Памятные даты кузьме минину и пожарскому. Виртуальная выставка ко дню народного единства

А вот причем. Информация эта опубликована на одном из ресурсов, предназначенных для детей и их родителей. Но, поскольку, после семидесяти лет разрушения культуры и памяти мы и сами превратились в детей, думаем, кому-то это будет интересно. Тут немного об истории праздника.

4 ноября – осенний день празднества Казанской иконы Божией Матери.
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери - это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году.
Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.
Казанский образ Божией Матери был найден в 1579 г. Девятилетней Матроне, дочери купца Онучина, во сне явилась Пресвятая Богородица и сказала ей, что под разрушенным от пожара домом ее семьи находится Ее чудотворный образ. Он был зарыт в землю еще при татарском правлении тайными проповедниками христианства. Но к рассказам девочки никто серьезно не отнесся. Явление Пресвятой Девы повторилось еще два раза. Тогда Матрона сообщила о видении митрополиту Казанскому Иову, и было решено отправиться на раскопки всем городом. Поначалу икону найти не могли, но как только копать стала сама Матрона, которой Богородица указала точное местонахождение иконы, святыня была сразу обретена.
Новоявленный образ ярко сиял и выглядел так, как будто был написан совсем недавно. Почитаемый прихожанами отец Ермолай, подняв святой образ над головой, осенил крестным знамением весь собравшийся народ. Казанский образ Божией Матери был перенесен в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого монастыря. В 1589 г. отцом Ермолаем был основан женский монастырь в честь новообретенного Казанского образа, а настоятельницей его стала сама Матрона Онучина. Также отец Ермолай, после пострига в Московском Чудовом монастыре принявший имя Ермоген, – автор тропаря Казанской иконе Божией Матери «Заступнице Усердная», который и сегодня читают в бедах и болезнях верующие.
Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор.
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Когда Москва боролась с польским наступлением, список (икона, написанная по подлиннику) с чудотворного образа Казанской Божией Матери был передан князю Димитрию Пожарскому. Принято считать, что именно тогда Пресвятая Богородица стала помогать русскому войску в борьбе с врагами. По преданию, ночью, в захваченный Кремль, к архиепископу Элласонскому Арсению явился великий русский святой Сергий Радонежский. Он сказал, что завтра Москва будет «в руках русского ополчения» и «Россия будет спасена». Архиепископ был тогда болен, но после чудотворного явления святого исцелился и с благоговением сообщил о пророчестве русскому воинству. На следующий день ополчение во главе с князем Пожарским отразили нападение польского войска, а вскоре был освобожден и Кремль. 22 октября 1612 года русское войско, совершив крестный ход с чудотворной Казанской иконой Богородицы, вошло в Кремль. Архиепископ Арсений вынес ему навстречу Владимирскую икону Божией Матери. Собравшийся на площади русский народ со слезами молился своей Небесной Покровительнице.

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

В 1709 г. накануне Полтавской битвой Петр I с войском молились Казанскому образу Пресвятой Богородицы. В 1811 г. в совсем недавно построенном Казанском соборе была поставлена сама святыня. Именно здесь полководец Михаил Кутузов обращался с молитвой о победе над Наполеоном. Во время русско-французской войны первая крупная победа была одержана именно в день праздника, 22 октября.

Летом 1904 г. чудотворный образ Казанской Божией Матери был похищен из Казанского Богородичного монастыря и позднее обнаружен на Западе. Однако, по мнению некоторых историков, найден был список, а не подлинник. Тем не менее, в 1993 г. икона, ставшая символом спасения России, оказалась подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В 2000 г. им было принято решение о возвращении святыни в Казань. 25 августа 2004 г. в Риме состоялась церемония прощания с чудотворной иконой, и через два дня она была отправлена спецрейсом в Россию. А 21 июля 2005 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно передал великий образ Казанской епархии Русской Православной Церкви. Затем крестным ходом, в котором участвовало около 20000 человек, Казанская икона Божией Матери была перенесена в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого монастыря.

