Способы остановки внутреннего диалога. Последствия остановки внутреннего диалога

Техника отключения внутреннего диалога

Во всех традициях, во всех магических, и не только, направлениях говорится: научитесь входить в состояние внутренней тишины, научитесь успокаивать свой ум, научитесь отключать внутренний диалог (далее ВД). Но нигде толком не говорится о том, что такое этот ВД, откуда он берётся.

Попробую объяснить. У нас есть мозг, который обрабатывает различные сигналы. Как вы знаете, у мозга есть множество зон, отвечающих за те или иные импульсы. Есть зона мозга, отвечающая за чувство голода, есть зона, отвечающая за наслаждение, есть за зрение и т. д. За любую деятельность нашего организма отвечает какая-то область. Например, вы чем-то заняты. Вот сейчас вы читаете книгу. И некоторые зоны вашего мозга напряжены, поскольку они выполняют свои функции, чтобы вы могли спокойно читать. В эти зоны направляются электрические импульсы. В результате в них скапливается энергия. Затем вы отложили чтение и занялись чем-то другим. Что произойдёт с той энергией, которая накопилась в этих зонах? Дело в том, что эти зоны относительно других, которые не напрягались на чтение, являются более горячими, т. к. в них больше энергии. Как только вы переключаетесь, вступает с силу закон сохранения энергии, и энергия из горячих зон начинает уходить в холодные. И этот процесс называется процессом переработки информации, или, по-другому, внутренним диалогом. И тут становится понятно, что его отключить в принципе нельзя, т. к. мозг работает, даже когда мы спим. Хотя, если быть точным, есть области мозга, которые не завязаны на обработку поступающего сигнала, поэтому есть режимы работы, в которых мыслей нет. Этот режим соответствует глубокому сну без сновидений. И в такой режим можно войти, не теряя сознания, но пока даже не мечтайте об этом. Полностью отключить ВД в вашем случае можно только при помощи выстрела себе в голову.

В общем, поскольку обработка сигнала происходит постоянно, всё, что нам остаётся, это войти в состояние, где этот сигнал не будет на нас влиять. В принципе это похоже на то состояние, при котором вроде мыслей нет, хотя они есть, но мы их просто не слышим. Как правило, именно это состояние называют состоянием с отключённым ВД, хотя это неверно. Однако, достигнув его, вы сможете переходить уже к сложным медитациям, которые практикуют в сефиротической магии. Но к важности отключения ВД мы вернёмся чуть позже.

Состояние пассивного наблюдателя

Чтобы что-то отключить, нам для начала необходимо научиться это что-то воспринимать. Первое, что мы сделаем, это научимся слушать и видеть свои мысли. Когда вы практиковались с чёрной точкой, то наверняка слышали свои мысли. Дело в том, что состояние пассивного наблюдателя вам до боли знакомо, потому что вы его практикуете каждый день, когда ложитесь спать. Вспомните этот момент. Вы ложитесь и начинаете о чём-то думать, мечтать, представлять и незаметно погружаетесь в сон. Так вот, надо сделать то же самое, только при этом сохранить осознанность.

Всё просто. Вы садитесь, закрываете глаза и прислушиваетесь к тому, что происходит внутри вас. Ваша задача - научиться наблюдать за мыслями пассивно. То есть самостоятельно не думать, не гнать какой-то образ, какой хотелось бы вам. А только смотреть за спонтанным возникновением образов в своей голове. Также пассивное наблюдение связано с тем, что вы не вмешиваетесь в мысль, не начинаете её додумывать, как-то развивать. Если вы это сделаете, вы придадите мысли энергии и потеряете осознанность. Будьте сторонним наблюдателем, словно вы через дверь подслушиваете чей-то разговор и в него не вмешиваетесь.

Поначалу вам покажется, что нет никаких мыслей в голове и вы про себя скажете: «Хм, а никаких мыслей-то и нет», - а это и есть МЫСЛЬ. И как только вы её сказали, постарайтесь как бы взглянуть на неё со стороны. То есть растождествляйтесь с вашими мыслями. Сохраняйте нейтральность, пусть поток мыслей возникнет сам. Постепенно ваше внимание из внешнего мира направится внутрь, и вы всё отчетливее начнёте воспринимать собственное мышление. Этот процесс я называю изучением пространства внутреннего диалога. Потому что через какое-то время вы начнёте воспринимать себя как пространство, где существует поток мыслей.

Итак, ваша задача - научиться видеть этот поток и наблюдать за ним пассивно. Если вы будете практиковаться каждый день с постепенным увеличением времени практики, то вы сделаете для себя множество открытий. Например, одно из них относится к так называемым «уровням мышления». Одни и те же мысли на разных уровнях выглядят по-разному. Под этими уровнями можно подразумевать различные режимы работы сознания. Например, сначала вы свои мысли будете воспринимать как слова, затем они превратятся в картинки, потом пойдут картинки со звуками, далее - картинки как звуки, а звуки как картинки. Углубляясь, вы можете заметить, что мысли вообще перестали напоминать что-то вразумительное, а превратились в какие-то иероглифы или наборы непонятных свечений. Как будто вы начинаете видеть исходный код своих мыслей.

Позже вы можете сделать ещё одно удивительное открытие. Например, что ваши мысли имеют источник не в голове, а в горле. Странно, правда, но тем не менее это так. А позже вы выясните, что вообще НЕ ПРОИЗВОДИТЕ САМИ МЫСЛИ. Они просто приходят извне. То есть у нас нет индивидуального мышления. Все мысли приходят извне. Достигнув такого уровня исследования, вы можете заметить, что порой слышите мысли других людей. Именно слова или образы. То есть уже идёт намёк на телепатию. Так что вам этой практики хватит очень надолго.

Исследуйте своё пространство внутреннего диалога, учитесь видеть потоки мыслей. Потому что в этих потоках находится подсказка, как избавиться от мыслей.

Отключение ВД

Научившись наблюдать за своими мыслями, вы в какой-то момент можете заметить, что эти образы возникают в некой пустоте. Причём вы, как наблюдатель, смотрите из этой пустоты. Ваша задача осознать эту пустоту и отождествиться с ней. Именно так и отключается ВД. Не то чтобы вы прекратили поток мыслей, просто вы словно попали в вакуум. Пространство, где только что мелькали различные образы и звуки, вдруг превратилось в безмолвие. Но для того чтобы оставаться в нём, вам надо на этой пустоте концентрироваться. И здесь уже не возникает мысль типа: о, у меня получилось. Там нет ничего. Только тишина и пустота.

Это состояние и является обязательным и базовым. Необходимо сначала войти в него, а только потом переходить к другим медитациям. Однако, войдя в пустоту, через некоторое время вы заметите, что мысли вернулись, хотя вы оставались пассивным. Они снова появились из ниоткуда и снова забивают тишину своим присутствием. Просто продолжайте концентрироваться на пустоте. Мысли будут возвращаться вновь и вновь, но каждый раз будет прибавляться одно отличие. Ваше состояние будет всё больше становиться измененным.

Данное состояние является одним из разновидностей транса. Термин «транс» переводится с латинского как «через». Т. е. ваше сознание становится проводником, через которое проводится какой-то сигнал. В этой практике вы пытаетесь стать проводником тишины. Можно сказать, это базовый транс. Вы как бы очищаете эфир от помех, чтобы в других медитациях, например, при работе с арканами, вам проводить эти сигналы чище. Это увеличивает мощность вашей работы и повышает её эффективность.

Итак, вы входите в состояние пассивного наблюдателя и просто следите за потоком мыслей. В какой-то момент вы начнёте в этом пространстве выделять пустоту. Сконцентрируйтесь и растворитесь в ней. Сами станьте пустотой. При возникновении мыслей продолжайте удерживать внимание на пустоте.

Мысли будут появляться, но они будут всё более слабыми. То есть ваше внимание всё больше станет подчиняться именно вам, а не мыслям. Постепенно вы научитесь пребывать в тишине и безмолвии, хотя фоном, словно из соседней квартиры, глухо будут проноситься мысли. Больше они вас не беспокоят. Ваше сознание умиротворено и полностью подчинено вашей воле.

Почему я так усердно намекаю на то, что это состояние отключения ВД очень важно и что оно является фундаментальным навыком в магических практиках? Поверьте, если вы не умеете входить в состояние покоя ума, то в будущем у вас могут начаться большие проблемы.

Видите ли, наше внимание представляет собой что-то вроде беспроводного Интернета. Некий wi-fi. И при концентрации на каком-то объекте мы как бы устанавливаем с ним связь. Но загвоздка в том, что по лучу внимания информация не только поступает к нам в сознание, но может и из сознания транслироваться вовне.

Я этот эффект называю «прожектор Бэтмена». Кто смотрел фильм Бэтмен, наверное, помнит, что там на прожектор лепили силуэт летучей мыши, который потом на небе оттенялся в круге света. Так вот, наш луч внимания - это прожектор. Но вопрос: из какого состояния он светит вовне? И вот тут получается, что если мы концентрируем внимание не из состояния пустоты, а из состояния каких-то мыслей, то мы ЭТИ МЫСЛИ там и увидим.

