Смерть Дария III. Древние скальные рельефы

(G) (Я)
На́кше-Руста́м (перс. نقش رستم ‎, Naqš-e Rostam - рисунки Рустама) - археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране . Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс , недалеко от города Марвдашт . Около трёх километров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба .

Местность знаменита скальными рельефами и гробницами царей. Самые древние рельефы относятся к 1000 году до н. э.

Гробницы царей династии Ахеменидов

Древние скальные рельефы

Самый старый рельеф 1000 до н. э. был повреждён. Он изображает человека эламского происхождения.

В исламскую эпоху, когда прежние персидские цари были забыты, народная молва приписала сюжеты барельефов и сами гробницы легендарному герою Рустаму , откуда и пошло современное название некрополя - Накше-Рустам - «Рисунки (Скульптуры) Рустама».

Сасанидские рельефы

Семь скальных рельефов посвящены царям сасанидского периода.

  • Шапур I (241-272), празднующий победу над римскими императорами Валерианом и Филиппом Арабом .
  • Бахрам II (276-293) - большой рельеф и два малых рельефа

Куб Заратустры

На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения - «Куб Заратустры » (Кааб-е Зартошт). Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находиться могила Кира Великого . Однако ни одна версия не подтверждена документально. На «Кубе Заратустры» имеются клинописные надписи, сделанные от лица Картира (одного из первых зороастрийских священников), портрет которого можно увидеть неподалеку в археологической зоне Накше-Раджаб .

Напишите отзыв о статье "Накше-Рустам"

Ссылки

  • Curtis V. S., Herrmann G. (англ.) // Encyclopædia Iranica . - 20 июля 2002.

Отрывок, характеризующий Накше-Рустам

– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.

Координаты: 29°59?20 с. ш. 52°52?29 в. д. / 29.98889° с. ш. 52.87472° в. д. / 29.98889; 52.87472 (G) (O)

Третья и четвёртая гробницы Ахеменидов. Рельеф Ардашира.

Накше-Рустам (перс. ?, Naqs-e Rostam - рисунки Рустама) - археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Около трех километров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.

Местность знаменита скальными рельефами и гробницами царей. Самые древние рельефы относятся к 1000 году до н. э.

Гробницы царей династии Ахеменидов

Династии Ахеменидов принадлежат четыре гробницы со скальными рельефами. Они расположены в скалах на существенной высоте над землёй.

Одна из гробниц принадлежит царю Дарию, что установлено по надписям (522-486 до н. э.). Про остальные гробницы предполагают, что в них похоронены цари Ксеркс I (486-465 до н. э.), Артаксеркс I (465-424 до н. э.), и Дарий II (423-404 до н. э.). Пятая неоконченная гробница, по предположениям, предназначалась царю Артаксерксу III, но более вероятно - царю Дарию III (336-330 до н. э.).

Гробницы были заброшены после покорения Персии Александром Македонским.

Древние скальные рельефы

Самый старый рельеф 1000 до н. э. был поврежден. Он изображает человека эламского происхождения.

В исламскую эпоху, когда прежние персидские цари были забыты, народная молва приписала сюжеты барельефов и сами гробницы легендарному герою Рустаму, откуда и пошло современное название некрополя - Накше-Рустам - «Рисунки (Скульптуры) Рустама».

Сасанидские рельефы

Семь скальных рельефов посвящены царям сасанидского периода.

    Ардашир I (226-242) Шапур I (241-272), празднующий победу над римскими императорами Валерианом и Филиппом Арабом. Бахрам II (276-293) - большой рельеф и два малых рельефа Нарс (293-303) Ормизд II (303-309)

Куб Заратустры

Основная статья: Кааба Зороастра

На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения - «Куб Заратустры» (Кааб-е Зартошт). Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находиться могила Кира Великого. Однако ни одна версия не подтверждена документально. На «Кубе Заратустры» имеются клинописные надписи, сделанные от лица Картира (одного из первых зороастрийских священников), портрет которого можно увидеть неподалеку в археологической зоне Накше-Раджаб.

Стремление царствующих особ превратить собственную могилу в памятник, к которому бы приходили бы поклониться восхищенные потомки, довольно легко объяснимо. Вырубив в скалах погребальные камеры на порядочной высоте, цари желали и после смерти лежать выше людей, которые для них были лишь подданными. Те, кто правили Ираном позднее, ограничились лишь тем, что нанесли рядом со склепами свои изображения.

