Научный стиль речи презентация. Презентация "научный стиль"
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Понятие научного стиля
История научного стиля
Особенности научного стиля
Черты научного стиля
Союзы, предлоги в научном стиле
Лексические признаки научного стиля р
ечи
7. Лексическая единица в научном стиле
8. Особая лексическая единица - термин
9. Составные термины
10.Морфологические особенности
11.Синтаксические особенности
12.Подстили научного стиля
13.Жанры научного стиля
стиль научных сообщений.
Сфера использования этого стиля -
наука.
Основная его функция - сообщение
информации, а также доказательство
ее истинности.
Для него характерно наличие малых
терминов, общенаучных слов,
абстрактной лексики.
СодержаниеИстория научного стиля
Возникновение научного
стиля связано с развитием
разных областей научного
знания, разных сфер
деятельности человека.
На первых порах стиль
научного изложения был близок
к стилю художественного
повествования.
Известно, что слишком
«художественный» характер
изложения Галилея раздражал
Кеплера. В дальнейшем
образцом научного языка стало
логическое изложение Ньютона.
Галилео Галилей
СодержаниеВ России научный язык и
стиль начал складываться в
первые десятилетия XVIII века,
когда авторы научных книг и
переводчики стали создавать
русскую научную терминологию.
Во второй половине этого
века благодаря работам М. В.
Ломоносова и его учеников
формирование научного стиля
сделало шаг вперед, но
окончательно он сложился во
второй половине XIX века
вместе с научной
деятельностью крупнейших
учёных этого времени.
СодержаниеОсобенности научного стиля
Научный стиль имеет ряд общих
черт, проявляющихся независимо от
характера определённых наук и
различий между жанрами
высказывания.
СодержаниеЧерты научного
стиля
Логичность
Последовательность
Ясность
СодержаниеВ научном стиле активны
союзы, предлоги и предложные
сочетания, в роли которых могут
выступать полнозначные слова,
прежде всего существительные:
с помощью, при помощи, в
соответствии, в качестве,
в результате, по причине,
на основе, в отношении,
в зависимости от..., в меру,
сравнительно с..., в связи с... и
другие
СодержаниеЛексические признаки научного
стиля речи
1.
2.
3.
4.
Отвлеченный, обобщенный характер научного
текста проявляется на лексическом уровне в
том, что в нем широко употребляются слова с
абстрактным значением: функция, диспозиция,
секвестр.
Характерной чертой научного стиля является
его высокая терминированность
Для языка науки характерно использование
заимствованных
и
интернациональных
моделей (макро-, микро-, метр, интер-, графои т.д.)
В научном стиле частотны существительные и
прилагательные
с
определенным
типом
лексического значения и морфологическими
характеристиками.
СодержаниеПочти каждая лексическая единица
в научном стиле обозначает понятие или
абстрактный предмет. Точно и
однозначно называют специальные
понятия научной сферы общения и
раскрывают их содержание особые
лексические единицы - термины.
СодержаниеТермин - это слово или
словосочетание, обозначающее понятие
специальной области знания или
деятельности и являющееся элементом
определенной системы терминов.
Термины, значительная часть которых
является интернациональными словами,
- это условный язык науки.
СодержаниеНаучный стиль имеет и свою
фразеологию, включающую составные
термины:
прямой угол, наклонная плоскость;
деепричастный оборот,
сложносочиненное предложение,
а также различного рода клише:
заключается в …, представляет собой
…, состоит из … и прочие.
СодержаниеМорфологические особенности
научного стиля речи
1.
2.
3.
4.
5.
Содержание
Специфично употребляется в научном стиле
глагол.
Большое распространение в научных текстах
имеют краткие страдательные причастия.
В научной речи чаще, чем в других стилях
речи, употребляются краткие прилагательные.
Своеобразно проявляется в языке науки
категория лица (в научной речи не принято
употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. Я.
Его заменяют местоимением МЫ)
В научной речи часто встречаются формы
множественного числа существительных,
которые в других типах речи не встречаютсяОтвлеченность и обобщенность
научной речи проявляется в
особенностях употребления
категории вида глагола:
около 80% составляют формы
несовершенного вида, являясь более
отвлеченно-обобщенными.
СодержаниеСинтаксические особенности научного
стиля речи
Современный научный стиль
характеризуется стремлением к
синтаксической компрессии.
Типичным для данного стиля является
употребление именного сказуемого.
Широко употребительными в научном
синтаксисе являются предложения с
краткими причастиями.
Вопросительные предложения выполняют
в научной речи специфические функции.
Содержание Для научных текстов характерны
сложные предложения с различными
типами союзов.
Для рассматриваемого стиля
характерно широкое распространение
безличных предложений.
Используется в научной речи и группа
вводных слов и словосочетаний,
содержащих указание на источник
сообщения.
СодержаниеДля синтаксиса научного стиля
речи характерна тенденция к сложным
построениям. Для этой цели
используются предложения с
однородными членами и обобщающими
словами.
СодержаниеПодстили научного стиля
Научный.
Научно-учебный.
Научно-популярный.
В зависимости от того, как автор
определяет для себя возможности и
потребности своего "собеседника", он
может использовать одну из вариаций
научного стиля: собственно научный,
научно-учебный или научнопопулярный подстиль.
СодержаниеЖанры научного стиля речи
Можно выделить следующие жанры
научной прозы:
монография, журнальная статья,
рецензия, учебник, лекция, доклад,
информационное сообщение, устное
выступление, диссертация, научный
отчёт.
