Поэты и писатели древней греции и рима. Ранние формы римской прозы

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Развитие лирической поэзии Древнего Рима тесно связано с общественными процессами, а именно с падением римской республики и установлением империи. В середине I в. до н.э. появилась новая литературная школа – неотерики . Литературным образцом для нее была поэзия расцвета греческой классической лирики и александрийская поэзия. Определяющим в художественном миросознании неотериков было неприятие окружающего мира, официального общества и интерес к человеку в мире его личных чувств и ощущений. Новым в их поэзии было то, что личные переживания поднимались до высот гражданской жизни. Поэзия личных чувств ввела в римскую литературу нового героя, потребовала освоения малых жанровых форм и усовершенствования стихотворного размера. Произведения поэтов-неотериков дошли до нас лишь в разрозненных фрагментах или упоминаниях. Единственное исключение – сборник стихов Гая Валерия Катулла . В нем содержится 116 стихотворений. Небольшие стихотворения, напоминающие лирические произведения нового времени, - жанр, который в Риме впервые разрабатывается в творчестве Катулла. Стихотворения Катулла посвящены различным темам. Здесь и обращения к друзьям, и насмешливые стихотворения, и любовная лирика. Его произведения всегда имеют адресатов и связаны с конкретными событиями личной жизни поэта. Утверждается особая ценность человеческой личности, и герой поэзии Катулла предстает и человеком и гражданином одновременно в равной мере. При этом утверждение нового идеала идет через отрицание ранее существующего. Любовь у Катулла представлена в том же ракурсе, и для его героев она означает слияние гражданских устремлений с велением сердца, жизнь для другого человека и в другом. Любовь Катулла совмещает чувственные радости и духовное общение, нежность и долг. В лирике Катулла впервые любовь предстает как великое, могучее чувство, возвышающее человека. В этом отношении стихотворения Катулла напоминают лучшие образцы любовной лирики нового времени.

Красота, и прежде всего женская, - особая тема произведений Катулла. Впервые в римской литературе компонентами идеала красоты становятся «привлекательность», «утонченность», «изящество».

Единственное сохранившееся застольное стихотворение перевел А. С. Пушкин. Поэт оставил без перевода одну строчку стихотворения, в котором Постумия сравнивалась с пьяной виноградной ягодой. Это сравнение показалось, по-видимому, поэту труднопереводимым.

Таким образом, в творчестве Катулла совершаются три величайших для римской литературы события: появление качественно нового героя, сочетающего в себе человека и гражданина; познание и исследование частной жизни, быта, отношений; открытие сложного мира человеческих чувств в их противоречии и единстве. С поэзией Катулла в римскую литературу вошли все метры греческой лирики, при чем многие были применены впервые.

Октавиан Август в позе Юпитера

Дальнейшее развитие поэзии в Риме было связано с утверждением власти Октавиана Августа, провозглашением принципата (начальная стадия империи I в. до н. э. – I в. н. э.) и формированием литературных кружков. В них блистали Вергилий, Гораций, Овидий, Тибулл, Проперций и другие поэты.

Гораций . Первыми произведениями поэта были эподы - ямбические стихотворения, написанные двустишиями. Эти насмешливые стихотворения, полные иронии, а подчас и нарочитой грубости, резко контрастируют с чувствительностью буколических произведений Вергилия и с римской элегией. Гораций уже в первых своих произведениях выступает создателем оригинальной лирики, положившей начало сатире и оде. В течение 30-х годов Гораций опубликовал два сборника сатир. Свои сатиры он сам называл беседами (sermones), как бы подчеркивая, что основным в них является изложение мыслей в форме непринужденного диалога. Поэт стремится писать свои сатиры изящным, непринужденным языком, близким к устной беседе образованного человека. Свое внимание он концентрирует на проблеме личного счастья, желая научить своих читателей жизненной мудрости. В сатирах обсуждаются различные моральные вопросы: вред честолюбия и невежества, глупость тщеславия, тщетность алчности, выдвигается требование снисходительности к недостаткам друга, прославляется скромный и умеренный образ жизни.

Памятник я воздвиг, меди прочнее он,

Выше, чем гордый столп царственных пирамид.

