По данным опыта постройте график изменения температуры. Постройте график годовой ход температуры




Это графики. С ними работает любой учитель, проводя мониторинг успеваемости учащихся (наблюдение за качеством ваших знаний в течение нескольких лет). Если мы заболели, нам предлагают сделать кардиограмму, которую потом расшифровывает доктор и делает вывод о состоянии нашего здоровья. Вот и мы сегодня будем заниматься исследованием научимся читать и строить график.


Лабораторная работа №1

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»


Цель работы:

исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.


Осторожно! Горячая вода! Стекло! Будьте осторожны при работе с кипятком. Не разливайте воду – возможны ожоги. Будьте осторожны при работе с термометром. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости! На столе не должно быть никаких посторонних предметов.


Приборы и материалы:

сосуд с горячей водой (70 о С – 80 о С), стакан, термометр, секундомер, карандаш, линейка.

По ходу выполнения лабораторной работы вы будете вести записи, которые фиксируют протекание процесса. Перед вами находится форма отчета по данной работе, которую вы будете заполнять.


Выполнение работы.

1.Определите цену деления термометра.




Время,

Температура, tºС

t, мин.



При работе с термометром следует выполнять следующие правила:

1) для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз;

2)помещать термометр непосредственно в вещество, температура которого измеряется;

3)снимать показания термометра после того, как установится температура.





Домашнее задание:

§ 9 (с. 22-25);

Упражнение 4 (с. 25).С.

Упражнение 9 (с. 29). Н.

Определите цену деления прибора




Рефлексия

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересным


Тема урока: « Агрегатные состояния вещества»

Пояснительная записка. Данный урок проводится с целью коррекции и систематизации знаний по теме : «Агрегатные состояния вещества». Место урока в системе уроков данного раздела: завершение темы «Агрегатные состояния вещества».

Тип урока: урок методологической направленности

Форма работы: урок-практикум.

Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.

Основная часть урока связана с решением экспериментальных, качественных, графических задач, отработке практических навыков в работе с физическим оборудованием.

Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке:

решение проблемных ситуаций, ответы на вопросы, работа с таблицей,

Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке:

    форма организации деятельности учащихся: коллективно-групповая.

    организация занятия: наглядный, практический;

    уровень развития учащихся: репродуктивный, частично-поисковый,

исследовательский;

Данный урок имеет большое практическое значение, так как помогает учащимся формировать умение работать с текстом, составлять структурированные таблицы, читать графики, проводить эксперименты, анализировать полученный материал.

Цель урока: Содействовать приобретению учащимися методов систематизации изучаемого материала в виде таблиц и умению работы с графиками, проводить эксперименты, объяснять полученные результаты, строить графики.

Задачи урока: образовательные: научить учащихся способам систематизации изученного материала через табличное оформление.

Развивающие: развитие логического мышления учащихся, умений анализировать графики и строить обобщающие таблицы по изученному материалу, умению самостоятельной работы и работы в группе.

Воспитывающие : воспитание коммуникативных навыков при работе в группе, умений отстаивать свою точку зрения и слушать других; развитие аккуратности при оформлении таблиц, построение графиков.

Этапы урока.

Организационный момент. Дидактическая задача: создание комфортной образовательной среды. Создание положительного эмоционального настроя учащихся.

Активное включение учащихся в образовательный процесс.

Этап 1. Фронтальный опрос

1.В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то вещество?

2. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

3. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?

4. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? Слайд №3,4,5

Этап 2. Теоретический.

Распределение заданий по группам. Плавление, кристаллизация, конденсация, кипение, испарение. Заполнение таблицы. Защита. Приложение №1, №3.

Этап 3. Экспериментальный

Цель: экспериментально подтвердить полученные теоретические знания.

Учащимся предстоит исследовать процессы. Для этого раздаются карточки с описанием хода исследования и вопросы, на которые необходимо получить ответы. На выполнение работы отводится 12 минут. Приложение №2.

