Расул Гамзатов: цитаты и афоризмы выдающегося поэта. Сочинение «Живительная сила поэзии Расула Гамзатова

Введение

Стиль и художественный метод как основные теоретико-литературные понятия

1.2 Генезис художественного образа

1.3 Художественный мир произведений Расула Гамзатова

2. Литература Дагестана - единая многоязычная литература народов Дагестана

2.1 Расул Гамзатов - яркий представитель литературы Дагестана

2.2 Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова

Заключение

Введение

В истории литературы есть яркие личности, которые играют большую роль как для государства, так и для народа. Так, вряд ли может быть всесторонне понято развитие литературы XX века с центральными для него фигурами А.И. Солженицына, А.Т. Твардовского, М.А. Шолохова, М. Джалиля, С. Айни, Ю.С. Рытхеу, О. Сулейменова без учета жизни и деятельности Расула Гамзатова. Творчество писателей впитало в себя многолетний опыт десятков различных народов, оно говорит нам о сегодняшнем дне, о том, что завоевано в прошлом и обогатилось ныне новым содержанием.

Тема курсовой работы - «Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова».

Творчество Р. Гамзатова - поэта, прозаика, эссеиста - постоянно рождает споры, научные дискуссии, полемику в средствах массовой информации. Широкий интерес читателей к творчеству прозаика не ослабевает и в наши дни, о чем свидетельствуют издания книг, статей, собраний сочинений. В своих произведениях Расул Гамзатов воспевает любовь, дружбу, мужество джигитов, скромность и красоту горянок, но большей части в своих работах пишет о своей Родине как Дагестана, так и о России. Все это определяет актуальность темы. Время вносит свои коррективы, требуя уточнений бытующих мнений, их дополнения или пересмотра. И дело не только в критическом поиске, в динамике воззрений и смене концепций. Дискуссии эти вводят нас в круг важных теоретических проблем, для решения которых требуется основательность исследования всего содержания творчества Р. Гамзатова.

Целью исследования является выявления образа Родины в творчестве Р. Гамзатова на примере его лирических произведений, а так же лирической повести «Мой Дагестан»

Исходя, из этого можно сформулировать задачи исследования:

-изучить научно-методические и литературоведческие источники;

-провести анализ научной и критической литературы по теме исследования;

-исследовать авторскую позицию, идейно содержательные категории поэзии Р. Гамзатова;

-выявить различные точки зрения на основе историко-литературных концепций и литературных позиций Р. Гамзатова;

-систематизировать имеющие в истории литературы данные по перечисленным вопросам, сделать вывод на их основе, о роли творчества Р. Гамзатова в современном литературном процессе.

Материалами исследования послужили собрание сочинений, поэмы и повести Р. Гамзатова, а также исследовательские работы писателей - критиков, газетные и журнальные статьи М. Ахмедова, А. Магомедова, Р. Магомедова.

Теоретико-методологической основой явились научные достижения современного литературоведения, концепции и взгляды, разработанные в литературоведении и теории литературы такими исследователями как: Г.Л. Абрамович, Н.А. Богуславская, Н.Л. Вершинина, Г.П. Бердников, С. Наровчатов, Р. Магомедов, М. Ахмедов.

Структура работы:курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава, посвящена описанию категории характера как формы выражения авторской позиции.

Во второй главе речь идет о художественном мире произведений Расула Гамзатова, где прослеживается воплощение национального характера, патриотизма в лирике и повестях Р. Гамзатова.В заключении сделаны выводы, где подведены итоги исследования.

В списке использованной литературы приводится название работ послуживших источниковой базой и материалами исследования.

1 Стиль и художественный метод как основные теоретико-литературные понятия

литература дагестан гамзатов родина

Рассмотрение вопроса об особенном и общем в творчестве писателей приводит нас к двум важнейшим теоретико-литературным понятием понятиям - стиля и художественного метода. Наиболее отвечающим существу понятия представляется такое определение: стиль - художественное своеобразие литературных произведений, проявляющееся во всей целостной художественной структуре этих произведений (языковой, сюжетной, композиционной), во всей их содержательной форме.

Так же, как понятие стиля обращает нас к индивидуальным особенностям отдельных писателей и произведений и к общим особенностям различных эпохальных и национальных стилевых форм, так и понятие художественного метода соотносится и с индивидуальным творческим опытом групп писателей, близких друг другу по времени, по важнейшим для них идейным, нравственным и эстетическим устремлениям. В обоих случаях под художественным, или творческим, методом понимаются основные принципы отбора, изображения и оценки явлений действительности, наиболее непосредственно связанные с мировоззрением писателей, с их концепцией жизни, с их общественной позицией.

Исследование художественного метода - исследование основ идейно-художественной концепции, которая раскрывается в закономерных связях и взаимодействиях художественного образа.

Метод писателя представляет собой индивидуальное проявление того или иного художественного метода, характеризующего творчество целой группы писателей, которые придерживаются в основном именно таких (реалистических, романтических, натуралистических и так далее) принципов отбора, изображения и оценки явлений действительности.

1.2 Генезис художественного образа

Поэтическое искусство - это мышление в образах. Образ - наиболее важный и непосредственно воспринимаемый элемент литературного произведения.

Термин «художественный образ» сравнительно недавнего происхождения. Его впервые употребил И.В. Гете. Однако сама проблема образа является одной из древних.

В современном литературоведении под художественным образом понимают воспроизведение явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме. Цель и назначение образа - передать общее через единичное, не подражая действительности, а воспроизводя ее.

Слово - основное средство создания поэтического образа в литературе. Художественный образ выявляет наглядность предмета или явления.

Образ обладает следующими параметрами: предметность, смысловая обобщенность, структура. Предметные образы отличаются статичность и описательностью. К ним относятся образы деятелей, обстоятельств. Смысловые образы делятся на две группы: индивидуальные - созданные талантом и воображением автора, отображают закономерности жизни в определенную эпоху и в определенной среде; и образы, перерастающие границы своей эпохи и получающие общечеловеческое значение.

К образам, входящих рамки произведения и часто за пределы творчества одного писателя, относят образы, повторяющиеся в ряде произведений одного или несколько авторов. Образы, характерные для целой эпохи или нации, и образы-архетипы, содержат в себе наиболее устойчивые «формулы» человеческого воображения и самопознания.

Художественный образ не является чем-то статичным, его отличает процессуальный характер. В разные эпохи подчиняется определенным видом и жанровым требованиям, развивающим художественные традиции. Вместе с тем образ является знаком неповторимой творческой индивидуальности.

Художественный образ - это обобщение элементов реальности, объективированное в чувственно-воспринимаемых формах, которые созданы по законам вида и жанра данного искусства, в определенной индивидуально-творческой манере.

Художественный образ, отражая жизненные тенденции, вместе с тем является оригинальным открытием и созданием новых смыслов, которых прежде не существовало. Литературный образ соотносится с жизненными явлениями, и обобщение, в нем заключенное, становится своеобразной моделью читательского понимания собственных проблем и коллизий реальности.

Целостный художественный образ определяет и оригинальность произведения. Характеры, события, действия, метафоры соподчиняются сообразно первоначальному замыслу автора и в сюжете, композиции, основных конфликтах, теме, идея произведения выражают характер эстетического отношения художника к действительности.

Процесс создания художественного образа прежде всего - строгий отбор материала: художник берет самые характерные черты изображаемого,

отбрасывает все случайное, давая развитие, укрупняя и заостряя те или иные черты до полной отчетливости.

В характеристике элементов образа существенны их выразительные возможности. Под «выразительностью» следует подразумевать идейно-эмоциональную направленность образа, а под «изобразительностью» - его чувственное бытие, которое превращает в художественную реальность субъективное состояние и оценку художника. Выразительность художественного образа несводима к передаче субъективных переживаний художника или героя. Она выражает смысл определенных психологических состояний и переживаний. Изобразительность художественного образа позволяет воссоздать предметы или события или события в зрительной наглядности. Выразительность художественного образа неразрывны на всех этапах его существования - от первоначального замысла до восприятия завершенного произведения .

