Очарованный странник идея. Очарованный странник

В XIX веке была актуальна тема поиска Бога в жизни человека, праведного пути. Лесков развил и переосмыслил тему праведничества, дав литературе несколько самобытных образов. Праведник - человек, постигающий истину, а точнее правду жизни. Название повести «Очарованный странник» символично: "очарованный" - околдованный, завороженный, "странник" - человек, который проходит пути, но не в физических величинах, а в духовных.

История создания 

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру, посещал Корелы, острова Коневец и Валаам. После путешествия писатель и задумывается над написанием рассказа о простом русском человеке, страннике. Лесков пишет рассказ «Черноземный Телемак» - это первое название произведения. В 1873 году писатель получил отказ от публикации рассказа в журнале «Русский вестник». В этом же году произведение было опубликовано в «Русском мире" под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В следующем самостоятельном издании в 1874 году посвящение было убрано.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине - простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» - самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение - люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он - человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван - герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека - убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом - это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин - типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

Повесть «Очарованный странник» - история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине - жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.

Во время поездки в Валаамский монacтырь на Ладожском озере летом 1872года.

Жанровое своеобразие повести.

«Очарованный стpaнник» - произведение, непростое в жанровом отношении. Это повесть, объединяющая в себе черты дpeвнeрусского жития (жизнеописания святых), былины, а также черты приключенческого романа и романа путешествии.

С житийным жанром повесть сближает ее построение: отдельные эпизоды, описывающие события из жизни героя (в житии - святого). Иван Флягин проходит путь от гpexa к покаянию и искуплению вины, yxoдит в монастырь, считая, что так предопределено Богом. Путь лесковского героя открыт, незавершен; монастырь не последнее eгo пристанище, а лишь остановка на все продолжающемся пути. Ведь Флягин не постригся в монахи, он только выполняет обязанности послушника. Наполненность сюжета пророческими снами и видениями, а также чудесные спасения, крещения неверных также элементы житийного повествования. И хотя житийные мотивы и образы переосмыслены писателем и наполнены реалистическим содержанием, они придают образу героя особую окрашенность, помогают постичь сущность героя-праведника.

Иван Северьянович Флягин путешествует по миру, жизнь ставит eгo в самые неожиданные ситуации, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Он меняет множество социальных ролей: крепостной, дворовый, нянька при маленьком ребенке, затем беглый, пленник в татарских кочевьях, объездчик лошадей, позже солдат, участник войны на Кавказе, актер, служащий в адресном столе и, наконец, послушник. Он меняет профессии , должности, порой даже имя, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Он скитается по свету - мотив странствия, движения проходит через всю повесть. Все это роднит Флягина сгероями приключенческих романов.

Герой «Очарованного странника» напоминает и былинных богатырей. Мотив богатырства введен в содержание образа. Флягин похож на былинных гepoeв не только внешне, но и по внутренним качествам и поступкам: могучий и сильный, он храбро борется с воином-бусурманином, укрощает коней. Eгo основные профессии связаны с лошадьми, любовь героя к этим животным нaпоминает чувство богатырей к их верным и неразлучным товарищам - коням богатырским. Главное в будущем Ивана Флягина, ради чего и в преддверии чего он живет, - это патриотический подвиг, богатырское служение родине. Служение отечеству становится главной душевной потребностью и смыслом жизни героя.

Особенности сюжета и композиции.

«Очарованный странник» - повесть со сказовой формой пoвecтвoвания. Форма сказа - устной речи от первого лица - необходима автору для создания образа героя-рассказчика. Повесть Лескова не ограничивается только повествованием героя о своей жизни, она ведется от лица нескольких рассказчиков - повествователя и caмoгo Ивана Флягина, рассказывающего о себе во время плавания с Валаама на Соловецкие острова. Речь повествователя, от лица котopoгo ведется вступление и заключение, литературно оформленная, в отличие от сказовой речи Флягина, характеризуемой воспроизведением устной, разговорной интонации. Таким образом, в произведении несколько стилистических пластов, отличающихся друг от друга, и сказ - не единственная форма повествования, хотя и преобладающая. Она является средством выражения характера главного героя.

Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одного героя,где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Создание подобной повествовательной формы носило для Лескова принципиальный характер. Он замечал, что форма романа искусственна и неестественна, она требует закругления фабулы и сосредоточения повествования вокpyг главного центра, а в жизни так не бывает: судьба человека как развивающаяся лента, и изображать ее нужно именно так. Многими критиками не была принята подобная сюжетно- композиционная структура лесковского текста. Критик Н. К. Михайловский писал: «В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какoгo бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».

Сказовая форма определяет стилистическое своеобразие повести. Рассказ от лица повествователя характеризуется литературно оформленной речью, в отличие от речи Флягина, наполненной разговорной интонацией, просторечиями, диалектизмами. Многозначен и смысл так называемой рамки - рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Это постепенное преодоление дистанции между гepoeм и eгo слушателями, ждущими внaчале от нeгo лишь забавных и интересных историй. Кроме тoгo, рассказ о поездке на пароходе придает символический смысл жизненному пути Флягина: он путешествует по России и вместе с Россией плывет к нeвeдомой ни ему, ни ей цели.

В литературоведении понятие сказ имеет еще одно значение: сказ как жанр. Сказ-жанр - это форма xyдoжественной литературы , построенная в основном как монологическое повествование с использованием xapaктерных особенностей разговорно-повествовательной peчи. Повествование ведется не от лица нейтрального и объективного автора; eгo ведет рассказчик, обычно участник сообщаемых событий. Речь художественного произведения как бы имитирует живую речь устнoгo pacсказа. При этом в сказе рассказчик - это обычно человек иного социального Kpyгa и культурного слоя, чем писатель и предполагаемый читатель произведения. Примером жанра сказа может служить лесковский pacсказ «Левша».

Общими чертами литературного сказа как жанра и повествовательной сказовой формы является воспроизведение монологической устной разговорной речи, но в литературном сказе создается впечатление, что pacсказчик и есть автор произведения, в отличие от текста со сказовой формой повествования,где автор не отождествляется с рассказчиком и создается «сказовая ситуация», предполагающая обязательное присутствие слушателя. Таким образом, сказовое повествование является в «Очерованном страннике- исключительно формой повествования и не выступает в качестве жанрообразующего фактора.

Образ Ивана Флягина.

