Пролетал ли чкалов под мостом. Реактивный Чкалов или пролет под «Коммунальным» мостом Новосибирска

Вот такая фотография и история ходит по интернету уже не один год. Не задумывались ли вы над тем, реальная ли она? Может быть как многое то, что пишут в интернете это фейк? Давайте попробуем разобраться …

В книге рекордов Гиннесса мы не найдём ни упоминания новосибирского Коммунального моста, ни фамилии Привалов – это неудивительно, ведь о случае, произошедшем 3 июня (по некоторым источникам – 4 июня) 1965 года, советская пресса не писала.
Слухи облетели всю страну, и даже просочились за границу, обрастая уже какими-то совершенно нелепыми подробностями, но так как не было официального сообщения – не произошло и официального признания. Более того – единственный в мировой истории пролёт реактивного истребителя под мостом не зафиксировала и бортовая аппаратура, кино-фотодокументы тоже вам не получиться обнаружить.

Давайте посмотрим, как описывают это художественно:

Как вспоминают очевидцы, день 4 июня 1965 года выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Тишина, спокойствие и благость - лето в советском Новосибирске.

Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. На набережной начали встревоженно оглядываться: что шумит?

И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.

Да это же самолет! Настоящий боевой истребитель! - воскликнул кто-то на набережной.

Толпа замолкла в ужасе: истребитель летел низко над волнами прямо к Коммунальному мосту. Вода под самолетом кипела белыми бурунами - то ли от невероятной скорости машины, то ли от ударов реактивной струи из сопла. Казалось, что над водой летит серебристая лодка, а за ней тянется белый след (его называют кильватерным).

Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…

Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл дурниной, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.

Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост. С него начиналась городская история, от него зависит судьба страны, и как раз сейчас по нему идет товарняк с лесом!

Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.

Кликабельно 2500 рх

Итак, 4 июня 1965 года я в компании друзей направлялся на городской пляж. Тогда с левого берега на правый ходил трамвай 6-го маршрута. Вот на нем-то мы и добирались к месту отдыха. Трамваи ходили не очень часто и потому были битком набиты пассажирами. День 4 июня не был исключением, и не всем удалось выйти на остановке «Пляж». Таким образом, я переехал на правый берег и оттуда, не дожидаясь обратного трамвая, вынужден был пойти по мосту на левый берег Оби. Кроме меня в том же направлении шли еще несколько человек. Первым шагал мужчина атлетического сложения, за ним следовал я, а за мной — ефрейтор внутренних войск в парадной форме. Расстегнув китель и сдвинув фуражку на затылок, служивый мерным шагом двигался к песчаному берегу.

И вот, когда мы находились где-то на середине моста, случилось то, что нельзя было представить в самом жутком сне. Внезапно из-под моста мелькнул серебристый силуэт самолета и сразу же под большим углом к горизонту взмыл в небо, оголив на секунду дно реки! На пляж пошла волна, смывшая в воду одежду и обувь беспечных купальщиков. Шедший впереди меня мужчина и я остановились и, как завороженные, смотрели на потрясающее действо, а ефрейтор обеими руками крепко прижимал фуражку к голове, боясь утраты казенного имущества. Чуть позже мы ощутили запах керосина.

К вечеру почти все Левобережье знало о происшедшем, хотя имел место «эффект испорченного телефона». Вместо истребителя МиГ-17 уже фигурировал пассажирский Ту-104. Говорили, что под мостом пролетел самолет с завода им. Чкалова, якобы потерявший управление при испытаниях. Но тут были явные нестыковки, так как в те годы завод выпускал уже Су-15, а испытания новых самолетов производились далеко за городом. Местные СМИ ничего не сообщили об инциденте, а любопытные граждане через 2-3 дня из передач заокеанского вражеского радио узнали некоторые подробности. А вот маоистский рупор из Пекина пролет под Коммунальным мостом объявил началом отработки советскими летчиками новой тактики уничтожения мостов и переправ. Не где-нибудь на полигоне, а в центре крупного города!

