Технологический компонент профессионально-педагогической культуры. Основные компоненты целостного педагогического процесса

Одной из существенных характеристик педагогического процесса является его технологизация - соблюдение содержания и последовательности учебно-воспитательных этапов, требует особого внимания к использованию, развитию и вдохе усовершенствованию педагогических технологии.

Педагогическая технология (греч techne - мастерство и logos - слово, учение) - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подход и композицию форм, методов, способов, прием мел, средств (схем, чертежей, диаграмм, карт) в учебно-воспитательном процессеі.

ЮНЕСКО трактует педагогическую технологию как системный метод создания, применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации фор рм образований.

Понятие"педагогическая технология"несколько шире понятия"учебная технология", поскольку охватывает и воспитательные технологии. В педагогической литературе используются как тождественные понятия"технология обучения я"и"учебная технология"Бытует мнение, что понятие"технология обучения"является несколько узким от понятия"учебная технология", поскольку понятие"технология обучения"побуждает рассматривать конкретную техно логию, которая позволяет хорошо обучать, то есть высокоэффективной, а понятие"учебная технология"является менее целенаправленным и позволяет рассматривать различные технологии обучения огія" є менш цілеспрямованим і дає змогу розглядати різні технології навчання.

Педагогическая технология должна удовлетворять такие методологические требования:

Концептуальность (каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, которая обеспечивает философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей)

Системность (педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логику процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);

Управляемость, которая предусматривает диагностическое планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

Эффективность (педагогические технологии существуют в конкретных условиях и должны быть эффективными результат тами и оптимальными затратами, гарантировать достижение определенного стандарта обучения);

Воспроизводимость, что делает возможным применение (повторение, воспроизведение) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами

Каждая педагогическая технология может быть эффективной при условии психологической обоснованности, практической направленности. Разработка и применение любой педагогической технологии требует творческой активнос сти педагогов и учащихся, привлечения их к творческой участия в разработке технологического инструментария: составление технологических схем, карт, организации технологических форм воспитания и обучения. Активность пе дагога оказывается в глубоком знании психологических особенностей учащихся, внесении корректив в развертывание технологического процесса, организации взаимных консультаций, взаимопроверки и взаимооценкики.

Результат педагогической технологии зависит от уровня мастерства педагога, его общего развития, общего психологического климата в коллективе, материально-технического оснащения, настроенности ученики и.

целом педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику делает организованным, управляемым процессом с предполагаемыми положительными результатами

. Вопросы. Задача

1. Раскройте сущность педагогического процесса , охарактеризуйте его структуру. Почему среди компонентов педагогического процесса ведущую роль играет педагог?

2. Охарактеризуйте основные закономерности целостного педагогического процесса

3. Можно разделять основные принципы педагогического процесса на важные и неважные?

4. Обоснуйте необходимость целостного подхода к применению на практике различных педагогических технологий

. Литература

Диалог культур и духовное развитие человека:. Материалы. Всеукраинской научно-практической конференции -. К, 1995. Лихачев. Б. Т. Педагогика -. М, 1996

Образовательные технологии:. Учебное пособие /. Под ред 0. М пехота -. К, 2002

Селевко. Г. К. Современные образовательные технологии:. Учебное пособие -. М:. Народное образование, 1998

1. Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

2. Процесс специально организованного педагогического взаимодействия, обеспечивающего формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

3. Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков.

4. Усвоение человеком ценностей, норм установок, присущих в данное время обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

o образование (1); о социализация (4); о воспитание (2); о самообразование (3).

Установите соответствие понятий и их определений.

1. Система важнейших требований и положений, обеспечивающих эффективное функционирование учебного процесса.

2. Система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности.

3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности.

4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

o принципы обучения (1); о воспитание (4).

o целенаправленная передача опыта старших поколений младшим (1);

o формирование знаний, умений и навыков учащихся (3);

o стихийное усвоение норм и ценностей общества (4);

o биосоциальный процесс количественных и качественных изменений личности (2).

Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением.

1. Организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической концепцией.

2. Формулировка педагогом противоречия, возникшего в конкретной педагогической ситуации, решение которого требует дополнительного знания, умений или накопления опыта.



3. Педагогическое явление, выступающее в качестве движущей силы, источника или механизма развития другого педагогического явления.

4. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение педагогической цели.

o педагогическая проблема (2); о педагогическая технология (1);

o педагогический процесс (4); о педагогический фактор (3).

110. РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИКИ, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

o дидактикой ; о теорией воспитания;

o педагогической технологией; о управлением образовательными системами.

111. Специальная педагогическая наука, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, называется…

o сурдопедагогика ; о тифлопедагогика;

o коррекционная педагогика; о суггестопедагогика.

112. Педагогика тесно связана с физиологией, так как учителю необходимо знание…

o законов объективного детерминизма педагогических явлений;

o биологических факторов развития ребенка;

o основ семейного воспитания;

o уровня воспитанности школьников.

113. Наука социология позволяет педагогике…

o учитывать факторы, влияющие на развитие человека;

o учитывать условия, способствующие развитию взаимоотношений участников педагогического процесса;

o определять основные научные направления развития;

o учитывать социальные условия, которые в большей или меньшей степени способствуют воспитанию человека.

114. Религиозные ценности явились определяющими для содержания образования в …

o эпоху Возрождения; о Древнем Мире; о средние века ; о первобытном обществе.

Возрасту от 0 до 2-х лет в концепции Ж. Пиаже соответствует _________ стадия интеллектуального развития.

o формально операционная; о дооперационная;

o сенсорномоторная ; о конкретно операционная.

116. Движущими силами ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА являются его…

o противоречия ; о методы; о формы; о закономерности.

Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития реализует на практике принцип ___________ педагогического процесса.

o наглядности; о гуманистической направленности ;

o научности; о преемственности.

118. Выделение в педагогических процессах и явлениях общих черт является сущностью МЕТОДА…

o моделирования; о абстрагирования; о конкретизации; о обобщения .

119. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относится…

o беседа, классификация, синтез, шкалирование;

o наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование;

o наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.

Способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий – это ___________ исследования.

o действия; о результат; о методы ; о приемы.

121. Выявление причинно-следственных связей в педагогических процессах и явлениях реализуется через…

o шкалирование; о наказание; о эксперимент ; о анкетирование.

122. К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…

o цели воспитания; о образовательные технологии ;

o методы воспитания; о формы организации обучения.

123. Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…

o наглядности; о научности ; о гуманистической направленности; о преемственности.

№ 1. Педагогика как наука

№ 1.1.

Прогностическая функция педагогики состоит в …

1. усовершенствовании педагогической практики

2. диагностировании и развитии задатков ученика

3. обоснованном предвидении результатов педагогической реальности

4. теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса

№ 1.2.

Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

1. социальной

2. военной

3. производственной

4. коррекционной

№ 1.3.

Связь педагогической науки с психологией не реализуется через разработку…

1. показателей критериев обученности личности

2. показателей критериев воспитанности личности

3. учебного плана

4. педагогикой законов управления развитием личности

№ 1.4.

Основоположником отечественной педагогической мысли является …

1. А.С. Макаренко

2. Н.К. Крупская

3. К.Д. Ушинский

4. Л.Н. Толстой

№ 1.5.

Предметом педагогической науки является...

1. процесс возрастных изменений личности

2. процесс обучения

3. процессы обучения и воспитания человека

4. основные закономерности воспитания и обучения

№ 2.1.

Система действий педагога, направленная на решение конкретной педагогической задачи, называется …

1. методом воспитания

2. видом обучения

3. педагогической технологией

4. педагогическим взаимодействием

№ 2.2.

1. среда, наследственность, воспитание

2. знания, умения, навыки

3. воспитание, обучение, образование

4. созревание, система, социализация

№ 2.3.

Результатом процесса обучения и воспитания в школе является …

1. получение специальности

2. повышение квалификации

3. полное среднее образование

4. социализация личности

№ 2.4.

Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, направленный на решение педагогических задач, называют…

1. педагогической системой

2. педагогической ситуацией

3. педагогическим взаимодействием

4. педагогической задачей

№ 2.5.

Сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, становление самого себя – это…

1. воспитание в широком педагогическом смысле

2. воспитание в узком педагогическом смысле

3. самобразование

4. воспитание в широком социальном смысле

№ 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

№ 3.1.

Степень и вид профессиональной обученности работника называется…

1. образованием

2. специальностью

3. квалификацией

4. компетентностью

№ 3.2.

Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется...

1. культурологическим

2. природосообразным

3. личностно-ориентированным

4. деятельностным

№ 3.3.

Под образованием понимают…

1. формирование умственных, физических, эстетических качеств человека

2. целенаправленную и систематическую передачу учащимся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений

3. процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирование мировоззрения и познавательных процессов

4. целеустремленную деятельность человека, направленную на саморазвитие и самосовершенствование

№ 3.4.

При знаниевой парадигме целью образования является…

1. развитие внутреннего мира ребенка, помощь в личностном росте

2. передача и усвоение точного научного знания, необходимого для совершенствования практики

3. передача молодому поколению необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков

4. социальная адаптация учащихся

№ 3.5.

Идею народности воспитания обосновал …

1. Л.С. Выготский

3. К. Д. Ушинский

4. А.С. Макаренко

№ 4. Методы педагогических исследований

№ 4.1.

Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…

2. моделированием

3. наблюдением

4. беседой

№ 4.2.

Анализ опыта педагогической деятельности, сложившийся в процессе истории развития образования и педагогики, называется...

1. теоретическим

2. эмпирическим

3. историческим

4. сравнительным

№ 4.3.

Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относятся к методу…

1. наблюдения

3. обобщения независимых характеристик

4. эксперимента

№ 4.4.

Научным способом познания объективной реальности является…

1. метод воспитания

2. общение

3. метод исследования

4. метод обучения

№ 4.5.

Создание специальных условий, в которых проверяется выдвинутая автором гипотеза, предполагается в…

3. лабораторном эксперименте

4. естественном эксперименте

№ 5. Целеполагание в педагогике

№ 5.1.

Цель образования определяется, исходя из…

1. компонентов педагогического процесса

2. способностей личности

3. требований общества в сфере духовного воспроизводства

4. возможностей педагогического процесса

№ 5.2.

На постановку цели воспитания НЕ влияет…

1. уровень развития педагогической науки и практики

2. уровень социально-экономического развития общества

3. способ производства

4. идеология и политика государства

№ 5.3.

Развитие умений работать с библиотечным каталогом относится к задачам формирования ____________ культуры.

1. рефлексивной

2. коммуникативной

3. информационной

4. нравственной

№ 5.4.

К образовательным целям учебного занятия не относят

1. обеспечить закрепление понятий

2. организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях

3. создать дружный коллектив

4. организовать деятельность учащихся по изучению правил

№ 5.5.

Основная единица педагогического процесса …

1. деятельность учащихся

2. учебный год

3. педагогическая задача

4. деятельность педагога

№ 6. Педагогический процесс

№ 6.1.

К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…

1. образовательные технологии

2. формы организации обучения

3. цели воспитания

4. методы воспитания

№ 6.2.

Принципы педагогического процесса определяются как…

1. способы изучения педагогических явлений

2. формы организации обучения

3. система основных требований к обучению и воспитанию

4. объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями

№ 6.3.

1. умения и навыки

2. опыт творческой деятельности учащихся

3. средства и методы обучения и воспитания

№ 6.4.

Компонентами педагогического процесса являются…

1. семья, школа, общество

2. педагоги, учащиеся, родители

3. цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания

4. знания, умения, навыки учащегося

№ 6.5.

Взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называется …

1. воспитательной системой

2. образовательным пространством

3. педагогическим процессом

4. педагогической системой

№ 7. Сущность, структура и функции процесса обучения

№ 7.1.

В процессе обучения ученик выступает как…

1. субъект собственной познавательной деятельности

2. предмет обучения

3. объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности

4. объект педагогической деятельности

№ 7.2.

Формирование дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и другими учащимися относится к _________ функции обучения.

1. образовательной

2. компенсаторной

3. воспитательной

4. развивающей

№ 7.3.

Следующие признаки: двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя характерны для…

1. результатов обучения

2. общения

3. обучения

4. методов обучения

№ 7.4.

Cовокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы – это …

1. учебный план

2. система образования

4. учебная программа

№ 7.5.

Педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, составляет сущность …

1. социализации

2. цели воспитания

№ 8. Основные принципы обучения

№ 8.1.

Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются ___________ обучения.

1. методами

2. средствами

3. принципами

4. закономерностями

№ 8.2.

Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, называется принципом…

1. целостности

2. дифференциации

3. доступности

4. наглядности

№ 8.3.

Руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса – это…

1. государственные стандарты

2. образовательные программы

3. принципы обучения

4. методы обучения

№ 8.4.

Включение учеников в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, опора на интересы учащихся, использование дидактических игр и дискуссий – это реализация принципа…

1. наглядности

2. учета возрастных особенностей учащихся

3. сознательности и активности

4. научности

№ 8.5.

Не относится к основополагающим дидактический принцип…

1. наглядности обучения

2. связи теории с практикой

3. систематичности и последовательности

4. партнерства в обучении

5. сознательности и активности

№ 9. Цели, содержание и структура непрерывного образования

№ 9.1.

Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

1. научности

2. наглядности

3. доступности

4. преемственности

№ 9.2.

Масштаб, характер и мера заинтересованности человека в тех или иных образовательных услугах составляют...

1. образовательную деятельность

2. цели образования

3. образовательные потребности

4. эффективность образования

№ 9.3.

Создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры – это характерно для принципа…

1. фундаментализации содержания

3. гуманитаризации содержания

4. структурного единства содержания

№ 9.4.

Способ получения образования, при котором успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения успешной сдачей выпускных экзаменов, является …

1. психологическим состоянием

2. дистанционным

3. очной формой обучения

4. экстернатом

№ 9.5.

Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …

1. образованностью

2. профессиональным образованием

3. непрерывным образованием

4. общим образованием

№ 10. Методы и формы организации учебной деятельности

№ 10.1.

Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна…

2. консультации

3. семинару

№ 10.2.

Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…

2. тестированием

3. дипломным проектированием

4. курсовым проектированием

№ 10.3.

Основной дидактической целью консультации является…

1. закрепление и совершенствование знаний

2. контроль знаний учащихся

3. ликвидация пробелов в знаниях учащихся

4. подготовка к семинарскому занятию

№ 10.4.

Способ достижения цели обучения называется _________ обучения.

1. техническими средствами

2. приемом

3. методом

4. формой организации

№ 10.5.

Урок, лекция, семинар, учебная экскурсия, лабораторный практикум, консультация относятся к …

1. способам обучения

2. технологиям обучения

3. формам организации учебной деятельности

4. методам обучения

№ 11. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе

№ 11.1.

Движущими силами воспитательного процесса являются __________ воспитания.

1. педагоги как организаторы

3. противоречия

№ 11.2.

Объективные существенные связи явлений в области воспитания называются __________ воспитания.

1. принципами

2. методами

3. закономерностями

4. движущими силами

№ 11.3.

Состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях называется …

1. воспитательным действием

2. развивающей ситуацией

3. воспитательной ситуацией

4. экспериментом

№ 11.4.

Передача образцов готового опыта и ограничение поисковой активности обучаемого, авторитарные средства урегулирования конфликта между учителем и учеником, говорят о …

1. благоприятном психологическом климате

2. творческом взаимодействии преподавателя и обучающегося

4. эмоционально-нравственных отношениях

№ 11.5.

Развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного определяется как ________ воспитание.

1. гражданское

2. трудовое

3. эстетическое

4. физическое

№ 12. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

№ 12.1.

Упражнение относится к методам…

1. стимулирования

2. контроля

3. организации деятельности и опыта ученика

4. формирования сознания

№ 12.2.

Совокупность способов и приемов воспитательной работы называется __________ воспитания.

1. формами

2. принципами

3. методами

4. средствами

№ 12.3.

Демонстрация образца поведения педагогом или родителем относится к методу…

1. внушения

2. требования

3. примера

4. упражнения

№ 12.4.

Пример как метод воспитания заключается в ________.

1. эмоциональном утверждении успешно производимых действий и поступков

2. передаче воспитаннику норм общественного поведения

3. убедительном образце для подражания

4. культивировании у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению

№ 12.5.

К видам поощрения относятся...

1. убеждение, приказание

2. предложение, инструктаж

3. похвала, благодарность

4. просьба, намек

№ 13. Коллектив как объект и субъект воспитания

№ 13.1.

Отношения между членами коллектива, основанные на эмоциональных привязанностях и интересах, называются…

1. коллективистскими

2. коммуникативными

3. межличностными

4. групповыми

№ 13.2.

