Сатирические произведения н.а. некрасова

1. Творчество первой половины 40-х годов.

2. Творчество второй половины 40-х начала 50-х г.

3. Поэзия второй половины 50-х годов.

4. Народные поэмы.

5. Лирика 60-70-х годов.

6. Поэмы 70-х годов.

7. “Кому на Руси жить хорошо”.

8. Значение творчества Некрасова в истории русской поэзии.

Опорные выражения.

Первые поэтические опыты. Изображение социальных противоречий. Сатира Некрасова

крестьянская тематика. Сборник 1856 года “Коробейники”, “Мороз, красный нос” - поэмы о

народе и для народа. Романтические тенденции в поздней лирике Некрасова. Подвиг тен

декабристов. “Кому на Руси жить хорошо” - энциклопедия русской жизни художественное

своеобразие. Особенности реализма Некрасова.

Литература.

Аникин В.П. Поэма Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить

хорошо”. М., 1973.

Бойко М.Н.Лирика Некрасова М., 1977.

Прийма Ф.Я. Некрасов и русская литература Л., 1987.

Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986.

Скатов Н.Н. “Я миру посветил народу совему”: о творчестве

Н.А.Некрасова. М., 1985.

Н.а.Некрасов и русская литература. М.. 1971.

Некрасов был крупнейшим русским поэтом второй половины XIX века. Он внес большой

вклад в развитие всей русской культуры и общественной мысли, являясь редактором двух лучших

демократических журналов XIX в. - “Современника” и “Отечественных записок”. Нужно было

обладать незаурядным мужеством, блестящими организаторскими способностями, талантом

подлинного журналиста, чувством высокой гражданской ответственности, чтобы в невиданно

тяжелых условиях поддерживать существование журналов, без которых деятельность многих

выдающихся представителей русской литературы и критики не могла бы проявиться достаточно

полно и широко.

Ранние стихи Некрасова в целом носили подражательный характер. Его первый сборник

“Мечты и звуки” (1840) был неудачным. Белинский отметил в нем лишь “общие места, гладкие

В общей эволюции некрасовского творчества известное место принадлежит драматургии.

Некрасов писал преимущественно популярные в 40-х годах водевили. В лучших из них заметна

социальная проблематика (“Актер”, “Петербургский ростовщик” и в особенности “Осенняя

скука”, написанная в конце 40-х годов). Немаловажное значение имело для Некрасова и хорошее

владение техникой водевильных куплетов, что отразилось не только в ранних юмористических

стихотворениях, но и в его позднейшей сатирической поэме “Современники” (1875).

Много внимания Некрасов уделял и прозаическим жанром. Наиболее крупное

прозаическое произведение Некрасова раннего периода - незаконченный роман “Жизнь и

похождения Тихона Тростникова” (1843-18480. Роман этот создавался в традициях “натуральной

школы”. Судя по главам, дошедшим до нас, автора привлекали не мелодраматические ситуации и

романтические эффекты. Верность правде жизни позволила Некрасову создать ряд интересных

образов, сцен. Если бы молодой писатель довел работу до конца, это был бы один из первых в

русской литературе социальных романов.

В новых некрасовских стихах, появившихся после неудачного сборника “Мечты и звуки”,

заметно постепенное обращение поэта к “низкой”, повседневной действительности

(2Провинциальный подьячий в Петербурге”, 1840; “Говорун”, 1843; “Новости” 1845). По жанру

это стихотворные фельетоны, в них много внимания уделялось мелким городским новостям,

праздникам, уличным впечатлениям и т.д.

Вторая половина 40-х годов - время, когда происходит становление реализма Некрасова.

Начало нового периода в своем творческом развитии Некрасов связывал с именем Белинского.

Поэт вспоминал: “Я сблизился с Белинским. Принялся немного за стихи. Приношу к нему около

1844 г. стихотворение “Родина”, написано было только начало. Белинский пришел в восторг. Он

убеждал продолжать.

Идейный смысл стихотворения выходил далеко за пределы автобиографических

воспоминаний. В нем воедино сливаются гневное обличение крепостника-помещика. В “Родине”

отчетливо выражены те мотивы, которые затем более подробно и глубоко будут разработаны во

многих других его стихотворениях.

Наиболее очевидным признаком зрелости поэтического таланта Некрасова стала

разработка в его лирике темы народа. Он пишет ряд стихотворений, прямо посвященных

положению русского крестьянства (“Огородник”, “Псовая охота”, 1846, и др.) Некрасов, подобно

Белинскому и Герцену, не скрывая суровой правды, стремится пробудить самосознание народа. С

глубоким сочувствием писал он о трагической судьбе крепостных, осужденных на нравственную

гибель (“В дороге”, 1845). Пользуясь приемом контраста, поэт с болью и состраданием воссоздает

обычный путь, которым суждено пройти героине его стихотворения “Тройка” (1846).

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и

угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер.

Ирония, мастерски использованная в “Псовой охоте”, характерна и для других

сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов (“Современная ода”,

“Колыбельная песня”, 1845; “Нравственный человек”, 1847). Новые сатирические стихи

Некрасова - важный этап в его творческом развитии.

Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился

своеобразным открытием в русской поэзии. Это - типичный разночинец, которому очень тяжело

дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа

лирической героини. Таково, например, стихотворение “Еду ли ночью...” История гибели

незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким

уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.

В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные

А.Я.Панаевой и составившие впоследствии так называемый “панаевский цикл”, который

исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым “денисьевским циклом” Ф.Тютчева.

Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по

открытости чувства. В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и

мучительные отношения героя и героин (“Если мучимый страстью мятежной...”, 1847; “Ты

всегда хорошо несравненно...”, 1847; “Поражена потерей невозвратной...”, 1848; “Да, наша жизнь

текла мятежо...”, 1850, и другие, вплоть до “Трех элегий”, написанных в 1874 г. и как бы

завершающих цикл.

Годы “мрачного семилетия” были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора

“Современника”. Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их. Для поддержки

журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: “Три страны света” (1848-1849) и

“Мертвое озеро” (1851). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в

историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.

Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине

50-х годов, - “Отрывки из путевых записок графа Гаранского” (1853) - смогло быть опубликовано

только в 1856 г., когда уже закончилось “мрачное семилетие” и цензурный гнет был несколько

ослаблен.

Одним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет

сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за

10 лет (стихи первой половины 40-х годов туда вообще не вошли). Сборник открывался

стихотворением “Поэт и гражданин”, в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение

поэзии в жизни, выступал защитником высокоидейного гражданского искусства. В

стихотворении представлен своеобразный внутренний диалог, внутренний спор, который

отразился и в позднейшей лирике Некрасова.

Стихотворный сборник 1856 г. построен по четкому плану. Первый отдел состоял их

стихов о народе, во втором помещены были сатирические стихи. В третьем отделе опубликована

поэма “Саша”, а в четвертом - лирические стихи. И внутри каждого отдела стихотворения были

расположены в определенном порядке (не всегда в хронологической последовательности). Так,

первый отдел, включавший уже известные произведения “В дороге”, “Огородник”, “Тройка” и

др., заканчивался двумя новыми стихотворениями, в которых были выражены особо важные для

поэта мысли о народе, его положении и судьбах: “Забытая деревня” (1855) и “Школьник” (1856).

Второй отдел, в котором были помещены такие сатирические стихи, как “Псовая охота”,

“Колыбельная песня”, “Нравственный человек”, “Современная ода”, также заканчивался наиболее

острым в социальном и антикрепостническом отношении произведением - “Отрывки из путевых

записок графа Гаранского”. Ирония перерастает здесь в гневный сарказм, помогающий как бы

“изнутри” разоблачить подлинное лицо помещика-аристократа, от имени которого ведется

повествование.

“Саша” (1855), занявшая третий отдел сборника, была первой поэмой в творчестве

Некрасова. В центре ее - проблема формирования демократических убеждений у представителей

передовой молодежи. Сюжет поэмы, строится на истории взаимоотношений Агарина и молодой

девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой поэмы не выдерживает

суровых жизненных испытаний, наступивших после 1848 г. в период “мрачного семилетия, и

отходит от былых свободолюбивых взглядов. Агарин органически включается в типологический

ряд “лишних людей”. Ему противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни.

определенный контраст с романом Тургенева “Рудин”, опубликованным впервые одновременно с

“Сашей” в журнале “Современник” (1856, № 1).

