Пиши сокращай скачать полную версию. Избавьтесь от всего лишнего

«На какое из писем человек скорее ответит? В каком ему проще разобраться? Какое лучше побуждает к действию? Текст может показаться не самой важной частью нашей жизни - особенно если вы не профессиональный писатель. Но от того, как мы формулируем мысли на письме, зависит очень многое: понимают нас или нет, прислушиваются ли к нам, делают ли другие то, что нам нужно, и что они о нас думают. Мы формулируем свои мысли в письмах, объявлениях, статьях, презентациях, и везде о нас судят по тексту.»

О чем книга «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст»

Авторы на конкретных примерах показывают, что такое хорошо и что такое плохо в информационных, рекламных, журналистских и публицистических текстах. Как писать письма, на которые будут отвечать, и рассылки, от которых не будут отписываться. Как создавать действенные и не вульгарные рекламные объявления. Как излагать мысли кратко, ясно и убедительно: без языкового мусора, фальши и штампов. Следуя рекомендациям в книге, вы научитесь писать понятно, увлекать читателей и добиваться доверия. Это обязательная книга для копирайтеров, авторов и редакторов, а также дизайнеров, программистов, менеджеров, предпринимателей, руководителей, служащих и всех, кто использует текст в работе.

Почему книга «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст» достойна прочтения

  • Создавать легко читаемые, интересные, емкие и краткие тексты - мечта каждого копирайтера и журналиста, а умение вести внятную деловую переписку - мечта любого работника, будь он крутой бизнесмен или обычный служащий. Книга «Пиши, сокращай», написанная основателями GLVRD.RU поможет вам осуществить мечты и научиться писать отличные тексты, которые будут читать с удовольствием;
  • вы узнаете десять основных правил создания сильного текста и научитесь применять их на практике;
  • Авторы подкрепляют свои тезисы и утверждения советами, примерами и иллюстрациями и интересной историей-комиксом, благодаря чему обширный и интересный материал легко усваивается и закрепляется в памяти.

Для кого эта книга

Для широкой аудитории.

Кто авторы

Максим Ильяхов - редактор, основатель сервиса проверки текста «Главред». Автор «Рассылки Главреда» - самой популярной рассылки о тексте и редактуре в России. В июле 2016 года на рассылку подписаны 35 тысяч человек. Ректор Школы редакторов Дизайн-бюро Артема Горбунова, автор курса «Информационный стиль и редактура текста». Автор четырехсот статей о редактуре, рекламе, контент-маркетинге, работе редактора и отношениях с клиентом. Главный редактор «Тиньков-журнала», ранее - рассылки «Мегаплана». Автор учебника редактуры для издателя профессиональной периодики «Актион-медиа». Лингвист, выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат педагогических наук.
Сайт: maximilyahov.ru

Людмила Сарычева - редактор, соавтор «Рассылки Главреда» и «Продвинутого курса Главреда». Главный редактор «Модульбанка»: разработала редполитику и инструкции для составления писем, смс, новостей и интерфейса. Запустила сайт для предпринимателей «Дело». Автор блога о редактуре и работе редактора, статей о финансовой грамотности. Ранее - редактор рассылки «Мегаплана».
Сайт: kompotique.ru

Share Tweet Share Whatsapp Email

Чем проще слова, тем легче читателю воспринимать текст. Если можно написать проще, пишите проще:

Заумно Просто
в области. Сотрудники отдела стали лучше работать.
Ваши опасения по поводу задач. Мы этот вопрос до. Вы правы: мы неправильно расставили приоритеты. Обсужу это с директором.
Предлагаю и по вопросам. Хватить спорить из-за такой ерунды.
Вопрос. Просьба. Уточните вопрос. Что именно не соответствует задаче?
В прессе на тему произведения. Это имело эффект на его и привела к в бизнесе. В газетах писали, что картина может быть подделкой, а это дурно повлияло на его репутацию. Клиенты перестали заказывать у него картины.

Часто в русском языке одно и то же понятие можно выразить двумя или тремя синонимами, заимствованными из разных языков. Например, во фразе «коммуникация с клиентами» латинскую коммуникацию можно заменить на греческий диалог или привычное общение. Какой из этих вариантов вам более по душе?

Поддерживать коммуникацию с клиентами
Поддерживать диалог с клиентами
Поддерживать общение с клиентами
Общаться с клиентами

Кажется, что привычное русскому уху общение победило — к тому же, оно превратилось из отглагольного существительного в глагол «общаться», и предложение стало сильнее. И это неслучайно: простые слова всегда побеждают.

У начинающих авторов есть иллюзия, будто от умных слов их текст произведет впечатление. И это всегда не так. Если слова читателю непонятны, то он не поймет текст — автор провалится. А если читатель понимает умные слова, то он легко подловит автора на некорректном использовании — автор окажется в глупой ситуации. Умничать — всегда плохая стратегия.

Возьмем термин «компетенция». В педагогических кругах это термин, который обозначает знания, умения и навыки, которые объединены в систему для решения жизненной задачи. Например, есть понятие «коммуникативная компетенция», в которую входит владение языком, знание культурных норм, умение поставить цель — и многое другое. Компетенция нужна, чтобы добиваться целей с помощью общения. На тему коммуникативной компетенции педагоги пишут диссертации, а для ее развития строят сложные педагогические программы. Для педагога компетенция — это сложная и конкретная вещь, не перепутаешь.

Для плохого журналиста или пиарщика «компетенция» — это синоним слову «навыки». Но «навык» — это просто, а плохой пиарщик боится показаться простым. Поэтому он умничает:

Настоящий пиарщик должен рядом навыков и, которые сделают его в условиях рынка: , и при решении задач.

Уверенный в себе пиарщик напишет проще:

Рынок быстро меняется, поэтому пиарщику приходится много общаться и творчески подходить к сложным задачам. Только так он будет востребованным.

Тут видно, что за пафосными «компетенциями» и «конъюнктурами» пропал смысл. Нужно было не упражняться в знании умных слов, а рассказывать интересные истории. Добавим в текст интересного:

В 2000 году миром правил телевизор. Чтобы протолкнуть продукт на массовый рынок, пиарщик должен был поставить его в вечернее ток-шоу или показать по новостям Первого канала. Спустя пятнадцать лет миром правят соцсети и интернет-СМИ. Аудитория любого сайта из топ-10 Рамблера сравнима с аудиторией Первого канала. Видеоролики школьниц в Ютубе собирают десятки миллионов просмотров и тысячи комментариев. В 2016 году Яндекс стал рекордсменом по выручке от рекламы среди всех рекламных каналов России. Интернет победил, и теперь пиарщики должны научиться раскручивать здесь свои продукты. Пиарщик в интернете должен уметь общаться: вести переговоры...