Все эпизоды повести объединяет образглавногогероя - Ивана Северьяновича Флягина, показанного исполином физической и нравственной мощи. «Это был человек oгpoмнoгo роста, с смуглым открытым лицом игустыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала eгo проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монaстыpским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как

«смолой и земляникой пахнет темный бор». Герой совepшает ратные подвиги, спасает людей, проходит через искушение любовью. Он знает по собственномугорькому опыту крепостное право, знает, что такое бегство от люToгo барина или солдатчины. В поступках Флягина проявляются такие черты, как безграничная смелость, мужество,гордость, упрямство, широта натуры, доброта, терпеливость, артистизм и др. Автор создает сложный, многогранный характер, положительный в своей основе, но далеко не идеальный и совсем не однозначный.

Основная черта Флягина - «откровенность простой души». Рассказчик уподобляет eгo Божьему младенцу, которому Бог иногда открывает свои замыслы, сокрытые от других. Герою свойственны детская наивность восприятия жизни, простодушие, искренность, бескорыстность.

Он очень талантлив. Прежде Bceгo в деле, которым он занимался еще мальчиком, став форейтором у cвoeгo барина. В том, что касалось лошадей, он «от природы своей особенное дарование получил». Eгo талантливость связана с обостренным чувством красоты. Иван Флягин тонко чувствует женскую красоту, красоту природы, слова, искусства - песни, танца. Eгo речь поражает своей поэтичностью, когда он описывает то, чем любуется.

Как всякий народный богатырь, Иван Северьянович горячо любит родину. Это проявляется и в мучительной тоске по родным местам, когда он находится в плену в татарских степях, и в желании принять участие вгрядущей войне и умереть за родную землю. Последний диалог Флягина со слушателями звучит торжественно.

Душевная теплота и тонкость чувства вгepoe уживаются сгрубостью, драчливостью, пьянством, ограниченностью. Порой он проявляет черствость, равнодушие: засекает до смерти в поединке татарина, некрещеных дeтей не считает своими и оставляет их без сожаления. Доброта и отзывчивость на чужоегope уживаются в нем с бессмысленной жестокостью: отдает ребенка слезно умоляющей eгo матери, лишив себя крова и пищи, но в то же время из баловства насмерть засекает уснувшего монаха.

Удальство и свобода чувств Флягина не знают границ (бой с татарином, отношения сгрушенькой). Он отдaeтся чувству безоглядно и безрассудно. Душевные порывы, над которыми он не властен, постоянно ломают eгo cyдьбу. Но когда в нем yгacaeT дух противоборства, он очень легко покоряется чужому влиянию. Чувство человечеcкoгo достоинствагероя находится в противоречии с coзнанием крепостного человека. Но все равно в Иване Ceверьяновиче чувствуется чистая и благородная душа.

Имя, отчество и фамилиягероя оказываются значимыми. Имя Иван, столь часто встречающееся в сказках, сближает eгo и с Иваном-дураком, и с Иваном-царевичем, проходящими через разные испытания. В своих испытаниях Иван Флягин духовно взрослеет, нравственно очищается. Отчество Северьянович в переводе с латинCRoгo означает «суровый» И отражает определенную сторону eгo характера. Фамилия указывает, с одной сторовы, на склонность к загульному образу жизни, но, с дpyгой стороны, напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника - как чистого сосуда Божьего.

Страдая от сознания собственного несовершенства, он идет, не сгибаясь, навстречу подвигу, стремясь к богатырскомуy служению родине, ощущая над собой божественное благословение. И это движение, нравственное преображение составляет внутреннюю сюжетную линию повести. Герой верует и ищет. Eгo жизненный путь - это путь познания Бога и осознание себя в Боге.

Иван Флягин олицетворяет русский национальный характер со всеми eгo темными и светлыми сторонами, народный взгляд на мир. В нем воплощены огромные и неистраченные возможности народной силы. Eгo нравственность - естественная, народная нравственность. Фигypa Флягина обретает символическую масштабность, воплощая широту, безграничность, открытость русской души миру.

Глубину и сложность характера Ивана Флягина помогают постичь разнообразные художественные приемы, использованные автором.главным средством создания образагероя является речь, в которой отражаются eгo миропонимание, характер, социальное положение и т. д. Речь Флягина проста, полна просторечий и диалектизмов, в ней нeмнoгo метафор, сравнений, эпитетов, но они ярки и точны. Стиль речигероя связан с народным мировосприятием.

Образ героя раскрывается и через eгo отношение к другим персонажам, о которых он сам рассказывает. В тоне повествования, в выборе художественных средств проявляется личность героя.

Пейзаж также помогает почувствовать особенности восприятия мира персонажем. Рассказгероя о жизни в степи передает eгo эмоциональное состояние, тоску по родным местам: «Нет-с домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам... Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тутглубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

Смысл названия повести.

Герой назван «очарованным странником». Это определение может быть воспринято по-разному. Всей жизнью Ивана Флягина управляет мотив предопределенности, судьба eгo подчинена властвующей над ним силе. Он идет по своему, заранее предначертанному Богом пути. Изначальная очарованность, обещанность определенной жизненной судьбе определяет название повести.

Другой смысл названия, возможно, связан с представлением писателя о народе как об «очарованной cpeде». Указывая на драматическое бытие народных масс, Лесков отмечал консерватизм, ограниченность в сознании крестьянства. Эту «очарованность» религиознофольклорного сознания автор отмечает и во Флягине. Не случайно сравнениегероя, не преодолевшего умственной «очарованности» богатыря, с младенцем.

Определение «очарованный странник» может быть даногерою еще и потому, что Флягин страстно желает разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Он очарован и восхищен красотой мира.

Но этими значениями не исчерпывается смысл нaзвания повести. Обращения к тексту рождают новые понимания символичного определения лесковского героя.

Нравственный идеал писателя (лесковекая концепция «праведничества»).

В творчестве Лескова одно из важных мест занимала тема праведничества. В образах героев-праведников он воплотил концепцию pyccкoгo национального характера. Праведник прежде вceгo человек верующий. Eгo жизнь, поведение, миропонимание, отношения с людьми определены заповедями Иисуса Христа. Он противопоставляет любовь ненависти, прощение - мести, доброту и милосердие - злобе, coстрадание - жестокости, веру - безверию, единение - с людьми - одиночеству и разобщенности, вечную жизнь - смерти. Чувство любви к людям движет eгo поступками. Через сострадание и помощь ближнему он дyховно совершенствуется и старается приблизиться к идеалу, каким для нeгo является Иисус Христос. Лесковский праведник скромен и незаметен, иногда даже смешон и чудаковат, но он творит добро, помогает людям и спасает их. Лесков утверждал, что христианство «научает приходить послужить страждущему», и считал, что христианская вера определяет духовную жизнь рyccкoгo народа, национальное самосознание и русский характер.

