Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX – начале XX века. Развитие географии в России в XIX—XX вв

«Курс географии» - Титульный лист включает: Правила оформления программ: Элективный курс по географии. Название элективного курса – «Основы предпринимательской деятельности». Учебно-тематическое планирование. Предметные курсы: Города, районы, поселки городского типа 1 16. Предметные курсы. Критерии оценки программы элективного курса:

«Учебники по географии» - География: 9 класс: Технология тематического тестирования Ростов. Обновление содержания курса географии в УМК нового поколения. Технология тематического тестирования. Г.П. Волобуев. География России. Население и хозяйство. 9 класс`. Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Петрова Н.Н. Готовимся к ЕГЭпо географии.

«Задания по географии» - Иван Фёдорович Крузенштерн. Печатный станок германия 1455г. Но нет в океане. Пастух. Владимир ильич ленин (ульянов). Донетчане. Куряне. Наполеон 1 бонапарт. Что есть в реке, пруде, озере, в море. Дмитрий донской дмитрий иванович рюрикович. Пищаль русь 15 век. Телескоп н 17 века нидерланды. Очки италия 1280.

«Уроки географии» - Знания умения навыки. Хороший уровень знаний. Организация деятельности учащихся на уроках географии. Развитие обучение. Исследование реки. Проблемный вопрос. Понимание радости открытий. Слайды. Лекционно-семинарские занятия. Уроки-рефлексии. проанализировать опыт работы по организации личностно-ориентированного обучения на уроках географии.

«Игры по географии» - Игры развивающего обучения: В небе облаком летаю, На земле рекой бываю, Я и море, океан… Метод изучения действий «соперника». Толерантное отношение к окружающим. Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок. Стремление к самой деятельности, независимо от результата. Тема проекта: Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

«Вопросы по географии» - Восточно- сибирсоке. Продолжение. Саргассово. Аляска. Назовите третью планету Солнечной системы. Сейсмограф. Урал. Антарктида. Назовите самое большое и глубокое море у берегов России. На северном полюсе. Сахалин. Вопрос: Назовите самый большой остров России. Пампа. Берингово. Какой континент пересекают все меридианы?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

г. КРАСНОДАРА

Методическая разработка мультимедийного урока по истории России на тему:

«Просвещение и наука во второй половине XIX века»

Подготовила

учитель истории СОШ №96

Культюшнова И.Б.

Краснодар, 2013 г.

Тема урока: «Просвещение и наука во второй половине XIX века».

(мультимедийный урок)

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с достижениями науки и системой образования во второй половине XIX века;
  • Выделить особенности развития науки и просвещения;
  • Воспитание у учащихся чувства гордости за тот вклад, который внесли великие соотечественники в мировую культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор, тетради, учебники.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Тестовый опрос.
  3. Изучение новой темы.

План

  1. Развитие образования.
  2. Успехи естественных наук.
  3. Развитие географических знаний.
  4. Развитие гуманистических наук.

    Закрепление.

  5. Домашнее задание.

Тестовый опрос

Вариант 1.

1. «Перестраховочный» договор России и Германии, в соответствии с которым обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне с любой третьей великой державой, а Германия признавала приобретения и интересы России на Балканах, был заключен

а) в 1881 г.

б) в 1887 г.

в) в 1891 г.

2. Договор, предусматривавший военную помощь и мобилизацию всех военных резервов в случае военной угрозы, был заключен между Россией и

а) Австро-Венгрией

б) Францией

в) Англией

3. «Союз трех императоров» состоял из государей

а) России, Германии, Франции

в) России, Германии и Австро-Венгрии

4. Россия по отношению к Болгарии проводила политику

а) невмешательства во внутренние дела

б) укрепления собственного присутствия на Балканах

в) ввела войска для подавления восстания в Румелии

5. Столкновение интересов на Дальнем Востоке неминуемо приближало военный конфликт между Россией

а) Японией

б) Австро-Венгрией

в) Францией

Вариант 2.

1. Россия заключила с Францией оборонительный союз

а) в 1891 г.

б) в 1894 г.

в) в 1895 г.

2. Международный договор по какому-то определенному вопросу называется

а) концессией

б) монополией

в) конвенцией

3. Отметьте, о ком идет речь. Государственный деятель Российской империи, занимавший различные дипломатические посты на Ближнем Востоке, в Швейцарии, Швеции. В 1882 г. был назначен министром иностранных дел. Главнейшее средство сохранения мира видел в укреплении союза с Германией и Австрией.

а) Н.Х. Бунге

б) Н.К. Гире

в) A.M.Горчаков

4. Отметьте верное утверждение.

а) Франция заключила с Россией конвенцию, предусматривающую военную поддержку в случае войны в 1881 г.

