Танцевальная терапия психология. Методы танцевальной терапии

НАТА КАРЛИН

Танец с древних времен люди использовали в качестве инструмента для и отношений. Люди танцевали во время всех значимых событий, в их предвкушении и во славу случившемуся. Это происходило за дверьми роженицы и возле смертного одра. С развитием цивилизации, танцы стали для человека предметом искусства. Им отвели строгое место, ограничили рамками приличий поводы для танцев. Но в природе человека заложена любовь к танцу, и тогда была придумана танцетерапия.

Азы этой науки заложили прославленные психологи. Среди которых такие, как Фрейд, Адлер, Юнг. Эту науку пропагандировали А. Дункан, М. Вигман, Рудольф фон Лабан.

Первым танцетерапевтом в мире принято считать американскую танцовщицу Мэрион Чейс. Она работала в 30-х годах прошлого столетия. Работа ее строилась на строгом обучении правилам разных танцев. Однако женщина заметила, что люди танцуют раскованнее, и отдаются придуманным движениям с большим энтузиазмом. Их тело раскрепощается, а на лицах играет улыбка. Она стала строить свои уроки на совмещении спонтанного танца и традиционных движений.

Чтобы помочь эмоциям выбраться наружу, человек должен танцевать.

В 66 году прошлого столетия была основана первая танцевальная ассоциация Америки. В 90-х годах, популярное к тому времени движение на Западе, попало к нам.

Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевальная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого. Занятия с танцетерапевтами строятся как на индивидуальной основе, так и в группах. Для преподавателя курсов обязательно наличие психологического и танцевального образования. Принцип работы в группе прост – присутствующие получают задание, выполняют его и делятся впечатлениями друг с другом.

Польза от танцетерапии тройная:

Нормализуется состояние здоровье, кровоснабжение и физическая форма;
Человек, чувствуя себя в новой ипостаси, обретает большую ;
Учится , используя язык тела.

Занятия помогают:

Групповая танцетерапия

Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников. Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные. Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.

Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.

Танцевальная терапия – упражнения

Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:

Танец отдельных частей тела.

Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.

Движемся, как умеем.

Теперь , которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.

Стиль музыки.

Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.

Перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?

Переодевайтесь.

Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.

Вы тигр или кролик?

Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.

Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.

Профессиональный танец.

Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?

Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.

Танцуем, как другие.

Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?

Положение сидя.

Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.

Положение лежа.

Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.

Воображение.

Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.

«Партнер».

В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.

И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.

Кому нужна танцетерапия?

К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом. Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире. В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.

Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.

Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.

14 марта 2014


О методе

Танцевально-двигательная терапия(ТДТ) является направлением психотерапии, лежащим на границе танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личного развития. ТДТ – уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга, а творческий подход дает более полное понимание себя и окружающего мира. ТДТ представляет собой психологическую работу через движение. Работая с танцем, как метафорой, танцевальная терапия дает возможность освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную адаптивность, расширяет границы для самопознания и открывает путь к самосовершенствованию и достижению внутренней гармонии. Основными задачами метода будет развитие целостного и творческого переживания собственного «Я». Ведущая роль и ответственность за процесс отводится самому клиенту, терапевт лишь создает условия и дает поддержку.

программа

по танцевально-двигательной терапии

«Если Ты не будешь танцевать

свой собственный Танец,

то Кто его тогда станцует?» Габриэла Рот

Танцевально-двигательная терапия является направлением психотерапии, лежащим на границе арттерапии, танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личностного развития. ТДТ - довольно молодой, но уже зарекомендовавший себя в психотерапии метод. Этот метод уникальный в своем роде. С одной стороны, в отношениях психотерапевта и клиента появляется третья составляющая – движение, танец как средство выражения себя, невербальная форма взаимодействия с собой, пространством, с другими, миром. Здесь нет установленных форм, нет правильных и не правильных движений, здесь каждый учится слышать себя, свои телесные импульсы и рассказывать свою историю. С другой, естественная радость движения, которая уже является ресурсной, позволяет очень мягко приблизиться к глубинным переживаниям клиента, пройти сквозь них и высвободить силы для изменения себя и своей жизни. Ведущая роль и ответственность отводится самому клиенту, терапевт лишь создает безопасное пространство и дает поддержку. Данный метод возможно использовать с любой категорией клиентов, он практически не имеет противопоказаний.

