Орфографический словарь русского языка с удвоенными согласными. Значение ii

3 ноября 2016

Удвоенный согласный в корне слова встречается в иностранных заимствованиях и словах исконно русского происхождения. Правила и примеры представлены в статье.

Двойное «ж»

Удвоенный согласный в корне слова пишется в таких словах, как жжение, дрожжи, жужжать, можжевельник . Но не следует путать подобные случаи с сочетанием звуков «ж» и «з». Пример:

  1. Каждый вечер навстречу ему выбегала огромная немецкая овчарка и принималась неестественно и заунывно визжать .
  2. Приезжать к нему становилось все сложнее, потому как водитель единственного автобуса в этом городе игнорировал расписание, вывешенное на остановке.
  3. Во дворе его дома темно, только огонек, который едва брезжит из окна флигеля, освещает дорогу.
  4. Преподаватель зашел в аудиторию и первым делом вывесил над доской схему мозжечка .

Двойное «с»

Удвоенные согласные «сс» пишутся в таких словах, как касса, ассорти, пассажир, кассета, класс, компромисс . Написание этих лексических единиц нужно запомнить. Этот удвоенный согласный в корне слова пишется в иностранных заимствованиях. За исключением лексемы ссора и слов, которые являются однокоренными с ней. Примеры:

  1. К старости ее характер испортился до такой степени, что она умудрилась рассориться со всеми родственниками.
  2. Поссорившиеся в тот день соседки больше не тратили сил на скандалы, но почти три года сохраняли полное молчание, словно между ними была объявлена холодная война.

Удвоенное «с» пишется также в таких словах, как поэтесса, стюардесса .

Видео по теме

Сложносокращенные слова

Удвоенные согласные буквы пишутся в словах, образованных из двух частей. Но только в том случае, если первая заканчивается на тот же согласный, с которого начинается вторая. Примеры: роддом, главврач.

Если в сложносокращенном слове первая часть образована от лексической единицы, в которой присутствует удвоенный согласный, пишется лишь один. Примеры:

  1. В ветхом сарае, который находился за домом, хранилось больше ста грампластинок , выпущенных лет сто назад, пара колченогих стульев и прочая ненужная рухлядь.
  2. В кабинет зашли трое, один из которых представился групоргом. Должности других звучали так же загадочно.
  3. Писатель был в прошлом конармейцем , и за то, насколько честно он изобразил классовую борьбу, свидетелем которой он стал, в 1938 году его расстреляли, назвав изменником родины.

Имена

С удвоенными согласными пишутся полные формы некоторых имен. Уменьшительные формы - с одной согласной. Примеры:

  1. Младшая дочь - Алка - была ребенком непоседливым и чрезмерно любопытным.
  2. Кирилка рос быстро и все чаще задавал родителям неудобные вопросы.
  3. Анка была женщиной простой, по-крестьянски доброй.

В вышеприведенных примерах присутствуют имена с удвоенными согласными: Алла, Кирилл, Анна . Написание полной и уменьшительной форм различно.

Прилагательные

В словах, которые образованы от существительных, удвоенный согласный в корне слова сохраняется и пишется непосредственно перед суффиксом. Примеры:

  1. Родители привыкли к пятибалльной системе и долго не могли разобраться в том, хвалить или наказывать сына за то, что в его дневнике, рядом с подписью учителя, стояли цифры «6», «7» и «8».
  2. Все эти племена объединились в так называемый гуннский союз.
  3. Дискутировать он не любил и при возможности пытался принять компромиссное решение.

То же самое можно сказать и об уменьшительной форме существительного. Примеры:

  1. Кладбище, на котором покоятся деятели советской и русской культуры, иностранцы покинули. Осталась лишь группка степенных, но любознательных японцев.
  2. Спектакль ему не нравился, а потому он во время первого действия устало смотрел в программку и думал о своем.
  3. Телеграммку - а именно так можно назвать послание столь легкомысленного содержания - принес к вечеру усталый и, как всегда, раздраженный почтальон.

