Стили преподавания (педагогического руководства).

Успешное выполнение учителем его профессионально-педагогических задач во многом зависит от конкретных социально-психологических условий его деятельности, в том числе и от социально-психологического климата учебно-воспитательного коллектива. Сам социально-психологический климат в любом сообществе является, по сути дела, прямым следствием психологически оправданной реализации руководителем своих функций. Реализуя определенный стиль руководства, учитель влияет на формирование того или иного типа взаимоотношения в учебно-воспитательном коллективе. При всей неповторимости стиля педагогической работы каждого конкретного учителя можно выделить и охарактеризовать ряд наиболее распространенных стилей педагогического руководства учащимися. Понятно, что особенности стилистики педагогического руководства наиболее жестко сказываются, когда дело касается подростков, которые, как правило, если и готовы признать право за учителем на руководство и согласны в этой ситуации на роль ведомых, то только в том случае, когда подобную позицию они занимают по собственному убеждению, а никак не в связи с автократическим ролевым давлением со стороны педагога.

Исповедующий авторитарный стиль руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности классного коллектива, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает достигнутые результаты. В наиболее ярко выраженной форме подобная позиция учителя проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащимся не предоставляется даже право на обсуждение проблем, имеющих к ним непосредственное отношение. Любая инициатива школьников воспринимается таким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство. Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки, а в случае противодействия школьников властному давлению учителя ведет к конфронтации. Как показали многочисленные психологические исследования, педагоги, придерживающиеся авторитарного стиля руководства, недооценивают возможности, самостоятельность, инициативу, коллективизм учащихся. Для таких педагогов характерен низкий уровень понимания учащихся, оценка которых в основном зависит от показателей их успеваемости. Авторитарный учитель, как правило, ограничивается констатацией поступка школьника, не принимая во внимание его мотивы, не ставя своей целью объяснение поведения ребенка. Несмотря на то что внешние показатели успешности работы авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего находятся на достаточно высоком уровне, социально-психологический климат в таких классных коллективах, как правило, нельзя расценивать как благополучный. Невозможность в подобном учебно-воспитательном коллективе достичь взаимной позитивной персонализации учителя и школьников неизбежно сказывается на процессе формирования личности последних и на направленности неформальных ученических сообществ.

Попустительский стиль руководства характеризуется стремлением педагога максимально облегчить свою задачу и не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обязанности, такой учитель на деле пытается самоустраниться от руководства, избежать роли воспитателя, ограничившись выполнением лишь преподавательской функции. Этот стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами школьной жизни. Следствием подобного подхода учителя к решению своих профессионально-педагогических задач оказывается, как правило, потеря им контроля над школьниками, отсутствие у него адекватных, отражающих реальность знаний о взаимоотношениях в классном коллективе, неспособность позитивно влиять на становление личности учащихся. Успеваемость и дисциплина в классах, руководимых таким учителем, как правило, неудовлетворительны. На первый взгляд попустительский стиль руководства прямо противостоит авторитарному. Но при внимательном рассмотрении в позициях педагогов, придерживающихся указанных типов взаимоотношений с учащимися, прослеживается много общего. В первую очередь это явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание особенности своего положения в учебно- воспитательном коллективе.

Подлинной альтернативой и авторитарному, и попустительскому стилям руководства служит демократический стиль – единственно в психологическом плане оправданный, конструктивный и эффективный. Придерживающийся демократического стиля руководства учитель ориентирован на повышение активности учащихся, на привлечение каждого к решению общих дел. Основной рычаг управления, используемый таким педагогом, – опора на сам класс. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем и спорных вопросов учащиеся коллегиально приходят к тому или иному решению, которое приобретает силу закона в случае одобрения его учителем. Демократический стиль руководства учащимися – единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и школьников. Для учителей, придерживающихся демократического стиля руководства, характерно активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким педагогам свойственны глубокое понимание школьника, способность выявить ведущие цели и мотивы его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Несмотря на то что по формальным показателям своей деятельности эти учителя иногда несколько уступают своим авторитарным коллегам, социально-психологический климат в руководимых ими классах всегда несравнимо более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим, терпимостью к справедливой, конструктивной критике, готовностью принять на себя ответственность в ситуации групповой неудачи. Демократический стиль педагогического руководства, стимулируя учащихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену группы и тем самым является серьезной гарантией возможности достичь взаимной персонализации всех участников образовательного процесса, готовности и способности к взаимному личностному видению и различению педагога и подавляющего большинства учащихся-подростков.

