Объясняем, почему скука – это хорошо. Научное сообщество и скука

Люди не знают, зачем они существуют. Кто-то видит смысл жизни в любви. Кто-то — в семье и детях. Но ответственность, которую мы на себя берем, часто угнетает нас. Нам просто надоедает все это. Человек рано или поздно приходит к тому, что начинает занимать себя чем-то. Просто мы не осознаем этого. А может быть, в этом и заключается единственный смысл жизни…

Мы привязываемся ко многим вещам. В нашей жизни куда больше наркотиков, чем мы привыкли думать… Почему девушка или парень говорят: «Я не могу без тебя», «Мне плохо»? Они не говорят конкретно о любви. Они описывают свое состояние. И это правильные слова. Они испытывают смертную скуку. Их увлечение друг другом придавало смысл их существованию, пусть и иллюзорный. Это увлекало, как и все новое. А теперь — серые будни и скука.

Когда вы увлеченно смотрите сериал практически запоем, а потом он заканчивается, вы испытываете нечто аналогичное. Вы начинаете скучать. И это происходит, пока вы не увлечетесь чем-то другим. Но поначалу вы будете ныть и искать что-то очень похожее. Конечно, эффект от сериала не сравнится с эффектом от влюбленности, но механизм мышления тот же.

Есть мнение, что спортивные состязания — это тоже разновидность наркотиков. Людей подсаживают на футбол и прочее. Зачем это делается и кем, я писать не буду, по крайней мере, в этой статье. Это отдельная тема.

Когда дети издеваются над своими сверстниками, они порой бывают очень жестоки — это тоже попытка разогнать скуку и ничего больше. Человек имеет садистские наклонности довольно редко. Случаи, когда человек возбуждается, доставляя боль другому — это редкая вещь. Люди делают это просто ради забавы. Они получают незначительное удовольствие. Это их способ разогнать скуку. Просто представления о нормальности у них размыты. Это влияние среды. Если человек вырос в среде, где насилие было нормой, он не будет замечать ничего особенного в этом. Ребенок выходит на улицу и видит там . Мы инстинктивно повторяем все за другими, особенно в детстве, когда характер и убеждения еще не тверды.

Часто бывает, что человек не может справиться со скукой, так как не знает о ее сути. Мы не знаем, что это такое, и почти не знаем ничего о том, как с этим бороться. Скука — это тягостное, долго длящееся состояние. Может, кто-то знает, чем отличается скука от депрессии, но, по-моему, это одно и то же. Странно то, что скуку никто не исследует. Есть лишь единицы, которые задумываются над этим. Но это глас вопиющего в пустыне. Скука занимает в нашей жизни большее место, чем мы привыкли думать.

Многие люди участвуют в погромах и занимаются хулиганством, просто чтобы справиться со скукой. Если рядом прогремел взрыв, люди выходят поглазеть. Они не думают о том, что это может быть опасно. Их жизнь настолько скучна и однообразна, что даже пожар, взрыв или драка вызывают у них интерес. Это воспринимается как развлечение. В прошлые века люди собирались на площади, где происходили казни. Кто-то скажет, что людей тянет к насилию, и ошибется. Это просто от скуки. Людям нечем больше заняться.

Нашему мозгу просто необходимо что-то перемалывать, и он перемалывает какую-то информацию. Люди мечтают и фантазируют. Нет усидчивости и внимания. Просто мир, который нас окружает, слишком скучен, не интересен. Куда интереснее наши фантазии и мысли о чем-то. Вот мы и летаем в облаках. Может, мы просто разучились находить интересное в окружающем… Может, мы были обмануты какой-то яркостью, которая влечет нас, но не существует в природе…

Болезненно воспринимаемое аффективное состояние, характеризующееся диффузной напряженностью, нетерпением и чувством неудовлетворенности. Обычно скука проявляется в ситуациях, сопровождающихся монотонными переживаниями и недостаточностью удовлетворения либо внешней стимуляции. Состояние скуки может отражать как реальные обстоятельства, так и структуру личности и потребности индивида. Скука интерпретируется как процесс возрастания защитной борьбы с недопустимыми фантазиями и импульсами, когда содержание импульсов вытесняется из мыслей, но напряженность достигает аффективного уровня. Считается также, что при таких состояниях имеется определенная предрасположенность, связанная с процессами развития. Так, более склонны к скуке дети, а также взрослые с пассивным и "полезовисимым" характером.

СКУКА

boredom) Эмоция, которая возникает, если индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Она может возникнуть либо вследствие ограничений - например, одиночное заключение, сенсорная депривация, монотонная работа, - либо вследствие внутреннего торможения. Согласно Fenichel (1954), невротическая скука - это состояние инстинктного напряжения (см. также ИНСТИНКТ), при котором отсутствует инстинктная цель. В результате этого человек, ощущающий скуку, ищет объект "не для того, чтобы направить на него действия своих инстинктных импульсов, а скорее для того, чтобы объект помог найти инстинктную цель, которой он лишен". Он знает, что ему чего-то не хватает, но не знает, чего. Отсюда - раздражительность и беспокойство неотделимы от скуки, но отсутствуют при АПАТИИ.