На стыке корня и приставки

Существительные, в которых приставка заканчивается на ту же букву, на которую начинается корень, также пишутся с удвоенными согласными. Примеры:

  1. На его воззвания уже давно никто не обращал внимания, а потому ему пришлось сойти с трибуны.
  2. Подделывать подпись отца он научился еще в третьем классе.
  3. Педагогические воззрения этого воспитателя ничего общего не имели с теориями Макаренко и Сорока-Росинского.

Заимствования

Написания слов иностранного происхождения с удвоенными согласными следует запомнить. Примеры:

  1. Викентий Тимофеевич занимал должность коллежского асессора .
  2. Кислородные баллоны запретили использовать как дома, так и в офисах.
  3. На перроне он встретил ее мужа и испугался вдруг, что путешествие, которое так долго планировалось, сорвется.
  4. Дощатая терраса была покрыта тонким слоем раннего чистого снега.
  5. Идиллия , царившая в их доме почти пять лет, как оказалось, была мнимой.

Одна согласная

Есть слова в русском языке, в которых нередко ошибочно пишут удвоенные согласные. Возможно, дело все в том, что эти лексические единицы, как правило, имеют иноязычное происхождение. Например: балюстрада, дилер, вернисаж, дилетант.

Значение II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Правилах русского языка

II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н- , например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск- , например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

с суффиксом -ств- : искусство (ср. искусный).

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, несся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-) , образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

[предлагаемые изменения 2000 г., п. 4] < pravila.html?proekt.htm >

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

< pravila.html?proekt.htm >

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жеваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлеченный вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2 < pravila.html?def_3.htm >), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: ученые труды, раненые пограничники, рваная одежда, копченая колбаса, кипяченое молоко, вяленая рыба, гашеная известь, соленые огурцы, моченые яблоки, пареный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, не слыханный, нежданный и некоторое другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

[предлагаемые изменения 2000 г., п. 5] < pravila.html?proekt.htm >

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами -ик, -иц-, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитательница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и cyществительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых - двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжешь, жжет, жженый, жжение, жженка.

При наличии чередования зг - зж, зд - зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем. поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг - " рассвет").

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось, составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа - группка, группочка; программа - программка, программный, киловатт - киловаттный, Калькутта - калькуттский; класс - классный, гунн - гуннский, балл (единица меры оценки) - пятибалльный; галл - галльский; либретто - либреттист.

Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонки (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