Например, вы решили посканировать на предмет того, кто находится в соседней комнате. А минуту назад вы слышали цоканье женских каблуков. И эта, казалось бы, случайная мысль, твёрдо засела у вас в голове. Хотя нет, не засела. Вы просто на секунду вспомнили о ней. И начали смотреть. И что вы увидите, если предварительно не отключите ВД? Именно женщину. Дальше ваше воображение дорисует её телосложение, цвет волос, одежду. А на самом деле в комнате, возможно, находится мужчина или вообще никого нет. Но эта случайная мысль определит ваше дальнейшее восприятие.

Я иногда провожу семинары продвинутого курса по развитию экстрасенсорной чувствительности. На них буквально за два-три дня мы раскачиваем аджна-чакру так, что даже самые «деревянные» ребята начинают что-то чувствовать. Там есть задание определить по фотографии, жив человек или мёртв. Люди приносят фотографии, среди них иногда попадаются старые чёрно-белые снимки, с которых смотрят достаточно пожилые люди. И вот слушатель начинает сканировать фотографию, однако даже не замечая, как в его голове возникла примерно следующая мысль: «Фотография старая, потрёпанная. Человеку на ней где-то за 60. Сделана была ещё при советской власти. 100 % тот, кто на ней, - уже мёртв». Просто люди не живут так долго, думает наш экстрасенс. И действительно, начиная сканировать фото, он может почувствовать энергию смерти. Но человек на ней может оказаться живым. Стар, болен, но ЖИВ. Так что прожектор Бэтмена всегда работает.

Теперь вы понимаете всю необходимость наработки навыка внутреннего безмолвия. Потому что если вовремя не осознать, что всё ваше видение - это чреда собственных мыслей, то потом могут начаться ещё большие проблемы.

Практикуя восприятие своих галлюцинаций, можно неоднократно попасть в точку. Просто угадать, или произойдёт совпадение. Однако для такого горе-экстрасенса это будет подтверждением его способностей. И тогда человек начинает верить в то, что он видит. Для него грань реальности и собственных мыслеобразов начинает потихоньку стираться. Добавьте сюда немного внушаемости, отсутствие адекватного учителя, который бы контролировал такого ученика, и вы получите очень плачевный результат.

Таким образом, внутренний диалог — это механизм поддержания проекций. Непрерывный процесс напоминания себе о том, на какой гвоздь, какую проекцию мы повесили. А когда нам кто-то говорит, что вот здесь вот у нас проекция неправильная, мы пугаемся и начинаем защищаться, всеми силами — вплоть до кровопролития — доказывая, что на этом облаке должна висеть именно ЭТА проекция и никакая иная. Майя, мир иллюзий — творение внутреннего диалога.

Возьмем механизм снабжения организма кислородом — дыхание. Система исправно работающая безо всякого участия нашего сознания. Ребенка не учат «дышать» — он дышит инстинктивно. Большинству людей за всю жизнь вообще не приходится задаваться вопросами, о том, как они дышат. Потребность в кислороде растет — дыхание учащается. Потребность падает — дыхание снова становится ровным. Все просто и все работает само по себе.

Однако иногда дыхание все-таки дает сбой. Происходит это обычно в стрессовых ситуациях, когда человеку угрожает опасность — физическая или психологическая. И здесь возможны две противоположные реакции — задержка дыхания, ведущая к обмороку, или, наоборот, учащенное дыхание связанное с паническим типом реакции, также ведущее к нарушению работы сознания.

Вероятно, в обоих типах реакции есть своя логика. Животное, не имеющее возможности убежать или противостоять хищнику, прячется и замирает. Полная тишина и неподвижность — последний шанс на выживание. Соответственно, и дыхание в этот момент тоже подчинено задаче выживания — оно должно быть максимально тихим и незаметным, даже в ущерб текущим потребностям организма в кислороде.

С другой стороны, паническая реакция диктует совсем иное поведение. Дыхание учащается, перенасыщая организм кислородом, который, видимо, потребуется, чтобы убежать или дать физический отпор нападающему. И здесь тоже ясность сознания приносится в жертву более важной задаче выживания.

В норме такие защитные реакции у человека случаются очень редко — в ситуациях действительно экстремальных для организма или психики. Довести среднего человека до обморочного или панического состояния — очень и очень непросто. Но представьте себе человека слабого, нервного и до крайности пугливого, который падает в обморок даже от неожиданного громкого звука или ударяется в панику при виде паука на полу.

Очевидно, что в этом случае защитные реакции организма не соответствуют уровню реальной опасности. И даже более того — эти чрезмерные реакции сами уже становятся большой опасностью. В обморок можно упасть на лестнице и свернуть себе шею, а в приступе паники можно оттяпать себе ногу, пытаясь убить паука топором. И вот с этой точки зрения мы понимаем, что саморегулирующаяся система дыхания до сих пор не требовавшая никакого сознательного вмешательства, в некоторых особых случаях все-таки нуждается в дополнительном контроле.

Человеку в околообморочном состоянии нужно больше кислорода, и его выводят на свежий воздух. Человеку в панике дают подышать в бумажный пакет, чтобы, наоборот, снизить содержание кислорода в крови. Простые логичные действия направленные на то, чтобы выровнять дыхание и вернуть человека в сознание.

Если же мы говорим о примере болезненного человека, который очень легко пугается и теряет внутреннее равновесие, то его дыхательная система будет работать в критическом режиме практически постоянно, а это в свою очередь будет еще больше замутнять сознание и делать его еще более уязвимым и неуравновешенным. Таким образом, он практически все время будет находиться помутненном полуобморочном состоянии. И такому человеку, вероятно, стоит научиться контролировать свое дыхание… конечно же, помимо того, чтобы разобраться со своей общей уязвимостью и неуравновешенностью.

И вот отсюда можно провести очевидную уже параллель с внутренним диалогом, который тоже в сущности является естественным инстинктивным ментальным процессом, но который, как и дыхание, может входить в критический режим работы, приводящий к помутнению рассудка.

А теперь самое главное. В ситуации с дыханием мы крайне редко можем встретить человека падающего в обморок от хлопка в ладоши или впадающего в настоящую панику при виде насекомых. Серьезные нарушения в работе дыхания случаются нечасто и, как правило, все-таки связаны с действительно опасными для жизни ситуациями. Поэтому здесь нет никакой глобальной проблемы, на которую стоило бы обращать специальное внимание.

Но в случае внутреннего диалога ситуация совсем иная — здесь мы крайне редко можем встретить человека, который бы не пребывал все время в полуобморочном состоянии! Средний человек большую часть жизни проводит в состоянии повышенной психологической угрозы, а в ответ на это его внутренний диалог все время работает в критическом режиме.

Физически опасных ситуаций в нашей современной жизни очень мало. Физически болезненных людей при современном развитии гигиены и медицины тоже очень мало. А вот психологическая опасность — самая настоящая! — нас подстерегает на каждом углу. Практически все люди проводят свою жизнь в постоянном страхе и беспокойствах на свой собственный счет. И психологически здоровых людей, в отсутствие всякой душевной гигиены в нашем современном обществе, тоже очень и очень мало. А значит практически у всех вокруг внутренний диалог работает далеко не в том режиме, который можно было бы назвать нормальным, естественным, и совершенно того не замечая, большинство людей проживают свою жизнь в перманентном полуобморочном состоянии. Постоянное опьянение и помутнение принятое за общечеловеческую норму.

И именно этот взвинченный, болезненный, зацикленный на себе внутренний диалог нуждается в «остановке». Перекричать внутренний телевизор включенный на полную громкость невозможно, а без этого подступиться к причинам психологической неуравновешенности будет невозможно, не говоря уже о том, чтобы от этой неуравновешенности и уязвимости так или иначе излечиться.

И все же это не подразумевает полной «остановки дыхания». По крайней мере, на этапе психологической работы требуется довольно простой и понятный навык регулировки внутреннего диалога и способности сознательно противостоять своим ментальным приступам паники. Прежде всего, нужно научиться останавливать бессмысленные и неоправданные с практической точки зрения всплески ментальной активности . Иначе говоря, нужно научиться выключать свою психологическую защиту в тех ситуациях, где в действительности нет угрозы психическому выживанию, а есть всего лишь угроза обрушения своих иллюзий. Потому что иллюзии — это болезнь, а их уничтожение — лекарство. Болезненное, горькое, противное, но лекарство.

Признание проблемы - первый шаг к ее решению

Опознание внутреннего диалога. Как и везде в жизни, правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа. В отношении внутреннего диалога проблема заключается в том, что никто не выделяет его в самостоятельный ментальный процесс и не видит его одурманивающего влияния.

