Основные формы научного познания. Рациональный тип познания

Проблема

Процесс научного познания начинается с постановки проблемы.

Проблема - то, что не познано и что нужно познать, знание о незнании.

Постановка проблемы обусловлена потребностями практической деятельности и противоречиями между существующими теориями и новыми фактами.

При ее постановке важно: во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного. Постановка проблемы включает в себя какое-то предварительное знание, путей ее разрешение, для чего необходим выход за рамки достигнутого знания.

А. Эйнштейн, Л. Инфельд подчеркивали, что сформулировать проблему намного важнее, чем решить ее; решение чаще зависит от математических и экспериментальных умений. Для того, чтобы задать новый вопрос, открыть новую возможность, посмотреть на старую проблему с новой точки зрения, необходимо иметь творческое воображение, и только оно, главным образом, движет науку вперед.

Понятие факта не есть нечто само собой разумеющееся, как представляется на первый взгляд. Ведь фактом является и отсутствие тех явлений, существование которых предполагалось или считалось уже доказанным, если опровергнуты данные предположения и доказательства. Заблуждения, иллюзии тоже факты - феномены сознания, познания. Факты могут быть непосредственно воспринимаемы нашими органами чувств; наличие фактов устанавливается также путем косвенного наблюдения, фиксирующего не сами факты, а воздействия, которые они оказывают на поддающиеся прямому наблюдению явления. Наконец, установление фактов возможно путем предположений, догадок, гипотез, которые допускают существование некоторых, неизвестных науке фактов, если эти предположения, догадки, гипотезы получат в конечном итоге подтверждение.

9 Фактическое знание имеет смысл лишь в связи с определенной тео- ! ретической концепцией, которая служит его обоснованием79.

Само по себе показание прибора не может рассматриваться как научный факт. Оно становится им тогда, когда соотносится с изучаемым явлением, что обязательно предполагает обращение к теориям, описывающим работу используемых приборов.

В отличие от данных наблюдения факты - это всегда достоверная, объективная информация, такое описание явлений и связей между ними, в котором сняты субъективные наслоения. Поэтому неправомерно представлять факты как непосредственно чувственные переживания или как высказывания, фиксирующие эти переживания, т.н. протокольные предложения, независимые от теоре- тического истолкования. Любой научный факт представляет собой одну из многих проекций того или иного реального явления, полученного с соответствующей теоретической точки зрения. Таким образом, в зависимости от характера концептуального истолкования одни и те же явления служат основой для «производства» различных фактов. Например, две теории света - корпускулярная теория Ньютона и волновая теория Гюйгенса.

Факт - это фрагмент реальности, выраженный научным языком и включенный в систему научного знания путем отображения этих данных в понятийной системе некоторой теории.

Гипотеза

Решение проблемы предполагает выработку определенной гипотезы.

| Гипотеза как форма знания - это научно обоснованное предположе- ние, исходящее из фактов; проблематичное, недостоверное, вероятностное знание; предположительное решение проблемы.

Ни одна научная теория не рождается в готовом виде, сначала она существует как гипотеза. Гипотеза тоже возникает не сразу: первоначально это весьма предварительное предположение, догадка. Догадка чаще всего носит весьма зыбкий, неустойчивый характер, подвергается модификациям. В результате формируется гипотеза как наиболее вероятностное предположение, опирающееся на силу психологической и логической уверенности в ее правдоподобии. Основные требования к гипотезе:

гипотеза должна быть совместимой со всеми фактами, которых она касается; объяснять их и обладать способностью предсказывать новые факты;

гипотеза должна быть доступна проверке (эмпирической или логическому доказательству);

гипотеза должна проверяться на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки.

Например, если физик обнаружит, что его гипотеза входит в противоречие с принципом сохранения энергии, он будет склонен отказаться от такого противоречия и искать новое решение проблемы. Однако в развитии науки бывают такие периоды, когда ученый склонен игнорировать некоторые (но не все) фундаментальные принципы своей науки. Это происходит в периоды, когда необходима коренная ломка фундаментальных принципов и понятий. Например, основатели электродинамики были вынуждены отказаться от принципа дальнодействия. Планк отказался от принципа непрерывности действия, который до этого момента считался в физике неприкосновенным. Такого рода гипотезы Н. Бор и называл «сумасшедшими идеями». Но от догадки и шизофренического бреда их отличает то, что, порывая с одним или двумя принципами, они не порывают с другими, согласуются с ними, что и обусловливает серьезность выдвигаемой научной гипотезы.

Пути формирования гипотез: на основе чувственного опыта, при помощи метода математической гипотезы.

Проверка гипотез - эмпирическая подтверждаемость и опровержение. Однако эмпирическая подтверждаемость следствий и гипотезы не гарантирует ее истинность, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Поэтому статус объяснительной теории получает та гипотеза, которая обладает максимальной объективностью и предсказательной силой.

Некоторые методологи считают, что все наше знание имеет гипотетический характер отличающееся только степенью вероятности субъективного характера гипотез (Поппер). Однако большинство исследователей все же исходят из того, что высшей формой организации знания является теория.