Правила русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: I - II - III 90 91 92 93 94 95 96 97 98 …
  • СОГЛАСНЫЕ
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки (лат. consonantes) - Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе …
  • СОГЛАСНЫЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словарике:
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума ([м], [р]) или только шума ([б], [г]), который образуется в …
  • СОГЛАСНЫЕ
    СОГЛ́АСНЫЕ, звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, к-рый образуется в полости рта, где …
  • ДВОЙНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДВОЙН́ЫЕ ЗВЁЗДЫ, две звезды, обращающиеся по эллиптич. орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения. По методам наблюдений выделяют …
  • СОГЛАСНЫЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    согла"сные, согла"сных, согла"сным, согла"сные, согла"сными, …
  • СОГЛАСНЫЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства С: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акусгич. …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя …
  • АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр II, Николаевич, Освободитель (1818 - 1881), Император Всероссийский (с 19 февраля 1855), …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЭКСПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от экс... и лат. plaudo (plodo) - бью, хлопаю], разновидность смычных согласных, в которых осуществлены все три фазы …
  • ФИЗИЧЕСКИЕ ДВОЙНЫЕ ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    двойные звёзды, двойные звёзды, у которых компоненты связаны силами взаимного тяготения и обращаются вокруг общего центра масс. Помимо большинства …
  • НАЗАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные, носовые согласные, согласные, произносимые с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора; см. Назализация звуков, Согласные …
  • ИМПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от лат. in (im) - в, внутрь и plaudo (plodo) - бью, хлопаю], сомкнутые согласные, ненапряжённые согласные, в артикуляции …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    звёзды, две звезды, близкие друг другу в пространстве и составляющие физическую систему, компоненты которой связаны силами взаимного тяготения. Компоненты обращаются …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    король прусский (1740—86), один из самых видных деятелей в истории XVIII в., прославившийся как государь и писатель, как полководец и …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) — согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ
    ? король прусский (1740?1786), один из самых видных деятелей в истории XVIII в., прославившийся как государь и писатель, как полководец …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) ? согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
    Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из …
  • НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    1) Согласные, лишенные соотносительности по глухости-звонкости. Непарные звонкие согласные: (л, л’), (м, м’), (н, н’), (р, р’), (j); непарные глухие …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    две звезды, обращающиеся по эллиптическим орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения. По методам наблюдений выделяют визуально-двойные звезды, …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антиохийская Православная Церковь, по преданию, основана около 37 г. апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …
  • МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    один из финно-угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско-финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен …
  • ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, …
  • УНИКУРСАЛЬНАЯ КРИВАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    кривая (от уни- и лат. cursus - бег, путь) (матем.), плоская кривая, которая может быть задана параметрическими уравнениями x j …
  • ПАПСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно …
  • ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов, по своей природе сходные с Солнцем. Солнце кажется несравненно больше З. только благодаря …
  • ВОСПРОИЗВОДСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении. Включает В. материальных благ, В. рабочей силы и В. производственных отношений. В. …
  • АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    сплавы, сплавы на основе алюминия. Первые А. с. получены в 50-х гг. 19 в.; они представляли собой сплав алюминия с …
  • ЦИНК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (фр., англ. Zinc, нем. Zink; хим. знак Zn, ат. вес 65,4). — Хотя сплавы Ц. (напр., с медью — …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • УГЛЕВОДОРОДЫ АРОМАТИЧЕСКИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    получили свое название оттого, что очень часто их производные обладают приятным запахом и встречаются в различных смолах, эфирных маслах и …

Сегодня мы все, прошедшие современную общеобразовательную школу, привычно читаем орфографические «назидания», типа:

Однако при этом у тех, кто знает, не забывается и то, как раньше писали вовсе без пробелов. Представляете, сегодня мы приставки пишем слитно с корнем, а предлоги раздельно. А раньше, когда и приставки, и предлоги (и все-все!) писали слитно, сплошным текстом, КАК различали в сплошном тексте, например, приставку «при » (пристань ) от предлога «при » (при стан …)?..

Понятно, что ориентировались на смыслы и значения. Но что и как думали по этому поводу, когда не было написаний с пробелами, когда не было таких орфографических правил, как сегодня, когда ориентировались больше на смысл?

Понятно, что никто (даже кто не в ладах с грамотой) нарочно по два одинаковых согласных не писал, что они действительно появлялись на границе частей слов. Значит, нужно видеть эти границы и понимать.

Ясно так же и то, что современный русский язык развивает через формальные правила и новое словотворчество прежнюю устоявшуюся логику и отдельные традиции.

Но зачем было терять смыслы, без которых целое разрушается!?

Двойные согласные получаются, если в разных частях слова (например, в приставке и корне) оказываются по соседству два одинаковых согласных: поД + Держать, оТ + Тащить, Рас + Строить и т.д.

(На самом деле приставка тут «Раз», а не «рас», но об этом чуть позднее.)

Жаль, что сейчас даже приставки и корни оборачиваются почти что «знаками», без смысла, с каким-то условным значением. А в Древности было иначе: то, что сейчас мы читаем как «поддержать », древние разумные предки читали осмысленно, как «Под Держать» (т.е. «держать основу, основание, суть, фундамент»), где «Под» является именем, а не какой-то там служебной единицей языка, какой-то «приставкой».

И еще. Тут есть над чем поразмыслить, почему так делается.