Дождь, точащий гранит, и Аквилона вихрь

Не разрушат его. Неисчислимый ряд

Лет над ним пролетит и пробегут века.

Нет! Не весь я умру. Лучшая часть меня

Похорон избежит. Слава моя цвести

Будет вечно, пока в Капитолийский храм

Жрец восходит и с ним дева молчащая.

Скажут я родился там, где Ауфид 10 шумит,

Там, где некогда Давн 11 в бедных водой полях

Правил сельской страной - царь из ничтожества!

Первый я перевел песнь эолийскую

На италийский лад. Будь же мною горда!

Лавром торжественным, о Мельпомена, мне

Ты увенчай главу с лаской заслуженной.

В 23 года он выпускает сборник своих лирических стихотворений, которые принято называть одами. Гораций следует за древнегреческими поэтами - Алкеем, Сапфо, Анакреонтом. Римский поэт создает своеобразную лирическую поэзию, в которой мысль преобладает над чувством и художественные образы подбираются для иллюстрации отдельных положений "горацианской мудрости", известной нам по его сатирам, но обогащенной здесь мотивами древнегреческой лирики. Гораций считал своей заслугой то, что впервые передал латинским стихом многие метрические размеры, впервые разработанные древнегреческими поэтами. Он пишет об этом в знаменитой оде к Мельпомене, вдохновившей Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.

Оды разнообразны по темам. Среди них - любовные и дружеские стихотворения, и гимны богам, и отклики на политические события. Однако, каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда несет печать характерной горацианской манеры. В отличие от лирики Катулла, бедной образами, но богатой эмоциональным содержанием, поэзия Горация блещет искусно нарисованными картинами, отточенными мыслями, тонкой иронией и глубокими обобщениями. Автор при этом сохраняет позу наблюдателя, фиксирующего настроения действующих лиц и дающего свои заключения. Образы и мотивы древнегреческой лирики: пир, перипетии любви, призыв к наслаждению перед лицом грозящей смерти и другие - служат созданию стилизованного поэтического мира с несколько условными персонажами и чувствами.

В 17 г. до н.э. в Риме торжественно справлялось празднество "обновления века", которое знаменовало окончание гражданских войн и начало новой, счастливой эры. Горацию было поручено составление праздничного гимна. В этом официальном гимне поэт прославляет Октавиана Августа и его реформы, возвеличивает римское государство, воспевает начало нового века. Гимн написан в торжественном стиле культовой песни. В это время Гораций становится признанным поэтом, и Октавиан Август настаивает на том, чтобы он прославил в своих стихотворениях его государственную деятельность.

В "Науке о поэзии" Гораций предстает как теоретик римского классицизма. Свои взгляды поэт излагает в форме непринужденной беседы, легко переходя от одного вопроса к другому, обращаясь с практическими советами к своим читателям, приводя примеры, пересыпая свою речь шутками и остротами. Гораций требует от поэтического произведения гармонии и соразмерности частей, призывает выбирать предмет, соответствующий возможностям поэта.

Творческая деятельность Горация имела большое значение для истории римской литературы. Однако его слава в античные времена не могла сравниться с популярностью Вергилия. В средние века его усиленно читали. Однако интерес к нему как к лирическому поэту принял широкие размеры лишь в эпоху Возрождения. Его поэзия сыграла большую роль в становлении лирики нового времени. Отдельные положения своеобразной горацианской философии (так называемая "горацианская мудрость") часто встречаются во французской лирике XVIII - начала XIX вв., проникают они и в русскую поэзию. Горацианские мотивы используют Ломоносов, Державин, Дельвиг и Пушкин.

