Оружие древних скифов из крыма. Скифы в крыму — от кочевий к городам

Во-первых, неподалеку от города Севастополя можно найти жетон от МДРегион , который грустно лежит в земле уже второй месяц и никак не дождется того, кто его обнаружит и получит заслуженный приз - металлоискатель. Дам небольшую наводку: если выйти перпендикулярно дороге к месту закладки жетона, от дороги прямо, то можно его с легкостью найти. Думаю, в скором времени появится счастливчик, который найдет долгожданный жетон.

Во-вторых, в Крыму есть и многие другие объекты для удачливого кладоискателя. Многие меня спрашивают, где искать. И что конкретно искать.

Если вы хотите искать по определенной эпохе, карты вам в руки. Интернет - огромная библиотека, где можно найти исторические книги, и статьи, и даже, при желании, спокойно войти в онлайн-библиотеку Таврического национального-исторического института. Там множество диссертаций и статей от заслуженных историков.

Если вкратце, в Крыму есть все! Разные эпохи, начиная со скифов, заканчивая Великой Отечественной. Главное - знать места.

Крым. Руины цитадели Мангул-Кале

Но хочу вас предупредить: в основном, на территории полуострова большинство интересных мест для копа расположены на территории археологических памятников и прочего исторического наследия. И по закону копать запрещено. Поэтому многие боятся, что хобби принесет только проблемы, а в будущем копаря ждут только наручники и большой штраф.

Конечно, если вы будете перекапывать и вскрывать скифские курганы, или займетесь не одобренными ни музеем, ни государством раскопками на территории древнего Херсонеса, тут даже комментариев не требуется. Самое малое, что вам грозит - это суд и, в итоге, колоссальных размеров штраф.

Однако есть места, где копать реально можно. Нужно просто договориться с хозяином земли - и вперед. Если вас интересует современная «ходячка», ювелирные украшения, то всегда есть пляжи. Оттуда вас точно никто не прогонит, разве что может возникнуть конфлик с местными копарями, которые всю территорию поделили уже давным-давно. Но вы ничего не нарушаете: прибрежная зона - не археологический памятник, занчит, копать можно. Здесь ищут по правилу: кто не успел, тот опоздал.

Античность

Первым делом мои друзья, увлеченные приборным поиском, а также посетители форумов и страничек в соцетях, спрашивают про «антику». Где ее искать? Самое приближенное по расстоянию место в Севастополе - село Хмельницкое, Черная Речка, Чернореченский заповедник. Далее, так называемая «римская дорога» или Календская тропа, которая в древности соединяла два римских гарнизона - в Херсонесе и в крепости Харакс на мысе Ай-Тодор, где ныне расположено «Ласточкино гнездо».

После ухода римлян из Крыма их материальным наследием продолжали активно пользоваться. По некоторым сведениям, во времена Крымского ханства население Байдарской долины должно было заниматься поддержанием в порядке римских дорог, за это оно освобождалось от податей. Так, что и артефакты-монеты ханства можно отыскать.

Примерная карта римской дороги

В момент завоевания Крыма татарами приморская часть полуострова (Херсонес, Сугдея, или Судак, Боспор) находилась под властью Византии, а северная степная часть принадлежала половцам, которые брали дань с греческих городов и пользовались греческими гаванями для вывоза рабов и для приобретения иностранных товаров.

В горной части Крыма было расположено находившееся в вассальной зависимости от Византии небольшое княжество Готия, или Дори, с центром на месте теперешнего Эски-Кермен и с сильной крепостью Феодоро, или Мангуп-Кале.

Скифы

Вернемся немного назад. Во времена персидского царя Дария (550-486 гг до н.э.) степной Крым был населен скифами и им принадлежал. Это заключение следует из той части рассказа греческого историка Геродота, где он повествует о подготовке скифов к войне. Тавры, населявшие, согласно трудам Геродота, горный и предгорный Крым, могли быть соседями скифов только при условии принадлежности степной части полуострова последним.

Скифов принято делить на четыре племени. В бассейне реки Буг проживали скифы-скотоводы; между Бугом и Днепром - скифы-хлебопашцы; к югу от них - скифы-кочевники; между Днепром и Доном - царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов - царских.

