Простые и эффективные техники и упражнения нлп. Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Руководство по системной поведенченской психотерапии Курпатов Андрей Владимирович

5. Психотерапевтические техники

Психотерапевтические техники представляют собой действия, которые служат для выявления и нейтрализации дезадаптивных поведенческих стратегий, с одной стороны, и замены их на продуктивные, ведущие к повышению уровня адаптивности и субъективному улучшению качества жизни пациента, с другой.

КМ СПП исходит из представления, что одной только нейтрализации дезадаптивных стереотипов поведения пациента недостаточно, параллельно с этой работой должны формироваться и нарабатываться новые модели поведения, стереотипы, способствующие наибольшей адаптивности пациента к условиям его существования. Причем новые стереотипы поведения не должны иметь форму грубой чужеродной инвазии, психотерапевтические техники, используемые в процессе СПП, опираются на естественные свойства психического аппарата, вытесненные дезадаптивным поведением или вовсе не получившие развития в процессе формирования психической организации.

Психотерапевтические техники сгруппированы в настоящем руководстве по пяти разделам, которые представлены в соответствующих главах, однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний.

Во-первых, поскольку большинство используемых СПП техник предполагает активную, а зачастую и самостоятельную работу пациента, перед терапевтом стоит важная задача мотивировать пациента не только на процесс лечения в целом, но и на использование той или иной конкретной техники. Применяя универсальные формулы, терапевт на примерах, обращаясь к понятийной сфере, а также используя собственные авторитет и опыт, разъясняет важность той или иной практики, пагубные последствия дезадаптивного поведения пациента и механизмы, в соответствии с которыми это дезадаптивное поведение формируется. Пациент должен отчетливо осознавать, какое его поведение приводит к тем или иным нарушениям в психической сфере, и испытывать чувство ответственности за собственные неадекватные реакции. Все психотерапевтические техники изначально апробируются с непосредственным участием психотерапевта и модифицируются индивидуально под каждого пациента в соответствии с конкретной ситуацией и фабулой невротического расстройства.

Во-вторых, результаты психотерапевтических практик, осуществляемых пациентом, должны активно и подробно обсуждаться на психотерапевтических занятиях. Для закрепления новых стереотипов поведения, способствующих повышению уровня адаптации пациента, важны, с одной стороны, подкрепляющее поведение терапевта, акцентирование тех положительных результатов, которых пациент достиг во время работы, и возможность воспроизводить этот эффект самостоятельно; а с другой стороны, необходимо формировать у пациента целостную мировоззренческую систему, на которую могли бы опираться усилия пациента по преодолению прежних неадекватных поведенческих стереотипов, которая могла бы служить ему ориентиром в формировании новых, способствующих повышению его адаптивности (феномен подобной мировоззренческой системы получил в СПП название «репрезентирующей концепции»).

В-третьих, терапевтом неизменно подчеркивается универсальность данных психотерапевтических практик, поскольку цель СПП заключается в том, чтобы не только избавить пациента от конкретного болезненного симптома, но и сформировать у пациента чувство уверенности в самом себе, защищенности психологическими знаниями и опытом, добиться понимания пациентом того факта, что существует возможность самостоятельно справляться с трудными жизненными ситуациями (стрессами) и конструктивно решать встающие перед ним психологические проблемы.

Таким образом, психотерапевтические техники формируют целостную «практику», «технологию себя». Адаптированные в процессе индивидуальных занятий под психологическую структуру данного конкретного пациента, они решают стоящие перед ним проблемы, редуцируя болезненную симптоматику, и являются для него базисом формирования новых поведенческих стратегий, способствующих повышению его субъективного качества жизни.

