Школьная энциклопедия. Измерение времени

Вся жизнь человека связана с временем, и необходимость его измерения возникла еще в глубокой древности.

Первой естественной единицей меры времени были сутки, регулировавшие труд и отдых людей. С доисторической эпохи сутки делились на две части - день и ночь. Затем выделились утро (начало дня), полдень (середина дня), вечер (конец дня) и полночь (середина ночи). Еще позже сутки были разделены на 24 равные части, которые получили название «час». Для измерения более коротких промежутков времени час стали делить на 60 мин, минуту - на 60 с, секунду - на десятые, сотые, тысячные и т. д. доли секунды.

Периодическая смена дня и ночи происходит вследствие вращения Земли вокруг своей оси. Но мы, находясь на поверхности Земли и участвуя вместе с нею в этом вращении, не ощущаем его и судим о ее вращении по суточному движению Солнца, звезд и других небесных тел.

Промежуток времени между двумя последовательными верхними (или нижними) кульминациями центра Солнца на одном и том же географическом меридиане, равный периоду вращения Земли относительно Солнца, называется истинными солнечными сутками, а время, выраженное в долях этих суток - часах, минутах и секундах, - истинным солнечным временем Т 0 .

За начало истинных солнечных суток принимается момент нижней кульминации центра Солнца (истинная полночь), когда считается Т 0 = 0 ч. В момент верхней кульминации Солнца, в истинный полдень, T 0 = 12 ч. В любой другой момент суток истинное солнечное время T 0 = 12ч + t 0 , где t 0 - часовой угол (см. Небесные координаты) центра Солнца, который может быть определен, когда Солнце находится над горизонтом.

Но измерять время истинными солнечными сутками неудобно: в течение года они периодически меняют свою продолжительность - зимой они длиннее, летом короче. Наиболее длинные истинные солнечные сутки на 51 с продолжительнее самых коротких. Происходит это потому, что Земля кроме вращения вокруг своей оси движется по эллиптической орбите и вокруг Солнца. Следствием этого движения Земли является видимое годичное движение Солнца среди звезд по эклиптике, в направлении, противоположном его суточному движению, т. е. с запада на восток.

Движение Земли по орбите происходит с переменной скоростью. Когда Земля находится вблизи перигелия, скорость ее движения по орбите наибольшая, а когда она проходит вблизи афелия - ее скорость наименьшая. Неравномерное движение Земли по орбите, а также наклон ее оси вращения к плоскости орбиты служат причинами неравномерности изменения прямого восхождения Солнца в течение года, а следовательно, и непостоянства продолжительности истинных солнечных суток.

Для того чтобы устранить это неудобство, ввели понятие так называемого среднего солнца. Это воображаемая точка, которая в течение года (за такое же время, как и настоящее Солнце по эклиптике) совершает один полный оборот по небесному экватору, двигаясь при этом среди звезд с запада на восток совершенно равномерно и проходя точку весеннего равноденствия одновременно с Солнцем. Промежуток времени между двумя последовательными верхними (или нижними) кульминациями среднего солнца на одном и том же географическом меридиане называется средними солнечными сутками, а время, выраженное в их долях - часах, минутах и секундах, - средним солнечным временем Т ср. Продолжительность средних солнечных суток, очевидно, равна средней продолжительности за год истинных солнечных суток.

За начало средних солнечных суток принимается момент нижней кульминации среднего солнца (средняя полночь). В этот момент Т ср = 0 ч. В момент верхней кульминации среднего солнца (в средний полдень) среднее солнечное время Т ср = 12 ч, а в любой другой момент суток Т ср = 12ч + t ср, где t ср - часовой угол среднего солнца.

Среднее солнце - это воображаемая точка, на небе ничем не отмеченная, так что определить часовой угол t ср, непосредственно из наблюдений нельзя. Но его можно вычислить, если известно уравнение времени.

Уравнением времени называется разность между средним солнечным временем и истинным солнечным временем в один и тот же момент, или разность часовых углов среднего и истинного Солнца, т. е.

η = Т ср - Т0 0 = t ср - t 0 .

Уравнение времени может быть вычислено теоретически для любого момента времени. Обычно оно публикуется в астрономических ежегодниках и календарях для средней полночи на Гринвичском меридиане. Приближенная величина уравнения времени может быть найдена по прилагаемому графику.

Из графика видно, что 4 раза в году уравнение времени равно нулю. Это бывает около 15 апреля, 14 июня, 1 сентября и 24 декабря. Наибольшей положительной величины уравнение времени достигает около 11 февраля (η = +14 мин), а отрицательной - около 2 ноября (η = -16 мин).

Зная уравнение времени и истинное солнечное (из наблюдений Солнца) время для данного момента, можно найти среднее солнечное время. Однако среднее солнечное время проще и точнее вычисляется по определяемому из наблюдений звездному времени.

Промежуток времени между двумя последовательными верхними (или нижними) кульминациями точки весеннего равноденствия на одном и том же географическом меридиане называется звездными сутками, а время, выраженное в их долях - часах, минутах и секундах, - звездным временем.

За начало звездных суток принимается момент верхней кульминации точки весеннего равноденствия. В этот момент звездное время s=0 ч, а в момент нижней кульминации точки весеннего равноденствия 5=12 ч. В любой другой момент звездных суток звездное время s = t γ , где t γ - часовой угол точки весеннего равноденствия.

Точка весеннего равноденствия на небе ничем не отмечена, и найти ее часовой угол из наблюдений нельзя. Поэтому астрономы вычисляют звездное время, определяя часовой угол звезды t * , для которой известно прямое восхождение α; тогда s=α+t * .

В момент верхней кульминации звезды, когда t * = 0, звездное время s = α; в момент нижней кульминации звезды t * =12 ч и s = α + 12 ч (если а меньше 12 ч) или s = α - 12 ч (если α больше 12 ч).

Измерение времени звездными сутками и их долями (звездными часами, минутами и секундами) используется при решении многих астрономических задач.

