Насилие в семье как фактор семейного нарушения. Агрессия в семейных отношениях

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение в семье…..

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Большую роль в младшем школьном возрасте играет характер взаимоотношений ребенка и родителей. В этом возрасте ребенок в силу своих возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от негативных родительских воздействий

Исследования показывают, что основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка. Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания только 38,5 родителей.

Исследования также показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям 50% родителей отмечают: «стремление воспитать», чуть меньше 30% - «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует». В более чем 10% случаев жестокость становится самоцелью – крик ради крика, избиение ради избиения.

Речь пойдёт о поведении родителей хороших, любящих, не находящихся в ситуации острого стресса.

Итак, назову самые распространенные "пружины" агрессивного поведения взрослых.

Общее психическое и физическое истощение, вызванное усталостью, бедностью, постоянным стрессом, долгой болезнью ребенка или собственным недомоганием. В эту категорию также часто попадают приемные родители в период адаптации ребенка в семье, потому что это очень энергозатратный процесс;

Автоматическое воспроизведение модели поведения собственных родителей. Даже если этой моделью вообще-то недовольны и хотели бы от нее избавиться, альтернативные модели приживаются с трудом, поскольку требуют постоянного контроля разумом;

Тревожность, мнительность, постоянный страх, что с ребенком что-то случится; желание предотвратить для него любые неприятности и страдания, часто связанное с неспособностью переносить плач ребенка;

Сильное, хотя и размытое, чувство вины не вполне понятно перед кем; фантазии о том, что другие осудят, накажут, возможно, отберут ребенка.

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка.

Временный «успех», которого родители порой достигают при помощи побоев,- вынужденное раскаяние или послушание ребенка - покупается дорогой ценой. «Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его.

Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.

Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.

Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями. Подобное воспитание и отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии. Что приводит к различным деформациям в формировании личности, формированию неадекватной самооценки и т.д. лишь воспитание в семье, где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка, приводит к тому, что он вырастает приятным для окружающих его людей.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Эти повреждения могут привести к смерти. Вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.

Сексуальное насилие, или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости, или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4-х лет.

Психическое (эмоциональное насилие) – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.).

К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия
  • оскорбление и унижение достоинства ребенка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
  • предъявление к ребенку требований. Не составляющих возрасту и возможностям
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

схема жестокого обращения родителей к детям:


Агрессия – это такое поведение, когда другого человека унижают, обесценивают, а также обесценивают его интересы, поступки, творчество и т.д.

Известно, для того, чтобы в семейных отношениях было счастье, эти отношения нужно постоянно совершенствовать, т.е. работать над ними, понимать какие Ваши действия приводят к нужным результатам. В реальности все не так, потому что люди живут «на автомате»: не задумываясь, автоматически реагируют на то, что делает партнер. Например, любимая женщина при разговоре по телефону не поинтересовалась состоянием здоровья мужчины, в ответ получила серьезное обвинение в эгоизме и требование впредь вести себя иначе. Когда на голову партнера сыплются обвинения и требования вести себя определенным образом, а именно так, как считает правильным другой партнер, тогда совместная жизнь превращается в муку. Печально, но практика такова, что к семейному психологу люди приходят, когда отношения практически разрушены, и, если один партнер хочет сохранить отношения (чаще всего мужчина), то другая сторона равнодушна к этим попыткам. Женщина настолько опустошена и раздавлена предыдущим опытом отношений с партнером, что не верит в его обещания измениться, не верит, что можно построить иные отношения с этим мужчиной. Это неверие в изменения базируется на том, что он много раз обещал измениться, но прошло два года, пять лет, десять, а он продолжает делать то, что приносит женщине боль и страдания. Подумайте сами, можно ли надеяться на обещания партнера измениться, если он и понятия не имеет о том, что с ним самим происходит, чем недовольна супруга, и как она видит хорошие отношения. Если человек не видит цели, значит, он будет плутать, и до цели никогда не доберется. Но, женщина, как правило, верит в эти обещания, просто потому, что так хочется теплых и уважительных отношений, а поэтому и терпит так долго, как может, некоторые терпят всю жизнь.

