Ричард К. Шварц «Системная семейная терапия субличностей» - Маргарита

Главное – ладить с самим собой

Многие выдающиеся умы в поисках определения счастья приходили к выводу, что его основа – в гармонии с самим собой, в ощущении верно идущего процесса самоорганизации при реализации заложенного природой потенциала.

Однако каждому из нас известно состояние неопределенности, невозможности сделать выбор или состояние внутренней дисгармонии - когда оба решения кажутся важными, и ни одно нельзя упустить, или наоборот ни одно из решений не подходит. Порадовать себя новой покупкой или сэкономить деньги? Удовлетворить свое вечернее желание съесть что-нибудь сладкое или воздержаться и позаботиться о фигуре? Или даже более серьезные вопросы: оставаться в несчастливом браке, но сохранить полную семью для детей или развестись, следуя за своим желанием, но в качестве последствия встретиться с детскими эмоциями в связи с переживанием ими развода?

Случается и так, что приняв решение, мы продолжаем сомневаться, правильно ли мы сделали. Можно одновременно думать о том, какой я смелый/смелая и винить себя за возможные последствия принятого решения или не решится на поступок и критиковать себя за робость. Словно одна часть нас поддерживает и гордится, а другая винит и сомневается в принятом решении.

Так, ко мне на прием за психологической помощью обратился 20-ти летний (назовем его) Иван. Он описывал сложности, которые заключались в том, что ему было тяжело озвучить свои истинные мысли. Например, его подруга позволила себе неприятные высказывания в его адрес при общих знакомых. Ему было легче отшутиться, чем сообщить ей о том, как на самом деле ему неприятно слышать ее слова, да еще и при всех. А после таких ситуаций он корил себя за неуверенность и отсутствие смелости, за то, что не смог «здесь-и-сейчас» быть настоящим и сказать правду. В обыденной жизни Иван тратил много сил на поддержание бесконфликтного общения. Любой его знакомый оценил бы его как позитивного и веселого человека. Однако, сам Ваня, оставаясь наедине с собой, был грустен и одинок.

Поход к психологу создал для Ивана пространство, где можно было быть собой и говорить, что думаешь. Хотя на это понадобилось время и работа на доверие. Когда мой контакт с Ваней состоялся, он стал делиться подробностями своих переживаний. Я предложила для удобства перейти на язык субличностей, клиенту эта идея понравилась…

Что такое субтильность?

Психолог Ричард Шварц, работая с людьми с пищевыми расстройствами, заметил, что перед приступом объедания, в головах клиентов звучат несколько внутренних голосов, словно внутри находится несколько личностей. Будучи учеником создателя структурного подхода к терапии семьи Сальвадора Минухина и, опираясь на идею множественности психики, Ричард Шварц создал терапевтический подход, который получил название системная семейная терапия субличностей.

Субличности – это внутренние части нас. Они появляются в различные моменты нашей жизни в сложных, порой травматичных ситуациях. Чтобы справится с подобной ситуацией, психика придумывает новый алгоритм действий (или часть=субличность, которая отвечает за этот алгоритм), который становится в ряд других способов из нашего арсенала реакций. При оптимальной картине человек способен управлять такими частями. Но если у человека есть опыт, когда он не справился ситуацией, субличности перестают ему доверять и начинают жить своей бесконтрольной жизнью, появляясь там, где человек их видеть бы не хотел. Эти субличности стремятся по-прежнему выполнить ту функцию, для которой были созданы – продемонстрировать совладающую реакцию.

….Итак, я стала спрашивать, что происходило с Ваней, в тот самый момент, когда подруга язвила в его адрес при общих знакомых. Оказалось, что он здорово разозлился, но сдерживал злость при себе. Переводя на язык субличностей, одна ванина часть была в гневе на подругу, а другая часть стояла на страже этого гнева и отвечала за то, чтобы злость не вырвалась наружу, и никто ее не увидел. Вспомним, что придя домой, Иван ругал себя. Таким образом, была третья часть, критикующая…

Оказывается, у каждого человека таких субличностей может насчитываться около сотни – это цифра принятой нормы.

…Я спросила Ивана, какая часть приносит ему наибольший дискомфорт, с кем бы он хотел разобраться для начала. Мишенью стала сдерживающая часть.