В широком смысле теория - это комплекс представлений, идей и воззрений, имеющих своей целью объяснение и истолкование тех или иных явлений и процессов.

В узком - наиболее развитая форма организации научного знания, призванная дать более или менее целостное представление о закономерностях, сущностных характеристиках определенной сферы природной и социальной действительности.

Простое описание или систематизацию фактов нельзя считать теорией. Она обязательно предполагает не только описание, но и объяснение. Объяснение включает раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей в тех процессах и феноменах, которые данной теорией покрываются.

| Теория - это система достоверного знания, объективного, доказанного, проверенного практикой, знания сущностных характеристик определенного фрагмента реальности.

Научная теория представляет собой целостную систему знаний, различные компоненты которой расположены в логической зависимости друг от друга и выводятся из определенной совокупности понятий, предположений; логически связанную и внутренне дифференцированную систему утверждений и законов об исследуемых определенной наукой объектах.

Основные компоненты теории: 1)

исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, получаемых в экспериментах и требующих теоретического объяснения; 2)

исходная теоретическая основа - множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов, теорий, в совокупности описывающих идеализированный объект; 3)

множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4)

совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющими основной массив теоретических знаний. 5)

законы (разной степени общности), которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, охватываемые данной теорией; 6)

предположения, гипотезы.

Иногда в структуре научной теории выделяют формальные исчисления - логический аппарат теории (математические уравнения, логические символы, правила и т.п.), и содержательную интерпретацию.

Построение и трактовка содержательной части теории связаны с мировоззрением ученого, определенными методологическими принципами, историческим уровнем развития науки и техники. і Таким образом, теория как особая форма освоения мира всегда ф связана с определенными философско-мировоззренческими установками.

Современное научное знание не является простым набором отдельных теорий. Оно представляет собой сложное многоуровневое образование, объединяющее в себе достаточно целостную систему фундаментальных и прикладных теорий, феноменологических (описывающих явления) и аксиоматизированных теорий и т.д. Можно говорить об иерархии теорий: немногочисленные фундаментальные теории; широкая совокупность специальных теорий, многочисленные теоретические модели, применимые к экспериментальным устройствам и разработкам технических наук.

Концепции

і Концепция (лат. conceptio - понимание, единый замысел) - система взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания явлений и процессов, включающий в себя сложный конгломерат логико-теоретических, философских, социальных, психологических компонентов. Это более общая, чем теория, форма системной организации знания.

В социогуманитарном знании концепция может быть формой знания, «замещающей» собой теорию (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии).

Концепция вводит в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки, определяющие базисные понятия - концепты и схемы рассуждений, формируя фундаментальные вопросы ("идеи"). Это по существу форма организации знаний на метатеоретическом уровне.

Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещая акцент с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «прак- сеологическое», «семантическое», на ее «открывание» вовне83.

Методология постнеклассической науки особое внимание уделяет исследованию концептуальной организации научных знаний (концепты «личностное знание» М. Полани, «тематический анализ науки» Дж. Холтона, «исследовательская програма» И. Лакатоса, «парадигма» Т. Куна и т.п.).

Крымский С.Б. Научные знания и принципы его трансформации. - К.,

Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. - М., 1987. 3.

Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970. 4.

Никифоров А.Л. Научный факт и научная теория. - М., 1984. 5.

Новейший философский словарь. - Минск, 2001. 6.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. - М., 1977. 7.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1971. 8.

Рузавин Г.И. Научная теория. - М., 1988. 9.

Степин В.С. Становление научной теории. - М., 1976. 10.

Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 200. 11.

Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988. 12.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Контрольные вопросы: 1.

Охарактеризуйте особенности общелогических методов исследования - анализ и синтез, индукцию и дедукцию. 2.

Какие методы и средства используются на эмпирическом уровне исследования? Какова роль приборов в современной науке? 3.

Охарактеризуйте особенности аксиоматического метода построения теорий и границы его эффективного применения. 4.

Какие характерные особенности гипотетическо-дедуктивного метода построения теорий? 5.

Охарактеризуйте особенности моделирования как метода научного исследования. Какие разновидности моделирования типичны для современной науки? 6.

Что такое научная проблема? Какие факторы влияют на ее формирование? 7.

Что такое научный факт? 8.

Какую роль играет гипотеза в научном познании? Чем она отличается от теории? 9.

Назовите особенности теории как формы научного познания. Какова структура современных научных теорий?

Формы научного познания

Под формами научного познания понимают те логические конструкции, которые воспроизводят объективную реальность. Это, прежде всего, такие элементарные логические формы, как научные понятия, научные суждения, научные умозаключения. Далее, это такие высокоорганизованные логические конструкции, как научные проблемы, научные гипотезы и научные теории.