Любой образ - это внешний мир, попавший в «фокус» сознания, ставший его раздражителем и, как говорят философы, интериоризованный им, то есть превращенный в факт сознания, в идеальную его содержания. По определению художественный образ есть проявление свободы творчества. Как и понятие, художественный образ выполняет познавательную функцию, являя собою единство индивидуальных и общих качеств предмета, однако содержащееся в нем знание во многом субъективно, окрашено авторской позицией, его видением изображаемого явления; оно принимает чувственно воспринимаемые формы, экспрессивно воздействует на чувства и разум читателей, зрителей, слушателей. Художественный образ, с одной стороны, это ответ художника на интересующие его вопросы, а с другой стороны - это и новые вопросы, порождаемые недосказанностью образа, его субъективной природой. Художественный образ экспрессивен, то есть выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен не только к уму, но и к чувствам читателей, слушателей, зрителей.

Художественный образ - феномен сложный. В нем как в целостности интегрированы индивидуальное и общее, существенное (характерное, типическое), равно как и средства. Образ существует объективно, как воплощенная в соответствующем материале авторская конструкция, как «вещь в себе». Однако становясь элементом сознания «других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла .

2 Художественный мир произведений Расула Гамзатова

.1 Литература Дагестана - единая многоязычная литература народов

Дагестана

Распад Советского Союза в начале 90-х годов, дал толчок самостоятельному развитию литературы малых и больших, бывших советских республик. Дагестанская литература - единая многоязычная литература народов Дагестана АССР. Развивается на аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском и татском языках. Каждая из этих литератур складывалась своеобразно - в зависимости от социально-экономического и культурного развития того или иного народа, однако все они обладают общими чертами, возникшими в многовековом процессе консолидации народов Дагестана. А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Бестужев-Марлинский, В. Г. Белинский, А. А. Фет, Л. Н. Толстой и другие русские писатели высоко оценивали устно-поэтическое творчество народов Дагестана и открыли миру некоторые его прекрасные образцы.Богатое устное народное творчество дагестанцев - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, проникнутые демократическими и гуманистическими устремлениями, - отражает историю народов Дагестана, их тяжелую жизнь, борьбу против угнетателей. В сказках народов Дагестана, в героическом эпосе, в исторических песнях встречаются мотивы песен и сказок народов Северного Кавказа, Азербайджана, Грузии, Средней Азии, а также Ближнего Востока. Наряду с устным народным творчеством в Дагестане XVII-XVIII веках развивалась литературная традиция на арабском и местных языках. Уже в XV веке была сделана попытка передать аварские слова арабской графикой.

Культурный прогресс в Дагестане определяли две взаимопроникающие тенденции: одна была связана с национальной интеллигенцией, ориентирующейся на передовую русскую культуру и литературу, другая - с народными поэтами. Эти поэты, продолжающие лучшие традиции фольклора и восточной поэзии, составили славу и гордость дагестанской литературы второй половины XIX в. В их ряду основоположник даргинской поэзии Омарлы Батырай (1826-1910), его младший современник кубачинец Ахмед Мунги (1843-1915), аварские поэты Али-Гаджи из Инхо (1846-1891), Эльдарилав (1855-1882), Тажудин из Батлаича (Чанка, 1866-1909), кумыки Ирчи Казак (1830-1879), М.Э. Османов (1840-1904), лезгин Этим Эмин (1838-1884). Определяющая черта дагестанской поэзии этого периода - гуманистическая направленность. Это особенно наглядно проявляется в характере лирического героя, который стремится освободиться от феодально-религиозных догм и запретов, осознать себя личностью, имеющей право на свободное выражение чувств и желаний.

Дагестанская литература окончательно утверждается как младописьменная литература, в которой преобладают устные формы бытования. Традиции письменной национальной литературы продолжают развивать Юсуп из Муркели и особенно Гамзат Цадаса, поэзия которого продолжает критическую направленность Ирчи-Казака, Батырая, Етим-Эмина и другие, совершает поворот к социальным темам, к предметам и характерам повседневного быта. Формирование классового самосознания «отходников», вчерашних горцев-крестьян, уходящих на заработки, выражено в творчестве поэтов рабочих Магомеда из Тлоха, А. Иминагаева, Гаджи Ахтынского, Махмуда из Куркли.

Период 70-90-х гг. XIX века можно считать временем становления дагестанской национальной литературы. Расцвет любовной лирики, появление социально-философских мотивов в поэзии Эльдарилава из Ругуджи (1857-1882), Ирчи-Казака (1830-1880), Етим-Эмина (1837-1889), Батырая (1831-1910) и позднее в поэзии ТажутдинаЧанки (ум. 1909), Махмуда из Кохаб-Росо (1873-1919), Сукур-Курбана (1842-1922) привели к постепенному выделению творческой индивидуальности в народной поэзии. Одновременно происходит усиление элементов реализма в лирике. Возвышенная романтика чувства, идущая от горской поэзии и восточно-поэтической традиции, сочетается с реальными подробностями, отражающими личную судьбу поэта; в поэтическое изображение проникают предметы национального быта.

В годы Великой Отечественной войны дагестанские писатели и поэты правдиво рисовали боевые и трудовые подвиги героев фронта и тыла. Поэты обращались к изобразительным средствам устного народного творчества.

Невозможно составить полного представления о процессе формирования национальной литературы народов Дагестана без учета литературного наследия дагестанских авторов, создавших свои произведения на русском языке. Во второй половине века в Дагестане появляется новая национальная интеллигенция, воспитанная на передовой русской культуре. Среди них аварец А. Чиркеевский, лакец А. Омаров, кумык Д.М. Шихалиев и другие. Их мировоззрение складывалось под влиянием идей русского просветительства и классической литературы. Представители просветительской интеллигенции говорили о необходимости изучать историю, язык, фольклор, особое значение они придавали распространению грамотности среди всех слоев населения, ратуя за создание школ, где бы обучение велось на родном и русском языках. Пропагандируя культурные и экономические достижения европейской цивилизации, они способствовали преодолению патриархальности, феодальной и религиозной замкнутости своих народов. Они собирали и публиковали на страницах русской печати произведения устной поэзии своих народов.

Основы критики в Дагестанской литературе заложили статьи Эф. Капиева, А. Назаревича, К. Султанова и другие. С критическими статьями и исследованиями выступили русские писатели и ученые (Н. С. Тихонов, В. А. Луговской, П. А. Павленко, Ю. М. Соколов и др.). В 1938 письменность дагестанского народа была переведена с латинского алфавита на русскую графику. Увеличилась тяга к изучению русского языка.

Расул Гамзатов через свое творчество передал искусство народных умельцев; стройность, гордость и верность горянок; стойкость, мужество и доброта джигитов; мудрость и находчивость аксакалов. Своими темами в поэзии Р. Гамзатов обогатил литературу Дагестана.

2.2 Расул Гамзатов - яркий представитель литературы Дагестана

В курсовой работе, среди всех поэтов и прозаиков дагестанской литературы мы отмечаем Расула Гамзатова, так как, он красотой своей речи, своим талантом смог передать все красоты Дагестана.

Расул Гамзатов - аварец, народный поэт Дагестана, прозаик, эссеист. Раздумья о поэте, поэзии, о народе, о Родине - главные темы творчества поэта.

Родился 8 сентября 1923 года. Его родина - село ЦадаХунзахского района Дагестанской АССР. Р. Гамзатов родился в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы лауреата Государственной премии СССР. Большим подарком судьбы для Расула Гамзатова было вырасти под влиянием такого отца, с первых лет жизни иметь такого руководителя и советчика. Но начинающий поэт боялся до конца жизни остаться в тени прославленного предшественника.

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.

Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов Дагестана.

Творчество поэта завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев - прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.

Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Илья Сельвинский и Сергей Городецкий, Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья-поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Яков Хелемский, Владимир Солоухин, Елена Николаевская, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц, Марина Ахмедова и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Шевченко, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, стихи поэтов Пушкинской плеяды, арабского поэта Абдул Азиз Ходжи и многих других. Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями.

Расул Гамзатов был во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки. Он был в гостях у многих известных государственных деятелей, у королей и президентов, писателей и художников. Его дом в ауле Цада и Махачкале посетили много гостей мирового значения.

Расул Гамзатов избирался депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР, заместителем Председателя Верховного Совета ДАССР, депутатом и членом президиума Верховного Совета СССР, членом Дагестанского обкома КПСС. Время, когда Расул Гамзатов возглавлял Союз писателей Дагестана, стали называть золотым веком для дагестанской литературы.

Расул Гамзатов всю свою жизнь писал только о том, что он знает в совершенстве - он пишет о Дагестане и его людях .

2.3 Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова

Для полного анализа его творчества мы использовала цикл лирических произведений, это «Мой Дагестан», «О, Родине», «Горцы», «Дагестан, все, что люди мне дали…», «Всему я на свете…», «Покуда вертится земля», и повесть «Мой Дагестан».

Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края отличают поэзию Р. Гамзатова. «Поэзия без родной земли, без родной почвы - это птица без гнезда», - говорил поэт. Расул Гамзатов всегда писал естественно и человечно, горячо и страстно, самобытно и вдохновенно, жизнеутверждающе и многолико, дерзко и обличительно, смело и гневно .

Выбор своей темы поэт объяснял так: «Моя тема - родина. Мне не надо ее искать и выбирать. Мы не выбираем себе родину, но родина с самого начала выбрала нас. Не может быть орла без неба, горного тура без скалы, форели без быстрой и чистой реки, самолета без аэродрома. Так же не может быть писателя без родины» .

Расул Гамзатов много ездит по родной стране, и свежие впечатления обогащают его творчество новыми мотивами. Среди них не теряются, а усиливаются прежние, вечно живые - интернациональные и патриотические чувства.

Творчество Р. Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной самобытности. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру национальной литературы. По этому поводу прозаик писал:«Сейчас в Дагестане не носят нашей национальной одежды. Они ходят в брюках, в пиджаках, в теннисках, в рубашках под галстук - как в Москве, в Тбилиси, в Ташкенте, в Душанбе, в Минске.

Национальную одежду надевают теперь только артисты ансамбля песни и пляски. Человека в старой одежде можно встретить на свадьбе. Иногда, если человек захочет одеться по-дагестански, он берет одежду на прокат. Своей уже нет. Одним словом, национальная одежда исчезает, чтобы не сказать исчезла.

Но дело в том, что у иных поэтов исчезает национальная форма и в стихах, и они даже гордятся этим.

Я тоже хожу в европейском костюме, тоже не ношу черкеску отца. Но одевать свои стихи в безликий костюм не собираюсь. Я хочу, чтобы мои стихи носили нашу, дагестанскую национальную форму» .

С Р. Гамзатовым литература Дагестана прошла огромный путь и заняла достойное место в мировой культуре.

Человеку с его неугасимыми страстями, - любовью и ненавистью, посвящены стихи и проза Расула Гамзатова. Его герой, следовательно, он сам, страстно любит свою социалистическую Родину, с безграничной любовью относится к своей матери, беспамятно влюблен в прекрасных женщин, встречающихся на его пути. Но первая его страсть, первое чувство, первая любовь - Дагестан. В этом понятии сосредоточиваются самые сокровенные мысли, и чаяния поэтической души Расула Гамзатова.

Ненависть к тому, что препятствует его любви, восстает против нее, только усиливает это беспредельное чувство. И горе тому, кто посягнет на эту великую страсть:

Мне все народы очень нравятся.

И трижды будет проклят тот,

Кто вздумает, кто попытается

Чернить какой-нибудь народ….

Расул по-арабски означает «посланец», или еще точнее «представитель», он был представителем немногочисленного народа, малой страны Дагестан, так, например, Расул Гамзатов объясняет свое имя: «Когда у тебя спрашивают, кто ты, можно предъявить документы, паспорт, в котором содержатся все основные данные. Если же у народа спросить, кто он такой, то народ как документ предъявляет своего ученого, писателя, художника, композитора, политического деятеля, полководца.… В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом своего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира» .

Голос Р. Гамзатова отличали и слышали его преданные читатели, не только сотни тысяч его земляков, но и миллионы «всесоюзных», большинство из которых именно через его стихи познакомились с Дагестаном, с его культурой.

Дагестан - страна с богатой культурой. Для самих жителей этой страны, «культура Дагестана» имеет много значений, в нее входит опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит мудрым народным профессиям, красотой родной речи, мелодиям и танцам, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважению человека, почитанию старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Все это, что было перечислено, отражаются в творчестве Р. Гамзатова. Красотой своей речи, своим талантом он смог передать «культуру Дагестана» в своих стихах для читателей любой национальности, любой другой страны.

Р. Гамзатов пишет увлекательно, читая его лирические произведения, полностью погружаешься в текст. В его стихотворениях слышно, как струится горная река по ущелью, как камень, оторвавшись от скалы, катится вниз, слышно, как поют цветы о родной земле, как птицы поют о том, что видели в разных уголках Дагестана всего мира:

Много родников в моих горах,

Все они прекрасны и певучи.

Словно близнецы, в полях цветы.

И не отгадать который лучше… .

Своим талантом, своей богатой речью описывает все красоты дагестанского края:

Зеленеют поля и полянки,

Блещут зеленые долы и луг,

Словно их постирали горянки,

А потом расстелили вокруг .

Самым сложным для Р. Гамзатова было уезжать в другие страны оставим позади свой дом, аул, Дагестан:

Когда мы шли в далекие края,

«Куда?» не задавал вопросов я

Я спрашивал «Когда назад вернемся?» -

Там осталась родина моя .

Свою грусть, печаль, скуку находясь в дали Родины, сравнивал с природными явлениями, с жизненными процессами. Р. Гамзатов не понимал от чего «улетая, осенняя стая, так горестно плачет, так грустно поет», «о чем, уплывая, грустят облака?», «о чем кораблей уходящих тоска?», «о чем от скалы оторвавшийся камень так стонет и плачет как будто живой?», он думал «печаль беспричинна у листьев, лежащих в пыли у дорог, о ветке родной их печаль и кручина». С возрастом, с момента как ему пришлось уезжать в другие страны, оставляя позади Дагестан, он начал понимать и чувствовать боль птиц покидающий свое гнездо, цветов, которые срывает человек от земли, камня оторвавшись от скалы, он говорил: «Теперь понимаю, а раньше не мог».

Где б Р. Гамзатов не находился, мысли поэта были только о Дагестане:

И где б я ни жил,

Моя песня стремится

К родимым аулам,

К любимой столице….

Оказавшись в других странах, поэт искал Дагестан повсюду: «Я думал о Дагестане, путешествуя по Индии.… Думал я о Дагестане и в буддийских храмах Непала, где текут двадцать две целебные воды…. Думал я о Дагестане и в Африке.… И в других странах: в Канаде, Англии, Испании, Египте, Японии - думал я о Дагестане, ища или различия, или сходства с ним» .

Возвращаясь в родной край «солнце пил, как люди воду», «звезды пил из речек горных», «жадно воздух пил сладчайший, настоянный на облаках», и обращался к Дагестану, словами: «Не мало краев повидал я, но ты по-прежнему самый любимый на свете».

Тоска и грусть Р. Гамзатова о родине превращались в радость, когда в видел в горах Индонезии бьют барабаны так, как в дагестанских горах; по улицам Нью-Йорка ходил кавказец в черкеске; в Лондоне на выставке демонстрировалась керамика - изделия балхарцев, прославленных гончаров, в Венеции поражали зрителей канатоходцы из лакского аула Цовкра; у букиниста в Питтсбурге поэт наткнулся на книгу о Шамиле. Р. Гамзатов говорил: «Отовсюду, от любого места, куда бы я ни уехал, протягиваются ниточки к Дагестану» .

Расул Гамзатов в 1968 году написал повесть «Мой Дагестан». Эту книгу, исследователь творчества поэта, Казбек Султанов назвал лирико-философской энциклопедией малого народа.

Поэт в своем творчестве показывает свой Дагестан, своими глазами. Казалось бы, Дагестан - один-единственный для всех дагестанцев. Все-таки у каждого дагестанца он свой. В повести «Мой Дагестан» Р. Гамзатов писал: «У меня тоже есть собственный Дагестан. Таким вижу его только я, таким знаю его только я. Из всего, что я видел в Дагестане, и всего, что я пережил, из всего, что пережили дагестанцы, жившие до меня и живущие вместе со мной, - из песен и рек, поговорок и скал, орлов и подков, из тропинок в горах и даже из эха в горах сотворился во мне мой собственный Дагестан» .

Расул Гамзатов также привязан к горцам так же как, к аулу, к горам, к небу, к родной земле. Горцы и Дагестан - это одно целое для поэта, один без другого теряет свои ценности, качества. Горцы своей смелостью, отвагой защитят Дагестан, Дагестан же приютит и накормит. Стихотворение поэта «Горцы», показывает ценности, сердечность, отвагу, непоколебимость, стойкость жителей гор, и на что способны горцы ради чести, любви и дружбы:

Шире, чем донские степи,

Их сердца в теснине горной,

И под черной буркой совесть

Никогда не станет черной.