В то же время совершенно очевидно, что в повседневной педагогической работе современный учитель не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного характера. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами относительно низкого уровня социальнопсихологического развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль руководства, в качестве главного стержня которого выступают взаимопонимание учителя и учащихся.

Одни и те же характеристики индивидуальности педагога принципиально по-разному проявляются и воспринимаются в сообществах различного уровня развития. Так, например, его разумная требовательность в высокоразвитом классе может выступить одним из тех оснований, на которых строится авторитет его личности. В классах же, не достигших высокого уровня социально-психологического развития, эта же личностная характеристика, будучи расценена школьниками как излишняя строгость и придирчивость, может оказаться серьезным препятствием, мешающим педагогу находить общий язык с учащимися-подростками.

Безусловно, уже сама ролевая позиция учителя предполагает обязательность выполнения им целого ряда функций, непосредственно связанных с принятием различных решений, определяющих жизнедеятельность учебно-воспитательного коллектива. В связи с этим существует мнение, согласно которому учитель как бы изначально, вне зависимости от своей профессиональной подготовленности и личностных свойств наделен в глазах учащихся устойчивым авторитетом. В определенном смысле так оно и есть, если понятие "авторитет" рассматривать как синоним "власти", а авторитетным считать учителя, который легко добивается от своих подопечных подчинения и любой совет которого воспринимается ими как приказ, подлежащий немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания еще ни о чем не говорит. Порой демонстрируемое некоторыми школьниками послушание может быть лишь показным. В этом случае учащийся, поведение которого внешне полностью отвечает предъявляемым ему требованиям, в ситуации, когда внешний контроль по тем или иным причинам оказывается ослаблен, принципиально меняет свой образ действий. Таким образом, немаловажно, чем мотивировано такое поведение учащегося, почему мнение педагога оказалось для него определяющим. Причины, выявляемые социальной психологией, здесь могут быть принципиально различными. Как правило, в основе послушания лежит доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутренняя готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемое последним решение. Но случается, что картина внешнего благополучия скрывает лишь покорность и боязнь проявить самостоятельность. Упрочение же подлинного авторитета приводит к признанию за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это ни в малейшей степени не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их поведения. Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, подстегивает их инициативу, стремление творчески, вдумчиво, заинтересованно работать. Жизнедеятельность подлинного коллектива попросту невозможна без власти авторитета личности, власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия, следствием успешной проверки педагога на профессионализм и компетентность.

По-иному складывается ситуация, если педагог ориентирован преимущественно на превосходство своей ролевой позиции. Характерные для данного стиля руководства авторитарные методы ролевого давления закономерно приводят к потере школьниками интереса к учебе, к безволию, к бездумному, слепому повиновению. Авторитет роли или, точнее, авторитет власти, не подкрепленный авторитетом личности, оказывает на учащихся деморализующее влияние, неизбежно порождая стремление уйти от ответственности, не брать на себя груз самостоятельных решений. Это утверждал и А. С. Макаренко, противопоставлявший всем разновидностям ложного авторитета – "авторитету подавления", "авторитету расстояния", "авторитету педантизма" и т.п. – подлинный авторитет личности педагога. Наличие авторитета личности не исключает, а, наоборот, предполагает авторитет его роли.

Психологические аспекты педагогического руководства

Для подготовки к занятию студенту необходимо изучить материал лекции, приложение и дополнительные источники, указанные в списках литературы.

Теоретические вопросы

1. Соотношение понятий лидерство и руководство в социальной психологии.

2. Качества и черты личности лидера. Слабые и высокие навыки руководства.

3. Понятие стиля педагогического руководства.

4. Приемы педагогического руководства.

5. Классификации стилей педагогического руководства.

Задания для самостоятельной домашней работы

6. Назовите психологические аспекты стиля педагогического руководства. Что такое «оптимальное педагогическое общение»? (по А.А. Леотьеву). Что такое оптимальная социальная дистанция учителя?

7. По каким признакам можно определить преобладающий стильпедагогического руководства учителя.

8. Какие классификации стиля педагогической деятельности вы знаете?

