Скачать презентацию на тему сели по обж. Чрезвычайные ситуации природного характера: сели






















1 из 21

Презентация на тему: Сели

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Тема: чрезвычайные ситуации природного характера Цели урока: Образовательные - повторить, закрепить материал по теме “Стихийные бедствия”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их. Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся. Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности

№ слайда 3

Описание слайда:

Задачи: Обучающие - рассмотреть разновидности опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений; дать характеристику опасных природных явлений; Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи; Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Проверка домашнего задания Временное затопление значительной части суши водой, вызывающееся увеличением уровня воды. Наводнение Сход снега с гор Лавина Подземные толчки и колебания земной поверхности. Землетрясение Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам Пожар Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести Оползень Перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей Метель Выброс паров, газов, магмы, горных пород Извержение вулкана Вспомним… Посмотрим… Еще посмотрим…

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Сели» (видео). Наиболее актуальным стихийным бедствием геологического характера для территории России являются сели. Сель (селевой поток) - временный стремительный горный поток смеси воды с большим содержанием камней, песка, глины и других частиц. Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым бассейном.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

классификация селей и виды селевых потоков Вид селевого потока определяется составом селеобразующих пород. Основные виды селевых потоков: водо-каменные; грязевые; грязекаменные. Селевые потоки характеризуются линейными размерами (длиной и шириной), скоростью движения, продолжительностью и мощностью (объемом). По мощности (объему) сели подразделяют на катастрофические, мощные, средней и малой мощности. Катастрофические сели характеризуются выносом материала более 1 млн. куб. м, чаще всего образуются в результате землетрясений и извержений вулканов. Мощные сели характеризуются выносом материала объемом от 100 тыс. до 1 млн. куб. м и возникают редко. При селях средней мощности наблюдается вынос материала от 10 до 100 тыс. куб. м и возникают один раз в 2-3 года. При селях слабой мощности вынос материала не превышает 10 тыс. куб. м и возникают ежегодно, иногда несколько раз в год Классификация селей Классификация селей по высоте истоков Классификация селей по составу

№ слайда 10

Описание слайда:

Отличие от обвалов и оползней, которые происходят практически на всей территории нашей страны, селевые потоки зарождаются только в гористой местности и движутся в основном по руслам рек, либо по балкам (оврагам), имеющим в своих верховьях значительные уклоны. Селеопасные районы России – Северный Кавказ, Урал, Южная Сибирь, Курильские острова, Камчатка, Сахалин, Чукотка Места возникновения селей

№ слайда 11

Описание слайда:

Для возникновения селя требуется одновременно совпадение трех обязательных условий: · наличие на склонах селевого бассейна достаточного количества легко перемещаемых продуктов разрушения горных пород (песка, гравия, гальки, небольших камней); · наличие значительного объема воды для смыва со склонов камней и грунта и их перемещения по руслу; · достаточная крутизна склонов (не менее 10-15 градусов) селевого бассейна и водопотока (русла селя).

№ слайда 12

Описание слайда:

Непосредственным толчком для возникновения селя могут быть: К возникновению селевых потоков часто приводят и деятельность человека: проводимые на склонах вырубка лесов, взрывные работы, разработка карьеров, массовое строительство. · интенсивные и продолжительные ливни; быстрое таяние снегов и ледников; обрушение в русло рек большого количества грунта, скальных пород; прорыв озер, искусственных водоёмов; землетрясения и вулканическая деятельность.

№ слайда 13

Описание слайда:

Основными поражающими факторами селей являются удары движущихся масс горных пород, а также заваливание или заиливание этими массами свободного ранее пространства. В результате таких воздействий происходит разрушение зданий и сооружений, уничтожение населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных. Перекрытие русел рек ведет к образованию обширных водохранилищ, которые при прорыве запруды могут принести очень много бед. Существенный ущерб наносится сельскому хозяйству. Пахотные земли часто заболачиваются, теряется урожай и происходит интенсивный процесс выбывания земель из сельскохозяйственного оборота. Последствия схода селей

№ слайда 14

Описание слайда:

Серьёзные последствия схода селей требуют проведения профилактических мероприятий по защите от селевой опасности, которые можно подразделить на пассивные и активные. К пассивным относятся: К активным относятся мероприятия, связанные с устройством инженерных и гидротехнических сооружений, которые либо задерживают массы пород, либо отводят их от построек и дорог. · наблюдения за состоянием склонов; запрещение строительства в районах возможного действия обвалов, оползней и селей; запрещение взрывных и горных работ вблизи оползневых участков; охрана горных пастбищ, насаждений и травы на склонах.

