Перспективная начальная школа. Письмо строчной буквы ё

Начало истории человечества


Начинается урок,

Он пойдет ребятам в прок,

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.


ИСТОРИЯ

История - наука о прошлом. История изучает как жили различные народы,

какие события происходили.

История – очень древнее слово. В переводе с греческого оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».


Человек, занимающийся раскопками.

Учреждение, собирающее, хранящее

Учреждение, где хранятся документы.

Деловая бумага.

Книжка с перечнем всех дней в году.

Предмет, выставленный в музее.

Наука, изучающая прошлое человечества.

и выставляющее на обозрение предметы истории.


Геродот (484 г. до н. э. – 425 г. до н. э.)

Геродот – первый

учёный историк .

Геродот – древнегреческий ученый, автор первого полномасштабного исторического трактата «История». Его называют «Отцом истории» .


Эпохи истории

  • История Древнего мира
  • История Средних веков
  • История Нового времени
  • История Новейшего времени


Археология

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.



Первобытные люди

Первобытное общество, палеолит

период в истории человечества (примерно 2,5 миллиона лет назад) до возникновения письменности.









Оружие

Гарпун



Искусство первобытного человека

Наскальная (пещерная) живопись – рисунки в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита (около 2,5 млн лет назад).




Викторина

- Почему первобытные люди жили группами?

В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни

- Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде?

Они жили там, где всегда тепло

- Для чего строили жилища первобытные люди?

Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников


- Для чего первобытные люди изготавливали орудия труда?

Чтобы разделывать, разрезать шкуры животных

- Чем занимались мужчины?

Ходили на охоту, рыбалку

- Чем занимались женщины?

Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа

- Почему первобытные художники рисовали животных?

От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей


МКОУ «СОШ №14»

ст. Новотроицкая

Изобильненский район

Ставропольский край

Сазонова Любовь Николаевна

Урок письма в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Письмо заглавной буквы «Е»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Е»; продолжить формирование умений анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать память, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, таблица букв, индивидуальные конверты с шаблонами элементов букв.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.
Учитель проводит игру «Доскажи словечко».
. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван… (ежевика).
. Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот).
. Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж
И его… (ежиха).
- Что объединяет все слова-отгадки?
- С какого звука начинаются эти слова? (Со звуков [й’][э].)
- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву «Е», которая обозначает первое слово в предложении и собственные имена.

III. Повторение изученного о роли буквы «е» в словах.
- Вспомните имена людей, которые начинаются с буквы «Е». (Егор, Емеля, Ерема, Елена.)
- Какие звуки обозначает в начале слова буква «е»? (Звуки [й’][э].)
- В каких словах буква «е» обозначает один звук? (После согласного.)

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Е» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «Е»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
- Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Е».
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «Е».
- Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Е». (Две полоски в форме полуовала.)
- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Е».
- Выполните конструирование заглавной буквы «Е» у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 24 и № 23, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 16, № 18, № 21, № 19 для дифференцирования размера и формы элементов.
- Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «Е» на доске мелом.
2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Е» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
4. Имитация учащимися начертания по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.
- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «Е» по алгоритму.
2. Упражнение в письме соединений:
а) верхнее соединение: Еу;
б) среднеплавное: Её;
в) нижнее: Ео.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VII. Письмо слов по образцу.
Учащиеся читают слова.
- Почему данные слова надо писать с заглавной буквы?
- Проанализируйте каждое слово и составьте звукобуквенные схемы.
После анализа соединения букв учащиеся записывают слова по образцу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.
- Какие буквы записал Почемучка?
- Сравните буквы э - Е. Чем они похожи? Чем отличаются? (В данных буквах одинаковый по форме элемент - полоска в форме полуовала.)
- Сравните буквы Э - Р. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Сравните буквы Э - Е. Чем они похожи? Чем отличаются?

IX. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
- Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоски в форме полуовала.)
- Отгадайте загадку:
. Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка.)
- Раскрасьте бабочку в узоре.

X. Итог урока.

Урок русского языка по теме «Буквы е, ё, ю, я в начале слова» в первом классе по УМК «Перспективная начальная школа» проводится в конце учебного года. Содержание учебного материала на уроке не является новым для учащихся, т.к. в период обучения грамоте дети, изучая гласные буквы и звуки, проводя звуко-буквенный анализ слов, открыли для себя то, что гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать в словах как один звук, так и два звука. Одной из целей данного урока является активизация знаний учащихся о гласных звуках и буквах, обозначающих два звука, обобщение знаний учащихся по данной теме.

