Основные сведения о татарстане. Бугульма - районный центр

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1. Республика Татарстан

2. Географическое положение

3. Города Татарстана

5. Достопримечательности

7. Государственные языки

8. Религия

1. Республика Татарстан

Республика Татарстан -- субъект Российской Федерации. Один из самых экономически развитых регионов России. Столица -- город Казань.

Республика Татарстан является одним из наиболее крупных по населению и экономическому потенциалу регионов России. Благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам республика идеальна для туризма, причем не только для российского, но и для мирового. Современный Татарстан стремится занять достойное место в мировом сообществе. И для этого есть все необходимые предпосылки.

2. Географическое положение

Татарстан имеет очень выгодное географическое положение, которое благоприятно отражается на жизни и экономике республики, так как он расположен в самом центре Российской Федерации на пересечении крупных железнодорожных линий и автомагистралей для ведения сельского хозяйства и полного внутреннего обеспечения всеми необходимыми продуктами питания: равнинная территория в лесной и лесостепной зоне, умеренно-континентальный климат со средней температурой января -14С, а июля +19С, достаточное количество водных ресурсов (крупнейшими реками являются Волга, Кама и два притока Камы - Белая и Вятка, а также есть водохранилища - Куйбышевское и Нижнекамское), 32% всей площади занимают плодородные черноземные почвы.

Помимо всего прочего, Татарстан богат полезными ископаемыми, главным из которых является нефть. Кроме нефти осуществляется добыча попутного газа, гипса, торфа, строительного камня, известняков и доломитов. Соответственно, основные отрасли промышленности - это химическая и нефтехимическая, топливная, а также машиностроение, электроэнергетика, пищевая.

Как видим, экономика республики вполне самодостаточна и даже во многом работает на экспорт.

Все эти условия не могут не оказывать положительного влияния на развитие туризма в Татарстане. А если еще вспомнить богатую историю данной местности, то становится, совершенно, очевидна уникальность этого региона России.

3. Города Татарстана

татарстан географический климат экономический

В Татарстане есть еще немало городов, имеющих важное культурное, историческое и экономическое значение не только для республики, но и для всей России в целом. Например, Набережные Челны получили всемирную известность благодаря заводу «КамАЗ»; Альметьевск и Бугульма - крупнейшие центры нефтяной промышленности Татарии; в Чистопольском районе сохранились остатки золотоордынского города Джукетау (X-XI вв.), а к югу от современного города Булгар расположена древняя столица Волжско-Камской Болгарии (X-XIV вв.) - городище Болгар.

Столица республики Татарстан Казань является одним из 13 городов-миллионников России. За свою тысячелетнюю историю Казань пережила немало важных событий и изменений, которые естественно оставили свой след на облике города. В Казани выявлено более 1600 памятников различных видов искусств и периодов истории. Главным из них является Казанский Кремль - уникальный комплекс археологических, исторических и архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города и до наших дней. Вместе с тем Казань ни в чем не уступает другим современным городам: кроме всех прочих, здесь есть и такие виды развлечений, как 2 аквапарка и один из трех в России кинотеатров IMAX с гигантским экраном, новые современные гостиницы и развлекательные центры.

Не менее интересен туристам и город Биляр, где расположено знаменитое Билярское городище (X в.-1236 г.), в котором сохранились остатки большого двухзального комплекса кафедральной мечети. Это был экономический, политический и культурный центр Волжско-Камской Болгарии, один из крупнейших городов Восточной Европы. В Биляре сходились торговые пути из Средней Азии и Ирана, Руси и Прибалтики, Кавказа и Византии, а также с Севера. Здесь есть еще одна важная достопримечательность - Святой ключ "Хужалар Тавы" ("Гора господ"): это языческое святилище, известное с IХ-Х вв., которое почитается людьми разных национальностей и является местом паломничества язычников, мусульман и христиан.

В Елабуге создан государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, объединивший в себе сразу несколько интересных для посещения мест: Музей-усадьбу легендарной амазонки, кавалерист-девицы Н.А. Дуровой - участницы наполеоновских войн, героини Отечественной войны 1812 г., первой русской женщины-офицера и одной из талантливейших писательниц своего времени; Мемориальный дом Памяти М.И. Цветаевой, где она провела свои последние дни, а также Литературный музей М.И. Цветаевой, экспозиция которого рассказывает о жизни и творчестве поэтессы.

А в доме, где знаменитый художник И.И. Шишкин провел свои детские и юношеские годы, разместился единственный в мире музей основоположника реалистической пейзажной школы. Близ Елабуги сохранились остатки укрепленного поселения на берегу реки Тойма - Елабужское (Чертово) городище. Первоначально оно было родовым убежищем одного из местных племен, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тыс. н. э.

Татарстану есть что предложить туристам: это и великолепные природные условия, и исторические места, и древняя архитектура и одновременно современные гостиницы и развлекательные центры, аквапарки, дельфинарии и горнолыжные и спортивные комплексы, и многое другое.

Наличие огромного количества уникальных ресурсов, богатая история Татарстана позволило создать Республиканский туристский маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана», ставший визитной карточкой татарстанского туризма. Маршрут состоит из Малого и Большого кольца.

Малое кольцо радиусом 60-80 км окружает Казань и проходит по территориям муниципальных районов, прилегающих к Казани: Зеленодольскому, Верхнеуслонскому, Лаишевскому, Пестречинскому и Арскому. Каждый из этих районов имеет какую-то свою изюминку. Например, Арский район представляет собой этническое ядро татарской нации: здесь сохранились практически в первозданном виде быт, традиции и обычаи татарского народа. Лаишевский район - родина Г.Р. Державина, - напротив, известен многими памятниками русской культуры и является центром старинного народного праздника «Каравон» («хоровод») в селе Русское Никольское. Верхнеуслонский район, протянувшийся вдоль Волги, давно облюбован казанцами для отдыха, особенно теперь, когда здесь построили современный горнолыжный комплекс «Казань». В Пестречинском районе расположены многочисленные деревни кряшен (крещеных татар), особенно популярно среди туристов село Ленино-Кокушкино. Раифский монастырь и чудо-град Свияжск на острове Буяне из сказки Пушкина являются туристскими объектами международного значения как центры культурно-познавательного и паломнического туризма.

Большое кольцо «Жемчужного ожерелья Татарстана» объединяет такие туристские центры, как Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабуга. Здесь большой интерес представляют государственные историко-архитектурные музе- заповедники Казанский Кремль, Болгары, Билярск, Елабуга, раскопки древних городищ Джукетау, Биляр, Сувар, историческое ядро городской застройки Казани, Елабуги, а также уникальные природные территории Волжско-Камского заповедника, Спасского заказника и Чистых лугов.

Каждого желающего отдохнуть на татарской земле ждут теплый прием, восточное изобилие и масса незабываемых впечатлений.

В республике выявлено около 7 тысяч объектов, представляющих культурную ценность. Культурно-познавательный туризм существует как самостоятельный вид и может служить в виде экскурсионного туризма дополнением к другим его видам: оздоровительному, круизному и т.д. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, музеями, которых в Татарстане более 120, и другими объектами показа, что позволяет развивать круглогодичный культурный туризм, «изюминкой» которого является образ Казани, как «места свидания Запада и Востока». Кроме того, в республике более 300 мусульманских и православных памятников истории и культуры, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных религий: православные храмы, католические соборы, мусульманские мечети и т.д.