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ДВОЙНЫЕ СВЯЗИ Под психотерапевтическими двойными связями мы имеем в виду ситуации, навязанные пациенту психотерапевтом, в которых любая реакция со стороны пациента представляет собой опыт или референтную структуру, лежащую за пределами модели

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ Я начал эту главу со слов о том, что важный первый шаг для терапевта переформулировать жалобу пациента на бессмысленность, чтобы обнаружить присутствие «контаминирующих» проблем. Ощущение бессмысленности может быть «заменителем»

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

Часть I. Современные психотерапевтические направления Думается, сегодня психотерапевтических направлений так же много, как залов в Эрмитаже. Хочу показать вам некоторые из тех залов, в которых сам побывал. О многих направлениях здесь ничего не сказано (психосинтез,

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Часть II. Психотерапевтические идеи в философии, литературе и религии Я согласен с положением Б.И.Хасана о том, что эффективность работы психотерапевта зависит не от методик, которые он применяет, а от его культурного уровня. Поэтому начинающему психотерапевту необходимо

Из книги Воля к смыслу автора Франкл Виктор

Техники Какие техники тут являются основными и главными? В первую очередь, конечно, раппорт - без него всё ещё никуда. Потом нам нужно продолжать с барышней говорить.Потом начать трогать, и трогать правильно - про это уже идет глава в этой части книги.Если вдруг второй

Из книги 10 рецептов хорошего сна автора

ГРУППОВЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ В КОНЦЕНТРАЦИОННОМ ЛАГЕРЕ Следующее изложение основано на моих собственных наблюдениях и опыте в концлагерях Аушвица, Дахау и Терезенштадта. Перед тем как изложить специфический опыт психотерапии и опыт групповой психотерапии,

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Глава четвертая Психотерапевтические средства Сейчас мы переходим к самой, наверное, интересной главе этой книги, а именно к обсуждению и уяснению психотерапевтических средств улучшения сна. Сон - явление психическое, а потому лечение бессонницы - это

Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия Александровна

Слабость эго и психотерапевтические взаимоотношения Мы еще раз подошли к внутреннему противоречию в шизоидном состоянии, проявлений которого мы не можем избегать длительное время, пока оно не будет разрешено. Шизоидное состояние базируется на слабости эго,

Из книги Психосоматика. Психотерапевтический подход автора Курпатов Андрей Владимирович

Точка зрения Винникотта на базисные психотерапевтические взаимоотношения В девятой главе я пытался связать работу Винникотта с эволюционными фазами психоаналитической теории. Его теория о первичной связи «мать-младенец» в качестве незаменимой среды, в которой

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

Техники Здесь и далее приводятся примеры указаний, которые терапевт дает клиенту для обучения данной технике. В обращении с клиентом вполне допустимо применять формулировки, пусть и не совпадающие с использованными здесь терминами НЛП, зато более понятные

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Психотерапевтические подходы к терапии депрессии Впрочем, может быть, это все-таки некоторое преувеличение – говорить о том, что у психотерапии (допустим-таки ее существование) нет соответствующего взгляда на патологию, в частности – на депрессию? В конечном итоге

Из книги Бесследно пропавшие… Психотерапевтическая работа с родственниками пропавших без вести автора Прайтлер Барбара

Практический раздел Психические механизмы, диагностические возможности и психотерапевтические техники СПП, как уже было сказано, – есть система психотерапевтических практик, которая реализуется пациентом под руководством психотерапевта, с его непосредственным

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Психотерапевтические взаимоотношения Для когнитивной психотерапии характерно глубокое уважение к пациенту и вера в его возможность быть полноценным и равноправным партнером в психотерапевтическом процессе. Терапевтические взаимоотношения характеризуются как

Из книги автора

Психотерапевтические взаимоотношения Качеству отношений психотерапевт – пациент в экзистенциальной психотерапии уделяется большое внимание. Основной акцент делается на взгляде на пациента как на индивидуума, а не как на объект, для которого характерно определенное

Из книги автора

2. Надежные психотерапевтические отношения Самый важный инструмент в психотерапии или консультировании травматизированных клиентов – построение надежных отношений. При этом существенно, чтобы клиент «протестировал» психотерапевта или консультанта, сможет ли тот

Из книги автора
  • Никорчук Наталья Викторовна , руководитель Службы психологического сопровождения процесса комплексной реабилитации, психолог высшей категории

Довольно часто к психологу обращаются подростки и взрослые с проблемами, требующими психотерапевтической помощи. К таким проблемам относятся:

  • конфликты в межличностных отношениях;
  • экстремальные и кризисные ситуации;
  • поиски способов разрешения острых личных проблем.

