Психологическая диагностика развития ребенка. Когда психодиагностика незаменима

  • 6. Задачи и функции диагностической работы в д/у и школе.
  • 7. Этические нормы психологической диагностики.
  • 8. Классификация диагностических методов.
  • 9. Требования к проведению тестирования.
  • 10. Характеристика эксперимента как психодиагностического метода.
  • 11. Диагностическое интервью.
  • 12. Особенности диагностики развития младенцев: метод наблюдения и способа оценки психического развития ребенка 1 года жизни.
  • 13. Проективные методы и их использование в психодиагностике.
  • 14. Изучение мотиваций в поведении дошкольников.
  • 15. Методика исследования представлений о сохранении (ж.Пиаже).
  • 16. Наблюдение как метод психодиагностики.
  • 17. Принцип построения методик диагностики готовности к школе и анализа полученных данных (от простого к сложному, с учетом особенностей ребенка, профиль школы).
  • 18. Характеристика малоформализованных методов диагностики.
  • 19. Особенности психологической диагностики детей дошкольного возраста.
  • 20. Специфика психодиагностики подростка.
  • 21. Психологические данные и основные аспекты их интерпретации (качественное или количественное).
  • 22. Изучение продуктов деятельности как метод психодиагностики.
  • 23. Основные стратегии психологического исследования (учет возраста, контингент, соблюдение правил проведения).
  • 24. Формализованные методы диагностики черт характера.
  • 25. Пилотажное исследование и характеристика.
  • 26. Диагностика тревожности дошкольников с помощью методики р.Тэммпл, м.Дорки, в.Амен.
  • 27. Диагностика адаптации ребенка к школе.
  • 28. Опросник мини-мульт.
  • 29. Методы диагностики восприятия и свойств внимания.
  • 30. Диагностика различных форм запоминания.
  • 31. Тесты общего интеллектуального развития Векслера, Амтхауэра.
  • 32. Методы диагностики готовности ребенка к школе.
  • 33. Диагностика межличностных отношений с помощью опросника Лири.
  • 34. Тест Рене Жиля.
  • 35. Тест Розен Цвейга (по картинкам).
  • 36. Методы диагностики самооценки и уровня притязания.
  • 37. Диагностика эмоционального состояния (Цветовой тест Люшера, Дом-дерево-человек).
  • 38. Школьный тест умственного развития.
  • 39. Личностный тест Кеттела.
  • 40. Методы изучения индивидуальных особенностей личности (темперамента).
  • 41. Использование в социометрии психодиагностики.
  • 42. Дифференциально диагностический опросник ддо и психодиагностический тест ццт.
  • 43. Тест школьной тревожности Филлипса.
  • 44. Методика экспресс-диагностики эмпатии.
  • 45. Методика характеристика-опросник по л.Шмишеку.
  • 46. Методики изучения детской креативности и способности к творчеству.
  • 47. Прогрессивные матрицы Равена.
  • 48. Методики изучения отклонений семейного воспитания асв Эйдемиллера.
  • 49. Опросник детско-родительских отношений в.В.Столина и я.А.Варги.
  • 50. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье с помощью методики кинетический рисунок в семье.
  • 19. Особенности психологической диагностики детей дошкольного возраста.

    Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы.

    Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.

    Забирая ребенка на диагностику, он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными. Для проведения диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет рассмотреть перед обследованием. Яркие, необычные предметы или привлекательные игрушки нежелательны, поскольку они могут отвлекать внимание ребенка от предложенных заданий. Перед началом обследования экспериментатор должен подготовить все материалы методик, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку.

    При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду, как изменение формы игр, так и возникновение нового вида социальной активности - межличностного общения. В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного общения, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например чтением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки самому себе и окружающим людям.

    20. Специфика психодиагностики подростка.

    По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и меж персональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения. Имея в виду то, что подростки - это еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. Стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям младшего школьного возраста. Вполне допустимо дать возможность подростку отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результатам тестирования, например, каким-либо оригинальным способом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу. Многие тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированные решения задач, но в то же время допускают и отклонения от них. По отношению к подросткам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. Кроме того, подчеркиваемое одобрение и позитивная оценка со стороны взрослых людей именно нестандартных решений подростка позволяют получать данные, полностью отражающие его уровень интеллектуального развития. В противном случае отсутствие интереса и нежелание решать тестовые задачи может быть ошибочно принято за низкий уровень умственного развития.

    В методики, предназначенные для психодиагностики подростков, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специальные научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим подросткам, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста от младших к средним классам школы.

    Важно, наконец, чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно -- в экспертном и лидерском, т.е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к соучастию в проведении тестирования не только в роли испытуемых, но также и в роли экспериментаторов, чтобы они поочередно выступали, то в роли испытуемых, то в роли экспериментаторов.