На уроке отсутствует готовый для запоминания учащихся учебный материал, что меняет позицию ученика в учебном процессе. Дети работают в совместном поиске с учителем. Большая роль на уроке отводится использованию следующих методов и приёмов: сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации и др.

В начале урока дети выполняют задания, а лишь потом предполагают, о чём пойдёт речь на уроке, и самостоятельно формулируют тему урока и ставят задачи.

На уроке возникает ситуация учебного спора. Миша и Маша, герои, сопровождающие ребят на страницах учебника, высказывают разные точки зрения. Ребятам необходимо аргументировать свою точку зрения.

Методический аппарат учебника «Русский язык» Н.А. Чураковой позволяет без дополнительных усилий осуществлять дифференцированный подход при обучении учащихся. Отгадывая загадку Анишит Йокоповны (волшебница, которая помогает ребятам изучать русский язык), ребята в Музейном зале ищут животных, в названии которых первая буква гласная, но обозначает согласный звук. Кому легко, выполняют задание самостоятельно, кому трудно, пользуются подсказкой Летучей Мыши. В ходе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь ребятам.

При подведении итогов урока используются задания тестового характера.

Большое значение на уроке отводилось формированию умения работать с учебником и тетрадью на печатной основе: находить нужные страницы, задания, выполнять по алгоритму чётко то, что требуется.

Ребята имеют возможность оценить свою работу на уроке по следующим параметрам: доволен своей работой, доволен, но считает, что мог бы работать ещё лучше; недоволен. Это способствует повышению учебной мотивации и стимулированию учащихся. Те, кто недоволен (при проведении урока в классе было два человека), на следующем уроке очень старались, так как у них тоже появилось желание быть довольными своей работой.

Подготовка презентации к уроку имела большое значение. Для того, чтобы обобщить сказанное детьми, ребята имели возможность ещё раз зрительно воспринять информацию. (Сама тема урока является одной из самых сложных не только в первом классе, но и вообще в курсе русского языка начальной школы.) После отгадывания загадок на доске появлялись красочные рисунки-отгадки. Была возможность немножко вспомнить о животных, о которых шла речь на уроках окружающего мира (межпредметная связь при минимальных затратах времени). При подведении итогов урока, когда было дано задание тестового характера, ребята видели на экране варианты ответа и могли выбрать верный, по их мнению, и аргументировать. В конце урока мы вернулись к пятому слайду с формулировкой темы и ещё раз сделали вывод.


Ожередова Ольга Сергеевна


ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [о] ОДНОЙ БУКВОЙ Ё

Цели: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозначать два звука [й’о] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:

Предметные : знать и объяснять функцию буквы "ё" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на работу "Желаю удачи"

II. АОЗ

Выстраивание цепочки речь- предложение - слово - звук

Игра "Гласный - согласный" Дети сигнальными карточками (синий - красный) показывают какая буква.

Работа по слоговой таблице.

III. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку.

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик.)

– Какую букву пишем в начале этого слова?

– Кто догадался, какая тема нашего урока? (буква Ё)

IV. Буквы Ё ё

Откроем учебник на с.39.

Рассмотрите буквы Ёё

Ё – взгляните сами,

Буква с точками-глазами.

Откроем алфавит и найдём букву ё.

Какая буква над буквой Ё, ниже буквы Ё?

IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей
(с. 39).

Ребята в левом углу рассмотрите модели. Что мы можем по ним сказать?

Буква Ё выполняет две работы.

Определим цели урока. ( Узнать какую работу выполняет буква ё, какие звуки обозначает, научиться читать слова с буквой Ё)

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

– Кто изображен слева?

– Рыба названа "ёрш" из-за своих торчащих в разные стороны колючих плавников.

Отсюда слово «ершистый», то есть «колючий», «задиристый».

Ершом и щеточку назвали – кругленькую, ершистую – для мытья, например, молочных бутылок.

– Прочитайте слово «ёрш» по слогам и орфоэпически.

– На каком месте в слове стоит буква «ё»?

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

(Буква «ё» обозначает два звука – [й’о].)

(В начале слова.)

– Что изображено справа? (Буёк).

Буёк – сигнальный поплавок на реке для обозначения границы чего-нибудь (например, отмели, участка, разрешенного для купания.)

– Прочитайте слово «буёк» по слогам и орфоэпически.

– Объясните, что обозначает слово «буёк».

– На каком месте в слове стоит буква «ё»? После какой буквы стоит буква «ё»? (После другой гласной.)

– Сколько в слове звуков?

– Сколько в слове букв?

– Какая буква обозначает два звука? (Буква «ё» обозначает два звука – [й’о] – после другой гласной буквы.)

– Когда буква «ё» обозначает два звука? (В начале слова и после другой гласной буквы.)

