Создание и деятельность посольского приказа. Становление и развитие дипломатической службы в России в XVI-XVII веках

Из-под ареста за донос на дмитровского кн. Юрия Ивановича 1534 - 1536 .

Дела и документы Посольского приказа 1589 - 1706 : о приемах послов, в т. ч. Дж. Флетчера (отр.) 1589 ; о выездах в Россию иностранных военных (в т. ч. нанятых полковником А. Лесли 1631 - 1633 ), инженеров, мастеров и др. специалистов и их службе; о торговле в России армянских, белорусских, греческих, индийских и др. купцов, в т. ч. роспись иностранных купцов в Москве 1644 ; о выдаче привилегий иноземцам на устройство заводов; об управлении Новомещанской слободой в Москве; о выдаче проезжих грамот торговым людям и выходцам из плена и задержании лиц, не имеющих грамот; о выкупе из плена; о строительстве и заселении в 1585 - 1593 Воронежа и Ельца, в т.ч. роспись елецких детей боярских 1593 ; о поверстании в поместные и денежные оклады служилых людей разных категорий (в т. ч. служилых татарских кн. Юсуповых, царевича А. Кайбуллина, болховских, мещерских, путивльских и рыльских детей боярских, русских и запорожских казаков); о посылке русских учеников за границу; о составлении, переводе и переплете книг в Приказе; о приходе и расходе денежной казны, в т. ч. на содержание иностранных посольств 1588 - 1706 ; о строительстве и ремонте зданий, в т. ч. Посольского приказа на Ильинке и Покровке 1631 - 1696 , дворов Малороссийского 1669 - 1698 и Крымского 1682 - 1700 (имеется опись 1700 ); о личном составе Посольского и подчиненных ему приказов и съезжих изб, в т. ч. о выдаче жалованья английским, греческим, немецким, персидским, татарским, турецким, шведским толмачам и переводчикам 1589 , о службах А. Л. Ордина-Нащокина, о его библиотеке и архиве 1680 . Сыскные дела о побегах за рубеж XVI - XVII вв. , в т. ч. зодчего П. Малого (Фрязина) 1539 .

ДОКУМЕНТЫ ВЛАДИМИРСКОЙ, ГАЛИЦКОЙ, НОВГОРОДСКОЙ И УСТЮЖСКОЙ ЧЕТВЕРТЕЙ

Дела и документы 1505 - 1704 : о землевладении в Псковском, Сольвычегодском и Устюженском уу., в т. ч. жалованные грамоты рязанского вел. кн. Олега Ивановича Ольгову Рязанскому монастырю 1372 (коп. 1680), Ивана IV псковской Успенской "на Завеличье" церкви 1578 , крепостные акты, сотные грамоты по писцовым книгам и др. документы о землях Строгановых, архиерейских домов, Кирилло-Белозерского, Савво-Сторожевского Звенигородского, Симонова Московского, Троице-Сергиевского и др. монастырей 1505- 1598 ; об управлении и состоянии Архангельска, Владимира, Вологды, Вятки, Галича, Н. Новгорода, Новгорода, Пскова, Сольвычегодска, Твери, Тулы, Яренска и др., в т. ч. указная грамота Ивана IV яренскому и сольвычегодскому посадам 1582 , дело о назначении

- 235 -

Архимандрита Михаила епископом в Псков 1589 , документы о кабацкой 1652 , денежной 1654 - 1662 и городской 1699 реформах; о назначении и смене городской администрации, ее злоупотреблениях, в т. ч. о злоупотреблениях новгородской администрации 1593 ; о строительстве и ремонте в городах, в т. ч. крепостей в Вологде, Н. Новгороде, Новгороде, Смоленске, гостиного двора в Архангельске 1670 - 1674 , Новодвинской крепости 1701 - 1704 ; о сборе стрелецких, полоняничных, ямских, данных и оброчных денег, таможенных, кабацких и др. налогов, в т. ч. о сборе запросных денег К. З. Мининым 1614 ; об описании земель и переписи населения; об отдаче на оброк и откуп таможен, кабаков, бань, казенных покосов, пустошей, рыбных ловель и др. угодий; о посадских людях разных категорий - их казенных и городовых службах, торгах, землевладении (в т. ч. Г. Л. Никитникова, Панкратьевых, Светешниковых, Строгановых, Филатьевых, В. Г. Шорина, Шустовых), отводе им мест под дворы, лавки, мастерские, борьбе с феодалами за земли и тяглецов, выборах представителей на Земские соборы (в т. ч. на собор 1648 - 1649), об их самоуправлении и судебных делах.

"Одиначная запись" тотемских судовых рабочих-носников в том, чтобы им перед воеводой "друг за друга стоять" (коп.) 1653 . Наказы воеводам, росписные и сметные списки городов, переписные книги торговых помещений на посадах, таможенные уставные грамоты XVII - XVIII вв . Судебные гражданские дела посадских людей, монастырей, помещиков, русских и иностранных купцов, росписи имущества и приданного XVII - н. XVIII вв .