В то же время, когда развертывается поэтическая деятельность Вергилия и Горация, возникает и развивается в Риме своеобразный жанр любовной элегии. Представителями этого жанра были Галл, Тибулл, Проперций и Овидий. Центральной темой их поэзии становится любовь. Именно в мире любовных переживаний находят они главное содержание жизни. К принципату римские элегики относятся критически. Проперций и Овидий высмеивают изданные Октавианом Августом законы о браке, выражают презрение к государственной деятельности и военной службе. Тибулл игнорирует политические события, не упоминает даже имени Октавиана. В своих элегиях эти поэты создают особый мир, противопоставленный официальному миру. Они требуют уважения и внимания к чувствам, которые до сих пор не играли центральной роли в творчестве римских поэтов. Они используют при этом мотивы и образы античной любовной поэзии, видоизменяя их и как бы пропуская сквозь призму авторского восприятия. В центре элегии - личность самого автора, всегда описывающего собственные переживания, события своей жизни. Субъективный характер римской элегии отличает ее от повествовательной любовной элегии на мифологические темы, которую культивировали древнегреческие и эллинистические поэты.

От Тибулла до нас дошло несколько элегий, которые трогают искренностью чувств, нежностью души. Он умеет живо передать оттенки любовного чувства, нарисовать картины природы, показать жизнь простого человека. Тибулл прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и изящно. Его поэзию высоко ценили еще в древности.

Проперций оставил четыре книги элегий. Он певец страстной любви, видящий в ней цель жизни. В элегиях поэта Любовь - скорбная и трудная, его владычица Кинтия - жестока и капризна. Если любовь Тибулла показана на фоне идиллической сельской жизни, то Проперций рисует разнообразные картины: портики, площади и улицы Рима, модный курорт Байи, морской берег и т. п. Поэт проявляет большой интерес к мифологии и даже задумывает впоследствии создание цикла повествовательных элегий на мифологические темы. Мифологические образы очень часто встречаются в его произведениях. Он постоянно сравнивает свою возлюбленную с прекрасными героинями далекого прошлого, свои переживания и перипетии трудной любви с чувствами мифологических героев. Мифология является своеобразным средством поэтизации, к которому он охотно прибегает, обнаруживая свою "ученость". В творчестве Проперция жанр римской элегии как бы перерастает узкие рамки любовной лирики, обогащаясь рядом новых тем.

Овидий был одаренным оратором, хотя и не любил речей, в которых требовались строгая логика и юридическая аргументация. Овидия привлекали речи, в которых можно было дать психологические характеристики действующих лиц, поставленных в какое-нибудь необычное положение. Речь Овидия, по мнению Сенеки, напоминала стихотворения в прозе (solutum carmen). Блестящий поэтический талант и влечение к литературному творчеству очень рано проявились у этого выдающегося поэта.

Первым литературным трудом Овидия был сборник любовных элегий. Опираясь на поэзию своих предшественников, используя традиционные мотивы римских элегических поэтов, Овидий создает элегию нового типа, далекую от романтически приподнятой элегии своих предшественников. Овидий прочно стоит на почве реальности, с живым интересом относится к окружающему, наделен меткой наблюдательностью и остроумием. Ему представляются достойными поэтического изображения те стороны жизни, которых избегали прежние элегические поэты. Он смело ведет своих читателей в римский цирк, где во время представления юноши знакомятся с девушками.

Поэт поучает ревнивого супруга и дает советы влюбленному, как лучше обмануть мужа своей любимой. Овидий подтрунивает над брачными законами Октавиана Августа, смеется над богатым и тупым претором, который имеет успех у его Коринны. Обыденные чувства человека и картины окружающей жизни становятся в поэзии Овидия объектами изображения. Шутка, смех, ирония впервые так широко проникают с его элегиями в римскую лирическую поэзию, определяя основной тон любовных стихотворений молодого поэта.