Конечно, главным событием стал полет, но МиГ-17 — не ракета, а значит, был и пилот. О нем тогда ходило немало слухов. Народная молва сообщала, что отчаянный пролет под мостом — результат спора. Говорили также, что летчик пошел на сверхриск из-за недоступной красавицы.

Аргумент капитана Привалова

Слухи слухами, а все было совсем не так. 4 июня 1965 года тридцатилетний капитан Валентин Васильевич Привалов совершил свой полет под мостом не на спор и не из-за женщины. Причина была другая. Он хотел показать, что есть еще в Вооруженных Силах летчики с большой буквы, что непродуманная лихая «рубка» родной армии во время хрущевской оттепели не искоренила чкаловских традиций и пилотской лихости. Кроме того, это был и своеобразный протест против холуйского подавления новаторства, инициативы и «затирания» боевых летчиков.

Пик «рубки» и сокращения Валентин Васильевич пережил во время службы в морской авиации, в 691-м истребительном авиаполку Краснознаменного Балтийского флота в городе Мамоново Калининградской области. Самый запад СССР, полеты над морем, черная морская форма, и вдруг — перевод в глубь Сибири, смена флотской формы на общеармейскую… Служба в гвардейском Черниговском истребительном авиаполку в г. Канске Красноярского края была намного прозаичнее и, кроме того, Сибирь — не Прибалтика.

В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех МиГ-17. В числе пилотов был и капитан Привалов.
Сухопутные зенитчики из 57-миллиметровых орудий обстреливали зеркальное отражение истребителей, а начальство с большими звездами на погонах делало выводы о степени подготовленности каждого из дивизионов. После такой имитации поражения воздушного врага Привалов, следуя на аэродром в Толмачево, и «покорил» Коммунальный мост.

Как рассказывает в своих воспоминаниях Александр Каманов (новосибирец, который встречался и беседовал с Валентином Приваловым), Коммунальный мост летчик приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!».

После одной из тренировок Привалов собирался вернуться на аэродром. Но, пролетая над Обью, решил исполнить данное себе обещание.

На цель заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час. Страшно было - до потемнения в глазах. Еще бы - на такой скорости попасть в узкое «окно» мостовой арки (30 метров в высоту и 120 в ширину) казалось просто невозможным. Даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту машины на целые метры.

Но самое страшное оказалось впереди. Сразу за Коммунальным мостом - всего через 950 метров - уже железнодорожный мост, важнейшая транспортная артерия России. У Привалова было ровно пять секунд до столкновения. И за это время он успел круто изменить курс и, испытывая дикие перегрузки, ввинтиться в небо.

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, ждал «сюрприз». Согласно ряда приказов и наставлений, о чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому.

Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.,

Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили (имеется в виду воспитательная беседа с маршалом. - Прим. ред.). Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».

Видимо, самоубийственная смелость воздушного хулигана покорила маршала, знакомого и с Чкаловым, и с Покрышкиным. Которые, кстати, тоже были не против продемонстрировать свое воздушное мастерство. И правильно. Что ж, прятать его, что ли?

Сейчас трудно сказать, почему министр обороны принял в отношении Привалова неожиданное решение. Может быть, понял маршал, что подобные пилоты в случае войны будут очень полезны родной авиации, а может, произошло что-то еще, но капитана Привалова приказано было не наказывать, а отправить в отпуск, а если уже был, то предоставить десятисуточный отдых при части! После этого экс-коммуниста быстро вернули в ряды ленинской партии, вскоре изменился и калибр звезд на погонах отчаянного пилота. Стал он командиром эскадрильи и даже заместителем командира полка, но не сразу.

