Теорема о сумме внутренних углов. Сумма углов треугольника

То, что «Сумма углов любого треугольника в Эвклидовой геометрии равна 180 градусов» можно просто запомнить. Если запомнить не просто, можно провести парочку экспериментов для лучшего запоминания.

Эксперимент первый

Начертите на листе бумаги несколько произвольных треугольников, например:

Обязательно пользуйтесь линейкой. Теперь нужно вырезать полученные треугольники, делая это ровно по начерченным линиям. Закрасьте углы каждого треугольника цветным карандашом или фломастером. Например, в первом треугольники все углы будут красными, во втором - синими, третьем – зелеными. http://bit.ly/2gY4Yfz

От первого треугольника отрежьте все 3 угла и вершинами соедините их в одно точке, так, чтобы ближайшие стороны каждого угла соединялись. Как видно, три угла треугольника образовали развернутый угол, который равен 180 градусов. То же самое проделайте с двумя другими треугольниками – результат будет тот же. http://bit.ly/2zurCrd

Эксперимент второй

Чертим произвольный треугольник ABC. Выбираем любую вершину (например, C) и через нее проводим прямую DE, параллельную противоположной стороне (AB). http://bit.ly/2zbYNzq

Получаем следующее:

  1. Углы BAC и ACD равны, как внутренние накрестлежащие относительно AC;
  2. Углы ABC и BCE равны, как внутренние накрестлежащие относительно BC;
  3. Видим, что углы 1, 2 и 3 – углы треугольника, соединенные в одной точке образовали развернутый угол DCE, который равен 180 градусов.

Теорема о сумме углов треугольника гласит, что сумма всех внутренних углов любого треугольника равна 180°.

Пусть внутренние углы треугольника равны a, b и c, тогда:

a + b + c = 180°.

Из данной теории можно сделать вывод, что сумма всех внешних углов любого треугольника равна 360°. Так как внешний угол является смежным углом с внутренним, то их сумма равна 180°. Пусть внутренние углы треугольника равны a, b и c, тогда внешние углы при этих углах равна 180° - a, 180° - b и 180° - c.

Найдем сумму внешних углов треугольника:

180° - a + 180° - b + 180° - c = 540° - (a + b + c) = 540° - 180° = 360°.

Ответ: сумма внутренних углов треугольника равна 180°; сумма внешних углов треугольника равна 360°.

1) Сумма углов треугольника равна 180°.

Доказательство

Пусть ABC" - произвольный треугольник. Проведем через вершину B прямую, параллельную прямой AC (такая прямая называется прямой Евклида) . Отметим на ней точку D так, чтобы точки A и D лежали по разные стороны прямой BC.Углы DBC и ACB равны как внутренние накрест лежащие, образованные секущей BC с параллельными прямыми AC и BD. Поэтому сумма углов треугольника при вершинах B и С равна углу ABD.Сумма всех трех углов треугольника равна сумме углов ABD и BAC. Так как эти углы внутренние односторонние для параллельных AC и BD при секущей AB, то их сумма равна 180°. Теорема доказана.
2) Внешним углом треугольника при данной вершине называется угол, смежный с углом треугольника при этой вершине.

Теорема: Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним

Доказательство. Пусть ABC – данный треугольник. По теореме о сумме углов в треугольнике
∠ ABС + ∠ BCA + ∠ CAB = 180 º.
Отсюда следует
∠ ABС + ∠ CAB = 180 º - ∠ BCA = ∠ BCD
Теорема доказана.