№ слайда 15

Описание слайда:

Наблюдения осуществляются специализированными станциями и постами. Объектами наблюдений являются перемещения грунтов и оползневые подвижки, уровни воды в колодцах, реках и водоемах, режимы подземных вод. Полученные данные представляются в виде прогнозов, которые подразделяются на долгосрочные (годы), краткосрочные (месяцы, недели) и экстренные (часы, минуты). На основе этих прогнозов проводятся различные профилактические мероприятия, организуется оповещение и информирование населения Противоселевые сооружения Защитные стенки, туннели, подпорные стенки, канавы»

№ слайда 16

Описание слайда:

На основе данных прогноза до жителей опасных зон заблаговременно доводится необходимая информация относительно возможных угроз населенным пунктам, о зонах и времени проявления обвалов, оползней и селей. Помимо этого до населения доводится информация о порядке поведения людей и мерах, которые они должны соблюдать для безопасного проживания, способе подачи сигналов при возникновении угрозы. Население также должно проводить определенные мероприятия по укреплению своих домов, участвовать в работах по возведению защитных сооружений «Действия при угрозе опасного геологического явления Правила поведения при внезапном возникновении опасного геологического явления

№ слайда 17

Описание слайда:

Правила поведения при угрозе опасного геологического явления 1. Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации. 2. Предупредите соседей, знакомых, родных. 3. Принесите имущество со двора и балкона в дом. Укройте ценное имущество от воздействия влаги. 4. Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия. 5. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи 6. Вынесите из дома химические опасные вещества. 7. Срочно выйдите из здания (дома), из опасной зоны. 8. Самостоятельно выходите в безопасное место.

№ слайда 18

Описание слайда:

При угрозе обвала, селя, оползня, если времени для эвакуации нет, то плотно закройте двери, окна, вентиляционные и другие отверстия. Отключите электричество, воду, газ. Легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества удалите из дома и при возможности захороните в ямах или погребах. В случае экстренной эвакуации самостоятельно выходите в безопасные возвышенные места (маршрут эвакуации должен быть изучен заранее). Имейте документы, запас продуктов питания, воды, одежды и медикаментов. Возможна ситуация, когда люди, здания и сооружения оказываются на поверхности движущегося оползневого потока. В такой ситуации, покинув помещения, следует продвигаться по возможности вверх и, действуя по обстановке, остерегаться при торможении оползня скатывающихся с тыльной его части глыб, камней, обломков конструкций, земляного вала, осыпей. После окончания обвалов, оползней и селей, перед возвращением в свои дома необходимо убедиться в отсутствии повторной угрозы. Поскольку эти явления чаще всего происходят в горных районах, куда внешняя помощь из-за разрушения дорог чаще приходит с опозданием, спасшиеся люди должны немедленно приступить к розыску и извлечению пострадавших, оказанию им первой медицинской помощи, расчистке дорог и первоочередным восстановительным работам.

№ слайда 21

Описание слайда:

Домашнее задание: Подготовить мультимедиа-реферат по одной из предложенных ниже тем: 1. Правила поведения при угрозе селевой опасности. 2. Порядок действий по спасению человека, попавшего в селевый поток. 3. Мероприятия по противоселевой защите в селеопасных районах России. 4. Последствия схода селей в различных районах России.

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс Петров Сергей Викторович

Сели

Слово сель произошло от арабского «сайль», что означает «бурный поток».

Сель (селевой поток) - временный стремительный горный поток воды с большим содержанием камней, песка, глины и других материалов (см. фото на с. 84).

Некоторые факты

13 ноября 1985 года в Колумбии (Южная Америка) «взорвался» вулкан Руис (высота более 5000 м), и в небо на высоту 8 км поднялся столб пепла и обломков горной породы. Начавшееся извержение вызвало мгновенное таяние ледников и вечных снегов. По склонам вулкана устремились образовавшиеся селевые потоки из камней, воды и льда. К ночи грязекаменный поток накрыл город Армеро. Двадцать тысяч человек почти мгновенно нашли свою смерть в бушующем месиве. Сумели спастись только те, кто, услышав приближающийся грохот, сразу выбежали из домов и успели добежать до ближайших холмов.