9. Охарактеризуйте влияние стиля педагогического руководства на личность и мотивацию обучающегося.

Задания для самостоятельной работы на занятии

Групповое обсуждение педагогических ситуаций (приложение 2)

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. – 192 с.


Приложение к занятию

Стили педагогического руководства

1. Понятие стиля педагогического руководства.

2. Приемы педагогического руководства.

3. Классификации стилей педагогического руководства.

4. Психологические аспекты стиля педагогического руководства.

4.1. Понятие «оптимальное педагогическое общение» (по А.А. Леотьеву).

4.2. Оптимальная социальная дистанция учителя.

4.3. Признаки стиля педагогического руководства (с точки зрения разных ученых).

5. Классификации стиля педагогической деятельности(с точки зрения различных ученых).

6. Влияние стиля педагогического руководства на личность обучающегося.

Понятие стиля педагогического руководства

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

Стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова - устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.



По Е.А. Климову индивидуальный стиль деятельности в узком смысле - «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… Индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно приходит человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности».

Определяя особенности стиля поведения, исследователи отмечают, что в ситуациях затруднения, конфликта люди выделяют 10 индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества и защиты .

Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, навыки, умения, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми: организовывать свои отношения с учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В 1938 г. немецкий психолог К. Левин впервые провел экспе

риментальное исследование психологического климата и стиля

руководства. Десятилетние школьники были объединены в че

тыре кружка- «клуба», которые занимались изготовлением иг

рушек. Все кружки занимались по одной программе, у них бы

ли одинаковые условия.

Отличие заключалось в стиле руководства. Инструкторы де

тический и попустительский. Педагоги менялись местами каж

обращался с детьми, командовал, пресекая любую творческую

инициативу, наказывал и миловал, давал указания. Инструк

тор демократического стиля акцентировал внимание не на лич

ности, а на фактах, обсуждались занятия и вся проделанная ра

бота всем классом.

Инструктор попустительского стиля пустил весь ход обучения

на самотек, дети занимались тем, чем хотели. При подведении

была проявлена наибольшая враждебность во взаимоотноше

ниях, а также непокорность либо заискивание.

Работы было выполнено много, но психологический кли

мат был нездоровым.

Климат при попустительском стиле оказался гораздо более

благоприятным, т. е. не было напряжения в общении, хотя и не

наблюдалось улучшения в отношениях. Работы было выполне

но очень мало и качество ее оказалось очень низким.

Самым эффективным оказался демократический стиль руко

водства. Отношения становились гораздо более теплыми, дети

сдружились, с педагогом складывалось взаимопонимание и ува

жение. В группе возникло самоуправление. Дети в работе были

активными, в заданиях проявляли творческую инициативу;

у большинства появилась уверенность в собственных силах,

способностях, желание создавать новое, а также чувство гордо

сти за общие успехи. Повысилось не просто качество работы,

но появились еще и новые оригинальные идеи ребят. Колич

ественные результаты были несколько ниже, чем при авторитар

ном стиле. Более поздние исследования лишь подтвердили ре

зультаты эксперимента Левина.

Педагогическое исследование - это такое общение, в про

цессе которого осуществляются социальноролевые и функ

циональные обязанности педагога по руководству процессом

обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенно

сти этого общения и руководства, зависят эффективность про

цессов обучения и воспитания, особенности развития лично

сти и формирования межличностных отношений в учебной

В более позднем исследовании А. А. Бодалева обнаружилось,

ников таких качеств, как самостоятельность, требовательность

к другим. Стиль взаимодействия педагога с учащимися опреде

ляет особенности того, как его воспринимают ученики, и инте

рес к учебе у детей зависит от особенностей обращения учителя

с учениками. От учителя требуются большая практическая под

готовка, педагогическая гибкость и умение творчески подхо

дить к решению возникающих задач, которые и определяют

уровень его педагогического мастерства.

Внешкольные формы воспитания

Одной из старейших внешкольных форм воспитания являет

ся бойскаутизм, возродившийся после длительного запрета. Ос

нователем скаутского движения является английский полковник

Роберт Баден=Пауэлл, создавший среди английских подростков

организацию скаутов, т. е. разведчиков. Эта организация должна

была в серьезной деятельности и в играх воспитывать английскую

молодежь, готовить ее к службе отечеству, т. е. прививать рыцар

ский дух.