В среднем человеку кажется, что он таким образом «думает» — обдумывает ситуацию, ищет решение. Но внутренний диалог и мышление — процессы совершенно отдельные.

Человек с больной спиной вынужден ограничивать себя в движении, чтобы избежать боли. Он не носит тяжести, старается не наклоняться, спать может только в одном положении. Но поскольку у него на виду много других людей со здоровыми спинами, он хорошо отдает себе отчет, что его больная спина — это не норма, а проблема, болезнь, ограничивающая его свободу. Он осознает болезненность своего состояния, и потому для него совершенно естественно искать решения этой проблемы — исцеления. Есть такое решение или нет — разговор отдельный, а сейчас важно именно то, что осознание проблемы — это первый и необходимый этап в ее решении.

Если бы все вокруг ходили скрюченными, наш больной имел бы гораздо меньше шансов осознать свое состояние, как ненормальное. Свою болезнь он бы не мог идентифицировать, как болезнь, а значит, у него бы не возник и вопрос о том, как ее вылечить. А там где нет вопроса, нет и решения.

С застилающим глаза внутренним диалогом проблема именно в этом — никто практически не идентифицирует его, как невротический симптом, как проявление своей душевной болезни. Все вокруг постоянно разговаривают сами с собой и даже собеседника выбирают так, чтобы он был благодарным и удобным слушателем их внутренних излияний. Лучший собеседник тот, кто может встроиться и поддержать внутренний диалог другого человека. Карнеги писал именно об этом: хочешь понравиться человеку, поддержи его там, где ему это больше всего нужно — в его внутреннем диалоге, в его попытке себя обмануть, успокоить и забыться. Отличная отправная точка для дружбы и любви.

Так вот, прежде чем говорить об остановке внутреннего диалога, нужно осознать его, как свою внутреннюю скрюченность, а его работу перестать путать с конструктивным мышлением и опознать в ней процесс непрерывного самооправдания и самоодурманивания. Только после этого внутри может зародиться вопрос и настоящий интерес к тому, как прекратить этот бардак. «Анонимные алкоголики» — не дураки. Первый и главный шаг к решению проблемы — признание наличия этой проблемы. И проблема внутреннего диалога отличается от алкоголизма лишь тем, что перманентное психологическое опьянение повсеместно считается нормой, не требующей какого-либо вмешательства.

Итак, первая задача — осознать свой внутренний диалог, как отдельный самостоятельный психический процесс, и увидеть какую функцию он выполняет в нашей внутренней жизни. Большая сложность здесь в том, что внутренний диалог тщательно маскируется под мышление. Разговаривая с самим собой, человек полагает, что он таким образом обдумывает ситуацию и ищет из нее выход. Но при более внимательном рассмотрении окажется, что большую часть времени он занят другим — ищет не решение какой-то практической проблемы, с которой он столкнулся, а возможности выкрутиться из ситуации с наименьшими психологическими потерями.

Ребенок, разбивший вазу, не ищет способа исправить ошибку и скомпенсировать урон — он ищет себе оправдание и придумывает истории, в которых он бы оказался не виноват в случившимся. Весь его ментальный аппарат сосредоточен на поиске именно этого решения — как выйти сухим из воды. Но даже этот внутренний поиск проходит не конструктивно, а в паническом суетливом режиме, поэтому даже качественную убедительную ложь состряпать оказывается очень трудно.

Вот эту тенденцию судорожно выискивать себе оправдание и подменять этим поиском настоящее решение проблемы следует обнаружить и идентифицировать в первую очередь. Нужно с полной ясностью увидеть, что большую часть времени ум озабочен не тем, как справляться с практическими жизненными задачами, а тем, как выйти сухим из воды. Обеспечение сохранности представлений о самом себе — вот чем постоянно занята голова. И тысячи килокалорий, которых бы с запасом хватило на исправление допущенной ошибки, расходуются на то, чтобы доказать себе свою непричастность и невиновность, избежать ответственности, и избежать признания горькой правды о самом себе.

Как только этот механизм будет обнаружен и опознан, полдела уже сделано — останется только вытравить привычку, которая формировалась годами и десятилетиями.

С технической точки зрения, выслеживание внутреннего диалога задача не такая уж и сложная. Здесь важно обнаружить две крайности — состояние относительной внутренней тишины, когда ум не занят решением задачи психологического выживания, и состояния помутнения, когда в голове навязчиво прокручиваются одни и те же вопросы и ответы, в поисках безболезненного выхода из ситуации.

Первое состояние случается у всех. У кого-то чаще, у кого-то реже, но все-таки обычно его можно в своей жизни обнаружить. Характерной чертой этого состояния является внутренняя тишина и покой. Это ничем не окрашенное состояние равновесия, в котором нет никакого особого довольства или недовольства собой или окружающей обстановкой. Не радость и не печаль, не апатия и не бездеятельность, не ступор и не отключка — спокойное, активное, осознанное состояние.

Исходя из того, что внутренняя паника поднимается в ситуации психологической угрозы, внутреннюю тишину можно «услышать» в ситуации психологической безопасности. В зависимости от общей душевной устойчивости, круг психологического комфорта для человека может быть шире или уже. Кому-то для этого надо уехать на месяц в глухие леса, а кто-то будет себя чувствовать в полной безопасности даже в шумной компании. То есть можно вычислить свою зону полного психологического комфорта и использовать ее для того, чтобы по-хорошему распробовать на вкус состояние приглушенного внутреннего диалога.

Другая хорошая возможность на время оказаться в тишине — Когда организм перегружен физическими усилиями или, например, болезнью, энергии на обычную ментальную активность остается очень мало — психологические проблемы сами собой отступают на второй план. Именно поэтому многим так нравится себя нагружать — идти в горы, ходить в спортзал, копать грядки и тому подобное. Физическая нагрузка отнимает энергию у головы и действует точно так же, как алкоголь — дает забыться от своих тревог и проблем. То есть вторая возможность — это дать себе непривычно большую физическую нагрузку и потом внимательно пронаблюдать состояние неработающей головы. Обычно оно воспринимается, как очень приятное облегчение и беззаботность — также характерные признаки затихшего внутреннего диалога.

Еще один вариант — сложные упражнения на координацию. Возьмите табуретку, встаньте на ее край, чтобы пятки висели в воздухе, и удерживайте в таком состоянии равновесие. Если это слишком просто, закройте глаза. Если и это просто, встаньте на одну ногу. И так далее — усложняйте себе задачу ровно до того момента, где вы с ней еще справляетесь, но это требует от вас полной концентрации. Через пару-тройку минут можно остановиться и прислушаться к своему внутреннему состоянию — оно будет очень тихим, потому что мы не можем выполнять две задачи одновременно — координировать сложные движения и думать сложные мысли. Либо одно, либо другое.

В общем, существует масса чисто технических приемов и фокусов, как на короткое время оказаться в состоянии внутреннего покоя и тишины. И этого вполне достаточно, чтобы хорошенько прочувствовать, о чем вообще идет речь. Как уже сказано, обычно это состояние кажется очень приятным, комфортным и гораздо более естественным, чем обычная повседневная взвинченность и загруженность. Но удержать это состояние всякими техническими фокусами невозможно — всякий раз вы будете обнаруживать, что внутренняя тишина и повышенная осознанность утекают сквозь пальцы, развеиваются и забываются, как ничего и не было. Сознание погружается в привычное сонливое полуобморочное состояние.

Но на первом этапе задача не в том, чтобы сохранить тишину и осознанность во что бы то ни стало, а в том, чтобы распознать два своих возможных состояния — тишину и обычный внутренний гомон, который ко всему прочему превращается в истерику, если возникает какая-то дополнительная психологическая опасность.

Увидеть вторую крайность — внутреннюю панику и истерику — с одной стороны, проще, потому что это более бурное и более частое явление в жизни обычного человека, с другой стороны, сложнее — потому что именно в состоянии повышенной тревожности трудно даже вспомнить о смысле поставленной задачи. В момент активизации психологических защит память и логика отказывают, и даже если себе на напоминалку, что надо внимательно присмотреться к своему внутреннему диалогу, задача эта будет казаться абстрактной и бессмысленной — удирающему зайцу не до того, чтобы внимательно исследовать работу своих лап — нужно жизнь спасать!

Но все-таки, если этим вопросом заинтересоваться, то разглядеть работу своего внутреннего диалога не так уж и сложно. Для этого не нужно годами копаться в себе или заниматься медитацией. Это такой же повседневный и непрерывный процесс, как и дыхание. И сложность только в том, чтобы начать обращать внимание на то, что от него ускользает именно в силу своей естественности.

Дерзайте. Познакомьтесь со своим внутренним диалогом. Проследите и задокументируйте, когда и о чем вы сами с собой разговариваете. Разберитесь, когда ваш внутренний диалог обостряется, а когда затихает. Проследите направление своих «рассуждений» — что именно вы пытаетесь проделать и к какому ответу прийти. А если энтузиазм переполняет, заведите дневник и попробуйте свой внутренний диалог позаписывать — побудьте своим собственным стенографистом. Результат вас, вероятно, ошарашит.