Научные проблемы

Процесс любого научного познания начинается с постановки проблемы как исходного пункта направления научной деятельности. Под проблемой в широком смысле понимают теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Употребляя это слово, обычно подчеркивают важность решаемого вопроса либо необходимость его разрешения. Проблемы ставятся перед наукой в процессе развития общества, исходя из его потребностей. Научная проблема – это вопрос, поставленный ходом развития науки, "знание о незнании". Наука развивается от постановки проблем к их решению и выдвижению новых проблем. Этот процесс нередко приводит к изменению теоретических представлений и методов познания, к научным революциям.

В самой науке проблемная ситуация имеет место тогда, когда новый эмпирический материал (новые факты) не укладывается в рамки существующей теории или когда опережающее развитие теории начинает сдерживаться недостатком опытных данных. В обоих случаях сознание того, что именно является неизвестным и что необходимо узнать, позволяет сформулировать проблему и определяет направление теоретического и экспериментального поиска.

С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» писал: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

В качестве объекта исследования выбирается не любой объект, а только такой, изучение которого реально на данном этапе развития человеческого общества. Отсюда следует, что постановка проблемы обязательно должна включать в себя совокупность основных путей ее разрешения. Правильно поставить проблему, вывести ее из предшествующего знания – значит во многом определить успех решения задачи. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Недаром считается, что правильная постановка задачи – это уже половина ее решения.

Таким образом, для постановки научной проблемы требуется выяснить ее актуальность (важность), обосновать возможность ее разрешения при существующем уровне знания в данной отрасли, а также установить ожидаемую эффективность (полезность) по принятому критерию.

Научные факты

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого, без них вы никогда не сможете взлететь» (академик И. П. Павлов). Один и тот же факт может получать разные интерпретации (в том числе, ошибочные). В древности, еще до Архимеда, на опыте "доказывалось", что воздух не имеет веса. Взвешивали мяч надутый и не надутый – вес получался один и тот же… Сейчас почти любой школьник знает, в чем ошиблись древние экспериментаторы.

Порою научно-поисковые трудности состоят не в малочисленности фактов, а в их изобилии. И тогда важно понять, какие из них вообще к делу не относятся, а какие играют второстепенную роль. Большая удача – это правильно выбрать самые фундаментальные факты. Для Эйнштейна одним из таких фактов стала неизменность скорости света. Доказательными являются лишь факты, объединенные в систему, и адекватно истолкованные. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Научные гипотезы

Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы , представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей, и причин исследуемых явлений.

Гипотезы могут быть научными, ненаучными и псевдонаучными. Ненаучные гипотезы – это гипотезы в ненаучной сфере, не претендующие на статус научности. Псевдонаучные гипотезы выдают себя за научные без всяких на то оснований. Они не основаны на многочисленных фактах и наблюдениях или вообще не допускают никакой проверки.

Научная гипотеза – это незавершенная теоретически или непроверенная практически попытка дать объяснение (интерпретацию) какой-то достаточно большой совокупности фактов, связанных между собой. Когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средства достижения научных результатов они используют научные гипотезы, которые после проверки могут оказаться истинными или ложными.

Гипотеза связана с переходом от познания явлений к познанию сущности изучаемых процессов, а также с переходом от чисто эмпирических к теоретическим обобщениям. Любая истина, любая аксиома или теория были когда-то гипотезами. Гипотеза часто выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант открываемых законов. Создание гипотезы зачастую связано с научной интуицией (конечно, помноженной на мудрость и трудолюбие).

Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений.

Гипотезы носят вероятностный характер. На их основе происходит систематизация ранее накопленного знания и осуществляются поиски новых научных результатов – в этом суть и назначение гипотезы как формы развития науки. Гипотеза может согласоваться с другими научными системами или противоречить им. Ни то ни другое не дает оснований отвергнуть гипотезу или принять ее. Гипотеза даже может противоречить достоверной теории. К такому противоречию нужно отнестись достаточно серьезно, но не следует думать, что оно обязательно ведет к опровержению гипотезы. Возможно, противоречие между гипотезой и достоверной теорией, которая всегда носит конкретно-исторический характер, свидетельствует о необходимости пересмотреть наше отношение к достоверности данной теории, внести в нее изменения, ограничивающие сферу ее применения. Например, теория относительности ограничила применение механики Ньютона. Возможно также, что две противоречащие друг другу системы знания выражают крайние случаи одной более общей теории. Обе системы истинны, но ограниченны. Такая ситуация, например, сложилась в физике, когда были доказаны следующие положения: «Свет состоит из частиц» и «Свет имеет волновую природу».



Гипотеза выдвигается в надежде на то, что она, если не в полном объеме, то хотя бы частично преобразуется в достоверное знание. Например, гипотезы о возможности превращения тепловой и электромагнитной энергии в механическую, построенные на базе закона сохранения и превращения энергии, стали достоверными знаниями. Это произошло, как только были созданы паровая машина и электрические двигатели.

Гипотеза проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предположения для их объяснения), проверка (выведение следствий, вытекающих из гипотезы и сопоставление следствий с фактами), доказательство (практическая проверка полученных выводов). Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная гипотеза превращается в научную теорию.

Научные теории

Научная теория – это развивающаяся система достоверных знаний, которая описывает, объясняет и предвидит явления в определенной предметной области. Это одна из высших форм организации научного знания.