В 1909 г. в Англии и в других странах получила популярность

книга полковника «Юный разведчик», в которой были изложе

ны основные принципы организации. Капитан русской армии

Олег Иванович Пантюхов, вдохновившись идеями этой книги,

основал первый отряд русских скаутов. В него вошли семеро

мальчиков.

В то время в России уже существовала внешкольная детская

организации, имевшая название «потешные войска» или просто

«потешные». В ней мальчики учились маршировать строем, петь

строевые песни, выполнять приемы деревянными ружьями. Это

были военизированные отряды для молодежи, созданные в 1908 г.

Министерством просвещения. Пантюхов отвергал милитари

зацию детей. Свой отряд он назвал «Бобер».

Правила русских скаутов были одинаковыми с английскими.

Вот некоторые из них: исполнять свой долг перед Богом, Роди

ной и Государем; быть честным и полезным гражданином Рос

сии; никогда не падать духом, помогать всем людям и животным.

Многие атрибуты скаутов позднее переняли пионеры.

В Советском Союзе очень широко велась внешкольная рабо

та. Существовали такие организации, как Дворцы и Дома пио

неров, пионерские лагеря, станции юных техников, натура

листов, туристов, спортивные, музыкальные, художественные

школы, детские театры, клубы юных моряков, пожарников,

строителей и др.

Сегодня, после распада СССР, некоторые организации оста

лись, некоторые возрождаются. Требования к внешкольным

организациям вытекают из общих принципов организации внеш

кольной работы.

Это свободный выбор детьми характера творческой дея

тельности, сочетание массовых, групповых и индивидуаль

ных форм воспитательной работы, сочетание методов просве

щения, организации деятельности детей, стимулирования

творческой деятельности и контроля за эффективностью вос

питания детей.

К массовым формам работы относятся лекции о достиже

ниях науки и техники, экологических и нравственных проблемах,

встречи с деятелями искусства, науки, ветеранами ВОВ, коллек

тивный просмотр кинофильмов, проведение выставок детского

творчества, организация олимпиад, смотров, конкурсов, аттрак

ционов и т. д.

Групповые формы работы охватывают кружки, секции, клу

бы, бригады, студии и др. Индивидуальные формы внешкольной

работы проводятся во внешкольных учреждениях, включающих

выполнение учениками творческих индивидуальных заданий, за

нятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изо

бразительную деятельность в художественных школах, индиви

дуальные занятия на компьютере и др.

Стиль - это индивидуально-своеобразная манера действования и поведения человека (А.А. Бодалев). Исходя из этого, под стилем педагогического общения понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (В.А. Кан-Калик). К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, с которыми он общается. Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе

Общение на основе увлеченности

совместной деятельностью

Предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок

Общение на основе дружеского расположения

Проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к группе учащихся, в стремлении понять мотивы их деятельности и поведения, в открытости контактов. При этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности»

Общение-дистанция

Педагог и воспитанник занимают разные социальные позиции, поэтому должна существовав дистанция в их отношениях. Эта дистанция должна быть для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу в свою очередь важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении

Общение-устрашение

Строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе; ориентирует детей на то, чего делать нельзя

Общение-заигрывание

Основывается на желании педагога нравиться воспитанникам, завоевать у них авторитет, который скорее всего будет «дешевым», ложным. Нередко характерен для молодых педагогов

Общение-превосходство

Характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей, мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся

Если первые два стиля являются гуманистическими, субъект-субъектными взаимодействиями «педагог - воспитанник», то общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство относятся к негативным стилям и характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками.

Охарактеризованные стили педагогического общения связаны со стилями педагогического руководства (см. схему 86, с. 188). Стиль педагогического руководства - характерная манера и преобладающие способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой воспитанников. Традиционно выделяют авторитарный, демократический, попустительский (либеральный) стили педагогического руководства.

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства.