Лирические стихи Некрасова, собранные в четвертом отделе сборника, 1856 г., несли на

себе отпечаток поэтической оригинальности и новаторства. Автобиографические стихи о родном

доме, воспоминания о детстве (“Родина”) приобретали обобщенно-гражданское звучание. Темы

дружбы (“Памяти приятеля”), любви (“Когда из мрака заблужденья”...” “Еду ли ночью...”)

раскрывались в социальном плане.

Сборник Некрасова 1856 г. был событием во многих отношениях знаменательным, “...Вы

дали нам книгу, - писал Чернышевский Некрасову, - какой не бывало еще в русской литературе”.

В целом цикле стихотворений, созданных в самом начале 60-х годов (“Знахарка”, “На

Волге”, “Деревенские новости”, “Крестьянские дети” “В полном разгаре страда деревенская...”,

“Орина, мать солдатская”), он выступал как выразитель народных дум и чаяний, горя и радости. В

это время народе, но и для народа. Так была задумана поэма “Коробейники” (1861). Некрасов

соединяет лирический сюжет поэмы-историю любви деревенской девушки Катерины к

коробейнику Ване - с широким кругом явлений тогдашней русской жизни. В поэму была

включена “Песня убогого странника”, расширявшая и углублявшая ее социальное содержание.

Широкое использование фольклорных традиций позволило Некрасову создать произведение,

ставшее близким и понятым народу. Достаточно вспомнить, что начало поэмы (“Ой полна, полна

коробушка...”) превратилось в популярную народную песню.

Два года спустя Некрасов пишет одно из наиболее замечательных своих произведений -

поэму “Мороз, Красный нос” (1863-1864). Народная жизнь в ней изображена более всесторонне,

образ русской крестьянки, стал здесь воплощением лучших черт национального характера.

Эпическое изображение народной жизни в первой части поэмы, когда конкретный бытовой

случай - смерть крестьянина, поднимался в авторском повествовании до уровня события

большого эмоционально-эстетического значения, органически сочетался со второй частью, где

внешних событий совсем немного, но зато заметно усиливается лирическое начало (внутренний

умирающей Дарьи. Нередко используемая в литературе форма сна давала возможность Некрасову

создать представление о здоровых основах народной жизни. Яркие, колоритные картины

радостного крестьянского труда объясняли, как мог сформироваться тип “величавой славянки”:

“В ней ясно и крепко сознанье, // Что все их спасенье в труде”. Продолжая традиции Кольцова,

Некрасов воспел труд как основу жизни.

Художественное своеобразие поэмы связано с широким использованием в ней самых

различных фольклорных жанров. В народной сказке “Морозко” героиня награждается за

пассивную добродетель, за смиренное ожидание награды, приходящей откуда-то извне. Мороз у

Некрасова при всей его поэтичности - воплощение злой силы. Дарье неоткуда ждать помощи,

хотя за трудолюбие, доброту, смелость она-то именно и заслуживает награду.

Народные поэмы Некрасова - новый и значительный этап в его творческом развитии, в

истории русской поэзии.

Лирика Некрасова последнего периода - одно из высших художественных достижений его

поэзии. Откровенный и прямой разговор, начатый в “Песне Еремушке”, определил тональность

ряда лирических стихотворений Некрасова 60-70-х годов. Так, “Элегия” (1874), являющаяся

одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к

молодому поколению:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая “страдания народа”

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

“Железная дорога” (1864) также прямо адресована молодежи. Первоначально

необычен, он подобран по принципу не соответствия, а контраста к последующему изложению.

Все стихотворение построено как полемика с генералом, оно утверждает подлинную роль народа

в строительстве железной дороги и в истории вообще. Идет борьба за Ваню, за молодое

поколение, которое прежде всего нуждается в правде.

Рисуя горькую сцену народной темноты и забитости в финале “Железной дороги”, поэт

утверждал мысль о необходимости активной борьбы за свободу борьбы за свободу, о том, что

счастливое будущее не придет само: его нужно завоевать, грудью проложить дорогу к нему.

Важное место в лирике Некрасова последнего периода занимают стихи о “народных

заступниках”. Тема друзей народа уже была представлена в поэтическом творчестве Некрасова

50-х годов, но преимущественно в жанре поэмы (“В.Г.Белинский”, 1855; “Несчастные”, 1856).

В стихотворении “Памяти Добролюбова” (1864) можно обнаружить перекличку с романом

Чернышевского “Что делать?”. Бе таких людей, как Рахметов, сказано там, жизнь “заглохла бы,

прокисла бы...”. “Заглохла б нива жизни”, - подхватывает эту мысль Некрасов.

В “поздней” лирике Некрасова последовательно усиливаются романтические тенденции.

Лирические стихи становятся более психологичными. Для них характерны мотивы

жертвенности, тема трагического одиночества лирического героя, религиозная символика.

Усложняется структур атекста. В стихотворении “Поэту (Памяти Шиллера”), являющемся одной

из важнейших эстетических деклараций Некрасова, создан идеальный образ поэта-романтика.

В 70-х годы Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. Историко-революционные

поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это

относится к “Дедушке” (1870): поэма была построена как беседа возвратившегося из ссылки

дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не

сломленным ни морально, ни физически. Поэт откровенно любуется бывшим декабристом,

подчеркивает его органическую связь с родной природой.

“Русские женщины” (1872-1873), воспевавшие подвиг жен декабристов, состоят из двух

частей, написанных в разной творческой манере: романтической (“Княгине Волконская”). В

“Княгине Трубецкой” повествование строится не по линейному принципу, а фрагментарно:

настоящее перемешивается с прошедшим, действительность со снами. В “Княгине Волконской”

темп более спокойный, даже несколько замедленный. Основным источником этой части поэмы

послужили автобиографические записки самой Марии Волконской. Подробнее в поэме

рассказывалось о разрыве Волконской со своей средой, с отцом. Сначала поэма была названа

“Декабристки”, но в процессе работы Некрасов дал ей другое название: “Русские женщины”,

придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл.

Сатирическая поэма “Современники” (1875) тесно примыкает к двум другим поэмам, над

которыми Некрасов работал почти одновременно: “Русские женщины” и “Кому на Руси жить

хорошо”. Возникает своего рода трилогия, подводящая итог всему художественному творчеству

поэта. “Современники” построены как портретная галерея (такой подзаголовок был в рукописи).

Тем самым поэт получил возможность всесторонне изобразить эпоху, “подлее которой не было”,

когда банкиры, капиталисты, хищники всех мастей могли быть “юбилярами и триумфаторами”,

“героями времени” (так называются две части поэмы). В литературе 70-х годов поэма Некрасова

может быть поставлена в один ряд лишь с произведениями Салтыкова-Щедрина: сходство

обнаруживается и в тематике, и в идейной направленности, и в сатирических методах обобщения

жизненных явлений.

“Кому на Руси жить хорошо” (1866-1876) можно назвать энциклопедией крестьянской

написанных Некрасовым частей. Согласно пометкам Некрасова, последовательность отдельных

фрагментов должна быть такой: Часть Первая, “Последыш” (из второй части), “Пир - на весь мир”

(из второй части), “Крестьянка” (из третьей части). Однако в силу разных причин порядок этот

нарушен, а “Пир - на весь мир” традиционно печатается в конце произведения. Не все

исследователи согласны с таким решением. Нет единства взглядов и в вопросе о замысле поэмы и

его последующим воплощении. Судя по Прологу, странники должны были поочередно

встретиться с шестью предполагаемыми счастливцами: помещиком, попом, купцом, чиновником,

министром, царем. Однако после бесед с двумя из них (помещиком и попом) странники как будто

забывают о своих же первоначальных планах.

В “Последыше” странники меняют даже саму формулу поисков:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии

Непотрошеной Волости

Избыткова села!...

Так проясняется главная проблема поэмы, формулируется авторский замысел: поиски

путей к народному благополучию.

В “Кому на Руси жить хорошо” нарисован целый ряд очень колоритных, своеобразных

народных характеров. Но главная цель Некрасова - создание коллективного образа народа, как это

и должно быть, если речь идет об эпопее. Избранный поэтом композиционный прием

путешествия давал ему возможность наиболее полно и широко показать всю крестьянскую Русь в

буднях и праздниках, в труде, на ярмарке, в спорах, песнях, преданиях, в ее прошлом и настоящем.