Научная теория представляет собой сложную систему знаний, компонентами которой являются: исходная эмпирическая база (обобщенные и систематизированные факты), теоретическая основа (законы, аксиомы, постулаты); логические средства, обеспечивающие правильность выводов и доказательства, основное содержание теории: положения теории, ее выводы и система аргументации

Требования, предъявляемые к научной теории:

– адекватность своему объекту;

– максимально возможная полнота описания данной предметной области;

– внутренняя непротиворечивость – согласованность с известными и проверенными фактами, для описания и объяснения которых она выдвинута, согласованность фактов с известными законами науки;

– связь всех ее положений и выводов, их логическое обоснование;

– принципиальная проверяемость;

– простота теории, т.е. способность объяснить все известные факты из одного исходного положения.

В отличие от гипотезы, достаточно апробированная теория не может иметь много равноценных "конкурентов" в лице других теорий.


1.4. Понятие «научное исследование»

Под научным исследованием понимается процесс выработки научных знаний как один из видов познавательной деятельности. Научное исследование – одна из самых важных форм познавательной деятельности, ведущая к получению новых теоретических знаний, которые выражают некие устойчивые принципы, тенденции, закономерности и законы.

Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.

Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели, а их количество определяется глубиной исследования. Метод – это способ достижения цели исследования.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или идеальная система. Систему можно определить как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и имеющих единое назначение или цель. Предмет – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т. д.

Тема научного исследования – это определение изучаемого явления, охватывающее конкретную область (аспект) научной проблемы. Тема формулируется обычно в терминах предмета исследования.

Научное исследование обладает двумя взаимосвязанными уровнями – эмпирическим и теоретическим ; может быть проконтролировано благодаря эмпирическому воспроизведению и теоретической проверке доказательств.

На эмпирическом уровне с помощью наблюдений и экспериментов устанавливаются новые факты, позволяющие найти качественные и количественные характеристики исследуемых объектов и явлений. Методологической основой экспериментальных исследований является теория планирования эксперимента . На этом уровне получают ответ на вопрос о том, как протекает процесс.

На теоретическом уровне определяются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее выявленные факты и эмпирические законы, а также предсказать будущие события и факты, т. е. создаются теории.. На теоретическом уровне исследования получают ответы на вопросы о том, как протекает процесс и почему он протекает именно так. Наличие теории, единообразным способом объясняющей факты, является необходимым условием научного знания.

По аналогии с рассмотренной ранее классификацией наук выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного и обладают наибольшей степенью неопределенности.

Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель – установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека. Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. В результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п. Целью опытно-конструкторских работ является подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.

В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется разработкой . Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов исследований к внедрению.

Научные исследования по степени важности для народного хозяйства подразделяются:

– на важнейшие работы, выполняемые по специальным постановлениям государственных органов;

– на работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств;

– на работы, выполняемые по инициативе и планам научно-исследовательских организаций.

В зависимости от источника финансирования научные исследования делят на госбюджетные , хоздоговорные и нефинансируемые . Госбюджетные научные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками на основе хозяйственных договоров. Нефинансируемые исследования выполняются по договорам о сотрудничестве.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают: техническое, биологическое, физико-техническое, историческое и т.п. направления с последующей детализацией.

В частности, при проведении научно-технического исследования можно выделить следующие этапы:

1). Информационный поиск и составление методики исследования . На первом этапе прежде всего производится сбор информации, касающейся условий и методики решения задач данного класса. Источники информации, представленные в виде научных статей, отчетов, рефератов, аннотаций, патентов подвергаются всестороннему анализу. В результате формулируются выводы по обзору информации, цели и задачи исследования

2). Теоретические исследования . Изучение физической сущности. Определение фундаментальных закономерностей, которым подчиняется исследуемый процесс или явление. Формулирование гипотезы и ее логико-математическое развитие с получением выводов, соотношений, формул. Построение математической модели. Оценка влияния различных факторов на функционирование объекта, определение конкретных процессов и характеристик, которые предстоит исследовать экспериментальным путем.

3). Подготовка и проведение экспериментальной части исследования. На этом этапе реализуется проект экспериментальной установки, т. е. установка изготовляется, монтируется и налаживается, а также оснащается необходимой измерительной аппаратурой. Одновременно с подготовкой экспериментальной установки оформляется конкретный план эксперимента. Устанавливаются диапазоны изменения переменных. Кроме того, уточняется, какие измерения и в каких условиях предстоит сделать, какова последовательность измерений и т. д.

4). Обработка данных эксперимента, анализ и обобщение результатов. Любой эксперимент заканчивается обработкой полученных данных и представлением результатов в виде таблиц, графиков, формул, статистических оценок, а также в виде словесных описаний. Этап заканчивается формулированием новых фактов и законов, теоретических и практических выводов, объяснений и научных предсказаний.

