Среда дистанционного обучения moodle. Настройки главной страницы

Система дистанционного обучения Moodle

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

    до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;

    существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

    педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педаго­гической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.

I. Дистанционное обучение

1.1. Понятие дистанционного обучения

Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение - это новая , специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения . Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономн ая . Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием , что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны . Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении , но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми .

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этап а педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях .

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения .

1.2. Цели и виды дистанционного обучения.

Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения :

    профессиональная подготовка и переподго­товка кадров ;

    повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

    подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

    подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

    углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

    ликвидация пробелов в знаниях, умениях, на­выках школьников по определенным пред­метам школьного цикла;

    базовый курс школьной программы для уча­щихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в те­чение какого-то отрезка времени;

    дополнительное образование по интересам.

На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанцион­ного обучения , основанные на: 1 . интер­активном телевидении ;

2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с раз­личными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); 3. сочета­ние технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Преимущество обучения, базирующегося на интерактив­ном телевидении , заключается в его возможности непо­средственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обыч­ное занятие, будь оно построено по тра­диционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методики к , лабораторных опытов, когда преподава­тели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования но­вых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, при­нять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интер­активна и мо­жет считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подго­товки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанцион­ного обучения предпол агает использование компьютерных телекоммуникаций в режи­ме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов регио­нальных сетей и сети Интернет . Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.

Третий способ, предполагает ис­пользование компакт-дисков в качестве базового элек­тронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диск а в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимеди йность , содержит большой объем информации и за счёт этого в значительн ой степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

1.3. Модели дистанционного обучения.

В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения:

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требова­ния и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведе­ния.

Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации . Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных за­ведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного ди­станционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисципли­нам (в любых районах страны и за рубежом ). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образо­вательные учреждения , специально созданные для целей открытого или дис­танционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям . Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых ра­ботают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо - самоанский телевизионный проект.

Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

1.4. Преимущества дистанционного обучения.

    более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравне­нию с вечерней и заочными формами об­учения при более низкой стоимости образователь­ных услуг;

    сокращение сроков об­учения;

    возможности параллель­ного обучения в российском и зарубежном в уз ах;

    независимость студента от географического расположения вуза .

Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в Большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

1.5. Основные проблемы организации дистанционной формы обучения.

Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся . Для его решения

необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

II . Система дистанционного обучения Moodle.

2.1.Сущность системы Moodle .

В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого каждому человеку. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми педагогическими технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения мы используем «дистанционную поддержку профильного обучения», что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.

Для организации такой поддержки нами создаются курсы в условиях Интернет-среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, электронной почты и т.д.

В основе создания и сопровождения таких курсов лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем. Так, программное обеспечение Moodle является:

Интероперабельным, то есть обеспечивает возможность взаимодействия различных систем;
- многократно используемым: поддерживает возможность многократного использования компонентов системы, что повышает ее эффективность;
- адаптивным, то есть включает развивающиеся информационные технологии без перепроектирования системы и имеет встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения;
- долговечным, то есть соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;
- доступным: дает возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома); программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;
- экономически доступным, так как Moodle распространяется бесплатно.

Система дистанционного обучения (СДО) Moodle проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу, активное учение, критическую рефлексию. Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс не требует специальных навыков. Система проста в установке на любую платформу, поддерживающую PHP (требуется наличие СУБД MySQL или PostgreSQL). Курсы могут быть разбиты на категории, по их названиям может проводиться поиск, что дает возможность использования большого количества курсов в системе. Существенное внимание уделено безопасности системы (хранению паролей, обработке данных форм, хранению данных). Двухуровневая подсистема тем позволяет гибко изменять внешний облик системы. Интерфейс системы имеет перевод более чем на 70 различных языков. Код разработан на PHP под лицензией GPL, что позволяет изменять его для своих нужд.

Подсистема управления пользователями разработана с целью минимального привлечения администратора. Поддерживается ряд модулей аутентификации, позволяющих легко интегрировать Moodle с существующими системами, возможна безопасная аутентификация через https. Среди основных модулей можно перечислить e-mail, LDAP, IMAP, POP3, NNTP аутентификации, аутентификация на основе внешней базы данных. На уровне системы пользователю может быть назначена роль администратора, создателя курсов или обычного пользователя. На уровне курсов - роль преподавателя (с возможностью редактирования курса или без) и роль ученика. Регистрация на курсы может быть автоматизирована с помощью различных модулей и средств регистрации (Authorize.net, LDAP, Paypal, внешняя БД, текстовый файл, мета-курсы), может управляться непосредственно преподавателями.