Не забыли о чкаловском последователе и в столице — в начале 70-х майор, а потом и подполковник Привалов продолжил службу в учебном авиаполку в п. Саваслейка Горьковской области. Вскоре учебный полк стал 148-м центром боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО. Лишь в 1977 году сердечно-сосудистое заболевание вынудило Валентина Васильевича покинуть летную службу. Оставаться в рядах армии он не мог и не хотел без любимой работы — пришлось уйти в отставку, хотя имелся вариант дослужить какое-то время на тыловой должности. В конце 80-х он перенес операцию по вживлению электростимулятора сердечной мышцы. В настоящее время Валентин Васильевич Привалов проживает в Москве.

Не каждому дано

Было бы неверно утверждать, что никто больше не пытался пролететь чкаловским маршрутом под мостом. Несмотря на запреты такие попытки в советской авиации имели место. Об одной из них уже можно рассказать. В конце 80-х годов в бомбардировочный авиаполк, дислоцированный возле города Комсомольск-на-Амуре, с запада был переведен старший лейтенант К. Вполне приличный летчик с достойной по тем временам биографией. Уже тогда полеты стали праздником для авиаторов — то керосина нет, то еще чего. В общем, тосковали летчики по небу.

Весной 1988 года упомянутый старший лейтенант следовал в отпуск из Хабаровска в Днепропетровск. Промежуточная посадка в Толмачево затянулась на несколько часов. Для иногороднего человека сидеть в аэропорту и не увидеть столицу Сибири просто недопустимо, поэтому дальневосточный летчик совершил экскурсию на такси. При проезде по Коммунальному мосту таксист рассказал, что, когда он был еще пацаном, пролетевший под фермами моста «МиГ» смыл его брюки в Обь. До этого летчик слышал всякие байки, но тут рассказывал «потерпевший». Сразу возникло желание повторить чкаловский трюк, но не в Новосибирске, а на Дальнем Востоке.

Целью был избран железнодорожный мост у поселка Пивань Хабаровского края. Средством — родной Су-24. На совершение трюка старлей уговорил и друга, капитана Р., ведь экипаж самолета должен был состоять из двух человек. Больше месяца друзья рисовали схемы, высчитывали параметры, углы захода и прочее. Не поленились съездить к Пиваньскому мосту, но осмотреться на месте помешали моряки из подразделения внутренних войск, охранявшие важный объект.

Покорение моста решили совместить с полетом на полигон в районе Хабаровска. За сутки до предполагаемого полета нашлись «добрые» люди, доложили куда надо и даже приложили копии схем и расчетов при пролете моста, целых четыре варианта в зависимости от скорости ветра и прочих факторов. В итоге вместо аэродрома пилоты оказались в особом отделе авиадивизии, где после ряда профилактических мероприятий отказались от рискованного мероприятия. В начале 90-х годов старлей, не получив очередной звезды, подался в военную авиацию независимой Украины и даже дослужился до полковника, а капитан, уволившись в запас, организовал частную фирму.

Прошли годы, Коммунальный мост больше никто не покорил. Не появилась и памятная табличка, рассказывающая о событиях июня 1965 года.

Виктор МИНИН, специально для «Г-С»
Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала полковникам в отставке Л.А. Агафонову (Новосибирск), Г.Ф. Селиванову (Москва), Ю.П. Макарову (Н. Новгород)

Да, стати, настоящее ли фото? Конечно нет, вот и тут написано, что это коллаж (смотрите правый нижний угол центрального фото):

Да и в интернете вы легко найдете 100500 причин того, что именно это фото — монтаж.

КСТАТИ

«Мост самоубийц» или «мост - ангел-хранитель»?

Увы, но в последние годы за символом Новосибирска закрепилась дурная слава. Дескать, превратился он в «мост самоубийц». Сколько всего было случаев, когда горожане пытались, прыгнув с него, свести счеты с жизнью, не считал никто. Мы попытались это сделать и выяснили, что все известные случаи заканчивались… счастливо.

Как говорят рабочие, обслуживающие мост, активнее всего самоубийцы прыгают в период с десяти вечера до часу ночи.