Скифские поселения

Скифское царство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов.

Военные трофеи

Российская императрица Екатерина II в 1783 году подписала манифест о присоединении Крыма в состав Российской Империи. А в 1853 году началась Крымская война. Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.

Поводом к войне стал спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»). Просвещенная Европа вкупе с Российской империей настаивала на возврате святых мест христианам, а турки совершенно не хотели терять территории. И объявили, в итоге, войну.

Героическая оборона Севастополя.

В ходе Крымской войны погибло много бойцов, как и русских, так и союзников. Сражение на реке Альба, Инкерманское сражение, Балаклавская резня, где погибла вся английская знать. Много есть мест, где проходили сражения и остановки английских, французских и турецких войск. Даже если пройтись с металлоискателем вдоль виноградников, следуя напрямую к великой горе Сапун, то можно найти как железный мусор, так и французскую пуговицу солдата, или дробь английского мушкета.

Общий план осадных работ пред Севастополем в 1854-55 годах.

Итак, подведем итоги. Что же можно найти на территории полуострова? Многое: скифские наконечники стрел, римские динарии, серебряные дирхемы и медные пулы Золотой орды, екатерининские «пятаки» и иные артефакты и монеты. Крым полон изумительных исторических находок.

P.S. Перед тем, как идти на поиски, посмотрите, где надо искать, проверьте старые карты. Но не забывайте о законах! И не разрушайте культурный слой. Удачи.

Министерство образования и науки Украины.

Севастопольский государственный технический университет.

Кафедра философских и социальных наук.

Реферат на тему:

«Крымская скифия»

Выполнил:

студент группы П-12д

Квасов Евгений Александрович.

Проверила:

Кухникова Татьяна Константиновна.

Севастополь – 2001

Введение.

1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.

2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история Скифского царства.

3. Оружие, посуда, культура и искусство скифов.

4. Погребения.

5. Скифские городища в Крыму.

6. Гибель Скифского государства в Крыму.

Заключение.

Список литературы.


Все вместе они называются сколоты по имени царя; скифами назвали их греки …

Введение.

Крым – это не только край уникальных маршрутов и великолепных пляжей, благодатного климата и многочисленных курортов и турбаз. Небольшой клочок суши, словно старинный ларец с драгоценностями, хранит самые разнообразные исторические памятники. Каждый прошедший век добавлял новые жемчужины в сокровищницу полуострова. Не все, конечно, но многие из них сохранились до нашего времени.

Среди многочисленных племен и народов, обитавших в Крыму сотни и тысячи лет назад, особое место занимают скифы, которые в VII в. до н. э. – III в. н. э. играли крупную роль в исторических судьбах юга европейской части нашей страны, а также Передней, Средней и Центральной Азии, Кавказа и Закавказья. Память о скифах, непобедимом воинственном народе конных стрелков, сохранилась в течение многих веков после их исчезновения в преданиях, легендах, исторических хрониках и топонимах.

Сегодня мы достаточно ясно осознаем неразрывную связь, взаимосвязь природы и общества. В древности природные условия и климат решающим образом влияли на образ жизни, систему хозяйства, материальную и отчасти духовную культуру человеческого коллектива. Не были исключением в этом отношении и скифы.

Территория на которой некогда проживали носители скифской культуры, весьма обширна. Нет сомнения, что в нее входили степи Причерноморья, Предкавказья, возможно, и другие районы. Крым составлял небольшую, но очень важную часть этой обширной территории. Скифы обитали здесь в течение примерно тысячи лет. Полуостров, в первые века нашей эры именовавшийся Малой Скифией, оставался последним сравнительно крупным «островком» скифской культуры и в позднейший период её существования. Исследование скифских памятников именно в Крыму дает уникальную возможность получить почти полный хронологический «срез» скифской культуры, представить её достаточно полно, всесторонне.

Культура скифов Крыма изучается археологами и историками уже в течение многих десятилетий. Главная цель моего реферата – ознакомится с основными результатами этой работы.

1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.

Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в до н.э. Однако данному событию предшествовали и появление скифов в Передней Азии, и изгнание ими киммерийцев из Северного Причерноморья. Согласно исторической традиции, скифы были вытеснены из Южной Сибири своими восточными соседями - массагетами и заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов именовалась античными авторами Скифией. Согласно одной из распространенных гипотез, предками скифов были племена так называемой срубной культуры .

Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими народами. Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена. Однако непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-кочевников.

Вслед за киммерийцами скифы совершили серию походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие перевальные тропы. Естественно, что не все население степной зоны Северного Причерноморья и Предкавказья ушло со скифскими ордами в Переднюю Азию. Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с

оставшимися.

В ходе пребывания в Передней и Малой Азии скифы сражались с Ассирией, Мидией, Нововавилонским царством. Неоднократно меняя союзников, скифы в течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, - по словам Геродота, "все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа". Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли.

С момента возвращения скифов из Передней Азии начался собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более или менее достоверные сведения в античных источниках. Вернувшись из походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых "царских скифов", считавших остальных скифов своими рабами. Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра.

В конце IV в. до н.э. Скифское государство потерпело ряд поражений в войнах на Балканском полуострове. Могущество скифов было подорвано. Активное вытеснение скифов из Северного Причерноморья началось в III в. до н.э., когда на исторической арене сформировался новый мощный племенной союз сарматов.

Потеряв под давлением сарматов обширные степные пространства в Северном Причерноморье, сконцентрировавшись на Нижнем Днепре и в Крыму, скифы постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Коренные изменения в экономике привели к существенным новшествам в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на политическую историю скифов. Все это дает основание выделить последний, поздний ее этап (III в. до н.э. - III в. н. э.), который принципиально отличается от предшествующих. В Крыму скифы селились в долинах рек, которые брали начало на северных склонах главной гряды Крымских гор и текли на севере впадая в Черное море или Сиваш. Главная гряда служила естественной южной границей распространения позднескифских поселений. На востоке возможности для расселения были ограничены Ак-Монайским перешейком, по которому, вероятно, проходила граница Боспорского царства. Западное побережье Крыма к моменту возникновения позднескифских поселений было колонизировано Херсонесом. С севера Крым естественным образом ограничен Перекопским перешейком. Но, как показывают некоторые события политической истории скифов, четкой границы между ними и другими племенами в степи не существовало.

В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 г. до н.э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско. К концу III в. до н.э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на реке Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга.

В результате вышеперечисленных событий к концу III в. до н. э. сформировалось Позднескифское государство.

2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история Скифского царства.

Общественный строй и государственное устройство.

В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело свою собственную территорию и находилось под властью своего царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.

Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.

Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.

С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно её основы были подобны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.

Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели больше стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Скифское царство в Крыму

На последнем этапе своей истории скифы - это небольшое рабовладельческое государство. Территория его значительно сократилась по сравнению с прежней. Сокращается и число соседей. Это тавры, потомки киммерийцев, на юге, в Крымских горах, это Боспорское царство на Керченском полуострове и Херсонес - греческий город на западном побережье (около современного Севастополя). Выход из Крыма в степи Украины закрывают сарматские племена. Ольвия, оказавшаяся на периферии государства, постепенно теряет свое значение, все большую роль в торговле приобретает Херсонес, который скифы пытаются полностью подчинить.

Около рубежа нашей эры некоторую роль стали играть тавры, которые оказались втянуты в общую политическую жизнь Крыма и, по-видимому, уже не были такими дикарями, какими их рисовали греческие писатели. Из изучения погребальных памятников степного Крыма ясно виден тесный контакт скифов и тавров. В погребениях скифов северного предгорья появляется ориентировка, свойственная таврской, и захоронения в скорченном положении . В фунтовых могильниках у села Партизанского и в некрополе Неаполя Скифского встречаются коллективные захоронения, типичные для тавров. Археологами открыто немало коллективных захоронений рядовых скифов. Это каменные ящики, сооруженные на поверхности земли, содержащие от 10 до 173 костяков. Интересно, что в этих могилах, как правило, отсутствует вооружение. Такие скифские каменные ящики встречаются только в предгорной части, то есть в соседстве с таврами. Тесные взаимоотношения тавров и скифов сказываются не только в обрядовой стороне погребений, но и в инвентаре. В первые века нашей эры появился новый термин «тавроскифы». Это слово обнаружено на одной из боспорских надписей, что позволяет, по мнению некоторых исследователей, говорить о частичной ассимиляции тавров скифами. Страбон считал, что такая терминология не отражает истинного положения вещей, а свидетельствует о незнании древними географами этнического состава населения .

