Список слов-паразитов. Как избавиться от слов-паразитов в речи

На самом деле — говорят люди эгоистичные и самоуверенные, среди них много сангвиников-экстравертов. Они доверяют лишь себе и своему мнению, с пренебрежением относясь к опыту и позиции окружающих. Чужой авторитет для них ничто. Человеку-«на самом деле» подчас бывает непросто завести друзей и единомышленников. В споре им важно не найти истину, а заставить оппонента замолчать. Окружающие часто не принимают их точку зрения и предпочитают больше с ними не связываться.

Если человек часто говорит как бы - то часто так говорят творческие люди. Они проводят большую часть времени в собственном придуманном мире. Сочетанием как бы они бессознательно подчеркивают свою изоляцию от общества и сюрреалистическое видение жизни. Хотя, иногда как бы — просто универсальное междометие.

Слово просто говорит человек, не имеющий самостоятельного мнения или не уверенный в нём. Обычно такой человек полностью зависит от окружающих, всё время опасаясь взять на себя ответственность и ляпнуть что-нибудь не то. Для этих людей характерно всё время оправдываться.

У вас наверняка есть знакомый человек, который часто говорит «детский сад» . Обычно это выражение произносится со снисходительной усмешкой или с сожалением. Любители говорить «детский сад», как правило, считают себя гораздо умнее, продвинутее и морально взрослее собеседника — именно это они и пытаются ему показать, восклицая «ну, что за детский сад! » или «ой-ой, детский сад «. Иногда этим выражением хотят подчеркнуть детское поведение взрослого человека — например, когда кто-то обижается на очевидную ерунду или ведет себя глупо, чересчур сентиментально и по-детски. Реже выражение «детский сад» применяется, чтобы предостеречь человека, который собирается совершить очевидную глупость или нелепость.

Словом вот часто заканчивают фразы те, кто хочет продолжать разговор, но не знает, о чём ещё поговорить. Обычно такие люди растягивают это слово — «вооот …» и после него следует пауза. В любом случае это «вооот» сигнализирует о том, что разговор человеку наскучил. Иногда вот в конце фразы заменяется выражением вот так вот .

Когда человек часто говорит бессмысленные словечки это , ну …, э … — то перед вами тугодум, которому просто трудно говорить связно.

Многие говорят ну , когда волнуются, даже если не отдают себе в этом отчёт. Зная это, можно точно определить состояние вашего собеседника, если в его речи появилось ну — его что-то явно беспокоит, о чем он не хочет вам говорить.

Некоторые люди часто говорят «ну я не знаю «. На самом деле они всё знают и имеют очень чёткое мнение обо всём. И этим «я не знаю» они наоборот всячески подчеркивают свою единственно верную (как они думают) точку зрения, приводя в разговоре примеры не в пользу оппонента.

Когда человек часто говорит смотри (или смотрите ), это значит, что ваш собеседник — визуал и ему очень хочется, чтобы вы его получше поняли. Поэтому он подсознательно призывает вас воспринимать мир его собственным способом — то есть, смотреть. Это совсем не обязательно означает, что он хочет вам что-то конкретное показать.

Точно так же ведет себя собеседник-аудиал, кто часто говорит слово слушай или слушайте . Такому человеку проще воспринимать и усваивать информацию при помощи слуха, поэтому он неосознанно переносит это и на вас. А вовсе не для того, чтобы подчеркнуть, что вы к нему не достаточно внимательны, и призвать вас активнее его слушать.

Странненькое слово «ладненько » часто говорят люди, которые ощущают над вами своё превосходство, но при этом хотят подчеркнуть свое панибратское отношение к вам.

Если вам тяжело говорить связно, путаются или убегают мысли, то текст доклада (или ответа) нужно написать заранее и несколько раз прочитать его вслух, то есть — заранее его проговорить.

Если вы волнуетесь, когда говорите, то вам лучше пользоваться короткими фразами. Если фраза состоит из 4-6 слов, пауза будет почти незаметной и органичной — должны же вы, в конце концов, переводить дух во время разговора? Удачи вам!

© Текст и картинки — Noory San.

“Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.

“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

ВЫВОДЫ:

Чтобы обезвредить, нужно сначала найти.
Как найти?
— Включите диктофон или камеру и перескажите содержание любимого фильма или книги, а затем прослушайте запись.
— Попросить близких или друзей послушать вас и сообщить о результатах
— Можно прийти к нам в Ораторский клуб и попросить обратную связь.

