Развитие концентрации внимания и быстрое чтение. Развитие внимания и запоминание прочитанной информации

Предположим, что пару дней назад вы попали в большую пробку, направляясь домой с работы. Это позволило вам немного почитать: примерно 2 часа 45 минут. Таким образом за один день вы смогли бы прочесть почти половину «Эссенциализма» Грега Мак-Кауна. При подобной скорости чтения ваш wish list на Amazon переполнился бы за считаные недели.

Внесем коррективы: допустим, на самом деле вы не читали текст, а слушали. Предположим, «Эссенциализм» был вашей первой аудиокнигой. Некоторые скажут, что вы сжульничали: мол, нельзя называть себя библиофилом, слушая аудиокниги. Есть и еще один минус: после такого знакомства с текстом вы вряд ли сможете вспомнить и половину информации.

Все это наводит на мысль: как с научной точки зрения подойти к решению вопроса удержания внимания при чтении? Конечно, легко обвинить прогресс в отсутствии у многих современных людей способности сконцентрироваться надолго на одном объекте. Но быть может, мы задаемся неверным вопросом? Что, если суть не в том, какие книги мы читаем, а в том, как мы это делаем?

Переворот, скроллинг и снижение внимания

В 2013 году ученые отобрали 72 десятиклассника и предложили им пройти тест на технику чтения с одним условием: часть испытуемых использовала бумажные носители, а другая часть — компьютерные дисплеи. Как вы, наверное, уже поняли, группа читающих с листа показала лучшие результаты. Но вы вряд ли догадаетесь о действительной причине этого.

Суть кроется в пространственном осознании информации. По мнению исследователей, мы не просто читаем тексты; мы отчасти их переживаем. Подобно тому как вспоминая маршрут, по которому уже ездили, вы создаете ментальную карту материала во время чтения.
Можно вспомнить, где части информации находятся, и как они связаны между собой. При чтении с ридеров такая связь между понятиями нарушается. Как следствие, куда сложнее создавать мысленную структуру текста.

Сюда же можно отнести проблему оценки прогресса чтения. Полосы прокрутки внизу или по бокам экрана не сравнить с толстой стопкой страниц в руках. Почему это имеет значение? Физические свойства книги помогают нашему мозгу структурировать информацию, которую мы читаем. Ридеры не имеют физических страниц, поэтому структура, формируемая в подобном случае, получается более шаткой и нестабильной. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению понимания в целом.

В то время как, казалось бы, приведено достаточно доказательств, чтобы забраковать ридеры как носитель информации, всплывает другое объяснение проблемы понижения внимания. И тут уже причина в нас самих.

Как мы читаем онлайн?

Наше отношение и чувства, испытываемые при чтении онлайн, имеют куда большее значение, чем вы думаете. В конце концов, не все эксперименты демонстрируют сниженный уровень понимания при чтении с экрана. Это в большей степени связано с нашим мышлением, а не с устройствами для чтения.

Мы — плохие читатели, потому что подсознательно ассоциируем контент на экране с незначительной информацией (почта, твиты и т. д.). Это способствует тенденции к беглому усвоению, в отличие от вдумчивого чтения, при котором мы вникаем в каждое слово.

В зависимости от устройства, есть также соблазн закрыть файл с книгой и переключиться на что-то простое: например, на чтение ленты в Twitter (небольшой секрет — многие делают это регулярно).

Исследования показали, что на аудиокниги нашего внимания уходит еще меньше. В одном из исследований ученые из University of Waterloo разделили людей на три группы — тех, кто читали отрывок вслух, читающих про себя, и тех, которые слушали запись отрывка текста.

Людям, которые слушали рассказ, было, по правде говоря, скучно. Их внимание было рассеяно больше, чем у тех, кто читал отрывок сам (как вслух, так и молча). Эти слушатели показали худшие результаты в понимании текста.

Предположительно, это происходит потому, что прослушивание чужого чтения требует значительно меньших усилий с вашей стороны. Это попросту недостаточно активный процесс, чтобы по-настоящему вовлечь вас.

Улучшайте навыки чтения, независимо от инструмента

Притом, что технология может быть неким несуразным третьим колесом в наших отношениях с чтением, она никуда не денется. Хорошая новость в том, что мы можем улучшить способности мозга к обработке и восприятию информации даже при чтении с экрана. Согласно данным Марианны Вольф (Maryanne Wolf):

Та же пластичность (способность мозга к обучению и адаптации), что дает нам глубоко и вдумчиво воспринимать текст, позволит применить принципы глубокого чтения в новой среде.