Мнение Страбона, одного из самых достоверных авторов, к высказываниям которого историки древности прислушивались внимательно, заставляет не считаться с термином «тавроскифы», который как будто предполагает отдельный народ. Но появление этого термина, несомненно, свидетельствует о тесных связях обоих народов.

В Крыму были исследованы многие скифские поселения. Все они в той или иной мере носили античный характер, что сказывается и в системе укреплений, и в постройках. Наиболее интересным и показательным является Неаполь Скифский - полуварварский-полугреческий город. Заслуживают также внимания исследования турецкого вала и рва, вероятно ограничивавших Крым по линии Перекопа. Ров в древности соединял Черное и Азовское моря.

Скифская держава, потеряв значительную территорию и ослабев экономически, тем не менее пыталась вести в Крыму активную политику. Особенно доставалось от них Херсонесу; это заставило его искать поддержку на стороне. В 179 году до н. э. был заключен договор с понтийским царем Фарнаком, который обещал защищать Херсонес от варваров. В самом конце II века до н. э. Херсонес опять был принужден обратиться за помощью к Понтийской державе. Преемник Фарнака - Митридат VI Евпатор - в 110 году до н. э. послал в Крым армию под командованием Диофанта, разбившего скифов и тавров. Декрет в честь Диофанта, которым почтили его херсонесцы, упоминает о том, как скифский царь Паллак внезапно напал на город с большим войском. «Он [Диофант] поневоле принял битву, обратил в бегство скифов, считавшихся непобедимыми». Несколько позднее, когда, как говорится в декрете, скифы, проявив врожденное вероломство, отложились от царя Митридата и изменили соотношение сил, Диофант овладел Керкенитидою и Стенами, которые были захвачены скифами, и приступил к осаде Прекрасной Гавани. Война, как можно судить по документу, окончилась для скифов печально. Диофант взял Неаполь и Хавеи, полностью разгромил скифское войско и надолго спас Херсонес от скифского нашествия. Победе Диофанта посвятил несколько строк и Страбон.

Тяжелые для скифского царства в Крыму события не привели к его гибели, но создали превосходство греков. Может быть, этим объясняется более решительная позиция Боспора, о чем пишет Страбон. Касаясь взаимоотношений со скифами, он отмечает, что кочевники ведут войны из-за денег. Они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются получением обусловленной платы, умеренной, необходимой для удовлетворения своих потребностей. Однако с теми, кто им не платит, кочевники воюют. А не платят кочевникам люди, уверенные в своей силе. Так поступил боспорский царь Асандр (47-17 годы до н. э.), который, по сообщению Гипсикрата, построил на перешейке, поблизости от Меотиды, стену с башнями . Следует помнить, что и сами греческие центры в это время попали в тяжелое положение. Восстание рабов на Бое-поре в 107 году до н. э. привело к подчинению всех городов Митридату Евпатору и втянуло античные государства Крыма в борьбу Понта с Римом.

В это время степи были заняты одним из крупнейших племенных объединений сарматов - роксоланами. По-видимому, у них были не враждебные отношения со скифами.

Когда мы говорим о переходе центра и, конечно, части населения скифской державы в Крым, мы не должны забывать о проникновении вместе с ними туда и сарматских племен. Во всяком случае, погребения сарматов встречаются в Крыму. Несомненно, в Крыму происходили и события, описанные Страбоном. «Роксоланы, - пишет он, - воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Поллаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа легко вооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой. Во всяком случае, роксоланы, числом около 50000 человек, не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены» .