В республике насчитывается 82 объекта экологического туризма. Они включают в себя заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы. К государственным заповедникам относятся Волжско-Камский и Иске-Казанский, к паркам - национальный парк Нижняя Кама, природно-исторический парк Свияжский, историко-архитектурный и природный парк Долгая Поляна.

Особенно привлекает внимание любителей активного отдыха Голубое озеро, что находится недалеко от Казани. Оно совсем не большое - в диаметре 30 метров, глубина около 17 метров. Необычно оно тем, что на дне это озера находится мощный источник, который подает два кубометра воды каждую минуту. Поэтому вода очень прозрачная, но холодная. Озеро является государственным заказником, поэтому проезд на автотранспорте закрыт. Это место особенно привлекает любителей ночного дайвинга, ведь только там можно понаблюдать за звездным небом сквозь толщу воды, а в свете фонарей хорошо просматривается поток воды, исходящий из источников.

«Визитной карточкой» татарстанского туризма являются речные круизы. Речные круизы на теплоходах по Волге и Каме с заходом в Казань и города республики являются всероссийскими маршрутами. Круизный туризм получает свое развитие не только в Казани, но и в других городах республики. Наряду со стандартными пакетами услуг, на многих теплоходах действует система «плавучий пансионат», где предлагаются оздоровительные услуги (терапия, лечебная физкультура, мануальная терапия, фототерапия, медико-санитарная помощь), а также детские программы.

По данным Госкомстата за 2005 год, в Республике Татарстан насчитывается 242 средства размещения на 27737 мест, в т.ч. 96 гостиниц на 6271 место, 3 мотеля, 8 общежитий для приезжих, другие средства размещения - 109. Всего размещенных граждан - 638224.

База оздоровительного отдыха включает в себя сеть организаций санаторно-курортных и оздоровительных учреждений республики, которая насчитывает 52 организации на 9159 мест, в т.ч. 7 санаториев, 11 детских санаториев, 34 санатория-профилактория.

5. Достопримечательности

Казанский Кремль

Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль. Уникальность Казанского Кремля была подтверждена 30 ноября 2000 года на сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО в Австралии включением его в Список всемирного культурного и природного наследия.

Улица Баумана

Пешеходная улица в центральной части города. Ведет к Казанскому Кремлю. Старинная архитектура соседствует с совеременным оформлением городских улиц Европы. Деловой центр Казани и место сосредоточения развлекательных и увеселительных заведений. Основная достопримечательность старейшей казанской улицы - колокольня Богоявленской церкви (1756 г.). Напротив колокольни в 1999 году был установлен памятник великому уроженцу Казани Федору Шаляпину, который был крещён в Богоявленской церкви.

В центре одного из участков Волжско-Камского государственного заповедника расположена одна из жемчужин русской архитектуры XVII века - Раифский Богородицкий мужской монастырь. Пустынь при Раифском озере и реке Сумке основана чудовским иеромонахом Филаретом. В 1928 году монастырь был закрыт. С 1992 года он возрождается. В монастыре 5 храмов. Чудотворная Грузинская икона Божьей матери является его главной святыней.

Остров-Гранд Свияжск

Уникальный город-крепость основан по указу царя Ивана Грозного в 1551 году. Как уникальный целостный историко-культурный территориальный комплекс 16-20 веков в 1990 году Свияжск включен в новый Список исторических городов и населенных мест РФ; в 1996 году включен в предварительный Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура, иконы и фрески, археология, природный и антропогенный ландшафт. На острове зарегистрирован 21памятник федерального значения.

В 215 км от Казани на реке Кама расположился один из самых поэтичных и интеллигентных городов Татарстана - Елабуга. Здесь жили и работали Н.А. Дурова, И.И. Шишкин, М.И. Цветаева. Памятное место близ Елабуги - "Чёртово" городище - остатки укреплённого поселения племён второй пол. I тысячелетия н.э. В 5 км от города на реке Тойма находится всемирно известный памятник I тысячелетия до н.э., Ананьинский могильник, давший название целой культуре эпохи железа.

В 140 км от Казани на левом берегу Волги издалека виднеются силуэты белокаменных руин. Это остатки Великих Булгар - одного из крупнейших городов некогда сильного государства Волжская Булгария. Сегодня на этом месте находится село Болгары и обширное городище - памятник архитектуры X-XV веков. Это историческая родина поволжских татар, известная в мусульманском мире как «Северная Мекка» - место паломничества верующих.

В 150 км от Казани расположена столица древнего государства Волжской Булгарии - Биляр. В окрестностях Биляра есть необыкновенное место, расположенное в живописном лесу у подножия горы «Хужалар тавы». Из под горы выбивается родник кристально чистой воды, превращенный в место поклонения и называемый «Святой ключ». Это духовный центр, где сосуществуют верования и обычаи трех религий: язычества, мусульманства и христианства.

Петропавловский собор

Был возведён в 1726 году купцом Михляевым в память о посещении Казани Петром I. В комплекс входят колокольня и здание собора. Собор построен под влиянием стилевого направления, известного как московское барокко. Необычайно насыщенный архитектурный, скульптурный и живописный декор не нарушает, а подчеркивает конструктивную схему здания. Здесь же находится сохранившийся, искусно украшенный деревянный резной золоченый иконостас (первая пол. XVIII в.).

Климат умеренно-континентальный, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Иногда случаются засухи. Средняя температура января (самый холодный месяц) ?16 °C, июля (самый теплый месяц) +25 °C.

7. Государственные языки

Согласно Конституции Республики Татарстан, татарский и русский языки признаются равноправными на всей территории Республики Татарстан.

8. Религия

На территории Республики Татарстан зарегистрировано более тысячи религиозных объединений. Наибольшее распространение в Республике Татарстан получили две религии: ислам и православное христианство.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономико–географическое положение Республики Татарстан, территории добычи и месторождения нефти, центры переработки нефтяных продуктов. Отраслевая структура экономики региона и хозяйственная специализация. Экологическое положение и проблемы Татарстана.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2017

    Геологическое строение, полезные ископаемые и особенности рельефа Республики Татарстан, ее климатическая и гидрологическая характеристика. Структура почв, представители и распространение флоры и фауны региона, его особо охраняемые природные территории.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Социально-экономическое развитие республики Карелии. Природно-ресурсный потенциал субъекта. Географическое положение и климат. Особенности геологического строения. Ресурсы животного мира. Гидрография и демография. Динамика миграционного прироста.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Макроэкономические характеристики республики Башкортостан, ее отраслевая структура, природные ресурсы. Межрегиональные связи республики, открытость экономики. Сравнительный анализ основных показателей Башкортостана с показателями республики Татарстан.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Основные сведения о стране: площадь, столица, главные города, денежная единица, языки и религия. История Королевства Нидерланды. Географическое положение, климат, государственное устройство и население, государственные праздники, достопримечательности.