Исследователи из Waterloo, показавшие, как сильно мы отвлекаемся при прослушивании аудиокниг, обнаружили следующее: чтение вслух существенно повышает понимание. Когда вы читаете вслух, у вас по умолчанию задействован механизм, способный оповестить вас в случае потери концентрации. В подобном случае вы просто начинаете неправильно произносить слова.

Еще один прием, помогающий более качественно воспринимать информацию при прослушивании аудиокниг: резюмировать содержание каждой главы по ее завершению. Как только рассказчик переходит к следующей главе, попробуйте нажать на паузу и вслух повторить важные тезисы последней части.

Если у вас не получится, то лучше отмотать назад. Исследования подтверждают, что подобное подведение итогов помогает нам запомнить больше информации, так как мы вынуждены определять основные моменты текста, отбрасывая лишнее.

Тренируйте периферическое зрение

Немного попрактиковавшись в развитии периферического зрения, вы научитесь читать быстрее естественным образом. Тим Феррис (Tim Ferriss) разработал технику, способную повысить вашу скорость чтения еще быстрее при помощи трекера (ручки или другого инструмента, следующего за уровнем глаз по мере чтения) и определенных упражнений, повышающих количество воспринимаемых слов. Таким образом, ваши глаза могут в большей степени сосредоточиться на центре страницы.

Еще одна маленькая хитрость: большинство приложений для прослушивания аудиокниг имеют функцию увеличения скорости воспроизведения. Некоторым проще понимать информацию на скорости в 1.5 раза выше номинальной. Если вы чувствуете, что темп повествования слишком медленный, то попробуйте его ускорить. Как и при использовании первого совета, при наличии определенной практики вы привыкнете к более быстрым темпам прослушивания аудиокниг.

Сделайте чтение активным опытом

Обычно чтение представляет собой пассивный опыт. Вы расслабляетесь, наливаете чашечку кофе и наслаждаетесь . Совсем иначе читает книги Райан Холидей (Ryan Holiday). Для него чтение — весьма активный опыт:

«Если мне нужно уточнить что-либо, я сгибаю уголок страницы и позже к этому возвращаюсь. Я ношу с собой ручку и записываю любые мысли, чувства, связи, возникающие у меня при прочтении того или иного отрывка. Не бойтесь испортить книгу заметками или аннотациями».

Делайте пометки на полях, выделяйте текст и записывайте запомнившиеся отрывки по мере прочтения или прослушивания. Не бойтесь отложить книгу или поставить запись на паузу, пока вы записываете пришедшую вам в голову мысль.

Таким образом, вы куда прочнее взаимодействуете с полученной информацией, чем если бы просто прочли ее, а потом мучительно вспоминали нужную вам часть. Преимущества в данном случае действительно весомые. Исследования доказали, что подобный способ активного чтения позволяет ощутимо повысить понимание информации.

Повторение

Многие, закончив книгу, ставят ее на полку в библиотеку или перемещают в папку в Kindle, пока не переставят ее или не дадут почитать приятелю. Еще один совет от Райана Холидея заключается в повторном прочтении книг.

Билл Клинтон, например, перечитывает «Размышления» Марка Аврелия каждый год. Существует высокая вероятность того, что при повторном прочтении вы будете замечать те вещи, которые не увидели в первый раз. Хотя при этом вы можете прочесть меньше книг за год, зато поймете больше из прочитанного материала.

Записывать свои мысли — простой способ повысить понимание и научиться критически мыслить о предмете. Поднимите качество чтения на следующий уровень, записывая основные моменты и их значение для вашей жизни или сферы бизнеса. Речь идет о применении усвоенного материала. Если вы сделаете это, то с большей вероятностью вспомните прочитанное спустя некоторое время. Рональд Рейган использовал подобную систему для сбора исторических заметок и даже анекдотов.

Суть здесь отнюдь не в бездумной порче бумаги. Сосредоточьтесь на выделении основных моментов своими словами. Зная, что вам придется резюмировать содержание книги, вы серьезно повысите уровень внимания при чтении.

Если у вас есть время для чтения только по дороге на работу, тогда аудиокниги, несомненно, ваш выбор. Ведь iPad гораздо компактнее и легче, чем тома «Войны и Мира». Никто не принуждает вас к компромиссу между применением технологий и качеством знаний — при правильном подходе вы получите и то, и другое.