2.2. Структура Moodle .

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса. К таким элементам относятся:

- Wiki , который позволяет создавать документ несколькими людьми сразу с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера, то есть с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
-
Анкеты . Этот элемент предоставляет несколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.
-
Глоссарий . С помощью него создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.
-
Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.
-
Опрос . Одно из его применений - проводить голосование среди учеников. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
-
Пояснение . Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.
-
Тесты . Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).
-
Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую.

2.3. Преимущества системы Moodle.

C истема Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).

Итак, процесс обучения с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные методические принципы:

Огромный мотивационный потенциал;
- конфиденциальность;
- большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории;
- отсутствие «ошибкобоязни»;
- возможность многократных повторений изучаемого материала;
- модульность;
- динамичность доступа к информации;
- доступность;
- наличие постоянно активной справочной системы;
- возможность самоконтроля;
- соответствие принципу развивающего обучения;
- индивидуализация;
- обеспечение наглядности и многовариантность представления информации.

Все перечисленные свойства данной обучающей программы помогают решить одну из основных задач современного образования - формирование у обучаемых коммуникативной компетенции.

Заключение

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Фактоы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

Список литературы

    Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56.

    Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.

    Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С. 7-12.

Moodle - система управления дистанционным обучением, известная также как виртуальная обучающая среда. Moodle представляет собой бесплатное веб-приложение, которое встраивается в сайты и используется учебными заведениями для дистанционного онлайн обучения.

Фишка 1. Интернет-магазин готовых курсов

В профессиональной версии платформы Moodle есть возможность принимать электронную оплату за доступ к изучению курсов.

Как это реализовано?

  1. Преподаватель создает курсы, изучение которых хочет сделать платным;
  2. Если курсов очень много, их можно распределить категориям;
  3. В настройках каждого курса активирует режим оплаты, указывает стоимость и срок подписки;
  4. На главной странице студентам отображается витрина магазина курсов, студент видит список всех платных курсов и выбирает подходящий (при желании используя поиск / фильтрацию);
  5. Система предлагает выбрать удобный способ оплаты (платежная карта, QIWI-кошелек, Яндекс.Деньги, WebMoney);
  6. Студент вводит номер карты/электронного кошелька, подтверждает оплату;
  7. Деньги списываются, и слушатель автоматически подключается к курсу.

Фишка 2. Отслеживание выполнений

Преподаватели и методисты могут отслеживать динамику и прогресс обучения студентов. Система наглядно показывает, какие элементы курса уже пройдены (возле них автоматически ставится галочка), а какие только предстоит выполнить (отображается пустой квадратик). По каждому курсу также формируется общая статистика продвижения студентов. Все критерии преподаватель задает самостоятельно через настройки элементов (просмотреть видео-урок, набрать определенное количество баллов, пройти тестирование и т.д). Студент, в свою очередь, также может отслеживать свой прогресс обучения в личном кабинете в %.


Фишка 3. Отчет «Участие в курсе»

В отчете отображается вовлеченность студентов в учебный процесс и их активность по выбранным элементам курса. Преподаватель видит тех, кто отстает или вовсе не приступил к работе в данном материале и, опираясь на полученную информацию, имеет возможность отправить текстовое сообщение с призывом приступить к изучению материала.


Фишка 4. Выборочное отображение материалов курса

По умолчанию всем студентам отображается полное содержание курса и все доступные элементы. Но можно задать режим, когда материалы отображаются по мере того, как слушатели продвигаются по курсу, либо с учетом других критериев.

Например, после каждого модуля преподаватель дает контрольные задания, которые проверяет вручную. Зачастую студенты игнорируют теорию и сразу переходят к выполнению практической части. В итоге они получают низкие баллы, а на преподавателя ложится дополнительная нагрузка в виде повторной проверки и рецензирования одних и тех же работ студентов.

Можно упростить этот процесс и снизить нагрузку на преподавателя. Для этого в настройках завершения каждого элемента устанавливаем правило, по которому контрольное задание будет доступно только после того, как студент, например, набрал 75% в итоговом тесте, успешно выполнил предыдущий элемент и т.д.