Захоронение царей персидской династии Ахеменидов, как это задумал первый из похороненных здесь - Дарий I, должно было подавлять воображение и вызывать в душах подданных чувство покорности и страха. Строителям это удалось: некрополь Накше-Рустам в дикой скале - олицетворение всесокрушающей мощи.

ПОГРЕБЕНИЯ АХЕМЕНИДОВ

Выбрав такое отдаленное место, устроив гробницу в труднодоступном месте на вертикальной стене скалы, царь Дарий I желал, чтобы его останки не потревожили разрушители могил.

Неподалеку от руин Персеполя («Атлас» № 120) - парадной столицы Древней Персии - находится археологический памятник: захоронение царей династии Ахеменидов, правившей начиная приблизительно с 705 по 330 г. до н. э., когда Персидская империя пала под ударами армии Александра Македонского.

После того как Кир Великий основал империю Ахеменидов и погиб в 530 г. до н. э. при загадочных обстоятельствах, тело его было погребено в Пасаргады, в мавзолее, поразившем самого Александра Великого малыми размерами и скромностью архитектуры. Его наследники расширили границы империи, сделали ее еще богаче. Задумавшись о месте последнего упокоения, Дарий I, начисто лишенный скромности своего предшественника, повелел отыскать место величественное, возвышающееся над окружающей местностью. Такое нашлось неподалеку от основанной им столицы Персеполис.

Это были скалы, выступающие полукругом, словно устремляющиеся вперед и вдаль.

Обрабатывать скальный монолит, да еще на высоте, было нелегкой задачей. Поэтому безвестный архитектор пошел по пути упрощения общей конструкции, и в целом гробницы выглядят очень грубо. На фронтальной стороне скалы вырезана ниша в форме огромного арийского креста (местные жители называют эти гробницы «персидскими крестами»). В ее центре пробит вход, за которым располагалась вместительная, но скромно устроенная погребальная камера. У входа высятся колонны, очень похожие на те, что украшают вход в царский дворец в Персеполе.

В верхней части ниши вырезано изображение самого царя Дария I: переместившись в загробный мир, опершись на лук, он внимает словам единого бога зороастрийцев Ахура-Мазды.

При Ахеменидах перед гробницами был разбит большой сад - парадейсос. Вероятно, поливать его стоило больших трудов в этой безводной местности. К нашему времени от сада не осталось и следа.

В наши дни Накше-Рустам находится в пустынной и безводной местности. При жизни Ахеменидов вокруг жили люди, охранявшие захоронения и ухаживавшие за пышным садом.

РЕЛЬЕФЫ И ТАИНСТВЕННЫЙ КУБ

Поздние правители Ирана не стали пробивать скалы для обустройства погребальных камер, удовольствовавшихся только рельефами. А вот назначение странного сооружения, погруженного в землю, до сих пор остается загадкой.

Наследники Дария I не стали искать другие места для своих гробниц, их останки упокоились рядом. Так поступили Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Пятая гробница предназначалась для Дария III - последнего из Ахеменидов. Александр Великий повелел похоронить поверженного врага с царскими почестями. Но его гробницу в Накше-Рустам не успели закончить, и место погребения царя неизвестно до сих пор. После падения Персидской империи гробницы были заброшены.

К концу XVIII в. скалы были полузасыпаны песком и обломками камня. Только в 1930-х гг. их расчистили с помощью экскаваторов.

У подножия скал, напротив гробниц, стоит загадочное сооружение, сложенное из белого известняка, прозванное в народе Кааба Зороастра (К"аба Зардушт). «Кааба» на арабском означает «кубический дом», но в данном случае в названии содержится прямой намек на некоторое внешнее сходство с мусульманской святыней Кааба в Мекке. Точное время сооружения Каабы Зороастры неизвестно, точно так же как и ее назначение, хотя существует множество версий. Например, по одной - это «настоящая» гробница Кира Великого, по другой - здесь располагалось ритуальное помещение для хранения огня, по третьей - тут хранились бычьи шкуры, на которых золотыми буквами был написан текст Авесты. Внутри постройки - пустая комната.

Пришедшие много позднее к власти иранские шахиншахи - цари из династии Сасанидов, правившие в III-VII вв. - не стали хоронить себя в грубых скалах, а предпочли роскошные мавзолеи. Но, чтобы их имена навеки остались рядом с именами царей великой Персидской империи, они стали размещать между гробницами и у их подножия рельефы, сохранившиеся до наших дней.