    презентация , добавлен 12.09.2013

    Природные богатства республики Татарстан: нефтяные, водные, лесные ресурсы и их состояние. Проблемы и перспективы разрешения минерально-сырьевой базы. Перспективы повышения экологической значимости лесов и улучшения качества окружающей среды в республике.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Символика Арабской Республики Египет. Положение на материке, климат, государственное устройство, денежная единица. Общая характеристика населения, государственная религия. Достопримечательности и религиозные святыни. Экономическое развитие Египта.

    презентация , добавлен 16.12.2014

    Характеристика Кемеровской области, ее климат и ландшафт, административные границы, ресурсный и промышленный потенциал. Социально-экономическое положение региона и его стратегические объекты, значение в российской экономике. Стратегия развития Кузбасса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

    Государственные символы и административное деление Швеции. Географическое положение страны, особенности климата и рельефа. Экономическое развитие, денежные знаки, праздники Швеции. Национальная кухня и достопримечательности этой северной страны.

    презентация , добавлен 06.03.2013

    История Татарстана и провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Традиционные концессии страны: ислам, православие, католицизм, протестантство и иудаизм. Строительство и архитектурное проектирование мечети Кул Шариф.

В августе сразу в двух федеральных изданиях появились статьи об археологических находках в древней столице Волжской Булгарии Болгаре, которые старательно замалчиваются местными национально-ориентированными историками (процессом "возрождения" Болгара руководит экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев). Суть открытий сводится к факту, что славяне на Средней Волге вообще и в Болгаре в частности появились задолго до взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году. Историк Александр Овчинников, доцент кафедры Гуманитарных дисциплин КНИТУ-КХТИ, уже несколько лет пытается говорить об этом, однако его заявления встречают неприкрытое раздражение как в местных ученых кругах, так и у властей. Свою позицию он пояснил в интервью ИА REGNUM.

Когда на территории современного Татарстана впервые появились славяне?

Известно, что в IV-VII веках нашей эры значительную территорию Среднего Поволжья - от Суры на западе (Мордовия) до реки Белой на востоке (Башкирия), от Нижней Камы на севере (Лаишевский, Рыбно-Слободской и другие районы Татарстана) до Самарской Луки на юге - занимало население так называемой именьковской археологической культуры. В 1980-х годах появилась точка зрения, что она оставлена древнеславянским населением.

Ещё раньше, в 1940-70-х годах, когда в Болгарах работали московские археологи, было распространено мнение, что этот город возник на основе именьковских поселений. В некоторых районах Болгарского городища нет стерильных прослоек между именьковскими и булгарскими слоями, они перемешаны. Вполне возможно, что проживавшие на месте будущего Болгара с середины I тыс. н.э. славяне смешались с пришельцами-булгарами и дали начало новому городу. Относительно недавно в районе Болгара были обнаружены материалы, которые можно идентифицировать даже не со славянами, а с протославянами. Была соответствующая статья в малотиражном научном сборнике, но до широкой публики эта новость не дошла.

Болгарские находки также говорят и о том, что в X-XIV вв. жители Киевской Руси, а потом и русских княжеств, часто бывали в городе, и не только "проездом". Имеются каменные иконки и кресты, металлические иконки, бронзовая церковная утварь: подсвечник, держатель лампады, остатки цепочки от лампады. Подобные вещи вряд ли могли купить исповедовавшие ислам булгары. О постоянном проживании в Болгаре русских, наличии русского ремесленного квартала, говорят остатки жилищ с соответствующими находками. Почему на этом в Татарстане сегодня не акцентируют внимания, я думаю, понятно.

Во всей остальной России славянское происхождение именьковской культуры не является дискуссионным вопросом?

Этот вопрос дискуссионен в политической плоскости, в плоскости каких-то личных амбиций историков и археологов. Если брать научный аспект проблемы, то можно утверждать, что именьковцы в большей мере славяне, чем кто-либо иные. Существуют работы известных учёных, например, академика В.В. Седова, крупнейшего специалиста по славянской археологии, востоковеда С.Г. Кляшторного, самарской исследовательницы Г.И. Матвеевой.

В них на основе комплекса источников доказывается, что именьковцы - славянский массив населения, по крайней мере, большая часть населения этой культуры - славяне. Об этом говорит погребальный обряд, данные языка соседних народов (славянские заимствования в языке предков удмуртов), письменные источники - так, арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, лично побывавший в 922 г. в Волжской Булгарии, называет правителя булгар ещё и царём славян.

Получается, местные историки и археологи с середины прошлого века отрицают очевидное?

После того, как московские археологи в 1970-е годы были вытеснены из Татарстана, контролировать раскопки и издание печатных трудов стал местный археолог А.Х. Халиков (это было связано с общей тенденцией укрепления позиций номенклатуры в национальных республиках СССР). Тогда стали говорить, что между именьковцами и булгарами никакой преемственности нет, а Болгар стал чисто булгарским, даже булгаро-татарским городом. Писались статьи, выдвигались теории, что, возможно, именьковцы были тюрками, балтами или финно-уграми, а вот на то, что есть прекрасная доказательная база славянства этого населения, внимания как-то не обращали.

Дело в том, что факт проживания в Среднем Поволжье славян ещё до возникновения Волжской Булгарии разрушал официальную точку зрения, согласно которой татары здесь у себя всегда были дома, а русские - пришельцы, ударял по обоснованию суверенитета республики. В 1990-е годы, с разгулом этого самого суверенитета, и позже, в 2000-е годы, именьковская проблематика в местных научных кругах стала просто затушёвываться. В итоге сегодня прописной истиной является мысль о том, что славяне появились на Средней Волге лишь после 1552 года, а город Болгар основали булгары, предки татарского народа.

Почему не удаётся эффективно противостоять фальсификации истории?

Я писал курсовую и диплом под руководством известного археолога П.Н. Старостина, известного специалиста по именьковской проблеме, автора классической монографии по этой теме. Когда на определённом этапе работы появилась необходимость переходить на более высокий уровень обобщений - этническая и языковая принадлежность - научный руководитель стал говорить: надо быть осторожнее.

Понятно, что это славяне, но лучше говори расплывчато, что именьковцы - население "западного происхождения". Я в силу подросткового максимализма его не послушал и на всех научных конференциях отстаивал свою позицию. Когда я закончил вуз, те, от кого зависело моё поступление в аспирантуру Академии наук республики, поставили условие: не актуализировать этническую принадлежность именьковцев. Я снова не послушался, на меня посыпался шквал обвинений - про меня стали распускать слухи, будто я "чёрный археолог".

Постепенно я превращался в изгоя, дело дошло до того, что в апреле 2005 года готовящуюся к изданию монографию по Богородицкому могильнику именьковской культуры (написанную мной в соавторстве с П.Н. Старостиным) просто уничтожили при мне. Пришёл один лаборант нехрупкой комплекции, взял рукопись - и всё. Сказал - ты не понимаешь, как надо себя вести... Даже научный руководитель ничего не мог сделать. В аспирантуру я в итоге каким-то чудом поступил, потом были проблемы с защитой кандидатской. В 2009 году я начал публичную деятельность, актуализировал в прессе именьковскую и некоторые другие проблемы.