Когда мы из двух кирпичей, соединяя, делаем один большой кирпич, то в жизни мы помним, что кирпич «сдвоенный». Даже когда к этому сдвоенному кирпичу присоединяем еще один кирпич.

Но такой здравый смысл не относится к странному миру современного языкознания, где логические цепочки очень короткие, да и то лишь формальные. К тому же еще какой-то «склероз» мешает: поэтому там, где только что было два кирпича, вдруг видится уже только один. Мы не шутим. Вот пример:

И у них получается новое образование, не связанное с предыдущим: «рас+считать », а не как реально видится: «рас+с+читать », с сохранением последовательности и преемственности в происхождении.

Это вовсе не «академические пустяки», а методичное формирование в сознании осваивающих русский язык бессвязных логических цепочек, подвешенных как бы в пустоте, т.е. фактически оторванных от живого незыблемого фундамента Живого Русского Языка и Живой Русской Речи. Зачем одно противопоставлять другому, когда они четко преемственно и по смыслу связаны?

С + Чёт = Счёт, Рас + Чёт = Рас чёт.

Без + С + Чётный = Безс чётный

(И в этом месте только по искусственному допущению реформаторов языка 1917г. пишется несуществующая в русском языке приставка «бес », в результате чего и получается современное «беССчетный », на смех всех здравомыслящих, различающих неумный подтекст и умеющих читать то, что написано, а не то, что выдумано: «бес счетный»!).

Такая же ситуация и в других подобных словах:

Рас+С+Троить = Расс троить (хотя на самом деле и здесь надо «Разс троить » по реальной приставке «Раз»).

Без+С+Рочный (от Рок ) = Бесс рочный (по дореформенному: «Безс рочный »)…

Введение «лже-приставок» «Рас -» и «Бес -», наряду с реальными приставками «Раз -» и «Без -», на самом деле оборачивается не «упорядочиванием и развитием языка», как того хотели реформаторы, а разрушением древних живых смыслов в Языке и Речи, где имеет смысл каждый звук, каждая буква!

Так же и здесь, в результате реформы «упрощения», т.е. соединения «нормальных» слов, образованных приставочным способом (типа, «Воз+Жа» = Возж а ), с теми, какие можно отнести к «звукоподражательным» (типа, Жужж ать ).

Хотя «приставка, предлоги, суффиксы» - все это для Живого Языка вещь достаточно условная (в Древности имели в виду живые слова, самостоятельные, а не какие-то «добавочные части»), не об этом речь.

Смысл-то слова по искусственному правилу все-таки разрушается, удаляется. Остается невразумительное, но «прогрессивное» новообразование: «вожжи », написание которого нужно теперь запоминать по новому правилу.

В случае с «дрожжами » тоже не очень ясно, почему выбран один вариант, хотя есть и другие, более осмысленные варианты (см.словарь Даля): Дрожд и, Дрозж и . На наш взгляд, неиспорченный вариант: Дрозжи , как более типичный случай, потому что знаем немало таких слов в русском языке, где встречается именно такое сочетание: возж и, визж ать, приезж ать, дребезж ать…

У «можжевельника» тоже есть та же более осмысленная версия: мозж уха .

Сдается, что та же ситуация и с «жж ением »: это слово происходит из первоначальных вариантов, в которых, скорее всего, было «ЗЖ ». Но гадать не будем.

И, в качестве вывода, не случайно вот это звукосочетание ЗЖ («ЗъЖъ»), к которому относится, если уж каламбурно, все, что «З а Ж изнь»! И это почти во всех словах, в которых нет простого звукоподражания.

И складывается впечатление, что отбор из употребительных вариантов производился по принципу «как можно хуже и непонятней».

Вот что можно сегодня сказать о правиле, которое согласно современной орфографии предлагает формально, без осмысления, писать ЖЖ .

Сс ора - это существительное фактически получилось от формы «с сора » (сор ): вы же хорошо помните фразеологизм «не выносить из дома сор ». Видимо, зафиксирована ситуация, когда конфликтность начинается с малого, «с сора».