Из теоремы следует:
Внешний угол треугольника больше любого угла треугольника, не смежного с ним.
3)
Сумма углов треугольника = 180 градусов. Если один из углов прямой (90 градусов) на два остальных приходится тоже 90. значит, каждый из них - меньше 90 то есть они - острые. если один из углов - тупой, то на два остальных приходится менее 90 то есть они явно острые.
4)
тупоугольный - больше 90 градусов
остроугольный - меньше 90 градусов
5) а. Треугольник, у которого один из углов равен 90 градусов.
б. Катеты и гипотенуза
6)
6°. В каждом треугольнике против большей стороны лежит больший угол и обратно: против большего угла лежит большая сторона. Любой отрезок имеет одну и только одну середину.
7)
По теореме Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, значит гипотенуза больше каждого из катетов
8) --- тоже самое, что и 7
9)
сумма углов треугольника равно 180 градусов. а если бы аждая сторона треугольника была бы больше суммы двух других сторонон, то сумма углов была бы больше 180, что невозможно. следовательно - каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.
10)
Сумма углов любого треугольника равна 180 градусам.
Т. к. этот треугольник прямоугольный, то один из углов у него прямой, т. е. равен 90 градусам.
Следовательно, сумма двух других острых углов равна 180-90=90 градусов.
11)
1. рассмотрим прямоугольный треугольник ABC в которм угол А - прямой, угол В = 30 градусам а угол С = 60.Приложим к треугольнику АВС равный ему треугольник АВD. Получим треугольни BCD в котором угол B = углу D = 60 градусов, следовательно DC = BC. Но по построению АС 1/2 ВС, что и требовалось доказать.2. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета равен 30 градусам.докажем это.рассмотрим прямоугольный треугольник АВC, у которого катет АС равен половине гипотенузы АС.Приложим к треугольнику АВС равный ему треугольник ABD. Получит равносторонний треугольник BCD. Углы равностороннего треугольника равны друг другу(т.к. против равных строн лежат равные углы), поэтому каждый из них = 60 градусам. Но угол DBC = 2 угла ABC, следовательно угол АВС = 30 градусов,что и требовалось доказать.

Предварительные сведения

Вначале рассмотрим непосредственно понятие треугольника.

Определение 1

Треугольником будем называть геометрическую фигуру, которая составлена из трех точек, соединенных между собой отрезками (рис. 1).

Определение 2

Точки в рамках определения 1 будем называть вершинами треугольника.

Определение 3

Отрезки в рамках определения 1 будем называть сторонами треугольника.

Очевидно, что любой треугольник будет иметь 3 вершин, а также три стороны.

Теорема о сумме углов в треугольнике

Введем и докажем одну из основных теорем, связанную с треугольников, а именно теорему о сумме углов в треугольнике.

Теорема 1

Сумма углов в любом произвольном треугольнике равняется $180^\circ$.

Доказательство.

Рассмотрим треугольник $EGF$. Докажем, что сумма углов в этом треугольнике равняется $180^\circ$. Сделаем дополнительное построение: проведем прямую $XY||EG$ (рис. 2)

Так как прямые $XY$ и $EG$ параллельны, то $∠E=∠XFE$ как накрест лежащие при секущей $FE$, а $∠G=∠YFG$ как накрест лежащие при секущей $FG$

Угол $XFY$ будет развернутым, следовательно, равняется $180^\circ$.

$∠XFY=∠XFE+∠F+∠YFG=180^\circ$

Следовательно

$∠E+∠F+∠G=180^\circ$

Теорема доказана.

Теорема о внешнем угле треугольника

Еще одной теоремой о сумме углов для треугольника можно считать теорему о внешнем угле. Для начала введем это понятие.

Определение 4

Внешним углом треугольника будем называть такой угол, который будет смежным с каким-либо углом треугольника (рис. 3).

Рассмотрим теперь непосредственно теорему.

Теорема 2

Внешний угол треугольника равняется сумме двух углов треугольника, которые не являются смежным для него.

Доказательство.

Рассмотрим произвольный треугольник $EFG$. Пусть он имеет внешний угол треугольника $FGQ$ (рис. 3).

По теореме 1 ,будем иметь, что $∠E+∠F+∠G=180^\circ$, следовательно,

$∠G=180^\circ-(∠E+∠F)$

Так как угол $FGQ$ внешний, то он смежен с углом $∠G$, тогда

$∠FGQ=180^\circ-∠G=180^\circ-180^\circ+(∠E+∠F)=∠E+∠F$

Теорема доказана.

