План работы по самообразованию учителя логопеда. План по самообразованию учителя-логопеда

В ДОУ для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителю-логопеду выделяется кабинет, который должен отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.

В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы логопед оформляет паспорт логопедического кабинета (паспорт оформляется независимо от того, имеет ли логопед отдельный кабинет, или занимает часть групповой комнаты, или часть любого другого помещения).

В паспорте, представляющем собой тетрадь (альбом, журнал), перечисляются все оборудование, находящееся в кабинете, наглядный материал, учебные и методические пособия, игры, технические средства обучения, учебно-методическая литература и др. Вместо паспорта логопедического кабинета возможно составление картотеки.

Схема паспорта логопедического кабинета

Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.

Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.

Выбор темы для самообразования - ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального самообразования логопеда и объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.

Изучение выбранной темы предполагает составление плана, один из вариантов которого приведен ниже.

План самообразования учителя-логопеда

ФИО _ на 2()0_/00_ уч. год

Тема «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»

Обоснование выбранной темы

В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены легкими («стертыми») формами дизартрии.

Стертая дизартрия - речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностыо множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мыпщ артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет па формирование других сторон речи. Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у этих детей также характеризуется качественным своеобразием.

Количество детей со стертой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту, так как она достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления. Поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии представляется для меня сегодня очень актуальной.

План изучения темы.

Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.

Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.

Обследование детей со стертой формой дизартрии. Вопросы дифференциальной диагностики.

Системный подход к коррекции данной речевой патологии (медицинское, психолого-педагогическое, логопедическое воздействие).

Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.

Список литературы для самостоятельного изучения

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006.

Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.

Волкова ГЛ. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2005.

Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Вопросы логопедии. М., 1978.

Логопедия. Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб., 1997.

Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.

Инновационно-профессиональная деятельность по завершении изучения темы

Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».

Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».

Влияние профессионального мастерства на результаты, коррекционной работы с детьми

Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекциошюй работы за 2-3 года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

город Канаш

Документация

по самообразованию

учителя-логопеда

Петровой Веры Дмитриевны

Изучение литературы по теме

Название книги, статьи

Краткая аннотация, заметки

Ткаченко Т.А.

Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы. Владос, 2013.

В книге представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий.

Н.В.Соловьёва

Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие проанализировать звуковой состав слова и состав предложения.

Н.Н.Сазонова

Е.В.Куцина

Н.Г.Хрушкова

Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. В 3-х частях. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.

Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам.

Дурова Н.В., Невская Л.Н.

Комплект из 4-х книг:

Поиграем в слова.

От слова – к звуку.

От звука - к букве.

Читаем сами.

– М.: Школа-Пресс, 1998.

Комплект из 4-х книг помогает познакомить детей с тем, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, учит различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, проводить звуковой анализ слов. Знакомит детей с гласными буквами и правилами их написания. Всё это имеет большое значение для последующего обучения чтению и грамотному письму.

Бондарева Л.Ю.

Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008.

В.В.Баронова

Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

// Логопед в детском саду. 2012, №3.

Кудрова Т.И.

Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. 2007, № 4, с. 51-54.

Карельская Е.

Использование символов в работе над звуками. Дошкольное воспитание. 2000, №1.

Смолянская В.С.

Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. 2010.

Костылева Н.Ю.

Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников.

Практическая реализация темы по самообразованию

Форма

(открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект и др.)

Тема

Уровень

(ДОУ, городской, районный, краевой)

Дата

Консультация для педагогов

Тема: «

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

Консультация для родителей

Тема: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

Методическая разработка

Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте.

Выставка

Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Выступление на педсовете

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.

3. Разработать перспективный план работы с детьми.

4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

5. Разработать конспекты занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности), планы индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

6. Организовать проведение фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) и индивидуальных занятий с детьми по развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

7. Провести консультацию для родителей на тему «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

8. Провести консультацию для педагогов на тему « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

9. Провести консультацию для воспитателей на тему «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

10. Изготовить дидактические игры и пособия по обучению детей грамоте.

11. Подготовить методическую разработку

12. Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.

13. Подготовить выступление на педагогическом совете по теме самообразования (отчёт о проделанной работе).

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на начало учебного года.

Разработка перспективного плана работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Проведение индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Консультация для педагогов.

Тема: « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

Консультация для воспитателей.

Тема:«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Подготовить методическую разработку «Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте».

Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.

Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, планов индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Изготовление дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте.

Консультация для родителей:

«Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года.

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

«План по самообразованию учителя-логопеда»

Архиповой Елены Анатольевны

Формы работы

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

логопедическое обследование


Словесные игры для детей младшего возраста

Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года;

Разработать календарный, перспективные планы ;

Изучение методической литературы

Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.

Консультация для родителей:

«Как ускорить наилучший результат логопедической работы у детей с ТНР »

Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с работы

Развитие неречевого и речевого слуха.

Игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза

Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР». «Звуковой анализ слова». «Фонематический слух - основа правильной речи».«Как расширить словарный запас ребенка».

Консультация для родителей:

«Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе»

Составить комплекс упражнений, дидактических игр и материала;

Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки»;

Принять участие в ПМПк, пед. советах, методических объединениях;

Изучение методической литературы

Консультация для родителей:

«Фонематический слух - основа правильной речи»»

Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют».

Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей:

«Готовим руку к письму»

(развитие графомоторных навыков)».

Оформление папки передвижки.

Тема: «Как расширить словарный запас ребенка»


Подготовить (провести) открытое занятие для педагогов по теме: «Формирование речевого развития у детей с ТНР»

логопедическое обследование


Консультация для родителей:

«Чем и как развивать речь ребёнка летом»

Автоматизация поставленных звуков


Методическая литература:

1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников / . – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.

2. Алтухова слышать звуки / – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.

3. Дурова. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / . – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.

4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей , студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п.н., проф. . – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр. 6., Филичёва обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

7.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

8.Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83

9.Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

10.Селивёрстов игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

11.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

12.Швачкин фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.

13. Бельтюков анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Обоснование выбранной темы:

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель : повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Планирование работы по использованию игровых технологий.
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
  4. Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1. Профессионально-педагогическая деятельность:

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. Октябрь.
2. Изучить и проанализировать:
ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155
Октябрь.
3. Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу В течение учебного года.
4. Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Для детей и родителей подготовительной группы.
Сентябрь
Октябрь.
5. Работа по плану проекта
— Творческая мастерская: «Мастерим своими руками»
— Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели)
— Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»
— Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед)
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед)
— Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?»
— Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »
— Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда»
— Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь — Май.
6. Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.
В течение учебного года.

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск
Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь
2. Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск.
Методическая разработка логопедического развлечения.
Тема: Паровозик из «Игро-ленда»
Ноябрь
3. Изготовление папки передвижки для родителей детей
3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика:
«Котик Музик»
Декабрь
4. НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » Декабрь
4. Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. В течение года.
5. Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» Январь
5. Подготовить теоретический материал по теме самообразования. Февраль
6. Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
  • Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС »
  • Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»
Февраль
Март
7. Создание презентации по теме самообразования. Март
8. Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » В течение года
9. Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. В течение года

3. Изучение специальной литературы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение материалов на сайтах:
  • Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  • Журнал «Логопед»
  • Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/
В течение года
2.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
  • Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение опыта работы учителя-логопеда
Матыкиной И.А.


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...