Подземный город в польше. Подземный «Лагерь дождевого червя» дивизии СС «Мертвая голова

Впервые на просторах бывшего СССР о «Лагере дождевого червя», по-немецки «Regenwurmlager», начали говорить в 1995 году. Но широкого распространения информация, которая была напечатана в популярном журнале «Вокруг света», тогда не получила. Но, благодаря развитию Интернета, в виртуальной сети начало появляться все больше публикаций о существовании развалин подземного города нацистов, затерянных в лесах северо-западной Польши, недалеко от ее границы с Германией. Причем, в отличие от большинства других статей о тайнах Третьего рейха, в этом случае речь идет о факте вполне достоверном и доступном для обозрения. Что, однако, не только не снижает, а наоборот, увеличивает интерес к нему со стороны любителей тайн истории.

«Лагерь дождевого червя» — наиболее большое и разветвленное из известных подземных фортификационных сооружений в мире. Оно прорыто в треугольнике между реками Верта — Обра — Одер. А известный вход находится в лесах неподалеку от польского города Мендзыжеч.

До 1945 года эта земля принадлежала Германии и была передана Польше только по окончании войны. Потому нацисты имели возможность строить гигантское подземное сооружение в строгой секретности. Предположительно подземные работы были начаты еще в 1927 году, а после прихода к власти Адольфа Гитлера их форсировали.

«Лагерю» наверняка придавали огромное значение, хотя никто не знает, зачем он был вырыт. Строят только догадки. Скорей всего, «Лагерю» отводилась роль укрепрайона, который должен был служить плацдармом для нападения на Восточную Европу и защищать Германию по главной стратегической оси: Москва — Варшава — Берлин. Именно отсюда немецкие войска двинулись на Варшаву, а после на Москву.

1945 год, зима — после захвата этой территории советские специалисты не могли обойти вниманием странный объект. Но, обнаружив множество расходящихся туннелей, побоялись проникнуть в них на достаточно большое расстояние. Ведь война еще не кончилась. Объект мог быть заминирован, а в туннелях, возможно, укрывались эсэсовцы. Но по окончании войны в районе Мендзыжеча были дислоцированы советские части Северной группы войск. Их представители также пытались произвести разведку. Однако, остерегаясь мин, особого рвения не проявили, потому успеха не достигли. Дверь из толстой брони заварили автогеном, а про «Лагерь» позабыли.

Следующую попытку предприняли лишь в 1980-х годах. Тогда советские военные осуществили инженерно-саперную разведку, но завершить ее не смогли. Необходимые объемы работ, оказались непосильными из-за недостатка средств. Потому в наши дни временами в подземелье спускаются только любители, которые тем более не в силах разведать объект такого масштаба.

Поэтому нет ничего удивительного, что о «Лагере дождевого червя» известно не слишком много. Нам не известны даже истинные размеры этого подземного сооружения. Очевидно, он представляет собой гигантский лабиринт из множества туннелей с бесчисленными ответвлениями, расходящимися к северу, югу и западу. В них, как в метро, проложены электрифицированные двухпутные узкоколейки. Но что перевозили по ним электропоезда, кто были их пассажирами — неизвестно. Есть сведения, что фюрер два раза посещал «Лагерь дождевого червя», но с какой целью, также не ясно. Предположительно, что здесь находятся ключи от многих секретов Третьего рейха, к примеру, склады произведений искусства и иных сокровищ, награбленных в оккупированных странах, не говоря уже о запасах оружия и взрывчатых веществ.

Одним из тех, кто заинтересовался «Лагерем дождевого червя» был полковник Александр Лискин, в те времена военный прокурор, он побывал в этих местах в начале 1960-х годов. Тогда окрестности Мендзыжеча в районе небольшого населенного пункта Кеныпицы представляли собой труднопроходимые леса, усеянные минными полями, опутанные колючей проволокой и усеянные развалинами бетонных укреплений. Полковника заинтриговали рассказы местных жителей о лесном озере Кшива со странным плавающим островом в центре. На военных картах Третьего рейха это место было отмечено названием «Лагерь дождевого червя». На его остатки он и наткнулся, следуя по лесной дороге в расположение одной из бригад связи Северной группы советских войск.

Вот как описал полковник Лискин увиденное: «Минут через 10 пути показалась сложенная из огромных валунов стена бывшего лагеря. Метрах в ста от нее, возле дороги, похожий на бетонный дот, серый двухметровый купол какого-то инженерного сооружения. По другую сторону — развалины, вероятно, особняка. На стене, как бы отрезающей проезжую дорогу от военного городка, почти не видно следов от пуль и осколков».

Рассказывают, что в этом месте базировались два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Когда немцам стало ясно, что они могут оказаться в окружении, нацисты поспешили ретироваться. Это было сделано буквально в течение нескольких часов, хотя единственная дорога, по которой можно было бы отступить на запад, была уже занята советскими танками. Трудно было себе представить, как и куда возможно было за несколько часов ускользнуть из этой природной западни почти целой дивизии. Вероятней всего, для своего спасения фашисты воспользовались проложенными под лагерем подземными туннелями.

Лискин также узнал, что вблизи озера, в железобетонном коробе, был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля. Приборы показали, что он находился под напряжением в 380 вольт. Был также найден забетонированный колодец, в который с большой высоты падала вода и исчезала где-то в недрах земли. Предположительно, здесь находится скрытая электростанция, турбины которой вращает эта вода. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их там немало. Однако разгадать эту загадку саперы, которые нашли кабель и колодец, не смогли.

Полковнику на лодке удалось обследовать берега озера, потому что по суше сделать это оказалось невозможно. На восточном берегу он видел несколько рукотворных холмов, похожих на терриконы. Поговаривают, что внутри они пронизаны потайными ходами и лазами. Лискин обратил внимание и на небольшие лужицы. Саперы были уверены, что это следы затопленных входов в подземелье. Но особый интерес представлял собой остров посреди озера, поросший елями и ивняком. Площадь его составляла не больше 50 квадратных метров. Он медленно двигался по водяной глади, но далеко не отплывал. Создалось впечатление, что остров медленно дрейфует, словно стоя на якоре.

Лискин осмотрел также обнаруженный саперами замаскированный под холм вход в туннель и пришел к следующему заключению: «Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, в том числе и минные». Саперы рассказали ему, что как-то подвыпивший старшина решил на спор проехаться по загадочному туннелю на мотоцикле, да так и не возвратился. Военные рискнули пройти по туннелю километров 10 и обнаружили несколько ранее неизвестных входов.

Позднее в лабиринт спускались и другие группы военных. Они обнаружили железнодорожные колеи, кабели для подачи электроэнергии, множество ответвлений, причем замурованных, и многое другое. По словам капитана Черепанова, побывавшего в «Логове», «это был рукотворный подземный мир, являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли». В нем было все необходимое для автономной жизни на протяжении многих лет. Черепанов с группой военных спускался в подземелье через дот по стальным винтовым лестницам. При свете кислотных фонарей они вошли в подземное метро. «Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам — аккуратная расшивка кабелей.

Как видно, локомотив здесь двигала электроэнергия… Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад — к реке Одер. Почти сразу нашли подземный крематорий. «Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья», — говорил Черепанов.