Иногда заумными словами пытаются скрыть проблемы:

эффект на команды, что привело к и дальнейшей при ранее.

Из-за того, что проблема описана заумными словами, она непонятная, и что делать с ней — неясно. Очистим текст от зауми, и проблема станет ясна:

Мы собрали всех в одном офисе и увеличили всем зарплату, но команда так и не загорелась. Мы по-прежнему отстаем от плана на месяц, и отставание увеличивается.

Эта идея, без сомнения, положит конец многим об позитивной искусства.

Автор хотел сказать, что эта идея положит конец философским спорам о влиянии искусства на людей без высшего образования. По его мнению, идея гениальная. И да, в этом тексте как минимум три ошибки в заумных словах.

В таких ситуациях выручает правило о подборе умных слов: если сомневаетесь в правописании слова, значит его стоит заменить на более простое, в котором вы не сомневаетесь.

Не знаете, как пишется, — напишите проще

Не в ущерб точности

Стремление писать просто не должно мешать стремлению писать точно. Разделяйте заумь просто так и заумь по делу — когда это часть научного текста и вы работаете с терминами:

Заумно просто так Заумно по делу
Вы подходите нам по необходимому набору навыков и. Для развития социокультурной компетенции на английском мы разработали серию заданий «В гостях у королевы».
От ее выходок я впадаю в. Квадратный корень из двух — иррациональное число.
Давайте нашу о перманентном сотрудничестве. В России эвтаназия незаконна, а значит, не может быть законного отказа от реанимации.
Этот материал облетел интернет. Резонансная частота часовых резонаторов 32 768 Гц, поделенная на 15-разрядном двоичном счетчике, дает интервал времени в 1 секунду.
тема конференции — права человека. Веснушки и ямочки — доминантные генетические признаки человека.

Однако даже в научном тексте часто обходятся простыми словами там, где ими можно обойтись. Правильно использовать термины и перегружать текст заумью — не одно и то же:

Перегружено заумью Нормально
В всегда участвуют отправитель и. Причем отправитель должен осознанность с реципиентом. В общении всегда участвует отправитель и получатель. И отправитель должен понимать, что он с кем-то общается.
Социологи о роли в социальных групп. Социологи спорят, как потребительские привычки влияют на самоопределение социальных групп.
кристалла зависит от раствора. Форма кристалла зависит от чистоты раствора.
развитие
коммуникативной компетенции возможно только при подходе с использованием как традиционных, так и методик преподавания.
Чтобы всесторонне развивать коммуникативную компетенцию, мы должны использовать традиционные методики вместе с компьютерными.
элементов. Каталог элементов.

Когда важны нюансы

Если заумное слово несёт важный смысловой нюанс, у вас есть полное право использовать его в тексте. Но не попадитесь в ловушку проделанной работы: не надейтесь, что само по себе заумное слово решит возложенную на него задачу.

Большую часть этого пафоса получится отбросить сразу:

Осталось это загадочное слово «забюджетировать».

В управленческом учете есть три близких понятия: финмодель, финплан и бюджет. В общих чертах это одно и то же — таблица с финансовыми показателями бизнеса. Но есть тонкость: финмодель — это показатели бизнеса сейчас; финплан — это финмодель на будущее; а бюджет — это финплан, в котором назначены ответственные за каждый пункт. В отличие от финплана, в бюджете предусмотрены штрафы за его невыполнение и премии за успехи. План — это просто план, а бюджет — это руководство к действию.

Теперь, в зависимости от того, кто наш читатель, у нас два пути. Если читатель уже знает, что такое бюджет, то давайте обойдемся без профессионального жаргона:

В кризис заложите в бюджет потенциальные проблемы: например, скачки курса валют или необходимость быстро переключиться на новые продукты.

Если же читатель пока не понимает, в чем разница между финмоделью, финпланом и бюджетом, то объясняем эти нюансы:

На случай кризиса рассчитайте потенциальные проблемы: например, скачки курса валют или необходимость быстро переключиться на новые продукты. Чтобы эти расчеты не остались на бумаге, распределите ответственных за эти показатели: кто будет следить за скачками, кто займется переходом на новые продукты, какие у них будут премии и штрафы и за что. Так вы создадите кризисный бюджет.

Не надейтесь, что одно метко поставленное заумное слово решит вашу задачу. Если это слово окажется не до конца понятным, читатель не поймет текст. Важные нюансы объясняйте подробно.

Важные нюансы объясняйте подробно

Критический, драматический

рост посещаемости сайта,
момент в истории развития оперы,
перемены в лице,
изменения в мыловарении,
сдвиг в отношениях между парнем и девушкой,
последствия покупки маргарина,
успех бардовской песни,
изменения в отрасли детских игрушек,
труд работников проходной,
снижение производительности смартфона,
использование шрифтов,
твит,
масштаба десерт,
масштабов ссора,
низкие цены на спички,
новости из жизни лабораторных крыс.

Это забавно, только если делать это нарочито и в шутку:

Утром я ощутил рост продуктивности и, почти сдвиги в моем отношении к работе. этих перемен была столь, и, что даже это утро не могло им помешать. В этот момент я не мог не желать прийти на работу. Сегодня мой труд будет вознагражден. Сегодня мне выдадут премию.

Проблема с этими «большими» словами та же, что и с оценками: они не несут информации. Читатель, может быть, тоже хочет сделать такой вывод, но автор не дает ему шанса:

Нет Да
рост продаж. За месяц мы получили две годовых выручки.
в истории
развития компьютеров.
Все компьютеры, которыми мы пользуемся сейчас, до сих пор используют открытую тогда технологию.
Наметился сдвиг в рекламном мире. Эта технология поможет рекламодателям отказаться от агентств и заниматься рекламой самостоятельно.
успех социальных сетей. За пять лет в социальных сетях зарегистрировались 85% пользователей интернета.
Мы запланировали перемены в работе отдела. Всех уволим и наймем новую команду.
труд. Четыреста страниц за два дня.