Выдвижение общей цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива происходит на стадии __________ коллектива.

1. расцвета

2. самоуправления

3. становления

4. стабилизации

№ 13.3.

Положение человека в коллективе, определяющее его права и обязанности, называется…

1. позицией

2. стилем поведения

3. статусом

4. самооценкой

№ 13.4.

Межличностные отношения членов коллектива образуют __________ коллектива.

2. традиции

3. неформализованную структуру

4. формализованную структуру

№ 13.5.

Общая социально-значимая цель, совместная деятельность, выборный руководящий орган, отношение ответственной зависимости – это признаки…

1. ассоциации

3. коллектива

4. корпорации

№ 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

№ 14.1.

Семья, включающая родителей и трех детей, называется …

1. малодетной

2. неполной

3. нуклеарной

4. стандартной

№ 14.2.

Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.

1. технико-гигеническим

2. демографическим

3. социально-экономическим

4. социально-культурным

№ 14.3.

Функции: репродуктивная, хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная - характерны для…

1. процесса обучения

2. коллектива

4. воспитательной системы

№ 14.4.

Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы …

1. коллектив сверстников

2. разновозрастный коллектив

3. искренняя и безусловная любовь родителей

4. материальные условия

№ 14.5.

Социализация ребенка в семье происходит…

1. всегда целенаправленно

2. независимо от воспитательных усилий родителей

3. как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения

4. стихийно

№ 15. Система образования в РФ

№ 15.1.

Установление перечня профессий и специальностей профессиональной подготовки возлагается на …

1. органы местного самоуправления

2. образовательное учреждение

3. федеральные органы государственной власти и органы управления образованием

4. субъекты Российской Федерации

№ 15.2.

Под диверсификацией образовательных учреждений понимается …

1. расширение штата администрации образовательного учреждения

2. введение элементов самоуправления в педагогическом коллективе

3. многообразие типов образовательных учреждений и форм получения образования

4. передача ряда полномочий высших органов управления низшим

№ 15.3.

К дополнительным образовательным учреждениям НЕ относится…

1. спортивная школа

2. дом детского творчества

3. аспирантура

4. музыкальная школа

№ 15.4.

Самостоятельный вид профессиональной педагогической деятельности людей, направленный на достижение организацией в рыночных условиях определенных целей управления путем рационализации использования экономических и человеческих ресурсов, называется…

1. миссией организации

2. концепцией управления

3. педагогический менеджмент

4. менеджмент

№ 15.5.

Акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы, называется…

1. концепцией управления

2. закономерностью управления

3. управленческим решением

4. принципом управления

№ 16. Образовательные учреждения, их типы

№ 16.1.

Техникумы и колледжи относятся к учреждениям __________ профессионального образования.

1. высшего

2. послевузовского

3. среднего

4. начального

№ 16.2.

Высшее учебное заведение, которое вносит большой вклад, направленный на развитие науки, культуры, образования путем научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники, культуры, называется …

1. институтом

2. колледжем

3. академией

4. научно-исследовательским институтом

№ 16.3.

Классификация образовательных учреждений на государственные, муниципальные и негосударственные проводится на основе …

1. количества обучающихся

2. качества получаемого образования

3. формы собственности

4. методов обучения

№ 16.4.

Пол, возраст, квалификация, образование составляют ________ структуру управления.

1. ролевую

2. функциональную

3. социальную

4. организационную

№ 16.5.

Управленческая культура, основанная на решении всех проблем временными творческими группами, называется …

1. культурой власти и силы

2. ролевой культурой

3. командной культурой

4. культурой индивидуальностей

№ 17. Принципы управления образовательными системами

№ 17.1.

Планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации составляют сущность принципа ___________ в управлении.

1. обратной связи

2. делегирования полномочий

3. системности

4. новых задач

№ 17.2.

Выборность руководителя образовательного учреждения, введение механизма конкурсного избрания и контрактной системы составляют основу реализации принципа __________________ управления.

1. системности

2. научной обоснованности

3. демократизации

4. гуманизации

№ 17.3.

Реализация принципа ______________ управления придает процессу управленческой деятельности последовательность, логичность и комплексность.

1. сочетания централизации и децентрализации

2. взаимосвязи единоначалия и коллегиальности

3. системности и целостности

4. демократизации

№ 17.4.