а) Слова и группы слов, которые можно смело вычеркнуть из речи без потери для смысла
а.1) Примитивные слова.
Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это, в общем, значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

_______________________________________________________________________
Приводим текст этой заметки:

Чтение
Больше читайте признанных мастеров слова. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.

Выразительное чтение вслух
С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль.
Только не пугайте соседей, страстно читая состав освежителя воздуха. Обратитесь к художественной литературе, содержащей изящные обороты и изысканную лексику. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет угловатость речи, косноязычие и топорные выражения, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.

Пересказ
Подробно пересказывайте текст. При этом употребляйте слова, используемые в тексте оригинала. Так вы активизируете пассивный словарный запас. Многие слова и выражения нам известны, но в речи не используются. А поскольку пассивный словарный запас превышает активный, регулярно обращаясь к нему, мы обогащаем свою речь новыми словами.
Также можно пересказывать фильмы, анекдоты, истории, произносить поздравительные речи. Можно на диктофон, а можно для живой аудитории.

Личный словарь интересных слов
Периодически перечитывайте составленный вами «словарик» интересных оборотов, остроумных выражений, нестандартных сочетаний и отдельных слов, с которыми вы столкнулись. Запоминайте эти слова и чаще пользуйтесь ими, общаясь с людьми.

Подбор синонимов
Подбирайте синонимы к словам при чтении текста. При этом старайтесь, чтобы смысл текста не пострадал.

Краткость – сестра таланта.
Меньше количества, больше качества. Чаще всего такие слова используются в больших и объемных выступлениях. Старайтесь «не лить воду». Чем короче ваше выступление, тем информативнее и интереснее оно будет для ваших слушателей.

Плакаты
Подходит для новомодных сленговых слов
Попробуйте расклеить по комнате бумажные листы с крупно написанными на них «лишними словами». Через несколько дней активного их разглядывания у вас быстро пропадет желание не то, чтобы произнести это слово, а даже подумать об этом!

Список лишних деталей в повседневной речи обширен. Пожалуй, редко кто без них обходится:

  • Прикинь.
  • Это самое.
  • Типа.
  • Не вопрос.
  • Как бы.
  • Без проблем.
  • Короче.
  • В принципе.
  • По-любому.
  • Практически.
  • Так сказать.
  • В общем.
  • Фактически.
  • Ясно.

На самом деле не стоит бояться использовать в разговоре паузы; искусные ораторы специально в применяют их в качестве уловок, концентрирующих внимание публики и позволяющих качественно воспринять и проанализировать услышанную информацию.

«Короче» - наиболее употребляется нервными, вечно торопящимися людьми. Чаще всего встречается в речи вспыльчивых холериков. Замечено, что употребление «короче» только удлиняет высказывание. Его можно заменить следующими синонимами: «одним словом», «итак».

«Вообще-то» - характерно для неуверенных особ, способных закатить скандал по малейшему поводу. Также это ходовое словечко у самоуверенных личностей, мало считающихся с мнением остальных и ставящих на первое место собственную точку зрения, которую готовы доказывать с пеной у рта. Синонимы: «собственно говоря», «в главных чертах», «в целом», «обобщенно».

«Это самое» - произносят ленивые люди, старающиеся при подвернувшейся возможности переложить свои обязанности и ответственность на плечи другого человека.

«Кстати» - любимое словечко людей, неловко чувствующих себя в компании и пытающихся таким образом обратить на себя внимание. Синонимы: «к слову», «между прочим».

«Типа», «значит» - употребляют консервативные и агрессивные люди. Синонимы: «следовательно», «таким образом», «отсюда следует».

«Как бы» - словечко подросткового поколения, а также которые таким образом несознательно подчеркивают жизненную неопределенность и неуверенность в собственных словах, их приблизительность и некомпетентность. Как бы - это то ли «да», то ли «нет», то ли «не знаю».

«В общем», «в целом», «так сказать» - в неумеренном потреблении являются серьезным показателем неуверенности говорящего, стремящегося оставить себе лазейку для отступления.

Как избавиться от лишних слов?

Выявить лишнее помогут собеседники - частые партнеры по разговору. Можно попросить того, с кем регулярно общаешься (друзей, коллег, членов семьи), проследить за чистотой и прозрачностью речи.