Эта задача настолько же простая и настолько же важная, как способность оценивать уровень своего алкогольного опьянения на светской тусовке. Ведь многие люди напиваются больше, чем следовало бы, не потому, что они такие алкоголики и так стремятся отключится, а именно потому, что не отдают себе отчета в том, насколько организм уже отравлен. Не осознавая уровня своего опьянения, очень легко переступить черту, после которой за себя станет очень стыдно.

Со внутренним диалогом или внутренней напряженностью то же самое — очень важно ясно отдавать себе отчет в своем уровне психологического опьянения, потому что, если за этим не уследить, очень легко наломать дров и создать себе ворох проблем на ровном месте. Половины бы проблем в жизни не стало, если бы научиться обнаруживать искаженность своего восприятия.

Когда человек пьян и знает об этом, он не будет принимать серьезных решений, понимая, что важные вопросы требуют трезвого подхода в прямом и переносном смыслах. Если же он пьян и не осознает этого, то случиться может всякое. То же и с внутренним напряжением — оно оказывает не менее искажающее влияние на принимаемые решения и совершаемые действия, чем алкоголь. И психологическое опьянение в этом смысле даже более опасно, чем физиологическое, поскольку труднее себе в нем признаться, а искажения, которые оно вносит, более тонкие и при этом более пагубные.

Теперь рассмотрим еще раз, где и как он проявляет себя в быту. Потому что задача эта не касается одних только искателей духовных истин, а является общей для всех проблемой, независимо от рода деятельности и образа жизни.

Во-первых, всякого рода мастерство. Невозможно достичь серьезных — мастерских — результатов ни в одном занятии, без того, чтобы научиться входить в состояние внутренней тишины. Специально этому обычно не учат, по крайней мере, пока это не становится вопросом жизни и смерти или очень больших денег, но тренируясь в любой деятельности достаточно долго, человек рано или поздно естественным образом учится полной концентрации на своем занятии. Что, как мы уже говорили, подразумевает вытеснение и заглушение внутреннего диалога — на него просто не остается энергии.

Хороший пример — спорт. Не легкие пробежки по утрам, а именно занятия спортом с целью достижения предельных для себя результатов. Пробежать марафон сложно, но, чтобы дойти до своей грани возможного, недостаточно простой силы и выносливости — нужна способность сконцентрировать все свои ресурсы на одном главном усилии. И если тренироваться в такой концентрации достаточно долго, то это постепенно приведет к выработке специфической способности временно отключаться от всех своих внутренних дрязг и прекращать всякие лишние внутренние переговоры.

Если спросить спортсмена, умеющего выкладываться по полной, что с ним происходило внутри, когда он был на своем «ринге», то окажется, что он в самом буквальном смысле ни о чем не «думал». И, скорее всего, он даже добавит, что ТАМ думать некогда: задумаешься — проиграешь. И тем не менее, мозг его все время работал — обсчитывал и решал поставленную задачу в полную силу своих возможностей, просто эта работа мало похожа на обычное мысленное обмусоливание своих проблем. Спортсмен-шахматист соревнуется именно в способности думать, но в то же самое время его обычный внутренний диалог на время схватки должен быть остановлен. Постарайтесь прочувствовать, о чем здесь речь — это очень важно. Мышление не тождественно внутреннему диалогу!

Чтобы сконцентрировать все свои усилия на одной практической задаче, нужно научиться выполнять очень сложный ментальный кульбит, которому практически никто и никогда не учится целенаправленно. А именно — нужно научиться выносить свою личность за скобки, отвлекаться от СЕБЯ, своей значимости, своих личных проблем, своих тревог и сомнений. Хотя бы временно и в отдельной узкой сфере деятельности нужно научиться входить в состояние внутреннего равновесия и «уверенности в себе» — того самого состояния, когда нет необходимости в психологической защите, а значит и во внутреннем диалоге.

Таким образом, любое настоящее мастерство предполагает наличие устойчивой способности останавливать внутренний диалог и удерживать состояние тишины на достаточно длинном промежутке времени. Когда говорят, что в какой-то момент боец на ринге «сдался», и что, хотя он еще продолжает бой, но уже проиграл психологически, это и есть фиксация того момента, когда он потерял концентрацию, и его внутренний диалог возобновился. Из двух равных по технике мастеров победит тот, кто умеет дольше задерживать дыхание молчать.

Во-вторых, творчество. Только опять говорим не о том бестолковом занятии, когда новоиспеченный обладатель смартфона самовыражается фотографируя помойки цветочки, а о серьезной и сложной внутренней работе, когда через отточенную технику (см. мастерство), находят свой выход и выражение тончайшие душевные переживания.

Если в вопросе общего технического мастерства мы говорим о достижении предела физических, умственных или каких-то иных возможностей, то в вопросе творчества мы говорим о пределах чувствительности и восприятия. Чтобы услышать звук или запах на грани восприятия, нужно полностью затихнуть, стать тишиной. Только из этого безмолвного состояния можно различить самые тонкие, самые красивые и самые важные нюансы внутренних мелодий.

Ну, а ежели внутренний телевизор включен на свою обычную громкость, то весь творческий процесс сведется к выражению самых грубых и поверхностных невротических переживаний, которые не вызовут трепета ни в ком, кроме таких же неуравновешенных взабламученных изнутри личностей. Все самовыражение здесь будет ни чем иным, как выражением собственных комплексов, и цена такому творчеству — ноль целых, шиш десятых.

В-третьих, отношения с людьми и психологические проблемы. Любой конфликт — это вырвавшийся наружу внутренний диалог. Любая продолжительная обида — это зацикленный самоподдерживающийся внутренний диалог, который можно было бы прекратить в любой момент. И даже любовное помешательство на другом человеке — это тоже всего лишь внутренний диалог.

Ни одна психологическая проблема не может существовать без поддержки внутреннего диалога. Более того, им она и создается. А значит остановка этих ментальных хождений по мукам приводит к мгновенному испарению всех психологических проблем разом… однако при возобновлении диалога с собой они так же легко конденсируются обратно. Поэтому самой по себе временной остановки внутреннего диалога недостаточно для избавления от душевных проблем. Нужны пушки побольше!

Остановка внутреннего диалога

Стоп-кран для мозгов

Итак, переходим к, собственно, технической стороне вопроса. Начали мы с тренировки навыков распознавания внутреннего диалога и его текущей интенсивности. Одного этого уже достаточно, чтобы немного снизить его интенсивность.

А если подходить к делу с интересом и энтузиазмом, то внимательное изучение содержания своих разговоров с собой на достаточно длинном промежутке времени, вероятно, приведет к множеству ценных открытий на свой собственный счет и заметному укреплению внутреннего равновесия.

Это и есть наша вторая задача — общее приглушение внутреннего диалога, как результат обширного психологического исследования своих переживаний, страхов, сомнений и — главное! — способов убегания и защиты от своих демонов. В сущности, это и есть обычная психологическая работа, которую можно выполнять любым удобным способом — исследовать свой внутренний диалог, следить за своими чувствами и переживаниями, анализировать свое поведение, ходить к психологу, в конце концов. Все средства хороши, если они ведут к расширению сознания. А чем меньше иллюзий и тайн от самого себя, тем меньше потребность в психологических защитах. Это все уже должно быть очевидно.

Теоретически, доведя эту работу над собой до предела, можно ожидать, что никакие дополнительные ухищрения уже не потребуются — диалог, а вместе с ним и весь мир, рано или поздно остановится сам собой. В этом смысле нужно понимать, что остановка внутреннего диалога — это не самоцель, а практическая процедура, позволяющая ускорить этот самый процесс общего психологического развития. То есть нет никакого смысла стремиться заткнуть свою болталку ради того, чтобы только заткнуть свою болталку и этому порадоваться. С этой позиции и будем рассматривать нашу задачу дальше.

В зачет здесь идут два элемента: навык остановки внутреннего диалога и, условно говоря, накопленная внутренняя тишина — стаж пребывания в состоянии внутреннего покоя и равновесия. Соответственно и усилия должны прикладываться в этих двух направлениях.

Сам по себе навык можно нарабатывать любом из тысячи возможных способов. Погуглите запрос «техники остановки внутреннего диалога» — подойдет любой вариант, который лично вам покажется разумным и удобным. Хитрость здесь в другом. Нет никакого подвига в том, чтобы крутить ручку громкости у выключенного телевизора, вся сложность в том, чтобы набраться духу вырубить громкость, когда телевизор вещает о чем-то, по-вашему, жизненно важном и интересном. Вот где главная трудность — в том, чтобы расхотеть слушать то, что вы обычно очень и очень хотите слушать!