Вы берете в руки книгу. На что, прежде всего, обращаете внимание? Совершенно верно, на название книги и ее автора. Затем? На оглавление. И если эти объекты вызвали у Вас интерес, Вы начинаете листать книгу, бегло просматривая отдельные разделы. После такого предварительного ознакомления Вы можете или заинтересоваться книгой, или отложить ее.

Интересная книга помогает сосредоточиться, сконцентрировать на ней внимание при чтении. Сопереживая вместе с героями книги, читатель отключается от настоящей действительности, переносится в иной, нереальный мир, воспринимая его, словно участник тех событий. Наступает полная концентрация внимания с идеальным запоминанием текста.

А что делать в случае необходимости чтения совершенно неинтересного материала, который Вы должны выучить, чтобы сдать экзамен? Как сконцентрировать внимание на нем и запомнить содержание?

Попробуйте проанализировать этот "совершенно неинтересный материал", задавая самому себе и автору вопросы относительно излагаемого. Прежде всего, задайте вопросы себе:
- почему этот материал мне не нравится (я его не понимаю, непоследовательность в изложении, сомнительные утверждения, академичность изложения и т.д.)?
- что я считаю в этом материале лишним при раскрытии темы?
- что в этом материале отсутствует или плохо изложено для понимания темы? (и так далее).

Активно анализируя материал, "раскладывая его по полочкам", Вы даже не заметите, как сконцентрируете на нем внимание, как из "неинтересного" он превратится в "захватывающий" и легко запоминаемый. Вы запоминаете то, с чем абсолютно согласны, либо то, что категорически отвергаете. Если к какому-то факту Вы относитесь равнодушно, это значит, что либо он Вас не интересует, либо Вы не имеете достаточно знаний, чтобы комментировать его.

К этой стадии, стадии анализа информации с целью ее запоминания, необходимо прийти через тренировку динамической устойчивости концентрации внимания , выполняя более простые упражнения. К ним относится умение находить ошибки в написанных словах.

Многие школьники и их родители увлекаются скорочтением. Научиться читать в 3 - 5 раз быстрее, чем обычно - значит во столько же раз сократить время на получение какой-то информации, или во столько же раз увеличить объем получаемой информации за то же время. В принципе, это очень полезное умение. Но при этом не следует забывать отрицательную сторону скорочтения: охватывая одним взглядом одну или несколько строчек, читатель схватывает их смысл, но не замечает ошибок в отдельных словах или даже отсутствие целых слов.

Привычка к скорочтению вырабатывает привычку к скорописанию, что отрицательно может сказаться на правописании. Согласитесь, что школьное сочинение (и не только школьное!) с большим количеством ошибок оставляет неприятный осадок у читателя и не может вызвать уважения к человеку, написавшему такое сочинение.

Поэтому, наряду со скорочтением, необходимо обладать навыками внимательного чтения, особенно при проверке собственного сочинения. Тем более, что такое чтение является хорошей тренировкой концентрации внимания.

Упражнения.

Упражнение 41.
Попросите ребенка переписать любой абзац из какого-нибудь текста (для детей младшего возраста желательно дать текст с крупным шрифтом). Затем ребенок сам читает свой текст и ищет ошибки. При грамотном написании его необходимо обязательно похвалить.

Упражнение 42.
Если есть возможность, скопируйте на копире несколько абзацев любого текста из газеты или журнала в двух экземплярах с некоторым увеличением шрифта (если такой возможности нет, работайте с газетным или журнальным текстом без увеличения). Ребенок внимательно читает текст и в каждом слове вычеркивает одну заранее обусловленную букву (например, букву "К"). Чтобы придать этому упражнению вид игры, Вы тоже вычеркиваете эту же букву на втором экземпляре текста (или в другом тексте). Затем Вы меняетесь своими работами и проверяете друг у друга, все ли выбранные буквы вычеркнуты.
Таким образом, ребенок (да и Вы тоже) концентрирует внимание при чтении текста дважды: когда вычеркивает букву и когда проверяет работу. Повторяйте упражнение несколько раз, выбирая другую букву.