Как вы думайте, как ведут себя при плавлении аморфные тела? (сообщение ученика)

Чем отличаются аморфные тела от жидкостей и кристаллических тел?

Этап 4. «Читаем графики» (слайд №6,7)

    В какой момент времени начался процесс плавления?

    В какой момент времени начался процесс кристаллизации?

    Чему равно температура плавления?

    Чему равно температура кристаллизации?

    Сколько длилось нагревание, плавление, кристаллизация?

    Какому процессу соответствуют участки графика? По графику определить вещество.

    Какие превращения происходят с веществом?

    Какие участки графика соответствуют росту температуры вещества? уменьшению?

Этап 5.Опыты

    Примораживание кастрюли к подъёмному столику.

На подъёмный столик налить немного воды и поставить алюминиевую кастрюлю, наполненную снегом. В снег подсыпать соли и перемешивать до тех пор, пока кастрюля не примёрзнет к подъёмному столику. Поднять кастрюлю не получается. Вместе с кастрюлей поднимается демонстрационный столик. Почему?

    Носовой платок облить спиртом и пожечь. Но предварительно его надо смочить водой, о чём присутствующим не говорить. Через некоторое время пламя тухнет. Почему платок остаётся целым?

    Вынуть лёд из воды, не прикасаясь к нему рукой.

Опустить небольшой кусочек льда в стакан с водой. На лёд положить нитку и присыпать солью. Нитка примёрзнет к льдинке, и потянув за неё, можно вытащить льдинку из воды. Кипение воды в бумажной кастрюле.

    Можно ли вскипятить воду снегом? Кипение при пониженном давлении.

Этап 6. Качественные задачи.

    Иногда можно видеть, как хозяйка, желая ускорить варку, усиливает огонь под кастрюлей, в которой кипит приготавливаемый суп. Правилен ли этот приём? Ответ обоснуйте.

    Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир?

    Почему коньки плохо скользят по льду в сильный мороз?

    Зачем овощи или фрукты, предназначенные для сушки, разрезают на тонкие ломтики?

    Почему ожоги тела кипящим маслом сильнее, чем ожоги кипящей водой?

    Почему во время снегопада температура воздуха обычно повышается?

    Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не ртутью

    Почему тает снег на тротуаре, посыпанном солью?

7.Рефлексия. Приложение №3.

    Чему вы научились сегодня?

    Пригодится ли вам такой метод работы в дальнейшем?

    На каких еще предметах вы пользуетесь графиками и таблицами?

    Как вы думаете, где вы встретитесь с графиками и таблицами в ближайшие 3 дня?

    Что полезное для себя получили на уроке?

8.Подведение итогов урока.

Выставление оценок наиболее отличившимся ученикам:

Ребятам, которые комментировали проведение опытов;

Ученикам-помощникам, проводившим опыты на уроке;

Ученикам, активно работавшим на уроке.

9. Домашнее задание. Задача. С какой высоты должна упасть капля воды, чтобы она полностью испарилась?

Приложение №1

Определение процесса

Внутренняя энергия

Поглощается или выделяется энергия

Как изменяется скорость движения молекул и их кинетическая энергия

Температура

вещества

Формула для расчета количества теплоты

Каков физический смысл постоянной величины

Приложение №2.

Группа 1.

Задание

Постройте график изменения со временем температуры снега, внесённого с мороза в тёплое помещение. Получите данные, проделав следующий опыт.

Оборудование: термометр, стакан со снегом, секундомер.

1.Опустите термометр в стакан со снегом. Измерьте температуру снега. Запишите результат.

2. Не вынимая термометр из снега, записывайте его показания через одинаковые промежутки времени, например, через 1 мин. Когда весь снег растает, продолжайте ещё некоторое время измерять температуру воды.

3. Результаты измерения записывайте в таблицу.

4. По данным таблицы постройте график изменения температуры снега со временем.

5. Ответьте на вопросы:

1. Какие участки соответствуют нагреванию, плавлению, охлаждению? Обозначьте их.