Сюда же по-простому хотят отнести теперь и своего рода «неологизм»: российский , образованный через западные (в частности, польские заимствования XVII-XVIII веков) формы словообразования относительно недавно, в то время когда убирали на рубеже XVIII века прежние наименования «Тартария », «Русь » и «Русс ия » («Рус+Сия » - от Русь с другими подобными родственниками, типа: «По+Рус+Сия », современное Прусс ия ). Когда писали сплошным текстом, без пробелов, название было однозначно «Русь », но с как бы формой прилагательного «Сия » («сияющий, сиятельный» - т.к. в Древности, как известно по оставшимся старинным рукописным книгам, писари общеизвестные и часто повторяющиеся понятия очень часто писали сокращенно!).

Иноязычные слова, раз их привнесли в русский язык, запоминайте уж, как принято сейчас (в т.ч. для сдачи зачетов и экзаменов): алл ея, апп арат, комисс ия, тенн ис, хобб и, комм ерсант, эфф ект, терр итория, окк упация, котт едж, Жанн а…

Мы их трогать не будем. Они сами будут отмирать, выходить из употребления по мере оживания Родной Речи.

Но надо помнить, что среди них попадаются и как бы наши, но сохранившиеся в других странах, т.е. общие для многих народов древние слова, типа: Драма («До Рама») и т.п. В них, естественно, не может быть сдвоенных согласных.

Слова с удвоенными согласными в корне подчиняются простым правилам русского языка, которые изучают в средней школе. Для грамотного написания орфограммы, следует заранее научиться разбирать слово составляющие: корни, суффиксы.

Вконтакте

Двойные буквы на стыке между приставкой корнем

  1. Если приставка и корень начинаются на одну и ту же букву, то пишутся удвоенные согласные. Разобрав слова на морфемы, легко понять, как пишутся эти слова. Правило действует для таких слов, как: преддверие, воззвание, беззаконный, ввести, поддержать, восстановить, рассердить, раззадорить, бессовестный.
  2. Слова с приставками, которые оканчиваются на –с и однокоренные слову «ссора» также пишутся с удвоенными согласными .

Примеры: рассориться, поссориться.

Обратите внимание! Несмотря на то, что в однокоренных слову «ссора», вместе с приставкой образуется три буквы С, пишется только две. В русском языке не может быть тройной . Это же правило с отсутствием утроенной согласной действует и для остальных слов .

Cложные существительные с удвоенной согласной

Существительные с удвоенной согласной могут быть сложносочиненными , состоять из двух смысловых корней или основ. Удвоенная согласная пишется в том случае, если между корнями нет соединительной гласной, а начинаются они с одной буквы.

Пример таких слов: Моссовет (Московский совет), главврач (главный врач), Компартия (Коммунистическая партия)

Правописание удвоенных согласных в зарубежных словах

Заимствованные существительные, которые пишутся с удвоенными буквами — самый распространенный тип слов.

Проверить их невозможно, можно только запомнить, или пользоваться орфографическим словарем.

Вот несколько таких слов: , балласт, гиппопотам, массажист, миллиметр, оккупант, оттоманка, оффшор, палаццо, пассажир, пессимизм, пицца, плиссе, попурри, программист, профессор.

Слова с удвоенной РР — одна из самых обширных групп слов. Примеры: терраса, перрон, терроризм, аррозия, корректор, геморрой, цирроз, терракотовый, баррикада. Эти слова связаны с латинскими и греческими словами, представляют собой медицинские или узкопрофессиональные термины.

Определить основу слова тяжело в таких словах, как шоссе, аттракцион, коллекция. Корень в слове аллея тоже пишется с двумя –ЛЛ-. Все эти слова являются иноязычными по происхождению, их производные также имеют две одинаковых буквы в основе.

Важно! Производные от слов с парой удвоенных согласных в корне обычно тоже пишутся с двумя согласными.

  • Шоссе – шоссейный.
  • Коллекция – коллекционный.
  • Компромисс – компромиссный.