Упражнение 43.
Для выработки концентрации внимания при чтении могут успешно применяться так называемые Таблицы Шульца. Это таблица в виде квадрата, в клетках которой записаны числа от 1 до 25, или от 1 до 36, или от 1 до 49 и так далее в зависимости от количества клеток в таблице. Особенностью ее является то, что числа записаны не по порядку. Необходимо как можно быстрее найти в таблице все числа от единицы до последнего.
Ниже в качестве примера приведена одна таблица. Вы можете сами составить неограниченное количество подобных таблиц. Засекайте время и находите числа. Хороший результат с таблицей на 25 чисел 30 - 40 секунд.

Упражнение 45.
Ребенок (школьник) читает приведенный ниже текст один раз. В процессе чтения он подсчитывает, сколько раз встречается в тексте буква "а".

Я не знаю, как долго был без сознания, но когда я очнулся, солнце уже клонилось к закату. Вокруг стояла абсолютная тишина, словно никогда и не было той страшной бури, оторвавшей меня от земли мощным вихрем. Где я, и что со мной случилось? Как долго я летел в воздухе? Кто меня спас?
(Буква "а" встречается 15 раз).

Можно продолжить выполнение упражнения, подсчитывая другие буквы.

Упражнение 46.
Усложним предыдущее упражнение. Приведенный ниже текст необходимо читать с максимально возможной скоростью, подсчитывая количество какой-то буквы, (например, буквы "н"). По секундомеру определяется продолжительность чтения.

Я медленно сел, ощущая боль в правой руке и правой ноге. Ничего страшного. Похоже, я отделался только царапинами, когда падал на ветки одинокой густой ели, неизвестно откуда здесь появившейся. Вокруг больше ничего не было, только высокая трава да какие-то цветы, словно нарисованные, стояли с поникшими головками.
(Буква "н" встречается 17 раз).

Выполняя это упражнение, можно провести самотестирование по формуле:
К = n/Nt,
где n - подсчитаное количество буквы в тексте;
N - фактическое количество этой буквы в тексте;
t - продолжительность чтения в минутах (до десятичного знака).

Упражнение 47.
Это упражнение способствует развитию концентрации внимания при чтении и при письме. Необходимо внимательно читать приведенные ниже предложения, находить в них ошибки и подсчитывать общее количество слов с ошибками.

Мой брат пообещал оптравить письмо потчой, но чепому-то так и не сделал этого. Урок был скучный, и я чметал о каникулах, которые так бытсро закочнились. Количетсво птиц в стае было оргомное. Я люблю путешетсвовать, поэтому георгафия мне нравится. Мы огранизовали веселое туритсическое путешетсвие по нашему городу. Каждый вечер я налбюдаю за взездами, это так итнересно.
Количество слов с ошибками - 14.

Все мы понимаем, что продожлительный стресс плохо влияет на наш огранизм, приводит к ралзичным заболеваниям. Едининчые заболевания болезнью Альцгеймера начали потсепенно перерастать в массовые. Ондой из причин такого явления монжо назвать отсутсвтие неохбодимости в тренирокве нашей памяти. Симтпомы болезни начали появляться у сорокапятилентих людей.
Количество слов с ошибками - 12.

Упражнение 48.
Найдите среди представленного в строчках набора букв осмысленные слова. Для примера в первой строчке такое слово выделено.

Рамаберлес кинркущозерочфиэнскерпкомнатаыумаквариумтпцглазжяе Кпдомрухцеюфлсадбинсгрибтщеежагрзонтгмруетнотыремпвяэткортиклдраб

Упражнение 50.
Это вопрос-шутка. Вы сможете легко на него ответить при внимательном чтении.

У отца Мери день рождения. К нему пришли все пять его дочерей со своими мужьями. Мана пришла с Наком, Мене пришла с Неком, Мини пришла с Ником, Моно пришла с Ноком. С кем пришел Нук? (Примечание: имя пятой дочери не Муну).

Начало книги смотрите здесь.

Несмотря на важность техник по расширению угла зрения, а так же подавление проговаривания текста при чтении, следует отметить, что если читатель не будет сконцентрирован то скорость и качество усвоения материала будет на низком уровне.

Какие факторы влияют на концентрацию при чтении

  1. Физическое состояние организма.
  2. Не правильно подобранный материал для чтения.
  3. Посторонние раздражители.
  4. Недостаточная мотивация.

Как влияет состояние организма читателя на скорость чтения?

Если человек не выспался или не достаточно здоров, то процент усвоения информации будет на низком уровне. Чем более отдохнувшим будет читатель перед чтением, тем полнее будет запоминаться информация.

