени ведущие школы бизнеса Америки стали включать дополнительные курсы в свои учебные планы. В 2004 г. около четверти выпускников Стенфорда имели диплом специалистов социального предпринимательства. В начале 21 века было открыто несколько крупных компаний. Среди них:

Российские компании

В РФ наиболее существенным можно назвать вклад фонда "Наше будущее". Его основал совладелец и президент компании "ЛУКойл" В. Алекперов. Фонд оказывает информационную, финансовую и консультационную помощь социальным предпринимателям, организовывает конкурсы проектов, осуществляет анализ эффективности поддерживаемых предприятий по конкретным показателям. Кроме "Нашего будущего", стоит отметить "Школу фермеров" в Пермском крае, мастерскую "Веселый войлок", действующую при Женском обществе в Рыбинске, салон бытового обслуживания "Березень" в Туле, ООО "Доспехи" в в Екатеринбурге "Эльфо", общественное объединение "Забота" в Нижнем Новгороде, фонд "Надежда" в Санкт-Петербурге. В 2010 г. в нормативные акты Минэкономразвития было официально включено понятие "социальное предпринимательство". За счет этого к данному общественному явлению начали проявлять больше внимания региональные власти. Активнее стали развиваться образовательные учреждения. Среди них, например, можно выделить новосибирскую школу "Территория развития".

Заключение

Социальная проблема, на решение которой направлены действия предпринимателя, является отправной точкой его бизнеса. Если не будет актуального вопроса, требующего вмешательства, то и не будет специальной работы. Будет существовать обычное предприятие с традиционными целями. Социальное предпринимательство представляет собой баланс общественных задач и бизнес-составляющей. Здесь деньги являются не целью, а средством, позволяющим не только решать проблемы, но и оставаться независимым от постоянных инвестиций со стороны. С точки зрения мировой истории социальное предпринимательство считается явлением довольно молодым. За рубежом оно существует чуть более 30 лет, а в России - около 10. Тем не менее, несмотря на это, социальные предприятия сегодня стоят в одном ряду с благотворительностью, некоммерческими инициативами, корпоративной ответственностью. На правительственном уровне прорабатываются проекты нормативных актов, в которых был бы четко описан механизм взаимодействия предприятий, решающих общественные проблемы, с гражданами и госструктурами. Сегодня социальное предпринимательство основывается на общих правилах хозяйствования. При этом компании постоянно внедряют инновационные методы работы. Несомненно, этот сектор должен расширяться.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...