Чего же хотела эта часть для Вани? Выяснилось, что она реализовывала задачу адаптации. Основные ее намерения заключались в отсутствии конфликтов с окружающими. Очень важно было ни с кем не ссориться, иначе… Здесь самый важный момент: чего же боялась эта часть? Она боялась одиночества Вани и отвержения его приятелями как реакции на высказывание им своего мнения. Эта часть помнит, как одиноко было Ване в школе, когда он позволял выходить злости наружу, конфликтовал с одноклассниками и в результате был отвергнут большей частью класса. Тогда он чувствовал себя «белой вороной», и это был тяжелый период его жизни. Сдерживающая часть не могла позволить ему снова прикоснуться к этим тяжелым чувствам, поэтому принимала решение о поведении Вани вместо него – сдерживаться и молчать!

Обнаружить заботу в действиях сдерживающей части было для Ивана удивительным! Он увидел ситуацию с другой стороны: эта не трусливая часть, это защищающая, предвосхищающая часть. Оставалось передоговориться с ней, чтобы функции защиты от одиночества он взял на себя. Чтобы он сам смог оценивать угрозу ситуации и выбирать адекватное ей поведение.

Надо сказать, что действовать по-новому, по-иному всегда сложно: хотя бы потому, что менее безопасно: результат непредсказуем. Но действия «по-другому» приводят к новому результату. Ваня осмелился сказать подруге, что он чувствовал в той ситуации. Подруга практически не смягчилась, однако это был прецендент, когда Иван сообщил ей о том, как он себя чувствовал и что думал на самом деле. Внутренний критик, видя новое смелое поведение Вани, утих.

В процессе терапевтической работы ядру личности возвращается авторитет, а субличностям предлагается новая сфера ответственности.

Шварц рассматривает субличности как части внутренней семейной системы, предположив, что они подчиняются законам семейного функционирования. Такое понимание открывало особенный взгляд на способы и цели терапевтического вмешательства. Благодаря такому видению в руках психолога оказываются как карта терапевтического процесса с конечной точкой, так и прикладные инструменты достижения этой точки.

В результате прохождения системной семейной терапии субличностей человек научается слышать себя дифференцированно от влияния реактивных частей личности, что облегчает принятие решений и обеспечивает внутренний комфорт и так желанную гармонию.

Программа является практически ориентированной программой дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации).

Цель программы: повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки специалистов в области практической психологии и работы в рамках интегративного подхода - системной терапии субличностей (СТС).

Задачи программы:

  • познакомить слушателей с одним из современных подходов для работы с системами - системной терапией субличностей;
  • изучить методологию данного подхода и базовые приемы работы в этом подходе;
  • развить навыки наблюдения, анализа и синтеза демонстрируемого материала;
  • научить выстраивать и осуществлять интервенции при работе в этом подходе как в индивидуальном режиме, так и при работе с супружескими парами и семьями;
  • сформировать базовые навыки диагностики состояния клиентов, определения последовательности взаимодействия элементов системы и основных приемов/техник консультирования в данном подходе;
  • освоить возможности самостоятельного использования данного подхода в консультативной и психотерапевтической работе;
  • контролировать усвоение полученного материала.

Срок обучения: 54 часа.

Видео, где Алена Рихмаер делится основными понятиями системной семейной терапии субличностей, излагает теорию Ричарда Шварца на Конференции “Открытое поле”.

Программа состоит из 5 разделов, которые логично связаны друг с другом, и включают в себя теоретические и практические блоки, расширяющие представление слушателей о возможностях консультирования с использованием системной терапии субличностей.

Изучение данной дисциплины реализуется в следующих формах:

  • информационная лекция с использованием традиционных образовательных технологий, предполагающих прямую трансляцию знаний от преподавателя к слушателю (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения);
  • демонстрация преподавателем отдельных приемов консультативной работы и фрагментов терапевтической работы в данном подходе для участников образовательных групп;
  • организация самостоятельного анализа наблюдаемых приемов и отдельных работ;
  • самостоятельное практическое использование приемов работы, предполагающих выполнение индивидуальных и коллективных заданий, направленных на формирование умений и навыков психологической работы. Часть самостоятельных работ выполняется под наблюдением преподавателя;
  • дискуссия - организованное преподавателем обсуждение слушателями полученного на лекциях и в результате наблюдения за работой преподавателя материала, направленное на улучшение качества усвоения материала.

Программа составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и в соответствии с требованиями к содержанию программ, сформулированных в ст.76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Основные понятия системной семейной терапии субличностей.

Истоки возникновения системной системной терапии субличностей. Идеи множественности психики К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, расщепления - как реакция на травму (М. Кляйн, О. Кернберг, Д. Виникотт). «Самость» и ЭГО в психоанализе. Системное мышление. Распространение системного мышления на системы, окружающие человека (социальные) и существующие у него внутри. Индивид, рассматриваемый как система субличностей, его части и особенности их взаимодействия. Отличительные особенности данной модели от других, опирающихся на множественность психики.

