Описание крестьянских детей в рассказе бежин луг. «Крестьянский мир в рассказе Тургенева «Бежин луг

Духовный мир крестьянских детей

Рассказ И.С. Тургенева является совершено уникальным произведением во многом. Самое важное, пожалуй,­ в нем­ то, что­ Тургеневым одним из первых писателей в русской литературе был введен образ крестьянского мальчишки.­ До него о крестьянах вообще писалось очень редко и мало. В рассказе дается не только поэтичное и проникновенное описание русской природы, но и показываются читателю живые­ дети с их суеверием,­ пытливостью, храбростью и трусостью. Они вынуждены были с самого раннего детства оставаться одни в этом­ мире, без всякой помощи и знаний, которые накоплены человечеством.

Писателю всегда были интересны и привлекательны честные, искренние и одаренные духовно и эмоционально люди, которых мы видим на страницах его произведений. Жизнь их, как правило, не простая, так как такие люди­ предъявляют довольно высокие требования не только к себе, но и­ к другим.

Тургенев, рассказывая в своем произведении о пятерых деревенских мальчиках, которые являются главными героями произведения «Бежин луг», отмечает в их образах, овеянных лирическим настроением, какую то грусть и сочувствие к ним. Ночная природа леса и равнины, на которой сидели мальчики у костра,­ подтолкнула этих детей на разговор, в котором автор повествует о сюжетах легенд, загадывает природные загадки. Он много пишет и о природе, которая сама помогает этим детям ответить на их вопросы, которые возникают при ее таинственных явлениях. Она всегда тревожила людей своими необъяснимыми загадками, смиряя их силы и показывая свое огромное превосходство. Объяснить многие явления дети не могут, они не образованы. Но эти дети умеют очень чутко чувствовать красоту этой природы вокруг них. С большой нежностью и любовью писатель пишет о детях о их богатом духовном мире, он стремился пробудить в читателях чувство уважения и любви к ним и может быть задуматься о их дальнейшей судьбе. Эти мысли посещали и самого Тургенева, ведь дети - всегда были и остаются будущим целого народа.­ ­

Перед нами открывается в рассказе совершенно необыкновенный, созданный гениальным автором, поэтический мир, который мы слышим в рассказанных мальчиками народных поверьях. Совсем не удивляет тот факт, что все до одного эти дети искренне верят во все, связанное с нечистой силой. Они все родились и выросли в среде, где верованиям уделяется важное место. Произведение «Бежин луг» очень выразительное благодаря разным факторам: портретным характеристикам этих маленьких героев, их речи, окружающей их природе, которая просто завораживает читателей своей красотой, историям о нечистой силе, которыми делятся дети. Они постоянно заставляют нас задуматься о потусторонних силах. Этими долгими разговорами у горящего костра, Тургенев раскрывает перед нами очень богатый духовный мир детей, выходцев из простого народа.

6 класс. Литература

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир

крестьянских детей

Цели урока:

образовательные : раскрыть образы крестьянских мальчиков ; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные : воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи: закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока : презентация к уроку Microsoft Power Point , таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners , портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ежели Пушкин имел полное

основание сказать о себе, что он пробуждал

«добрые чувства», то то же самое

и с такою же справедливостью

мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков- Щедрин

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)

Учитель читает стихотворение И.З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите:

1 . Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

2.Что значит «выйти в ночное»? ( Пастьба лошадей ночью )

3.Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

4. Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем ? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Слово учителя (слайд 4). По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

( Слайд 5) Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

(Слайд 6) Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)

Домовой, русалка.

Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.

Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.

Предвидение небесное- солнечное затмение

Праведная душа летит на небо.

Словарная работа(Слайд 11)

Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна

Баял- говорил

Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов

Гурт- стадо, которое гонят на продажу

Замашная рубаха- рубашка из холста

Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть

Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):

-авось,

-зачнется,

-откентелева,

-куды,

-межа,

-полати.

5. Работа с текстом(Слайд14) Найдите в тексте

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун...

Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним...

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

5.Индивидуальная работа . Частичная проверка знания текста на первом этапе урока (Приложение 1 ).

Вопросы к обучающимся:

Что вы видите? (текст)

Что это за текст? (Описание, портрет)

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Задание: (Приложение2) заполните таблицы и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

6.Выступления групп.

7.Закрепление материала.

Вопросы учителя:

1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете ?(Федя. По одёжде)

3) Сколько лет было детям ? ( Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

4)Что готовили мальчики? (Картошку)

8. Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.

1.О чём говорят мальчики у костра? (Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)

2.Какие поверья бытуют среди ребят? (О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

    Подведём итоги урока. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику? ( Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? ( Слайд 20) С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться. Всем этим детям свойственно : т р удолюбие , смелость, любознательность , любовь к природе,сила, выносливость , нет подражания иностранному. Труд для них - большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун» )

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Домашнее задание. 1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

2. Напишите сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя» .( Приложение 3 )

Приложение 1

Тексты

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой .

(Федя)

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки .

(Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

(Костя)

Приложение 2

Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

Приложение 3

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

Казахстан, г. Уральск.

Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

Цели урока :

образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

За­да­чи :

1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

    Орг. момент.

    Работа над эпиграфом урока:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

И.С.Тургенев

Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

    Знакомство с биографией писателя.

    Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Чтение учащимся стихотворения

Слайд 1.

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля...

    Работа в группах

- Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Сколько ребят вышли в ночное?

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

В словаре Ожегова дано такое определение….

Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

Персонаж

Семья, положение

Внешний вид

Почему попал в ночное

Характер героя, в чем он проявился

Речь героя

История, рассказанная героем

Впечатление

Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.

Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.

7.Беседа

Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.

Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)

    О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

    Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

    Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

    А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

    А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

    В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

7. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.

8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте

Скажите, что общего у всех детей?

Дети интересны охотнику?

(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.

Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.

Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.

10. Итоги урока.

В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Каким вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)

12. Домашнее задание

Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

21. Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ. ДУХОВНЫЙ МИР КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В ОЧЕРКЕ «БЕЖИН ЛУГ»

Цели урока:

· образовательные: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля);

· развивающие: развивать навыки анализа текста, развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся;

· воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) произведения.

Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность);

Оборудование: портрет, иллюстрации.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Мы заглянем в мир детства рассказа «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.

Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

3. Беседа (по реализации домашнего задания)

К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.

Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?

[План (заполняется по ходу урока):

1) Портретная характеристика. Внешний вид.

2) Поведение

4. Работа с иллюстрациями

Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя.

На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). [Запись первого пункта плана к раскрытию образа].

Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше).

Почему на глаза обращает внимание писатель?

Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)

Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике).

Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно . Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь? Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.

Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать). Почему печальный взор?

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Дети интересны охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной?

Какие истории вам запомнились?

А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?

Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали?

5. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»

Что случилось?

Кто рассказал

С кем случилось?

1. Рассказ о домовом

С ним и его товарищами на рольне

2. Рассказ о русалке

Со слободским плотником Гаврилой

3. Рассказ про оборотня (барашек)

С псарем Ермилой

«Намеднись» на Варнавицах

4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче

С дедушкой Трофимовичем

5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу

С бабкой Ульяной

В прошлом году в родительскую субботу

6. Рассказ о небесном предвиденье

С крестьянами деревни Шаламово

7. Рассказ о Тришке (антихристе)

Не быличка!

8. Рассказ о Тришке

С бочаром Василой и крестьянами Шаламова

С ним самим

Вчера вечером

10. Рассказ о мужике и лешем

С мужиком из его деревни

«На днях»

11. Рассказ о водяном

С дурочкой Акулиной

12. Рассказ о мальчике Васе

С мальчиком из его деревни

С ним самим

Только что

Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т. е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).

Какой пункт в характеристику героев мы не внесли? (Речь героев).

Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы , просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.

Кто из героев у вас вызвал симпатию и почему?

Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади)

6. Работа над сравнительной характеристикой.

1.

1. Описание внешности, одежды, манеры держаться

2.

О «предвидении» (затмении) в Шаламове, о бочаре Вавиле и крестьянах Шаламова, о голосе Васи из речки

2. Какие истории он рассказывает?

О домовом, про оборотня, про покойного барина, о гаданье в родительскую субботу," об антихристе (Тришке), о лешем и мужике, о водяном

3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал?

Он рассказывал лишь о том, что видел или слышал сам

3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра?

Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы самых разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна... Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговора взрослых

4.

Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкрет­ным решениям

4. Как относится он к своим рассказам?

С верой, страхом и убежденностью в том, что все так и было. Он запоминает и верит!

5. Как относится он к чужим рассказам (Илюши, Кости)?

Пытается понять, разобраться в причинах и, в конечном счете, возмущается этой «нечистью», («И зачем эта погань в свете раз­велась?»)

5. Как относится он к чужим рассказам?

Постоянно хочет уточнить, исправить чужой рассказ, показать, как много он знает (и кто такой Тришка, и какой бывает леший). Это ревнивый хранитель традиций

6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра?

Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков

6. Как он относится ко всему, что происходит у костра?

Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрез­вычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию

7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним?

Отношение автора к Павлуше заключено в первом описании этого мальчика, но не только в нем. Автор «невольно любовался Павлушей», когда тот вернулся из погони за волками. О согласии учеников с автором мы знаем. Все почти всегда симпатизируют Пав­луше

Автор не выражает таких симпатий Илюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает учитель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех...»

7. Подведение итогов урока

Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. (Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность , смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность).

Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения.

8. Домашнее задание

Автор рассказа «Бежин луг» — удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, «как бы боясь уронить свое достоинство».

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов».

Горбоносое лицо Ильюши выражало «какую-то ту­пую, болезненную заботливость». И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков — Павлуша. Внешне это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы — крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Сочинение на тему: КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

3.9 (78.4%) 100 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему крестьянские дети
  • сочинение на тему бежин луг описание мальчиков
  • от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи
  • сочинение на тему Тургенев Бежин луг
  • сочинение по теме бежин луг


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...