Среднее солнечное время определяется с помощью звездного времени на основе следующего соотношения, установленного многочисленными наблюдениями:

365,2422 средних солнечных суток = 366,2422 звездных суток, откуда следует:

24 ч звездного времени = 23 ч 56 мин 4,091 с среднего солнечного времени;

24 ч среднего солнечного времени = 24 ч 3 мин 56,555 с звездного времени.

Измерение времени звездными и солнечными сутками связано с географическим меридианом. Время, измеренное на данном меридиане, называется местным временем этого меридиана, и оно одинаково для всех пунктов, находящихся на нем. Вследствие вращения Земли с запада на восток местное время в один и тот же момент на разных меридианах различно. Например, на меридиане, лежащем на 15° к востоку от данного, местное время будет больше на 1 ч, а на меридиане, расположенном на 15° к западу, - меньше на 1 ч, чем на данном меридиане. Разность местных времен двух пунктов равна разности их долгот, выраженной в часовой мере.

По международному соглашению за начальный меридиан для счета географических долгот принят меридиан, проходящий через бывшую Гринвичскую обсерваторию в Лондоне (сейчас она переведена в другое место, но Гринвичский меридиан оставили начальным). Местное среднее солнечное время Гринвичского меридиана называется всемирным временем. В астрономических календарях и ежегодниках моменты большинства явлений указываются по всемирному времени. Моменты этих явлений по местному времени какого-либо пункта легко определить, зная долготу этого пункта от Гринвича.

В повседневной жизни пользоваться местным временем неудобно, потому что местных систем счета времени в принципе столько же, [ сколько географических меридианов, т. е. бесчисленное множество. Большое различие между всемирным временем и местным временем меридианов, удаленных от Гринвичского на значительные расстояния, создает неудобства и при использовании всемирного времени в повседневной жизни. Так, например, если в Гринвиче полдень, т. е. 12 ч всемирного времени, то в Якутии и в Приморье на Дальнем Востоке нашей страны уже наступил поздний вечер.

С 1884 г. во многих странах мира стала применяться поясная система счета среднего солнечного времени. Эта система счета времени основана на разделении поверхности Земли на 24 часовых пояса; во всех пунктах в пределах одного пояса в каждый момент поясное время одинаково, в соседних поясах оно отличается ровно на 1 ч. В системе поясного времени 24 меридиана, отстоящих по долготе на 15° друг от друга, приняты за основные меридианы часовых поясов. Границы поясов на морях и океанах, а также в малонаселенных местах проводят по меридианам, отстоящим на 7,5° к востоку и западу от основного. В остальных районах Земли границы поясов для большего удобства проведены по близким к этим меридианам государственным и административным границам, рекам, горным хребтам и т. п.

По международному соглашению за начальный был принят меридиан с долготой 0° (Гринвичский). Соответствующий часовой пояс считается нулевым. Остальным поясам в направлении от нулевого на восток присвоены номера от 1 до 23.

Поясным временем какого-либо пункта называется местное среднее солнечное время основного меридиана того часового пояса, на территории которого этот пункт находится. Разность между поясным временем в каком-либо часовом поясе и всемирным временем (временем нулевого пояса) равна номеру часового пояса.

Часы, поставленные по поясному времени во всех часовых поясах, показывают одно и то же количество секунд и минут, и их показания различаются только на целое число часов. Система поясного счета времени устраняет неудобства, связанные с использованием как местного, так и всемирного времени.

Поясное время некоторых часовых поясов имеет особые названия. Так, например, время нулевого пояса называется западно-европейским, время 1-го пояса - среднеевропейским, 2-го пояса - восточно-европейским. В США время 16, 17, 18, 19 и 20-го поясов называют соответственно тихоокеанским, горным, центральным, восточным и атлантическим временем.

Территорию СССР сейчас делят на 10 часовых поясов, которые имеют номера от 2-го до 11-го (см. карту часовых поясов).

На карте поясного времени по меридиану 180° долготы проведена линия перемены даты.

В целях экономии и более рационального распределения электроэнергии в течение суток, особенно в летний период, в некоторых странах весной стрелки часов переводят на час вперед и такое время называют летним временем. Осенью стрелка возвращается на час назад.

В нашей стране в 1930 г. декретом Советского правительства стрелки часов во всех часовых поясах были переведены на один час вперед на все время, впредь до отмены (такое время получило название декретного времени). Изменен этот порядок счета времени был в 1981 г., когда была введена система летнего времени (вводилось оно временно и ранее, до 1930 г.). По существующему правилу переход к летнему времени происходит ежегодно в 2 ч ночи последнего воскресенья марта, когда стрелки часов переводятся на 1 ч вперед. Отменяется оно в 3 ч ночи последнего воскресенья сентября, когда стрелки часов отводятся на 1 ч назад. Поскольку временный перевод стрелок производится по отношению к постоянному времени, идущему на 1 ч впереди поясного (оно совпадает с существовавшим ранее декретным временем), то в весенние и летние месяцы наши часы идут впереди поясного времени на 2 ч, а в осенние и зимние месяцы - на 1 ч. Столица нашей Родины Москва находится во 2-м часовом поясе, поэтому время, по которому живут в этом поясе (и летом, и зимой), называется московским временем. По московскому времени в СССР составляют расписания движения поездов, пароходов, самолетов, отмечается время на телеграммах и т. п.

В обыденной жизни время, которым пользуются в том или ином населенном пункте, часто называют местным временем этого пункта; его не следует путать с астрономическим понятием местного времени, о котором говорилось выше.

Начиная с 1960 г. в астрономических ежегодниках координаты Солнца, Луны, планет и их спутников публикуются в системе эфеме-ридного времени.

Еще в 30-х гг. XX в. было окончательно установлено, что Земля вращается вокруг своей оси неравномерно. При уменьшении скорости вращения Земли сутки (звездные и солнечные) удлиняются, а при увеличении ее - укорачиваются. Величина средних солнечных суток вследствие неравномерности вращения Земли увеличивается за 100 лет на 1-2 тысячных доли секунды. Это очень малое изменение несущественно для повседневной жизни человека, однако им нельзя пренебрегать в некоторых разделах современной науки и техники. Была введена равномерная система счета времени - эфемеридное время.