б) «Союз трех императоров» распался в 1885-1886 гг. в связи с обострением австро-германо-российских противоречий из-за болгарского кризиса

в) русско-афганская граница была установлена в 1894 г.

5. Тройственный союз состоял из

а) России, Англии, Франции

б) Германии, Австро-Венгрии, Италии

в) Германии, Австро-Венгрии и России

1. Развитие образования.

Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения. Среди мужчин призывного возраста в 1874 году было 21% грамотных, в 1900 году – 40%. Большую работу проводили земские начальные школы . К концу века в них обучалось более 4 миллионов детей.

Устный счет.

Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Но при этом 7,5 миллионов детей образования не получали. Земская школа была самым распространенным типом начальной школы.

Основным типом начальной школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 80х годов было открыто 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы.


Рабочие Благуша – Лефортовского района Москвы на экскурсии.

1913 г.


Группа слушателей и преподавателей Пречистенских рабочих курсов. Москва. 1908 г.

По переписи 1897 года


Для сравнения:

В конце 60х годов


Уровень грамотности населения России оставался самым низким в Европе.

2. Развитие науки и техники

Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

Математик и механик Пафнутий Львович Чебышев


П.Л. Чебышев

неоднократно подчеркивал, что «науки находят верного руководителя в практике». Будучи членом артиллерийского отделения военно-ученого комитета П.Л. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела.

Профессор Московского высшего технического училища Н.Е.Жуковский открыл к концу века метод вычисления подъемной силы крыла самолета и заслуженно был назван «отцом русской авиации».


Н.Е. Жуковский

Петербургский ученый А.С. Попов изобрел радиоприемник.


А.С. Попов

В 1900 году радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В 1876 году Павел Николаевич Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира.


П.Н. Яблочков

Больших успехов добилась отечественная химическая наука.


Группа членов химической секции I съезда русских естествоиспытателей, вынесшая постановление о необходимости объединения химиков России в Химическое общество

Великий ученый, профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев сделал мировое открытие – периодический закон химических элементов.


Д.И. Менделеев

Это был ученый с разносторонними знаниями и интересами. Его перу принадлежит свыше 500 крупных исследовательских трудов по химии, физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике, просвещению.

Больших успехов добились ученые – натуралисты. Иван Михайлович Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке.


И.И. Сеченов

Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность не что иное, как результат работы головного мозга.

Изыскания в этой области продолжил Иван Петрович Павлов.


И.П. Павлов

Его учение об условных рефлексах послужило основой современных представлений о мозге животных и человека. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде. Если безусловный рефлекс – сравнительно постоянная врожденная реакция организма, результат накопления их индивидуального жизненного опыта.

Выдающийся русский ученый В.М.Бехтерев посвятил свои работы выявлению роли нервной системы в деятельности органов высших животных и человека.


В.М. Бехтерев

Великий ученый Константин Эдуардович Циолковский сделал ряд крупнейших открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.


К.Э. Циолковский среди изготовленных им моделей металлических дирижаблей. 1913 г.

В 1887 году в своей работе «Теория и опыт аэростата» он дал обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Наибольших достижений Циолковский добился в области движения ракет. Он был автором идеи создания внеземных станций, предложил способы возвращения ракеты на землю.

3. Развитие географических знаний

Русская географическая наука добилась успехов благодаря деятельности Русского географического общества, одним из учредителей которого был Владимир Иванович Даль.


В.И. Даль

Широкую известность он получил после опубликования в 1861-1867 годах «Толкового словаря живого великорусского языка». Большой интерес представляет и его сборник «Пословицы русского народа». В 1863 году Даль избран почетным членом Петербургской академии наук.

Русская географическая наука шагнула вперед благодаря экспедициям выдающихся ученых. Среди них Н.М. Пржевальский.


Н.М. Пржевальский

Николаем Михайловичем был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер Центральной Азии. Впервые были даны описания некоторых животных (дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя).

Изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана посвятил свою жизнь Николай Николаевич Миклухо-Маклай.


Н.Н. Миклухо-Маклай

Два с половиной года (1871-1872;1876-1877,1883) он прожил на берегу Новой Гвинеи. Он завоевал доверие ее жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства – Папуасского союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от российского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее «Вольную русскую колонию».

4. Развитие гуманитарных наук

Профессор, декан историко-философского факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев создал 29-томную «Историю России с древнейших времен».

С.М. Соловьев

Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения реформатора. Соловьев был сторонником сравнительно – исторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

Учеником Соловьева С.М. был Василий Осипович Ключевский.


В.О. Ключевский

В 1882 году блестяще защитил диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории», который он читал в Московском университете. Большое внимание ученый придавал изучению социально-экономических причин событий и явлений.

Отечественная наука во II половине XIX века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права. Они способствовали росту инициативы и научному поиску русских людей.

