Научная медицина. Что такое современная фундаментальная и прикладная наука

Различие между теоретическим и практическим мышлением

Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение ча­стных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осу­ществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе - отступлении от практики. Работа практи­ческого ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практиче­ского ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергает­ся непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результа­тах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическо­му мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в са­мом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длитель­ного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ог­раничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспери­ментах, а в самой жизни, и - что особенно важно - практический работник дале­ко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени - одна из самых характерных особенностей работы практического ума.

(Из работы Теплова Б.М. «Ум полководца»)


Выделяют интуитивное и аналитическое мышление . Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Признаками интуитивного мышления является также отсутствие развернутых логических рассуждений, самоочевидность для субъекта, уверенность его в правильности решения. Наряду с логическим, аналитическим познанием действительности велика роль интуиции, эвристического начала, бессознательного. Многие великие открытия совершались интуитивно. И.П.Павлов объяснял интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. В настоящее время выявлены некоторые факторы по развитию интуиции. Ими являются развитие наблюдательности, памяти, эмоциональной восприимчивости, расширения запаса знаний и жизненного опыта, а также совершенствование и развитие органов чувств (зрения художника, слуха музыканта и т.д.)

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискур­сивное, эвристическое и творческое мышление: алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установ­ленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач; дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление осно­вано на системе взаимосвязанных умозаключений; эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состо­ящее в решении нестандартных задач; творческое мышление - мышление, дающее принципиально но­вое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Творческое мышление

Творческое мышление является высшим уровнем познавательной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска посредством особых процедур, которые не свойственны деятельности воспроизведений или усвоения готовых знаний. Творческое мышление дает принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Известный психолог Лук А.Н. («Психология творчества». М.,1978) к творческим интеллектуальным способностям относит: зоркость в поисках проблемы как способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а является качеством мышления; способность к свертыванию мыслительных операций, позволяющих мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага; способность к переносу опыта, позволяющая применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к другой; цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (цельное восприятие характерно для людей художественного типа – актеров, художников, музыкантов, журналистов); способность к сближению понятий, проявляющаяся в легкости ассоциирования и отдаленности ассоциируемых понятий; гибкость мышления; способность к оценке; способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (объединять и увязывать новые сведения с имеющимся багажом); легкость генерирования идей; беглость речи и др.

Творческое мышление журналиста отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической, профессиональной, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.


Барьеры творческого мышления

Конформизм - желание быть похожим на другого - основной барьер для твор­ческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находилипонимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.



Цензура - в особенности внутренняя цензура - второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматич­ными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego - так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления - это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закре­пить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непро­думанных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творчес­ком мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому цен­ность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек бу­дет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и во­ображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложен­ных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более что творческое мы­шление часто приносит удовольствие независимо от использования его резуль­татов.



О теории и практике говорят, когда рассматривают отношения человека с миром, в котором он существует. Два понятия являются взаимозависимыми, но по своему значению они часто противопоставляются.

Определение

Теория – знание, описывающее закономерности, действующие в какой-либо области жизни. Теория возникает из гипотезы. Однако такое превращение происходит только после прохождения выдвинутой догадки через эксперимент, результат которого доказывает истинность предполагаемого.

Практика – осознанная деятельность, представляющая собой преобразование действительности с целью извлечения определенной пользы, получения опыта. Практика может осуществляться в материальной сфере (связанная, например, с производством каких-то предметов) и духовной (относящаяся, скажем, к педагогике или социальным взаимоотношениям).

Сравнение

Две рассматриваемые категории находятся в единстве друг с другом. При этом отличие теории от практики заключается в следующем. Практика обязательно представляет собой действие. Теория по своей сути таковым не является. Она выступает как результат мыслительной деятельности, но существует в собственной абстрактной форме. Теорию составляют понятия, положения, выводы.

Определение

Можно заметить, что практика обуславливает возникновение теории, и наоборот. Так, достоверное знание формируется исключительно с опорой на опыт. Иными словами, на практике доказывается истинность мысли, и это становится основой развития теории. Опираясь на последнюю, учитывая выявленные закономерности, люди получают возможность создавать то, что раньше не существовало. Так появляются важные изобретения и открытия.

Следует подчеркнуть, что теория не просто обобщает опыт практической деятельности и переносит его на другие ситуации, а именно развивается. Она становится почвой для рождения новых гипотетических допущений, которые затем опять-таки проверяются с помощью действия. Таким образом, теория выступает в качестве мощнейшего средства, позволяющего решать фундаментальные задачи освоения действительности.

В чем разница между теорией и практикой? В том, что теория является в определенном смысле планом. Она играет программирующую роль, позволяет прогнозировать будущее. Однако теория полезна лишь в том случае, когда влечет за собой значимые практические последствия.