  • Летом 2001 года на середине моста остановилась машина. Из нее вышел человек и, сделав несколько шагов к парапету, прыгнул в воду. Спасатели с городского пляжа заметили несчастного и вытащили его из воды. А натерпевшийся страху мужчина решил прыжок не повторять.
  • Чуть позже - зимой с моста на лед прыгнул другой человек. Рассказывают, что он здорово повредил кости, но, слава небесам, выжил.
  • На День города-2002 с моста прыгнула отчаявшаяся тридцатилетняя женщина, но уже в воде передумала сводить счеты с жизнью и сама выплыла на правый берег реки.
  • Случай, который произошел осенью 2002-го, и по сей день считается уникальным. Тогда с Коммунального моста в Обь, спасаясь от несчастной любви, прыгнул двадцатилетний парень. Вода не смягчила его падения - молодой человек ударился о дно. Позже, когда его спасли и доставили в больницу, врачи долго удивлялись: юноша упал с высоты 12-этажного дома (учитывая падение, которое он продолжил под водой) и отделался только парой синяков.

А вот как действительно реактивные самолеты летают над водой.

С именем Валерия Чкалова связана красивая легенда о полете под ленинградским мостом Равенства. Нет никаких документальных подтверждений, что полет действительно был. Между тем в Петербурге живет женщина, которая утверждает: это не просто городская легенда.

Она лично знала ту, ради которой Чкалов решился на сумасбродный поступок.

«При мне не летал…»

Противники романтической легенды о полете Валерия Чкалова под мостом Равенства (позже – Кировский, ныне – Троицкий мост) буквально по дням разложили жизнь летчика в 20-х годах и пришли к выводу: если он действительно летал под мостом, то это могло произойти только до 1925 года. Но в личном деле Чкалова ни одного выговора по данному эпизоду не зафиксировано. Кроме того, не нашлось ни одного свидетеля полета, хотя дело происходило средь бела дня. Есть версия, что полет под мостом придумали в курилке во время съемок фильма «Валерий Чкалов», когда ломали голову над любовной линией. Режиссеру Михаилу Калатозову история якобы понравилась, и он вписал ее в сценарий. Даже вдова Чкалова Ольга Эразмовна на вопросы любопытствующих неизменно отвечала: «При мне не летал...»

При ней действительно не летал. Но до знакомства с будущей женой в жизни Чкалова была другая девушка – тоже Ольга. Она родилась в многодетной семье – у нее было еще три сестры и четыре брата. Мама Татьяна Иосифовна была домохозяйкой, отец Иван Александрович работал в банке мелким служащим.

Жили Александровы бедно.

– Мой муж Георгий, который был братом Ольги, рассказывал, как он ходил по подъезду и просил у соседей деньги на еду, – вспоминает Надежда Николаевна, невестка Ольги Александровой. – Чтобы дети в дальнейшем могли себя прокормить, мой будущий свекор привил им любовь к ручному труду: девушки шили, а ребята занимались ремонтом обуви.

В домашнем архиве Надежды Николаевны хранится одна-единственная фотография, на которой семья ее мужа почти в полном сборе: улыбающиеся братья, симпатичные сестры. Неудивительно, что от женихов у девушек не было отбоя.

– Девочки любили прогуливаться вместе по Невскому проспекту, – рассказывает Надежда Александрова. – К ним частенько подходили молодые люди, хотели познакомиться. Однажды у Тучкова моста Ольга встретила Чкалова. Тогда он еще был обычным летчиком.

«Ты не герой!»

Валерий Чкалов стал частым гостем в квартире Александровых. Если семья садилась за стол, непременно приглашали поужинать и Валерия. Олина мама часами стояла у плиты, чтобы прокормить такую ораву – у Надежды Николаевны до сих пор хранятся противни, на которых ее будущая свекровь пекла пирожки с капустой и ватрушки. Валерий очень привязался к Татьяне Иосифовне.