Вид селевого потока определяется составом селеобразующих горных пород. Основные виды селевых потоков:

? водокаменные;

? грязевые;

? грязекаменные.

Водокаменный сель - такой поток, в составе которого преобладает крупнообломочный материал (доля песчано-глинистых составляющих - минимальна). Формируется в основном в зоне плотных пород.

Грязевой сель формируется в районах распространения пород преимущественно глинистого состава. Он характеризуется значительным содержанием в твердой фазе глинистых и пылеватых частиц с их преобладанием над каменной составляющей потока.

Грязекаменный сель отличается преимущественным содержанием крупнообломочного материала по сравнению с грязевой составляющей.

Все селевые потоки, независимо от доли тех или иных составляющих в их структуре, являются очень тяжелыми, вследствие чего удар селевого потока равносилен удару движущегося автобуса, достигая величины 5-12 т/м 2 . Причем после удара сель предмет не отбрасывает, а затапливает несущейся массой и тянет его дальше вниз по течению.

В отличие от обвалов и оползней, которые происходят практически на всей территории нашей страны, селевые потоки зарождаются только в гористой местности и движутся в основном по руслам рек, либо по балкам (оврагам), имеющим в своих верховьях значительные уклоны. Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым бассейном .

Для возникновения селя требуется одновременно совпадение трёх обязательных условий:

Наличие на склонах селевого бассейна достаточного количества легко перемещаемых продуктов разрушения горных пород (песка, гравия, гальки, небольших камней);

Наличие значительного объема воды для смыва со склонов камней и грунта и их перемещения по руслу;

Достаточная крутизна склонов (не менее 10-15 градусов) селевого бассейна и водопотока (русла селя).

Непосредственным толчком для возникновения селя могут быть:

Интенсивные и продолжительные ливни;

Быстрое таяние снегов и ледников;

Обрушение в русло рек большого количества фунта, скальных пород;

Прорыв озер, искусственных водоемов;

Землетрясения и вулканическая деятельность.

Грязекаменный сель

Возникновению селевых потоков часто способствуют и антропогенные факторы (результаты деятельности человека). Примерами такой деятельности могут служить проводимые на склонах вырубка лесов, взрывные работы, разработка карьеров, массовое строительство.

Селевые потоки характеризуются линейными размерами, скоростью движения, продолжительностью и мощностью (объемом).

Длина русла селя может составлять от нескольких десятков метров до нескольких десятков километров.

Ширина селя определяется шириной русла и колеблется от 3 до 100 м.

Глубина селя колеблется от 1,5 до 15 м.

Скорость движения селя на различных участках русла имеет различную величину. В среднем она колеблется в пределах от 2 до 10 м/с. Таким образом, сель несется с гор со скоростью бегущего человека, а подчас и быстрее (до 40 км/ч).

Продолжительность перемещения селей чаще всего составляет 1-3 ч.

По мощности (объему) сели подразделяют на катастрофические, мощные, средней и малой мощности.

Катастрофические сели характеризуются выносом материала объемом более 1 млн м 3 . Они случаются на земном шаре один раз в 30-50 лет. Катастрофические сели чаше всего образуются в результате землетрясений и извержений вулканов.

Мощные сели характеризуются выносом материала объемом от 100 тыс. до 1 млн м 3 . Подобные сели возникают редко.

При селях средней мощности наблюдается вынос от 10 до 100 тыс. м 3 материала. Они возникают один раз в 2-3 года.

При селях слабой мощности объем выноса материала не превышает 10 тыс. м 3 . Они возникают ежегодно, иногда несколько раз в год.

Селевой поток может распространяться на большие расстояния и производить массовые заграждения и разрушения на пути своего движения. При этом объем селевого потока при движении вниз по руслу может увеличиваться по сравнению с первоначальным в десятки раз за счет вовлечения новых пород.