Вывод:

Буква «ё» обозначает два звука [й’], [о] в начале слова, после другой гласной буквы.

Физкультминутка

VI. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений (с. 39).

Чтение слов и предложений.

Работа со схемой предложения.

– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кто здесь нарисован?

– Что делает девочка?

– Что делает мальчик?

– Проанализируйте схему-модель предложения в учебнике. Сколько в нем слов?

– Что вы можете сказать о первом слове предложения? (Это слово-помощник.)

– Составьте предложения по данной схеме, используя иллюстрацию в книге.

На столе лежат лимоны.

У Маши есть ракушка.

У Миши много лимонов.

Физкультминутка

VII. Чтение текста.

1. Чтение текста читающими детьми.

ЁЖИК И ЁРШИК

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.

– Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу ёршику?

– Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёр зал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

– Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки – один лёд, и прорубь посередине.

– Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

– Ну, чего кричишь, спать не даёшь?

– А разве вы тоже спите?

– Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.

Г. Юдин

VIII. Итог урока.

–Вспомните, какие цели ставили в начале урока? Достигли их?

– Какие звуки обозначает буква «ё»?

– Когда буква «ё» обозначает два звука?

Рефлексия "Сказочное дерево"


БУКВА Ё – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. БУКВЫ
Ё, ё

Цели: раскрыть функцию буквы «ё» в качестве показателя мягкости согласных звуков; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

Предметные : знать способ обозначения мягкости согласных звуков с помощью буквы "ё"; объяснять функцию буквы "ё" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД : в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Регулятивные УУД : различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД : использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД : донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на работу "Улыбка"

II. Работа по слоговой таблице.

Прочитаем гласные буквы.

Какие гласные буквы могут обозначать два звука?

Какие звуки обозначает буква "я"? "ё"?

Чтение слогов.

III. Сообщение темы урока.

– Что больше всего любит медведь? (Мёд.)

– Во что превращается вода зимой? (Лёд.)

– Проанализируйте слова «мёд» и «лёд».

– После какой буквы стоит буква «ё»? (После согласной.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняет буква «ё» после согласного.

Упражнение в чтении слогов (с. 40). слоги вынести на доску

– Сравните слоги в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются?

Назовите гласные в первом столбике. Какую вторую работу выполняют эти гласные?

– Как произносятся согласные в первом столбике? (Согласные твердые.)

Прочитаем слоги в первом столбике.

А теперь прочитаем звукобуквенную модель под этими слогами. Сначала читаем звуковую схему - модель ( протягивая звуки ). Читаем буквенную схему слова (по слогам, целым словом ).

Назовите гласные во втором столбике. Какую вторую работу выполняют эти гласные?

– Как произносятся согласные во втором столбике? (Согласные мягкие.)

Прочитаем звукобуквенную модель ниже. Читаем звуковую модель - протягиваем каждый звук.

Прочитаем буквенную модель по слогам, целым словом.

– Какой звук обозначает буква «л»? (Мягкий согласный звук.)

– Какая гласная буква показывает мягкость предыдущего согласного?

– Какой звук обозначает буква «ё» после согласного? (Звук «о».)

Какую же вторую работу выполняет буква "ё"? Что она обозначает?

Вывод : буква «ё» после согласного обозначает звук [о и указывает, что стоящий впереди (предшествующий) согласный мягкий.

Прочитаем слоги во втором столбике.

Чтение слогов:

мо но ло ро ма на ла ра

мё нё лё рё мя ня ля ря

IV. Чтение слогов и слов по учебнику (с. 40).

После чтения учащиеся объясняют значение слов.

Намёл – очень много мёл.

Орёл – хищная крупная птица. Орел в переносном смысле – символ силы, зоркости, прозорливости, благородства.

– Прочитайте слова, которые всегда надо писать с заглавной буквы.

Физкультминутка

V. Чтение предложений.

– Прочитайте текст в учебнике.

– Что делал Лёня?

– Кем работает Наум?

– Как зовут маму?

– У кого есть няня?

– Как зовут няню?

Физкультминутка

VII. Фронтальная работа.

Чтение с доски:

ёр ёл рё лё

ёс ён сё нё

– Когда буква «ё» обозначает один звук?

– Когда буква «ё» обозначает два звука?

Игра «Назови детёныша».

тигр – … (тигрёнок) слон – … (слонёнок)

гусь – … (гусёнок) лев – … (львёнок)

лось – … (лосёнок) лиса – … (лисёнок)

VIII. Итог урока.

– какую роль выполняет буква «ё» в слове после согласного?

– Когда буква «ё» обозначает два звука?

Рефлексия " Светофор"




Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...