Стало известно, что как высота, так и ширина ствола подземного метро составляют примерно три метра. Его стены и потолок выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на глубину в 50 метров. Тут туннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Главная магистраль шла в западном направлении. Потому предположили, что, возможно, она проходит под Одером. Ведь до него от Кеныиицы всего 60 км. Куда она идет дальше и где ее конечная станция — трудно было даже представить. Возможно, лабиринт был связан с заводом и стратегическими подземными хранилищами, находящимися в районе сел Высока и Пески, которые расположены в двух-пяти километрах западнее и севернее озера Кшива.

Интересно, что на его дне в ясную погоду возможно разглядеть нечто, похожее на люк. Его называют «глазом преисподней». Вероятно, люк был сделан для того, чтобы лабиринт в случае необходимости можно было затопить, при этом очень быстро. Но если люк до сего дня закрыт, то значит, что им не воспользовались в январе 1945 года. Следовательно, можно предположить, что подземный город не был затоплен, а только «законсервирован до особого случая». Что хранят и чего ждут его горизонты и лабиринты?

По свидетельству бывшего начальника штаба бригады, полковника П. Н. Кабанова, в скором времени после первого обследования лагеря в Кеныиицу специально приехал командующий Северной группой войск генерал-полковник П. С. Маряхин, который лично спускался в подземное метро. После его посещения и многочисленных обследований специалистами у военных стало складываться новое видение этой необычной по своим масштабам военной загадки. Согласно инженерно-саперному заключению, было обнаружено и обследовано 44 км подземных коммуникаций.

Историю создания подземного города хорошо знал житель Мендзыжеча доктор Подбельский, которому в 1980-х годах было около 90 лет. Этот страстный краевед в конце 1940-х — начале 1950-х годов в одиночку, на свой страх и риск, через обнаруженный лаз неоднократно спускался под землю. Он говорил, что в особенности активно строительство лагеря вели с 1933 года. А в 1937 году сюда из Берлина приезжал сам Гитлер, и — самое любопытное — прибыл он якобы по рельсам секретной подземки. Фактически с этого времени подземный город считался сданным в пользование вермахта и СС.

Немало объектов военного времени сохранилось и на поверхности, вокруг озера. Среди них руины стрелкового комплекса и госпиталя для элитных войск СС. Все они возводились из железобетона и огнеупорного кирпича. Но главными объектами являются мощные доты. Когда-то их железобетонные и стальные купола были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пушками, оборудованы механизмами полуавтоматической подачи боеприпасов.

«В польском городе Гожув Великопольский полиция задержала чеченца, подозреваемого в участии в теракте, совершенном несколько месяцев назад в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве. Разработка этого дела началась еще в августе, когда при задержании нескольких преступников у одного из них, тоже чеченца, было обнаружено до 5 килограммов тротила…»

Я бы не обратил на эту газетную заметку особого внимания, если бы не название города, в котором сам недавно побывал, - Гожув Великопольский. Что заставило террориста искать убежища именно там, не в самом людном польском городе? Гораздо проще было бы «раствориться» в Кракове, Познани, Вроцлаве, затеряться в разноплеменной толпе, где живут и действуют чеченские общины, где находится даже чеченская широковещательная радиостанция…

Так вот, если бы я был боевиком, неважно каким - чеченским, неофашистским и прочее, - я бы тоже приехал сначала в Гожув Великопольский - до 1945 года восточнопрусский город Ландсберг. Я бы выехал в окрестности этого чудного городка, попетлял бы на машине по одному из проселков, уходящих в холмы, поросшие соснячком, потом бы въехал под своды бетонного портала, обрамляющего въезд в подземное шоссе, и припарковал машину у перрона одного из заброшенных со времен войны вокзалов, расположенного на сорокаметровой глубине…

Здесь, в недрах великопольского края, расположено самое обширное фортификационное сооружение в мире - «Лагерь дождевого червя». Сооружалось оно более десяти лет сначала инженерами рейхсвера, а потом специалистами вермахта…

Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Рукокрылые твари решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там давно и надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжеч, обитает самая большая в Европе колония нетопырей - десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши…

Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды - одна мрачнее другой.

Рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб, полковник Александр Лискин: «Вблизи Лесного озера в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако могло быть и так, что ток давала скрытая под землей автономная электростанция, возможно, ее турбины вращала вода, падавшая в колодец… Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало…

Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Рассказывали, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели…»

Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Верта - Обра - Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения «третьего рейха» вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки (!) километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажирами. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» - «Reqenwurmlaqer» - «Лагерь дождевого червя».

Карта укрепрайона

Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрифицированных железных дорог?! И еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?».

Лишь в восьмидесятые годы была проведена углубленная инженерно-саперная разведка лагеря силами советских войск, которые располагались в этом районе Польши.

Вот что рассказывал потом один из участников подземной экспедиции, техник-капитан Черепанов: «В одном из дотов мы по стальным винтовым лестницам спустились глубоко под землю. При свете кислотных фонарей вошли в подземное метро. Это было именно метро, так как по дну тоннеля проходила железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам - аккуратная расшивка кабелей. Вероятно, локомотив здесь двигала электроэнергия.

Группа вошла в тоннель не в начале. Вход в него находился где-то под Лесным озером. Вся трасса устремлялась на запад - к реке Одер. Почти сразу обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья.

Медленно, с соблюдением мер предосторожности поисковая группа двигалась по тоннелю в направлении современной Германии. Вскоре бросили считать тоннельные ответвления - их обнаружили десятки. И вправо, и влево. Но большая часть ответвлений была аккуратно замурована. Возможно, это были подходы к неизвестным объектам, в том числе к частям подземного города…

В тоннеле было сухо - признак хорошей гидроизоляции. Казалось, с другой, неведомой стороны вот-вот покажутся огни поезда или большого грузового автомобиля.

Группа двигалась медленно и через несколько часов пребывания под землей стала терять ощущение реально пройденного…

Исследование законсервированного подземного города, проложенного под лесами, полями и речками, - задача для специалистов иного уровня. Этот иной уровень требовал больших сил, средств и времени. По нашим оценкам, подземка могла тянуться на десятки километров и «нырять» под Одер. Куда дальше и где ее конечная станция - трудно было даже предположить. Вскоре старший группы принял решение возвратиться…»

Разумеется, без плана-схемы раскрыть тайны «Лагеря дождевого червя» невозможно. Что же касается замурованных тупиков, то специалисты считают, что там под охраной минных ловушек могут храниться и образцы секретной по тому времени военной техники, и ценности, вывезенные из музеев оккупированных стран.

В рассказе техника-капитана Черепанова вызывает сомнение только одно - подземный крематорий, в котором, возможно, сжигали тела строителей. Дело в том, что строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики… Каждый отвечал за свой объект или небольшой участок работ, и никто из них не мог даже представить общие масштабы укрепрайона. Люди Тодта применили все технические новинки ХХ века, дополнив их опытом зодчих средневековых замков по части всевозможных ловушек и смертельных сюрпризов для непрошеных визитеров. Недаром фамилия их шефа была созвучна слову «смерть». Помимо полов-перевертышей, лазутчиков поджидали здесь и шнуровые заряды, взрывы которых заваливали тоннели, заживо погребая под тоннами песка вражеских диверсантов.

