Послевоенное мирное урегулирование в европе. Революционный процесс в Европе

С завершением войны первое место во внешней политике европейских стран заняли вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

Одним из важных вопросов послевоенного урегулирования был вопрос о создании международной организации1.

Сан-Францисская конференция. Создание ООН. За две недели до конца войны в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. открылась конференция, на которой решались вопросы безопасности народов в послевоенный период. На ней была создана Организация Объединенных Наций и принят ее Устав.

Для участия в конференции прибыли делегации 50 стран, возглавляемые министрами иностранных дел. Среди участников конференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Фран-циско, так как Англия и США не признали правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Германией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантское, правительство Польши, было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране будет предоставлено место в ООН.

Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торже-

ственной обстановке состоялось его подписание. Он вступил в силу 24 октября того же 1945 г., и этот день считается днем рождения Организации Объединенных Наций. В Уставе сформулированы задачи новой организации и методы их осуществления. Он обязывал членов ООН «принимать эффективные коллективные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. В пункте 7 статьи 2 специально оговорено, что Устав «ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», если эти «внутренние дела» не угрожают другим странам агрессией и войной. Согласно Уставу, цели ООН состоят в том, чтобы:

Принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого разрешения международных споров;

Развивать дружественные отношения между государствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

Осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

Служить центром, координирующим согласованные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого государства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в ее Уставе обязательства и должны, по мнению организации, их выполнять.

ООН имеет шесть главных органов: Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.

Главный совещательный орган ООН - Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран - членов организации. Это не законодательный орган, а международное собрание представи-

телей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам - простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня очередной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непостоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно представители всех его членов по очереди.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей на пять лет по рекомендации Совета Безопасности. Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Просветительная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

Несмотря на имеющиеся расхождения среди членов делегаций по ряду важных вопросов, все же удалось и довольно быстро договориться и подписать Устав новой международной организации. Это произошло потому, что люди устали от войны, убийств, обманов и ужасов и тяготели к миру и согласию.

Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих государств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных отношений между государствами. Однако сама ООН и ее Устав не гарантируют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласованные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Тайме» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, одним и только одним из проявлений которого является этот Устав».

К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким целям, ради которых создавалась эта организация.

Послевоенное урегулирование. Потсдамская конференция.

Каждая из трех стран, сыгравших главную роль в разгроме гитлеровской Германии, - СССР, США и Англия - по-своему видела мирное послевоенное урегулирование. В СССР надеялись на значительное расширение советского альянса в Европе, и не только в Европе, на со

здание на территориях европейских стран, освобожденных советской армией, буферной зоны. США намеревались сократить свое присутствие в Европе и расширить влияние на другие регионы мира, в Англии больше всего хотели сохранить равновесие в Европе и иметь возможность влиять на происходящие в регионе процессы.

В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отношении Германии эти страны взяли на себя.

Политические принципы обращения с Германией, разработанные советской стороной, были сформулированы в проекте декларации «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:

Нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

Необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская - И. В. Сталиным, американская - Г. Трумэном, английская - У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В результате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делегации Англии с 28 июля.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопросов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным органом власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись демилитаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договоренности об искоренении германского милитаризма. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаганда. Все нацистские законы отменялись.

СССР, США, Англия и Франция установили над Германией оккупационный режим и создали единый орган управления - Союзный контрольный совет. Целями оккупации Германии являлись: полное разоружение и демилитаризация; полное и окончательное упразднение сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил, СС, СА, СО и гестапо; все вооружение, амуниция, орудия войны и специализированные средства для их производства передавались в распоряжение союзников или подлежали уничтожению.

Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовавшими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников. Для определения конкретной виновности лиц, развязавших Вторую мировую войну, союзные государства - СССР, США, Англия и Франция - создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октября 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свободы - Шпреер и Ширах; к 15 годам - Нейрат; к 10 годам - Дениц.

СССР, США и Англия установили размер репараций Германии.

Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленного капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарационных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помощи извне.

Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том, чтобы большая часть подводных лодок Германии была потоплена.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет следил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией, Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться проблемой бывших итальянских колоний.

В Потсдаме между союзниками по ряду вопросов проявились значительные расхождения, в том числе о положении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, о бывших германских территориях, отходящих к Польше, и др.

Принятые на Потсдамской конференции решения имели ключевое значение для послевоенного мирного урегулирования как в Европе, так и во всем мире, хотя США, Англия и Франция вскоре начали постепенный отход от согласованной линии.

Разгром Японии. 9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конференцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима, а 9 августа - на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух японских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о Второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладавшей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы - Япония на Дальнем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе - потерпели полный крах.

Договоры с побежденными странами. К подготовке мирных договоров с пятью побежденными странами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией) Совет министров иностранных дел,

учрежденный по решению Потсдамской конференции для проведения подготовительной работы по мирному урегулированию, приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопросов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось до декабря 1946 г. Советские представители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежденных стран и экономическими статьями не нанести удар по жизненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингента достигали лишь такой численности, которая необходима для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.

Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлагалось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюдения и обеспечения выполнения условий мирного договора.

При подготовке мирных договоров важным был вопрос о границах. Границы европейских стран были определены еще при заключении перемирий, а затем одобрены Советом министров иностранных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых решений о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Соединенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот средиземноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающими территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводились из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим вопросам. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских организаций и запрещении партий нацистского толка. Французские представители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мирные договоры. Окончательный их текст носил

демократический характер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и принципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непосильное экономическое бремя, а так называемые равные возможности позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших репараций, в то же время предпринимали энергичные действия, чтобы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу.

В качестве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии. Советское правительство с самого начала предложило определить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составляло "/25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была символической. СССР считал, что Италия должна частично возместить убытки и другим странам, включая США и Англию, в размере от "/5 до "/25 части причиненного ею ущерба. Английский министр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижской сессии СМИД удалось с большим трудом, и советские претензии по репарациям были в итоге удовлетворены.

Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам народов этих стран и позволяли им развиваться по демократическому пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась позиция Советского Союза, например, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Ев

ропейские мирные договоры после Второй мировой войны», являвшейся приложением к серии документов американской внешней политики.

Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, явились хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных договоров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против агрессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

Реферат по истории

на тему:

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.

Выполнила:

Янина А.О.

Проверил:

Залиняев В.Е.

Москва 2003

Начало мирного урегулирования.

В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.

Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.

Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.

Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

Заключение мирных договоров.

Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация не участвовала в этой работе. Ей сообщили о содержании документа перед его подписанием, произошедшим в Версале 28 июня 1919 года. Побежденным были навязаны тяжелые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углем Саарская область передавалась по управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; левый берег реки Рейна оккупировался союзными войсками на 15 лет; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лигой Наций. Германия теряла все свои колонии. До 1921г. немцы должны были выплатить репарации- 20 млрд. марок золотом.

Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, - составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.

Американский конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.

Несмотря на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков, заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.

Революционный процесс в Европе

Следствием мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.

В западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов. Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение – Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.

Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.

Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй. Она должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.

Другой страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.

21 марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты.

Новый революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного характера.

В послевоенном мире усилилось национальное движение. Эпоха империй в Европе и Азии закончилось, и на их развалинах возникли новые независимые национальные государства. На карте Европы появились Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Южнославянские народы – сербы, черногорцы, хорваты, македонцы, босняки (мусульмане), словенцы – создали свое королевство, с 1929 г. получившее название Югославия.

Процесс подъема национального движения имел и оборотную сторону. Он приводил к росту национальной нетерпимости и вражды. Народы, создавшие свои независимые государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, с венграми в Румынии, с немцами в Чехословакии.

Подведем итоги

Заключенные в процессе послевоенного урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжелые условия мира, подписанного Германией, и игнорирование победителями Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о который мечтали большевики и их последователи во многих странах. Не произошло.

