Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование. Развитие культуры личности в современном образовательном пространстве

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – мир человека. Культура – это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе – формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности
к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако, понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.



Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развитого интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности – духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто уместное лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и ее роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности – быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм – вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циник, презирающий нормы человеческой морали. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом, не могли не наложить отпечатка и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость – все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных духовных деформаций – в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция – это разноплановые понятия. Первое включает в себя определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же, не полон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводят к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции – все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах – служебного, неформального, общения в семье и т.д. – в решающей степени зависят от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвыситься над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры – одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации

Понятие цивилизации происходит от латинского слова civis – "гражданин". По мнению большинства современных исследователей, цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Так, "цивилизованный" и "культурный" воспринимаются как понятия однопорядковые, но цивилизация и культура – не синонимы (система современной цивилизации, характерная для развитых стран Западной Европы, США и Японии, одна и та же, хотя формы культуры во всех странах различные). В других случаях этот термин используется для обозначения известного уровня развития общества, его материальной и духовной культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся признаки региона или континента (цивилизация античного Средиземноморья, европейская цивилизация, восточная цивилизация и т.д.). В них в той или иной мере отображаются реальные характеристики, выражающие общность культурно-политических судеб, исторических условий и т.д., но следует отметить, что географический подход не всегда может передать наличие в этом регионе различных исторических типов, уровней развития социально-культурных общностей. Еще одно значение сводится к тому, что под цивилизациями понимают автономные уникальные культуры, проходящие известные циклы развития. Так используют это понятие русский мыслитель Н. Я. Данилевский и английский историк А. Тойнби. Весьма часто цивилизации выделяются по религиозному признаку. А. Тойнби и С. Хантингтон полагали, что религия является одной из основных характеристик цивилизации, и даже определяет цивилизацию. Конечно, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека, на искусство, литературу, психологию, на представления масс, на всю общественную жизнь, но не следует и переоценивать влияние религии, ибо цивилизация, духовный мир человека, условия его жизни и структура его верований взаимообусловлены, взаимозависимы и взаимосвязаны. Не стоит отрицать того, что существует и обратное влияние цивилизации на формирование религии. Более того, не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация выбирает религию и адаптирует ее к своим духовным и материальным потребностям. Несколько по-иному понимал цивилизацию О. Шпенглер. Он противопоставлял цивилизацию, которая, по его мнению, представляет совокупность исключительно технико-механических достижений человека, культуре как царству органически-жизненного. О. Шпенглер утверждал, что культура в ходе своего развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В современной западной социологической литературе проводится идея абсолютизации материально-технических факторов, выделения человеческой цивилизации согласно уровню технико-экономического развития. Таковы концепции представителей так называемого технологического детерминизма – Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта, О. Тоффлера.

Перечень признаков, которые являются основой для выделения той или иной цивилизации, односторонни и не могут передать сути данной социально-культурной общности, хотя они характеризуют в той или иной мере ее отдельные черты, особенности, определенную специфику, технико-экономические, культурные, региональные своеобразия данного социального организма, не обязательно ограниченного национальными рамками.

В диалектико-материалистической философии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. В первобытном обществе человек был слит с природой и родоплеменной общностью, в которой социальные, экономические и культурные составляющие общества практически не разделялись, причем сами отношения внутри общностей носили в значительной степени "естественный характер". В более поздний период, с разрывом этих отношений, когда к тому времени общество разделилось на классы, механизмы функционирования и развития общества решительно изменились, оно вступило в полосу цивилизованного развития.