2.Чему равна температура плавления снега?

3. Сколько времени нагревался снег до температуры плавления?

4. До какой наибольшей температуры нагревалась вода в этом опыте?

Время, мин

Темпер.

Группа 2,5

Задание. Постройте график изменения со временем температуры кристаллического тела.

Получите данные, проделав следующий опыт.

Оборудование: пробирка с исследуемым веществом, термометр, штатив, секундомер.

1. Пробирку с расплавленным кристаллическим веществом укрепите в штативе.

4. Выполните 6-7 измерений.

Время, мин

Темпер.

Ответьте на вопросы:

1. По графику определите температуру кристаллизации вещества и время, в течение которого продолжалась кристаллизация вещества.

2. Почему температура кристаллического тела во время кристаллизации остается постоянной?

3. Назовите процессы, происходящие с веществом. Обозначьте их на графике.

Группа 3

Задание. Наблюдение за температурой плавления аморфного тела.

Оборудование: пробирка с белым веществом, термометр, штатив, секундомер.

1. Пробирку с расплавленным исследуемым веществом укрепите в штативе.

2. Опустите в неё термометр и после установившегося равновесия, наблюдайте процесс охлаждения и отвердевания вещества, фиксируя температуру каждые 30 секунд.

3. Продолжая записывать показания термометра, пронаблюдайте этап перехода вещества в твёрдое состояние.

4. Выполните 6-7 измерений.

5. По полученным данным постройте график зависимости температуры от времени.

Время, мин

Темпер.

Ответьте на вопросы:

    Назовите участки графика.

    Какими свойствами обладало вещество?

    Что можно сказать о температуре кристаллизации этого вещества?

    Сравните температуру отвердевания аморфного вещества и кристаллического.

Сделайте вывод.

Группа 4

Задание. Наблюдение за кипением воды. Постройте график изменения со временем температуры кипения воды.

Оборудование: спиртовка, вода в колбе, термометр, штатив, спички, секундомер.

    Укрепите колбу в штативе, налейте в неё воды.

    Нагревайте воду в колбе до кипения. Опустите термометр в колбу.

    Измеряйте температуру воды с интервалом в 1 минуту.

    Когда закипит вода, выполните ещё 2-3 измерения.

    Постройте график изменения со временем температуры кипения воды.

    Будьте осторожны с огнём, соблюдайте технику безопасности.

Время, мин

Темпер.

Ответьте на вопросы.

    Какие процессы вы наблюдали? Назовите их. Покажите на графике.

    Чему равна температура кипения воды?

    Что можете сказать об этой температуре?

Приложение №3

Фамилия, имя

Что делал

Оценка командира

Собственная оценка

Что было самым трудным

Вопрос 1. Что является источником света и тепла для Земли?

Солнце является источником света и тепла для Земли.

Вопрос 2. Почему происходит смена дня и ночи; смена времён года?

В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи. Следствием движения Земли вокруг Солнца, наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты и постоянства этого наклона является регулярная смена времен года на Земле.

Вопрос 3. Рассмотрите график годового хода температуры воздуха на рисунке 72. Что показано на оси х? На оси у? Пользуясь графиком, определите: а) среднюю температуру самого тёплого и самого холодного месяца в Москве; б) годовую амплитуду температуры воздуха для Москвы.

На оси Х показаны месяцы, на оси Y показана температура воздуха. а) самый теплый – июль (+18). Самый холодный – январь (-9). б) Амплитуда – 27 градусов.

Вопрос 4. Почему летней ночью воздух над морем теплее, чем вдали от моря?

У воды большая теплоемкость, больше, чем у грунта. Тепловую энергию, которую вода накопила за день, она отдает ночью в большей степени, чем грунт.

Вопрос 5. Как обычно меняется температура воздуха при изменении высоты солнца в течение дня?

Чем выше солнце, тем больше угол падения солнечных лучей, тем больше нагревается земная поверхность, тем выше температура воздуха. Поэтому утром и вечером, когда косые солнечные лучи, температура низкая. А днём при максимальной высоте солнца тепло.