Наиболее общие правила, которые должны выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления, называются __________управления.

1. закономерностями

2. формами

3. принципами

4. методами

№ 17.5.

1. демократизации и гуманизации

2. объективности и полноты информации

3. научности

4. системности и целостности

№ 18. Методы, приемы, средства управления образовательными системами

№ 18.1.

Комплекс принципов, методов, форм и приемов эффективного управления педагогическими системами называется педагогическим…

1. моделированием

2. планированием

3. менеджментом

4. прогнозированием

№ 18.2.

К функциям управления педагогическим процессом НЕ относится…

1. контроль

2. стимулирование

3. рецензирование

№ 18.3.

По ресурсам управленческую информацию разделяют на …

1. первичную и вторичную

2. своевременную и несвоевременную

3. правовую, техническую, финансовую, энергетическую, материальную

4. полную и неполную

№ 18.4.

Одним из условий успешного достижения целей и задач педагогического менеджмента является …

1. реализация межпредметных связей

2. использование дисциплинарных средств воздействия

3. обоснованное принятие управленческого решения

4. финансово-хозяйственная деятельность

№ 18.5.

К установленным уровням мониторинга не относится…

1. региональный

2. школьный (вузовский)

3. родительский

4. государственный

№ 19. Общая характеристика педагогической профессии

№ 19.1.

Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и функцией педагога, называется педагогической …

1. компетенцией

2. профессией

3. специализацией

4. квалификацией

№ 19.2.

Приспособление учащегося к конкретным требованиям современной социальной ситуации составляет сущность ________ функции педагогической профессии.

1. прогностической

2. коррекционной

3. адаптивной

4. гуманистической

№ 19.3.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были…

1. государственные чиновники

2. вольнонаемные граждане

4. родители

№ 19.4.

Педагогическая деятельность относится в соответствие с классификацией Е.А.Климова к группе:

1. Человек – Знак

2. Человек – Техника

3. Человек – Человек

4. Человек – Природа

№ 19.5.

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются…

1. управление и воспитание

2. контроль и оценка

3. преподавание и воспитательная работа

4. социализация и развитие

№ 20. Профессиональная деятельность педагога

№ 20.1.

В структуре педагогической деятельности Н.В.Кузьмина выделяет следующие 3 компонента…

1. академическая деятельность

2. учебная деятельность

3. организаторская деятельность

4. конструктивная деятельность

5. коммуникативная деятельность

№ 20.2.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в (на)…

1. предприятиях

3. профессионально-технических училищах

5. дошкольных заведениях

№ 20.3.

Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической деятельности обусловлена …

1. профессиональными интересами педагогов

2. решением администрации образовательного учреждения

3. увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание

4. усложняющимся характером воспитания и обучения

5. изменением социально-экономических условий

№ 20.4.

В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют …

1. деятельность педагогов

2. деятельность администрации школы

3. воспитательный коллектив

4. воспитательную среду

5. деятельность воспитанников

№ 21. Требования к современному педагогу

№ 21.1.

Формирование морально-ценностных установок учащихся и их мировоззрения составляют основу ____________ умений педагога.

1. перцептивных

2. коммуникативных

3. ориентационных

4. информационных

№ 21.2.

Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называются…

1. развивающими

2. перцептивными

3. проектировочными

4. аналитическими

№ 21.3.

Групповой формой организации методической работы учителей того или иного предмета являются…

1. методические советы

2. открытые уроки

3. предметные методические объединения

4. педагогические советы

№ 21.4.

Основой педагогической направленности является …

1. желание властвовать над другими

2. стремление реализовать себя

3. интерес к профессии учителя

4. интерес к научной дисциплине

№ 21.5.

Совокупность личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя составляет …

1. новаторство

2. стиль деятельности

3. педагогическое мастерство

4. квалификацию

№ 22. Мастерство педагогического общения

№ 22.1.

Важнейшим критерием продуктивного педагогического общения является…

1. либеральный стиль взаимоотношений

2. высокая самооценка учащихся

3. создание благоприятного психологического климата в учебной группе

4. использование поощрения как основного метода воспитания

№ 22.2.

Нарушение деловых связей, возникновение препятствий к достижению целей профессиональной деятельности являются основой для __________ в педагогическом коллективе.