Представитель младшего поколения периода принципата, не прошедшего через огонь гражданских войн, Овидий с готовностью принимает те блага мира и культуры, которыми характеризуется начальный период римской империи. Ему чужды мучительная борьба, поиски жизненной позиции, которые были характерны для поэтов предшествующего поколения. Внимание Овидия привлекает внутренний мир человека. Однако он не строит сложной системы взаимоотношения человека с окружающей действительностью, как это делали поэты предшествующего периода (Вергилий и Гораций). Но в традиционном жанре любовной элегии этот новый подход Овидия к своим героям не получил полного воплощения. Лишившись главного - глубоко серьезного отношения к своей теме, элегия Овидия превратилась в остроумную шутку, изящную лирическую миниатюру. Бытовая реальность, повседневная жизнь в этом жанре могла, естественно, найти лишь ироническое, шутливое воплощение. От любовных элегий поэт переходит к жанру лирического послания на мифологические темы. "Героини" (или "Послания героинь") - это стихотворные письма героинь мифа к покинувшим их мужьям и возлюбленным. С посланиями обращаются Пенелопа, Брисеида, Деянира, Медея, Федра, Ариадна, Дидона и др. Рисуя образы, широко известные римскому читателю и имеющие многовековую традицию в античной художественной литературе, Овидий по-новому освещает душевную жизнь своих персонажей. Послания напоминают риторические свасории, речи, вложенные в уста исторических или мифологических персонажей, которые произносились в риторических школах. Героини Овидия владеют всеми приемами ораторского искусства, сочетая в своих письмах риторические фигуры с лирическими излияниями. Послания однообразны по теме, так как все героини находятся в одинаковом положении - в разлуке со своими возлюбленными. Одни и те же мотивы встречаются в письмах разных героинь (жалобы на одиночество, ревнивые подозрения, воспоминания. о прошлом, просьба о возвращении и т.д.). Искусство поэта проявляется в умении варьировать сходные мотивы, в стремлении придать каждому образу своеобразные черты, отличающие его от других. Вместе с тем Овидий как бы сводит свои персонажи с мифологических пьедесталов, приближая их к обыденному облику современных ему римских женщин. Для этого он вводит в послания ряд штрихов и метких деталей, свидетельствующих о глубоком интересе поэта к окружающей жизни.

Первый период творчества Овидия заканчивается двумя шутливо дидактическими поэмами: "Искусство любви" (Ars amatoria) и "Средства от любви" (Remedia amoris) , 1 г. до н.э.- 1 г. н.э. Поэма "Искусство любви" - одно из самых блестящих по остроумию и формальному совершенству произведений молодого Овидия. Поэт пародирует в ней ученые руководства, в частности руководства по риторике. Он составляет целый кодекс правил поведения, которыми должен руководствоваться влюбленный юноша в своих взаимоотношенях с любимой женщиной. Овидий начинает свою шутливую поэму с раздела: "Нахождение предмета любви", давая советы, как и где найти подходящую возлюбленную. Вторая часть поэмы посвящена тому, как завоевать любовь, третья как ее сохранить. В произведение вводятся многочисленные бытовые зарисовки, изящные мифологические рассказы, шутливые рассуждения на моральные темы.

Поэма вызвала недовольство блюстителей нравственности вольностью тона и откровенной смелостью отдельных картин. Тогда Овидий составил другое произведение на прямо противоположную тему - "Средства от любви". В этом небольшом по объему произведении он советует заниматься сельским хозяйством или государственной деятельностью, отправиться в далекое путешествие и т. п., для того чтобы исцелиться от любовного чувства. Поэма также носит шутливый характер и полна остроумия.

В период расцвета своего поэтического дарования Овидий переходит к созданию больших произведений на мифологические темы. Он одновременно пишет две поэмы: "Метаморфозы" и "Фасты". "Метаморфозы " - эпическая поэма, в которой рассказываются легенды о превращениях людей в животных, а также в предметы неодушевленной природы: растения и камни, источники, светила и т.д. Эти мифы широко распространены в фольклоре различных народов. Римский поэт использовал многочисленные источники: научные и художественные произведения, каталоги и памятники изобразительного искусства. Поэма состоит из 15 книг. Это увлекательное, живо написанное произведение с массой персонажей, с постоянной сменой места действия. Овидий собрал около 250 мифов о превращениях. Разрозненные мифы с различными героями соединены здесь в единое целое. Для придания единства произведению поэт пользуется различными приемами: он объединяет мифы по циклам (фиванский, аргосский и др.), по сходству персонажей, по месту действия. Часто придумывает связующие звенья между разнородными легендами. Соединение фантастики с реальностью характерно для всей поэмы Овидия. Его герои, с одной стороны, сказочные мифологические фигуры, с другой - обыкновенные люди. Повествование не усложнено никакими глубокомысленными рассуждениями. Эта доступность, легкость и поэтичность рассказа обеспечили поэме Овидия широкую популярность в древнее и новое время. С античной мифологией в увлекательном изложении Овидия читатель нового времени знакомился обычно по этой широко известной и любимой уже в средние века поэме. Многие рассказы дали материал для многочисленных литературных произведений, опер, балетов и картин.