Приходящие на консультацию подростки и взрослые, как правило, находятся в напряженном, депрессивном и тревожном состоянии. В таких случаях в ходе консультации психолог обязан “поработать над состоянием” обратившегося к нему за помощью человека: успокоить его, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию.

Подростки и взрослые (клиенты), обращающиеся к психологу, испытывают потребность в психотерапевтической помощи, касающиеся трех основных групп проблем:

  • неумения владеть собой и сдерживать свои агрессивные эмоции;
  • неспособность справляться с переживанием депрессивных состояний;
  • стремление избавиться от неуверенности в себе, скованности и зажатости.

Для решения этих проблем в консультации психологом могут быть использованы следующие группы психотерапевтических техник (упражнений):

1. Техники, способствующие снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, нейтрализации внутренней скованности, нормализации эмоционального состояния

Упражнение “Яблоко”

Психолог и клиент стоят друг против друга на расстоянии 1–1,5 метра. Психолог говорит: “Представь, что мы с тобой находимся в саду. Перед нами – яблоня, увешанная прекрасными, сочными плодами. Видишь, на верхней ветке висит самое спелое яблоко? Наверное, оно и самое вкусное! Давай попробуем его достать!

(На вдохе) Тянись выше, вытягивайся, как можешь! Руку выше! Еще выше! Ух! Достали яблоко!” (Выдох)

Длительность упражнения – 10–12 минут.

Упражнение “Интегративное дыхание”

Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки – вверх, немного назад (вдох). Потянуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох). Упражнение рекомендуется проделать 4–5 раз в течение 5–7 минут.

Упражнение “Кулак”

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая вдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатие кулака, сделайте выдох. Повторяйте упражнение 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение надо выполнять двумя руками одновременно.

Упражнение “Радуга”

“Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вдыхая, вы взбираетесь по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки”. Упражнение повторяется 3 раза.

Затем упражнение повторяется с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до 7. После выполнения упражнения клиент должен обязательно рассказать, что испытал, что почувствовал, выполняя это упражнение.

Упражнение “Успокаивающее дыхание”

Стоя (или сидя) сделать полный вдох. Задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот этап повторить 4 раза.

Затем после вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Этот этап повторить тоже 3 раза.

Затем после вдоха представить две параллельные линии и выдохнуть в них. Этот этап повторить 2 раза.

Все упражнение повторить 9 раз.

Упражнение “Крылья”

Исходное положение – руки опущены. Глаза можно закрыть, что бы лучше чувствовать движение, которое разрождается в руках. Нужно плавно поднимать руки вверх и также плавно и медленно опускать вниз. “Следите за этим движением и помогайте ему развернуться вверх. Когда руки начинают всплывать, возникает масса новых и приятных ощущений. Помогите себе приятными образными представлениями. Представьте себе, что руки – это крылья! Крылья несут вас! Позвольте себе дышать свободно. Позвольте себе ощутить состояние полета”.

Упражнение “Медуза”

Сидя на стуле, совершай те плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Упражнение “Огонь-лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Выполняется стоя. По команде психолога “Огонь” клиент начинает интенсивные движения телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются самим клиентом произвольно. По команде “лед” клиент застывает в позе, в которой застигла его команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение “Свеча”

Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становиться светлее, когда уменьшаете его, становиться темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становиться ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.

2. Техники, способствующие нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций: гнева, раздражения, агрессии

Упражнение “Еж”

Это упражнение направлено на разрядку негативных эмоциональных состояний. Релаксация достигается через напряжение. Нужно максимально напрячь, к примеру, кисти рук, а затем максимально их расслабить. Представьте себе ежика, который скручивается и раскручивается.