Процесс познания в жизни человека и в истории человечества является залогом развития. Познавать мир ребенок начинает с первых секунд своей жизни. С течением времени процесс познания неуклонно усложняется. И если изначально это непроизвольное восприятие окружающей действительности (вкус, запах, внешний вид предметов), то со временем этот процесс обрастает все большими сложностями. В него встраиваются абстрактные образы и понятия. На основании, которых, строятся умозаключения и делаются выводы и достигается результат.

Именно познавательный процесс лежит в основе любых знаний и научных исследований.

На основании этих теорий образовалось два мировоззренческих типа познания: гностицизм и агностицизм.

Эти два типа мировосприятия кардинально противоположны друг другу. И если в гностицизме считается, что познавательные способности человека безграничны, а само познание, как отражение действительности, лежит в основе всего материального мира. То агностики считают, что познать мир невозможно, и человеческие способности весьма ограниченны.

Гносеология - причина или следствие?

Однако, несмотря на то, что познание есть основа любого изучения, любых знаний, оно и само является объектом непрерывных исследований. Попытки выяснить его механизм дали начало науке - гносеологии.

Это теоретическая наука, в которой ведутся философские рассуждения о возможностях человека к познанию при помощи собственного интеллекта. Как результат ожидается познание окружающего мира и самого себя.

Рассматривается сама природа знаний, а так же отношение их между собой. Главным направлением движения считается стремление к результату в виде абсолютного знания.

Презентация: " Теория познания. Гносеология"


Основными предметами теории познания являются:
  • структура познавательной деятельности и её возможности;
  • объективное и субъективное их отношение в мысленном отражении (истинное и ошибочное мнение);
  • явления и их причины.

Определение и свойства познания

Само по себе познание начинается с основных его составляющих.

Субъект - это конкретная личность стремящаяся понять окружающую действительность и предпринимающий попытки воздействовать на неё, используя некие навыки на практике. Так же это может быть группа людей, общество или же цивилизация в целом, которые противопоставляют себя объектам их интересующим.

Объект - деятельность, явления или предметы, которые непосредственно исследуются субъектами.

Так что же представляет из себя познание? Это активная деятельность, направленная на достижение целей связанных с изучением окружающей действительности и приобретением абсолютно нового знания, которое впоследствии применяется для решения практических задач. Философским выражением его можно считать перевод реального в идеальное.

Презентация: "Философия познания. Гносеология и эпистемология"


В ходе работы мысли материальный мир отражается в сознании, где преобразуется в физиологические аспекты (процессы работы головного мозга). И затем само отражение формирует психическую составляющую, то есть, осознанные факты, образы вещей отраженные в мыслях, запечатленные процессы и события.

Результат познавательной деятельности – это, непосредственно, знания, одна из важнейших особенностей человека.

Именно они позволяют вам ориентироваться в окружающей действительности, строить планы, выполнять поставленные задачи.

Структура познания, как основа мыслительной деятельности

Как и любой другой интеллектуальный процесс, познание имеет высокую сложность организации и, обладая различными формами, состоит из этапов и уровней.

Выделяют чувственное и рациональное познание.

Чувственное

Это способ познания, при котором окружающая действительность исследуется по средствам органов чувств пребывающих в непосредственном контакте с исследуемыми объектами познания. Результат – это отражение объектов и их внешних связей, при этом внутренние связи есть вероятность предугадать.

Презентация: " Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации"


Выделяют определенные виды чувственных познавательных процессов:
  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

В этих формах отражаются соответственно, свойства отдельных объектов, общая картина свойств и образное их воспроизведение на основании предыдущего опыта.

Рациональный тип познания

В основе своей имеет действительность, которая исследуется при помощи абстрагированных мыслительных процессов и умозаключений, опирающихся на логику.

Выражается в следующих интеллектуальных формулировках:

  • понятие - тип мысли, кратко отображающая суть процессов, например научные термины;
  • суждение - подтверждает или опровергает наличие связей между свойствами предметов и их сущностью;
  • умозаключение - процесс, результат которого выведение из предпосылок, путем логических и рассуждений, принципиально нового знания;
  • гипотеза - в основе, ее лежит предугадывание и предположение вероятной сути вещей еще не исследованных;
  • теория - комплекс понятий о конкретных предметах и явлениях, собранные в систему и имеющие научное обоснование.

Презентация: "Познание. Гносеология. Процесс получения знаний"

Научное и обыденное

Различают так же научное и . При помощи обыденного, человек исследует предметы и происходящие процессы лишь поверхностно, в итоге представление о примете получается верное, но не полное. Тогда как научное раскрывает суть предметов и явлений для этого используют различные методики как исследовательские, так и практические.

Выделяют две составляющие в научном типе познания, как процесса - эмпирический и теоретический уровни.

При объект исследуется с внешней стороны при помощи доступных органов чувств. В результате собираются основные факты, производятся элементарные обобщения, выстраивается классификация.

Теоретический тип отражает внутренние связи предметов, в основе которых лежат понятийные заключения, теоретические знания, законы, аксилмы и т.д. Основной его задачей является обработка полученных путем эмпирического познания фактов.