Использованная литература

1. Волобуев О.В., Клоков В.А. «России и мир» Учеб. Для 10-11 кл., Москва, издательский дом «Новый учебник» , 2002.

Реферат по истории на тему: Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Выполнила: Янина А.О. Проверил: Залиняев В.Е. Москва 2003 Начало мирного урегулирования. В ходе Первой

Первой большой и назревшей проблемой после войны, требовала немедленного решения, стало подписание мирных договоров с бывшими европейскими союзниками фашистской Германии - Италией, Болгарией, Румынией, Венгрией, Финляндией. Основные положения будущих мирных договоров были намечены уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Однако уже в сентябре - октябре 1945 между государствам победительницами оказались серьезные противоречия, которые усугублялись в условиях формирования двух курсов в международной политике. СССР пытался, и довольно успешно, закрепить свое влияние в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Запад - не допустить этого. Исходя из принципов Атлантической хартии, Запад требовал предоставить народам этих стран право самостоятельно выбирать свой путь развития. Советский Союз стремился привязать эти страны к себе, превратить в трамплин дальнейшего продвижения социализма.

Вопрос мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии решались на сессиях Совета Министров иностранных дел (СМИД) (осень 1945 - первая половина 1946) и на Парижской мирной конференции (29 июля - 16 октября 1946). В процессе выработки мирных статей обнаружились серьезные разногласия. США и Англия стремились рассматривать мирные договоры в тесной связи с внутренними изменениями в указанных странах (установление режима парламентской демократии и т.д.). Это касалось также состав правительств. Чтобы не допустить коммунистической диктатуры, Англия и США отстаивали принципы создания коалиционных правительств на многопартийной основе путем свободных выборов. Для контроля избирательного процесса, в частности в Болгарии и Румынии, предлагалось создание инспекционных групп. Советский Союз, верный политике коммунизации (под коммунизации следует понимать насаждения коммунистической диктатуры - леворадикального тоталитаризма), выступил за то, чтобы не связывать мирные договоры с внутриполитическим развитием стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Сторонам удалось прийти к компромиссу. Первые послевоенные годы характеризовались взаимными уступками. В результате в состав правительств Болгарии и Румынии вошли представители "других демократических групп". Западные делегации, к сожалению, тогда еще не осознавали, что "уступка" со стороны коммунистических лидеров была вынужденным, временным маневром.

С большим трудом решались также вопросы территориального порядка. Западные государства поддерживали территориальные претензии Греции в Болгарию и Албанию. Советский Союз поддерживал своих социалистических протеже. Острая борьба развернулась вокруг статуса города Триеста с прилегающей территорией. Советский Союз поддержал французский проект, и Триест стал свободной территорией под эгидой ООН (по соглашениям 1954. М. Триест отошел к Италии, а территория к востоку от него - к Югославии).

Объектом острых столкновений стали итальянские колонии Сомали, Ливия, Эритрея. Англия хотела поставить их под свой контроль. США стремились разместить там свои военные базы. Франция склонялась к тому, чтобы оставить их Италии, но под контролем ООН. У Сталина появились свои "африканские планы". На встрече министров иностранных дел Молотов с подачи Сталина заговорил о возникновении в Ливии национально-освободительного движения и необходимости оказания ему помощи со стороны Москвы. СССР, заявил Молотов, готов построить там военно-морскую базу, взять район под свой контроль. Представителю Великобритании Бевином от этих заявлений стало плохо, пришлось даже вызвать врача и сделать укол.

Судьбу итальянских колоний был окончательно решен лишь в начале 50-х годов. Сомали - с 1950 p., Ливия - с 1951 г.. Провозглашены независимыми государствами, а Эритрея В 1952 году. Стала провинцией Эфиопии.