Эфемеридное время - равномерно текущее время, которое мы подразумеваем в формулах и законах динамики при вычислении координат (эфемерид) небесных тел. Для того чтобы вычислить разность между эфемеридным временем и всемирным временем, сравнивают наблюденные в системе всемирного времени координаты Луны и планет с их координатами, вычисленными по формулам и законам динамики. Разность эта была принята равной нулю в самом начале XX в. Но так как скорость вращения Земли в XX в. в среднем уменьшилась, т. е. наблюдаемые сутки были длиннее равномерных (эфемеридных) суток, то эфемеридное время «уходило» вперед относительно всемирного времени, и в 1986 г. разность составила плюс 56 с.

До открытия неравномерности вращения Земли производная единица меры времени - секунда - определялась как 1/86400 доля средних солнечных суток. Непостоянство средних солнечных суток вследствие неравномерного вращения Земли заставило отказаться от такого определения и дать следующее: «Секунда есть 1/31556925,9747 Доля тропического года для 1900 г., января 0, в 12 ч эфемеридного времени».

Определяемая таким путем секунда получила название эфемеридной. Число 31 556 925, 9747, равное произведению 86400 х 365,2421988, есть число секунд в тропическом году, продолжительность которого для 1900 г., января 0, в 12 ч эфемеридного времени равнялась 365,2421988 средних солнечных суток.

Иначе говоря, эфемеридная секунда есть промежуток времени, равный 786400 доле средней продолжительности средних солнечных суток, которую они имели в 1900 г., в январе 0, в 12 ч эфемеридного времени.

Таким образом, новое определение секунды связано с движением Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца, тогда как старое определение основывалось только на ее вращении вокруг своей оси.

Создание атомных часов позволило получить принципиально новую шкалу времени, не зависящую от движений Земли и получившую название атомного времени. В 1967 г. на Международной конференции по мерам и весам в качестве единицы меры времени была принята атомная секунда, определяемая как «время, равное 9 192 631 770 периодам излучения соответствующего перехода между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133».

Продолжительность атомной секунды выбрана таким образом, чтобы она была максимально близка к продолжительности эфемеридной секунды.

Атомная секунда является одной из семи основных единиц Международной системы единиц (СИ).

Шкала атомного времени основывается на показаниях цезиевых атомных часов обсерваторий и лабораторий служб времени нескольких стран мира, в том числе и Советского Союза.

Итак, мы познакомились со множеством различных систем измерения времени, но нужно четко представить себе, что все эти различные системы времени относятся к одному и тому же реально и объективно существующему времени. Иными словами, никаких различных времен не существует, есть лишь различные единицы времени и различные системы счета этих единиц.

Рассмотрим вопрос об измерении длины стержня в покоящейся и движущейся системах отсчета. Если стержень неподвижен относительно наблюдателя, то измерить длину стержня можно простым совмещением масштаба с началом и концом стержня. Измеренную таким образом длину называют собственной длиной стержня и обозначают. Это и есть та длина, которую мы получаем при обычных измерениях какого-либо линейного размера тела на опыте.

Теперь представим себе, что наблюдатель неподвижен и находится в инерциальной системе S, а стержень, параллельный оси X этой системы, движется вдоль оси X со скоростью v. Как такой наблюдатель может измерить длину движущегося стержня l?

Обычный способ измерения длины здесь, очевидно, уже непригоден. Можно поступить так: покоящийся наблюдатель в какой-то момент времени по часам в своей системе отсчета S отмечает положения начала и конца стержня х1 и х2 (рис. 36.3), а затем измеряет расстояние между этими отметками l, которое и является длиной движущегося стержня в неподвижной системе отсчета.

Согласно теории относительности:

l = l 0 √(1 – v 2 /c 2). (36.1)

Таким образом, результаты измерения длины стержня Относительны и зависят от скорости его движения v относительно системы отсчета; длина всегда получается меньше собственной длины l 0 (множитель √(1 - v 2 /c 2) меньше едини цы), и чем больше скорость движения стержня относительно какой-либо системы отсчета, тем меньше его длина, измеренная в этой системё.

Однако если стержень повернуть на 90°, т. е. расположить перпендикулярно к оси X и к направлению движения, то длина стержня не изменится по сравнению с l 0 . Таким образом, при измерении размеров движущегося тела оказываются сокращенными размеры тела вдоль направления его движения.

Отметим еще, что этот эффект относителен. Так, если одна метровая линейка неподвижна в инерциальной системе S, а другая - в системе S’ и эти инерциальные системы движутся относительно друг друга со скоростью v, то для каждого из ‘двух наблюдателей, один из которых связан с системой S, а другой - с S’, укороченной будет казаться линейка, движущаяся относительно него.

Рассмотрим теперь вопрос об относительности промежутков времени. Мы уже убедились, что одинаковые идеальные часы в двух инерциальных системах отсчета, движущихся относительно друг друга, идут несинхронно.

Пусть один наблюдатель находится в движущемся вагоне и имеет часы, неподвижные относительно вагона. Связанную с вагоном систему отсчета будем называть S’. Другой наблюдатель и его часы пусть неподвижны относительно Земли, а поезд движется со скоростью v. Систему отсчета, связанную с Землей, будем называть S.

Предположим теперь, что в момент времени t` 1 (рис. 36.4, а) в вагоне зажглась лампочка (произошло определенное событие), а в момент времени t` 2 (рис. 36.4, б) лампочка погасла (произошло новое событие). Для наблюдателя в вагоне эти два события произошли в одной точке пространства (вагона), но в разные моменты времени t` 1 и t` 2 .