Мне плевать на то, что ты чувствуешь и чего хочешь!

Я видела несколько семей, где состоятельный мужчина (владелец бизнеса и материальных благ) открыто говорил о том, что не допустит, чтобы жена его покинула, несмотря на то, что женщина вынуждена жить с мужчиной только из страха за свою жизнь, жизнь ребенка и своего будущего избранника. Тот факт, что жена его просто не любит, не берется даже в расчет. Мужчина много рассуждает о том, что жена не из «той семьи», любит веселиться в клубах, любит заниматься собой, общаться с подругами и не любит находиться дома. В общем, это не идеал добродетельной жены и матери. Он вроде бы рассказывает, что она не очень — то хороша для него, и в то же время крепко вцепился в нее не такую идеальную, как хотелось бы. Когда с таким мужчиной говоришь о том, что насилие не допустимо, что от насилия страдает не только жена, но и дети, разговор обычно сводится к тому, что это жена его провоцирует на насилие, т.к. неправильно себя ведет, а, если будет вести себя правильно, то и ему не придется прибегать к насилию. Это миф!

Как бы идеально не вела себя жена, насильник всегда найдет к чему придраться. Если она наденет на вечеринку красивое платье, то он будет недоволен тем, что она «вырядилась, как проститутка, и все мужчины на нее весь вечер облизывались», если же в следующий раз она наденет скромное платье, он будет недоволен тем, что она «делает вид, что муж не покупает ей приличных нарядов». Скорее всего, такой мужчина сам подвергался насилию, когда был еще не в состоянии за себя постоять. Вероятнее всего, это происходило, когда он был ребенком. Для ребенка насилие это серьезная травма, и, чтобы выжить часть личности ребенка отщепляется, что позволяет не помнить трагичные для него события, а другая часть личности впитывает в себя черты насильника. И этот насильник проявляет себя, когда появляется жертва, т.е. заведомо более слабое существо (женщина, ребенок, животное). Почему насильник мертвой хваткой вцепляется в свою жертву и не отпускает ее, хотя она не очень хороша для него? Да потому что, это идеальный тандем: насильник и жертва, один без другого не может жить. Жертва, соответствующим образом воспитанная, всегда притягивает к себе насильника. Что же делать? Насильнику работать с психологом по преодолению моделей поведения насильника, а жертве работать по преодолению роли жертвы. В любом случае, чтобы сдвинуть отношения в лучшую сторону необходимо меняться обоим партнерам.

Агрессия в семейных отношениях

На ироническом, подчеркнуто выразительном динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. (рис. 161) мама, как и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. Однако ее воинственный вид свидетельствует отнюдь не об обслуживающей, а, напротив, о руководящей функции. Агрессивная поза и меч (вместо более уместного в данной ситуации хозяйственного ножа) в руках позволяют предполагать, что эта функция нередко осуществляется с помощью агрессивных средств. Надписи на рисунке

гласят: «Мама на кухне режит курицу», «Папа говорит по телефону и смотрит телек», «Я играю». Курица, которую режет мама, чрезвычайно похожа на папу (см. увеличенный фрагмент рисунка). Это может являться косвенным указанием на то, кто именно является обычным объектом маминой агрессии. Верхней точкой рисунка служит кончик маминого меча, что демонстрирует ее доминирующее положение в семье.

Себя Сергей нарисовал в виде совсем маленького ребенка, играющего с игрушкой. По-видимому, в этом отразилось его самоощущение, свидетельствующее об инфантильности и отсутствии у него какой-либо иной функции в семье, кроме функции опекаемого (скорее всего гиперопекаемого) ребенка.

Вместе с тем, откровенная сексуальная символика (соски на груди и подчеркнуто демонстрируемая генитальная область) свидетельствует о том, что психосексуальное развитие мальчика вполне соответствует его возрасту. В изображении себя присутствует также символика вербальной агрессии: широко разинутый рот с подробно вырисованными зубами. Вероятно, естественная для подростка борьба за самостоятельность проявляется у Сергея в форме грубости и частого крика.