Скука

boredom) Хотя С. является эмоцией, к-рую, вероятно, испытывал каждый из нас, она вызывала к себе меньший исследовательский интерес по сравнению с такими эмоциями, как депрессия и гнев. Существуют важные теорет. основания рассматривать С. как мотивационное понятие, связывающее внутренние чувства и мотивы с условиями среды. Мн. теории связывают С. с вниманием, возбуждением, процессом обработки информ. и стимульной недогрузкой. Согласно наиболее распространенному теорет. подходу, С. возникает в ситуациях с уровнем стимуляции ниже оптимального. При этом теоретики сосредоточиваются либо на внешних факторах, либо на внутренних условиях. Берлайн определял С. как "драйв, к-рый редуцируется в процессе направляемого интересом исследовательского поведения и актуализируется, когда внешняя стимуляция становится слишком редкой или слишком монотонной". В исслед. трудовой деятельности часто придается особое значение внешним условиям, поскольку они влияют на производительность труда. В противоположность этому, Цукерман подчеркивал роль внутренних элементов и рассматривал подверженность С. как компонент модели поиска стимулов (stimulus-seeking model). О"Хэнлон связывает С. с возбуждением, привыканием (габитуацией), усилием (effort) и стрессом. Лэйрд утверждает, что переживание С., по крайней мере отчасти, возникает в результате сознавания себя неспособным направить внимание на что-либо при отсутствии видимых на то причин. Ксизентмихали исследовал баланс С. и тревоги, рассматривая оба эти состояния как результат несоответствия между требованиями окружения и личной компетентностью. С. возникает в ситуациях, в к-рых способности человека превышают ситуационные возможности для их проявления, в то время как тревога возникает тогда, когда окружение требует от данного человека больше, чем он оказывается в состоянии выполнить или предоставить на данный момент времени. Достижение баланса происходит в "потоке" ("flow") или, говоря иначе, в состоянии радостного чувства поглощенности интересной деятельностью. Плутчик в свой структурной модели 8 базовых эмоций определяет С. как близкую к отвращению и раздражению, но более умеренную, а тж граничащую с др. умеренными эмоциями, такими как досада и легкая грусть. Экзистенциалисты различают экзистенциальную С. и невротическую С. В психоаналитическом подходе акцентируются проблемы конфликта или контроля; напр., Феничел утверждает, что С. появляется, "когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать, или должны делать то, что мы делать не хотим". Кросс-культурные исслед. тж предлагают возможные направления для изучения С. как одного из важных факторов отношений между индивидуумом и окружающей средой. Одно направление исслед. представлено экспериментами, в к-рых происходит манипулирование условиями: создается стимульная ситуация, к-рая предположительно вызывает С., напр., дается монотонное задание на вычеркивание определенной буквы на страницах, состоящих из наборов случайных букв. Др. подход подразумевает изучение повседневного опыта; он гл. обр. использовался Ксизентмихали и его сотрудниками. Третий подход состоит в коррелировании показателей оценочных шкал или опросников для измерения С. с др. измерениями или условиями. При измерении С., как и в случае мн. др. эмоциональных состояний, таких как депрессия или тревога, чаще всего используются различные формы самоотчетов. Поведенческие признаки состояния С. включают зевоту, "потускневшие" глаза, облокачивание, ерзанье на месте и такие признаки невнимания, как рассматривание стен помещения. Противоположные С. эмоции пли состояния включают интерес, энтузиазм, вовлеченность, поглощенность (flow) и оптимальную стимуляцию. В свою шкалу поиска стимулов Цукерман включил подшкалу подверженности С., к-рая использовалась во многих исслед. К числу др. (к сожалению, немногих) релевантных измерений можно отнести шкалу склонности к С. (boredom proneness, ВР), 28-пунктовую самооценочную шкалу, к-рая демонстрирует хорошую надежность и достаточную валидность, но не имеет значимых корреляций с подшкалой Цукермана. Воданович и Касс выделили в шкале ВР 5 факторов, оказавшихся во многом концептуально сходными с теми, к-рые рассматривались в литературе: внешняя стимуляция, внутренняя стимуляция, аффективные реакции на С., восприятие времени и ограничивающие условия. Мужчины более подвержены состоянию С., чем женщины; к тому же в склонности к С. наблюдаются культурные различия. Кроме того, показатели по шкале ВР оказались связанными с нежеланием голосовать на выборах и патологическим влечением к азартным играм. В ряде исслед. была обнаружена умеренная взаимосвязь между депрессией и С. Нек-рые межличностные характеристики, такие как одиночество, тж оказываются связанными со С. Преодоление С. является отдельной областью исслед. Воображение служит одним из способов преодоления однообразия ситуаций, и недостаток воображения может быть связан с показателями ВР. Есть данные, что аддиктивные формы поведения, напр. переедание, используются в качестве способа преодоления С. Робинсон показал, что С. может быть важным фактором школьной успеваемости, и предложил системно-ориентированную модель. Нек-рые клиницисты отмечают, что существует проблема преодоления скуки в ходе психотер. как со стороны пациента, так и со стороны терапевта; С. рассматривается в качестве индикатора проблем в осуществлении переноса и контрпереноса. Установлено тж, что С. является индикатором проблем, связанных с креативностью. Положительная функция С. может заключаться в подготовке индивидуума к выполнению др. деятельности. Несомненно, имеется достаточно свидетельств, указывающих на то, что С. как эмоциональное состояние заслуживает гораздо большего внимания исследователей. Работа по вычленению состояния С. из ряда др. эмоций, установлению ее специфики и встраиванию ее в общую теорию эмоций на сегодняшний день еще далека от своего завершения. См. также Низкие учебные достижения, Когнитивная сложность, Диспозициональные наборы, Промежуточные переменные, Мотивация, Поиск ощущений Н. Д. Сандберг

СКУКА

психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности.

Состояние скуки может возникать как в результате внешних ограничений, связанных с монотонной работой и изоляцией от людей, так и в силу внутренней опустошенности, пресыщенности жизнью и неспособности к эмоциональным переживаниям, вызывающим радость, восторг, желание к осуществлению активной деятельности. Скука становится неотъемлемой частью жизни многих людей, не испытывающих удовольствие ни от работы, ни от развлечений. Увеличение свободного времени ведет к тому, что многие не знают, что делать с ним и как занять себя. Не все из них обращаются за помощью к психоаналитику, но состояние скуки часто сопровождается такими болезненными проявлениями, что скучающие люди являются потенциальными пациентами. Не случайно некоторые психоаналитики стали обращать особое внимание на проблему скуки. Одним из первых, кто приступил к осмыслению данного феномена, был О. Фенихель, опубликовавший работу «О психологии скуки» (1934). Несколько десятилетий спустя к рассмотрению данной проблемы обратился Э. Фромм, считавший, что «человек – единственное животное, которое может скучать». Размышления о скуке нашли отражение в таких его работах, как «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) и других.

Исследуя феномен скуки в работе «Анатомия человеческой деструктивности», Э. Фромм (1900–1980) выделил три категории лиц: не знающие скуки – способные продуктивно реагировать на стимулирующие раздражения; хронически скучающие – постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании и в вечной смене раздражителей; больные – которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным раздражителем. Для хронически скучающих и больных людей скука связана с неудовлетворением, испытываемым ими по отношению к жизни. В первом случае люди «обречены на хроническую скуку, но поскольку они умеют ее компенсировать, они ее не осознают». Во втором случае люди время от времени «остро осознают свое душевное состояние, но часто они даже не понимают, что больны». Отличие между ними состоит в том, что хронически скучающие люди способны на реакцию, если скука будет компенсирована, в то время как скука больных не компенсируется. И в том, и в другом случае люди страдают от недостатка продуктивности. Однако, как считал Э. Фромм, в первом случае с помощью соответствующих раздражителей можно избавиться от скуки (но не от причины ее возникновения), а во втором случае «невозможно освободиться даже от ее симптомов».

Осуществленное Э. Фроммом различие относится не только к типологии людей, но и к смысловому употреблению слова «скучный». Человек может изнывать от скуки в определенной ситуации, говоря, например, что ему скучно и неинтересно находиться в данной компании.

Но человек может быть скучным сам по себе в силу структуры своего характера и тогда он является скучным как личность. Такой скучный человек неинтересен и безрадостен, в нем нет ощущения жизненности. «Многие люди готовы признаться, что испытывают скуку (что им скучно); но вряд ли кто согласился бы, чтобы его назвали скучным».

По мнению Э. Фромма, хроническая скука представляет собой одну из патологий современного общества. Большинство людей не являются тяжелобольными, но все они страдают в легкой форме недостатком продуктивности. Если такие люди не находят каких-либо способов стимулирования, то они постоянно скучают. Создается впечатление, что главной целью человека становится попытка «убежать от собственной скуки». Для достижения этой цели используются различные средства сиюминутного возбуждения, включая всевозможные развлечения, алкоголь, наркотики, секс. Однако все это не затрагивает творческие способности и психические возможности человека, поскольку на глубинном, бессознательном уровне он все равно пребывает в скуке. Так, когда терапевт спросил одного из своих пациентов, имевшего большой успех у девушек, не спасает ли его от скуки секс, то тот ответил: «Секс – тоже скука, но не в такой мере, как все остальное».

С точки зрения Э. Фромма, следствием «некомпенсированной скуки» могут быть насилие и деструктивность. В пассивной форме они проявляются в том, что человеку нравится узнавать о преступлениях и катастрофах, смотреть по телевизору сцены кровавых убийств и жестоких драк. В активной форме удовольствие достигается путем садистского и деструктивного поведения. Мотивом некоторых убийств становится именно скука, потребность увидеть какие-то нестандартные ситуации и прекратить монотонность повседневной жизни.

Э. Фромм высказал убеждение, согласно которому «скука – одна из величайших мук». Ад представлялся ему тем местом, где царит вечная скука. Люди предпринимают значительные усилия, чтобы избежать скуки, мечутся из стороны в сторону, хватаются то за одно, то за другое, так как не могут переносить скуку. Если же человек имеет «свой» невроз и «своего» психоаналитика, то это дает ему возможность скучать меньше. Даже если человек испытывает тревогу, беспокойство, какие-то неприятные ощущения, то и это годится, поскольку подобное состояние «зачастую оказывается способом избежать скуки».