Позднее, судя по тому, что скифы временами властвовали над Ольвией, сарматы не нарушали их кочевий в устье Днепра и возле Ольвии. Правда, защитить Ольвию от Митридата, а позднее от гетов скифы не смогли. Геты разгромили Ольвию в 1 веке до н. э., после чего, по желанию скифов, Ольвия была восстановлена, как об этом пишет Дион Хрисостом. Однако теперь новая Ольвия ничем не напоминала богатый и цветущий город прежних лет; была заселена только небольшая часть города. В середине I века н. э. Ольвия существовала под протекторатом скифов и в знак своей зависимости выпускала монеты с именами скифских царей, Фарзоя и Инисмея, но скифы уже не могли влиять на общую политическую обстановку, и, когда во II веке римляне сочли необходимым включить город в свою империю, они без труда это сделали, разместив там свой гарнизон.

К этому времени скифская держава не могла вести сколько-нибудь самостоятельную политику. При этом иногда скифы проявляли активность и нападали на греческие государства. Так было в середине I века н. э., когда скифы вновь осадили Херсонес, которому на выручку отправился Плавций Сильван, римский легат Мезии, заставивший снять осаду. Едва ли скифы этого времени были в состоянии противостоять римским войскам - лучшей европейской армии того времени.

В течение I-II веков н. э. также происходили нашедшие отражение в надписях конфликты между скифами и Боспором. Судя по отрывочным документам, перевес во всех известных случаях оказывался на стороне Боспора.

Скифская держава в первые века нашей эры теряла жизнеспособность. Ее экономика была окончательно подорвана. Пункты, через которые она могла бы вести внешнюю торговлю, были для нее теперь недоступны, последней была захвачена Римом Ольвия.

В это время усиливается давление варваров. По-видимому, большую роль тут сыграла держава Германариха, включившая в свой состав многие племенные объединения Северного Причерноморья. Вместе с сарматами и праслявянами, оставившими такой памятник, как могильник Харакс в Крыму, проникли в Крым готы. Вероятно, им и следует приписать разрушение в III веке н. э. Неаполя и других скифских городов на западном берегу Крыма.

Этим была оформлена политическая смерть скифской державы, существовавшей с V, а может быть, и VI века до н. э. до III века н. э.

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X– XIII века. В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами. Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Скифское искусство Значительные скифские нашествия VII века на Кавказе, в Малой Азии, в Армении, в Мидии и Ассирийской империи, интересуют не только политическую историю. Не будем упускать из виду тот факт, что они являлись их союзниками и сторонниками. Первоначальные

автора

Часть II СКИФСКОЕ «ЗВЕНО» ДРЕВНЕРУССКОЙ ИСТОРИИ Дремлю - и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. А. Блок Скифы… Что это за народ? Какова степень его родства с русскими? Как это ни парадоксально, но у историков на этот

Из книги Скифская Русь. От Трои до Киева автора Абрашкин Анатолий Александрович

ГЛАВА 11 СКИФСКОЕ СЕМИРЕЧЬЕ Могучая армада скифов Дошла до Волги и Оки, Но их встречали мужики - Герои древнерусских мифов… К моменту прихода скифов Северное Причерноморье принадлежало киммерийцам. Геродот рассказывает о внутреннем раздоре, вспыхнувшем среди них при

автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война - это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое - Путь, второе - Небо, третье - Земля, четвертое -

автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМCКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ VII ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ – III ВЕК Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X–XIII ВЕКА В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и Аральским

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Праславяне в скифское время (VI–IV вв. до н. э.) Важнейшим звеном древнейшей истории славянства является определение исторического места и уровня развития праславян в скифскую эпоху.Несмотря на то что ряд исследователей признавал наличие славян среди «скифских» племен

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Скифское царство в Крыму Скифы и геты, составляющие основную часть населения в III в. до н. э., упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331–330 гт. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войском в скифские

Из книги Да, скифы мы! «Откуда есть пошла Русская Земля» автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 12. Скифское семиречье Вопросы географии Скифии всегда привлекали самое пристальное внимание ученых. Ведь это древнее наше государство! Тем не менее по-прежнему остается нерешенным ряд важных проблем. Одна из них – определение собственно пределов той земли,

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Одной из интересных страниц истории Крыма является господство скифов над большей частью его территории.