5. Закрепление

Назвать имена выдающихся деятелей в области образования и науки II половины XIX века.

6. Домашнее задание

Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради.

В тетради чертится таблица:

НАУКА

ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

(Кто? Что? Когда?)

математика

физика

химия

биология

география

история

На развитие географии в России в XVIII столетии первоначально оказали определенное влияние идеи западноевропейских ученых, например, Б.Варения. Но они были настолько сильно и критически переработаны, столько было внесено нового в науку русскими учеными (И.И. Кириллов, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов), что русская географическая школа этого времени носит новый, самобытный характер. И обусловлено это было в первую очередь практическими задачами.

Если в странах Западной Европы наука в значительной степени была направлена на удовлетворение практических потребностей морского судоходства и заморской торговли, то в России существовали другие практические потребности — заселения и хозяйственного освоения самого большого в мире массива суши, своего рода “океана” , лесов, и . В XVIII в. освоение территории России было особенно интенсивным: прочно стала на , на , на океане; возникли горнопромышленные районы Урала, сотнями строились новые города и поселки; многочисленные стали использоваться для судоходства. Во второй половине XVIII в. Россия вышла на первое место в мире по производству черных и цветных металлов, начала добывать золото, торговать хлебом; по-прежнему продолжала изобиловать мехами, вылавливать рыбу и бить морского зверя, выделывать лен, пеньку, курить смолу…

Для нужд хозяйственного освоения территории России прежде всего были необходимы и экономическая статистика (“политическая арифметика”). Из “птенцов гнезда Петрова” первым соединил эти науки в одно целое Иван Кириллович Кирилов (1669-1737). В начале 1720-х гг. он возглавлял в России астрономические, топографические, картографические и статистические работы. Кирилов задумал составить трехтомный “ Всероссийской империи”, по 120 карт в каждом томе. Но успел опубликовать в 1734 г. лишь первый выпуск, в который вошли “генеральная” карта всей страны и 14 “специальных” (частных) карт отдельных административно-территориальных единиц. На этих , в частности, было помещено и много экономических объектов, а в текст были включены краткие экономико-статистические характеристики разных местностей.

В 1727 г. И.К. Кирилов закончил труд “Цветущее состояние Российского государства” (он был издан только в 1831 г.) — первое русское статистическое и экономико-географическое описание.

Идеи и предложения И.К. Кирилова были существенно развиты Василием Никитичем Татищевым (1986-1750) и Михайлом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765). Именно с них начинается в России оригинальная русская научная география. Оба выдающихся ученых начали свою деятельность во время реформ Петра I, когда в России входит в употребление само слово “география”.

В.Н. Татищев — человек разносторонних талантов: воин (участник Полтавской битвы), дипломат, строитель городов и заводов, металлург, историк, этнограф, археолог, ботаник, палеонтолог, картограф, экономист и географ — таков диапазон деятельности этого замечательного ученого. Петр I в 1719 г. специально поручил Татищеву составить историю и географию России, чем он усердно занялся лишь в 1724 г.

В.Н. Татищев хорошо знал книгу Варения, которая вышла в переводе на русский язык в 1718 г. Он упоминает ее в своих трудах. Система географических наук Татищева внешне в известной мере напоминала систему, предложенную Варением. Но по существу своему, методологически очень сильно отличалась от нее. В работе “О географии вообще и о русской” (1746 г.) Татищев разделил географию трижды на три раздела, предложив тем самым как бы объемную (трехмерную) модель географической науки:

П.П. Семенов-Тян-Шанский начал свою деятельность как геолог и ботанико-географ. Свое путешествие на Тянь-Шань (1856-1857 гг.) он провел как естествоиспытатель. Но затем его внимание привлекли и вопросы истории, исторической географии, демографии, географии населения и, наконец, экономической географии в целом. Семеновым-Тян-Шанским написаны многие региональные монографии, включая пятитомный “Географо-статистический словарь Российской Империи” (1863-1885). В 1871 г. он опубликовал работу по исторической географии русских поселений. Он был также членом-экспертом редакционной комиссии по подготовке реформы 1861 г., освободившей крестьян России от крепостной зависимости. С 1 января 1864 г. П.П. Семенов стал первым директором только что организованного Центрального статистического комитета. Он руководил им до 1897 г. и ушел оттуда из-за несогласия с искажением составленной им программы первой всероссийской переписи населения 1897 г.

Человек разнообразных интересов, компетентный во многих областях знания, Семенов-Тян-Шанский идеально подходил для управления такой сложной организацией, как Русское географическое общество, в течение 41 года (1873-1914); именно он был способен поддерживать его единство и, следовательно, самобытность отечественной географической науки.