Наверное, даже дивизию СС, занимавшую этот район, и ту выбрали по устрашающему названию - «Тоден копф» - «Мертвая голова».

Тем не менее ничто не может устрашить самодеятельных исследователей «нор дождевого червя». На свой страх и риск они отправляются в лабиринт Тодта, надеясь на ошеломляющие открытия и счастливое возвращение.

Мы с польским журналистом Кшиштофом Пилявским тоже не стали исключением. И местный старожил - бывший танкист, а ныне таксист - по имени Юзеф, захватив с собой люминесцентный фонарь, взялся сводить нас к одному из двадцати двух подземных вокзалов. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Берта»… Ближайший к Мендзыжечу - «Хенрик». Наш гид утверждал, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться - уже наземным путем - в полевую ставку под Растенбургом - «Вольфшанце». В этом есть своя логика: подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине.

…Юзеф гонит свой «полонез» по неширокому шоссе на юго-запад от города. В деревушке Калава сворачиваем в сторону бункера «Шарнхорст». Это один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе - идиллические и никак не вяжутся с военными терминами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят… Господь творил эту землю с умилением. Антихрист с не меньшим усердием прокладывал в ее недрах свои бетонные пути…

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.

Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, закрытых опять же бронированными жалюзи. Жабры подземного монстра… Над входом надпись, набрызганная краской: «Welcome to hell!» - «Добро пожаловать в ад!»

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь смотрит еще одна бойница - фронтального боя. «Вошел без пропуска - получи автоматную очередь», - говорит ее пустой, немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура. Когда-то ее пол предательски проваливался, и незваный гость летел в колодец, как это практиковалось в средневековых замках. Теперь он надежно закреплен.

Мы сворачиваем в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Выходим из него и попадаем в блок-пост, где караул проверял когда-то документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь. Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами. В одном из них до сих пор стоит ржавый скорострельный гранатомет, в другом размещалась огнеметная установка, в третьем - тяжелые пулеметы… Здесь же «каюта» командира - «фюрер-раум», перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.

Этажом ниже - склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтро-вентиляционная выгородка. Здесь же и вход в преисподнюю: широкий - метра четыре в диаметре - бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

Тут сто пятьдесят ступенек, - сообщает Юзеф.

Мы идем за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которой вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой. Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта аж до казематного этажа? Юзеф не знает. Но он ведет нас к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть…

Оглядываю своды здешнего аида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону «Шарнхорста» военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, «впадали» двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище. Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал «Хенрик».

Пойдем на вокзал? - спрашивает наш провожатый.

Юзеф ныряет в невысокий и неширокий коридор, и мы за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идем по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных «норах дождевого червя».

Только тут замечаю, как продрог в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная что летом, что зимой - 10 градусов. При мысли, под какой толщей земли тянется наша щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу - выберемся ли отсюда? А если обрушится бетонное перекрытие, а если хлынет вода? Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, а ведь они сдерживают и давление недр, и напор воды…

Когда на кончике языка уже завертелось: «Может, вернемся?» - узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был вокзал «Хенрик» - заброшенный, пыльный, темный… Сразу же вспомнились те станции берлинского метрополитена, которые до недавних лет пребывали в подобном же запустении, поскольку находились под стеной, рассекавшей Берлин на восточную и западную части. Их было видно из окон голубых экспрессов - эти каверны застывшего на полвека времени… Теперь, стоя на перроне «Хенрика», нетрудно было поверить, что рельсы этой ржавой двупутки добегают и до берлинского метро.

Вон туда уехал ваш старшина на мотоцикле, - махнул Юзеф рукой в темный зев магистрального тоннеля.

Как же он втащил сюда мотоцикл?

А тут в полутора километрах есть село Высокое. Там въезд под землю. А теперь заглянем к нетопырям…

Мы сворачиваем в боковой ход.

Вскоре под ногами захлюпали лужи - по краям пешеходной дорожки тянулись водоотводные канавки, идеальные поилки для летучих мышей. Луч фонаря прыгнул вверх, и над нашими головами зашевелилась большая живая гроздь из костлявокрылых полуптиц-полузверьков. Холодные мурашки побежали по спине - экая пакость, однако! Даром что полезная - комаров жрет.

Говорят, души погибших моряков вселяются в чаек. Тогда души эсэсовцев должны вселяться в летучих мышей. И судя по количеству гнездившихся под бетонными сводами нетопырей - тут вся дивизия «Мертвая голова», бесследно исчезнувшая в 1945-м в мезерицком подземелье.

Мезерицкий укрепленный район. Инженеры строительной армии Тодта превратили в военные объекты и реки, и озера. До сих пор в здешних лесах можно наткнуться на непонятного назначения шлюзы, гидрозатворы, каналы, водосбросы.

Лет десять назад полковник Лискин вместе с командиром одной из рот Мендзыжечского гарнизона капитаном Гамовым обследовали самое большое здешнее озеро.

«Сели в лодчонку, - делится своими впечатлениями Александр Лискин, - и, поочередно меняясь на веслах, за несколько часов обогнули озеро. Мы шли в непосредственной близости от берега. С восточной стороны озера возвышались несколько мощных, уже поросших подлеском холмов-терриконов. Местами в них угадывались артиллерийские капониры, обращенные фронтом на восток и юг. Удалось заметить и два похожих на лужи маленьких озерка. Рядом возвышались щитки с надписями на двух языках: «Опасно! Мины!»

Терриконы видите? - спросил Гамов. - Как египетские пирамиды. Внутри разные потайные ходы, лазы. Через них из-под земли наши радиорелейщики при обустройстве гарнизона доставали облицовочные плиты. Говорили, что там настоящие галереи. А что касается этих лужиц, то, по оценке саперов, это и есть затопленные входы в подземный город. Рекомендую посмотреть еще одну загадку - остров посреди озера… Несколько лет назад часовые маловысотного поста заметили, что этот остров на самом деле не остров в обычном понимании. Он плавает, точнее, медленно дрейфует, стоя, как будто на якоре.

Я осмотрелся. Плавающий остров порос елями и ивняком. Площадь его не превышала пятидесяти квадратных метров, и, казалось, он действительно медленно и тяжело покачивается на черной воде тихого водоема.

У Лесного озера было и явно искусственное юго-западное и южное продолжение, напоминающее аппендикс. Здесь шест уходил в глубину на два-три метра, вода была относительно прозрачной, но буйные, напоминающие папоротник водоросли совершенно закрывали дно. Посреди этого залива сумрачно возвышалась серая железобетонная башня, явно имевшая когда-то специальное назначение. Глядя на нее, я вспомнил воздухозаборники московского метро, сопутствующие его глубоким тоннелям. В узкое окошко было видно, что и внутри бетонной башни стоит вода.

Сомнений не было: где-то подо мной подземное сооружение, которое зачем-то потребовалось возводить именно здесь, в глухих местах под Мендзыжечем».

А возводить его понадобилось именно затем, зачем был создан весь укрепрайон: чтобы навесить мощный замок на главную стратегическую ось Европы - Москва - Варшава - Берлин - Париж. За сотню километров от сердца Германии и был создан этот бронежелезобетонный щит.

Китайцы построили свою Великую стену, дабы прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал - Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на Восток известен.