– Печку топили дровами, – рассказывает Надежда Александрова. – Они хранились в подвале. И Валерий, когда приходил в гости, сразу брался за хозяйство – рубил и носил дрова. Матери он нравился. Она его называла «мой помощник».

Все шло к тому, что Валерий вот-вот сделает девушке предложение. Но Ольга металась между ним и другим ухажером, который служил в НКВД. И в результате сделала выбор не в пользу летчика.

– Мне кажется, Ольга руководствовалась исключительно меркантильными соображениями, – предполагает Надежда Николаевна. – Семья жила впроголодь, она просто поняла, что выбирает между Чкаловым с его неустойчивым характером и человеком, имеющим стабильную работу и хорошую зарплату. И прагматично выбрала второго ради будущего своих детей.

Конечно, Чкалову решение любимой девушки не понравилось. Их объяснительный разговор проходил на повышенных тонах. Тогда-то Ольга в сердцах и бросила роковую фразу: «Ты не герой!» После этих слов Валерий Чкалов попросил девушку прийти на разводной мост Равенства, считавшийся в те годы самым длинным в городе. И Ольга пришла, думая, что там состоится их расставание. Но то, что произошло дальше, не могло присниться ей даже в кошмарах.

– Оля ждала Чкалова на середине моста, – рассказывает Надежда Николаевна. – А его все не было и не было. И вдруг она увидела летящий прямо на нее самолет. Оля испугалась ужасно – решила, что Чкалов хочет покончить с собой, а заодно убить и ее. Она потом рассказывала, что от страха так вцепилась в перила, что не могла даже кричать, только дрожала. Когда самолет (по одной из версий, это был одноместный истребитель Fokker D.XI. – Ред.) приблизился, она закрыла глаза, думая, что это конец. А Чкалов нырнул под мост и полетел дальше. У Ольги руки просто приклеились к перилам – к ней подошел какой-то мужчина, чтобы помочь, и даже он не сразу смог их оторвать. Он проводил ее до дома. Олю трясло. А когда впоследствии состоялась их встреча с Чкаловым, он ей сказал: «Ты хотела подвига? Я его совершил». Расстались они не очень хорошо, со взаимными обвинениями: Ольга обвинила Чкалова в том, что он мог ее убить, а он сказал, что из-за нее его отстранили от полетов.

Любимчик Сталина

Судьбы Валерия Чкалова и Ольги Александровой сложились по-разному. Чкалов стал народным героем после того, как совершил два беспосадочных перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский и из Москвы в Ванкувер. Сталин лично встречал возвращающиеся самолеты и очень благоволил дерзкому летчику. В браке с Ольгой Эразмовной у Чкалова родились трое детей. А Ольга Александрова, по рассказам Надежды Николаевны, так и не нашла в браке свое счастье. Ее муж рано умер – упал с лестницы и разбил голову. Замуж она больше не вышла.

Всю жизнь проработала портнихой на швейной фабрике. Когда Надежда Николаевна вошла в их семью, Ольга Ивановна была уже на пенсии. Жила отдельно, но часто заходила к брату Георгию в гости. Чкалова вспоминала редко и лишь однажды рассказала своей невестке о его полете под мостом. Возможно, она до конца жизни жалела о неправильном выборе. Как-то она обронила горькую фразу: «За деньгами погонишься – ничего не получишь». Ольга Александрова скончалась в 1990 году в возрасте 84 лет от сердечного приступа в своей квартире – всего в 15 минутах ходьбы от того самого моста, который навсегда развел ее с Валерием Чкаловым.

Досье

Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года. За пьяную драку и нарушения дисциплины несколько раз приговаривался военным трибуналом к лишению свободы. Но каждый раз восстанавливался в рядах Красной армии. Его первый беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский, стартовавший 20 июля 1936 года, длился 56 часов. Второй полет, из Москвы в Ванкувер, состоявшийся год спустя, продолжался 63 часа. Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года во время испытаний. Причина – неисправный самолет. Но, по версии родных, это было преднамеренное убийство. Урна с прахом Валерия Чкалова захоронена у Кремлевской стены.