У меня начались сложности на работе, коллеги боялись, что я своими выступлениями навлеку беду на всю кафедру. Я поддался давлению и перестал с 2010 года активно участвовать в общественной жизни Казани, снова переключился на науку, но и здесь начались проблемы: перестали брать на конференции, отказывались публиковать статьи, особенно так нужные учёным ВАК-овские.

Как обосновывали?

Часто говорили, что тема статьи не соответствует профилю издания. Главный редактор журнала "Эхо веков" Д.Р. Шарафутдинов откровенно сказал, что у каждого народа должен быть свой миф, а я этот миф разрушаю. В последнее время не публикуют учебные пособия. В 2015 году мне предстоят перевыборы. Скорее всего, с доцента переизберут на ассистента (формальным поводом будет как раз отсутствие учебных пособий), а может, и вовсе придётся искать новую работу. Но здесь нет ничего странного, у нас авторитарное государство, и историки должны служить ему не мечом, но пером.

Какие ещё исторические мифы популяризируют учёные Татарстана?

Главный миф, который очень трудно преодолеть, заключается в том, что на территории Татарстана проживают два народа: русские и татары, якобы отдельные замкнутые общности, у которых очень сложная историческая судьба, и если не будет мудрого руководства, то эти два народа вступят в межэтнический конфликт. Все историки должны этот миф поддерживать, кто-то должен изучать историю русского народа, кто-то - татарского, все должны вести себя правильно. Чтобы что-то изменить, мало научно доказать, что те же именьковцы - славяне.

Проблема в той социальной среде, в которой циркулируют профессиональные знания. Историки Казани сгруппированы в профессиональные коллективы - это кафедры, отделы и т.д. Каждый коллектив - своеобразный мирок со своими межличностными отношениями, и нормальное существование этого мирка полностью зависит от благорасположения правителя. Та система взаимоотношений между властью и учёными, которая сейчас существует в Татарстане, повторяет систему взаимоотношений в восточной деспотии между правителем и подданными. Такой механизм обеспечивает функционирование исторических мифов.

Специфика заключается в том, что даже добросовестные научные исследования включаются в общее идеологизированное повествование. Например, археолог работает с керамикой, делает скрупулёзные расчёты, а в обобщающем труде типа "Истории татар" будет значиться, что это - керамика предков татарского народа. Миф имеет функцию идеологии: в авторитарных государствах идеология - это всегда миф, причём часто он граничит с бредом.

Почему люди верят в исторические мифы, несмотря на всю их очевидную абсурдность?

Один мой знакомый профессор говорил: когда тебя спрашивают про национализм, рассказывай про урбанизацию, и он был прав. Весь XX век в России люди из сельской местности переезжали в города, там им было очень трудно устроиться. Они теряли связь с семьёй, родными местами, добивались всего сами. У них возникало чувство одиночества, им нужно было ассоциировать себя с каким-то кругом людей, которые помогут. Это что-то вроде деревни, семьи. Поэтому и популярны национальные истории.

Да, они бредовы, но человеку, который мыкается по съёмным квартирам, который с трудом зарабатывает себе на еду, знает, что скоро возьмёт ипотеку и будет выплачивать её всю жизнь, чтобы не спиться и не сколоться, нужен какой-то миф. И тут он берёт очередной труд местного историка и видит: вот же! Я принадлежу к великому народу, мои предки - потрясатели Вселенной.

Вот, оказывается, в чем причина моих проблем - русские 450 лет назад захватили Казань, если бы у нас было своё государство, свой независимый Татарстан, я бы сейчас очень хорошо жил. Национальная история (неважно, русская, татарская или башкирская) - история маргиналов, людей между двумя мирами. Они оторвались от сельской жизни, ещё не устроились в городской. Специалисты по теории модернизации пишут, что эта неустроенность приводит к расщеплению личности, мифическому осмыслению окружающего мира, тяге к сюрреалистическим образам. Поэтому национальные истории и популярны.

Как вы считаете, историки, участвующие в создании мифов, действительно верят в то, что пишут? Или это просто попытка приспособиться к существующей политической ситуации?

Я много думал над этим вопросом и пришёл к выводу, что здесь имеет место факт двоемыслия. Есть работы психологов, которые пишут о том, что у людей, которые постоянно находятся в закрытых коллективах, часто появляется феномен двоемыслия. То есть механизмы логики перестают срабатывать. Логика родилась в Древней Греции, это продукт атомизированного общества, с позиций логики размышляет личность, индивидуальность. Чёрное не может быть белым - это логика.

Двоемыслие - это когда чёрное может в то же время быть и белым, т.е. когда признаются верными два взаимоисключающих суждения. В татарстанских условиях учёный мыслит следующим образом: да, я пишу сказки об истории татарского народа, но, может, в них есть какое-то рациональное зерно. Большинство гуманитариев Татарстана, и вообще людей творческих профессий - это вчерашние селяне, и не надо этого стесняться. Они маргиналы и в какой-то момент действительно могут верить в мифы, которые сами сочиняют. Перед нами проблема модернизации, догоняющего типа развития страны. Будем надеяться, что уже их дети, настоящие горожане во втором и третьем поколениях, изживут это.

Можно ли назвать то, что происходит в Татарстане, общероссийской или даже общемировой тенденцией?

Что касается общемировой тенденции, об этом я судить не берусь, могу только сказать, что во всём развитом мире принята концепция так называемого гражданского национализма, когда нация - это согражданство. В пределах нации может быть много людей с разными этничностями, языками, вероисповеданиями и т.д. Все вместе - одна нация. В тех же Америке, Франции история - это история территории.

Что касается постсоветского пространства - здесь ситуация прямо противоположная, этногенез и история государства совпадают друг с другом. В Средней Азии и Закавказье процветает мифотворчество. Современный Узбекистан, согласно некоторым авторам, продолжает традиции государства великого Тимура (Тамерлана), а Таджикистан, между прочим, - наследник великих арийских цивилизаций, например, персидской державы Ахеменидов, сам Дарий был таджиком. В Азербайджане за сомнения в величии предков можно подвергнуться уголовному преследованию. Россия в плане мифологизации истории не является исключением.

Чтобы изменить ситуацию, необходимы изменения во всём обществе, его демократизация, развитие чувства гражданственности, переход от архаики к модерну, когда люди начнут воспринимать мир рационально. И тогда большинством населения писания местных историков будут восприниматься с улыбкой. Этот процесс будет долгим, если в России сохранится современный политический строй, и страной будут править не живущие в ней люди, а несколько сотен богатых семей, которые и заставляют учёных придумывать мифы для обоснования своей власти. Гражданский национализм - продукт демократического общества, и России до него пока далеко.

Как вы считаете, снимет ли противоречия историков Татарстана готовящийся к выходу единый учебник по истории России?

Нет, не снимет. Я очень внимательно ознакомился с проектом и могу констатировать, что он написан в том же этнонационалистическом дискурсе. То есть история России - прежде всего история русского народа. К проекту будут претензии, вот уже Дамир Исхаков выступил со статьёй о том, что в учебнике мало внимания уделяется татарам, в соседней Чувашии скажут - чувашам. Сама идея написания учебников с позиции этно-национализма, цивилизационного подхода порочна.