Наряду с другими депрессивными состояниями пациентов состояние скуки становится объектом исследовательского и терапевтического интереса многих психоаналитиков. Данная проблематика нашла свое отражение, в частности, в статьях А. Эсмена «Некоторые размышления о скуке» (1979) и М. Уанга «Некоторые психоаналитические соображения по поводу скуки» (1979).

Обращая внимание на проблему скуки, некоторые аналитики, в частности Э. Фромм и В. Франкл, напомнили актуальность высказывания немецкого философа ХIХ столетия А. Шопенгауэра о том, что человечество обречено вечно пребывать между двумя крайностями желания и скуки. По их мнению, проблема скуки становится все более насущной. Как заметил В. Франкл, «скука сегодня ставит перед нами – и пациентами, и психиатрами – больше проблем, чем желания и даже так называемые сексуальные желания».

Скука ♦ Ennui «Время есть то, что проходит, когда ничего не происходит». Не знаю, кто автор этой формулировки, но он дал совершенно точное определение скуки. Скука – трата времени, бессмысленным образом сведенного к самому себе, так, будто… … Философский словарь Спонвиля

СКУКА - жен. тягостное чувство, от косного, праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия. Праздность скуку любит. Прогнать скуку, взяться за дело, либо за безделье. Скука смертная, бешеная. Удавлюсь от скуки. От скуки одуреешь. Со скуки… … Толковый словарь Даля

СКУКА - СКУКА, скуки, мн. нет, жен. 1. Томление, тягостное душевное состояние от безделья, отсутствия занятий или от отсутствия интереса к окружающему. «Какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь!» Пушкин. « Ну, довольно, ямщик!… … Толковый словарь Ушакова

скука - См. печаль разгонять скуку... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. скука печаль, тоска смертная, скукота, тощища, хмурь, сонномушье, уныние, тоска зеленая, скукотень, скучища,… … Словарь синонимов

СКУКА - болезнь счастливых. Абель Дюфрен Богатые скучают дороже. Хенрик Ягодзиньский Если тебе скучно одному, женись и скучай вдвоем. Алан Прайс Джонс Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все. Вольтер Нам почти всегда скучно с теми, кому… … Сводная энциклопедия афоризмов

скука - будничная (Голенищев Кутузов); желтая (Бальмонт); казарменная (Полонский); кислая (Вересаев); липкая (Сологуб); мертвая (Некрасов, Ратгауз); мрачная (П.Я.); невыносимая (Григорович); неотвязчивая (Григорович); неотразимая (Григорович);… … Словарь эпитетов

скука - СКУКА, уныние, разг. скучища, разг. тоска, разг. тощища, разг. сниж. скукота, разг. сниж. тягомотина СКУЧНЫЙ, невеселый, тоскливый, унылый, скучающий, устар. скучливый СКУЧАТЬ, томиться, устар. скучиться, разг. сниж. нудиться… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

СКУКА - СКУКА, и, жен. 1. Томление от отсутствия дела или интереса к окружающему. Томиться скукой. С. одолела кого н. Нагонять скуку на кого н. Разогнать скуку. 2. Отсутствие веселья, занимательности (разг.). На вечеринке была ужасная с. От скуки на… … Толковый словарь Ожегова

скука - скука, тоска Стр. 1032 Стр. 1033 Стр. 1034 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

СКУКА - Овдеевич, кременецкий путный слуга. 1552. Арх. VII, 2, 31 … Биографический словарь

Книги

  • Скука , Альберто Моравиа. Известный итальянский писатель Альберто Моравиа (Альберто Пинкерле) оставил богатое литературное наследие - семнадцать романов, несколько пьес, около трех сотен рассказов. В книгу вошли два… Купить за 420 руб
  • Скука , Моравиа Альберто. Одно из самых известных произведений европейского экзистенциализма, которое литературоведы справедливо сравнивают с "Посторонним" Альбера Камю. Скука разъедает лирического героя…

Афоризмы и соцопросы

Что, собственно, произошло? Мне стало скучно. Не помню, что я делал, — скорее всего, писал; и мне стало скучно. Поскольку это совсем нехарактерное для меня ощущение, я обратил на него внимание, потыкал в него палкой. Скука не является проблемой для меня, но является для ряда имеющих отношение ко мне людей. Для человека, зарабатывающего деньги на записывании слов в определённом порядке есть один наиближайший способ разобраться с проблемой — написать о ней. И вот я обнаруживаю себя в состоянии трепетного невроза, — пишущего эссе о скуке.

Для людей в поисках идей, думалось мне, есть такое занятное упражнение: в поисковой строке я печатаю «цитаты про скуку». Легко представить, какое феноменальное количество сайтов с «афоризмами», «высказываниями мудрых людей» и «цитатами великих писателей» предлагается к ознакомлению. Нужна, конечно, определённая смелость, чтобы добровольно погрузиться в эти потоки, но всегда себя обнадёживаешь: в любой помойке да найдёт ищущий.

Оказывается — не найдёт.

Помимо того, что это такая антология мировой пошлости (независимо от составителей и включённых туда авторов: сам контекст и форма таких подборок сжирают любую креативность, — стоит только представить, что в рамках одного списка рядом могут оказаться Ролан Барт и Евгений Гришковец, пусть даже и выбранные мысли обоих одинаково оригинальны), постепенно вскрывается ещё одна, более губительная проблема. Так называемые афоризмы, цитаты, высказывания — это удивительно безыдейный жанр. Дело, видимо, не в форме, — жанр записных книжек, например, при той же сжатости и краткости, может быть очень насыщенным, я убеждаюсь в этом, вспоминая записки Чехова, или Вен. Ерофеева, или Сьюзен Сонтаг, где на каждый квадратный сантиметр текста давит плотность идей, эмоций или образов. Дело, видимо, в вырывании фраз из контекста: взять из цельного текста высказывание и превратить его в афоризм — то же самое, что выпотрошить из лисы внутренности и набить шкуру опилками, — получится симпатичное чучело, на которое, вероятно, можно смотреть, но которое вообще ничего не значит. И тут же происходит превращение свободной части (вырванного предложения) свободной системы (цельного текста) в поразительно несвободную тоталитарную единицу: афоризм заключён сам в себе, работает по собственным правилам и давит на читателя не только своей безапелляционностью, но и отсутствием пространства для плюрализма: внутри цитаты нет ничего, кроме цитаты, а за рамками цитаты вообще ничего нет. Пролистывая высказывания великих философов и мудрых писателей про скуку, я постепенно понимал, что отсюда, из этих списков, нет никакой возможности вырваться в поле продуктивного размышления и продуктивного высказывания; идеи провоцируют мышление, афоризмы же его дискредитируют. Хуже того: все цитаты были, так или иначе, об одном и том же: скука — абсолютное зло.