Среди историков географической науки обсуждается непростой вопрос о научной школе П.П. Семенова-Тянь-Шанского. Он не преподавал в университете, не имел учеников в прямом смысле слова. Но он превратил Русское географическое общество в первоклассную школу молодых исследователей: путешественников, этнографов, океанологов, картографов, экономистов. Среди них были не только Н.Н. , который из рук Семенова-Тянь-Шанского получил широкую программу изучения народов Новой , не только Н.М. , получивший из тех же рук программу изучения Уссурийского края, а потом и , но и такие великие исследователи, как Г.Н. Потанин, М.В. Певцов, А.Л. Чекановский, И.Д. , И.В. Мушкетов, А.П. Федченко, А.А. Тилло, П.А. Кропоткин, А.И. , И.П. Минаев, Ю.М. Шокальский и многие другие. Каждое их этих имен — выдающееся явление в истории географической науки. Можно сказать, что в Русском географическом обществе Семенов-Тянь-Шанский создал блестящее созвездие географов разных специальностей, но более всего — географов широкого профиля, занимающихся комплексным исследованием природы и человека.

Александр Иванович Воейков (1842-1916), как и П.П. Семенов-Тян-Шанский, отличался глубокой образованностью и широтой научных исследований. Он учился в Берлине, Геттингене и . Свою докторскую диссертацию “О прямой инсоляции в различных местах земной поверхности” он защитил в 1865 г. в Геттингенском университете. Всю последующую жизнь он посвятил изучению теплового и водного балансов Земли. В 1870-х годах Воейков путешествовал по Соединенным Штатам Америки и Азии. В 1884 г. он начал свою деятельность в Петербургском университете.

Характерино, что А.И. Воейков непосредственно связывал изучение с улучшением сельскохозяйственного производства. Занимаясь вопросами усовершенствования России, он задумал сопоставить приемы земледелия в местностях с климатом, схожим с климатическими условиями Европейской России. Так возникло первое исследование климатических аналогов. Следуя его советам, побережье стали успешно выращивать чай, в Средней Азии — хлопок, на — пшеницу. Знаменитая работа А.И. Воейкова “Климаты земного шара, в особенности России” была опубликована на родном языке в 1884 г. А в 1887 г. она была переведена на немецкий язык и вышла в Германии, была высоко оценена климатологами других .

Однако одна из самых значительных заслуг А.И.Воейкова перед мировой географической наукой состоит в том, что он заявил о важности изучения влияния человека на окружающую его природную среду. Он был одним из первых европейских ученых, осознавших губительные последствия использования земли человеком и указавших на них (в это несколько раньше сделал Джордж Перкинс Марш в книге “Человек и Природа” (1864), которая была переведена и опубликована в России в 1866 г. В частности, А.И. Воейков полагал, что вследствие уничтожения в природе происходят разнообразные изменения, которые в некоторых районах оборачиваются катастрофическими последствиями. Воейков предупреждал о том, что хищническая вырубка лесов на севере страны может изменить климат в сторону его большей засушливости. Он был страстным поборником возрождения пустынных и земель путем их .

Начало современной физической географии в России связано с трудами создателя научного почвоведения профессора Петербургского университета Василия Васильевича Докучаева (1846-1903). Идеи, прогнозы, предложения Докучаева были основаны на комплексных многолетних экспедиционных исследованиях. Три большие экспедиции Докучаева — по оценке земель в Нижегородской и Полтавской губерниях и Особая степная экспедиция — в общей сложности работали 15 лет (1882-1885, 1888-1897 гг.). К этому надо добавить, что Докучаев в 1890-1900 гг. возглавлял созданную им комиссию для естественноисторического, сельскохозяйственного и гигиенического исследования Петербурга и его окрестностей — первого комплексного географического исследования большого города. Классическими стали основные работы В.В. Докучаева — “Русский ” (1883) и “Наши степи прежде и теперь” (1891). учение о почве послужило отправным моментом для разработки идеи природного географического комплекса. По Докучаеву, есть результат взаимодействия материнской , воды, тепла и организмов; она является как бы продуктом и в то же время его “зеркалом”, наглядным отражением сложной системы взаимосвязей в природном комплексе. Поэтому от изучения почвы лежит кратчайший путь к географическому синтезу.

Докучаев хорошо понимал отрицательные стороны далеко зашедшей к тому времени дифференциации естествознания и видел, что география, как он говорил, “расплывается во все стороны”. В 1898 г. он высказал мысль о необходимости разработки новой науки о соотношениях и взаимодействиях между компонентами живой и неживой природы и о законах их совместного развития. Началом этой науки, как бы введением в нее, послужило его учение о зонах природы (1898-1900 гг.). Теперь это учение известно каждому школьнику, но в то время лишь немногие ученые (среди них ученик Докучаева Г.Ф. Морозов, 1867-1920), предвидели в идеях Докучаева начало современной географии. Позднее академик Л.С. Берт (1876-1950) ясно указал, что “основоположником современной географии был великий почвовед В. Докучаев” (Берт Л.С. Географические зоны СССР. М., 1947. Т. 1).