И ни песен, ни тостов,

Кто слыхал, тот не забудет,-

Это гор моих высоких

Замечательные люди.

Не велик числом народ мой

Но зато велик делами.

Кровь отдаст за каплей каплю,

Чтоб она взошла цветами.

И ему нельзя не верить,

Предан он своей отчизне

На крутых, на самых резких

Поворотах нашей жизни .

В лирическом произведении «Люблю тебя, мой маленький народ» показывает нрав и достоинства народа. Показывает, что в самых трудных поворотах жизни, умеет быть стойким:

Умеешь ты печаль сурово

Встречать без слез, без суеты….

Показывает простату народа, чистоту их души:

И без веселья показного

Душа твоя всегда открыта

И широка всегда, как степь… .

Нельзя, конечно не оценить гордость горцев и силу характера:

Характер гордый твой не стерся,

И в речи образность живет.

О, как люблю я сердцем горца

Тебя, мой маленький народ! .

Как горцы привязаны к родной земле, к горам, к небу, так и поэт считает себя ее частью, не представляя смысла без Дагестана, считал жизнь не полноценна без просторного, любимого края. «Если бы не было у меня почему-либо родного аула и его окрестностей, если бы не жили они в моей памяти, то весь мир был бы для меня грудью, но без сердца, ртом, но без языка, глазами, но без зрачков, птичьим гнездом, но без птицы», - говорил Р. Гамзатов .

Поэзия Расула Гамзатова - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да еще тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя - Дагестан.

С каждым сочиненным стихотворением, с каждой новой историей о родной земле, с каждым отъездом, поэт еще больше влюблялся в Дагестан, еще больше считал родным и неизведанным до конца. Р. Гамзатов отмечал: «Путешественники привозят домой песни тех стран, где они побывали. И только со мной беда - куда бы я ни поехал, я отовсюду привожу песни о Дагестане. С каждым новым стихотворением я словно узнаю его заново, понимаю заново и люблю заново. Неисчерпаем и бесконечен для меня родной Дагестан».

Стихи Расула Гамзатова переведены на десятки языков от английского до японского, от арабского до испанского. Мировая литература взяла в свой почетный ряд аварского поэта. «Пусть мою книгу прочитает хотя бы один человек, и я буду рад. Я хочу рассказать этому человеку о моей маленькой, простой и гордой стране. Где она находится, на каком языке говорят ее жители, о чем они говорят, какие песни поют» - писал Расул Гамзатов в повести «Мой Дагестан».

Аварский поэт Р. Гамзатов имел ряд государственных наград: четыре ордена Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, орден Петра Великого, болгарский орден Кирилла и Мефодия, многие медали СССР и России. Р. Гамзатова не волновало, сколько он получил медалей, для него было важно, что он был услышан. В своих стихотворениях прозаик делился радостью с родным Дагестаном:

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых! .

Поэт Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт». Поэтому миллионы людей ощущают себя гражданами удивительного и неповторимого мира поэзии и прозы Расула Гамзатова .

Р. Гамзатов своей родиной считал не только Дагестан, но и Советскую Россию. «Две матери у моего народа, у моей страны, у каждой из моих книг, - говорил Р. Гамзатов. - Первая мать - родной Дагестан. Здесь я родился, здесь впервые услышал родную речь, научился ей, и она вошла в мою плоть и кровь. Здесь я впервые ощутил вкус воды и хлеба. Моя вторая мать - великая Россия, моя вторая мать - Москва. Воспитала, окрылила, вывела на широкий путь, показала неоглядные горизонты, показала весь мир. Перед обеими матерями я в сыновьем долгу. Две матери - как два крыла.… Как орел во время полета не знает, которое крыло из двух ему нужнее и дороже, так не знаю и я, которая мать мне дороже» .

Много стихотворений Р. Гамзатов посвятил Советской России, столице - Москве. «Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно из России не выйдет», - сказал как то поэт.

Творчество Расула Гамзатова не могло оставить равнодушным коллег, друзей, все отзывались о поэте с уважением. Яков Козловский отмечал поэзию Расула Гамзатова такими словами: ««Слово дороже коня» - гласит древняя мудрость горцев. Расул строго придерживается в своем творчестве этого чеканного правила: его стихи не терпят суеты, верны традициям, идущим от метафоричности народной речи и опыта веков. Яркость образов, возвышенность и глубина мысли, благозвучие лада сливаются у поэта воедино, создавая удивительно цельную гармонию духовного проникновения в жизнь. Поэту чужды и легковесная лирика, и напыщенная многословная риторика. Он ненавидит ложь и пошлость, глупость и злобу. Смелость и широта взглядов, независимость суждений, внутренняя убежденность - характерные черты поэзии и прозы Гамзатова. Стихи поэта самобытны, глубоко национальны, афористичны» .

Поэзия Расула Гамзатова, ушедшего из жизни в 2003 году, составляет великолепную культурную эпоху. Мощная творческая энергия поэта, заложенная в его стихах, светлая лиричность и глубокая мудрость его поэзии пленяют и очаровывают каждого, кто с ней прикасается.

Заключение

Поэтов много, но только один из многих может называть себя поэтом своего народа, тот, кто пишет от всего сердца, от всей души, не забывая свои корни, свой дом, свой народ, свою культуру, и свою малую или большую Родину. Возвысить свой народ, не унижая другой.

Изучая литературу по данной теме, нас интересовало творчество Расула Гамзатова, на предмет выявления образа Родины в произведениях писателя, эстетические категории, выразившие непосредственно художественное мышление поэта: в том, каким видел Родину, какие ассоциации, эпитеты о родной земле возникали у писателя. Исследование в этой области достаточно актуально в силу того, что, с одной стороны эстетические категории - понятие, лежащее в области философского знания, а, с другой стороны, их проявление возможно через индивидуальный стиль поэта.

Действительно, проанализировав цикл лирических произведений и прозы «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, мы наблюдаем неразрывную связь между поэтом и Родиной.

Расул Гамзатов - великий аварский писатель, величайший мыслитель, поэт с большой буквы. Заслуги прозаика безграничны. Р. Гамзатов многое сделал для своего народа, своей страны. Благодаря поэту немногочисленный народ, проживающий в горных долинах, был услышан и признан другими странами. Те, кто раньше не знал, что это за страна Дагестан? Где она располагается? Познакомившись с творчеством Р. Гамзатова таких вопросов уже не возникало. Дагестан для читателя становился родным и неизведанным до конца.

Своей мудростью, своим талантом, красотой речи Р. Гамзатов писал о Родине - Дагестан. Для поэта - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да еще тысячи разных вещей и понятий, составляют прекрасное имя - Дагестан.

Стихотворения Р. Гамзатова привлекают своей колоритностью, которая богата национальными традициями, культурой, природой родного края. Поэт живет чувствами и мыслями своего народа, своей страны. Поэтому творчество Гамзатова интересует читателей, не только его земляков, но и за пределами страны.

В своей знаменитой прозе «Мой Дагестан» Р. Гамзатов пишет о Дагестане все, что пережил поэт и горцы, пишет о настоящем и возможным будущем, воспевает любовь к горам, к аулу, к родному дому. Безграничная любовь к Дагестану, многолетний опыт, история страны, легенды и предания, собственные записки и воспоминания, позволили Р. Гамзатову создать, такое прозаическое произведение, как «Мой Дагестан». Эту книгу, исследователь творчества поэта, Казбек Султанов назвал лирико-философской энциклопедией малого народа.

Художественный мир Р. Гамзатова - уникальное явление дагестанкой и мировой культуры. Правильно ориентироваться в этом мире, можно лишь усвоив созидательные принципы, которыми руководствовался творец, - эстетические идеи художника.

Список использованной литературы

1.Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение [Текст]: учебник для студентов пед. институтов по спец./Г.Л. Абрамович - 7-изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 352 с.

2.Адухов, М.Д. Истоки духовных ценностей в Дагестане [Текст]/ М.Д. Адухов// Педагогика. - 2004 - № 9. - С. 89-95

.Алиев, А. О, как нежней на склоне лет… [Текст]/ А. Алиев// Дагестанская правда. - 2003. - 19 июня. - С. 5

.Ананичев, А. Поэт аула и Вселенной [Текст]/А. Ананичев// Литературная газета. - 2008. - 15-21 октябрь. - С. 1

.Ахмедов, М. Кавказец родом из Цада [Текст]/ М. Ахмедов// Литературная газета. - 2008. - 10-16 сентябрь. - С. 7

.Бартенева, М. Дагестан. Живая связь времен [Текст] / М. Бартенева // Народное творчество. - 2007. - № 2. - С. 59-64

.Богуславская, Е. А. Литература народов СССР [Текст]/ Е.А. Богуслаева, С.Р. Богуславский. Под ред. С.А. Барузина. - М.: Просвещение, 1986. - 320 с.