Отвергающие идею полета Чкалова под мостом ссылаются на то, что в то время совершить такое технически было невозможно. Но это не так.

– Военные летчики Георгий Фриде и Алексей Грузинов пролетели на гидросамолетах под всеми мостами Невы, – рассказывает историк авиации петербуржец Владимир Иванов. – Причем было это еще в начале XX века. А в 1940 году летчик Евгений Борисенко для впечатляющих кадров фильма «Валерий Чкалов» несколько раз пролетел под Кировским мостом. Но сам Чкалов, на мой взгляд, не мог этого сделать. Я читал его медкарту: острота зрения правого глаза у него была 0,7, левого – 0,8. С таким зрением сложно вписаться в пролет моста. У Чкалова за последние пять лет его жизни было 7 аварий. И все – вблизи земли. Причина именно в неважном зрении.

3 июня (по некоторым источникам – 4 июня) 1965 года весь Новосибирск был взбудоражен необычайным происшествием. Горожане друг с другом делились новостью: в городе был повторен трюк, который проделал 30 лет назад (не то в 1927 году, не то в 1928 году) Валерий Чкалов в Ленинграде, а именно: пролёт под одним из городских мостов!

Было ли на самом деле такое (пролёт на истребителе под Троицким мостом) осуществлено Чкаловым или нет – история, прямо скажем, умалчивает. Про это мы знаем только из фильма «Валерий Чкалов», а вот в Новосибирске это было реальное действие. Причем это было сделано не на том допотопном истребителе И-5 (1) , на котором в свои годы летал Чкалов, а на достаточно современной для того времени машине, тем более — реактивной: на истребителе МиГ-17. И совершил это военный летчик Валентин Привалов.

В тот день многие видели, как краснозвездный серебристый боевой самолет на огромной скорости снизился к водной глади Оби так низко, что за ним расходились волны как за катером, и в этом положении влетел точно в створ центральной арки (30 на 120 метров) Коммунального Моста. До следующего моста, по которому как раз шел товарный поезд, оставались считанные секунды, но истребитель успел взмыть «свечой» и – бесследно растворился в облаках. Оглохшие и онемевшие свидетели фантастического зрелища по обе стороны Оби дружно зааплодировали…

Истребители МиГ-17; на самолете такого типа в 1965 году летал Валентин Привалов:

Коммунальный мост Новосибирска

Как позднее выяснилось, это был МиГ командированного в Новосибирск капитана ВВС летчика-снайпера Валентина Привалова. Тогда ему было 30 лет, и он имел репутацию признанного аса, хотя коллеги его меж собой иронично звали Валетом.

Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края. В июне 1965-го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения – на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 – 9,6 метра).

Пролет МиГ-17 под Коммунальным мостом, по одной версии снимок был сделан иностранным фотокорреспондентом, случайно оказавшимся в удачном месте в удачное время…

Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков , майор авиации в отставке:

«С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость – где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг – грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики – как героизм, старшее поколение – как воздушное хулиганство».

Привалова могли жёстко наказать, вплоть до трибунала, но всё-таки помиловали. Известно, что министр обороны СССР маршал Малиновский лично поучаствовал в его судьбе, и прислал телеграмму приблизительно такого содержания:

«Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части».

Приблизительно, потому что народная молва упорно дописывает к телеграмме еще одну строчку:

«Командиру полка объявить выговор».

А еще ходили слухи, что от наказания лётчика спас звонок в Москву первого секретаря Новосибирского Обкома КПСС Горячева, бывшего в хороших отношениях с Л.И. Брежневым.

И хотя Привалов так и не был отправлен во Вьетнам, дальнейшая его карьера была в целом успешной. Он был переведён в Горьковскую область (в некоторых источниках утверждается, что дальнейшую службу Привалов проходил в Кубинке), дорос до подполковника, был и командиром эскадрильи, и заместителем командира полка, но в 1977-м году из-за болезни сердца был вынужден уйти на «гражданку».