Академические исследования скуки на сегодняшний день находятся в зачаточном состоянии. Скуке так или иначе посвящено довольно много работ философского и культурологического толка, однако клинические исследования организма в состоянии скуки совсем не распространены и только начинают набирать оборот. Показателен в этом смысле текст в журнале Британского психологического общества, основная идея которого сводится к «могу копать, могу не копать» — скука может сделать вас креативным, а может и не сделать, кто знает? Такое состояние может заставить вас двигаться дальше и насыщать свою жизнь смыслом, а может и не заставить, как повезёт. Здесь, вероятно, закралась неверная предпосылка и неверный вопрос: к чему может подвигнуть скука? Да как любое генеральное чувство — к чему угодно. К чему может подвигнуть страстная любовь? Вы можете пристрелить мужика, застав его с другим/другой, а можете написать лучший в своём десятилетии роман-посвящение. Всё зависит от неизмеримого количества малопрогнозируемых факторов: социального контекста, психофизических особенностей человека, его интеллектуального бэкграунда и тому подобного. Наиболее убедительными выглядят попытки привязать к скуке преступность. Существуют множество локальных исследований вроде этого , в которых, на основе ряда опросов, вроде бы доказывается, что куча подростков, грабивших магазины и убивавших бездомных, в ответ на вопрос «отчего да почему?» честно признаются, мол, дело было вечером, делать было нечего. Наверное, это должно стать поводом для всё большего создания спортивных секций или кинотеатров в регрессивных районах, — чего там массовому человеку ещё нужно? — однако всё это имеет мало отношения к скуке как культурному феномену и интеллектуальной позиции.

Есть тривиальное умственное упражнение, направленное на выяснение действительной ценности предмета: представить, что его не существует; все слышали вот эти расхожие квазифилософские байки на тему «представьте, что тени нет», «представьте, что мир избавлен от зла» и тому подобное. Так вот действительно интересно представить, что из наших культурных практик и психических реакций изъяли скуку. Что мы будем чувствовать, сидя на уроке алгебры, от которой нас, допустим, воротит? Ничего? А как мы поймем, что нужно заняться чем-то другим, перестать штопать ортопедические стельки на конвейере? Скука — это наиболее общее чувство, провоцирующее перемены и прогресс. Это один из вариантов, в которых скука может быть продуктивной.

Обходя глазами сантиметр за сантиметром пустые стены, выучивая наизусть расположение цветов на обоях или трещин в штукатурке, человек неизбежно натыкается на зеркало, заявляющее о себе посреди пространства, как кротовая нора в центре галактики. В состоянии жгучей скуки требуется только немного пристального внимания, чтобы увидеть в этой плоской глубине самое интересное, что у человека нельзя отобрать — его самого. Довольно очевидным представляется рассуждение о том, что в скуке, если мышление не занято внешними предметами, у человека появляется шанс посмотреть в себя и на себя; это объект, до которого ближе всего тянуться, и, кажется, именно поэтому к нему так редко дотягивается массовый человек. Глупо в этом массового человека обвинять: массовый человек любит майонез и кетчуп в качестве приправы к пельменям, и случается так, что кетчуп дорожает, а майонез заметно ухудшается в качестве, да и пельмени какие-то резиновые, то есть внешняя жизнь норовит выдернуть из-под ног коврик с надписью «comfort». Именно поэтому так хочется сходить в кино на «Фантастических тварей», именно поэтому после кино скорей бы завалиться спать, не пролистывая новости, именно поэтому так болезненно массовому человеку испытывать скуку, потому что тогда ты остаёшься наедине с собой и, даже не испытывая к этому никакого желания, ненароком роняешь взгляд внутрь, а там — там бездны, и бездны всё сплошь чудовищные, и если их всерьёз воспринять, то совершенно непонятно, как можно дальше заправлять пельмени кетчупом и ходить на фэнтези.

И потому этот мой деликатный призыв обращён скорее к так называемым интеллектуалам, равно как и к желающим быть к ним приписанным, то есть людям по определению более изобретательным в борьбе со скукой: ежедневное поглощение haute culture — это, конечно, хорошо, и я прекрасно понимаю, как многие из нас не могут представить без этого существование; но следует пользоваться состояниями твёрдой реальности, когда скучно и из-под двери не дует переменами, чтобы обратить своё внимание на себя. Здесь можно позволить себе агро-метафору, за достоверность которой я, впрочем, не отвечаю: если на невспаханную землю только и делать, что кидать удобрения, — получится понятно что, удобрения засохнут без всякой пользы для чернозёма. Человек, видимо, действительно представляет собой сумму прочитанных им книг, просмотренных им спектаклей и прослушанных им концертов, но чтобы внезапно не выяснилось, что автор афоризма заблуждался, нужно иногда отвлекаться от книги и прислушиваться к себе. Скука для этого самое подходящее состояние.

Скучно как в опере

Пару лет назад я в компании родителей смотрел фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение». Для людей, не готовых обменять два часа на моё обещание ценного опыта, следует пояснить: фильм построен на многократном повторении одной и той же сцены разными актёрами: повторяется одна и та же ситуация, проговаривается один и тот же текст с минимальными расхождениями. Эмоции поделились: родители очевидно заскучали уже на третьем повторе, я смотрел с восторгом. Что занятно: это была скука непонимания, но и восторг непонимания. Моя радость была радостью малограмотного идиота, понимающего, что с ним играют в игру, и самому факту участия в этой игре радующегося. Я имел некое смутное представление о правилах концептуального искусства, и вот я увидел что-то похожее, и на фоне «узнавания приёма» (какого?) был удовлетворён. Разница в эмоциях моих и родительских не была обусловлена разницей в интеллектуальном опыте. Приём такого топорного издевательства над зрителем — это, вероятно, довольно прямой и простой приём, хотя и требующий художественной смелости. Если воспринять этот фильм без фанатизма, есть шанс понять, что, возможно, честным его восприятием — в соответствии с авторским замыслом — было бы как раз впустить в себя скуку. Когда люди говорят «боже, какой скучный фильм», они, очевидно, хотят сказать, что фильм не получился. Они подразумевают расщелину между задумкой создателей и конечным результатом. Мало кто осмелится предположить, что писатель может захотеть написать скучную книгу, а режиссёр может захотеть снять скучный фильм, что та же Муратова намеренно сделала скучный фильм, сознательно этого желая.

Здесь на горизонте появляется толпа авторов афоризмов: восставшие из мёртвых и вполне себе живые художественные критики, литературоведы, историки кино и члены союзов писателей разноголосьем кричат одну тривиальную мыслишку: настоящее искусство не может быть скучным! В этих выражениях транслируется конвенциональное понятие некоего мифического искусства для широких народных масс, которое в своей бриллиантовой простоте понятно любой кухарке, а поскольку близко к народу, к тому же и страшно увлекательно. То есть существует, по распространённому мнению, такого рода искусство, которое и наполнено оригинальными идеями, и рассказывает новаторские истории, и поражает высокой духовностью, а вместе с этим обёрнуто в простейшую форму занятного нарратива, — в сущности, идеальное искусство. Под это дело принято подвёрстывать иконостас «русских классиков», — любой чиновник вам скажет: «зачем вешать матрац на стену галереи и обливать его краской? а что это у вас за заумная поэзия? вот возьмите нашего Александра Сергеевича — писал просто, а какой гений, а?» Народу и его заинтересованным представителям нужен какой-то легитимный художественный корпус помимо матерных частушек, но нельзя было апроприировать сложную литературу без создания мифа о её простоте и не-скучности. В итоге получилось так, что каждый токарь и слесарь в России знает Достоевского почти лично, с ходу может вспомнить заголовки трёх-пяти его книжек, но не читал ни одной, а если и читал, то остался поражённый в основном той аурой магического ритуала, сформированной вокруг «прикосновения» к классикам. Стоит ли говорить, что заявление о невозможности скучного искусства — сплошная спекуляция, если не банальная ложь?

