Поступки и черты характера. Черты характера человека и их проявление

Все в курсе, что у каждого из нас разный характер, но только не все этими знаниями пользуются. Это совершенно зря, ведь имея на вооружении знания о характере человека, вы можете предугадать его поведение и откорректировать его собственнолично.

Тем более, что для того, чтобы разобраться в характере, вовсе не нужно длительное время общаться с человеком, достаточно просто внимательно на него посмотреть. Уверяем вас, что вы сможете увидеть многое!

Большинство людей думает, что именно интеллект делает великого учёного.
Они ошибаются - это характер.
Альберт Эйнштейн

Характер, как качество личности

Характер являет собой совокупность устойчивых свойств психики, которые определяют характерные особенности отношений и поведения человека.

Говоря о характере, имеют ввиду комплекс качеств личности, который значительно влияет на действия человека. Характер определяется нервной системой, а его развитие – окружающей средой.

Выделяют 4 категории характера, которые образуют:

  1. Отношение к членам коллектива, обществу в целом - отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, презрение, черствость;
  2. Черты, демонстрирующие отношение человека к своей работе - добропорядочность, ответственность, лень, пассивность;
  3. Черты, отображающие отношение личности к самому себе - самокритичность, гордыня, застенчивость, эгоцентризм.
  4. Черты, демонстрирующие отношение человека к материальному - неряшливость, аккуратность.

Классификация характера человека по Э. Кречмеру

Психолог Э. Кречмер выдвинул теорию, которая заключается в том, что характер напрямую связан с телосложением человека.

В теории Кречмера описано 3 типа телосложения и 3 типа характера, которые им соответствуют.

Тип характера, который присущ таким людям, шизотимики – замкнутые, упрямые люди, которые плохо привыкают к изменяющимся условиям.

2. Атлетики

Высокие люди с развитой грудной клеткой, крепким скелетом и мускулатурой.

Им соответствуют иксотимики – спокойные и мало впечатлительные люди, которые не переносят перемен.

Расстройства психики у этих людей могут стать причиной развития эпилепсии.

3. Пикники

Люди невысокого роста, склонные к полноте, с короткой шеей, невыразительными чертами лица.

Тип характера, присущий этим людям, циклотимики – контактные люди, выражающие свои эмоции. Они достаточно просто адаптируются к новым условиям.

Нарушение психики у них приводит к затяжным депрессиям.

ВикиСправка:
Эрнст Кречмер (нем. Ernst Kretschmer) (08.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна - 09.02.1964, Тюбинген) - немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.

Свойства характера

Существует еще одна классификация, которая предусматривает 4 основных свойства характера:
  1. Эмоциональное - жизнерадостность, уравновешенность, бодрость и т.п.
  2. Волевое - самообладание, стремление достичь успеха.
  3. Интеллектуальное - рассудительность, наблюдательность, вдумчивость.
  4. Нравственное -ответственность, справедливость, доброта.
Зная данные свойства характера человека, можно предугадать и "отредактировать" предполагаемые действия и поступки.

Статус личности


Характер корректируется на протяжении всей жизни человека. Образ жизни заключает в себе то, как человек мыслит, чувствует, действует в тех или иных ситуациях.

С формированием образа жизни, формируется и сам человек. Немаловажное значение имеют жизненные обстоятельства и общественные условия, которые имеют место быть в жизни каждого из нас.

Однако, формирование характера осуществляется в разных группах (класс, компания друзей, коллектив на работе). Характер будет зависеть от статуса личности в коллективе, а также от того, какие ценности поддерживаются референтной группой.

Коллектив формирует благоприятные условия для становления лучших черт характера, а поскольку это взаимный процесс, то и сам коллектив тоже видоизменяется благодаря личности. Сам характер определяет жизненные ценности и позицию человека.

Заключение

Люди с той или иной направленностью в характере могут выбрать совершенно разные пути для достижения цели, прибегая к собственным способам и приемам.

Черты характера при этом чётко отображаются в ситуации, когда человек должен выбирать тактику поведения.

Жизнь оставляет свои отметины не только на поведенческом рисунке человека, но и на его лице, отражается на его походке, почерке, излюбленных приемах общения и т.д. Все это существенно расширяет «ассортимент» признаков, по которым определяется если не характер личности, то некоторые ее черты, склонности, особенности. К таким признакам можно отнести ситуативно-поведенческие, физиогномические, графологические и др.