Понятие «теория» определяется как система взглядов по какому либо вопросу. В отличие от гипотезы как научного предположения или концепции как системы взглядов, то или иное понимание явления/проблемы, система взглядов теории уже подтверждена практикой и проверена временем, и, что немаловажно, принята определенной частью или всеми членами научного сообщества, а, при ее жизненности и значимости, и вообще обществом. Не смотря на столь емкое определение в одной и той же отрасли науки теорий, как правило, несколько. Большая часть из них носит соподчиненный характер, отражая те или иные стороны целого. Современное глубокое разделение целого на части в любой отрасли знаний, со специализацией, требующей постоянного их накопления «по горизонтали», на первый взгляд, вообще снимает необходимость у отдельного члена научно-практического (в медицине) сообщества присутствия понятия об общетеоретических знаниях. В самом деле, вся теоретическая часть медицины представлена фундаментальными знаниями в физиологии/патофизиологии, анатомии/патологической анатомии, химии, биологии, фармакологии, гистологии. Представители этих дисциплин в меру заинтересованности и более других, практических, специалистов владеют знаниями других дисциплин. Чего не скажешь об их практической компетенции, им самим, в общем то, не нужной. То же, с обратным знаком, относится к врачам. Анестезиологи владеют основами клинической фармакологии и патофизиологии, хирурги - анатомии и патологической анатомии и т.д.

Известным фактом является перегруженность теоретическими предметами студентов медицинских вузов в первые три года обучения. Предметно-практическое преподавание в последующем резко снижает качество и количество обобщающих представлений, утрируя их до узко конкретных приложений. По окончании вуза обучение, уже самостоятельное, носит характер «постановки руки», перенятия штампов практической работы. Вопросам теории медицины места уже нет.

По роду своей деятельности, связанной со складом ума, общетеоретическими построениями занимаются представители так называемой теоретической медицины. Прежде всего - патанатомии и патофизиологии. Так, целлюлярная патология Р. Вирхова, сводившая всю патологию к патологии клеток, по определению Ю.П. Лисицина представляла собой:

Работы К. Бернара, И.М. Сеченова, И.П. Павлова заложили основы теории нервизма и кортико-висцеральной патологии, в полной мере сохраняющих свое научно-практическое значение до настоящего времени.

Закономерным продолжением двух основных теоретических платформ стали работы на основе фактов молекулярной биологии и медицины, адаптационно-трофических процессов. Так, теория повреждений клеток свободными радикалами, процессами естественного метаболизма с возникновением атеросклероза, канцерогенеза легла в основу так называемой теории старения или теории «четырех моделей медицины» В.М. Дильмана . Автором выделяется десять «нормальных болезней» (ожирение, сахарный диабет тучных, гиперадаптоз, климакс, атеросклероз, метаболическая иммунодепрессия, аутоиммунные болезни, гипертоническая болезнь, психическая депрессия и рак) как результат развития и взаимодействия экологических, генетических, онтогенетических (развитие организма) и инволюционных (аккумуляционных) факторов.

А.А. Алексеевым сформулирована соединительно-тканная теория биологии и медицины . Автор называет соединительную ткань, которая составляет 85% всей массы человеческого тела, двигателем и механизмом реализации эволюции в сложных живых системах, а интегрирующим заболеванием - соединительно-тканную недостаточность. Значимо, что речь идет о энергоинформационной роли соединительной ткани.

В основу общей теории медицины академика А.Д. Сперанского («Элементы построения теории медицины», 1934) легли общие закономерности адаптационно-трофических процессов в нервной системе.

Появление знания о нейроэндокринных взаимодействиях обусловили появление учения Г. Селье о стрессе и общем адаптационном синдроме - одном из самых ярких явлений теории медицины, теснейшим образом определяющим его практическое применение.

Развитием наших представлений уже на уровне психической жизнедеятельности, где в развитии заболеваний учитываются не только реакции неосознаваемого, но собственно психические процессы, ментально-эмоциональные проявления, стали теории, объединившиеся во фрейдистское (психоаналитическое) и психосоматические направления.

Все вышеперечисленные фундаментальные медицинские теории/концепции охватывали, прежде всего, внутренние процессы, происходящие в организме при взаимодействии с внешними факторами.

Еще более узки направления неогиппократизма/биотипологии, которые, с одной стороны, родились как ответ на технизацию и специализацию в медицине с разрушением целостного восприятия человека, а, с другой стороны, создавали и применяли на практике границы типажа человеческой личности на любом уровне. Следует сказать, что такой подход не нов. В Аюрведе, Тибетской медицине, у Гиппократа, И.П. Павлова, В. Кречмера, М. Мартини, Н. Пенде мы находим классификаторский подход к определению типа личности с лечебно-профилактическими выводами. Идя еще «глубже» Э. Уильямс в работе «Биохимическая индивидуальность» (1960) на основе анализа и синтеза анатомического, биохимического и клинического материала, создает очередную классификацию, которая широкого признания не получила.

Не меньшее в количественном отношении теоретическое наследие представляют теории, так сказать, внешнего опосредования болезни, куда относят теорию социальной обусловленности здоровья и социобиологические концепции. Вообще не касаясь механизмов патогенеза заболеваний, они исследуют их несомненную взаимосвязь с социальными факторами. Поведенческая сторона, определяющая образ жизни индивидуума и сама являющаяся частью образа жизни, формирует наряду с внешне средовыми факторами, от экологических до политических, факторы риска здоровья, роль образа жизни и здорового образа жизни.