Содержание
Научный стиль речи - стиль научных сообщений.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img1.jpg)
Сфера употребления
- Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи.
- Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img2.jpg)
Черты научного стиля:
- Логичность изложения
- Точность
- Отвлеченность и обобщенность
- Объективность
- Терминированность речи
- Лаконичность в выражении мыслей
- Строгая нормированность
Подстили научного стиля
Научный - диссертации, монографии,
- Научный - диссертации, монографии,
- Научный - диссертации, монографии,
статьи научных журналов, инструкции,
ГОСТы, энциклопедии.
- статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии.
Научно-учебный -
Научно-популярный
- Научно-учебный - учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия Научно-популярный - научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией
- Научно-учебный - учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия Научно-популярный - научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img4.jpg)
Основной тип речи в научном стиле:
- Рассуждение
- Описание
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img5.jpg)
В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные:
при помощи, с помощью,
в соответствии, в качестве,
в результате, по причине,
на основе, в отношении,
в зависимости от..., в меру,
сравнительно с..., в связи с... и др.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img6.jpg)
Лексические признаки научного стиля речи
- Употребление слов в их прямом значении;
- Отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
- Широкое использование абстрактной лексики и терминов.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img7.jpg)
Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img8.jpg)
Научный стиль имеет различного рода клише:
заключается в …, представляет собой …,
состоит из …,
применяется для …
и пр.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img9.jpg)
Морфологические особенности научного стиля речи
- Специфично употребляется в научном стиле глагол .
- Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия.
- В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные.
- Своеобразно проявляется в языке науки категория лица (в научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. Я . Его заменяют местоимением МЫ )
- В научной речи часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img10.jpg)
Синтаксические особенности научного стиля речи
- Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;
- Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;
- Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;
- Преобладает прямой порядок слов;
- Практически отсутствуют обороты разговорной речи
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/6/1/5/615387b2ac24a6ff91f1164bbac482fa51018192/img11.jpg)
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию.
Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Сфера употребления.
1) Собственно научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии. 2) Научно – популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией) 3) Научно – учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия) Подстили научного стиля:
Употребление слов в их прямом значении; Отсутствие образных средств 6 эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол; Широкое использование абстрактной лексики и терминов. Три пласта слов: 1) Общеупотребительные (он, пять, в, белый, идет и т. д.) 2) Общенаучные (величина, скорость, деталь, энергия и т. д.) 3) Узкоспециальные, т. е. термины той или иной науки. Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно – политическое понятие. Лексические особенности:
Редкое использование глаголов в 1- м и 2- м лице ед. числа. Глаголы в н. в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка. В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение. Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях. Морфологические особенности научного стиля речи:
Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения; Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета; Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста; Преобладает прямой порядок слов; Используются цепочки род. падежей (присоединение к одному сущ - ому второго в род. падеже, ко второму – третьего); Практически отсутствуют обороты разговорной речи. Синтаксические особенности научного стиля речи:
Пример Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска плоскости эклиптики. Общая масса системы составляет около 1,0014 M. Отрывок из статьи о солнечной системе
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Научный стиль речи
Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.
Функции научного стиля: сообщение научных сведений, научное объяснение факт ов.
Характерные черты: логичность, объективность, смысловая точность, однозначность, стандартность, краткость, ясность, строгость, отвлеченность, обобщенность, безличность, некатегоричность.
Особенности стиля: Использование терминов и однозначных слов, повтор ключевых слов, прямой порядок слов, преобладание неопределенно- личных и безличных предложений, обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.
Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.
Выделяются три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады), научно-учебный (учебники, лекции), научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).
Собственно-научный подстиль Иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества. С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста. Начиная с 2000 г. в Испанию ежегодно въезжает 500 – 600 тыс. чел. В настоящее время по притоку иммигрантов страна занимает второе место в мире (после США) и первое в Европе. По данным Министерства труда и иммиграции на начало 2008 г., численность официально зарегистрированных иммигрантов составляет 4,5 млн. чел., а общая их численность (вместе с нелегалами) оценивается в 6 млн. чел. При этом доля иммигрантов в ее населении достигла почти 10%. По этому показателю Испания также лидирует среди стран Евросоюза. К.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований И.Г Синельщикова Иммиграция и иммиграционная политика в Испании: пути решения, проблемы
Научно-учебный подстиль В фонетической литературе можно найти упоминание о 50 орфоэпических и орфофонических особенностях ленинградского произношения, относящихся к отдельным гласным и согласным, сочетаниям согласных и отдельным словам. 39 из них являются особенностями ленинградского варианта нормы и будут рассмотрены ниже, 11 - особенностями ленинградского просторечия, и потому анализироваться не будут. Л.А. Вербицкая «Давайте говорить правильно»
Научно-популярный подстиль Со времен А.М. Пешковского наша лингвистическая наука проделала огромный путь. Бурно развиваясь, она стремилась в основном к созданию строгих моделей и теорий языка, которые можно было бы применять в различных компьютерных системах переработки текстов. Но именно эта направленность на решение прикладных, не связанных напрямую с человеком целей отдалила современную лингвистику от повседневной жизни, от интересов простого человека. Эльза Флоренская «О стиле ученого»
Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:
1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - "введение" ; 2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) - "основная часть" ; 3. Решение исследовательской задачи, получение ответа - " заключение« т.е. тип речи – рассуждение.