Системы взаимодействия на внутриличностном уровне. Модели, позволяющие совмещение внутриличностного и межличностного уровней терапии.

Особенности понятия «Самости» в данном подходе. Типы частей, их задачи и функции. Система из трех групп «Изгнанники», «Менеджеры», «Пожарные». Поляризация частей. Понятие «Груз прошлого». Восстановление равновесия и лидерства «Самости» как задачи терапии.

Раздел 2. Системная терапия субличностей при индивидуальной работе с клиентом.

ТЕМА 1. Организационные аспекты СТС

Установление надежного контакта и сотрудничества «терапевт - клиент». Этапы работы в данном подходе. Представление модели клиенту.

ТЕМА 2.

Основные техники и приемы СТС.

Первичные навыки выделения субличностей. Обсуждение моделей взаимоотношений между частями и частями и «Самостью». Возможности укрепления доверия к «Самости».

Процессы, происходящие с различными частями. От слияния к дифференциации частей. Дифференциация частей, как базовый прием при работе с субличностями клиента. Распознавание типов частей и направления работы с каждой из частей на начальном этапе терапии. Работа со внутренними опасениями и страхами. Особенности работы с травмами в данном подходе. Различные приемы, направленные на «возвращение застрявших в прошлом» частей и освобождение их от «груза прошлого». Техники «Внутренний взор», «Прямой доступ», «Внутренняя комната» и другие приемы данного подхода. Использование системных вопросов и циркулярного интервью при работе с субличностями.

Раздел 3. Техники различных подходов в СТС.

Психосинтез и его приемы при выделении частей. Наиболее часто встречающиеся субличности в психосинтезе и приемы работы с ними. Возможности использования психодрамы в данном подходе: дублирование и монодрамма. Гештельт-подход и его особенности работы с субличностями клиента. Техника «пустой стул», ее плюсы и ограничения. Использование арт-терапевтических приемов и работы с ассоциативными картами. «Расстановка внутренних частей» и системная семейная терапия субличностей. Сходство и отличие системной семейной терапии субличностей и теории травматического расщепления Ф. Рупперта. Упражнения «Я и моя «Самость», «Препятствия на пути к «Самости», «Самость» как ресурс» и другие техники системно-феноменологической психотерапии.

Раздел 4. Субличности психотерапевта.

Принципы работы в данном подходе. «Самость» и субличности самого терапевта. Их влияние на ход терапии. Вмешательство «Беспокойных и Заботливых менеджеров», а также других частей в процесс психотерапии. Способы диагностики и возможности дальнейшей психотерапии. Возможности использования переноса и контрпереноса в данном подходе. Правила безопасности при работе с внутренней системой клиентов. Особенности сопротивления и методы обхождения. Устойчивость и контакт с «Самостью» самого психотерапевта, как основа дальнейшей работы.

Ответственность терапевта за процесс.

Раздел 5. Семейная и супружеская терапия с точки зрения системной терапии субличностей.

ТЕМА 1. Особенности работы с семьей в СТС

Семья и ее развитие с точки зрения данной модели. Карта базовых проблем в четырех аспектах семейных систем. Развитие в ограничивающих условиях - бремя травмы. Травмы, полученные в ходе развития семьи и супружеской пары, полученные в виде грузов родительского наследия и грузов развития. Способы работы с ними. Дисбаланс, как один из аспектов проблемы. Виды дисбаланса. Проблемы лидерства в семье и паре. Проблемное руководство, как одна из базовых проблем. Понятие семейный и супружеский процесс.

ТЕМА 2. Принципы и техники работы с супружеской парой в СТС

Виды поляризаций в паре. Паттерны взаимоотношений частей по типу слияния, колебания от слияния к поляризации и от поляризации к слияния. Прослеживание последовательности взаимодействия субличностей между супругами. Работа с частями каждого из супругов в присутствии другого как основа восстановления доверия. Фекторы, которые необходимо учитывать при работе с супружеской парой. Техники повышения уверенности к «Самости». Использование методов терапии по М. Боуэну, как дополнение к данной модели.

Список основной литературы:

  1. Щварц Р.К. Системная семейная терапия субличностей. М. Научный мир 2011.
  2. Ассаджиолли Р. Психосинтез. М. Наука. 1997.
  3. Реноуттер Дж Это в ваших силах Ростов- на дону Феникс. 1995.

