Сильный уравновешенный подвижный тип высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик

Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы отличаются своим постоянством, на одно и то же раздражение можно наблюдать одинаковую ответную реакцию.

Но окружающий мир постоянно изменяется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, а здесь уже только врожденные рефлексы не справятся. Включаются в работу высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и приспособление к постоянно меняющимся условиям среды.

Высшая нервная деятельность

ВНД - это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:

  • Психическую деятельность.
  • Особенности поведения.

Свойства ВНД

Основные особенности передаются человеку по наследству. К свойствам ВНД можно отнести:

  1. Силу нервных процессов.
  2. Уравновешенность.
  3. Подвижность.

Самым важным считается первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы выдерживать длительное воздействие возбуждающих факторов.

Можно привести такой пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого человека это не сильный раздражитель, а вот у детей, у которых еще слабые нервные процессы, он может вызывать запредельное торможение.

Уравновешенность характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.

Такое свойство, как подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяют друг друга процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, имеют подвижную нервную систему.

Типы ВНД

Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:

  1. Сильный, подвижный и уравновешенный.
  2. Сильный и неуравновешенный.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный.
  4. Слабый тип.

ВНД - это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:

  1. Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
  2. Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
  3. Средний. Обе системы уравновешены.

Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.

Сангвиник

Еще Гиппократ подразделял людей на различные категории, имеющие свой темперамент. Особенности ВНД как раз и определяют принадлежность людей к тому или иному типу.

Сильная нервная система с подвижными процессами характерна для сангвиников. Все рефлексы у таких людей образуются быстро, речь громкая и четкая. Говорят такие люди выразительно, с использованием жестов, но без лишней мимики.

Угасание и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, то он имеет неплохие способности, хорошо поддается воспитанию.

Холерик

У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются с большой легкостью, а вот их торможение, наоборот, происходит с затруднением. Холерики всегда подвижны, не могут долго сконцентрироваться на одном деле.

ВНД - это и поведение, а у людей с таким темпераментом оно зачастую требует жесткой коррекции, особенно у детей. В детском возрасте холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.

Флегматик

ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами относят к флегматическому темпераменту.

Рефлексы образуются, но гораздо медленнее. Разговаривают такие люди медленно, речь размеренная и спокойная, без всякой мимики и жестикуляции. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие особенности, которые делают таких детей усидчивыми, дисциплинированными. Они выполняют все задания добросовестно, но медленно.

Очень важно родителями и педагогам знать эту особенность и учитывать ее во время занятий и общения.

Меланхолик

Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.

Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Отличительные черты высшей нервной деятельности человека

Физиология ВНД такова, что при наличии любого темперамента в человеке можно развить и воспитать все те качества и которые в обществе просто необходимы.

В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и негативные. Очень важно в процессе воспитания не дать развиться нежелательным свойствам личности.

Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это существенно усложняет его поведение и психические процессы.

К особенностям можно также отнести:


Разновидности ВНД у людей имеют и большое практическое значение, его можно охарактеризовать так:

  • Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями протекания нервных процессов. Например, потенциальными клиентами клиники неврозов можно считать людей со слабым типом.
  • На течение многих болезней также накладывает отпечаток особенность ВНД. Если нервная система сильная, то и болезнь переносится легче, а выздоровление наступает быстрее.
  • Воздействие препаратов на организм в какой-то мере зависит от индивидуальных особенностей ВНД. Это можно и нужно учитывать при назначении лечения.

Чаще всего определяется не особенностями темперамента, а условиями их жизни в обществе, взаимоотношением с действительностью. Особенности психических процессов могут накладывать свой отпечаток, но они не являются определяющими.

Тип нервной деятельности не стоит сбрасывать со счетов, но необходимо помнить, что темперамент имеет подчиненное значение и является только предпосылкой для развития важных качеств личности.

Типы высшей нервной деятельности

Классификация типов. Греческий врач Гиппократ, жив­ший в IV в. до нашей эры, писал, что каждого человека на основа­нии особенностей его поведения можно отнести к одному из четы­рех основных темпераментов: меланхолическому, холерическому, сангвиническому и флегматическому. Эти темпераменты хорошо соответствуют четырем основным типам высшей нервной деятель­ности, установленным Павловым на основании многолетнего изу­чения образования и протекания условных рефлексов у животных. В основу деления на типы Павлов положил три основных свойства нервных процессов.