Легенды о зарождении Скифского государства

Скифы пришли в степи Северного Причерноморья в VIII-VII вв. до н.э. Среди них выделялись несколько племён, причём их отношения были иерархическими. Территория самого старшего племени, согласно Геродоту, включала в себя северную, равнинную часть Крыма. Также его «царские», как назвал их Геродот, владения включали Северную Таврию и Северное Приазовье на восток до Дона. То было, по словам «отца истории», «самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными».

В Крыму «царские владения» скифов простирались на юг до земель, которые контролировала греческая колония Херсонес, а на восток до перешейка, отделяющего Керченский полуостров от большей части Крымского. На самом Керченском полуострове уже действовала власть греческого Боспорского царства.

О происхождении царской власти у самих скифов бытовала легенда, в которой мы без труда узнаём мотив позднейших русских сказок. Некогда скифами правил царь Таргитай, имевший полубожественное происхождение. У него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. «Ксай» – иранское слово, обозначающее высшую власть. От него, как считают некоторые учёные, и происходит русское «царь».

Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.

Впоследствии, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями. Конечно, эти мифы не отражают реального развития общественных институтов у скифов в тот период. Скифы были ещё кочевниками, жили родо-племенным строем, государственность и публичная власть находились у них в зачаточном состоянии.

Возникновение Скифского царства в Крыму. Неаполь Скифский

На рубеже IV и III вв. до н.э. в «царских владениях» скифов начинает складываться раннее государство. Как свидетельствуют данные археологии, это сопровождалось оседанием скифов на землю, отходом их от кочевого быта, переходом к земледелию. Надо думать, что работали на земле первоначально рабы из чужеземцев и лишь постепенно к ним присоединялись беднеющие рядовые скифы. Как во всех обществах такого переходного типа, сохранение кочевого быта вместо «ковыряния в земле» ещё долго служило главным атрибутом свободного человека.

В начале III века до н.э. в земли скифов вторглись пришедшие из-за Дона племена сарматов. Они вытеснили скифов с большей части их территории в Северном Причерноморье. Это способствовало консолидации скифов в их древних «царских владениях». Одновременно скифы заимствуют у греков обычай строительства крепостей и городской образ жизни. Возникает столица Скифского царства – Неаполь (Новый город) Скифский, как называли его греки (название заставляет предполагать, что был и Старый город, но мы ничего про него не знаем). Ныне его остатки можно видеть на городище Керменчик под Симферополем.

Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Среди его жителей, судя по раскопкам, постепенно появляются жители разных народов: греки, сарматы, роксоланы и т.д. Погребения обнаруживают сильные социальные различия. Знать хоронила умерших в богатых могилах, вырубленных в скале, или в мавзолее у стен города. Средние слои имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города. Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов. Поэтому мы пока даже не можем точно сказать, какие погребения в Неаполе Скифском принадлежат именно царям.

Важнейшие события

Впрочем, мы вообще почти ничего не знаем о внутреннем устройстве Скифского царства в Крыму кроме того, что оно было, по-видимому, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.

Под натисков сарматов Скифское царство в свою очередь было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь – за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. История Скифского царства III-II вв. до н.э. – история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время до того, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.

В этих условиях херсонессцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатору. В 110-107 гг. до н.э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Скилур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.

Но тут вмешались римляне. Под их дипломатическим нажимом понтийцы вернули власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Правда, неполную, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. В таком состоянии Скифское царство безбедно просуществовало ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века нашей эры не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и алан.

Главной спецификой Крыма всегда являлось нахождение его на стыке различных цивилизаций, культур, религий, народов, что объясняется особенным расположением в точке схождения самой северо-восточной оконечности средиземноморского мира, западной оконечности Великой евразийской степи и южного края лесостепной зоны Центрально-Восточной Европы.

Большинство современных концепций происхождения индоевропейских народов признают ключевое положение Северного Причерноморья как одного из центров этногенеза большинства современных народов, относящихся к данной языковой семье. Начиная с эпохи бронзы можно проследить этническую непрерывность кочевого населения ямной, катакомбной и срубной археологических культур, охватывавших степное пространство от Дуная и до Волги. Их носители, оставившие первые курганы, говорили на иранских и арийских диалектах и использовали территорию Крыма как зимние пастбища в сезонных перекочевках.