1. конфликта личностной несовместимости

2. конфликта ролевого характера

3. профессионального конфликта

4. конфликта ожиданий

№ 22.3.

Эмоциональная выразительность речи педагога включает в себя:

1. точность и правильность используемых выражений

2. использование жаргона

3. интонацию, темп, дикцию, паузы

4. логичность, простоту, доступность

№ 22.4.

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является...

1. конфликт

2. обмен знаниями

3. эмпатия

4. теоретический анализ

№ 22.5.

Попустительскому стилю педагогического общения характерно …

1. жесткое управление

2. всеобъемлющий контроль

3. самоустранение педагога от ответственности за происходящее в группе учащихся

4. активное участие всех членов группы в обсуждении хода предстоящей работы и её организации

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры.

Понятия "педагогическая культура" и "педагогическая деятельность" не тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целœей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач. Решение задач предполагает осуществление индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решения педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующей способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры учителя.

Анализ понятия "технология" свидетельствует о том, что если на первых порах оно ассоциировалось в основном с производственной сферой деятельности человека, то в последнее время стало предметом многих психолого-педагогических исследований. Возросший интерес к педагогической технологии можно объяснить следующими причинами:

‣‣‣ многообразные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения образовательного процесса. Теоретические исследования раскрывают логику познания от изучения объективной реальности к формулировке законов, построению теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

‣‣‣ классическая педагогика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всœегда оперативно реагирует на научное обоснование многих научных идей, подходов, методик; отстает, а часто и сдерживает внедрение новых приемов и способов педагогической деятельности;

‣‣‣ широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий и компьютерной техники потребовало существенного изменения традиционных способов обучения и воспитания;

‣‣‣ общая педагогика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания - очень практической, в связи с этим требуется промежуточное звено, позволяющее в действительности связать теорию и практику.

Рассматривая педагогическую технологию в контексте профессионально-педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре и такой элемент, как технология педагогической деятельности, фиксирующий совокупность приемов и способов целостного осуществления педагогического процесса. Введение в научный оборот понятия "технология педагогической деятельности" предполагает построение такой модели, которая основывалась бы на идеях системного, целостного подходов, рассмотрения педагогической деятельности как процесса решения многообразных педагогических задач, являющихся по своей сути задачами социального управления. Технология педагогической деятельности рассматривается через призму решения совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целœеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции. Технология педагогической деятельности, таким образом, представляет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в школе.

Педагогическая задача, выражая единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается, должна отвечать ряду требований, для реализации которых и реализуются педагогические действия как способы решения педагогических задач.

Способы решения задачи бывают алгоритмическими или квазиалгоритмическими. Алгоритмический способ применяется в том случае, в случае если процедура решения задачи состоит из эффективных операций и не содержит неоднозначно детерминированных разветвлений. Квазиалгоритмический способ решения задачи содержит неоднозначно детерминированные разветвления, определяемые условиями реально поставленной задачи. В педагогической практике преобладают квазиалгоритмические способы решения задач. Высокий уровень решения задач в деятельности педагога обусловлен наличием разнообразных моделœей, конструкций решения, зафиксированных в памяти индивида. Часто адекватное решение не находится не потому, что нет "в запасниках" памяти адекватных способов решения, а потому, что учитель (часто начинающий) не видит и не принимает самой ситуации, требующей решения.

Исходя из особенностей педагогической деятельности учителя, логической обусловленности и последовательности его действий, операций по ее осуществлению, можно выделить следующие бинарные группы педагогических задач:

Аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений и др.;

Конструктивно-прогностические - задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;

Организационно-деятельностные - задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;

Оценочно-информационные - задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;

Коррекционно-регулирующие - задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.

Названные задачи бывают рассмотрены как самостоятельные системы, представляющие собой последовательность действий, операций, характеризующих конкретные виды технологий педагогической деятельности учителя. Анализ структуры педагогической деятельности позволяет выделить систему действий, так как понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всœем конкретным видам педагогической деятельности, но не сводится ни к одному из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражает и всœеобщее, и всœе богатство отдельного. Это позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному и воссоздать в познании объект педагогической деятельности в его целостности.

Выделœенные группы педагогических задач являются типичными для учителя как субъекта профессиональной деятельности, тем не менее предполагают их творческое индивидуально-личностное решение в конкретной педагогической реальности.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Технологический компонент профессионально-педагогической культуры." 2017, 2018.