В зиму сорок пятого бойцы генерала Гусаковского проломили этот «непроходимый» рубеж и двинулись напрямую к Одеру.

По игре исторического случая, именно на той черте, по которой проходят подземные коридоры, остановились орды Чингисхана и повернули обратно.

В послевоенные времена в районе «Лагеря дождевого червя» дислоцировались советская бригада правительственной связи и другие части Северной группы войск. За все эти годы была произведена только частичная инженерная разведка подземного «метрополитена». На большее не хватило средств, да и людьми рисковать не хотели: кто мог поручиться, что на подземных трассах не выставлены мины? Поэтому без лишних сомнений броневые двери, ведущие в глубь таинственного сооружения, были заварены автогеном.

Теперь все нараспашку. Теперь «Лагерь дождевого червя» доступен не только летучим мышам.

И кто знает, какие запасы взрывчатых веществ и военного снаряжения таятся в замурованных тупиках подземного лабиринта? И что вообще хранится там со времен эсэсовской «Мертвой головы»? И почему чеченских боевиков арестовывают неподалеку от входов в это таинственное и мрачное подземелье?


поделиться:

О существовании этого объекта, построенного нацистами, известно еще с конца войны. Однако он все еще представляет собой одну из самых жгучих загадок Третьего рейха, и на большинство вопросов ответов пока не получено.

Впервые на просторах бывшего Советского Союза о «Лагере дождевого червя», по-немецки «Regenwurmlager», заговорили в 1995 году. Однако широкого распространения информация, напечатанная в популярном журнале «Вокруг света», тогда не получила. Но, благодаря развитию Интернета, в виртуальном пространстве стало появляться все больше публикаций о существовании развалин подземного фашистского города, затерянных в лесах северо-западной Польши, неподалеку от ее границы с Германией. Причем, в отличие большинства других статей о тайнах Третьего рейха, в данном случае речь идет о факте вполне достоверном и доступном для обозрения. Что, впрочем, не только не снижает, а напротив, увеличивает интерес к нему со стороны любителей исторических тайн.

«Лагерь дождевого червя» — самое большое и разветвленное из известных подземных фортификационных сооружений мира. Оно прорыто в треугольнике между реками Верта — Обра — Одер. А известный вход расположен в лесах неподалеку от польского города Мендзыжеч.

До 1945 года эти земли принадлежали Германии и были переданы Польше только после войны. Поэтому нацисты имели возможность строить гигантское подземное сооружение в полной тайне. Предполагают, что подземные работы были начаты еще в 1927 году, а после прихода к власти Гитлера их форсировали.

«Лагерю» наверняка придавали огромное значение, хотя никто не знает, зачем он был вырыт. Строят только догадки. Скорее всего, «Лагерь» играл роль укрепрайона, который призван был служить плацдармом для нападения на Восточную Европу и защищать Германию по главной стратегической оси: Москва — Варшава — Берлин. Именно отсюда немецкие войска двинулись на Варшаву, а потом на Москву.

Зимой 1945 года после захвата этой территории советские специалисты не могли обойти вниманием странный объект. Однако, увидев множество расходящихся туннелей, побоялись проникнуть в них на достаточно большое расстояние. Ведь война еще не кончилась. Объект мог быть заминирован, а в туннелях, возможно, скрывались эсэсовцы. Но после войны в районе Мендзыжеча были дислоцированы советские части Северной группы войск. Их представители тоже пытались произвести разведку. Но, опасаясь мин, особого рвения не проявили, поэтому успеха не достигли. Дверь из толстой брони заварили автогеном, а про «Лагерь» забыли.

Следующая попытка была предпринята только в 1980-х годах. Тогда советские военные осуществили инженерно-саперную разведку, но завершить ее не смогли. Объемы работ, которые необходимо было произвести, оказались непосильными из-за недостатка средств. Поэтому в наши дни время от времени в подземелье спускаются только любители, которые тем более не в силах разведать объект такого масштаба.

Поэтому неудивительно, что о «Лагере дождевого червя» известно не слишком много. Мы не знаем даже истинных размеров этого подземного сооружения. Очевидно, он представляет собой гигантский лабиринт из множества туннелей с бесчисленными ответвлениями, расходящимися к северу, югу и западу. В них, как в метро, проложены электрифицированные двухпутные узкоколейки. Но что перевозили по ним электропоезда, кто были их пассажирами — неизвестно. Есть сведения, что Гитлер дважды посещал «Лагерь дождевого червя», но с какой целью, тоже не ясно. Предполагают, что здесь находятся ключи от многих секретов Третьего рейха, например, склады произведений искусства и иных сокровищ, награбленных в оккупированных странах, не говоря уже о запасах оружия и взрывчатых веществ.

Одним из тех, кто заинтересовался «Лагерем дождевого червя» был полковник Александр Лискин, в то время военный прокурор, он побывал в этих местах в начале 1960-х годов. Тогда окрестности Мендзыжеча в районе небольшого населенного пункта Кеныпицы представляли собой труднопроходимые леса, усеянные минными полями, опутанные колючей проволокой и усеянные развалинами бетонных укреплений. Полковника заинтриговали рассказы местных жителей о лесном озере Кшива со странным плавающим островом в центре. На военных картах вермахта это место было отмечено названием «Лагерь дождевого червя». На его остатки он и наткнулся, следуя по лесной дороге в расположение одной из бригад связи Северной группы советских войск. Вот как описывал полковник Лискин увиденное: «Минут через десять пути показалась сложенная из огромных валунов стена бывшего лагеря. Метрах в ста от нее, возле дороги, похожий на бетонный дот, серый двухметровый купол какого-то инженерного сооружения. По другую сторону — развалины, очевидно, особняка. На стене, как бы отрезающей проезжую дорогу от военного городка, почти не видно следов от пуль и осколков».

Рассказывали, что в этом месте базировались два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Когда немцам стало ясно, что они могут попасть в окружение, фашисты поспешили ретироваться. Это было сделано буквально в течение нескольких часов, хотя единственная дорога, по которой можно было бы отступить на запад, была уже занята советскими танками. Трудно было себе представить, как и куда можно было за несколько часов ускользнуть из этой природной западни почти целой дивизии. Вероятнее всего, для своего спасения нацисты воспользовались проложенными под лагерем подземными туннелями. Лискин также узнал, что вблизи озера, в железобетонном коробе, был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля. Приборы показали, что он находился под напряжением в 380 вольт. Был также найден забетонированный колодец, в который с большой высоты падала вода и исчезала где-то в недрах земли. Предположили, что здесь находится скрытая электростанция, турбины которой вращает эта вода. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их там немало. Однако разгадать эту загадку саперы, которые нашли кабель и колодец, не смогли.

Лискину на лодке удалось обследовать берега озера, потому что по суше сделать это оказалось невозможным. На восточном берегу он увидел несколько рукотворных холмов, похожих на терриконы. Поговаривали, что внутри они пронизаны потайными ходами и лазами. Полковник обратил внимание и на небольшие лужицы. Саперы были уверены, что это следы затопленных входов в подземелье. Но особый интерес представлял собой остров посередине озера, поросший елями и ивняком. Площадь его составляла не более 50 м2. Он медленно двигался по водяной глади, но далеко не отплывал. Создавалось впечатление, что остров медленно дрейфует, как будто стоя на якоре.