Первое свойство - сила процессов возбуждения и торможения. Она определяется пр-едёльнои силой раздражения, при которой мо­гут быть образованы условные рефлексы. Второе свойство - соот­ношение силы процессов возбуждения и тпрмпжрння иными сло-вами, их уравновешенность или неуравновешенность. Третье свой­ство -пс^движяость пропесспв нпч^ужгтр^ир и торможрння, т. е. скорость, сШкой они могут сменять друг друга.

На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выде­лил четыре основных типа: слабый; сильный, неуравновешенный;

сильный уравновешенный подвижный; сильный уравновешенный медленный, или спокойный. Такое деление на типы высшей нервной деятельности применимо и к человеку, в частности к детям.

Слабый тип. Дети, относящиеся к этому типу, не переносят сильных или длительных раздражении, которые вызывают у них запредельное торможение. Легко возникает у них и индукционное торможение. Так, рефлексы тормозятся под влиянием посторонних раздражителей, особенно новых, необычных. Такой ребенок, впер­вые попав в новую обстановку, например при первом посещении детского сада, стоит, опустив голову, не отвечает на вопросы, дер­жится за мать, а при настойчивых, повторных вопросах легко мо­жет заплакать. Условные рефлексы образуются медленно, после большого количества сочетаний с безусловным раздражителем, Двигательная активность невелика и малоустойчива. Ребенок про­изводит впечатление трусливого и слабого.

Слабый тип соответствует гиппократовскому меланхолическому темпераменту.

Сильный неуравновешенный тип. Этот тип называют также воз­будимым. Он характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. У детей этого типа положительные условные рефлек­сы образуются легко, и притом не только на слабое, но и на сильное раздражение. Торможение рефлексов, наоборот, затруднено. Посто­ронние, даже сильные раздражители часто не только не вызывают индукционного торможения, но усиливают рефлекторные реакции. Отрицательные условные рефлексы неустойчивы, часто срываются. Речь быстрая, громкая, но неровная. Дети очень подвижны, чрез-


мерно возбудимы. В ответ на болевое раздражение, например при лечении зуба, могут дать общую безудержную реакцию, долго не прекращающуюся. Такую реакцию может дать даже слабое бо­левое раздражение, например при нанесении йодной настройки на царапину. Вследствие чрезмерной возбудимости и слабости тор­мозных процессов дети плохо, подчиняются дисциплине, нередко (особенно в запальчивости) держат себя вызывающе, агрессивно. Если чрезмерное возбуждение затягивается, оно может смениться депрессией, т. е. упадком сил, общей" заторможенностью,.

Этот тип соответствует гиппократовскому холерическому темпе­раменту. ^

Различают несколько вариантов неуравновешенного типа:

1. Часто весьма способные, но повышенно возбудимые, темпе­раментные дети. Очень эмоциональны. Их речь и движения быст­рые. Тормозные процессы хотя и снижены, но в слабой степени.

2. Вспыльчивые, взрывчатые дети. Нормальное поведение нару­шается часто, но на короткое время. В период взрыва держат себя запальчиво, агрессивно.

3. Дети с сильно выраженным снижением процессов торможе­ния. Легко становятся рабами своих инстинктов. Ради их удовлет­ворения нередко ни перед чем не останавливаются. Таких детей обычно называют распущенными и озорными. Трудновоспитуемы.

Сильный уравновешенный, подвижный тип. Условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, образуются быстро. Обра­зовавшиеся условные связи устойчивы. Угашение, восстановление и переделка условных рефлексов происходит легко и быстро. Ча­стый и резкий переход от возбуждения к торможению и обратно не нарушает корковой деятельности. Речь в достаточной мере быстрая, громкая, эмоциональная и вместе с тем плавная, с жести­куляцией и выразительной, но не чрезмерной мимикой. Дети живые, общительные, с яркими эмоциями; обычно проявляют большой ин­терес к окружающим явлениям. Аналитико-синтетическая деятель­ность коры больших полушарий может достигать высокого уровня. Такие дети легко поддаются воспитанию; нередко проявляют боль­шие способности.

Этот тип соответствует гиппократовскому сангвиническому тем­пераменту.