Исключением из этого правила являются образования, русифицировавшиеся с течением времени. Обычно двойное –НН- превращается в одиночное, если после него используется суффикс –К-.

  • Колонна – колонка.
  • Манна – манка.
  • Кристалл – кристальный.

Для проверки этих слов лучше воспользоваться словарем.

Более того, в некоторых случаях, даже при отсутствии суффикса –К- производные от иноязычных слов с удвоенной буквой в корне образуют формы с одной буквой . Примеры этих исключений:

Оперетта – опереточный, опереточник.

Колонна – колончатый, колонковый, колонка, колоночный. Другие производные пишутся с двумя –Н-. Для сравнения: колоннада, колонный.

Кристалл – кристальный, кристальчик. Это правило действует только в тех случаях, когда в словах возникает сочетание –ЛЬ-. Для сравнения: кристаллический, кристаллик.

Двойная согласная в словах с русским происхождением

Правописание слов с традиционно русскими корнями определяется исторически. Существуют правила, которые помогут проверить слова с удвоенной согласной.

Удвоенная –ЖЖ-:

  • В словах, образованных от «жечь». Примеры: жжение, сожжённый, жжёт.
  • В исконно русских словах удвоенные согласные есть в таки словах, как: вожжи, можжевеловый, жужжать.

Совет ! Как двойные согласные в исконно русских словах на слух могут восприниматься сочетания букв зж-зг-зд.

Пример таких слов: брюзжать (брюзга), визжать (визг), дребезжать (дребезг).

Исключением из правила являются также слова жужелица, брыжи. Их написание связано с историческим развитием.

Удвоенные согласные в корне слова Россия и его производных.Правописание этих слов не проверяется правилом, запомните их . Некоторые из этих слов: Россия, российский, великоросс. Но когда корень меняется на рус, в корне остается одна согласная: русист, обрусеть.

Это правило используется, если только вторая –С- не появляется в суффиксе.

Примеры таких исключений: Белоруссия, русский.

Удвоенная согласная в именах собственных

Имена с удвоенной согласной часто встречаются , поэтому необходимо помнить об их написании.

Женские имена: Алла, Анна, Римма.

Мужские имена с удвоенной буквой: Кирилл, Савва.

1. Удвоенное ж употребляется в корнях исконно русских слов (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник) и некоторых однокоренных с ними (сожженный, жужжание, можжевеловый и др.).

2. Удвоение других согласных в исконно русских словах возможно только на стыке морфем и составных частей сложносокращенных слов.

Например, на стыке приставки и корня: введение, восстание, оттащить, поддеть; корня и суффикса: русский, чугунный, несся.

В составе сложносокращенных слов: роддом, Обллегпром, Моссельмаш.

Примечания.

1. Надо обратить внимание на написание слов типа визжать, приезжать, в которых пишется сочетание зж, а не удвоенное ж (звук ж в сочетании - результат чередований г - ж, д - ж, ср.: визг - визжать, приезд - приезжать).

2. В словах брыжейка (складка брюшины), брыжи (воротник) пишется одно ж.

3. В слове ссора и в производных от него словах пишется двойное с.

4. При стечении трех одинаковых согласных пишется только две: пятитонный (из тонн + ный), одесский (из одесс + ский), рассориться (из рас + ссориться) и др.

Упражнение 60. Запишите однокоренные слова, подобрав в орфографическом словаре родственные нижеследующим: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник.

Упражнение 61. Выпишите в отдельные группы-слова с удвоенными согласными на стыке а) приставки и корня, б) корня и суффикса, в) частей сложносокращенных слов. Обозначьте границы между указанными частями слов.

Арзамасский, бессердечный, бесчестный, белорусский, вознесся, восстановить, дивврач, котласский, оттаять, перенесся, поддерживать, поммастера, рассматривать, расстроить, рассчитывать, расчет, старинный, череззерница, чересседельник, черкесский, юннат.