Структура научного познания

Процесс научного познания всегда начинается с постановки проблемного вопроса. Он является частью теории, не вписывающейся в общую научную картину данной области. Производя теоретические изыскания, исследователь переходит к следующему этапу – выдвижение гипотезы.

Презентация: "Моделирование как метод познания"


Как правило, гипотез выдвигается несколько, и они могут быть взаимоисключающими. Впоследствии, каждая из гипотез проверяется, как теоретически, так и на практике. И если одна из них подтверждается, то в результате будет получено качественно новое знание, которое будет называться научным открытием.

Методики интеллектуального познания.

Всего в мире науки используется две методики при помощи, которых исследуют процесс познания: накопления и развития знаний. Они очень тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процессе накопления знаний выделяют:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • моделирование.

Развитие знаний состоит из:

  • аналитический метод;
  • метод синтеза;
  • метод индукции;
  • абстрагирование;
  • исторические рассуждения;
  • логические рассуждения.

И если накопление несет по большей части описательный характер, то огромная роль практики в процессе познания заметна только в методах развития.

Каждый стремиться узнать как можно больше, каждый стремиться применить свои умения, ведь само познание, как отражение действительности, интересует абсолютно всех. Однако, далеко не каждый, может добиться успеха. Лишь единицам дано совершить научное открытие и мало кто способен применить, проверенный неоднократно, дедуктивный или индуктивный метод. Все мы учились в школе. И именно там нам прививаются первые элементарные знания. Нас учат простым методикам и их применению.

Однако, несмотря на равные условия, великими учеными становятся единицы. Это объясняется тем, что в процессе нашей жизни понятие «познание» очень тесно переплетается с понятием «сознание».

Именно в сознании регулируется уровень познавательной активности, и от того насколько развита сознательность человека, будет зависеть его уровень стремления к знаниям.

Вопросы к рассмотрению

Научные методы познания и их классификации.
Метод, методика и методология: общее и специфическое.
Процесс научного познания и его стадии.

Основные понятия и категории: метод, методика, методология; общенаучный, частнонаучные и специфические, эмпирические и теоретические, эвристические и алгоритмические методы познания; наблюдение, описание, сравнение, аналогия, измерение, обобщение, классификация, индукция, экстраполяция, систематизация, анализ, абстрагирование, идеализация, синтез, конкретизация, дедукция, моделирование, экспермент.