ДОКУМЕНТЫ РАЗНЫХ ПРИКАЗОВ

Документы приказов: Городового 1577 - 1578 - грамоты воеводам занятых в ходе Ливонской войны городов (Вильяна, Дерпта, Кокенгаузена, Пернова) и их отписки о снабжении гарнизонов, организации ямской службы, осмотре и ремонте укреплений, испомещении служилых людей в Гапсале; Поместного 1610 - 1678 - дела о раздаче правительством королевича Владислава дворцовых и черных земель по челобитным боярства и служилых людей разных чинов (в т. ч. кн. И. С. Куракина, кн. Б. М. Лыкова, Ф. И. Шереметева), о конфискации владений у политических противников Владислава (в т. ч. у кн. Д. М. Пожарского) 1610 - 1611 , роспись крестьянских дворов во владениях высших духовных и светских феодалов 1678 ; Сбора ратных людей 1637 - 1654 - дела о сборе даточных людей и денег за них; Пушкарского 1646 - опись дел; Большой казны 1652 - 1660 - выпись о приходе и расходе; Литовского 1654 - 1667 - дела по управлению Витебском, Могилевом, Невелем, Оршей и Полоцком с уу.; Малороссийского 1654 - 1705 -

- 236 -

Дела о назначении воевод в города Левобережной Украины, о русских гарнизонах и др.; Смоленского 1657 - 1669 - дела о польских и литовских военнопленных.

Дела и документы дворцовых, Разрядного, Сибирского и др. приказов 1582 - 1705 : о назначении, смене и злоупотреблениях воевод, в т. ч. о междоусобице мангазейских воевод Г. И. Кокорева и А. Ф. Палицына 1629 - 1634 ; о народных выступлениях, в т. ч. о восстаниях в Великом Устюге, Москве, Новгороде, Пскове 1648 - 1650 , о Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1669 - 1671 (памяти о ссылке участников восстания в Яицком городке 1669 , о посылке служилого человека к атаманам К. Яковлеву и М. Родионову с требованием принять меры против С. Т. Разина 1670 , выпись о действиях разинцев на Волге и на Каспийском море 1670 , указ о направлении против повстанцев полка А. А. Шепелева 1670 , отписка тотемского воеводы об опасности восстания в уезде 1671 ), о Соловецком восстании 1676 , о восстании крестьян Симонова монастыря в Ярославском у. 1680 ; о борьбе с политическими преступлениями, в т. ч. об изменнике Ф. Андронове 1613 , о сыске Г. В. Талицкого 1700 ; о борьбе с "ересями" и расколом; о ссылке, поимке и побегах колодников, в т. ч. документы о ссылке участников "Медного бунта" 1662 и стрелецких восстаний 1682 - 1698 в Архангельск, Вятку, Кевроль, Пустозерск, Холмогоры и в Сибирь, переписка четвертных приказов с воеводами о содержании колодников 1670 - 1674 , росписи ссыльных 1671 (Сибирь), 1673 (Великий Устюг), 1674 (Холмогоры); о бегстве крепостных, посадских людей и др., в т. ч. черносошных крестьян Заонежских погостов 1647 - 1654 ; о вотяках, карелах, коми-зырянах, лопарях, мордве, ненцах, черемисах, касимовских, кунгурских, романовских и сибирских татарах и др. народах Поволжья, Приуралья и Севера; о казенных и посадских ремесленниках (русских и иностранных), зодчих (в т. ч. Б. Огурцове 1625 , О. Д. Старцеве 1694 - 1697 , мостостроителе старце Филарете 1691 ), живописцах (в т. ч. К. И. Золотареве, Л. Кислянском, И. Максимове 1626 - 1700 ), часовых мастерах (в т. ч. Х. Галовее 1626 - 1633 , А. Вирачове 1650 - 1672 ), плотниках, каменщиках, кузнецах, портных и скорняках, резчиках по кости и др.; о московских слободах, в т. ч. Барашевской 1582 , Ямских 1622 - 1702 , Кадашевской 1627 - 1701 ; о землях и постройках в Москве, в т. ч. опись боярских дворов (отр.) 1588 , документы о Старом и Новом денежных дворах 1638 - 1702 , росписи дворов московских слобод 1653 ; об управлении дворцовым хозяйством, в т. ч. о дворцовых Казенной, Огородной, Садовой слободах 1624 - 1701 , о доставке зверей и птиц на Семеновский потешный двор 1634 - 1697 и холмогорского скота для царского хозяйства 1671 ; об управлении выморочными и конфискованными имениями, в т. ч. московских дворах и имуществе кн. И. П. Шуйского 1589 , бояр. Н. И. Романова

- 237 -

1652 - 1655 , дьяка И. И. Болотникова 1668 - 1676 , бояр. А. С. Матвеева 1682 , бояр. кн. В. В. Голицына 1690/91 , о сборе доходов с вотчины кн. И. Мстиславской 1639 ; о казенных и частных фабриках и заводах (Каширских, Олонецких и Тульских железоделательных, поташных, кирпичных и др.), в т. ч. о Пушечном 1627 - 1702 и гранатном 1667 - 1680 дворах, пороховой мельнице 1666 , фабриках - сафьянной 1669 - 1674 , бумажной (на р. Яузе) 1673 - 1676 , шелковой З. Паульсена 1686 - 1687 , суконной И. Таберта 1696 , стекольной Я. Романова 1699 ; о кораблестроении, в т. ч. о постройке корабля "Орел" в с. Дединове Коломенского у. 1669 , кораблей на р. Воронеже 1696 - 1697 ; о войнах с Крымом, Польшей, Турцией и Швецией (в т. ч. о производстве боеприпасов в Устюжне Железо-польской, о Московском выборном полке А. А. Шепелева, об олонецких солдатских полках, о полковых музыкантах - "сиповщиках", о сборе и покупке "шубных кафтанов" для солдат, о сыске беглых, о покупке оружия за рубежом); о Северной войне, в т. ч. об организации обороны Архангельска 1701 - 1705 ; о расходе денежной казны, в т. ч. на строительство и ремонт стен и башен Московского Кремля и Китай-города (сметная роспись) 1646 , соборов Архангельского 1670 и Василия Блаженного 1674 , Симонова 1682 и Новодевичьего 1684 - 1688 монастырей, кремлевских дворцов 1685 - 1688 , Ивановской колокольни 1688 , на содержание аптек 1671 - 1700 , на содержание придворного театра и обучение актеров в школе И.-Г. Грегори 1671 - 1705 , на содержание школы Симеона Полоцкого 1676 и Славяно-греко-латинской академии 1686 - 1691 .