Острые споры вызвали также экономические вопросы договора. США отстаивали пункт "о равных возможностях" и выплату репараций долларами, что объективно ориентировало указанные страны на экономические и торговые отношения с США, настаивали на полной компенсации национализированной собственности иностранных компаний. Советский Союз настаивал на компенсации 1/3 всей национализированной собственности. Здесь также был достигнут компромисс (сошлись на 2/3 всей стоимости).

Бывшие союзники взвешенно, с учетом возможностей побежденных, подошли к определению сумм репарационных платежей. Италию обязали выплатить Югославии 125 млн. Долл., Греции - 105, СССР - 100, Эфиопии - 25, Албании - 5 млн. Долл. Румыния и Венгрия должны выплатить СССР по 300 млн. Долл. и тому подобное. Позже Советский Союз отказался от значительной части репараций из Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии.

Мирные договоры, подписанные 10 февраля 1947 p., 15 сентября того же года вступили в силу. Они зафиксировали определенные территориальные изменения. Северная Трансильвания передана Румынии, а границы Венгрии определены такими, какими они были на 1 января 1938 Южная Добруджа закреплена за Болгарией, согласно румынско-болгарским договором от 7 сентября

г.. Итало-французскую границу изменился в пользу Франции, итало - югославский - в пользу Югославии. В Югославию отошли Истрия и часть Юлийских Краины. Додеканезских острова от Италии переданы Греции. Советско-финляндский граница устанавливалась по состоянию на 1 января

г.. Мирный договор с Финляндией подтверждал также принадлежность Советскому Союзу области Петсамо (Печенга) и передачу СССР в аренду сроком на 50 лет района Порккала-Удд для создания военно-морской базы. Италия теряла также свои права на бывшие колонии.


Подписание мирных договоров с бывшими союзниками Германии следует рассматривать как важный шаг в политике европейского послевоенного урегулирования. Сама практика обсуждения и выработки компромиссным путем мирных договоров могла стать образцом для решения других европейских и мировых проблем. Однако в процессе роста конфронтации и углубление противоборства приобретенная практика весьма скоро была забыта. Однако мирные договоры стали положительным фактом послевоенной европейской политики. Они никоим образом не ущемили суверенитет целого ряда стран, а большинство проблем, связанных с мирным урегулированием, были решены в целом справедливо. Трудно упрекать западным государствам за то, что они не сумели отстоять демократическое развитие Румынии, Болгарии, Венгрии. В этом деликатном вопросе западные делегации на мирных переговорах исходили из того, что это внутреннее дело народов этих стран.

Первой большой и назревшей проблемой после войны, требовала немедленного решения, стало подписание мирных договоров с бывшими европейскими союзниками фашистской. Германии -. Италией,. Болгарией,. Рум. Муни,. Венгрией,. Финляндией. Основные положения будущих мирных договоров были намечены уже на. Ялтинской и. Потсдамской конференциях. Однако уже в сентябре - октябре 1945 г между государствам победительницами в иявилися серьезные противоречия, которые усугублялись в условиях формирования двух курсов в международной политике. СССР пытался, и довольно успешно, закрепить свое влияние в странах. Центральной и. Юго-Восточно й. Европы,. Запад - не допустить этого. Исходя из принципов. Атлантической хартии,. Запад требовал предоставить народам этих стран право самостоятельно выбирать свой путь развития. Советский. Союз стремился привязать эти страны к себе, превратить в трамплин дальнейшего продвижения социализмалізму.