Интервал времени между двумя событиями для системы отсчета, в которой оба события произошли в одной точке пространства, называется интервалом собственного времени Т 0 . Таким образом, для наблюдателя в вагоне t` 2 - t` 1 =T 0 . Для наблюдателя на Земле оба эти события произошли в разных точках пространства и в разные моменты времени t 1 и t 2 по его часам. Действительно, лампочка зажглась в одном месте пространства, а погасла - в другом, так как пока она горела, вагон проехал некоторое расстояние относительно Земли. Для наблюдателя на Земле интервал времени между этими событиями будет t 2 -t 1 = T. В теории относительности доказывается, что

Т = T 0 /√(1 – v 2 /c 2). (36.2)

Из (36.2) видно, что Т 0 <Т, т. е. интервал собственного времени меньше. Таким образом, по измерениям, произведенным наблюдателями в разных системах, медленнее идут часы в той инерциальной системе, для которой события происходят в одной точке пространства.

Если наблюдатель находится на станции и следит за событиями, происходящими в движущемся вагоне, то, по его мнению, часы в вагоне идут медленнее его собственных, т. е. между двумя событиями в вагоне по его часам проходит больше времени, чем по часам в вагоне. Если же наблюдатель находится в движущемся вагоне и следит за событиями, происходящими на станции, то, по его мнению, часы на станции идут медленнее часов в вагоне, т. е. промежуток времени между двумя событиями на станции по его часам больше, чем по часам на станции. С точки зрения каждого наблюдателя, движущиеся относительно него часы замедляют свой ритм по сравнению с его часами.

Здесь отчетливо виден относительный характер интервалов времени, так как каждый из этих наблюдателей считает, что по сравнению с его часами отстают часы другого наблюдателя.

Зависимость интервалов времени от выбранной системы отсчета была обнаружена на опыте. Приведем такой пример. Земная атмосфера подвергается непрерывному воздействию космических лучей, состоящих из потока частиц, движущихся с очень высокой скоростью. При столкновении этих частиц в верхних слоях атмосферы с атомами атмосферного азота или кислорода образуются π-мезоны. Они нестабильны и существуют очень короткое время (время жизни очень мало).

Можно получать π-мезоны и искусственными методами с помощью больших ускорителей. В лабораториях было определено среднее время жизни этих π-мезонов, т. е. средний промежуток времени между их возникновением и распадом. Скорость движения этих искусственных π-мезонов невелика, много меньше с. Поэтому можно считать, что найденное на опыте время жизни Т 0 является собственным временем жизни π-мезона. Оно оказалось очень коротким , порядка сотых долей микросекунды! T 0 =2*10 -8 с. Следовательно, если π-мезон будет лететь даже со скоростью, близкой к скорости света, то за это время он успеет пролететь не больше 6 м, так как l=сT 0 =3*10 8 м/с*2*10 -8 c=6 м.

Но π-мезоны были обнаружены у поверхности Земли, т. е. они проникают сквозь атмосферу и достигают поверхности Земли, пролетев расстояние порядка 30 км, не распадаясь. Объясняется это замедлением времени: каждый π-мезон как бы несет свои собственные часы, по которым и определяется его собственное время жизни Т 0 однако для наблюдателя на Земле время жизни Т π-мезона оказывается гораздо более длительным в соответствии 6 формулой (36.2), поскольку скорость π-мезона действительно близка к скорости света.

Этот факт можно представить иначе для π-мезона, движущегося со скоростью, близкой к о, земные длины оказываются сильно сжатыми в направлении относительного движения π-мезона и Земли в соответствии с формулой (36.1). Другими словами, если брать в расчет собственное время жизни π-мезона Т 0 , то и земные расстояния надо измерять в системе отсчета , связанной с этим π-мезоном.

Этот пример наглядно показывает, что само по себе понятие «измерение» не означает ничего абсолютного и числа, обозначающие расстояние или время, не имеют абсолютного значения и имеют смысл только в определенной системе отсчета.

8-часовой рабочий день – устаревший и неэффективный подход к работе. Если вы хотите быть максимально продуктивным, вам нужно избавиться от этого пережитка прошлого.

8-часовой рабочий день был создан во времена промышленной революции, в попытке сократить часы физического труда, выполняемого работниками заводов. Это достижение считалось гуманным 200 лет назад, однако сейчас оно едва ли является актуальным.

От нас, как и от наших предков, ожидают, что мы будем укладываться в 8-часовые рабочие дни и работать долгие, продолжительные отрезки времени, с малым количеством перерывов, а то и вовсе без них. Черт, да некоторые работают даже во время обеда!

Лучший способ организовать свой день

Недавно Draugiem Group провела исследование, где с помощью компьютерной программы удалось отследить рабочие привычки сотрудников. Отдельно программа считала, сколько времени люди тратят на выполнение различных заданий в сравнении с уровнем их производительности.

В процессе измерения активности работников было обнаружено поразительное открытие: продолжительность рабочего дня не имеет значения; действительно важным являлось то, как люди организовывают свой день. В частности, те, кто с благоговением относился к частым небольшим перерывам, были намного более продуктивны, чем те, кто разбивал свой день на более длительные отрезки времени.

Самым оптимальным вариантом было работать 52 минуты и затем отдыхать 17 минут. Люди, которым удалось придерживаться этого расписания, достигали уникального уровня концентрации внимания. Почти час они стопроцентно посвящали себя заданию, которое необходимо было выполнить. Они не заходили «только на минуточку» в социальные сети, не отвлекались на электронную почту. Ощущая усталость (опять же, спустя примерно час), они брали короткий перерыв, во время которого полностью абстрагировались от работы. Это помогало им вернуться к задачам с ясными мыслями и проводить еще один продуктивный час.

Мозгу необходимы час работы и 15 минут отдыха

Люди, открывшие для себя эту волшебную пропорцию, – победители по жизни, ведь они пользуются базовой необходимостью человеческого разума: наш мозг около часа функционирует всплесками большого количества энергии, затем на 15-20 минут затрата энергии снижается.

Многих из нас это естественное состояние притоков энергии заставляет балансировать между более продуктивным отрезком времени и менее продуктивным, когда мы устаем и позволяем себе отвлечься.

Наилучший способ победить усталость и переутомление – организовать свой рабочий день. Вместо того, чтобы работать на час-два дольше и пытаться побороть безделье и усталость, возьмите перерыв, едва почувствовав, что ваша продуктивность снижается.