Здесь также присутствуют элементы геймификации (значки/ награды/ уровни). В зависимости от того, какие награды система выдала студенту за предыдущие достижения, будут определяться доступные материалы и элементы курса.

Более сильным студентам можно показывать сложные задания, а вместо итогового теста настроить “зачет-автомат”.

Кроме того, у преподавателя могут быть сформировано несколько групп студентов, которые оплатили курс по разным тарифам (бесплатные, со скидкой, по полной стоимости). Здесь также можно выбирать, какие элементы будут доступны всем группам, а какие - только платным.


Фишка 5. Электронные сертификаты

Когда курс успешно пройден, преподаватель задается вопросом: как выделить студента и отметить его достижения. Для этой цели в системе есть возможность выдачи электронных сертификатов.

В настройках ограничений устанавливается критерий, по которому сертификат станет доступным студенту. После выполнения критерия, документ автоматически появится в личном кабинете слушателя.

Вид сертификата можно настраивать (система автоматически наложит на дизайн ФИО, дату, название курса, оценку, QR-код для распечатки).


Фишка 6. Портфолио студентов

Эта функция установлена только в профессиональной версии. Она актуальна для ВУЗов, работающих по стандартам ФГОС 3+, где за каждым студентом должно закрепляться портфолио с рецензиями на работы и профессиональными достижениями.

ВУЗ формирует структуру портфолио (категории) и типы достижений (например, участие в конференции с датой, названием, приложенным докладом и рецензией). Как только все типы достижений будут определены администратором, слушатель в личном кабинете может самостоятельно вписывать свои достижения. Новая запись переходит в режим модерации, и после подтверждения администратором она появляется в портфолио.

Можно внедрить элементы геймификации для мотивации студентов и выработки духа соперничества. Например, за каждое достижение система дает балы, затем общий балл суммируется и выстраивается рейтинг.


Фишка 7. Модуль “Семинар” в системе Moodle

Во-первых эта функция удобна тем, то помогает снизить нагрузку на преподавателя, что особенно актуально в массовых курсах (МООК). А во-вторых, она повышает вовлеченность студентов, дает им возможность поработать с одним и тем же материалом/заданием несколько раз.

Как это выглядит?

  • Преподаватель создает задание, настраивает критерии оценки, студенты выполняют и сдают свои работы на проверку;
  • Преподаватель переключается из фазы «предоставление работ» в фазу «оценивания» (система автоматически или преподавателем вручную обменивает работы между учениками, чтобы ученики проверили работы друг у друга и оценили по заданным критериям);
  • Преподаватель оценивает процесс оценивания и задание закрывается.

Фишка 8. Проверка работ на плагиат

В системе дистанционного обучения Moodle реализована удобная возможность, при которой преподаватель собирает работы, рецензирует их, оставляет свой комментарий, указывает пожелания. Но если преподаватель хочет проверить работу на плагиат, используя при этом сторонние сервисы, ему приходится вручную скачивать работы и загружать в сервис проверки на плагиат. Что отнимает уйму времени.

С целью облегчить работу преподавателям, совместно с компанией Antiplagiat был разработан модуль интеграции, который подходит для любой актуальной версии Moodle.

После его установки, все или некоторые работы, которые ученик загружает в модуль задания, автоматически отправляется в сервис Antiplagiat.ru. Преподаватель видит статус проверки работ на заимствования, получает ссылку на отчет с подробной информацией о совпадениях.

Здесь же можно добавить качественные работы в индекс антиплагиата, чтобы избежать последующего списывания студентов.


Фишка 9. Оффлайн - тестирование

В систему встроена очень мощная и удобная система тестирования с бланками вопросов, бланками заданий и отчетами по пройденным попыткам. Но есть одно неудобство - для проведения тестирования требуется обеспечить студентов терминалами с подключением к Интернет.

Функция оффлайн-тестирования позволяет обойтись традиционными бумагой и ручкой.

Используя тот же банк вопросов, преподаватель формирует бланки заданий и бланки ответов. В бланки ответов студент кодирует № зачетной книжки, указывает вариант и вписывает ответы на вопросы из бланка заданий.

Бланки заданий сканируются, загружаются обратно в систему для распознавания. Система их проверяет и выставляет оценку. При этом, полная статистика всех прошедших тестирований сохраняется.