На запоминание информации влияют биологические ритмы:

Теоретическую информацию лучше усваивать по утрам, а техники, связанные с мышечной памятью – вечером.

Отдых и концентрация на деле

Между уроками следует делать перерывы. Отдых – это не обязательно прозябание на диване – наилучший отдых – это смена деятельности.

Существуют ли особые диеты для концентрации мозговых усилий?

Ученые разрабатывают специальные диеты для людей, занимающихся экстремальными видами деятельности. Например, специальные диеты существуют для космонавтов и политиков. Существует очень простое правило здоровья и хорошего самочувствия - 80% потребляемой пищи должно быть свежей - именно так питаются первые лица государства.

По замечанию людей, которые работают в Федеральной Службе Охраны, первые лица государства питаются очень сдержанной диетой. 80% того, что они едят – это сырые овощи или фрукты, а 20% мясные и переработанные продукты.

Измените диету согласно принципа 80/20 (80% сырых овощей и фруктов и 20% переработанной пищи), и способности вашего мозга увеличатся. Исчезнет усталость и головные боли.

Как тезаурус текста влияет на понимание и скорость чтения

Чем более простым и понятным языком написан текст, тем более просто он воспринимается читателем.

Что такое тезаурус

Тезаурус - специальная терминология, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности. В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.

Как незнакомые слова влияют на скорость усвоения текстов?

Для того, чтобы было понятно, как незнакомая терминология влияет на скорость чтения давайте проведем небольшой эксперимент. Прочитайте фразу на разных языках и подумайте на сколько просто вам было понять текст.

На русском языке

Вы Замечали, что одни люди читают со скоростью света и внедряют прочитанное, тогда, как другим требуется года, чтобы открыть первую страницу книги?

Украинском языке

Ви помічали, що одні люди читають зі швидкістю світла і впроваджують прочитане, тоді, як іншим потрібно роки, щоб відкрити першу сторінку книги?

Английском языке

Have you ever noticed that some people read the speed of light and introduce old, whereas others require years to open the first page of the book?

Грузинском языке

ოდესმე შენიშნა , რომ ზოგიერთი ადამიანი წაკითხვის სინათლის სიჩქარით და დანერგვა წლის , ხოლო სხვები მოითხოვს წელი გახსნა პირველ გვერდზე წიგნი ?

Тексты на русском языке воспринимать легче. Такую же закономерность можно наблюдать и при чтении специализированной литературы. Чем более близкий и понятный язык будет использоваться при написании текста, тем быстрее и проще он будет читаться.

Как правильно подобрать для чтения материал?

Руководствуйтесь при выборе литературы следующими принципами:

  • Перед чтением, просмотрите текст и отметьте, на сколько понятен язык автора.
  • Выпишите незнакомые слова. Чем больше будет непонятных слов, тем меньше будет скорость чтения.
  • Обратите внимание на примеры, которые приводит автор.

Если выбор книг не велик, то придерживайтесь следующего алгоритма чтения:

  1. Просмотрите книгу с пятого на десятое.
  2. Отложите текст на несколько дней.
  3. Прочитайте углубленно текст.
  4. Делайте заметки в блокноте.

Книги с непонятной терминологией читайте в два прохода. В первый раз вы знакомитесь с непонятными словами. Читая второй раз, вы подчищаете и усваиваете материал, при этом более полно усваивая структуру знаний.

А что делать, если психологически трудно убедить себя читать книгу второй раз?

Выберете 3-5 книг в нужной вам области и последовательно ускоренно прочитайте их. Такой алгоритм чтения позволит преодолеть психологический барьер «повторного чтения».

Как на работу мозга влияют посторонние раздражители?

Если вы "аудиалист" – то воспринимаете информацию через звуковые каналы, посторонний шум для вас будет представлять серьезную проблему во время чтения.

Вот несколько советов для тех, кого раздражают посторонние разговоры:

  1. Занимайтесь в библиотеке или там, где уровень шума минимален.
  2. Используйте во время занятий наушники. Включите спокойную музыку или шумы природы (крик чаек, или шелест листвы).
  3. Занимайтесь поздно вечером, когда все легли спать или рано утром.

Как отключить навязчивые мысли

Кроме аудиальных раздражителей существуют раздражители, засевшие в сознании, и требующие к себе внимания. Навязчивые мысли крутятся по кругу и не дают сосредоточиться на важном деле.