Стили педагогического руководства (управления)

Авторитарный стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Педагог единолично задает цели и способы деятельности, проявляет чрезмернуютребовательность, пренебрегает мнением и инициативой учащихся. Воспитанники находятся в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладаег официальный, начальственный тон в обращении (указания, поучения, приказ, инструкция, окрик). Данный стиль педагогического руководства тормозит развитие личности, подавляет ее активность, порождает неадекватную самооценку, воздвигает смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками

Попустительский (либеральный) стиль можно выразить словами: «Как все идет, так пусть и идет». Отсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива и отдельных учащихся. Тон и формы (увещевания, уговоры и т. п.) обращения диктуются желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависят от настроения педагога. Данный стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способствует развитию личности, не побуждает учащихся к инициативе, самостоятельности. Отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог - воспитанник»

Демократичный стиль можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Общение и деятельность педагога и учащихся строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он поддерживает право воспитанников на собственное мнение и на свою позицию, поощряет их активность, инициативу. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основными формами обращения учителя являются совет, рекомендация, просьба. Этот стиль способствует развитию личности, побуждает к самостоятельности, стимулирует высокую адекватную самооценку и способствует установлению гуманных взаимоотношений.


Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Зависимость педагогического процесса от стиля педагогического руководства учителя………………………………………..

1.1. Понятие педагогического общения и педагогического руководства

1.2. Стили педагогического общения и педагогического руководства…..

1.3. Влияние стиля педагогического руководства на эффективность педагогического процесса……………………………………………………..

Глава 2. Опытная работа по определению стиля педагогического руководства учителя…………………………………………………………...

2.1. Определение стиля педагогического руководства учителя…………..

2.2. Анализ полученных результатов……………………………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………...

Приложения…………………………………………………………………….

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время среди учащихся наблюдается значительное снижение интереса к учению, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве получаемого ими образования.

Можно утверждать, что интерес к учебе у детей зависит не столько от трудно-стей школьной жизни, сколько от особенностей обращения учителя с учениками. От того, каковы стилевые особен-ности педагогического общения и руководства, в существенной мере зависит и эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе, нравственно-психологическая атмосфера детского коллектива.

Таким образом, актуальным становится изучение и формирование индивидуального стиля педагогического общения и педагогического руководства учителя.

Цель исследования – определить стиль педагогического руководства учителя.

Объект исследования – деятельность педагога по руководству процессом обучения и воспитания.

Предмет исследования – индивидуальный стиль педагогического руководства учителя.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности различных стилей педагогического руководства и их влияние на эффективность педагогического процесса.

2. Определить стиль педагогического руководства учителя.

Методы исследования – теоретический анализ литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование учителя и старшеклассников.

База исследования – учитель иучащиеся 9-х классов МОУ СОШ №129 г. Омска.

Глава 1. Зависимость педагогического процесса от стиля педагогического руководства учителя

1.1. Понятие педагогического общения и педагогического руководства.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является чёткость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения .

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обуслов-лена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъек-тов этого общения.

Под педагогическим общением также понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций.

Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.

1.2. Стили педагогического общения и педагогического руководства.

Чтобы ответить на этот вопрос, что такое стиль общения, обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль - это индивидуально-своеобразная манера действования.

В. А. Кан-Калик определял стиль педагогического общения как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога (владение перцептивными и вербальными коммуникативными умениями); сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников. Будучи социально и нравственно насыщенной категорией, стиль общения отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессиональную компетентность.

Таким образом, стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его профессионализма, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

Стиль общения и руководства зависит и от нравственных установок педагога - от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит также от знаний основ педагогики и психологии общения.

Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.

В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

    общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью , которое предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его нравственных установок.

    общение на основе дружеского расположения , которое можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Этот стиль проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Такое общение стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками. Однако при этом стиле дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определённая мера дистантности сохраняет суверенность каждого из участников общения.

    общение-дистанция , часто используемое как опытными, так и начинающими педагогами. Дистанция необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции, но она должна быть основана на авторитете. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом.

    общение-устрашение , которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя. При этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества.

    общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным). При таком стиле общения педагог начинает кокетничать с детьми, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

    общение-превосходство , характеризующееся желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства.

Первое экспериментальное психологическое исследо-вание стилей руководства было проведено в 1938 году не-мецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

    Демократический (тактика сотрудничества).

    Попустительский (тактика невмешательства).

При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

При попустительском (либеральном) стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Учитель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь преподаванием. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры.

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

Нетрудно заметить, что такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения и руководства.