    Тестирование в подростковом возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Такими условиями, в частности, являются занятия на уроках в школе, в том числе занятия по психологии. Практическое знакомство с методиками психодиагностики органически входит в программу и содержание таких занятий, поэтому процедура тестирования хорошо вписывается в них.

    МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    Психодиагностика – этообласть психологическойнауки , в рамках которой разрабатываются способы, методы, приемыраспознавания индивидуально-типологических особенностей личности.

    Структура психодиагностики:

    I блок – общая теория психологического измерения

    II блок – частные теории и концепции, а также методики на их основе

    Тест личности Айзенка – 2 фактора

    16-ти факторный опросник Кэтелла – 16 факторов

    III блок – вне тестовая диагностика.

    Методы психодиагностики:

    - беседа

    - наблюдение (структурировано, фиксируется)

    - эксперимент (лабораторный, естественный)

    - тестирование (отличается своей измерительно-испытательной направленностью. Результат – количественная оценка измеряемого явления)

    - опрос, анкетирование

    - педагогическая документация на ребенка – что, сколько посещал, трудности работы, продукты деятельности

    - медицинская документация – анамнез, история развития, болезни

    - сбор психологического анамнеза – информация о семье, окружение. Метод исследования личности – А.Е. Личко

    - психобиографический анамнез – сбор информации о ситуации развития

    Тестирование

    Основные требования к психодиагностическому инструментарию:

    1) Стандартизация – инструкция, стимульный материал, процедура, результаты, норма

    2) Валидность – соответствие уровню развития ребенка, предмету исследования, возрасту.

    Анна Анастази «Психологическое тестирование»: Валидность теста – характеристика того, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

    3) Надежность – точность и достоверность измерений. Чем более надежна, тем меньше ее результаты зависят от влияния посторонних факторов.

    Типы валидности:

    1) Дифференциально-диагностическая – характеристика того, насколько результаты теста позволяют отдифференцировать испытуемых по изучаемому показателю (к примеру, норма от патологии)

    2) Текущая – насколько результаты теста отражают актуальный уровень развития ребенка

    3) Прогностическая – от слова прогноз. Характеристика того, насколько по результатам теста можно определить будущее развития ребенка (ЗБР – зона ближайшего развития)

    4) Критериальная – от слова критерий – когда результаты теста соответствуют внешнему критерию.

    Основные психодиагностические подходы

    3 способа получить информацию:

    Объективный подход

    Субъективный подход

    Проективный подход

    Объективный – диагностика основана на оценке результатов деятельности испытуемого и способов этой деятельности (все тесты интеллекта и познавательной деятельности)

    Субъективный – диагностика основана на самооценках испытуемого, особенности своей личности (характера, ценностных ориентаций итд) – опросники личности и шкальные методики

    Проективный – диагностика основана на механизме проекции личности на слабо структурированный неоднозначный стимульный материал (все проективные методики). Методики Рошиха (чернильные кляксы)

    Рисуночные тесты – импрессивные – рисунок уже готов. Его остается только интерпретировать. Тест Розен-Цвейка (на толерантность к фрустрации)

    Экспрессивные – ребенок рисует – кактус, дом-дерево-человек, несуществующее животное итд

    Незаконченное предложение – проблемные зоны в системе личности человека.

    Проективный подход очень популярен, но сложности в том, что субъективизм профессионала при обработке результатов.

    Наиболее выигрышная диагностика та, в которой используются все подходы.

    Основные этапы психологического обследования ребенка (индивидуального)

    I. Подготовительный

    II. Основной

    III. Заключительный

    Подготовительный этап – выслушивание жалоб родителей (педагогов) и запросов к психологу. Запрос записывается письменно. Знакомство со всей документацией. Изучение работ, деятельности. Беседа с ребенком, наблюдение за его поведением и реакциями. Примерное представление, что за ребенок и какая может быть проблема. Познавательная среда, эмоционально-волевая сфера итд.

    Получить внутреннее согласие ребенка на работу с психологом. Положительная мотивация к обследованию.

    Основной этап – осуществление намеченного плана. Начало обследования. Проблему раскрываем, корректируем первоначальный план.

    Заключительный этап – 1) первичная обработка результата (подсчет сырых баллов)

    2) перевод первичных оценок в стандартные – для сопоставления разных методик между собой

    3) Сравнительный анализ этих оценок с нормативами, которые даны.

    4) анализ и интерпретация полученных результатов

    5) оформление заключения

    Схема заключения:

    должно быть адресным. Психолого-педагогическая рекомендация.

    3 основные части.

    1 часть – во время беседы….