Одновременно с "Метаморфозами" Овидий пишет и другую поэму, "Фасты" (Календарь). В поэме "Фасты", написанной элегическим дистихом, рассказывается о происхождении отдельных римских обрядов, празднеств и церемоний. Здесь несколько иной стиль повествования (хотя мифологии также уделено много места), больше бытовых подробностей, и самый тон повествования проще, лиричнее и эмоционально насыщеннее, чем в "Метаморфозах".

Овидий посвятил свою поэму Октавиану Августу и уделил особое внимание в ней празднествам, связанным с императорским домом. Совершенно неожиданным явилось для него грозное распоряжение Октавиана о высылке его из Рима на побережье Черного моря в город Томы (близ нынешней Констанцы в Румынии) в 8 г. н.э. Овидий жалуется в своих "Скорбных элегиях" на тяжелые условия жизни в этих местах, на отсутствие книг, на изнуряющие его болезни. В изгнании им было написано 5 книг "Скорбных элегий ", 4 книги "Посланий с Понта" . Только поэзия скрашивает жизнь изгнанника.

Овидий гордился созданными им произведениями и не раз подчеркивал в "Скорбных элегиях", что они будут жить века и читаться всеми народами. Действительно, он был одним из самых популярных поэтов Рима в средние века и в новое время. "Искусство любви" вдохновляло многих поэтов средневековья и Возрождения. "Метаморфозы" стали неисчерпаемой сокровищницей мифологических преданий для многих поколений. Овидий глубоко оригинален, его создания блещут поэтической выдумкой и вместе с тем полны интереса к жизни, которую он умел изображать щедро и красочно. Произведения этого крупнейшего художника Древнего Рима не утратили своего значения и в наши дни.

В начале нашей эры лирическая поэзия не пользуется популярностью, в произведениях господствует практическая мораль, пропаганда философских идей, стремление сблизить ритмическую прозу с ритмической поэзией. У поэтов наибольшую популярность получают эпиграммы (Марциал) и сатиры (Ювенал). Марциал известен эпиграммами, которые он посвятил изображению действительности, высмеивая порочные явления повседневной жизни. Он во многом следовал Катуллу, используя его размеры. Сатиры Ювенала первоначально имели резко обличительный характер, критикуя распущенность, развращенность нравов империи. Автор сосредоточился на вырождении некогда знатных родов, моральном падении семьи, на безграничной власти денег, беспутстве одних и нищенской жизни других. Позднее Ювенал уже не столь критичен, но оценивает жизнь в более спокойном тоне, тон поздних сатир – примиренческий.

Таким образом, достижения поэтов Древней Греции и Рима заложили основу для развития европейского лирического творчества.

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии. Наиболее известны его лирические стихи, посвященные Лесбии, -- так он называл Клодию, сестру народного три-буна Клодия. Клодия была типичной представительни-цей своего времени, когда в высших классах «нравы пред-ков» пришли в полный упадок и старая нерушимая римская семья сменилась легко и часто расторгавшими-ся браками и столь же легкими связями. Любовные по-хождения Клодии были известны всему Риму. В посвя-щенных ей стихах Катулл с удивительной искренностью и силой запечатлел свою страстную, хотя и смешанную с презрением любовь, мучительную ревность, горечь раз-рывов и счастье примирений. Эти стихи стали не только основой дальнейшего развития римской лирики, но и лучшими ее образцами.

Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н.э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. до н.э. становятся излюбленным развле-чением римлян. На устройство игр и цирковых пред-ставлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если толь-ко они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги.

Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи: плу-ты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ре-месленники и крестьяне. В конце республики особенной популярностью пользовались мимы отпущенника Сира, из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.

Дальнейшее развитие римской архитектуры и изоб-разительного искусства происходит в III -- I вв. до н.э. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля -- базилики; с начала II в. до н.э. появляются монументальные декоративные со-оружения -- триумфальные арки.