Я считаю, что история России должна быть, прежде всего, историей территории. Нужно рассказывать обо всех, кто населял территорию современной России, начиная с эпохи палеолита. При таком подходе, например, история Восточной Пруссии как географического пространства, на котором жили люди, говорившие на разных языках и организованные во многие политико-государственные системы (включая Германскую империю), равнозначна истории современных "российских частей" Киевской Руси, государства Бохай или империи чжурчжэней. К сожалению, проект о котором вы говорите, всё равно будет принят за основу нового учебника, и власть (федеральная и местная) продолжит разыгрывать этнонационалистическую карту.

Почему федеральные власти никак не реагируют на порой откровенно антирусские заявления татарстанских историков?

Согласно мнению отдельных специалистов в области социологии и политологии, в 1990-х годах в России стал наблюдаться возврат к архаике, появился даже такой термин - "архаический синдром". Это возврат к тем социально-политическим отношениям, которые были характерны для эпохи средневековья или даже более ранних эпох. Появилось понятие "нового русского феодализма".Власть организуется на основе межличностных патрон-клиентских отношений. Действует феодальный иммунитет, когда сидящий в Москве главный правитель даёт право местному феодалу собирать доходы с определённого региона, например, с Татарстана. Московский сюзерен не вмешивается в дела вассала - главное, чтобы последний делился частью доходов. Вассал может делать всё что угодно (конечно, в определённых рамках) и перегибы в исторических мифах - самое последнее, чем он может разозлить сюзерена.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Расположение : в центре Российской Федерации, на Восточно-европейской равнине, в месте слияния рек Волги и Камы.
Площадь : 67 836,2 кв.км.
Столица : г. Казань (1 231 878 человек).
Население : численность - 3 893 800 тыс. человек (2017 г.), татары - 53,2%, русские - 39,7%.

Административно-территориальное деление : 43 муниципальных района и 2 городских округа (Казань и Набережные Челны).

Республика Татарстан состоит из районов и городов республиканского значения, перечень которых устанавливается Конституцией Республики Татарстан. Районы состоят из городов районного значения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов с подчиненными им территориями, составляющими в системе административно-территориального устройства республики первичный уровень. Города республиканского значения могут территориально подразделяться на районы в городе.

Муниципальные районы Республики Татарстан

1) Агрызский
2) Азнакаевский
3) Аксубаевский
4) Актанышский
5) Алексеевский
6) Алькеевский
7) Альметьевский
8) Апастовский
9) Арский
10) Атнинский
11) Бавлинский
12) Балтасинский
13) Бугульминиский
14) Буинский
15) Верхнеуслонский

16) Высокогорский
17) Дрожжановский
18) Елабужский
19) Заинский
20) Зеленодольский
21) Кайбицкий
22) Камско-Устьинский
23) Кукморский
24) Лаишевский
25) Лениногорский
26) Мамадышский
27) Менделеевский
28) Мензелинский
29) Муслюмовский
30) Нижнекамский

31) Новошешминский
32) Нурлатский
33) Пестречинский
34) Рыбно-Слободский
35) Сабинский
36) Сармановский
37) Спасский
38) Тетюшский
39)Тукаевский
40) Тюлячинский
41) Черемшанский
42) Чистопольский
43) Ютазинский

Глава республики: Президент Республики Татарстан - Минниханов Рустам Нургалиевич
Правительство: Кабинет Министров Республики Татарстан. Премьер-министр Республики Татарстан -
Песошин Алексей Валерьевич
Парламент: однопалатный Государственный Совет Республики Татарстан. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан - Мухаметшин Фарид Хайруллович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

С 1990 г. в республике принято три важнейших документа: Декларация о государственном суверенитете, Конституция и Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией. Все три документа в совокупности составляют не только правовую базу, но и фундамент политической стабильности общества, основу экономических реформ.

19 апреля 2002 года Госсоветом Татарстана принята новая редакция Конституции республики. В Конституции провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и обязанность Республики Татарстан - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В Конституции Татарстана закреплены такие принципы, как всеобщее избирательное право, свобода слова, свобода совести, возможность участия в политических партиях и организациях и т.д.

С июня 2000 г. в республике функционирует институт Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. В 2010 г. учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан.

Конституция Татарстана закрепляет разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Главой государства и высшим должностным лицом Республики Татарстан является Президент. Он возглавляет систему исполнительных органов государственной власти в республике и руководит деятельностью Кабинета Министров - исполнительного и распорядительного органа государственной власти. Кабинет Министров ответственен перед Президентом. Кандидатура Премьер-министра утверждается парламентом Татарстана по предложению Президента.

Высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Татарстан является однопалатный Государственный Совет (парламент).

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Судебная власть осуществляется Конституционным судом Республики Татарстан, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан и мировыми судьями. Судопроизводство и делопроизводство в судах ведутся в соответствии с федеральным законом.

СИМВОЛИКА

Государственный флаг Республики Татарстан

Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины флага и расположена между равными по ширине полосами зеленого (кобальт зеленый светлый) и красного (кадмий красный светлый) цветов. Зеленая полоса наверху.
Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
Автором Государственного флага Республики Татарстан является Т.Г. Хазиахметов.

Государственный герб Республики Татарстан


Авторами Государственного герба Республики Татарстан являются Н.Г. Ханзафаров (идея), Р.З. Фахрутдинов (исполнение).
В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце - красного (кадмий красный светлый), барс, его крылья и розетка на щите - белого, обрамление - зеленого (кобальт зеленый светлый), щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» - золотистого цвета.
Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

Государственный гимн Республики Татарстан

http://tatarstan.ru/file/gimnrt.mp3

КАРТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И КЛИМАТ

Татарстан расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы, г.Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от г.Москвы.

Общая площадь республики составляет 6783,7 тыс.га. Максимальная протяженность территории - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет.

Территория Татарстана представляет собой возвышенную ступенчатую равнину, расчлененную густой сетью речных долин. Широкими долинами Волги и Камы равнина разделена на три части: Предволжье, Предкамье и Закамье. Предволжье с максимальными высотами 276 м занимает северо-восточную часть Приволжской возвышенности. В Восточное Предкамье с севера заходят южные окончания Можгинской и Сарапульской возвышенностей, разделенные долиной р.Иж. Наибольшие высоты достигают здесь 243 м. Самой высокой в Татарстане (до 381 м) является Бугульминская возвышенность в Восточном Закамье. Самый низкий рельеф (в основном до 200 м) характерен для Западного Закамья.

17% территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. На территории Татарстана обитают 433 вида позвоночных, а также несколько тысяч видов беспозвоночных животных.

Территория Татарстана характеризуется умеренно-континентальным типом климата средних широт, с теплым летом и умеренно-холодной зимой. Самым теплым месяцем является июль со средней месячной температурой воздуха по территории 18 - 20 °С, самым холодным - январь со средними месячными температурами от -13 °С. Продолжительность теплого периода (с устойчивой температурой выше 0 °С) колеблется по территории в пределах 198-209 дней, холодного - 156-167 дней. Осадки по территории распределяются сравнительно равномерно, годовая сумма их составляет 460 - 540 мм.

Почвы отличаются большим разнообразием - от серых лесных и подзолистых на севере и западе до различных видов черноземов на юге республики.