Арийские стелы найденные на территории Крыма.

Достоверно известно, что с II тысячелетия до н.э. земли Крыма были заселены кочевыми и осёдлыми племенами арийского и ирано-арийского происхождения - киммерийцами (IX-VIII вв.), скифами (VII в.до н.э.-II в. н.э.), сарматами (II-IV вв.), роксоланами и аланами, которые приходили на смену друг другу, появляясь с неведомых просторов далекой Арианы, выталкиваемые на запад глобальной аридизацией климата.

Подобное сосуществование различных этнических групп, разведенных своей хозяйственно-географической специализацией, останется характерным для населения Крыма на протяжении следующих двух с половиной тысячелетий.

Киммерийцы

II тысячелетие до н. э.

В середине II тысячелетия до н. э. в Восточной Европе произошло сильное похолодание, продолжавшееся до X века до н. э. Из-за конденсации влаги в ледниках опустилось дно мирового океана и Черного моря. В IX веке до н. э. в Северном Причерноморье появляются кочевники, археологическая культура которых известна по курганным могильникам, называемых некоторыми исследователями "киммерийскими ". Киммерийцы -- по гречески "kimmerioi" тническое происхождение киммерийцев, возможно индоевропейское или иранское, достоверно не установлено. Античные источники датируют их появление на исторической арене VIII веком до н. э. Со своей родины -- Нижнего Поволжья в начале I тысячелетия до н. э. киммерийцы через Урал прошли в Северное Причерноморье и захватили Крым. Киммерийские племена разделились на несколько частей. Часть ушла на запад и была разбита скифами на реке Днестр. Другой части удалось уйти в Малую Азию, укрепиться в ее северовосточной части -- Каппадокии и в 644 году захватить столицу Лидии -- Сарды. После войн 615-- 565 года до н. э. лидийский царь Алиат разгромил киммерийские войска, остатки которых частично смешались с местным населением и остались в подчинении скифов, а частично ушли в Переднюю Азию, где были ассимилированы и перестали существовать как единый народ. Крымские и керченские киммерийские племена пытались завоевать земли этнических предков сла­вян по Южному Бугу, но были разгромлены наголову, ушли к Висле и в битве при впадении Буга в Вислу, были уничтожены. Именно в те времена предками славян были сделаны длиннейшие укрепления на южной границе лесостепи -- "Змиевы валы", тянувшиеся по берегам Днепра сотни километров и защищавшие границу с VII века до н. э. до IV века. Впоследствии у валов праславянами были построенны мощные крепости. Часть киммерийцев осталась в Северном Причерноморье и Северном Кавказе, подчинившись скифам и ассимилировавшись с ними и другими местными народами. К началу гре­ческой колонизации Северного Причерноморья в VI веке до н. э. киммерийцы уже не существовали как этнос. С этого же време­ни они больше не упоминаются в письменных источниках.

VII век до нашей эры -- III век.

Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке до н. э. из Азии и образовавшие в степях Причерноморья и части Крыма но­вое государство -- Скифию, простирающуюся от Дона до Дуная. Ими началась череда кочевых империй, которые после­довательно сменяли одна другую -- сарматы сменили ски­фов, готы и гунны -- сарматов, авары и предки болгар -- гуннов, затем появлялись и исчезали хазары, печенеги и половцы. Приходившие кочевники захватывали власть в Се­верном Причерноморье над местным населением, которое в своем большинстве оставалось на месте, ассимилируя часть победителей. Особенностью Крымского полуострова была по-лиэтничность -- в Крыму одновременно сосуществовали разные племена и народы. Из новых хозяев создавалась правящая элита, управляющая основной массой населения Север­ного Причерноморья и не старавшаяся изменять существующий образ жизни в регионе. Это была "власть кочевой орды над соседними земледельческими племенами". Геродот так писал о скифах: "Никакой враг, напавший на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собою, где каждый -- конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством, и жилища устраиваются на повозках -- такому народу как не быть непобедимым и неприступным".

Остатки скифской стелы.