Сильный уравновешенный, медленныйтип. Положительные и отрицательные условные рефлексы образуются медленнее, чем у детей предыдущего типа. Речь медленная, спокойная, без резко выраженных эмоций и жестикуляций. Переход от возбуждения к торможению и обратно замедлен. Ребенок, как правило, отлича­ется спокойствием, усидчивостью при занятиях, хорошим поведе­нием, дисциплинированностью; легко справляется, если перед ним возникла трудная ситуация. Нередко такие дети хорошо учатся и проявляют большие способности. Полученное задание выполняют медленно, но добросовестно.

Этот тип соответствует гиппократовскому флегматическому тем­пераменту.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Типологи­ческие особенности высшей нервной деятельности определяются наследственностью. Однако поведение обусловливается не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми ее особен­ностями, которые возникли под влиянием среды, окружающей орга­низм со дня его рождения. Следовательно, врожденные свойства нервной системы нельзя рассматривать как неизменные. Они могут в той или иной степени изменяться под воздействием воспитания и обучения. Подверженность изменениям, или пластичность, типов нервной деятельности представляет собой, по существу, лишь одно из проявлений общего важнейшего свойства нервной системы - ее пластичности, приспособляемости к меняющимся условиям окру­жающей среды.

Пластичность типов нервной деятельности, возможность их пере­делки путем упражнения, воспитания представляют собой, по вы­ражению Павлова, «важнейший педагогический факт». Поскольку окружающие воздействия влияют тем сильнее и прочнее, чем мо­ложе организм, особое значение приобретают проблемы воспитания и обучения с раннего возраста.

Не все дети в равной мере поддаются воспитанию. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной высшей нерв­ной деятельностью, особенно тех, которые выше были определены как взрывчатые и распущенные.

Если, однако, правильная воспитательная работа ведется с са­мого раннего детства, то, как показывает опыт, можно значитель­но уменьшить дурные проявления типологических особенностей, смягчить их, привив ребенку прочные навыки, которые предотвра­тят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрес­сивность и запальчивость.

Индивидуальные особенности поведения человека, его убеждения, взгляды, привычки складываются постепенно в течение всей жизни. Физиологической основой этих особенностей являются свойства высшей нервной деятельности (ВИД) и сложные системы условных рефлексов, образование которых находится в зависимости от двух факторов: от среды, окружающей человека (семья, школа, общество определенной исторической эпохи, социальный строй, практическая и общественно-историческая деятельность человека), и от наследственных свойств высшей нервной деятельности индивидуума. Этими свойствами ВНД являются сила нервных процессов (возбуждения и торможения), их уравновешенность и подвижность.

Наиболее важным свойством высшей нервной деятельности является сила нервных процессов. Суждение о степени ее выраженности составляется на основании многих критериев. Сила нервных процессов может характеризоваться способностью нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в состояние запредельного торможения при действии сильного или длительно действующего раздражителя. Так, например, шум самолета, не являясь сильным раздражителем для находящихся в нем взрослых пассажиров, вызывает запредельное торможение у маленьких детей, имеющих слабые нервные процессы.

Характеристикой работоспособности нейронов может служить возможность выполнения длительной малоинтересной работы или кратковременной, но большой мощности. Важным показателем силы нервных процессов служит «закон силы», сформулированный И.П. Павловым. Согласно этому закону, величина условного рефлекса возрастает с увеличением интенсивности условного раздражителя. Прослеженная зависимость четко проявляется у индивидуумов, обладающих сильными нервными процессами, тогда как у людей со слабыми нервными клетками «закон силы» нарушается: ответная реакция на условный раздражитель, интенсивность которого повышается либо не изменяется, либо ослабляется (парадоксальный ответ). Одним из важных проявлений силы нервных процессов является также сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей.

Таким образом, о силе нервных процессов можно судить на основании нескольких важных критериев:

  • 1) предела работоспособности нервных клеток, который определяется порогом запредельного торможения, способностью к продолжительной деятельности небольшого напряжения или кратковременной, но очень мощной работе;
  • 2) отношения к «закону силы»;
  • 3) сопротивляемости к тормозящему действию посторонних раздражителей.