Характеризуя этот переломный этап истории, следует подчеркнуть, что цивилизация является той ступенью развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят полный переворот во всем прежнем обществе.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Это некоторая общность людей, характеризуемая определенным набором ценностей (технологиями, навыками, традициями), системой общих запретов, похожестью (но не тождественностью) духовных миров и т.д. Но любому эволюционному процессу, в том числе и развитию цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации жизни – цивилизация никогда не была и не будет единой, несмотря на объединяющую человечество технологическую общность. Обычно феномен цивилизации отождествляется с появлением государственности, хотя государство и право – сами продукт высокоразвитых цивилизаций. Они возникают на базе сложных социально значимых технологий. Такие технологии охватывают не только сферы материального производства, но и власть, военную организацию, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация возникает благодаря особой функции технологии, которая создает, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и развивается. Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимаются много специалистов – философы, социологи, историки, этнологи, психологи и т.д. Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть много различных исследований, но нет общей картины развития цивилизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и рождения
в их рамках феномена культуры становится в современных условиях все
актуальнее.

С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации, которую предоставляет исторический процесс. Классификация формаций и цивилизаций – это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.

Традиционными обычно принято называть такие цивилизации, в которых жизненный уклад характеризуется медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. Личность в традиционных обществах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпорации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социальной общности. Человек, не включенный в корпорацию, утрачивал качество личности. Подчиняясь традициям и социальным обстоятельствам, он уже с рождения был закреплен за определенным местом в кастово-сословной системе, ему предстояло усвоить определенный тип профессиональных навыков, продолжая эстафету традиций. В традиционных культурах идея господства силы и власти понималась как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья – образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока. Но насколько они разные – эти традиционные общества! Как не похожа мусульманская цивилизация на индийскую, китайскую, а тем более на японскую. Да и каждая из них тоже не представляет собой единого целого – как неоднородна мусульманская цивилизация (Арабский Восток, Ирак, Турция, государства Средней Азии и т.д.).

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких
поколений радикальное изменение социальных связей – форм человеческого общения.

Мощная экспансия техногенной цивилизации на остальной мир приводит к ее постоянному столкновению с традиционными обществами. Некоторые были просто поглощены техногенной цивилизацией. Другие, испытав на себе влияние западной технологии и культуры, тем не менее сохраняли многие традиционные черты. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Их предпосылками были достижения культуры античности и европейского средневековья, которые затем были развиты в эпоху Реформации и Просвещения и определили систему ценностных приоритетов техногенной культуры. Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Причем деятельностно активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу социальных отношений. Идеалы техногенной цивилизации – это возможность индивида включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Человек становится суверенной личностью только потому, что он не привязан к той или иной конкретной социальной структуре, а может свободно строить свои отношения с другими людьми, вливаясь в различные социальные общности, а часто в разные культурные традиции. Пафос преобразования мира порождал особое понимание власти, силы и господства над природными и социальными обстоятельствами. Отношения личной зависимости перестают в условиях техногенной цивилизации доминировать (хотя можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения одного человека другим) и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагают владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации и т.д.). Важной составляющей в системе ценностей техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, которая создает уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально, научно устроить природу и социальную жизнь.

Теперь обратимся к соотношению культуры и цивилизации. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий.

Культура есть выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации – обеспечение общезначимого стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности.

Таким образом, цивилизация – это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации получают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать механизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической, продовольственной и сырьевой проблемы – все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации.

Федеральное агентство по образованию и науке

Высшее профессиональное образование

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Курсовая работа

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.720871

Пугаева Олеся Сергеевна

Тула 2008


Введение

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи :

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.


1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура - это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности - важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены - через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