.Введение в литературоведение [Текст] / Г.Н. Поспелов [и др.]. - М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.

. Введение в литературоведение [Текст] / Л.В Чернец [и др.]. - М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1999. - 556 с.

. Введение в литературоведение: Хрестоматия [Текст] / П.А. Николаев [и др.]. - М.: Высшая школа, 1979. - 300 с.

.Вершинина, Н.Л. Введение в литературоведение [Текст]: учебник для вузов/Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.; Под общ.ред. Л.М. Крупчанова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 416 с.

.Гамзатов, Р. Собрание сочинений: в 5-ти т. [Текст] /Р. Гамзатов - М.: Художественная Литература, 1980-1982. - 527 с.

.Гамзатов, Р. Стихотворения и поэмы Т.1 [Текст]/Р. Гамзатов - М.: Художественная литература, - 1980. - 511с.

.Гамзатов, Р. Высокие звезды [Текст]/ Р. Гамзатов - М.: «Советский писатель», - 1963. - 272 с.

.Гамзатов, Р. Мой Дагестан [Текст]/Р. Гамзатов - М.: «Молодая гвардия», 1972. - 438 с.

.История всемирной литературы: В 8 томах [Текст] / Г. П. Бердников [и др.] - М.: Наука, 1983-1994. - 200-203 с.

.Магомедов, Р. Расул на все времена: Послание Расула Гапшиминского Расулу Цадинскому[Текст]/Р. Магомедов//Дагестанская правда. - 2003. - 10 июля. -С. 8,13

.Пелипас, Н.А. Нравственно-философские проблемы национальных литератур [Текст]: учеб.комплекс/Н.А. Пелипас. - Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - 148 с.


    История аварской литературы.

    Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Р. Гамзатова.

    Каковы основные темы и мотивы его послевоенной лирики? Каковы ее художественные особенности?

    Какое значение имеют образ отца – поэта Гамзата Цадаса и образ матери в творчестве Р. Гамзатова?

    Раскройте тему родины в творчестве поэта.

    Каковы особенности любовной лирики аварского поэта?

    Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Покажите развитие образа Шамиля в произведениях Р. Гамзатова.

    Каковы художественные особенности книги «Мой Дагестан»?

    Охарактеризуйте поэмы, написанные по впечатлениям поездок в зарубежные страны («Колокола Хиросимы», «Остров Женщин», «Колесо жизни»).

    Расскажите о фольклорных мотивах в творчестве поэта.

    Раскройте особенности творчества Р. Гамзатова конца ХХ – начала XXI в.

    Изучение творчества Р. Гамзатова в школе.

Литература

Дементьев В. Расул Гамзатов. – М., 1984.

Забора П. Писатели советского Дагестана. – Махачкала, 1980.

Огнев В. Расул Гамзатов. – М., 1964.

Хайруллин, Р. З. Литература народов России: учебное пособие для вузов / Р. З. Хайруллин. – М. : Дрофа, 2009.

Хайруллин, Р. З. Литература народов России XIX – XX веков. Учебное пособие для 10-11 классов / Р. З. Хайруллин. – М., 1995;

Хайруллин, Р. З. Литература народов России. Материалы к факультативному курсу / Р. З. Хайруллин. – М., 1992;

Хайруллин Р. З., Пушкин В. Н. Писатели народов России. Библиографический справочник. – М., 1993.

Черноиваненко Е. Автобиографизм и художественная структура произведения «Мой Дагестан»// Вопросы литературы народов СССР: Сб. статей. – Киев-Одесса, 1981. – Вып. 7.

Эфендиева Т. Лирика К. Кулиева и Р. Гамзатова. – Махачкала, 1981.

Юсупова Ч. Дагестанская поэма. – М., 1989.

В Национальной библиотеке ЧР имеются:

Поэт аула и планеты: методические рекомендации по пропаганде творчества народного поэта Дагестана, лауреата Ленинской премии Расула Гамзатова: (к 60-летию со дня рождения) / Гос. респ. юнош. б-ка РСФСР им. 50-летия ВЛКСМ; [Всесоюз. о-во любителей книги; сост. В. П. Александров и др.]. – Москва: ГРЮБ, 1983. – 44 с.

С(Даг)

Гамзатов, Р. Книга любви: [избранные стихи, сонеты, поэмы: пер. с авар.] / Расул Гамзатов. – Москва: Советская Россия, 1974. – 334 с.

Гамзат ов, Р. Разговор о Любви: пер. с авар. / лирик Р. Гамзатов; сост. В. И. Свиридов. – Москва: Искусство, 1983. – 88 с.

83.3(2)6

Дементьев, В. В. Кавказская тетрадь: [О. К. Кулиеве, Р. Гамзатове, А. Кешокове] / В. В. Дементьев. – Москва: Современник, 1989. – 430 с.

Любовь всего превыше на земле: песни на стихи Расула Гамзатова: для голоса в сопровожд. фп. (баяна)/ сост. Ю. Олизаров; [авт. предисл. Ч. Айтматов]. – Москва: Советский композитор, 1983. – 87 с.

Тема 6. Тема Великой отечественной войны в повестях в. Быкова.

Тексты: Сотников. Обелиск.

    Творческая биография В. Быкова.

    Нравственно-этические основы повестей: проблема выбора и нравственный максимализм.

    Особенности сюжета и конфликта.

    Драма человеческого сознания, логика предательства.

    Идея долга и истоки героизма героев В. Быкова.

    Особенности поэтики В. Быкова. Роль психологизма.

Литература

1. Бугаев Д. Вступительная статья // Быков В. Собр. соч. В 4 т. М., 1985. Т.1.

2. Быков В. Как создавалась повесть «Сотников» // Литературное обозрение. 1973. №7. С. 100 – 102.

3. Дедков И.А. В. Быков. Очерк творчества. М., 1980.

4. Лазарев Л.И. В. Быков. М., 1979.

5. Лазарев Л. Не щадя себя // Литературное обозрение. 1979. № 6. С. 29 – 33.

6. Лазарев Л. Преодоление // Октябрь. 1987. С. 176 – 183.

7. Лазарев Л. Высший кодекс человечности // Литература в школе. 1978. №1. С. 13 – 24.

8. Овчаренко А. Пафос и главный герой книг Василя Быкова // Дружба народов. 1983. № 11. С. 244 – 250.

9. Шагалов А. В. Быков. Повести о войне. М., 1989.

«С любовью к женщине»

(женские образы в произведениях Расула Гамзатова).

Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Я всегда восхищалась богатством и своеобразием его таланта. Он мог писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи. Его творчество разнообразно, но почти каждое стихотворение имеет глубокий философский смысл. Иногда тонкая лирика, казалось бы интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

Любви заслуг не перечесть,

Давай в её земную честь

С тобой протянем руки

К друг другу возле звёзд.

Над бездною разлуки

Построим в небе мост

Нет, не люблю стихов я о любви,

Когда о ней кричат, как о несчастье!

Нет, не люблю я песен о любви,

Когда, как о беде, поют о страсти!

Р.Гамзатов женщин хорошо знал, понимал, как никто, быть может, умел любить и воспевал так, что можно сказать: женская тема - одна из центральных в его творческом наследии. На женские темы Р.Гамзатов писал много и на протяжении всей своей жизни: «Горянка», «Зарема», «Целую женские руки», «Берегите матерей»… - вот неполный перечень произведений поэта, которые он посвятил женщинам. Здесь и любовная лирика, и стихи о женской доле, о трагических судьбах горских поэтесс.

На зеленых холмах и в долинах стремительных рек, на гребнях гранитных скал и вблизи обветренных утесов – повсюду разбросаны в горах каменные аулы. Это и есть Дагестан, что в переводе означает «Страна гор». Люди здесь славятся щедростью сердец, гостеприимством, верностью и дружбой. Природа и суровые условия наделили их характером, в котором сочетаются стойкость, выносливость и долготерпение. Но здесь, в стране гор, драматичным, противоестественным оставалось пренебрежительное отношение к женщине в быту. Странно, но великая любовь и презрение к ней всегда вмещалось в одном и том же сердце горца - воин он или пахарь. Только поэты осмеливались ставить женщину выше тронов царей и громко оплакивали ее бесправие и обездоленность.