Фишка 10. Импорт из MS Word

Когда преподаватели готовят материалы курса в офисном пакете Word, они часто сталкиваются с проблемами при публикации этих материалов в интернет-системах. И система Moodle здесь не исключение (пропадают изображения, некорректно отображаются формулы, форматирование и т.д).

В системе реализована специальная функция «Импорт из MS Word», которая позволит избежать этих проблем и сделает процесс конвертации материалов автоматизированным.


Фишка 11. Интеграция вебинаров в учебный процесс

Известно, что в системе обучения Moodle на достаточно высоком уровне реализована поддержка таких типов учебной активности, как конспекты, опросы, тесты, рабочие тетради, электронные учебники, презентации. Но эти инструменты носят традиционный характер и сохраняют эффект пассивного контакта с преподавателем.

В рамках курсов, размещенных в Moodle, если и проводятся “живые” мероприятия, то на сторонних ресурсах, что не совсем удобно как для студентов, так и для преподавателей.

Теперь это можно делать непосредственно на платформе Moodle. Система интегрирована с платформой для проведения онлайн-мероприятий eTutorium Webinar. Что это значит? Преподаватели получили возможность встраивать в курсы такие форматы взаимодействия со студентами, как вебинары, онлайн-тренинги, «живые» мастер-классы и другие формы дистанционного общения. Это позволит сделать учебный процесс интерактивным, интересным и обеспечить максимальную вовлеченность слушателей.


Пошаговую инструкцию по внедрению вебинара в учебный процесс на СДО Moodle смотрите


Для работы с iSpring Online не требуется специальной подготовки, интерфейс выглядит современно и интуитивно понятен. Система готова к использованию сразу после регистрации на сайте.

iSpring Online используют как крупные компании с развитой сетью филиалов, так и частные бизнес-тренеры, репетиторы. Например, систему применяют РосЕвроБанк, Альфа-Капитал, Unilever Russia, Московская пивоваренная компания, Lamoda, Kari, Biglion и др.

Особенности iSpring Online:

  • Мобильное обучение. Учебный курс можно запустить с любого устройства: ноутбука, планшета и телефона . Специальное мобильное приложение обеспечивает доступ к учебным материалам даже без подключения к интернету , например, в самолете или поезде.
  • . Живые онлайн-трансляции позволяют одновременно обучать сотрудников всех филиалов. Записи всех вебинаров сохраняются, и их можно посмотреть в любое время.
  • Безлимитное облачное хранилище. В СДО можно загрузить любое количество курсов, видео.
  • Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает вам отслеживать, кто действительно учится, а кто нет. С ее помощью удобно контролировать уровень подготовки в каждом подразделении и оценивать успеваемость сотрудников.
  • Контроль качества курсов. Отчеты по учебным материалам покажут, какие темы в курсе слишком легкие для пользователей, а какие вызывают серьезные трудности. Используя эти данные, можно обновить курс и повысить эффективность обучения.

Разработчики учитывают пожелания клиентов и каждые 2-3 месяца выпускают обновления, добавляя в СДО новые возможности.

2. Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением , распространяющаяся по лицензии GNU General Public License.

Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма » и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов , а также поддержки очного обучения.

Moodle переведена на десятки языков, в числе и русский и используется в 197 странах мира.

Moodle - это программа, позволяющая интегрировать обучение в классе целиком в сеть, используя веб-технологии. Ученики смогут по-настоящему учиться, получая доступ к различным ресурсам класса. Moodle позволяет эффективно организовать процесс обучения, используя такие возможности, как проведение семинаров, тестов, заполнение электронных журналов, включение в урок различных объектов и ссылок из интернета, и многие другие.

3. TrainingWare Class: первая российская СДО с открытым кодом

4. Claroline LMS

Платформа для электронного электронного обучения (eLearning) и электронной деятельности (eWorking) , позволяющая учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями на основе веб-технологий. Переведённая на 35 языков, Claroline LMS обладает обширным сообществом пользователей и разработчиков по всему миру.