Любая познавательная деятельность осуществляется при помощи определенных приемов, отобранных либо интуитивно, либо в соответствии со сложившимися традициями. В науке такие приемы получили названия «методы». Понятие «метод» (происходит от греч. methodos - способ, путь) - это способ теоретического и практического освоения действительности. Методы, используемые в научно-познавательном процессе, получили название «научные методы познания».
Научные методы познания взаимосвязаны. На основе одних методов появляются другие, которые, в свою очередь, являются основанием для построения новых методов и т.д. Один и тот же метод может включать в себя определенный набор других методов. Таким образом, можно отметить, что совокупность методов, используемых в том или ином познавательном процессе, представляет собой «разряженную матрешку», в оборках платья которой может скрываться еще один, и еще один метод, и еще. В связи с этим в научном познании принято использовать методы комплексно. Правильный выбор методов познания и умение их использования делают исследовательский процесс более результативным и плодотворным.
Классифицировать методы можно по различным основаниям. К наиболее традиционным и чаще всего встречающимся в учебной литературе можно отнести следующие классификации: по широте и уровню применения, по сфере применения, а также по «механизму» получения знаний. Итак, рассмотрим данные классификации.
Классификация первая: с точки зрения широты применения принято выделять общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования.
Общенаучные методы исследования имеют наиболее широкое распространение, являются достаточно доступными и используются одновременно в различных (если не сказать - во всех) науках. Представление об общенаучных методах исследования дает формальная логика - наука о построении научного знания, основателем которой являлся древнегреческий ученый Аристотель. К общенаучным методам исследования могут быть отнесены: анализ, синтез, сравнение, аналогия и др.
Частнонаучные методы исследования характерны для определенной, конкретной науки и, как правило, их использование носит ограниченный характер. К частнонаучным методам могут быть отнесены: методы математического анализа, статистического анализа, социологических исследований и т.п. Эти методы, однако, часто заимствуются другими науками и используются междисциплинарно. Так, математические методы в экономике имеют широкое распространение, особенно в микроанализе экономических проблем. Экономическая статистика является базой для изучения экономических явлений. А для изучения макроэкономических явлений, например, безработицы часто используют социологические опросы. По мере развития любой науки в ней все большую и большую роль начинает приобретать междисциплинарный подход.
Специальные методы разрабатываются и применяются для отдельных исследований или групп исследований, фактически без повторения в дальнейшем. Эти методы чаще всего применяются в эмпирических, прикладных работах.
Классификация вторая: с точки зрения сферы применения можно выделить эмпирические (лат. эмпирио - опыт) и теоретические методы исследования. Эмпирические методы служат для воздействия на действительность в целях ее освоения. К ним могут быть отнесены такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др. Эмпирические методы исследования опираются на чувственное восприятие действительности. Теоретические методы служат для выдвижения, изучения и тестирования теоретических конструктов. К теоретическим методам исследования относятся: обобщение, идеализация, формализация и др. В основе теоретических методов исследования лежит рациональное, т.е. разумное (основанное только на мыслительных процессах) освоение действительности.
Однако деление методов на эмпирические и теоретические является несколько условным. С большей точностью можно было бы говорить о «преимущественно» теоретических и о «преимущественно» эмпирических методах исследования. Так, моделирование может предполагать создание образа объекта как в логически-формальных схемах разума, так и в экспериментальных условиях. В то же время научный эксперимент обычно начинается с формулирования гипотезы. Такие методы, как абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, можно также отнести к условно-теоретическим. Некоторые исследователи называют их смешанными.
Третья классификация: с точки зрения «механизма» получения информации методы научного познания могут быть поделены на эвристические (греч. эврика - находка) и алгоритмические. Под эвристическими методами подразумевают те, которые позволяют получить знание с определенным допуском вероятности истинности, в основном в процессе «интуитивного прозрения». Такие методы составляют, видимо, большинство, и для получения более точного результата должны применяться вместе с другими методами. К ним могут быть отнесены: индукция, аналогия, статистические методы и др. Алгоритмические методы позволяют получить более точное знание, сформированное в результате выполнения определенного устоявшегося и отработанного алгоритма. К ним могут быть отнесены методы: анализа, сравнения, измерения и др.
Каждый метод имеет определенные инструменты познания, т.е. средства, используемые для осуществления поставленной цели исследования. На выбор инструментов исследования можгут повлиять: степень развитости научного знания, доступность инструмента, особенности изучаемого объекта, период изучения, особенности обработки информации, внешние условия. Конкретизация метода исследования ведет к конкретизации инструмента. Если график, рассматриваемый как инструмент анализа, может использоваться как в статистическом, так и в макро- и микроэкономическом анализе, то, например, график кривой Лоренца - только в макроэкономике при анализе неравенства в распределении доходов населения, а график кривой безразличия (линия равной полезности) - в микроэкономике в разделе «теория потребительского поведения».
Так же как и методы, инструменты находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Причем развитие инструментов исследования идет, видимо, по пути их унификации. Так, кривая Лоренца или коэффициент Джинни (инструмент измерения неравенства доходов населения) могут использоваться и при оценке конвергенции между странами, и при оценке степени концентрации рынка и т.п., а кривая безразличия - в теории производства (линия равного выпуска).
Одновременно с методами в познавательном процессе используются методика и методология. Являясь однокоренными, эти понятия («методика» и «методология»), однако, создают некую полярность (рис.1).
Под понятием «методика» принято подразумевать совокупность и последовательность методов и приемов, выработанных эмпирическим путем и используемых для достижения поставленной цели исследования. Иными словами, методика выступает в роли практики применения и использования научных методов. Выбор методики зависит от предпочтений исследователя, технических возможностей и часто носит индивидуальный характер. С развитием науки и техники некоторые методы устаревают и появляются новые, более прогрессивные. Происходит смена методик.
Понятие «методология науки» более широкое и емкое, оно включает в себя не только методы и способы исследования, взятые из более общих теорий, их последовательность, но и принципы и формы познания. Иными словами, методология является теорией методов и методик. Выбор методологии исследования включает в себя ряд обязательных этапов: постановка и выбор цели исследования, определение принципов исследования, разработку методики исследования, в том числе выбор методов, способов и инструментов исследования, решения вопроса о способах проверки результатов исследования. Каждая научная, в том числе и экономическая, школа (течение) разрабатывали свою методологию исследования, тогда как методика исследования, используемая в различных школах (течениях), может иметь достаточно схожие черты.

Рис. 1. Взаимосвязь методики и методологии

Так, марксизм изучал экономическую систему с точки зрения классового подхода, историческая (институциональная) школа - с точки зрения исторического развития (исторического развития институтов), неоклассическая школа - с точки зрения маржинального анализа и т.п., но и те, и другие, и третьи применяли методики, например, достижения оптимального результата.
Методология, методики, методы и инструменты исследования являются важнейшими элементами познавательного процесса. Познавательный процесс условно можно поделить на несколько стадий (рис.2).
Первую стадию процесса мы назовем «от практики к конкретному знанию». Она подразумевает переход от чувственного восприятия действительности и формирования представлений о ней к выработке суждений и умозаключений. Методы, используемые на данной стадии исследования, достаточно понятны и просты. Они включают в себя: наблюдение, сравнение, которое, в свою очередь, может осуществляться при помощи таких методов, как измерение и аналогия, а также обобщение, создающее основу для классификации явления.
Рассмотрим более подробно методы, применяемые на первой стадии исследования.
Наблюдение - именно с него, как правило, начинается научное исследование. Наблюдение используется для получения и накопления первичной эмпирической информации относительно изучаемого объекта, а также для проверки и обоснования истинности выдвигаемых гипотез. Наблюдение как общенаучный метод исследования представляет собой направленное и планомерное, систематическое отслеживание наиболее значимых фактов, явлений, процессов, их регистрацию, описание, систематизацию, выявление особенностей и закономерностей. Отличительной чертой научного наблюдения является изначальный выбор цели исследования, задач, процедуры осуществления, а также его регулярность. Наблюдение относится к эмпирическим методам исследования и чаще всего осуществляется в полевых (естественных) условиях, реже - в лабораторных. Оно содержит следующие обязательные элементы: объект, субъект, средства, условия, цель, исходя из которых формулируют задачи наблюдения и интерпретируют его результаты. Важным является «отстранение» наблюдателя, его «не влияние» на результаты исследования. Дополнительно наблюдение может включать в себя измерение и эксперимент.