Факты сильнее оценок. Даже если оценки громкие и заумные.

языка
Существует мнение, что приведет к языка, а вместе с ней — и человечества. ведет к усилий.

эволюция больше, чем с.

Информационный стиль — индикатор, .

Обеднение языка
Многим кажется, что стремление к упрощению речи приведет к обеднению языка, а вместе с ним — и мысли. Дескать, если говорить с людьми на простом языке, то люди поглупеют.

Но люди умнеют или глупеют не от слов, а от содержания. Если вы пишете о глубоком с помощью простого языка, вы поможете читателю стать умнее. Если пишете поверхностно, то неважно, в какие слова это завернуть.

Информационный стиль не обедняет язык, он лишь раскрывает бедность мысли. От этого страшно всем, кто зарабатывает письмом. Раньше эти люди прятались за пышными словами, а теперь видно, что за ними ничего не стоит. Многие защитники русского языка на практике оказываются пустозвонами.

Лучше просто об умном, чем сложно о ерунде

«Каждый раз, когда вы садитесь за текст, подумайте, как он улучшит жизнь читателю. Какую проблему вы поможете ему решить?» – советуют авторы книги. В приоритете у вас должны быть именно интересы вашего читателя – даже если текст рекламный. Например, если мы пишем о пылесосах, то должны описать в первую очередь то, что пригодится людям для того, чтобы принять решение о покупке – удобно ли его носить, как чистить, каковы его характеристики. А не «напаривать», преследуя собственные интересы, самые популярные модели, или запутывать читателя пышными, но малоинформативными формулировками.

2 Избавьтесь от всего лишнего

Для того, чтобы текст легко читался, нужно «отжать из него воду» – то есть выбросить все мусорные слова, лишние обороты, пафосные и не несущие никакого содержания фразы, штампы и канцелярит. Всё, что можно убрать без потери общего смысла – нужно убрать, сложные и многословные конструкции – сократить.

3 Не давайте оценок

«Всегда давайте людям что-то, что бы они оценивали сами. Факты, истории, примеры - сгодится всё» – советуют Максим Ильяхов и Людмила Сарычева. Ваш текст должен быть содержательным, а не оценочным. Чем больше полезной информации узнает из него читатель, тем проще ему будет сделать собственные выводы. Плохой пример – «Актуальная тема», хороший – «Тема, о которой писали «Нью-Йорк Таймс», «Форбс» и «Экономист».

4 Не нужно зауми

«Чем проще слова, тем легче читателю воспринимать текст». Старайтесь избегать специализированных терминов, сложных для восприятия и понимания слов. Они не сделают ваш текст более умным или экспертным, а оттолкнут читателя. Так, вместо «кадровый ресурс департамента продемонстрировал позитивную тенденцию в области продуктивности» можно просто написать «сотрудники отдела стали лучше работать». Использовать спецтермины можно лишь тогда, когда без них не обойтись, а ваша аудитория наверняка их понимает. Сложные слова лучше коротко пояснять.

5 Называйте вещи своими именами

У любого автора нередко возникает желание сгладить углы – рассказать о неприятной ситуации, попытавшись представить ее в более выгодном свете. Не нужно этого делать, считают авторы книги, - это всё равно что обмануть читателя. Поэтому вместо тактичного «не соответствует заявленным ожиданиям» нужно писать как есть – «провальный, плохой». «Говорите прямо, говорите правду» – советуют Ильяхов и Сарычева.

6 Не перегружайте текст

Даже если в вашем тексте масса полезной информации, нужно следить за тем, чтобы читатель не увяз в ней. Одно предложение должно содержать одну мысль. Если предложение кажется перегруженным, разбейте его на несколько более коротких. «Лишние мысли удалить, важные мысли обобщить, сложное - объяснить по цепочке» – вот способы разгрузить свой текст.

7 Пишите энергично

Чтобы читатель с удовольствием проглотил ваш текст, в нём должен быть хороший синтаксис. Авторы «Пиши, сокращай…» советуют для этого делать две вещи: читать текст вслух по многу раз и переписывать всё, на чём вы спотыкаетесь. С той же целью они рекомендуют писать в расслабленном состоянии.

8 Используйте кикеры

Кикер – это абзац, который может заинтересовать читателя и заставить его читать текст дальше. Для этого нужно заинтриговать или зацепить – например, нетривиальной историей, насущной проблемой. Плохой пример – «В народе существует немало средств борьбы с клещами…», хороший – «Что вы будете делать, если вас укусит клещ? Обычно на этот…».

9 Структурируйте свой текст

Чтобы у вашего текста была хорошая структура, его нужно разбить на смысловые единицы с заголовками - модули. Каждый модуль состоит из нескольких абзацев. Хороший модуль - это мини-статья. Например, если мы пишем текст о поездке за границу, его можно разбить на несколько тематических модулей – например, «Достопримечательности», «Еда и напитки»”, «Инфраструктура».

10 Руководствуйтесь здравым смыслом

Авторы советуют в пылу редактуры не забывать о здравом смысле и собственном вкусе. Перечитайте свой текст. Достаточно ли он благозвучен, легко ли читается, хорошо ли структурирован? Кроме того, текст должен быть естественным, а не механическим. Но и жертвовать содержанием ради формы нельзя. Однако ваши вкус и чутьё должны быть главными ориентирами, настаивают авторы книги «Пиши, сокращай…».

Многие заказчики просят проверять текст в системе «Главред». Этот сервис заставляет понервничать даже опытных копирайтеров. Почему хороший текст не проходит проверку, и по каким принципам работает система остаётся для простого смертного загадкой.

Хотите получать высокий бал в системе «Главред» и писать грамотные и берущие за душу тексты? Тогда читайте книгу от создателей «Главреда» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.

Авторы книги «Пиши, сокращай. Как создавать сильные тексты » ориентировались на широкий круг читателей. Практические советы пригодятся всем, кто работает с текстом: редакторам, копирайтерам, писателям, журналистам, студентам.

Максим и Людмила доходчиво объяснили разницу между плохим и хорошим материалом и рассказали, как создавать сильные и полезные тексты.

В самом начале книги сформулированы 10 правил сильного текста:

1. Сила в правде

Казалось бы, такая очевидная вещь, на деле не так проста. Чтобы произвести впечатление на работодателя претендент приписывает себе несуществующие качества. Рекламное сообщение приукрашает возможности компании, чтобы хоть в чём-то превзойти конкурентов. А политики нанимают специальных людей, которые умеют написать текст так, чтобы вместо слова «кража» стояло что-нибудь более благопристойное.