Упражнение “Фокусировка”

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Под определенную команду следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его тепло. Например, по команде “Тело!” надо сосредоточиться на своем теле и ощутить, как по нему разливается тепло, по команде “Рука!” - необходимо сосредоточиться на руке и ощутить ее тепло, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца. Команды следует подавать с интервалом 10–12 секунд. Общая продолжительность упражнения – 5–7 минут.

Упражнение “Пресс”

Клиент представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникшую отрицательную эмоцию и внутренне напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она несет с собой.

“Заземление” отрицательной энергии выполняется 3–4 раза. Общая продолжительность упражнения – 5–7 минут.

Упражнение “Шаг вперед – зверь, шаг назад – человек”

Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, улыбаясь и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.

Снова сделайте шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя, и шаг назад, возвращаясь в состояние человека. Шагая вперед, подкрепляйте свою ярость криками, сжимая челюсти и кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.

Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Необходимо остановиться и прекратить выполнение упражнения, как только почувствуете усталость.

3. Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с “застреванием” на личностной проблеме

Упражнение “Прогони проблему”

Клиенту предлагается представить, что позади него стоит какая-либо из существующих проблем, от которой он бы хотел избавиться. Необходимо прогонять проблему, отталкивая ее резким движением руки назад и ударом локтя, проговаривая при этом: “Уйди!”.

Упражнение “Вращающийся куб”

Необходимо мысленно заключить свою проблему в куб. Мысленно вращать этот куб с проблемой, двигать по горизонтали, а затем убрать за горизонт. Упражнения необходимо проделывать 3–5 раз.

Упражнение “Стирание негативной информации”

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно “стирать” с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. “Стирайте” до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и “стирайте” до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:

  • насколько положительно оно было воспринято клиентом;
  • показалось ли оно ему полезным и удобным;
  • какие ощущения он испытывал;
  • снизилось ли внутреннее напряжение.

Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.

Использованная литература

  1. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М., 2003.
  2. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: “Прайм-ЕВРОЗНАК”, 2008.
  5. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  6. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике/ Под редакцией В.Ю. Баскакова. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
  8. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.

Это психотерапевтическое упражнение - не групповое, а индивидуальное, оно не требует никаких специальных приспособлений, а только как минимум : часа свободного времени, нескольких листов бумаги и шариковой ручки.

Максимум же : это упражнение требует желания общаться в течение некоторого времени с некоторым количеством людей в очень непринуждённой обстановке - по городскому телефону, за чашкой чая на кухне или за чашкой кофе в кафе. Но обо всём по порядку.

Это психотерапевтическое упражнение является «мини-тренингом счастья» или «тренингом повышения ощущения общей комфортности бытия».

Как раз вот такие упражнения я и люблю больше всего, и как раз подобные упражнения реже всего встречаются в практике психотерапии. Почему? Я расскажу. Это - не лирическое отступление, это напрямую связано с темой статьи и самим упражнением - с хорошо работающей техникой.

Как Вы знаете, уважаемый Читатель, психотерапия пришла к нам с Запада, где она - то более, то менее успешно (с внутрикорпоративными войнами, революциями и перемириями) развивалась целый двадцатый век.

Общество на Западе, каким бы оно ни было, имеет одну бесспорную черту - оно гражданское. Практически, с точки зрения практической пользы для психотерапии, это означает вот что. В таком обществе естественна и возможна самая различная групповая психотерапевтическая работа.

В таком обществе люди улыбаются друг другу, не чураются друг друга, и в общем, друг другу небезразличны.

Итак, психотерапия со всеми её методиками пришла к нам. А у нас общество совсем другое. Если говорить точно «по науке», то такое общество, в котором живём мы, называется обществом атомизированным .

Атомизированое общество - это такое общество, в котором произошла деформация горизонтальных связей между индивидами. На практике это значит, что в таком обществе ценность понятий: дружба, любовь, семья, взаимовыручка - утрачена.

На практике для психотерапевта, это означает: низкое КПД и низкую популярность любой групповой психотерапии. Что мы и имеем.

Именно поэтому я так высоко ценю те немногие практические упражнения, которые не требуют работы в группе - с групповым бессознательным, а могут осуществляться и в одиночку.