Замечательный русский ученый Дмитрий Николаевич (1843-1923) создал исключительно большую и сильную университетскую географическую школу. Сначала — в Московском университете, а затем, через его выпускников, и в других университетах России.

Первая в России кафедра географии была открыта в Московском университете в 1884 г., сначала на историко-филологическом факультете; заведовать ею был приглашен Д.Н. Анучин. В 1887 г. он добился перевода этой кафедры — географии, антропологии и этнографии — на естественное отделение физико-математического факультета, где и развернулась его работа по подготовке молодых географов, из которых затем выросли крупнейшие ученые с мировыми именами.

Разносторонность научных интересов Д.Н. Анучина была исключительна: , антропология, этнография, археология, история и методология науки, гидрология (в том числе — лимнология), картография, геоморфология, страноведение. Но подобная разносторонность не была случайным набором текущих интересов, перескакиванием от одного предмета изучения к другому. Они, как и у многих крупных ученых, теоретически составляли, как мы теперь говорим, “единый блок”.

Д.Н. Анучин считал, что география должна изучать природу земной поверхности. Он разделял географию на землеведение и страноведение. Землеведение изучает комплекс физико-географических компонентов всей поверхности Земли, а страноведение, хотя и более широкий комплекс, включающий человека (“Без человека география будет неполной”, — писал в 1912 г. Д.Н. Анучин), но в рамках отдельных районов (“стран”). Так как природа земной поверхности образуется в процессе ее исторического развития, исторический метод необходим в географических исследованиях. И конечно же, географические исследования важны не сами по себе, а необходимы практике.

Таковы основные положения Д.Н. Анучина, их поддержит каждый современный географ в России.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

Становление отечественной науки, в частности естественнонаучной мысли, связывают, прежде всего, с преобразованиями Петра I и преобразованиями послепетровской эпохи. Петр I осознавал важнейшую роль географических исследований, как самой страны, так и приграничных с нею территорий, в дальнейшем социально-экономическом развитии России. «Все, что сделал Петр для распространения географических сведений, проистекало частью из пламенного желания оживить торговлю и привести своих подданных в близкие сношения с другими народами, частью из очевидной для всякого правителя потребности узнать средства своей страны, и наконец, из живой любознательности его ума, жаждавшего всякого познания, особенно когда любопытство бывало, пробуждено чем-нибудь до тех пор невиданным» Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии Наук XVIII в. / Под ред. А.И. Андреева. М.; Л.: АН СССР, 1946. С. 13..

При Петре I были осуществлены первые значительные научные экспедиции, созданы научно-исследовательские и учебные организации, такие как Морская Академия, Кунсткамера и Академия наук. Составление новой карты Российской Империи, инициатором создания которой был Петр I, способствовало ускорению развития картографии в России.

Одной из первоочередных задач политики Петра I являлось издание общих (генеральных) карт, связанное с изучением обширных территорий страны, созданием морского флота, а также поиском и разработкой местоположений природных ресурсов.

В связи с этим, возникла необходимость в отечественных кадрах картографов, навигаторов, геодезистов. В 1701 г. в Москве по указу Петр I была создана Школа математических и навигацких наук, готовившая первых специалистов в области геодезических работ.

В 1715 г. Петром было создано такое высшее учебное заведение как Морская академия, выпускающая специалистов морского и военного дела более высокого уровня, чем Навигацкая школа, в области морской артиллерии, навигации, фортификации и устройства кораблей, а в дальнейшем картографии, геодезии и топографии.

Уже в 1719 г. экспедицию на Дальний Восток возглавили геодезисты Морской Академии: И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин. Петр I придавал большое значение вопросам, касающимся восточных окраин государства: определению границ, укреплению и расширению владений в Сибири и Дальнем Востоке. В связи с этим заданием экспедиции было: «от Тобольска на Камчатку далее куда вам указано и описать тамошние места: сошлась Америка с Азией, что надлежит тщательно сделать, не только Зюйд или Ост, но и Ост и Вест и все на карте исправно поставить»1. Результатом экспедиции явилась карта Сибири, Камчатки и Курильских островов основанная на точных данных. До проведения данной экспедиции, проводились составления карт и чертежей различных территорий, но они были не настолько точными и достоверными.