Иван Флягин становится праведником лишь тогда, когда отказывается от всяких эгоистических побуждений и полностью посвящает себя людям. Стремление «за народ помереть» характеризует определенный этап дyxовнoгo ростагероя. Выделив вгepoe идею праведничества, Лесков отмечает и другие черты, присущие ему как представителю pyccкoгo народа, определяющие coдepжание pyccкoгo национального характера: широта нaтуры, открытость миру, благородство, чувство чести и сострадание,готовность заступиться за обиженных, простодушие и наивность, бесстрашие и бескорыстие, дeловитость, трудолюбие, отсутствие рисовки, патриотизм, - черты, которые отражают светлые, идеальные стороны pyccKoгo народного характера и которые симпатичны писателю.

Несколько путешественников, плывя по Ладожскому озеру, разговорились с недавно севшим на их корабль пожилым человеком огромного роста и богатырского телосложения. Судя по одежде, он готовился к поступлению в монахи. По характеру незнакомец был простодушен и добр, однако замечалось, что он много повидал на веку.

Он представился Иваном Северьянычем Флягиным и сказал, что прежде много странствовал, добавив: «Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». Собеседники уговорили его поведать о том, как это было.

Лесков. Очарованный странник. Аудиокнига

Лесков «Очарованный странник», глава 2 – краткое содержание

Иван Северьяныч родился в Орловской губернии и происходил из крепостных людей графа К. Отец его был господским кучером, и сам Иван вырос в конюшне, с юных лет узнав о лошадях всё, что только можно о них узнать.

Когда он подрос, то тоже стал возить графа. Раз во время такого пути ему не уступил узкую дорогу воз с заснувшим сверху на сене старым монашком. Обгоняя его стороной, Иван вытянул этого монаха по спине кнутом. Продирая глаза, тот спросонок свалился под колесо своей телеги – и был раздавлен насмерть.

Дело замяли, однако погибший монашек в тот же день явился Ивану во сне. Он с укором предрёк ему в будущем тяжёлую жизнь. «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, а потом пойдёшь в чернецы».

Предсказание тут же стало сбываться. Вёз Иван своего графа по дороге у крутой горы – и в самом опасном месте спуска у экипажа лопнул тормоз. Передние кони уже свалились в страшную пропасть, но задних Иван удержал, бросившись на дышло. Господ он спас, но сам, провисев немного, полетел с той горы вниз – и уцелел лишь неожиданным счастьем: упал на глиняную глыбу и на ней до дна как на салазках скатился.

Лесков «Очарованный странник», глава 3 – краткое содержание

Вскоре завёл он у себя в конюшне голубя и голубочку. Но голубят, у них рождавшихся, повадилась воровать и есть одна кошка. Иван поймал её, высек кнутом и хвост ей отрубил.

Кошка эта оказалась господской. Прибежала бранить за неё Ивана графинина горничная и по щеке его ударила. Тот погнал её грязной метлой. За это Ивана жестоко выпороли и послали на нудную работу: стоя на коленках мелкие камешки для дорожек графского английского сада молотком бить. Так невмоготу стало Ивану, что решил он повеситься. Пошёл в лес и уже с петлёй на шее с дерева прыгнул, как вдруг перерезал верёвку невесть откуда взявшийся цыган. Со смехом предложил он Ивану от господ убежать и заняться вместе с ним конокрадством. Не хотел Иван по воровской стезе идти, но иного не оставалось.

Лесков «Очарованный странник», глава 4 – краткое содержание

В ту же ночь вывел он из барской конюшни двух лучших лошадей. Ускакали они с цыганом в Карачев и там коней дорого продали. Но цыган из всей выручки дал Ивану лишь рубль, сказав: «Это потому, что я мастер, а ты еще ученик». Обозвал его Иван подлецом и разошёлся с ним.

За последние деньги сделал он себе через писаря отпускной вид с печатью в Николаев, приехал туда и поступил на работу к одному барину. У барина того жена с ремонтёром (армейским скупщиком лошадей) бежала, а дочь маленькая осталась. Поручил он Ивану её нянчить.

Дело это было лёгкое. Водил Иван девочку на морской берег, сидел с ней там целый день и козьим молочком попаивал. Но раз явился ему в дремоте монах, которого он на дороге убил, и сказал: «Пойдем, Иван, брат, пойдем! тебе еще много надо терпеть». И показал ему в видении степь широкую и диких конников, по ней скачущих.

А к девочке на морской берег стала мать её тайком ходить. Уговаривала она Ивана, чтобы он дочку ей отдал, сулила за это тысячу рублей. Но Иван не хотел своего барина обмануть.

Лесков «Очарованный странник», глава 5 – краткое содержание

Новый муж девочкиной матери, улан-ремонтёр, тоже на берег пришёл. Сначала они с Иваном подрались, ту самую тысячу рублей по берегу разбросав, а потом Иван, сжалившись, дочку матери и так отдал, да и бежал от хозяина вместе с этой матерью и уланом. Доехали они до Пензы, а там улан и с женой дали Ивану двести рублей, и побрёл он нового места искать.

За рекой Сурой тогда торг конями шёл. Татарская орда хана Джангара целые табуны из своих Рынь-песков пригнала. На последний день торга выгнал Джангар на продажу белую кобылку необычайной резвости и красоты. Стали спорить за неё два знатных татарина – Бакшей Отучев и Чепкун Емгурчеев. Ни один другому уступить не хотел, и под конец они из-за кобылы наперепор пошли: сняв рубахи, сели друг против друга и начали один другого со всей силы по спине плетью пороть. Кто первый сдастся, тот сопернику кобылу уступит.

Столпились вокруг зрители. Победил Чепкун, ему и кобыла досталась. А Иван-богатырь раззадорился, и захотелось ему самому в таком состязании поучаствовать.

Лесков «Очарованный странник», глава 6 – краткое содержание

А хан Джангар теперь вывел каракового жеребца, ещё лучше той кобылы. Иван сел за него пороться с татарином Савакиреем. Бились плетьми долго, оба кровью истекали, и в конце концов Савакирей мёртвым упал.