Рельефы воспевают воинскую доблесть и величие шахиншахов. На первом изображено вступление на трон Ардашира I Папакана - основателя династии Сасанидов. Его сын Шапур I показан верхом на коне, а напротив него - плененный им римский император Валериан I, униженно молящий о пощаде. Рельефы эпохи Бахрама II и Ормизда II демонстрируют поединки всадников. Царь Нарсе также запечатлен на рельефе во время восшествия на трон.

Арабские завоевания отразились на рельефах в том, что у фигур разбиты лица. И те же арабы со временем придумали назвать это место Накше-Рустам, или «рисунки Рустама».

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В битве при Гавгамелах 331 г. до н. э. Дарий III потерпел сокрушительное поражение от армии Александра Македонского. Империя Ахеменидов прекратила свое существование. Сам Дарий III бежал в Восточный Иран, все еще надеясь собрать войско и изгнать Александра, но был зарезан собственными сатрапами.

■ Неподалеку от некрополя находился город Истахр, бывший при Ахеменидах главным религиозным центром, где хранился оригинал Авесты - священной книги зороастрийцев. Город неоднократно разрушали и сжигали, от него осталось совсем немного руин.

■ Сасанидские цари изображены в шарообразном головном уборе, который в письменных источниках ошибочно именуют короной. В действительности, это коримбос - полоса шелка, в которую завернуты собранные в пучок волосы.

■ Название Накше-Рустам появилось уже в исламскую эпоху. Память в народе о персидских царях стерлась, и люди стали считать сюжеты грандиозных барельефов иллюстрациями жизни Рустама - героя персидского эпоса, одного из главных персонажей поэмы «Шахнаме». Ее автор - персидско-таджикский поэт Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туей (935-1020 гг.) 35 лет собирал фольклор - древнеиранские мифы и прочий доисламский эпос, изучал Авесту - священное писание зороастрийцев, а также читал произведения своих предшественников-поэтов. На основе этого материала Фирдоуси создал большое стихотворное произведение - эпическую поэму. Фирдоуси считается национальным поэтом Ирана, Таджикистана и Афганистана. В переводе с фарси Накше-Рустам - «рисунки (скульптуры) Рустама». В народе также считается, что гробницы принадлежат Рустаму и прочим героям «Шахнаме», воспринимая их как реальных исторических персонажей.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Комплекс некрополя: гробницы царей династии Ахеменидов Дария I (550-486 гг. до н. э.) и предположительно Ксеркса I (521/519-465 гг. до н. э.), Артаксеркса I (V в. - 424 г. до н. э.) и Дария II (475-404 гг. до н. э.), незаконченная Артаксеркса III (около 445-359 гг. до н. э.) или Дария III (381-330 гг. до н. э.), скальные рельефы сасанидского периода (III-IV вв.), Куб Заратустры (V в. до н. э.).

Накше-Рустам и Куб Заратустры (Иран) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Неподалеку от Персеполя на иранской земле располагается археологическая зона Накше-Рустам, где когда-то были захоронены великие люди Древней Персии. Крутые скалы, возраст самых старых из которых составляет около трех тысячелетий, таят гробницы персидских царей и считаются священным местом.

Археологическая ценность Накше-Рустам

Высоко в скалах высечены четыре усыпальницы в форме крестов, вход в которые находится в самом их центре. Согласно исследованиям археологов, здесь покоятся четыре правителя династии Ахеменидов: Дарий I, Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II.

Ниже каждой гробницы находятся барельефы, описывающие подвиги царей, правивших в более поздние времена. На этих высеченных в скалах картинах изображены битва Шахпура II с римлянином на коне, победа Ормизда II над правителем Грузии, поединки Бахрама II с римскими всадниками и др. Имена этих царей-Сасанидов были увековечены в живописных скалах.

Накше-Рустам - место захоронения древних персидских правителей, которое можно смело назвать одной из известнейших достопримечательностей Ирана. Здесь же находится Куб Заратустры - 12-метровое сооружение, большая часть которого спрятана под землей, а его назначение до сих пор доподлинно неизвестно.

Когда Александр Македонский и его воины покорили Персию, её столица была разрушена и сожжена, а гробницы - заброшены на протяжении многих веков и даже тысячелетий. В конце 19 века археологи разных стран начали раскопки, и среди развалин были обнаружены усыпальницы древних царей. Уцелевшие гробницы и рельефы поражают красотой и магнетической силой, над которой не властно даже время.

Куб Заратустры

Помимо захоронений древних правителей Персии, Накше-Рустам знаменит еще одной достопримечательностью. На территории некрополя возвышается Куб Заратустры (Кааб-е Зартошт) - сооружение высотой 12 м, большая часть которого находится под землей.