Во-первых, следует иметь в виду самоочевидную вещь: часто скука при знакомстве с культурным продуктом вызвана его непониманием. Я не могу зафиксировать те микро-перемены, которые происходят в музыке Беата Фуррера, и поэтому мне скучно. Это такая простая скука первого порядка, о ней говорить в целом малоинтересно, хотя стоит отметить, что определение скуки в позитивной психологии несколько удлиняет цепочку её генезиса в столкновении со сложным искусством: «скука является ответом на задачу, для решения которой у субъекта есть больше знаний, умений и возможностей, чем необходимо». В таком случае, по простой логике, при соприкосновении субъекта с комплексным произведением, которое не поддаётся расшифровке на раз-два, у него должен вместо скуки появляться интерес к его пониманию. Другое дело, что далеко не все любят решать сложные задачки.

Во-вторых, крайне интересно поговорить о скучном искусстве. В своих дневниках Сьюзен Сонтаг пишет:

«Функции скуки. Хорошие + плохие <…> Люди говорят «это скучно» — будто это конечный стандарт привлекательности, и никакое произведение искусства не имеет права быть скучным. Но самое интересное искусство нашего времени — скучное. Джаспер Джонс скучный. Беккет скучный. Роб-Грийе скучный. И т.д. и т.п. Может быть, искусство должно быть скучным сегодня. Что, конечно, не значит, что скучное искусство обязательно хорошо, — очевидно. Мы больше не должны ожидать, что искусство будет нас развлекать или отвлекать. По крайней мере, высокое искусство».

Почему что-то, протяжённое во времени, бывает скучным? Если не брать особенности восприятия каждого человека в отдельности, видимо, потому, что на определённый промежуток времени происходит недостаточное для привлечения внимание количество перемен. Но как можно не иметь в виду особенности восприятия каждого отдельного человека? Выходит, что объект не может быть скучен сам по себе, максимум — он может быть скучен по консенсусному мнению. Скука имеет отношение, прежде всего, ко времени и ко вниманию. Среди людей восприятие времени и модели управления вниманием разнятся, соответственно разнится и скука. И всё-таки то самое консенсусное мнение вполне подходит для точки отсчёта. Какой тип «высокого искусства» в массовом сознании представляется эталонно скучным?

Конечно, опера.

Про оперу интересно говорить вообще, не касаясь даже её отношений со скукой: в последние лет тридцать современная опера питается и от новаций в академической музыке, и от постдраматического театра. В итоге каждый год появляются совершенно поразительные образчики как традиционной оперы с удивительно авангардной режиссурой, так и современной оперы, интересной самой по себе. То есть представление массового человека об опере не имеет ничего общего с её текущим состоянием: вряд ли массовый человек рискнёт себе представить оперную постановку, в которой хор на сцене полностью раздели, или постановку , для которой режиссёр разыскал девушку в псевдокоме после аварии и в рамках спектакля рассказывает её историю, пока музыка из театра в онлайн-режиме передаётся ей в наушники в больницу за городом; также тяжело ему будет представить оперу, написанную для медного таза, крупных стеклянных бус, трёх целлофановых пакетов и тому подобной подручной ерунды, вокальная партия к которой состоит из распевки одной единственной ноты. Но это пример почти крайний, всё-таки, несмотря на прогресс, опера в её магистральном виде не до конца избавилась от своей жанровой специфики, которая подразумевает высочайшую степень условности в постановке и некоторые длинноты в музыке (не говоря уже о среднем времени общего звучания). Эта самая условность и эти самые длинноты прежде всего и заставляют зрителей засыпать, если это, конечно, не «Кармен». В большинстве случаев это обусловлено простым непониманием, например, сонатной формы или вообще оперного языка: музыка не ложится на ухо, звучит как однообразное пиликанье, поэтому и хочется дремать.

Американец Роберт Уилсон, последние пару десятилетий работающий почти исключительно в Европе, является, пожалуй, лучшим театральным режиссёром современности. Трудно вспомнить кого-то ещё, кто так сильно обновил бы театральный язык и вместе с этим создал настолько оригинальный собственный стиль в театре. Его спектакли, в основном, увлекательные и даже чересчур, но нас сейчас интересуют его оперные постановки. Даже на прославленной записи его постановки оперы Филипа Гласса «Einstein on the Beach», длящейся почти пять часов, любой желающий запросто сможет уснуть. Говорю «даже» — потому что в этом спектакле вообще нехарактерно часто меняются сцены, а декорации хоть и минималистичные, но исключительно выразительные. И тем не менее, под музыку Гласса (которую тоже, к слову, можно рискнуть назвать скучной) перформеры по пятнадцать-двадцать минут повторяют набор одних и тех же движений, например, ходят по сцене вперёд-назад по диагонали. Это прямое выражение скуки — длительный повтор. Ещё страшнее дело обстоит с другими постановками: «Альцеста», «Орфей и Эвридика», «Пеллеас и Мелизанда», «Аида». Эти четыре в его исполнении очень похожи друг на друга: глубокий тёмно-синий свет, минимальное количество декора на сцене, максимально абстрактные костюмы, очень медленно движущиеся исполнители, которые представляют собой чистый звук. Приём Уилсона — доводить до максимума условность и формалистичность оперного жанра, он сам по природе режиссёрского метода — формалист. И несмотря на всю его гениальность и выразительность такого способа ставить оперу, чтобы высидеть два часа над таким за экраном (в театре, конечно, живые люди ставятся более интенсивным фактором внимания), нужно обладать недюжинной любовью к театру. Однако же: один мой товарищ сказал, что вообще не чувствует скуки, о которой я писал в постах о подобных постановках: он напротив чувствовал бы дискомфорт, если бы перемены в действии происходили слишком часто. Почему так? Он сосредотачивается на звуке.

И это одна из важнейших вещей, о которых следует сказать.

Об этом после приведённого выше отрывка писала Сонтаг: может быть, мы используем неверные модели внимания? Или же не умеем между ними переключаться. Например, мы ждём изменения смысла, неких семантических сообщений, кусков нарратива, а обращать внимание нужно на поступающие звуки, на образы. Это замечание кажется безусловно верным, однако вопрос о том, как научиться переключать модели внимания, остаётся довольно проблематичным. А потом появляются все эти тексты с заголовками «искусству не обязательно быть скучным», — это не только пошлейшее заигрывание с массовым человеком, но и такая нервозная забота индивида, решившего под давлением среды окунуться в мир «серьёзного искусства». И вот он всех остальных, и прежде всего, себя, убеждает в том, что академическая музыка или современный театр «могут быть весёлыми». В среде людей понимающих об этом вообще речи нет. Весёлый/скучный — это такой же критерий, как длинный/короткий, минималистичный/избыточный, это слово из словаря художественного критика, оно одно не может само по себе определить отношение к предмету искусства и оно не может закрыть к нему доступ для человека любопытного. Массовый же человек зачастую решает для себя, знакомиться с произведением или нет, как раз на основании критерия «скучно/увлекательно».

Сонтаг цитирует одно из эссе Антонена Арто: «Только измождающее может быть действительно интересным» («Only the exhausting is truly interesting»). Это такой типичный интеллектуальный радикализм, его можно принимать всерьёз, и тогда он окажется правдой в пятидесяти процентах случаев, а можно воспринимать как умственную игру и высказывание ради высказывания. Здесь, к слову, возникает интересная параллель со словами британского философа и математика Бертрана Рассела, который тоже писал про скуку в книге «The Conquest of Happiness»; в главе «Скука и возбуждение» Рассел отмечает: «A life too full of excitement is an exhausting life, in which continually stronger stimuli are needed to give the thrill that has come to be thought an essential part of pleasure». По Арто, измождающее интересно, следовательно, привлекая Рассела, жизнь в ускользании от скуки интересна, но что более измождает — бесконечное чередование удовольствий или же кристальная скука?