Татары претензий не имели – поролись добровольно. Но русская полиция хотела Ивана арестовать за то, что он азиата убил. Пришлось ему бежать с татарами Емгурчеева далеко в Степь, в Рынь-пески. Татары сочли его за лекаря, хотя знал Иван из снадобий только сабур и калганный корень.

Скоро стала мучить его страшная тоска по России. Пробовал Иван убежать от татар, но они его поймали и «подщетинили»: разрезали стопы и набили туда под кожу рубленой коневьей гривы. Стать на стопы стало невозможно: жёсткий конский волос колол, как иглы. Двигаться кое-как удавалось, лишь вывернув ноги, «на щиколотках». Но больше татары русского странника никак не обижали. Дали ему двух жён (одну – девочку лет 13-ти). Через пять лет Ивана послали лечить в соседнюю орду Агашимолы, а та украла «искусного доктора», откочевав далеко в сторону.

Лесков «Очарованный странник», глава 7 – краткое содержание

У Агишимолы дали Ивану двух других жён. От всех них у него были дети, но он их, как некрещёных, своими почти не считал. Посреди степного однообразия тоска по родине мучила всё сильнее. Жуя жёсткую татарскую конину, вспоминал Иван свою деревню: как там на Божий праздник щипят уток и гусей, а пьяненький священник, отец Илья, ходит по домам, выпивает по рюмочке и собирает угощения. У татар же приходилось жить невенчанным, и умереть мог неотпетым. Часто выползал несчастный странник за юрты и потихоньку молился по-христиански.

Лесков «Очарованный странник», глава 8 – краткое содержание

Раз услышал Иван, что пришли в их орду два православных проповедника. Доковылял он до них, упал к ним в ноги и просил выручить от татар. Но те сказали: выкупу дать за тебя у нас нет, а пугать неверных царской силой нам не позволено.

Одного их этих проповедников Иван вскоре неподалёку убитым увидал: с рук и ног кожа содрана, а на лбу крест вырезан. Потом татары и еврея так же убили, который пришёл у них иудейскую веру распространять.

Лесков «Очарованный странник», глава 9 – краткое содержание

Вскоре пришли к татарам невесть откуда два странных человека с какими-то ящичками. Стали они пугать орду «богом Талафой», который может вызвать небесный огонь – и «сею же ночью свою силу вам покажет». И той же ночью в степи вправду сначала что-то зашипело, а потом сверху стал разноцветный огонь сыпаться. Иван смекнул, что это фейерверк. Приезжие убежали, но один свой ящик с бумажными трубками бросили.

Иван подобрал эти трубки и сам стал из них огни пускать. Татары, салютов никогда не видавшие, в страхе попадали перед ним на колени. Иван заставил их креститься, а потом заметил, что «едкая земля», из которой были сделаны фейерверки, обжигала кожу. Притворившись больным, стал он тайком эту землю к стопам прикладывать, пока они не загноились, и конская щетина оттуда с гноем не вышла. Дав для острастки новый фейерверк, Иван сбежал от татар, которые гнаться за ним не осмелились.

Прошёл русский странник всю степь и добрался в одиночку до Астрахани. Но там запил, попал в полицию, а оттуда был доставлен к своему графу в имение. Поп Илья отлучил Ивана от причастия на три года за то, что он в Степи многоженствовал. Граф не захотел беспричастного при себе терпеть, велел Ивана высечь и пустить на оброк.

Лесков «Очарованный странник», глава 10 – краткое содержание

Пошёл Иван на ярмарку и стал, как знаток, помогать мужикам, которых обманывали в конской торговле цыгане. Вскоре снискал он большую славу. Один ремонтёр, благородный князь, взял Ивана к себе помощником.

Три года странник отлично жил с князем, зарабатывал на лошадях большие деньги. Князь доверял ему и свои сбережения, потому что часто проигрывался в карты, а Иван в случае проигрыша деньги ему переставал давать. Мучили Ивана лишь повторявшиеся у него время от времени «выходы» (запои). Перед тем как запить, он сам отдавал свои деньги князю.

Лесков «Очарованный странник», глава 11 – краткое содержание

Один раз особенно потянуло Ивана на «выход» – и в момент самый неудобный: князь как раз уехал торговать на другую ярмарку, и отдать деньги было некому. Долго Иван крепился, но во время чаепития в трактире пристал к нему один пустейший завсегдатай. Человечек этот всегда у всех на выпивку клянчил, хоть и уверял, что раньше был дворянин и раз даже к губернаторше голый приехал.

Завёл он с Иваном витиеватый разговор, всё время выпрашивая водки. С ним и сам Иван начал пить. Пропойца этот стал уверять Ивана, что обладает «магнетизмом» и может его от страсти к вину избавить. Но до вечера оба они напились так, что едва себя помнили.

Лесков «Очарованный странник», глава 12 – краткое содержание

Иван боялся, что «магнетизёр» его обворует, и всё щупал большой свёрток денег у себя за пазухой, но он лежал на месте. Когда оба они вышли из трактира, проходимец и на улице бормотал какие-то заклинания, а потом довёл Ивана до дома с освещёнными окнами, откуда доносилась гитара и громкие голоса – и куда-то исчез.

Лесков «Очарованный странник», глава 13 – краткое содержание

Войдя в дом, Иван увидел краем глаза, как какой-то цыган «магнетизёра» через заднюю дверь выводил со словами: «Вот тебе пока полтинник, а если нам от него польза будет, мы тебе за его приведение еще прибавим». Повернувшись к Ивану, тот же цыган пригласил его «песен послушать».

В большой комнате увидел пьяный Иван много народа, немало было там и городских богачей. Между публики ходила неописуемой красы цыганка Груша с подносом. Угощала она гостей шампанским, а те взамен клали на поднос ассигнации. По знаку старшего цыгана девушка эта с поклоном подошла и к Ивану. Богачи стали носы морщить: зачем мужику шампанское. А Иван, выпив бокал, кинул на поднос больше всех: сторублёвку из-за пазухи. Тут же несколько цыган бросились к нему и посадили в первый ряд, рядом с исправником.

Цыганский хор плясал и пел. Груша томным голосом исполнила жалобный романс «Челнок» и опять пошла с подносом. Иван бросил ещё одну сторублёвку. Груша его за это поцеловала – как ужалила. Вся публика плясала с цыганами. Вокруг Груши стал увиваться какой-то молодой гусар. Иван выскочил между ними и стал одну за другой метать сторублёвки Груше под ноги. Потом загрёб из-за пазухи всю оставшуюся кучу – и тоже бросил.