Петр I организовал Первую научно-исследовательскую Камчатскую экспедицию (1725-1730), под руководством офицера русского флота В.И. Беринга, для решения вопроса соединена ли Азия с Америкой, а также изучения прибрежных районов этих материков. Надо отметить, что на вопрос о соединении двух материков ответ был дан ранее русским землепроходцем Семеном Дежневым, открывшим пролив между Северной Америкой и Азией значительно раньше в 1648 г. Правда, данные его открытия не были опубликованы и не были известны. Они были преданы гласности лишь в 1736 г. в ходе Великой Северной или, как ее еще называют, Второй Камчатской экспедиции (1733-1743). По результатам Первой Камчатской экспедиции была сделана карта и описание пути от Тобольска до Камчатки «Всего бытия нашего от Тобольска реками и морем до возврата», совершенно меняющая существующие представления «о протяженности Сибири с запада на восток и о восточном побережье Тихого океана от Камчатки до Чукотского носа» Есаков В.А. Витус Ионссен Беринг (1681-1741) // Творцы отечественной науки. Географы. М.: Агар, 1996. С. 25.. Большое значение имели географические наблюдения, проведенные ее участниками. По результатам данных наблюдений были составлены описания: растительного и животного мира, рельефа, течений, погоды, этнографических и экономические особенностей регионов. Необходимо отметить и политическое значение данной экспедиции, определившей границы России на северо-востоке Азии.

В правление Петра I было проведено научное исследование юго- восточных окраин Европейской России с Каспийским морем и Закаспийской земли с Аральским морем. Это было связано со стремлением Петра Великого проложить путь через данные территории в Среднюю Азию и Индию. В течение 1715-1719 гг. была сделана опись Каспийского моря, по данным которой в 1720 г. была издана карта Каспийского моря - «Картина плоская моря Каспийского от устья Иарковского до залива Астробатского» Берг Л.С. Указ. соч. С. 18.. Карта, составленная на основе астрономических наблюдений и отражавшая близкие к современным очертания Каспийского моря, изменила представления о Каспийском море существующие в начале XVIII в. и стала значительным событием в географии.

С 1720 г. были начаты работы по съемке и составлению карт внутренней территории России, в основном, ее Европейской части. Материалы, собранные геодезистами в ходе этих работ, поступали в Сенат обер-секретарю И.К. Кирилову, имевшему «высочайшее разрешение на издание первого Атласа России» Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии Наук XVIII в./ Под ред. А.И. Андреева. М.; Л.: АН СССР, 1946. С. 21.

Петр I способствовал формированию и развитию в Российской Империи музейной и библиотечной деятельности. В 1714 г. появляется, созданное по настоянию Петра государственное научное собрание, музей - Кунсткамера. Кунсткамера, функционировала и как культурное и просветительское учреждение, и как научно-исследовательский институт. Для Кунсткамеры собирали не только «диковинки», но и этнографический, археологический и исторический материал, а также различные коллекции животного и растительного мира. Были созданы минералогический и анатомический отделы.

Практически одновременно с «Кунсткамерой» учреждается первая публичная государственная научная Библиотека, в дальнейшем ставшая Библиотекой Академии Наук. Создание Библиотеки отвечало назревшим культурным, образовательным и просветительским нуждам Российской Империи и сыграло огромную роль в развитии библиотечного дела.

Еще одним грандиозным событием на пути развития отечественной науки явился именной указ Петра I от 28 января 1724 г. Князев Г.А. Краткий очерк истории Академии наук СССР / Под ред. акад. К.В. Островитянова. М.; Л.: Наука, 1964. С. 11. об учреждении в Петербурге Академии наук, ставшей важнейшим научным центром страны.

Официальное открытие Академии Наук состоялось в декабре 1725 г. после смерти Петра I.

В состав Академии как научно-исследовательские учреждения вошли Кунсткамера и Библиотека, а также сформированные позднее Физический кабинет, Астрономическая обсерватория, Химическая лаборатория, Анатомический театр, Ботанический сад.

Академией с 1726 г. особое внимание уделялось вопросу составления географической карты России. Работы Академии Наук по картографированию возглавил астроном И.Н. Делиль.

В тоже время, к 1726 г., обер-секретарем Сената И.К. Кириловым уже был собран значительный материал, и начат выпуск Генеральной карты России и Атласа Российской империи. Изначально предполагалось издать 3 тома Атласа по 120 карт. Но в дальнейшем стало понятно - это очень долгое и требующее больших затрат предприятие. Сенат не спешил с публикацией накопившихся материалов, и Кирилов принял решение издавать карты за свой счет. «В течение 1726-1734 гг. И.К. Кирилов составил 31 карту России, из которых 14-15 были напечатаны в 1734 г. в виде первого выпуска «Атласа Всероссийской Империи» Берг Л.С. Указ. соч. С.19.. Генеральная карта России входила в состав карт «Атласа Всероссийской Империи» и неоднократно переиздавалась.