Claroline LMS выпущена на основе лицензии с Открытым Кодом (Open Source). Она применяется в сотнях организаций 90 стран мира. Она позволяет создавать и администрировать курсы в режиме онлайн. Каждый курс содержит ряд инструментов, позволяющих преподавателю:

  • Указать описание курса
  • Опубликовать документы в любом формате (текст, PDF, HTML, видео...)
  • Администрировать публичные и приватные форумы
  • Разрабатывать пути обучения
  • Объединять студентов в группы
  • Подготавливать для обучающихся онлайн упражнения (задания)
  • Управлять повесткой дня с задачами и сроками выполнения
  • Публиковать анонсы (так же и по эл.почте)
  • Вывешивать онлайн информацию о текущих заданиях
  • Просматривать статистику активности пользователей
  • Использовать технологию wiki для совместного написания документов

Claroline LMS используется не только школами и университетами, но также и тренинговыми центрами, ассоциациями и компаниями. Платформа настраиваемая и предлагает гибкую среду для разработки под конкретный заказ.

5. Dokeos

  • Официальный сайт: www.dokeos.com
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Платформа: PHP , MySQL
  • Демонстрационный сайт:
  • Логин/пароль: admin/demo

Платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении.

Dokeos - результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали:

Изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos, как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия;

Организовать (скорее, выставить на продажу) набор дополнительных сервисов для платформы. Название Dokeos относится как к приложению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, техническая поддержка и т.д.

Dokeos бесплатен, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.

Примером реализации Dokeos можно назвать сайт Университета г. Гент. www.ugent.be/en.

5. ATutor

  • Официальный сайт: www.atutor.ca
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Текущая версия: 1.5.2
  • Языки приложения: PHP , JAVA
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://www.atutor.ca/atutor/demo/login. php
  • Логин/пароль: demo/demo

Система создана канадскими разработчиками. Включает в себя весь необходимый e-learning-инструментарий. Есть русскоязычная версия.

6. ILIAS

  • Официальный сайт: www.ilias.de/ios/index-e. html #ilias.
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Текущая версия: 3.8.0
  • Языки приложения: PHP
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

7. SAKAI

  • Официальный сайт: http://www.sakaiproject.org/
  • Поддержка: IMS/SCORM
  • Платформа: JAVA
  • СУБД: MySQL, Oracle, hsqldb
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

8. LAMS

  • Официальный сайт: http://www.lamscommunity.org
  • Текущая версия: 2
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: нет
  • Демонстрационный сайт: http://lamsinternational.com/demo/intro_to_lams. html

Спецификация IMS Learning Design была подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands - OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.

На основе данной спецификации была создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности.

LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.

9. OLAT

  • Официальный сайт: http://www.olat.org
  • Текущая версия: 5.1.3
  • Стандарты : SCORM/IMS (IMS Content Packaging, IMS QTI)
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL, PostgreSQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://demo.olat.org

Разработка системы началась еще в 1999 году в Цюрихском университете (Швейцария) , где она является основной образовательной платформой электронного обучения.

10. OpenACS

  • Официальный сайт: http://openacs.org
  • Текущая версия: 5.3.1
  • СУБД: ORACLE
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

Open Architecture Community System - это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

11. LRN

  • Официальный сайт: http://dotlrn.org
  • Текущая версия: 2.2.1
  • СУБД: ORACLE
  • Скачать LiveCD: http://e-lane.org/pub/knoppix-elane_EN_2005-10-12.iso
  • Поддержка русского языка: есть

На сайте предлагается возможность загрузить LiveCD, чтобы попробовать систему локально на домашнем компьютере.

12. COSE

  • Официальный сайт: http://www.staffs.ac.uk/COSE/
  • Текущая версия: 2.1
  • Языки приложения: PERL , JAVA

13. LON-CAPA

  • Существует возможность установки через репозитарий: для FC6 http://install.loncapa.org/versions/fedora/6/FC6_loncapa_yum.conf
  • Языки приложения: PERL

14. ELEDGE

  • Официальный сайт:
  • Разработчик: University of Utah
  • Текущая версия: 3.1.0
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL

Не обновляется с 2003 г.