Фрагменты делопроизводства Расправной палаты при Боярской думе 1681 - 1694 . Фрагменты личных архивов бояр. кн. В. В. Голицына (переписка с дьяком Е. И. Украинцевым) 1682 и гостя К. П. Калмыкова 1689 - 1700 .

Мы уже говорили о высказываниях московских дипломатов и "Статейных списках", которые они представляли в Посольский приказ. Но в самом Посольском приказе составлялись для его собственных надобностей различного рода справочники. Эти литературные памятники являются единственными оригинальными работами этого периода специально по вопросам международного права и дипломатии.

Посольский приказ был тем центром, куда стекались все сведения о зарубежном мире. Московское правительство XVI-XVII вв. усердно собирало эти сведения. Посольский приказ расспрашивал всех приезжавших из чужих стран обо всем, что они там видели и слышали, о внутреннем состоянии государств и о внешних делах. Бывшие за границей послы и гонцы в свою очередь собирали эти сведения на месте и сообщали их в Посольский приказ, внося их в свои статейные списки*(105).

В первой половине XVI в. Москва питалась еще весьма сомнительными сведениями о международных отношениях государств Западной Европы. Вот один из записанных устных рассказов: "Европейския страны короли. Цесарь - той римский царь. А под тем король немецкий, иже и наследник Римскому царству. А под тем король францеский. А под тем король угорьский. А под тем король испаньский. А под тем король неглитрьскый. А под тем король портогальский. А под тем король анаполитаньский. А под тем король ческий. А под тем король скотскый, иже и свейский именуется. А под тем король датский. А под тем король польскый"*(106). Англия осталась вне кругозора повествователя.

Подобные информации стали уже невозможными со второй половины XVI в., когда на московской службе числилось значительное количество иностранцев. С расширением сношений Москвы с далеким Западом (Англия, Франция, Италия, Испания) после Смутного времени, особенно в царствование Алексея Михайловича, Посольский приказ располагал уже подробными и вполне достоверными сведениями о внутренних и внешних делах даже такой отдаленной страны, как Испания. Послы московские, стольник Петр Потемкин и дьяк Семен Румянцев в приложении к отчету о своем посольстве в Испанию в 1667 г. подробно информируют свое правительство "о вере испанских людей", о сановниках, о заморских владениях Испании, ее истории, "о дружбе испанского короля, с которыми государи послы ссылаются, "которых королей и курфюрстов послы и резиденты поскольку лет в Испанском государстве живут"*(107).

Те же послы, отправившиеся из Испании во Францию, дают правительству аналогичную информацию и об этом государстве: "О дружбе французского короля, с которыми государи и короли послы ссылаются", о внутреннем состоянии государства, о вере*(108). В Венеции московские послы просят секретаря описать для них "разных государств титла, которые листы присылают из разных государств к Виницейскому князю"*(109).

Столкновения Москвы с государствами Западной Европы, вызывавшие с их стороны желание оправдать свои действия, тоже давали возможность русскому правительству ознакомиться с тем, что на Западе считалось нормами международного права. Сохранился интересный документ, переведенный с польского на русский язык: "Дискурс о справедливой и законной войне с Москвою. Rationes pro et contra" (Доводы за и против)*(110). Это записка, представленная польскому сейму по поводу войны, предпринятой Сигизмундом III в 1609-1610 гг. при царе Василии Шуйском.

Матвеев А.С. (1625-1682). Для служебных целей в Посольском приказе составлялись необходимые для дипломатов справочные книги. О них у нас имеются лишь отрывочные сведения. Мы знаем, что такая справочная книга была составлена, по поручению царя Алексея Михайловича, в 1672 г. начальником Посольского приказа, известным дипломатом Артамоном Сергеевичем Матвеевым. В 1792 г. член Российской Академии Тимофей Мальгин, боясь, что рукопись может погибнуть, издал из нее извлечение*(111). О ней упоминает Терещенко в числе сочинений Матвеева, от которых "дошли к нам одни заглавия"*(112). Сведения его неверны: сочинение взошло до нас и хранится в Центральном Архиве Древних Актов*(113), куда перешло из Московского Главного Архива МИД. Оно было напечатано Н.И. Новиковым во втором издании ("Древней Российской Вивлиофики"*(114). Помещенные в сочинении портреты, гербы и печати изданы были лишь в XX в.*(115)

На заглавном листе сочинения, в орнаментированном круге, написано: "Книга, а в ней собрание, откуду произведе корень великих Государей, царей и великих князей российских; и как в прошлых годех великие государи, цари и великие князи российские: писались в грамотах ко окрестным великим государем христианским и мусульманским по нынешней 180-й год; и какими печатьми грамоты печатают; и как к предком их государским: окрестные великие государи христианские и мусульманские именованья и титла свои пишут и каковы которого государя их государские персоны и гербы. Состроена сия книга повелением великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича: в нынешнем во 180-м году".