Вопрос мирного урегулирования с бывшими союзниками. Германии решались на сессиях. Совета министров иностранных дел (СМИД) (осень 1945 - первая половина 1946 г.) и на. Парижской мирной конференции (29 июля - 16 октября 1946). В процессе разработки мирных статей обнаружились серьезные разногласия. США и. Англия стремились рассматривать мирные договоры в тесной связи с внутренними изменениями в указанных страна х (установление режима парламентской демократии т.п.). Это касалось также состав правительств. Чтобы не допустить коммунистической диктатуры,. Англия и. США отстаивали принципы создания коалиционных правительств на ба гатопартийний основе путем свободных выборов. Для контроля избирательного процесса, в частности в. Болгарии и. Румынии, предлагалось создание инспекционных групп. Советский. Союз, верный политике коммунизации (под к омунизациею следует понимать насаждения коммунистической диктатуры - леворадикального тоталитаризма), выступил за то, чтобы не связывать мирные договоры с внутриполитическим развитием стран. Центральной и. Юго-Восточной. Европы. Сторонам удалось прийти к компромиссу. Первые послевоенные годы характеризовались взаимными уступками результате в состав правительств. Болгарии и. Румынии вошли представители"других демократических групп"Западные делегации, к сожалению, тогда еще не осознавали, что"уступка"со стороны коммунистических лидеров была вынужденным, временным маневрома вимушеним, тимчасовим маневром.

С большим трудом решались также вопросы территориального порядке. Западные державы поддерживали территориальные претензии. Греции до. Болгарии и. Албании. Советский. Союз поддерживал своих социалисты ичних протеже. Острая борьба развернулась вокруг статуса города. Триеста с прилегающей территорией. Советский. Союз поддержал французский проект, и. Триест стал свободной территорией под эгидой. ООН (по догово ром 1954 г м. Триест отошел к. Италии, а территория к востоку от него - в. Югославиюлавії).

Объектом острых столкновений стали итальянские колонии. Сомали,. Ливия,. Эритрея. Англия хотела поставить их под свой контроль. США стремились разместить там свои военные базы. Франция склонялась к тому, чтобы за алишиты их. Италии, но под контролем. ООН. У. Сталина появились свои"африканские планы"На встрече министров иностранных дел. Молотов с подачи. Сталина заговорил о возникновении в. Ливии национально-вызвать. Ольне движения и необходимости оказания ему помощи со стороны. Москвы. СССР, заявил. Молотов, готов построить там военно-морскую базу, взять район под свой контроль. Представителю. Великобритании. Бевин от этих заявлений стало плохо, пришлось даже вызвать врача и сделать укоря і зробити укол.

Судьбу итальянских колоний был окончательно решен лишь в начале 50-х годов. Сомали - с 1950 p,. Ливия - с 1951 года провозглашены независимыми государствами, а. Эритрея в 1952 г стала провинцией. Эфиопии

Острые споры вызвали также экономические вопросы договора. США отстаивали пункт"о равных возможностях"и выплату репараций долларами, объективно ориентировало указанные страны на экономические и торговые и отношения с. США, настаивали на полной компенсации национализированной собственности иностранных компаний. Советский. Союз настаивал на компенсации 1/3 всей национализированной собственности. Здесь также было достиг нуто компромисса (сошлись на 2/3 всей стоимостиієї вартості).

Бывшие союзники взвешенно, с учетом возможностей побежденных, подошли к определению сумм репарационных платежей. Италию обязали выплатить. Югославии 125 млн долл.,. Греции - 105,. СССР - 100,. Эфиопии - 25,. Албании - 5 млн долл.. Румыния и. Венгрия должны выплатить. СССР по 300 млн долл. т.д.. Позже. Советский. Союз отказался от значительной части репараций из. Венгрии,. Румынии,. Болгарии и. Финляндиінляндії.

Мирные договоры, подписанные 10 февраля 1947 p, 15 сентября того же года вступили в силу. Они зафиксировали определенные территориальные изменения. Северная. Трансильвания передана. Румынии, а границы. Венгрии определены таки ими, какими они были на 1 января 1938. Южная. Добруджа закреплена за. Болгарией, согласно румынско-болгарским договором от 7 сентябряесня

р. Итало-французскую границу изменился в пользу. Франции, итало - югославский - в пользу. Югославии. К. Югославии отошли. Истрия и часть. Юлийские. Крайны. Додеканезьки острова от. Италии переданы декабря. Реции. Советско-финляндский граница устанавливалась по состоянию на 1 янвічня

р. Мирный договор с. Финляндией подтверждал также принадлежность. Советскому. Союзу области. Петсамо (Печенга) и передачу. СССР в аренду сроком на 50 лет района. Порккала-Удд для создания военно-мор. РСК базы. Италия теряла также свои права на бывшие колоннеії.