На самом деле ситуация у нас несколько уже сдвинулась со своей мёртвой точки. И во многом, как раз благодаря усилиям психотерапии и попыток внедрить групповую психологическую работу «в массы».

Вот и моё психотерапевтическое упражнение (как это ни парадоксально звучит) кладёт свой скромный кирпичик в это общее благородное дело - сделать наше общество менее атомизированным, а более социально озабоченным, более соответствующим понятию «гражданское».

А для начала, нужно всё-таки полюбить мир, в котором ты живёшь. Ну а конкретно для человека это всё-таки означает одно: полюбить тех людей, которые живут вокруг тебя, начать им просто симпатизировать. Поверить в то, что мир, «планета людей», которые тебя окружают - прекрасен.

Как говорил Вольтер, устами своего героя из повести «Кандид», поверить в то, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров» . Даже если сидишь на свежих развалинах после лиссабонского землетрясения...

Кстати о «землетрясениях»...

Как это, опять же, парадоксально ни звучит, но понимание того, что ты живёшь среди скорее - хороших , а не, скорее,плохих людей, приходит к людям почему-то именно в «годину бедствий».

Трудная, внештатная ситуация показывает нам мир «как он есть», резко срывает грязно-серую пелену «скучненькой депрессии и вечного недовольства». Трудности, беды всегда отчего-то показывают нам мир с его с хорошей стороны. На десять негодяев всегда находится хотя бы один герой, чей вовремя сделанный героический поступок, запоминается «на дольше» и влияет сильнее... Запоминаются отнюдь даже вовсе и не «герои», а просто люди, которым в нужный момент было не всё равно и которые захотели проявить простое и в общем-то дёшево стоящее человеческое участие - вовремя.

Однако, мне не нравится эта тенденция Вселенной преподавать нам такие суровые уроки «правильного понимания вещей».

Я бы хотела, чтобы и в «мирное» время, время, когда мы практически имеем ВСЕ основания для того, чтобы быть счастливыми (но почему-то редко бываем!), чтобы и в эти обычные дни своей жизни мы научились доверять миру и вести себя в нём достойно - с симпатией к окружающим нас людям.

Итак, перейдём непосредственно к упражнению. Оно очень простое, но эффект от него получается почти фантастический.

Психотерапевтическое упражнение «Планета людей»

Первая часть психотерапевтического упражнения

Выберите десять человек из числа своих приятелей и знакомых, тех, которые Вас чем-то раздражают, когда-то задели, обидели или просто являются объектом Ваших хронических недоброжелательных мыслей или даже досужих разговоров с третьими лицами.

Напишите их имена на десяти листах обычной канцелярской бумаги.

А теперь на каждом таком «именном листе» выпишите в столбик (хорошенько подумав) всё только приятное, что Вы можете вспомнить о каждом из этих людей.

Вы должны вспомнить и записать:

  • приятные черты их натуры,
  • те благородные, человеческие или просто хорошие поступки, которые они совершили когда-то для Вас или для кого-то ещё,
  • вспомнить всех людей (не связанных с ними родстввенными узами или узами деловых, «взаимополезных» отношений), людей, которые, тем не менее, отзываются о задуманных Вами людях хорошо и которым есть за что их благодарить.

Важно:

Ваш список должен состоять не менее, чем из десяти пунктов!

Пишите по возможности подробно и ярко о тех эпизодах, которые этого заслуживают.

Вторая часть психотерапевтического упражнения

Что делать, если список «позитивных черт» не дотягивает до цифры 10?

А вот тогда начинается тот самый увлекательный квест, который я обещала в начале!

Теперь перед Вами стоит задача - любыми доступными Вам способами собрать как можно больше информации о том человеке, которого Вы, оказывается, настолько плохо знаете, что не можете написать о нём и десяти хороших слов.

Отнеситесь к этой задаче серьёзно. Представьте себе, что Вы - адвокат или журналист-правозащитник, от чьих способностей зависит судьба и доброе имя человека. Вы должны провести Ваше журналистско-правовое расследование, чтобы на выходе написать книгу или снять документальный фильм с шокирующим разоблачением стереотипов толпы!