Фото:

Cкука — одна из причин, которая мешает нам наслаждаться жизнью! В этой статье не будет идти речи о всяких лекарствах от скуки, способах себя развлечь и чем-то занять. Я собираюсь говорить о том, как сделать так, чтобы чувство скуки не возникало у вас вообще.

Расскажу почему скука является одним из самых опасных и вредных для личности психологических состояний и подведу к необходимости от него избавляться. А также вы поймете почему это состояние негативно сказывается на нашей способности радоваться жизни.

В чем заключается опасность скуки.

Скука — это не просто какое-то настроение, которое возникает у вас время от времени и никак не влияет на вашу личность. На самом деле, это одна из основных причин многих человеческих проблем. Известный психолог Виктор Франкл говорил: «скука сегодня ставит перед нами - и пациентами, и психиатрами - больше проблем, чем желания и даже так называемые сексуальные желания».

Скука постоянно провоцирует вас пребывать в поиске внешних раздражителей, любой активности только для того, чтобы не испытывать состояния дискомфорта, связанного с отсутствием какой-нибудь деятельности. Беда в том, что такой поиск занятий для избавления от скуки не происходит избирательно. Вы готовы заниматься самой рутинной и бессмысленной работой, лишь бы не сидеть без дела, вам лишь бы что-то делать, не важно что, или испытывать какие-то ощущения.

Это несколько напоминает наркотическую зависимость, только вместо наркотического вещества выступает информация и раздражители органов чувств. Также возникает неконтролируемое желание, удовлетворение которого не приносит особого удовольствия, а только на определенное время снимает ощущение дискомфорта. И жизнь начинает приобретать краски только в те моменты, когда желание это удовлетворено.

Проблемы и беды, связанные со скукой.

  • Частое нервное напряжение
  • Алкогольная/наркотическая зависимость(именно из-за скуки многие люди не могут бросить пить/курить, а даже если им это удается, то только на время, затем возвращаются к вредным привычкам вновь)
  • Неумение выдерживать длительные поездки, встречи, даже отдых (желание поскорее вернуться к работе)
  • Неумение сосредоточиться
  • Неумение расслабляться, хроническая усталость
  • Болезненная тяга к покупкам, шоппинг
  • Перегруженность мозга множеством задач, «информационным мусором»
  • Чувство беспокойства
  • Апатия и тоска в отсутствии активности
  • Пресыщение жизнью
  • Как следствие, неправильный жизненный выбор, утрата возможностей, ложные цели и устремления, несчастье и неумение получать полное удовольствие от жизни

Впечатляет, неправда ли? Но я думаю, вы не привыкли рассматривать скуку как источник зла, и вас может удивить взгляд на это состояние с такого ракурса. Ничего страшного, читая мой блог, вы часто будете сталкиваться с подобными положениями: сначала я заявляю, что какое-то свойство вашей личности, по поводу наличия которого вы не привыкли беспокоится, на самом деле является причиной проблем и препятствием для саморазвития, и доходчиво объясняю, почему это именно так, а не иначе.

Но больше всего вас удивит то, что я не просто так обозначаю проблемные места, чтобы лишний раз указать на несовершенство человеческой натуры, я же, обозвав нечто проблемой, говорю, что от нее можно избавиться, как бы вы ни были уверены в обратном, и показываю действующий способ сделать это.

Можно ли вообще перестать испытывать чувство скуки?

Почему это должно вызывать удивление? Поясню. Наверняка многие считают, что скука является естественным состоянием человека при отсутствии какой-либо деятельности, и поэтому от нее нельзя избавиться, также как от голода или от жажды. Или вы уверены что скучать — свойство вашей натуры, вы, человек, который нуждается в активности и будет стремиться к ней всегда. Я же заявляю, что это просто недостаток личности, причем очень серьезный, который можно устранить, как и все другие недостатки. Это и может удивлять.

Но как бы это ни звучало нереально, я сам избавился от такого состояния: мне почти никогда не бывает скучно . Благодаря этому я всегда расслаблен и пребываю в ощущении комфорта: в длительных поездках, в часы ожидания, которые многим могут показаться томительными. Я умею наслаждаться отдыхом, бездействием и созерцанием, что очень глубоко меня расслабляет. Мне не нужно курить или выпивать, чтобы развлечь себя.

Я делаю то, что мне интересно, а не обременяю себя ненужной, бесполезной деятельностью, чтобы не скучать. Я могу проводить долгое время наедине с самим собой: я не мотаюсь в бешеной спешке по клубам, ресторанам, с целью хоть как-то занять свое время. В общем, я умею наслаждаться каждой отведенной минутой и не тороплюсь сделать все, чтобы этот миг поскорее прожить.

Почему так важно проводить больше времени наедине с собой?

Скука снижает количество того времени, которое вы можете проводить наедине с самими собой, потому что она постоянно заставляет вас искать себе занятие или общество. Это может служить серьезным жизненным препятствием. Так как в минуты спокойного созерцания и размышлений к вам приходят наиболее ценные мысли. Вы можете принять важное решение, переосмыслить прожитый опыт, осознать бессмысленность и тщетность своих текущих устремлений, поставить перед собой более подходящую для вас цель и не следовать ложным, навязанным вам извне побуждениям.

Чем больше люди заняты своими делами и чем реже у них бывают минуты раздумий, тем хуже они способны принимать самостоятельные решения и следовать осознанному курсу, так как они мало думают и вся их энергия «гасится» разной деятельностью. Вы знаете, почему в армии солдат должен быть все время занят? А чтобы меньше думал и больше подчинялся.

В тоталитарных обществах или различных книжных антиутопиях (книги Оруэлл — 1984, Хаксли — О дивный новый мир) , индивид для успешного его порабощения правящим классом должен подвергаться постоянному информационному или сенсорному воздействию: иметь неоправданно длинный с точки зрения производительности рабочий день, который должен его полностью выматывать, чтобы не оставалось никаких сил. А в минуты отдыха он либо слушает радио, либо смотрит телевизор с глупыми патриотическими передачами. Так что в его голову не приходят никакие крамольные мысли о несовершенстве государства и бессмысленности его жизни как социальной ячейки, рабочего муравья, так как приходить этим мыслям некогда.

В итоге, человек уже не может проводить время наедине с собой: ему скучно и бывает даже страшно. Он панически ищет себе занятие или способ забить «информационный канал». Теперь понимаете, что скука не возникает просто так, как естественная потребность сознания? Скорее, это следствие постоянной занятости, беспорядочного потребления мозгом информации и впечатлений, или же это является симптомом экзистенциальной пустоты и отсутствия внутреннего содержания (об этом поговорю в конце статьи).

В результате, вы прекращаете воспринимать жизнь как ценный подарок, как совокупность возможностей и интересных событий, как существование во имя себя самого! Вы стремитесь убить каждый бесценный момент существования, утопить его в ненужных делах, бессмысленных развлечениях и алкоголе. Вы пребываете в постоянном бегстве от самого себя, от своих мыслей! Получается, что жизнь теряет свою ценность для вас и вы уже не можете наслаждаться ей просто так .

Скука как наркотик

Скука делает вас зависимым от себя самой и лишает выбора касательно того, чем вам заниматься и когда. Вам приходиться куда-то бежать: потреблять тоннами любую информацию, кучу «информационного мусора», делать ненужные покупки, пребывать в постоянном поиске всевозможных развлечений в том числе запретных, заниматься самоодурманиванием (наркотики, в том числе алкоголь), смотреть глупые передачи, заниматься дурацкой работой и бессмысленно прожигать и проматывать жизнь.