Ситуативно-поведенческие признаки. Характер человека проявляется прежде всего в тех поступках, которые можно с высокой степенью уверенности ожидать от него. Такие поступки, как правило, осознаны, слабо зависят от конкретных обстоятельств, предсказуемы и предопределены прошлым опытом. «О будущем нужно спрашивать прошлое, ибо поведение людей остается неизменным. Так происходит потому, что люди жили, живут и будут жить одними и теми же страстями, приходя к одним и тем же результатам», - подметил Н. Макиавелли. На идее сложившегося поведенческого стереотипа построено много проективных тестов. Заметная стабильность поступков в различных ситуациях повседневной жизни - наиболее объективный критерий наличия тех или иных черт характера у данной личности. Не зря говорят, что «посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».

Установлено, что в общем случае поведенческие акты в несколько раз информативнее и оказывают большее влияние на собеседников, чем вербальный канал. В актах коммуникаций слова, звуки и интонация занимают 45, а невербальная форма - 65 %. Поэтому, когда слова не совпадают с невербальными (поведенческими) сигналами, доверия возникает больше к последним.

Изучением связи поведенческих актов с отдельными чертами характера психология занимается давно. Конечно, накопленные результаты носят статистический характер и определяют лишь возможные тенденции, но не сами детерминированные факты. Более того, существует мнение, что акты телесной активности больше свидетельствуют об эмоциональном состоянии индивида, чем о его чертах характера. Тем не менее в ответственных разговорах партнеры внимательно вглядываются в поведение собеседника и пытаются не только увидеть его текущее состояние, но и спрогнозировать его черты характера.

Замечено, например, что если во время деловой беседы партнер проявляет чрезмерную немотивированную вариативность поз, это свидетельствует об общей незрелости личности. Стойка с частой переменой опорной ноги и позиций ступней выдает нетвердость характера, низкую самодисциплину, ненадежность. Привычка стоять с широко расставленными ногами выражает не столько уверенность в себе, сколь ко потребность в самоутверждении. Походка с заметно повернутыми наружу носками ног говорит о самоуверенности и тщеславности. Склонность сидеть сжав руками подлокотники стула и скрестив лодыжки дает основание подозревать, что этот человек не лишен чувства страха и даже малодушия (достаточно вспомнить свою позу в кресле зубного хирурга или позу при взлете самолета, чтобы убедиться в информативности этого поведенческого акта).

Вместе с тем, если вы увидите мужчину и женщину, беседующих спиной друг к другу, не торопитесь делать вывод о том, что перед вами поссорившиеся супруги. Просто вы находитесь в Кении и являетесь свидетелем диалога зятя с тещей согласно установившимся поведенческим стереотипам этой страны.

Вопреки желанию человека первичные сведения о его чертах характера может выдать и экспрессивное (мимико-моторное) поведение. Мимика - это «немая речь» лица, выражающаяся в его динамике. В основе мимики борьба и единство человеческой психики - разум и чувство. По манере смеяться, например, можно предположить наличие у человека нервозности, замкнутости или открытости.

Характеризует личность и то, как человек использует жизненное пространство в различных ситуациях (проксемические факторы). Так, по ассортименту и расположению предметов в каби?1ете (высота спинки кресла, наличие и месторасположение уголков для доверительных бесед с посетителем и др.) можно говорить об авторитарности или демократичности его хозяина. По манере сотрудника входить в кабинет руководителя (как стучит и открывает дверь, с какой скоростью входит, где делает первую остановку, войдя в кабинет) можно судить об уровне его самооценки, уверенности в себе.

Лингвистические и паралингвистические признаки. Л. Толстой то, что и как говорит человек, приравнивал к его поведению («...слово есть поступок»). Г. Мопассан и Б. Брехт были склонны одушевлять слово: «Слова имеют собственную душу». Известно отношение к слову и Сократа: «Заговори - и я узнаю, кто ты». Установлено, например, что;
- заметные колебания скорости речи характерны для легко возбудимых и неуверенных в себе людей;
- четкое произношение отдельных слов, окончаний, час-тип свидетельствует о внутренней дисциплинированности, целеустремленности; расплывчатое - об уступчивости, стремлении к покою; манерное с ударением на первом слоге ключевых слов - о собственной силе, решительности;
- падающая к концу предложения высота голоса при неизменной громкости предупреждает о возможной склонности к депрессии, мягкости и слабой воле; а изменяющаяся в широких пределах - об открытости и чувственности;
- чрезмерное подчеркивание своей честности («Честное слово, даю руку на отсечение, клянусь здоровьем...»), уклонение от прямого применения слов «да», «нет» («Я уже вам это говорил»...). Ответы вопросом на вопрос дают основание сомневаться в искренности и правдивости человека.