Вопрос 6. Постройте график суточного хода температуры воздуха по таким данным: в 1 ч--4 °С, в 7 ч--1 °С, в 13 ч--З °С, в 19 ч--1-1 °С. По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 см - 1 °С), по горизонтальной - время суток (1,5 см - один срок наблюдений). Определите суточную амплитуду температуры воздуха и среднюю суточную температуру.

Суточная амплитуда воздуха 7 градусов. Средняя температура – 0 градусов.

Вопрос 7. Найдите указанные города на политической карте полушарий и сделайте вывод: почему в одном из них средняя годовая температура выше, чем в другом?

Сингапур находится почти на экваторе, поэтому температурные колебания климата минимальны. Средняя температура января на 1 °C ниже средней температуры июня (соответственно самого холодного и самого жаркого месяцев). Климат экваториальный. Осадков выпадает всегда много, от 170 до 250 мм в месяц. Самая низкая температура в городе составляла +19,4 °C, самая высокая - +36,0 °C. Палящая жара бывает относительно редко, но и похолоданий тоже не бывает.

Климат Стокгольма - умеренный морской с мягкой зимой и прохладным летом. За всю историю метеонаблюдений не было зарегистрировано ни суровых морозов, ни палящей жары. Зимы в Стокгольме гораздо теплее и мягче, чем в лежащих на более низких широтах Москве, Казани, Уфе, Минске, Харькове и прочих городах восточной Европы, это объясняется сильным влиянием Гольфстрима. Лето в городе прохладное, температура очень редко превышает 25 °C.

Цель: изучение условий сезонного промерзания и снегонакопления.

  • выработка у учащихся представления о снежном покрове как о географическом факторе;
  • развитие исследовательских умений и навыков;
  • воспитание бережного отношения к природе, любви к малой родине.

Приобретаемые умения и навыки детей:

  • Работа со снегомерной линейкой
  • Умение правильно фиксировать результаты исследований
  • Развивается наблюдательность, память, внимание
  • Ответственность за точность измерений
  • Умения работы с термометрами
  • Аккуратность ведения полевого дневника
  • Чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи
  • Совершенствование вычислительных навыков
  • Воспитание чувства любви к малой родине
  • Практическая значимость результатов исследования
  • Развитие исследовательских умений и навыков
  • Укрепление и сохранение здоровья.

Оборудование :

  • снегомерная линейка (5 шт),
  • весовой снегомер ВС-43 или пластиковая труба диаметром 79,8 см (площадь сечения 50 см 2),
  • полевой дневник,
  • пружинные весы,
  • почвенные термометры.

Место проведения: пришкольный участок.

Время проведения: 4-5-6 уроки, чтобы солнце землю обогрело; лучше всего – март.

Форма одежды учащихся: специальная (с учетом работы в глубоком снегу).

Форма работы: групповая.

Роль учителя: консультант.

Учебный предмет география в 8 классе

Уровень образования школьников – обычная школа.

Форма учебной работы практическая работа на местности.

Структура занятия.

1. Организационная часть (время выполнения 5 мин).

  • Определение целей и задач практического занятия.
  • Распределение (по желанию!) учащихся на 4-5 экспедиционных отрядов.
  • Выдача карточек-заданий экспедиционным отрядам.

2. Проведение практических работ, получение исходных данных (40 мин).

Измерить высоту снежного покрова в различных местах (5-6 измерений). Результаты записать в таблицу.

№ измерения Результат измерения (см)
1 60
2 100
3 62
4 120
5 40
6 20

Время выполнения 5 мин.

Измерить высоту снежного покрова по прямой линии через ветрозащитную полосу на протяжении 50метров. Измерения проводить через каждые 2 метра. Зафиксировать результаты измерений.