На территории Татарстана расположены Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Нижняя Кама». Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник расположен на территории Зеленодольского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан. Два обособленных участка заповедника - Сараловский (4170 га) и Раифский (5921 га) удалены друг от друга на расстояние около 100 км. Национальный парк «Нижняя Кама» расположен на территории двух муниципальных районов Республики Татарстан: Елабужского и Тукаевского. На территории парка намечено несколько сухопутных и водных туристских маршрутов по лесным массивам, а также водные маршруты по акватории водохранилища, по рекам Каме и Криуше.

НАСЕЛЕНИЕ

В Татарстане проживает 3893,8 тыс. человек. Республика Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после городов Москва и Санкт-Петербург, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе республика — вторая по численности населения.

По сравнению с 01.01.2017 численность населения увеличилась на 8,6 тыс.человек, или на 0,2%. В Татарстане доля городского населения на 01.01.2018 составила 76,8%. Лидирует по числу жителей столица республики г. Казань.

Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения - татары (более 2 млн. чел. или 53,2% от общей численности населения республики). На втором месте русские - более 1,5 млн чел. или 39,7%, на третьем - чуваши (116,2 тыс. чел. или 3,1%).

ЭКОНОМИКА

Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района Российской Федерации, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.

Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.

Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации. По объему валового регионального продукта республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации, сельскому хозяйству - 3 место, объему инвестиций в основной капитал - 4 место, промышленному производству и строительству - 5 место, вводу жилья - 8 место, обороту розничной торговли - 8 место.

Объем валового регионального продукта Республики Татарстан в 2017 году, по оценке, составил 2 115,5 млрд руб., или 102,8% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года. Основной вклад в рост экономики внесли промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.

В структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет 43,2%, строительства - 9,0%, транспорта и связи - 6,5%, сельского хозяйства - 7,5%.

Промышленный профиль республики определяют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение.

По итогам 2017 года индекс промышленного производства составил 101,8% к уровню 2016 года, объем отгруженной продукции достиг 2 254,2 млрд рублей. В добыче полезных ископаемых индекс производства составил 101% к уровню 2016 года, в обрабатывающих производствах - 102,6%, в обеспечении электрической энергией, газом, паром; кондиционировании воздуха - 99,9%, в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 103,9%.

Объем продукции сельского хозяйства в 2017 году увеличился на 5,2% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года и составил 256,1 млрд рублей.

Оборот розничной торговли по итогам 2017 года составил 843,9 млрд рублей, или 102,8% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года.

Доля малого и среднего бизнеса в ВРП Татарстана составляет около 25%.

В 2017 году внешнеторговый оборот Республики Татарстан составил 16 899,7 млн долларов США, в том числе экспорт - 13 028,7 млн долларов США, импорт - 3 871 млн долларов США.

Среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики в 2017году увеличилась на 6,2% к уровню 2016 года и составила 32 418,9 рублей. На конец декабря 2017 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 11,8 тыс. человек безработных граждан, или 0,58% рабочей силы.

В Республике Татарстан активно развивается сеть технопарков. Успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка КИП «Мастер», IT-парк, технополис «Химград».

Ключевая роль в Камском кластере отводится особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Алабуга».

На сегодняшний день в особую зону в качестве резидентов привлечено 56 компаний, из них промышленно-производственную деятельность ведут 23 резидента, 16 из них - с иностранным участием (из Турецкой Республики - 6, Германии - 4, США - 3, Дании - 1, Франции - 1, Финляндии - 1).

Сегодня «Алабуга» предоставляет резидентам такие инфраструктурные возможности, как развитая социальная инфраструктура и готовые производственные площади в аренду.

В стадии интенсивного развития находится уникальный проект по созданию города Иннополис, в котором в настоящий момент сформированы все необходимые органы местного самоуправления. Сегодня Иннополис - это 1200 га территории, сформированной в границах городского поселения. Около 3 тысяч человек находятся в городе ежедневно. В городе зарегистрировано 142 организации и индивидуальных предпринимателей.

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ

История

Первым государством в регионе была Волжская Булгария, созданная на рубеже IX-X веков н.э. тюркскими племенами. В 922 г. государственной религией стал ислам. В 1236 г. Булгария вошла в состав империи Чингиз-Хана, а затем стала частью Золотой Орды, в результате распада которой возникло новое государство - Казанское ханство (1438 г.). В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству.

В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.

30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики. В 1994 г. подписан Договор между РФ и РТ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, а в 2007 г. подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, который стал своего рода «преемником» Договора 1994 года.

Культура

В республике проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трёх типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина и многие другие составили славу татарской культуры.

Религия

Традиционными для республики конфессиями являются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения: русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва - христиане, исповедующие православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии.

Соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенства всех религий перед законом лежит в основе межконфессионального согласия в республике.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Дошкольное, школьное и профессиональное образование

По состоянию на 1 января 2014 г. в Республике Татарстан функционируют 1958 дошкольных образовательных организаций на 168,5 тысяч мест. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет по республике составляет 71,8%. Функционирует 1431 школа, в них обучается 361 тыс. учащихся.

Высшее образование

На территории Республики Татарстан в настоящее время образовательную деятельность осуществляют 27 образовательных организаций высшего образования, в том числе 17 государственных, 10 негосударственных. Кроме того, функционируют 49 филиалов образовательных организаций высшего образования, из них 27 государственных и 22 негосударственных. Всего в образовательных организациях высшего образования, находящихся на территории Республики Татарстан, проходят обучение по программам высшего образования 180 тыс. человек.

Наука

Татарстан по праву считается одним из ведущих научных центров России. В столице республики - г. Казани действуют Академия наук Татарстана, Казанский научный центр Российской академии наук. В республике ведутся фундаментальные и прикладные исследования по передовым направлениям науки. Научные школы начали складываться в Казани еще в XIX столетии. Наибольшей известностью пользуется казанская школа химиков, созданная под руководством Н.Н. Зинина, А.М. Бутлерова, А.М. Зайцева. В XIX веке сложилась и казанская школа математиков. Наиболее ярким ее представителем является Н.И. Лобачевский.

Инновации

В настоящее время в Татарстане действуют: крупнейшая в России особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», 4 индустриальных парка, технополис «Химград», 14 технопарков, IT-парк. Приоритетной для Республики Татарстан является сфера нанотехнологий.

СПОРТ

Республика Татарстан является одним из спортивных лидеров среди регионов Российской Федерации.

Повсеместное создание условий для занятий спортом, строительство спортивных сооружений в Татарстане стало основой формирования здорового образа жизни среди широких слоев населения.

Для развития культурно-массовой работы среди населения используются новые формы популяризации здорового образа жизни. Проводятся Спартакиады среди учащихся республики, среди вузов и ссузов, госслужащих и муниципальных служащих, среди пенсионеров и инвалидов.

Ежегодно организуются: Спартакиада учащихся Республики Татарстан, Чемпионат школьной баскетбольной лиги среди команд общеобразовательных учреждений РТ, республиканские этапы всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры», всероссийского турнира по футболу «Кожаный мяч». Каждый год в республике проводятся массовые спортивные соревнования - «Лыжня России» и «Лыжня Татарстана», «Кросс нации» и «Кросс Татарстана».