Полковник осмотрел также найденный саперами замаскированный под холм вход в туннель и пришел к следующему заключению: «Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные». Саперы рассказали ему, что как-то подвыпивший старшина решил на спор проехаться по таинственному туннелю на мотоцикле, да так и не вернулся. Военные рискнули пройти по туннелю километров десять и обнаружили несколько ранее неизвестных входов.

Позже в лабиринт спускались и другие группы военных. Они обнаружили железнодорожные колеи, кабели для подачи электроэнергии, множество ответвлений, причем замурованных, и многое другое. По словам капитана Черепанова, побывавшего в «Логове», «это был рукотворный подземный мир, являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли». В нем имелось все необходимое для автономной жизни в течение многих лет. Черепанов с группой военных спускался в подземелье через дот по стальным винтовым лестницам. При свете кислотных фонарей они вошли в подземное метро. «Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам — аккуратная расшивка кабелей.

Вероятно, локомотив здесь двигала электроэнергия… Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад — к реке Одер. Почти сразу обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья», — рассказывал Черепанов.

Стало известно, что как высота, так и ширина ствола подземного метро составляют примерно три метра. Его стены и потолок выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на глубину в 50 метров. Отсюда туннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Главная магистраль шла в западном направлении. Поэтому предположили, что, возможно, она проходит под Одером. Ведь до него от Кеныиицы всего 60 километров. Куда она идет дальше и где ее конечная станция — трудно было даже предположить. Возможно, лабиринт был связан с заводом и стратегическими подземными хранилищами, расположенными в районе сел Высока и Пески, которые находятся в двух-пяти километрах западнее и севернее озера Кшива. Любопытно, что на его дне в ясную погоду можно разглядеть нечто, похожее на люк. Его называют «глазом преисподней». Возможно, люк был сделан для того, чтобы лабиринт при необходимости можно было затопить, причем очень быстро. Но если люк до сего дня закрыт, то значит, что им не воспользовались в январе 1945 года. Следовательно, можно предположить, что подземный город не был затоплен, а лишь «законсервирован до особого случая». Что хранят и чего ждут его горизонты и лабиринты?

По свидетельству бывшего начальника штаба бригады, полковника П. Н. Кабанова, вскоре после первого обследования лагеря в Кеныиицу специально приехал командующий Северной группой войск генерал-полковник П. С. Маряхин, который лично спускался в подземное метро. После его посещения и многочисленных обследований специалистами у военных стало складываться новое видение этой необычной по своим масштабам военной загадки. Согласно инженерно-саперному заключению, было обнаружено и обследовано 44 километра подземных коммуникаций.

Историю создания подземного города хорошо знал житель Мендзыжеча доктор Подбельский, которому в 1980-х годах было около девяноста лет. Этот страстный краевед в конце 1940-х — начале 1950-х годов в одиночку, на свой страх и риск, через обнаруженный лаз неоднократно спускался под землю. Он рассказывал, что особенно активно строительство лагеря велось с 1933 года. А в 1937 году сюда из Берлина приезжал сам Гитлер, и — самое интересное — прибыл он якобы по рельсам секретной подземки. Фактически с этого момента подземный город считался сданным в пользование вермахта и СС.

Немало объектов военного времени сохранилось и на поверхности, вокруг озера. Среди них руины стрелкового комплекса и госпиталя для элитных войск СС. Все они были возведены из железобетона и огнеупорного кирпича. Но главными объектами являются мощные доты. Когда-то их железобетонные и стальные купола были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пушками, оборудованы механизмами полуавтоматической подачи боеприпасов. Под метровой броней этих колпаков на глубину до 30-50 метров уходили подземные этажи, в которых располагались спальные и бытовые помещения, склады боеприпасов и продовольствия, узлы связи. Подступы к дотам были надежно прикрыты минными полями, рвами, бетонными надолбами, колючей проволокой и инженерными ловушками. От бронированной двери внутрь дота вел мостик, который при необходимости мог опрокинуться под ногами непосвященных, и они неминуемо рухнули бы в глубокий бетонный колодец под ним.

Очевидно, исследование лабиринта «Лагеря земляного червя» способно преподнести еще множество сюрпризов. Но для этого нужны большие средства. Тратить же их, скорее всего, не хочет ни Польша, ни Германия, ни Россия. Кроме того, наверняка существуют причины и стратегического характера. А малочисленные и плохо оснащенные группы исследователей-любителей не в состоянии осуществить серьезную разведку. Это дает почву для утверждений, что лабиринт тянется вплоть до Берлина, что он является одним из объектов, где нацисты пытались создать атомное оружие, а его туннели хранят сокровища Третьего рейха, награбленные по всему миру. Некоторые исследователи склонны считать, что именно в лабиринтах «Лагеря дождевого червя» скрыта знаменитая «Янтарная комната». Вероятно, что в архивах Германии сохранились какие-то документальные следы, а может, и свидетельства строителей и пользователей этого военно-инженерного феномена, но пока о них ничего не известно.

В. М. Скляренко, И. А. Рудычева, В. В. Сядро. 50 знаменитых загадок истории XX века

«Лагерь дождевого червя»: секретная подземная крепость нацистов

Луч фонаря облизывает холодные бетонные стены длинного тоннеля и растворяется в темноте. Под ногами бежит вода, а над головой снуют летучие мыши. Каждый шаг гулким эхом разносится по мрачным тоннелям. Впереди нас ждут десятки километров ходов, казармы, склады, подземные вокзалы и неприступные ДОТы на поверхности. Все это - одна из уникальнейших фортификационных систем, когда-либо возведенных в Европе, - подземная крепость нацистов, которую прозвали «Лагерь дождевого червя». Onliner.by отправляется в западную Польшу и в своей фотоистории рассказывает о военно-инженерном феномене времен Третьего рейха.

Окончание Первой мировой войны принесло Германии полное поражение и подписание крайне невыгодного Версальского мирного договора. Она лишалась колоний и части своих территорий, должна была выплачивать огромные репарации, численность армии и вооружения была строго ограничена. Все это привело к серьезным кризисным политическим и экономическим явлениям, которые с ходом времени позволили прийти к власти нацистской партии. В 1930-х годах Европу поразил фортификационный бум. Предчувствие нового глобального военного конфликта витало в воздухе, поэтому многие страны начали строить на своих границах оборонительные линии. Не стала исключением и Германия, которая, вопреки запрету на строительство долговременных укреплений по условиям Версальского договора, начала возводить на своих границах так называемые Западный и Восточный валы, поскольку и Польша, и Франция представляли собой реальную угрозу для крепнувшей нацистской Германии.

Строительство Восточного вала

Оборонительная линия, получившая название «Излучина Одера - Варты», являлась центральной частью Восточного вала, новой фортификационной линии, возведенной на границе Германии с Польшей в середине 1930-х годов. Длина укрепрайона здесь составляла порядка 80 километров. Эта линия должна была защитить путь на Берлин, до которого отсюда всего 120 километров. До войны эти земли входили в состав Германии и были переданы Польше только в 1945-м. Первые изыскательские работы по проектированию Восточного вала были проведены еще в конце 1920-х годов в режиме строжайшей секретности. Помимо полевых укреплений, в полосе обороны были активно задействованы водные преграды. Были построены дамбы, шлюзы и мосты, которые позволяли контролировать уровень воды в реках и озерах и в случае нападения затапливать большие пространства полей, превращая их в болота, не давая продвигаться танкам и живой силе противника.