Пример задач

Пример 1

Найти все углы треугольника, если он является равносторонним.

Так как у равностороннего треугольника все стороны равны, то будем иметь, что и все углы в нем также равны между собой. Обозначим их градусные меры через $α$.

Тогда, по теореме 1 будем получать

$α+α+α=180^\circ$

Ответ: все углы равняются по $60^\circ$.

Пример 2

Найти все углы равнобедренного треугольника, если один его угол равняется $100^\circ$.

Введем следующие обозначения углов в равнобедренном треугольнике:

Так как нам не дано в условии, какой именно угол равняется $100^\circ$, то возможны два случая:

    Угол, равный $100^\circ$ - угол при основании треугольника.

    По теореме об углах при основании равнобедренного треугольника получим

    $∠2=∠3=100^\circ$

    Но тогда только их сумма будет больше, чем $180^\circ$, что противоречит условию теоремы 1. Значит, этот случай не имеет места.

    Угол, равный $100^\circ$ - угол между равными сторонами, то есть

    Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

    Сумма углов треугольника.

    Смирнова И. Н., учитель математики.
    Информационный проспект открытого урока.

    Цель методического занятия: познакомить учителей с современными методами и приемами использования средств ИКТ в различных видах учебной деятельности.
    Тема урока: Сумма углов треугольника.
    Имя урока: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н Толстой.
    Методические новшества, которые будут положены в основу урока.
    На уроке будут показаны методы научного исследования с использованием ИКТ (использование математических экспериментов, как одной из форм получения новых знаний; экспериментальная проверка гипотез).
    Обзорное описание модели урока.
    1. Мотивация изучения теоремы.
    2. Раскрытие содержания теоремы в ходе математического эксперимента с использованием учебно-методического комплекта «Живая математика».
    3. Мотивация необходимости доказательства теоремы.
    4. Работа над структурой теоремы.
    5. Поиск доказательства теоремы.
    6. Доказательство теоремы.
    7. Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.
    8. Применение теоремы.

    Урок по геометрии в 7 классе
    по учебнику «Геометрия 7-9»
    на тему: «Сумма углов треугольника».

    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Цели урока:
    Образовательные: доказать теорему о сумме углов треугольника; получить навыки работы с программой «Живая математика», развитие межпредметных связей.
    Развивающие: совершенствование умений осознанно проводить такие приемы мышления как сравнение, обобщение и систематизация.
    Воспитательные: воспитание самостоятельности и умения работать в соответствии с намеченным планом.
    Оборудование: мультимедийный кабинет, интерактивная доска, карточки с планом практической работы, программа «Живая математика».

    Структура урока.

    1. Актуализация знаний.
      1. Мобилизующее начало урока.
      2. Постановка проблемной задачи с целью мотивации изучения нового ма-териала.
      3. Постановка учебной задачи.
      1. Практическая работа «Сумма углов треугольника».
      2. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
      1. Решение проблемной задачи.
      2. Решение задач по готовым чертежам.
      3. Подведение итогов урока.
      4. Постановка домашнего задания.

    Ход урока.

    1. Актуализация знаний.

      План урока:

      1. Экспериментальным путем установить и выдвинуть гипотезу о сумме углов любого треугольника.
      2. Доказать это предположение.
      3. Закрепить установленный факт.
    2. Формирование новых знаний и способов действий.
      1. Практическая работа «Сумма углов треугольника».

        Учащиеся садятся за компьютеры и им раздаются карточки с планом практической работы.