    Беседа и наблюдение. Как он вступал в контакт, легко (нехотя итд) относился к обследованию итд, насколько добросовестно выполняя задание, реакция на успех и неуспех, сформированность самоконтроля, активность в решении задач, беспокойство, усидчивость/неусидчивость, истощаемость, понимание инструкции, как, с какого раза.

    Фиксируется все, что может помочь в диагностике.

    2 часть – описание всех результатов исследования

    2 основных правила: (1) – Описание и анализ результата предметно.

    Данные анализируются по предмету исследования, а не по методикам.

    Предмет – не эмоционально-волевая сфера, а понимание эмоций, тревожность итд

    (2) – Надо анализировать не только слабые стороны развития ребенка, но и сильные его стороны с целью выявления механизмов компенсации.

    Интерпретация – психологическое описание полученных результатов.

    3 часть – обобщение полученных данных

    Что выступает на первый план, на второй.

    Резюме. Психолог не ставит диагноз! Он ставит только психологический диагноз, т.е. никаких нозологий типаF84 или др. он не ставит.

    Л.С. Выготский писал, что конечным результатом деятельности психолога-диагноста является установление психологического диагноза, содержание которого связано с определением индивидуально-типологических особенностей личности.

    Психологический диагноз сопряжен с психологическим прогнозом.

    Понятие психологического диагноза и психологического прогноза по Л.С. Выготскому:

    3 условия психологического диагноза:

    1) симптоматический – выявление какого-либо нарушения, недоразвития

    2) этиологический – выявление причины, происхождения нарушения

    3) типологический – выявление, умение психолога вписать выявленные нарушения в динамическую картину личности.

    Личность видится более целостно. Но необходимо учитывать фактор развития ребенка 

    Психологический прогноз – умение психолога на основе знаний о прошлом и настоящем развитии ребенка настолько понять логику этого развития, чтобы спрогнозировать его будущее развитие.

    Кроме IQ, даваемого психологом, есть структура интеллекта – график по разным показателям.

    УО – отставание по всем показателям. ЗПР – показатели неравномерные, отставание по. одним, норма по другим

    Понятие функционального диагноза

    (медицинского, но расширенного)

    Возникло в реабилитационной медицине. Основной девиз реабилитационной медицины – апелляция к личности больного человека.

    Ф.Д. = мед.часть (у/о, от психологаIQи структура интеллекта)+ психол.часть (особенности личности)+ социал.часть (работа социального педагога: условия, семья итд. Социально-демографический паспорт на ребенка)

    Психол.часть и социал.часть составляют психологический анамнез.

    Диагностический обучающий эксперимент как метод псих-пед диагностики (ДОЭ)

    Обучение, обученность, обучаемость. Что из этого педагогическое, а что психологическое понятие?

    Обучение – процесс передачи знаний, навыков, умений от одного к другому.Педагогическая технология, эффективность оценивают педагоги.

    Обученность – степень усвоения знаний, умений, навыков в процессе обучения.Педагогический инструмент диагностики обученности – контрольные, тесты, ответы у доски, с места и т.д.

    Обучаемость – способность ребенка к усвоению знаний.

    Психологическая технология. Определяет психолог, каков потенциал ребенка. Раскрывает структуру, способности, что ниже, выше или в норме. Конкретизирует, в чем именно способен ребенок.

    ДОЭ является популярным методом психодиагностики, направленным на исследование потенциальных возможностей ребенка к обучению, в специально организованных условиях под воздействием взрослого. ДОЭ предназначен для качественной и количественной оценки показателя обучаемости ребенка.

    Обучаемость ребенка имеет 3 основных составляющих:

    1) активность в решении интеллектуальных задач – интерес к познаниям

    2) восприимчивость к помощи взрослого

    3) сформированность логического переноса усвоенного способа решения задач на новые, аналогичные.

    Методики, разработанные в варианте ДОЭ, отличаются высокой прогностической валидностью, а так же дифференциально-диагностической валидностью.

    Этот ДОЭ разработан на основе концепций Л.С. Выготского по зоне ближайшего развития и о соотношении обучения и развития.

    Обучение влечет за собой развитие, поэтому обучение направлено на зону ближайшего развития – ЗБР.

    Примером методики, разработанной для ДОЭ, является методика А.Я. Ивановой под названием«Классификация геометрических фигур».

    Цель: выявление уровня умственного развития ребенка 6-9 лет, показателя его обучаемости.

    Стимульный материал: 2 набора карточек по 24 карточки в каждом с изображением геометрических фигур разной формы, цвета и величины.