Первая часть книги посвящена родословной, титулам и печати русских государей. "Монархия великого российского царствия великих Государей, царей и великих князей российских корень изыде от превысочайшаго цесарскаго престола и прекрасно цветущаго и пресветлаго Августа цесаря, обладающаго всею вселенною".

Книга А.С. Матвеева представляет своего рода попытку дипломатической истории России. В ней дан перечень дипломатических сношений Московского государя с следующими иностранными владетелями*(116): римскими императорами, королями испанскими, французскими, английскими, датскими и шведскими, царями грузинскими и имертинскими, государями молдавскими и варшавскими, князьями флоритинскими и венецианскими, Голландскими Штатами, курфюрстами саксонскими и бранденбургскими, голштинскими герцогами, вольными городами Любском и Гамбургском, а также с следующими нехристианскими государями: с персидскими шахами, турецкими султанами, индийскими шахами, бухарскими и юргинскими ханами, крымскими ханами, черкасскими, кумыцкими, нагайскими мурзами и калмыцкими тайшами; в конце этого списка идут сношения с вселенскими патриархами и с Римскими папами. По непонятной причине в переписке с папами помещены сведения о сношениях с Чехией и Австрией.

Обычно указывается год, с которого начаты сношения*(117), и приводятся грамоты, которыми обменивались Московские государи с другими владетельными особами и главами греческой и римской церкви. В грамотах составителя интересовали главным образом титулы - свои и адресата - и "богословие", т.е. преамбула религиозного содержания; описывается и внешний вид грамот (качество бумаги, печать); о предмете ссылок упоминается лишь в виде исключения*(118).

Котошихин Г.К. (ок. 1630-1667). Говоря о Посольском приказе, необходимо упомянуть о подьячем этого приказа Григории Карповиче Котошихине. Находясь в походе при русском войске, он в 1664 г. бежал за границу и, приняв имя Ивана-Александра Селицкого, поступил на шведскую службу. За убийство в нетрезвом состоянии хозяина дома, в котором он жил, он был в 1667 г. приговорен к смертной казни и обезглавлен.

Во время пребывания в Швеции Котошихин написал обширное сочинение, в котором описал состояние России того времени, подчеркивая отрицательные стороны в государственном устройстве и в быту. Рукопись была открыта в 1838 г. в библиотеке Упсальского университета и издана в 1840 г. и вновь в 1859, 1884 и 1906 гг. под заглавием: "О России в царствование Алексея Михайловича"*(119).

В сочинении Котошихина 13 глав, из которых две посвящены дипломатическим сношениям Московского государства и посольским обычаям, как они сложились в половине XVII в., а именно: глава IV - "О Московских послех, кто каков чином и честию посылаются во окрестные госурства в послех, в посланникех, в гонцех"*(120), а гл.V - "Иных государств о послах и о посланникех, и гонцех, и какова кому честь бывает"*(121).

Для характеристики посольского быта Московского государства интересны приводимые Котошихиным наставления, которые Посольский приказ давал послам, отправляемым за границу: "А будучи другово великого государя в стороне, ехали б тихо и смирно, и задору б они, послы и посолские их дворяне и люди, с чюжеземскими людми не о чем не чинили никакого, и домов не разоряли и не грабили, и сами бы насилством своим не имали ничего ни у кого:" (п.2 ст.21).

Подробные инструкции давались послам относительно аудиенции у государей: "чтоб иных государств послов и посланников и гонцов при том не было" (п.4 ст.21), а если они узнают, что в тот день будут на приеме другие послы, они должны сказать "приставу", что им ехать "не велено", и даже, если они уже прибудут на государев двор, отказаться от аудиенции (п.5 ст.21). Когда послам предложат пить, то раньше пить за здоровье царя, а позовут за стол государя, "чтоб сидели вежливо, и не упивалися, и речи разговорные говорили остерегаяся, с вымышлением" и приказывали бы своим дворянам, "чтоб они не упивались, и сидели вежливо и тихо, и слов никаких меж себя и ни с кем не говорили" (п.6 ст.21).

Особые наставления даются послам, отправляемым на "съезды" (ст.22-23), т.е. на международные конференции.

В гл.III Котошихин говорит "о титлах, как которому потентату Московский царь пишетца".

Книга о послах. В списке вещей опального кн. В.В. Голицына значится: "Книга в полдесть, писана: О послехь, - где, кому, в котором государстве поклонитца. Цена 2 алт.4 д."*(122). Книга, судя по указанной на ней цене, находилась в продаже и была, таким образом, первым в России общедоступным литературным произведением, посвященным вопросам международного права и дипломатии. Сделанные автором в свое время поиски этой книги остались безрезультатными.

Рассмотренный нами период, период Московского государства, является временем зарождения у нас науки международного права. Изредка встречающиеся в литературных памятниках Киевской Руси наставления, касающиеся отношений между князьями, случайны и носят морально-религиозный характер; они не дают основания усмотреть в них начала международно-правовой науки.

Такое начало несомненно может быть констатировано в литературных памятниках Московского государства. В высказываниях московских дипломатов уже ясно выражены известные нормы поведения в обязательных отношениях между государями и государствами. В сочинениях Максима Грека и Юрия Крижанича, особенно последнего, сделан еще шаг вперед: некоторые вопросы международного права подвергаются обсуждению; им дается обоснование. В переводной литературе имеется даже довольно обширный трактат о праве войны. В разработанном в Посольском приказе "Чиновнике Российских Государей" можно усмотреть зародыш дипломатической истории России.