Расспросите знакомых и знакомых знакомых об жизни выбранного Вами человека, о том, как вообще складывалась эта судьба до Вашего пересечения с ней. В иных случаях можно поговорить («взять интервью») и у самого этого человека.

Если Вы отнесётесь к своей задаче серьёзно, то Вас ожидает много таких открытий, которые будут способны просто перевернуть Ваши прежние представления о жизни и о людях, которые живут с Вами бок о бок своей «скучной», повседневной жизнью.

Третья заключительная часть психотерапевтического упражнения

Теперь, после того, как Вы составили полные списки, сделайте из них красивую «стенгазету», а точнее, просто оформите это как следует, перепишите на чистовик. Пусть результат Вашей кропотливой работы ещё долго будет у Вас под рукой.

(Этот «анти-компромат» будет хранить легко и приятно - ведь в нём не будет содержаться ничего, что может оскорбить кого-то или разрушить чью-то судьбу).

Ну а теперь Вы должны подумать о десяти подарках тем десяти людям, с которыми Вы работали всё это время. С кем-то Вы работали один час, а с кем-то, предположим, и месяц...

Подарок - это обязательный и завершающий аккорд нашего упражнения. Ведь эти люди заслужили от Вас приз - они вернули Вам веру в людей. Разве такой дар не заслуживает ответной благодарности?..

Елена Назаренко , Яковлева Наталья
психологи центра "1000 идей"

НЛП знает один простой психотерапевтический рецепт, который помогает практически «от всего». Если перефразировать известные слова про «Учиться, учиться и ещё раз учиться», то заповедь НЛП можно сформулировать так: «Визуализировать, визуализировать и ещё раз - визуализировать».

Если Вы уже знакомы с НЛП по нашим предыдущим статьям (или сами изучали этот жанр психотерапии), то Вы знаете, что работа клиента по самоисцелению (в НЛП) заключается в том, чтобы представлять каждую свою положительную или негативную ситуацию в виде фильма и прокручивать его в голове - то так, то эдак.

Вот именно в этом «то так то эдак» и заключается секрет НЛП-успеха. И эта работа для очень неподготовленного человека (да ещё и не визуала) очень сложна.

Тем не менее, если просто начать пробовать, то уже вскоре Вы сделаете грандиозные успехи (по сравнению с тем, что умели, а точнее - совсем не умели) раньше. А научившись манипулировать с «фильмами» событий, Вы получите ключик от заветной двери - за которой - исцеление и умение осознанно выбирать себе счастливую долю, отказавшись от того комка нервов, который имеет обычный, среднестатистический человек...

В этой статье я перечислю ряд очень простых, наверное самых простых техник НЛП.

С них-то и нужно начинать тренироваться быть волшебником...

Смысл всех этих техник НЛП практически сводится к одной задаче: если учесть, что в основном, все люди делают из мухи - слона (и страдают от этого), то задача НЛП-психотерапии будет обратной: как научиться превращать «слона» обратно в муху - иными словами, как справляться с событиями и переживаниями, которые вызывают у нас гамму негативных эмоций и расшатывают нервы.

Упражнение НЛП №1 «Мелочи жизни» (из серии «слоны и мухи»)

Вы можете не поверить (особенно, если не практикуететехники НЛП, а только слышите о них время от времени), так вот - вы можете не поверить, но это - работает.

Итак, возьмём негативную ситуацию, которая произошла в Вашей жизни.

Возьмём самую простую, но обидную историю. Вы катались по морю на прогулочной яхте, зазевались и уронили в воду - браслет. Очень красивый, и дорогой браслет, любимый Вами.

Что делать? Тренеры НЛП как-то прислушались к поговорке: «Не переживай, это всё - мелочи », а поскольку НЛПисты, как и все уважающие себя психотерапевты, понимают всё буквально, они заставили своих пациентов БУКВАЛЬНО представить себе крупную негативную ситуацию как МЕЛОЧЬ - то есть, в своём воображении - уменьшить её в размерах. (Напомню, речь всегда идёт о прокручиваемом в голове фильме).