Упражнение 62. Устно объясните правописание удвоенных согласных в выделенных словах. Выпишите эти слова.

1. А моя мама жива-здорова. Последнее время все из Фрунзе письма писала, расспрашивала, как ее драгоценное барахло. (Сим.) 2. Лыжи заскользили вперед сами собой. Подъем? Наддай, Валя! Спуск в разложину? И-эх, сосны! Расступись, посшибаю! (Клещ.) 3. Путь, по которому должен был пройти поезд с диппочтой, этот путь был минирован ночью в двух местах. (Чайк.) 4. И не знал Павло и не думал, что его судьба так горько переплетется с судьбой лейтенанта Званцева там, на Херсонесском маяке. (Куч.) 5. Солнце жжет немилосердно, а легкую белую форму номер один запретили носить. (Куч.) 6. Кучер знал, куда его хозяин может отправиться в это позднее время; он свистнул коням, натянул вожжи, и фаэтон понесся сперва по Коблевской, затем по Преображенской. (Михаил.) 7. Все это было написано на их бледных, голодноватых лицах, а Вера Николаевна тут же их обласкала, тут же появились на столе консервы «Треска в масле» - еще из заполярного доппайка, печенье, чай, масло, хлеб - всего вволю. (Герм.) 8. На откосе за окном, казалось - на расстоянии вытянутой руки, бесплотно трепыхались бледно-лиловые бессмертники. (Пан.)

Упражнение 63. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов в приведенных примерах. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Дыша тяжело, как загнанные лошади, они отирали широкими ладонями пот, лившийся с их лиц. (Полев.) 2. Пришедший снял полушубок и стал оттирать юное, совсем мальчишеское лицо со слипшимися от снега ресницами. (Лид.)

б) 1. Шмельков с ходу развернул машину и начал подавать ее задом, будто бы для заправки. (А. Н. Т.) 2. Бойко и задорно поддавал ходу каурый конек. (Гайд.)

Упражнение 64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I.1. Уставшие люди входили по одному, по двое на паром, ра…аживались прямо на полу. (Иван.) 2. Из кабины санитарной машины выскочил боец, о…ежал машину и стал вместе с шофером Серпилина по…тал кивать ее сзади. Но машина продолжала буксовать. Потом открылись задние дверцы «санитарки», о…уда выскочила на дорогу женщина и стала толкать машину вместе с мужчинами. (Сим.) 3. Под знойным солнцем а…охшее дерево, разомлев, и…точало слабый запах не то смолы, не то краски. (Пан.) 4. По улице проехала телега, и долго слышалось дребе…ание привязанного к задку ведра. (Ямп.) 5. Бахор ничего не боится, смотрит на мир смелыми, широко распахнутыми глазами. Какие у нега искристые глаза - так и бры…ут то гневом, то сочувствием, то во…торгом! (Раш.) 6. «Понятно»,- бросил Крайнюк. Ему бы идти, а он все стоял среди обо…енных камней и руин. (Куч.) 7. Матросы вынесли легкий трап и, по…ерживая женщин, усадили всех в открытый грузовик. (Куч.) 8. Прощаясь, геофизик бе…алостно стиснул ладонь Виктора. (Клещ.)

II. 1. Рига была высокой, дли…ой, ра…читанной на прием сразу целой клади хлеба. (Марк.) 2. И несмотря на то, что весь тон письма, как всегда все, что исходило от Женьки, был неприятен Володе, он надолго призадумал…я над предложением на…ет должности гла…рача. (Герм.) 3. Вася нашел и санвзвод и запа…я там индивидуальными пакетами

. (Лев.) 4. Торжественное заседание Мо…овета не было для него, как для Куприна, первым в жизни. (Лев.) 5. Матрос пошел спать, а матро…ка словно бы нарочно долго убиралась с посудой. (Стан.) 6. Строился у выхода матро…кий батальон, уходящий с бронепоездом на фронт. (Пере.) 7. По переулку к мастерской действительно шел пятито…ый грузовик, глубоко врезаясь колесами в ра…кисшую дорогу. (Иван.)