Цель программы

  • Познакомить участников обучающей программы с основными понятиями ТДТ;
  • Обучить участников основным принципам работы с клиентом и группой методом ТДТ;
  • Обучить участников основным приемам работы с телом и движением в ТДТ;
  • Сформировать профессиональное видение психотерапевтического процесса;
  • Практически отработать полученные навыки в группе, тройках, парах и индивидуально.

Программа предназначена для психологов, студентов психологических ВУЗов, психотерапевтов, танцоров, преподавателей различных танцевальных направлений, людей, интересующихся данным методом и желающих получить специализацию по данному направлению.

Программа рассчитана на 226 часов. По окончанию курса вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, при наличии психологического или медицинского образования, в остальных случаях выдается сертификат о прохождении обучения.

Так же можно посещать и отдельные семинары


  • Музыка и ритм в ТДТ

РАСПИСАНИЕ 2018-2019

2018

2018

2018

2018

Дата время

семинар

ведущий

руб.

10.11.18 - 11.11.18

10.00 – 18.15

ТДТ

Травкина

Е.С.

6000

17.11.18 – 18.11.18

10.00 – 18.15

ТДТ

Введение в Лабан анализ

Травкина Е.С.

6000

01.12.18 – 02.12.18

10.00 – 19.15

ТДТ. Работа с базовыми эмоциями

Травкина

Е.С.

6000

22.12.18 – 23.12.18

10.00 – 19.15

ТДТ. Работа с паттернами движения и детскими телесными воспоминаниями

Травкина Е.С.

6000

2019

26.01.19 – 27.01.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Использование метода в работе с детьми разного возраста

Травкина Е.С.

6000

02.02–03.02

10.00 – 19.15

Знакомство с телом и движением

Травкина Е.С. 6000
23.02–24.02

10.00 – 19.15

ТДТ
Введение в Лабан анализ

Травкина Е.С. 6000

02.03.19 – 03.03.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Движущее воображение. Аутентичное движение

Травкина Е.С.

6000

23.03.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Анима и Анимус

Травкина Е.С.

3000

20.04.19 – 21.04.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Первостихии

Травкина Е.С.

6000

11.05.19 - 12.05.19

10.00-19.15

ТДТ. Танец с тенью

Травкина Е.С.

6000

01.06.19

10.00 - 19.15

ТДТ. Использование музыки и ритма в работе терапевта

Травкина Е.С.

3000

не является публичной офертой

Форма записи на семинар

Ваше Имя *

Ваш E-mail *

Ваш телефон *

Название семинара *

* Нажимая на кнопку «Отправить», я принимаю
условия пользовательского соглашения и даю
согласие на обработку моих персональных данных

Антиспам *




Отзывы

Валерия

Несмотря на то, что мы изучаем на тренинге совсем простые и базовые вещи, он оказался очень ресурсным для меня. Было много практики и достаточно теории. У меня не осталось ни одного вопроса, на который Екатерина не смогла мне ответить. Несомненно, это все станет прочной основой для дальнейшего обучения

Валерия

Очень полезный семинар и с практической стороны-можно включить полученные данные в работу, и для себя лично. Хотелось бы ещё посещать семинары арт-терапевтического направления(возможно даже однодневные)

Диана
Семинар интересный, тренер ведет отлично, вызывает доверие и вдохновляет. Спасибо!

Денис
Семинар был полезен больше для себя лично (я не психолог). Помог актуализировать свои проблемные стороны и возможные способы их проработки. Семинар будет очень полезен практикующим психотерапевтам, много интересных упражнений, по которым Екатерина очень умело ведет и сопровождает. Очень понравился её артистизм и отдача в работе.

от Татьяны

Тема:

Отзыв:
Все было хорошо. Катерине отдельное спасибо, мягкая, плавная, слышащая.Замечания- более организовать теор часть, таблицы, работа с доской, хочется информацию более последовательно, чтоб прям все по полочкам. А подача практического материала на 5+. Спасибо всем! Спасибо, Екатерина!