Генеральная карта Российской Империи и «Атлас Российский», «состоящий из девятнадцати специальных карт, представляющих Всероссийскую Империю с пограничными землями, сочиненный по правилам географическим… » Коверский Э.А. О необходимости образования геодезического органа для надлежащего изучения всего пространства Российской Империи в географическом отношении // Ежегодник ИРГО. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1890. С. 5. были закончены Академией Наук лишь в 1745 г.

Хотя Атлас Академии наук нуждался в доработках и исправлениях, это был новый качественный этап в развитии русской научной картографии, и по полноте использованных данных, и по уровню их обработки, и по технике картографических изображений. Атлас состоял из тринадцати карт Европейской части России и шести карт Сибири. В нем были отражены результаты съемки территорий 190 уездов. В генеральной карте Кирилова были использованы съемки только 115 уездов. Атлас Академии Наук отличался значительно большей согласованностью в оформлении карт, однородностью и точностью подачи съемочного материала, богатством и разнообразием содержания. В предисловии к атласу поясняется принятая в нем проекция, перечислены астрономические опорные пункты, на которых базируются карты, и указываются математические методы, использованные при черчении отдельных карт, дается (впервые в русских картах) таблица условных знаков, отражающая богатство их картографического языка.

К 1739 г. в Академии Наук был сформирован Географический департамент, в котором сосредоточились все картографические работы Академии.

Географический департамент был первым и на долгие годы оставался единственным картографическим учреждением в стране. В его работе, помимо И.Н. Делиля, принимали участие такие видные ученые как математик Л. Эйлер и ученый-естествоиспытатель М.В. Ломоносов. Свою работу департамент осуществлял до 1799 г. Но в связи с тем, что картографические работы к концу XVIII в. начали развиваться вне стен Академии, а также с изменением направления политики государственной власти в деле издания карт Российской Империи, первостепенное значение Географического департамента как центра научной картографии было утрачено.

В 1763 г. Екатериной II был создан Генеральный штаб, в ведение которого переходит военная картография Империи. По словам русского генерала Н.П. Глиноецкого, «…главные занятия Генерального штаба во время мира …, сосредотачивались на составлении карт расположения войск по постоянным квартирам, на выбор мест для лагерей, в которые войска выводились на летнее время. На составление маршрутов между пунктами расположения, и наконец, более всего, на производстве съемок целых губерний и больших пространств» Глиноецкий Н.П. История Русского генерального штаба. В 2-х т. СПб.: Тип. Штаба войск гвардии и Петерб. военного окр., 1883. Т. 1. С. 50..

В 1797 г. Павлом I было создано Собственного Е.и.в. Депо карт, в котором сосредоточилось управление геодезической съемкой Империи. Депо карт было не только военным, но и полным государственным архивом планов и карт.

В 1798 г. Павел I издает указ о цензуре карт, который обязывал Академию наук отправлять на предварительное рассмотрение географические карты в Географический департамент в Сенате, а топографические, крепостные и относящиеся к военным операциям в особое Депо карт при Кабинете Е.и.в. В связи с данными обстоятельствами деятельность Географического департамента Академии Наук была не актуальна и в 1799 г. он был упразднен. В 1812 г. Депо карт было переименовано в Военно-топографическое депо и вошло в состав Военного министерства, которое занималось изданием и составлением карт. Под руководством Военно-топографического депо в 1822 г., для централизованного проведения государственных картографических съемок был создан Корпус военных топографов, проводивший триангуляцию и топографические съемки.

Развитию отечественной географической науки способствовали также проводимые Академией научные экспедиции. В частности, подготовка и участие во Второй Камчатской экспедиции В.И. Беринга (1733-1743); большие академические экспедиции 1768-1774 гг., охватившие огромные территории Империи - П. Палласа, С.Г. Гмелина, И. Гильденштедта, И.И Лепехина, И. Георги Материалы для истории экспедиций Академии Наук в XVIII и XIX веках: Хронологические обзоры и описание архивных материалов / Сост. В.Ф. Гнучева; под общ. ред. В.Л. Комарова. М.; Л.: АН СССР, 1940. С. 11..

В последней четверти XVIII в. и в XIX в. в связи с развитием экспедиционной деятельности в Морском и Военном министерствах, а также с созданием в 1845 г. Русского Географического Общества экспедиционная деятельность Академии наук идет на спад. Но в первой половине XIX в. Академией были осуществлены такие значительные комплексные экспедиции, как экспедиция К.М. Бэра на Новую Землю (1837) и Сибирская экспедиция А.Ф. Миддендорфа (1842-1845) Там же. С. 19..