На основании этих представлений, по силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Вторым свойством, положенным в основу классификации типов ВНД, является баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешены, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойства уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделен на уравновешенный и неуравновешенный. Критерием уравновешенности нервных процессов у лиц с сильной нервной системой служат следующие данные:

  • 1) величина ориентировочной реакции;
  • 2) скорость угасания ориентировочной реакции при многократном ее возникновении;
  • 3) скорость образования положительных и отрицательных условных рефлексов;
  • 4) скорость угасания условного рефлекса при его неподкрепле- нии.

У лиц с преобладанием возбудительного процесса величина ориентировочной реакции очень высока, а скорость угасания ее низкая. У этих людей сравнительно быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, но зато затруднено формирование всех типов внутреннего условного торможения, особенно дифференцировки. В то время как у людей с уравновешенными процессами возбуждения и торможения как положительные, так и отрицательные рефлексы вырабатываются сравнительно легко. Не возникает особых затруднений и при переделке рефлексов из возбудительного в тормозной и, наоборот, из тормозного в возбудительный.

Наконец, третье свойство нервной системы - подвижность - зависит от быстроты взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. Критерием оценки подвижности может служить эффективность выполнения работы скоростного характера, а также быстрота, четкость и точность в выполнении при переходе от одного рода занятий к другому.

Таким образом, использование различных критериев позволяет судить о степени выраженности основных свойств ВНД у различных индивидуумов. Полученные данные легли в основу разделения всех людей на отдельные типы. Выделено 4 типа высшей нервной деятельности (табл. 3). Однако в резко выраженном виде эти четыре типа встречаются относительно редко. Большинство людей относится к промежуточным формам, число вариантов которых весьма велико. Существенное значение при этом принадлежит воспитанию.

Таблица 3

Схема четырех типов ВНД по И.П. Павлову

Тип нервной системы

Характеристика показателей нервной системы по:

Соответствие темпера- ментов(по Гиппократу)

уравновешенности

подвижности

Сильный, неуравновешенный (безудержный)

Неуравновешенный, преобладание возбуждения над торможением

Сильный, уравновешенный, подвижный

Уравновешенный

Подвижный

Сангвиник

Сильный, уравновешенный, инертный

Инертный

Флегматик

Неуравновешенный, преобладание торможения над возбуждением

Меланхолик

И.П. Павлов рассматривал тип нервной системы как сплав генотипа, т.е. наследственной основы нервной деятельности (обусловливающей конституциональные особенности организма, в том числе и темперамент), с фенотипом, т.е. приобретенными в результате воспитания свойствами.

Необходимо отметить, что типы ВНД определяются врожденными качествами. Однако в процессе развития, как известно, наследственные свойства не остаются неизменными, а существенно преобразуются под воздействием внешней среды.

Целенаправленное воздействие факторов окружающей среды может оказать определенное влияние на свойства нервной системы. Так, например, подвижность нервных процессов может быть несколько повышена при действии быстро сменяющихся раздражителей, на каждый из которых требуется новая ответная реакция.

Определенной тренировке поддается также сила нервных процессов. Это достигается при постепенном увеличении силы и времени действия раздражителей.

В связи с рассмотрением типов ВНД детей важное значение приобретает вопрос о практической оценке типа ВНД для решения проблемы о путях формирования характера и поведения человека. Согласно точке зрения И.П. Павлова, между типами нервной системы и характером поведения не может быть простого соответствия, так как поведение - «сплав» из врожденных черт типа и изменений, обусловленных внешней средой. Свойства нервной системы не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и труднее - другие.

В этой связи трудно дать практическую оценку каждого из типов ВНД. До известного времени фаталистически неполноценными считались лица со слабой нервной системой. Однако отношение к этому типу в последнее время значительно изменилось. Известно, что лица со слабой и сильной нервными системами имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Например, слабая нервная система обладает малой выносливостью (отрицательная сторона), но характеризуется высокой чувствительностью, реактивностью к действию раздражителей (положительная сторона). В противоположность этому сильная нервная система обладает большой выносливостью (положительная сторона), но имеет малую чувствительность к раздражителям (отрицательная сторона).

Таким образом, каждое свойство нервной системы, с точки зрения его жизненной ценности, можно рассматривать как диалектическое единство противоположных проявлений.

Из сказанного вытекает положение об одинаковой социальной ценности всех типов высшей нервной деятельности. Изучение типов должно быть направлено не на отыскание способов изменения свойств нервной системы, а на нахождение наилучших для каждого типа путей и методов воспитания и обучения (у детей), а также организации труда и жизни (у взрослых).