Поза мальчика на рисунке предельно экстравертна, изображение больших кистей рук позволяет предположить особо высокую потребность в общении. Можно полагать, что у Сергея общение с отцом, который нарисован первым, более эмоционально насыщено, чем с матерью: рука отца с подробно прорисованной кистью направлена к мальчику, в то время как обе мамины руки сжимают меч. Кроме того, на рисунке мама отделена от Сергея столом.

Агрессивная позиция мамы представлена и в рисунке двенадцатилетнего Мити Д. (рис. 162). В нем мамина агрессия, выраженная всей ее позой и поднятой рукой, непосредственно направлена на папу. Как объяснил мальчик, «моя мама заставляет папу заниматься; на столе книжки лежат; я стою в удивлении, что они ругаются».

На этом рисунке, так же как и на предыдущем, продемонстрирована доминирующая роль мамы (она возвышается над остальными членами семьи). Однако, в отличие от Сергея, Митя нарисовал ее первой и себя изобразил рядом с ней. Папа изображен подчеркнуто карикатурно и явственно напоминает черта. Очевидно, что он не пользуется Митиным уважением. Вырисованные зубы (признак вербальной агрессии) говорят о том, что папа вряд ли сносит мамины выпады молча.

Себя Митя изобразил маленьким мальчиком, сосущим палец. Можно полагать, что он, как и Сергей, инфантилен и находится в условиях гиперопеки со стороны мамы. Вместе с тем, и его рисунок не лишен сексуальной символики (подчеркнутая волосатость папиного тела и конечностей), что говорит о достаточной психосексуальной зрелости. Следовательно, инфантильность в данном случае, как и в предшествующем, определяется не психофизиологическими особенностями ребенка, а особенностями семейной ситуации.

На рисунке десятилетнего Миши Г. все члены семьи, кроме мамы, изображены с поднятой рукой и с крупной кистью (рис. 163). Такое положение руки интерпретируется как признак агрессивности. Сам Миша объяснил, что на рисунке они с сестрой и папа «говорят: «Привет!», здороваются с кем-то». Подобное объяснение не меняет интерпретации изображенного жеста.

В рисунке представлена ярко выраженная доминирующая роль папы. Он же является наиболее агрессивной фигурой. Такое восприятие отца в значительной мере объясняется тем, что Миша гиперактивен и недостаточно социализирован. В связи с этим он очень часто нарушает общепринятые правила поведения, за что подвергается наказанию. Во второй главе анализировался рисунок человека, сделанный Мишей в возрасте 5 л. 11 мес. (см. комментарий к рис. 22). С тех пор, благодаря проводившейся с ним психокоррекционной работе, проявления гиперактивности заметно уменьшились, поведение мальчика существенно приблизилось к норме, но проблемы все еще остаются весьма серьезными.

На рисунке семьи животных, сделанном девятилетним Ильей К., папа изображен в виде гориллы, высоко поднявшей руку с огромным кулаком и бьющей себя в грудь другой рукой (рис. 164). Наряду с папиной агрессивностью в рисунке подчеркнута его мужественность (мощная волосатая фигура) и ярко выраженное доминирование в семье. Он нарисован первым, что говорит о его высокой значимости для Ильи.

Описывая свой рисунок, Илья сообщил: «Папа-горилла. Мама-пантера… нет, кошка. Улитка-дочка. Змейша-брат, сын то есть. Гремучий такой». Змея на рисунке изображена в агрессивной позе, изготовившейся к нападению. Это символизирует взаимную агрессию в отношениях Ильи с отцом.