М. Ильяхов и Л. Сарычева выступают против «брехни». Они советуют не маскировать острые углы, а прямо говорить о проблемах и предлагать решения. В рекламных материалах авторы советуют делать упор на то, что ваша компания действительно делает очень хорошо.

2. Смысл важнее формы

Излишняя любовь к словам – ещё одна крайность, в которую впадают не только начинающие авторы, но и профессионалы. Витиеватые конструкции уместны для художественной литературы. Если вы хотите донести до читателя какой-то посыл, информацию или призыв к действию, то лучше напишите простым языком факты, которые принесут ему пользу.

3. Чем проще – тем лучше

Простота изложения не прихоть создателей «Главреда», а зрелый вывод мастеров, которые давно работают с текстом. Даже самую сложную идею можно описать просто и понятно.

Узкоспециализированные слова помогают профессионалам понимать тончайшие нюансы дела, но неподготовленный читатель от незнакомых слов устаёт, путается, ему надоедает и он откладывает статью. Поэтому прежде чем писать узнайте свою целевую аудиторию и определитесь нужны ли в статье сложные расчёты и спец.термины или стоит объяснить понятия простым языком не вдаваясь в подробности.

4. Пишите, как для себя

Прежде чем подвигать к себе клавиатуру поставьте себя на место читателя. Какие вопросы у вас возникли по теме? Что вам хотелось бы уточнить? А теперь добудьте эту информацию! Неважно как – это может быть небольшой опрос, разговор с компетентным человеком, библиотека или поиск в сети. Важно дать читателю ту информацию, которая ему нужна.

5. Читайте вслух

Слишком длинные предложения и описания перегружают текст. Читать его становится трудно, мысли путаются в избыточных определениях и лишних словах. Как лечить?

Прежде всего, прочтите то, что вы написали вслух. Если фраза плохо звучит – замените её. Если вам не хватило дыхания дочитать предложение до конца – разбейте его на несколько простых. Если мысли путаются, и вы не в силах вспомнить, что было на предыдущей строке, то вероятнее всего написано слишком абстрактно.

Проверьте, нет ли избыточных определений? Не отклонилось ли повествование от намеченного курса? Читайте и исправляйте до тех пор, пока текст не зазвучит легко и плавно. После хорошего текста не остаётся напряжения, всё кажется простым и понятным.

6. Приводите примеры

Чтобы сделать текст более живым используйте примеры из жизни. Они решают сразу несколько задач: увлекают читателя, объясняют непонятное и позволяют ненавязчиво рекламировать свои товары и услуги.

7. От простого к сложному

Когда вы пишете о сложном, но хотите чтобы вас поняли все объясняйте от простого к сложному. Правильно будет если последующие объяснения будут плавно вытекать из предыдущих. Не отходите от темы и привязывайте новый материал к уже знакомому, так читатель скорее поймёт вас и вероятнее всего дочитает статью до конца, при условии, что тема ему интересна.

И помните, одно предложение – одна мысль.

8. Пользу вперёд!

Ваш читатель зачем-то вас читает, подумайте, что полезного он хочет узнать из статьи или рекламного объявления? Что он ищет, чего ожидает? Начните повествование с пользы, а затем раскрывайте тему подробнее, приводите примеры или делайте своё предложение. Помогите читателю решить его проблему, и вы получите от него то, что нужно вам.

9. Поставьте заголовок

Книга «Пиши, сокращай» хороша ещё тем, что в ней много примеров, которые наглядно демонстрируют отличия между классным текстом и посредственным. Там наглядно видно, что заголовки привлекают внимание читателей и вызывают желание узнать, что пишут ниже. Заголовок должен привлекать читателя и соответствовать остальному тексту по смыслу и стилю.

10. Уважение и забота

Авторы утверждают, что главное в хорошем тексте это забота и уважение к читателю. Ваш текст будет сильным, только если вы общаетесь с читателем на равных, позиция «свысока» - отталкивает. Читатель не глуп, он хорошо чувствует фальшь, лесть и ложь. Такие приёмы – «дно» автора.

Если вы уважаете своё имя и репутацию будьте честны, полезны и вежливы. Подумайте, как ваша работа может помочь людям. Найдите редкую информацию, объясните простым языком непонятное, научите лучшему методу, подскажите правильные действия в той или иной ситуации и вас всегда будут читать с удовольствием.

Нет «волшебных» фраз и «продающих» текстов – есть уважение и забота.

Я бы порекомендовала прочесть эту книгу прежде, чем писать вообще что-либо. Ведь проще делать правильно с самого начала, чем потом переучиваться. Я во многом согласна с Максимом и Людмилой, но кое с чем хочется и поспорить. Так и должно быть, ведь у каждого автора свой стиль письма и собственное мнение.

Книга «Пиши, сокращай. Как создавать сильные тексты» заняла почётное место на моей полке пособий по копирайтингу. Благодарю авторов за полезный и честный труд и знаю, что буду перечитывать эту книгу много раз и применять советы на практике.

В этом тексте я использовала несколько советов из книги. По «Главреду» текст получил 8,3 балла, как говорят авторы книги – это очень даже неплохой результат!

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц)

Знакомство

Проверьте на себе. В какую школу вы бы отдали ребенка? Хвастливопридыхательную ИЛИ в ту, в которой знают, о чём говорят?

Волшебных слов не существует

Культ слов

Что в голове

Задачи читателя

Графомания

А если в компании проблемы – какое из этих писем вы бы хотели получить? Какое из них принесет вам больше пользы?

После того текста, что слева, обычно бывает так:

От текста справа больнее, но он честный и прямой. Кого-то он сподвигнет покинуть компанию, а кого-то – исправить ситуацию.

Волшебных слов не существует

Информационный стиль ставит правду на первое место, даже если она неудобная. Даже если все вокруг просят сгладить углы. Представьте, что мэрия отчитывается о строительстве школы:

двусмысленностью. Там, где читатель тонет в словах,

Откуда взялся информационный стиль

Культ слов

Информационный стиль борется с культом слов. В этой книге мы показываем, что смысл всегда важнее слов.

Жаль, что никто не рассказал нам об этом в 2005 году, когда мы писали эти статьи для своих студенческих газет.