Огромное количество статуй, которыми теперь укра-шаются римские площади, общественные и частные зда-ния, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи. Сами римляне созда-ют новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, -- реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также разви-тие фресковых росписей, которые со II в. до н.э. начи-нают применяться главным образом для декоративных целей.

Население Италии стекается в Рим целыми толпа-ми, кроме того, в нем живет теперь множество провин-циалов -- это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В городе строятся великолепные здания. Форум пре-вращается в площадь, украшенную храмами, базилика-ми, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь -- прекрасный новый Форум, ставший впоследствии об-разцом для такого типа сооружений.

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея". В XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных важнейших исторических событиях.

Гомеровский период был бесписьменным. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях--Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.

С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса - Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид.

V век до н. э.-- время расцвета драматического искусства, ознаменовано творчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 - 456), Софокла (ок. 496 - 406), Еврипида (ок. 480 - 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая.

Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. В Греции театр является школой воспитания гражданской позиции. В Греции каждый обязан был посещать театр. Богатые платили за бедных. В Греции актёр - уважаемый человек.

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлин­ную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера--нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами.

Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные, в которых могли воспевать «славу предков». На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.

Другое имя римской поэзии - Гораций. Его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был сделан А.С. Пушкиным.

Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий (поэма «Эненда»), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфозы»).

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254--184 гг), по сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима - Вергилий (70 - 19 до н. э.) читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники. Остальные присутствующие - поэты, любители искусств. Между ними друг Вергилия - поэт Гораций (65 - 8 до н. э.), раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий, тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл (ок. 50 - 19

до н. э.) - молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций (ок. 50 - 15 до н. э.) - «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдавайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!

(Перевод М. Гаспарова.)

Вергилий

Гораций.

С восхищением и вниманием слушают собравшиеся. Для них это не просто развлечение. Речь идет о создании великой литературы, творцами которой римляне могли бы гордиться не меньше, чем греки Гомером и Эсхилом. Речь идет о создании литературы, достойной могущества Рима - мировой державы, во власти которой все Средиземноморье. До сих пор у римлян были лишь комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», полные глубокого чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это лишь подступы к созданию классической национальной римской поэзии, расцвет которой связан с именами Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций стали свидетелями того, как погибла в Риме республика и утвердилась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Прославляя Августа, они славили в его лице величие Рима.

Поэму Вергилия «Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее - миф, сложенный когда-то римлянами о том, что их предок - троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Римляне хотели показать, что история их народа такая же древняя, как и история греков.

Поэма рассказывает о том, как корабли Энея, спасшиеся от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская (древние римляне называли пунийцами население Карфагена и других городов Северной Африки) царица Дидона возводит свой город Карфаген. Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами решил отыскать неизвестную землю, где по велению оракула они должны основать новый город. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов - Меркурий.

Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает из Карфагена. Не в силах вынести разлуки, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и наконец достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пешеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам пришлось выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем они заложили заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родился Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий стал прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем.

Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо полюбившимися некогда простым людям. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя многие поэты Возрождения и эпохи классицизма подражали этому гениальному творению Вергилия в своих поэмах.

Овидий

Если Вергилий создал классический римский эпос, то его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Эти стихи брали за образец многие поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания - поэзии. Среди них - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

(Перевод А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Наиболее значительное его произведение - поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось собрание самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность лишившаяся своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса и т. д.

Иллюстрация Д. Бисти к «Энеиде» Вергилия.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии». Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов о римском поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,
Но млад и жив душой незлобной;
Имел он песен дивный дар
И голос, шуму вод подобный.

На становление и развитие как русской, так и мировой литературы оказала немалое влияние литература Древнего Рима. Сама же римская литература взяла свое начало из греческой: римские поэты писали стихи и пьесы, подражая грекам. Ведь довольно сложно было создать нечто новое в скромном латинском языке, когда совсем рядом уже были написаны сотни пьес: неподражаемый эпос Гомера, эллинская мифология, стихотворения и легенды.

Зарождение римской литературы

Первые шаги развития поэзии связаны с внедрением греческой культуры в Римской империи. Широкое распространение получило направление лирической поэзии. Благодаря греческим писателям и мыслителям римская поэзия приобрела чувственность и переживания лирического героя, за которым стоит автор произведения.