Это напоминает сюжет боевика «Адреналин», в котором герою Джейсона Стэтхэма вкалывают какое-то фантастическое вещество-наркотик, и действие его заключается в том, что тот, кому его вводят, умирает через какое-то время, и единственный способ остановить разрушающий эффект яда — это поддерживать постоянную выработку адреналина. Поэтому герою приходится бегать и стрелять, бросаться под машины, прыгать с огромной высоты без парашюта (не забывая при этом о стрельбе). Точно также многие люди привязаны к источникам убийства скуки.

Притом, эти источники вовсе не бесконечны. Постепенно «дозу» приходится повышать: искать более экзотические развлечения, совершать более дорогие покупки, так как привычные вещи уже надоедают и перестают приносить удовлетворение. Если этого не делать, то формируется тупое пресыщение, и в результате апатия, опять скука, «ломка». Я не просто так использую термины из мира наркотической зависимости, так как хроническое чувство скуки — и есть «ломка» привыкшего к постоянной внешней стимуляции и подпитке впечатлениями организма.

Поэтому попытки справиться с состоянием скуки посредством поиска новых способов такого бегства столь же бессмысленны, как и снятие никотиновой тяги курением сигарет. Да, локальную потребность вы удовлетворите, но только на время, до тех пор, пока она не возникнет вновь, и чем дальше, тем она будет сильнее и требовать от вас все больше и больше… Чтобы желания курить не возникало, нужно бросить эту привычку, устранить причины своей зависимости и не курить никогда! Это лучший выход, что очевидно. Поэтому я попытаюсь научить, как не испытывать чувства скуки вообще.. Или почти не испытывать.

Скука как мотивация?

Мне можно возразить тем, что скука является действующим побудительным мотивом для любой работы, без нее вы вообще не сдвинулись бы с места и ничего бы не Сделали.. Она помогла вам чего-то добиться.

Окей, тогда возвращаемся опять к аналогиям из жизни наркоманов. Предположим, кто-то жил — не тужил, ленился и не работал и как-то существовал на гроши. Потом он подсел на наркотики. Теперь ему нужно больше денег, чтобы их покупать себе. Если он не будет работать, то будет мучиться, поэтому ему пришлось найти более высокооплачиваемую работу, не прогуливать ее и стараться на ней удержаться.

Так что, нам теперь благодарить наркотики за то, что те помогли ему чего-то добиться? Я думаю, не стоит этого делать, так как несмотря на материальный успех, человек деградирует из-за своей зависимости (так же, как теряет интерес к жизни из-за скуки). Вся проблема была в его лени, которая не давала ему найти хорошую работу, или вообще ему эти деньги не были особо нужны: и так все устраивало.

Мотивировать человека должны живой интерес, желание развиваться, добиваться целей и реализовывать свой потенциал, а не скука, которая превращает вас в прилежного работника и послушного робота. Лучше стремиться к наиболее подходящей для себя работе (или вообще не работать, если вам это не нравится, и существует материальная возможность этого не делать), а не искать любую, первую попавшуюся, лишь бы занять себя и убить скуку.

Если смотреть на скуку как на мотив, то можно угодить в порочный круг: вы работаете, но работа вам не приносит удовольствия, но и НЕ работать вы тоже не можете, потому что боитесь погрязнуть в скуке .
В этом случае ваша работа покрывает собой всю область ваших интересов, вы не представляете себе, что делать в ее отсутствие.

Возможно, так происходит из-за недостатка прочих увлечений. Вы не можете придумать для себя занятие, вы ждете, пока его кто-то для вас организует, ваша компания, например.. Так и проходит жизнь: в нелюбимой работе и в крошечных промежутках отдыха между периодами рабочего времени. И даже, отдыхая, вы мало посвящаете время самим себе, а продолжаете бежать от скуки, утопая в лавинах информации, суеты, дел и алкоголя. Что же остается для себя самих после этого?

Отбросим в этом примере финансовый аспект, что мол приходится трудиться, чтобы было на что жить.

Да, это безусловно так. Но, во-первых, я знаю много людей, у которых есть возможность не заниматься ежедневной рутинной работой в офисе, так как есть какой-то иной достаток, но тем не менее, несмотря на это, они устраиваются на наемную работу, так как не представляют, чем займут себя в свободное время.

Во-вторых, если вы не испытываете страха перед перспективой большого количества свободного времени и не боитесь вдруг внезапно оказаться наедине со своими мыслями, то наверное начнете изыскивать способы, как избавить себя от надоедливой, каждодневной рутины, и начать создавать такие источники дохода, управление которыми не отнимает столько времени и сил. И вместо того, чтобы крутиться белкой в колесе, сжигая нервы, энергию, здоровье, молодость и потенциал, станете планировать возможности, которые позволят уделять больше времени себе и жить для себя.

Как изменится личность, когда вы избавитесь от скуки

Вот мы и подошли к самому главному. Пока вам может казаться, что нет большой проблемы в том, что вам бывает скучно, и вы не знаете, чем себя занять и развлечь. Вы просто не осознаете, насколько полнее и насыщеннее становится жизнь, когда вам удается справиться с субъективными причинами возникновения скуки!
Сразу оговорюсь, если вы встанете на этот путь, то вам придется пережить несколько значительных личностных метаморфоз.

Избавившись от чувства скуки, вы научитесь наслаждаться отдыхом, минутами покоя и бездействия, временем, проведенным в диалоге с собой, или занимаясь любимым делом, своим хобби. Вы начнете ощущать комфорт, находясь длительное время наедине с самим собой. Поэтому станет казаться, что свободного времени будет катастрофически не хватать.

Любимая работа, может перестать быть любимой, а нелюбимая станет еще более неприятной из-за того, что она отчуждает вас от самого себя, и, вместо того чтобы посвящать время себе и своим близким, развивать себя, узнавать новое, совершенствоваться, вы тратите его на какую-ту корпоративную волокиту и участие в офисных склоках. И вы начнете отчетливо это понимать.

Тоже мне бонусы, скажете вы, жили-не-тужили, работали, выпивали по Пятницам, ездили в Икею по выходным, все устраивало, а теперь вы приходите и говорите, что я вас научу саморазвитию, в результате которого нам все эти вещи опостылят и мы начнем горевать по какой-то недостижимой свободе! Хороши же ваши советы, Николай! Надо довольствоваться тем, что имеешь!

На это я отвечу, что, во-первых, следствием саморазвития и, если позволите употребить такой термин, «расширения сознания», является некая переоценка ценностей, изменение взгляда на вещи, входе которого вы начинаете стремиться к новому и меняете привычный ход вещей. Это естественно и неизбежно. Помните как вы взрослели, превращались из ребенка во взрослого? Многие вещи, которые казались важными в детстве, утратили для вас свою ценность, когда вы достигли определенного возраста. На самом деле «взросление» может продолжаться до преклонных лет и то что вам сейчас 30, 40 лет еще не говорит о том что вы достигли пика зрелости. Хуже всего когда этот процесс останавливается насовсем, а вы об этом даже не догадываетесь…

Во-вторых, свобода вовсе не является недостижимой, а тот образ жизни, который требует от вас постоянной занятости на работе не безальтернативен. Существует множество способов как избавиться от бремени бесполезного труда, но эта тема отдельной статьи…

Зато перед вами появятся новые цели: то к чему надо стремиться чтобы достигнуть счастья. Вы потихоньку приступите к реализации своего жизненного проекта.

Избавление от скуки также проявится в любви к созерцательному времяпрепровождению: чтению, размышлению, наслаждению природой, неспешными прогулкам. Вы будете испытывать радость от этих вещей и как следствие будете больше радоваться жизни! Это способно существенно разгрузить ваш мозг и привести к спокойствию и ощущению внутреннего комфорта, порядка и радости, а также, благодаря размышлениям, вы переосмыслите и поймете многие вещи. Во время отдыха вы действительно будете «отдыхать», а не разрушать здоровье алкогольными возлияниями: уверяю вас, организм не отдыхает во время пьянок!