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

8.2. Сели и оползни Каковы предупредительные меры и защита от этого вида стихии?Все подвижки скальных пород и глиняных масс предваряются различными сигналами: образование новых трещин и расщелин в почве; неожиданные трещины во внутренних и внешних стенах, водопроводах,

Из книги 100 великих рекордов стихий автора

СЕЛИ И ОПОЛЗНИ

Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

Самые сильные сели Бывают случаи, когда тихие и безобидные на вид ручейки превращаются в жуткие водогрязекаменные потоки, так называемые сели - грозное явление природы, причиняющее нередко бедствия местному населению.Мария Дакоста из Калифорнии так описывает сход

Из книги 100 великих рекордов стихий [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

6 ОБВАЛЫ, ОПОЛЗНИ И СЕЛИ Они относятся к опасным геологическим явлениям и, хотя причины их возникновения различны, все они оказывают сходное воздействие на природу, человека, объекты хозяйственной деятельности. Аналогичны и меры их предупреждения, ликвидации последствий

Из книги Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автора Коллектив авторов

Сели Слово сель произошло от арабского «сайль», что означает «бурный поток».Сель (селевой поток) - временный стремительный горный поток воды с большим содержанием камней, песка, глины и других материалов (см. фото на с. 84). Некоторые факты13 ноября 1985 года в Колумбии (Южная

Из книги автора

СЕЛИ И ОПОЛЗНИ

Из книги автора

Самые сильные сели Бывают случаи, когда тихие и безобидные на вид ручейки превращаются в жуткие водогрязекаменные потоки, так называемые сели – грозное явление природы, причиняющее нередко бедствия местному населению. Мария Дакоста из Калифорнии так описывает сход

Из книги автора

11. Сели и поехали? (особенности управления) Любой человек, ездивший на велосипеде, с легкостью научиться управлять скутером. Отсутствие необходимости постоянно «щелкать» передачи значительно облегчает контроль над машиной - по сути, все управление сводится к контролю

Погорелов Юрий Евгеньевич

Учитель ОБЖ

МБОУ СОШ №9 г. Чехов

Класс 7

Тема урока: «Сели и их характеристика»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с опасным природным явлением.
  • Рассмотреть основные характеристики селей (селевых потоков).
  • Повысить интерес к предмету ОБЖ .

Оборудование:

  • учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас!

Поднимите руку те, кто готов к уроку, а теперь погладьте себя по голове со словами: «Я - умница!»

Начинаем наш урок!

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, давайте вспомним, как действовать во время наводнения.

Проводится фронтальный опрос с использованием слайдов.

1. Каков план действий при угрозе наводнения. Слайд 2.

2. Расскажите о действиях населения при внезапном наводнении. Слайд 3.

3. Расскажите о действиях населения после наводнения. Слайд 4.

III. Сообщение цели и темы урока

Сегодня вы узнаете еще об одном опасном природном явлении.

Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке. Слайд 5.

При свете солнца и луны
Речушка с гор бежала
И, огибая валуны,
Восторженно журчала.
И извиваяся змеей,
И, не боясь преграды,
Она сверкала бирюзой,
А все ей были рады!

Но вот однажды в жаркий день
С высоких гор сорвался сель,
Он мчался с гулом на поля,
И содрогнулася земля.

В горах далеких долго жил,
Он много злобы накопил,

Зажатый между мрачных скал,
О мести он давно мечтал.
Сметая на пути своем
Деревья, камни, новый дом,
Людей давил, животных смыл,
И только этим счастлив был…
Скрежет зубов, его оскал,
Казалось, исходил от скал.
Обезображена земля,
Камнями устланы поля…

А вот речушки больше нет,
И где текла, потерян след…

О чем же мы будем говорить на уроке? (Ответы учащихся).

Слайд1. (Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 5.)

- Тема урока: «Сели и их характеристика». Запись темы в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Слайд 6. (Чтобы перейти на слайд 6, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 1.)

Что же такое сель?

В переводе с арабского слово означает «бурный поток».

СЕЛЬ – временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах. Запись в тетрадь.

Слайд 7.

Формирование селей обусловлено сочетанием определённых условий:

во-первых, наличием селеформирующих грунтов, которые являются источниками твёрдой составляющей селя;

во-вторых, наличием источников интенсивного обводнения этих грунтов,

а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах.