Развитию спортивной и городской инфраструктуры г.Казани - столицы Татарстана, крупнейшего научно-образовательного и студенческого центра страны, послужило и то, что в республике реализуются крупные международные спортивные проекты.

Наиболее значимое событие спортивной жизни - XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года. Для проведения Универсиады 2013 было задействовано 64 спортивных объекта, из них 30 - объекты нового строительства. Наиболее крупные объекты, построенные специально к соревнованиям: ф утбольный стадион "Казань Арена" на 45 тысяч мест, Дворец Водных видов спорта, А кадемия Тенниса, Дворец единоборств «Ак Барс» и другие.

Спортивную славу Татарстана приумножают победы таких известных команд, как «Ак Барс», «Рубин», «УНИКС», «Зенит-Казань», «Синтез», «КАМАЗ-мастер», «Динамо-Казань» и другие.

История Татарстана (Республика Татарстан), пожалуй, лучшая иллюстрация к тому, что представляет собой сам дух Евразии.
Первое государство - Волжская Булгария - образовалось в конце IX - начале X в. Здесь необходимо небольшое отступление от истории собственно Татарстана: важен контекст этого исторического периода. В 453 г., после смерти вождя гуннов Аттилы, империя его распалась. Древние булгары, одно из тюркских племен, сражавшихся в его армии наряду с гуннами, образовали в 630-х гг. государство Великая Булгария. К середине VII в. оно распалось. Самая многочисленная часть булгар направилась на юг, где ассимилировалась с южнославянскими племенами и создала государство Дунайская Булгария. В середине IX в. славяне в нем обретали все больший вес, часть булгар приняла христианство. Это предки современных болгар (во избежание путаницы в историографии южных, ассимилировавшихся со славянами булгар именуют болгарами, северных - булгарами). Другую их часть, подчинившуюся хазарам и именовавшуюся в исторических хрониках «чёрными булгарами», связывают с современными балкарами и карачаевцами («черноликими»). Третья группа направилась в Среднее Поволжье, где в конце VIII в. вместе с другими тюркскими племенами сначала тоже попала под власть хазар и ассимилировалась с ними. А затем двинулась дальше на север, к месту слияния - Волга и реки . Здесь они и начали строить Волжскую Булгарию со столицей, городом Булгаром, перешли на оседлый образ жизни и стали заниматься земледелием и скотоводством, выплавкой и обработкой металла, гончарным производством и ювелирным делом, чеканили собственную монету с указанием места чеканки - «Булгар аль-Джадид», то есть Новый Булгар. Возникли и другие города, и среди них Буляр (Биляр). Казань в то время была пограничной крепостью. Границы государства на севере достигали междуречья Волги и Вятки, а на юге - реки Самары. Население Волжской Булгарии представляло собой смешение различных тюркских, финно-угорских и славянских племен, с доминированием первых. В 922 г. по просьбе правителя Волжской Булгарии Алмас-хана прибывает посольство из Багдада и государство принимает ислам. Внешние связи на основе торговли Волжская Булгария имела с разными государствами, самыми важными были связи с Русью.
В 1236 г. начинается монгольское завоевание Восточной Европы. В 1238-1240-х гг. монголы покоряют Русь. В 1243 г. на месте Волжской Булгарии образуется улус Джучи Золотой Орды. В XIV в., в период расцвета Золотой Орды, древнебулгарский язык, как и языки других тюркских племен, поглощается языками кипчаков и чагатаев, сохранив часть лексики финно-угорских языков (древневенгерского, марийского, мордовского, удмуртского), а также арабского, персидского и русского языков. Этнос, говорящий на этом новом языке, с конца XIV в. в исторических хрониках именуется как татары. В XV в. Золотая Орда распадается на несколько государств, одно из них - Казанское ханство, возникшее в 1438 г. В 1487 г., в результате похода русских войск на Казань, был свергнут его правитель Али-хан, а его брат, Мухаммед Эмин, стал вассалом князя Московского Ивана III. В 1524 г. казанским ханом становится Сафа-Гирей, при котором Казань переходит под власть турецкого султана. В 1551 г. по велению Ивана IV Грозного в месте впадения Свияги в Волгу возводится крепость Свияжск, а в 1552 г. Грозный во главе армии в 150 тыс. воинов покорил город .
Начиная с покорения Иваном Грозным Казани, взаимоотношения русского и татарского народов были в целом спокойными, но отнюдь не простыми.
Неизвестно точно, кто автор расхожего выражения «Поскреби русского - найдешь татарина», скорее всего это несколько перефразированный тезис из сочинения А. де Кюстина «Россия 1839»: «Ведь немногим больше ста лет тому назад они были настоящими татарами». В этих словах, ставших поговоркой, нет, по сути, ничего, ущемляющего национальное достоинство русских или татар. Ведь имеется в виду не генетика, а взаимопроникновение культур. Многие российские аристократы были по происхождению татарами, а другие - немцами, и большинство из них были людьми чести и долга, вот что существенно, а не происхождение. Л.Н. Гумилев относил татар к «европеоидам Востока». Современные ученые-историки отрицают понятие советской историографии «татаро-монгольское иго». Прогрессивная роль Золотой Орды в укреплении Российского государства доказана, в русском языке живет огромное количество тюркизмов, как и русизмов и пришедших через русский язык заимствований из других языков в татарском. Неоспорим и тот факт, что до Петра I Россия имела мало общего с Западной Европой. Так же как и Татарстан не походил и не походит на Монголию, гораздо больше общего у него с государствами Центральной Азии. Но еще больше - с исторической Россией. Дискуссии на тему национальной татарской идентичности и ментальности иногда достигают большого накала, полутона отметаются, но и России, и Татарстану, думается, необходимо пройти через этот этап осмысления своего, как ни посмотри, общего прошлого, в советский период трактовавшегося весьма однобоко.

В составе России бывшее Казанское ханство стало называться сначала Казанским царством, затем Казанской губернией, которая управлялась губернатором, назначаемым непосредственно императором России. После Февральской революции 1917 г. возник проект национального государства татар и башкир Штат Идель-Урал, но его реальным воплощением стала лишь Забулачная республика в татарской части Казани, существовавшая с 1 по 28 марта 1918 г. Параллельно в Москве создается проект Татаро-Башкирской республики, оставшийся лишь на бумаге. 27 мая 1920 г. был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР - так впервые входит в официальный оборот слово «Татария» («Татарстан») по отношению к этой земле. 30 августа 1990 г. Верховный Совет ТАССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарии, преобразовав ее в «Татарскую Советскую Социалистическую Республику - Республику Татарстан», а после распада СССР, с 7 февраля 1992 г., это название сокращается до «Республика Татарстан». 31 марта 1992 г. Татарстан отказывается подписывать Федеративный договор. 30 ноября 1992 г. принимается новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством. В декабре 1993 г., когда проходил всероссийский референдум по поводу новой Конституции России, власти Татарстана объявили ему бойкот. Однако часть жителей многонациональной республики, несмотря на это, приняла участие в голосовании. Большинство из них (74,84%) высказались за принятие Конституции РФ. С 2000 г., в соответствии с внесенными в Конституцию республики изменениями, Татарстан стал «равноправным субъектом Российской Федерации, определяющей Татарстан как субъект Российской Федерации».
Сегодня Татарстан - один из самых успешных в экономическом отношении регионов России, занимает 6-е место по объему ВРП. Внешнеторговый оборот республики по итогам 2010 г. составил $16,9 млрд (125,3% к 2009 г.). Активно развивается сеть технопарков. В 2005 г. широко отмечалось 1000-летие Казани. К этой дате готовились очень серьезно, и столица республики заметно преобразилась в лучшую сторону. В 2013 г. в Казани пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада.