Таковы первые, еще робкие шаги в нашей науке международного права.

Вопросы этого права, которые больше других интересовали авторов в этот период, следующие: державность (суверенитет), международный договор, положение иностранцев, право войны и завоевания.

В "Политичных думах" Юрия Крижанича мы впервые встречаем в русской литературе термин, который на Западе издавна служил для обозначения всей совокупности норм международного права. Термин этот - jus gentium - Крижанич передает по-русски словами "народная правда".

В Древней Руси приказами назывались органы центрального государственного управления. Назывались они еще палатами и дворами, избами и дворцами, третями и четвертями. Предполагают, что приказы как государственные учреждения возникли непроизвольно, а первое о них упоминание в этой роли встречается в 1512 году в грамоте, посланной Владимирскому Успенскому монастырю Великим князем всея Руси Василием III.

Определенному количеству людей приказывалось заняться какими-то конкретными делами - так появилось определение «приказ». Вновь учрежденные приказы действовали от имени государя и были высшими правительственными местами. Жалобы на их действия рассматривались только царем или царской думой. Приказы - начальные стадии нынешних министерств.

Возникновение и назначение

Посольский приказ возник в 1549 году при Иване IV. Просуществовал он до 1720. Судебником 1550 года Иван Грозный вводит управления, которая была призвана обеспечивать государственные нужды. Почти 200 лет каркас этой системы сохранялся и был заменен лишь при Великом реформаторе Петре I. В обязанности вновь созданного приказа входили взаимоотношение с другими государствами, выкупы и обмен пленными, курирование определенных групп «служилых людей», например донских казаков.

Основные функции

Посольский приказ занимался также управлением некоторых земель на юге и востоке державы. В его ведение входила и отправка русских миссий за границу, и прием иностранных представительств. В его подчинении находились иностранные купцы, во все время их пребывания на нашей территории.

Подготовка текстов международных переговоров тоже вменялась в обязанности приказу. Он осуществлял контроль за дипломатическими представительствами.

Структура органа

Изначально Посольский приказ состоял из думного дьяка, под началом которого находились его «товарищ» (заместитель), 15-17 подьячих (низший административный чин) и несколько толмачей (переводчиков). Во главе вновь созданного учреждения стоял Приказной дьяк, он же Посольский дьяк. Дьяками в те времена назывались государственные служащие (помимо церковнослужителей), в частности начальники приказов или младшие чины в

Структура набирает вес

Первый Посольский приказ возглавил Иван Михайлович Висковатов, который до этого назначения служил послом, думным дьяком, был хранителем государственной печати. Во главе приказа он находился вплоть до своей смерти, наступившей в 1570 году. С ростом международного веса России увеличивалось и значение Посольского приказа, в разы увеличивался его штат - в 1689 году в нем служили 53 подьячих вместо 17 и 22 переводчика плюс 17 толмачей (устный переводчик).

Уже к концу XVII столетия Посольский приказ настолько набрал силу, что стал одной из важнейших составных частей центрального государственного аппарата России. В этом веке он прошел путь от Канцелярии по внешним сношениям к государственной структуре, обладающей значительной самостоятельностью и широчайшими полномочиями.

Основные вехи

Весь период существования Посольского приказа можно условно разложить в соответствии с тремя эпохальными промежутками того времени. Это Смутное время, восстановление российской монархии при Михаиле Романове, первом русском царе из этой династии, и период расцвета государственности, наступивший при царе Алексее Михайловиче.

Яркие представители

С 1621 года Иван Тарасьевич Грамотин, тогдашний глава Посольского приказа, начал готовить для царя систематические сведения о положении дел в других странах. Они черпались из периодических изданий стран, а также из наблюдений и выводов послов. Эти «Вестовые письма» являлись по существу первой русской газетой. Об этом восьмом главе Посольского приказа надо сказать несколько слов отдельно. Он начинал карьеру подьячим, и трижды при разных царях занимал высший пост Посольского приказа. В Смутные времена он был одним из виднейших политический деятелей.

Повытья

Структура приказа делилась на отделения, ведающие делопроизводством по территориальным признакам (повытья). Всего их было пять. Функции Посольского приказа, согласно этим пяти делопроизводительным частям, распределялись следующим образом - в первое повытье входили страны Западной Европы - Англия и Франция, Испания и Священная Римская империя, а так же Папское государство. Второе повытье занималось взаимоотношениями со Швецией, Польшей и Валахией (юг современной Румынии), Молдавией, Турцией и Крымом, Голландией, Гамбургом.

Взаимоотношениями с Данией, Брандербургом и Курляндией занималось 3-е отделение в приказе, ведающее делопроизводством этих стран. Персия, Армения, Индия и Калмыцкое государство находились в ведении 4-го повытья. Последнее пятое ведало взаимосвязями с Китаем, Бухарой, Хивой, Чжунгарским государством и Грузией.

Объемы работ растут

С того самого момента, когда был учрежден Посольский приказ, ему вменялось общее управление внешней политикой страны. Со второй половины XVII века непосредственно ему подчиняются следующие приказы - Великого княжества Литовского, Смоленский и Малороссийский. Здесь также хранился накопленный со временем архив важнейших внешне - и внутреннеполитических документов.