Уйти на перерыв легко, когда знаешь, что это поможет сделать день продуктивней. Зачастую мы позволяем переутомлению взять верх потому, что продолжаем работать, даже будучи уставшими, спустя много времени после того, как потеряли концентрацию и растратили всю энергию, а наши перерывы не являются настоящими – проверка почты и просмотр видео на YouTube не помогут вам так, как прогулка.

Возьмите под контроль свой рабочий день

8-часовой рабочий день может вам подойти, если вы разбиваете свое время на стратегические промежутки. Однажды подстроив деятельность под поток естественной энергии, все пойдет как по маслу. Ниже приведены 4 совета, как войти в этот идеальный ритм:

Разбейте свой день на интервалы длиной в час. Обычно мы планируем закончить дело к концу дня, недели или месяца, но гораздо эффективнее, если мы концентрируемся на достижении цели прямо сейчас. Часовые интервалы не только помогут вам войти в правильный ритм. Они так же упрощают серьезные задачи, разбивая их на части, с которыми гораздо проще справиться. Если вам важна точность, то можете делать интервалы по 52 минуты, но час имеет тот же эффект.

Соблюдайте интервалы. Эта стратегия работает только потому, что мы используем максимум энергии, чтобы добиться высокого уровня концентрации за относительно короткий промежуток времени. Если вы пренебрежительны с часовым интервалом – проверяете почту или Facebook – вы убиваете весь смысл концепции.

Отдыхайте по-настоящему. Исследование в Draguiem обнаружило, что работники, которые часто уходят на перерывы, более продуктивны, чем те, кто вообще не отдыхает. Аналогично, сотрудники, которые намеренно расслаблялись во время перерывов, легче возвращались к работе, чем те, кто «отдыхая» с трудом изолировались от работы. Чтобы повысить результативность, необходимо отойти от компьютера, телефона и списка дел. Отдых вроде прогулки, чтения книги или болтовни – самая эффективная форма подзарядки, так как именно эти действия отвлекают от работы. В напряженные дни вас могут искушать мысли о звонках или проверке почты, как о способе отдохнуть, но это не настоящие перерывы, поэтому не поддавайтесь им.

Сколько и когда должно быть перерывов при 12 часовой смене?

    У Вас рабочая смена - 12 часов. Согласно ТК РФ (Ст. 108. Перерывы для отдыха и питания) в течение рабочей смены работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания, который не входит в рабочее время. Что интересно - статья называется Перерывы а речь в ней идет об одном перерыве. По моему мнению, это недоработка Трудового Кодекса, которая почему-то никого не заинтересовала. А если смена длится 24 часа?

    Почему же этот вопрос не поднимают и замалчивают? Работникам поднимать его не выгодно, поскольку это время не оплачивается. Так что всех устраивает один перерыв продолжительностью в один час где-то в середине смены (точнее можете узнать в Правилах внутреннего распорядка вашей организации) вне зависимости от продолжительности смены. А еще пару перерывов, чтобы попить чайку, можно осуществить и за счет работодателя, так обычно и делают.

    Статья 108 Трудого Кодекса Российской Федерации Перерывы для отдыха и питания предписывает рабочий перерыв не более 2ух часов, но и не менее получаса. Соответственно ваш перерыв, если вы оформлены по ТК РФ, может длиться от 30 до 120 минут. Какое именно время в этом промежутке- регламентирует непосредственно предприятие, в котором вы работаете.

    Статья 108 трудового кодекса регламентирует перерывы работнику в течение рабочего дня.

    В статье сказано,что в течение рабочего дня работнику предоставляется перерыв,для отдыха и питания не более двух часов и не менее получаса.

    Перерывы в рабочее время не включаются.

    Время перерывов, а также их продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

    В каждой организации должен быть график с указанием времени,и продолжительности перерывов.

    С разрешения работодателя неиспользованное на обед время можно потратить на перекрытие в течение дня.

    К сожалению - продолжительность и количество перерывов для отдыха и принятия пищи нынешним Трудовым Кодексом никак не определяется.

    Точно названо только минимальная (30 мин.) и максимальная (2 часа) продолжительность перерыва не включаемая в рабочее время. Как гласит ст. 108 продолжительность времени отдыха и перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

    Я сам работаю по 12 часов, но у нас этот вопрос у нас до сих пор никак не согласован.

    Можете посмотреть здесь, здесь и здесь комментарии.

    Согласно ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации работнику должен предрставляться перерыв не менее 30-ти минут и не более двух часов, которые в рабочее время не засчитываются.

    Сколько конкретно времени отводится при 12-часовой рабочей смене на том или ином предприятии - это регламентируется самим предприятием в трудовом соглашении, которое подписывается работником при устройстве на работу на данное предприятие.

    Подписав такое трудовое соглашение, Вы полностью соглашаетесь со всеми прописанными в нем условиями труда и отдыха.

    Поэтому прежде, чем подписать такой договор, внимательно с ним ознакомьтесь, и только в случае полного согласия подписывайте его.

    Насколько мне известно из встречавшихся нормативов, на каждый час рабочего времени полагается пять минут отдыха. Точнее 55 минут работаете, 5 отдыхаете. Или час пятьдесят работаете, 10 минут отдыхаете. Плюс к этому один час обеда. То есть рабочих часов 11.

    Глава восемнадцатая статьи 108-ой Трудового Кодекса определяет для рабочего дня или смены перерывы от тридцати минут до двух часов. В этой статье не указывается, как распределить рабочее время и перерывы. Распорядок, как правило, определяется самим предприятием, а работники подписывают его в знак ознакомления и соглашения. Статья звучит так:

    Поэтому при двенадцатичасовой смене вполне возможно наличие одного или двух перерывов протяженностью от получаса до двух часов.

    Но есть много производств, где официальный перерыв, хоть и предусмотрен на бумаге, на практике не соблюдается. Работники вынуждены чай пить прямо на рабочем месте впопыхах. Это нарушение трудового законодательства, но если оплата труда высокая, то люди молчат.