Итак, ваша задача - сначала представить себе Ваш потерянный браслет очень чётко, в красках, и всю негативную ситуацию с его падением в воду прокрутить в голове также - красочным фильмом.

Ну а затем... Затем представьте, что Вы «перевернули бинокль» и Ваш браслет вдруг удалился от Вас на несколько сотен метров, на километр, на несколько километров... Вы уже не видите браслет, вместо него перед глазами маячит какая-то тёмная еле различимая точка....

Ну что? Вам надоело всматриваться? А ну её совсем, эту точку - что глаза портить, пытаясь разглядеть какую-то мелочь?

Этот пример - точен с точки зрения психологии. Человеку свойственно терять интерес к предмету, который он оставляет далеко позади себя, когда предмет теряет очертания и уменьшается, по мере того, как расстояние между предметом и наблюдателем стремительно увеличивается.

Вспомните себя в поезде, наблюдающим в окне какой-нибудь странный и интересный объект, проплывающий за окном на ещё слабом ходу. Вы смотрите-смотрите, но вот поезд набрал ход, завернул, и странный объект уже почти, что не видать... И тогда Вы машете на всё это рукой, и Ваше внимание переключается на что-нибудь более захватывающее, например, на жареную курицу, завёрнутую в масленую бумагу.

Принцип этого упражнения НЛП понятен. Вам нужно просто уменьшить картинку тревожащей ситуации так, чтобы предмет, который Вас тревожит, уменьшился до микроскопичсеских размеров...

Для того, чтобы вам было проще выполнить это упражнение самостоятельно, мы предлагаем вам обратиться к психологическим картам .

Перед вами стоит задача: уменьшить «картинку» тревожащей вас ситуации.

Для этого вам нужно постараться придумать такую «историю», (с абсурдом, юмором и фантазией), в которой тревожащий вас предмет уменьшался бы до … микроскопических размеров.

Разумеется, для такого креативного фантазирования вашим лучшим подспорьем, будирующим и юмор и фантазию, станут наши психологические карты .

В первом раскладе всего три позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Что меня тревожит? Осознанно, 1 карта из колоды "1000 Дорог". (Для лучшей «глубинной» работы вытащите эту карту осознано, и тогда вы увидите, что же вас тревожит подспудно на самом деле).

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Здесь, в этом мире – это такое маленькое-премаленькое, просто размером с комара или с блоху. Спонтанно, 1 карта "1000 Дорог".

ПОЗИЦИЯ ТРЕТЬЯ

Что мне нужно делать, на что смотреть, куда мне двигаться, чтобы этот предмет действительно попал в такой мир (контекст), где он не представляет никому (и мне) никакой угрозы, где он смешон, мал, хрупок, никому не заметен, не страшен и не интересен. Как мне его туда переместить?

1. Клиентку тревожат всякие официальные письма, квитанции, счета. Это её реально нервирует. (Карта «Почтовая служба»).

2. Но! Все эти «письма» покажутся сущей ерундой (из серии «да нам бы ваши проблемы» или «пусть это будет самая большая неприятность в вашей жизни») в контексте следующей карты... «Темница тайн». Вас не пытают? Вас не бросили в зиндан? Ну и ладненько – что вы себе нервы портите, у вас всё в жизни прекрасно, потому что бывает по-настоящему скверно, но это не ваш случай...

3. А что должна предпринимать сама клиентка, чтобы это всё перестало быть только метафорой и как следует заработало в её жизни? Она должна представить себя «ледоколом», который прокладывает путь жизни другим корабликам, взламывая льды (карта «Ледники бездействия»). Клиентка поняла это как совет – продолжать упорно реализовываться в помощи другим людям тем, что ты умеешь делать лучше всего и для чего ты создан – не думая ни о чём, кроме вот этой святой работы, вот этой психотерапевтичной самореализации, вот этого позитивного делания на благо социума, умножающего Добро и Благоприятные Варианты случайного развития жизненных ситуаций... (Делай что должно и будь что будет).

Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».