Типологические особенности высшей нервной деятельности человека в зависимости от соотношения между первой и второй сигнальными системами. Наблюдая за различными формами поведения, а также за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил еще одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии первой и второй сигнальных систем. По мнению И.П. Павлова, имеются три основных типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

Для людей художественного типа характерно преобладание конкретного чувственно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди более склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом ВНД И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого и И.Е. Репина.

Для людей мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы действительности. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлеченному мышлению. К этому типу внд и.п. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского ученого Ч. Дарвина и др.

Кроме того, есть категория людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и к чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнес к смешанному типу. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства он относил разносторонне одаренного Леонардо да Винчи - гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению ученого, обладали немецкий поэт и философ Гете, создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А.П. Бородин.

Таким образом, у взрослых людей в зависимости от соотношения в деятельности первой и второй сигнальных систем выделяют три типа ВНД. Специальные исследования, проведенные в середине прошлого века в лаборатории А.Г. Иванова-Смоленского, показали, что аналогичные типы ВНД есть и у детей.

Классификация ВНД детей, построенная с учетом функционирования сигнальных систем, содержит четыре типа. В ее основу положена способность нервных процессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой, от одной формы мышления к другой. Эта классификация представлена на рис. 5.2.

это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в двух : и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:

1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).

Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.

Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

2) (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.

Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью , причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным с частыми кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

3) Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.

На основе всевозможной комбинации трёх основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия . По классификации И.П.Павлова выделяют четыре основных типа ВНД , отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам .

1) Сильный, неуравновешенный , («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими , ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

2) Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением и лёгкой их сменяемостью.

3) Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.

4) Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; с высокой эмоциональной ранимостью; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут; пуглив; легко поддаётся чужому влиянию.

Эти типы высшей нервной деятельности соответствуют темпераментам, описанным Гиппократом:

Свойства нервных процессов

Темпераменты (по Гиппократу)

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Уравновешенность

Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения

Уравновешенный

Уравновешенный

Подвижность

Подвижный

Инертный

Однако в жизни такие «чистые» встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. Ещё И.П.Павлов писал, что между этими основными типами располагаются «промежуточные, переходные типы и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении».

Наряду с указанными общими для человека и животных типами ВНД И.П.Павлов выделил специально человеческие типы (частные типы) на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем:

1. Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для представителей этого типа свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе чувственными образами.

2. Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой. Этому типу свойственно выраженная способность к абстрагированию от действительности, к тонкому анализу; оперирование в процессе мышления абстрактными символами.

3. Средний тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу относится большинство людей, им свойственны как образные , так и умозрительные заключения.

Эта классификация отражает характер функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, особенности их взаимодействия.

Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Однако тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.). Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

Каждый индивидуум обладает преимущественно генетически детерминированными особенностями функционирования нервной системы, которые определяют различия в характере реагирования на одни и те же воздействия физической и социальной среды и, следовательно, образуют почву для формирования поведения.

И. П. Павлов выделял три основные свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток сохранять адекватную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В ее основе лежит выраженность в ЦНС процессов возбуждения и торможения. Люди, имеющие более сильную нервную систему, являются более выносливыми и стрессоустойчивыми.

Уравновешенность нервных процессов – это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, создающая основу для более уравновешенного поведения.

Подвижность нервных процессов говорит о способности к быстрому переходу от возбуждения к торможению. У людей с более подвижной нервной системой отмечается большая гибкость поведения, они быстрее приспосабливаются к новым условиям.

В дальнейшем были выделены дополнительные свойства нервных процессов.

Динамичность – способность мозговых структур к быстрой генерации нервных процессов при формировании условных реакций. Динамичность нервных процессов лежит в основе обучаемости.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Это свойство позволяет совершать движения с большой частотой, быстро и четко начиная и завершая движение.

Активированность характеризует индивидуальный уровень активации нервных процессов и лежит в основе процессов запоминания и воспроизведения.

Различные сочетания этих характеристик нервных процессов обусловливают тот или иной тип темперамента и в некоторой степени свойства характера и личности. Например, сила процесса возбуждения лежит в основе выносливости, энергичности, работоспособности, горячности, мужества, храбрости, активности, смелости, способности преодолевать трудности, инициативности, склонности к риску, самостоятельности, решительности, настойчивости. А сила торможения определяет такие свойства, как осторожность, самообладание, терпение, скрытность, сдержанность, хладнокровие.