от Елены
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Многое поняла про свои эмоции, тело. Спасибо огромное Екатерине. Профессионал и человек который очень любит свое дело. Все дни тренинга было радостное состояние потока, гармонии с собой и своим телом.

от Анастасии
Тема:

Отзыв:

Мне не хватило базового семинара, для насыщения. Хочу глубже идти. Проекту желаю развития, он нужен. Понимание темы семинар дает достаточно хорошее, Катя приятная и уютная, с ней пространство комфортно.

от Марианны

Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Танец стихий
Отзыв:

Очень понравилось! Катерина как всегда, провела достойно, на высоком уровне, и бережно каждому участнику. Музыкальное сопровождение так же впечатляет. Семинар глубокий, интересный. Жду новых открытий)))

от Светланы
Тема:

Отзыв:
Огромное спасибо! Прошла интересный опыт быть в роли психотерапевта.

от Россияны
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Очень понравилось!!! Новые знакомства, открытия, результаты! Неожиданные повороты событий! Состояние удовлетворенности и благодарности! Благодарю Катю и организаторов!!!.

от Елены
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо Екатерине за доверительную обстановку внутри группы. За предоставленный практический материал, его подачу спасибо!

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Я очень благодарна за этот семинар организаторам, тренеру Екатерина и группе за новые горизонты и плоскости развития!

от Виктории
Тема:
Танцедвигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо организаторам данного тренинга и лично Екатерине за профессионализм, чуткое и ответственное отношение.

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Благодарю Екатерину, отличный профессионал своего дела, хороший материал, много открытий!

от Марианны
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Спасибо большое! Екатерина, Ваша работа Ψ-терапевта высококлассна! Доверительная атмосфера в группе, созданная Вами и деликатное отношение к каждой из участниц, дает возможность раскрыться и идти в зоны спрятанные и глубоко скрытые. Спасибо! Обязательно приду еще.

от Юлии
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Мягкое комфортное ведение тренинга. Каждый берет столько, сколько может взять в данный момент. Вводные 4 дня действительно вводят в пространство ТДТ в котором хочется находиться и развиваться в нем дальше.

от Елены
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Все логично и понятно. Основной упор делается на практику, что не может не радовать.

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:

На этом семинаре я получила представление о том, что такое ТДТ, какие методы существуют в ТДТ, как можно использовать ТДТ в работе с группой и в индивидуальной работе. Очень понравилась аккуратность, деликатность, тактичность тренера Екатерины во время занятий и что особенно важно, в проработке личного запроса. Огромное спасибо за такое обучение! :)

от Аркадия
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курсч
Отзыв:
Контроль над группой абсолютный. Чёткое определение границ, мгновенные останавливающие реакции, легкость и непринужденность, способность гибко подстраивать программу под работу группы - всё это говорит о том, что Екатерина уверена в себе. Это помогает выстраиванию доверительных отношений и раскрепощению участников. Ну а её движения сами говорят за себя. Этим она увлекает, поджигает и учит.
Процесс обучения оптимально сбалансирован. Всего именно столько, сколько нужно. 20 часов за дня буквально пролетели. Не было ни информационного перегруза, ни физического измождения.
Да, программа семинара полностью соответствует заявленным целям.
Если Вы слышите и чувствуете музыку, рано или поздно придете к танцу. О том, как это сделать узнаете на семинаре. Для тех же, кто уже танцует - это возможность перейти на новый уровень. У движения тела есть свой язык. Он должен быть гармоничен. Напряжения и глубинные переживания проявятся в движении. Это не зависит от уровня подготовки. Технология интересная и понятная, даже пришедшим с нулевой базой вполне доступно.

от Алии
Тема:
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Все очень понравилось!

от Марии
Тема:
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Профессионализм, внимательность и тактичность тренера завораживает, помогает в раскрытии и преодолении душевных проблем. Спасибо Катя!

от Евгении
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Весь курс был очень продуманным, было достаточно много и теории и практики. Все занятия были очень мягкие. Тренер умело вела все занятия.