Лесков «Очарованный странник», глава 14 – краткое содержание

Он сам не помнил, как домой добрался. Утром вернулся с другой ярмарки проигравшийся в пух и прах князь. Стал он просить у Ивана денег на «реванж», а тот в ответ рассказал, как целых пять тысяч спустил на цыганку. Князя был ошеломлён, но не стал корить Ивана, сказав: «я и сам такой же, как ты, беспутный».

Попал Иван в больницу с белой горячкой, а выйдя оттуда, поехал каяться к князю в деревню. Но тот ему рассказал, что сам, увидев Грушу, отдал не пять тысяч, а пятьдесят, чтобы её отпустили к нему из табора. Князь для цыганки всю свою жизнь перевернул: в отставку вышел и имение заложил.

Груша уже жила у него в деревне. Выйдя к ним, она запела под гитару грустную песню про «печаль сердечную». Князь рыдал, сидя на полу и обняв цыганский башмачок.

Лесков «Очарованный странник», глава 15 – краткое содержание

Ветреному князю Груша скоро наскучила. Затосковала она и часто рассказывала Ивану, как её мучит ревность.

Обедневший князь искал способа возместить свои убытки. Он часто ездил в город, и Груша волновалась: нет ли у него там новой пассии. В городе жила прежняя любовь князя – благородная и добрая Евгенья Семёновна. У неё была дочь от князя, который купил им двоим доходный дом для обеспечения, но сам к ним почти не ездил.

Будучи раз в городе, Иван заехал к Евгенье Семёновне. Вдруг приехал и князь. Евгенья скрыла Ивана в гардеробной, и он слышал оттуда весь их с князем разговор.

Лесков «Очарованный странник», глава 16 – краткое содержание

Князь уговаривал, чтобы Евгения заложила дом, чтобы достать для него тысяч двадцать денег. Он объяснял, что хочет разбогатеть, купив суконную фабрику и развернув торговлю яркими тканями. Но Евгения сразу догадалась: князь просто собирается дать за фабрику задаток, прослыть от этого богачом, жениться на дочери предводителя – и разбогатеть не от сукон, а от её приданого. Князь сознался, что его план именно таков.

Благородная Евгения согласилась дать на дом закладную, но спросила у князя: а куда же он денет свою цыганку? Князь ответил: Груша дружит с Иваном, я поженю их и построю им дом.

Князь приступил к покупке фабрики, а Ивана послал доверенным на ярмарку в Нижний, набрать заказов. Однако, вернувшись, Иван увидел, что Груши уже нет в деревне. Говорили: князь её куда-то увёз.

Уже готовили свадьбу князя с дочерью предводителя. Иван, тоскуя по Груше, не находил себе места. Раз он в волнении вышел на крутой речной берег и в отчаянии начал звать цыганку. А она вдруг появилась откуда ни возьмись и повисла у него на шее.

Лесков «Очарованный странник», глава 17 – краткое содержание

Вся оборванная, находясь при конце беременности, Груша дрожала от исступлённой ревности. Она всё повторяла, что хочет убить невесту князя, хотя сама признавала: та ни в чём не виновата.

Лесков «Очарованный странник», глава 18 – краткое содержание

Груша рассказала, что когда Иван был в Нижнем, князь однажды пригласил её покататься в коляске – и завёз на какую-то пчельню в чаще леса, сказав: ты теперь будешь жить не у меня, а здесь, в доме под присмотром трёх девок-однодворок.

Но Груше вскоре удалось бежать оттуда: она обманула девок во время игры в жмурки. Ускользнув от них, цыганка пошла к дому князя – и вот, встретила Ивана.

Груша просила, чтобы Иван убил её, иначе она сама погубит невинную невесту князя. Вынув из иванова кармана складной нож, она совала его ему в руки. Иван в ужасе отпихивал нож, однако Груша в ярости сказала: «не убьёшь, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Ножом он её ударить не смог, но спихнул с крутизны в реку, и цыганка утонула.

Лесков «Очарованный странник», глава 19 – краткое содержание

Иван в отчаянии побежал, куда глаза глядят. Ему чудилось, что рядом летит грушина душа в виде девочки с крыльями. Случайно он встретил старичка со старушкой, ехавших на телеге. Узнав, что их сына хотят забрать в рекруты, Иван согласился, сменив имя, пойти вместо него в армию. Так он думал хоть отчасти искупить свои грехи.

Более пятнадцати лет он провоевал на Кавказе. В сражении у одного ущелья, где внизу текла река, несколько солдат пытались под выстрелами мятежных горцев переплыть на другой берег, но все погибли от пуль. Когда других охотников не осталось, сделать то же самое вызвался странник-Иван. Под градом выстрелов он добрался до другого берега реки и навёл мост. Плывя, Иван имел видение: над ним летела Груша и загораживала его крыльями.

За этот подвиг он получил офицерский чин, а вскоре – и отставку. Но офицерство не принесло с собой достатка. Отставник Иван помыкался некоторое время то на мелкой конторской должности, то актёром балагана, а потом решил ради пропитания пойти в монастырь. Там его определили кучером.

Лесков «Очарованный странник», глава 20 – краткое содержание

Так закончились мытарства очарованного странника. Правда, в монастыре Ивану поначалу часто докучали бесы, но он противостоял им постами и усердными молитвами. Иван Северьяныч стал читать духовные книги, а от этого – «пророчествовать» о скорой войне. Игумен отправил его богомольцем в Соловки. В этой поездке странник и встретился на Ладоге со слушателями своего рассказа. Повествования собственной жизни он исповедал им со всею откровенностью простой души.

Многие знакомы с произведением Николая Лескова "Очарованный странник". И действительно, эта повесть - одна из самых известных в творчестве Лескова. Сделаем сейчас краткий анализ повести "Очарованный странник", посмотрим на историю написания произведения, обсудим главных героев и составим выводы.

Итак, Лесков написал повесть "Очарованный странник" в период с 1872 по 1973 годы. Дело в том, что задумка появилась во время путешествия автора по водам Карелии, когда он отправился в 1872 году на остров Валаам, известный приют монахов. Под конец того же года повесть была почти закончена и даже готовилась к печати под названием "Черноземный Телемак". Но издательство отказалось публиковать произведение, сочтя его сырым и недоработанным. Лесков не отступал, обратившись за помощью в редакцию журнала "Новый мир", где повесть приняли и напечатали. Перед тем, как мы сделаем непосредственно анализ повести "Очарованный странник", коротко рассмотрим суть сюжета.