1.3. Влияние стиля педагогического руководства на эффективность педагогического процесса.

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.

Как показывают исследования, педагогов, придерживающихся авторитарного стиля руководства , отличает непонимание детей, неадекватность оценок, основанных лишь на показателях успеваемости. Авторитарные педагоги акцентируют внимание на негативных поступках учащихся, не принимая во внимание их мотивы. Такие внешние показатели успешности их педагогической деятельности как успеваемость и дисциплина чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в коллективе, как правило, неблагополучна. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков. Противодействие воспитанников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства нет целенаправленного взаимодействия «учитель-ученик». Следствием этого является отсутствие контроля деятельности учащихся и динамики развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Для педагогов, придерживающихся демократического стиля руководства , характерны активно-положительное отношение к школьникам, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений. При демократическом стиле педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. По внешним показателям своей деятельности педагоги этого стиля руководства уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим.

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае учитель должен быть в целом ориентирован на демократический стиль руководства, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

Глава 2. Опытная работа по определению стиля педагогического руководства учителя

2.1. Определение стиля педагогического руководства учителя.

Исследование проводилось в Средней общеобразовательной школе №129 города Омска. В опытной работе принимали участие учащиеся 9 «А» (18 человек) и 9 «Б» (19 человек) классов, возраст которых составлял 14-16 лет, и учитель русского языка и литературы. Опыт работы преподавателя в школе составляет более 20 лет, 11 из которых в должности директора школы. В данном образовательном учреждении он преподаёт менее года.

Для изучения индивидуального стиля педагогического руководства преподавателя использовалось анонимное анкетирование учащихся, анкетирование учителя на предмет оценки собственного стиля педагогического руководства, а также внешнее педагогическое наблюдение.

Анкета для школьников была разработана на основе методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова. Опросник содержал 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия учителя и учащихся. Каждая группа состояла из трех утверждений, обозначенных буквами a, b, c, которые соответствовали авторитарному, демократическому и попустительскому стилю педагогического руководства (см. Приложение 1, 2). Анкетируемым предлагалось внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует их мнению о преподавателе и отметить выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

Первым в исследовании принимал участие 9 «А» класс. Результаты анкетирования представлены в Таблице 1, где указано число учащихся, выбравших вариант ответа, соответствующий одному из стилей педагогического руководства.

Таблица 1.

Результаты анкетирования 9 «А» класса

вопроса

Диаграмма 1 наглядно иллюстрирует общий результат исследования в 9 «А» классе.

Диаграмма 1

Соотношение стилей педагогического руководства в деятельности учителя, по мнению учащихся 9 «А» класса

Демократический стиль педагогического руководства

Таблица 2 отображает результаты анкетирования 9 «Б» класса.

Таблица 2

Результаты анкетирования 9 «Б» класса

вопроса

стиль педагогического руководства

Демократический стиль педагогического руководства

Попустительский стиль педагогического руководства

вопроса

стиль педагогического руководства

Демократический стиль педагогического руководства

Попустительский стиль педагогического руководства

Общий результат исследования в 9 «Б» классе показан на Диаграмме 2.

Диаграмма 2

Соотношение стилей педагогического руководства в деятельности учителя, по мнению учащихся 9 «Б» класса

Попустительский стиль педагогического руководства

Чтобы определить, как преподаватель оценивает собственный стиль педагогического руководства, была использована дополненная методика Маленковой Н.Л. «Определение собственного стиля педагогического руководства» (см. Приложение 3). Учителю предлагалось представить себя в воспитательной или учебной ситуации и оценить, насколько часто, или, наоборот, редко он поступает так, как указано в высказываниях. При ответе необходимо было обвести цифру от 1 до 5, соответствующую частоте указанных действий.

Для определения результата обведенные значения складываются по трем группам: авторитарный стиль – сумма высказываний №1, №4, №7, №11; попустительский – №2, №5, №8, №10; авторитетно-демократический - №3, №6, №9, №12. Если суммарные оценки низки, то трудно говорить об устоявшемся стиле педагогического руководства. Стиль диагностируется, если по одной из шкал набрано не менее 12 баллов. Если две или три суммарные оценки более 12 баллов, то можно говорить о смешанном стиле руководства. Полученные значения представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования преподавателя

вопроса

Балл

Таким образом, сумма баллов, соответствующая авторитарному стилю педагогического руководства, равняется 7, попустительскому – 13, авторитетно-демократическому – 14. Это говорит о смешанном стиле руководства, а именно: демократическом и либеральном.