    1 набор – 4 формы (круг, квадрат, ромб, треугольник) – 3 цвета (красный, желтый, синий) – 2 размера (большой, маленький)

    2 набор – 3 формы (круг, квадрат и пятиугольник) – 4 цвета (красный, желтый, синий и зеленый) – 2 размера (большой, маленький)

    К первому набору прилагается таблица с изображением всех фигур этого набора.

    ДОЭ состоит из 2х частей:

    1) обучающая – оказывается три вида помощи:

    Стимулирующая

    Организующая

    2) аналогичная заданию – стимулирующая помощь. при необходимости организующая.

    Обучающая помощь только в первой части. Строго дозирована. Каждая доза помощи – урок-подсказка (ном.1, ном.2, ном.3 итд)

    Вторая часть – дается похожее задание. Смотрится как усвоен первый этап эксперимента, перенос усвоенных способов решения задач на самостоятельную деятельность.

    На основании проведенной методики можно вычислить показатель обучаемости – ПО.

    ПО = ОР + ВП + ЛП

    ОР = ориентировочная реакция. пассивная = 0 баллов, активная = 1 балл.

    ВП = восприимчивость к помощи. ПИ – проявление инертности. за каждое по 1 баллу. КУ – количество уроков.

    ЛП – логический перенос – ППСЛФ = 0 баллов. Полный перенос словесно-логической формы – назвал и показал 3 формы.

    ЧПСЛФ = частичный перенос словесно-логической формы = назвал и показал 2 формы = 1 балл

    ППНДФ = полный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, сделал 2 формы = 2 балла

    ЧПНДФ = частичный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, показал 2 формы = 3б.

    ОЛП = отсутствие логического переноса = 4 балла.

    Нормативы:

    ПО норма – 0-5 баллов

    ПО ЗПР – 5-9 баллов

    ПО УО – 9-18 баллов

    Выявляет группу риска. Хороша для подготовки к школе.

    (Книга: Рубинштейн С.Я. Москва. «Экспериментальные методики патопсихологии», 2011 год.

    1 том – описание, 2 том – стимульный материал)

    Тесты интеллекта и познавательной деятельности

    Очень популярны, направлены на оценку общих способностей к познанию окружающего мира. Результат –IQ(количественная оценка) и уровень сформированности отдельных познавательных процессов (структура интеллекта).

    2 теории:

    КТЛ (культура свободного интеллекта) – интеллект обусловлен социальными условиями ребенка.

    Интеллект – наследственный фактор.

    Первый измерил умственные способности – Гальтон (труд – Измерения умственных способностей человека)

    1905г – появилась шкалаБине-Симона . Позволяла дифференцировать норму от патологии.

    Список заданий на 5-10 лет. Дают ребенку 6ти лет тест на 6 лет. Отвечает правильно – IQнорма. Не отвечает – дают тест на 5 лет и т.д.

    Модификация шкалы - 1908-1911годы – они сами. Не только норму от патологии, но и диапазон нормы. Их заслуга в том, что они нашли способ диагностировать интеллект в диапазоне нормы и ввели понятие «умственный возраст».

    1927г – Л.С. Выготский написал статью с критикой шкалы Бине-Симона, но подчеркивал ее огромное психодиагностическое значение.

    1909г – Россия – разработка Рассолимо – предложил тест с дифференциацией УО от нормы, доказал что неуспевающие дети – не всегда УО.

    Не только IQ, но и нарисовал структуру интеллекта.

    Составляющие умственного развития ребенка:

    1) психический тонус

    3) мышление

    Составил 7 типов умственного развития. Каждый параметр подробно – «Психологический профиль»

    Тест Равена – «Прогрессивные матрицы» - 1936г

    Внимание, мышление на невербальном уровне.

    Надежный, валидный, на исследование невербального интеллекта.

    Взрослый вариант – от 11 лет – черно-белый. Детский – 5-11 лет – цветной.

    Черно-белый вариант – 60 матриц. 5 серий. 12 заданий.

    1, А – наиболее легкие сложность и серия

    12, Е – наиболее сложные.

    Детский – 36 матриц, 3 серии. А, А/В, В. А/В – промежуточная серия.

    Результат – уровень интеллекта в %.

    Структуру интеллекта нарисовать нельзя.

    На детях, подростках используется процедура как тест результативности.

    Преимущества и ограничения теста Равена:

    Поскольку тест невербальный, его можно проводить с детьми неслышащими, с нарушенияим речи, с детьми-мигрантами.

    Нельзя измерить вербальный интеллект.

    Тест Амтхауэра – 1953г

    Русло проблем профотбора и профориентации. Для подросткового и взрослого возраста (от 11 лет).

    176 заданий – 90 минут. Результат группируется в 9 субтестов. На основании результата рисунок структуры интеллекта.