Трагичной была жизнь женщины гор. Посмей она петь песню о воле и счастье своем, и ей зашивали губы. Так погибла поэтесса Анхил Марин, так же трагично сложилась судьба поэтессы – горянки Кадрии.

Вижу кровь, замирая от боли.

Опаленные вижу крыла…

Кадрия, горской музы давно ли

Ты заветной надеждой была.

И в родительском доме, и в доме мужа всегда над головой женщины висела плеть, готовая в любую минуту обрушиться на ее плечи.

В то же время в смертельной схватке разгневанные противники швыряли кинжалы к ее ногам, как только она бросала между ними платок. Это означало уважение к той, которая создана, чтобы родить мужчину. С одной стороны, уважение к природе женщины, с другой – унижение ее только потому, что она слабее. Посмей горянке полюбить против воли отца, и ей уготована могила в волнах бурного потока. Так погибли сотни.

А если судьбе не сдавалась,

То прыгала с кручи в Койсу,

И белая грудь разбивалась

О черные камни внизу…

Сейчас другие времена, другие отношения. но инерция старых обычаев, косность, ложные представления о чести мужчины и сейчас дают о себе знать в горных аулах. И на этой почве сложился образ Асият, ее драма, ее вызов всему отжившему.

Расул Гамзатов написал поэму «Горянка»- драматичную песню о судьбе юной и смелой дочери гор.

Нередко над книжной стопою

Нам снятся красивые сны.

О женщина гор, пред тобою

Во многом поэты грешны.

«Женская обездоленность – чернильница, слезы – чернила, подушка – страница, и тогда писалась книга страданий, но мало кто ее читал, горянки не выставляет напоказ свои слезы…»,- писал Р.Гамзатов.

Отношение человека и женщины было для Р.Гамзатова высшим мерилом, он судил о мужчине по тому, каков он в своем поведении с матерью,

Я спросил на вершине, поросшей кизилом: «Что мужского достоинством служит мерилом?»

«Отношение к женщине», - мне отвечала он.

Женская тема тесно переплетается с темой материнства, свойственной всему творчеству Р.Гамзатова. В разные периоды творчества она проявляется по-разному. В первых сборниках тема материнства связана с такими, как тема Родины и народа, тема личной судьбы и гражданского долга.

Тема материнства наиболее ярко начинает проявляться, выделяясь в отдельное направление, после смерти Хандулай, матери Р.Гамзатова. В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашёл новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в мировой лирике. По-русски «мама»,

по-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба.

Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщин гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.

Всё то, что мной написано доселе

Сегодня до строки готов отдать

За песню ту, что мне у колыбели

Вблизи вершин ты напевала, мать.

Там, где вознесся к небу сопредельный

Кавказ, достойный славы и любви,

Не из твоей ли песни колыбельной

Берут начало все стихи мои?

(«Автограф на книге подаренной маме»)

Известие о её смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходит к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери ещё живы, он говорит:

Если стали сердцем вы суровы.

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней…

Горянка…К ней обращены лучшие лирические строки поэта. Она стала для него предметом неиссякаемого вдохновения.

Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности мы найдём в стихах Гамзатова.

Пою тебе сердцем влюблённым

И пусть твой задумчивый взор,

На счастье мое, просветлённым

Становится, женщина гор!

Спустя 23 года после написания поэмы «Разговор с отцом», были написаны поэмы «Берегите матерей» и стихи из последних книг, посвященных матери. В первых сборниках образ матери, как правило, имеет типизированные, обобщенные черты («После дождя», «Реки и речки», «Леки», «Раздумье» и др.).

Хмурый день, но дня милее нету,

Хоть метель и кружится, трубя:

Ведь когда-то в день декабрьский этот

Мать в ауле родила тебя.

(«Снег и снег – покуда хватит взора…»)

В более поздних стихотворениях образ матери становится более конкретным, приближенным к действительности, поэт непосредственно обращается к матери:

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я – пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

(«Матери»)

В стихотворениях этого периода, посвященных матери, Гамзатов часто использует личные местоимения я, ты, моя, свой, твой. Наиболее частотным становится употребление слова мама. Внимание таким образом сосредотачивается на личных переживаниях поэта.

В статье «Мы – ветви материнского дерева» Р.Гамзатов писал: «Но сейчас меня одолевают другие размышления, свербит душу другая печаль – о своей матери самое сокровенное, самое проникновенное я написал все же после ее смерти».

Р.Гамзатов, горюя и оплакивая свою мать, кажется, сказал нечто трогательное о многих матерях вообще: «Трудность заключалась в том, что меня терзала и сковывала горечь по поводу того, что я редко навещал маму при жизни из-за частых поездок, и даже не удалось посидеть у ее изголовья в последние часы, услышать прощальные слова, напутствия и завещания – в дни ее кончины находился в Японии. Но и тогда знал я, а теперь еще острее сознаю, что мать, мама – начало всех начал, неиссякаемый источник нежности, добра, все понимания и всепрощения».

Нельзя не согласиться со словами великого поэта, что мать – опора земли, ее жизнелюбием, милосердием и бескорыстием создается, крепнет и умножается род людской. Для подтверждения своих мыслей он обращается к традициям Северного Кавказа, отражающих ценность и значимость матери как в личной жизни отдельного человека, так и в обществе в целом:

«Горцы говорят: лишенный отца – полусирота, а лишенный матери – сирота полный». И еще в народе есть присловье: отцов могут заменить, но матерей не заменяют. Без матери потухает очаг, рушится дом. Нет лучше и пронзительней песен, чем песни матерей, и не напрасно, наверное, утверждают набожные люди, что молитвы матерей доходят до слуха и сердца Всевышнего.

Самая обязательная клятва – клятва матерью, самое унизительное оскорбление – бранное слово о матери. Нет мамы, кроме мамы, она единственная как земля, вода, небо и потому свята. В поведении людей немало поганых проявлений, но самое омерзительное, аморальное из них – матерщина.

В Дагестане раньше это никому не прощалось. За осквернение и оскорбление матерей наказывали кинжалом и пулей. Наоборот, платки матерей, брошенные под ноги разъярившимся врагам, отвращали кровопролитие… «Писать о матерях буду, покуда «не оборвется жизни непрочная нить». И это не считаю личной заслугой, ибо это – долг человеческий, благодарное сыновнее чувство» .

Обращение к теме материнства в более позднем периоде творчества Р.Гамзатова можно объяснить и тем, что в последние годы жизни поэта начинают привлекать нравственные, моральные и философские проблемы, среди которых – уважение и любовь к матери, воспитание детей. Что касается последнего, следует сказать, что в это время Гамзатов воспитывает трех дочерей, и в связи с этим тема материнства, взаимоотношений родителей и детей на этом этапе жизни Р.Гамзатова становится особенно актуальной.

Памяти матери поэт посвятил великую поэму «Берегите матерей», - написанную в 1976, через 11 лет после того, как ее не стало.

слово это среду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. ему конца нет

Встаньте! …

Я произношу его: «Мама!»

В другой своей книге «Мой Дагестан» поэт писал: «Нет ни одной матери, не умеющей петь. Нет такой матери, которая в душе не была бы поэтом. Кто не слышал материнской песни, все равно что рос сиротой».

Песни мамы!... сколько разных самых

Пелось в доме, в поле, у ручья…

Не было б на свете песен мама,

Я бы не был, я бы не был я …

Первый человек, которого мы любим в жизни – мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы приносим через всю жизнь.

Любовь к женщине воспевает поэт с таким целомудрием, какого не найти ни у одного российского поэта современности. И всегда подчеркивается, что его любимая не откуда- то, а именно уроженка дагестанских гор. И всегда подчеркивается, что нет в мире места прекраснее, где он родился и вырос:

И на берегах чужих морей,

в Сингапуре, в Токио, повсюду

Дагестанской песнею своей

Был понятен я простому люду.

Где я только не был, но всегда,

В устье Сены или в бухте Нила,

Наша дагестанская звезда

Среди тысяч с неба мне светила!

Стихи Расула Гамзатова пронизаны любовью и преклонением перед женщиной. Как земля держится на трех китах, так и поэзия Р.Гамзатова держится на теме женщины. Читая стихи поэта о любви, ощущаешь, что эта тема неисчерпаема.