Соотношение стилей руководства учителя также можно представить в виде диаграммы (см. Диаграмма 3).

Диаграмма 3

Соотношение стилей педагогического руководства в деятельности учителя, по мнению самого учителя


Демократический стиль педагогического руководства

Попустительский стиль педагогического руководства

В ходе наблюдения за деятельностью учителя и учащихся во время урока были отмечены благоприятный психологический климат и оживлённая атмосфера совместной деятельности в обоих классах. Преподаватель поощрял инициативу и активность учеников, адекватно оценивал их ответы, с интересом выслушивал мнения школьников, предлагал им творческие задания и выражал удовлетворённость их деятельностью. В то же время учитель был требователен и соблюдал определённую дистанцию в отношениях с учениками. Основными формами обращения являлись просьба, рекомендация, однако в 9 «Б» классе преподаватель несколько раз прибегнул к окрику в целях поддержания дисциплины на уроке. Преподавателя характеризует также дружелюбное отношение к учащимся, но создалось впечатление некоторой скованности в общении с ними. В конце урока после обсуждения плана следующего занятия учитель поблагодарил учеников за их работу на уроке.

      Анализ полученных результатов

В ходе исследования выявилось незначительное расхождение в оценке стиля руководства учителя двумя параллельными классами. Доля авторитарного стиля управления в 9 «А» классе соответствует 19%, демократического – 50%, попустительского – 31%. В 9 «Б» классе 23%, 60% и 17% соответственно. Это может быть связанно с более низким уровнем социально-психологического и личностного развития учащихся 9 «Б» класса, так как наблюдение показало более низкую подготовленность учеников к уроку, а также сравнительно невысокий уровень дисциплины по сравнению с 9 «А» классом.

При анкетировании учителя его стиль руководства был определён как смешанный (демократический и попустительский), что в целом не противоречит мнению учащихся.

При наблюдении было установлено преобладание демократического стиля педагогического руководства учителя с элементами авторитарного (особенно в 9 «Б» классе). Это соответствует результатам анкетирования.

Причиной скованности в общении с учащимися может служить непродолжительный срок работы в данном коллективе (менее года), а также присутствие на уроке наблюдателя.

Для повышения эффективности педагогического процесса преподавателю можно воспользоваться системой формирования индивидуального стиля общения, предложенной В. А. Кан-Каликом и состоящей из следующих этапов:

1) изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;

2) установление позитивных и негативных моментов в личностном общении; работа по преодолению застенчивости, скованности;

3) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;

4) овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанников);

5) закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.

Заключение

Исследование стилей педагогического руководства учителей, выявления причин предпочтения того или иного из них, а так же разработка мер по повышению эффективности образовательного процесса является актуальным направлением исследования в наши дни в связи с резким падением учебной мотивации и познавательного интереса среди школьников.

В данной учебно-исследовательской работе был исследован индивидуальный стиль педагогического руководства, проведено анкетирование учащихся и преподавателя, и выявлена оценка стиля руководства учителя.

Данные анкетирования показали, что для преподавателя характерен смешанный стиль педагогического руководства. Педагогическое наблюдение подтвердило полученные результаты. Также выдвинуто предположение о причинах расхождения результатов между классами, что соответствует мнению о том, что стиль педагогического руководства зависит от особенностей учебной группы: пола и возраста детей, уровня их интеллектуального и социального развития.

Был предложен способ повышения эффективности деятельности учителя путем формирования индивидуального стиля педагогического общения соответствующего индивидуальным особенностям, как преподавателя так и учащихся.

Литература

    Бордовская, Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)

    Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – Спб.: Питер, 2004. – 701с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).

    Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введениев педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /под ред. А. С.Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

    Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. Сластёнина В.А. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.

    Юлия Корчагина. Навстречу подростку. Конфликт учителя и ученика//Здоровье детей. – 2009. – №19. Режим доступа: http://zdd.1september.ru/articles/2009/19/12

    http://azps.ru/tests/3/test7.html

Приложение 1

Опросник «Определение стиля педагогического руководства учителя»

    1. Учитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.