Анализ "Очарованного странника", главный герой

События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них - конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.

Герой "Очарованного странника" Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина - Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей. Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в "Очарованном страннике", анализ которого мы сейчас делаем. Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни - удивительных и странных.

Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.

Всего в "Очарованном страннике" 20 глав, первая глава - это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история. Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика. Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.

Выводы

Главный герой в анализе "Очарованного странника" типично представляет народ, и его сила, а также способности отражают присущие русскому человеку качества. Видно, как герой духовно развивается - изначально он просто лихой, беспечный и горячий парень, зато в концовке повести это опытный и зрелый годами монах. Однако его самосовершенствование стало возможным лишь благодаря тем испытаниям, которые достались ему в удел, ведь без этих трудностей и передряг он не научился бы жертвовать собой и пытаться искупать собственные грехи.

В общем благодаря такому, пусть и краткому анализу повести "Очарованный странник", становится понятно, каким было развитие русского общества. И Лесков сумел показать это на судьбе всего одного своего главного героя.

Отметьте для себя, что русский человек, по замыслу Лескова, способен на жертвы, и не только сила богатыря присуща ему, но и дух щедрости. В этой статье мы сделали краткий анализ "Очарованного странника", надеемся, он окажется для вас полезным.

Повесть Лескова « Очарованный странник» имеет ряд своих особенностей. Широкая система тем и проблем, динамичный сюжет, лишенный деталей, делает это произведение сложным для восприятия – за многочисленными событиями порой теряется идея произведения.

История создания

Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой.
Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.

В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.

Символичность названия

Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».

Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести. Иван Флягин всю жизнь проводит в странствиях – судьба и случай не предоставляют ему возможности окончательно осесть.

Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.

Герои

Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.

Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.

Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.

  • Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
  • Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
  • Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
  • Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
  • Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
  • Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
  • Евгения Семеновна – любовница князя.
  • Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
  • Татары – обобщенный образ.
  • Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.

Сюжет

Иван был поздним ребенком – его мать долго не могла забеременеть, однако судьба была к ней несправедлива – ей так и не удалось изведать счастье материнства – во время родов женщина умерла. Родившийся ребенок имел необычайно большую голову, за что и назван был Голован. Однажды Иван из-за неосторожности стал причиной смерти монаха и с этого момента узнал о неком пророчестве своей жизни – умерший монах во сне рассказал, что Иван всегда будет спасаться от смерти, но в критический момент попадает в монастырь и станет монахом.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которое написал Николай Лесков.

Предсказание начинает сбываться: сначала Иван чудом остается жив после того как повозка которой он правил, упала с обрыва, затем его от самоубийства путем повешения спасает цыган.

Флягин решает примкнуть к цыганам – по просьбе нового знакомого он ворует лошадей у своего барина. Вместе с цыганом Иван продает лошадей на рынке, однако должного денежного вознаграждения за это не получает. Иван прощается с цыганом и отправляется в Николаев.

Здесь Иван приступает на службу к барину – он ухаживает за его дочерью. Спустя некоторое время появляется матерь девочки и просит отдать ребенка ей. Сначала Иван сопротивляется, но в последний момент меняет свое решение и сбегает вместе с матерью девочки и ее новым мужем. Затем Иван попадает к татарам – Флягин участвует в поединке с татарином и побеждает своего противника, к сожалению, татарин погибает, и Иван вынужден был примкнуть к татарам, чтобы избежать наказания. Чтобы Флягин не сбежал от них, татары вшивают ему в пятки порубленный конский волос – после этого Иван не мог нормально ходить – волосы сильно кололи. В татарском плену Иван побывал дважды – и в первый, и во второй раз ему дают двух жен. От жен второго «брака» у Флягина рождаются дети, но это не привнесло в жизнь Флягина никаких изменений – Иван равнодушен к ним. После побега от татар Иван служит у князя. Влюбленность в цыганку Грушу стала трагической в жизни Ивана – Флягин испытал муки безответной любви.

Груша в свою очередь была безответно влюблена в князя, известие о свадьбе которого стала причиной эмоционального срыва девушки. Груша боится, что ее действия могут нанести непоправимый вред князю и его жене и поэтому просит Флягина убить ее. После убийства Груни Иван идет в армию – сбежав от князя, Флягин встретил стариков, у которых единственного сына забирают в армию, из жалости к старикам Иван выдает себя за другого человека и отправляется на службу вместо их сына. Следующим пунктом в жизни Флягина стал монастырь – Иван попадает туда после отставки. Офицерское звание, не подкрепленное должными знаниями, не позволили Ивану реализовать себя.

Странности поведения Флягина стали причиной того, что монахи отправили его путешествовать по святым местам. На этом рассказ обрывается. Сам же Флягин во время путешествия высказывает надежду на возвращения на фронт.

Структура

Повесть Николая Лескова входит в цикл повестей, объединенных темой монашества и религиозности. Структура произведения выглядит следующим образом: повесть состоит из 20 глав. Композиционно они распределяются на экспозицию и развитие действия. Традиционно первая глава представляет собой экспозицию. За ней по канонам литературоведения должна следовать завязка, но в повести Лескова этого не происходит – это связано со структурой самой повести – последующие главы представляют собой фрагменты из жизни главного героя, которые по своей сути являются вполне самостоятельными и к тому же размещены с нарушением хронологических рамок. По сути, эти фрагменты в структуре композиции – это развитие действия.

Выделить из этих элементов кульминацию также невозможно – каждое воспоминание особенное, и связано с определенным переломным моментом в жизни героя – определить какое событие было более весомое их них нереально. Некоторые исследователи склоняются к тому, что к кульминации можно отнести фрагмент текста, повествующий о встрече Флягина с Грушей – именно в этот момент жизни Флягин испытывает самое сильное опустошение – он много и запойно пьет, фактически находится в депрессии. В повести также отсутствует развязка – путешествие героя по Ладожскому озеру – это еще один фрагмент, который, вполне вероятно, повлечет новые изменения в жизни персонажа. Все главы оформлены в виде небольших логично оформленных рассказов, каждая из которых фактически имеет смысловое окончание.