Источниками твёрдой составляющей селевого потока могут быть рыхлообразные материалы горных пород, возникающие в результате осыпей, оползней и обвалов, а также завалы и загромождения, образовавшиеся предыдущими селями. Для высокогорных районов с развитыми ледниками источниками твёрдой составляющей селей являются ледниковые отложения – морены. Они состоят из смеси самых разных обломков пород: от крупных глыб до песка и глины.

Источниками водного питания селей являются дожди и ливни, а в высокогорных районах – вода, образовавшаяся при интенсивном таянии ледников и снега, а также при прорыве ледниковых или моренных озёр.

Слайд 8.

При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды.

1. Длина русла селя (от неск. 10м до неск. 10 км)

2. Ширина (от 3-100 м)

3. Скорость движения (2-10 м/с)

4. Продолжительность (1-3 ч)

5. Мощность (объем смеси, в куб.м)

Слайд 9. Назовем основные причины образования селей.

К природным причинам относятся:

  • Длительные и обильные дожди.
  • Таяние снега и ледников.
  • Прорыв водоемов.
  • Землетрясение.
  • Извержение вулкана.

К антропогенным причинам относятся:

  • Нарушение правил и норм работы горнодобывающих предприятий.
  • Взрывы при прокладке дорог и строительстве других сооружений.
  • Порубки леса.
  • Неправильное ведение сельскохозяйственных работ и нарушение почвенно-растительного покрова.

Слайд 10.

Необходимо отметить, что в России до 20% территории находится в селеопасных зонах. На территории России зарегистрировано более трёх тысяч селевых бассейнов. Селевые потоки формируются в горах Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана, Камчатки, Приморья, Кольского полуострова и Урала.

V. Самостоятельная работа

Селевые потоки в зависимости от их воздействия на сооружения можно разделить на несколько групп.

Предлагаю выполнить следующее задание.

Слайд 11.

Задание.

Классифицируйте селевые потоки по результатам их воздействия на различные сооружения и объекты в зависимости от суммарного объёма селевого выноса.

Укажите основные критерии, определяющие это деление. Занесите эти данные в тетрадь в виде таблицы, пользуясь с. 100 учебника.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учитель берет на проверку несколько тетрадей. После учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайдам 12-13.

VI. Продолжение темы

Работа с учебником с.100- 101.

- Каковы последствия этого стихийного бедствия? Ответы учащихся.

Слайд 14. К последствиям селевых потоков можно отнести:

  • Разрушение зданий, дорог, гидротехнических и других сооружений.
  • Вывод из строя линий связи и электропередач.
  • Уничтожение садов, пахотных земель.
  • Гибель людей и животных.

VII. Закрепление

Итак, сегодня мы познакомились с опасным природным явлением - селем. Рассмотрели причины возникновения и последствия селевых потоков.

Сейчас я предлагаю выполнить задание.

Слайд 15.

Задание

Напишите определение, вставив пропущенные слова.

Сель, или селевой поток – это бурный...... горный........, состоящий из смеси........ и большого количества горных пород – от глинистых......... до крупных........... и.......... .

Слова- помощники: вода, камни, частицы, временный, глыбы, поток.

Учащиеся выполняют самостоятельно задание, а потом осуществляется взаимопроверка (слайд 16 ). Учитель выставляет отметки.

VIII. Подведение итогов

Ребята, каковы же основные компоненты селевого потока?

Чем же опасен селевой поток?

IX. Домашнее задание Слайд 17.

Параграф 4.4.

Используемые материалы

  • Учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»- М.: Просвещение, 2014.
  • Рабочая тетрадь к данному учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс».

Конспект урока № 16

Предмет ОБЖ.

Класс: 7.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: ОБЖ Стовбур А.В.

Тема: СЕЛИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Цель: рассмотреть основные характеристики селей (селевых потоков); учить правильно действовать во время стихийных бедствий; повышать интерес к предмету ОБЖ.

Ход урока

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Проверка домашнего задания.

    Как подготовиться к наводнению?

    Как действовать во время наводнения?

    Как действовать после наводнения?

Ответы на вопросы.