Некрасов не идеализирует крестьянскую массу, не закрывает глаза на отрицательное явления

народной жизни (рабский характер “примерного холопа” Якова, предательство Глеба и т.д.). Но

главное его внимание обращено на коренную основу народного быта и сознания.

Глубоко раскрывая судьбы отдельных героев, действующих в привычной для них и,

казалось бы, обыденной обстановке, Некрасов стремится показать то новое что уже проявляется

в крестьянстве, в его психологии (Яким Нагой, Ермил Гирин из Части Первой, Агап Петров из

“Последыша”).

Для раскрытия характера крестьянки Матрены Тимофеевны, ее внутреннего мира

Некрасов использует форму исповеди. Ни один из некрасовских героев не пользуется так

широко и умело почти всеми жанрами устного народного творчества, как Матрена Тимофеевна.

Одно это свидетельствует о ее несомненной талантливости (недаром одним из прототипов

некрасовской героини была замечательная народная поэтесса - “вопленница” Ирина Федосова).

Савелий также является художественным открытием Некрасова. Крестьянский бунт,

убийство жесткого управителя Фогеля, каторга - таков жизненный путь богатыря Савелия. Он

активный борец не столько за свои личные интересы, сколько за интересы общественные,

Гоголя, писал с нескрываемым волнением: “То имена великие, //Носили их, прославили//

Заступники народные!”

Если бы странники могли подняться до уровня Гриши Добросклонова, цель поисков была

бы достигнута, и они могли бы с чистым сердцем, найдя счастливого, вернуться домой: “Быть бы

нашим странникам под родною крышею, //Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Но

знать этого они не могли, поэтому поэма не заканчивается, впереди у странников еще долгий

путь, а к чему он приведет - неизвестно, потому что Некрасов поэмы не дописал.

Изменения, происходящие с семью мужиками в процессе их поисков, чрезвычайно важны

Некрасову необходимо было показать как под влиянием самой действительности

постепенно и закономерно исчезают традиционные, умозрительные представления крестьян, как

новые встречи, новые наблюдения расширяют их кругозор, заставляют более вдумчиво, более

глубоко воспринимать жизнь.

Жизнь многому учит странников, учит и новому представлению о счастье.

От первоначальных представлений о счастье и в соответствии с этим о предполагаемом

счастливце странники закономерно приходят к новому пониманию тех вопросов, которые стояли

перед ними в начале поэмы.

“Кому на Руси жить хорошо” - широкое эпическое полотно, проникнутое горячей

на первый план. Позиция повествователя определена совершенно точно. Он вместе с народом.

Начинается произведение вполне в духе фольклора, которому не свойственна

конкретизация: “В каком году - рассчитывай, // В какой земле - угадывай...” Но тут же появляется

точное указание, определяющее социально-правовое положение мужиков-странников: “Семье

временнообязанных...” Сразу же становится понятно, что действие происходит в России в

определенный временный отрезок: еще два года после отмены крепостного права (1861) крестьяне

обязывались нести некоторые повинности в пользу своих бывших владельцев, почему и

назывались “временнообязанными”. И это сочетание сказочного и реального характерно для всей

поэмы, хотя их соотношение постоянно изменяется: с развитием действия сказочные элементы

(скатерь-самобранка, например) постепенно исчезают.

Отрицательные герои существуют в замкнутой сфере, им не дано выхода на широкий

простор деятельной жизни. В странники-правдоискателя изображены на широчайшем

пространстве русской земли; они постоянно в дороге, в пути. Вот почему мотив дороги,

чрезвычайно характерный для Некрасова (“В дорогое”, “Коробейники”, “Железная дорога”,

“Русские женщины”), становится определяющим в построении всей поэмы. Таким образом,

пространственно-временные отношения помогают глубже проникнуть в сложную структуру

художественного текста.

Новаторство поэмы “Кому на Руси жить хорошо” проявлялось во всех компонентах

текста, в том числе и в стихе поэмы, который сочетал фольклорные и литературные традиции.

В художественную систему поэмы органически включается мир устного народного

творчества. Нет ни одного фольклорного жанра, который так или иначе не отразился бы в

некрасовской поэме (волшебная и бытовая сказка, былины, песни, причитания, пословицы,

поговорки, загадки). Но поэт использует богатейший фольклорный материал не слепо, не

механически; он подчиняет его своему идейно-художественному заданию, порою переосмысляет

те или иные его мотивы и образы.

Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций

русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия

отрицания, сила протеста Лермонтова, народность, фольклоризм Кольцова. В наибольшей же

степени на становление творчества Некрасова воздействовали Пушкин и Гоголь.

Для языка и стиля Некрасова характерно соединение самых разнородных элементов. В его

творчестве ярко отражается песенное начало, связанное с использованием фольклорных традиций.

Некрасов способствовал развитию русского литературного языка, обогащал его новыми речевыми

элементами. Важное значение имело и жанровое новаторство Некрасова. Созданные им виды

поэмы-народные, историко-революционные, сатирические-явились подлинным вкладом в

историю русской поэзии.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Раннее творчество, " Губернские очерки" и произведения второй половины 50-х годов.

"История одного города".

Цикл сатир 70-х годов.

"Господа Головлёвы"

Творчество 80-х годов.

"Пошехонская старина".

Опорные выражения.

Социально-политическая сатира. Тема социальных противоречий. Гротескно-заостренные образы-

символы. "История одного города" как сатира на самодержавный режим. Проблема народа и

власти. Сатирическая типизация. Разоблачение хищничества, цинизма. Ирония, сарказм, картина,

разложения дворянской семьи. Иудушка Головлёв. Речевая характеристика. Психологический

анализ. Сатирические сказки. Тема народа. Критика самодержавия.

Литература:

Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л.,1984

Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.,1976

Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977

Николаев Д.П. Смех Щедрина. М., 1988

Прозоров В.В. Салтыков -Щедрин. М.,1988

М.Е, Салтыков-Щедрин занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков,

составляющих славу мировой культуры (Рабле, Свифт, Вольтер).

Салтыков вошел в литературу в конце 40-х годов, в период расцвета "натуральной школы". Уже

первая его повесть "Противоречия" (1847), посвященная изображению самой будничной

повседневности, была полемически противопоставлена любому приукрашиванию

действительности. Сюжет повести, обрисовка действующих лиц до некоторой степени

напоминают роман Герцена "Кто виноват?". Как это уже подчеркнуто названием, в повести

отчётливо звучит тема социальных противоречий, коверкающих судьбы героев, лишающих

"маленького человека" права на личное счастье. Вместе с тем Салтыкова волнует проблема

противоречий внутренних психологических, связанных с попытками героя повести уйти от грубой

действительности в мир вымыслов и фантазий. В данном случае можно говорить о некотором

сходстве проблематике раннего творчества Салтыкова с художественным миром Достоевского.

Это относится и ко второй повести Салтыкова "Запутанное дело" (1848). В "Запутанном деле"

также на первый вынесена тема "маленького человека", но решается она уже на более высоком

художественном уровне.

Ранние повести Салтыкова привлекли внимание царского правительства и он "за вредный образ

мыслей" был в 1848 году сослан в Вятку, где находился до 1855 года. Впечатление

провинциальной жизни послужили основой для создания "Губернских очерков" (1856), изданных

под псевдонимом Н. Щедрин.

Обращение Салтыкова-Щедрина к особому жанровому образованию- цикл очерков - явление,

характерное для литературы 50-х -70-х гг.