Необыкновенная судьба была и у петербургского образа Казанской Божией Матери. В 1710 г. его привезла царица Параскева Федоровна, вдова царя Иоанна Алексеевича. Это была икона московского письма XVI века, близкая по времени к казанскому первообразу. Чудотворный образ, глубоко уважаемый жителями города на Неве, с 1737 г. находился в храме Рождества Богородицы, на месте которого к 1811 году был построен новый Казанский собор.

К Заступнице слезно обращались в годы Отечественной войны 1812 года, сам Кутузов молился ей. Донские казаки, сумевшие отбить награбленное французами серебро московских храмов, принесли его в дар Казанской иконе. Был построен специальный иконостас «Усердное приношение Донского войска», а у собора были воздвигнуты монументы Барклаю и Кутузову. В 1922 г. иконостас был разобран большевиками, а драгоценные украшения самой святыни проданы за рубеж. Через год, по решению властей, был отобран и Казанский собор. Чудотворную икону Казанской Божией Матери, слава Богу, удалось спасти: ее перенесли в церковь на Смоленском кладбище Васильевского острова. А в 1940 г. она была поставлена во Владимирском соборе на Петроградской стороне, где находится и сегодня.

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

И да! Всех с Праздником!)))

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).

К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

4 ноября (22 октября, ст. ст.) - День народного единства - стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.

С 2005 года 4 ноября - День народного единства - в России государственный выходной. 4 ноября 2008 года в нашей стране впервые отмечался новый национальный праздник - День народного единства. История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовала развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия. Празднование Дня народного единства 4 ноября поможет сплотить россиян.

Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться прошлым столетием. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному празднованию еще одного дня победы - 4 ноября, объявленного государственным праздником - Днем народного единства.

В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Страничка истории. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Народное ополчение и освобождение Москвы 1612 года

Зимой 1611 г. Прокопий Ляпунов в рязанской земле организовал народное ополчение, к нему присоединились жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы и казаки И. Заруцкого. Весной ополчение подошло к Москве, москвичи поднялись на восстание. Но силы были неравны. Польский король Сигизмунд взял в заложники часть посольства, в том числе и митрополита Филарета, отца будущего основателя династии Романовых.

Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского - объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в начале XVII века. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в том числе Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611.

Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым. Минин не был простым мужиком нижегородским. Он торговал и был одним из видных людей в городе. Нижегородцы избрали его в число земских старост, стало быть, ему верили. Управляя делами нижегородской податной общины, он должен был привыкнуть вести большое хозяйство города и обращаться с большими деньгами, какие собирались с мира земскими старостами в уплату податей.

Мимо него, как излюбленного человека, представителя нижегородских людей, не проходила неизвестной ни одна грамота, адресованная нижегородцами, ни одна политическая новость. Кузьма Минин следил за положением дел и обсуждал дела в городских сходках, которые вошли в обычай в городах, благодаря обстоятельствам смутного времени, напоминали собой древние веча.

На одном из таких собраний (в октябре или сентябре 1611 г.), под влиянием грамот и вестей от патриарха Гермогена, Кузьма Минин поднял посадских тяглых людей на то, чтобы собрать деньги для ополчения и сформировать самое ополчение. Составили приговор о мирском сборе и предъявили его нижегородскому воеводе, князю Звенигородскому, и собор-ному протопопу Савве, которые созвали в городской собор нижегородцев и, воспользовавшись пришедшей тогда в Нижний патриотической грамотой, подняли вопрос об ополчении. В соборе читали и обсуждали нижегородцы пришедшую грамоту. В ней говорилось о необходимости стать на защиту веры и отечества. При чтении грамоты нижегородский протопоп Савва сказал слово, убеждая народ стать за веру. После Саввы заговорил Минин; страстно говорил он о том же, указывая, каким образом нужно действовать: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Слова Минина произвели большое впечатление. С каждым днем росло его влияние, нижегородцы увлекались предложениями Минина и, наконец, всем городом решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. Раньше всего занялись денежным вопросом. Стали собирать добровольные приношения, потому что иных средств не было. Давали нижегородцы много: «третью деньгу», т. е. третью часть имущества; так давать порешил мир, и кто давал меньше, утаивая размеры имущества, с того брали силой. Были люди, жертвовавшие почти все, что имели. На первые нужды денег оказалось довольно.