Двойное н в прилагательных, образованных от существительных, пишется в следующих случаях:

а) если прилагательные образованы от существительных с основой на н при помощи суффикса -н- (в том числе и от слов на -мя: время - времен-): длинный, оконный, старинный, временный, именной и т. д.;

б) если прилагательные образованы от существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-: соломенный, революционный и т. д.

Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-), -ин-, пишутся с одним н: кожаный, конопляный, куриный и т. д.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечания.

1. С одним н пишутся прилагательные бараний, багряный, вороной, зеленый, пряный, рдяный, румяный, свиной, синий, юный. Они образуются без суффикса -н-.

С одним н пишется и слово ветреный однако производные от него образования с приставками имеют на письме два н: безветренный, наветренный, подветренный.

2. Следует также обратить внимание на правописание удвоенного согласного в суффиксе в слове зеленной (зеленная лавка, ср.: зеленая лавка).

Упражнение 65. Перепишите, подчеркивая суффиксы прилагательных; отдельно выпишите бессуффиксальные образования. Объясните правописание суффиксов прилагательных.

Былинный, величественный, восторженный, воробьиный, ветреный, ветряной, ветряный, глиняный, деревянный, дровяной, естественный, законный, искусственный, комариный, коренной, краснознаменный, комиссионный, льняной, заветренный, нефтяной, общественный, огненный, песчаный, платяной, румяный, ремесленный, свиной, семенной, сессионный, сонный, существенный, юный, ячменный.

Упражнение 66. От приведенных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -енн-, -онн-, -ан- (-ян-), -ин-. Запишите прилагательные, устно объяснив их правописание.

Агитация, баран, болезнь, бритва, гусь, длина, диковина, дерзновение, жесть, жизнь, зелень, змея, имя, корень, кость, лед, лимон, масло, мобилизация, нефть, оборона, осень, отечество, оппозиция, песня, письмо, полотно, ревизия, ремесло, серебро, стекло, сукно, сокол, традиция, телефон, трава, торжество, цена, ястреб.

Упражнение 67. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Запах ржавчины, масляной краски и сырости наполнял комнату. (Горьк.) 2. Киев. Чудесный город, весь похожий на сдобную славную попадью с маслеными глазками. (Купр.)

б) 1. День разгорелся знойный, безветренный, в воздухе стояла дремотная тишина. (Пав.) 2. В предрассветной мгле вырисовывалась ветряная мельница, похожая на спящего ворона с перебитым крылом. (Тютюн.) 3. В хмурые ветреные дни поздней осени Пастухов редко выходил. (Фед.)

Упражнение 68. Объясните правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных. Выпишите эти прилагательные, выделив в них вертикальными черточками суффиксы.

1. После бритья он, по обыкновению, вставал под душ в ванной: ровный шум прохладной воды, теплые иголочки по всему телу, махровое полотенце - и он чувствовал себя в отличном настроении, когда казалось, что все прекрасное в себе и в жизни он только чтопонял и оно не должно исчезнуть. Он знал, что это ощущение до сумерек. Вечером или особенно декабрьскими мглистыми сумерками, когда фонари горели в туманных кругах, это чувство полноты жизни исчезало, и боль, странная, почти физическая боль и тоска охватывали Сергея. (Бонд.) 2. Перед портретом почти во всю ширину зала вытянулся стол, покрытый зеленым сукном, направо у стены стояли за решеткой две деревянные скамьи, налево - два ряда малиновых кресел. (Горьк.) 3. Бугор не захватили: сперва напоролись на минное поле, потом были накрыты минометным и пулеметным огнем. (Сим.) 4. Высокий, тощий, с длинным лошадиным лицом, он стоял в окружении своих солдат и что-то говорил им. (Пав.) 5. Точно перехватив мои мысли, Валлон спросил соседей, кто помнит нападение на лагерь военнопленных. (Крам.)



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...