В "Губернских очерках" Салтыков-Щедрин на материале конкретных наблюдений создал

широкую художественную картину большой обобщающей силы. Он осуждает не конкретные

случаи мошенничества, а бесчеловечность всей бюрократической системы, общий "порядок

В творчестве Салтыкова-Щедрина "История одного города" (1869-1870) занимает одно из

центральных мест. Это яркий образец политической сатиры. В сатирической "Истории одного

города" сочетаются элементы бытовые и фантастические, своеобразно сопоставлено прошлое и

определяющих структуру всей книги. Внешне повествование, казалось бы, охватывает

совершенно определенный исторический период - с 1731 по 1825 г. Но с самых первых писатель

постоянно соотносит события XVIII века с живой современностью. Однако глуповские

градоначальники в целом вовсе не олицетворяют собой конкретных русских царей или их

министров. Значение щедринской сатиры значительно шире. В ней речь идет о всей системе

самодержавного правления, системе антинародной и античеловеческой, оставшейся в своих

основных чертах неизменной. Как бы внешне не отличались градоначальники друг от друга, их

объединяет одно: любое их действие направлено против народа. На первых же страницах

"Истории одного города" о градоначальниках было сказано: "Все они секут обывателей...". Так с

самого начала поставлена главная проблема произведения: самодержавие и народ. Потеряв всякую

жизненную опору, представители самодержавно - крепостнического режима живут в каком-то

фантастическом мире. В прочем, сама по себе фантастика у Щедрина не так уж далеко отстоит от

реальной действительности. Так, словосочетание "пустая голова" вырастает у Салтыкова -

Щедрина в образ градоначальника с фаршированной головой (Прыщ). У другого градоначальника

в голове находится маленький органчик, который мог наигрывать только два романса: "Разорю" и

"Не потерплю" .

Отношение писателя к народу принципиально отличалось от его отношения к миру угнетателей и

эксплуататоров. С глубоким и искренним сожалением пишет он о глуповцах, которых называет

"бедными ошеломляемыми". Однако изображение у Салтыкова-Щедрина далеко не однозначно.

Он решительно не принимает настроений пассивности, смирения, непротивления злу. В "Истории

одного города" сатирическое и трагическое начала находятся в сложном взаимодействии. В этом

отношении особенно важны главы "Голодный город" и "Соломенный город", в которых

выделяется прежде всего не глупость "обывателей", а их нищета и голодное существование.

Трагичность положения глуповцев заключалась в том, что вместо какой бы то ни было помощи их

ожидает только жесткое усмирение с помощью воинской силы. Художественный мир "Истории

одного города" строится на новых принципах сатирической типизации. Основными приемами

изображения действительности становятся заострение, гротеск, сатирическая фантастика. Это

особые и очень эффективные формы художественного обобщения действительности, способные

вскрыть глубинные противоречия жизни, сделать их предельно наглядными. "История одного

города", в которой художественная манера автора была доведена до высокой степени

совершенства, является одним из шедевров русской и мировой сатиры.

После закрытия журнала "Современник" (1866) Салтыков-Щедрин перешел преобразованные

годов, в том числе и сатирический цикл "Помпадуры и помпадурши", начатый им раннее (1863-

1874). Эти очерки, а также и последующие циклы, называемые иногда общественно -

сатирическими романами ("Господа ташкентцы", 1869-1872; "Дневник провинциала в

Петербурге", 1872; "Благонамеренные речи", 1872-1876 и др.), посвящены прежде всего

художественному исследованию тех изменений, которые произошли в русской общественной

жизни, политике, психологии после 1861г. Среди действующих лиц цикла есть герои из других

литературных произведений. Салтыков - Щедрин как бы "оживляет" Рудина, Лаврецкого,

Райского, Волохова; они у него являются представителями либеральных веяний. Но их

либеральные высказывания надоедают очередному помпадуру, и он заменяет их Скотиниными,

Ноздревым, Держимордой.

Проблематика еще одного сатирического цикла Салтыкова-Щедрина - "Господ ташкентцев"

является продолжением и развитием постоянной мысли писателя о гнилости основ современного

ему общества, о его вырождении и обреченности.

Новые тенденции, проявившиеся в русской пореформенной жизни, нашли всестороннее раскрытие

в очерках Салтыкова -Щедрина, объединенных названием "Дневник провинциала в Петербурге".

Повествование ведется от имени некоего Провинциала, который, приехав в Петербург,

предполагал найти в столице центр просвещения, образованности и вольномыслия, а находит

торжество хищничества, цинизм, разврат, разгул реакции и предательство. Писатель с

великолепным мастерством использовал здесь форму пародии, которая становится одним из

главных стилеобразующих факторов его сатиры.

В русской литературе 70-х годов произведения Салтыкова-Щедрина, построенные по принципу

обзорности, можно сопоставить с сатирической поэмой Некрасова "Современники". Разоблачение

капиталистического хищничества становится центральной темой для всего творчества писателя

70-х годов. Оно неразрывно переплетается с изображением вырождения дворянства. Эта

проблематика, отражавшая реальную жизненную ситуацию, уже была представлена в русской

литературе (у Островского, Некрасова, Достоевского), но у Салтыкова-Щедрина она выражена

особенно остро и рельефно в цикле "Благонамеренные речи". Сатирические циклы Салтыкова-

Щедрина 70-х годов, в которых были уловлены важные тенденции пореформенной русской

действительности, является блестящим примером художественной разработки главной темы

писателя: разоблачение основ собственнического общества, его экономики, политики, психологии,

быта, нравов, морали.

Писатель работал над романом "Господа Головлевы" (1875-1880) несколько лет. Первые его главы

с начала печатались в составе цикла "Благонамеренные речи". Это обстоятельство позволяет

воспринимать Головлевых в ряду тех сатирических персонажей, которые любят произносить

"благонамеренные речи" в защиту "священных принципов" государства, церкви, собственности,

семьи, постоянно их нарушая. "Господа Головлевы"- семейно- бытовой роман, но вместе с тем он

превращается также в роман социально-политический по своим тенденциям и в психологический

по основному принципу повествования. В щедринском романе перед читателем проходят три

поколения семьи Головлевых: Арина Петровна, ее дети и внуки. В первом поколении семья еще

кажется крепкой. Арина Петровна, со свойственной ей энергией и предприимчивостью,

закладывает основы головлевского благосостояния. Но уже тогда в семье нарушаются

естественные человеческие отношения. Отмена крепостного права ускоряет процесс разложения,

и во втором поколении черты "выморочности", обреченности становятся более заметными. Дети

Арины Петровны оказываются неприспособленными к жизни. Сама Арина Петровна вынуждена

была признать, что ее исключительное служение семье в действительности было служением

призраку, который она сама же и создала: "Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то

убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово "семья" не сходила у нее

с языка, во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя

лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь - и вдруг выходит, что семьи -то у нее и

Еще отчетливее печать обреченности проявляется в третьем поколении, которое гибнет совсем

молодым. На этом фоне вырастает зловещая фигура среднего сына Арины Петровны - Порфирия,

прозванного Иудушкой. Образ Иудушки - олицетворение хищничества, жадности, лицемерия. Он,

погубивший всех своих близких - мать, братьев, детей, племянниц, сам обрекает себя на

неминуемую гибель. Он лицемерит постоянно - не только перед другими, но и перед самим собой,

лицемерит даже тогда, когда это не приносит ему никакой практической пользы. На примере

Иудушки ясно видно, какую роль в создании сатирического образа играет у Салтыкова-Щедрина

речевая характеристика. Так, явившись к умирающему брату Павлу, Иудушка буквально изводит

его своим тошнотворным и елейным пустословием, тем более омерзительным, что оно

приправлено "родственными" словечками, образуемыми с помощью уменьшительных суффиксов:

"маменька", "дружок", "подушечка", "водичка" и даже "маслице деревянненькое". Только перед

самой смертью происходит пробуждение одичавшей совести.

В "Господах Головлевых" Салтыков-Щедрин почти не применяет приемов, бывших характерными

для "Истории одного города". Вместо сатирического гротеска, гиперболы, фантастики писатель

использует метод психологического анализа, пристально исследует внутренний мир своих героев,

прежде всего Иудушки Головлева. Психологический анализ ведется с помощью сложного

переплетения речевого строя персонажей с авторской оценкой их мыслей и переживаний.

реалистического содержания, психологическому мастерству, широте обобщения Иудушка

Головлев является одним из наиболее совершенных образов в мировой классической литературе.