Особенности изображения персонажей

Повесть Лескова обозначена рядом особенностей в изображении действующих персонажей.
В первую очередь это касается главного героя. Иван Флягин не похож на типичного монаха – своим внешним видом он напоминает богатыря. Иван высокий, широкоплечий мужчина физически развитый, кажется, что он сошел со страниц былинных историй. Иван обладает мудростью и способностью к логическим умозаключениям, однако при этом ему свойственно поступать крайне глупо, безрассудно, что часто оборачивается фатально для других персонажей, а также привносит в его жизнь непоправимые, негативные последствия.

Образ Груши также не лишен противоречий и своих особенностей – в ней уживаются и типичная цыганка – страстная и импульсивная, и ангел. Груша осознает, что из-за своей эмоциональности она не сможет смириться с безответной любовью и станет причиной трагедии в жизни своего возлюбленного или его будущей супруги. Классически она должна была следовать своим эмоциям, но здесь проявляется ее другая сторона личности – Груша добродетельная личность – она предпочитает умереть самой, но не приносить несчастье.

Жизнь любого крепостного не лишена вмешательства представителей аристократии. Повесть Лескова не стала исключением. Автор активно вносит некоторые особенности в описание персонажей подобного типа. Лесков намеренно создает негативный образ представителей высшего общества – в повести все помещики представлены как эгоистичные самодуры, которые плохо обращаются со своими крепостными.

Иван Флягин прослужил в армии 15 лет, но об этом периоде в повести говорится крайне мало.

Единственный образ военного, который можно увидеть в повести – это полковник. В целом, образ этого человека типичен для военного «он был отважный, и любил изображать из себя Суворова», однако в нем уживается еще одна личность, которая напоминает образ отца. Полковник внимательно выслушивает историю жизни Флягина, но не только не принимает все сказанное во внимание, но и убеждает Ивана, что это все произошло только в его фантазиях. С одной стороны это кажется неблагорассудным действием со стороны полковника, но в то же время это спасает Флягина от наказания вместо офицерского звания.

Следующая категория образов относится к иностранцам – в повести, помимо русских людей еще изображены три народности – цыгане, татары и поляки. Все представители этих народностей наделены утрированно негативными качествами – жизнь иностранцев представлена как аморальная, нелогичная и поэтому искусственная, лишена красок настоящих искренних чувств и эмоций. Иностранцы (за исключением Груши) не обладают положительными качествами характерами – они всегда лицемеры и нечестные люди.

В повести также встречаются представители монашества. В образе этих людей заключена каноничность. Они – люди строгие и суровые, но в то же время искренние и человечные. Нетипичность Ивана вызывает у них недоумение и обеспокоенность, но в то же время они сопереживают ему и выражают заботу по поводу его судьбы.

Идея повести

В идее повести лежит глубокая связь человека с Родиной и религией. С помощью этих атрибутов Лесков пытается раскрыть особенности русской души и ее ментальных качеств характера. Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.

Автор подводит читателей к выводу – без Родины и религии человек не может полноценно существовать. Сколько бы согрешений ни было в жизни человека – искреннее раскаяние позволяет начать свою жизнь с чистого листа.

Тема повести

Повесть Лескова наполнена широкой системой тем. Подымающиеся в произведении вопросы имеют многообразное изъявление и способны всесторонне обрисовать особенности и сложности жизни простого человека.

Религия и ее влияние на жизнь человека

Безусловно, влияние религии во времена Флягина на жизнь человека было значительно сильнее – в нынешнее время часть обязанностей социальной сферы взяли на себя другие социальные институты. В то время церковь была носителем моральности, обучала взаимодействию людей в обществе, развивала в людях положительные качества характера. Религия в то время помогала также найти людям ответы на интересующие их вопросы в области науки. Часть информации, воспринимаемой социумом в то время, вполне могла восприниматься как действие потусторонней мистической силы, что еще больше придавало значимости церкви в глазах людей.

Таким образом, религия помогала человеку найти правильный путь на своем жизненном пути, обрисовать идеал настоящего человека и стимулировать у людей интерес к достижению этого идеала.

Любовь и ее истинность

Кажется, что повесть Лескова создана для того, что бы проследить важность и существенность любви (во всех смыслах этого слова). Это и любовь к родине, и любовь к жизни, и любовь к Богу, и любовь к представителям противоположного пола. Многообразие жизни Ивана Флягина позволило ему изведать любовь во всех ее проявлениях. Особый интерес у читателя вызывают отношения Флягина с представительницами противоположного пола.

В то время как чувства Флягина по отношению к своим татарским женам закономерны – так как возникли они как «необходимость», то чувства к цыганке Груше вызывают сожаление – как и любое другое проявление безответной любви.

Иван пленен девушкой, но надежда на обретения счастья Флягина с Грушей так же стремительно тает, как воспламеняется любовь Груши по отношению к князю.

Отцовские чувства

Во время пребывания у татар Ивану «дают» жен – это женщины, с которыми Иван не испытал родственных ощущений. В «семье» с этими женщинами рождаются дети, однако мужчина не ощущает с ними родства и как следствие у него не появляются родительские чувства по отношению к ним. Иван объясняет это тем фактом, что дети его не были христианской веры. В то время влияние религии на человека было существеннее, чем в наши дни, поэтому это могло стать причиной отчуждения. Подобные мотивы неоднократно появляются в литературе. Так, например, в поэме украинского деятеля литературы Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» главный герой не препятствует смерти своих детей, потому, что они были «другой» веры, при этом мужчина не испытывает раскаяния или сожаления. Исходя из таких побуждений, отношение Ивана Флягина к своим детям выглядит вполне гуманным.

Понимание Родины и ее значение для человека

Судьба распорядилась так, что Ивану Флягину довелось узнать об особенностях жизни разных народов. В первую очередь, конечно, это были особенности жизни русского народа – с самого детства Иван знал о сложностях взаимоотношений между социальными элементами русского народа, ментальных особенностях, которые также вызывают определенные сложности. Однако не только это является составляющей частью русского человека – особенности природы и взаимосвязи человека с ней, фольклорное нацеливание на восприятие красоты жизни, стали причиной особой привязанности Флягина к своему народу.

Столкнувшись с общиной цыган, Флягин отчетливо понимает, что «такая жизнь не для него» – традиции этих людей и их моральные принципы слишком не похожи на те, которыми привык руководствоваться Флягин.

Жизнь у татар также не привлекла Ивана – несомненно, что жизнь этих людей не была абсолютно аморальной или непривлекательной, но почувствовать себя «как дома» у Флягина не получилось – образ родной земли постоянно пребывал в его мыслях. Пожалуй, это связано с тем, что его пребывание у других народностей было насильственным – Иван попал в это общество не потому, что испытывал душевное родство, а потому, что так сложились обстоятельства.