Эта книга бывает только бумажной

Что в голове

Задачи читателя

Графомания

Это касается не только журналистов. Менеджер в офисе, ученый в лаборатории, преподаватель на лекции – все они формируют картину мира других людей и влияют на их жизнь.

Информационный стиль борется с перегруженностью и

информационный стиль поможет выплыть. Допустим, у нас статья на сложную тему:

Откуда взялся информационный стиль

Культ слов

Информационный стиль борется с культом слов. В этой книге мы показываем, что смысл всегда важнее слов.

Жаль, что никто не рассказал нам об этом в 2005 году, когда мы писали эти статьи для своих студенческих газет.

Эта книга бывает только бумажной

Что в голове

Задачи читателя

Графомания

Это касается не только журналистов. Менеджер в офисе, ученый в лаборатории, преподаватель на лекции – все они формируют картину мира других людей и влияют на их жизнь.

Упрощать

Уровни упрощения

Стоп-слова

Стоп-слова – это такие слова и фразы, которые удаляются из текста без потери смысла. Можно представить, что это языковой мусор, шелуха, жир, шлак – как угодно.

Увидеть, удалить и наполнить

Но вы же обедняете язык!

Убрать всё, на что отвлекаешься

Общеизвестное

Словесная нумерация

Вводные для примера

Видимость вежливости

Если что-то пришлось кстати, не надо это специально выделять. А если оно некстати, то никакое «кстати» ему не поможет. Неумелые авторы используют это слово, чтобы приклеить неуместный текст:

Всё, что стоит в скобках, всем своим видом показывает, что это что-то неважное. Либо убирайте, либо доставайте из скобок:

Проверка на глаз и на слух

Примеры вводных слов и словосочетаний

Отказаться от оценок

Как выявить оценку

Оценка – это характеристика, с помощью которой автор описывает субъективное ощущение:

Что делать с оценками

Ложное чувство проделанной работы

Что делать с оценками

Чтобы оценка стала убедительной, замените или дополните ее фактами. Факты должны быть понятными читателю. Если непонятны -поясняйте:

Не всякое прилагательное будет оценочным. Иногда одни и те же прилагательные обозначают и оценку, и объективное свойство:

Ложное чувство проделанной работы

Что делать с оценками

Чтобы оценка стала убедительной, замените или дополните ее фактами. Факты должны быть понятными читателю. Если непонятны -поясняйте:

Иногда оценки помогают понять сложные факты – например, у технически сложных приборов. В таком случае можно сделать факты вместе с оценками. А можно обойтись и без оценок:

Примеры оценок

Не усиливайте оценку

Усилители – это сигнал для читателя, что автор уж очень старается его убедить. Но убеждают не громкие слова, убеждает правда:

Самые сильные убеждения – те, к которым читатель приходит самостоятельно. Помогите ему самому решить, что ваш товар «очень» или «самый». Но не пишите эти слова, а подбирайте факты.

Без правды даже напыщенный текст выглядит слабо. Вот некий писатель сочинил текст о сервисном центре:

Любая компания скопирует этот текст, разместит у себя на сайте, и никто не заметит подвоха. С доказательствами это не пройдет:

Теперь читатель сам сделает вывод об обслуживании и профессионализме, хотя усилителей здесь нет.

Настоящий

Отдельная история со словом «настоящий». Чтобы быть убедительнее, журналисты называют «Настоящими» героев своих статей, а рекламщики – свои продукты. Получается слабенько:

Человек или товар не станут более настоящими, если их так называть. Зато, если вместо слова «настоящий» рассказать историю, получится интересно и убедительно:

Примеры усилителей

Не повторять за другими

Штампы – всё, что знакомо

Бытовые штампы

Бытовые штампы безобидны во всем, кроме длины. Чаще всего эти многословные конструкции ужимаются до одного слова:

Что писать вместо корпоративных штампов

Корпоративные штампы настолько популярны, что с первого раза не поймешь, как жить без них. Как же обойтись без всей этой корпоративной респектабельности и серьезности? А вот как.

Язык бюрократа

Противопоставление

Если противопоставляете одно время другому, указатели времени помогают читателю сориентироваться.

Закрепим

Теперь проблема правдоподобна, а назидательности нет. Родители узнают в этой истории себя и захотят прочитать статью.

Канцеляризмы и формализм

Канцеляризмы – штампы, которыми разговаривают бюрократы и руководители крупных постсоветских организаций:

Канцеляризмы из речи чиновников просачиваются в обычную речь. Из-за этого там, где нужно написать просто, автор накручивает официоза:

Формализм

С уважением, но без уважения

Администрация

Сглаженные углы

Примеры канцеляризмов

Использовать простые слова

Чем проще слова, тем легче читателю воспринимать текст. Если можно на писать проще, пишите проще:

Не в ущерб точности

Не путайте заумные слова ради выпендрежа и термины по делу. Если вы точно знаете, что значит это слово, оставляйте:

Однако даже в научном тексте часто обходятся простыми словами там, где ими можно обойтись. Правильно использовать термины и перегружать текст заумью – не одно и то же:

Когда важны нюансы

Это забавно, только если делать это нарочито и в шутку:

Проблема с этими словами та же, что и с оценками: они не несут информации. Читатель, может быть, тоже хочет сделать такой вывод,

Факты сильнее оценок. Даже если оценки громкие и заумные

Народная психология

Использовать психологические и медицинские термины, если вы пишете не о психологии или медицине, -дурной тон. Такие слова показывают, что автор умничает без глубокого понимания темы:

Примитивизация языка

Обеднение языка

Примеры зауми

Не слаживать углы

Называйте вещи своими именами

Мямлить, расшаркиваться и обтекать вокруг неудобных тем легко. Это не признак деликатности, так умеют все. А чтобы называть вещи своими именами, нужны характер и воля.

Границы критики и переход на личности

Инвалиды

Популярные эвфемизмы

Историческая справка

Проблема эвфемизмов была всегда. Вот о ней пишет Гоголь в «Мертвых душах»:

Больше действии

Отглагольное существительное

Чаще всего действие выражается глаголом. С ним нет проблем: имеешь в виду действие – пишешь глагол. Но иногда действие прячут, будто стесняются. Например, за существительное:

Причастие – это отглагольное прилагательное. Отвечает на вопросы «Какой? Что делающий?».