Р.Гамзатов говорит, что не только стихи, сколько он сам пронизан любовью и преклонением перед женщиной.

Гамзатов был счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил своей жене Патимат. После окончания учебы и получения премии в жизни. Расула Гамзатова появилась его будущая жена Патимат. Точнее она уже была в его жизни, но …вот впрочем как об этом рассказывал сам поэт. С мягким юмором рассказывал Расул о своем «знакомстве» с будущей женой корреспонденту

«- можно спросить, как вы познакомились, со своей Патимат?

Не знакомился вовсе! Мы родились в одном ауле. Ее родители были богатые люди, деньги давали мне, чтобы я присматривал за ней в люльке. Потом, когда она выросла, . я без ден ег готов был всегда смотреть. Она согласилась, я женился…»

Я был уже большим в тот год,

Когда ты родилась:

Я знал в ауле каждый сад

И бегал в первый класс.

И если мама занята

Твоя порой была,
То за тобою присмотреть
Меня она звала.
И хоть за это от нее
Подарки получал,
Но помню, до смерти тогда
У люльки я скучал...
Промчались годы, и опять
В ауле я родном.
Какие косы у тебя!
Как быстро мы растем!
И я, как в детстве, снова жду,
Что мать ко мне войдет
И за тобою присмотреть,
Как прежде, позовет.
Я сам сейчас бы преподнес
Подарок ей любой...
Я жду – пусть лишь откроет дверь, –
О, как бы хорошо теперь
Смотрел я за тобой!

Очень много стихотворений Расул Гамзатов посвятил своей жене

Патимат Гамзатовой, в девичестве Юсуповой.

НАУКА ЛЮБВИ

Не математик я:
На что мне числа?
Я - патиматик:
В том немало смысла.
Я - патиматик
С самых ранних лет

И говорю:

Важней науки нет!

Находки и открытья -

Все подряд

Всю жизнь я посвящаю Патимат.

И как поэт, и как человек Расул Гамзатов не скрывал своего преклонения перед женщиной. А на вопрос, что он больше всего ценит в людях, поэт отвечал «В женщинах – ВСЕ, а в мужчинах - любовь к женщине».

Что в жизни я люблю, храню в душе всегда?

Мелодию, друзей, и свой аул Цада,

И горные хребты, чья так легка вода,

И женщин я люблю, а больше всех - тебя.

Его жена и верная спутница Патимат – первый человек, которому читал поэт свои стихи. Поэт сам сделал ее своей судьей, она как бы часть того большого, что зовется Гамзатовым. Когда речь заходила о семье, он в шутливой форме говорил: «В нашем доме один поэт, а все остальные критики».

Без тебя, Патимат, все бы было мертво…

Век живи - я к тебе обращаюсь с мольбою

Патимат, в этот мир я пришел для того,

Чтоб, узнав о тебе, он гордился тобою!

Со своей Патимат Расул прожил всю свою жизнь больше 50 лет. За эти годы Расул Гамзатов добился грандиозных успехов!

Мне объездить весь мир довелось,

Тот, который и нищ, и богат,

А за мною, как эхо, неслось:

Патимат, Патимат, Патимат.

Наши дочки чисты, как родник.

На тебя восхищенно глядят.

Словно доброе солнце для них

Патимат, Патимат, Патимат.

Красоте твоей радуюсь я

И твержу похвалы невпопад.

Ты судьба и молитва моя:

Патимат, Патимат,Патимат

Стихи Расула Гамзатова о любви пленительны и задушевны

«ТВОИ ГЛАЗА»

Я видел разными твои глаза:

Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день,
Когда они темны, как ночи тень,
Когда они, как горные озера,
Из-под бровей глядят прозрачным взором.
Я видел их, когда им что-то снится,
Когда их прячут длинные ресницы,
Смеющимися видел их, бывало,
Печальными, глядящими устало...
Склонившимися над моей строкой...

И сдвинулись расстояния и времена, поэтической строкой выдающийся деятель культуры объединил народы, страны и наречья. Он интерпретировал на аварский Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского...

А лирику Расула Гамзатовича Гамзатова переводили на русский язык А. Вознесенский, Р. Рождественский, Я. Козловский, С. Городецкий, Е. Николаевская и многие другие, благодаря чему широкий круг читателей знаком с прекрасными стихами.

Главная тема в поэзии Расула Гамзатова

Он родился в семье народного поэта Дагестана Гамзы Цадасы, поэтому с детства впитал творческий народный дух и стиль поэзии, но, как и всякий образованный человек, обогатил старые традиции новыми поэтическими открытиями, которые вышли за рамки национальной литературы и стали востребованы повсеместно.

Неслучайно стихи его были переведены на десятки языков других народов. А песня "Журавли" стала для миллионов людей воплощением истинного служения Родине, почитания подвига солдата, защищающего свою землю.

Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей... Р. Гамзатов, перевод Н. Гребнева

Он выбрал любовь

Тема Родины, причастности к свершениям в стране, сопереживания каждому дню, конечно, была одной из основных в творчестве Расула Гамзатова.

Но все же самой главной составляющей в поэтическом творчестве поэт считал любовь. Столько разнообразных вариаций на тему любви, живущей в сердце поэта, может читатель найти в его лирике.

Расул Гамзатов - цитаты:

И, по волнам леденящим кочуя, в вихрях, ревущих на сотни ладов, я сохранил, я сберег это чудо - Чувство, которому имя - любовь!

Много стихов посвятил поэт своей единственной в жизни любимой жене. Хотя из стихотворных строк понятно, что и они ссорились, и ревность порой им досаждала, но поэт находил новые слова для своей музы. Например, такие:

Жена говорит мне: "Когда это было? В какой это день мы поссорились, милый?" - "Не помнится что-то, - я ей отвечаю. - Я попросту дней этих в жизнь не включаю".

(Расул Гамзатов: о любви).

Плодом долгих раздумий, аккордом к строкам о любви звучат эти пророческие слова поэта:

Есть лишь любовь на свете. Остальная Жизнь - это ожидание любви...

И предостережение угадывается в строках о том, что даже самые рассудочные или занятые своими каждодневными помыслами люди, и те смягчаются под воздействием любви.

Порой, влюбленных ланей видя взгляд, Стрелок и тот стреляет невпопад.

Тема матери и родного края

Удивительные по своей проникновенности строки Расул Гамзатов написал о матери. В стихотворении "Мама" он рассказывает, что "мама" - это святое слово, хоть и по-разному звучит на различных языках, для всех людей оно одинаково бесценное.

Это самое первое слово, которое человек говорит на Земле, но оно же может быть и прощальным словом солдата. Поэт приходит к выводу, что как бы ни звучало слово "мама", оно - суть нашего существования на Земле, главная наша привязанность и защита. Потому что святая материнская любовь согревает каждого в его жизни.

Расул Гамзатов: цитаты о матери:

Тревожится за сына постоянно святой любви великая раба. По-русски - "мама", по-грузински - "нана", И по-аварски - ласково "баба".

Необычайное впечатление остается после прочтения стихов Р. Гамзатова "Есть три заветных песни..." о том, какие главные песни в жизни поют матери, и как они влияют на судьбу и жизнь своих адресатов.

Есть три заветных песни у людей, и в них людское горе и веселье. Одна из песен всех других светлей. - Ее слагает мать над колыбелью...

Мудрость на века: о жизни, дружбе и судьбе

Удивительна и та мудрость, которой насыщены поэтические строки Расула Гамзатовича. Не поучающая, не навязчивая в своей величественности. Истинная житейская мудрость.

Доверительный и проникновенный тон стихотворений вызывает безоговорочное восприятие изречений и наставлений, за которыми, кажется, скрыта сама жизнь.

Расул Гамзатов: цитаты о жизни:

Глаза у нас намного выше ног. В том смысл я вижу и особый знак: мы так сотворены, чтоб каждый мог все оглядеть пред тем, как сделать шаг

Или образное восприятие того, что важнее всего при жизни - оставаться человеком:

Он мудрецом не слыл. И храбрецом не слыл. Но поклонись ему: он человеком был

О дружбе народов написано много стихов и песен. Но строки Расула Гамзатова отличаются коротким и емким обобщением, справедливостью и точностью определений:

Мне все народы очень нравятся. И трижды будет проклят тот, кто вздумает, кто попытается чернить какой-нибудь народ.

Расул Гамзатов: цитаты из стихотворений

Каждый человек хоть раз в жизни, но спрашивает себя: а зачем он живет? Хорошо, мол, людям одаренным, известным или богатым. А что толку от простого человека?