Рис.2. Схема применения общенаучных методов в процессе познания

Хотя существует разнообразие способов проведения наблюдения, его принято относить к наиболее элементарным методам исследования. К достоинствам данного метода исследования можно отнести возможность отслеживания фактов, явлений, процессов во времени, изучения их развития и динамики. Результаты наблюдения интерпретируют с помощью качественных, сравнительных и количественных показателей. Путем наблюдения были открыты многие экономические закономерности и законы. В экономике труда, например, наблюдение используется как специальный метод исследования (метод хронометража рабочего времени) для обоснования норм выработки работника. Наблюдение играет важную роль при изучении динамики и развития экономических явлений. На основе наблюдений строятся «паутинообразные» модели динамики спроса в микроэкономике, динамические модели экономического роста в макроэкономике, изучаются новые экономические явления.
Несмотря на то, что описание неразрывно связано с научным наблюдением, его можно рассматривать как отдельный метод исследования. Описание - это общенаучный эмпирический метод исследования, основанный на наблюдении и представляющий собой языковую (знаковую) фиксацию эмпирических данных об объекте исследования, т.е. его языковую модель. С помощью описания систематизируются данные об объекте исследования, его специфика и поведение «переводятся» в определенную языковую конструкцию, интерпретируются в определенной теоретической системе, что зачастую приводит к достаточно серьезным искажениям полученной в результате наблюдения информации и научным дискуссиям. Тщательность и регулярность описания характеристик объекта позволяют собрать более достоверную информацию и получить более точное представление, а значит, суждение о действительности. На основе описания строится, например, так называемая позитивная экономика.

30. Научное познание и его структура. Критерии научности. Научные революции и смены типов научной рациональности.

Научное познание - процесс получения научного знания. Можно сказать, что наука - это и итог познания мира. Это система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

Прежде чем переходить к анализу структуры научного познания, отметим его основное назначение и общие целевые установки. Они сводятся к решению трех задач: описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем.

В структуре научного познания необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.

На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности (главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня), но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты (например, материальная точка). Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. В итоге теория, которая описывает свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними, а также свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне.

Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований. Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.). В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

Существует несколько методов научного познания . Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические.

Рассмотрим эмпирические методы. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним.

Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теперь обратимя к теоретическим методам. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Каковы же критерии научного знания , его характерные признаки?

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Научная систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства.

Вначале люди придерживалась кумулятивной модели развития научных знаний. Она выглядит приблизительно так: из опытных данных выводится некоторая теория, по мере увеличения массива опытных данных теория совершенствуется, идет накопление знаний. Предполагается, что отброшенные теории были приняты по ошибке или из-за предрассудков. Но с течением времени широкомасштабные сдвиги стали происходить во многих науках. На смену пришла новая концепция "режимов" научного развития: периодов "нормальной науки" и научных революций. В периоды нормальной науки ученые работают в рамках признанной "парадигмы". Научное сообщество всеми силами старается как можно дольше навязывать природе свои правила, игнорируя любые противоречия, но наступает момент, когда подобная деятельность перестает приносить ожидаемый результат. Начинается научная революция . Она означает коренные, качественные изменения в крнцептуальном содержании теорий, учений и научных дисциплин. К числу таких потрясений можно отнести открытие делимости атома, создание теории относительности Эйнштейна, молекулярно-кинетической теории газов Больцмана, успехи квантовой физики. Происходит полиферация идей - создание множества конкурирующих теорий, отличающихся разной степенью достоверности или проработанности. Какая из этих теорий займет место парадигмы, зависит от мнения научного сообщества.

Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях. Например, дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию (например, изобретение микроскопа).

Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают, что она прежде всего отличается своей рациональностью , представляет собой развертывание рационального способа освоения мира. С рациональностью в первую очередь следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью.

Бесспорно, что рациональность предстает как наиболее адекватное средство проникновения на теоретический уровень исследования, где за видимостью исследователь пытается распознать сущность, основу, причину и закономерность данного феномена. В современной философии науки научная рациональность рассматривается как высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления.

Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. В этом смысле открытие рациональности приписывают античности. Важно, что на протяжении истории, рациональность вещей и утверждений менялась: что было рациональным вчера, сегодня могло занять противоположную сторону. Понятие рациональности могли менять научные революции.

С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность словно «покрывается» логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рациональность оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...