Нет никакой ценности в том, чтобы научиться затихать, сидя в зале для медитаций, где вас ничего не тревожит и не колышет. То есть ценность определенная, конечно, есть — накопление стажа и все такое прочее, но этого никогда не будет достаточно, чтобы стабилизировать результат и научиться останавливать внутренний диалог именно тогда, когда это важнее всего сделать — в состоянии раздрая, тревоги, страха и болезненных сомнений.

Главная проблема внутреннего диалога не в том, что он не осознается и не в том, что техники его остановки такие уж трудные и таинственные. Главная беда в том, что мы очень хотим продолжать с собой разговаривать. Психологические защиты — это не то, что с нами «случается» помимо нашей воли, это то, что мы сами в себе запускаем и включаем на полную громкость.

Мы остро заинтересованы в собственной личности и ее статусе, и пока этот интерес главенствует, мы будем изо всех сил разговаривать с собой, потому что это единственный наш способ поддерживать иллюзию собственной значимости. Пока мы зациклены на себе, мы нуждаемся во внутреннем диалоге. И никакие секретные тибетские техники не помогут внутреннюю болтовню прекратить. Либо человек осознает, что пора уже освобождаться от иллюзий и самообманов, либо он просто ходит по кругу… даже когда пытается при этом практиковать техники остановки внутреннего диалога, ведь делать он это будет только тогда, когда по телеку нет ничего интересного.

То есть, когда мы научились распознавать внутренний диалог, нам нужно сделать следующий и еще более важный шаг — научиться распознавать свое собственное желание себя уговаривать и обманывать с помощью этого самого диалога . Нам нужно обнаружить свои мотивы к тому, чтобы продолжать подвергать себя самогипнозу. И если на этом этапе от своей игры станет хоть капельку тошно, можно двигаться дальше.

Отсюда нужно сделать вывод, что говорить всерьез о проблеме остановки внутреннего диалога можно только на определенном этапе развития сознания, когда человек уже понимает, в какую ловушку он себя загнал, и что единственный выход из нее — перестать себе врать. С этого момента человек действительно будет готов бросить вызов своему внутреннему диалогу, как главному инструменту самообмана. В противном же случае бороться со своей внутренней болтовней можно сколько угодно долго — никакого практического смысла в этом не будет.

Итак, на первом месте у нас должен быть осознанный и устойчивый мотив с ясным пониманием того, зачем и почему внутренний диалог должен быть остановлен. А дальше уже дело техники — отслеживаем всплески своей невротической активности и останавливаем ее любым подходящим способом. Вариант с тем, чтобы постоять на одной ноге с закрытыми глазами, вполне подойдет. Если это слишком просто, поставьте себе на голову самую дорогую и любимую вазу — точно придется заткнуться, чтоб ее не разбить.

Здесь, однако, есть пара тонкостей.

Во-первых, чем сильнее внутренний всплеск, тем сложнее его остановить и тем дольше потребуется удержать состояние внутренней тишины. В самых простых случаях бывает достаточно и того, чтобы просто обнаружить эти свои защитные процессы и тут же их отключить. Но в более сложных и болезненных ситуациях усилий и времени может потребоваться гораздо больше. Это и есть тот самый навык, который надо у себя нарабатывать — способность не слушать свой телевизор, передающий экстренный выпуск жизненно важных для вас новостей. И если на то, чтобы прийти в равновесие потребуется час стоять на одной ноге, то так тому и быть. В следующий раз при прочих равных будет уже проще.

Во-вторых, успешное выключение невротического процесса — это отличное достижение, но оно не отменяет необходимости проделать работу над ошибками. Достигнув спокойного состояния надо внимательно разобраться, что именно произошло — что выбило из равновесия, какое больное место было задето, какая иллюзия «зазвенела». Ну, и далее по списку — обычная плановая психологическая работа по следам обнаруженного внутреннего надлома. Без этого ждать наступления «счастья» в форме стабильного покоя и равновесия придется гораздо(!) дольше.

И чем чаще мы практикуем такое грубое осознанное вмешательство в работу своих психологических защит, и чем дольше мы каждый раз пребываем в состоянии внутренней тишины, тем легче нам это делать с каждым новым разом, и тем естественней для нас становится состояние внутреннего покоя.

За кадром у нас осталась остановка внутреннего диалога более глубокого уровня, но всерьез подступиться к этой задаче можно только решив проблему первого — социально-психологического — уровня. И тем, кто ее решил, не составит труда самостоятельно разобраться, что делать дальше.

Зачем отключать внутренний диалог?
Вам приходилось испытывать, как мысли перестают вас слушаться и путаются? Лежали ли вы ночью, не смыкая глаз, беспрестанно думая о планах, об ожидаемых последствиях, о возможном будущем, теряясь в самых невероятных догадках? Мы все испытали подобное, и чувства, связанные с такого рода умственной деятельностью, далеки от приятных. Мы не можем отдохнуть, не спим, несемся через эмоции сломя голову и встаем совершенно измотанными. Нас изводят собственные мысли, которые, похоже, нельзя остановить...

Соджал Ринпоче говорит, что задача медитации состоит в остановке внутреннего диалога, и это действует исключительно благотворно. Медитация служит противовесом дикой скачке необъезженных мыслей, которая лишает нас умственного покоя.

За пределами мыслительного процесса лежит иной уровень сознания, именуемый истинным умом. Глубокий океан — вовсе не волны, на короткое время покрывающие рябью его поверхность. Равно и широта, пространственность истинного ума весьма отлична от постоянной игры мыслей, которые, как мы хорошо знаем, проносятся, волнуя наш ум. Этот способ позволит вам ухватить разницу между истинным умом и мыслящим умом . Используйте для медитации традиционный буддийский образ — созерцайте образ бескрайнего океана . Наблюдайте бегущие рябью по нему волны. Волны никогда не успокаиваются, поскольку они заложены в самой природе океана. Но вы можете отождествить свой ум с огромными глубинами и покоящимися там водами. Титул Далай-лама , который носит верховный служитель в тибетском буддизме, означает Великий Океан .

Техника достижения внутреннего безмолвия

Чтобы лучше осознать более возвышенный ум, нам необходимо выработать осознание пространства, находящегося за пределами потока мыслей. Такое осознание вырабатывается посредством наблюдения за содержимым ума с позиции стороннего наблюдателя. Поэтому сядьте, закройте глаза, обратите свое внимание вовнутрь и просто сосредоточьтесь на происходящем. Следите, как возникают ваши мысли. Делайте это с позиции стороннего наблюдателя. Чтобы осознать, как останавливать внутренний диалог, дайте возникающим мыслям возможность свободно течь. Наблюдение за тем, как мысли поднимаются и опадают, наплывают и откатывают, позволяет увидеть грань, лежащую между пребывающей в сознании мыслью — и самим сознанием. Такое отстраненное наблюдение развивает пространственное восприятие, что является началом осознанности, зародышем внутреннего видения. Обретение внутреннего пространства посредством остановки внутреннего диалога часто сопряжено с новым и радостным открытием. Успокоение в этом пространстве предстает благостным отдыхом. Распознание отличительных свойств мысли и пространства показывает нам различие между временным и постоянным , основой ума и его деятельностью. К тому же мы можем научиться определять, когда следует мыслить, а когда — отдыхать. В идеальном варианте мы должны добиться состояния, когда внутренний диалог прекращается моментально одним усилием воли.

Практика остановки мыслей

Вы можете обрести пространство в своем уме следующим образом. Сядьте и приступите к медитации, осознавая появляющиеся мысли. Следите за ними как сторонний наблюдатель. Сконцентрируйте ваше внимание в точке между бровями, буквально нащупайте ее глазами. Займитесь поисками того краткого момента, что отделяет мысль уходящую и мысль возникающую. Смотрите за этим моментом и продлевайте его. Постепенно входите в пространство между мыслями. Отдыхайте в этом пространстве. Наблюдайте за различием между умом и мыслью, океаном и волной. Размышляйте о соединении дыхания с моментом пространственности.

Соджал Ринпоче утверждает: «Когда вы выдыхаете, то уходите вместе со своими мыслями вслед. Всякий раз при своем выдохе вы позволяете спадать умственному напряжению и тем самым ослабляете его хватку. Прочувствуйте, как ваше дыхание растворяется в вашем теле. Внутренний диалог остановится без усилий. Всякий раз при своем выдохе и перед тем, как снова вдохнуть, вы будете отмечать, что в этой естественной паузе исчезает напряжение. Отдохните в паузе, в ее открытом пространстве, и когда естественно начнете вдыхать, не сосредоточивайтесь особо на вдохе, а продолжайте отдыхать умом в открывшейся паузе».

Это путь навстречу новым возможностям, что противоположно узости восприятия, догматичности мышления. Когда мы утрачиваем способность открываться, мы опечатываем сам ум и хороним читту внутри нас. Пространственность предстает тем распахнутым окном, через которое может литься свет просвещения. Открытый ум полон жизни, и он может смотреть и видеть. Открытый ум способен воспринимать свет просвещения.


Как остановить мысли?