Первый римский литератор

Первооткрывателем в Рима, первым римским поэтом стал Ливий Андроник - этнический грек, уроженец города Тарента. Свой талант он начал проявлять еще в детстве, но когда римляне захватили его родной город, попал в рабство и пробыл рабом довольно продолжительное время, обучая литературе и письменности отпрысков своего владельца. За хорошие заслуги господин подарил Ливию Андронику вольную грамоту, и он смог полноценно заняться литературным трудом.

Именно Андроник - первый римский поэт, перевел на латинский с греческого «Илиаду» Гомера, также он переводил греческие трагедии, пьесы и драмы. А однажды коллегия понтификов поручила ему написать гимн, прославляющий богиню Юнону.

Ливий Андроник переводил не совсем точно - он позволял себе изменять имена, сцены и диалоги.

Невий и Энний

Современниками Ливия Андроника были такие римские поэты, как Невий и Энний. Невий в своем творчестве отдавал предпочтение трагедиям и комедиям, зачастую заимствовал сюжеты у греческих писателей и адаптировал их в культуру и быт Древнего Рима. Самым главным его произведением стала поэма о первой Пунической войне, в которой он также коротко рассказал историю Римской Империи. Энний же описал историю Рима подробно - с датами и фактами.

Невий - римский поэт, поэма которого стала первым оригинальным литературным произведением Древнего Рима. Он может по праву считаться и одним из самых известных литераторов античности.

Актер, который писал стихи

Не меньший вклад в развитие римской литературы и поэзии сделал и Тит Макций Плавт - актер театра. Жил он в конце III - начале II в. до н. э. и за всю свою жизнь написал примерно около 300 поэм, 20 из которых дошли до наших дней. И хоть работал он исключительно в комедийном жанре, его пьесы ставились в театрах всей Римской Империи даже после его смерти.

Сюжеты его произведений не отличаются большой оригинальностью, но всегда захватывающие и разнообразные. Он писал как о бытовой жизни рядовых горожан, так и о жизни солдатской казармы. И всегда в его пьесах присутствовали рабы, как правило, находчивые, умные и ловкие.

Римский поэт сатирик Тит Макций Плавт также считается одним из первых литераторов Древнего Рима и занимает в его истории не последнее место.

Эпоха золотой латыни

Еще одним ярким представителем ранней римской литературы был Тацит - римский поэт, автор произведения «Анналы». Вместе с «Пунической войной» Невия «Анналы» стали самым значительным и великим произведением литературы Древнего Рима.

Вершиной же римского эпоса по праву считается написанная Вергилием «Энеида». Все римские поэты прославляли ее как лучшее произведение эпохи правления Октавиана Августа.

Многие сравнивали ее также с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, хотя в отличие от них «Энеида» - поэма скорее о будущем, нежели о прошлом. Римский поэт Вергилий рассказывает в своей поэме о странствиях и приключениях легендарного Энея, потомками которого считали себя граждане Римской империи. Рассказывается там и о романе главного героя с царицей Карфагена Дидоной, которую он вынужден был покинуть по приказу главного бога римского пантеона - Юпитера, чтобы положить начало существованию Рима.

Лирика Древнего Рима

Основоположником лирики в Рима стал талантливый поэт Катулл. По большей части он писал лирические сонеты о любви. Особенно известным стало стихотворение о любви римского поэта к красавице Клодии - знаменитой светской дамы Древнего Рима. Катулл сумел отразить в своем произведении все оттенки любви: от восторга и восхищения, до мук и жгучей тоски.

Но достигла лирика своей кульминации в творчестве не менее известного римского поэта Горация. Славу ему принесли его великолепные «Оды» - четыре книги стихотворений с разной тематикой. Писал Гораций, в отличие от Катулла, не только о любви. Немало внимания в своих произведениях он уделял и Октавиану Августу, воспевая и прославляя его ум и силу римского оружия, бытности и дружбы.

Нередко Гораций сатирически высмеивал нравы своих современников.