        Практическая работа по теме «Сумма углов треугольника» (образец карточки)

        Распечатать карточку

        Учащиеся сдают результаты практической работы и садятся за парты.
        После обсуждения результатов практической работы выдвигается гипотеза о том, что сумма углов треугольника равна 180°.
        Учитель: Почему мы пока не можем утверждать, что сумма углов абсолютно любого треугольника равна 180°.
        Ученик: Нельзя выполнить ни абсолютно точных построений, ни произвести абсолютно точного измерения, даже на компьютере.
        Утверждение, что сумма углов треугольника равна 180°, относится только к рассмотренным нами треугольникам. Мы ничего не можем сказать о других треугольниках, так как их углы мы не измеряли.
        Учитель: Правильнее было бы сказать: рассмотренные нами треугольники имеют сумму углов приблизительно равную 180°. Чтобы убедиться в том, что сумма углов треугольника точно равна 180° и при том для любых треугольников, нам надо еще провести соответствующие рассуждения, то есть доказать справедливость утверждения, подсказанного нам опытом.

      2. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.

        Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока «Сумма углов треугольника».

        Работа над структурой теоремы.

        Чтобы сформулировать теорему, ответьте на следующие вопросы:
        • Какие треугольники использовались в процессе проведения измерений?
        • Что входит в условие теоремы (что дано)?
        • Что мы обнаружили при измерении?
        • В чем состоит заключение теоремы (что надо доказать)?
        • Попробуйте сформулировать теорему о сумме углов треугольника.

        Построение чертежа и краткая запись теоремы

        На этом этапе учащимся предлагается сделать чертеж и записать, что дано и что требуется доказать.

        Построение чертежа и краткая запись теоремы.

        Дано: Треугольник ABC.
        Доказать:
        டA + டB + டC = 180°.

        Поиск доказательства теоремы

        При поиске доказательства следует попытаться развернуть условие или заключение теоремы. В теореме о сумме углов треугольника попытки развернуть условие безнадежны, поэтому разумно заняться с учениками развертыванием заключения.
        Учитель: В каких утверждениях говорится об углах, сумма величин которых равна 180°.
        Ученик: Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180°.
        Сумма смежных углов равна 180°.
        Учитель: Попробуем для доказательства использовать первое утверждение. В связи с этим необходимо построить две параллельные прямые и секущую, но необходимо это сделать так, чтобы наибольшее количество углов треугольника стали внутренними или входили в них. Как можно этого добиться?

        Поиск доказательства теоремы.

        Ученик: Провести через одну из вершин треугольника прямую параллельную другой стороне, тогда боковая сторона будет являться секущей. Например, через вершину В.
        Учитель: Назовите образовавшиеся при этих прямых и секущей внутренние односторонние углы.
        Ученик: Углы DBA и ВАС.
        Учитель: Сумма каких углов будет равна 180°?
        Ученик: டDBA и டBAC.
        Учитель: Что можно сказать о величине угла ABD?
        Ученик: Его величина равна сумме величин углов ABC и СВК.
        Учитель: Какого утверждения нам не хватает, чтобы доказать теорему?
        Ученик: டDBC = டACB.
        Учитель: Какие это углы?
        Ученик: Внутренние накрест лежащие.
        Учитель: На основании чего мы можем утверждать, что они равны?
        Ученик: По свойству внутренних накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей.

        В результате поиска доказательства составляется план доказательства теоремы:

        План доказательства теоремы.

        1. Через одну из вершин треугольника провести прямую, параллельную противолежащей стороне.
        2. Доказать равенство внутренних накрест лежащих углов.
        3. Записать сумму внутренних односторонних углов и выразить их через углы треугольника.

        Доказательство и его запись.

        1. Проведем BD || АС (аксиома параллельных прямых).
        2. ட3 = ட4 (так как это накрест лежащие углы при BD || АС и секущей ВС).
        3. டА + டАВD = 180° (так как это односторонние углы при BD || АС и секущей АВ).
        4. டА + டАВD = ட1 + (ட2 + ட4) = ட1 + ட2 + ட3 = 180°, что и требовалось доказать.

        Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.

        Для усвоения формулировки теоремы учащимся предлагается выполнить следующие задания:

        1. Сформулируйте теорему, которую мы только что доказали.
        2. Выделите условие и заключение теоремы.
        3. К каким фигурам применима теорема?
        4. Сформулируйте теорему со словами «если …, то…».
    3. Применение знаний, формирование умений и навыков.


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...