от Людмилы
Тема:
Танцевыльно-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Спасибо.
Сложно найти дорогу к себе и не запутаться. Путь через тело- самый верный. Спасибо, что учите с ним общаться, слышать и всегда помнить, что оно у меня есть.

Для человека творчество – одна из возможностей проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Оно обращается к самым светлым и искренним аспектам нашей души. Когда мы пишем, рисуем, танцуем или выражаем себя в других видах искусства, это позволяет нам расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии с собой. Творчество — эффективный метод по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт-терапия .

Арт-терапия обладает уникальным свойством выносить на поверхность все скрытое, потаенное, неосознанное.

Арт-терапия позволяет людям увидеть в их творчестве отражение своей истинной природы и понять, кто они есть в действительности. Она способствует «прорыву» страхов, комплексов, зажимов, извлекая их из подсознания в сознание. Основной принцип арт-терапии гласит, что творчество целительно уже само по себе. Мы исцеляемся уже по факту творения, по факту того, что мы что-то создаем и делаем. И нам совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

«Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключ к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам.

Арт-терапия не имеет противопоказаний. Как метод психологической помощи, арт-терапия существует очень давно. Среди множества ее видов выделяется танцевальная терапия.

Танцевальная терапия – это психотерапевтический метод, основывающийся на творческом самовыражении и направленный на исцеление психики, самопознание и самоактуализацию. Самоактуализа́ция (от лат. actualis - действительный, настоящий; самовыражение) - стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Танец — один из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Движения танца это своеобразное средство коммуникации. Танец представляет собой живой язык, носителем которого является человек. Мысли и чувства передаются посредством образов. При этом музыка не является обязательным компонентом. Истоки танцевальной терапии можно найти в древнейших цивилизациях. Танец использовался для общения еще тогда, когда не существовало языков.

Как же это работает с точки зрения науки?

Вильгельм Райх, родоначальник телесно-ориентированной терапии. Он говорил, что если эмоциям (гневу, обида, радость, страх и т.д.) долго не давать выхода, они накапливаются, образуя своеобразный мышечный «панцирь». Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Существует биоэнергетическая теория прочной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц. Танцевальная терапия помогает снять это напряжение.


На фото: Мария Шулыгина

Основная суть танце-терапии заключается в том, что все психические травмы человека мешают ему свободно выражать свои эмоции. На поддержание этого мышечного зажима тратится энергия. После отреагирования вовне она начинает свободно циркулировать по всем частям тела.

Современная танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека.

Максимально эффективна групповая танцевальная терапия. Эта методика позволяет членам группы лучше осознавать собственное тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению физического и эмоционального состояния участников.

Танце-терапевты объединяют область танца и психологии. Они обладают необычным взглядом на человеческое развитие, которое основано на развитии тела целиком, а не только интеллекта или двигательных способностей физического тела.

Чем танце-терпия отличается от уроков танца?

В танцевальной терапии мы интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется, а не тем, как оно выглядит. Её нельзя рассматривать как танцевальное направление. Это отрасль психологии. Здесь отсутствуют стандартные танцевальные формы, благодаря чему она доступна для каждого. При этом могут использоваться самые разнообразные виды танца. Этот метод не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Иногда они даже могут помешать, так как задают стандарты. Поэтому, если человек ранее занимался или занимается танцами, ему предлагают на время «забыть» все, что он знает, абстрагироваться от своих умений. Здесь важна спонтанность, позволяющая выразить себя, понять свои чувства, научиться доверять и действовать с полной свободой. Во время танцевальной терапии очень важно перестать оценивать, критиковать себя и свои способности.

В этом случае танец не самоцель, а лишь средство, позволяющее заглянуть в свой внутренний мир. Занятия направлены не на результат, а на процесс, в то время как в ходе специального обучения танцам все усилия направлены на овладение техникой. Цель танцевальной терапии в том, чтобы помочь людям научиться выражать свои эмоции. А движения имеют лишь вспомогательное значение и используются для понимания переживаний, результатом которых они стали.


Например, человек, который всегда спешит, может бессознательно бояться замедлиться, чтобы не испытать беспокоящую его эмоцию. Человек, который бессознательно ограничивает свои движения в пространстве, может иметь в жизни ряд сдерживающих самоограничений, не осознанных, но доставляющих дискомфорт. Внутренняя зажатость всегда выражается в скованности движений.