Причастия скрывают глагол, добавляют в предложение запятые и усложняют чтение. Если за причастием скрывается глагол, ставьте глагол:

Деепричастие – это отглагольное наречие. Отвечает на в опросы «Как?» и «Когда?», «Что делая?» и «Что сделав?»:

Чаще всего деепричастия получается удалить без потери смысла:

Страдательный залог

Глаголы на практике

Определять неопределённое

Нижняя граница

Местоимения

Примеры неопределённого

Не привирать, не притягивать за уши

Вот что получилось у нас:

Такой текст может не убедить кого-то из читателей – подумаешь, два ученых в своих программах испугались разных вещей! Но кого-то это убедит, потому что мы рассказали правду. Правда сильнее брехни.

Как бороться с брехней

Некоторые сайты и СМИ проводят собственные исследования. Например, вопросы труда изучают «Суперджоб» и «Хедхантер».

Если фактов нет, возьмите наблюдения из собственной жизни:

Не стыдно сослаться на СМИ или книгу, если вы узнали что-то новое именно там:

Ссылайтесь на разговор или переписку, если ваш собеседник не против публикации своего мнения:

Сильный текст нельзя построить на брехне. Вооружитесь правдой:

Что будет мешать

У простого и честного текста есть один недостаток: вам всегда будут мешать его писать.

Редактор делает текст простым, полезным и коротким:

Текст отправляют на согласование руководителю. Руководитель присылает замечания:

Когда нечем хвастаться

Что делать, если тема незнакомая

Этика редактора, писателя и журналиста

Не перегружать

Возьмем первое предложение из отредактированного примера:

Может быть, дело в том, что здесь длинные перечисления? Давайте сократим и посмотрим, станет ли лучше:

Мы потеряли часть важной информации, но предложение не стало приятнее читать. В чем же дело?

Попробуем разбить это предложение на три, в каждом-по одной новой мысли. Как изменилось восприятие текста?

Мы улучшили деление текста на новые мысли. Читать стало легче.

Объяснить по цепочке

Как проверить на себе

Писать энергично

Лучший синтаксис – естественная речь

Действие и бездействие

Если действующие лица неизвестны

Слишком много предложений без действия

Парцелляция

Главное – естественное звучание

Хороший редактор соблюдает баланс между действиями и описанием. Он не делает ничего механически, ради следования правилам. А еще он постоянно читает текст вслух, чтобы найти ошибки.

Если вам кажется, что после редактуры текст зазвучал неестественно,

– даже если для этого придется откусить большую часть:

Лучше меньше, да лучше.

Оставить запятую в покое

Несколько предложений в одном

Лишнее подчинение

Предложение с таким вложенным подчинением неудобно читать, потому что в голове приходится держать слишком много информации. Попробуйте прочитать вслух это предложение:

Чтобы его упростить, разделим и переформулируем:

Упрощать можно не только вложенное подчинение, но и просто лишнее подчинение:

Косвенная речь, воля и познание

Если в тексте встречается пересказ чужой речи, желания или планов скорее всего, это можно упростить:

мыслительные процессы:

Разделенные союзы и устойчивые фразы

Если в тексте встречается «как... так и...», «Не только... но и...», «если... то...», будьте начеку. Когда между этими словами сложные конструкции, читателю тяжело воспринять предложения.

Проблема здесь в том, что читатель вынужден держать в голове всю первую часть предложения, пока он читает вторую. Слишком много таких предложений – и читатель устанет.

Практика: упрощаем синтаксис

Теперь будем брать по одному-два предложения и редактировать их последовательно: делить, упрощать, переформулировать.

Смотрим, что у нас получилось до сих пор. Сразу выделяем места которые плоховато читаются вслух:

Почти готово. Сравним «было» и «стало» на следующем развороте.

Однородные члены сократить

Навести порядок в абзаце

До сих пор мы смотрели на текст с точки зрения отдельных слов и предложений. Теперь переходим на следующий уровень – к абзацам.

Проследите, по какому признаку текст разделен на абзацы и что общего у всех абзацев. С чего они начинаются и чем заканчиваются? Как это влияет на чтение?

Порядок и навигация

Как читатель изучает текст

Чаще всего читатель не изучает текст подряд, скользит по нему в поисках интересного. Примерно так:

Первое предложение абзаца

Вывод к абзацу

Если у вас текст на сложную тему, в конце абзацев полезно ставить выводы. Вывод отвечает на вопрос «Что делать с этой информацией?»

Представьте, что всё, что читатель запомнит из абзаца, – это последнее предложение. Каким оно должно быть?

Емкость абзаца

Поток сознания

Не отходить от темы

Что такое и зачем нужна цель

А теперь представим, что эту статью писал неквалифицированный автор. Он не знает, что нужно идти по прямой, поэтому делает отступления, и в итоге они приводят его вообще не туда:

Чтобы получился логичный текст, следите, чтобы каждый абзац и предложение работали на общую цель текста.

Полезная и бесполезная цели

Задачи текста

Навести порядок в тексте

Уборка в статье

Как делать модули привлекательными

Барселона

Как составить план статьи

Попробуем придумать заключения для нашей статьи об украденном телефоне. Заголовок статьи – «Что делать, если вы потеряли Айфон». Вот так может начинаться заключение:

Если будете в настроении, в заключении можно похулиганить или пошутить. Мы такого не умеем, спросите у папы.

Привлечь внимание к тексту

Заголовок называет тему текста. Он сообщает читателю: «Всё, что ниже, касается меня». Если заголовок не касается темы текста, читатель может растеряться:

Поэтому хороший заголовок должен отвечать на вопрос «О чём сказано в этом тексте?»:

Плохой заголовок заставляет читателя гадать, о чём же этот текст и стоит ли его читать:

Борьба за внимание

Объяснить сложное простым языком

Заставить себя слушать. Внимание и интерес

Познакомить с предметом

Сначала показать, потом рассказать

Какие бывают микроконтроллеры для любительских проектов

От простого к сложному

Второе решение – избавиться от сущностей, которые эти термины обозначают. Посмотрите снова на этот пример:

Нужно ли нам знать о ШИМ и ЛПЦ, когда мы выбираем первый микроконтроллер для любительского проекта? Кажется, что не нужно. Эта информация здесь необязательная, удалим ее:

Какое бы решение вы ни выбрали, помните, что объяснять новое нужно всегда на основе того, что человек уже знает.