    «Структура интеллекта»

    Несколько аналогичных версий. Можно отслеживать динамику развития ребенка. Можно получить IQ. Тест работающий, диагностический, эффективный.

    Тест Векслера

    Основные принципы диагностики отклонения ПР ребенка на ПМПК

    ПМПК – психолого-медико-педагогическая К-комиссия, К-консультация, К-консилиум (школьный). ПР – психическое развитие

    Консилиум :

    Определить программу помощи ребенку

    1 месяц реализовывать – снова консилиум

    Отправить на комиссию смотреть динамику

    Консультация :

    Расширить функции комиссии

    До организации комиссии помощь родителям и ребенку

    Работают как центры психологической помощи детям

    У себя организуют коррекционно-развивающие группы

    Связь с родильными домами для статистики и сведений в РОНО и т.д., сколько и с какими патологиями родилось детей.

    ПМПКомиссия

    1 принцип – комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПКребенка смотрят разные специалисты и психологическое исследование является неотъемлемой частью клинико-нейропсихологического и социально-педагогического обследования ребенка. Знакомство с медицинской документацией. Только психолог даетIQ.

    2 принцип – возрастной валидности подбираемых методик.

    Розанова Т.В. – 9 возрастных этапов.

    3 принцип – динамического подхода к исследованию ребенка. Любое исследование ребенка должно организовываться с учетом фактора развития ребенка. Т.е. оценивается не только актуальный уровень ребенка, но и зона ближайшего развития (ЗБР).

    Чтобы реализовать этот принцип на практике, психолог опирается на: - сверху вниз (задание на возраст, полегче, 6летний, еще легче, еще легче, 5 летний…….)

    Снизу вверх (задание легкое – справился – сложнее – справился – сложнее……)

    4 принцип – психолог проводит всестороннее и целостное обследование

    5 принцип – взаимодействие, деятельностный подход.

    Соблюдение условий проведения психологического исследования.

    Дошкольники обладают различными поведенческими, а также психологическими особенностями. С помощью анализа таких особенностей получают достоверные и максимально точные результаты об уровне развития ребёнка. Психодиагностика позволяет оценить способности ребёнка, особенности его поведения и эмоционального состояния. О том, как и для чего она проводится, поговорим далее.

    Психодиагностика детей дошкольного возраста - это принятие решение о психологическом состоянии ребёнка или определённом свойстве его поведения и психики. Данный метод применяют психологи в различных областях своей деятельности. Например, в целях психологического консультирования или коррекции. Чаще всего психодиагностика используется для того, чтобы оценить психическое состояние детей, в том числе и степень их готовности к школе.

    Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

    У детей-дошкольников присутствует множество психологических особенностей. К ним, в первую очередь, относится низкий уровень самосознания. Также у многих детей плохо развиты мыслительные процессы, память и внимание.
    Помимо прочего, дети младшего возраста достаточно слабо осознают качества своей личности и не умеют адекватно оценивать своё поведение. Самооценка у них обычно развивается к 4-м годам, но не в полной мере. Психодиагностика выявляет реальный уровень психологического развития малыша и спектр его возможностей, в том числе и потенциальных. Это позволяет правильно выработать определённые меры для коррекции поведения и психики детей дошкольного возраста.

    Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

    Методики психологической диагностики детей дошкольного возраста представляют собой основные пути научного познания личности ребёнка. В данный момент существуют сотни методов психодиагностики, но к числу основных относятся следующие:

    • наблюдение;
    • опросники;
    • анализ поведения и деятельности ребёнка;
    • экспериментальные методики.

    Методики психологической диагностики дошкольников обычно включают в себя опросники и наблюдение. Также с ребёнком может проводиться беседа. Выбор методов всегда зависит от способностей и возраста ребёнка. Так, в 3-летнем возрасте не применяется тестирование: за ребёнком, в основном, наблюдают в естественных или искусственно созданных ситуациях.

    Основные цели психодиагностики детей заключаются в следующем:

    • получение информации о развитии дошкольника;
    • определение темперамента ребёнка;
    • выявление коммуникативных навыков;
    • оценка индивидуальных потребностей малыша и соответствия окружающих условий его потребностям.

    Таким образом, психодиагностика - это важнейший метод анализа личности ребёнка, который позволяет выявить возможные проблемы психологического характера и вовремя скорректировать их.

    В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

    Понятие и роль

    Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

    Виды исследований

    Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

    Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

    • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
    • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
    • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
    • Диагностика поведения.

    Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

    Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

    Методология

    Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

    • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
    • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
    • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
    • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
    • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

    Метод тестирования

    Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

    Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

    Диагностика личности

    Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

    Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

    Тест "Перенос кубиков"

    В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

    По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

    Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

    Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

    Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

    По окончании теста психолог делает следующие выводы:

    • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
    • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
    • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
    • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

    Диагностика эмоциональной сферы

    Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

    Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

    Тест "Кактус"

    Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

    Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

    • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
    • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
    • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
    • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
    • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

    Диагностика интеллекта

    Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

    Тест "Включение в ряд"

    Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

    Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

    Тест "Классификация картинок"

    У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

    После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

    Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

    Тест "Поиск времени года"

    Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

    Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

    Тест "Найди отличия"

    Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

    Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

    Тест "Что было сначала, а что потом?"

    Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

    Готовность к школе

    Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

    Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

    Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

    Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

    Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

    Тест "Найди точно такой же"

    На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

    Тест "Запомни все предметы"

    Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

    Мария Тазина
    Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

    Введение

    Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

    1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

    1.3 Методы психодиагностики дошкольников

    Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

    2.1 Общее понятие педагогической диагностики

    2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

    2.3 Этапы педагогического диагностирования

    Заключение

    Введение

    Одной из приоритетных задач дошкольного развития является охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников. Она рассматривается в качестве условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности специалистов дошкольных организаций.

    Наряду с этими направлениями стоит психологическая и педагогическая диагностика детей. Ранняя диагностика развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка крайне важна и необходима. На сегодняшний день доказано, что чем раньше начата целенаправленная работа с ребенком, направленная на коррекцию или развитие его возможностей и способностей, тем более эффективными могут оказаться ее результаты, нередко появляется и возможность предупредить вторичные отклонения развития, в случае их обнаружения. Нервная система ребенка обладает таким важнейшим свойством, как пластичность, то есть она гибко реагирует на воздействие извне. Это качество и определяет необходимость ранней диагностики ребенка.

    Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

    1.1 Общее понятие психологической диагностики

    Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.

    Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

    Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.

    В психодиагностическом обследовании выделяют три этапа:

    1. Сбор данных.

    2. Переработка и интерпретация полученных результатов.

    3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

    Перед психодиагностикой стоят следующие задачи:

    Выявление наличия у человека той или иной психологической особенности поведения или психологического свойства;

    Определение степени развитости данного свойства, выражение ее в количественных и качественных показателях;

    Характеристика диагностируемых поведенческих и психологических особенностей человека тогда, когда это является необходимым;

    Осуществление сравнения степени выраженности изучаемых свойств у разных людей.

    Все вышеперечисленные задачи решаются в практической психодиагностике или комплексно или каждая в отдельности, в зависимости от того, какие цели стоят перед проводимым исследованием.

    1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях

    В дошкольных организациях психологическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую (Таблица 1).

    Таблица 1 – Система диагностической работы с детьми

    Цель:Изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп детей для последующей индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

    Показатели: Состояние здоровья и физического развития; средства: медицинское обследование;

    ответственные: врач, медицинская сестра.

    Показатели: Освоение образовательной программы; средства: педагогическая диагностика; ответствнные: старший воспитатель, воспитатели.

    Показатели: Особенности психического развития; средства: психологическая диагностика; ответственные: практический психолог.

    Цели и задачи психодиагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации и вместе с тем их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОО всегда должна быть психодиагностика.

    Т. М. Марциновская считает, что в качестве предмета психодиагностики в ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.

    Выделяют три основные диагностические схемы в модели психологического сопровождения: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности.

    Проведение психодиагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.

    Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать шесть обследований:

    1. обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;

    2. обследование детей раннего возраста (2-3 года);

    3. обследование младшей возрастной группы (3-4 года);

    4. обследование дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет);

    5. обследование детей старшей возрастной группы (5-6 лет);

    6. обследование детей подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6-7лет).

    Схема психодиагностической работы может выглядеть следующим образом. В сентябре-октябре, т. е. начале учебного года психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп. После этого, он проводит углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска». На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа.

    С детьми, которые имеют выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется психодиагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого-медико-педагогическую консультацию.

    В апреле проводится повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.

    В основе психологического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации о таких индивидуально-психологических особенностях ребенка, как особенности эмоционально-волевой сферы; особенности общения и поведения; особенности познавательной деятельности (Таблица 2).

    Таблица 2 – Психодиагностическое обследование

    Ранний возраст

    Познавательная сфера: Сенсорные эталоны, общая моторика, конструктивный праксис.

    Эмоционально-волевая сфера: Эмоциональный фон настроения, активность.

    Поведение и общение: Игра,контактность, реакция на поощрение и порицание.

    Младшая группа

    Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, моторика.

    Эмоционально-волевая сфера: Доминирующее эмоциональное состояние, половозрастная идентификация, уровень притязаний.

    Средняя группа

    Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, моторика.

    Эмоционально-волевая сфера: Самосознание, доминирующее эмоциональное состояние.

    Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

    Старшая группа

    Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, внимание, моторика.

    Эмоционально-волевая сфера: Самооценка, статус в группе, доминирующее эмоциональное состояние.

    Поведение и общение: Игра, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

    Подготовительная группа

    Познавательная сфера: Память, внимание, речь, логическое мышление, воображение, моторика.

    Эмоционально-волевая сфера: Мотивация, самооценка, произвольность, доминирующее эмоциональное состояние.

    Поведение и общение: Игра,общение со сверстниками и взрослыми.

    По результатам полученных данных психологической диагностики психолог подготавливает обобщенную аналитическую информацию по группам, заполняя сводные таблицы.

    1.3 Методы психодиагностики дошкольников

    В процессе психологической диагностики применяются различные методы получения информации о статусе ребенка и его соответствии возрастным нормам на этапе диагностического обследования. Методические приемы, которые применяются для проведения диагностического обследования ребенка, должны быть краткими и удобными для быстрого получения информации из той или иной сферы личности ребенка. Перед тем, как приступить к диагностическому обследованию рекомендуется провести диагностическое интервью, которое может затрагивать любую тему. Важно, чтобы психолог хорошо владел методикой его проведения.

    Диагностическое интервью не должно быть для ребенка скучным и длительным. Необходимо учитывать возраст детей и задачи диагностики, и на основе чего применять разные его модификации. С этой целью можно использовать игрушки, карандаши, бумагу. Это связано с тем, что дети не могут описывать свои чувства, они легче выражают их в рисунках. Начинать собственно психодиагностическое обследование можно после проведения первичного знакомства.

    Метод наблюдения является одним из основных методов в работе с детьми. Д. Б. Эльконин, известный советский детский психолог, применял наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

    Наблюдение необходимо проводить правильно: оно должно быть целенаправленным и строиться по определенному плану. Перед началом наблюдения важно установить его цель, ответить на вопросы о том, ради чего оно проводится, и какие результаты должно будет дать. После чего составляется программа наблюдения, разрабатывается план.

    Для получения результатов, которые необходимы для обобщения, наблюдение должно проводиться регулярно. Это объясняется тем, что дети растут очень быстро и их психология и поведение меняется также быстро. Интервалы зависят от возраста ребенка: чем более ранний возраст, тем меньше должен быть интервал времени между очередным наблюдением. В данном случае имеется в виду осуществление научного наблюдения, которое сопровождается ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

    В силу того, что дошкольники обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, возможно применение скрытого наблюдения, которое рассчитано на то, чтобы ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.

    Данный метод имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и недостатков. Благодаря наблюдению можно получить интересные факты, исследуя ребенка в естественных условиях его жизни, также оно незаменимо для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. К недостаткам относится трудоемкость этого метода. Он требует от исследователя высокой психологической образованности и больших временных затрат, которые не гарантируют получение фактов. К тому же результаты наблюдения часто не дают возможность понять причины тех или иных форм поведения ребенка.

    Метод эксперимента часто является одним из самых надежных способов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе.

    Лучшие результаты эксперимент в работе с детьми позволяет получить тогда, когда он организуется и проводится в форме игры и привычных для ребенка занятий – рисования, отгадывания загадок, конструирования и т. д. Важным моментом является то, что дети не должны подозревать, что игры проводятся специально для их изучения. Это может привести к потере интереса у ребенка к тому, что ему предлагают сделать и не позволит раскрыть интеллектуальные способности и интересующие исследователя качества.

    Специфика эксперимента в детской психологии состоит в том, что экспериментальные условия не должны нарушать привычных форм деятельности ребенка и должны быть близкими к его естественным жизненным условиям.

    Помимо основных методов исследования детей - наблюдения и эксперимента – применяются и вспомогательные методы. Таковыми являются анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных ими сказок и др.) и метод беседы .

    Наиболее широко используется анализ детских рисунков. Эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими отражаются именно в детских рисунках. При этом интерпретация не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает субъективизм исследователя, поэтому анализ детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. В связи с этим данный метод может использоваться только как вспомогательный в серьезных исследованиях.

    Метод беседы (метод вопросов) можно начинать применять с четырех лет, когда дети уже достаточно хорошо владеют речью. Так как дети дошкольного возраста еще не имеют возможности выражать свои мысли и переживания в словах, поэтому обычно они дают краткие и формальные ответы.

    Правильно подобрать вопросы для беседы с детьми является большим искусством. Ребенок не всегда правильно понимает вопросы, которые адресованы ему. По этой причине при проведении психологических исследований с применением опроса детей желательно изначально убедиться в том, что ребенок правильно понимает адресованные ему вопросы и лишь после этого приступать к интерпретации и обсуждению даваемых им ответов. Беседа также может применяться в качестве вспомогательного метода.