Продумывание сказанного и интонация

Методы очищения речи

Интересно использование так называемого стука по клавишам. Для этого стоит лишь представить, что нужно набрать на клавиатуре текст либо смс-сообщение. И конечно, будет неуместным, что в набранном тексте будут встречаться пустые слова - «это самое», «вот», «блин»…

Многие тренинги ораторского мастерства для избавления своих слушателей от засорения речи предлагают весьма действенный, по заверениям преподавателей, метод. При каждом употреблении «вставного элемента» человек, его услышавший, получает определенное денежное вознаграждение, что для говорящего является

Чистота речи

В любом случае свою речь всегда необходимо тщательно продумывать, контролировать, следить за ней и совершенствовать. При этом совершенно не важно, кто является собеседником - чистота речи должна быть безусловной при разговоре с любым человеком!

Подбирайте слова, более подходящие синонимы из современного лексикона, ясно выражая свою мысль.

Избегайте стереотипов и пошлого жаргона (нелитературный сленг), будьте оригинальнее и самостоятельнее в выражении своих идей. Разрыв шаблонов – делает интереснее коммуникацию и общение, улучшает восприятие.

Старайтесь говорить простым языком, и люди будут слушать.

Читайте хорошую художественную литературу, отечественную классику, признанных современных авторов. Настойчиво избавляйтесь от бинарного, клипового мышления, навязанного матрицей и узким форматом средств массовой дез.информации.

Почаще разговаривайте с интеллигентными людьми.

Попросите своих друзей и близких, чтобы они "ловили на слове" и поправляли, при случае.

Тренируйтесь в проговаривании , произнося их, одновременно, и быстро и плавно. Торопливое и отрывистое ("по-собачьи") произнесение фраз – режет слух, действует на аудиторию отталкивающе, настраивает их негативно, по отношению к говорящему. Ругательные и командные интонации в речи, на рефлекторном, бессознательном уровне – отрицательно воздействуют на психику слушателей, инициируют защитную реакцию и ответную агрессию.

Соблюдайте правила произношения, пользуйтесь словарями.

Эффективный метод избавления от вируса навязчивых слов и речевых клише – запись на диктофон своего чтения, с листа книги, произвольного, незнакомого текста. Тогда приходит понимание и нарабатывается практика, навык оптимальной техники устной речи, чувство ритма. Основные моменты тренировки: произносятся не отдельные слова, а уже осмысленные предложения, смысл которых окрашен соответствующими интонациями, паузами, междометиями и уточнениями. Специальными упражнениями исправляется невнятное произношение. Монотонность речи – заменяется динамическим темпом.


Упражнения для развития техники речи .

Опытным путём найдите свой "исходный, природный тембр голоса". Для этого необходимо выполнять упражнения для постановки голоса. Поднимая, при этом, руки (как ) – ощущайте резонанс звука и в пространстве перед собой (это для тренировки и декламирования стихов, а не для модулирования где-ни-попадя).

Говорите не спеша, спокойным тоном. Регулируйте свою громкость и энергию - по ситуации и окружающей обстановке. Не переходите на сильный крик (сорванный голос, повреждённые голосовые связки – их трудно будет восстановить, появится хроническая хрипота и фальцетные, сиплые звуки).

Произнося речь – свободно держите осанку, не вытягивайте вперёд шею. Дыхание – животом (то есть, диафрагмой). Звук должен резонировать в дыхательном аппарате и черепных пазухах, звучать в гортани – как в своде купола храма. При этом сохраняется чёткая дикция, артикуляция всех слогов в произносимых словах.

Жестикуляцию, мимику и прочие телодвижения – сведите к минимуму. Выражайте свою мысль человеческим языком, с помощью слов. Профессиональные артисты театров и актёры кино – используют, дополнительно, движения и пластику тела.

Не злоупотребляйте иностранными словечками, не хвастайтесь блестящим знанием английского, немецкого или французского языка. В полную силу и грамотно применяйте наш прекрасный, «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык.

Излучайте искренность и доброжелательность. Если вы диктор или теле- радиоведущий, профессионально работающий в средствах массовой информации – понимайте суть транслируемой информации, заранее уточняйте неясные моменты у специалистов-экспертов, тщательно готовьтесь к эфиру.

До сих пор, советская школа подготовки дикторов и ведущих на радио и телевидении – остаётся непревзойдённой. При этом, происходит деградация, снижение качества обучения. Уходят старые, опытные профессионалы, на смену им – приходят, нередко, вечные недоучки, косноязычные и недалёкие, жертвы современной системы образования, с абсурдным ЕГЭ, а то и дилетанты, не имеющие никакого отношения к данной профессии.