Главы приказа

С ростом международного значения России дьяк Посольского приказа заменяется представителем высшего феодального сословия страны - боярином, а само учреждение с 1670 года именуется «Государственным приказом посольской печати».

За все время существования Посольского приказа на посту его главы сменилось 19 руководителей. Последним был граф и первый канцлер Российской империи, сподвижник Петра Великого В результате была создана Посольская канцелярия, которая в 1720 году была заменена

2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОСОЛЬСКОГО ПРИКАЗА И ЕГО ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

Начальник Посольского приказа - глава внешнеполитического ведомства. Им мог быть думный дьяк (вначале) или затем все чаще - боярин, ближний боярин, т. е. особо доверенный царя человек. В начале XVIII в. - канцлер, т. е. высшее должностное лицо первого ранга в государстве, второй после царя человек в управлении. В этом наглядно проявляется возрастание роли внешнеполитических дел в общем государственном руководстве в России.

Товарищи начальника Приказа.

Вначале, в XVI в., - подьячие, в XVII в, - дьяки, но не думные, а только посольские, в конце XVII в, - бояре. Товарищ (т. е. заместитель) начальника Приказа был, как правило, один, хотя могло быть от одного до трех одновременно, или параллельно, или последовательно. По крайней мере один из них должен был обладать такой компетенцией, чтобы в случае необходимости суметь заменить начальника либо как и.о., либо как фактический начальник Приказа.

Повытья - отделы или управления Посольского приказа. Как правило,с середины XVII столетия существовало пять повытий, хотя вначале, в XVI в., их было всего два или три, в первой половине XVII в. - четыре, а к концу XVII - началу XVIII в. появилось даже шесть.

В то же время, несмотря на стабильное число повытий, дела между ними распределялись по-разному, т. е., во-первых, в состав отдельных отделов входили в разные периоды разные страны, во-вторых, по-разному распределялись и административно-хозяйственные функции между отделами в разные периоды. Однако основной принцип деления на отделы с самого начала существования русского внешнеполитического ведомства был страноведческий.

Во главе повытья стоял старый подьячий, т. е. старший из числа подьячих, работавших в повытьях. Всего старых подьячих в составе Посольского приказа было пять - строго по числу повытий. Каждому старшему подьячему подчинялись еще 4 младших подьячих, с последней четверти XVII в. они стали делиться на средних подьячих, младших (или молодых) подьячих и новых неверстан-ных, или «новеньких», - практикантов, стажеров, назначенных в повытья без жалованья, чтобы они «присматривались к делам», т. е. для обучения. Общее число персонала, занятого таким образом дипломатической работой в центральном аппарате Посольского приказа, было следующим: 5 старых подьячих - начальников отделов (повытий), 10-12 младших. С 1689 г. были установлены штаты: 5 старых, 20 средних и молодых и 5 новых, т. е. всего 30 человек. Однако на практике внешнеполитические кадры всегда недобирались из-за отсутствия подготовленных лиц, и их бывало в составе Посольского приказа в разное время от 18 до 28 человек. Именно на них, на этом небольшом числе людей, лежала главная тяжесть внешнеполитической работы в течение полутора веков.

При распределении функций от старого подьячего (начальника отдела) до референта (т. е, младшего подьячего, перешедшего в данный чин только что из числа практикантов-стажеров, или «новеньких») сохранялся последовательно проводимый принцип дифференциации в строгой зависимости от знаний и опыта работы. Это отражалось прежде всего в оплате труда дипломатов. Она колебалась от 1600 руб. (для начальника отдела) до 50 руб. в год (для референта) в сопоставимых ценах на конец XIX в. На последний год работы Посольского приказа (1701 г.), перед его фактической ликвидацией, в нем работали 6 старых подьячих, 7 средних и 11 молодых, что дает некоторое представление о распределении ролей.

Распределение обязанностей между повытьями. Повытья (отделы) занимались каждое определенным числом стран, как. правило, далеко не равным. Это зависело на каждом историческом этапе от конкретного состояния международных отношений, от наличия часто меняющихся контрагентов (партнеров), т. е. иностранных держав, с которыми Россия поддерживала отношения, от реального значения и отсюда от фактического объема работы с той или иной страной, от компетенции отдельных старых подьячих, от их конкретных знании определенных стран и, наконец, далеко не в последнюю очередь от воли царя и начальника приказа и их усмотрения насчет того, какова должна быть «равная» нагрузка для работников каждого повытья, какими критериями при этом руководствовались и по каким признакам она в каждый конкретный исторический период определялась и сопоставлялась.

Если учесть все эти сложные обстоятельства, то для нас станет объяснимой та структура повытий, которая никогда не была постоянной, а менялась и формировалась путано и бессистемно. Хотя в основе работы повытий уже с конца XVI в. явно возобладал принцип специализации отделов по странам, но сама компоновка этих стран в повытьях, их сочетание могут показаться нам бессмысленными, фантастическими и просто-таки неудобными, если мы не будем учитывать вышеизложенных обстоятельств и подходить к оценке работы тогдашних отделов Посольского приказа с современной точки зрения. Отделы (повытья) вначале назывались по фамилии их начальников-подьячих: повытье Алексеева, повытье Волкова, Губина, затем по номерам; 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, Так, уже в середине XVII в. (1646 г.) существовало 4 повытья (в 70-х гг. - 5, в 90-х - 6). Обязанности между ними распределялись так:

1-е повытье: Кызылбаши (Дагестан, азербайджанские ханства, Персия), Дания, Голландия.