Да, и вы перестанете получать удовольствие от алкоголя, так как, во-первых будете более расслаблены и отпадет потребность чем-то снимать напряжение, а во-вторых появится самодостаточность , вам будет итак хорошо наедине с собой или своими близкими и не нужно будет что-то употреблять. Ведь вы помните что скука является одной из причин появления вредных привычек? Наверняка знаете сколько много людей спивается в деревне, угадайте от чего.

Вы станете спокойны, вас не будут утомлять длительные поездки и часы ожидания, каждый момент вашей жизни обретет полноту и самость : он не будет восприниматься просто как переход от чего-то к чему-то, как отрезок времени, соединяющий две точки, этот момент наполнится ценностью сам по себе! Это подарит радость жизни и ощущение величия каждого мига существования!

Вы поймете, как же немного надо для счастья! Это не значит, что можно быть счастливым в лохмотьях и живя в помойке. Не поймите меня неправильно, я вовсе не проповедую отречение от земных благ. Я имею ввиду, то, что вы, возможно тратили уйму сил денег и здоровья в погоне за развлечениями и вещами, думая, что обладание вещами принесет вам счастье. Это следствие зияющей внутренней пустоты, которую вы стремились заполнить покупкой вещей и всякими необычными ощущениями.

Когда вы справитесь с этой пустотой, обретете внутреннюю гармонию и самодостаточность. Вам не нужно будет спускать в трубу кучу денег, только затем, чтобы почувствовать себя живыми и победить разъедающую вас изнутри скуку.

В общем избавление от скуки сулит счастье, гармонию, самодостаточность и спокойствие. Это те вещи, которых вам может не доставать, пока вы подвержены такому состоянию как скука.

Теперь перейдем, наконец-то к заключительной части статьи, а именно к тому, как избавиться от чувства скуки .

Как избавиться от чувства скуки

Если вы прочитали то, что я написал выше и немножко «впитали» это в себя, то уже сделали часть дела. Моей главной задачей было навести вас на определенный курс мыслей, вселить в вас понимание о скуке как о неком пороке, разрушающим личность. Если такое понимание есть и существует определенный моральный настрой с этим справляться и достичь радости жизни, то все нижеприведенные практические советы, рекомендации не будут нести для вас характер откровений. Они весьма очевидно и логично следуют уже из того что я говорил.

Итак преступим.

Как обрести радость жизни, уничтожив скуку

Вот несколько советов, следуя которым вы не будете испытывать скуку.

Проводите больше времени наедине с собой: по ходу этого времени пытайтесь успокоится, расслабиться. Размышляйте о чем-то, лучше об отвлеченном, не привязанном к текущему моменту. Не думайте о работе о текущих делах, а стройте планы, думайте о себе и своем будущем, о том как достичь своего счастья и что для этого нужно делать. Критически оценивайте свое текущее семейное, финансовое, положение, состояние здоровья и ума, думайте если ли там какие-то проблемы?

Можно ли их решить и как это сделать? Если не получается заставить себя думать, сосредоточится и вас отвлекают мысли о текущих делах, то надо научиться расслабляться, очищать разум и приводить мысли в порядок, этому вас научит:

Медитация: да, в каждой своей статье я советую (даже настаиваю) ей заниматься, как это делать, читайте по . Ошибка полагать что не существует универсального упражнения, помогающего избавиться от многих проблем. Такое упражнение есть — это медитация. Практикуя которую, вы научитесь расслабляться и очищать мозг от мыслей, существовать в настоящем моменте, отбрасывая заботы о будущем и прошлые воспоминания.

Действие этой практики прямо направленно на устранение главного источника скуки: внутреннего беспокойства и страха остаться наедине с собой. Во время медитации вы прислушиваетесь к тому что происходит внутри, налаживая связь со своим организмом. Она помогает взглянуть на многие вещи трезво и непредвзято и избавиться тем самым от многих предрассудков. Это пожалуй то с чего нужно приступить, избавиться от скуки.

Наполненность внутренним содержанием: одной из причин того, почему вы скучаете когда остаетесь в тишине, вдали от всех, может являться экзистенциальная пустота. Несмотря на мудреное слово, за этим термином скрывается вполне понятная вещь. Эта пустота образуется когда у человека отсутствуют интересы, увлечения, маленькие радости, размышления, мечты, осознанные желания и воля.

Это когда личность унылым планктоном барахтается на поверхности бытия и ее уносит потоками судьбы в произвольном направлении. В общем не буду подробно останавливаться, это обширная тема, которая требует отдельной статьи. Короче из-за этой пустоты вам тоскливо наедине с собой, так как вы не выступаете в роли интересного собеседника для внутреннего диалога. Поэтому читайте больше хороших книг, блогов, и статей, общайтесь с умными людьми, смотрите качественные фильмы и размышляйте, размышляйте, размышляйте.

Созерцание: учитесь наслаждаться тишиной и покоем. Можете просто подолгу валяться на траве, смотреть в небо и стараться ни о чем не думать или же лежать в кровати, закрыв глаза, слушая спокойную, . Пытайтесь проводить больше времени на природе, в тишине. Гуляйте, ходите медленным шагом, просто смотря по сторонам.

Придумайте себе хобби, занятие: выберете область, в которой вы хотели бы развиваться и получать какие-то навыки, например, фотография и обработка фотографий, велоспорт, музыка (это может быть как освоение музыкального инструмента, так и получение навыков работы в компьютерных приложениях(секвенсорах) по созданию музыки и мастерингу, зависит от того, что вам ближе), программирование, написание статей в блоге, шахматы, покер, духовные практики и т.д. и т.п. Не думайте, что у вас ни к чему не лежит душа, так как, чтобы по-настоящему увлечься каким-то делом, нужно им хоть немножко овладеть.

Любое занятие, даже самое нелюбимое в начале, способно начать приносить радость, как только оно у вас будет получаться лучше, чем у других, и появится какой-то навык. Стоит только начать. Попробуйте себя и там и сям, экспериментируйте. Вместо того, чтобы тратить свободное время дома и на работе на всякую ерунду, займитесь чем-нибудь, что будет вас развивать, что сделает ваш досуг продуктивным. И кто знает, может быть новое хобби, когда вы им овладеете в совершенстве, в будущем станет ваши любимым делом, благодаря которому вы обретете финансовую независимость, избавитесь от офисных оков и измените вашу жизнь к лучшему. Только нужно приступить, не лениться и не бояться узнавать новое и пробовать себя в разных вещах.

Терпите одиночество и монотонность : старайтесь расслабляться во время длительных поездок, времени, проведенного в общественном транспорте или в часы ожидания. Если вы привыкли занимать руки айфоном или пивом, то пора от этого избавляться.

Избавляйтесь от избыточной активности и рассеянного внимания: часто скука связана с постоянным чувством внутреннего беспокойства, неспособностью долго удерживать внимание на чем-то одном, потребности постоянно получать информацию, бесцельной двигательной активностью. В академических кругах это называется . Это целый отдельный вопрос. И о том, как избавиться от этого синдрома, читайте по ссылке.

Вот и все, что касается чувства хронической скуки. Избавление от этого подразумевает много внутренней работы и массу личностных метаморфоз. Сначала будет нелегко, придется прикладывать большие усилия и перешагивать через себя. Но зато потом вас поразят результаты проделанной работы, уверяю вас.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...