Схема центрального участка укрепрайона «Излучина Одера - Варты»

Главную огневую силу нового укрепрайона должны были составить железобетонные ДОТы, или, как их принято называть по-немецки, панцерверки. Основу обороны укрепрайона составили типовые ДОТы класса B. У немцев была своя классификация огневых точек по типу сопротивляемости попаданию снарядов и толщине стен. Самой серьезной огневой точкой были панцерверки класса A с толщиной стен в 3,5 метра. У сооружений типа B толщина стен составляла 1,5 метра. Весь укрепрайон делился на 13 опорных пунктов, которые называли веркгруппами (в каждую входит от 2 до 5 отдельных ДОТов). Это позволяло улучшить взаимодействие огневых точек при решении боевых задач, поскольку каждая веркгруппа имела единую систему обороны и командования.

Панцерверк 719

Больше всего ДОТов находилось в центральном секторе «Излучины Одера - Варты» в районе современного польского городка Мендзыжеч (бывший немецкий Мезеритц). Дело в том, что южный и северный секторы изобиловали водными преградами и не нуждались в высокой плотности сооружений долговременной фортификации, в то время как самый важный участок практически не имел никаких гидротехнических заграждений и при его обороне рассчитывать приходилось только на бетонные ДОТы. Но немцам и этого показалось мало. Именно здесь немецкое командование приступило к строительству настоящего подземного города, который должен был связать между собой подземными ходами все ДОТы.

Сеть укреплений в районе Мендзыжеча получила неофициальное название «Лагерь дождевого червя», или Regenwurmlager, - вероятно, от названия небольшой речки Regenwurm, что течет неподалеку. Это уникальный инженерный объект, который не имеет аналогов в мире и поражает своим размахом. Немцы решили связать тоннельной системой протяженностью более 80 километров семь опорных пунктов (веркгрупп) в центральной части укрепрайона, чтобы превратить его в неприступную автономную крепость с железнодорожным сообщением, казармами, складами боеприпасов и продовольствия, госпиталем для солдат, электростанцией и другими удобствами.

Строительство тоннелей проходило в атмосфере строжайшей секретности, поскольку немцы делали вид, что соблюдают условия Версальского мира. Возведением подземной части тоннельной системы занималась военно-строительная организация Тодта, где работали профессионалы высшего класса: инженеры, строители, электрики и так далее. Изначально работа по возведению тоннелей велась вручную силами более 10 тыс. рабочих. Затем были применены проходческие щиты, что позволило ускорить темпы работы до 65 метров тоннеля в сутки. В ходе строительства были применены все доступные на тот момент технологии. Активная работа велась до мая 1938 года, после чего была приостановлена, а все силы по строительству укреплений были перенесены на Западный вал, поскольку угроза со стороны Польши, по мнению немецкого руководства, была минимальна.

Даже в незаконченном виде эта система укреплений поражает своими масштабами. В период с 1934 по 1938 год в районе Мендзыжеча было проложено суммарно около 35 километров подземных ходов, которые связали в единую сеть 22 ДОТа.

Длина подземной части «Лагеря дождевого червя» почти такая же, как у Минского метрополитена, который раскинулся на 37 километров.

Глубина заложения тоннелей варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от местности. Через всю систему проходит главный тоннель длиной более 8 километров. От него отходят ответвления поменьше, которые ведут к отдельным ДОТам и опорным пунктам. Помимо тоннелей, под землей были возведены 18 вокзалов со стрелочными разъездами для узкоколейной дороги.

Оценочная стоимость всех работ на комплексе составила более 600 млн рейхсмарок.

Это колоссальная сумма даже для окрепшей экономики Германии конца 1930-х. Гитлер дважды приезжал с проверкой на строительство укрепрайона и был недоволен тем, что на таком серьезном фортификационном объекте установлено незначительное количество тяжелого вооружения. На самом деле к концу 1930-х годов во всем укрепрайоне не было ни одного казематированного артиллерийского или противотанкового орудия. Одних лишь пулеметных огневых точек было явно недостаточно для ведения боевых действий с применением танков. Строительство двух артиллерийских крепостей класса A было на начальном этапе.

С начала войны эти укрепления «Лагеря дождевого червя» практически никак не использовались. Лишь с 1943 года в недрах крепости начинает действовать подземный завод по производству авиационных двигателей. По мере приближения фронта к границам Германии немцы решают подготовить укрепрайон к обороне. К началу 1945 года лишь малая часть ДОТов были заняты гарнизонами. Отсутствие противотанковой артиллерии не позволило организовать оборону от наступающей Красной армии, и в течение трех дней - с 29 по 31 января - большинство укреплений было захвачено и уничтожено. Отдельные укрепления, оставаясь в осаде, продолжали сопротивляться до апреля 1945 года.

Панцерверк 717

После войны подземные сооружения «Лагеря дождевого червя» использовались советскими и польскими военными. Сейчас многие ДОТы разрушены, а некоторые сохранившееся используются в качестве музеев. Начнем наше знакомство как раз с одного такого музея - панцерверка 717.

Этот ДОТ был построен в 1937-1938 годах и имел класс прочности B (толщина стен - 1,5 метра, как и у многих панцерверков центральной части укрепрайона). Сооружение имело два этажа. На верхней части укрепления находились два шестиамбразурных бронеколпака для пулеметов, одна наблюдательная башня, а также огнемет и гранатомет для обороны подступов к сооружению. Вход в ДОТ также защищал пулемет, установленный в напольной стене.

На первом ярусе находились казармы, боевые казематы, командный пункт и так далее. Нижний ярус занимали помещения обеспечения (вентиляция, электропитание, склады).

Жилой отсек для командирского состава

Пулеметный каземат для защиты входа

Купол автоматического миномета изнутри

Позиция огнемета. На нижнем уровне находились топливные цистерны

На подступах к укрепрайону были сооружены полосы противотанковых заграждений: сухие рвы и так называемые «зубы дракона», которые представляли собой бетонные надолбы конусообразной формы.

ДОТ имел выход в подземную часть. По замыслу конструкторов, одну часть должен был занимать лифт, а другую - лестница, но лифты практически нигде не успели смонтировать.

В подземной части ДОТа были устроены казармы для личного состава, склады, госпитали, технические помещения для обслуживания и зарядки батарей электровозов.

Из вспомогательных подземных помещений под ДОТом тоннель уходит в основную систему и к другим укреплениям веркгруппы. Мы пока туда не пойдем, нас ожидает самое интересное - заброшенная часть комплекса «Лагерь дождевого червя».

Заброшенная часть лагеря

Попасть в заброшенные тоннели не так-то просто. Многие ДОТы были уничтожены в результате боевых действий зимой 1945 года, некоторые целые сооружения не были оборудованы лестницами, а часть сохранившихся входов просто закрыты решетками. Это объясняется тем, что в подземных лабиринтах на зимовке находится самая большая колония летучих мышей в Европе, поэтому входы закрывают, чтобы непрошеные гости не тревожили рукокрылых.