Жертвенник.

Надгробный (?) камень с родовыми знаками.

Скифы разделялись на четыре племени. В бассейне реки Буг жили скифы-скотоводы, между Бугом и Днепром скифы-хлебопашцы, к югу от них -- скифы-кочевники, между Днеп­ром и Доном -- царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов -- царских. Эта территория получила в античных источниках название Скифии. Геродот писал, что Скифия -- это квадрат со сторонами, протяженностью в 20 дней пути. Скифия Геродота занимала современные Бессарабию, Одесскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, почти весь Крым, кроме земель тавров -- южного побережья полуостро­ва, Подолию, Полтавщину, часть черниговских земель, территорию Курской и Воронежской областей, Прикубанье и Став­ропольскую область. Скифы любили кочевать в причерноморских степях от рек Ингульца на западе до Дона на востоке. Скифское племенное объединение являлось военной демократией с народным собранием лично свободных кочевников, советом старейшин и племенными вождями, приносившие богу войны вместе с жрецами человеческие жертвы. Скифский союз племен состоял из трех групп, которые возглавляли свои цари с наследственной властью, один из которых считался главным. У скифов существовал культ меча, были высший мужской бог, изображавшийся на коне, и женское божество -- Великая Богиня или Мать Богов.

Сарматы в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются в IV в. до н.э. Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но, отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» или равнозначный ему «сирматы» обозначает племена, жившие на правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса.

Благодаря письменным источникам, мы знаем об участии сарматов в политических событиях, происходивших в Крыму. Их господство в северопричерноморских степях во II в. до н.э. - середине III в. н.э. не вызывает сомнений. Однако, как это ни парадоксально, в Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

«Сарматы», также как и «скифы» - макроэтноним. Среди них, в разное время, античные авторы выделяли крупные племенные объединения: аорсов, сираков, роксолан, языгов, алан и др. Сарматскую экспансию в Северное Причерноморье относят и к IV в. до н.э., и к середине II в. до н.э., чаще всего отводя ей III в. до н.э.

Специфика кочевого хозяйства превращает войну в обязательную составляющую существования данных обществ, направляя их агрессию в основном не против непосредственных соседей по Крыму, а против наиболее развитых, современных им, цивилизаций, победа над которыми приносила славу и богатство. Этим объясняются походы киммерийцев на Ассирию, скифов на Балканы и Закавказье, сарматов на Римскую империю. Это вело к появлению военной аристократии с ее повышенными запросами, удовлетворение которых во многом обусловит специализацию мирного земледельческого и городского населения греческих колоний западного (Херсонес) и восточного (Боспор) Крыма. Именно на обеспечение соседних кочевых племен было направлено выращивание хлеба и изготовление вина, которое в отличие от греков скифы пили неразбавленным, деятельность ремесленных мастерских, создавших скифский звериный стиль, совмещавший иранскую и греческую мифологии. Подобный симбиоз в целом на протяжении столетий удовлетворял интересы обоих сторон, постепенно втягивая элиту кочевых племен в процессы эллинизации варварского мира средиземноморской периферии. В тоже время диапазон взаимоотношений простирался от неприятия греческой культуры (два скифских царя были убиты за измену вере отцов) до создания эллинистического позднескифского царства в центральном Крыму и победе варварских династий в Боспорском царстве; от отсутствия попыток перенять гончарный круг и письменность до перехода значительных групп позднескифского и аланского населения к земледелию и виноградарству в условиях предгорного Крыма.

В ходе экспансии Римской империи в греческих городах появляются римские латиноязычные гарнизоны и еврейские общины, но с наступлением эпохи Великого переселения народов Крым превращается в арену столкновений различных за своим этническим, культурным и цивилизационным характером общностей. Именно в период доминирования каждой из них мы можем говорить о появлении внутрикрымских интеграционных процессов, которые чередуются с радикальными изменениями этнической структуры полуострова в моменты смены региональной доминанты. Так в эпоху раннего средневековья Крымский полуостров (Таврика) находился в сфере геополитических интересов славянской Киевской Руси, тюркской Приазовской Болгарии, иудейской Хазарии, греческой Византии.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...