№ измерения Результаты измерения (см) № измерения Результаты измерения (см) № измерения Результаты измерения (см)
1 67 9 70 17 119
2 71 10 76 18 119
3 60 11 100 19 116
4 69 12 120 20 119
5 68 13 110 21 120
6 67 14 118 22 190
7 65 15 116 23 180
8 75 16 119 24 190

Время выполнения 20 мин.

Взять пробы снега с помощью весового снегомера или с помощью пластиковой трубы (5-6 проб). Результаты измерений зафиксировать в таблице.

№ измерения Высота снежного покрова (см) Масса снега (г)
1 65 247
2 95 479
3 55 218
4 70 349
5 90 410

Время выполнения 5 мин.

Измерить с помощью набора почвенных термометров температуру поверхности снежного покрова, на глубине 25см, 50см, 100см и у поверхности почвы. Время экспозиции термометров 10 минут.

Результаты измерений зафиксировать в таблице.

Время выполнения 10 мин.

3. Обработка полученных данных (45 мин).

Практическая работа №1. “Определение высоты снежного покрова”

Вычислить среднюю высоту снежного покрова. Результат занести в таблицу. Сделать вывод.

Время выполнения 5 мин.

Вывод. Средняя высота снежного покрова на пришкольном участке 67 см, снег лежит неравномерно.

Практическая работа №2 “Построение профиля снежного покрова”

Для выпуска информационного бюллетеня удобнее использовать компьютерную программу, но можно и старым “дедовским” способом – с помощью линейки и карандаша.

На графике буквами обозначены А – открытое пространство пришкольного участка; Б – расположение ветрозащитной полосы; В – пространство после ветрозащитной полосы.

Время выполнения 15минут.

Вывод. На профиле снежного покрова отчетливо видно, что меньше всего снега накапливается за зиму на ровных, хорошо продуваемых местах. В самой ветрозащитной полосе, состоящей из кленов и тополей, снега накапливается в 2 раза больше. Но самое большое количество снега – за лесополосой. Но это уже за пределами участка. Надо продумать вопрос о проведении снегозадержания на пришкольном участке.

Практическая работа №3 “Определение плотности снега”

Расчет плотности снега ведется по формуле

где h – высота снежного покрова в см, m – масса снега в граммах.

Результаты вычислений занесите в таблицу.

Сделать вывод.

Время выполнения 10 мин.

Вывод. Плотность снега в различных частях пришкольного участка незначительно колеблется от 0,38 до 0,5 г/см 3 . Вероятнее всего это зависит от того, что ноябрьский и декабрьский снег сильнее уплотнился, он постепенно начинает кристаллизоваться и плотность его увеличивается.

Практическая работа №4 “Определение температуры снежного покрова на различной глубине”.

Построить график изменения температуры снега на различной глубине.

Сделать вывод.

Время выполнения 10 минут.

Вывод. Получили интересный результат: оказывается, что чем ближе к поверхности земли, тем теплее. Теперь то понятно, почему большинство растений и животных хорошо переносят суровые условия зимы глубоко под снегом. Да и если придется заночевать в лесу в зимнее время, при температуре -2 0 С у поверхности почвы вероятность провести ночь и не обморозиться, равна 100%.

Практическая работа №5 “Расчет запасов воды в снежном покрове”.

Расчет запасов воды в снежном покрове ведется по формуле

d – плотность снега в г / см 3 ,

h – высота пробы снега в см,

10 – переводной множитель в мм.

а = 0,37 г / см 3 х 10 х 67см = 247,9 мм.

Расчет запасов воды в тоннах на 1 гектар: М = 10 а.

М = 10 х 247,9 = 2479 т на гектар.

Вывод. Зима в этом году снежная – примерно 2\3 годовых осадков выпало в зимнее время. Запас воды достаточный для того, чтобы вырастить хороший урожай овощей на пришкольном участке. Если весна будет умеренно теплая, то талая вода впитает в почву, что будет хорошим залогом отличного урожая.

Время выполнения 5 минут.

4. Выпуск информационных бюллетеней (45 мин).



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...