Физиогномические признаки. За физиогномикой -практика столетий. Она возникла в Китае более двух тысячелетий назад. Наряду с иглоукалыванием физиогномика относилась к медицине. Это целостная система, предполагающая тесную взаимосвязь сотен физических признаков лица, характеризующих индивидуальные особенности индивида. На лице человека отражается его прошлое, настоящее и будущее. Конечно, эта связь также не может признаваться однозначной, однако она может служить вспомогательным источником характерологической информации о данном человеке.

На возможность таких связей указывал Ч. Дарвин, утверждая, что в соответствии со своими склонностями индивид приводит в движение определенные мускулы лица. Именно это имел в виду А. Камю, отметив, что после тридцати лет каждый имеет то лицо, которое заслуживает.

Существует гипотетический эталон лица. Его никто не создавал, но принято говорить: «у него большой рот, широкое лицо, высокий лоб» и т.п. Никто не задумывался над тем, что такое «большой», «широкий» и «высокий», однако подразумевается наличие какой-то «нормы». Вполне естественно, появилась мысль о возможной корреляционной связи физических признаков (параметров) лица с чертами личности. Как это принято в психодиагностике, в первую очередь заинтересовались случаями крайнего отклонения параметров от «нормы». Результаты наблюдений содержат, конечно же, домыслы и субъективный взгляд, но некоторые из них заслуживают того, чтобы на них обратили внимание.

Например, форма рта с достаточной для практики точностью отражает оптимизм или пессимизм. Уголки губ, загнутые вверх, говорят о том, что они принадлежат оптимисту, который даже в грязной луже видит отражение звезд ночного неба. Уголки губ, опущенные вниз, свидетельствуют о пессимизме. Ничего удивительного: лицо, как говорят, дано человеку Богом, а рот он делает сам.

Еще пример. Около 80 % информации о человеке можно получить, заглянув ему в глаза. Глаза -окошечко в душу. Это зеркало общего интеллекта личности. Развитие глаз прекращается к семи годам (раньше всех других органов тела), и они считаются наименее управляемыми сознанием. Не зря же люди заглядывают в глаза друг другу, пытаясь определить склонность собеседника говорить неправду или жесткость характера и т.д. Так, замечено, что наличие полоски между нижним веком и радужной оболочкой глаза свидетельствует о преобладании в личности черт меланхолического склада (замкнутости на себя, эмпатичности и др.). Безусловно, этот признак может оказаться ситуативным: он проявлявляются как при глубоком переживании у лиц, не обладающих меланхолическими свойствами, так и у «чистыx» меланхоликов. Так что присмотреться к глазам следует не только поэтам, профессионально воспевающим их, но и психологам.

Графологические признаки. Черты характера человека отражаются в почерке через взаимодействие сфер сознания и бессознательного. Это подчеркивал в свое время Аристотель. Руку пишущего человека (как и стреляющего из ружья, рисующего картину) приводят в движение не мышцы, а психические процессы. «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, - заметил Гете, - с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться». Психографология в настоящее время находит широкое применение как вспомогательный инструмент изучения личности в медицине, психологии, психиатрии, криминологии и криминалистике.

Нейропсихологические признаки. В основе взаимосвязей с чертами характера здесь лежат закономерности работы мозга как парного органа в трех анализаторных системах - моторной, слуховой и зрительной. Эта типология - перспективное направление, отличающееся более полным (системным) охватом самых различных психических явлений. Между характером, этим своеобразным «психологическим статусом» личности, и закономерностями процессов межполушарной асимметрии, как это было изложено выше, имеется очень тесная связь.