15.03.2019

Проводится по адресу: Горького, 1, комната 8. Записаться

Другие тренинги

Теория и практика семейного консультирования. Базовый курс. АВ-3 Повышение квалификации: "Особенности работы с зависимыми и членами их семей" Повышение квалификации: "Телесная лаборатория (обучение + личный опыт)" Семинар-практикум «Снятие венца безбрачия… и другое приданное» - взгляд психолога-расстановщика Семинар: "Открытая работа с семьей" Повышение квалификации: "Перинатальная психология и психология родительства" Тренинг для мужчин и женщин "Секреты семейного счастья" Тренинг для родителей "Радость воспитания" Практикум: "Арт-терапия - творчество в жизни" Интервизорская группа по расстановкам "Древо рода" (эксперимент) Группа по семейным расстановкам Интервизорская группа "Телесная лаборатория" Семинар-практикум «Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ» Психотерапевтическая группа "Телесный коучинг" Танцевально - психологический тренинг "Искусство движения" Фестиваль "Семейный круг 2015" от Гильдии психологов и педагогов Группа "Надо расслабиться" (телесно-ориентированная терапия) Тренинг "Исполнение желаний в Новом году" "Неделя семьи" - мастер-классы для семейного взаимодействия

Одним из специфических методов психосинтеза, используемых также на первом этапе, является метод работы с СУБЛИЧНОСТЯМИ.

Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни.

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р...

Взято из Википедии
"Субличность (англ. subpersonality) - воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт.

Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность...

Давайте рассмотрим это более подробно. Но надо понимать, что все эти процессы происходят на уровне энергий, поэтому для лучшего восприятия будем объясняться образными сравнениями.

Итак, субличности находятся около Души, их можно представить…

В виде «разумных» туманностей. С одной стороны, они близко расположены к Душе и испытывают влияние этой очень сильной антиматериальной структуры, так сказать близость «дыхания Вечности», «присутствия частицы из мира Бога». С другой стороны, субличности...

Субличность - это психологическое образование, подобное живым существам. Внутри личности может быть множество субличностей. Каждая субличность имеет собственные мотивы, чувства, привычки и мнения, способ поведения, образ себя.

Это как бы личность в миниатюре. Они формируются в ответ на различные обстоятельства нашей жизни. Среди них могут быть персонажи разбойника и домохозяйки, тирана и мыслителя, Бабы Яги и проститутки. Все они как-то относятся друг к другу и не всегда мирно сосуществуют...

Профанация о Саботажнике

Вы, конечно, знаете про субличности. Это такие маленькие частички «Я», которые друг с другом конкурируют, с тем, чтобы руководить нашими действиями и поступками. Но больше всего они ввязываются в наши мысли.

И, если Вы разговариваете с собой, или с телевизором или, хотя бы с попугайчиком, и получаете мысленные ответы – знайте Вы разговариваете с какой-либо своей субличностью. Но мы этого не осознаем. Мы думаем, что Мы -это Мы. Конечно, Я – это Я.

Я по-прежнему...

Случаи, конечно, бывают разные. Но, если речь идёт о врождённом даре человека, то это означает, что в прошлом воплощении данной Души Личность духовно развивалась, достигла определённых результатов в работе над собой и понимании этого мира.

То есть был хороший скачок в духовном развитии, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы покинуть систему Аримана, вырваться из круга перерождений. Однако в новой жизни у новой Личности с такой Душой есть некоторые преимущества по сравнению с другими...

Еще в начале прошлого столетия гениальный Карл Густав Юнг выдвинул теорию о том, что наша психика состоит из нескольких субличностей, которые живут в нашем подсознании и оттуда управляют нашим поведением и в известном смысле нашей судьбой.

Они формируют наши эмоции, желания, импульсы и влияют на наше поведение.

Ядром нашей личности являются три основных персонажа:

Внутренний Ребенок,
Внутренний Мужчина
и Внутренняя Женщина.

Каждый из них несет в себе свой особый смысл и...

Техники разные, но у всех есть нюансы.
Есть супертехника вейланс - но там надо иметь хорошее воображение, а у меня с ним проблема.

Турбо-сусулик скоро буду применять заново как вычисли все факторы влияющие на результат - пока энергию и намерение только вычислил - при них срабатывает. Лазарев, как и Свияш, тоже говорит чем больше энергии, тем быстрее эффект.

ПЭАТ много сессий надо - моё мнение.
РПТ не даёт 100% гарантии - а самому обучиться не возможно ей.

ТМО почему то не работает...



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...