2-е повытье: Бухара, Юргенч (Хивинское ханство), Индия, Крым.

3-е повытье: Швеция, Молдавия, греческие власти (т. е. Константинопольский патриарх, Киевский митрополит) .

4-е повытье: Литва и турецкий султан.

«Непонятное» на современный взгляд включение отношений Москвы с Данией и Азербайджаном (Персией) в один отдел на самом деле объясняется тем, что эти страны находились в постоянно, стабильно дружественных отношениях с Россией, и поэтому работники этого отдела должны были выработать и культивировать определенный дипломатический язык, определенную мягкую, вежливую, уважительную форму обращения при составлении документов.

Наоборот, в 4-м повытье, где надо было говорить довольно жестко, но в то же время не срываясь и не допуская оскорблений, с двумя «вечными» врагами России - с султаном и великим герцогом литовским, с самыми непредсказуемыми соседями России, - естественно, должны были вырабатываться другие качества у дипломатов. Гибко менять на ходу форму отношений не позволяли ни традиции, ни предписания; и все, что касалось изменения политики, решалось царем, его Думой, а на долю чиновников Посольского приказа оставалось неукоснительное выполнение предписаний. Вот почему все оттенки дипломатических отношений - от враждебных до разной степени дружественных - были распределены по пяти наивозможным категориям, а уже распределение стран в этих категориях менялось в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств. Так, например, поссорившись с молдавским господарем, царь мог распорядиться перевести ведение дел с Молдавией в 4-е повытье, и этого было уже достаточно, ибо чиновники этого повытья автоматически писали бы молдавскому господарю таким же тоном и в том же духе, как и турецкому султану или великому герцогу литовскому. Переучивать же сотрудников одного и того же отдела, менять формы работы в зависимости от конъюнктуры считалось в XVI и XVII вв. крайне неудобным и непрактичным: сами подьячие могли бы запутаться, да и для престижа царя это было бы ущербом. Царь не должен был менять свои распоряжения так, чтобы эта перемена политики была заметна его подданным: они привыкли, чтобы все было неизменным и стабильным, иначе они либо терялись, либо, наоборот, теряли уважение к власти как к стабильному институту. Лишь в 80-х гг. XVII в., когда во главе Посольского приказа начинают ставиться европейски образованные люди и когда сам характер и интенсивность европейских дел начинают слишком резко отличаться от дел азиатских да к тому же начинает играть все большую роль языковой фактор, знание отдельных европейских и азиатских языков, в то время как прежде достаточно было знания двух или трех «интернациональных» - церковнославянского (для всех славянских и православных стран), латинского (для всех западноевропейских) и греческого (для всех восточных и для сношений с церковными иерархами - патриархом Константинопольским и митрополитом Киевским), разбивка дел отдельных повытий начинает приобретать современный региональный характер.

1-е повытье: Папский престол, Священная Римская империя германской нации, Испания, Франция, Англия и все протокольные вопросы.

2-е повытье: Швеция, Польша, Валахия, Молдавия, Турция, Крым, Голландия, Гамбург, ганзейские города, греки и приезды «греческих властей» (Константинопольский патриарх).

3-е повытье: Дания, Бранденбург, Курляндия и все дела, относящиеся к ведению технического обеспечения сношений: переводчики, толмачи, драгоманы, переписчики, золотописцы.

4-е повытье: Персия, Армения, Индия, Калмыцкое государство, донские казаки, а также все, что относилось к связи: диппочта н почта в целом, курьеры, гонцы, вестовые, связные, служба обеспечения безопасности дипломатических работников («расправные дела») и торговое представительство.

5-е повытье: Китай, Бухара, Ургенч (Хива), сибирские калмыки (Чжунгарское государство), Грузия и обеспечение экипировки посольских работников и оформление приемов (суконное дело, позументное, полотняные заводы и т. д.).

Таким образом, в 80-е гг, XVII в, три отдела занимались европейскими делами, а два - азиатскими. Здесь уже была более рациональная организация дипломатической работы, при которой была возможна специализация работников не только на форме работы, но и на стране, на самом содержании дипломатической работы. И все же даже в конце XVII в. еще не пришли к решению об отделении от дипломатической работы всех вспомогательных отделов - безопасности, связи, хозяйственных служб, торгпредств. Их давали «в нагрузку» понемногу каждому из основных повытий, не догадываясь избавить дипломатов от не свойственных им функций завхозов или охранников.

Эта структура остается, по сути дела, до самого конца существования Посольского приказа, ибо еще в 1701-1702 гг. было следующее деление на повытья (отделы), где виден, с одной стороны, сдвиг в сторону еще большей рациональности в делении стран, а с другой - слепое следование традиции в сохранении старого порядка: 1-е повытье: Папский Престол, Германская империя, Франция, Англия, Португалия, Флоренция, Италия, Венеция, курфюрсты Германии, а также протокольное (церемониальное) дело и медицинское обеспечение (карантины, доктора, аптекари).

2-е повытье: Греческие вопросы (Константинополь), Дания, Бранденбург, Курляндия, а также вопросы безопасности (приставы и сторожа) и технического обеспечения (переводчики, толмачи, переписчики, золо-тописцы и т. д.).