Из студии вещания - нельзя устраивать столовую общепита. Вид еды и сладкого питья, на столе, перед радиоведущими и дикторами - заставляет их, периодически, плотоядно и громко сглатывать слюну, что и слышит широкая аудитория. Звучит это, в эфире, некрасиво и нелепо.

Главное слово в предложении – выделяется логическим ударением (растягиванием - замедлением произнесения, тембром и силой голоса), а с остальных – нужно научиться снимать ударения.

Работающему населению страны, по менталитету, ближе и любимее дикторы и ведущие, которые родом из провинциальной глубинки, с периферии, скромные и не испорченные столичным гламуром. Всё остальное вызывает, в разной степени, раздражение и праведное негодование самых многочисленных категорий телезрителей и радиослушателей.

Не заискивайте перед слушателями, а уважайте их. Не занимайтесь самолюбованием.

Слова произносятся чётко, отчётливо слышно до последней буквы, и "не проглатываются".

Речь должна напоминать непринуждённую беседу, с нейтральной мелодикой тона. Импровизируйте.

Научитесь сознательно делать логические паузы, чтобы коротко и ясно сформулировать свою следующую фразу.

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

1. местоимения всех сортов и видов (личные, возвратные, относительные, указательные, отрицательные, неопределенные);

2. вводные слова и наречия (а также речевые обороты, частицы и междометия);

1. Местоимения

Пример: «Петя зашел в комнату. В ней стоял всего один стул. Он направился к нему, присел и некоторый период времени сидел молча».

Первое предложение «Петя зашел в комнату» несет информацию, оно краткое, ёмкое и важное. Из него мы понимаем, кто именно и что сделал. Поэтому оставляем его неизменным. Но следующую фразу надо «резать, не дожидаясь перитонитов». Если автор непременно хочет сообщить, что в комнате был стул, то лучше не «в ней», а «там» или «где»:
«Петя зашел в комнату. Там стоял стул».

«Петя зашел в комнату, где стоял стул».

«Всего» и «один» удаляем безжалостно: «стоял стул» читателю достаточно, чтобы понять, сколько стульев было в комнате.

Фраза «В ней стоял всего один стул» плоха еще и тем, что вынуждает в следующем предложении уточнять «Он направился к нему…». Понятно, что не стул к Пете пошел, а наоборот. Но сама формулировка щекотлива, на грани допустимого.

Такие нагромождения, как «…присел и некоторый период времени сидел молча» – это классика графоманства.

Во-первых, тавтология «присел» и «сидел».

Во-вторых, и так ясно: раз Петя присел, то он не стоял, не бежал, не лежал, а именно сидел на стуле.

В-третьих, оборот «период времени» – недееспособен. Период (др.греч.) – это промежуток\отрезок времени. Поэтому «период времени» – то же самое, что «отрезок времени времени». То есть, это даже не «масло масляное», а «масло масло».

В-четвертых, уточнение «молча» – пятое колесо в телеге. По первой фразе «Петя зашел в комнату» читатель понимает, что это было сделано с закрытым ртом. Что Петя не вбежал с криками. Не матерился, не бормотал проклятия и не возносил молитвы.

Вычистив всё лишнее, получаем: «Петя зашел в комнату и сел на стул». Смысл остался прежним, а текст, по сравнению с первоначальным, сократился более чем в два раза за счет «обрезания» лишних подробностей – в первую очередь, местоимений. Кроме четырех вырезанных местоимений, мы убрали еще половину уточнений, которые лишь раздражают читательский глаз. Кстати, лишние местоимения вредны не только сами по себе, но и тем, что тянут шлейф подробностей – утомительных, ненужных, а порой и нелепых (как в случае с «периодом времени»).

Еще примеры классических ляпов:

«Она прикоснулась к нему своей рукой». (А могла бы прикоснуться чужой?)

«Он вышел из тени и всей своей кожей ощутил палящий зной». (А мог бы ощутить не своей кожей, а опять-таки чужой; да к тому же, не всей, а частями!).

«Василий говорил, и в этой его речи звучало собственное превосходство». (А в «той чьей-то» речи звучало, видимо, превосходство кого-то другого).