Второй заботой было сыскать воеводу. По предложению Кузьмы Минина, избрали Дмитрия Пожарского; князь Дмитрий Михайлович Пожарский жил в то время верстах в 100 от Нижнего Новгорода, в своей вотчине, и лечился от ран, полученных полгода тому назад под Москвой. К нему-то и обратились нижегородцы, минуя своих воевод, князя Звенигородского и Алябьева. Когда депутация от Нижнего пришла к князю и изложила ему желание народа избрать его на такой высокий подвиг, Пожарский сперва долго отказывался, затем, наконец, изъявил свое согласие, но под условием избрания кого-нибудь из посадских людей, который ведал бы в ополчении хозяйственной частью и с ним, Пожарским, «у того великого дела был и казну собирал». При этом он указал на Минина, как на лучшего себе помощника в этом деле.

Когда ополчение было несколько устроено, оно выступило из Нижнего Новгорода в марте 1612 г. и двинулось по дороге в Ярославль. Сюда оно пришло в начале апреля и пробыло здесь до августа, т. е. в течение трех месяцев. Это время прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служилых людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.

Около 20 августа 1612 г. ополчение из Ярославля двинулось под Москву, и здесь между ополченцами и казаками установились сперва враждебные, потом холодные отношения, как этого и надо было ожидать; ополчение стало особым станом и этим навлекло на себя неприязнь казаков. Польский гарнизон в Кремле и Китай-городе, окруженный со всех сторон и лишенный всякой серьезной помощи, мужественно защищался и дошел до крайней нужды. Но, несмотря на его мужество, Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. был взят, а затем сдался русским и Кремль.

Так же известно, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому) был объявлен государственным праздником. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась.

Согласно официальной версии, «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа». Наиболее рьяные из профессиональных патриотов добавляют, что 4 ноября мы отмечаем «годовщину освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 год)»

Из всего вышеперечисленного реально имело место лишь взятие народным ополчением Китай-города. В остальном что ни слово, то либо передергивание, либо умолчание.

Место . Интерпретируя взятие Китай-города как великую победу, официоз игнорирует тот факт, что символом верховной власти – как светской, так и духовной – и олицетворением суверенной государственности России был вовсе не Китай-город, а Кремль. Только освобождение Кремля можно рассматривать как действительно важное событие. Взятие же Китай-города есть не более чем эпизод Смутного времени.

Дата . Всякий знает, что 25 октября по старому стилю приходится на 7 ноября по новому. Однако разница между григорианским и юлианским календарями составляла 13 дней лишь в XX веке. В начале XVII века этот межкалендарный разрыв был равен 10 дням.

Согласно дошедшим до нас свидетельствам, 22 октября (1 ноября по новому стилю) 1612 года ополченцы под командованием князя Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. «Польские интервенты» отступили в Кремль, который был немедленно осажден. После того как «поляки» затворились в Кремле, возникла оперативная пауза. По свидетельству современников, ни одна из сторон не располагала ресурсами, достаточными для продолжения боевых действий. Осажденные испытывали жестокую нехватку продовольствия. Осаждавшие не имели ни достаточного количества бойцов, ни достаточно мощной артиллерии, чтобы проломить стены. При этом обе стороны знали, что на подмогу кремлевским сидельцам идет армия польского королевича Владислава.