    Перерывы, несомненно, должны быть. Но чаще всего такой график - в сфере обслуживания, а там невыгодно ставить постоянные перерывы. Например, я работаю сутками, и мы отлучаемся покурить/в туалет/покушать тогда, когда клиентов мало и напарник может справиться один, а не по какому-то определенному графику.

    В организации, где установлен 12 часовой рабочий день, должны быть перерывы не более 2 часов, но не менее 30 минут согласно ст.108 ТК РФ.

    Это время в рабочее время не включается.

    При устройстве на работу, надо обратить внимание, что написано в договоре, прочитать внимательно, особенно между строк и там обязательно должен быть пункт о правилах обеденного перерыва.

    Обеденные перерывы должны быть указаны в трудовом договоре заключенным между работодателем и работником.

    На некоторых видах работ, в зависимости от специализации должны быть дополнительные перерывы, например отдых и обогрев согласно ст.109 ТК РФ.

    До декретного отпуска я работала по 12 часов в день, с 9 утра до 21 вечера. У нас было два перерыва с 13.00 до 13.30 и с 18.00 до 18.30. Получается за 12 часов рабочего дня у нас было два перерыва по полчаса и два раза в рабочий день начальство отпускало нас на 10 минут подышать свежим воздухом. Нас конечно устраивали такие перерывы, мы были заинтересованы в отработанных часах, оплата у нас была почасовая, сдельная.

Александр Берзин, октябрь 2007 г.

Определение времени

В буддизме время не рассматривается как абсолютная среда, в которой происходят события и которая существует независимо от них. Таким образом, с буддийской точки зрения пространство и время не составляют систему координат, определяющую положение объектов, находящихся в ней. Время (dus, санскр. кала ) – это несоответствующая воздействующая переменная (ldan-min ‘du-byed ). Иными словами, это изменчивое явление, которое не является ни формой физического явления, ни способом осознавания. Оно может быть приписано изменчивому континууму концептуально.

Точнее, время – это промежуток, приписанный континууму последовательности причины и следствия или измеренный в его рамках. Поскольку время приписывается концептуально, это функция ума, который его концептуально обозначает, и оно существует относительно ума.

  • Это не значит, что если мы перестали концептуально обозначать время и вошли в совершенно неконцептуальное состояние, то время перестанет существовать объективно или субъективно. Время приписывается концептуально, но это не значит, что оно существует только когда кто-либо его обозначает. Также это не значит, что время или временной промежуток могут быть познаны только концептуально. Определённо, мы также познаём время неконцептуально. Когда мы видим, как разбивается стакан, падающий со стола, мы не просто наблюдаем за серией статичных кадров, как на киноплёнке, и объединяем их на концептуальном уровне в событие. Одновременно с видением стакана в разных точках пространства, мы видим и его падение, его непостоянство и момент падения.
  • Непостоянство и изменчивость предполагают наличие причины и следствия. А причина и следствие предполагают время как интервал между ними, который можно измерить. Хотя пустотность как неизменное явление и глубочайшая истина (don-dam bden-pa , абсолютная истина) относительно всего не зависит от причин и следствий, это не означает, что глубочайшая истина относительно всего заключается в том, что на самом деле всё существует независимо от времени. Если бы это было так, причин и следствий не было бы вовсе.
  • Точно так же, если мы предположим, что глубочайшая истина находится за пределами категорий истинного существования, истинного несуществования, и того и другого, ни того ни другого и она невыразима, – время всё равно не окажется полностью несуществующим. Мы должны понимать, что время, как и все достоверно познаваемые явления, существует вне невозможных способов бытия. Оно существует, но его существование подкрепляется только словами и концепциями: это обозначаемый объект (btags-chos ), относящийся к словам и концепциям, обозначаемый на основе последовательности причин и следствий.

В разных индо-тибетских традициях буддизма есть несколько точек зрения относительно времени. Однако во всех буддийских системах время – это изменчивое явление, концептуально приписываемое потоку ума. Иными словами, время является созданной умом мерой изменений, происходящих в потоке познания личности. Если быть точнее, время определяется как длина промежутка, измеренного в личном потоке ума, от совершения этим индивидом причинного действия до переживания им же результата этого действия. В известном смысле, это расстояние, измеренное по оси времени между двумя точками в потоке ума определённой личности.

Временные промежутки

В буддизме не говорится о времени как о проходящей субстанции: речь идёт, скорее, о временных промежутках. Они изменчивы, поскольку мы воспринимаем их – возьмём для примера год – от момента к моменту, при этом каждый переживаемый момент этого «года» отличен от другого. Но они не являются ни формами физических явлений, ни способами осознавания.

  • Временной промежуток измеряется последовательностью кармических переживаний, таких как период между разрушительным поступком человека и созревшим результатом этого – переживанием несчастья и страданий этим же человеком.
  • Также он измеряется последовательностью актов познания, например, как промежуток времени между тем, как один наблюдатель видит падающий с дерева лист и затем видит этот же лист, лежащий на земле.
  • Далее, время измеряется как непрерывное изменение форм физических явлений согласно физическим законам причины и следствия. Например, континуум упомянутого листа или горшка с молоком, превращающегося в горшок с йогуртом.

Итак, поскольку время измеряется или приписывается на основе промежутка в континууме или последовательности умственных либо физических событий, очевидно, что время соотносится с наблюдателем и зависит от него. Это верно и для переживания наблюдателем двух событий, и для умственного обозначения наблюдателем этих событий и промежутка между ними.

  • Но не забывайте, пожалуйста, что время – изменчивое явление, которое не относится ни к формам физических явлений, ни к способам осознавания.
  • Отрезок времени – не то же самое, что и субъективное восприятие и концептуализация отрезка времени, что относится к способам осознавания.
  • С возрастом отрезок времени, например в год, большинству людей начинает казаться короче. В 40 лет кажется, что год проходит быстрее, чем в четыре года. Так происходит потому, что один год – это только два с половиной процента жизни сорокалетнего взрослого, тогда как для четырёхлетнего ребёнка он составляет целых 25% жизни. Но с объективной точки зрения, поскольку время – это не вещь, которая проходит или заканчивается, бессмысленно говорить, что его скорость увеличивается с возрастом. Это всё равно что говорить о разных скоростях, с которыми водит машину сын бесплодной женщины.