Не на шутку разыгравшаяся снежная буря? (буран)

Сильный электрический разряд между облаками и землёй (молния)

Учёный, создавший шкалу силы ветра? (Бофорт)

Область возникновения подземного удара? (очаг землетрясения)

Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча?(пылесос)

Какое бедствие называют «драконом гор»? (сель)

Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава?(зажор)

Продолжительное отсутствие дождей? (засуха)

Ледяная корка на поверхности земли? (гололёд)

Быстро, внезапно возникающее движение снега вниз по крутым склонам гор? (лавина)

Найдите ошибку: (учитель зачитывает текст с описанием событий, учащиеся должны найти ошибки и неточности в описаниях)

-Семья ужинала. Вдруг сильный толчок заставил вздрогнуть дом. « Бежим в подвал -сказал папа – там есть всё необходимое для спасения». Мама в панике бросилась на улицу и спряталась у стены соседнего дома.

Сильный ураган застал ребят в лесу. Саша бросился бежать в поле. Алёша спрятался под дубом. Лена укрылась в канаве.

Вдруг потянуло дымком. Туристы увидели совсем рядом пламя, оно надвигалось на них. Туристы бросились бежать от огня. Витя осмотрелся и побежал в сторону реки.

На море штормило. Люди на островке видели, как надвигается мощная волна на берег. Сильный ветер, похожий на воронку, упал с небес. Селение затопило. Жители попрятались на крышах домов.

В горном ауле жители услышали по радио предупреждение о приближении лавины. Одна семья укрылась в подвале. Другая - собрала вещи и поехала куда глаза глядят.

7 испытание – узнай бедствие: (экипажи должны по описанию узнать стихийное бедствие, описание читает учитель)

Это стихийное бедствие неоднократно пришлось испытать жителям Киргизии в 1963 г. Три волны…накрыли озеро Иссык Куль, его чаша наполнилась глиной, обломками горных пород. (сель)

Ещё в 218 г.до н. э. это бедствие в Альпах накрыло и едва не погубило всё войско карфагенского полководца Ганнибала? (лавина)

- В 525 г.до н. э. во время этого бедствия в Сахаре погибло 50 тысячное войско персидского царя Камбиза? (песчаная буря)

1950 г., Тибет. Это стихийное бедствие привело к изменению горного ландшафта на значительной территории: разрушались и двигались горы, возникали гигантские провалы и щели? (землетрясение)

Это бедствие случилось на Антильских островах. Оно разрушило каменные здания, вырывало с корнем деревья. Свыше 400 судов было потоплено в бухтах. Жертвами стали десятки тысяч.

1.Быстрое отделение и падение горных пород вниз. (обвал)

2.Неконтролируемый процесс горения. (пожар)

3.Буря на море. (шторм)

4.Зимнее бедствие. (мороз)

5.Сильное атмосферное возмущении с пониженным давлением в центре. (циклон)

    Изучение нового материала.

Сель, или селевой поток, -

Сель возникает внезапно в бассейнах небольших горных рек. Опытные туристы, путешествующие в горных районах, никогда не останавливаются на ночёвку в оврагах или поймах рек. (Пойма реки – это часть дна речной долины, покрываемая водой в половодье или во время паводков.) Они знают, что в этих местах их может застать врасплох поводок или сель. Селевой поток, несущийся с большой скоростью вниз по долине реки, подхватывает всё: валуны, деревья, различные горные породы. Это грозное явление возникает в горах с континентальным климатом, где резкие перепады температуры интенсивно разрушают горные породы и на склонах гор скапливается много продуктов разрушения (рыхлых пород).

Во время сильных ливней или дружного таяния снега рыхлые породы смываются образовавшейся водой и превращают водные потоки в грязевые или грязекаменные потоки – сели.

Формирование селей обусловлено сочетанием определённых условий: во-первых, наличием селеформирующих грунтов, которые являются источниками твёрдой составляющей селя; во-вторых, наличием источников интенсивного обводнения этих грунтов, а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах.

Источниками твёрдой составляющей селевого потока могут быть рыхлообразные материалы горных пород, возникающие в результате осыпей, оползней и обвалов, а также завалы и загромождения, образовавшиеся предыдущими селями. Для высокогорных районов с развитыми ледниками источниками твёрдой составляющей селей являются ледниковые отложения – морены. Они состоят из смеси самых разных обломков пород: от крупных глыб до песка и глины.

Источниками водного питания селей являются дожди и ливни, а в высокогорных районах – вода, образовавшаяся при интенсивном таянии ледников и снега, а также при прорыве ледниковых или моренных озёр.