Родители рассказали, что отношения дома конфликтные, причем более всего Илья конфликтует с отцом. Илья хочет непрерывно смотреть телевизор и устраивает по этому поводу шумные истерики, не хочет делать ничего из того, чего от него требуют (в частности, не выполняет домашние задания). За это отец его регулярно наказывает. Рисунок мальчика позволяет предположить, что к нему применяются, в частности, физические наказания. Родители уклонились от обсуждения этой темы (отец сказал, что «возможно, сгоряча когда-нибудь дал ему подзатыльник»).

Восьмилетний Леня Р. изобразил в качестве наиболее агрессивной фигуры (с самыми большими кулаками) себя самого (рис. 165). Себе он отвел также доминирующую роль в семье: его кулак - самая верхняя точка рисунка. Папа изображен тоже в агрессивной позе, но, судя по рисунку, его противостояние сыну не особенно успешно. Мама нарисована в предельно подчиненной позе: она лежит под ногами у Лени и его папы.

Родители обратились за консультацией в связи с агрессивным поведением мальчика дома и в школе. Учительница жалуется на то, что он постоянно дерется, нарушает правила поведения, мешает на уроке. По словам мамы, дома Леня помогает, многое делает сам, но при этом всегда жестко настаивает на своем; управлять его поведением родителям не удается.

В семье животных, изображенной пятнадцатилетним Игорем М., все персонажи в большей или меньшей мере агрессивны (рис. 166). Игорь живет с родителями и тринадцатилетним братом, то есть состав изображенной семьи не полностью соответствует реальному. По-видимому, этим мальчик хотел показать, что рисует не свою, а некую абстрактную семью. Очевидно, сам он идентифицируется с чайкой: именно по отношению к ней волк является братом. Если бы за исходную была выбрана позиция волка, то он был бы назван сыном, а чайка - сестрой. Об идентификации с чайкой говорит также расположение персонажей (она выше волка, что соответствует роли старшего ребенка в семье) и выбор более привлекательного животного.

На этом рисунке, как и на предыдущем, мама занимает низшую позицию в семейной иерархии, однако она отнюдь не пассивна, как на рисунке Лени. Игорь изобразил ее в виде крокодила, являющегося одним из наиболее ярких символов агрессии. Раскрытая пасть мамы-крокодила направлена на папу-льва: по-видимому, в семье Игоря папа является частым объектом маминой вербальной агрессии.

В отличие от крокодила, крупные теплокровные хищники, такие как лев и волк, не всегда выступают в качестве символов агрессивности. Иногда они отражают лишь представление о силе и активности. Однако в данном случае подчеркнута именно их агрессивность. Папа-л ев нарисован с оскаленными зубами (символ вербальной агрессии), но выглядит отнюдь не страшным и довольно бессильным. Сын-волк бесцеремонно пускает сигаретный дым ему прямо в лицо. Можно полагать, что таким образом Игорь отобразил агрессивные подростковые реакции своего брата на отца.

Образ чайки, вообще говоря, не связан с агрессивной темой, это романтический символ, часто используемый демонстративными подростками. Но в анализируемом рисунке романтические представления, воплощенные в этом образе, остаются чисто абстрактными. Конкретным же его наполнением, как и у остальных персонажей, является агрессивность, поскольку в рисунке подчеркнут очень большой и острый клюв, нацеленный на брата-волка. Это дает основания думать, что Игорь агрессивен по отношению к своему младшему брату, причем весьма вероятна физическая, а не только вербальная агрессия.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Агрессия Агрессивные тенденции, так же как и страхи, не должны расцениваться однозначно как отрицательные. Они могут отражать разлаженность поведения ребенка, его расторможенность, проявляться в форме влечений, нести функцию защиты от непереносимых воздействий,

Из книги 15 мифов о любовных и семейных ссорах: посмотрите на себя со стороны! автора Зберовский Андрей Викторович

Раздел Первый. Место ссор в любовных и семейных отношениях Главное содержание первого раздела этой книги – разговор о том, что же представляют из себя любовные (и в том числе – семейные) ссоры, какова причина их возникновения, кому и для чего они выгодны, можно ли сделать

Из книги Стадия зеркала. Когда женщина знает, чего хочет автора Чаландзия Этери Омаровна