При неуравновешенности процессов возбуждения и торможения, когда возбуждение преобладает над торможением, проявляется тенденция к повышенной возбудимости, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости пад уступчивостью. Такой человек – это скорее человек действия, ему трудны ожидание и терпение. А такие свойства характера, как осторожность, выдержка, сдержанность, спокойствие, отсутствие склонности к азарту и риску связаны с преобладанием в нервной системе процессов торможения. Уравновешенность, т.е. наличие баланса между торможением и возбуждением, предполагает умеренность, осмотрительность, размерность в деятельности, сочетающуюся с возможностью приложения достаточного для достижения цели усилия, а при необходимости и риска. При выраженной подвижности возбудительных процессов может возникать импульсивность, склонность к тому, чтобы быстро прерывать начатое дело, когда оно перестает вызывать интерес. Такому человеку трудно выработать упорство в достижении цели. При сочетании с подвижностью тормозного процесса может возникать быстрота откликаемости на внешние стимулы, общительность, инициативность – таким людям трудно быть скрытными, привязанными и постоянными.

На основе различных комбинаций трех основных свойств нервных процессов формируются различные типы ВНД. В классификации И. П. Павлова выделяются четыре основные типа ВНД, различающиеся по адаптивности к внешним условиям:

  • 1) сильный, неуравновешенный ("безудержный") тип характеризуется высокой силой процессов возбуждения, преобладающих пад торможением. Это человек с высоким уровнем активности, вспыльчивый, энергичный, раздражительный, увлекающийся, с сильными, быстро возникающими эмоциями, которые ярко отражаются в речи, жестах и мимике;
  • 2) сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или "живой") тип характеризуется сильными уравновешенными между собой процессами возбуждения и торможения при способности к легкой смене одного процесса другим. Это люди энергичные, с большим самообладанием, решительные, умеющие быстро ориентироваться в повой обстановке, подвижные, впечатлительные, ярко выражающие свои эмоции;
  • 3) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается наличием сильных процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но при этом низкой подвижностью нервных процессов. Это весьма работоспособные, умеющие сдерживаться, спокойные люди, но медлительные, со слабым проявлением чувств, трудно переключающиеся с одного вида деятельности на другой, приверженные своим привычкам;
  • 4) слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это слабовольные, унылые, тоскливые люди, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительные, склонные к мрачным мыслям, к угнетенному настроению, они пугливы, нередко поддаются чужому влиянию.

Эти типы ВНД соответствуют классическому описанию темпераментов Гиппократом – древнегреческим врачом, жившим почти за 2,5 тысячелетия до И. П. Павлова (табл. 13.2).

Таблица 13.2

Соотнесение типов высшей нервной деятельности и темпераментов по Гиппократу

Однако обычно комбинация свойств нервной системы более разнообразна, и поэтому в жизни редко можно увидеть такие "чистые" типы ВНД. Еще И. П. Павлов отмечал, что между основными типами находятся "промежуточные, переходные типы, и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении".

Интересно отметить, что основные типы ВНД являются общими для человека и животных. Но наряду с ними И. П. Павлов выделил типы, свойственные только человеку, основываясь на различном соотношении первой и второй сигнальных систем:

  • художественный тип – отличается незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для лиц, относящихся к данному типу, характерно предметное, образное восприятие окружающего мира, склонность к оперированию в процессе мышления чувственными образами;
  • мыслительный тип – характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой. Представителям этого типа свойственны наличие выраженных способностей к абстрагированию, оперированию в процессе мышления абстрактными символами, хорошо развитые способности к анализу;
  • средний тип – отличается уравновешенностью сигнальных систем. К нему относится большинство людей. Представителям данного типа свойственны как образные впечатления, так и абстрактные заключения.

Эта классификация связана с функциональной межполушарной асимметрией головного мозга, особенностями их взаимодействия: считается, что художественному типу соответствует правополушарное доминирование и преимущественно симультанный (целостный) способ обработки информации, а мыслительному – левополушарное доминирование и сукцессивный (последовательный) способ обработки информации.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...