И сделали из этого отлично работающую технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати - Симорон. А сам принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд - три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, ... и так далее)..

Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.

Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу - делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.

Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.

Помогает.

Есть техника НЛП - обратная этой.

Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!

Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.

Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь расклад с нашими психологическими картами .

У вас есть такие воспоминания, которые отпечатались в вашей памяти чёткой аляповато-яркой картинкой и несут в себе огромную разрушительную силу? Устроим постирушку с отбеливателем.

Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.

Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.

В этом раскладе мы будем работать с колодой "1000 Жизней ", которой будет ассистировать колода "1000 Идей ".

Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода "1000 Жизней" здесь как нельзя кстати.

В этом раскладе у нас всего 2 Позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Кто этот человек ? Осознанно (по запросу) 1 карта "1000 Жизней". (Например, учительница в школе моего ребёнка).

Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту "1000 Жизней", чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет...

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности . В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.

Спонтанно, 1 карта "1000 Идей". Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..

1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.

2. Ну а на каком же фоне "Рекордсмен" может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.


И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.

Вариант названия для тех, кто помнит и любит мушкетёров Дюма.

Чтобы снизить интенсивность переживания, представьте неприятную ситуацию (человека), (место), каким это всё будет... 50 лет спустя.

Взгляд, брошенный на такую «трагедию» из такого далёкого будущего, как правило, уменьшает значение и пафос того, что волнует и волнует неприятно.

Как писал поэт Некрасов:

Сложно выполнить эту технику? Специально для самостоятельной проработки такого и сотен других запросов мы создали психологические карты . Попробуйте работу с этим удивительным инструментом с безграничными возможностями.

Итак, этот приём люди, даже незнакомые с психологией, используют часто: «Как будет выглядеть мой враг, когда пройдёт 50 лет?». В фантастической повести Хайнлайна «Дверь в лето» главный герой даже лёг в анабиоз, чтобы увидеть морщины на лице девушки, которая его предала и насмеялась над ним.

Иногда достаточно и двадцати лет, чтобы перестать обижаться на кого-то и скорее его пожалеть, простить, выкинуть из своей головы.

Людям свойственно меняться, причём, нередко – к лучшему. Тогда наш вопрос перестанет быть вопросом мстительного мелкого человека, который ждёт только морщин и маразма от своего врага. А вдруг вашему врагу предстоит стать Хорошим Человеком? Тогда оставим его в покое – перед нами будущий святой, раскаявшийся и исправившийся.

В этом Раскладе всего 2 Позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Этот человек сейчас.

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Этот же человек 20 лет спустя

В раскладе участвуют карты "1000 Жизней": первая, скорее всего, осознанная, вторая – спонтанная.

Итак, вы увидели динамику всей ситуации. Что вы возьмёте на вооружение в ситуации здесь и сейчас? Как это вам помогло?..

Пример

1. Клиентку раздражает конкретный человек, на которого ей намекает карта «Эгоист». Он не работает, ведь «его интересы превыше всего», он «активно предъявляет свои требования миру», умеет «отстаивать свои интересы». Любая работа – это «не для него», он «выше» любой работы.

2. Кем же станет этот человек через 20 лет? Какой прогноз дают карты? Он станет «Чиновником»! Проще говоря, «работа» (обычная работа, служба, хождение в офис) его так или иначе найдёт и догонит, потому что вечно носить пижонскую маску «эгоиста» невозможно. Источники финансирования иссякают, да и человек взрослеет, перестаёт демонстрировать подростковый бунт. Карта добавляет: «Он лишится главного – своей индивидуальности». (Кажется, для него это и хорошо, потому что в такой вот нарочитой «индивидуальности» ценности мало. А ещё со временем он овладеет замечательным умением «оставаться человеком в любой ситуации». Другими словами: «Все мы пижонками были когда-то, а время пришло – уходили в солдаты».



Психологические карты "1000 идей", "1000 жизней" и "1000 дорог", а также руководства по работе с колодами, книги с упражнениями и раскладами можно приобрести в нашем официальном интернет-магазине .

Елена Назаренко



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...