    Таким образом, психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свою специфику, так как они обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, которые необходимо знать для получения достоверных результатов в процессе их психодиагностического обследования. Важно учитывать сравнительно низкий уровень самосознания и сознания, а также помнить о том, что у дошкольников недостаточно развиты такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение.

    Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации

    2.1 Общее понятие педагогической диагностики

    Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:

    1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.

    2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.

    3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой.

    Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника.

    Кроме того, педагогическая диагностика в дошкольной организации направлена также на изучение педагогов и родителей, выявление у них сложностей в организации педагогического процесса и уровня их компетенции. Полученные данные диагностики применяются для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, а также с целью оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или сложностей в работе с детьми.

    2.2 Функции и принципы педагогической диагностики

    Одной из главных функций педагогической диагностики для педагога-практика является функция обратной связи или информационная . Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Осуществляя наблюдение за ребенком в различных ситуациях (в свободное время, на прогулке, в игре со сверстниками и т. д., педагог делает отметки его реакций на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью.

    С помощью этого ему удается узнать какие интересы у ребенка, его умения, склонности, сложности, предпочтения и значимые для него объекты, а также понять причины поведенческих проявлений. Понимание этих моментов дает возможность воспитателю снизить формальность образовательного взаимодействия, определить своеобразие образовательных целей, ориентирует его на поиск и применение лучшего варианта педагогического решения.

    Прогностическая функция позволяет спрогнозировать протекание педагогического процесса, определить перспективы развития ребенка. Для того чтобы составить прогноз, педагог сопоставляет информацию о том, каким дошкольник был раньше и как проявляет себя сейчас. В результате чего, выявленная динамика изменений (отрицательная или положительная) способствует возможности прогнозирования изменений ребенка и предупреждения нежелательных тенденций развития.

    Контрольно-корректировочная функция выявляет конкретные сложности в протекании образовательного процесса, определяет порождающие их причины. Данная функция проявляется преимущественно в процессе проведения педагогической экспертизы и предполагает наличие стандарта.

    Оценочная функция устанавливает степень изменения исследуемого педагогического объекта и зависимость этих изменений от условий образовательного процесса. С помощью этой функции можно провести качественную и количественную оценку достижений дошкольников, результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

    Проведение педагогической диагностики должно осуществляться с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой педагогического процесса дошкольной организации. Содержание, цели, формы и методы диагностических процедур, а также методику анализа полученных данных определяют именно принципы педагогической диагностики.

    1. Принцип объективности позволяет минимизировать субъективизм оценок, который может наблюдаться в виду того, что, как правило, проводится «включенное» наблюдение, при котором диагност находится внутри исследуемого предмета, а не отстранен от него.

    2. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:

    Рассмотрение ребенка как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;

    Сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;

    Выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.

    3. Принцип процессуальности заключается в изучении явления в его генезисе и прогрессии.

    4. Принцип компетентности состоит в том, что диагност принимает решения только в тех вопросах, в которых он имеет специальную подготовку; также запрещаются какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому в процессе и по результатам диагностики.

    5. Принцип персонализации заключаются в требовании обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

    2.3 Этапы педагогического диагностирования

    Перед началом проведения диагностики необходимо ее спроектировать. В связи с чем, первым этапом является проектировочный этап . Он предполагает выполнение определенных действий.

    1. Обозначить цели диагностики (например, оценить степень проявления детьми средней группы любознательности и активности, а также определить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

    2. Определить норму (эталон, идеал, образец, с которой в дальнейшем будет сопоставлена полученная информация.

    3. Обозначить показатели и критерии для оценки проявлений любознательности и активности у дошкольников. Так, критерием любознательности может быть чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия является выделение новых объектов в окружении, внимательное слушание рассказов воспитателя, вопросы познавательной направленности о новых объектах и т. д.

    4. Определить методы диагностики. Диагностический метод ориентирован на изучение педагогической реальности.

    Основными методами в педагогической диагностике являются включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Также применяются диагностические ситуации, которые «провоцируют» деятельность ребенка, за которой педагог хотел бы понаблюдать2.

    Второй этап - практический , на котором осуществляется проведение диагностики.

    Третий этап - аналитический . На этом этапе производят анализ полученных данных, после чего появляются количественные данные.

    Четвертый этап - интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

    Пятый этап - целеобразовательный - предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

    Педагог регулярно осуществляет проецирование данных, полученных в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем в сфере педагогической диагностики.

    Таким образом, искусство педагога заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя. Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.

    Заключение

    Правильно организованная и проведенная диагностика детей в дошкольной образовательной организации, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

    Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма.



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...