Постоянные раздумья Салтыкова-Щедрина о современной ему действительности касались не

только России, но и западной Европы. Очерки "За рубежом" (1880-1881), написанные в

заграничных поездок, имели большое международное значение, О чем бы не писал Салтыков -

Щедрин, он никогда не забывал о России, В 1876 году Салтыков-Щедрин писал одному из своих

корреспондентов: "Тяжело жить современному человеку и даже несколько стыдно. Впрочем,

стыдно еще немногим, а большинство даже людей так называемой культуры просто без стыда

живет. Пробуждение стыда есть самая в настоящее время благодарная тема для литературной

разработки, и я стараюсь, по возможности, трогать ее." Этой теме писатель посвятил

"Современную идиллию" (1877-1883) - одно из немногих произведений сатирика, в котором

намечен четкий сюжет. В основе произведения - приключения героев: Рассказчика (который,

пьесы Островского "На всякого мудреца довольно простоты"). И Рассказчик, и Глумов - типичные

российские интеллигенты. Сначала они уступают давлению окружающих обстоятельств неохотно,

с трудом, с внутренним сопротивлением, Им кажется, что надо только выжить. "погодить",

претерпеть, затаиться. Отделаться от "торжествующей свиньи" небольшими уступками. Но

постепенно выясняется, что им, уже вступившим на путь соглашательства, приходиться волей-

сочиняют для полиции проекты, наконец, начинают выпускать газету "Словесное удобрение" .

Лишь в самый последний момент все же просыпается в них человеческое начало, не дающее им

окончательно превратиться в царских шпионов, подлецов и негодяев. У них пробуждается стыд,

иными словами, общественное самосознание. Даже по сравнению с другими произведениями

Салтыкова-Щедрина "Современная идиллия" отличается богатством и разнообразием

использованных в ней художественных приемов. Традиционные для писателя сатирический

гротеск, пародийность, элементы фантастики (особенно выразителен в этом отношении суд над

больным пескарем, которого заподозрили в государственной измене) сочетаются с конкретными

реалистическими описаниями, колоритными и максимально правдивыми бытовыми зарисовками,

точным воспроизведением деталей русской жизни. Действия сатирического романа происходит в

петербургской квартире героев и в полицейском участке, кабинете адвоката, трактире, нищем

селе, дворянской усадьбе, суде, в редакции газеты... Принцип "монтажного" объединения

эпизодов, сочетание "крупных" и "общих" планов приближают роман Салтыкова-Щедрина к

искусству ХХ века.

К жанру сатирических сказок Салтыков-Щедрин обратился еще в 1869 году; большая же их часть

написана в середине 80-х годов. В сказках находят дальнейшее развитие многие мотивы, образы,

темы, намеченные в предыдущем творчестве сатирика. Мы снова встречаемся здесь с

помпадурами, но они представлены в образе медведя, волка, встречаемся с трепещущими

либералами - в образе премудрого пескаря. В центре же писательского внимания всегда народ -

его судьбы, настоящее и будущее, его сила и слабость. В этом плане показательна одна из ранних

сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сама по себе история

чудесного появления двух генералов (в ночных рубашках) на необитаемом острове, конечно,

фантастична; но фантастика эта, как и всегда у Салтыкова - Щедрина, строится на реалистичной

В многочисленных сказках на тему "Мужик и барин" барская глупость неизменно

противопоставлялась мужицкой хитрости, ловкости и изворотливости. Салтыков-Щедрин следует

за установившейся традицией, делая своего мужика умелым и сообразительным. Однако же

сатирик с горечью отмечает покорность и крайнюю забитость сильного и выносливого мужика,

который мог бы легко управиться со своими угнетателями, но не протестует, не возмущается.

Мало того, он сам свил веревку, которой его же генералы и привязали на ночь к дереву. Тема

народа проходит прямо или косвенно через все сатирическое творчество Салтыкова-Щедрина,

определяя ее идейную направленность. В сказке "Коняга" в наиболее концентрированном виде

отразилась вся боль писателя демократа за русского мужика. О бессмысленности утопических

надежд на "доброго" правителя сатирик напоминает в блестящей сказке "Медведь на воеводстве".

Едкой иронией проникнута сказка "Орел-меценат", высмеивающая официальные версии о

великодушии царей, их выдающиеся роли в развитии наук и художеств. Рассказав о закономерном

крахе очередных попыток сделать из орла ("царя птиц") мецената, Салтыков-Щедрин с лукавым

простодушием пишет: "То ли... просвещение для орлов вредно, или то, что орлы для

просвещения вредны, или, наконец, и то, и другое вместе". Сатирик создал ряд классических

литературных типов, символизировавших обывательскую бездуховность и безыдейность. Таков,

например, "Премудрый пескарь", который "жил-дрожал и умирал дрожал", "Вяленая вобла",

"Самоотверженный заяц", "Либерал", начинавший когда-то с униженных просьб "по

возможности", за тем униженно выпрашивавший у начальства "хоть что-нибудь", а закончивший

свой жизненный путь "применительно к подлости".

Для сатиры Салтыкова-Щедрина вообще и для "Сказок" в частности характерно оригинальное

соединение мотивов фантастических и реальных. Гротескные ситуации переплетаются с

открытыми намеками на современные события, конкретными реалистическими деталями. Так,

Премудрый пескарь не просто в воде плавал и щук боялся; он был "просвещенный, умеренно

либеральный", мечтал о выигрыше в двести тысяч. У Топтыгина I ("Медведь на воеводстве") дети

ходят в гимназию; два генерала на необитаемом острове находят хорошо всем известную газету

"Московские ведомости". Все это усиливало сатирический эффект Щедринского повествования. В

своих сказках Салтыков-Щедрин обновил и переосмыслил традиционную жанровую форму, став

создателем политической сказки нового типа.

"Пошехонская старина" (1887-1889) является последним произведением Щедрина. Оно

создавалось уже после закрытия "Отечественных записок" (1884) и печаталось на страницах

журнала "Вестник Европы". "Пошехонская старина" во многом автобиографична. В ней отражены

детские впечатления писателя, но, разумеется, ее значение значительно шире. Салтыков-Щедрин

считал необходимым рассказать молодому читателю о том, что на самом деле происходило в

русской жизни в 30-40-е гг. В русской литературе середины XIX в. было создано немало семейных

хроник, посвященных изображению жизни помещичьей усадьбы (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой).

Общая тональность таких произведений, как правило, была светлой, жизнерадостной. У

Салтыкова-Щедрина повествование выдержано в мрачных тонах; речь идет не о расцвете

человеческой личности, а, напротив, ее вырождении и гибели: "Все было проклято в этой среде,

все ходило ощупью в мраке безнадежности и отчаяния, который опутывал ее. Одни были

развращены до мозга костей, другие придавлены до потери человеческого образа. Только

бессознательность и помогла жить в таком чаду". Повествование ведется в подчеркнутом

спокойном, как бы бесстрастном тоне. Сама действительность оказывалась страшнее и даже

фантастичнее любого художественного вымысла. Обращаясь к молодым читателям, "детям",

Салтыков-Щедрин завещал: "Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и

пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего", По справедливому

наблюдению академика А.С. Бушмина, "если к гоголевскому юмору приложима формула "смех

сквозь слезы", то более соответствующей щедринскому юмору будет формула "смех сквозь

презрения и негодование". Ненависть Салтыкова-Щедрина, его обличение, его смех были

проникнуты стремлением воспитать "будущего человека". Он был убежден в том, что именно

литература способна сыграть огромную роль в "подготовлении почвы будущего". Не было во

второй половине XIX в. ни в русской, ни в мировой литературах сатирика, равного по масштабу

Салтыкову-Щедрину. Его сатира включала в себя изображение действительности в формах самой

жизни, глубокий психологизм, тонкость анализа внутреннего мира человека и одновременно

гротескность, деформацию привычных пропорций, "кукольность" персонажей, заострение и

фантастичность сюжетов, пародийность, переосмысление ситуаций и героев из иных

литературных источников. Иносказания, "эзоповская манера" письма были не только прикрытием

от цензуры; они оказывались эффективным средством сатирического изображения жизни,

позволяя подойти к тем или иным явлениям с неожиданной стороны и остроумно осветить их.

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий. Так, «Псовая охота» (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. И пейзаж, которым открывается стихотворение, выдержан в унылых, печальных тонах. Правда, далее поэт упоминает о пробуждении природы, но это необходимо для контраста, чтобы показать полное равнодушие нищих и утомленных псарей ко всем красотам природы.

Ирония, мастерски использованная в «Псовой охоте», характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов («Современная ода», «Колыбельная песня», 1845; «Нравственный человек»,1847). Новые сатирические стихи Некрасова -- важный этап в его творческом развитии. Продолжая до некоторой степени традиции начальных опытов, поэт вместе с тем отказывается от легкого тона водевильной болтовни. Его сатира становится более резкой, гневной, непримиримой. Новаторство Некрасова проявлялось также в области интимной лирики. Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии. Это -- типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини. Мысли и поступки лирических персонажей у поэта-демократа социально обусловлены. Они изображены в условиях совершенно конкретного времени и пространства. Таково, например, стихотворение «Еду ли ночью…» (847), о котором Чернышевский много лет спустя, уже из Сибири, писал: «Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта». История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле.