2. Вводные слова и наречия

Пример: «Погода стояла, кстати, совершенно чудесная. Похоже, даже природа весьма радовалась весне. Конечно, судя по облакам на горизонте, пропитанным сыростью, не исключено, что пройдет проливной дождь. Но, видимо, ближе к вечеру. По крайней мере, точно не сейчас».

А теперь сравните: «Погода стояла чудесная, природа радовалась весне. Лишь сырые облака на горизонте намекали на вечерний ливень».

Эти части речи лучше использовать в диалогах. Тогда у героев появляется характерный язык, а у читателя складывается визуальный образ. Вот примеры фраз из диалогов, в которых наречия, междометия и вводные обороты раскрывают персонажа, заставляют его дышать, работают на книгу, а не против неё:

«А токмо стемнело, тудыть его в качель, так вовсе люто стало…».

«Очевидно, мсье, ваши усилия и растраты напрасны. Мадемуазель N безусловно, безоговорочно влюблена в другого».

«Ну, конечно, Машка пошла вразнос. Прям, ей-богу, по-бабьи так… Завелась буквально с пол-оборота, а я сдуру под горячую руку попал».

Даже без пояснений, кому принадлежат эти реплики, мы оказываемся «внутри» ситуации, в шкуре персонажа. Эмпатия происходит благодаря многообразию «ну», «очевидно», «вовсе», «сдуру», «безусловно» и т.д. Но это годится только для прямой речи и диалогов. То есть, когда озвучено устами героев. В любых описаниях (природы, места действия, ситуации, внешности, а также в словах автора) наречия и вводные выражения надо использовать по минимуму и аккуратно. Иначе получится муторная околесица, как в примере с «кстати-совершенно-чудесной-погодой».

3. Индивидуальные «мозоли»

Пример: «Чтобы отвлечься от горьких воспоминаний, Катя принялась за уборку. Прошлась тряпкой по мебели, смахивая с неё пыль. Протёрла стол, комод, буфет, даже антресоли. Но когда принялась наводить чистоту на столе, не выдержала и расплакалась. С фотографии на неё смотрел улыбающийся Саша. Всхлипывая, она засунула фото подальше и смахнула с ресниц слезы. Как он мог бросить ее, первую красавицу?! Все вокруг говорили, что Катя – вылитая модель, чем-то даже смахивает на Клаудию Шиффер».

Оставим за бортом художественную ценность произведения и сосредоточимся на «мозолях». Глагол «смахивать» встречается в отрывке трижды. Он и есть – та самая «мозоль». Катя смахивает пыль, слезы с ресниц да еще смахивает на Клаудию Шиффер. И всё это – в рамках одного абзаца. Обычно соотношение «мозолей» к объему текста сохраняет завидную константность. Автор искренне не видит этих повторов. Он так говорит, он так привык. Но читатель – нет. Так что, берем противомозольный пластырь и обрабатываем поврежденные участки.

1. свой, своя, своё, свои, своего, своей, своих, своему, своим, своими, своем

2. мой, моя, мое, мои, моего, моей, моих, моему, моим, моими, моем

3. твой, твоя, твое, твои, твоего, твоей, твоих, твоему, твоим, твою, твоими, твоем

4. его, ее, их (и проч., по падежам)

5. наш, наша, наше, наши, нашего, нашей, наших, нашему, нашим, нашего, нашу, нашими, нашем

6. ваш, ваша, ваше, ваши, вашего, вашей, ваших, вашему, вашим, вашего, вашу, вашими, вашем

7. некоторый, некоторая, некоторое, некоторые и т.д.

8. себя, себе, собой, собою (и т.д.)

13. внезапно

14. медленно

15. остальное

16. достаточно

17. довольно

18. постепенно

19. столь, сколь

22. вокруг

23. судя по всему

26. быстро

27. наконец, наконец-то

28. почему

29. отчего

32. собственный, собственно

34. немного

36. действительно

38. хотя бы, хоть

39. ужасно

42. тот, та, то, те (и т.д.)

43. невольно

45. прекрасно

47. именно

79. если…то (то – часто лишнее)

80. похоже

82. мгновенно

84. фактически

85. бесспорно

86. при этом

88. каждый раз

89. откуда-то

90. куда-то

91. тем не менее

92. таким образом, главным образом

93. же (в остальном же, так же…)

94. задумчиво

95. некоторое время

96. несколько минут (мгновений, столетий)

97. вообще

98. скорее

101. практически



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...