Глава 4. Объективные причины возникновения ссор в любовных и семейных отношениях Многие из тех, кто поддерживает любовные отношения, бывает, в сердцах спрашивают у себя и других: «Как же сделать так, чтобы влюбленные вообще никогда не ссорились?». Однако, как мы уже знаем

Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий

Агрессия Как-то раз компания друзей в поисках интеллектуальных развлечений набрела на тест, определявший, насколько человек зависим от внешних раздражителей. Результаты оказались разнообразны. Кто-то отличался завидной эмоциональной стабильностью и не реагировал ни

Из книги Как вырастить успешного, счастливого и послушного ребенка автора Чуб Наталья

Агрессия Всегда бей, никогда не отбивайся. Сломался штык, бей прикладом; приклад отказал - бей кулаками; попортил кулаки - вцепись зубами. М. И. Драгомиров. Солдатская памятка, 1890 Агрессия. В современном языке это слово имеет ярко выраженную негативную окраску. Согласно

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Агрессия Наш сын постоянно дерется! От замечаний уже некуда деваться, в детском саду ежедневно выслушиваем жалобы воспитателей и родителей других детей. Откуда у ребенка столько агрессии, и что с этим делать? Удивительное дело – такое поведение довольно

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

19.11. Кризисы в семейных отношениях К. Разбалт с соавторами (Rusbult et al., 1987) отмечают три типа поведения супругов при кризисах семейных отношений. В одном случае они демонстрируют лояльность: ждут, когда ситуация улучшится. Проблемы слишком болезненны, чтобы их можно было

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

5.11. Конфликты и кризисы в семейных отношениях Чаще всего конфликты между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. У. Ф. Харли (1992) пишет: «Когда мужчина и женщина вступают в брак, они питают высокие надежды. Они

Из книги Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни автора Климчук Виталий Александрович

Реактивная агрессия и хищническая агрессия Характерный для Бетти стиль добиваться своего и держаться за власть хорошо иллюстрирует один момент, связанный с агрессивным поведением, который профессионалы часто упускают из виду. Агрессия бывает двух очень разных видов:

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Что можно и чего нельзя в семейных отношениях?

Из книги Травма и душа. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию автора Калшед Дональд

Структура семейных отношений При описании структуры семейных отношений используются следующие понятия:1) сплоченность;2) иерархия;3) граница.Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи (Боуэн М., 2008; Stierlin Н., 1992).

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Дит и агрессия Кажется, что абсолютный нигилизм Дита – он великий отрицатель, он говорит «нет» всему, что есть в психе – имеет отношение к энергиям агрессии, которые по необходимости направлены вовнутрь после того, как вследствие травмы произошел разрыв в потоке

Из книги автора

Агрессия Несомненно, что агрессия нам необходима для сохранения нашего места в этом мире. Ее не следует смешивать с деструктивным насилием. Я напомню ее этимологическое значение: ad-gressere означает «идти навстречу другому», точно так же, как pro-gressere означает «идти дальше

Из книги автора

18. Агрессия Перлз, как и Конрад Лоренц (известный немецкий этолог, изучавший поведение животных в естественных условиях), а также многие другие, рассматривал агрессию как «побуждение к жизни», точно так же как и сексуальность. Он проповедовал гармоничное развитие,