Панцерверк 719, относящийся к веркгруппе «Гнейзенау», цел, но вход надежно заварен решеткой. Сверху сохранились наблюдательный бронеколпак и вентиляционный оголовок. Никаких шансов проникнуть внутрь здесь нет.

Следующий панцерверк 724 цел. Входная решетка выпилена добрыми людьми, на поляне перед укреплением припарковано несколько автомобилей. Хороший знак для желающих спуститься вниз.

Здесь можно спуститься на нижние ярусы. Сооружение выглядит точно так же, как музейный 717-й ДОТ. Спускаемся в подземные галереи. Под каждым ДОТом было устроено множество помещений. Здесь были электричество, водопровод, телефон, вентиляция и канализация.

Главная галерея, проходившая через весь укрепрайон, была эллипсовидной, имела ширину 3-4 метра и высоту до 5 метров. По ней были проложены рельсы, по которым двигались электропоезда, работавшие на аккумуляторах. Поезда могли перевозить грузы и людей.

Главный тоннель

Сохранившаяся тоннельная плитка

Ниша в стене, где находилась стойка с электрооборудованием

На линии были построены станции (подземные вокзалы), где поезда могли разгрузить или загрузить, подзарядить севший аккумулятор или перевести на другой путь при помощи железнодорожной стрелки. Настоящее метро!

Вокзал «Дора»

Амбразура для защиты тоннеля. В случае если противник прорывался внутрь системы, подобная огневая точка могла надежно защитить весь остальной тоннель

«В польском городе Гожув Великопольский полиция задержала чеченца, подозреваемого в участии в теракте, совершенном несколько месяцев назад в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве. Разработка этого дела началась еще в августе, когда при задержании нескольких преступников у одного из них, тоже чеченца, было обнаружено до 5 килограммов тротила…»

Я бы не обратил на эту газетную заметку особого внимания, если бы не название города, в котором сам недавно побывал, - Гожув Великопольский. Что заставило террориста искать убежища именно там, не в самом людном польском городе? Гораздо проще было бы «раствориться» в Кракове, Познани, Вроцлаве, затеряться в разноплеменной толпе, где живут и действуют чеченские общины, где находится даже чеченская широковещательная радиостанция…

Так вот, если бы я был боевиком, неважно каким - чеченским, неофашистским и прочее, - я бы тоже приехал сначала в Гожув Великопольский - до 1945 года восточнопрусский город Ландсберг. Я бы выехал в окрестности этого чудного городка, попетлял бы на машине по одному из проселков, уходящих в холмы, поросшие соснячком, потом бы въехал под своды бетонного портала, обрамляющего въезд в подземное шоссе, и припарковал машину у перрона одного из заброшенных со времен войны вокзалов, расположенного на сорокаметровой глубине…

Здесь, в недрах великопольского края, расположено самое обширное фортификационное сооружение в мире - «Лагерь дождевого червя». Сооружалось оно более десяти лет сначала инженерами рейхсвера, а потом специалистами вермахта…

Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Рукокрылые твари решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там давно и надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжеч, обитает самая большая в Европе колония нетопырей - десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши…

Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды - одна мрачнее другой.

Рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб, полковник Александр Лискин: «Вблизи Лесного озера в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако могло быть и так, что ток давала скрытая под землей автономная электростанция, возможно, ее турбины вращала вода, падавшая в колодец… Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало…

Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Рассказывали, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели…»

Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Верта - Обра - Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения «третьего рейха» вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки (!) километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажирами. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» - «Reqenwurmlaqer» - «Лагерь дождевого червя».

Карта укрепрайона

Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрифицированных железных дорог?! И еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?».

Лишь в восьмидесятые годы была проведена углубленная инженерно-саперная разведка лагеря силами советских войск, которые располагались в этом районе Польши.

Вот что рассказывал потом один из участников подземной экспедиции, техник-капитан Черепанов: «В одном из дотов мы по стальным винтовым лестницам спустились глубоко под землю. При свете кислотных фонарей вошли в подземное метро. Это было именно метро, так как по дну тоннеля проходила железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам - аккуратная расшивка кабелей. Вероятно, локомотив здесь двигала электроэнергия.

Группа вошла в тоннель не в начале. Вход в него находился где-то под Лесным озером. Вся трасса устремлялась на запад - к реке Одер. Почти сразу обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья.

Медленно, с соблюдением мер предосторожности поисковая группа двигалась по тоннелю в направлении современной Германии. Вскоре бросили считать тоннельные ответвления - их обнаружили десятки. И вправо, и влево. Но большая часть ответвлений была аккуратно замурована. Возможно, это были подходы к неизвестным объектам, в том числе к частям подземного города…

В тоннеле было сухо - признак хорошей гидроизоляции. Казалось, с другой, неведомой стороны вот-вот покажутся огни поезда или большого грузового автомобиля.

Группа двигалась медленно и через несколько часов пребывания под землей стала терять ощущение реально пройденного…

Исследование законсервированного подземного города, проложенного под лесами, полями и речками, - задача для специалистов иного уровня. Этот иной уровень требовал больших сил, средств и времени. По нашим оценкам, подземка могла тянуться на десятки километров и «нырять» под Одер. Куда дальше и где ее конечная станция - трудно было даже предположить. Вскоре старший группы принял решение возвратиться…»

Разумеется, без плана-схемы раскрыть тайны «Лагеря дождевого червя» невозможно. Что же касается замурованных тупиков, то специалисты считают, что там под охраной минных ловушек могут храниться и образцы секретной по тому времени военной техники, и ценности, вывезенные из музеев оккупированных стран.

В рассказе техника-капитана Черепанова вызывает сомнение только одно - подземный крематорий, в котором, возможно, сжигали тела строителей. Дело в том, что строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики… Каждый отвечал за свой объект или небольшой участок работ, и никто из них не мог даже представить общие масштабы укрепрайона. Люди Тодта применили все технические новинки ХХ века, дополнив их опытом зодчих средневековых замков по части всевозможных ловушек и смертельных сюрпризов для непрошеных визитеров. Недаром фамилия их шефа была созвучна слову «смерть». Помимо полов-перевертышей, лазутчиков поджидали здесь и шнуровые заряды, взрывы которых заваливали тоннели, заживо погребая под тоннами песка вражеских диверсантов.

Наверное, даже дивизию СС, занимавшую этот район, и ту выбрали по устрашающему названию - «Тоден копф» - «Мертвая голова».

Тем не менее ничто не может устрашить самодеятельных исследователей «нор дождевого червя». На свой страх и риск они отправляются в лабиринт Тодта, надеясь на ошеломляющие открытия и счастливое возвращение.

Мы с польским журналистом Кшиштофом Пилявским тоже не стали исключением. И местный старожил - бывший танкист, а ныне таксист - по имени Юзеф, захватив с собой люминесцентный фонарь, взялся сводить нас к одному из двадцати двух подземных вокзалов. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Берта»… Ближайший к Мендзыжечу - «Хенрик». Наш гид утверждал, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться - уже наземным путем - в полевую ставку под Растенбургом - «Вольфшанце». В этом есть своя логика: подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине.

…Юзеф гонит свой «полонез» по неширокому шоссе на юго-запад от города. В деревушке Калава сворачиваем в сторону бункера «Шарнхорст». Это один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе - идиллические и никак не вяжутся с военными терминами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят… Господь творил эту землю с умилением. Антихрист с не меньшим усердием прокладывал в ее недрах свои бетонные пути…

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.

Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, закрытых опять же бронированными жалюзи. Жабры подземного монстра… Над входом надпись, набрызганная краской: «Welcome to hell!» - «Добро пожаловать в ад!»

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь смотрит еще одна бойница - фронтального боя. «Вошел без пропуска - получи автоматную очередь», - говорит ее пустой, немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура. Когда-то ее пол предательски проваливался, и незваный гость летел в колодец, как это практиковалось в средневековых замках. Теперь он надежно закреплен.

Мы сворачиваем в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Выходим из него и попадаем в блок-пост, где караул проверял когда-то документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь. Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами. В одном из них до сих пор стоит ржавый скорострельный гранатомет, в другом размещалась огнеметная установка, в третьем - тяжелые пулеметы… Здесь же «каюта» командира - «фюрер-раум», перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.

Этажом ниже - склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтро-вентиляционная выгородка. Здесь же и вход в преисподнюю: широкий - метра четыре в диаметре - бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

Тут сто пятьдесят ступенек, - сообщает Юзеф.

Мы идем за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которой вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой. Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта аж до казематного этажа? Юзеф не знает. Но он ведет нас к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть…

Оглядываю своды здешнего аида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону «Шарнхорста» военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, «впадали» двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище. Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал «Хенрик».

Пойдем на вокзал? - спрашивает наш провожатый.

Юзеф ныряет в невысокий и неширокий коридор, и мы за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идем по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных «норах дождевого червя».

Только тут замечаю, как продрог в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная что летом, что зимой - 10 градусов. При мысли, под какой толщей земли тянется наша щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу - выберемся ли отсюда? А если обрушится бетонное перекрытие, а если хлынет вода? Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, а ведь они сдерживают и давление недр, и напор воды…

Когда на кончике языка уже завертелось: «Может, вернемся?» - узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был вокзал «Хенрик» - заброшенный, пыльный, темный… Сразу же вспомнились те станции берлинского метрополитена, которые до недавних лет пребывали в подобном же запустении, поскольку находились под стеной, рассекавшей Берлин на восточную и западную части. Их было видно из окон голубых экспрессов - эти каверны застывшего на полвека времени… Теперь, стоя на перроне «Хенрика», нетрудно было поверить, что рельсы этой ржавой двупутки добегают и до берлинского метро.

Вон туда уехал ваш старшина на мотоцикле, - махнул Юзеф рукой в темный зев магистрального тоннеля.

Как же он втащил сюда мотоцикл?

А тут в полутора километрах есть село Высокое. Там въезд под землю. А теперь заглянем к нетопырям…

Мы сворачиваем в боковой ход.

Вскоре под ногами захлюпали лужи - по краям пешеходной дорожки тянулись водоотводные канавки, идеальные поилки для летучих мышей. Луч фонаря прыгнул вверх, и над нашими головами зашевелилась большая живая гроздь из костлявокрылых полуптиц-полузверьков. Холодные мурашки побежали по спине - экая пакость, однако! Даром что полезная - комаров жрет.

Говорят, души погибших моряков вселяются в чаек. Тогда души эсэсовцев должны вселяться в летучих мышей. И судя по количеству гнездившихся под бетонными сводами нетопырей - тут вся дивизия «Мертвая голова», бесследно исчезнувшая в 1945-м в мезерицком подземелье.

Мезерицкий укрепленный район. Инженеры строительной армии Тодта превратили в военные объекты и реки, и озера. До сих пор в здешних лесах можно наткнуться на непонятного назначения шлюзы, гидрозатворы, каналы, водосбросы.

Лет десять назад полковник Лискин вместе с командиром одной из рот Мендзыжечского гарнизона капитаном Гамовым обследовали самое большое здешнее озеро.

«Сели в лодчонку, - делится своими впечатлениями Александр Лискин, - и, поочередно меняясь на веслах, за несколько часов обогнули озеро. Мы шли в непосредственной близости от берега. С восточной стороны озера возвышались несколько мощных, уже поросших подлеском холмов-терриконов. Местами в них угадывались артиллерийские капониры, обращенные фронтом на восток и юг. Удалось заметить и два похожих на лужи маленьких озерка. Рядом возвышались щитки с надписями на двух языках: «Опасно! Мины!»

Терриконы видите? - спросил Гамов. - Как египетские пирамиды. Внутри разные потайные ходы, лазы. Через них из-под земли наши радиорелейщики при обустройстве гарнизона доставали облицовочные плиты. Говорили, что там настоящие галереи. А что касается этих лужиц, то, по оценке саперов, это и есть затопленные входы в подземный город. Рекомендую посмотреть еще одну загадку - остров посреди озера… Несколько лет назад часовые маловысотного поста заметили, что этот остров на самом деле не остров в обычном понимании. Он плавает, точнее, медленно дрейфует, стоя, как будто на якоре.

Я осмотрелся. Плавающий остров порос елями и ивняком. Площадь его не превышала пятидесяти квадратных метров, и, казалось, он действительно медленно и тяжело покачивается на черной воде тихого водоема.

У Лесного озера было и явно искусственное юго-западное и южное продолжение, напоминающее аппендикс. Здесь шест уходил в глубину на два-три метра, вода была относительно прозрачной, но буйные, напоминающие папоротник водоросли совершенно закрывали дно. Посреди этого залива сумрачно возвышалась серая железобетонная башня, явно имевшая когда-то специальное назначение. Глядя на нее, я вспомнил воздухозаборники московского метро, сопутствующие его глубоким тоннелям. В узкое окошко было видно, что и внутри бетонной башни стоит вода.

Сомнений не было: где-то подо мной подземное сооружение, которое зачем-то потребовалось возводить именно здесь, в глухих местах под Мендзыжечем».

А возводить его понадобилось именно затем, зачем был создан весь укрепрайон: чтобы навесить мощный замок на главную стратегическую ось Европы - Москва - Варшава - Берлин - Париж. За сотню километров от сердца Германии и был создан этот бронежелезобетонный щит.

Китайцы построили свою Великую стену, дабы прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал - Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на Восток известен.

В зиму сорок пятого бойцы генерала Гусаковского проломили этот «непроходимый» рубеж и двинулись напрямую к Одеру.

По игре исторического случая, именно на той черте, по которой проходят подземные коридоры, остановились орды Чингисхана и повернули обратно.

В послевоенные времена в районе «Лагеря дождевого червя» дислоцировались советская бригада правительственной связи и другие части Северной группы войск. За все эти годы была произведена только частичная инженерная разведка подземного «метрополитена». На большее не хватило средств, да и людьми рисковать не хотели: кто мог поручиться, что на подземных трассах не выставлены мины? Поэтому без лишних сомнений броневые двери, ведущие в глубь таинственного сооружения, были заварены автогеном.

Теперь все нараспашку. Теперь «Лагерь дождевого червя» доступен не только летучим мышам.

И кто знает, какие запасы взрывчатых веществ и военного снаряжения таятся в замурованных тупиках подземного лабиринта? И что вообще хранится там со времен эсэсовской «Мертвой головы»? И почему чеченских боевиков арестовывают неподалеку от входов в это таинственное и мрачное подземелье?


поделиться:


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...