В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой и составившие впоследствии так называемый «панаевский цикл», который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым «денисьевским циклом» Ф. Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства. В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини («Если мучимый страстью мятежной…», 1847; «Ты всегда хороша несравненно…», 1847; «Поражена потерей невозвратной…», 1848; «Да, наша жизнь текла мятежно…», 1850, и другие, вплоть до «Трех элегий», написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл).

В стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города.

Социальность становится основой поэзии Некрасова. Годы «мрачного семилетия» были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора «Современника». Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их. Для поддержки журнала Некрасов вместе с Панаевой сочинил два романа: «Три страны света» (1848--1849) и «Мертвое озеро» (1885). Романы эти представляют, конечно, известный интерес, однако в историю русской литературы Некрасов вошел все же не как драматург или прозаик, а как поэт.

Среди сравнительно немногих стихотворений, написанных и опубликованных Некрасовым в начале 50-х годов, особое значение имеет отклик на смерть Гоголя: «Блажен незлобивый поэт» (1852). Это один из первых манифестов «гоголевского» направления в литературе, вокруг которого вскоре возникает оживленная полемика. Не случайно основная мысль стихотворения

  • * «Он проповедует любовь
  • * Враждебным словом отрицанья…»

вызвала резкие критические замечания Дружинина, но зато восторженно была подхвачена Чернышевским. Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов,-- «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» (1853) --смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось «мрачное семилетие» и цензурный гнет был несколько ослаблен.

В 1856 году выходит сборник Некрасова «Стихотворения», который приносит ему настоящий успех и всероссийскую известность. Второй раздел этого сборника составляют сатирич.стихотворения. в них Н. выступает как очень своеобразный поэт. Обычно сатира в рус.лит-ре – сатира карающая, когда поэт поднимается над героем и развенчиваеь его. Н. старается как омжно ближе пойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами, подстроиться к его самооценке. Стих. «современная ода», « Нравственный человек», «Отрывки из путевых записок графа Горанского», здесь уже сами герои о себе говорят, автор намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей, а значит герои не нуждаются в обличении из сне, они сами себя разоблачают. В 60-е годы Н. активно работает в форме сатиры, пишет циклы «О погоде», «Балет», по пофосу сатирич,по объекту изображения урбанистич., т.е. тема города основная. Из них и выросла поэма 1875 года «Современники», 1-я часть названа «Юбиляры и триумфаторы»- основан анна принципе панорамности - рассказчик поочередно заглядывает в 12 залов, где чествуют юбиляров и слышит фрагменты 12 прославлений, но все эти прославления травестируются, из чего и рождается сатирич.эффект. замечательны портретные описания.. на авторскую идею разоблачения работают и гротесковые ситуации («Я люблю живых писателей, но мне мертвые милей»). Благодаря пестрой мазайке, рождается портрет современного героя-воротилы, плутократа. Этот образ продолжает раскрываться во 2-й части- «Горои времени». В отличие от 1-ой фрагментарной, здесь намечены сюжетные линии – 1-я связ с героями предпринимат, с их путем к богатству, колоритны фигуры Федора Шкурина и Саввы Антихристова. 2-я- истоия интеллигентов, поддавшихся влиянию денег, так рассказывается о людях, которые изменили своим юношеским идеалам – Швабс- бывший ученый, ныне директор ссудной кассы, Перелешин – раньше призываалк всепрощению и жалости по отношению к преступникам, а сейчас – товарищ прокурор. Зацепин – 1 из центральных героев 2-ой части. Н. использует в связи с этим героем неожид.сюж.поворот вэпилоге поэмы. Зацепин начинает каяться в своих грехах («Я вор! Я Вор!»). толчком служит телеграмма о гибели сына. История сына – он не участвует в делах отца, спрашивает, действительно ли он вор, уезжает. Потом кто-то назвал отца вором, сын заступился, смертельно ранен на дуэли. Т.о. Н. в этом фрагменте от сатирического осмысления переходит к исследованию драмы рус. жизни и особ-тей нац. сознания. контекстом явл.фигуры Ивана грозного и Гоголя – примеры тяги к покаянию. Но не на этой высокой грагической ноте заканчивается поэма. Она названа трагикомедия. Финальная сцена – всех примиряет карточная игра. Князь иван приглашает всез за игровой стол, и Зацепин тоже идет играть. Приговор. Который выносит Н. – «Бывали хуже времена, но не были подлей!»

32. Жанровое новаторство «крестьянских» поэм Н.А.Некрасова («Коробейники», «Мороз Красный нос») .

«Коробейники»(1861)- первая народная поэма, великолепная стилизация. В ней поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его творчество было адресовано в основном читателю из образованных слоев общества. В «К.» есть и любовь и тоска разлуки, и насильственная смерть.В "Коробейниках" он смело расширил предполагаемый круг своих

читателей и непосредственно обратился к народу, начиная с необычного посвящения: "Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды,Костромской губернии)". Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии "Красные книжки" и распространял ее в народе через коробейников - торговцев мелким товаром."Коробейники" - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского "многоголосия", искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней - "Коробушкой". Главные критики и судьи в поэме - не

патриархальные мужики, а "бывалые", много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы "умственных" крестьян, деревенских философов и политиков. Некрасов поднял в поэме вопрос о народном языке и стиле применительно к большому жанру поэмы- концепция некрасовской народности.

"Мороз, Красный нос" 1863-след. Поэма, обращалась тоже к проблемам народности. Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации. Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил,но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей "кормильца и надежи семьи", уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья - основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого. Идея семейного, родственного единения возникла перед нами как самая насущная еще на заре русской истории. И первыми русскими святыми оказались не герои-воины, а скромные князья, братья Борис и Глеб, убиенные окаянным Святополком. Уже тогда ценности братской, родственной любви возводились у нас в степень национального идеала. Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Мороз-воевода- вносит в поэму элемент сказочной фантастики.

Во втором разделе сборника Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт. В чем заключается его своеобразие? У предшественников Некрасова сатира была по преимуществу карающей: Пушкин видел в ней "витийства грозный дар". Сатирический поэт уподоблялся античному Зевсу-громовержцу. Он высоко поднимался над сатирическим героем и метал в него молнии испепеляющих, обличительных слов.

Нередко использует Некрасов и сатирический "перепев", который нельзя смешивать с пародией. В "Колыбельной песне (Подражание Лермонтову)" воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской "Казачьей колыбельной", частично заимствуется и ее высокая поэтическая лексика, но не во имя пародирования, а для того, чтобы на фоне воскрешенной в сознании читателя высокой стихии материнских чувств резче оттенялась низменность тех отношений, о которых идет речь у Некрасова. Пародийное использование ("перепев") является здесь средством усиления сатирического эффекта.

Поиск "нового человека"

Третий раздел сборника, поэма "Саша",- это один из первых опытов поэтического эпоса Некрасова, органически вытекающего из стремления его к широкому охвату жизни. Поэма создавалась в счастливое время подъема общественного движения. В стране назревали крутые перемены, ожидалось появление "новых людей" с сильными характерами. Всем было ясно: эти люди должны появиться из общественных слоев, близко стоящих к народу. В поэме "Саша" Некрасов, предвосхищая Тургенева и Чернышевского, хотел показать, как рождаются "новые люди" и чем они отличаются от прежних героев - дворян, "лишних людей". Духовная сила человека, по Некрасову, питается мерою связей его с народом. Чем глубже эта связь, тем устойчивее и значительнее оказывается человек, и наоборот. Лишен-(*176)ный корней в родной земле, человек уподобляется степной траве перекати-поле. Таков культурный дворянин Агарин. Это умный, одаренный и образованный человек, но в характере "вечного странника" нет твердости и веры:

Что ему книга последняя скажет,
То на душе его сверху и ляжет:
Верить, не верить - ему все равно,
Лишь бы доказано было умно!