Внутри мистического куба всего одно помещение, назначение которого остаётся загадкой, хотя и существует несколько теорий. Одни учёные считают, что здесь когда-то располагалось святилище огня, относящееся к древней религии зороастризма, другие - что оно служило гробницей Кира Великого. Но доказательств этих версий пока не существует. Куб Заратустры покрывают клинописные надписи.

Накше-Рустам - место удивительное, сохранившее сквозь глубину тысячелетий священную силу и, благодаря всё тому же течению времени, обретшее что-то еще более важное и могущественное. Место захоронения древних персидских правителей можно смело назвать одной из известнейших достопримечательностей Ирана, которую стоит посетить - каждый год к гробницам царей приезжает множество туристов из всех уголков мира.

Как добраться

Удобнее всего добираться до Персеполиса и Накше-Рустама на такси из ближайшего города Шираз . Стоимость такси туда и обратно обойдется примерно в 1 200 000 IRR. По длительности дорога на машине от Шираза занимает менее часа.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Захоронение царей персидской династии Ахеменидов, как это задумал первый из похороненных здесь - Дарий I, должно было подавлять воображение и вызывать в душах подданных чувство покорности и страха. Строителям это удалось: некрополь Накше-Рустам в дикой скале - олицетворение всесокрушающей мощи.

История

Неподалеку от руин - парадной столицы Древней Персии - находится археологический памятник Накше-Рустам: захоронение царей династии Ахеменидов, правившей начиная приблизительно с 705 по 330 г. до н. э., когда Персидская империя пала под ударами армии Александра Македонского.

После того как Кир Великий основал империю Ахеменидов и погиб в 530 г. до н. э. при загадочных обстоятельствах, тело его было погребено в , в мавзолее, поразившем самого Александра Великого малыми размерами и скромностью архитектуры. Его наследники расширили границы империи, сделали ее еще богаче. Задумавшись о месте последнего упокоения, Дарий I, начисто лишенный скромности своего предшественника, повелел отыскать место величественное, возвышающееся над окружающей местностью. Такое нашлось неподалеку от основанной им столицы Персеполис.

Обрабатывать скальный монолит, да еще на высоте, было нелегкой задачей. Поэтому безвестный архитектор пошел по пути упрощения общей конструкции, и в целом гробницы выглядят очень грубо. На фронтальной стороне скалы вырезана ниша в форме огромного арийского креста (местные жители называют эти гробницы «персидскими крестами»). В ее центре пробит вход, за которым располагалась вместительная, но скромно устроенная погребальная камера. У входа высятся колонны, очень похожие на те, что украшают вход в царский дворец в Персеполе.

В верхней части ниши вырезано изображение самого царя Дария I: переместившись в загробный мир, опершись на лук, он внимает словам единого бога зороастрийцев Ахура-Мазды.

При Ахеменидах перед гробницами был разбит большой сад - парадейсос. Вероятно, поливать его стоило больших трудов в этой безводной местности. К нашему времени от сада не осталось и следа.

В наши дни Накше-Рустам находится в пустынной и безводной местности. При жизни Ахеменидов вокруг жили люди, охранявшие захоронения и ухаживавшие за пышным садом.

Поздние правители Ирана не стали пробивать скалы для обустройства погребальных камер, удовольствовавшихся только рельефами. А вот назначение странного сооружения, погруженного в землю, до сих пор остается загадкой.

Наследники Дария I не стали искать другие места для своих гробниц, их останки упокоились рядом. Так поступили Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Пятая гробница предназначалась для Дария III - последнего из Ахеменидов. Александр Великий повелел похоронить поверженного врага с царскими почестями. Но его гробницу в Накше-Рустам не успели закончить, и место погребения царя неизвестно до сих пор. После падения Персидской империи гробницы были заброшены.

К концу XVIII в. скалы были полузасыпаны песком и обломками камня. Только в 1930-х гг. их расчистили с помощью экскаваторов.

У подножия скал, напротив гробниц, стоит загадочное сооружение, сложенное из белого известняка, прозванное в народе Кааба Зороастра (К"аба Зардушт). «Кааба» на арабском означает «кубический дом», но в данном случае в названии содержится прямой намек на некоторое внешнее сходство с мусульманской святыней Кааба в Мекке. Точное время сооружения Каабы Зороастры неизвестно, точно так же как и ее назначение, хотя существует множество версий. Например, по одной - это «настоящая» гробница Кира Великого, по другой - здесь располагалось ритуальное помещение для хранения огня, по третьей - тут хранились бычьи шкуры, на которых золотыми буквами был написан текст Авесты. Внутри постройки - пустая комната.