Подписание мирных договоров с бывшими союзниками. Германии следует рассматривать как важный шаг в политике европейского послевоенного урегулирования. Сама практика обсуждения и выработки компромиссным путь хом мирных договоров могла стать образцом для решения других европейских и мировых проблем. Однако в процессе роста конфронтации и углубление противостояния приобретенная практика весьма скоро была забыта а. Однако мирные договоры стали положительным фактом послевоенной европейской политики. Они никоим образом не ущемили суверенитет целого ряда стран, а большинство проблем, связанных с мирным урегулированием, бу ли решены в целом справедливо. Трудно упрекать западным державам за то, что они не сумели отстоять демократическое развитие. Румынии,. Болгарии,. Венгрии. В этом деликатном вопросе западные делегации на мирных переговорах исходили из того, что это внутреннее дело народов этих крае країн.

В Европе в 1945 г. вся политическая атмосфера была отмечена общим сдвигом влево. Самые широкие и с политической точки зрения активные народные массы, которые в эпоху первого мирового конфликта демонстрировали всевозрастающее отвращение к войне, в это время были вовлечены в борьбу, носившую в первую антифашистский характер. Первые после войны выборы в июле 1945 г. в Великобритании принесли успех лейбористам; консерваторы, предводительствуемые Черчиллем, были разгромлены, несмотря на то, что победа окружила их лидера ореолом. Программа новой правящей партии предусматривала национализацию важных секторов экономики. Аналогичные предложения выдвигались на Европейском континенте многими другими политическими силами. Установление государственной собственности на основные средства производства, что является фундаментальным положением социализма, не рассматривалось более как разрушение основ, а было требованием, пользовавшимся весьма широкой поддержкой.

Еще более радикальные изменения происходили за пределами Европы. Западноевропейские воюющие державы были вынужденные значительной степени черпать материальные и людские ресурсы в своих колониях.Освобождение колониальных народов дополнило тот переворот в соотношении сил между ведущими державами, который явился результатом войны. Германия, Япония и Италия потерпели поражение и играли роль скорее объектов, а не субъектов важнейших международных решений. От довоенного могущества Франции, которая находилась среди стран-победительниц, осталась лишь тень. Несколько иначе обстояло дело с Англией, во всяком случае, внешне. Она вышла из войны как одна из крупнейших мировых держав. Однако этот статус во многом основывался на былой мощи; уже заметны были признаки той слабости экономики, которая вскоре не замедлила проявиться полностью и которая, наряду с потерей Англией ее колоний, вызвала в дальнейшем резкое уменьшение веса Англии в мировых делах. Принципиально новым явлением был взлет могущества СССР и его превращение в основное действующее лицо всей международной политики; этот феномен вызвал подлинный взрыв в сфере международных отношений, изменив роль и значение различных компонентов той сложной системы, какой был в довоенные времена мир капитализма.

В силу прежде всего истории своего революционного рождения, к чему в новых условиях добивалась и победа над фашизмом, СССР обладал в 1945г. в мире колоссальным авторитетом. Советский народ прошел через 20 лет «социализма» в одной, единственной стране», почти через 30 лет изоляции. Старая ленинская партия была растерзана и перестроена по ней прошел паровой каток сталинских репрессий 30-х гг. Вся диалектика марксизма, ленинской мысли, самой социалистической действительности была сведена к нескольким аксиомам сталинской концепции. Вооруженные Силы СССР сократились к 1948 г. почти с 11,5 млн. до 2874 тыс. человек. Несмотря на возращение значительного числа солдат по домам, в СССР, особенно на Украине и в Белоруссии, встречались деревни, где не было ни одного взрослого мужчины.

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов. Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются.

Особенно с США, которые претендовали на мировое господство. После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...