Есть ответ в поэзии Расула Гамзатова, который звучит как утешение для каждого. Коли ты рожден и владеешь этим чудом под названием "жизнь", то живи, оставляя после себя только хорошее:

Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: дом иль тропинку, дерево иль слово...

И как последнее желание Человека с большой буквы воспринимаются эти строки Р. Гамзатова:

Я счастлив: не безумен и не слеп. Просить судьбу мне не о чем, и все же Пусть будет на земле дешевле хлеб, а человеческая жизнь дороже!

Творческое завещание поэтам

Отдельно хотелось бы рассказать о восьмистишиях Расула Гамзатова, которые похожи на рассыпанные бриллианты мудрости и любви. В своих восьмистишиях поэт коротко, но образно и емко выражал чувства и взгляды на жизнь, на этот мир, для которого у поэта много названий:

На ружейном вырежьте прикладе лица матерей, чтобы каждый раз с осужденьем иль мольбой во взгляде матери смотрели бы на вас.

Важнейшая задача, обобщенная до государственного уровня в поэзии Гамзатова, - это преемственность поколений, сохранение традиций народов, их языка. Это возможно при одном условии - если в сердце человека живет любовь и мир:

Я редко радуюсь своим победам, мне кажется - в стихах чего-то нет. Мне кажется - идет за мною следом уже рожденный истинный поэт. Пусть удивит он мир созвучьем новым, которого я, может, не пойму, И пусть меня однажды добрым словом помянет за любовь мою к нему.

Расул Гамзатович Гамзатов прожил насыщенную и плодотворную жизнь, он умер в 2003 году. Его именем названы улицы многих городов, гимназии и школы, установлены памятники в Дагестане и городах России. Есть почетная медаль имени Расула Гамзатова. В космосе существует астероид, названный в честь поэта.

Образ родины в творчестве расула гамзатова

Начиная с античности и до сегодняшнего дня, в истории литературы есть яркие личности, которые играют большую роль для государства, для народа. Так, вряд ли может быть всесторонне понято развитие русской литературы XX века с центральными для него фигурами Солженицына, Бумакова, Твардовского, Шолохова без учета жизни и деятельности Расула Гамзатова. Творчество писателей впитало в себя многолетний опыт десятков различных народов, говорит нам о сегодняшнем дне, о том, что завоевано в прошлом и обогатилось ныне новым содержанием.

Творчество Р. Гамзатова - поэта, прозаика, эссеиста - постоянно рождает споры, научные дискуссии, полемику в средствах массовой информации. Широкий интерес читателей к творчеству прозаика не ослабевает и в наши дни, о чем свидетельствуют издания книг, статей, собраний сочинений. В своих произведениях Расул Гамзатов воспевает любовь, дружбу, мужество джигитов, скромность и красоту горянок, но большей части в своих работах пишет о своей Родине как Дагестана, так и о России. Все это определяет актуальность темы.

Время вносит свои коррективы, требуя уточнений бытующих мнений, их дополнения или пересмотра. И дело не только в критическом поиске, в динамике воззрений и смене концепций. Дискуссии эти вводят нас в круг важных теоретических проблем, для решения которых требуется основательность исследования всего содержания творчества Р. Гамзатова.

Расул Гамзатов - аварец, народный поэт Дагестана, прозаик, эссеист. Раздумья о поэте, поэзии, о народе, о Родине - главные темы творчества поэта. Р. Гамзатов родился в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, лауреата Государственной премии СССР. Большим подарком судьбы для Расула Гамзатова было вырасти под влиянием такого отца, с первых лет жизни иметь такого руководителя и советчика. Но начинающий поэт боялся до конца жизни остаться в тени прославленного предшественника. Расул Гамзатов всю свою жизнь писал только о том, что он знает в совершенстве - он пишет о Дагестане и его людях. Голос Р. Гамзатова отличали и слышали его преданные читатели, не только сотни тысяч его земляков, но и миллионы «всесоюзных», большинство из которых именно через его стихи познакомились с Дагестаном, с его культурой.

Расул по-арабски означает «посланец», или еще точнее «представитель», он был представителем немногочисленного народа, малой страны Дагестан, так объясняет свое предназначение: «Когда у тебя спрашивают, кто ты, можно предъявить документы, паспорт, в котором содержатся все основные данные. Если же у народа спросить, кто он такой, то народ как документ предъявляет своего ученого, писателя, художника, композитора, политического деятеля, полководца.… В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом своего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира».

Расул Гамзатов очень любил свой народ, свою Родину, как Дагестан, так и Россию. С уважением относился ко всем народам:

…Мне все народы очень нравятся.

И трижды будет проклят тот,

Кто вздумает, кто попытается

Чернить какой-нибудь народ….

гамзатов поэт писатель

В своем творчестве Р. Гамзатов старается сохранить национальный колорит. «Сейчас в Дагестане не носят нашей национальной одежды. Они ходят в брюках, в пиджаках, в теннисках, в рубашках под галстук - как в Москве, в Тбилиси, в Ташкенте, в Душанбе, в Минске.

Национальную одежду надевают теперь только артисты ансамбля песни и пляски. Человека в старой одежде можно встретить на свадьбе. Иногда, если человек захочет одеться по-дагестански, он берет одежду на прокат. Своей уже нет. Одним словом, национальная одежда исчезает, чтобы не сказать исчезла.

Но дело в том, что у иных поэтов исчезает национальная форма и в стихах, и они даже гордятся этим.

Я тоже хожу в европейском костюме, тоже не ношу черкеску отца. Но одевать свои стихи в безликий костюм не собираюсь. Я хочу, чтобы мои стихи носили нашу, дагестанскую национальную форму».

Читатель, какой бы ни был он национальности, когда читает его стихи, знакомится с Дагестаном, с народом, с традициями, с культурой этой страны. С каждым чтение его стихотворения для читателя, Дагестан становится родным, интересным и неизведанным до конца. Р. Гамзатов пишет увлекательно, читая, полностью погружаешься в текст, и оказываешься среди гор, которые тянутся к небу, и по всем горам располагаются много различных, красивых, редких цветов, и не можешь оторваться от этой красоты природы; спускаясь ниже слышно, как струится родник сквозь трещины в скале, и делая глоток родниковой воды, в тебя как будто вдохнули жизнь:

Много родников в моих горах,

Все они прекрасны и певучи.

Словно близнецы, в полях цветы.

И не отгадать который лучше….

Дагестан - страна с богатой культурой. Для самих жителей этой страны, значение слов «культура Дагестана» имеет много значений, в нее входит опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит мудрым народным профессиям, красотой родной речи, мелодиям и танцам, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважению человека, почитанию старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Все это, что было перечислено мной, входит в творчество Р. Гамзатова. Красотой своей речи, своим талантом он смог передать «культуру Дагестана» в своих стихах для читателей любой национальности, любой другой страны.

С уважением отзывается о горцах:

Шире, чем донские степи,

Их сердца в теснине горной,

И под черной буркой совесть

Никогда не станет черной.

И ни песен, ни тостов,

Кто слыхал, тот не забудет,-

Это гор моих высоких

Замечательные люди.

С любовью пишет о Дагестане:

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

«Я думал о Дагестане, путешествуя по Индии…. Думал я о Дагестане и в буддийских храмах Непала, где текут двадцать две целебные воды… думал я о Дагестане и в Африке… И в других странах: в Канаде, Англии, Испании, Египте, Японии - думал я о Дагестане, ища или различия, или сходства с ним».

Р. Гамзатов своим творчеством завоевал сердца не только читателей, но и своих коллег. Многие отзывались о нем с уважением. Так, к примеру,

Роберт Рождественский говорил о Р. Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое».

Литература

  • 1. Гамзатов, Р. Собрание сочинений: в 5-ти т. [Текст] /Р. Гамзатов - М.: Художественная Литература, 1980-1982. Т.-1. Стихотворения и поэмы. - 1980. - 511с.
  • 2. Гамзатов, Р. Мой Дагестан [Текст]/Р. Гамзатов - М.; «Молодая гвардия», 1972. - 438 с.
  • 3. Магомедов, Р. Расул на все времена: Послание Расула Гапшиминского Расулу Цадинскому [Текст]/Р. Магомедов//

4. Пелипас, Н.А. Нравственно-философские проблемы национальных литератур [Текст]: учеб. комплекс/Н.А. Пелипас. - Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - 148 с.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...