Ряд социолого-биологизаторских теорий - теория этологии (К. Лоренц, Н. Тинберген, Н. Фриш), человеческой экологии (Р. Парк, Э. Бюргесс), социобиологии (Э.О. Уилсон) - переносят законы биологических сообществ на человеческую жизнь и еще более опосредованы в вопросе о причинах и характере заболеваний.

Наиболее общей и объединяющей теорией происхождения болезней является теория болезней цивилизации и социальной адаптации. Термин «адаптация» как процесс преодоления организмом неадекватных условий, не соответствующих свойствам организма, не менее популярен, чем «стресс». Дезадаптация как результат неадекватной адаптации (адаптации с нарушением жизнедеятельности) рассматривается как основа заболевания. Теория социальной адаптации от рождения была за рамками только медицинской, и в одном из первых трудов на эту тему («Болезни нашего общества» Э. Гюан, А. Дюссер) рассматривался целый спектр проблем, обусловливающих биологическую, природную, социальную, психологическую дезадаптацию.

Область решения проблемы лежит за пределами медицины, подпадая под известные нам законы развития цивилизации. Такие видные теоретики как Р. Дюбо и О. Тоффлер достаточно пессимистичны в своих прогнозах относительно тенденций развития дезадаптации. Ранее им в противовес, и в большей мере справедливо, звучали возражения теоретиков из стран соцлагеря, дружно строивших коммунизм без травм, болезней и пр. Да и и что возразишь: ради чего зарабатывать деньги в Нью-Йорке, Лондоне или Москве, выматываясь и стараясь «быть как все», если в нищей Кубе одна из самых развитых в мире систем здравоохранения и одна из самых высоких продолжительностей жизни? Вопрос «заезженный», но «направление движения» прежнее - к новым победам цивилизации!

Теория географического детерминизма, конвергенции Т. Мальтуса (1798 г.) и в последующем неомальтузианцев имеет, пожалуй, самое отдаленное отношение к собственно медицине. Справедливый постулат о болезнях и вырождении членов общества как прямом результате увеличения его численности выше критической отметки справедлив, но более приложим, например, к экологии.

Академиком Ю.П. Лисициным и В.П. Петленко сформулирована детерминационная теория медицины, в основу которой были положены принципы детерминации, отражения в живой системе. «Основная цель построения детерминационной теории», - по мнению авторов, - свести в единую систему все основные современные знания, накопленные в области медико-биологического исследования».

Внешнее разнообразие всех освещенных концепций с оригинальностью представлений действительно нового, никак не предполагает их эксвизитности в системе взглядов. Теории по своей сути ассимилируют, плавно перетекают по мере накопления новых знаний в более широкие представления. Временной, исторический детерминизм какой-либо из них сменяется другим, расширение концептуального поля рождает представление, ассимилирующее, взаимодействующее с уже известными.

Парадоксальной особенностью всех фундаментальных теорий медицины является то, что, проясняя и увязывая теоретические вопросы, они ни слова не говорят о самом лечении. Определение медицины как системы наук и практической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней , не учитывает удельного веса наук о профилактике, здоровье и, собственно, лечении. Профилактикой здоровья, его укреплением занимаются все от ЖКХ и ГИБДД до Госдумы. На деле нормы гигиены, если иметь ввиду освещенность, состав воздуха, норму квадратного метра жилья на человека, попираются повсеместно. Дело гигиенистов в руках каждого. То же - в вопросе об удлинении жизни. Заметьте, что патогенез болезней - вообще частный вопрос, которому в определении места не нашлось.

Что же на деле и по большей части представляет собой медицина? Да, вопросы санологии. Да, вопросы гигиены. Но, прежде всего, получение новых данных о строении и функции живого человека и разработка средств диагностики и лечения. Так вот, ни одна из теорий от целлюлярной до четырех моделей медицины и от нервизма до теорий адаптации не анализирует лечебные подходы.

Не корректно было бы не сказать, что фрейдизм с психоанализом - это метод и диагностики и лечения, а общий адаптационный синдром определил подходы в лекарственной терапии, казавшиеся автору универсальными. Фармакотерапия уже рассматривается как аксиоматический базис, а разработка нового препарата - практическим воплощением теоретических построений. К чему мудрствовать в любой из хирургических специальностей? Отрезал часть желудка с язвой - больной выздоровел! Чего уж проще, если не задаться вопросом, а почему стало лучше? Почему выздоровел? То же с антибиотиками или любым другим лекарством/операцией/трансплантацией - не задавай вопросов - не будет проблем.

Истоки такого подхода лежат в другой плоскости. Характерным для всех освещенных теоретических изысканий является их односторонняя, ортодоксальная направленность. Иные, не западные медицинские системы просто не замечаются. Включение же их в общефилософские рассуждения, несомненно, потребовало бы как анализа других взглядов на патогенез и лечение, так и пересмотра представлений по основному вопросу - причинности в медицине.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...