Вот пример навязчивых мыслей:

  • Закрыл ли я машину?...
  • Скоро срок сдачи отчета, я не успеваю...
  • Что написали мои "френды" в Фейсбуке?
  • Закрыл ли я машину? надо проверить...
  • Отчет на носу, а времени нет...

Если у вас в сознании крутятся подобные мысли, то очень трудно сосредоточиться и начать внимательно читать.

Приемы отключения навязчивых мыслей.

  1. Займитесь физической работой. В качестве минимального варианта – отожмитесь от пола 20 раз. Прогуляйтесь или выполните комплекс упражнений на растяжение.
  2. Замените раздражающую эмоцию на еще более сильную. Например представьте, что произойдет, если вы поддадитесь на пагубное влияние хандры.
  3. Пообещайте себе заняться вопросами, которые крутятся у вас в сознании чуть позже.

Важно!

Проводить процедуры по отключению мыслей не зависимо от того, ощущаете ли вы наплыв навязчивых мыслей или нет. Часто бывает так, что после очистительных процедур, как после горячего душа, тело начинает ощущать как оно было напряжено.


Недостаточная мотивация и скорость чтения

Важно отметить, что если у читателя нет интереса к книге, то скорость чтения и коэффициент усвоения прочитанного будет практически нулевым.

Как мотивировать себя на чтение?

Мотивировать в строгом понимании самого себя практически невозможно.

Что такое мотив?

"мотив " – это в буквальном переводе – палка для погони скота. Будете ли вы подгонять себя "палкой"? Другие могут вас мотивировать, пугая вас отчислением из института или сорванными заказами, а к себе следует подбирать более человеколюбивые меры.

Побудить себя на чтение можно только интересом и возможностью практического применения полученных знаний.

Как поддерживать интерес к занятиям на высоком уровне?

Для поддержания интереса к выполняемой работе попробуйте переключаться на другое дело как только фокус внимания начинает теряться. Это похоже на то, как спортсмены тренируются: пять раз отжался, пять раз присел, пять раз подтянулся, пробежал круг... и опять пять раз отжался.

У вас должен быть заранее подготовлен план переключений. Например, такой:

  • Редактирую статью "А"
  • Читаю книгу "Б".
  • Редактирую программу "В".

Именно в этом режиме я пишу этот текст. Первоначально я составил план. Потом начал более подробно работать по каждому пункту плана. Как только я чувствую потерю интереса или усталость, то переключаюсь на другой вид деятельности, например, обрабатываю фотографии или пишу программы или рисую. Через небольшой промежуток времени я снова берусь за редактирование текста.

Этот режим поддержания сознания в тонусе хорошо работает поскольку сознание постоянно требует изменений. Если изменений нет, то мгновенно теряется интерес.

Психологическая возгонка перед чтением

Вы можете так же использовать другой способ возгонки интереса к чтению. Способ заключается в визуализации будущего результата.

Как раскачать воображение и заинтересоваться чтением

  1. Представьте в красках то, что вы хотите избежать. Окрасьте эту картину в темные тона. Например, представьте, как вы ходите на нудную и не интересную работу, выслушиваете приказания нервного начальника...
  2. Представьте в красках к чему вы стремитесь. Окрасьте картину будущего в светлые цвета. Например, вы занимаетесь любимым делом.
  3. Переменно вызывайте то положительную картину, то отрицательную картину, чередуйте их.

Следите за собой как бысо стороны, во время просмотра воображаемого фильма. Как только появляется интерес к планируемой вами деятельности, немедленно приступайте к работе!

Почему у медленно читающего человека нет интереса к чтению

Давайте вспомним себя на экзамене, когда вы не выучили вопрос, на который вам нужно отвечать. И вот, о чудо, ваш сосед дает вам подсмотреть шпаргалку. За какой промежуток времени вы запомните то, что написано в подсказке? Уверен, что одного мгновения будет достаточно.

Люди медленно читают потому что не представляют для чего им нужна получаемая информация . При этом следует иметь в виду, что мотивы типа «я выучу предметы, получу красный диплом, стану хорошим специалистом и буду заколачивать большую деньгу » это всего лишь слова - в них совершенно нет ни какой конкретики. В этой фразе имеется множество подвохов.

Перечислю некоторые из подвохов:

  1. На сколько качественно нужно учить, чтобы сдать предмет?
  2. Является ли диплом гарантией того, что я буду хорошим специалистом?
  3. Всегда ли хорошие специалисты получают большие деньги?
  4. На сколько эта мысль соответствует реалиям мира?