В танце-терапии постоянно экспериментируют, здесь не существует правильного и неправильного, красивого или некрасивого. Ценность имеет все, что бы ни происходило. Каждый участник группы проявляет себя так, как может и хочет. Чем скорее у него получится расслабиться, раскрыться, перестать переживать о мнениях других, тем скорее он ощутит, что создаваемое им действительно уникально, прекрасно и ценно.

Тело как инструмент

В современном мире мы относимся к телу, как к вещи, не испытывая к нему ни благодарности ни уважения. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы и вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. В спорте высоких достижений (в pole dance в том числе) отношение к телу потребительское. Мы постоянно мучаем его, терпим боль, фанатично издеваемся над собой ради получения результата. А что оно получает от нас взамен? Мы даже гордимся этим, возводя себя в ранг бойцов-великомучеников от спорта: «Вот, смотрите, мне очень больно, но я всё равно тренируюсь, мне плохо, но я выступаю! Какой я молодец!» Но мы не понимаем до определенного момента, что в борьбе с собственным телом победителей нет! Объявляя телу войну, мы объявляем войну себе . Своему терпеливому «домику», своему «кораблю», который у нас один на всё путешествие под названием жизнь. Мы всё время требуем, говорим ему: «Дай!» И очень редко говорим: «Возьми». Всё это может стать темой для отдельного разговора.

Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс — приглашает к разговору, дает ему возможность высказаться и быть услышанным.

Почему мы выбираем танцевальную терапию?

В большинстве случаев люди приходят на танце-терапию, потому что они не чувствуют своего тела. Потеря контакта с телом происходит, когда человек:

  • ищет одобрения и любви своих родителей (развивая при этом систему “должен - не должен”);
  • пытается избежать или уходит от наказания (развивая базовые зажимы, блоки в теле и его движениях);
  • учится выживать в окружающем его мире (развивая таким образом разные степени деперсонализации - отторжения, непринятия значимых частей своей личности).


Суть процесса танце-терапии состоит в восстановлении чувствования и осознавания. Так же как и другие терапии креативного искусства, танце-терапия уделяет большое внимание креативному процессу, удивлению от встречи с бессознательным напрямую. Танце-терапевты рисуют в пространстве и работают с музыкой внутреннего ритма тела.

Это помогает сделать невидимое видимым, неясное – ясным. Это общий танец, который мы исполняем вместе, и это уникальный танец, который каждый должен исполнить сам. Наши тела отражают наше взаимоотношение с жизнью.

Может ли пилон стать средством танцевальной терапии?

Я знаю случаи, когда танец на пилоне действительно вытаскивал людей из многолетней вялотекущей депрессии и с первого же занятия возвращал им радость жизни. Значит, пилонное искусство можно использовать в непривычном нам ключе – как новое средство танцевальной терапии. С правильным подходом это может стать очень интересным веянием в поул дэнс. Здесь не должны преследоваться цели профессионального спорта, такие как идеальное освоение технических элементов и проработка двигательных качеств. Это направление больше всего подойдет людям, которые не связаны с pole dance и другими танцами. Как уже говорилось выше, профессионалам может серьезно помешать их опыт.

Наше внимание должно акцентироваться на собственном теле. Подразумевается не его форма и параметры, а его ощущения, желания и потребности. С помощью пилона можно приобрести умение слышать и понимать себя. Девушкам pole dance терапия подойдет как средство развития женственности.


В pole dance терапии, как и в других видах арт-терапии, важнее всего сам процесс, руководить которым должен квалифицированный танце-терапевт. Для того чтобы получить такую специальность, необходимо иметь высшее психологическое или медицинское образование, или педагогическое с переподготовкой по психологии/психотерапии, а также танцевально-двигательный опыт. В данном случае нужен опыт в pole dance. Для танцевальной терапии по понятным уже причинам в приоритете знание психологии, а не хореография или спорт.