Очень важной способностью, позволяющей накапливать энергию и не тратить ее попусту, является умение останавливать неконтролируемый бег мыслей. Дело это совсем не простое. Ведь в голове непрерывно возникают какие-то вопросы, решаются проблемы, вспоминаются забытые факты, планируется будущая деятельность, ведется диалог с воображаемым собеседником и т.д. и т.п. Мысли не оставляют вас в покое ни на секунду! Причем многие люди даже во сне не могут остановить работу своей «словомешалки» - они о чем-то переживают, вскрикивают, ворочаются. Реального отдыха нет даже во сне! И так всю жизнь, которая заметно укорачивается из-за отсутствия отдыха от мыслей.

«Словомешалка» не просто отвлекает наше внимание, она реально забирает наши жизненные силы, нашу энергию . Если мы много думаем о каком то человеке, то мы бессознательно направляем свою энергию к нему. Если мы думаем о том, что всё очень плохо и будет только хуже, то отдаем энергию «эгрегору несчастной жизни», а он уже постарается сделать так, чтобы вы смогли полностью насладиться депрессией и всеми сопутствующими ей неприятностями. Поэтому умение управлять своими мыслями - это очень важное качество для успешного человека .

Классики различных духовных учений много говорят о необходимости управлять состоянием своего ума. Например, Роси Филлип Капло в работе «Три столпа дзен» пишет: «Большинству людей никогда не приходит в голову попытаться проконтролировать свое сознание, и к сожалению, это основополагающее упражнение остается за рамками современного образования, не является составной частью того, что называется приобретением знаний».

Одним из первых шагов на пути духовного развития в дзен является развитие умения концентрироваться и останавливать бег мыслей. Полная остановка бега мыслей - конечная цель многих восточных духовных школ. Например, высшая фаза в йоге называется «самадхи» и переводится как «высшее духовное озарение, экстаз, транс, сверхсознание». Достичь самадхи можно только длительными медитациями, в результате которых на несколько часов останавливается бег мыслей и человек в состоянии полной пустоты выходит на прямой контакт с обитателями незримого мира. Но чтобы научиться останавливать бег мыслей на несколько часов подряд, нужно очень много тренироваться. Большинству людей ни к чему такие крайности, поэтому поищем другие способы обуздания нашего беспокойного ума.


Методы остановки бега мыслей

Как остановить мысли?

Существует множество способов и техник по остановке бега мыслей. Условно их можно разделить на четыре большие группы.

1.Методы вытеснения мыслей (другими периодически повторяющимися мыслями).

2.Методы концентрации внимания на каком-то объекте.

3.Методы использования мыслеобразов.

4.Методы переключения внимания.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Методы вытеснения

Суть «метода вытеснения» состоит в том, чтобы заменить беспорядочный бег случайных мыслей на многократное повторение одной и той же фразы или определенного звукосочетания. В восточных духовных школах подобные звукосочетания типа «о о у м м» или «оум мане падме хуум» называются «мантры». Если очень долго, в течение нескольких часов повторять одну и ту же мантру, то можно устойчиво перейти в измененное состояние сознания, в котором у человека начинают проявляться необычные способности и устанавливается прочный контакт с обитателями незримого мира.

Примерно так же «работают» молитвы в христианстве - хорошо известно, что только длительное и исступленное (т.е. сосредоточенное и высокоэмоциональное) повторение молитвы приводит к желаемым результатам (очищению души, просветлению, получению помощи). Вы можете попробовать этот метод для остановки бега ваших мыслей, многократно повторяя про себя мантру «о о у м м» или какую то молитву, или сделать уже знакомую вам «медитацию прощения», в Рейки мы практикуем Гассё, когда всё внимание переключаем на касание средних пальцев в соединённых вместе ладоней. Она тоже прекрасно работает на подавление неконтролируемого бега мыслей. Практикуйте — и вы «убьете сразу трёх зайцев»: остановите «словомешалку», усилите свою энергетику и очиститесь от накопленных переживаний.

Как только заметите, что ваша «словомешалка» опять запустилась, начинайте повторять любую из формул этой медитации. Например, эту: «С любовью и благодарностью я прощаю эту жизнь и принимаю ее такой, какая она есть. Я прошу прощения у жизни за мои мысли и поступки относительно нее». Для того чтобы научиться по мере необходимости останавливать свою «словомешалку», потребуется приложить некоторые усилия. Опыт показывает, что первые результаты появляются у тех, кто занимался вытеснением ненужных мыслей ежедневно по 20-30 минут в любое свободное время в течение двух недель.

В итоге вы должны научиться входить в состояние полного отсутствия мыслей на 5-10 минут (потом они все равно появятся, и это нормально).

Методы концентрации внимания

Следующий метод «концентрации внимания», также широко используемый при обучении во многих восточных духовных школах, требует сосредоточить внимание и непрерывно наблюдать какой либо предмет или процесс. Это может быть точка на стене, картинка или рисунок (специальные рисунки для концентрации и медитации называются «мандалы»), а может быть и ваш внутренний процесс: дыхание, пульсация крови и т.д. Например, в дзен-буддизме одним из первых упражнений является счет собственного дыхания.

На одном из Клубных занятий я рассказывала о методе установления границ своего тела: потрогайте и направьте своё внимание на левую ногу, на правую, на руки, голову и т.д. - ощутите границы Вашего тела, это поможет быть «здесь и сейчас».

Методы использования мыслеобразов

Остановить поток мыслей, избавиться от их неконтролируемого бега можно, используя различные мыслеобразы. Например, можно представить себе, что вы берете ластик и «стираете» им все мысли у себя в голове. Как только появилась новая мысль - сразу ластик в руки и стираете ее. Или выметаете веником, или стираете на мысленном экране тряпочкой. Отличные результаты дает образ, когда вы «наполняете» свою голову вязкой «жидкостью», например жидким золотом. В нём ни одна мысль не может всплыть - она затухает, как только начинает проявляться. Для лучшего эффекта воспользуйтесь медитацией «Золотой Шар». Такие упражнения обычно выполняются с закрытыми глазами, исключительно для того, чтобы не ловить другие зрительные образы.

Методы переключения внимания

Они наиболее просты и часто используются в повседневной жизни, а заключаются в том, чтобы вместо неуправляемых размышлений загрузить ваш ум контролируемыми мыслями. Например, когда вы трясете погремушкой над плачущим младенцем, вы используете именно прием переключения внимания. Раньше младенец был сосредоточен на известной только ему проблеме и громко требовал ее разрешения. Но вот вы потрясли погремушкой, и его внимание переключилось на новый раздражитель. Он стал размышлять о нем, а старая проблема и забылась.

Этот прием столь же эффективно работает и для взрослых, особенно когда вы используете его для переключения внимания другого человека, погруженного в свою проблему. Как им пользоваться? Да очень просто. Если вам надоели долгие словесные излияния собеседника, то задайте ему такой вопрос, чтобы он забыл, о чем только что говорил, т.е. в вопросе должна быть затронута важная для собеседника тема. Например, если ваша подруга долго и нудно рассказывает о том, каким негодяем оказался ее муж (или друг) и вам надоело это, то спросите ее неожиданно: «А ты уверена, что выключила утюг, уходя из дома?» Или: «А откуда у тебя дырка (или пятно) на новой дубленке?» Скорее всего, после этого она побежит рассматривать свою дубленку, а муж окажется забыт. Вам наверняка удастся остановить ее «словомешалку» таким методом.

Выберите себе «переключалку»

Последний способ можно усилить, если заранее выбрать себе некую «переключалку», т.е. тему, на которую вы будете сознательно переключать свое внимание в случае необходимости. Лучше всего, если это будет какое-то очень веселое и приятное событие вашей жизни. Или просто шуточное высказывание, которое способно перевести вас в веселое состояние из любой ситуации. При этом наряду с переключением внимания произойдет обесценивание проблемы, которую только что с успехом смаковала ваша «словомешалка». Тем самым вы отключитесь от эгрегора «несчастной жизни», которому только что отдавали свои жизненные силы.

Быстрый способ остановки мыслей
Tatiana Elle

*****************************

Как научиться засыпать в течение одной минуты

Многие люди подолгу не могут заснуть ночью, часами размышляя о вечном. Или о мухе на потолке. Я тоже мучился от бессонницы, пока не обучился специальной технике дыхания, которая помогает мне заснуть в течение минуты.

Не поймите меня неправильно, эта техника - не анестезия, вырубающая с первого удара и наповал. Она требует длительных и постоянных тренировок, чтобы выработать в теле рефлексы на успокоение. Как бы то ни было, даже новичкам эта техника поможет снизить стресс и сократить время засыпания.

Для начала поместите кончик вашего языка на нёбо, на выступ за передними верхними зубами. Потом, с закрытым ртом, вдохните через нос на четыре счёта, задержите дыхание на семь секунд и затем громко выдохните, издавая свистящий звук. Внимательно следите за языком - он всегда должен быть на месте. Без перерыва повторите это упражнение несколько раз.