Руководство ополчения решило не дожидаться прихода Владиславова войска и предложило осажденным капитуляцию, основным условием которой была гарантия беспрепятственного выхода из Москвы. Осажденные тоже решили Владислава не дожидаться и условия капитуляции приняли.

26 октября (5 ноября) интервенты официально капитулировали и выпустили из Кремля удерживавшихся там – фактически на положении заложников – бояр и иных представителей московской знати. 27 октября (6 ноября) осажденные покинули Кремль и ушли из Москвы.

В интервале между 22 и 27 октября (между 1 и 6 ноября по новому стилю) никаких мало-мальски значимых боевых действий не велось. Таким образом, 25 октября (4 ноября) не произошло вообще ничего такого, что было бы достойно не то что статуса национального праздника, но и простого упоминания.

Прочие детали . Говорить о «предводительстве Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского» неверно. Кузьма Минин занимался формированием ополчения, фактически совмещая должности начальника мобилизационного управления и зама по тылу. Командовал же ополчением Дмитрий Пожарский. Единолично.

В России полыхала гражданская война, в ходе которой каждая из противоборствующих сторон искала и находила союзников и внутри России, и за ее пределами – на Украине, в Польше, Швеции, Литве и прочих ближних и дальних странах. В соответствии с решением Боярской думы от 17 августа (по старому стилю) 1610 года московским царем становился польский королевич Владислав – при условии его перехода в православие и сохранения российского суверенитета и государственно-политического устройства. Таким образом, поляки были официально приглашены в Московию одной из противоборствующих сторон и считать их интервентами нет оснований.

Помимо поляков, в составе московского гарнизона несли службу немцы, венгры, литовцы, украинцы, смоляне (которые считали себя отдельным народом), и ещё много кто. Немалую часть тех, кто воевал на стороне поляков, причем не только бойцов, но и командиров, составляли московиты (например, князь Салтыков).

То есть обозначать противников ополчения Минина и Пожарского словами «польские интервенты» некорректно.

При формировании ополчения, впоследствии отбившего Москву у «интервентов», русский народ особой сплоченности не проявил. Многие волости прислали своих бойцов лишь после того, как победитель более-менее определился, а некоторые – «Казанское и Астраханское царства, Северские городы» — проигнорировали призывы Минина и Пожарского.

И, разумеется, «изгнание поляков из Москвы» вовсе не означало окончания Смутного времени. Бунты, мятежи, интервенции и крестьянские восстания терзали Московию еще 6 лет – до конца 1618 года, когда было подписано Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

Последствия . Если бы союзники королевича Владислава смогли продержаться в Кремле до его прихода, он наверняка сумел бы утвердиться на русском троне. Следствием стало бы скорое объединение Московии с Речью Посполитой и создание Славянской Империи.

Эта империя, расставшись с ордынскими привычками и комплексами, развернулась бы лицом к Европе и, притянув к себе чехов со словаками и болгаров с сербами, быстро могул бы стать мощнейшим игроком на европейском поле. И мировая история имела бы совсем иное продолжение.

Однако, «освобождение Москвы от польских интервентов» поставило на славянском единстве крест.

Итог. «Как там в СССР?» — «Необычно. Главный праздник – день Октябрьской революции. Но отмечают они его в ноябре. И все остальное у них так же…» Эту бородатую байку про американца в СССР я вспоминаю всякий раз, когда слышу про День народного единства.

Максим Трошичев

1. Подбери пословицы народов твоего края о необходимости дружбы и единства. Запиши их.

Дружба - великая сила.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Для дорогого друга - ворота настежь.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Доброе братство лучше богатства.
Вместе и горы своротим.

2. Раскрась традиционные костюмы народов Поволжья - марийский (1), мордовский (2), татарский (3) и чувашский (4). Об особенностях этих костюмов узнай из дополнительных источников.

3. Определи по фотографиям города, в которых происходили важные события Смутного времени. Соедини линиями. Расскажи (устно) об этих событиях.


4. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвящённую Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский



Дух согласия и единства укреплялся на Руси. Граждани Нижнего Новгорода, мудрый Козьма Минин призвал сограждан не пожалеть своего добра на защиту Отечества. Быстро собрали второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским. К нижегородцам присоединились жители Казани и других городов Поволжья.
Местом сбора русских войск стал Ярославль. Сюда шли ополчения из Владимира и Костромы. Объединённое войско двинулось на Москву. После тяжёлых боёв Москва была освобождена от захватчиков.
Сразу после освобождения Москвы от польского войска собрались в столицу выборные люди для избрания царя. Земский собор постановил избрать на престол по завету патриарха Гермогена молодого боярина Михаила Фёдоровича Романова. Так в 1613 году закончилась великая российская Смута. А в народе до сих пор живёт пословица "Нижегородцы собрались да встали, землю родную от врага отстояли".

5. Обозначь на схеме "Река времени" (с. 40 - 41) век окончания Смутного времени. Используй табличку из Приложения.


30 апреля 1642. 373 года назад ушёл из жизни национальный герой России Дмитрий Пожарский. Русский военный и политический деятель. Человек отважный, бесстрашный, отличный тактик и стратег — таким был князь Дмитрий ПожарскийДоколе название России, спасенной Князем Пожарским,
пребудет на Земном шаре знаемо,
до тех пор и он послужит примером геройства,
правоты и бескорыстной любви к Отечеству.
— А. Ф. Малиновский, 1817 год

В конце октября — начале ноября (точная дата доподлинно неизвестна, большинство источников сходится на дате 1 ноября) 1578 года родился Дмитрий Пожарский, ставший впоследствии воеводой нижегородского ополчения. Именно благодаря этому войску удалось одержать победу над польско-литовскими захватчиками и отстоять Москву.

Кто же такой князь Пожарский? Всем известен памятник, установленный на главной площади Москвы, но что за человек в нем увековечен?

Долгое время считалось, что Дмитрий Пожарский был бесталанен, незнатен и прославился только за счет своего бесстрашия и воинской доблести (даже если бы было так, разве этого мало?). Историк Иван Забелин писал о нем: «Это был человек малоспособный. Он не совершил ничего необыкновенного, действовал зауряд с другими, не показал ничего, обличающего ум правителя и способности военачальника. Его не все любили и не все слушались. Он сам сознавал за собою духовную скудность».

Попробуем разобраться: смог бы такой «заурядный» человек поднять и повести за собой людей на войну, да еще в период междоусобиц и разобщения?

Родословная княжеской семьи Пожарских-Стародубских идет по мужской линии от великого князя Всеволода Большое Гнездо (1154-1212). Чтобы лучше понять, каким душевным стержнем обладали представители этой семьи, расскажем об одном из предков князя, Федоре Ивановиче Стародубском. Он был убит в 1330 году в Орде. По доносу тогдашний хан Узбек схватил Федора и предложил ему на выбор принять казнь или перейти в ислам. Князь выбрал смерть. Он получил за это звание Благоверный и причислен к лику святых.

Затем семья получила в удел волость с городом Погар, название которого, постепенно трансформировавшись, стало фамилией князей — Пожарские. Семья была очень влиятельной, но в период правления Ивана IV Грозного в результате интриг многие князья были низвергнуты и сосланы в отдаленные уделы. Постигла эта участь и Пожарских. Так что наследные Рюриковичи оказались на периферии, что и позволило историкам говорить о «захудалости» рода.

Отец Дмитрия рано скончался, детей растила мать, которая была очень образованной и дала детям хорошее воспитание и образование. С юных лет Дмитрий был тесно связан с военной службой.

В 1606 году Дмитрию было присвоено звание стольника, а в 1608-м — воеводы.

Время было смутное, Дмитрию пришлось служить и Борису Годунову, и Димитрию, и Василию Шуйскому, а после его свержения — одному из представителей семибоярщины, Прокопию Ляпунову. При этом по какой-то иронии судьбы он оставался в стороне от всех переворотов.