Очевидно, что ни один из перечисленный выше признаков не может служить абсолютно объективным средством изучения характера человека. Достоверность получаемой характерологической информации можно повысить за счет их комплексного использования наряду со специально разработанными для этого диагностическими процедурами.

Черты характера выражают отношение человека к дру­гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея­тельности.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци­ях, в которых реализуется его отношение к действитель­ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото­рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторо­нам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об­щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат­ность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; тре­бовательность к себе и заносчивость; чувство собственно­го достоинства и высокомерие и т.д.

Эти черты характера, или особенности личности, яв­ляются моральными качествами и выступают либо добро­детелями, либо пороками человека. Главная наша добро­детель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.Каждый много думает о счастье, хочет быть счастли­вым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном благе, можно быть удовлетво­ренным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым.

Б.Л. Пастернак писал:

Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье.

Вторая группа - волевые черты характера. Они выража­ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде­ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо «человек с ха­рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выра­женность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис­циплинированности, мужества, смелости.

Но эти черты характера ценны только тогда, когда про­являются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и сред­ства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карь­ериста, смелость хулигана или глупца не могут быть поло­жительными качествами. Волевые черты и поступки цен­ны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной на­правленностью личности.



Особенности характера не только проявляются в дей­ствиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения муже­ственных поступков, а чертой характера становится толь­ко тогда, когда такие поступки перестают быть случайны­ми эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку. «Нельзя воспитать мужественного человека, -говорил А.С. Макаренко, - если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равнов чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, неко­тором лишении, в терпеливости, в смелости».

Еще Демокрит утверждал: «Хорошими людьми стано­вятся больше от упражнений, чем от природы». А китай­ская поговорка гласит:

Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различ­ных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть ра­зумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Ха­рактер каждого человека - это своеобразное сочетание раз­личных черт, объединяемых в человеческой личности.

В истории психологии делалось немало попыток клас­сифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при харак­теристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других -скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общи­тельными и т.п.

Черты характера, проявляющиеся у человека в его дея­тельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим лю­дям, к самому себе, приобретают положительное или от­рицательное значение в зависимости от того, какими це­лями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки.

Встречаются люди и без ярко выраженного характера, люди с неопределенным характером. О таких людях Н.В. Го­голь писал: «Люди... неопределенные, ни то, ни се, не пой­мешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Сели-фан». О таких людях и деятелях так же довольно метко го­ворится у нас в народе: «Так себе человек - ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни черту кочерга».

Черты характера являются приобретенными и закреп­ленными свойствами личности, физиологическую основухарактера составляют изменившиеся в процессе индиви­дуальной жизни особенности нервной системы.

И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной си­стемы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет со­бой слаженную, уравновешенную систему нервных про­цессов.

Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера.

Для понимания нервно-физиологической основы харак­тера большое значение имеет учение И.П. Павлова о вто­рой сигнальной системе 1 . Вторая сигнальная система являет­ся физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. «В нормально раз­витом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигналь­ная система есть высший регулятор человеческого поведе­ния». Конечно, говоря о физиологических основах характе­ра, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. «Фи­зиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, напри­мер, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера име­ет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число обществен­ных наук» 2 .

Формируясь под влиянием окружающей среды, жизнен­ного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исто­рический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. На­пример, смел тот, для кого такая форма поведения посто­янна, типична. Конечно, он тоже может иногда испыты­вать чувство страха, но трусом его не назовешь.

Чтобы узнать характер человека, требуется время и по­стоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно

1 См.: Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М., 1951 . - Т. 3. - Кн. 2. - С. 334, 346.

2 Там же.общаться и иметь дело прежде всего потому, что не зна­ешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как посту­пит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Вспомним своих друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому из них можно предвидеть, как они отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, ка­кое примут решение...

Характер человека может быть определенным или не­определенным, цельным или противоречивым.

Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цель­ный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.

Если же индивидуальность человека лишена внутрен­ней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы гово­рим о «бесхарактерности» человека. Вспомним еще раз народные пословицы: «Плывет по течению, как полено»; «Не человек, а охапка пустяков». Мы видим, что в народе такие люди никогда уважением не пользовались.

Но «бесхарактерность» часто бывает только внешней: внутренне, для себя, человек строго придерживается оп­ределенной линии, но его линия, если можно так ска- 1 зать, принципиально неопределенная - как выгодно, так и поступает: он может быть бессердечным, жестоким или добрым в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти глаза принадлежат). Смелым или трусливым, бороться с жаром то за эту идею, то за противоположную.