В этой технике скорость дыхания не важна, главное - это сохранять пропорцию этапов 4:7:8.

Вдыхайте на протяжении 4 секунд

Задержите дыхание на 7 секунд

Выдыхайте в течение 8 секунд

Расслабьтесь

Эффект расслабленности и покоя, вызываемый этим упражнением, со временем и практикой значительно усилится.

Доктор Эндрю Уэйл, профессор и автор бестселлеров, говорит: чтобы извлечь наибольшую выгоду из этой техники, надо выполнять это упражнение хотя бы два раза в день в течение восьми недель. Через месяц после начало тренировок упражнение следует выполнять в восемь повторений.

Эта техника применяется для снижения стресса, беспокойства и даже желания покурить и съесть что-нибудь вредное. В следующий раз, когда что-то вас расстроит и попытается сбить с ног, остановитесь на секунду, расслабьтесь, выполните упражнение и только потом реагируйте на ситуацию. Вы будете удивлены своим спокойствием и ясностью мысли. Как уже было упомянуто, эта техника помогает еще и быстро заснуть ночью.

Причины подобного эффекта просты. Как все мы знаем, во время волнения наше дыхание учащается, однако это работает и в обратную сторону - частое и поверхностное дыхание может вызвать чувство стресса. Кислород, конечно же, необходимая составляющая здорового тела и ума, однако также важно еще и КАК мы дышим.

Как и всё в этом мире, эта техника требует времени и практики для достижения наивысших результатов, но если вы готовы посвятить всего минуту в день на выполнение этого упражнения, вы будете поражены, насколько легко можно контролировать свое эмоциональное состояние.

Внутренний диалог - мысленный шум, который очень мешает при сосредоточении на дыхании во время медитации. Это проносящиеся мысли-электрички, из-за которого наше внимание уносится вслед за ними. Успокоение ума - задача сложнейшая.

Начнем с того, что ВД - очень энергозатратный процесс. Одно дело, когда мы обмысливаем, или ищем решение ситуации, другое дело, когда мы пережевываем вчерашний день, старые обиды, тревоги, додумываем разговоры, ругаем себя, доказываем что-то другим и т.д. Мы тратим энергию на выполнение перемещений, дыхание, переваривание пищи, общение, секс и т.д., т.е на очевидные естественные процессы, неосознанно. Также мы тратим энергию на неосознаваемые процессы, назовем их более тонкого порядка. Постоянно болтая внутри себя, мы выстраиваем картину мира и жестко фиксируем ее. Мы сами себе объясняем, почему мир такой-то, добавляем новые впечатления, ощущения, выстраиваем схемы. ВД - это следствие определенно сформированной системы восприятия у человека. Уж что выросло, то выросло. Но важно знать и то, что ВД - это постоянная утечка нашей энергии.

Остановка внутреннего диалога служит не только для успешного выполнения любой магической практики. Следствием умения его останавливать будут являться улучшение межличностных отношений и усиление творческих способностей, обусловленное ослаблением действия существующего Договора и возросшей энергетикой верхних чакр.

Как же выглядит внутренний диалог? В вашем сознании постоянно происходит самопроизвольное движение мыслей, так называемый "мысленный шум". Даже при беглом взгляде на любой предмет включаются ассоциативные цепочки и начинается процесс мышления ни о чём. Человек думает, перебирает какие-то варианты чего-то, рассуждает, прогоняет ситуации. Но на выходе полный ноль. Даже причина активности теряется через секунду и мысль уходит в никуда. Всё это напоминает бесцельный трёп в большой малознакомой компании.

Попробуйте не думать ни о чём хотя бы секунд двадцать. Без подготовки и не напрягаясь на мысли "не надо думать". Через двадцать секунд вы обнаружите, что мыслительный процесс никуда не делся и длился всё время вашего "недумания". Вдобавок ко всему, в большинстве случаев работа внутреннего диалога дублируется артикуляцией. Можно обратить внимание на непроизвольное проговаривание своих мыслей, сопровождающееся соответствующими микродвижениями языка и губ.

Условия для остановки внутреннего диалога

Для начала надо немного отстраниться от своего сознания и из позиции стороннего наблюдателя попытаться уловить моменты возникновения новых мыслей, Желательно также уловить точки перехода одной мысли в другую. На хорошем понимании функционирования внутреннего диалога и умении отслеживать возникновение нежелательных мыслей базируются почти все техники его остановки.

Для практики важны также внешние факторы. Желательно наличие отдельного помещения с минимумом посторонних раздражителей, таких как свет, шум, голоса и т.д. Помимо того, что вас не будут отвлекать, самопроизвольная работа внутреннего диалога лучше заметна при отсутствии явных поводов для возникновения мыслей.

Желательно принять горизонтальное положение. Далее надо расслабиться, используя доступные вам приёмы релаксации и дать себе установку на выполнение практики. Легче всего заниматься остановкой внутреннего диалога утром, сразу после пробуждения, но наиболее эффективной будет практика перед сном.

Первый способ (для умных)

Переходим в состояние "наблюдателя" и воспринимаем своё сознание отстранённо, отслеживая возникновение самопроизвольных мыслей. При их появлении нужно мягким толчком сознания гасить эти мысли, ни в коем случае не превращая процесс обнаружения или гашения в самостоятельный мыслительный. Такие мысли, как "вот какая-то мысль появилась - сейчас я её остановлю", также являются внутренним диалогом. Должно работать намерение и предварительная установка. Желательно научиться оставаться в таком состоянии внутренней тишины минимум три-четыре минуты. Далее возможен переход в состояние изменённого сознания (СИС), и внутренняя тишина будет поддерживаться самостоятельно.

После многократного успешного достижения СИС с полным внутренним молчанием имеет смысл настроиться на это состояние, как на маяк, и разработать кодовую фразу или мудру, которая будет ассоциироваться с этим состоянием. При её использовании достижение состояния внутренней тишины будет происходить заметно быстрее.

Второй способ (для хитрых)

Необходимо сосредоточить своё сознание на выполнении однообразной, но занимающей всю сферу внимания мыслительной работе. Создаём мыслеформу синего куба. Куб медленно вращается. Главное - ни на мгновение не выпускать его из сферы внимания и не терять настройки на все аспекты мыслеформы - цвет, размер, форма, плавность вращения. Таким способом также можно достичь необходимого состояния.

Третий способ (для сильных)

Самый простой и самый сложный одновременно. Остановка внутреннего диалога происходит с помощью силы воли. Просто заставляем замолчать свой внутренний голос. При развитой силе воли может получиться.

Четвёртый способ (для терпеливых)

В такт дыханию начинаем считать про себя от 1 до 100. Если в процессе счёта приходит хоть одна посторонняя мысль - начинаем отсчёт заново. И так до достижения результата. Потом можно увеличить счёт до 200 и так далее. Итогом должно стать достижение состояния тишины, не требующее приложения усилий для его поддержания.

Пятый способ (для мудрых)

Можно использовать дзенскую практику алогичных и парадоксальных образов - коан. Большое их количество можно найти в интернете. Сосредоточив свой разум на коане, мы загоняем его в состояние ступора. При достаточном сосредоточении посторонних мыслей быть не должно.

Остановка внутреннего диалога без специальных условий

Все предыдущие техники требовали специфических условий для их выполнения: тишина, уединённость и т.д. Как же остановить внутренний диалог во время наполненного событиями дня?

Дело в том, что практически все свои действия человек совершает автоматически, не задействуя области осознанного мышления. Повторяясь изо дня в день, эти действия формируют бытовые ритуалы, за выполнение которых отвечает подсознание. Высвобождённой энергии сознания требуется выход. Как раз внутренний диалог, помимо фиксации нас в существующем Договоре, и занимается её "утилизацией". Иначе нереализованная энергия способна провоцировать нервные расстройства и способствовать разрушению привычной картины мира.

Естественным решением данной проблемы будет исключение по возможности бытовых ритуалов из своей жизни. Необходимо изменить сложившийся обыденный порядок и способ своих действий. Попробуйте для начала поменять наиболее автоматические из них. Завязывайте шнурки другим узлом, чистите зубы другой рукой и по-другому, разложите иначе вещи на рабочем столе, найдите новый способ добираться до работы. В принципе, если руки или ноги стремятся выполнить какое-либо действие самостоятельно - это и есть бытовой ритуал, который можно изменить. Занятое работой сознание оставит внутренней диалог без подпитки. Постепенно уйдёт и привычка к постоянному мысленному фону в голове. Главное в этой практике: избавляясь от одних бытовых ритуалов, не создавать других.

У каждого человека в голове постоянно присутствуют разнообразные мысли, каждая из которых способна привлечь к себе его внимание. Внимание начинает прыгать от одной мысли к другой, поэтому человек долго не может сосредоточиться на чем-то действительно важном для себя. Мысли начинают самостоятельно вплывать в голове и вовлекают в переживания, занимая ум ненужными разговорами. Тем самым мысли начинают управлять человеком.