Единицы измерения времени

Поскольку время – это промежуток, умственно обозначенный или отмеренный в изменчивом умственном либо физическом континууме, единицы его измерения относительны и являются лишь условностью.

«Год»

Один и тот же человек может обозначить определённый интервал по-разному, в зависимости от того, какому соглашению он или она следует. Возьмём, например, обозначение «год». Год обычно отсчитывается с точки зрения пространственных перемещений и местонахождений либо небесных тел, либо людей, измеряющих год. Конечно, это приводит к вопросу связи между временем и пространством, но мы не будем его касаться.

  • Солнечный год – это временной промежуток, который измеряется одним оборотом Земли вокруг Солнца. Традиционно его измеряли с точки зрения наблюдателя с Земли как прохождение Солнца либо через 12 знаков (khyim ), либо через 27 лунных созвездий (zla-skar , лунные дома) зодиака (‘khor-lo ). Эти знаки и лунные созвездия – не что иное, как галактики за пределами нашего Млечного Пути. Но поскольку Солнце вращается вокруг центра галактики Млечный Путь, а другие галактики движутся в разных направлениях и кажутся относительно неподвижными для наблюдателя с Земли, временной промежуток между появлениями определённой галактики позади восходящего Солнца каждый год будет разным. Поэтому у нас есть 29 февраля и високосные года. Таким образом, длина солнечного года непостоянна.
  • Лунный год измеряется 12 циклами фаз Луны – например, от полнолуния до полнолуния или от новолуния до новолуния. Этот промежуток также меняется от года к году, поскольку новолуния и полнолуния зависят от положения Солнца относительно Луны. Когда Луна находится между Землёй и Солнцем, наступает новолуние (zla-stong ), а когда Луна находится с другой стороны Земли – полнолуние (zla-gang ). И поскольку промежуток между пребыванием Солнца в начале определённой галактики, такой как созвездие Овна (lug ), разнится, то разным будет и промежуток между новолуниями, когда Солнце будет заходить в это созвездие. Поэтому в буддийских и индуистских календарях для соотнесения лунного и солнечного годов периодически добавляются високосные месяцы (zla-bzhol ).
  • Более того, один человек может обозначить 12 циклов фаз Луны как «год», но он же или другой человек может обозначить их как «менее года», если тот же отрезок времени измеряется солнечными годами. И этот промежуток будет разный в зависимости от того, когда он будет измеряться.
  • С точки зрения теории относительности промежуток времени длиной в год также относителен скорости, с которой движется человек, в чьём потоке ума он измеряется, и скорости человека, занятого измерением. Чем ближе скорость путешествующего к скорости света, тем длиннее отрезок между его 29-летием и 30-летием, если он измеряется наблюдателем, путешествующим с меньшей скоростью. Опять же, не забывайте, мы не говорим здесь о переживании двух дней рождения двумя людьми, путешествующими с разной скоростью, что было бы способом осознавания года. Мы говорим о самом промежутке, который может быть обозначен как «год», между двумя днями рождения.

«День»

Если взять только один интервал, называемый «годом», существует ли тогда объективный промежуток времени, обозначаемый одним или двумя людьми различно, даже если два человека находятся в одном и том же месте и путешествуют с одинаковой скоростью друг относительно друга? Если такой объективный промежуток времени существует, он должен быть обозначен на основе частей, таких как определённое количество дней. Но обозначение «день» также может определяться по-разному в зависимости от способа измерения. Например, в тибетской и индуистской астрологии рассматриваются три вида дней. В зависимости от определения и способа измерения выделяют:

  • Солнечный день (nyin-zhag ) – временной промежуток от одного рассвета до следующего. Он зависит от местонахождения наблюдателя на планете и меняется в течение года. Рассвет наступает всё позже с каждым днём после летнего солнцестояния и раньше – с каждым днём после зимнего солнцестояния.
  • Зодиакальный день (khyim-zhag ) – временной промежуток между нахождением Солнца в двух последующих градусах, если наблюдать с Земли, в течение его движения по кругу зодиака в 360 градусов (dbyug ). Эти промежутки также меняются в течение года, поскольку Земля вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, и, таким образом, скорость Земли во время обращения меняется.
  • Лунный день (tshes-zhag ), соотносящийся с фазами Луны. Разделим на 30 равных частей расстояние относительно Зодиака между положениями Луны в первое новолуние и последующее. Лунным днём будет временной промежуток между нахождением Луны в одной тридцатой части участка и в следующей тридцатой. Они также разнятся в течение месяца и года в силу эллиптических орбит вращения Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца.
  • Часовой день на Западе – это временной промежуток от середины между одними закатом и восходом до середины между следующими закатом и восходом. Естественно, восход и закат обозначаются по нахождению Солнца относительно восточного и западного горизонтов наблюдателя. Эти средние положения не меняются в течение года, но зависят от местонахождения.

«Час»

Существует ли определённое абсолютное количество часов, которые измеряются разными обозначениями дня?

  • Двадцатичетырёхчасовой день изобрели египтяне, от которых оно перешло к иудеям, грекам и римлянам. Для всех них, однако, такой день был делением солнечного дня. День и ночь были поделены на 12 часов каждый, от рассвета до заката и от заката до рассвета. Так что такая длина часа, как одна двенадцатая дня либо ночи, менялась в зависимости от времени года и длины светового дня, от того, был ли это час дня или ночи, а также от местонахождения человека. Индуистская и буддийская астрология делит день и ночь, от рассвета до заката и от заката до рассвета, на промежутки по шесть часов (dus-tshan , dus-sbyor ). Стандартный час (lag-‘khor chu-tsod ) и сутки, состоящие из 24 часов, вошли в обиход в Западной Европе лишь в конце XIII века, когда были изобретены механические часы.
  • Зодиакальный и лунный дни делятся в индуистской и буддийской астрологии на 60 часов (dbyug-gu ) равной длины.