      Старается все решать вместе с учениками, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

      Некоторые важные дела решаются фактически без участия учителя, его функции выполняет актив класса.

    1. Всегда что-нибудь требует, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

      Требует так, что хочется выполнить.

      Требовать не умеет.

    1. Старается подбирать способных, ответственных учеников в актив класса.

      Учителю безразлично, кто состоит в активе класса.

      Он добивается безотказного исполнения и подчинения актива класса.

    1. Его интересует только выполнение учебного плана, а не отношение учеников друг к другу.

      В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

      Решая учебные задачи, старается создать хорошие отношения между учениками в классе.

    1. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

      Инициатива актива класса учителем не принимается.

      Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

    1. На критику учитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

      Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

      Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

    1. Складывается впечатление, что учитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

      Ответственность распределяет между собой и учениками.

      Учитель единолично принимает решения или отменяет их.

    1. Регулярно советуется с классом.

      Ученики не только советуют, но и навязывают своё мнение учителю.

      Не допускает, чтобы ученики ему советовали, а тем более возражали.

    1. Обычно советуется с активом класса, а не со всем учениками.

      Регулярно общается с активом класса, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

      Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать учеников.

    1. Всегда обращается к ученикам вежливо, доброжелательно.

      В обращении с учениками часто проявляет равнодушие.

      По отношению к ученикам бывает нетактичным и даже грубым.

    1. В критических ситуациях учитель плохо справляется со своими обязанностями.

      В критических ситуациях учитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

      Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

    1. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

      Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

      Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

    1. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

      Он требователен, но одновременно и справедлив.

      О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

    1. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит учеников.

      Всегда очень строго контролирует работу отдельных учеников и класса в целом.

      Контролирует работу от случая к случаю.

    1. Учитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

      Часто делает ученикам замечания.

      Не может влиять на дисциплину.

    1. В присутствии учителя ученикам все время приходится работать в напряжении.

      С учителем работать интересно.

      Ученики предоставлены самим себе.

Приложение 2

Таблица

Интерпретация ответов на опросник

«Определение стиля педагогического руководства учителя»

вопроса

Варианты ответов

Д – Демократический стиль педагогического руководства

П – Попустительский стиль педагогического руководства

Приложение 3

Методика «Определение собственного стиля педагогического руководства»

Высказывание

Редко Часто

Принимаю решения, не советуясь с воспитанниками/учениками; сам их поощряю и наказываю.

Для принятия решений обращаюсь за советом к другим людям (директору, завучу, коллегам...).

Стараюсь все вопросы решать вместе с воспитанниками/учениками.

Стремлюсь к тому, чтобы все вопросы в классе/группе решались только вместе со мной.

Для выполнения поручений приходится уговаривать воспитанников/учеников.

Четко разделяю функции, права и обязанности - свои и учеников.

Приказываю, распоряжаюсь, отчитываю, наставляю.

Случается так, что передаю часть своих полномочий кому-либо из воспитанников/учеников.

Обращаюсь к воспитанникам/ученикам с просьбами, советами, поручениями.

Стиля деятельности Определение стиля деятельности Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), ... особенностей, учет методов ра­боты . По определению М.И. Лисиной, задача общения...

  • Влияние стиля общения на самооценку младших школьников

    Реферат >> Психология

    Рекомендации по работе со стилем педагогического руководства и по ... работы – 15 лет. Коллеги характеризуют как опытного ... по определению особенностей влияния стиля педагогического взаимодействия учителя на личность младшего школьника. В ходе нашей работы ...

  • Экологическое воспитание в процессе внеурочной работы по биологии

    Реферат >> Педагогика

    ... - педагогической деятельности... стиля организации учебно-воспитательной работы ... Домашняя работа по определению гигиенической... руководством учителя ... работы по экологическому воспитанию: домашняя работа ; работа в живом уголке; работа на пришкольном учебно-опытном ...

  • Педагогическое общение. Коммуникативная культура педагога-психолога

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... по поводу самой работы , сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель ... определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического ... стороны опытных специалистов. Дикция. Для учителя ...

  • Педагогическая психология и ее особенности

    Книга >> Психология

    ... работу объективно. Внешнего руководства больше не требовалось. По ... Стиль педагогической деятельности Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем ... ; б) опытный учитель всегда носит...



  • Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...