Пилонное искусство дает ни с чем не сравнимое ощущение полета, высоты, широты движений, а еще помогает приобрести плавность и мягкость. Также пилон допускается рассматривать как точку опоры. С помощью pole dance можно открывать не только безграничные возможности своего тела, но и дарить исцеление своей душе, избавляясь от повседневного городского стресса, комплексов и зажимов.

Учитесь слышать и уважать свое тело. Плодотворных вам тренировок 🙂

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»

Чем младше ребенок, тем больше степеней сво­боды и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпе­чатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «от­печатков», напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоци­ональных проблем.

Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5-6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвиж­ным и пассивным.

У многих агрессивных, детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь пси­хики и тела очевидна.

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому родители могут использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть и танцевательные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способству­ют игровой инициативе, стимулируют мотор­ное и эмоциональное самовыражение. Для выпол­нения упражнений необходима музыка разных тем­пов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаи­мопониманию и доверию.

Что дает нам танцевальная терапия?

  • снять психоэмоциональное напряжение
  • выплеснуть энергию
  • переработать свою агрессию и страх
  • осознать себя в предлагаемых обстоятельствах
  • проиграть свои внешние и внутренние ощущения
  • совместно пережить волнующие ситуации
  • пробудить положительные эмоции
  • развивает коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности
  • сплочение


Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме . Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Танцевальная игра способствует развитию личности. Движением в танце можно передать радость, боль, грусть, горе, злобу, агрессию.

Все танцевальные игры можно разделить на две части:

1. Игры, в которых взрослый (ведущий) четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети (участники) «отзеркаливают» его движения:

Ритмические игры;
- «игры-повторялки»:
- игры на перестроения в пространстве;
- игры на понимание движенческих контрастов (быстрый - медленный, большой - маленький и т. д.)

2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции:

Импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);
- импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.);
- импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);
- контактные импровизации (в паре, в группе);
- упражнения на релаксацию.

При совмещении танцевальной игры в танцетерапии используется интерпретация. Здесь можно выделить два подхода:

1. разработка конкретного упражнения,

2. вариации движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить детей (участников) попробовать выразить свои ощущения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д

Научившись свободно двигаться, Вы откроете в себе и ребенке творца!

Из книги

На сайте размещен фрагмент книги, предназначенный исключительно для . Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

Купить в Лабиринт.ru

Танцы – это не только весёлое, но ещё и весьма полезное занятие. Маленькие дети обладают гораздо большей свободой и лёгкостью движения, нежели взрослые. Они познают мир в первую очередь посредством телесных ощущений, и задача родителей – постараться сделать так, чтобы отрицательных отпечатков (травм, физических наказаний) было значительно меньше, чем положительных. Для психически коррекционных целей была создана целая программа – танцевальная терапия для детей.

Основные цели и задачи

Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного возраста. Обучение в школе сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает массу эмоций, с которыми необходимо совладать. Психология самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не только справиться с этой задачей, но и подготовиться.

Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения.

Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.

Таким образом, целями танцевальной терапии являются:

  1. снятие психоэмоционального напряжения;
  2. выплёскивание энергии;
  3. снятие своих страха и агрессивности;
  4. осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
  5. проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;
  6. совместное переживание волнующих ситуаций;
  7. пробуждение положительных эмоций;
  8. развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать),
  9. умение рассуждать логически и проявлять инициативу;
  10. сплочение в коллективе.

Основные задачи

  1. осознание своего тела участниками занятия;
  2. формирование осознания возможностей применения тела, средств для выражения чувств;
  3. обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.

Принципы работы терапии танцем

Виды танцевальной терапии и их упражнения, как правило, подразделяют:

Те, в которых руководитель (то есть взрослый) чётко излагает задачу, а затем показывает её сам. В данном случае дети должны подражать движениям. Это могут быть:

  • игры с ритмикой;
  • «повторялки»;
  • игры на перемещение в пространстве;
  • игры на улавливание движений (замедленно - быстро, высоко - низко)

Упражнения, которые выстроены на основе импровизации, когда руководитель лишь даёт объяснения условностей и инструкций:

  • на конкретную тему («бал снежинок», «танец стрекозы»);
  • со всевозможными предметами (с букетом, с платком, с книгой, с панамкой, с игрушкой);
  • на определённое действие и перемену обстоятельств («знакомство», «в невесомости»);
  • контактные импровизации (попарно, в группе);
  • релаксационные упражнения.