Весной 1611 года Пожарский возглавил восстание москвичей против поляков. Кузьма Минин (они познакомились раньше, Минин был партнером Пожарского по бизнесу — добыче и продаже соли), создав, в свою очередь, ополчение в Нижнем Новгороде, видел полководцем исключительно Пожарского.

Это было не удивительно: Пожарский не проиграл ни одного сражения, он славился как отличный тактик и отважный воин. А на новом поприще он проявил себя еще и как превосходный стратег.

Коломна, Пронск, вверенный воеводе Зарайск, а также Кострома, Суздаль, Устюжня, Углич, Переславль-Залесский, Белоозеро, Тобольск, Ростов, Владимир, Кашин, Тверь, Касимов, Ярославль — во всех этих городах Пожарский заручился поддержкой, а в некоторых даже сменил воевод, на их место поставив доверенных людей.

Он создал ярославское правительство с Духовным центром, гербом и сам отныне назывался «Воевода и князь Дмитрий Михайлович Пожарково-Стародубский». Он считал себя главой государства и взял в руки внешнеполитические дела. Он понимал, что вести войну одновременно с поляками и шведами невозможно, решил тянуть время, вступив с последними в переговоры. В грамоте к шведскому воеводе Делагарди Минин и Пожарский писали, что если король шведский «даст брата своего на государство и окрестит его в православную Христову веру», то ополчение поддержит его притязания на русский престол.

Тем временем со всех концов страны стекались людские ресурсы и пожертвования на ополчение. Уже собирался земский собор, и вот-вот воеводу должны были бы избрать царем (такую повсеместную поддержку ему удалось завоевать). Покончить со Смутой тогда было бы намного проще, но тут на Москву выдвинулось войско гетмана Ходкевича.

Казачьи атаманы, монахи Троице-Сергиевого монастыря — все адресовали Пожарскому просьбы о помощи и спасении. Конечно, князь повелел готовиться к походу на Москву.

Дальнейшее известно: войско гетмана было повержено и ретировалось к Можайску. А польский гарнизон капитулировал 27 октября по старому стилю.

В 1614 году поляки опять предприняли наступление, которое вновь было отражено войсками Пожарского. Последним значительным событием в русско-польской войне был Московский поход королевича Владислава в 1618 году. О помощи в защите от поляков местные жители всегда просили именно Пожарского. Войско встретило достойный отпор и в конце концов отступило. Между Польшей и Россией было заключено перемирие.

В дальнейшем Пожарский долгие годы занимал высокие должности при царе Михаиле Романове. Участвовал он и в переговорах по Поляновскому миру, когда в 1632 году перемирие с поляками закончилось.

Даже когда Дмитрию Михайловичу исполнилось 60 лет (в те времена этот возраст считался преклонным), царь не отпускал его от себя. Вплоть до 1640 года Пожарский участвовал в переговорах с польскими послами.

Князь был, как вспоминали о нем современники, не заносчив, не алчен, не высокомерен, а напротив — справедлив, великодушен, щедр в пожертвованиях, он был скромен и честен, никогда не был замечен ни в каких аферах или сомнительных предприятиях, он был храбр, тверд духом и решителен, особенно когда дело касалось врагов Отечества. У него было исключительно развито чувство собственного достоинства. В то же время он отличался мягким характером, внимательностью и отзывчивостью и никогда не общался свысока с людьми низших сословий, что по тем временам было крайне необычно.

Таков был князь Дмитрий Пожарский. Его великая и самая главная заслуга, которую мы помним и сейчас, в том, что он объединял разрозненные княжества и пытался противостоять Смуте и раздробленности.

Скончался князь в 1642 году, прожив 64 года. Через 40 лет род Пожарских прекратился. В 2008 году на месте кончины Дмитрия Михайловича в Суздале были установлены плита и памятный крест, а в 2009-м был восстановлен и фамильный склеп Пожарских.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...