Относятся:

  • цель;
  • содержание;
  • формы;
  • деятельность педагога, которая реализуется через педагогические задачи, методы и средства;
  • деятельность ученика, которая определяется его личными целями, мотивами и средствами;
  • результат совместной деятельности педагога и ученика.

Педагогическое воздействие и взаимодействие должно иметь цель. Только тогда это становится организованным и управляемым процессом.

Педагогический процесс не возможен без взаимной деятельности педагога и ученика. Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога. Педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, которые использует педагог.

Деятельности обучаемого или детского коллектива также присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы, с той лишь разницей, что они являются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Обучаемый пользуется в процессе своей деятельности методами и средствами, предложенными ему в процессе воспитания и социализации. Но чем ниже уровень опыта и знаний, тем ниже их целесообразность и адекватность решаемым проблемам. Именно поэтому в педагогическом процессе наибольшая ответственность лежит на более взрослых и компетентных. Такой подход – это не полное снятие ответственности с воспитанника. Ребенок несет ответственность за свои поступки пропорционально его возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, уровню сформированности способности к целеполаганию.

Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. В различных типах педагогики эта проблема решается по-разному. В авторитарной педагогике воздействия, специфика деятельности обучаемого не является фокусом для постоянного изучения и осмысления, соответственно расхождения между деятельностью педагога и ученика часто значительны. В гуманистической педагогике, которая строится на взаимодействии и сотрудничестве субъектов процесса, осуществление педагогической деятельности происходит в контакте с детьми, стабильного внимания к психо-физическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для положительного результата педагогический процесс должен быть организован как процесс взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

Результатом взаимодействия целостного педагогического процесса является система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Сущность человека проявляется именно в его деятельности. В процессе практической деятельности зарождаются отношения, проявляется ценностная система. Система таких отношений и ценностей обучаемого определят его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом и делает его всесторонне развитым, воспитанным, образованным, если данная система имеет положительную направленность.

Процессуальная структура и компоненты

Если рассматривать процессуальную структуру педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты:

  • эмоционально-мотивационный,
  • содержательно-целевой,
  • организационно-деятельностный,
  • контрольно-оценочный.

Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса наделен эмоциональными отношениями между его субъектами и мотивами их деятельности. Среди мотивов деятельности можно выделить:

  • мотивы воспитанников,
  • мотивы воспитателей.

Мотивы воспитанников должны формироваться в правильном направлении. Социально ценные и личностно значимые мотивы определяют результативность педагогического процесса. Важную роль в педагогическом процессе играют и мотивы воспитателей, в частности характер эмоциональных отношений между ними.

Содержательно-целевой компонент целостного педагогического процесса связывает общую, индивидуальную и частные цели воспитания, с содержанием учебно-воспитательной работы . Цели воспитания наполняются конкретным содержанием знаний, умений и навыков и отношений к действительности. Это содержание приобретает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, определяется возрастом субъектов взаимодействия и спецификой педагогических условий.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса - управление учебно-воспитательным процессом педагогами. По сути, это организация педагогической среды для формирования и развития личности ребенка, организация взаимодействия субъектов педагогического процесса. В таком взаимодействии проявляется организационная роль педагогов-профессионалов, которые обладают знаниями принципов учебно-воспитательной работы и профессиональными методами применения средств воспитания, обеспечивающих достижение целей воспитания. Средства и методы складываются в различные формы совместной деятельности педагогов и обучаемых.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса - это контроль и оценка педагогами деятельности обучаемых.

Она может выражаться в подведении итогов работы определенного этапа взаимодействия и в определении уровня развития обучаемых с целью разработки дальнейшей программы деятельности. Посредством оценки возможно социальное воздействие на деятельность личности. Важное значение контроль и оценка имеют именно для детей. Отношения между детьми и взрослыми насыщены оценочными моментами. Важное значение здесь имеет и самооценка учениками своих успехов и недостатков. Развитие способности объективно оценивать свою деятельность - важная задача и часть структуры педагогического процесса. Актуальным для педагогического процесса является контроль и оценка со стороны государства и общества. Здесь важны самоконтроль и самооценка педагогом своей профессиональной деятельности, способность к отслеживанию ее результатов и рефлексии.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...