Также данные техники танцевальная терапия может совмещать, интерпретировать.
К примеру, дети меняют ритм, способ выполнения или темп при смене музыкального сопровождения, обстоятельств.

Условия, которые важны для выполнения любого упражнения или техники: добровольное участие, открытое выражение чувств, ответственность, активность и конфиденциальность.

Этапы и упражнения

Итак, от теории и изучения методики танцевальной терапии перейдём к практике. Выделяют следующие этапы (части) занятия:

  1. разогрев
  2. основной
  3. завершающий

Такой интегративный (целостный) подход очень важен. Он позволяет не просто что-то делать, а подготавливаться к процессу и закреплять его. Интегративная танцевально-двигательная терапия захватывает сознание, наполняет реальность смыслом, создавая некое единство тела с эмоциями и чувствами.

Разогрев

  • На эту часть интегративной танцевально-двигательной терапии отводится около трёх минут, понадобится музыкальный проигрыватель с соответствующими записями, где прослеживается чёткий ритмический рисунок.
  • Целью данного этапа является подготовка тела к работе. Все участвующие встают в круг, руководитель называет определённую часть туловища, и дети в произвольном порядке придумывают для неё движения. Так по очереди танцуют кисти рук, затем руки полностью, голова, плечи, живот и ноги.
  • Разогреваясь и подготавливаясь к занятию интегративной танцевально-двигательной терапии ребёнок начинает осознавать и снимать мышечные зажимы, расширять экспрессивные резервы.
    Затем с детьми можно обсудить, что было легко, а в чём возникали затруднения, а также что они при этом чувствовали.

Основная деятельность

Далее необходимо углубить и развить у ребенка осознание собственного тела, его возможностей, помочь ему понять взаимосвязь чувств и движений. Также здесь интегративная танцевально-двигательная терапия помогает высвободиться эмоциям наружу при помощи танцевальной экспрессии.

Завершение

В результате занятия танцевальной терапии дети эмоционально возбуждаются, поэтому в конце занятия необходимо помочь им снять напряжение, а также восстановить дыхание.

Для этого существуют различные упражнения и техники. Вот некоторые из них:

  • Упражнение “Восходящее солнце”
    Включается медленная и сдержанная музыка и дети усаживаются в круг. Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить восходящее солнце, которое наполняет всё вокруг светом и теплотой.
    В конце упражнения детям нужно сказать, что это их внутреннее солнце. В те моменты, когда настигают негативные эмоции: грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и позволить солнышку взойти.
    Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем дети учатся справляться с отрицательными эмоциями при помощи релакса.
  • Упражнение “Хвалим себя”
    Можно выполнять в положении стоя или сидя. Необходимо вытягивать ручки вперёд, как бы стремясь за ними всем своим телом и произносить слово «Умница», растягивая первый слог.
    Теперь руки тянутся в стороны, а тело наклоняется вперёд. Произносится слово «Молодец» с протяжным ударным слогом.
    Так все зажимы, которые вызваны стрессовыми ситуациями, расслабляются, ребёнок приобретает уверенность и позитивный настрой.

В конце интегративной танцевально-двигательной терапии обязательно нужно обсудить с детьми их чувства, что понравилось выполнять, а что не очень.
Поклон – это прощание в движении, им нужно завершить занятие.

Заключение

Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт – искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как исцеляющим творчеством.
Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена, используя различные движения в качестве средства для избавления болезней любого уровня. В наши дни задачи танцевальной терапии направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.

Хореография – это особое средство, формирующее и гармонизирующее личность.

В развитии ребёнка это важный аспект, поэтому чем раньше родители начнут с ним заниматься практикой танцевальной терапии, тем лучше будет результат.
Здесь приведена лишь общая характеристика метода танцевальной терапии и некоторые упражнения. Но главное – осознать её смысл. Поняв суть метода можно импровизировать и выполнять упражнения дома, не обращаясь для этого в специальные клубы и студии.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...