Проблематика

Отклоняясь от традиций жанра, Лесков делает усиленный акцент на проблематике своего произведения. Подобно тематике, проблематика повести также имеет развитую структуру. Ключевым понятием все также остаются патриотизм и место человека в обществе, однако эти понятие обрастают новыми символическими элементами.

Социальное неравенство

Как бы это печально ни звучало, но проблема социального неравенства всегда была актуальна и неоднократно понималась деятелями искусства. Аристократическое происхождение всегда высоко ценилось в обществе и фактически открывало любые двери, минуя интеллектуальный и моральный критерий. В то же время интеллектуально развитая личность, обладающая высокой моральностью, но простого происхождения (крестьянского) всегда оставалась на обочине судьбы.

Негласный закон «социального равенства» часто становился причиной несчастливой жизни не только крепостных, но и аристократов, которые могли быть счастливы в браке с человеком простого происхождения, но были не в силе переступить через требования общества.


В большинстве случаев представители аристократического происхождения не считали крестьян за людей – они могли их продавать, заставлять выполнять непосильную работу, приводящую к увечьям, избивать и в целом больше беспокоиться о своих животных, чем о крепостных.

Ностальгия по Родине

В современном мультикультурном обществе проблема ностальгии по Родине не столь актуальна – современные средства научно-технического прогресса позволяют минимизировать это чувство. Однако, в мире, современном Лескову осознание себя как единицы народности и носителя его ментальных качеств происходит основательнее – в сознании человека откладывается близкий и милый ему образ Родного края, национальных символов и традиций. Отказ он этих атрибутов делает человека несчастным.

Патриотизм

Проблема патриотизма тесно связана с проблемой ностальгии по Родине. В повести Лесков размышляет о том, важно ли осознавать себя представителем определенной народности и насколько это важно. Автор поднимает вопрос о том, почему люди готовы совершать подвиги во имя Родины и почему они не перестают любить свою Отчизну, несмотря на существующие проблемы в системе своего государства.


Эта проблема раскрывается не только с помощью образа Ивана Флягина, но и с помощью представителей других народностей, которые, соприкасаясь с другими культурами, остаются верными своему народу.

Миссионерство

Фактически каждая религия сталкивается с проблемой миссионерства, особенно на этапе своего формирования – приверженцы веры часто отправлялись проповедовать основы их религиозного видения в среду инаковеров. Несмотря на мирный способ просвещения и обращения в их религию многие народности враждебно были настроены по отношению к таким людям – на примере христианских миссионеров и их отношения к татарам, Лесков подытоживает: некоторые народы можно обратить в свою веру только насильственным путем, действуя с помощью страха и жестокости.

Сопоставление мирской и монашеской жизни

Предначертание жизни Ивана Флягина создало благоприятную среду для сопоставления мирской и монашеской жизни. В то время как жизнь мирян течет своим чередом, фактически руководствуясь только гражданским и моральным законами. жизнь монаха полна лишений. Судьба Ивана сложилась таким образом, что он смог изведать и мирскую жизнь и монашескую. Однако найти упокоение ему не позволило ни первое, ни второе. Иван всегда испытывает некую внутреннюю неудовлетворенность, его жизнь всегда была полна страданий, и он настолько свыкся с этим положением вещей, что уже и не осознает себя вне этих чувств. Страдание стало необходимым условием для его жизни, спокойствие и будничность монашеской жизни сводит его с ума и «населяет его сознание бесами».

Предопределение человеческой судьбы

Проблема предопределения человеческой судьбы в повести рассматривается в широком и узком изъявлении. Узкое изъявление представлено жизненной ситуацией Ивана Флягина – его мать еще до рождения пообещала ребенка Богу, однако необразованность Ивана воспрепятствовала воплощению этого постулата в жизнь.

В широком плане предопределение жизни показано на трагическое положение крепостных в обществе – крестьяне в то время могли стать вольными людьми, получив соответствующий документ, но даже, казалось бы, такое положительное событие не приносило им счастья – без образования и умения себя вести в обществе на уровне аристократии такая воля была всего лишь Филькиной грамотой, так как бывшие крепостные не имели никакой возможности обустроиться в мире «вольных людей».

Проблема образования

Среди крестьян проблема образованности была одной из весомых. Дело здесь заключалось не только в обретении общих знаний и элементарных знаний в области грамматики и арифметики. Фактически все крепостные не понимали основ этики, не умели логично построить свою речь в рамках риторики, а поэтому были абсолютными невеждами во всех смыслах, что значительно усугубляло их положение.

Справедливость

Жизнь часто лишена справедливости. Предвзятость в большинстве случаев становится неотъемлемым спутником простого человека. Время от времени человек взаимодействует с несправедливостью и обретает собственный жизненный опыт. Кроме того, Лесков поднимает вопрос о наличии справедливости в целом – каким бы ни был трудный жизненный путь Флягина и сколько бы ему ни встречались бесчестные люди, Иван все равно подсознательно верит в то, что в мире существует справедливость.

Взаимосвязь «Очарованного странника» и «Притчи о Блудном сыне»

Повесть Лескова по своей сути является аллюзией на притчу о блудном сыне. Иван первоначально был обещан Богу – и дом Божий должен был стать его домом, но Флягин уходит от этого своего предназначения, этому сопутствует чреда событий, которые не поддаются логике и здравому смыслу, Иван все дальше и дальше уходит в лабиринты мирской жизни. Однако это же стечение обстоятельств приводит Ивана вновь в свой дом – после получения офицерского звания жизнь Флягина значительно утруднилась – на простые работы его не желали брать, а выполнять работу, которую ему было необходимо по званию, он не мог в виду своей необразованности. Разочаровавшись в актерском ремесле, Флягин попадает в монастырь.

Таким образом, повесть Лескова «Очарованный странник» во многих моментах отходит от классической повести – многообразие проблематики и тематики позволяет рассмотреть жизнь во всех ее сложностях и неожиданностях. Автор в произведении избегает типичности – все элементы повести наделены индивидуальными, нетипичными качествами. Однако при этом следует отметить, что Лесков искусственно с помощью гротеска и гипербол, содержащие негативный посыл, обрисовывает образы иностранцев и аристократов. Таким образом достигается выгодная акцентуализация идеи произведения.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...