Характер, как и сама личность, - очень сложное явле­ние, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и фор­мируется в течение всей жизни человека.

Какие черты характера наиболее привлекательны в че­ловеке? Наверное, все согласятся, что это доброжелатель­ность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, пре­данность своему делу, смелость, принципиальность, юмор. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напря­женная деятельность человека может и даже должна со­провождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и обизвестной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт ско­рее с юмором, чем с досадой. Он же (К. Паустовский) замечал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр».

2.3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности

Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности.

Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Есть люди, для которых превыше всего духовные ценности. Но есть и такие, которые стали рабами вещей. У последних обедняется духовный и нравственный мир, возникают та­кие черты характера, как тупость, скупость, жадность, зависть. Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требова­тельность к себе и другим, они делают поведение челове­ка принципиальным. Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, ре­гулировать свое поведение.

Интеллектуальные свойства человека также наклады­вают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свой­ствами, которые могут стать чертами характера.

Воля определяет решительность, постоянство, самосто­ятельность и целенаправленность характера. Чувства в ха­рактере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении.

Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика - в сосредоточенном обдумывании.

От темперамента зависят многие черты характера, та­кие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не опреде­ляет сущности характера: флегматик может быть деятель­ным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплод­ным.Следует отметить тесную взаимообусловленность ха­рактера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособ­ность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать пре­пятствия.

Для развития способностей важны такие черты харак­тера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверен­ность в своей исключительности часто губительна для спо­собностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружаю­щим. М.М. Пришвин замечал: «Величайшее счастье не счи­тать себя особенным, а быть как все люди». А.И. Гете под­черкивал: «Кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам о себе думает».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

характер человеческий индивидуальность

Введение

1. Понятие характера

2. Черты характера

Заключение

Введение

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.

Характер - в этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми. Слово «характер» употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и выполняют свою роль.

В психологии понятие характер означает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.

1. Понятие характера

В переводе с греческого «характер» -- это «чеканка», «примета». Действительно, характер -- это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания, обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой, доброжелательной форме, а другими -- грубо и бесцеремонно. У людей же с противоположными взглядами на жизнь, с несходными интересами, с различиями в культурном уровне, с неодинаковыми моральными принципами эти укоренившиеся индивидуальные особенности, как правило, бывают еще более резко выраженными.

Эти индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомыслие или вдумчивость).

Характер обнаруживает зависимость от общественных отношении, определяющих направленность личности человека. Так, к примеру, в обществе, основывающемся на эксплуатации человека человеком, социальная позиция представителей господствующих классов способствует закреплению в их характере надменности, чванства, ханжества, корыстолюбия, лицемерия и т. д.

Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т. д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом случае -- скрытность, лживость, трусость, конформность, слабохарактерность. В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива.

Характер -- это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педагог стремится развить и упрочить их, а отрицательные -- ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально значимыми качествами.

2. Черты характера

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, какое из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, «астеничности» в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений, занимающие решающее, первостепенное и общее жизненное значение для тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.)

В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

Характер -- это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость.

3. Природа и проявление характера

Характер и темперамент

От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называют устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов действий.

К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения, ускоренный или замедленный темп выполнения действий и протекания психических процессов, легкость или затруднения переходов от побуждений к поступкам, большая активность или пассивность, проявляемая человеком при столкновении с препятствиями.

Учение о темпераментах возникло еще в глубокой древности, в античном мире. Уже тогда различали четыре типа темпераментов. Это типы: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема - преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников - усидчивости, у флегматиков активности.

Природные и социальные предпосылки характера.

Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно, и человеку кажется, что таким, как сейчас, он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от природы, являются врожденными. Утверждение это является весьма распространенным: «от природы трус и негодяй», или «склонность ко лжи - его врожденное свойство», или даже «наследственность у него такая- в дядю пошел». В самом деле - в одной семье, в одних как будто условиях воспитываются два брата. Разница между ними всего два - три года, и в одной школе учатся, и родители к ним, в общем, одинаково относятся, а ребята во всем разные, характером ничуть друг на друга не похожи. Отсюда уж недалеко до вывода, что характер дна человеку от рождения.