Как правило, медленно читающий человек берется за чтение в момент, когда у него наиболее снижен уровень психической энергии. И, как следствие читает без интереса с наименьшей скоростью.

Что нужно делать для повышения интереса к чтению?

Чем более конкретной будет задача, стоящая перед вами, тем четче вы будете понимать, что недостает вам для ее достижения, тем с большим интересом вы будете читать и запоминать текст.

Закономерности повышения интереса к делу очень простые:

  1. Без понимания практического применения читаемого материла – чтение будет простой тратой времени.
  2. Чем более четким будет представление будущего результата, тем сильнее мотивация.
  3. Если визуализация невозможна, как например со сдачей неинтересного экзамена, то представьте что произойдет после успешной сдачи и что произойдет если экзамен не будет сдан.

Развитие внимания и запоминание прочитанной информации

О человеке, у которого нет интереса к чтению говорят, что он не внимателен.

Отсутствие внимание проявляется следующим образом:

  • Периодически читатель теряет нить повествования. Он находится в сонном состоянии.
  • Читатель постоянно возвращается к одним и тем же участкам текста.
  • Читатель не понимает того, что он должен уяснить после чтения.

Что такое внимание:

Внимание – это способность удерживать фокус сознания на определенном предмете. Как и многие качества, внимание можно натренировать.

Как протестировать внимание?

Чаще всего, внимание тренируют выполнением монотонных операций. Например, просят умножать трехзначные числа. Может быть, на первый взгляд кажется что промежуточные результаты от вычислений невозможно удержать в голове, но, это говорит о недостаточном развитии внимания.

Суть проблемы внимания. Невнимательность при чтении может быть выражена в том, что когда вы читаете, вам приходится возвращаться к предыдущему предложению, так как вы его механически прочитали, но не вникли в смысл. Чем чаще вы возвращаетесь, тем ниже ваша скорость. Потому первым шагом к увеличению скорости чтения является работа с вашим вниманием и концентрацией при чтении.

Внимание и интерес. Часто вы сами могли замечать, что в первые минуты чтения процесс идет гораздо медленнее, чем через полчаса после начала. Вы как бы «разгоняетесь». На самом деле, повышается ваш уровень внимания. Особенно, если книга интересная, и вы захвачены сюжетом. Чем более интересна для вас книга, тем больше ваше внимание и тем быстрее вы читаете.

Но можно ли сделать так, чтобы внимание было сконцентрировано на тексте даже не самом интересном уже в первые минуты, что, несомненно, повысит скорость чтения?

- Можно! Попробуйте выполнить указанные ниже упражнения и рекомендации.

Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне.

В игре важен азарт!

Азарт (франц. hasard) - увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность. (Большая советская энциклопедия). Чтобы создать азартную игру на основе предстоящего процесса чтения, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Если вам это дается сложно, то можете использовать приведенные ниже примеры и рекомендации.

Состязательность. Например, если вы читаете учебник перед экзаменом, можете устроить соревнования с товарищами, кто быстрее прочитает учебник или кто ответит на большее количество вопросов по учебнику, которые вы можете задать друг другу. Состязательность в учебном процессе - это главное оружие преподавателя (знаю на своем опыте), способное повысить интерес к процессу обучения. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны как групповые. И в чтении вы можете найти себе соперника!

Личные рекорды. Еще одним фактором создающим азарт при чтении может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. К примеру, читая книгу, вы можете засекать скорость чтения, допустим количество страниц в час, затем стараться побить собственный рекорд. Личные рекорды можно ставить в скорости, в количестве страниц, в количестве книг, в освоенном материале и во многом другом.

Пытайтесь мотивировать себя тем, что читаемый материал может быть полезен вам. Попытайтесь перечислить все возможные преимущества, которые даст вам прочитанный текст. Пусть они не значительны, но главное их найти. Затем визуализируйте это, помечтайте и приступайте к чтению.

Даже если это скучный учебник, который нужно прочитать для подготовки к экзамену, вы должны понять, что эти знания вам пригодятся и, в конце концов, хорошая отметка по предмету порадует хотя бы вашу маму.

Упражнение 1.3. Внешние раздражители

Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и уметь заниматься, не обращая ни на что внимание.

Сложные условия делают человека более внимательным, учат его отключаться от внешних раздражителей и заниматься тем, что ему нужно.

Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу в парке в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Упражнение 1.4. Состояние транса

Состояние транса , по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Так, в состоянии транса человек может принять позу, которая неудобна в обычном состоянии, и провести в этой позе достаточно длительное время.

Например, читая интересную книгу и положив ногу на ногу, через полчаса в перерыве вы можете обнаружить, что одна нога сильно затекла. Но во время чтения вы не думали о ноге, вы были в состоянии повышенного внимания к книге, у вас работало зрительное восприятие настолько сильно, что сигналы от остальных органов чувств просто не воспринимались мозгом.

Подробнее о вхождении в состояние транса вы можете .

Упражнение 1.5. Игра N-назад

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. В игре вам будут по порядку показываться карточки и вам придется определить, была ли такая же карточка показана в прошлый раз.навыка поиска нужной информации в тексте, что также может помочь вам не возвращаться к уже прочитанному.

Примечание. Если Вы считаете, что предложенные упражнения даются Вам слишком легко, то можете перейти к следующим урокам. Ведь каждый человек индивидуален, и разные навыки могут даваться по-разному: одни - немного проще, другие - чуть сложнее.

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят характер непроизвольный, т. е. даже и не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда вдруг возникающие действующие раздражители ярко и броско отличаются от общего монотонного “серого” фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример непроизвольного внимания -- монотоническая морская вахта на корабле в открытом море, когда вдруг за бортом появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно -- результат нашего намерения, целевого усилия воли.

Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном внимании они в основном носят характер опосредованный. Это -- интерес цели, интерес последующего за тем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.

Послепроизвольное внимание -- это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для вас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя мы перестаем делать над собой усилие: читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. Совершенно очевидно, что быстрое чтение требует повышенного внимания. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора -- от его мастерства, а произвольное - от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя -- его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направить внимание, но и поддерживать его длительное время.

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией.

От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью; если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание спадает. Н. К. Крупская говорила: “Браться за непосильную книгу -- значит растрачивать даром силы и зря убивать время”.

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст, как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Ученые установили, что обычное состояние человека при чтении текста -- направленность сознания на смысловое содержание материала и сосредоточенность его на этом. Здесь огромное значение имеет установка -- как и что читать -- направленность внимания на тот или иной аспект. Экспериментально установлено, что при восприятии текста внимание привлекают:

  • 1) отдельные ключевые слова, существенные для понимания содержания;
  • 2) новые или непонятные слова, затрудняющие понимание текста;
  • 3) слова, отличающиеся особенностями конфигурационной формы.

Выделение при восприятии этих слов при чтении по-разному сказывается на понимании текста в зависимости от их принадлежности к той или иной вышеназванной группе. Если внимание сосредоточивается на словах, относящихся к первой группе, то это положительно влияет на понимание общего содержания текста. Если выделяются слова второй группы, это всегда нарушает понимание текста -- внимание концентрируется на непонятном, и отдельные слова начинают выступать в качестве психологического барьера, препятствующего пониманию всего текста и снижающего скорость чтения.

Исследования последних лет, проведенные проф. П. Я. Гальпериным с сотрудниками, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер в своих работах также особое место уделяет зрительному вниманию как специфическому внутреннему механизму. В основе зрительного внимания на уровне глаз лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Работы Ю. Б. Гиппенрейтера показали, что характерная особенность оперативного поля зрения -- чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Этот феномен называется варископичностью. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда, луч прожектора как бы “шарит” по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего различные участки текста. Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. Еще одна характеристика работы зрительного внимания его уровневая интенсивность. Субъективно это выражается в различной ясности или в различной степени осознания того зрительного содержания, на которое в данный момент направлен взор. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняет свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. В последних случаях наступает состояние психической слепоты или невидящего взора, при котором ваше внимание как бы меркнет.

Отсюда следует, что нужно уметь произвольно управлять вниманием при чтении с помощью умения и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания -- важнейшего параметра психической деятельности.

В заключение подведем некоторые итоги.

Внимание -- своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения, на него влияет и утомление, связанное с этим процессом. Как очень высокий (более 8000 зн. /мин), так и замедленный темп чтения (менее 600 зн./мин) утомляет, способствует снижению внимания.

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь развить произвольное внимание, а затем сформировать навык послепроизвольного из устойчивого произвольного.

Практические инструкции по тренировке и развитию всех видов внимания предполагают выполнение специальных упражнений.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...