  • 2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
  • 2.2. Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм
  • 2.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
  • 2.4. Классическая немецкая философия
  • 2.5. Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
  • 2.6. Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
  • 2.7. Зарубежная философия хх века
  • Раздел II
  • 3.2. Формирование философского понятия материи. Современная наука о системной организации материи
  • 3.3. Философия о многообразии и единстве мира
  • 3.4. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их взаимосвязь
  • 3.5. Пространство и время. Методологическая и мировоззренческая основы субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени
  • Тема 4. Природа
  • 4.1. Понятие природы. Природа и общество
  • 4.2. Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
  • 4.3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы
  • 4.4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
  • Тема 5. Сознание, его сущность и генезис
  • 5.1. Проблема сознания и ее место в философии. Структура сознания и его функции
  • 5.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности
  • 5.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное
  • 5.4. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания
  • 5.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
  • Тема 6. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития
  • 6.1. Диалектика как наука
  • 6.2. Универсальные связи бытия. Развитие, его соотношение с движением и изменением
  • 6.3. Понятие о законах и категориях диалектики
  • 6.4. Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
  • 6.5. Категории диалектики
  • Тема 7. Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
  • 7.1. Познавательное отношение человека к миру. Субъект и объект познания
  • 7.2. Роль и место практики в познавательном процессе
  • 7.3. Соотношение чувственного и рационального в процессе познания
  • 7.4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины
  • 7.5. Познание и творчество
  • Тема 8. Научное познание, его формы и методы
  • 8.1. Специфика науки и научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
  • 8.2. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания
  • 8.3. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
  • Раздел III
  • 9.2. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
  • 9.3. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
  • Тема 10. Проблемы материалистического понимания истории
  • 10.1. Основные принципы и специфические особенности
  • Материалистического понимания истории
  • 10.2. Материальное производство
  • 10.3. Диалектика производительных сил и производственных отношений
  • 10.4. Общественно-экономическая формация
  • 10.5. Базис и надстройка
  • 10.6. Социальная эволюция и революция
  • Тема 11. Движущие силы и субъекты исторического процесса
  • 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей
  • 11.2. Социальная структура общества
  • 11.3. Понятие "народ". Народные массы – решающая сила общественного развития
  • 11.4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности и массы
  • Тема 12. Политическая система общества
  • 12.1. Политическая система общества и ее элементы
  • 12.2. Государство: его происхождение и сущность
  • 12.3. Правовое государство и гражданское общество
  • Тема 13. Культура и цивилизация
  • 13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность
  • 13.2. Общество и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторства
  • 13.3. Человек и культура. Культура и формирование личности
  • 13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации
  • Тема 14. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы
  • 14.1. Духовное производство и духовная жизнь общества
  • 14.2. Понятие общественного сознания и его структура
  • 14.3. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь
  • 14.4. Общественная психология и идеология. Массовое сознание
  • 14.5. Формы общественного сознания
  • Тема 15. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
  • 15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"
  • 15.2. Социальный прогресс и его критерии
  • 15.3. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
  • Тема 16. Личность. Свобода. Ценности
  • 16.1. Проблема человека и его свободы в философии
  • 16.2. Личность в различных типах общества
  • Список рекомендуемой литературы
  • Оглавление
  • 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12
  • 13.3. Человек и культура. Культура и формирование личности

    Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – мир человека. Культура – это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

    Важнейший момент в этом процессе – формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

    Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

    Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

    Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

    Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

    В становлении личности важное место занимает образование, однако, понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.

    Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развитого интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

    Следующие ориентиры в становлении культуры личности – духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто уместное лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и ее роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности – быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм – вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циник, презирающий нормы человеческой морали. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

    Экономические трудности, переживаемые нашим обществом, не могли не наложить отпечатка и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

    Условия преодоления этих нравственных духовных деформаций – в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

    Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция – это разноплановые понятия. Первое включает в себя определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же, не полон, но главные из них перечислены.

    В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводят к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции – все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

    Ценность и эффективность общения во всех его видах – служебного, неформального, общения в семье и т.д. – в решающей степени зависят от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвыситься над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

    Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры – одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    Педагогический институт

    Факультет начальных классов

    Специальность 050708-Педагогика и методика начального образования

    Кафедра педагогики и психологии

    Выполнила:

    Студентка 3 курса

    очной формы обучения

    Елена Кунченко

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Научный руководитель:

    к.ф.н.,доцент

    Попова Надежда Николаевна

    Мичуринск - Наукоград 2012

    Введение…3

    1. Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование..5

    1.2. Психологическая культура высокого уровня…8

    2. Психологическая культура учащихся и ее повышение…10

    2.2. Психологическая культура студента и педагога…13

    3. Тестирование…15

    Заключение…20

    Список используемой литературы…21

    Введение

    Гармоничное состояние личности предполагает наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

    Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.



    Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

    По мнению О.И.Моткова психологическая культура (ПК) - наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. В развитом виде характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности. В пределах возможного, она выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих потребностей и тенденций, характерологических черт, отношений и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их осуществления. Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой. Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения. Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным Я).

    Целью данной работы является исследование составных компонентов психологической культуры.

    Объектом исследования является психологическая культура личности, а предметом - процесс зарождения и формирования психологической культуры личности, его основные закономерности.

    Материалом(основным) послужили работы О.И Моткова, В.Н. Дружинина, Л.С. Колмогоровой.

    Социально-экономическая реформа и происходящие изменения в современном российском образовании ставят во главу угла проблему общекультурного развития школьников и студентов. К образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в учебных заведениях, отличительной чертой которого является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, мотивации. Психологическая культура обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире на рынке труда. В связи с этим задачами моей курсовой работы будут являться:

    - изучение психологической культуры личности, ее основных компонентов, литературы по данной теме;

    - оценивание силы психологических стремлений, а также степень полноты их осуществления в каждодневной жизни школьников и студентов, посредством тестов;

    - сделать необходимые выводы.

    Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование.

    Психология в XX в. перестала быть научной экзотикой и превратилась в

    «нормальную» науку, стала равноправной в ряду других, не менее уважаемых областей человеческого знания: физики, химии, биологии, лингвистики и т. д. Психологическая практика превратилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности и приносит специалистам, которые решают психологическими методами проблемы людей, регулярный (хотя и не очень большой) доход. Следовательно, психологическое знание практично, операционально, а психологическая деятельность эффективна приноситреальную пользу людям. Наконец, психология превратилась в существенную часть нашей повседневной жизни. Во всех книжных магазинах отдел «Психология» самостоятелен и заполнен массой книг. Специальность психолога стала одной из самых престижных. Конкурсы на факультеты психологии МГУ и РГГУ доходят до 13 человек на место. В США профессия психолога входит в десятку наиболее престижных. Каждая американская семья, принадлежащая к среднему классу, имеет семейного адвоката, врача и психолога.

    Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

    Понятие «психологическая культура» по своему содержанию близко понятию «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Важно, однако, отметить, что ПК как выражение действия разума, действия субъекта, может проявлять себя частично и в неосознаваемых формах, и не обязательно с привлечением всякий раз механизма речи. Опосредствование построения планов поведения и принятия решений, коммуникации, может идти и с преимущественным использованием зрительных и других образов и представлений, а также психомоторных схем и эмоциональных предпочтений.

    Впервые определение понятия «психологическая культура» и методика ее изучения «Культурно-психологический потенциал» были описаны в книге «Психология самопознания личности» Моткова О.И. Оно по содержанию близко понятию «культура психической деятельности», представленному в книге по культурологии древнего Китая (Абаев Н.В., 1989). Сегодня, как считает Олег Иванович, понятие ПК, иногда чрезмерно расширяемое и неверно отождествляемое с понятием «общая культура» личности, прочно вошло в сферу исследований личности и ее развития.

    Колмогорова Л.С. утверждает, что имеют значение знания человека о том, как лучше себя вести в различных жизненных ситуациях. Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особой значимости и, следовательно, не мотивирующей на совершение соответствующего поведения. В развитии ПК (преимущественно в саморазвитии) важно как стимулирование желания научиться вести себя оптимально, так и тренировка способов разумного поведения.

    Итак, развитая ПК рассматривается как разумная самоорганизация и самореализация своих стремлений с учётом внутренних потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни и развитыми духовными ценностями, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно одним из его проявлений. Она является важной частью общей культуры человека и его интегральной гармоничности, и служит, в конечном итоге, личностным средством оптимального осуществления желаний и целей личности, обеспечения «хорошей жизни».

    Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

    Гармоничное функционирование проявляется в :

    Преобладающем хорошем самочувствии;

    Глубоком понимании и принятии себя;

    Позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

    Высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;

    Высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

    Как видно из этого перечня проявлений «хорошей жизни», она является

    целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. «Хорошая жизнь» человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...