15. Colloquia

  • Официальный сайт: http://www.colloquia.net/
  • Текущая версия: 1.4.3
  • Языки приложения: JAVA
  • Поддержка русского языка: нет

Эта система предназначена для организации обучения он-лайн в сетевой среде с использованием технологий Интернета. Система обеспечивает многообразие процедур обучения он-лайн, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в учебном заведении. Moodle позволяет инсталляции образовательных ресурсов (учебных материалов) и обеспечивает средствами доступа к ресурсам и управления ими; обеспечивает коммуникационную взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемого в форме интернет-конференций, форумов, дискуссий, а также обмена посланиями, содержащими, в частности, задания для учащихся, выполнение задач и комментарии. В системе предусмотрена возможность спецификации категорий (Category) учебных курсов, например, таких, как Office work,

Teaching and Learning, и группировка курсов по категориям. Учебные курсы могут включать такие материалы, как аннотации курсов, ресурсы, задачи, темы обсуждений. Ресурсы курсов могут представляться многообразием организационных компонентов, среди которых текстовые страницы, веб-страницы, файлы различных форматов, веб-сайты, директории (text page, web page, file, web site, directories). В курсах устанавливаются следующие параметры: дата начала курса (Course start date), срок подачи заявок (Enrollment period), количество уроков (тем, занятий) (Number of weeks / topics), выраженных в количестве недель или темах уроков, темах форумов. Кроме того, курсы могут иметь специальные ключи (Enrollment key), обеспечивающие доступ к учебным материалам курса зарегистрированных и принятых на курс слушателей. В Moodle предоставляются сведения о курсах, их тьюторов и сроки их проведения.

Авторы курсов формируют соответствующие учебные материалы, а тьюторы проводят зачисление студентов и организуют учебный процесс. Для обучения Moodle имеет следующие возможности: использует педагогику социального конструкционизма, которая включает взаимодействие, активное обучение, критическую рефлексию и тому подобное; имеет простой, эффективный, совместимый для разных браузеров веб-интерфейс; список курсов содержит описание каждого курса на сервере курсы разбиваются на категории, механизм поиска курсов; большинство текстовых элементов (ресурсов, форумов, задач и т.д.) могут быть отредактированы с помощью внедренного WYSIWYG HTML редактора; предлагается широкий спектр активностей для построения учебного процесса; для коммуникации и социализации в курсе преподаватель может использовать такие инструменты, как форумы, чаты, wiki, систему обмена сообщениями, блоги и т.

Moodle включает следующие наиболее используемые модули: Сертификация - модуль создает PDF сертификаты / дипломы для студентов курса и полностью настраиваемым. Можно разработать собственный дизайн печатного сертификата: добавить рамки, водяные знаки, печати и даже показать степень / уровень изучения информации. Благодаря Elluminate Live! Meeting - Moodle становится частью виртуального веб-видео класса, включая двустороннее аудио-общения, интерактивные доски, мгновенный обмен сообщениями и модератор инструментов. Это нестандартный модуль и блок, который требует покупки 3rd Party службы. Галерея - позволяет использовать встроенные галереи изображений.

LAMS - основа системы управления учебной деятельностью (Learning Activity Managment System) и используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн- материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материала в визуальном учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав этого типа курса входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной, так и на коммуникативной компоненте.

SCORM / AICC - это один из элементов курса, который позволяет преподавателю опубликовать любой пакет формата SCORM или АИСС в составе материалов курса. Пакет SCORM - это набор веб-контента, соответствует международному стандарту объектов учебного назначения SCORM. Этот набор может включать web-страницы, графику, программы на JavaScript, Flash-презентации и другие составляющие, работающих в веб браузере. Этот модуль помогает интегрировать в учебный курс любой пакет, соответствующий стандарту SCORM.

Wiki - это средство для совместного создания документов несколькими людьми, который имеет собственную простой язык разметки, используемый просто в окне браузера. Модуль Wiki позволяет студентам работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержание страницы. Предыдущие версии документа не изымаются и могут быть восстановлены в любой момент.

Анкета - модуль содержит несколько готовых анкет, которые помогают преподавателю выяснить психологические особенности студентов, имеющих отношение к дистанционному обучению. База данных позволяет преподавателям и / или студентам создавать, показывать и осуществлять поиск среди введенных записей базы. Формат и структура записей могут быть почти неограниченными, включать картинки, поля, Интернет - адреса, числа или простой текст.

Глоссарий - толковый словарь, содержащий статьи по определению определенных сроков. Студентам предоставляются удобные средства поиска нужного термина в глоссариях. Преподаватель также может не только давать определения терминов, но и привлекать к этой работе субъектов обучения, контролируя корректность предлагаемых ими определений. Задача (ответ несколькими файлами, файлом, текстом, вне сайта) - модуль, позволяющий организовать выполнение задач студентами. С его помощью можно: передавать содержание задания студентам; устанавливать сроки его выполнения; устанавливать максимальную оценку, которую может получить студент задачу; задавать форму предоставления ответа преподавателю (файл загружается на сайт, личная беседа с преподавателем, сообщение по электронной почте); давать комментарии к выполненной работы; позволять студенту менять свой ответ с повторным тестированием.