По данным социологических исследований сегодня в российском обществе очень большой уровень агрессии и насилия. Агрессия стала почти что нормой нашего существования, и мы уже не обращаем внимания на хамство в общественном транспорте, на детей, которые матерятся, да и сами часто не замечаем, как вступаем в перепалки, срываемся на окружающих, в том числе и в своей семье, раздражаемся по мелочам. А семья – это отражение нашего общества, да и нас самих. Сегодня, как ни включишь передачу по телевизору – главная тема обсуждения, это насилие в семье. И здесь нужно сначала сказать, что агрессию можно поделить на два основных вида – физическая и вербальная. Вербальная агрессия сегодня наиболее широко распространена, и уже практически вошла в норму. Нередко, когда идешь по улице мимо открытых окон, то становишься невольным слушателем семейных разборок, где в выражениях супруги не скупятся. Особенно мужья. Что касается физической агрессии, то есть побоев, то они еще в какой-то мере осуждаются обществом. Хотя такое насилие и не редкость. Есть даже мужчины, которые считают, что это и есть норма отношений. Их девиз это известная пословица: «Бей бабу молотом, будет баба золотом», и подкрепляют это еще ссылкой на «Домострой», где жене предполагалось быть пред мужем «тише воды, ниже травы» и «по струнке ходить». Жена действительно должна повиноваться мужу, но как муж должен относиться к жене? Апостол Петр прямо пишет: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». Сравнение жены с «немощнейшим сосудом» говорит нам о том, что муж должен обращаться с женой крайне бережно, не раздражаться, не ругаться, и тем более не избивать. Обращаться благоразумно, значит, устроить семейную жизнь таким образом, чтобы в ней не было места отрицательным чувствам – ревности, зависти, а все проблемы решались спокойно, с рассуждением. Также апостол подчеркивает тот факт, что муж должен относиться к жене с честью, как к сонаследнице благодатной жизни, а, значит, должен всегда помнить, что жена – не его раба, а раба Христова, и уже поэтому должен заботиться о ней как о сослужительнице Божией.

В чем же кроются причины домашнего насилия? Рассмотрим наиболее типичные.

Во-первых, это неадекватная, чаще всего заниженная самооценка, того, кто применяет кулаки в качестве аргумента в ходе конфликта. Стремясь повысить свою значимость в своих же собственных глазах, человек начинает самоутверждаться при помощи побоев. Муж, который не в состоянии обеспечить семью материально, не умеющий ничего делать по хозяйству, испытывая разочарование в самом себе, как мужчине, начинает применять силу по отношению к жене, тем самым реабилитируясь в своих собственных глазах. В этом случае, важно поостеречься от всяких придирок по отношению к супругу, которые принижают его и без того низкую самооценку. Лучше всего будет, если жена станет поднимать самоуважение мужа, путем поручения ему несложных заданий, и похвалы за их хорошее исполнение.

Во-вторых, будучи ребенком, мальчик видел такой стиль отношений в своей родительской семье. И этот стиль отношений перенес в свою собственную семью, считаю насилие нормой. Важно открыто, и в спокойной обстановке поговорить с супругом, высказать свои чувства, эмоции по поводу его поведения, и договориться и разобрать другие варианты разрешения конфликтов, без применения силы.

В-третьих, причиной применения насилия могут быть проблемы, трудности, возникшие за пределами семьи, например, на работе. В психологии существует такое понятие как «замещение», когда человек выплескивает свое негодование не на того, кто реально его разозлил, потому как этот человек, по каким-то причинам, может быть недосягаем, а на того, кто не сможет дать отпор, с кем не опасно разругаться и вылить на него весь свой негатив. Если муж, по своему характеру человек спокойный, не взвинчивается по пустякам, но после работы приходит всегда в дурном настроении, то, главное, не тревожить его, не начинать разговор о семейных трудностях и проблемах, тем более не расспрашивать «Что случилось?», а дать спокойно отдохнуть примерно полчаса. За это время человек переварит все неприятности рабочего дня и более-менее настроится на окружающую обстановку, то есть на семью.

Наконец, в-четвертых, насилие в семье могут провоцировать сами жены. Очень ярко данную ситуацию описал св. Иоанн Златоуст: «Бедные мужья! Усталые они пришли домой с работы полевой; пот льет ручьями, рубахи на них хоть выжимай, ноги едва плетутся… Мужьям с работы только бы отдохнуть да подкрепиться, а их встречают жены жалобами: горшки не поделили, свекровь обижает, из-за ребят перессорились. Пожалейте хоть мужей своих…дайте им вздохнуть немного. А вы пристаете к ним со своими ссорами да раздорами, с жалобами да укорами… Да если бы и не поладили вы в чем между собой: не доводите дела до мужей своих. Если жена крепко любит своего мужа, то… встретит его ласково, приветливо…, чтоб вышел он завтра на работу с новыми силами, с душой спокойной.