Каждому горному району свойственны свои причины возникновения селей. Например, на Кавказе в 85% случаев сели происходят в результате обильных дождей.

При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды. Длина русла селя может быть от 10-15 м (микросель) до нескольких десятков километров. Крутизна склона в верхней части составляет 25-30 0 , в нижней – 8-15 0 . При меньших уклонах движение селей затухает. Скорость движения селевого потока может достигать 35 км/ч. Крутой передний фронт селевой волны мощных и катастрофических селей может достигать 5-15 м, маломощных – 1-2 м.

Ширина селевого потока колеблется от 3-5 до 50-100 м. Продолжительность селей колеблется от десятков минут до нескольких часов. Большинство зарегистрированных селей имели продолжительность 1-3 ч. Иногда сели могут проходить волнами продолжительностью 10-30 мин, через небольшие промежутки времени.

Максимальный размер (в поперечнике) валунов и скальных обломков, выносимых селями, может быть 3-4 м и более. Масса таких глыб может составлять до 300 т.

Для большинства селевых бассейнов России характерны сели малой и средней мощности. Крупные катастрофические сели в каждом отдельном районе – явление редкое, и их повторяемость составляет 1-3 случая за 100 лет. Необходимо отметить, что в России до 20% территории находится в селеопасных зонах. На территории России зарегистрировано более трёх тысяч селевых бассейнов.

Селевые потоки формируются в горах Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана, Камчатки, Приморья, Кольского полуострова и Урала.

Воздействие селевых потоков на различные сооружения зависит от суммарного объёма селевого выноса. По этому признаку сели подразделяются на маломощные, среднемощные, мощные и катастрофические.

Суммарный объём селевого выноса составляет:

    в маломощном селе – 10000 м 3 ;

    в среднемощном селе – 20000 – 100000 м 3 ;

    в мощном селе – 100000 – 900000 м 3 ;

    в катастрофическом селе – более 1000000 м 3 .

От мощности селя зависит и характеристика воздействия селевых потоков на различные виды сооружений.

Маломощные селевые потоки могут вызвать частичную закупорку отверстий различных водопропускных сооружений. Среднемощные селевые потоки могут полностью блокировать отверстия водопропускных сооружений, повреждать и сносить бесфундаментные строения. Мощные селевые потоки несут в себе большую разрушительную силу, могут разрушать опоры мостов, каменные строения, дороги. Катастрофические селевые потоки могут привести к разрушению целых строений, участков дорог, а также погребению различных сооружений под селевыми наносами.

Для примера рассмотрим последствия катастрофического селевого потока, обрушившегося на бывшую столицу Казахстана город Алма-Ату. 8 июня 1921 г. весь день в предгорьях Алма-Аты шли ливневые дожди. Горы были закрыты тёмными тучами. Это привело к образованию катастрофического селевого потока. Гигантский грязевой поток двигался с гор со скоростью 15 км/ч. Вал грязи и камней высотой до 5 м и шириной 200 м надвигался на город. Вес некоторых камней достигал 200 т. Вслед за первым грязевым потоком на город в течение часа обрушилось несколько селевых волн, следовавших одна за другой с незначительными интервалами. Общий объём селевого выноса составил более 1 млн м 3 (общий вес камней, принесённых селем, составил более 3 млн т).

По имеющимся данным, в Алма-Ате в результате селя погибло более 500 человек, сотни получили травмы. Сель разрушил 65 жилых домов и 174 хозяйственные постройки. Алмаатинцам потребовалось немало сил и времени для восстановления города.

    Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

    Сочетание каких условий необходимо для возникновения селевого потока?

    Перечислите основные компоненты селевого потока.

    Как подразделяются селевые потоки по мощности их воздействия на окружающую среду? Перечислите основные критерии, определяющие это деление.

    Чем опасен селевой поток?

    Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Сель – это бурный временный горный поток, состоящий из смеси воды и большого количества обломков горных пород – от глинистых частиц до крупных камней и глыб.

Формирование селей обусловлено наличием селеформирующих грунтов, которые являются источниками твёрдой составляющей селя, наличием источников интенсивного обводнения этих грунтов, а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах.

    Домашнее задание.

Подготовить к пересказу §4.4 (страница 101 вопросы № 1- 4).

    Выставление и комментирование оценок.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...