В начале XIX в., наряду с Академией наук, важнейшими научными центрами становятся университеты. Вместе с тем, географическая наука не получила должного развития ни в Академии Наук, где был упразднен Географический департамент, ни в университетах. При этом с ростом промышленности, расширением границ государства, общественно-политическими реформами потребность в географических исследованиях возрастала. Этим был вызван целый ряд кругосветных путешествий первой половины XIX в., которые возглавляли офицеры российского военно-морского флота. Это кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806) Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. М.: Просвещение, 1985. Т. 4. С. 15., с целью выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами в Балтийском море и Русской Америкой.

Кругосветные плавания В. И. Головнина 1807-1809 гг. и 1817-1819 гг., целью которых являлась доставка материалов и продовольствия для восточных русских поселенцев, а также проведение научных исследований: в первое плавание - описание Курильских островов, во второе - районов Русской Америки Исаков В.А. Русские океанические и морские исследования в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1964. [Электронный ресурс]. URL: http://flot.com/publications/books/shelf/explorations/4.htm (дата обращения: 15.12.2016).

Кругосветные плавания 1815-1818 гг. и 1823-1826 гг. О.Е. Коцебу Магидович И.П., Магидович В.И. Указ. соч. С. 21-24 Экспедиция 1815-1818 гг. была предпринята для решения проблемы северо- западного морского прохода со стороны Берингова пролива. Экспедиция 1823- 1826 гг. должна была доставить на Камчатку военно-морское снаряжение и продовольствие, а после нести в течение года охрану североамериканских колоний.

Большое значение имело и кругосветное путешествие Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821) открывшее Антарктиду Там же С. 26-30.

В 1825-1827 гг. было осуществлено кругосветное плавание бароном Ф.П. Врангелем для доставки грузов в Петропавловск и Новоархангельск Пасецкий В.М. Фердинанд Петрович Врангель. М.: Наука, 1975. С. 118-126..

Необходимо отметить кругосветное плавание Ф. П. Литке и М.Н. Станюковича 1826-1829 гг., основной задачей которого являлось исследование северной части Тихого океана и описание противоположных берегов Америки и Азии Магидович И.П., Магидович В.И. Указ. соч. С. 25..

Проведенные экспедиции, способствовали накоплению обширной базы фактического географического материала, но в тоже время в стране не было организации или учреждения, которое могло объединить, систематизировать и направлять ход географических исследований.

Конечно, к середине XIX в. в России функционировали Петербургская Академия наук, Военно-Топографическое Депо Генерального штаба, Гидрографический департамент, Статистическое отделение при Министерстве Внутренних дел. Все эти учреждения занимались какими-либо видами географических исследований, но не рассматривали географическую научно- исследовательскую деятельность как центральное и приоритетное направление своих работ. В условиях повышенного интереса к научной деятельности в стране, ростом гражданской активности, силами социально-активной части российского общества стали создаваться общественные организации по различным направлениям науки, в частности и географической. Научные общества создавались при университетах. Например, Общество истории и древностей российских (1804), Императорское общество испытателей природы (1805), при Московском университете, Общество наук при Харьковском университете (1812).

Также, научные сообщества стали появляться вне стен университетов. Ученые, путешественники, исследователи, стали объединяться в частные группы, кружки, организовывать вечера, на которых обсуждались развитие науки и общества. Некоторые, из которых перерастали в целые общественные организации, научное значение которых постоянно росло.

Организационная структура таких обществ создавала благоприятные условия для занятий научной деятельностью.

Данная форма организации науки поддерживалась правительством, т.к. напрямую никак не угрожала монархическому государственному строю, и в тоже время помогала по средствам осуществления своей научной деятельности решению экономических, производственных и социальных задач государства.

Например, в январе 1817 г. на квартире известного исследователя в области минералогии и геодезии Л.И. Панснера группой «любителей неорганической природы» по «склонности к наукам и по истинной любви к Отечеству» было принято решение учредить в Санкт-Петербурге Минералогическое общество. Данное Общество стало ведущим в области геолого-минералогических наук в стране.

В начале 40-х годов XIX в. в Санкт-Петербурге под руководством академика, российского статистика и этнографа П.И. Кеппена стал собираться кружок статистиков и путешественников для обсуждения вопросов, касающихся географии, этнографии и статистики России. Активное участие в деятельности кружка принимали будущие организаторы и учредители Русского Географического Общества (далее - РГО): Ф.П. Литке, К.М. Бэр, И.Ф. Крузенштерн, Ф.П. Врангель.

Таким образом, развитие географической науки, начавшееся с эпохи петровских преобразований; активное социально-экономическое развитие и рост промышленности, требовавшие масштабного изучения территорий и ресурсов страны; накопленные в ходе экспедиций и морских кругосветных плаваний обширные научные материалы; отсутствие в государственном аппарате учреждения координирующего географическую работу по изучению страны; появление общественных научных кружков, послужили теми предпосылками, которые сыграли главную роль в организации Русского Географического Общества.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...