Пришедшие много позднее к власти иранские шахиншахи - цари из династии Сасанидов, правившие в III-VII вв. - не стали хоронить себя в грубых скалах, а предпочли роскошные мавзолеи. Но, чтобы их имена навеки остались рядом с именами царей великой Персидской империи, они стали размещать между гробницами и у их подножия рельефы, сохранившиеся до наших дней.

Рельефы воспевают воинскую доблесть и величие шахиншахов. На первом изображено вступление на трон Ардашира I Папакана - основателя династии Сасанидов. Его сын Шапур I показан верхом на коне, а напротив него - плененный им римский император Валериан I, униженно молящий о пощаде. Рельефы эпохи Бахрама II и Ормизда II демонстрируют поединки всадников. Царь Нарсе также запечатлен на рельефе во время восшествия на трон.

Арабские завоевания отразились на рельефах в том, что у фигур разбиты лица. И те же арабы со временем придумали назвать это место Накше-Рустам, или «рисунки Рустама».

Общая информация

Местонахождение : юг Ирана.
Административное местонахождение : шахрестан Мервдешт, остан Фарс.
Первые рельефы : около 1000 г. до н. э.
Язык : фарси.
Этнический состав : персы.
Религия : ислам (шиизм).
Денежная единица : иранский риал.
Аэропорт : международный Шираз.

Цифры

Количество погребений : 5 (одно незакончено).
Высота входа над подножием скалы : 10-26 м.
Размер вырезанных в скале крестообразных входов : около 19x23 м.
Количество рельефов : 7.
Куб Заратустры : длина стены - 7,25 м, высота - 12,5 м (вместе с постаментом - 14 м).
Высота над уровнем моря : около 1500 м.
Удаленность : 6 км к северо-западу от Персеполя.

Климат и погода

Тропический сухой.
Лето жаркое, зима теплая.
Средняя температура января : +6°С.
Средняя температура июля : +30°С.
Среднегодовое количество осадков : 300 мм.
Относительная влажность воздуха : 40%.

Достопримечательности

Комплекс некрополя

    Гробницы царей династии Ахеменидов Дария I (550-486 гг. до н. э.) и предположительно Ксеркса I (521/519-465 гг. до н. э.), Артаксеркса I (V в. - 424 г. до н. э.) и Дария II (475-404 гг. до н. э.)

    Незаконченная гробница Артаксеркса III (около 445-359 гг. до н. э.) или Дария III (381-330 гг. до н. э.)

    Скальные рельефы сасанидского периода (III-IV вв.)

    Куб Заратустры (V в. до н. э.)

Любопытные факты

    Название Накше-Рустам появилось уже в исламскую эпоху. Память в народе о персидских царях стерлась, и люди стали считать сюжеты грандиозных барельефов иллюстрациями жизни Рустама - героя персидского эпоса, одного из главных персонажей поэмы «Шахнаме». Ее автор - персидско-таджикский поэт Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (935-1020 гг.) 35 лет собирал фольклор - древнеиранские мифы и прочий доисламский эпос, изучал Авесту - священное писание зороастрийцев, а также читал произведения своих предшественников-поэтов. На основе этого материала Фирдоуси создал большое стихотворное произведение - эпическую поэму. Фирдоуси считается национальным поэтом Ирана, Таджикистана и Афганистана. В переводе с фарси Накше-Рустам - «рисунки (скульптуры) Рустама». В народе также считается, что гробницы принадлежат Рустаму и прочим героям «Шахнаме», воспринимая их как реальных исторических персонажей.

    Неподалеку от некрополя находился город Истахр, бывший при Ахеменидах главным религиозным центром, где хранился оригинал Авесты - священной книги зороастрийцев. Город неоднократно разрушали и сжигали, от него осталось совсем немного руин.

    Сасанидские цари изображены в шарообразном головном уборе, который в письменных источниках ошибочно именуют короной. В действительности, это коримбос - полоса шелка, в которую завернуты собранные в пучок волосы.

    В битве при Гавгамелах 331 г. до н. э. Дарий III потерпел сокрушительное поражение от армии Александра Македонского. Империя Ахеменидов прекратила свое существование. Сам Дарий III бежал в Восточный Иран, все еще надеясь собрать войско и изгнать Александра, но был зарезан собственными сатрапами.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...