Но, чтобы стать такой терпеливой женой, нужно и самой научиться справляться со своими эмоциями, негативными чувствами.

Прекрасным средством для этого служит молитва, которая учит нас смирению. Смирение же это такая сложная категория, о которой трудно даже что-то и сказать. До истинного смирения доходили святые люди, которые всю свою жизнь положила на дело служению Богу и ближнему. Нам об этом трудно говорить. Мне запомнились слова одного психолога, который сказал, что смирение – это расслабление, когда мы не боремся с бурным потоком жизни, а отдаемся на волю волн, я бы сказал на волю Господа. Но смириться с ситуацией – это не значит опустить руки, а значит сделать первый шаг на пути изменения себя и своей жизни. Смирение – это та, точка отсчета, от которой наш разум выбирает правильное направление движения, освобождаясь от лишних, ненужных эмоций. Человеку, который овладел этим искусством, может искренне, от всего сердца простить обиду, которую нанес ему ближний, в частности родной человек. А значит, для разворачивания конфликтов, для агрессии, просто не будет места.

Также вам может помочь предупредить возможные конфликты и агрессию, методика четырех шагов, описанная в 1975 году психологом Новако:

1 шаг. Подготовка к ситуации. Вы должны признать, что этот человек (люди) вас сильно раздражает, и определить какие фразы, поступки вызывают это раздражение. Вспомнить эпизоды, где эти фразы звучали, описать свои чувства и эмоции (можно и на бумаге, или вслух, находясь в одиночестве), возникающие в тот момент.

2 шаг. Продумать, как не реагировать на провокации. Прежде, чем снова возникнет неприятная ситуация, вы должны продумать, как будете контролировать себя. Затем вы должны представить себе эту ситуацию, и в тот момент, когда последует провокация, детально представить себе свое поведение, действия, слова.

3 шаг. Научиться справляться с волнением и возбуждением. Осознайте свое физическое состояние в тот момент, когда наступает стрессовая ситуация, применяйте методы саморегуляции. Например, есть очень простая техника борьбы с эмоциональным напряжением, заключающаяся в следующем: сначала мы находим участок тела, который у нас в наибольшей степени напрягается в момент стрессовой ситуации (например, кисти рук), потом напрягаем этот участок тела в максимальной степени, а затем – резко расслабляем. Вместе с нашим телесным напряжением уходит и эмоциональное напряжение.

4 шаг. Вознаградить себя. Если удалось справиться со стрессовой ситуацией, то следует вознаградить себя, тем, что доставляет вам приятные ощущения. Усердствовать не надо. Может быть вполне достаточно и устного одобрения своего поведения, например: «Сегодня у меня получилось сдержаться и сохранить хорошие отношения с моими родными. Я очень этому рада. Буду продолжать так и дальше».

В случае если у вас на работе произошел какой-то конфликт (с коллегами, с начальством), то ни в коем случае не надо нести его домой. После работы уделите себе некоторое время и просто погуляйте по улице, в парке, по бульвару, думайте о том, что вас обычно успокаивает и приносит радость, а если все-таки дурные мысли опять полезут в голову, то скажите себе резко «Стоп. Это было в прошлом. Сейчас я иду домой, где меня ждут мои родные».

Благополучие в семье зависят, прежде всего, от нас самих, от нашего поведения и обращения с близкими людьми. А в завершении своего выступления позвольте процитировать слова епископа Виссариона (в миру Нечаева), который говорил: «Супруги должны знать как неприятно и опасно оставаться надолго с непримиримым сердцем, с непоконченными недоразумениями и беспокойствами, и потому должны спешить восстановить нарушенное взаимное согласие и мир». И я тоже желаю вашим семьям мира и взаимного согласия.

Беседу провел психолог Дмитрий Кечин



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...