Чем же объяснить, что жизнь «чеканит» личность человека даже в сходных условиях по различным образцам? Прежде всего надо признать, что «исходный материал» действительно у разных людей неодинаков.

Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызывать разный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности.

Надо иметь в виду и то, что «сходные условия жизни» (даже в одной семье)- понятие весьма и весьма относительное. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего брата, который смотрит на него с низу вверх и ищет у него защиты или бунтует против деспотизма первенца, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие формированию таких черт характера, как заносчивость или заботливость, ответственность или безразличие, самоотверженность или зависть.

Однако вместе с тем существует много других условий, которые не являются идентичными. Изменение материального положения в семье за два - три года, прошедшие между рождением первого и второго ребенка, и изменения в отношениях внутри семьи (частенько младшего больше балуют), и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные по своему педагогическому таланту учителя - все это способствует зарождению различных качеств или особенностей личности.

Характер - во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Если юноша или девушка стремятся воспитать у себя самокритичность как черту характера, они должны поступать самокритично.

Быт, условия жизни в семье, не говоря уже о труде и учебе,- школа человеческих характеров. Перед педагогами и родителями постоянно стоит ответственная задача: своевременно подмечать малейшие изменения в характере детей и, принимая их во внимание, осуществлять свою линию воспитания. Вероятно, нет большей опасности для воспитательной работы, чем шаблон, применяемый в качестве педагогического приема. Это в особенности нетерпимо в тех случаях, когда следует осуществлять индивидуальных подход к ребенку.

Отказ от шаблона в воспитании личности ребенка предполагает творческий подход к вопросам формирования характера. Пусть на этом пути могут быть допущены ошибки, но серьезное, вдумчивое нетрафаретное решение будет плодотворнее педагогических штампов, если судить не по результатам отдельных действий («добились от ребенка того- то»), а по конечному итогу всего процесса формирования характера.

Характер и внешность человека. Из истории характерологических учений.

В истории психологии существовало немало теорий, ставивших характер в зависимость от формы черепа, строения лица, конституции (строения, структуры тела и т.п.) и тем самым пытавшихся наметить путь дешифровки характера, т.е. по некоторым внешним признакам диагностировать характер человека. Различные системы определения характера вырастили из практических нужд и отражали потребности общества уже фактически со времен античности.

Так, например, рабовладелец, приобретая на рынке невольника, мог долго точно судить о его физической силе, ощупав его мышцы, о возрасте, заглянув в зубы, о ловкости, заставив пробежать или попрыгать. Но что он мог сказать о характере своего будущего раба? Покорен он или строптив, простодушен или хитер, работящ или ленив? Будет ли он предан хозяину или, наоборот, взбунтован, сбежит через несколько недель? Все это были немаловажные проблемы для покупателя в условиях рабовладельческого общества.

В настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвет волос и кожи, длины конечностей и т.д.

Следует ли из этого, что столь заманчивая возможность определения характера человека на основании изучения его внешности- совершенно излишнее дело? Однозначно можно сделать лишь вывод, что характер не следует связывать с конституцией тела. Но быть может, о характере можно судить на основании каких- то внешних признаков?

Ч. Дарвин в своей книге «О выражении чувств у человека и животных» писал о том, что для физиогномиста существенно знать, «что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными».

Эти идеи Дарвина явились основанием для изысканий многих психологов, которые стали строить свои физиогномические учения на описании и истолковании выражения лица и состояния его мягких тканей. Составлялись своеобразные физиогномические справочники с психологическим истолкованием мимики.

Для определения характера известную роль играет внимательное изучение внешности, в том числе и привычного выражения лица. Однако внешний облик человека не может сам по себе быть источником исчерпывающих сведений о характере.

Поступок и формирование характера.

Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков - фундамент характера человека. От анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности и от понятого характера к уже предвиденным и уже ожидаемым поступкам - таков путь проникновения в сущность индивидуального характера.

Человек по своему существу деятелен. В структуру человеческой деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, жестикуляция, походка и т.д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И все-таки решающие и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.

Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», психологически совершенно непостоянны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Если нет оснований выводить особенности характера из физиологической, природной предрасположенности к их появлению (хотя и следует принимать во внимание природные предпосылки формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать его наследственное происхождение.