Татарстан

Общая информация

, субъект РФ в составе Приволжского федерального округа, входит в Поволжский экономический район.

Форма правления: президентско-парламентская республика. Образована 27 мая 1920 г. как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика.

Административно-территориальное деление: 43 района и 14 городов республиканского значения.

Столица: Казань, 1 161 308 чел. (2012 г.).

Языки: русский, татарский.

Этнический состав: татары - 53,2% (в том числе кряшены), русские - 39,7%, чуваши - 3,1%, а также удмурты, мордва, марийцы, украинцы, башкиры, азербайджанцы, белорусы, армяне, евреи и другие (всего в Татарстане проживают представители 115 национальностей) - 4%.

Религии: ислам (суннитского толка), православие, небольшие общины иудеев, буддистов, кришнаитов.

Крупнейшие города: Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Елабуга.

Крупнейшие реки: Волга (177 км по территории республики) и Кама (380 км).

Крупнейшие водохранилища: Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское, Карабашское.

Важнейший аэропорт: международный аэропорт Казань.

Цифры

Площадь: 67 847 км 2 .

Население: 3 802 285 чел. (2012 г.).

Плотность населения: 56 чел/км 2 .

Самая высокая точка: Чатыр-тау (Шатёр-гора) - 367 м.

Расстояние от Казани до Москвы: 797 км.

Климат и погода

Умеренный континентальный.

Средняя температура января: -13°С.

Средняя температура июля: +19°С.

Среднегодовое количество осадков: 500 мм.

Экономика

ВРП: 1250 млрд руб. (2011 г.).

ВРП надушу населения: 245,2 тыс. руб. (2010 г.).
6 экономических зон (территориально-производственных комплексов (ТПК)). На территории Нижне-Камской экономической зоны действует особая экономическая зона Алабуга (Елабуга), а также Нижнекамский нефтехимический и Набережночелнинский автомобилестроительный кластеры.

Полезные ископаемые: запасы нефти, газа, угля, гипса, известняков, доломитов, мергелей, гравия и глин. Имеются также залежи горючих сланцев, бурого и каменного угля, битума, фосфоритов, бокситов, торфа и меди.
Промышленность: добыча нефти и природного газа, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, химическая (производство полиэтилена, труб и деталей трубопроводов из термопластов, синтетического каучука, автомобильных шин, кинофотопленки и магнитной ленты, азотных и фосфатных минеральных удобрений, продуктов неорганической химии), машиностроение и металлообработка: производство грузовых автомобилей (КамАЗ), судов, пассажирских авиалайнеров,вертолетов, лазерного оборудования, оборудования для нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Гидроэнегетика (крупнейшая ГЭС - Нижнекамская). Значительная часть электроэнергии поставляется в соседние республики (Башкирию, Чувашию, Марий Эл).

Сельское хозяйство: выращивание зерновых, картофеля, овощей, кормовых трав, мясо-молочное животноводство, коневодство, свиноводство, овцеводство, птицеводство.
Сфера услуг: торговля, туризм.

Достопримечательности

■ Булгарский и Билярский государственные историко-архитектурные и природные заповедники (Х-ХIII вв.).
■ Раифский Богородицкий мужской монастырь (XVII в.).
Казань : Казанский кремль (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО): крепостная стена с 8 башнями XVI в., православный Благовещенский собор (XVI в.), «падающая» башня Сююмбике (начало XVIII в.), комплекс зданий Пушечного двора и Юнкерского училища (XIX в.), Губернаторский дворец (XIX в.), мечеть Кул Шариф (XXI в.) и др. здания; Зилантов монастырь (1552 г.), Петропавловский собор (1726 г.), церковь Нерукотворного Образа Спасителя (XIX в.), Храм всех религий (1902 г.); Старо-Татарская слобода, пешеходная ул. Баумана, Александровский пассаж, Чернояровский пассаж, Дом Ушковой (ныне Национальная библиотека); музеи: Национальный, изобразительных искусств, литературно-мемориальные музеи М. Горького, Е. А. Баратынского, В. Аксенова, музеи-квартиры М. Джалиля и Ш. Камала; Голубое озеро, самое глубокое (17 м) озеро Приволжья; парк Миллениум, Зооботанический сад.
Чистополь : Музей уездного города, Мемориальный музей Б.Л. Пастернака.
Волжско-Камский заповедник , Национальный парк «Нижняя Кама».
Елабуга : Ананьинский могильник (I тысячелетие до н. э.), Чёртово городище (укрепленное поселение I тысячелетия до н. э.), дома-музеи М.И. Цветаевой, Н.А. Дуровой, И.И. Шишкина, культурный центр им. М.И. Цветаевой, библиотека Серебряного века, музеи: истории Елабуги, купечества, истории уездной медицины им. В.М. Бехтерева, «Портомойня», театр-музей «Трактир».
Свияжск (остров-град, внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО): Богородице-Успенскиймужской монастырь: Успенский собор (1561 г.), колокольня Никольской церкви (1556 г.); Троице-Сергиевский монастырь: деревянная Троицкая церковь (1551 г.); церковь Константина и Елены (XVI-XVIII вв.); Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь: Сергиевская церковь (конец XVI - начало XVII в.), собор Богоматери Всех Скорбящих Радости (1898-1906 гг.); монастырь Макарьевской пустыни на другом берегу Волги.

Любопытные факты

■ В 1758 г. в Казани была основана первая в нестоличных городах страны гимназия, а в 1804 г. открыт по указу императора Александра I четвертый в России университет (после Московского, Тартуского и Вильнюсского). Ныне он носит официальное название Казанский (Приволжский) федеральный университет. Среди его выпускников химик Н.Н. Бекетов, ботаник Н.А. Буш, писатели С.Т. Аксаков, П.И. Мельников-Печерский, Д.Л. Мордовцев, драматург Е.Л. Шварц, поэт К.А. Кедров. Среди тех, кто учился в Казанском университете, но не закончил курс, - Л.Н. Толстой, В.И. Ульянов (Ленин), А.И. Рыков, В. Хлебников, М.А. Балакирев.
■ Кряшены - этноконфессиональная группа, придерживающаяся православия. В советские времена они считались однозначно татарами, в официальной статистике Татарстана таковыми считаются и сейчас, хотя кряшенская интеллигенция с начала 1990-х гг. настаивает на том, что это отдельный этнос. Эту точку зрения поддерживает историк и богослов А.В. Журавский. Согласно его версии, кряшены ошибочно считаются крещенными в XVI в. татарами, на самом деле они - потомки других тюркских племен Волго-Камского региона, крещенных не позднее XII в.
■ В октябре 2012 г. в Казани введен мораторий на вырубку деревьев.

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...