3-е повытье: Польша, Швеция, Голландия, Турция, Крым, Молдавия, Валахия. (Нетрудно увидеть, что в этом отделе были объединены все важнейшие, ключевые внешнеполитические отношения того времени, этим повытьем интересовался и вел его дела нередко сам царь, и потому здесь объединялись и европейские, и азиатские дела, касающиеся военно-стратегических и военно-внешнеполитических вопросов: это был отдел стран-соседей на западной границе империи.) Голландия же попала в эту компанию по двум причинам: во-первых, это была страна, которую отличал в это время сам царь (Петр I), во-вторых, она была тесно связана с решением военно-дипломатических вопросов, оттуда шло все флотское снаряжение и обучение, необходимые для войн Петра I на море как с Турцией, так и со Швецией; кроме того, Голландия соперничала со Швецией в торговле на Балтике.

4-е повытье: Персия, Армения, донские казаки, ганзейские города, Рига, регулирование положения иностранных купцов в России - занималось делами нейтральных стран.

5-е повытье: Грузия - Карталиния и Грузия - Имеретия, Китай, Средняя Азия - Бухара, Ургенч (Хива) - носило чисто азиатский характер.

6-е повытье: Отдельно были выделены вопросы отношений с Севером и Сибирью, так наз. строгановские дела, т. е. впервые правительство брало в свои руки обширную область отношений с сибирскими и северными народами, которой стали ведать с XV в. фактически различные частные лица по личной доверенности царя. В результате отношения России с народами Сибири, в том числе с различными местными (туземными) государствами, приобрели искаженные, колониально-принудительные формы, исходившие при этом даже не от государства, а от частных, лиц, допускавших веками произвол в узкокорыстных целях. Таковы были отношения с Великопермскими, Вымскими, Пелымскими, Кондинскими, Ляпинскими, Обдорскими, Сургутскими «князьствами», т. е. с местными государственно-племенными образованиями мансийского (вогульского) и хантыйского (остяцкого) народов, а также с Чжунгарскими, Ойратскими и другими племенными союзами и государствами (ханствами), расположенными от Урала до границ Китайской империи. Начиная с 1700 г. отношения в этом регионе впервые ставились под непосредственный контроль государства и потому включались в ведение Посольского приказа, его особого, б-го, повытья.

Такова была структура внешнеполитического ведомства России перед реорганизацией его в Коллегию иностранных дел.

В Посольском приказе кроме собственно работников-дипломатов центрального аппарата работали постоянно и различные вспомогательные работники, обеспечивавшие техническое выполнение дипломатических поручений и актов.

1. Переводчики - так назывались только письменные переводчики с различных иностранных языков, изготовлявшие русские тексты иностранных грамот и сверявшие идентичность текстов русских договоров с их иностранной версией.

Помимо собственно дипломатической работы они были загружены и составлением различных справочных и познавательных «государственных книг». Так, именно в Посольском приказе были составлены «Титулярник», «Космография», сборник церковно-государственных канонических правил и законов «Василиологион» и другие книги, носившие непреходящий энциклопедический характер и к тому же связанные с обработкой и собиранием сведений из иностранных источников. Переводчики были, по сути дела, и первыми пресс-атташе тогдашнего внешнеполитического ведомства.

Число переводчиков с момента организации Посольского приказа и до его роспуска в начале XVIII в. Сильно колебалось, но все время росло по мере роста объема работы и числа стран, вступивших в дипломатические отношения с Москвой. Переводчиков с языков было от 10 до 20 (оплата от втрое до впятеро выше, чем толмачей, устных переводчиков):

1) греческого классического (древнегреческого, или эллинского);

2) греческого разговорного (новогреческого);

3) волошского (валахского, румынского);

4) латинского (классического);

5) цесарского латинского (т. е. с вульгарной латыни);

6) польского;

7) голландского;

8) английского;

9) цесарского (австрийско-немецкого);

10) татарского;

11) калмыцкого;

12) турского (турецкого);

13) арабского;

14) немецкого (нижнесаксонского);

15) шведского.

2. Толмачи - всего от 12 до 16. Каждый знал от 2 до 4 языков. Сочетания: татарский, турецкий и итальянский - обычные для того времени, а также латинский, польский, немецкий. Переводили со следующих языков.

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами.

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами. Образован в начале 1549 г. в связи с передачей "посольских дел" И. М. Висковатому. Главными функциями Посольского приказа были: отправка русских посольств за границу и приём иностранных посольств, подготовка текстов "наказов" русским послам, соглашений, ведение переговоров, с начала 18 в. - назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей.

Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России. Кроме того, Посольский приказ занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял рядом территорий на Ю.-В. страны, ведал донскими казаками и служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В зависимости от Посольского приказа во 2-й половине 17 в. находились Малороссийский приказ, приказ Великого княжества Литовского, Смоленский приказ.

Коллегия приказа в 17 в. обычно возглавляла Новгородскую четь (см. Чети), а также Владимирскую четверть и Галицкую четверть. В приказе хранились государственные печати (прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию. С приказом связано возникновение в 17 в. ряда официальных историко-политических соч. В состав приказа помимо его коллегии (от 2-3 до 5-6 чел.), входили дьяки, подьячие, переводчики и золотописцы. Структурно Посольский приказ делился на повытья по территориально-государственному признаку. В 16-17 вв. Посольский приказ возглавляли виднейшие русские дипломаты - Висковатый, А. Я. и В. Я. Щелкаловы, А. И. Иванов, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын и др.

С образованием в начале 18 в. Посольской канцелярии (сначала походной, затем постоянной в Петербурге) роль Посольского приказа постепенно падает. Упразднён в 1720. Заменен Коллегией иностранных дел.

Лит.: Белокуров С. А., О посольском приказе, М., 1906; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...