Итак, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Заключение

Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность.

Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития. Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характеризует твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их. Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания.

Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.

Список использованной литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. ? М.-2000.

3. Еникеев М.П. Общая и юридическая психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2005.

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

5. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2003.

6. Маклаков, А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

7. Максименко, С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2004. - 528с. - (Серия «Образовательная библиотека»).

8. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия, 2006. - 496 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 720с. - (Серия «Мастера психологии»).

10. Общая психологии: учебник / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характер как совокупность стойких индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении. Общее понятие сущности характера, его типологизация и структура, основные черты, природа и особенности формирования.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2009

    Характер как совокупность устойчивых черт личности. Обзор механизма формирования и типологии характера. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Проблемы перевоспитания характера. Черты характера и другие личностные свойства человека.

    реферат , добавлен 04.11.2013

    Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Подсистемы (свойства) черт характера, выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. Сущность понятия "акцентуация". Черты личности по Кеттелу.

    доклад , добавлен 05.07.2011

    Общее понятие о характере как одном из компонентов личности. Соотнесение понятий характера и личности. Физиологическая основа характера. Формирование, развитие и проявление характера. Единство индивидуальных и типичных черт в характере человека.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2008

    Характер как совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Акцентуация характера по А. Личко: особенности гипертимического, дистимического, циклоидного, возбудимого и застревающего типов.

    презентация , добавлен 03.12.2015

    Рассмотрение человеческой индивидуальности как воедино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Внутренний мир человека - свойства высшей нервной деятельности, установки личности, мотивы, характер.

    реферат , добавлен 14.03.2011

    Теоретические подходы к изучению характера в психологии. Анализ структуры характера и личности. Исследование дисгармонии в характере и личности как детерминант формирования и проявления акцентуации. Обзор свойств и основных типов темперамента человека.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Анализ основных типов и свойств темперамента и их влияния на характер человека. Индивидуальный темп и ритм процессов психических. Степень устойчивости чувств и волевого усилия. Сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Понятие характера и его черт.

    реферат , добавлен 13.04.2014

    Совокупность черт личности. Основные способы классификации и типологизации индивидуальных черт личности. Типология индивидуальности Э. Кречмера. Связь между физическими и психическими данными людей. Основные критерии классификации индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 10.10.2012

    Характер - качество личности, обобщающее свойства личности. Влияние генов на мозг. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. Проективный тест "Дерево" как выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.

Именно понимание того, что себя можно изменить в лучшую сторону, является наиболее притягательной чертой , как науки.

Итак, если темперамент – это врожденные особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Совершая поступок, мы каждый раз усиливаем или ослабляем какую-то его черту.

Таким образом, можно исправить даже самый скверный нрав.

Относительно темперамента можно лишь напомнить, что Гиппократ разделил его на четыре типа, которые используются до сих пор:

  1. Флегматики — неспешные и невозмутимые;
  2. Холерики – вспыльчивые и неуравновешенные;
  3. Меланхолики – впечатлительные и ранимые;
  4. Сангвиники – живые, подвижные и веселые.
  1. Фиксируем результаты

Результаты своей борьбы лучше записывать. Можно составить таблицу, и каждый день фиксировать там успехи и неудачи. Или сделайте так: отметьте на географической карте два города. Один будет условно обозначать ваше нынешнее состояние, второй – поставленную цель.

Каждый раз, когда делаете что-то для исправления своего характера, ставьте новую точку на пути между этими городами. А если что-то пропускаете – вернитесь на точку назад.

В плане весьма интересным представляется . Обязательно прочитайте об этом великом человеке, опыт которого может оказать вам бесценную помощь.

Наверняка у читателя может возникнуть вопрос: влияют ли на формирование личности и ее отдельных черт?

Однозначно дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Определенная связь в наклонностях и особенностях поведения между детьми и родителями, безусловно, прослеживается.

Однако утверждать, что «я такой и не могу быть другим, потому что такая моя мама или папа» , для взрослого человека, по меньшей мере, несерьезно.

Считается, что темперамент изменить невозможно, а вот черты характера – это под силу любому желающему. Нужно только иметь решимость заняться этим делом.

Акцентуация характера

Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.

Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.

Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.

Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.

Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.

Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.

Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха.

Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:

«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...