Такой же метод анализа мы можем применить к минутам и секундам. Что касается атомных часов, которые используют как способ измерять промежутки в частоте колебаний атомов цезия, этот промежуток также меняется в зависимости от скорости, с которой двигаются атомы цезия, например, на космическом корабле, и от силы притяжения, воздействующей на атомы.

Существует ли временной промежуток общего локуса?

Следующий вопрос: «Существуют ли временной промежуток общего локуса, который служит основой для обозначения временных единиц разными людьми и различными ярлыками?» Общий локус (gzhi-mthun , общий знаменатель) двух явлений служит примером обоих явлений, например, буханка хлеба – это общий локус для еды и выпечки.

В рамках буддийской философии есть несколько мнений относительно общего локуса. Они присутствуют в дебатах между читтаматрой и прасангикой по поводу существования внешних явлений (phyi-don ).

Точка зрения читтаматры согласно ранним взглядам Цонкапы

В индийском буддизме школы читтаматры согласно её интерпретации Цонкапой в ранних его работах глиняный горшок общего локуса существует на обусловленном уровне, когда одновременно несколько людей достоверно видят его с разных расстояний и разных углов. Это справедливо и для двух людей, путешествующих с разной скоростью и наблюдающих один временной промежуток, например 2006 год. Каждый переживает 2006 год, и на обусловленном уровне он 2006-й для них обоих. Однако на абсолютном уровне нет глиняного горшка или 2006 года общего локуса, который происходил бы из натального источника (rdzas ), отличного от процесса его познания. Они не могут быть объектами познания полной поглощённости арьи (mnyam-bzhag , медитативное равновесие).

Позиция читтаматры согласно поздним взглядам Цонкапы

В своих более поздних сочинениях по читтаматре Цонкапа трактует читтаматру иначе – как школу, утверждающую отсутствие глиняного горшка или 2006 года общего локуса, даже как существующих на обусловленном уровне. Это общепринятое воззрение читтаматры в традиции гелуг. Когда двое людей одновременно и достоверно видят глиняный горшок либо воспринимают временной промежуток, обозначаемый ими как 2006 год, каждый переживает созревание склонностей (sa-bon , семена) общей, или коллективной, кармы (thun-mong-gi las ) в собственном потоке ума. Это не значит, что каждый достоверно видит глиняный горшок общего локуса или переживает 2006 год общего локуса.

Тем не менее, согласно взглядам читтаматры, глиняный горшок или 2006 год обнаружимы: оба человека могут указать на глиняный горшок, который каждый из них видит достоверно. На самом деле, если попросить обоих указать на глиняный горшок, который они видят, например, на столе, то каждый достоверно увидит другого, указывающего на тот же горшок, который он достоверно видит. Точно так же двое людей, путешествующих с разной скоростью, могут указать на возрастные изменения в своих телах, произошедшие в 2006 году, которые они достоверно воспринимают. И оба могут достоверно обозначить эти изменения как произошедшие в промежутке времени, называемом «2006 год». Если человек, путешествующий с околосветовой скоростью и переживающий изменения своего тела в 2006 году, встретит другого путешественника, тоже проживающего 2006 год, но движущегося с гораздо меньшей скоростью и, тем не менее, ещё живого, то второй также сможет указать на изменения в теле первого и верно обозначит их как появившиеся за промежуток времени, называемый «2006 годом» первым путешественником. Однако он не обозначил бы его как промежуток, названный «2006 годом», измеренным относительно изменений собственного тела.

Позиция прасангики гелуг

Прасангика гелуг соглашается с поздним толкованием читтаматры Цонкапой в том, что ни с точки зрения поверхностной, ни с точки зрения глубочайшей истины нет глиняного горшка либо 2006 года общего локуса, переживаемых двумя разными людьми как в разных местах, так и перемещающихся с разными скоростями. Однако понимание этого отличается.

Прасангика соглашается с читтаматрой, что видимость объекта, например глиняного горшка или 2006 года, не может возникать со стороны этого достоверно познаваемого объекта: она зависит от воспринимающего её ума. Но согласно прасангике, причина этого – в отсутствии на стороне достоверно познаваемого объекта находимой обозначаемой «вещи» (btags-don ), которая соотносится с его названиями и обозначениями. Таким образом, 2006 год, переживаемый путешествующим с большей скоростью, и 2006 год, переживаемый путешествующим с меньшей скоростью, не одинаковы и не различны – они ни одно, ни множество. Потому что нет такой вещи, как истинно существующий обнаружимый 2006 год. Однако, в отличие от читтаматры, прасангика утверждает, что внешние объекты существуют: это достоверно познаваемые объекты, такие как глиняный горшок или 2006 год, натальные источники и сущностная природа которых отличается от натальных источников и сущностной природы их познания.

Прасангика гелуг также утверждает, что существование глиняного горшка или 2006 года не может быть доказано определяющими характеризующими чертами (mtshan-nyid ) общего локуса со стороны глиняного горшка или 2006 года. Потому что не существует обнаружимых определяющих характеристик общего локуса, которые могли бы со своей собственной стороны доказывать существование любого явления в качестве того, чем оно является на обусловленном уровне. Таким образом, нет одной или нескольких основ для обозначения, которые со своей собственной стороны обладают либо совместно разделяют обнаружимые определяющие характеризующие черты (mtshan-gzhi ), которые делают их тем, чем они условно являются. Существование «промежутка времени», такого как 2006 год, устанавливается только как то, к чему относится достоверное умственное обозначение, – неважно, существует ли только одно достоверное умственное обозначение или их несколько и дано ли множество верных обозначений одним индивидом или несколькими. Не забывайте, согласно объяснению Чандракирти, достоверным называется обозначение, которое:

  • установлено соглашением , или условностью (tha-snyed ),
  • не опровергается другими, достоверно измеряющими и обозначающими то же понятие в терминах поверхностной истины,
  • не опровергается другими, достоверно измеряющими и обозначающими то же понятие с точки зрения глубочайшей истины.


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...