Агарину противопоставлена дочь мелкопоместных дворян, юная Саша. Ей доступны радости и печали простого деревенского детства: по-народному воспринимает она природу, любуется праздничными сторонами крестьянского труда на кормилице-ниве. В повествование о Саше и Агарине Некрасов вплетает любимую крестьянством евангельскую притчу о сеятеле и почве. Крестьянин-хлебороб уподоблял просвещение посеву, а его результаты - земным плодам, вырастающим из семян на трудовой ниве. В роли "сеятеля знаний на ниву народную" выступает в поэме Агарин, а благодатной почвой оказывается душа юной героини. Социалистические идей, с которыми знакомит Агарин Сашу, падают в плодородную почву и обещают в будущем "пышный плод". Героев "слова" скоро сменят герои "дела". Поэма "Саша" была принята современниками с особым воодушевлением: в общественной жизни тех лет уже начиналось вытеснение культурных дворян разночинцами.



Своеобразие любовной лирики

Оригинальным поэтом выступил Некрасов и в заключительном, четвертом разделе поэтического сборника 1856 года: по-новому он стал писать и о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту "прозу", которая "в любви неизбежна" ("Мы с тобой бестолковые люди..."). В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой ("Я не люблю иронии твоей..."). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь ("Да, наша жизнь текла мятежно..."). Такое непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении "Застенчивость" робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В "Маше" супруги не могут (*177) понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В "Гадающей невесте" - горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском часто скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением драм социальных. Так, в стихотворении "Еду ли ночью по улице темной..." во многом предвосхищаются конфликты, характерные для романа Достоевского "Преступление и наказание", для мармеладовской темы в нем. Таким образом, успех поэтического сборника 1856 года не был случайным: Некрасов заявил в нем о себе как самобытный поэт, прокладывающий новые пути в литературе. Главным источником поэтического своеобразия его творчества явилась глубокая народность, связанная с демократическими убеждениями поэта.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Николай Алексеевич Некрасов

Поэта одолевали грустные мысли; казалось, что дни уже сочтены, что в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ "несжатой полосы", как и образ "дороги" в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл: это и крестьянская нива, но и "нива" поэтического труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил о "всемирной отзывчивости" русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни.

Своеобразие сатирических стихов Некрасова

Во втором разделе сборника Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт. В чем заключается его своеобразие? У предшественников Некрасова сатира была по преимуществу карающей: Пушкин видел в ней "витийства грозный дар". Сатирический поэт уподоблялся античному Зевсу-громовержцу. Он высоко поднимался над сатирическим героем и метал в него молнии испепеляющих, обличительных слов.

Послушаем начало сатиры поэта-декабриста К. Ф. Рылеева "К временщику":

Надменный временщик, и подлый, и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный...

А у Некрасова все иначе, все наоборот! В "Современной оде" он старается, напротив, как можно ближе подойти к обличаемому герою, проникнуться его взглядами на жизнь, подстроиться к его самооценке:

Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

И - беру небеса во свидетели -

Уважаю тебя глубоко...

Более того, в стихах "Нравственный человек" и "Отрывки из путевых записок графа Гаранского" герои уже сами о себе и сами за себя говорят. А мы смеемся, мы негодуем! Почему? Да потому, что Некрасов "приближается" к своим героям с издевкой: намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей. Вот его герои как бы и не нуждаются в обличении извне: сами себя они достаточно глубоко разоблачают. При этом мы проникаем вместе с поэтом во внутренний мир сатирических персонажей, явными оказываются самые потаенные уголки их мелких, подленьких душ. Именно так обличает Некрасов впоследствии и знатного вельможу в "Размышлениях у парадного подъезда". Почти буквально воспроизводит он взгляд вельможи на счастье народное и пренебрежение к заступникам народа:

Щелкоперов забавою

Ты народное счастье зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Повествование о вельможе выдержано в тоне иронического восхваления, подобного тому, какое использует поэт и в "Современной оде". В поэме "Железная дорога" мы услышим монолог генерала. Некрасов дает герою выговориться до конца, и этого оказывается достаточно, чтобы заклеймить генеральское презрение к народу и его труду. Некрасовская сатира, давшая толчок юмористической поэзии В. В. и Н. В. Курочкиных, Д. Д. Минаева и других поэтов - сотрудников сатирического журнала "Искра", по сравнению с поэтической сатирой его предшественников последовательно овладевает углубленным психологическим анализом, проникает в душу обличаемых героев.

Нередко использует Некрасов и сатирический "перепев", который нельзя смешивать с пародией. В "Колыбельной песне (Подражание Лермонтову)" воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской "Казачьей колыбельной", частично заимствуется и ее высокая поэтическая лексика, но не во имя пародирования, а для того, чтобы на фоне воскрешенной в сознании читателя высокой стихии материнских чувств резче оттенялась низменность тех отношений, о которых идет речь у Некрасова. Пародийное использование ("перепев") является здесь средством усиления сатирического эффекта.

Поиск "нового человека"

Третий раздел сборника, поэма "Саша",- это один из первых опытов поэтического эпоса Некрасова, органически вытекающего из стремления его к широкому охвату жизни. Поэма создавалась в счастливое время подъема общественного движения. В стране назревали крутые перемены, ожидалось появление "новых людей" с сильными характерами. Всем было ясно: эти люди должны появиться из общественных слоев, близко стоящих к народу. В поэме "Саша" Некрасов, предвосхищая Тургенева и Чернышевского, хотел показать, как рождаются "новые люди" и чем они отличаются от прежних героев - дворян, "лишних людей".

Духовная сила человека, по Некрасову, питается мерою связей его с народом. Чем глубже эта связь, тем устойчивее и значительнее оказывается человек, и наоборот. Лишен-ный корней в родной земле, человек уподобляется степной траве перекати-поле. Таков культурный дворянин Агарин. Это умный, одаренный и образованный человек, но в характере "вечного странника" нет твердости и веры:

Что ему книга последняя скажет,

То на душе его сверху и ляжет:

Верить, не верить - ему все равно,

Лишь бы доказано было умно!

Агарину противопоставлена дочь мелкопоместных дворян, юная Саша. Ей доступны радости и печали простого деревенского детства: по-народному воспринимает она природу, любуется праздничными сторонами крестьянского труда на кормилице-ниве. В повествование о Саше и Агарине Некрасов вплетает любимую крестьянством евангельскую притчу о сеятеле и почве. Крестьянин-хлебороб уподоблял просвещение посеву, а его результаты - земным плодам, вырастающим из семян на трудовой ниве. В роли "сеятеля знаний на ниву народную" выступает в поэме Агарин, а благодатной почвой оказывается душа юной героини. Социалистические идей, с которыми знакомит Агарин Сашу, падают в плодородную почву и обещают в будущем "пышный плод". Героев "слова" скоро сменят герои "дела".

Поэма "Саша" была принята современниками с особым воодушевлением: в общественной жизни тех лет уже начиналось вытеснение культурных дворян разночинцами.

Своеобразие любовной лирики

Оригинальным поэтом выступил Некрасов и в заключительном, четвертом разделе поэтического сборника 1856 года: по-новому он стал писать и о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту "прозу", которая "в любви неизбежна" ("Мы с тобой бестолковые люди..."). В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой ("Я не люблю иронии твоей..."). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь ("Да, наша жизнь текла мятежно..."). Такое непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении "Застенчивость" робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В "Маше" супруги не могут понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В "Гадающей невесте" - горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском часто скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением драм социальных. Так, в стихотворении "Еду ли ночью по улице темной..." во многом предвосхищаются конфликты, характерные для романа Достоевского "Преступление и наказание", для мармеладовской темы в нем.

Таким образом, успех поэтического сборника 1856 года не был случайным: Некрасов заявил в нем о себе как самобытный поэт, прокладывающий новые пути в литературе. Главным источником поэтического своеобразия его творчества явилась глубокая народность, связанная с демократическими убеждениями поэта.

Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года

Накануне крестьянской реформы 1861 года вопрос о народе и его исторических возможностях, подобно вопросу "быть или не быть?", встал перед людьми революционно-демократического образа мысли. Разочаровавшись к 1859 году в перспективах реформ "сверху", они ожидали освобождения "снизу", питали надежду на крестьянскую революцию. Некрасов не сомневался в том, что именно народ, многомиллионное крестьянство, является основной и решающей исторической силой страны. И тем не менее самую задушевную поэму о народе, написанную в 1857 году, он назвал "Тишина".