Определением остановки внутреннего диалога считается такой процесс, который происходит в речевой форме и направлен на решение неоднозначной и конфликтной проблемы.

Особенности внутреннего диалога

Внутренний диалог представляет собой весьма неэффективный процесс, на который затрачивается очень много энергии. Чаще всего он не направлен на поиск решений задач и проблем. Вспоминая прошедшие события (тревоги, обиды), человек их анализирует, предполагает, как могло бы произойти по-другому, сожалеет о чем-то несказанном или несделанном и т.д. При внутреннем диалоге происходит большая и бессмысленная трата энергии. Чтобы предотвратить это, нужно освоить техники остановки внутреннего диалога.

Польза внутреннего диалога

Внутренний разговор в разных ситуациях бывает очень полезен, он помогает найти большое количество способов решения разных проблем, заинтересовывает в чем-то, помогает рассуждать. Внутренний диалог с самим собой необходимо запускать тогда, когда он нужен, и вовремя его останавливать, когда в нем нет необходимости. С помощью внутреннего разговора можно найти ответы на многие вопросы, а также решать какие-то задачи и проблемы. Но очень часто бывает так, что разговор разума мешает сосредоточиться на каком-то деле. При этом условии рекомендуется использовать техники остановки внутреннего диалога.

Негативные последствия внутреннего диалога

Во время внутреннего диалога человек переживает, отдает приходящим мыслям свою энергию и прыгает с одной мысли на другую. Данное действие мешает сконцентрироваться на важном деле и найти правильное решение. Из-за постоянной атаки разума ненужными мыслями человек перестает слышать голос своей интуиции, которая может подсказать правильные советы. Поэтому людям так свойственно менять свои цели, вместо того чтобы воплощать их в реальность.

Стоит заметить, что внутренний диалог, так же как и физические нагрузки, способен провоцировать усталость. Погружение в мысли и трата своей на них приводит к тому, что у человека совсем не остается времени на выполнение нужных дел.

Итак, если отсутствует должный контроль над внутренним диалогом, он начинает приносить вред, а именно: отвлекает от дел и работы; заостряет внимание на отрицательных событиях; заранее предвещает неудачу в каком-либо деле; поднимает старые тревоги и обиды.

Когда человек переживает прошедшие события, договаривает разговоры, корит и ругает себя, очень важно вовремя остановить такой непродуктивный диалог с самим собой.

Остановка внутреннего диалога: зачем и как это делать

Людская сущность устроена так, что она способна постоянно говорить сама с собой, не произнося мысли вслух. Остановка этого диалога поможет остановить внутренний разговор, а также очистит сознание от плохих мыслей и поможет остановить внимание на нужных задачах.

Чтобы остановить внутренний диалог, потребуется много концентрации и упорства. Те люди, которые смогли освоить данную технику остановки внутреннего диалога, отмечают повышение уверенности в себе, спокойствие и работоспособность. Остановив или изменив внутренний диалог, человек способен изменить свою картину мира и окружающий его мир. Но этот процесс требует упорства и регулярных целенаправленных действий, ведущих к результату. Очень важно уметь останавливать внутренний диалог по собственному желанию.

Для отключения внутреннего диалога требуется найти, а затем отключить источники его появления, а также применять техники, практики и упражнения для остановки внутреннего диалога. Стоит заметить, что каждый источник нужно выключать по отдельности.

Следует выделить следующие источники: слух, осязание, обоняние, вкус, зрение. После того как будут перекрыты источники внутреннего диалога, останется его основа, а точнее, мысли. Каждый отдельный источник, чувственно воспринимая и анализируя, подразделяет ощущения на красивые или некрасивые, приятные или неприятные, вкусные или невкусные и т.д. Сочетание восприятий порождает быстрые непрерывные мысли, расчеты и анализы. Кроме этого, существуют и другие факторы, такие как социальные, интеллектуальные и все, связанные с жизнью.

Поэтому обработка полученных от различных источников впечатлений порождает в сознании человека непрерывный поток мыслей.

Виды техники остановки внутреннего диалога

Необходимо заметить, что внутренний диалог является не чем иным, как сформированной человеком в процессе его жизни привычкой. Следовательно, каждый человек имеет уникальный и неповторимый внутренний диалог. Для изменения этой привычки потребуется достаточное количество времени, а также регулярные тренировки и контроль над собой. Известно, что сознание может менять привычки уже через 40 дней после начала регулярных упражнений. Поэтому потребуется каждый день примерно по полчаса тренироваться и медитировать в течение 40 дней.

Техника остановки внутреннего диалога разделяется на две следующие части:

1. Останавливаются в сознании образные и словесные потоки из повседневной жизни.

2. Останавливается процесс неверной интерпретации и анализа.

Упражнения требуется выполнять в стоячем или сидячем положении, кроме того, с ровной осанкой, то есть голова должна быть на одной линии с позвоночником. Смотреть нужно перед собой прямо, не переводя взгляд с объекта на объект, а сфокусировав взгляд на какой-то одной точке.

Теория и практика остановки внутреннего диалога

Техника остановки зрительного восприятия

Глядя на какое-либо происшествие, например веселье, драку, праздник, страдание, необходимо оставаться спокойным и безучастным наблюдателем. При этом взгляд должен остаться равнодушным. Глядя на симпатичное лицо, не нужно допускать того, чтобы в сознании образ считался красивым.

Ни хорошее, ни плохое не должно затрагивать чувства и мысли. С помощью этой техники можно беспристрастно смотреть на вещи и события в жизни, видеть их по-новому.

Звуковое восприятие

При прослушивании какой-нибудь печальной истории из жизни не должна проскальзывать мысль о жалости, обиде и злости.

При прослушивании же анекдотов или чего-то смешного необходимо постараться, чтобы желание смеяться не дошло до сознания.

Можно создавать различные ситуации, основанные на противоположностях.

Работая с данной техникой, не нужно ассоциировать различные звуки между собой.

Техника остановки обоняния

Используя такие противоположные понятия, как "резкий" - "слабый", "приятный" - "неприятный", можно придумать соответствующий тренинг. Ощущения не должны вызывать приятных или неприятных чувств - именно в этом заключается практика остановки внутреннего диалога с помощью обоняния.

Вкус

Можно использовать то, что вкусно и невкусно. Главное, чтобы вызываемые едой ощущения не вызывали никаких чувств в сознании.

Осязание

В технике должны использоваться следующие противоположности: острое - тупое, мягкое - жесткое и другие.

Техника остановки внутреннего диалога на уровне мыслей

У каждого человека имеются пассивные и активные мысли. Пассивные мысли зарождаются бессознательно, независимо от самого человека, активные же создает он сам. Для выполнения техники остановки внутреннего диалога следует расслабиться и сконцентрироваться на мыслях, проносящихся в голове. Нужно посидеть так некоторое время и отслеживать бесконтрольные мысли. Сосредотачивая свое внимание на беспокоящей мысли, человек тем самым останавливает ее. Важная особенность техники заключается в том, что требуется своими активными мыслями отслеживать пассивные. Именно из пассивных мыслей состоит внутренний диалог. Намерения и воля включаются благодаря активным мыслям, поэтому ими можно управлять и "отлавливать" пассивные мысли. Для отслеживания собственных мыслей необходимо взглянуть внутрь себя и удерживать все внимание на мыслях в центре головы.

Данная техника довольная сложна, но эффективна. Ее нужно выполнять регулярно по полчаса каждый день.

Созерцательные техники остановки внутреннего диалога

Еще одним вариантом борьбы с внутренним диалогом служит созерцательная техника. Для этого можно воспользоваться специальными изображениями для созерцания. При проведении нужно придерживаться описания техники остановки внутреннего диалога. Проводится эта техника с расфокусированным взглядом и спокойным дыханием. Необходимо достигнуть такого состояния, когда изображение станет статичным. Это быстро избавит от внутреннего диалога и успокоит расшатанную психику.

Блокировка поступающей информации с помощью мантры

Этот способ основывается на остановке внутреннего диалога техникой твоя йога. Необходимо придумать то слово, на котором можно будет полностью сконцентрироваться. Для этого требуется выбрать благозвучное слово, не вызывающее эмоций. Оно должно вызывать только чувство спокойствия. Примеры мантр: ра-ум - спокойствие, фри-ден - мир. Мантра в любое время способна освободить сознание человека от ненужных мыслей. После выбора мантры нужно принять удобную позу, остановить взгляд на определенной точке. Затем необходимо громким голосом произнести мантру, а после ритмично повторять ее. При этом обязательно нужно наслаждаться этим процессом, экспериментируя со звучанием. Постепенно требуется сбавлять звук, произнося слово все тише и тише.

После того как мантра превратилась в едва слышный шепот, нужно прекратить ее произносить, закрыть глаза и прислушаться к себе. Важно услышать, как она звучит изнутри, наполняя сознание. Данную медитацию нужно проводить по 20 минут ежедневно.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...