Песни любви

По праву одним из самых одаренных римских литераторов наряду с Горацием и Вергилием считается и Овидия - их младший современник. Будучи уже знаменитым римским поэтом, Овидий написал такие произведения, как «Искусство любви» и «Средство от любви», благополучно дожившие до наших дней. А прославили его еще ранние стихи, вошедшие в сборник с названием «Песни любви».

«Искусство любви» и «Средство от любви» - это, скорее, пародийные произведения, в которых даются советы молодым влюбленным, изложенные с остроумием и сатирой. Именно это и послужило причиной для отправки Овидия в долгосрочную ссылку. Император Октавиан Август увидел в его стихах насмешку над проводимой им политикой, которая затрагивала институт брака и семьи.

Овидий скончался вдали от Рима, успев написать перед смертью «Послания с Понта» и «Скорбные элегии».

Философия в Древнем Риме

Философские системы возникли не в Древнем Риме и вообще задолго до его формирования, но все же римляне смогли дать миру немало выдающихся философов, писателей и мыслителей, одним из которых был Лукреций Кар. Он был вольнодумцем, не боялся переосмыслять уже существующие системы, за что и снискал себе славу.

Также он был и поэтом - писал как лирические сонеты, так и пьесы для театра. Как римский поэт Лукреций тоже достиг немалых успехов. Его поэма «О природе вещей», написанная неповторимым латинским гекзаметром - это, несомненно, шедевр всей древнеримской литературы.

Комедия и трагедия

Комедийный и трагический жанр в Риме развивался под влиянием образов Древней Греции. Поэтому с давних времен комедия и трагедия не считаются родными жанрами для римской культуры. Исконно римским был жанр, который называется сатура. Это слово имеет значение блюда, наполненного различными продуктами.

Затем оно стало обозначать смешение стихов различных направлений, объединенных в едином образе. Размер не имел значения, поэтому размер таких стихов мог быть как большим, так и маленьким.

Одним из поэтов, работавших в подобном стиле, является Энний. Он издал свой сборник, в который входили как и полуразвлекательные, так и поучительные стихи.

Значительный вклад в развитие сатуры внес Луцилий Гай. В его творчестве подобный жанр оставил большой след. За неполных 72 года Луцилий написал порядка 30 сатур, в которых обличаются пороки человечества и современников:

  • взяточничество;
  • корысть;
  • моральное "гниение";
  • жадность.

Для своих произведений Гай Луцилий находил персонажей из реальной жизни. В те времена расцветало рабство, экономика, а успешное ведение боевых действий Римской империи привели к увеличению богатств, скопленных и сосредоточенных в одних руках среди узкого круга элиты. Аристократы в погоне за золотом и деньгами проходили, так называемое, моральное разложение.

По мнению историков, сатура дала жизнь такому направлению литературы, как римский реализм. После смерти великого писателя Луцилия сатура была определена как произведение небольшого объема, имеющее обличительный подтекст.

Развитие римской литературы

Произведения римских поэтов были очень поэтичными, а форма их - стихотворная. С появлением все новых поэтов развивалась поэтическая речь на латинском языке. В стихотворениях поэты начали выражать свои философские мысли и идеи. При помощи образов и литературных приемов создавались движения чувств человека.

Углубление в изучение мифологии, религии и искусства Греции повлекло за собой обогащение латинской поэзии. Писатели, соприкоснувшись с богатой историей греческой литературы, расширяли свой кругозор, создавая все новые и улучшенные произведения.

В конце существования Римской империи можно выделить Катулла. Он был мастером поэзии, который создавал лирические стихи небольшого объема. В них римский поэт описывал основные чувства любого человека:

  • любовь;
  • ревность;
  • радость;
  • дружба;
  • природолюбие;
  • любовь к родным местам.

Но помимо них в творчестве Катулла выделяются произведения, направленные против правления Цезаря, а также против его клевретов, которые были невыносимо алчными. Основным рычагом, который оказал на поэзию Катулла значимое влияние, было александрийское творчество поэтов. Александрийская литература отличается отсылками к мифологии, личным чувствам и переживаниям самого поэта. Творчество Катулла занимает важное место в мировой поэзии. Даже сам Пушкин высоко оценивал стихи римского писателя.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...