Книга - способ представления многостраничных документов, содержащий перечень разделов книги в виде ссылок, нажимая на которые, можно быстро переходить от одного раздела к другому.

Опрос - преподаватель задает вопросы и определяет несколько вариантов ответов. Один из возможных вариантов - проведение голосования между пользователями. Это может быть полезным для стимулирования мышления, для выяснения общего мнения в процессе исследования проблемы.

Рабочая тетрадь - преподаватель просит письменное высказывание студентов на определенную тему, с возможностью редактирования и улучшения своего ответа позже. Ответ является частной и доступна только для преподавателя, что может сделать комментарий и поставить оценку для каждой записи. Конечно одной тетради в неделю достаточно.

Семинар - вид занятий, где каждый участник не только выполняет свою работу, но и оценивает результаты работы других участников семинара. Для этого преподаватель может предусмотреть применение различных стратегий оценивания.

Управление Семинары (сбор работ, направление их на проверку, отображения результатов и т.п.) осуществляется автоматически.

Тест - набор задач для оценки знаний студентов. Все тестовые задания сохраняются в базе данных и могут быть использованы заново. Тест в Hot Potatoes - позволяет преподавателю управлять через Moodle тестами, разработанные во внешней программе Hot Potatoes.

Урок (практикум) - модуль, с помощью которого создается комплект взаимосвязанных страниц. Каждая из страниц имеет информационный раздел и раздел контроля его усвоения.

Форум - место, где происходят все обсуждения. Форумы могут иметь различную структуру и содержать оценки для сообщений. Сообщение форумов можно увидеть в четырех различных форматах, и они могут содержать дополнительные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии новых сообщений на e-mail.

Чат - это средство для проведения синхронных дискуссий в реальном времени. Чат имеет существенное отличие от форума - средства асинхронного общения, поскольку форум не предусматривает одновременности подключения его участников.

  • Что такое Moodle?

    Что такое Moodle?

    Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS. Эти абревиатуры можно расшифровать следующим образом:

    • CMS - course managment system - система управления курсами
    • LMS - learning managment system - система управления обучением

    Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.

    Широкую популярность ей обеспечили простота использования и открытый исходный код. Сама система распространяется по лиценции GNU GPL и вам не придется производиться лицензионные отчисления в пользу разработчика.

    Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:

    1. Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты
    2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
    3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
    4. Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.
  • Moodle в современном образовании

    Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт учителя и ученика. Cуществуют способы интенсифицировать процесс обучения используя методы и средства электронного обучения. Мы предлагаем использовать возможности электронного обучения, или как его еще называют e-learning, на основе системы управления электронными курсами Moodle .

    Moodle можно использовать для организации:

    1. Дистанционного обучения - при котором преподаватель и ученик большую часть времени не встречаются лично друг с другом.
    2. Дистанционной поддрержки очного образования - используя средства электронного обучения учащийся может получать задания и отправлять их на проверку используя систему Moodle
    3. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle .

    Система Moodle может обеспечить:

    1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
    2. Прочное усвоение знаний
    3. Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если ученик работает он контактирует с преподавателем.
    4. Индивидуализацию обучения
    5. Экономию времени и денег - отпадает необходимость тратить время и деньги на учебные занятия
  • Проблемы применения Moodle

    Проблемы применения Moodle

    Одной из первых проблем, с которой могут столкнуться желающие организовать электронное обучение, является решение технических вопросов связанных с этой системой.

    Это объясняется, в первую очередь, отсутствием доступных и грамотно составленных инструкций и рекомендации по работе с системой на русском языке. А также очень широко распространенным мнением, что Moodle - это очень сложно и доступно лишь специалистам с IT-образованием.

    На самом деле Moodle может успешно применяться для дистанционного обучения и поддержки очного образования практически любым педагогом, обладающим базовыми навыками работы на компьютере.

    Этот сайт посвящен как раз решению этой основной проблемы, препятствующей более широкому распространению Moodle и дистанционного обучения в целом, в русскоязычном секторе сети интернет.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...