(Visited 4 359 times, 1 visits today)

Миф о Чкалове

Недавно один многотиражный еженедельник напечатал небольшую заметку «Совсем как Чкалов», где снова говорится: «В 1928 году на гидросамолете Ш-2 под Троицким (тогда Кировским) мостом пролетел легендарный Валерий Чкалов». Эта легенда давно растиражирована советской пропагандой и повторяется до сих пор как непреложный исторический факт. Однако на самом деле все было не совсем так, а точнее, совсем не так: Чкалов под мостом в Ленинграде никогда не летал. Такой категорический вывод делает петербургский историк, бывший директор Ленинградского государственного музея авиации Александр Соловьев. Работая в архивах, где многие документы были рассекречены совсем недавно, он пришел к выводу, что и многое другое в официальных биографиях легендарного летчика, мягко говоря, не соответствует действительности.

Но сначала о полете под мостом, о котором люди старшего поколения помнят по художественному фильму «Валерий Чкалов». Вот что вспоминают члены съемочной группы: «Первоначальный сценарий фильма нашему режиссеру Михаилу Калатозову не нравился. Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали о том, что еще в царское время какой-то пилот пролетел под Троицким мостом (в 1916 году это сделал мичман авиации Балтийского флота Прокофьев-Северский – прим. ред.). Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его требованию сценарий был переделан. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой. Это была гениальная находка режиссера Калатозова…». С тех пор эта выдумка режиссера и пошла «в народ». Вроде того, как кадры «штурма Зимнего» из фильма Эйзенштейна «Октябрь» стали выдавать за документальную хронику, а историю, рассказанную в фильме «Чапаев», путать с биографией прототипа киногероя.

В ряде источников, считает Александр Соловьев, утверждается, будто Чкалов все-таки пролетел под мостом в 1928 году, а в других, что в 1927 году. На самолете-истребителе Фоккер D-XI. Якобы на глазах у будущей жены Ольги Эразмовны. Однако вторая жена Чкалова во всех своих интервью на все вопросы всегда отвечала, что «при ней не летал». Как следует из военного личного дела Чкалова, в 1928 году он проходил службу в Брянской авиабригаде и в Ленинград ни разу не прилетал. Совершить пролет под мостом в 1928 году он никак не мог. Не мог он этого сделать и в 1927 году – проходил обучение в Липецке. В 1926 году Чкалов вообще не летал – он отбывал уголовное наказание.

Под мостом можно пролететь только днем. Среди бела дня на набережных Ленинграда всегда полно народа. Должно было быть множество очевидцев. Но их нет. Ни одного! Ни одна ленинградская газета периода 1924–1928 годов – я их все просмотрел, – утверждает Александр Соловьев, – о таком пролете не писала. В 1940 году газеты с восторгом описывали пролет под Кировским мостом Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А вот сам реальный Чкалов ни под каким мостом в Ленинграде никогда не летал! Это – миф, появившийся благодаря художественному фильму Михаила Калатозова, уверен историк. Даже другой знаменитый летчик и друг Чкалова Георгий Байдуков, который внес немалый вклад в создание легенды о «пролете под мостом», потом признался: «Мне об этом рассказал сам Чкалов!». То есть, и Байдуков сам тоже этого не видел… Вся биография Чкалова полна такими мифами, убежден Александр Соловьев. Работая в архивах, историк был сильно удивлен. Оказалось, что многие важные документы, касающиеся биографии «легендарного летчика», до него вообще никто не видел. Никаких отметок об этом нет. Значит, вся легенда о нем сочинялась, в основном, на основании публикаций советских газет, а также воспоминаний родственников самого Чкалова, которые были заинтересованы в поддержании мифа. В частности, его женой, сыном и дочерьми. Много книг о Чкалове написано именно ими.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...