Поэма эта знаменовала некоторый поворот в развитии Некрасова. Поиски творческого начала в жизни России на заре 60-х годов были связаны с интеллигенцией: она является главным героем трех предшествующих поэм: "В. Г. Белинский", "Саша", "Несчастные". К народу в этих произведениях Некрасов выходил не прямо, а косвенно: через заступников народных, страдальцев и мучеников за правду. В "Тишине" поэт впервые с надеждой и доверием обратился сам к народу:

Все рожь крутом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В лирической исповеди поэта ощущается народный склад ума, народное отношение к бедам и невзгодам. Стремление растворить, рассеять горе в природе - характерная особенность народной песни: "Разнеси мысли по чистым нашим полям, по зеленым лужкам". Созвучны ей и масштабность, широта поэтического восприятия, "врачующий простор". Если в поэмах "В. Г. Белинский", "Несчастные" идеал русского героя-подвижника воплощался у Некрасова в образе гонимого "народного заступника", то в "Тишине" таким подвижником становится весь русский народ, сбирающийся под своды сельского храма:

Храм воздыханья, храм печали -

Убогий храм земли твоей:

Тяжеле стонов не слыхали

Ни римский Петр, ни Колизей!

Сюда народ, тобой любимый,

Своей тоски неодолимой

Святое бремя приносил -

И облегченный уходил!

Почему тоску народа Некрасов называет "святым бременем"? Как объяснить, что демократ-шестидесятник создает религиозные стихи, исполненные такой суровой красоты, такой высокой скорбной силы? Вспомним, что становление демократических взглядов Некрасова совершалось во второй половине 40-х годов, когда передовые умы России были захвачены идеями французских социалистов-утопистов. Это были социалисты-мечтатели, идеи братства, равенства и свободы они считали "новым христианством", продолжением и развитием нравственных заповедей Иисуса Христа. Социалисты-утописты, как правило, критиковали официальную церковь, но этические идеи христианства, связанные с проповедью социального равенства и человеческого братства, они считали "святым бременем", зерном, из которого вырастает идея нового, справедливого, социалистического общества.

Русские их последователи были подчас сторонниками более решительной, революционной ломки старого мира. Но в области этической, нравственной они шли за своими предшественниками. Белинский в знаменитом письме к Гоголю называл православную церковь "опорою кнута, угодницею деспотизма", однако Христа он при этом не только не отрицал, а прямо считал его предтечей современного социализма: "Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения".

Многие современники Белинского шли еще дальше. Сближая социализм с христианством, они объясняли это сближение тем, что в момент своего возникновения христианство было религией угнетенных и содержало в себе исконную мечту народа о будущем братстве. Поэтому, в отличие от Белинского, Герцен, например, а вместе с ним и Некрасов с преклонением относились к религиозности русского крестьянства, видели в ней одну из форм проявления естественной мечты простого человека о будущей мировой гармонии. В дневнике от 24 марта 1844 года Герцен писал: "Доселе с народом можно говорить только через Священное Писание, и, надобно заметить,- социальная сторона христианства всего менее развита; Евангелие должно войти в жизнь, оно должно дать ту индивидуальность, которая готова на братство".

Заметим, что такое "обмирщение" религии не слишком противоречило коренным основам крестьянской религиозности. Русский мужик не всегда уповал в своих верованиях на загробный мир и будущую жизнь, а иногда предпочитал искать "землю обетованную" на этом свете. Сколько легенд оставила нам крестьянская культура о существовании таких земель, где "живет человек в довольстве и справедливости"! Вспомним, что даже в рассказе Тургенева "Бежин луг" сон крестьянских детей овеян этой доброй мечтой о земле обетованной.

В поэзии Некрасова постоянно звучат религиозные мотивы, а в качестве идеала для народных заступников выступает образ Христа. Эти мотивы имеют народно-крестьянские истоки, они прямо связаны с социально-утопическими убеждениями поэта. Некрасов верит, что социалистические чаяния являются духовной опорой верующего христианина, крепостного мужика.

Но в "Тишине" его волнует и другой вопрос: перейдут ли эти мечты в дело, способен ли народ к их практическому осуществлению? Ответ на него содержится во второй и третьей главках поэмы. Крестьянская Русь предстает в них в собирательном образе народа-героя, подвижника русской истории. В памяти поэта проносятся недавние события Крымской войны и обороны Севастополя:

Когда над Русью безмятежной

Восстал немолчный скрип тележный,

Печальный, как народный стон!

Русь поднялась со всех сторон,

Все, что имела, отдавала

И на защиту высылала

Со всех проселочных путей

Своих покорных сыновей.

Воссоздается событие эпического масштаба: в глубинах крестьянской жизни, на проселочных дорогах свершается единение народа в непобедимую Русь перед лицом общенациональной опасности. Неслучайно в поэме воскрешаются мотивы древнерусской литературы и фольклора. В период роковой битвы у автора "Слова о полку Игореве" "реки мутно текут", а у Некрасова "черноморская волна, еще густа, еще красна, уныло в берег славы плещет". В народной песне: "где мать-то плачет, тут реки прошли; где сестра-то плачет, тут колодцы воды", а у Некрасова:

Прибитая к земле слезами

Рекрутских жен и матерей,

Пыль не стоит уже столбами

Над бедной родиной моей.

И о военных действиях неприятеля Некрасов повествует в полусказочном, полубылинном духе:

Три царства перед ней стояло,

Перед одной... таких громов

Еще и небо не метало

С нерукотворных облаков!

В поэме укрепляется вера Некрасова в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Но когда народ проснется к сознательной борьбе за свои интересы? На этот вопрос в "Тишине" нет определенного ответа, как нет его и в "Размышлениях у парадного подъезда", и в "Песне Еремушке", ставшей гимном нескольких поколений русской демократической молодежи.

В этом стихотворении сталкиваются и спорят друг с другом две песни: одну поет няня, другую - "проезжий городской". В песне няни утверждается мораль холопская, лакейская, в песне "проезжего" звучит призыв к революционному делу под лозунгами "братства, равенства и свободы". По какому пути пойдет в будущем Еремушка, судить трудно: стихотворение и открывается, и завершается песней няни о терпении и смирении. Тут скрывается существенное отличие народного поэта Некрасова от его друзей Чернышевского и Добролюбова, которые в этот момент были большими оптимистами относительно возможного народного возмущения. Именно потому в стихах Некрасова "На смерть Шевченко", "Поэт и гражданин", "Памяти Добролюбова" "народный заступник" - чаще всего страдалец, идущий на жертву. Такая трактовка "народного заступника" не вполне совпадает с этикой "разумного эгоизма" Чернышевского. По отношению к "новым людям" у Некрасова часто прорываются чувства, близкие к религиозному преклонению. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся "звездой падучею", но без которых "заглохла б нива жизни". При этом Некрасов отнюдь не порывает с демократической идеологией. Его герой напоминает не "сверхчеловека", а почитаемого и любимого народом христианского подвижника:

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили...

("Княгиня Волконская")

В подвижническом облике некрасовских "народных заступников" проявляется глубокий их демократизм, органическая связь с народной культурой. В миросозерцании русского крестьянина воспитана трудной отечественной историей повышенная чуткость к страдальцам за истину, особое доверие к ним. Немало таких мучеников-правдоискателей находит поэт и в самой крестьянской среде. Его привлекает аскетический образ Власа (стихотворение "Влас"), способного на высокий нравственный подвиг. Под стать Власу суровый образ пахаря в финале поэмы "Тишина", который "без наслаждения живет, без сожаленья умирает". Судьба Добролюбова в некрасовском освещении оказывается родственной доле такого пахаря:

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал...

Если Чернышевский вплоть до 1863 года чутьем политика

Похожие рефераты:

Мужские и женские персонажи в творчестве Некрасова. Счастье в понятии Некрасова.

Некрасов восторженно принял освобождение крестьян из крепостной зависимости в результате реформы 1861 года. В «Современнике» было напечатано стихотворение «Свобода», где поэт провозгласил, что впервые он может, наконец, гордиться своей страной.

Поэма Некрасова соединяет в себе множество жанров, в том числе и народно-поэтических (например, народные песни, плачи, сказки, притчи), но главный жанр – жанр путешествия.

Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов.

По поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти в своей поэме мимо тех, кто самоотверженно боролся за свободу народа.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...