Привязать к реальности

Избавиться от абстракций

Какие из этих примеров убедительнее?

Секрет убедительности – в конкретике. Это тайное знание, которое отличает дилетанта от опытного писателя. Эффект основан на том, как читатель воспринимает конкретику и абстракции.

Как поддерживать абстрактное

Возьмем пример с системой управления бизнесом «ОМ». Составим предельно абстрактное заявление:

Здесь абстрактное каждое слово, кроме названия системы. Попробуем привязать каждую из этих абстракций к чувственному опыту.

Сделать факты понятными

Опыт в восприятии фактов

Полезные читателю факты

Факты, которые снижают доверие

Перегрузка фактами

Слушайте себя

Если после редактуры текст получился механическим, неестественным, неинтересным или бесполезным – это плохая редактура.

Почему люди покупают

Продает не только текст

Иллюстрации сильнее текста

Какие возможности? Какие нажатия? О чем вы? Что значит «буквально оживут»? Зачем нам знать про эти технологии? Это ужасный текст.

И сопроводительная иллюстрация:

Заметите логический прием? В тексте нам рассказывают о каких-то непонятных технологиях, точности и эффектах, а из картинки мы делаем простой и понятный вывод:

Если бы это нам сказали в тексте, мы бы не поверили.

Демонстрация сильнее текста и иллюстраций

Продающего текста не существует, но весь текст – продающий

Пять правил рассказа о продукте

1. Простые слова

3. Детали и сценарии 4 . Доказательства

Как рассказывать о себе и своей компании на сайте

Чем вы полезны

Сразу после «кто вы» напишите, какую пользу вы приносите людям. Не путать с тем, что вы делаете:

Можно совмещать «чем полезен» и «что для этого делаю»:

Попробуем сформулировать пользу от работы редактора вместе с тем, что он делает. В зависимости от специализации польза будет разной:

Теперь попробуем то же самое для репетитора:

Сценарии

Полезно рассказывать не только о вашей пользе, но и о ситуациях, когда к вам лучше обращаться. В каком случае вы наиболее полезны?

Не стесняйтесь рассказывать клиентам о тонкостях, которые есть в вашей работе. Так вы добиваетесь двух целей: показываете свои сильные стороны и помогаете клиенту увидеть ценность вашей работы.

Профессионал – это тот, кто знает, как действовать в сложной ситуации. Покажите, что вы знаете.

Ограничения

Вообще проявлять заботу о читателе полезно. И ограничения – удачный повод это сделать. Если вы знаете, что читателю будут неудобны ваши ограничения, предлагайте альтернативу:

Миссия и интересы

Изюминка

Проверка черным маркером

Частный мастер

Агентство

Дизайн-бюро

Задача ограничений – привлечь тех, кто вам интереснее всего.

Миссия и интересы

Изюминка

Проверка черным маркером

Частный мастер

Задание. Изучите этот текст о мастере. Найдите в нём элементы, о которых мы говорили в параграфе. Готовы ли вы пригласить такого человека к себе в дом?

В этом тексте есть указание возраста и семейного положения мастера. Какую функцию выполняет эта информация?

Разработчик сайтов и приложений

Задание. Изучите текст о разработчике сайтов. Подумайте, на кого нацелен этот текст. Кому не подойдут услуги Гриши Грушевича?

Агентство

Изучите этот рассказ об агентстве «Мемко». Это настоящий текст с сайта, мы ничего не придумывали. Оцените, как знание деталей подчеркивает профессионализм:

Дизайн-бюро

Выдержки из рассказа о дизайн-бюро Артема Горбунова:

Не хвастаться

Награды, дипломы и достижения

Как рассказывать о клиентах

Задание. Проанализируйте, зачем нужен каждый абзац этого текста о небольшой, но умелой пекарне. Что здесь о пользе, где сценарии, где тонкости, где ограничения и изюминка?

Этот текст, разумеется, можно улучшить: сделать более читаемым и подсократить. Но это уже косметические улучшения. Главное сделано: польза, сценарии, тонкости и ограничения.

Обратите внимание на структуру модуля:

По этой структуре получатся прекрасные модули под каждый сценарий. Попробуем еще один:

Аудитория этого раздела – преподаватели, репетиторы и лекторы, поэтому аргументация сделана специально для них. Школьнику или студенту едва ли будет интересно.

Библиотека им. Норы Г аль

На рассмотрение директору попадут только пригодные отклики. Чтобы попасть в «пригодные», достаточно соответствовать всем ожиданиям кадровика и директора.

Разберем, как устроено письмо Ивана и почему оно такое. Из этого разбора станут понятны принципы отклика на вакансию.

Соответствовать требованиям

Первое и главное, на что обратит внимание кадровик, – соответствие формальным требованиям. Он увидит это в резюме, и если всё сойдется, то найдет подтверждение в сопроводительном письме.

Если вы в чем-то не соответствуете, то лучше об этом сказать прямо и объяснить, что вы планируете с этим делать:

Откликаться прицельно

Хорошо, когда в отклике на вакансию видно, что человек писал именно в эту компанию и именно на эту вакансию, а не просто массово рассылал письма на все примерно похожие вакансии.

Приводить доказательства

Не надеяться

Отклик на вакансию программиста

Применим советы в жизни. Компания ищет программиста, необязательно опытного. И компания, и программист прочитали эту книгу и хорошо пишут о себе. Вот что из этого получится.

Из вакансии видно, какого сотрудника ищет компания:

Хороший отклик будет отвечать на них. Здесь не всё идеально, но полезно, отвечает требованиям и, самое главное, искренне:

Никогда не врать, даже в мелочах

Не пытайтесь никого перехитрить

Отклик на вакансию продюсера

Выделим потребности студии:

Напишем отклик по этим потребностям. Аргументы расставим в том порядке, который кажется естественным:

Это не индивидуальность. Вот индивидуальность:

КОПИРАЙТЕРАМ, ДИЗАЙНЕРАМ, ЖУРНАЛИСТАМ, МЕНЕДЖЕРАМ И ВСЕМ,

КТО ПИШЕТ ПО РАБОТЕ

Пиши, сокращай Как создавать сильный текст

2-е издание

Благодарим

Оксану Ильяхову, Александра Сарычева, Надю Поминову и Катю Ивкину за помощь, критику и терпение

УДК 338.24 ББК 65.291.2 И49

ISBN 978-5-9614-5967-8

Ильяхов М.

Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. -2-е изд. – М.: АП, 2017. – 440 с., ил.

Максим Ильяхов и Людмила Сарычева на конкретных примерах показывают, что такое хорошо и что такое плохо в информационных, рекламном, журналистском и публицистическом тексте. Как писать письма, на которые будут отвечать, и рассылки, от которых не будут отписываться. Как создавать действенные и не вульгарные рекламные объявления. Как излагать мысли кратко, ясно и убедительно, без языкового мусора, фальши и штампов.

Следуя рекомендациям в книге, вы научитесь писать понятно, увлекать читателей и добиваться доверия. Это обязательная книга для копирайтеров, авторов, редакторов, дизайнеров, программистов, менеджеров, предпринимателей, руководителей, служащих и всех, кто использует текст в работе.

ISBN 978-5-9614-5967-8 © Максим Ильяхов, текст, 2016 ©Людмила Сарычева, текст, 2016 ©София Берлина, иллюстрации, 2016

Цель и задачи

Знакомство

Структура

Заголовок

Дидактика

1. Отжать воду

Чувственный опыт

Сложные случаи

3. Рассказать о себе

Решение о покупке

Эвфемизмы

Рассказ о продукте

Отглагольное

Текст о себе и компании

Неопределенное

Сопроводительное письмо

Главный секрет

Информативность

Синтаксис

Однородные члены

Десять правил сильного текста

1. Сила – в правде

2. Смысл важнее формы

3. Чем проще – тем лучше

4. Пишите, как для себя

5. Читайте вслух

6. Приводите примеры

7. От простого к сложному

8. Пользу– вперед

9. Поставьте заголовок

10. Уважение и забота

Знакомство

Каждый год летом у нас в домах отключают горячую воду. Однажды утром ты просыпаешься, ползешь в душ, открываешь оба крана, и тебя окатывает ледяной водой. Так начинаются две недели тазиков, ковшиков и кастрюлек на плите. Суровое постсоветское лето.

В день, когда нам отключают воду, в подъезде появляется вот такое объявление:

ВНИМАНИЕ!

В связи с плановым проведением диагностических и ремонтных работ в летний период горячее водоснабжение в вашем доме будет отключено с 1.05 по 13.05

Администрация.

В этом объявлении много слов, оно звучит официально и выглядит важно. Его составил сотрудник Мосгортепла или управляющей компании: открыл «Ворд», написал, поставил прочерки.

Кто-то напечатал эти объявления, вписал даты, расклеил по подъездам.

За этим объявлением стоит большая работа. Но если выделить полезное из этого объявления, то останется немного:

В связи с плановым проведением диагностических и ремонтных работ в

тетний период

горячее водоснабжение

в вашем доме будет

отключено с 1.05

С тем же успехом можно было просто написать:

Но даже если написать просто и понятно, проблема не решится. Воды по -прежнему нет. Мы по-прежнему недовольны.

А теперь представьте, что вместо официального и серьезного объявления в подъезде появится вот такое объявление:

Эти две недели Мосгортепло будет готовить отопительную систему к зиме. Мы заменим часть старых металлических труб на современные полимерные. проведем гидроиспытания системы отопления, обновим оборудование на ТЭЦ.

Если не проводить такую профилактику, зимой трубы отопления может разорвать, а на ТЭЦ могут случиться аварии. В результате в домах всего района не будет тепла. Мы запланировали ремонт на лето, чтобы вам было легче перенести это время без горячей воды.

Справочная Мосгортепла, +7 495 100-00-00

Здесь гораздо больше заботы и уважения. А еще это объявление наконец-то объясняет, что отключение воды – не прихоть садистов-коммунальщиков, а необходимость. Раньше мы думали, что они просто не умеют работать. Теперь мы видим, что без этого отключения воды нам будет еще хуже.

Чтобы составить и разместить такое объявление, нужно примерно столько же сил и времени, сколько и на первое, официальное. Нужны те же люди, та же процедура, те же принтеры и та же бумага. Разница лишь в том, что написано.

Первое официальное объявление написали не роботы, не абстрактные чиновники, а обычные люди – такие же, как мы с вами. Они с тем же успехом могли написать и более заботливое объявление. Просто не хватило знаний.

Другая ситуация. Человек сидит в офисе посреди рабочего дня. Прилетает вот такое письмо:

Тема: статус задач

Уважаемые коллеги!

В связи с проведением нашим отделом подготовительных работ к сдаче отчетности за первое полугодие убедительно просим вас обратить внимание на статус вашей работы...

«Ох, это что-то очень сложное. Разберусь попозже», – думает человек. Его можно понять: уже от первых строк этого письма в голове замыкает.

Но что если сформулировать это письмо немного иначе?

Тема: расчет премий по задачам

Коллеги! Пожалуйста. закройте все сделанные задачи в системе управления проектов до конца дня.

Сегодня в 20:00 мы выгружаем отчет за полугодие. В него попадут все закрытые задачи. На их основе бухгалтерия рассчитает премии. Если не успеваете – дайте знать, чтобы ваши задачи рассчитали отдельно.

На какое из писем человек скорее ответит? В каком ему проще разобраться? Какое письмо лучше побуждает к действию?

Текст может показаться не самой важной частью нашей жизни -особенно если вы не профессиональный писатель. Но от того, как мы формулируем мысли на письме, зависит очень многое: понимают нас или нет, прислушиваются ли к нам, делают ли другие то, что нам нужно, и что они о нас думают. Мы формулируем свои мысли в письмах, объявлениях, статьях, презентациях, и везде о нас судят по тексту.

Проверьте на себе. В какую школу вы бы отдали ребенка? Хвастливопридыхательную ИЛИ в ту, в которой знают, о чём говорят?

А если в компании проблемы – какое из этих писем вы бы хотели получить? Какое из них принесет вам больше пользы?

Доверьте свое чадо профессионалам! Наша школа является одной из ведущих на рынке. Наша команда высококвалифицированных педагогов всегда позаботится о том, чтобы ваш ребенок получал только лучшее."

В связи с временными трудностями За последний год мы стали продавать

экономического характера, на треть меньше, чем годом ранее.

вызванными фундаментальными Если мы не сможем изменить

изменениями в составе и объеме ситуацию, мы должны будем либо

продаж, в нашей компании намечается закрыть всю компа, либо сократить



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...